Хочу ли я быть руководителем. Диагноз: руководитель – что мне делать, как мне быть

Маркетинг и общество" url="http://marketnotes.ru/social/rukovoditel/">

Если помните, в фильме «Москва слезам не верит», есть фрагмент, когда девушка спрашивает Гошу – чего вы не учитесь? Вы бы могли быть руководителем. На что он ей отвечает – а ты считаешь, что все хотят быть руководителями? Она, разумеется отвечает: да, конечно.

Проблема в том, что многие люди, чем бы не занимались и во что бы не ввязывались, в первую очередь думают о раскрывающихся перед ними возможностях, но редко думают об ответственности. С руководящими должностями все еще хуже. Ведь как считает среднестатистический сотрудник? Вот стану начальником, начну позже приходить, раньше уходить, разумеется оплата выше, возможностей больше, новые знакомства, новые связи… и пошло-поехало. Но никто не задумывается о том, что к этому неотъемлемо следует еще кое-что: бессонные ночи, нервные клиенты, вечно срывающиеся сроки, регулярная нехватка ресурсов и много чего другого.

В этой статье попробую рассмотреть основные аспекты, с которыми РЕГУЛЯРНО сталкивается руководитель.

Итак, какие же проблемы наваливаются на вас, как только вы из рядового сотрудника переходите в ряд руководителей (не важно какого звена. проблемы примерно одинаковые, разве что масштаб меняется).

Руководитель всегда прав.

Многие воспринимают этот тезис как шутку. Только не руководители. Дело в том, что быть всегда правым не значит показывать другим, что они дураки, а наоборот – доказывать снова и снова что ты действительно прав. Не на бумаге, а на деле. Приняв какое-либо решение, вы должны неуклонно следовать ему, показывая всем остальным, что вы искренне верите в свою правоту и идете к ней, а не просто – сказал и забыл. Быть правым – это верить в успех и уметь донести эту веру до других.

Уметь быстро принимать решения.

Довольно часто бывает так, что ЛЮБОЕ быстро принятое решение намного лучше и более эффективно, чем обдуманное, и взвешенное решение, принятое потом. И увы, это происходит намного чаще, чем вам может показаться. Конечно, это не значит, что всегда нужно нести первое что придет в голову. Многие решения действительно нужно серьезно обдумать, просчитать возможные варианты, изучить альтернативы. Но бывают ситуации, когда ответ надо дать здесь и сейчас. И тут уж вам может помочь только ваш опыт и скорость мышления. И ответственность полностью на вас

Видеть далекие цели.

О стратегическом планировании и виденье цели написано очень много, в том числе и мной. Но все же стоит обратить на это внимание, ибо порой соблазн крайне велик. Иногда так хочется здесь и сейчас, а не через год и неизвестно будет ли. Этакий, голос соблазнителя, который нашептывает тебе, что неизвестно что будет потом… С ним надо бороться беспощадно, иначе цель превратиться в призрачный дым вдалеке. А без цели вы не сможете двигаться.

Кроме того, далекая цель нужна не только вам но и сотрудникам. Но в отличии от вас, они ни думают о ней постоянно, а совсем наоборот – вечно забывают, и не понимают, почему вы поступаете именно так, а не иначе. Вот тут вы и напоминаете, что вас интересует не 100 рублей сейчас, а миллион через год.

Умение искать компромиссы и соглашаться на них.

Все знают про варианты сотрудничества (выиграл-проиграл, проиграл-выиграл, выиграл-выиграл и проиграл-проиграл). И, безусловно, всегда следует стремиться к положению, когда оба выигрывают. Но, увы, бывают патовые ситуации, когда невозможно этого добиться. Ну, например, сотрудник хочет повышения оплаты в два раза. Вы можете повысить ему зарплату (вы проигрываете), уволить (оба проигрывают), или поставить на место каким-то выговором (он проиграл, но будьте уверены, он отомстит).

Поэтому способность найти компромисс – просто необходимое умение. Но есть и обратная сторона медали, когда вы сами должны уступать, и соглашаться на что-то меньшее чем вы хотите или, как вам кажется, заслуживаете. От этого растет неудовлетворенность и психологическая нагрузка. И с этим не так просто справляться.

Умение переступить через себя.

В продолжении темы компромиссов, порой руководителю приходится чем-то жертвовать, намного больше, чем рядовому сотруднику. Это может проявляться в разных аспектах, например, работа сверхурочно, вместо похода в кино, или отказаться от премии, когда у компании финансовые проблемы (даже если вы очень рассчитывали на эти деньги). Могут быть и более сложные моменты, например, если весь коллектив не согласен с вами по какому-то вопросу, вы можете изменить решение, хотя в душе уверены что правы. Разумеется, это не касается важных рабочих моментов. И отсюда выплывает следующее умение.

Настаивать на своем.

Напоминаю, что у руководителя всегда перед глазами далекая цель. Кроме того, он обладает гораздо большей информацией о компании и о рынке в целом. Поэтому, многие вещи ему кажутся простыми и очевидными, в то время как другим сотрудникам – противоестественными. В таких ситуациях бывают конфликты, т.к. сотрудники считают, что вы не правы и не ведаете, что творите. Конечно, сперва вы должны попытаться убедить их, разъяснить, почему это именно так, а не иначе. Но если и это не помогает, просто пользуетесь своей формальной властью и ставите задачу, даже если она и не нравиться никому, кроме вас. Вообще, на практике принимать непопулярные решения приходится чаще, чем хотелось бы. Но иначе никак. Это довольно сложно, идти против всех. Но порой приходиться.

Наличие внутренней батарейки.

Хороший руководитель, прежде всего – лидер. Он не только должен говорить что кому делать, но и вести за собой. Люди сами должны хотеть работать, понимать зачем, и почему это так важно. Но в первую очередь, их должна заводить энергия руководителя, его уверенность в завтрашнем дне и вообще, в светлом будущем. И даже если вы два дня не высыпаетесь, у вас проблемы дома, простыли, болит голова и клиент грозиться подать на вас в суд, вы не должны приходить в офис расстроенным и начать долбать всех и говорить, что мы скоро закроемся, а вы окажитесь на улице. Совсем наоборот, именно в такие моменты наличие внутренней энергии крайне важно. Вы должны показать сотрудникам, что все идет так как надо, все будет хорошо, нет повода волноваться и самое главное – все так же уверенно идти к далекой, но важной цели.

Отдыхать тогда, когда есть время, а не тогда, когда хочется.

Еще один миф, который на практике выглядит совершенно иначе. Люди думают, что у всех руководителей полностью свободный график, и они могут приходить и уходить когда хотят. С одной стороны, действительно, бывают такие периоды. Но бывает и так, что вы должны быть сразу в нескольких местах одновременно, определенное количество работ надо закончить завтра к обеду, а до пятницы отдать клиенту готовый заказ. А если учесть глобализацию и интернет, где люди работают в разных часовых поясах, то понятие времени совсем иное. Вот, например, праздники в России и Украине разные и отмечаются по-разному. Работая с клиентами и там и там, приходиться как-то выкручиваться, чтоб и с теми общаться и с теми. А когда спать и гулять – вобщем-то никого не волнует.

Умение поддержать коллегу.

Есть люди, которые думают, что руководитель только и делает, что командует, кричит и долбает сотрудников. На самом деле, к сотрудникам надо относиться как к детям. Ну или младшим братьям и сестрам – не сильно баловать, а то распустятся, но и уметь поддержать в трудный момент. Бывает, что надо пойти навстречу, например, отпустить раньше, или выдать аванс. Бывает, просто поддержать, или посоветовать что-то. А еще бывает, что сотрудник что-то не то сделал, где-то ошибется. И ваша задача в такой ситуации не выставить его не посмешище перед другими или размазать по стенке, а наоборот, помочь выяснить в чем причина, и поддержать. Если, конечно, ошибка не критическая, и не продажа клиентской базы конкурентам.

Плохое настроение и подавленный дух сотрудников – напрямую сказывается на качестве работы.

Нет друзей на работе.

И последний момент, на котором я бы хотел обратить ваше внимание: руководитель не может быть хорошим другом подчиненных. Впрочем, как и с начальником или партнерами. Безусловно, желательно, чтоб у вас были приятельские отношения, но не более. Иначе, в какой-то момент если вы скажете сотруднику что-то сделать, а он не сделает. Когда вызовите «на ковер», он вам – да ладно, чего ты, потом сделаю…. Это в лучшем случае. Или просто пошлет. Поэтому, надо быть дружелюбным, но все-таки абстрагироваться. Люди должны чувствовать барьер между вами. Потому что начальник, все-таки наделен властью и «прикосновением сверху», если можно так сказать. Вы просто обязаны стоять выше, иначе никакого прогресса в фирме не будет.

Если вы сразу приходите в кампанию с новым коллективом и становитесь начальником – все просто. Намного сложнее, если вы вместе работали, а потом вас повысили, и ваши коллеги теперь ваши подчиненные. Вот тут и надо проявить жесткость и прекратить “панибратство”. Увы, вы столкнетесь с огромным негодованием со стороны коллег. Ведь еще вчера вы были на равных, а теперь вы им приказываете. Это надо перебороть, перетерпеть… Иначе никак.

Надеюсь, этот небольшой перечень не бросил сильно уж большую тень на работу руководителя. Но вы должны понимать, что он постоянно находится под различными «психологическими прессами». И помните, если вы – начальник, то ответственность на вас! И если кто-то что-то не сделает, спрос все равно с вас!

Если верить известной народной мудрости, то оказаться умнее всех окружающих можно одним очень понятным способом - стать начальником. Мы выяснили, как и за что сейчас повышают людей, и зачем вообще хотят стать начальниками.

Не умеют руками водить

Немалая доля баек про недостатки начальства в российских компаниях имеет под собой основания. Сейчас это уже не так заметно, но еще 5-6 лет назад подавляющее большинство руководителей просто не умели руководить, то есть не обладали знаниями и навыками по менеджменту - как ставить задачи и делегировать полномочия, как планировать и мотивировать, как решать конфликтные ситуации. Бурный рост бизнеса в начале 2000-х годов породил колоссальный спрос на руководителей, на тех, кто создает и ведет вперед команды и целые компании. Лихорадка такого роста нередко вынуждала назначать на должности едва добившихся первых результатов способных сотрудников. Такие люди, получив в руки инструменты руководства другими, по сути оставались исполнителями. Да, профессиональными, но исполнителями, которые лучше сами что-то сделают, чем другому поручат.

Отсюда можно сделать парадоксальный для многих рядовых работников вывод - на рынке труда дефицит руководителей. Начальников ищут, и готовы повышать обычных спецов. Однако тут встает две проблемы: исполнители не знают, как стать начальниками (не понимают технологии), а если и знают, то хотят этого не для того, чтобы чего-то добиться в жизни, а чтобы "поменьше работать".

В нашей стране начальник - это человек, который ничего не делает. Этот массовый стереотип довлеет над большинством исполнителей, - рассуждает рекрутер Ирина Зыкина. - По опыту моему и коллег примерно семь из десяти специалистов, когда их на мотивационном интервью спрашиваешь про карьерный рост или содержание работы руководителя, демонстрируют непонимание предмета. И при этом в резюме пишут, что руководители проектами и даже состояли в кадровом резерве.

Такое положение дел порождает массу конфликтных ситуаций. Вот описания лишь нескольких из них - их прислали автору этой статьи в ходе опроса пользователей портала Е1.RU:

Пишет Ольга, логист:

У нас в коллективе устроили конкурс на замещение должности руководителя отдела. Кандидаты заявлялись за три месяца, руководство компании провело оценку в несколько ступеней, но после долгого ожидания и ряда испытаний, которые прошли кандидаты, нам толком ничего не объяснили и назначили человека, который не достиг особых результатов в работе. Почему, если в коллективе есть кандидаты более успешные, и это можно доказать на цифрах, выбирают другого человека?

Выдержки из текста письма Анны, руководителя отдела закупок:

Я стала руководителем в 25 лет, сказался опыт в моей сфере - работаю в торговле чуть ли ни с первого курса. Трижды меняла компании и постоянно сталкивалась с тем, что подчиненные не понимают, за что одного человека назначают руководителем, а другого нет. Постоянный негатив в отношении начальства.

Олег, сотрудник отдела разработки:

Мне 34 года, по словам начальства, я просто "незаменим" в компании, спрашивают с меня 25 часов в сутки, и ночью подрывали, а на повышение все никак не ставят. На пару моих попыток понять, почему, только ответы, что опыта мало. Как мало, если я в профессии уже более 10 лет, а в этой компании почти семь?

Подобных историй очень много, они все похожи между собой. Стремясь избежать конфликтов, работодатели пытаются систематизировать процесс и управлять карьерным ростом.

Программы роста

В крупных компаниях быстро сделали выводы, к чему приводят лихорадочные назначения, и стали пытаться готовить перспективных сотрудников к карьерному росту заранее - чтобы иметь выбор, а также дать время кандидатам на повышение своей квалификации, получение знаний и навыков, полезных именно для руководителей. Подобные программы получили название "кадровый резерв". Резервистов отправляли на дополнительное обучение, ставили им новые задачи, вкладывали силы в отработку ими навыков руководства людьми, финансовыми потомками, информацией. По данным Ассоциации руководителей и специалистов по управлению человеческими ресурсами (АРС УЧР), самостоятельно "растить" управленческие кадры готовы около работодателей (47%) в Екатеринбурге.

Но бум на проекты "кадрового резерва" показал одну серьезную недоработку - компании активно вкладывались в резервистов в период "кадрового голода", а теперь непонятно, что делать с лишними "потенциальными начальниками". Потому что хорошие спецы были подготовлены для роли руководителей, но потребность в управленцах снизилась - а прошедшим подготовку оказалось уже неинтересно работать в этой компании на прежней должности. У них возник интерес к карьерному росту, который они отправились удовлетворять в других компаниях. Так, стремясь решить одну проблему, крупные работодатели создали другую - стимулировали текучесть кадров. Панацеей программы кадрового резерва не стали, но от них не отказались и во многих крупных организациях они работают.

За что делают начальниками?

Мы опросили целый ряд компаний, чтобы выяснить, за какие качества в этих организациях готовы повышать человека. Всего в опросе приняли участие порядка 190 компаний различных рынков и уровня бизнеса.

И получили следующие результаты (приведены частота упоминаний семи самых популярных качеств):

  • Инициативность (92%)
  • Организованность и умение планировать (86%)
  • Дисциплинированность (82%)
  • Умение брать на себя ответственность (74%)
  • Лояльность (73%)
  • Знание не только своей предметной области (49%)
  • Авторитет в коллективе (45%)

Стоит отметить, что чем крупнее была организация, тем чаще ее представители отмечали организованность и профессионализм как важные качества для продвижения по службе. А представители опрошенных компаний небольшого размера делали упор на на лидерские качества и эмоциональные характеристики кандидатов.

Но разговор о превращении в начальника будет неполным без одной очень важной детали.

Давайте говорить честно - между исполнителями, заинтересованными в карьерном росте (по любой причине) и нынешним начальством существует немалая доля недоверия, - уверена Ирина Зотова, менеджер по персоналу производственной компании "ПромВЕСТ". - Сами же начальники не пускают вверх новых людей, потому что во многих компаниях "вверх" значит на место этого же самого начальника. Так что очень популярная причина отсутствия карьерного роста у ответственного сотрудника - отсутствие роста у самой организации. Если компания стоит на месте, все руководящие позиции заняты, и повышения сотрудник не дождется, сколько ни старайся. Надо еще знать, где растят людей.

Редакция Е1.RU последует совету Ирины Зотовой. Мы проведем отдельное исследование, и подготовим статью о том, в каких именно компаниях Екатеринбурга активнее всего развивается практика системного и регулярного повышения сотрудников.


Руководителями не рождаются. Ими становятся после большого пути. Который далеко не каждый способен пройти до конца. Многие застревают на середине. А кто-то ломается и отступает. Лишь некоторые добираются до вершин. И именно они создают этот мир.

«Новобранец» на тренинге

Обычно я не допускаю до управленческих тренингов людей, которые хотя бы три месяца не провели на руководящей позиции. Но иногда случаются исключения.

На тренинг приходит молодой человек, зачисленный в кадровый резерв. HR, формировавшая группу, уверяет, что этот сотрудник уже руководитель. Что он берет на себя организацию многих мероприятий в коллективе, обучает новичков и вообще проявляет себя наилучшим образом. Я скрепя сердце соглашаюсь на его участие.

Через некоторое время начинаются проблемы. Точнее, они начинаются почти сразу после того, как я начинаю обсуждение фокуса внимания руководителя.

— Руководитель должен быть сосредоточен на решении задач организации – говорю я – Если он слишком сильно увлекается личными проблемами сотрудников, то теряет эффективность и тратит свои нервы в неправильном направлении. Всегда нужно соблюдать баланс.

— Что вы такое говорите, — сразу же реагирует «новобранец». – У нас и так о людях не думают совсем, а вы предлагаете совсем от них отгородиться.

— От людей отгородиться невозможно. Этого не сможет сделать ни один руководитель. Вопрос в том, что до тех пор, пока личное не отражается на производственной эффективности, лезть туда руководитель на должен. – отвечаю я. – А если руководитель, вместо того, чтобы управлять человеком, начал работать психотерапевтом, то о производственной эффективности говорить уже не придется.

— А как же стиль управления «психологическая поддержка»? – парирует молодой человек. А я для себя делаю отметку о том, что литературы он начитался достаточно. Видимо действительно хочет стать руководителем.

— Этот стиль управления, раз уж мы затронули эту тему, предписывает проведение мотивационной беседы, а не разбор личных неприятностей сотрудника.

Один из участников обучения, которому на взгляд лет пятьдесят, произносит

— Эх, молодежь. Когда-то я тоже таким наивным был. Владимир, расскажите, как такие беседы проводить? Хочу убедиться в том, что поступал правильно. Или вдруг неправильно что-то делал.

После этого молодой человек на некоторое время перестает спорить и внимательно слушает. До тех пор, пока мы не начинаем говорить о мотивации.

— Вы говорите, что нужно использовать и негативную мотивацию тоже! — восклицает он — Но ведь вы сами сказали, что она построена на страхе. Разве можно людей пугать? Нужно же вдохновлять их на достижения.

Я делаю для себя отметку, что лидерской литературы кандидат в руководители начитался достаточно и начинаю объяснять отличие книжной реальности от настоящей. И заодно кляну себя за то, что поддался на уговоры HRа. Для кадрового резерва есть специальные программы, где все намного мягче. Где я медленно приучаю людей думать в «руководительском» стиле. Там есть время показать реальность руководителя на специальных упражнениях, вместо того, чтобы затевать споры и отнимать время у уже состоявшихся начальников.

Продолжаю объяснение. Большинство руководителей в группе довольно кивают и заодно вставляют довольно едкие высказывания в отношении «молодых да ранних, которым проблем еще хлебать и хлебать». Молодой человек неуютно поеживается.

После тренинга он подходит ко мне со словами:

— Я хочу руководить. Я делаю для этого все, что в моих силах. У меня хорошие организаторские способности. Скажите, у меня получится? Я не хочу быть плохим начальником.

— Скорее всего, получится. – отвечаю я. – Но только после того, как сам пройдешь через те проблемы с людьми, которые мы обсуждали на тренинге. То, что ты теперь о них знаешь, поможет преодолеть их. Но не отменит. К сожалению, руководители не появляются по взмаху волшебной палочки.

Организаторские способности и другие задатки

Глядя на некоторых людей, я думаю о том, что из них однажды получатся отличные руководители. И если честно, мне их немного жаль. Ведь им придется пройти весь путь. Несмотря на блестящие способности.

Организаторские способности – это еще не руководитель. До тех пор, пока не изменилось отношение к людям и проблемам – еще не руководитель. Способность быстро принимать решения – это прекрасно. Но этого мало. Умение находить общий язык с любым человеком – замечательно. Но этого не хватит.

Руководитель должен объединить в себе все эти качества и при этом суметь найти в себе силы правильно относиться и к людям и к задачам. Нужно суметь найти тот баланс, при котором не будет страдать ни то, ни другое. И при этом еще и остаться думающим и чувствующим человеком. Не озлобиться. Не стать черствым. И именно это самое сложное в профессии, которую до сих пор так и не признали официально. В профессии «руководитель».

Путь руководителя

Путь настоящего руководителя – это серьезное испытание. Нужно многому научиться. И многое понять. Нужно воспитать в себе правильное отношение к миру и окружающим. Нужно правильно оценить себя. И многое переосмыслить.

Примириться с реальностью

Я видел много молодых талантливых ребят, которые добившись руководящей должности, пребывали в эйфории от открывшихся возможностей. Да, именно теперь, по мановению волшебной палочки люди начнут слушать их распоряжения и с удовольствием их выполнять. Именно теперь они смогут построить идеальную систему, в которой нет места грустным лицам. Ведь они же сделают все то, что рекомендуют умные люди, написавшие все эти замечательные книги по лидерству и управлению. Они будут вдохновлять команду успешных людей, а те будут смотреть в рот своему лидеру и бросаться за ним в огонь и воду.

Но реальность оказывается другой. В ней люди далеко не всегда выполняют распоряжения руководителя. Над пламенными речами посмеиваются. А многие замечания начальника просто пропускают мимо ушей. Как поделился со мной один опытный руководитель: «Однажды я понял, что 80% моих слов просто не слышат. Тогда до меня дошло, насколько важно уметь правильно говорить. А после того, как стал учиться говорить, понял, насколько важно уметь задавать вопросы. Но потом оказалось, что и этого мало. Надо еще научить людей на эти вопросы отвечать».

Когда приходит осознание реальности, у молодого начальника начинается переосмысление ценностей. Начинает меняться взгляд на людей. Это и есть первый этап становления руководителя. Который выдерживает далеко не каждый. Многие ломаются.

Кто-то замыкается в себе, разочаровавшись в людях и своих способностях. Кто-то ожесточается. Кто-то пытается научиться быть равнодушным. И только некоторые начинают долгую и трудную работу над собой, меняя свои представления о себе самом и окружающих. Они учатся терпению. Учатся прощать чужие эмоции и управлять своими. Ищут собственную модель взаимоотношений. И начинают принимать этот мир таким, каков он есть. Без радужных иллюзий. Но и без черных пятен. Без отчаяния.

Научиться объективности

Одна из важных вех становления руководителя – воспитание в себе объективности. И сказать об этом намного проще, чем сделать. Потому, что начать объективно оценивать подчиненных и коллег – это только половина дела. Если не меньше. Самое важное – научиться правильно оценивать себя. Что удается это далеко не всем.

Я знаю нескольких руководителей довольно высокого ранга, которые вынуждены на работе принимать жесткие решения, а по вечерам ходить к психологу, чтобы успокоить свое чувство вины. На мой же вопрос о том, в чем же они виноваты, я получал ответы: «В том, что бизнес и душевность трудно совместить. Некоторые решения негативно отражаются на людях. И сделать с этим ничего нельзя». Так что, каждый раз, когда они выбирают интересы бизнеса, им больно. И рано или поздно они ломаются. Я знаю бывших руководителей, которые ушли из компаний и стали искать себя в искусстве, в путешествиях, в благотворительности. Это умные хорошие люди. Но они не вынесли этой ноши. Этой трудной профессии, в которой выживают только те, кто сумел научиться объективно относиться к реальности и себе.

В этом профессия руководитель схожа с врачебной практикой. Врач должен достаточно любить людей для того чтобы испытывать желание им помочь. Однако не должен бояться причинить им необходимую боль. Но не более необходимой. Если же он на это не способен, то его потолок – вести прием в поликлинике. Так же, как реальный потолок руководителя, который не научился выстраивать объективные отношения – управление небольшим отделом.

Изжить в себе перфекционизм

Идеальный результат – это здорово. Но недостижимо. Ведь он существует только в вашей голове. А другие всегда способны сделать что-то не так. Хотя бы чуть-чуть. Но не так.

В результате руководитель, который стремится к идеалу, может лишь измучить себя и сотрудников.

Те, кто не может отказаться от перфекционизма, заканчивают сорванными нервами и сломанной карьерой. Продвигаются те, кто научился, не теряя стремления к идеальному результату, мириться с реальностью. И корректировать свои ожидания. Для того чтобы это было легче делать я рекомендую формировать три образа результата: идеальный (куда ж без него), хороший и приемлемый. Тогда у вас будет фора – научившись получать от людей приемлемый результат, вы можете начать стремиться к хорошему. Ну, а идеальный оставить в качестве ориентира.

Научиться правильно реагировать на окружающих

Мы все в какой-то мере зависим от чужого мнения. Мы хотим нравиться другим. Однако когда вы согласились стать руководителем, вы сразу же для кого-то стали гадом. Или еще станете. Ведь однажды вам придется принять свое первое непопулярное решение. Так что, еще один этап, который нужно пройти – понять, что хороших руководителей не бывает. Бывают эффективные. Что же касается «хорошести», то для одного сотрудника вы будете идеалом, а для другого дьяволом во плоти. Смиритесь.

Понять, что люди умеют думать

Получив власть сложно удержаться от иллюзии того, что на Земле живет только один думающий человек. И умеющий что-то тоже один.

Конечно, это происходит не сразу. Перед этим идет период бесконечной веры в людей. Когда же они начинают делать ошибки, забывать про поручения, неправильно понимать задания и делать другие вещи, не совпадающие с картиной мира руководителя, он начинает убеждаться в своей исключительности. Даже не замечая того, что за соседним столом сидит такой же уникум, в одиночку делающий работу всего отдела.

Чтобы развеять это убеждение и из самого загруженного исполнителя, доделывающего работу за все подразделение, превратиться в настоящего руководителя, нужно, во-первых, снизить ожидания, а во-вторых, научиться слушать людей. Научиться задавать вопросы. И выслушивать ответы, как бы ни хотелось их прервать, чтобы вставить свое мнение.

Правильно отнестись ко времени

Время – это единственный невосполняемый ресурс. Его нужно научиться тратить правильно. И я говорю совсем не о том, чтобы составлять списки дел (хотя некоторым совсем не помешает). Я говорю о том, что нужно четко понимать, на что оно тратится эффективно, а на что не очень. Причем, как ваше собственное время, так и ваших сотрудников. Например, если вы поставили задачу так, что человек приносит вам результат, который нужно исправлять или переделывать, это значит, что время потрачено впустую. Если вы накричали на человека, то чаще всего вместо повышения его эффективности, добьетесь ее понижения. Что опять же значит, что время вы попросту потеряли.

По моим подсчетам, около 80 процентов времени руководителей, которые не учатся управлению, тратится зря. А очень жаль. Ведь в начальники, по большей части, попадают люди талантливые и ответственные. Которые могли бы приносить намного больше пользы.

Когда я веду переговоры о заключении контрактов на внешнее управление компаниями, собственники иногда смотрят на меня большими глазами в момент, когда я сообщаю им, что буду участвовать в работе организации 3-4 дня в месяц. Однако на самом деле, чаще всего больше и не требуется. Ведь задача руководителя – запустить механизм, а не любоваться на его работу. Идеальный же руководитель тот, кто сумел добиться того, чтобы все работало в его отсутствие.

Дисциплинировать мышление

То, что мы делаем, определяется тем, как мы думаем. А думаем мы по-разному. Кто-то структурирован. Он проводит подробный анализ каждого фактора, выстраивает схемы, принимает решения медленно и основательно. Кто-то интуитивен и хаотичен. Его решения просто появляются. Так, что он сам не понимает на чем они основаны. И объявляет их он так: «Я просто чувствую, что это правильно». Кто-то двигается к цели последовательно. Кто-то спонтанно. Мы все разные. Но, ни одно из этих качеств не может быть противопоказанием к руководящей деятельности. В одном случае: если вы научились дисциплине мышления. Структуризаторам нужно учиться выходить за рамки своей модели мышления. Интуитам – наоборот, ставить себя в рамки. Делается же это с помощью вопросов, обращенных к самому себе. Но это тема для отдельной большой статьи. Или главы книги «Инструменты руководителя», которая кстати, совсем скоро появится в продаже.

Быть руководителем

Вообще, быть эффективным руководителем хорошо. Не хотел бы, чтобы обсуждение этой статьи превратилось в обсуждение моей персоны, однако в качестве примера того, почему хорошо быть руководителем не только по должности, но и по сути, приведу свою жизнь (хотя, мне эта наука досталась довольно сложно). Я управляю несколькими компаниями и при этом успеваю заниматься свои хобби – вести консультации и тренинги. А на отпуск трачу не меньше двух месяцев в год.

Так что, стать руководителем непросто. Хорошим – сложно. Чтобы сделать это, нужно работать над собой. Над своей системой убеждений. Над качеством своего мышления. Над способами общения с людьми. Приложить массу усилий и пережить множество переосмыслений своих ценностей. Однако это хорошо вознаграждается. Здоровыми нервами, а значит и здоровьем. Свободой действий. Уважением окружающих. И самое главное – наслаждением результатами.

А начать становиться руководителем никогда не поздно. Можете мне поверить.

Подписывайтесь на фейсбук и следите за публикациями

Почему я хочу добиться управленческой должности? Это самый важный вопрос, который ты должен задать себе в самом начале.

Почему я хочу добиться управленческой должности? Это самый важный вопрос, который ты должен задать себе в самом начале. Ради большой зарплаты? Высокого положения или связей? Или для достижения большей свободы? Чтобы перестать подчиняться руководству? Для того чтобы стать топ-менеджером и возглавить ключевое подразделение, прежде всего, научись управлять самим собой. Построение собственной карьеры - это твой первый проект.

Проект "Я - топ"

Разработку и реализацию собственного продвижения следует хорошо продумать:

- Оценить имеющиеся ресурсы - знания и навыки.

Проанализировать собственные достоинства и недостатки.

Обозначить цели и задачи.

Продумать тактику и стратегию, определить сроки реализации.

Многие компании воспитывают своих сотрудников до менеджеров среднего и высшего звена. Это всегда лучше, чем приглашать специалистов из других компаний на руководящие должности. Но спрос на высококвалифицированных управленцев во многих отраслях сегодня существенно превышает предложение. И требуются они здесь и сейчас!

Вот почему молодым амбициозным менеджерам достичь вершин карьеры в таких условиях можно значительно быстрее. Иногда бывает достаточно реализовать первый проект, и за вашими знаниями и навыками начнется охота рекрутеров.

Топ-менеджером становится тот, кто когда-то получил вызов и принял его. Это человек, умеющий рисковать. Конечно, есть здесь и везение. Но и оно зависит от личности человека. В каждой компании трудится много талантливых менеджеров среднего звена, но начальниками становятся далеко не все.

Что имеют успешные менеджеры, и чего нет у тех, кто остается на средних позициях?

Мечтай о великом и действуй

Ставь перед собой грандиозные планы с самого начала карьеры. Активно воплощай их в жизнь. Смотри на трудности как на возможности. Они - шанс для дальнейшего развития и роста. Тогда добьешься желаемого. Именно так поступают в жизни и на работе успешные люди.

Когда карьерный рост в компании происходит не так стремительно, как хотелось бы, смени работодателя. Секрет успеха достаточно прост: иметь сильную мотивацию к достижению цели, прилагая к этому максимум усилий.

Учись общаться

Диплома о высшем образовании мало, чтобы занять должность топ-менеджера. Коммуникабельный человек быстрее поднимется по карьерной лестнице. Умение выстраивать отношения с руководством, сотрудниками, клиентами, партнерами имеет даже большее значение, чем прочие профессиональные качества. Именно коммуникации и выстраивание отношений занимают до 90% рабочего времени топ-менеджера.

Воспитывай характер

Для топ-менеджера необходимо развивать и некоторые качества характера :

Напористость, умение пробиваться в любой ситуации и настоять на своем.

Самостоятельность - умение принимать и воплощать самостоятельные решения без подсказок.

Надежность. Спросите себя, доверили бы вы сами себе управление компанией или крупным отделом? Умение держать слово и выполнять все качественно и в срок - вот что отличает выдающихся менеджеров.

Устойчивость к стрессам, а их будет много, необходимо для сохранения самообладания и ясности мышления. Не бойтесь стрессов.

И, конечно, оптимизм! Думайте о приятном, ищите хорошее всегда и во всем. У вас много проблем? Решите, как они могут вам помочь или как их успешно преодолеть. Думайте о преодолении проблем, а не о них самих.

Все эти черты характера - важнейшие свойства хорошего руководителя. Они дадут вам карьеру, а без них вы вряд ли станете хорошим руководителем, потому что работа руководителя практически вся состоит из общения.

Учись и развивайся

Постоянно расти и развивайся. Например, получай второе высшее образование. Для успешного продвижения по карьерной лестнице может не хватать знаний. Поэтому, вполне возможно, придется снова отправиться за ними в высшее учебное заведение.

Совершенствуй свои профессиональные навыки и умения. Если менеджер хочет занять должность директора, он должен пройти снизу вверх весь тот отдел, который планирует возглавлять.

Один или несколько дипломов, конечно, сократят путь к вершине организации. Но существует много компаний, где топ-менеджеры имеют техническое образование, но с лихвой компенсируют это практическим опытом и самообразованием.

Если хочешь попасть в западную компанию, то степень MBA послужит твоим дополнительным конкурентным преимуществом. В компаниях такого типа равняются на этот диплом.

Если хочешь работать в российском бизнесе, то здесь больше ценится опыт или дополнительное образование в конкретной сфере.

Будь активным

Под лежачий камень вода не течет. Желая стать топ-менеджером, действуй активно в этом направлении. Встречайся с рекрутерами, проходи собеседования, оцени слабые и сильные стороны предложений потенциальных работодателей.

Опыт управления

Это важнейшее качество претендента на должность топ-менеджера для работодателя. Опыт работы и достигнутые результаты помогут правильнее оценить твои возможности и потенциал в новой компании.

Где лучше строить карьеру?

Зависит от того, чего ты хочешь. В маленькой и средней компании построить успешную карьеру легче, чем в крупной. Там меньше сотрудников и внутренней конкуренции.

Лучше быть первым в маленькой фирме, чем вторым - в большой. И пусть масштаб ее деятельности для тебя невелик. Опыт руководства и новые записи в резюме помогут позже подняться до самого верхнего уровня в крупной корпорации.

Попробуй поискать проект, где будет комфортно и приятно работать. Индивидуальные результаты видны лучше, чем командные, а потому у тебя будет больше возможностей раскрыться для руководства. Даже с позиции менеджера можно заявить о себе как о высококвалифицированном специалисте.

Научись быть самостоятельным и организованным человеком. А также проявлять инициативу в делах компании и достигать своих и ее целей.

Ты готов стать топ-менеджером, если:

Тебя привлекает возможность работать исключительно на самого себя;

Ты стремишься контролировать все процессы в компании и принимать судьбоносные решения относительно стратегии ее развития;

Ты готов нести ответственность за собственное предприятие.

Имея эти качества, стоит задуматься о собственном деле. Так делают многие люди. Если же самостоятельный бизнес тебя не привлекает, и ты предпочитаешь вариант высокооплачиваемого наемного сотрудника, то выстраивай карьеру вертикально.

Занимая все более высокие позиции в рамках одной компании или путем перехода из одной фирмы в другую, у тебя есть шанс достичь кресла топ-менеджера.

Успешная карьера начинается внутри человека и полностью зависит от работы над самим собой и постоянного профессионального роста.

Я человек, который смотрит в будущее. Это немало важно для каждого человека и руководителя, ведь время которое нам дано, имеет свойство заканчиваться, и я хочу максимально продуктивно использовать его в своей профессии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эссе на тему: «ХОЧУ БЫТЬ РУКОВОДИТЕЛЕМ!»

«Если вы хотите быть хорошим руководителем, стремитесь, прежде всего, стать хорошим педагогом, хорошим воспитателем детей».

В.А. Сухомлинский

В детский сад я пришла работать молоденькой девочкой. Это были 90-е годы. Я пришла работать, в поселковый детский сад. Готовясь к занятиям, все время вспоминала слова А.П. Чехова «Если бы вы знали, как необходим русской деревне хороший, умный, образованный педагог…Без широкого образования народа государство развалится, как дом, сложенный из плохо обожженного кирпича». И я старалась, тщательно готовилась к образовательной деятельности, подбирала методы и приемы, повышающие мотивацию и результативность учебного процесса, находила дополнительный материал, старалась, чтобы каждое занятие было интересным, необычным и т. д.

В общем, как сказал Конфуций, «учитель и ученик растут вместе». Время шло. Я приобретала бесценный педагогический опыт, и в этом мне помогали мои коллеги. Прошло немало времени, и я сама стала заместителем заведующего по воспитательной и методической работе в МБДОУ №3 г. Владивостока. И тут впервые я задумалась о том, каким должен быть руководитель дошкольного учреждения. Именно каким, а не кем. На этом этапе ответ был однозначным - Педагогом. И я постаралась стать другом, наставником для коллектива детского сада. Чтобы в тебя поверили, пошли за тобой, нужно знать главное: куда вести и как. Поэтому одна из главных составляющих современного руководителя - это его образование, непрерывное, постоянное: курсы, семинары, открытые нод, саморазвитие…

Понимая необходимость постоянного постижения нового, да и удовлетворяя свою потребность, я научилась составлять годовые планы, проводить в нетрадиционной форме педагогические советы, помогать коллегам при аттестация на категорию и соответствию занимаемой должности.

Зная мою активную позицию в плане самообразования, активизировались и наши педагоги. Я чувствовала, что становлюсь для них, возможно, лидером. Считаю, что руководитель должен быть обязательно педагогом, наставником, психологом. Если руководитель плохой педагог, то коллектив его просто не примет. Поэтому я постоянно стараюсь придерживаться в работе пяти основных принципов, которые составили фундамент моей психологии лидерства: страсть, ответственность, творчество, стремление к действию и уверенность в себе. Работая заместителем заведующего я накапливаю бесценный опыт руководства. Да, трудно управлять людьми разных взглядов, мнений, характеров. Но становится приятно на душе, когда видишь сияющие от первых побед лица педагогов, когда вместе с детьми радуются успехам коллектива не только педагоги, но и родители.

Главное в жизни любого коллектива, любой организации – это постоянное развитие, постоянное движение.

«Кто перестает крутить педали – тот падает! » - в этом формула успеха. Роль лидера в образовании – способствовать максимальной реализации потенциальных возможностей своей организации для повышения качества образования. Мое твердое убеждение, что успех любого дела – в сотрудничестве, в опоре на коллектив. Педагоги – это тот цемент, на котором держится вся деятельность образовательного учреждения. Стабильность, педагогический опыт – основная черта педагогического коллектива детского сада «Тигрёнок». Мотивировать педагогов на предъявление этого ценного опыта образовательному сообществу, почувствовать удовлетворение от признания их профессиональной компетентности я считаю одной из своих важнейших задач. Среди педагогов детского сада финалист конкурса «Воспитатель года 2015». Педагоги детского сада являются постоянными участниками муниципальных профессиональных конкурсов, выставок, конференций.

Восприимчивость к инновациям – обязательное условие успеха. Это требование нашего времени – обновляющегося, стремительно меняющегося. И это здорово! Исследовательская деятельность, проекты? Надо попробовать! Коммуникативные технологии, тренинги? Нам это подходит! Многие «изюминки» изобретены самостоятельно. Эффективное взаимодействие с родителями – еще одно из условий успешности образовательного учреждения.

Главными в детском саду во все времена были и будут дети и воспитатели.

Я считаю, что настоящий руководитель всегда в тени, он незримо направляет своих подчиненных в нужное ему русло, всегда в курсе всех событий.

Я считаю, что руководитель должен быть творческой личностью, способный преодолевать стереотипы и находить нетрадиционные пути решения стоящих перед ДОУ задач, создавать и использовать инновационные управленческие технологии. Для меня руководитель в первую очередь это стратег, видящий перспективу развития своей организации на несколько лет вперед, исходя из имеющихся социальных условий и ресурсов. Руководитель - это носитель организационных перемен, вырабатывающий новые подходы к решению проблем, пропагандирующий новые ценности среди сотрудников, одержимый идеей, готовый преодолевать ради ее воплощения в жизнь трудности. И конечно же руководитель - это лидер, стремящийся выслушивать коллег, психологически настроенный на одобрение предложений, энтузиаст, поддерживающий энтузиастов.

Главным профессиональным предназначением руководителя дошкольного образовательного учреждения по моему мнению является умение работать с людьми. Умелое владение средствами и способами общения - необходимое профессионально-личностное качество современного управленца. От этого умения зависят не только эффективность взаимодействия с другими людьми, конструктивность принимаемых решений, но и карьера руководителя ДОУ как специалиста, его реноме и профессиональный имидж. Все это отражается на общественном мнении о коллективе и социальном статусе дошкольного учреждения в целом.

Я чувствую, что я способна нести ответственность за обеспечение благоприятного микроклимата в коллективе, личностной и профессиональной самореализации всех специалистов. Естественно, что от меня будет зависеть организация и создание условий для сплоченной работы коллектива учреждения, успешность развития взаимодействия с родителями воспитанников, с социумом. Иными словами, решение социально-психологических проблем управления являются для руководителя залогом стабильности и успешного функционирования дошкольного образовательного учреждения в режиме развития.

Дошкольное образовательное учреждение - один из видов социальных институтов, система управления которого - всегда процесс активного взаимодействия субъектов, реализующих разнообразные задачи. В ДОУ постоянно происходят различные формы взаимодействия человек-человек (дети, сотрудники, родители.) для реализации разнообразных задач организационной структуры учреждения, которые рассматриваются руководителем как объекты с позиций социально-психологической теории управления.

Да, сегодня руководитель ДОУ в условиях рыночной экономики в большей степени все-таки должен быть менеджером!

Управление – это особый вид профессиональной деятельности руководителя, результат которого напрямую связан с личной эффективностью самого человека. Руководитель, прежде всего, должен уметь управлять самим собой, ибо способности к управлению у всех людей различны, но успешно управляют другими те, кто умеет руководить собой, своими действиями и решениями. Но возникает вопрос, может ли быть лидером в коллективе руководитель, не имеющий педагогического опыта, даже если он успешный менеджер? Для того чтобы быть лидером, повести за собой педагогический коллектив, помимо теории управления, обязательно должен разбираться в современных образовательных парадигмах и в перспективных образовательных технологиях, а также иметь педагогический опыт работы.

Хороший менеджер, но плохой педагог, в поисках дополнительных финансовых средств, может нарушить ту необходимую трогательную связь всех членов образовательного процесса, и результат деятельности учреждения будет нулевой. Следовательно, только опытный, грамотный, чуткий, обладающий тонким чувством юмора руководитель образовательного учреждения в первую очередь должен быть Педагогом, человеком, знающим все тайные и запасные выходы из непредсказуемых ситуаций, а затем уже управленцем. Психологический климат один из решающих факторов успешности ДОУ.

Руководитель - психолог, потому что всегда ориентирован на душу человека и стоит на страже духовности. Помочь растерянному воспитателю, возмущенному родителю - в этом задача руководителя образовательного учреждения - педагога, психолога. А если с ним рядом команда единомышленников: опытные, грамотные и любящие свой детский сад творчески работающие неравнодушные педагоги, успех в развитии ДОУ гарантирован. В моем понимании сегодня руководитель ДОУ должен быть обязательно и педагогом, психологом и менеджером в одном лице.

Сегодня успешный руководитель - это тот, кто умеет воодушевлять других людей, вести их к достижению поставленных целей и способен убедить членов своей команды без колебаний принять свои жизненные ценности.

Хочу творить и созидать. Да, мне нравится делать, что - то новое и не обычное, преумножать и планировать.

Мне нравится планирование своей работы и работы моих коллег, люди прислушиваются ко мне и это одна из самых больших наград для меня как для руководителя.

Я человек, который смотрит в будущее. Это немало важно для каждого человека и руководителя, ведь время которое нам дано, имеет свойство заканчиваться, и я хочу максимально продуктивно его использовать в своей профессии.

Генри Форд сказал: «Когда я работаю по 16 часов в сутки, мне начинает удивительно везти! ». Видимо для успеха по-другому нельзя. Ну что же, отлично! Засучиваем рукава и - вперед!