Буквенное обозначение струн на 6 струнной. Виды гитарных строев. Открытый соль минор Open G Minor - DGDGA#D

Возникает закономерный вопрос:"как настроить гитару 6 струнную новичку?" . Если у вас большие планы и вы хотите стать гитаристом от бога, как минимум вам нужно уметь правильно настраивать гитару . Но даже если таких планов нет, то настраивать гитару всё равно придётся).

"Не могу настроить гитару" - такую фразу можно часто услышать от начинающего гитариста, но для начала давайте разберёмся, как должны быть настроены струны. Струны на гитаре нумеруются снизу вверх, от самой тонкой струны до самой толстой .

10 советов: как играть на гитаре с хорошей техникой

При классическом строе гитары 6-я струна настраивается на , часто используют латинское обозначение "E". Обычно сначала настраивают шестую струну, а от неё все остальные, но об этом чуть позже. Вот как должны быть настроены струны при классическом строе:

  • e (первая, самая тонкая струна - нота "ми")
  • B (вторая струна, нота "си")
  • G (третья струна, нота "соль")
  • D (четвёртая струна, нота "ре")
  • A (пятая струна, нота "ля")
  • E (шестая, самая толстая струна - нота "ми")

Теперь, зная как должны быть настроены струны, давайте попробуем их настроить. Кстати, вы знаете ? Для этого будем использовать колки или как некоторые новички их называют "крутилки"). можно поворачивать как в одну, так и в другую сторону.

Поворачивая колок по часовой стрелке мы натягиваем струну, придавая ей более высокое звучание и соответственно поворачивая против часовой мы ослабляем струну и она звучит более низко.

При настройке 6 струнной гитары крутить нужно аккуратно, дабы не порвать струну, особенно это касается начинающих гитаристов. С опытом вы будете гораздо точнее чувствовать натяжение струны, ну а пока будьте внимательнее и крутите "крутилки" аккуратно.

Настраиваем 6-ую струну

Первым делом настраиваем шестую струну на гитаре . Для этого нам понадобиться так называемое эталонное звучание, конкретно нота "ми". Где её взять? можно послушать у нас на сайте, взять на другом настроенном музыкальном инструменте, можно использовать камертон, либо зайти на YouTube и написать в поиске "нота ми для настройки гитары " или что-то вроде этого.

Некоторые люди обладают абсолютным слухом и могут определить высоту ноты , не используя вышеперечисленные способы. Это качество слуха можно развить, но как правило оно является врождённым. Однако даже далеко не у всех профессионалов есть подобные навыки, поэтому предложенным ниже способом пользуются как опытные гитаристы, так и новички.

И так, "образец" ноты мы нашли, приступаем к настройке. Настройка 6 струнной гитары, как впрочем и игра на любом другом музыкальном инструменте подразумевает наличие хоть какого-то мало-мальского слуха. Наличие слуха у новичка определяется очень просто , если вы в состоянии отличить какая из двух нот звучит выше, а какая ниже, то слух у вас определённо присутствует. Вот он то нам сейчас и понадобится.

Как научиться играть на гитаре с нуля в домашних условиях?

Включите на воспроизведение эталонную ноту "ми" и одновременно начинайте дёргать шестую струну своей гитары. Чувствуете разницу? Струна вашей гитары звучит ниже эталонной ноты? Значит нужно немного её подтянуть, плавно крутим и продолжаем настраивать 6-ю струну пока наша струна и эталонная нота не зазвучат . Пробуйте немного подтягивать и ослаблять струну пока не добъётесь необходимого звучания.

Настройка остальных струн

можно настроить аналогично, использую эталонные ноты, но как правило "в быту" их настраивают относительно 6-ой струны. Порядок действий следующий:

Будем использовать 6-ю струну зажатую на 5-ом ладу и 5-ю струну открытую(то есть не зажатую ни на каком ладе). Поочерёдно дёргаем пятую и шестую струны и корректируем звучание пятой струны до получения унисона.

Оставшиеся струны настраиваются по аналогичной схеме , но с не большой поправкой(обратите внимание на настройку второй струны). Опишу всю схему настройки струн целиком:

  • Шестая струна - настраиваем либо по эталонной ноте, либо на слух.

И даже выкладывал , правда на английском.
В общем, сегодня решил снова коснуться этой темы и рассмотреть наиболее распространенные из них.


Не лишним будет напомнить простые вещи. Если вы решили настроиться пониже, то для этого лучше взять потолще, а то в каком-нибудь Dropped обычная девятка будет просто болтаться и звенеть об лады. Если же вы решили сделать строй своей гитары повыше, то в этом случае можно взять струны потоньше, т.к. струны больших калибров, в это случае, могут быть очень тугими. Ну, и избыточную нагрузку на гриф тоже никто не отменял.

Так же, при кардинальной смене строя, будьте готовы к тому, чтобы заново , хотя может быть этого делать и не придется.

Итак, поехали.

Стандартный строй: E-A-D-g-b-e

В стандартном гитарном строе всем интервалы между струнами – это чистые кварты (пять полутонов), за исключением интервала между третьей струной (g) и второй струной (b), который является мажорной терцией (четыре полутона).

На полтона вниз: Eb-Ab-Db-gb-bb-eb

Этот гитарный строй также называют «Eb» - по ноте, на которую настроена самая толстая струна. Настройка гитары происходит точно так же, как в стандартном строе. Звуковые интервалы между струнами остается ровно такими же, но настройка каждой струны происходит ровно на один полутон ниже относительно стандартного строя. Строй Eb может использоваться по многим причинам, например, потому что струны становятся мягче, и делать бэнды становится легче или, для того, чтобы лучше соответствовать вокальному диапазону певца. Причин может быть много. Этот строй использовали Jimi Hendrix и Stevie Ray Vaughan.

На целый тон вниз: D-G-C-f-a-d

Этот строй так же называет «Строй D» - по ноте, на которую настроена самая толстая струна. Все тоже самое, как в предыдущем случае, за исключением того, что каждая струна настроена на тон ниже относительно стандартного строя. Этот строй используется по тем же причинам, как и «E?», струны при этом провисают еще больше, а делать бэнды еще легче. Тут я бы уже задумался об использовании струн более толстого калибра.
Если и этого для вас недостаточно, то можно продолжать и дальше. Т.е. опускать или каждую струну на равный интервал относительно стандартного строя. Алгоритм прост, главное – это подобрать струны соответствующего размера.

Drop-D: D-A-d-g-b-e

Дроп-D – это, наверно, один из самых популярных строев в хард-роке, алтернативе и прочей мазафаке. Кстати, не брезгуют им и фолковые гитаристы. Хотя они, вообще, большие любители альтернативных и нестандартных гитарных строев.
Опуская низкую струну E на один тон к D, мы добиваемся легкости игры поуэр-аккордами (power chords). Теперь их можно играть одним пальцем, просто зажав три толстых струны, 4-ю, 5-ю и 6-ю, соответственно. Строй Drop-D дает более «мясной» звук и расширяет к низу общий диапазон гитары относительно стандартного строя.
Кстати, этот строй не требует большой и долгой перестройки, что позволяет менять строй прямо «на ходу», при должной сноровке, конечно.
Для облегчения этой процедуры даже был придуман и сделан специальный девайс – D Tuner, который позволят буквально за секунду перестраивать шестую струну.

Двойной Drop-D: D-A-d-g-b-d

Двойной дроп-D – это любимый строй Нила Янга (Neil Young). Он идентичен обычному Drop-D, за исключением того, что высокая e тоже понижена на один тон относительно стандартного строя – до d. При таком раскладе получается, что 4-е высоких струны образуют аккорд соль-мажор, и это может быть удобно при игре слайдом. Этот строй, так же довольно быстро и легко получить из стандартного.

Drop-C: C-G-c-f-a-d

Этот строй поможет сделать звук вашей гитары более низким и «мясным» на перегрузе. Этот строй получается, если сначала перестроить гитару на тон ниже стандартного, а затем спустить 6-ю струну еще на тон.
Довольно низко, не находите? При таком строе явно нужны струны потолще. Тонкие явно будут болтаться, как сопли.
В общем, методика проста. Мы уже поняли, что такое Drop. А опускать ли на один тон, 2 или больше – это уж, как вам захочется. Всё будет упираться в калибр струн и ваше желание.

Строй D5: D-A-d-d-d-d

Этот строй относят к категории открытых строев, т.к. если все струны открыты то звучит аккорд D5. Такой строй довольно часто используется при игре слайдом. Чтобы получить такой строй нужно 3-ю струну опустить на 5 полутонов, 2-ю поднять на 3 полутона и 1-ю опустить на тон.
Встречаются вариации этого строя, в которых 3-ю струну поднимают до A, вместо того, чтобы опустить до D. Это дает две пятых ступени в различных октавах, что дает звуку некоторую глубину.

Строй Страуса: D-D-d-d-d-d

В этом строе все струны настроены на одну ноту. Говорят, что этот строй придумал Лу Рид (Lou Reed), пока был с Velvet Underground. Важное замечание: при таком строе вам определенно нужно собирать собственный комплект струн.

На сегодня, пожалуй, остановлюсь. Этим конечно, все альтернативные и нестандартные гитарные строи не исчерпываются.
Думаю, в скором времени подкину еще с десяток.

Подробности Автор: JetNet Просмотров: 1003 04.09.2017 19:57 Категория: С чего начать???

В этой статье я хочу внести немного ясности по гитарным строям. Какие они бывают, почему так сформировались и как вообще настроить свою гитару. Во-первых немного ликбеза. Обозначается строй буквами. Буквы это ноты, которые дают открытые струны от шестой (самой толстой) до первой (самой тонкой). Начнем с, так сказать, эталона - это стандартный гитарный строй.

Стандартный строй E A D G B E (Ми)

В этом строе гитара настраивается по квартам, т. е. интервал между каждой струной это кварта. Что это такое читайте Исключение - вторая и третья струна, интервал между которыми большая терция. Говорят на жаргоне, что гитара настроена в "Ми", т. е. это ноты на первой и шестой струнах. Настроив гитару в данный строй, можно легко зажимать обычные полные аккорды, мажорные и минорные. Да и вообще, мне кажется, в нем можно сыграть 90% всех песен.

Пониженный строй Eb Ab Db Gb Bb Eb (Ми бемоль)

Если все струны настроить в стандартный строй и опустить каждую на полтона, то мы получим пониженный строй Ми бемоль. Интервалы между струнами такие же как в стандартном строе Ми. Для чего используют данный строй? В основном, чтобы было легче петь вокалисту или для более низкого и тяжелого звука (например в хеви метале и прочей рок музыке).

Пониженный строй D G C F A D (Ре)

Если в стандартном строе все струны опустить еще ниже - на 2 полутона, то мы получим строй Ре. Здесь также интервалы сохраняются. По сути все пониженные строи такого типа это просто стандартный с более низкой настройкой. Используется опять же для более тяжелого и низкого звука, например в хеви метале. Стандарт можно и дальше опускать и получить, например, С (до). Смысл будет тот же.

Dropped D: D A D G B E

Вот это уже поинтереснее. Берем стандарт Ми и опускаем 6-ю струну на целый тон. Теперь у нас 2 ноты Ре на открытых струнах. Квинты на шестой струне зажимаются не 2-мя пальцами, как в стандартном, а одним. Это наверно самый популярный строй в альтернативном метале. Дает более мясной звук и расширяет диапазон гитары. Ну и удобство появляется при игре квинт (пауер аккордов).

Dropped C: C G C F A D

Все тоже самое как в случае с Дроп Д, только за основу берем пониженный строй Ре и также опускаем дополнительно шестую струну на тон. Любимый строй всяких металкорщиков.

Так, эквивалентно опуская струны, можно еще выше или ниже настроить гитару. То есть по сути все эти строи выше это вариации 2-х строев: стандартного и дроп. Они наверно самые популярные среди гитаристов. Используя только их, можно сыграть с легкостью 99% всех песен в мире. Помимо них, существует еще масса нестандартных строев, но они довольно редко применимы. Да и вообще вы сами даже можете придумать свой собственный гитарный строй и придумать как в нем играть =)

Каждая струна на гитаре имеет свое название и буквенное обозначение. В этой небольшой заметке давайте разберемся, как обозначаются все струны гитары.

Струн на обычной гитаре, как известно, шесть. Существуют, конечно, и другие виды гитар: на басовой, например, всего четыре струны; на русской гитаре – семь струн, бывают двенадцатиструнные гитары и т.д. Мы же рассмотрим самый распространённый вид гитары – шестиструнную гитару.

Струны гитары считаются, начиная от самой тонкой струны – к самой толстой басовой струне. Самая тонкая – это первая струна. Соответственно, самая толстая – шестая струна. Когда вы держите гитару в том положении, в котором играете на ней, то первая струна гитары находится ниже, т.е. ближе к полу, а самая последняя, шестая струна – выше. Басовые струны отличаются от небасовых тем, что на басовых имеется металлическая обмотка, поэтому они толще по объему и издают более низкий звук.

Итак, теперь о названиях струн.

первая струна – ми,

вторая струна – си,

третья струна – соль,

четвертая струна – ре,

пятая струна – ля,

шестая струна – ми.

В некоторых произведениях композиторы несколько видоизменяют строй гитары, например, перестраивают шестую струну вместо ноты ми на ноту ре, или реже вместо пятой струны ля, перестраивают ее звучание в ноту соль. Но это – исключительные случае, которые встречаются достаточно редко.

Помимо обычных названий каждая струна имеет еще свое буквенное обозначение. Вот какими буквами латинского алфавита обозначаются струны гитары.

Как вы заметили, первая и шестая струны имеют одинаковые названия. Но это не говорит о том, что эти струны звучат одинаково. Единственное, что их объединяет – это название. На самом деле, первая струна ми – относится ко второй октаве, а шестая струна ми – относится к алой октаве. Т.е. расстояние между этими струнами составляет целых две октавы!

Так как выше указаны не все буквенные обозначения нот, а только обозначения струн гитары, я решил попутно отметить буквенные обозначения всех существующих нот в музыке. Их, как мы знаем, всего семь – до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Для удобство буквенного обозначения, мы начнем перечислять ноты не с до, с ноты ля. Так будет удобнее:

Если приглядеться, то становится очевидным, что перед нами начальные буквы латинского алфавита. На мой взгляд, такой способ записи значительно облегчает заучивание буквенных обозначений всех существующих нот.

Внимание! Пройдите обучающий курс гитары! Продолжительность курса: 90 минут!

Многие гитаристы задаются вопросом о том, какие струны лучше подойдут под их строй. При выборе стоит помнить, что предпочтения по натяжению и диаметру струн - очень индивидуальная вещь. Именно по этой причине не стоит воспринимать информацию из данного материала как абсолютную истину: мы приведем самые обобщенные и усредненные данные, по которым вы сможете подобрать оптимальную толщину комплекта под свои предпочтения.

Для удобства чтения статьи мы будем использовать целые обозначения толщины струн (например, 9-42 вместо 0.009-0.042).

Факторы, влияющие на выбор толщины струн

  • Мензура гитары: чем она длиннее, тем сильнее будут натянуты струны при прочих равных условиях. В таблице ниже мы будем исходить из стандартной мензуры 25.5". Если вы обладатель гитары с меньшей мензурой, то вам нужно сделать небольшую корректировку и взять более толстый набор.
  • Натяжение струн: чем больше их натяжение, тем толще струны - соответственно, они обладают более мощным и объемным звучанием. Однако с другой стороны, струны с большей толщиной имеют меньшую амплитуду колебаний, из-за чего их звук не так насыщен обертонами, он более тусклый и плоский - особенно это слышно на тонких струнах без обмотки.
  • Третья струна: в большинстве комплектов она не имеет намотки (plain). В наборах с первой струной толщиной 12 и более третья струна обычно имеет оплетку (wound). В данном случае стоит учитывать, что оплетка увеличивает натяжение - о бендах на полтора-два тона придется забыть, хотя, с другой стороны, в пониженных строях третья струна wound звучит намного полнее и богаче.
  • Сегодня можно купить струны для гитары в сбалансированных наборах (8-38, 9-42, 10-46, 11-50, 12-54, 13-56 и др.) и несбалансированных (9-46, 10-52, 11-52, 12-56/60 и др.)

Первые обычно используются для стандартного строя либо строя, пониженного по всем струнам на равное количество полутонов. Второй тип идеально подойдет для любителей дроп-строев (6 струна понижена на целый тон), а также для тех, кто использует гибридные и открытые настройки гитары.

  • Самые толстые комплекты струн (12-60, 13-72 и т.д.) лучше подходят для гитар с удлиненной мензурой - баритонов . У них мензура составляет 26 и более дюймов, используются они в сильно пониженных строях (например, Standart A и ниже).

В принципе, подобные комплекты можно использовать и для инструментов со стандартной мензурой для глубоко пониженного строя, однако перед покупкой следует учесть пару нюансов:

  • Вам может просто не хватит возможностей регулировки мензуры на бридже, так как пониженный строй требует ее перенастройки. В таком случае поможет либо замена бриджа, либо переход на более тонкий комплект.
  • Используя более толстый комплект, вы расточите канавки под струны на верхнем порожке либо просто не сможете поместить в них струны. При обратном переходе на более тонкие струны, они будут болтаться в расточенных канавках, что затруднит точную настройку гитары.

Помимо этого, толстые струны могут не влезть в колок - его также придется расточить.

Какие струны подойдут под определенный строй

Строй гитары

Подходящие комплекты струн

Standart E

8-38 - специфический набор, который подойдет, скорее, опытным музыкантам. Очень малый диаметр позволяет делать микробенды просто благодаря более сильному прижатию струны к ладам (особенно это эффективно применяется при скалопированом грифе). Из известных музыкантов фанатом такого набора является Ингви Мальмстин

9-42 - подойдут начинающему музыканту, ставятся на все серийные гитары Fender

10-46 - пожалуй, наиболее популярный калибр для стандартного строя: идеальный баланс между удобством и понотой звучания

9,5-44 - компромиссный набор для любителей динамичного звучания и частых бендов

11-50 - излюбленный комплект музыкантов, исполняющих блюз и нетяжелый рок: позволяет раскачать дерево гитары на полную мощность

12-54 - подойдет, например, для гитар с пустотами внутри деки при исполнении джаза и блюза. Высокое натяжение

9-46 - аналогичный классическому комплекту 9-42 набор для drop-строя

10-52 - аналог комплекта 10-46 для drop-строя

10-50 - не очень популярный комплект, который по мнению многих музыкантов более сбалансирован для дропа и более приятен при игре, нежели 10-52

10-60 - несбалансированный комплект для тех, кто играет тяжелую музыку, такой набор использует Закк Уайлд

11-54 - яркий и мощный звук при игре гармонических партий на низких струнах

11-56 - самый объемный и глубокий звук, подойдет музыкантам с сильными пальцами

Standart D

10-46 - легкие бенды, натяжение ниже среднего. Для певучих лид-партий

11-50 - отлично сбалансированное натяжение

12-54 - натяжение выше среднего: мечта каждого блюзмена

13-56 - сильное натяжение, глубокий и мощный тон

10-60 - неплохой выбор и для данного строя: 1-3 струны хорошо тянутся, низкие струны звучат монолитно и глубоко

11-52 - минимальная толщина для данного строя, натяжение ниже среднего

11-54 - классический набор для drop C

11-56 - усиленный звук низких струн, разница ощутима не всегда

12-54 - более толстые высокие струны, подойдет, скорее, для игры гармонических партий

12-60 - сильное натяжение, хороший выбор для тяжелой музыки с минимальным количеством лид-партий

Standart A

14-68 - среднее натяжение, отличный баланс

Полезный совет: если вы хотите настроить гитару в B Standart или ниже, то подумайте лучше о покупке баритона или 7-струнной гитары - нужно понимать, что не все типы 6-струнных электрогитар предназначены для экспериментов с сильным понижением строя.

Повторим, что данные рекомендации являются условными и отчасти субъективными. Достаточно вспомнить великого SRV, который для строя Standart Eb использовал комплект 13-56: поэтому самое важное - это ваши ощущения. Попробуйте несколько разных комплектов, поэкспериментируйте - и вы непременно найдете оптимальный набор для своей музыки!

По материалам статьи Калганникова Егора, 12.2013.