Произведение русских композиторов которые называются баркарола. Музыкальный словарь. Смотреть что такое "баркарола" в других словарях

"Студеная вечерняя волна едва шумит под веслами гондолы и повторяет звуки баркаролы" - эти строки звучат в стихотворении "Венеция" Лермонтова. Но что такое баркарола? Не все знают об этом, хотя наверняка слышали красивые, плавные, словно раскачивающиеся на волнах мелодии. Одним из ярких примеров является старинная неаполитанская песня "Санта-Лючия", полюбившаяся многим.

Происхождение слова

Этот жанр родился в самом романтичном городе Италии - Венеции. "Барка" переводится как "лодка". Глагол "роллар" на итальянском языке означает "испытывать качку, качаться". Таким образом, баркарола - это "раскачивающая лодка" в дословном переводе. Другое название жанра - "песня на воде", "гондольера" (от венецианского "гондольер" - лодочник).

История возникновения

Венеция - уникальный город, воздвигнутый на 118 островах в Адриатическом море. Здесь практически нет дорог и привычных для нас улиц. Выйдя из дверей дома, ты оказываешься на берегу, и добраться до нужного места можно только по воде. Многочисленные каналы прорезали город вдоль и поперек. По ним скользят длинные гребные барки - гондолы. Управляют ими с момента возникновения Венеции профессиональные лодочники - гондольеры.

Перевозя пассажиров, гребцы традиционно распевали мелодичные, размеренные песни. Таким образом, баркарола - это народный жанр, родоначальником которого стали венецианские гондольеры. Их пение могло быть со словами. Сюжет баркарол описывал будни и чаяния простого лодочника. Иногда исполнитель просто красиво распевал гласные. Медленная, плавная мелодия имитировала ритм раскачивающих лодку волн. Голос разносился на большое расстояние. Для одаренных певческими данными гондольеров это становилось дополнительным заработком.

Характерные черты

Венеция с 17 века славилась оперными театрами и великолепными голосами. В сезон сюда съезжались не только ценители искусства, но и великие композиторы. Многие из них были очарованы местным колоритом и романтичными серенадами гондольеров. С 18 века баркаролы начинают появляться в музыкальных словарях. Формируется определение этого жанра.

Значение слова "баркарола" с тех пор осталось неизменным. Это песня, исполняющаяся в нестандартном размере - 6/8. Такой ритм напоминает мерно набегающие волны, удары весел о воду. Характер музыки минорный, лирический. В песнях присутствуют нотки мечтательности, светлой грусти.

Начиная с 18 века, помимо народных баркарол, стали появляться профессиональные. Многие композиторы пробовали себя в этом жанре. Иногда они пренебрегали некоторыми характерными чертами. Так появились баркаролы с использованием мажорного лада. Наблюдается и нарушение размера. Он может составлять 12/8, 3/4 и т. п.

Профессиональные баркаролы

Расцвет формы наблюдался в эпоху романтизма с ее интересом к народному, самобытному колориту. В это время создавались баркаролы вокальные и инструментальные. К первым относятся произведения Мендельсона-Бартольди, Шуберта ("Любовное счастье рыбака", "Баркарола"). Русский композитор Глинка тоже попробовал себя в этом жанре. Так было создано произведение "Уснули голубые", стихи к которому написал Н. Кукольник. Гондольеры для хора имеются у Брамса и Шуберта.

Что такое баркарола инструментальная? Это очень нежная и романтичная мелодия, словно раскачивающая нас на плавных волнах, иногда сменяющихся зыбью. В этом жанре творили Мендельсон-Бартольди, Барток, Форе. Из русских композиторов фортепианные баркаролы сочиняли Чайковский, Рахманинов, Лядов. Особенно вдохновенным получилось произведение Шопена, приближенное к поэме "Рассвет" Красиньского. В баркароле ор. 60 великого композитора слышны поцелуи, пылкие признания, шепот влюбленных на фоне природы и плеска воды.

В профессиональных баркаролах присутствует и подлинная народная музыка. Мелодии гондольеров публиковал итальянский композитор Порукини. Эти мотивы легли в основу произведений Бетховена ("24 песни разных народов") и Листа ("Гондольера" из цикла "Венеция и Неаполь").

Песни венецианских гондольеров в опере

Что такое баркарола в опере? Это вокальный номер, исполняемый в характерном темпе и связанный с венецианской темой. Впервые гондольера прозвучала в опере-балете "Венецианский карнавал" француза Андрэ Кампра. Это произошло в 1710 г. С тех пор к жанру баркаролы прибегали многие итальянские и французские композиторы, включая их в свои оперы. В качестве примера можно назвать Джованни Паизиелло, Фердинана Герольда, Даниэля Обера.

Звучит "песня на воде" и в знаменитых операх "Отелло", "Вильгельм Телль" Россини. Жак Оффенбах включил баркаролу в "Сказки Гофмана". Это одна из самых известных мелодий. Чувственный дуэт, написанный для двух женских голосов, создает ощущение надвигающейся беды. Римский-Корсаков также вложил баркаролу в уста веденецкого гостя в своей опере "Садко". Веденцом называли на Руси Венецию. В песне рисуется образ далекого города, где дуют ласковые теплые ветры, плещутся волны и звучат любовные серенады.

Итак, что такое баркарола? Это мягкий ритм, напоминающий о набегающих волнах, романтическое настроение, особое умиротворение. Слушая баркаролу, мы переносимся в мир извилистых каналов, черных гондол, колоритных гондольеров и напевных мелодий, разлетающихся над водной гладью.

Баркарола - дитя Венеции

Баркарола (от итал. barka — «лодка») — народная песня венецианских гондольеров или произведение, написанное в стиле этой песни.

Баркарола родилась в чудесном итальянском городе Венеции. Построенная на
многочисленных островах, Венеция почти совсем не имеет улиц. Вместо них
город прорезают каналы. Прямо в каналы отворяются двери домов, к ступенькам
привязаны длинные черные лодки -- гондолы. В таких лодках, бесшумно
скользящих по бесконечным лентам каналов, и рождались баркаролы -- песни
лодочников-гондольеров. Эти песни плавны и певучи, в аккомпанементе --
мерное покачивание в своеобразном ритме, словно от набегающих одна за
другой волн.

Песни эти - необычные, как необычны
и лодочники, их исполняющие.

Композиторам полюбился мягкий песенный ритм баркаролы (иногда ее называют
гондольера), и вот вслед за венецианскими народными песнями появились
баркаролы, созданные композиторами разных стран, баркаролы вокальные и
фортепианные.

Расцвет этой музыкальной формы пришелся на эпоху романтизма. Она нашла свое отражение в творчестве Мендельсона, Чайковского, Рахманинова, а также в операх Оффенбаха, Россини, Вебера, Римского-Корсакова и в творчестве других композиторов. Шуберт использовал форму баркаролы для нескольких своих песен.

Шуберт. Сл. Штольберга - исп. М. Грязнова, Н. Смирнова

Плавно, как лебедь, по влаге прозрачной,
Тихо качаясь, плывет наш челнок,
О, когда сердце легко и спокойно,
Нет и следа в нем минувших тревог.

В небе заката лучи догорают...
Розовым блеском осыпан челнок.

Час незаметно за часом проходит...
Дальше скользим мы по зеркалу вод...
Сердце, как волны, светло и спокойно,
Нет в нем ни тени минувших забот...

О, неужели на крыльях туманных
Утро с собою их вновь принесет!

Оффенбах - Сказки Гофмана. Баркарола

Мендельсон - Песня венецианских гондольеров

Шуберт - Баркарола

Томас Брукс

Чайковский - Времена года. Июнь. Баркарола

Итальянское слово «barka» означает лодка. Производное от него - баркарола - песнь лодочника. Возможно, кто-нибудь удивится: зачем это песням, которые поют лодочники, давать особое название! Ведь они могут петь то же, что и все... А вот и нет. Песни эти - необычные, как необычны и лодочники, их исполняющие. родилась в чудесном итальянском городе Венеции. Построенная на многочисленных островах, Венеция почти совсем не имеет улиц. Вместо них город прорезают каналы. Прямо в каналы отворяются двери домов, к ступенькам привязаны длинные черные лодки - гондолы. В таких лодках, бесшумно скользящих по бесконечным лентам каналов, и рождались баркаролы - песни лодочников-гондольеров. Эти песни плавны и певучи, в аккомпанементе - мерное покачивание в своеобразном ритме, словно от набегающих одна за другой волн.
Композиторам полюбился мягкий песенный ритм баркаролы (иногда ее называют гондольера}, и вот вслед за венецианскими народными песнями появились баркаролы, созданные композиторами разных стран, баркаролы вокальные и фортепианные. У Мендельсона мы находим Баркаролу в его «Песнях без слов», у Чайковского - в сборнике «Времена года», это пьеса «Июнь». Баркаролы писали Глинка, Шопен, Рахманинов, Лядов. А из вокальных баркарол самая известная и самая необычная написана Римским-Корсаковым. Это «Песнь Веденецкого гостя» в опере «Садко». В старину на Руси Венецию называли Веденец, и для венецианского купца - веденецкого гостя - композитор сочинил арию в ритме и характере народной венецианской песни, баркаролы.


Смотреть значение Баркарола в других словарях

Баркарола — баркаролы, ж. (ит. barcarola) (муз.). Род музыкального или вокального произведения мелодического характера в медленном темпе. (По названию песен венецианских гондольеров.)
Толковый словарь Ушакова

Баркарола Ж. — 1. Песня венецианских гондольеров. 2. Вокальное или инструментальное произведение лирического характера в стиле такой песни.
Толковый словарь Ефремовой

Баркарола — -ы; ж. [итал. barcarola от barca - лодка].
1. Песня венецианских гондольеров.
2. Инструментальное или вокальное произведение лирического характера в стиле такой песни.
Толковый словарь Кузнецова

Баркарола — (итал. barcarola - от barca - лодка), песня венецианскихгондольеров; типичны мягкое, качающееся движение мелодии, лирическийхарактер. Многими композиторами созданы вокальные........
Большой энциклопедический словарь

Баркарола — - песня венецианских гондольеров.
Исторический словарь

Музыкальные характеристики народной баркаролы – минорный лад, размерность 6/8, монотонный ритмический рисунок и применением триолей, использовании характерных итальянских терций. Скорость исполнения – одна из разновидностей умеренных темпов (andantino, andante cantabile, alegretto moderato). Характер мелодии лирический, мечтательный, светлый и спокойный. Все это вызывает ассоциации с покачиванием лодки на волнах и ударами весла о водную поверхность.

В дословном переводе с итальянского языка «баркарола» – качающаяся лодка (barca - лодка, rollare - испытывать бортовую качку).

В словарях и энциклопедиях дается такое определение этого понятия: песня венецианских гондольеров (gondolieri или barcaruoli), «песнь лодочника» или «песня на воде».

В современной трактовке термин баркарола включает в себя вокальное или инструментальное произведение, написанное в стиле такой песни.

Дело в том, что с началом эпохи музыкального романтизма, содержание европейской музыки преображалось под влиянием фольклора. Гондольера «шагнула» за рамки народного творчества и стала профессиональным жанром.

Начало применению баркаролы в классическом формате положил французский композитор А. Кампра, написавший в 1710 году оперу «Венецианский праздник». Хотя музыковеды первенство в этом вопросе отдают Ф.Оберу («Немая из Портичи», «Фра-Дьяволо» и др.).Как бы то ни было, за ними последовали другие французские и итальянские композиторы: Ф. Герольд («Цампа»), Я.Галл «Баркаролла», Дж. Россини («Вильгельм Телль»), и т.д. Одной из наиболее известных в мировой музыкальной культуре считается баркарола «Прекрасна ночь, о, ночь» из оперы Ж.Оффенбаха «Сказки Гофмана».Дуэт для сопрано и меццо-сопрано «Льет жемчужный свет Луна» многие годы является украшением концертного репертуара ведущих оперных див. Музыка Оффенбаха звучит не только со сцены, но и в кино (фильм « Жизнь прекрасна»1997).

Став жанром профессиональной музыки, баркарола слегка видоизменилась по сравнению с народной: в ней появились мажорные лады, размер 12/8 или 3/4, многочастность и др. Но главное, что были сохранены простота и безыскусность итальянской музыки, спокойствие и сдержанность её звучания, плавное и певучее течение звуков. В основу некоторых классических произведений положены подлинные народные мелодии. Например, «Гондольера» из фортепианного цикла «Венеция и Неаполь» Ф. Листа. К написанию инструментальных баркарол в качестве самостоятельных музыкальных произведений обращаются такие музыканты, как Б. Барток, Ж-А. Равина, Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон-Бартольди. Французский композитор Г.Форе является автором 13-ти мечтательных и созерцательных лирических баркарол.

Инструментальные произведения, написанные в этом жанре называют «песни без слов», подчеркивая тем самым их принадлежность в любовной лирике.Воображение композиторов рисует расцвет чувств на лоне природы.Пьеса Ф.Шуберта «Любовное счастье рыбака» и вдохновенный опус Ф.Шопена «Баркарола, op.60» по жанру приближаются к поэме. Это чувственные истории с признаниями и поцелуями под шепот листьев и плеск воды.

Разнообразие интерпретаций этой музыкальной формы дополняют:

  • хоровые баркаролы: «Гондольер» (Ф. Шуберт) и «Двадцать романсов и песен для женского хора» (И.Брамс)
  • ансамблевое инструментальное изложение пьес: для скрипки и фортепиано (Э.Соре), для флейты и фортепиано (А. Казелла).

Баркарола как образец русского музыкального романтизма

Слияние пейзажа и переживания, единство изобразительного и выразительного – вот то, что воплощает в себе баркарола.

Русские композиторы эпохи музыкального романтизма привнесли в мелодичные любовные песни итальянских гондольеров задушевность, светлую грусть и одухотворенность. Ставшие классикой этого жанра произведения С. Рахманинова, А. Лядова, А. Аренского, А. Глазунова, А. Рубинштейна, И. Ласковского, С. Ляпунова до сих пор входят в популярные сборники педагогического репертуара для профессионалов и любителей фортепианной музыки.

Удивительно хороши романс «Уснули голубые…» М.Глинки и пьеса «Июнь» из цикла «Времена года» П. Чайковского. Во многом благодаря тому, что написаны они под впечатлением от посещения композиторами королевы Адриатики–Венеции.

Из русских вокальных баркарол «Песнь Веденецкого гостя», написанная Н.Римским-Корсаковым для оперы «Садко», во всем мире признана самой необычной. Исполняющий её венецианский купец настолько красноречив и убедителен, что Садко принимает решение отправиться за океан в загадочную страну Веденец (так на Руси называли Венецию) за счастьем для Новгорода.

Расцвет баркаролы пришёлся на начало XIX века. Но утверждать, что это красивое слово вышло из употребления с окончанием эпохи романтизма, было бы не совсем правильно. В XX веке к написанию музыки в стиле баркаролы обращались такие композиторы, как Ф. Пуленк, Дж.Гершвин, Л. Бернстайн. Сегодня, совершая прогулку по каналам Венеции, туристы имеют возможность услышать из уст гондольеров мелодичные и светлые итальянские песни.
Только не стоит просить их исполнить "O Sole Mio"- песня не имеет отношения ни к истории города, ни к «песням лодочников». А вот неаполитанская баркарола, посвященная красотам прибрежного городка Санта Лючия – это то, что вероятнее всего вдохновило Евгению Зих написать поэтические строки: «Меня пленяет "Баркарола". И звуки так чудесно - хороши. В них много нежного минора. Они - созвучие моей души».