Французский национальный характер. Франция и французы: национальный менталитет

Желание отыскать отличия в необыкновенной схожести менталитета заставляет меня все время сравнивать поведение и привычки русских и французов на протяжении уже многих лет. Приехав первый раз в Париж в 2001 году, как туристка, я была оглушена абсолютной свободой поведения французских студентов, с которыми я познакомилась в первый же день. Эта молодежь показалась мне воплощением русской мечты, с которой сняли строгий ошейник правил.

С тех пор многое поменялось: забылся прессинг Советских рамок, прошла лихорадка 90-х, русская молодежь стала почти такой же свободной. Я давно уже не туристка, и каждый день, с любопытством, открываю новое в этом удивительном народе, который так похож на нас, но продолжает снова и снова удивлять, восхищать, возмущать и горячо интересовать русского человека со времен Ярослава Мудрого. Так что же в Вас такого особенного, господа французы?

8 французов из 10 предпочитают покупать на распродажах

Первое, что бросается в глаза каждому туристу в Париже – это абсолютное безразличие рядовых парижан к своему внешнему виду. То есть, к какому-то особому, своему стилю одежды (не считая офисного), который продумывался бы до мелочей, тщательно подбирался и служил предметом гордости его обладателя. Крайне незначительную часть французского общества заботит то, в чем они пришли в театр или на выставку. Только некоторые приемы и официальные мероприятия, имеющие строгий дресс-код, могут похвастать изысканно одетой публикой. Для россиян, возводящих в культ презентабельный внешний вид, эта манера одеваться вызывает, мягко говоря, недоумение и заставляет обратить внимание на вторую особенность, идущую вразрез с московской повседневностью — доступность французских элитных кварталов и заведений.

В Париже вы не будете чувствовать себя маленьким мальчиком, которого вот-вот схватит за ухо учитель, когда зайдете в джинсах в безумно дорогой ресторан попить кофе или столкнетесь с французским киноактером, в компании парочки длинноногих красоток на входе в бутик Louis Vuitton, заглянув туда просто так, посмотреть на цены.

Конечно, во Франции вы не сможете купить себе Ferrari по цене бутылки молока, но, например, джинсы в парижском магазине достанутся вам почти даром по сравнению с торговыми центрами Москвы, не говоря уже про период распродаж и сток известных торговых марок за полцены. И ведь никто из француженок не поведет недовольно носиком: «Фи, так это по дешооовке!»

Французы привыкли экономить. Это нормально, это принято. Со времен Великой Французской Революции, с тех пор, как французы снесли головы почти всем своим королям, министрам и их любовницам, стало неприличным иметь много денег и власти. Нет, конечно, у многих есть и то, и другое, но они это тщательно скрывают.

Простой французский миллионер 12 лет назад умилял меня мятым пиджачком и подаренным плюшевым мишкой за 10 евро на всемирной автомобильной выставке 2002 года, где он, между делом, купил себе Jaguar. А красавец Николя Саркози, будучи еще мэром Neuilly-sur-Seine, энергично пожимал мне руку (впрочем, как и остальным присутствующим) на выставке импрессионистов, куда он «выходил в народ» чтобы всем доказать, что он «как все».

Французский культ вежливости

После хмурых московских лиц удивительно и непривычно наблюдать, как во Франции все тебе улыбаются. Встречаясь глазами в метро, здесь не принято отводить взгляд, здесь нужно улыбнуться. Совсем как Крошка Енот тому, кто сидит в пруду. Иначе ваше поведение будет расценено как грубость. И будьте уверены, что вам улыбнутся в ответ.

Даже в толпе, даже, если это не вы, а вас задели локтем или полой плаща, вы должны немедленно извиниться. «Пардон» — это наиболее часто произносимое слово во Франции. Вопросы политеса приравниваются к вопросам нормы поведения и морали. Если вы забываете после каждой фразы вставлять s’il vous plait (пожалуйста), вам могут просто не ответить. По крайней мере, можете не рассчитывать на положительное решение вопроса. Именно поэтому россияне, не привыкшие постоянно улыбаться и извиняться, снискали себе во Франции славу невоспитанных.


Но, не смотря на то, что манеры общения вбиваются в головы французов с младенческого возраста, в подавляющем большинстве случаев – это тотальное лицемерие. Не обольщайтесь, если вам улыбаются. Улыбки – это просто норма поведения и дополнение к офисному дресс-коду. Если вам не перезвонили в течение ближайших 3-х дней, то, скорее всего, этого вообще не произойдет. Не отвечать вообще, если нечего сказать – это вполне по-французски.

Правда, есть одна особенность, за которую можно простить даже эти раздражающие манеры – французы почти всегда работают честно. Очень редко настоящий француз нарушает данное слово. Если бы Вы знали, как просто становится жить, когда не нужно вчитываться с лупой в мельчайший шрифт постскриптумов к договорам, когда можно просто оставить чек в задаток, заручившись обещанием не обналичивать его до окончательной сделки, когда можно просто договариваться и доверять.

Франция – страна каникул

Французы не любят напрягаться, сложные многоступенчатые ходы не для них, поэтому они так долго живут. Время щадит потомков Дюма и Бальзака, многим позволяя отмечать 100-летние юбилеи. Здесь никто никуда не спешит. По количеству нерабочего времени Франция опережает даже Испанию.


Во Франции вы не найдете круглосуточных магазинов. В воскресенье город вообще замирает в ожидании понедельника. Только немногочисленные арабские лавки продают в втридорога свой товар сомнительного качества до 1 часу ночи по выходным и праздникам.

Вы знаете, что значит «делать мост» по-французски? К мостостроению это не имеет никакого отношения. Просто, если праздничный день приходится, скажем, на четверг или вторник, французы «прощают» себе выпадающий рабочий день между праздником и уик-эндом. Никто не заботится о том, чтобы отработать его, как это принято в России. А эта очаровательная школьная система каникул каждые 1,5 месяца, благодаря которой те, кто может себе это позволить, отдыхают вместе с детьми по 5 раз в год! Кстати, во Франции у всех школьников и дошкольников дополнительный входной по средам.

Очень интересно и то, что религиозные праздники, наряду с историческими датами и Новым Годом, во Франции тоже являются государственными выходными днями, причем отмечаются они куда более пышно. Например, Рождество (25 декабря) празднуют с тем же размахом и настроением, что и Новый Год в России.

Во Франции жизнь течет плавно и размеренно. Для того чтобы выяснить какой-то вопрос, вы должны, для начала, позвонить, а лучше, сходить, в нужную организацию, чтобы назначить время и место вашего визита. Затем вам присылают письмо с подтверждением встречи. И только потом вы можете задать интересующий вас вопрос, явившись на запланированное таким образом мероприятие. Кстати, как нигде, во Франции принято вести все дела посредством обычной бумажной почты.

Париж – Москва: кофе и шоколад

Париж и Москва. С самого начала моего знакомства с Францией, я их невольно сравниваю. В чем секрет почти мистического притяжения этих двух столиц самых неравнодушных друг к другу стран мира? В чем схожи и чем отличаются жители двух городов-космополитов?

Каждую столицу мечтает покорить чуть ли не каждый третий житель из «глубинки», во Франции это относится еще и к Французскому Союзу (бывшим колониям). Два города-мечты, буквально перегруженные эмигрантами и мигрантами. Две жемчужины архитектурного и культурного наследия. Даже территориально, западные и южные округа Москвы и Парижа считаются наиболее престижными для проживания.

И они совершенно разные. Как кофе и шоколад. Даже если предпочитаете чай, вы, безусловно, оцените несравнимый, горьковатый вкус свежемолотого кофе изысканной итальянской обжарки. Завораживающий аромат и пробуждающее действие этого напитка ассоциируются у меня с Москвой. Обжигающий, бодрящий ритм этого города, слегка смягченный сливочной пеной роскоши необходим, чтобы проснуться и идти, бежать вперед и вверх!

А шоколад? Разумеется, вы можете без него обойтись. Разумеется, вы обладаете достаточной силой воли, чтобы отказать себе в этом нежнейшем, тающем, погружающим в нирвану удовольствии. Вы твердо знаете, что есть более полезные вещи, чем это обволакивающее наслаждение, от которого начинает сладко ныть где-то под сердцем. Таков Париж. Где никто никуда не спешит. Где время нежно обтекает вас, едва касаясь нежными пальцами… Кофе и шоколад. Можно по отдельности. Но как же они восхитительны вместе!

Французы - народ сдержанный, они разумны и расчетливы. Они очень приветливы и вежливы, никогда не скажут тебе правды в лицо, хотя французы недолюбливают другие нации: англичан считают заносчивыми и скучными, американцев - жадноватыми и лицемерными, русских - невоспитанными.

Большинство французов не любят английскую речь, поэтому, если Вы не знаете французского языка, лучше сразу скажите, что Вы из нашей страны. С вопросами об ориентировании на местности лучше всего обращаться к полицейским. По телефону не принято тревожить человека позже 21.00, для проведения делового разговора лучше звонить в офис.

По всей стране с 13.00 до 16.00 принят обеденный перерыв (сиеста). В это время все учреждения, банки и магазины закрываются. Осматривать церкви во время обеденного перерыва и богослужения не разрешается.

Музеи в большинстве своем открыты только в первой половине дня. Понедельник - в музеях выходной.

Традиционно обед у французов начинается в 20.00, так что, если Вас пригласили на обед, знайте, что Вас ждут именно на это время. После обеда на десерт подается сыр, причем сразу нескольких сортов. Запивать сыр можно только красным вином, а ни в коем случае не соком или кока-колой. Помните об этом, заказывая десерт даже в скромном ресторане.

В Париже принято давать чаевые везде: в такси, на заправке, в ресторанах, барах - обычно 10 % от заказа. В католических церквях и соборах обычно говорят шепотом, не принято выражать свои эмоции шумно, в некоторых соборах могут сделать замечание.

ПРАЗДНИКИ

1 января (Новый год), 30 и 31 марта (Пасхальный Понедельник), 1 мая (Праздник Труда), 8 мая (Праздник Победы), 19 мая (Вознесение), 14 июля (День французской Революции), 15 августа (Успение), 1 октября (День всех Святых), 11 ноября (Праздник Победы 1918 года), 25 декабря (Рождество).

КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ

Переход на 35-часовую рабочую неделю произошел сравнительно недавно, и трудно судить о его влиянии на досуг французов. Тем не менее, можно констатировать, что досугу и культурному отдыху уделяется все больше места в семейном бюджете.

Согласно статистике летом есть короткий период, когда на морских пляжах Франции неизменно собирается самое большое число отдыхающих. Для него даже придумали название - "синие каникулы". Но та же статистика утверждает, что около миллиона французов отдыхают и зимой, отправляясь в такие уголки, где небо и море синие круглый год. А некоторые обзаводятся там собственными виллами.

"Фест ноз" (fest noz) - обозначает "ночной праздник". Фест ноз ведет свою родословную от небольших деревенских сходок, когда сельские жители после долгого рабочего дня собирались вместе, как правило, на открытом воздухе, чтобы отдохнуть и пообщаться. На таких собраниях люди пели, танцевали, рассказывали истории и т.д. Не обходилось, конечно, без выпивки и закуски. В наше время фест ноз очень популярен не только в деревнях, но и в городах Бретани. Проводится он только по ночам или поздно вечером и продолжается до рассвета. Представьте себе полутемный зал (светлый зал, совсем темный зал, открытую площадку и т.д.). На сцене находятся музыканты, причем это могут быть просто два певца или группа с электрогитарами, барабанами и всем прочим. Как только начинает звучать музыка, практически все люди, находящиеся в зале (а их может быть несколько сотен), берутся за руки и начинают танцевать. Огромная змея из взявшихся за руки людей под размеренную, ритмичную музыку движется по залу. Эта танцевальная медитация объединяет людей всех возрастов и любого социального положения и приобрела в Бретани такую массовую популярность, что существует целый слой музыкантов, которые играют только на фест ноз.

ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ

Обычно французы закупают продукты раз в неделю, а каждый день покупают только хлеб или знаменитые рогалики (круассаны). Что касается овощей и фруктов, то многие парижане покупают их на рынке - там и выбор больше, и качество лучше.

Во всех районах города есть продовольственные супермаркеты, которые различаются между собой ассортиментом и ценами. Но самый большой выбор продуктов и самые низкие цены - в гигантских супермаркетах, расположенных за кольцевой дорогой. Туда парижане отправляются на машине. Единственное, что не рекомендуется покупать здесь, - это фрукты и овощи: они здесь далеко не лучшего качества, поскольку выбраны с расчетом на долгое хранение в магазине. Зато сыры, колбасы, консервы, печенье, кофе, безалкогольные и алкогольные напитки - все это представлено в десятках вариантов.

Как французы разбираются в этом изобилии продуктов? Они исходят из двух критериев: соотношения цены и качества и толщины собственного кошелька. В супермаркетах самые дорогие продукты ставятся на верхних полках, самые дешевые - на нижних. На ценниках крупными цифрами указана цена одной единицы продукта в упаковке. Во всех крупных магазинах есть продукты, продаваемые со скидкой.

Мясные продукты, фарш, колбасные изделия, дичь, паштеты и прочее, продаются в мясных лавках. Над некоторыми мясными лавками висит торцовая вывеска с изображением лошадиной головы: здесь продается не только говядина и баранина, но и конина. Если вы покупаете курицу, то лучше выбрать ту, на которой написано "fermier" (значит курочка росла на ферме).

В магазинах сыров выбор больше, чем в супермаркетах. Французы покупают здесь сыр, если вечером ждут гостей. Ну а для себя они купят сыр в обычном супермаркете. Обратите внимание: часто французы открывают коробку с сыром и щупают его. Таким образом они определяют, сколько дней можно держать сыр в холодильнике. Скажем, в субботу придут гости, и, значит, сыр, купленный в среду, должен быть твердым на ощупь. А к субботе он дозреет и станет мягким.

Во Франции нет единого часа закрытия магазинов. Большинство магазинов открыто с 9 до 19-30. Исключение составляют иной раз маленькие продуктовые магазины на окраинах больших городов или в деревнях.

Французскую кухню условно делят на три части: региональная кухня, общераспространенная французская кухня и чрезвычайно изысканная кухня, примером которой в свое время являлась придворная кухня французских королей. Условность такого деления видна, например, из того, что если мясо по-бургундски в Париже является региональным блюдом, то в самой Бургундии оно представляет общераспространенную французскую кухню.

Региональная французская кухня южных провинций (Прованс, Лангедок, область басков, Гасконь) резко отличается острой пищей, большим использованием в ее приготовлении вин и специй, особенно чеснока и лука. Имеет свои характерные черты и эльзасская кухня, отличающаяся сытностью, более значительным потреблением свинины, капусты. Жители прибрежных районов используют в своей кухне больше продуктов моря - рыбы, крабов, омаров, лангустов, креветок и т.д.

Названия сотен блюд пришли к нам из французского языка: котлеты, соус, майонез, омлет, антрекот - все это слова французские. Но вот пресловутая любовь французов к лягушачьему мясу - явное преувеличение. Лягушатина действительно присутствует в богатом спектре блюд французской кухни, но повседневным блюдом француза ее никак не назовешь. Несколько чаще употребляются в пищу виноградные улитки с зеленью и пряностями (которых иногда бывает так много, что вкуса улитки и не различишь). Ну и, конечно, нельзя обойти вина и сыры, которых во Франции не меньше, чем в Дании бутербродов.

ОДЕЖДА

Париж - законодатель мод. Французы одеваются элегантно и дорого. Особое внимание они уделяют обуви. В повседневной жизни французы одеваются очень просто - джинсы, простая обувь, свитер, шикарных выходов на улицу или на работу нет. Определенный стиль одежды может касаться только отдельных фирм, которые выдвигают свои требования сотрудникам. В Париже очень много туристов, которые одеты просто и в общей массе они диктуют моду. В дорогих ресторанах требуют соответствующую одежду, потому что одетых просто людей там не пустят. Бретонские крестьянки одеваются по своей, местной моде, которая не имеет ничего общего с привычной всем европейской модой. И это всего в нескольких часах езды от Парижа. Мужчины ходят в шароварах и широкополых шляпах, украшенных лентами, а женщины носят элегантно вышитые бархатные платья, фартуки и кружевные чепцы всех возможных и невозможных фасонов.

ТРАНСПОРТ

В Париже есть три вида общественного транспорта: метро, автобусы и фуникулер. На всех указанных видах транспорта используются одни и те же билеты. Фуникулер поможет Вам подняться на один из самых красивых холмов Парижа - Монмартр.

Метро в Париже охватывает сам город и его пригороды. Будьте внимательны, чтобы Вы не уехали за город. Парижское метро работает с 5:30 до 00:30 часа ночи. У Парижского метро всего 14 линий. Станции парижского метро находятся в 300 - 500 метров друг от друга, Вы сможете доехать в любую точку города за считанные минуты.

Для проката автомобиля необходимо иметь международные права на французском или английском языке, паспорт и кредитную карточку. Заказывать машину надо за 48 часов. Чтобы взять на прокат автомобиль во Франции, нужно быть старше 20 лет и иметь водительские права со стажем не менее 1 года. Обязательна оплата страховки. Машину можно арендовать уже в аэропорту. Сумма аренды не включает стоимости бензина, а также дополнительной платы за километраж. Выгоднее платить по кредитной карточке, чем наличностью.

Автобусы - не столь быстрый транспорт, но всегда приятно лишний раз полюбоваться улицами Парижа. У автобуса перед метрополитеном есть одно неоспоримое преимущество, весьма важное для туриста: за окном ты видишь не черную стену туннеля, а городские пейзажи. Так что, если вы не спешите, лучше прокатиться на автобусе. Общая протяженность автобусных линий в Париже - 524 километра, количество автобусных остановок - 1754, время ожидания на остановке - от 4 до 20 минут.

Узнать такси вам поможет световой указатель на крыше машины. Если указатель зажжен, такси свободно. Часто слева от водителя, снаружи, около ветрового стекла расположен счетчик с флажком. Поднятый флажок указывает на то, что такси свободно, опущенный - занято. Плата за проезд автоматически отмечается счетчиком. Если Вы хотите поехать куда-нибудь в окрестности города, советуем договориться об оплате заранее, так как в этом случае полагается оплачивать и обратный проезд до города. Таксистам принято давать чаевые в размере 10 % от суммы проезда.

СПОРТ

В последнее время растет популярность занятиями спортом. Насчитывается примерно 10 млн. спортсменов, которым присвоены разряды спортивными федерациями: наибольшее число разрядников в футболе и теннисе. Дзюдо, игра в шары, бадминтон и гольф становятся все более популярными в последние годы. Становятся все более популярны и такие виды спорта, как горный велосипед, туристические прогулки, восхождение на вершины, спуски с горных склонов на парашюте, каноэ-каяк.

Мужчины отдают предпочтение футболу. Но, если футболом увлекаются во всех областях Франции, то нигде больше в этой стране мужчины не помешаны на регби так, как в Бретани.

Французские Альпы - самые высокие горы Западной Европы, крупнейший в мире центр зимнего спорта. Популярнейшие курорты: Шамони и Куршевель, Валь д"Изер и Тинь в Валь Торансе, Ле Дез Альп, Ля Плянь, Межев, Мерибель и др.

Источник: www.chemodan.com.ua

Французский национальный характер во многом является антиподом немецкому в европейской культуре: может быть, именно поэтому французы и немцы всегда плохо понимали друг друга. Для французов свойственно неизменное восхищение «прекрасной Францией», прекрасным французским языком и культурой. В душе каждого истинного француза живут полные искреннего чувства слова Стендаля о «прекрасной Франции»: «Франция прекрасна в духовном отношении, она удивила мир своими победами; это уголок вселенной, в котором взаимоотношения людей приносят им горя меньше, чем где бы то ни было» . Поэтому французы высоко ценят в политических партнерах знание французского народа, его истории и культуры, бывают польщены интересом, проявляемым к их стране.

Франция активно проводит политику по укреплению, защите и распространению французского языка, она всячески поддерживает Франкофонию - международную организацию, способствующую распространению французского языка и культуры в современном мире . Все, что касается французского языка и культуры, подается французами в идеологически выдержанной и привлекательной упаковке, как дорогой коньяк или духи. Поэтому французы неприязненно реагируют на использование английского или немецкого языка в процессе политических коммуникаций, полагая, что это ущемляет их чувство национального достоинства, и предпочитают именно свой язык. Французские дипломаты любят цитировать Карла V об особенностях употребления французами иностранных языков: «С Богом я говорю по-испански, с торговцами - по-английски, с дамами - по- французски, а по-немецки я говорю с моим конем» .

Важнейшими чертами французской ментальности являются рассудочность, скепсис и материализм. Французский философ Рене Декарт выразил это в кратком афоризме: «Я мыслю, следовательно, я существую». Рассудок - владыка французской жизни, поэтому французы не так легко увлекаются, как кажется. При всей своей зажигательности и искрометности они скептики, и в политике это выражается в определенном изначальном недоверии к каждому новому предприятию. Французы далеко не сразу позволяют убедить себя в целесообразности вносимых политических предложений. Для них очень важны аргументы, подкрепленные фактами, а также политическими, экономическими или техническими обоснованиями.

Следует помнить о том, что именно французы в свое время возвели материализм в систему: Гольбах, Ламетри и Кондорсе одними из первых высказались в пользу идеалов материализма и прогресса в науке. Поэтому французы охотно верят только реальным фактам, статистике и социологии: в конфликте веры и знаний они решительно восстают против веры. Французское сознание глубоко атеистично: непостижимое и неощутимое решительно отвергается французским умом. В политике они предпочитают всестороннее обсуждение и тщательное аргументирование каждой детали политической проблемы. Французы традиционно ориентируются на логические доказательства и большое внимание уделяют предварительным договоренностям: они не любят с ходу обсуждать вопрос, который их интересует больше всего, чем кардинально отличаются от американцев. Последние, как мы знаем, предпочитают сразу и не откладывая решить важнейшие политические вопросы.

Известно, что французы живут в культуре слова, и французский политик, как никакой другой, мастер слова, речей, риторики. Он, как говорят лингвисты, «думает от языка». Цель его мысли - совершенная чеканка в слове: язык предписывает мысли форму, в которой она кристаллизуется. При этом игра слов, афоризмы становятся формой мысли. Французы помнят, что они наследники Монтеня и Рабле: французский ум - это острый, вольнолюбивый, фрондерский, искрящийся ум. Даже в политической риторике, какой бы холодной и рассудительной она ни была, присутствует нотка лукавства и галльского юмора.

Необходимо помнить, что французский процесс профессионального обучения направлен не столько на овладение знаниями, сколько на овладение языком. Франция отличается строгостью своей языковой политики: здесь уже в эпоху Великой французской революции был введен закон, согласно которому на всей территории страны в официальных сферах мог употребляться только литературный французский язык; языки меньшинств и диалекты не имели никаких прав. Поэтому по-настоящему образованным во Франции считается тот, кто в совершенстве владеет родным языком. Именно литература и искусство слова - национальное призвание французов. Поэтому французские политики любят продемонстрировать свое красноречие, стремятся выступать с обширными докладами, предпочитают открытые дискуссии и дебаты.

Во Франции высоко ценят юридическое право, писаный закон и подписанный договор, поэтому французы придают важное значение юридической силе принятых политических документов и их соответствию духу и букве закона. Вместе с тем для них не пустым словом является справедливость принятых политических соглашений. Стоит напомнить, что на памятнике братства на французском кладбище Пер- Лашез, где похоронены выдающиеся деятели науки и культуры, выбиты на мраморе слова Виктора Гюго: «Единственное, чего мы ждем от будущего, единственное, чего мы хотим, - это справедливость».

Важное значение в политике имеет также французское стремление к меркам и правилам: они стремятся иметь тщательно продуманный план политических действий и предусмотреть способы политического реагирования на все случаи жизни. Французским политикам не нравится, когда их партнеры вносят вдруг какие-то непредусмотренные ранее изменения в ход политических переговоров. Е1еобходимо учитывать также, что в своих политических решениях французы связаны процессом достаточно долгого согласования «сверху», поскольку бюрократическая волокита во Франции - объективная реальность. Решения здесь принимаются ограниченным числом лиц высокого ранга. Чем ниже уровень политических встреч, тем больше времени уходит на согласование решений.

Весьма остроумно отличие французского стиля в политике от английского показал Сальвадор де Мадариага. Французы обычно говорят: «Мы согласовали общие принципы. Так давайте подпишем декларацию, в которой они сформулированы». Англичане отвечают: «Да, мы согласны относительно принципов. Но зачем что-то подписывать? Придет время их применить, и мы будем действовать в свете возникающих обстоятельств. Поскольку принципы согласованы, не трудно будет согласовать и конкретные действия». После переговоров француз мучим дурными предчувствиями: «Они не хотят подписывать, значит, не верят в принципы». Англичанин ворчит про себя от возмущения: «Они хотят пристегнуть меня к своей упряжке; интересно узнать, что у них там на уме». И вот блестящее заключение комментатора переговоров: «Вполне возможно заставить англичан и французов посмотреть друг другу в глаза. Но все дело в том, что глаза-то у них слишком разные» .

Таким образом, французское сознание больше доверяет правилам, чем спонтанным побуждениям и инстинктам. В политике важно учитывать большую роль, которую играют во Франции прочные давние связи и знакомства. Элита делового и политического мира в этой стране весьма замкнута: «чужаков» близко не подпускают, поэтому важное значение традиционно придается рекомендациям. Французы придают большую роль этикету и правилам поведения, они безукоризненно вежливы. Слово politesse в переводе с французского означает полированную, гладкую поверхность, отсутствие шероховатостей, мешающих течению жизни. Но французская вежливость - исключительно формальная сторона любви к ближнему, «евангелие хорошего обхождения».

Российские психологи обращают внимание, что французов и русских в процессе политических коммуникаций объединяет стремление к теплоте неформального общения, нетерпимость немецкой «оледе- нелости чувств», искренность и стремление к справедливости . Вместе с вежливостью во французской политической культуре весьма развит дух соревновательности: для француза всегда важно выделиться среди других, причем не только деловыми, политическими успехами или богатством, но и галантностью, изысканностью манер. На политических мероприятиях это проявляется весьма своеобразно: с одной стороны, французы любят дискутировать, нередко перебивают своих партнеров, высказывают критические замечания, вообще предпочитают конфронтационный тип взаимодействия, но при этом стремятся сохранить традиционную французскую учтивость, вежливость, любезность, склонность к шутке и непринужденность в общении.

Французы не скрывают своей любви к радостям жизни. Мишель Монтень высказал житейскую мудрость французов в лаконичной фразе: «Мое искусство и моя профессия - жить». Первое место во французском сознании занимает право на жизнь, а не на труд, как в Германии. Поэтому французы предпочитают многие важные решения принимать не только за столом политических переговоров, но и за обеденным столом, любят устраивать приемы и веселиться.

При всей своей любви к жизни французский скепсис никогда полностью не позволяет раствориться в жизненных удовольствиях. Французы смотрят на жизнь как бы немного со стороны, видят в ней игру и охотно в нее играют. Как тонко заметила французская писательница Франсуаза Саган, именно в этом заключается тайна французского искусства жить. Во французском характере при всем его показном жизнелюбии есть лишь «немного солнца в холодной воде»

Экология жизни. Люди: В интернете можно найти миллион и еще один текст о «русских» женах за границей – читатели и авторы этих статей очень любят муссировать все тонкости и отличия между «нашими» женщинами и иностранками. А вот мне всегда была интересна тема о мужчинах – «наших» и тех, к которым мы уезжаем за границу.

Отношения в интернациональной паре очень часто похожи на лакмусовую бумажку: люди из одной страны никогда не смогли бы сделать друг о друге таких занятных открытий, как те двое, что родились и выросли в совершенно разном культурно-социальном окружении.

В интернете можно найти миллион и еще один текст о «русских» женах за границей – читатели и авторы этих статей очень любят муссировать все тонкости и отличия между «нашими» женщинами и иностранками. А вот мне всегда была интересна тема о мужчинах – «наших» и тех, к которым мы уезжаем за границу.

Чем, собственно, они подкупают нас? Что в них есть такого, чего нет в отличных парнях из родного города и родной страны? Ведь когда речь заходит о славянках, несложно сразу нарисовать в голове картинку, какие мы хозяйственные и заботливые, что неудивительно, ведь нас воспитывали в патриархальном обществе.

За эти добродетели нас так и любят европейцы, бок о бок живущие с независимыми, эмансипированными женщинами. Но когда начинаешь говорить о французских мужчинах, ничего, кроме клише, в голову не лезет: разбираются в винах, романтики, прекрасные любовники, ветреные, переменчивые, скупые, высокомерные. Что из всего этого правда? И какие они в отношениях с нами – отнюдь не француженками?

Мне стало интересно ровно настолько, что я расспросила об этом 50 женщин из Украины, России и Беларуси, которые встречались/были замужем за французами. Возрастной диапазон респонденток – от 22 до 57 лет. Все очень разные, что сразу чувствуется по ответам на составленные мной 10 вопросов. Сегодня я публикую первые 5.

КАКОЕ ОТЛИЧИЕ В ОТНОШЕНИИ К ЖЕНЩИНЕ СРАЗУ БРОСАЕТСЯ В ГЛАЗА?

Я не случайно задала этот вопрос самым первым, потому что он вытягивает наружу самые эмоциональные моменты, которые лежат на поверхности. И мои ожидания оправдались: 90% ответов свелись к тому, что французы воспринимают женщину, в первую очередь, как равного партнера в отношениях , а не как хозяйку дома. Конкретно слово «равноправие» прозвучало в каждом втором ответе. Женщину воспринимают как личность, ее уважают, стремятся сделать счастливой, заботятся о ней, при этом не превозносят ее как принцессу и не поклоняются ей.

Но в некоторых ответах проскальзывала и горечь как раз по этому поводу: что нет ярко выраженного гендерного отношения, к которому мы привыкли дома, где женщине дарят цветы на восьмое марта, пропускают вперед и при этом ежедневно ожидают горячий ужин, порядок в доме, наглаженные рубашки и прочее.

У французов, как выяснилось, нет этого потребительского отношения к своей партнерше – она не прачка, не повар, и воспитание детей тоже не входит в какие-то чисто «женские» обязанности. Все вышеперечисленное французы привыкли делить на двоих.

Палка о двух концах и некий житейский каламбур: на родине нам не нравится, что все домашние обязанности на нас навешивают по умолчанию, но выходя замуж за иностранца, мы добровольно берем на себя то, к чему нас никто не принуждает.

КТО ОПЛАЧИВАЕТ СЧЕТ В РЕСТОРАНЕ?

Уж не знаю, почему всех это так интересует, но это очень популярный вопрос, когда речь заходит о французских бойфрендах. На самом деле, с самого начала знакомства с моим парнем меня постоянно преследует какая-то легенда о скупости французов, которая пока никак себя не оправдала. Спустя четыре года отношений, я склонна думать, что за скупость часто принимают европейскую привычку покупать меньше да лучше. Так вот, о ресторанах.

Кроме того, некоторые девушки довольно прямо высказались, что совершенно не понимают, когда происходит как-либо иначе. При этом, французам не нравится, когда женщина принимает как данность, что он за все платит – возвращаясь к вопросам равноправия, это более чем логично.

Все остальные ответы на вопрос говорят «50 на 50», «платим по очереди» или «платит тот, кто приглашает». Я специально не разделяю ответы тех, кто находится в браке или просто встречается с французом – и там, и там ситуация примерно одинаковая. Мне лично очень понравилась ремарка, которую некоторые добавляли к ответу: мол, что французам приятно, если иногда счет оплатит женщина – они воспринимают это как проявление внимательности и любви. И я полностью поддерживаю их в этом.

ДАРЯТ ЛИ ФРАНЦУЗЫ ЦВЕТЫ?

Еще одна плоскость вечных споров, а чаще – просто жалоб наших женщин на то, что европейцы их не дарят. Здесь складывается двойственное впечатление: с одной стороны – культура великолепных цветочных лавок, которых во Франции везде великое множество, продажа свежих цветов на продуктовых рынках, в супермаркетах и очевидный спрос на сам товар.

С другой стороны – куча историй о том, что французы не дарят цветы. Всего шесть женщин из пятидесяти опрошенных сказали, что их мужчины дарят цветы часто, без повода и без напоминаний. Остальные ответы сводились или к железобетонному «никогда», или к «только если намекнуть». И отдельная категория «удалось приучить к букету на 8 марта».

Дело в том, что французы (и мужчины, и женщины) очень часто покупают цветы домой просто так. Не в подарок, не по особому случаю, а просто чтобы украсить дом. Их берут охапками на рынке – заодно со свежими овощами, мясом и сыром. Из букета здесь не делают события, как привыкли у нас.

Поэтому и не придают ему никакого значения. И именно поэтому наших женщин это так цепляет. Это довесок к европейскому равноправию, когда цветы можно вполне благополучно купить даже не себе самой, а именно домой в обычный будний день – чтобы порадовать всех, кто там живет. У нас же пока за букетом закреплена роль праздничного атрибута и знака внимания именно женщине.

НАСКОЛЬКО ФРАНЦУЗЫ ТРЕБОВАТЕЛЬНЫ К ВНЕШНОСТИ?

Все мы знаем, что о француженках часто говорят – не красавицы, но стильные и с шармом. А о славянках – что это самые красивые женщины в мире. И даже не сама природная красота поразительна, а количество усилий (денег и времени), которые мы вкладываем в свою внешность.

Что, опять же, уходит корнями в патриархальное общество, где все вращается вокруг мужчины – его выбора, оценки и одобрения. Француженки гораздо более вольнолюбивы и независимы в этом плане – свои собственные интересы они ставят выше. Что же при таком положении дел больше ценят французские мужчины? Внешность или внутреннее наполнение?

Многие женщины в своих ответах подчеркнули, что французы гораздо менее требовательны в вопросах красоты и ухоженности, чем соотечественники (и без того избалованные, надо признать). Конечно, дураков нет – любому приятно, когда женщина рядом следит за собой и умеет подчеркнуть лучшее в своем облике, но это воспринимается лишь как приятное дополнение к характеру и образованности.

А вот здесь у французов довольно высокие стандарты: они любят поговорить об искусстве, политике, литературе, музыке – их спутница должна быть способной поддержать разговор на любую из этих тем. Ум, начитанность, широкий кругозор женщины восхищают их. А вот слишком яркий макияж и излишне откровенные наряды скорее отпугивают – харизма и некричащая сексуальность привлекают их гораздо больше.

Мне особенно понравился комментарий одной из респонденток: «Будь лучше версией себя», - вот чего француз хочет от женщины. При этом, мужчины, которые следят за собой, ожидают от своей партнерши того же. К сожалению, у нас эта тенденция работает с точностью до наоборот: как бы хорошо ни выглядела наша женщина, это не будет залогом того, что наш мужчина рядом с ней будет стремиться выглядеть на уровне.

СЛАВЯНКИ VS. ФРАНЦУЖЕНКИ – В ЧЬЮ ПОЛЬЗУ СРАВНЕНИЯ?

Как бы женщины ни кокетничали и ни лукавили, но в интернациональной паре партнеры всегда проводят параллели и сравнивают (хотя бы мысленно) своих половинок: мы невольно ставим французов в ряд со своими экс-бойфрендами, которые остались на родине, а наши французы подмечают разницу между нами и их бывшими или гипотетическими пассиями.

Лично меня ответы на этот вопрос немного расстроили. Даже не сами ответы, а тот факт, что самое большое наше достоинство в глазах французов – это хозяйственность и желание угодить мужчине. Француженок они называют холодными, зацикленными на себе, слишком требовательными, претенциозными, излишне независимыми и эмансипированными (занятно, как быстро мужчины успели утомиться от эмансипации, если француженкам только голосовать разрешили в 1944 году).

Славянки на их фоне выглядят ангелами – нежные, внимательные, заботливые, мастерски ведут быт, готовят, наряжаются и стараются для мужчины, ставят семейные ценности во главе угла и (цитирую одну из респонденток) «довольствуются малым».

Я часто замечаю, что славянки как будто жалеют «бедненьких, несчастных французов», которые устали от всех этих независимых феминисток. И опрос подтвердил это впечатление. Пока европейки борются за равные права, наши женщины продолжают культивировать главенствующую роль мужчины.

В определенном смысле это тормозит развитие цивилизации. И нет ничего удивительного в том, что «уставший от эмансипации» француз, выбирая между двумя женщинами, остановится на той, у которой не только богатый внутренний мир, но еще и кулинарные способности, идеальный маникюр с прической и готовность уступать.

И все бы ничего, но и в этом есть небольшая ложка дегтя для нас: в отличие от француженок, которые стремятся подчеркивать индивидуальность во внешности, славянки следуют стандартам – высокие каблуки, длинные волосы, красная помада и так далее. И это бросается в глаза местным мужчинам. То есть, выходит – мы как-то даже слишком хороши для них.

Пока я обрабатывала полсотни ответов на свои вопросы, случилось немало ярких диалогов между мной и моим французом, которому тоже есть с чем сравнить. Тем интереснее будет опубликовать вторую часть этого материала, в которой 50 женщин отвечали на вопросы об отношении их мужчин к сексу на первом свидании, о том, правда ли, что французы ветреные и непостоянные, и кое о чем еще. Продолжение следует! опубликовано

Французский менталитет загадочен и необъясним. С другой стороны, люди во всем мире почему-то уверены, что хорошо знают французов и знают им цену. Отношение к ним двоякое: их считают гордецами, спесивыми и самовлюбленными. Не зря национальный символ страны – петух, существо, которое любуется только собой и слышит только себя. Но в то же время очень радушными, гостеприимными и щедрыми, людьми с хорошим вкусом и умеющими получать от жизни все. Где же золотая середина, и есть ли она? Каковы особенности французского менталитета? Можно ли говорить о едином французском менталитете, ведь страна очень неоднородная по национальному составу, а региональные отличия бросаются в глаза даже простым людям, не то что культурологам.

Как формировался французский менталитет

Франция – страна очень величественной и бурной истории. Она переживала взлеты и падения, но практически всегда была в центре политической и экономической жизни всего мира и Европы. Самым грандиозным событием истории страны, которое к тому же навсегда изменило путь всей цивилизации, стала Великая французская революция. Знаменитый лозунг «Свобода, равенство и братство» с тех пор стал владеть умами миллионов людей и заставлял их искать лучшей жизни для себя и своих детей. Современный европейский либерализм – детище той революции. Понятно, что особенности французского менталитета не могли не зависеть от нее. Потому одной из ярких черт того, что представляет собой французский менталитет, является свободолюбие, некоторая доля бунтарства и анархизма. Француз не будет ждать от государства подачек, он привык брать все, что ему причитается. С этим связана также активная социальная и общественная позиция каждого французского гражданина, для которого само понятие «гражданин» звучит очень емко.

Франция – бывшая империя, границы которой простирались далеко. Еще одна особенность современного французского менталитета – это толерантность и терпимость ко всем людям независимо от цвета их кожи или социального статуса. Мультикультурализм свойственен Франции, пожалуй, как ни одной другой европейской стране.


Французский менталитет: знаем ли мы его?