Женские образы романа война и мир - сочинение. Женские образы в «Войне и мире»: сочинение Женские персонажи в войне и мире

Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» — это роман-эпопея, охватывающий не одно десятилетие и повествующий не об одной семье и уж, конечно, никак не о жизни одного человека. Здесь есть главные герои, есть менее значительные. Каждый из главных персонажей все время ищет себя, идет по пути борьбы с самим собой, сомневается, ошибается, падает, поднимается и вновь продолжает поиск. Это Андрей Болконский, Пьер Безухов, Николай Ростов и многие другие. Они пребывают в состоянии постоянного поиска смысла жизни, находят его и вновь теряют. Но особенно удивляет то, что героинь романа это словно бы не касается, они знают, кто они такие, знают, как и что им положено делать, да и в душе их нет места борьбе, поскольку там царит гармония.

Жизнь людей в романе Толстого разделена на истинную и ложную, точно такое же четкое разграничение существует среди женских образов. Княжна Марья Болконская, Наташа Ростова, бесспорно, живут истинной жизнью, тогда как Элен Безухова и Жюли Карагина — это представительницы жизни ложной.

Основной принцип композиции романа, заявленный уже в названии, — противопоставление, он выдерживается и в построении женских образов. В романе Элен Безухова и Наташа Ростова — антиподы. Элен — холодная и спокойная, Наташа, напротив, очень шумная, веселая, жизнерадостная — «порох». Толстой всячески подчеркивает эту разницу, выбирая для их описания противоположные эпитеты: Элен — «красавица», «блестящая», Наташа — «некрасивая, но живая девочка». Несмотря на внешнюю красоту, Элен внутри совершенно пуста. Она пользуется успехом в обществе, считается умной женщиной — в том обществе, которое представляет в романе «жизнь ложную». Наташа же при всей своей угловатости, некрасивости прекрасна душой. Она — «особенно поэтическая, переполненная жизнью... девушка», которая обладает способностью проникаться чувствами других людей, понимать их и откликаться всем сердцем на чужие беды.

Элен представляет собой сформировавшегося человека, тогда как Наташа в начале романа находится «в том милом возрасте, когда девушка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка». В романе показано развитие Наташи, ее взросление, и огромную роль в этом процессе играет Элен. Их столкновение в произведении, становящееся толчком для романа Наташи и Анатоля, — это столкновение нравственности и духовной низости, человечности и бесчеловечности, добра и зла. Под влиянием Элен то, что всегда было для Наташи странным, становится естественным и простым. Это испытание оказало на нее серьезное воздействие: не изменившись в корне, она стала совершенно другой — более серьезной, взрослой.

Эти две героини живут по совершенно разным, противоположным принципам. Наташа Ростова открыто радуется жизни, она руководствуется не разумом, а эмоциями. Стоит только вспомнить о другой героине, руководствующейся всегда и во всем исключительно голосом рассудка, как сразу веет холодом. Элен твердо стоит на ногах и всегда точно знает, что ей выгодно и необходимо.

Благодаря своему характеру Наташа — душа семьи Ростовых. Только она умеет увидеть горе каждого, помочь, только она умеет возвратить к жизни свою мать, забыв при этом о собственном горе. Чтобы оттенить ее образ, Толстой рисует образы еще двух девушек, также воспитанных в семье Ростовых: старшей дочери Веры и племянницы Сони.

Вера «была хороша, была неглупа, училась прекрасно, была хорошо воспитана». Она представляет собой своеобразную «ошибку» графини Ростовой: ее держали в строгости и «воспитывали», в отличие от Наташи. Быть может, такой могла бы быть Наташа, если бы ее воспитывали по-другому. Вера с ее холодным, рассудительным умом противопоставляется Наташе: они совершенно разные, хоть и «одной фамилии», как говорит Берг.

Другая воспитанница семьи Ростовых, племянница Соня, «напоминала красивого, но еще не сформировавшегося котенка, который будет прелестною кошечкой». Толстой еще не раз повторяет это сравнение, обращая внимание на что- то «кошачье» в Соне, чтобы лучше объяснить читателю и ее неудачную любовь, и дальнейшую судьбу, и ее поведение. Уживчивость в ней сочетается с умением вовремя «выпустить коготки и выказать свою кошачью натуру». Как кошка, Соня «прижилась не к людям, а к дому, в котором живет», чем и объясняется ее положение в эпилоге. Примирившись со своим назначением «пустоцвета», она спокойно живет в доме Ростовых и Безуховых. Кажется, что без Сони просто не могло бы быть других героев, равно как и пустоцвет обязательно есть на клубнике.

Еще одно противопоставление, которое присутствует в романе, хоть и не подчеркивается так ярко, — это сравнение княжны Марьи Болконской и Жюли Карагиной. Их объединяет то положение, которое они обе занимают в обществе: богатые, некрасивые девушки, выгодная партия для любого. Кроме того, они подруги, насколько могут быть подругами столь разные девушки. Жюли, в отличие он княжны Марьи, живет в столице, прекрасно знакома со всеми правилами и привычками светского общества, она является его неотъемлемой частью — частью жизни ложной.

В описании облика Марьи Болконской Толстой обращает внимание читателя на «глаза княжны, большие, глубокие и лучистые». В романе Толстой предлагает два видения княжны Марьи — глазами Анатоля и глазами Николая Ростова. Первый находит ее некрасивой, дурной: будучи человеком совершенно безнравственным, он просто не в состоянии увидеть свет, излучаемый прекрасными глазами княжны. Совсем другое видит в ней Ростов: он воспринимает княжну не как желательную партию, а как «беззащитную, убитую горем» девушку, отмечает «кротость, благородство в ее чертах и выражении». Именно для Николая Марья сберегает тот лучистый взгляд, «который заставлял забывать некрасивость ее лица».

Если выбор между Наташей и Элен А. Н. Толстой осуществляет через Пьера, то во втором случае «выразителем» авторской позиции является Николай Ростов. В Жюли он не видит ничего, хотя прекрасно сознает, что она была бы для него выгодной партией, тем не менее предпочитает ей Соню. Марья же «околдовывает» его своей внутренней красотой, и он, несмотря на внутренние сомнения, все же делает выбор в ее пользу. Глубина ее духовного мира, открывающаяся Николаю, делает ее особенно привлекательной для него. Он невольно сравнивает ее с Соней, причем сравнивает не их материальное положение, а «бедность» в одной и «богатство» в другой тех духовных даров, которых не имеет сам.

Княжна Марья, как и Наташа, живет любовью, только это чувство у нее не всепоглощающее, как у Наташи, а робкое, боящееся выйти наружу. Они похожи, обе — чистые, глубоко нравственные натуры, не случайно автор наделяет их схожей чертой — некрасивостью, тем самым противопоставляя Соне, Вере и Элен. Л. Н. Толстой сравнивает не только характеры героинь, но и их внешний облик, манеру вести себя и говорить, чтобы максимально ярко отразить основную идею романа — противопоставление истинной и ложной жизни.

Женский образ в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого - это, можно сказать, тема отдельного произведения. С его помощью автор показывает нам свое отношение к жизни, понимание счастья женщины и ее предназначения. На страницах книги представлено множество характеров и судеб представительниц прекрасного пола: Наташа Ростова, Мария Болконская, Лиза Болконская, Соня, Элен Курагина. Каждая из них достойна нашего внимания и показывает отношение великого писателя к такому Итак, попробуем вспомнить, кто воплощает женский образ в романе «Война и мир». Мы уделим внимание нескольким героиням, которые встречаются на страницах произведения.

Наташа Ростова в начале романа

Этот женский образ в романе «Война и мир» требует наибольшего внимания автора, именно Наташе он посвящает многие страницы своего творения. Героиня, безусловно, вызывает самый живой интерес читателей. В начале произведения она ребенок, но немного позднее перед нами предстает юная восторженная девушка. Мы так и видим, как она грациозно кружится в танце, улыбается, смотрит на жизнь как на только что приоткрытую книгу, полную загадок, чудес, приключений. Это удивительно добрая и открытая юная особа, которая любит весь мир, доверяет ему. Каждый день ее жизни - настоящий праздник, она любимица родителей. Кажется, что такой легкий характер обязательно подарит ей счастливую, беззаботную жизнь с любящим мужем.

Ее восхищает красота лунной ночи, она видит нечто прекрасное в каждом мгновении. Такая восторженность покоряет сердце Андрея Болконского, который случайно услышал разговор Наташи и Сони. Наташа, конечно, тоже влюбляется в него легко, радостно, беззаветно. Однако ее чувство не прошло испытания временем, с такой же готовностью она принимает ухаживания Анатоля Курагина. Андрей не может простить ей этого, в чем признается своему другу, Пьеру Безухову. Наташу сложно винить в неверности, ведь она так молода, так хочет больше узнать о жизни. Таков этот юный женский образ в романе «Война и мир».

Наташа Ростова. Испытания в жизни

Однако на долю девушки выпадает немало испытаний, которые сильно меняют ее характер. Как знать, быть может, если бы Наташа не столкнулась с жизненными трудностями, из нее выросла бы самовлюбленная эгоистка, думающая лишь о своих интересах и радостях, неспособная сделать счастливыми мужа и детей.

Она с готовностью берется ухаживать за умирающим Андреем Болконским, показав себя как вполне зрелая, взрослая личность.

После смерти Андрея Наташа очень горюет, тяжело переживает его уход из жизни. Теперь уже перед нами не веселая кокетка, а серьезная молодая женщина, которая пережила утрату.

Следующий удар в ее жизни - гибель брата Пети. Она не может предаваться горю, так как в помощи нуждается ее мать, которая чуть не из-за потери сына. Наташа день и ночь проводит у ее постели, разговаривает с ней. Ее ласковый голос успокаивает графиню, превратившуюся из моложавой женщины в старуху.

Мы видим перед собой совершенно иной пленительный женский образ в романе «Война и мир». Наташа Ростова теперь совсем другая, она с легкостью жертвует своими интересами ради счастья других. Кажется, будто все тепло, которое дали ей родители, теперь изливается на окружающих.

Наташа Ростова в конце романа

Любимый женский образ в романе «Война и мир» - это для многих образ Наташи Ростовой. Эта героиня любима и самим автором, неспроста он уделяет ей так много внимания. В конце произведения мы видим Наташу матерью большого семейства, которая живет заботами о близких. Теперь она совершенно не напоминает ту юную девочку, которая была перед нами на первых страницах произведения. Счастье этой женщины - благополучие и здоровье детей и мужа Пьера. Ей чуждо пустое времяпрепровождение и праздность. Она с еще большей силой отдает любовь, полученную в нежном возрасте.

Конечно, Наташа теперь не так изящна и красива, она не очень следит за собой, носит простую одежду. Эта женщина живет интересами близких ей людей, целиком отдавая себя мужу и детям.

Удивительно, но она абсолютно счастлива. Известно, что человек способен лишь тогда, когда живет интересами близких, ведь любимые люди - продолжение нас самих. Любовь к детям - это тоже любовь к себе, только в более широком смысле.

Так описал Л. Н. Толстой этот удивительный женский образ в романе «Война и мир». Наташа Ростова, кратко о ней рассказать сложно, - это идеал женщины самого писателя. Он любуется ее грациозной юностью, восхищается повзрослевшей героиней и делает ее счастливой матерью и супругой. Толстой считал, что самое большое счастье для женщины - это замужество и материнство. Только тогда ее жизнь наполнена смыслом.

Л.Н. Толстой также показывает нам, насколько разной может быть женская привлекательность. В юном возрасте восхищение миром, открытость всему новому, безусловно, приводят в восторг окружающих. Однако такое поведение у взрослой дамы может показаться нелепым. Только представьте, если бы красотой ночи восхищалась не юная девушка, а дама более зрелого возраста. Скорее всего, она могла бы выглядеть нелепо. У каждого возраста - своя красота. Забота о близких делает взрослую женщину счастливой, а ее душевная красота заставляет окружающих восхищаться.

Когда старшеклассникам задают сочинение на тему «Мой любимый женский образ в романе "Война и мир"», все без исключения пишут о Наташе Ростовой, хотя при желании, конечно, можно было бы написать о ком-нибудь другом. Это лишний раз подтверждает то, что общепринятые человеческие ценности определены в мире давно, а героиня романа, написанного более ста лет назад, по-прежнему вызывает симпатию.

Марья Болконская

Еще один любимый автором женский образ в романе «Война и мир» - Марья Болконская, сестра Андрея Болконского. В отличие от Наташи, она не обладала живостью характера и привлекательностью. Как пишет про Марью Николаевну Толстой, она была некрасива: слабое тело, худое лицо. Девушка безропотно подчинялась своему отцу, который хотел развить в ней деятельность и ум, будучи уверенным в абсолютной неказистости дочери. Ее жизнь состояла из занятий по алгебре и геометрии.

Однако необыкновенным украшением лица этой женщины были глаза, которые сам автор называет зеркалом души. Именно они делали ее лицо «привлекательнее красоты». Глаза Марьи Николаевны, большие и всегда грустные, излучали доброту. Такое автор дает им удивительное описание.

Женский образ в романе «Война и мир», воплощенный Марьей Николаевной, - это абсолютная добродетель. По тому, как автор пишет о ней, становится понятно, насколько он восхищается такими женщинами, существование которых иногда бывает незаметно.

Сестра Андрея Болконского, также как и Наташа, любит семью, хотя ее никогда не баловали, она воспитывалась в строгости. Марья терпела отца, уважала его. Она даже подумать не могла обсуждать решения Николая Андреевича, благоговела от всего, что он делал.

Марья Николаевна очень впечатлительна и добра. Ее огорчает дурное настроение отца, она искренне радуется приезду жениха, Анатоля Курагина, в котором она видит доброту, мужественность, великодушие.

Как любая добрая женщина, Марья, конечно, мечтает о и детях. Она бесконечно верит в судьбу, в волю Всевышнего. Сестра Болконского не смеет ничего желать для себя, ее благородная глубокая натура не способна завидовать.

Наивность Марьи Николаевны не дает ей увидеть людские пороки. Она во всех видит отражение собственной чистой души: любовь, доброту, порядочность.
Марья принадлежит к числу тех которые действительно счастливы счастьем других. Эта умная и светлая женщина просто не способна на злость, зависть, месть и другие низменные чувства.

Итак, второй восхитительный женский образ в романе «Война и мир» - Марья Болконская. Пожалуй, Толстой любит ее не меньше, чем Наташу Ростову, хотя и уделяет ей не так много внимания. Она словно тот идеал автора, к которому Наташа придет через много лет. Не имея ни детей, ни семьи, она находит свое счастье в том, чтобы отдавать тепло другим людям.

Женское счастье Марьи Болконской

Сестра Болконского не ошиблась: ничего не желая для себя, она тем не менее встретила человека, который искренне полюбил ее. Марья стала женой Николая Ростова.

Два, казалось бы, совершенно разных человека идеально подошли друг другу. Каждый из них пережил разочарование: Марья - в Анатоле Курагине, Николай - в Александре Первом. Николай оказался тем человеком, который смог увеличить достаток семьи Болконских, сделав жизнь супруги счастливой.

Марья окружает мужа заботой и пониманием: она одобряет его стремление к совершенствованию самого себя через упорный труд, через ведение хозяйства и заботу о крестьянах.

Женский образ в романе «Война и мир», воплощенный Марьей Болконской, - это портрет настоящей женщины, привыкшей жертвовать собою ради благополучия других и от этого быть счастливой.

Марья Болконская и Наташа Ростова

Наташа Ростова, которую мы видим в начале произведения, абсолютно не похожа на Марью: она желает счастья для себя. Сестра Андрея Болконского, так же как и ее брат, на первое место ставит чувство долга, веру, религию.

Однако чем старше становится Наташа, тем больше она напоминает княжну Марью тем, что желает счастья для других. Тем не менее они отличаются. Счастье Наташи можно назвать более приземленным, она живет повседневными хлопотами и делами.

Марья больше озабочена душевным благополучием близких людей.

Соня

Племянница отца Наташи Ростовой, - еще один женский образ. В романе «Война и мир» Соня, казалось бы, существует лишь для того, чтобы показать лучшие качества Наташи.

Эта девушка, с одной стороны, очень положительная: она рассудительна, порядочна, добра, готова жертвовать собой. Если говорить о ее внешности, то она очень хороша. Это стройная грациозная брюнетка с длинными ресницами и роскошной косой.

Изначально в нее был влюблен Николай Ростов, но они не смогли пожениться, потому что родители Николая настояли на том, чтобы отложить свадьбу.

Жизнь девушки в большей степени подчинена разуму, а не чувствам. Толстой не очень любит эту героиню, несмотря на все ее Он оставляет ее одинокой.

Лиза Болконская

Лиза Болконская - это, можно сказать, героиня второго плана, жена князя Андрея. В свете ее именуют «маленькой княгиней». Она запоминается читателям благодаря хорошенькой верхней губке с усиками. Лиза - привлекательная особа, даже этот небольшой изъян придает молодой женщине свойственное только ей неповторимое очарование. Она хороша, полна жизненных сил и здоровья. Эта женщина с легкостью переносит свое деликатное положение, всем вокруг весело на нее смотреть.

Для Лизы важно бывать в свете, она избалована, даже капризна. Она не склонна к размышлениям о смысле жизни, ведет обычный для светской дамы образ жизни, любит пустые разговоры в салонах и на вечерах, радуется новым нарядам. Жена Болконского не понимает своего мужа, князя Андрея, который считает важным приносить пользу обществу.

Лиза любит его поверхностно, так, словно они только должны пожениться. Он для нее - фон, который вписывается в представления светских дам о том, каким должен быть супруг. Лизе непонятны его размышления о смысле жизни, ей кажется, что все просто.

Им тяжело быть вместе. Андрей вынужден сопровождать ее на балах и прочих светских раутах, что становится для него совершенно невыносимо.

Это, пожалуй, самый простой женский образ в романе «Война и мир». Лиза Болконская с первой редакции романа оставалась неизменной. Ее прототипом стала жена одного из родственников Толстого, княгиня Волконская.

Несмотря на полное отсутствие взаимопонимания между супругами, Андрей Болконский в разговоре с Пьером отмечает, что она - редкая женщина, с которой можно быть спокойным за собственную честь.

Когда Андрей уезжает на войну, Лиза поселяется в доме его отца. Ее поверхностность лишний раз подтверждается тем, что она предпочитает общаться с мадемуазель Бурьенн, а не с княжной Марьей.

Лиза предчувствовала, что не сможет пережить роды, так оно и случилось. Она с любовью относилась ко всем и никому не хотела зла. Об этом говорило ее лицо и после смерти.

Недостаток характера Лизы Болконской состоит в том, что она поверхностна и эгоистична. Однако это не мешает ей быть нежной, ласковой, добродушной. Она приятный и веселый собеседник.

Однако Толстой относится к ней холодно. Он не любит эту героиню из-за ее душевной пустоты.

Элен Курагина

Последний женский образ в романе «Война и мир» - Элен Курагина. Вернее, это последняя героиня, о которой мы напишем в данной статье.

Из всех женщин, которые появляются на страницах этого грандиозного романа, Элен, безусловно, самая красивая и роскошная.

За ее прекрасной внешностью стоят эгоизм, вульгарность, интеллектуальная и духовная неразвитость. Элен осознает силу своей красоты и пользуется ею.

Всего, чего хочет, она добивается за счет собственной внешности. Привыкнув к такому положению вещей, эта женщина перестала стремиться к развитию личности.

Элен становится женой Пьера Безухова исключительно из-за его богатого наследства. Она не стремится в действительности создать крепкую семью, родить детей.

Война 1812 года окончательно расставляет все по своим местам. Ради собственного благополучия Элен принимает католичество, тогда как ее соотечественники объединяются против врага. Эта женщина, образ которой можно назвать «мертвым», действительно умирает.

Безусловно, самый прекрасный внешне женский образ в романе «Война и мир» - Элен. Толстой любуется ее плечами на первом балу Наташи Ростовой, однако он прерывает ее жизнь, считая такое существование бессмысленным.

Лиза Болконская, Элен Курагина и Наташа Ростова

Как уже говорилось выше, смерти Лизы и Элен не были случайными. Они обе жили для себя, были капризны, эгоистичны.

Вспомним, какой же была Наташа Ростова в начале романа. Так же как Лиза Болконская, она восхищалась балами, высшим светом.

Как и Элен Курагину, ее привлекало нечто запретное, недоступное. Именно по этой причине она собиралась бежать с Анатолем.

Однако высокая духовность Наташи не дает ей остаться навсегда поверхностной дурочкой и окунуться, как Элен, в развратную жизнь. Главная героиня романа принимает трудности, выпавшие на ее долю, помогает матери, ухаживает за смертельно больным Андреем.

Смерти Лизы и Элен символизируют то, что увлеченность светскими раутами и желание попробовать запретное должны остаться в юности. Зрелость требует от нас более взвешенного поведения и готовности жертвовать собственными интересами.

Толстой создал целую галерею женских образов. Одни из них он любил, другие - нет, однако для чего-то включил в свой роман. Сложно определить, какой же лучший женский образ в романе «Война и мир». Даже отрицательные и нелюбимые героини были придуманы автором неспроста. Они показывают нам человеческие пороки, неспособность отличать напускное, поверхностное от действительно важного. И пусть каждый решит сам для себя, какой же самый привлекательный женский образ в романе «Война и мир».

Роман Льва Николаевича Толстого наполнен множеством героев, и каждый из них наделен своими индивидуальными, особенными чертами характера. Всех персонажей романа Толстой делит на положительных и отрицательных. Вчитываясь в каждую строку произведения, читатель может наблюдать за динамикой развития внутреннего мира отдельных личностей, а может следить и за распадом, постепенным разложением всего духовного и морального в участниках происходящих событий.

Конечно, не остались в стороне женские персонажи, которые также разделены на два лагеря. К первым относятся лицемерные, лживые и циничные особы, такие как Элен Курагина, Анна Шерер, Жюли Карагина.

Совершенно противоположными, настоящими, легкими и благородными можно назвать персоны главной героини Наташи Ростовой, Сони, Веры, Марии Болконской.

Относится к идеальным женщинам из светского общества. Она шикарна, грациозна, манерна. Однако, среди всех этих качеств не найти душевности, человечности. Выходя замуж за Пьера, Элен руководствуется его приличным состоянием, а не какими-то там чувствами. Своим вольным поведением, своими изменами и предательством, Элен подвергла супруга опасной дуэли, на которой он соревновался с Долоховым.

Конечно, после случившегося, такие кукольные, наигранные отношения прекратились. Толстой наделяет свою героиню печальной судьбой. Она умирает от болезни и уходит в мир иной.

Другой героиней романа становится . Читатель видит всю ту любовь и симпатию, с которой Лев Николаевич относится к этой светлой и веселой девушке. Мы прослеживаем жизненный путь Наташи от ее тринадцатилетия и до самого замужества.

Наташа воспитывалась в хорошей, доброй семье, в прекрасной атмосфере, поэтому и выросла такой замечательной, проникновенной девушкой.

Рядом с Наташей всегда была ее подруга – , сирота. Автор уделяет намного меньше внимания описанию характера и личности этой девушки, однако из отдельных фрагментов понятно, что она нежна и терпелива, что она преданна и чиста. Именно поэтому у Наташи и Сони сложилась отличная дружба. Девушки были весьма схожи.

Внешний образ Ростовой не очень привлекателен, однако, героиню украшает ее светлая, непорочная душа. Она совершает благородные поступки, она всегда искренняя и правдива. В душе Наташи живет любовь, которую она проносит в своем сердце на протяжении всего текста романа.

Наташа Ростова становится любимой героиней Льва Николаевича, она похожа на идеал женщины, которая превратилась в мать, в преданную и любящую жену.

Еще одной положительной героиней романа стала Мария Болконская. Автор не наделяет ее особой красотой. Скорее, она даже некрасива. Марию постоянно переполняет чувство боязни, ведь она запугана строгим отцом. Своей семье, своему отцу – старому князю Болконскому и брату Мария уделяет всю себя. Ее можно назвать опорой, поддержкой, которая всегда пригождалась в трудный и тяжкий час. Прекрасный и чистый внутренний мир Марии выдавали ее глубокие, большие глаза, которые излучали тепло и свет. Девушка была наделена высокой духовностью и благородностью, силой воли и характера. После смерти отца, она берет в руки управление своим имением. И выполняет это отлично. В конечном итоге, Мария находит супруга и становится замечательной матерью.

Завершив прочтение романа, мне кажется, что в каждой из героинь произведения отображается какая-то часть мировосприятия самого автора – Льва Николаевича. Одним девушкам он дарует счастье и мирную жизнь, а других «убивает» за низкие и лицемерные поступки.

В романе Толстого "Война и мир" перед читателем проходит огромное количество образов. Все они превосходно изображены автором, живы и интересны. Толстой сам делил своих героев на положительных и отрицательных, а не только на второстепенных и главных. Так, положительность подчеркивалась динамичностью характера персонажа, а статичность и лицемерность указывала на то, что герой далек от совершенства.
В романе перед нами предстает несколько образов женщин. И они также поделены Толстым на две группы.

К первой относятся женские образы, которые ведут ложную, искусственную жизнь. Все их устремления нацелены на достижение одной единственной цели – высокого положения в обществе. К ним относятся Анна Шерер, Элен Курагина, Жюли Карагина и другие представители высшего света.

Ко второй группе относятся те, кто ведет истинный, настоящий, естественный образ жизни. Толстой подчеркивает эволюцию этих героев. К ним относятся Наташа Ростова, Марья Болконская, Соня, Вера.

Абсолютным гением светской жизни можно назвать Элен Курагину. Она была красива, как статуя. И так же бездушна. Но в модных салонах никому нет дела до твоей души. Самое важное – то, как ты повернешь голову, как изящно улыбнешься при приветствии и какой у тебя безупречный французский прононс. Но Элен не просто бездушна, она порочна. Княжна Курагина выходит замуж не за Пьера Безухова, а за его наследство.
Элен была мастером завлекать мужчин, воздействуя на их низменные инстинкты. Так, Пьер ощущает что-то нехорошое, грязное в своих чувствах к Элен. Она предлагает себя всякому, кто способен обеспечить ей богатую жизнь, полную светских удовольствий: «Да, я женщина, которая может принадлежать всякому и вам тоже».
Элен изменяла Пьеру, у нее был всем известный роман с Долоховым. И граф Безухов был вынужден, защищая свою честь, стреляться на дуэли. Страсть, застилавшая глаза, быстро прошла, и Пьер понял, с каким чудовищем он живет. Конечно же, развод оказался благом для него.

Важно заметить, что в характеристике любимых героев Толстого особое место занимают их глаза. Глаза – зеркало души. У Элен ее нет. В итоге мы узнаем, что жизнь этой героини заканчивается печально. Она умирает от болезни. Таким образом, Толстой выносит приговор Элен Курагиной.

Любимейшими героинями Толстого в романе являются Наташа Ростова и Марья Болконская.

Марья Болконская не отличается красотой. Она имеет вид запуганного зверька из-за того, что очень боится своего отца, старого князя Болконского. Ей свойственно «грустное, испуганное выражение, которое редко покидало ее и делало ее некрасивое, болезненное лицо еще более некрасивым…». Только одна черта показывает нам ее внутреннюю красоту: «глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто… глаза эти делались привлекательнее красоты».
Марья посвятила свою жизнь отцу, являясь его незаменимой поддержкой и опорой. У нее очень глубока связь со всей семьей, с отцом и братом. Эта связь проявляется в минуты душевных потрясений.
Отличительная черта Марьи, как и всей ее семьи, - высокая духовность и большая внутренняя сила. После смерти отца, в окружении французских войск, княжна, убитая горем, все-таки гордо отвергает предложение французского генерала о покровительстве и уезжает из Богучарова. В отсутствии мужчин в экстремальной ситуации она одна управляет имением и делает это замечательно. В конце романа эта героиня выходит замуж и становится счастливой женой и матерью.

Самый обаятельный образ романа – образ Наташи Ростовой. В произведении показывается ее духовный путь от тринадцатилетней девочки до замужней женщины, многодетной матери.
С самого начала Наташе были присущи жизнерадостность, энергичность, чувствительность, тонкое восприятие добра и красоты. Она выросла в нравственно чистой атмосфере семьи Ростовых. Её лучшим другом была безропотная Соня, сирота. Образ Сони выписан не настолько тщательно, но в некоторых сценах (объяснение героини и Николаем Ростовым), читателя поражает в этой девушке чистая и благородная душа. Лишь Наташа подмечает, что в Соне «чего-то не хватает»… В ней, действительно, нет живости и огня, свойственного Ростовой, но нежность и кротость, так любимая автором, извиняют все.

Автор подчеркивает глубокую связь Наташи и Сони с русским народом. Это великая похвала героиням со стороны их создателя. Например, Соня прекрасно вписывается в атмосферу святочных гаданий и колядований. Наташа «умела понять все то, что было в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке». Подчеркивая народную основу своих героинь, Толстой очень часто показывает их на фоне русской природы.

Внешность Наташи, на первый взгляд, некрасива, но ее облагораживает внутренняя красота. Наташа всегда остается сама собой, никогда не претворяется, в отличие от ее светских знакомых. Выражение глаз Наташи очень разнообразно, так же, как и проявления ее души. Они и «сияющие», «любопытные», «вызывающие и несколько насмешливые», «отчаянно-оживленные», «остановившиеся», «умоляющиеся», «испуганные» и так далее.

Сущность жизни Наташи заключается в любви. Она, несмотря на все невзгоды, проносит ее в своем сердце и, наконец, становится воплощенным идеалом Толстого. Наташа превращается в мать, полностью посвятившую себя детям и мужу. В ее жизни нет никаких интересов, кроме семейных. Так она стала поистине счастлива.

Все героиня романа в той или иной степени представляют собой мировосприятие самого автора. Наташа, например, является любимой героиней, потому что полностью отвечает запросам самого Толстого к женщине. А Элен «убивается» автором за то, что не смогла оценить тепло домашнего очага.