Фашизм как идейное течение возникло в. Чем отличается идеология фашизма от национал-социализма


Причины возникновения идеологии фашизма

Возникновение фашистской идеологии в Италии и Германии первой половины ХХ в. имеет ряд общих оснований, которые обусловили становление тоталитарных режимов в этих странах на базе разработанной их идеологами фашистской доктрины. В этот период сложились предпосылки, которые способствуют появлению и упрочению фашизма. В первую очередь таковой предпосылкой стал общенациональный кризис, вызванный послевоенной разрухой, затрагивающий все общественные слои и группы и обостряющий социальные, в том числе межэтнические, противоречия. На это накладывается ослабление реальной власти либерально-демократического государства, его неспособность предложить и реализовать эффективные меры вывода общества из кризиса. Усугубило ситуацию применение властью, позиционирующей себя в качестве демократической, мер жёсткого характера. «Медлительность либеральной политики вызывала растущее недовольство. К этому добавлялось справедливое возмущение теми, кто, прикрываясь либеральными фразами, отстаивал антиобщественные привилегии». Возникло недоверие граждан к политическим институтам. На уровне массовой психологии возникло чувство потери социальной безопасности, зачастую перерастающее в агрессию по отношению к государству в целом.

Не последнюю роль играло ослабление международных позиций страны как в случае с Италией, потерявшей свою былую роль в политических процессах Европы, так и в случае с Германией, вынужденной подписать Версальский мирный договор, травмировавший национальное сознание немцев. Деятельность левых партий (коммунистической, социал-демократической) устрашала революционной перспективой не только крупный капитал, но и средние слои общества.

Во главе фашистского движения стояли искусные лидеры-демагоги, умело играющие на общественных противоречиях, манипулирующие массой, обещающие вывести страну из кризиса посредством быстрых и решительных действий. Харизматические способности таких лидеров зачастую решали многие вопросы, на которые он мог ответить понятно доступно и однозначно: «Чем сложнее становится цивилизация, тем более ограничивается свобода личности». Невозможно переоценить тот факт, что материальная поддержка крупной буржуазии устраняла многие трудности, встающие на пути к власти для фашистской партии.

Кризис общественного сознания, разочарование масс в либеральных и демократических ценностях заставили обращаться людей не к рациональному решению проблемы в рамках либеральной демократии, а воззвать к эмоциям, чувствам и поиску иррационального выхода из катастрофической ситуации.

Применительно к Германии возможно чётко обозначить основополагающие причины, приведшие к установлению фашизма:

Монополистическая буржуазия нашла в фашизме желанный выход из острой политической ситуации, созданной экономическим кризисом;

Мелкая буржуазия, определённая часть крестьянства видели в демагогических обещаниях гитлеровской партии осуществление надежд на смягчение экономических трудностей, вызванных ростом монополий и усугубленных кризисом;

Рабочий класс Германии оказался расколотым на две рабочие партии, каждая из которых была недостаточно сильна, чтобы остановить фашизм.

Как для Германии, так и для Италии значительную роль сыграла общая нестабильность, питающая националистические, милитаристические и реваншистские настроения. Так же следует обратить внимание на сложность международной ситуации в этот период. Она характеризовалась недооценкой ведущими державами мира фашистской угрозы, попустительством агрессору, противоречиями на международной арене. Франция была заинтересована в сохранении Версальской системы и стремилась для этой цели создать блок европейских государств. Англия и США склонялись к восстановлению германского военно-экономического потенциала, рассчитывая не допустить французскую гегемонию на континенте и, главное, направить агрессивные устремления германского фашизма на восток с перспективой войны между Германией и СССР.

Не стоит недооценивать и психологическую подоплёку фашистской идеологии. Пожалуй, именно она сыграла значительную роль в укреплении духа «праведности» фашизма среди малообразованных людей и маргиналов. «Кроме проблемы экономических и социальных условий, способствовавших возникновению фашизма, существует и проблема человека как таковая, которую также нужно понять». Сущность данной предпосылки возникновения фашистской идеологии заключается в том, что человек, будучи в нестабильном, но относительно свободном состоянии, готов поступиться этой самой свободой для того, чтобы получить гарантию “завтрашнего дня”. Порядок и устойчивость человек в эпоху кризиса готов купить за свободную волю и совесть.

Одновременное наличие всех этих факторов и их сплетение позволило фашистской идеологии приобрести широкий размах в Европе в 1920-30-х гг. Результаты же частичной реализации доктрины фашизма ужасают − подавление личности, тотальный государственный контроль, война, репрессии, концлагеря и миллионы человеческих жертв.

Понятие фашизма и его базовые идеологические принципы

Фашизм (от итальянского fascio-пучок, связка, объединение) − праворадикальное политическое движение и идеологическое течение, отрицающее как либеральные, так и социалистические ценности. Является одной из основных разновидностей тоталитаризма, однако вполне терпим к частной собственности. Его отличают шовинистский национализм, антисемитизм, расизм и агрессивность во внешней политике.

«Классические» образцы фашизма − это итальянский фашизм и немецкий нацизм. Главное отличительное качество фашизма − воинствующий антикоммунизм, а также социальная и националистическая демагогия. При всей сложности классового состава фашистского движения определяющим является его антипролетарский характер. Фашизм − непосредственная реакция всего антипролетарского фронта на возможную социалистическую революцию в условиях развала или кризиса буржуазного государства, раскола в господствующем классе, социальной истерии во всех слоях общества. Установление фашизма представляет собой коренной переворот, приводящий к полному и окончательному уничтожению буржуазной демократии самой буржуазией, поскольку социальная база ее диктатуры распалась.

При установлении фашизма не происходит изменения классовой сущности государственной власти, не меняется и характер общественно-экономического строя. К власти приходит самая реакционная часть буржуазии, которая устанавливает режим произвола и беззакония. Будучи порождением эпохи общего кризиса капитализма, фашизм представляет собой открыто террористическую диктатуру наиболее реакционных и шовинистических элементов финансового капитала. Отличает фашизм от прочих тоталитарных режимов, прежде всего, проповедь «национального социализма», при котором также ликвидируется буржуазная демократия, но делается это без «теоретического обоснования» и не под «социалистическими» лозунгами. Это связано с тем, что понимание социализма у фашистов было весьма специфическим. Муссолини видел в нем великий акт разрушения, а Гитлер − полную приверженность идеям нации. Фашисты делали упор на популярные в 1920-30-х гг. идеи социализма в основном исходя в основном из демагогических соображений.

К базовым принципам фашистской идеологии можно отнести следующие фундаментальные положения:

· Консервативная революция, сущность которой заключается в ликвидации либерального порядка, который привёл страну в состояние экономического кризиса и пролетарско-революционной ситуации. Консервативная революция − путь, по которому страна вернётся к своему былому историческому величию. Фашистская революционность, особая, исходящая из необходимости «порядка, дисциплины, повиновения моральным заповедям Отечества».

· Тоталитарное государство. Муссолини заявил, что партия, которая управляет тоталитарно − «новый факт в истории», аналогии и сравнения здесь неуместны. Государство подчиняет себе общество, уничтожает его гражданские основания, подвергнув огосударствлению все стороны его жизни вплоть до частных (даже интимных) отношений.

· Идея нации. Национальное возрождение возможно только в рамках тоталитарного государства, в котором национальные интересы являются определяющими. Нация «абсолют», единое целое. «Государство воспитывает граждан в гражданских добродетелях, оно дает им сознание своей миссии и побуждает их к единению, гармонизирует интересы по принципу справедливости; обеспечивает преемственность завоеваний мысли в области знания, искусства, права, солидарности; возносит людей от элементарной, примитивной жизни к высотам человеческой мощи, то есть к империи; хранит для будущих веков имена погибших за его неприкосновенность и во имя повиновения его законам; ставит примером и возвеличивает для будущих поколений вождей, увеличивших его территорию; гениев, его прославивших».

· Идея «нового порядка». Установление порядка национального процветания и социальной справедливости требует формирование и «нового» человека, преданного «всем сердцем» государству и нации.

· Отрицание классового антагонизма. Фашисты утверждали, что это идея борьбы и соперничества классов не более чем выдумка либералов, «раздутая» марксистами. Идея классовости в своей сущности противоречит идее единства немецкой нации.

· Антипарламентаризм и антимногопартийность. С точки зрения фашистской идеологии парламентаризм приводит к негативным последствиям для общества, т.к. разделения государственной власти между группами «мошенников», которые стараются реализовать свои частные интересы, вызывают политическую нестабильность. Одновременно настоящими интересами нации грубо пренебрегают. «Нет ни одного принципа, столь же лживого, как парламентаризм» − писал Гитлер. Может быть лишь одна партия, которая сливается с нацией в единое движение и монополизирует власть, остальные должны быть запрещены и уничтожены.

· Запрет профсоюзов. Профсоюзы выражают интересы исключительно рабочего класса, но рабочие, в первую очередь, граждане своей страны. Они обязаны сотрудничать с согражданами, которые не являются рабочими, и не могут допускать выступления против своих же соотечественников.

· Антикоммунизм. Борьба с коммунистами проходила как непосредственно на территории фашистских государств (где коммунистические партии уничтожались и запрещались), так и имела интернациональную направленность, в первую очередь на «родину коммунизма» в СССР. Нацисты частично определили свои намерения и задачи по поводу этой страны в политическом, идеологическом и стратегическом документе − «Drag Nach Osten» . Своё отношение и взгляд на коммунистов А. Гитлер выразил так: «Буквально всё затаптывали они в грязь …Нацию, поскольку та считалась порождением капиталистических классов; Отечество, поскольку считали его орудием буржуазии для эксплуатации рабочего класса; власть закона − поскольку для них это был средство держать пролетариат в узде; религию, которую считали средством одурманивания народа для последующего закабаления; мораль − как символ тупой и рабской покорности».

· Непризнание Версальской системы. Согласно Версальскому мирному договору вводился запрет иметь армию, обязательства выплаты репараций, введения демилитаризованной зоны. Нацисты сначала этими требованиями пренебрегли, а затем и нарушили их. Франция и Англия позволили Германии такой поведение и не оказали противодействия, надеясь направить нарастающую агрессию на СССР.

· Национализм, расизм, антисемитизм. Фашисты выработали радикальную степень национализма, суть которой в том, что нация «сильная духом и волей» обязана подчинять себе другие нации и увеличивать собственное жизненное пространство. Вводились такие понятия как «чистота крови», «высшая раса», на основании которых строились планы по всемирному господству и превращению части рас в рабов: «эти народы имеют одно-единственное оправдание своего существования - быть полезными для нас в экономическом отношении», остальные подлежали истреблению. Идеологический антисемитизм выразился на практике массовым геноцидом евреев − Холокостом, т.к. евреи были признаны «источником капитализма, марксизма» и обвинены во всех негативных их проявлениях (безработице, инфляции, революции): «Если евреи с помощью своей марксистской веры завоюют народы мира, венцу ему станет погребальный венок для человечества» − считал Гитлер, а также указывалось на стремление евреев «денациализировать, за счёт вырождения» представителей «высшей расы». Таким образом, очевидно, что принципы национализма, расизма и антисемитизма неотделимо срослись и перевоплотились в понятие совершенно новое и ультрарадикальное.

· Экспансионизм. С первых дней власти фашисты и нацисты стали готовиться к «большой войне», которая должна была обеспечить германской и итальянской нации господство над всем миром. Наращивание военной мощи происходило огромными темпами. Милитаризация заполняла все сферы жизни. Идея войны как проявления силы нации, и её предназначения абсолютно чётко прослеживается в выступлениях и Гитлера, и Муссолини. «Война − признак жизненной силы нации, смысл истории» провозгласил в своей «Доктрине фашизма» дуче. А фюрер в «Майн Кампф» написал: «Кто хочет жить тот должен бороться; кто не желает бороться в этом мире, где вечная борьба является законом жизни, не имеет права на существование».

· Коммунитарианизм. Смысл данной идеи заключается в том, что индивид и общество совершенно не разделимы, а государство-это и есть общество, соответственно не существует прав и интересов личности вне государства. Все интересы индивид может и должен реализовать только через коммунитарное, общее. Для осуществления такого подхода нужно начать воспитывать «нового человека», интересы которого будут совпадать с интересами нации и государства. В первую очередь, коммунитарианизм обращается к экономической сфере, где общенациональные цели в экономики должны разделяться каждым индивидом, направляясь и подчиняясь лидеру партии.

· Вождизм. Фашизм построен на харизматическом принципе − на вождизме. Верховенство фюрера, дуче есть «воплощение расового национального и народного духа». Вождь обладает неограниченной властью. Он символ величия и единства нации. Около вождя сплачиваются социальные группы, благодаря чему он умело манипулирует и руководит ими для мобилизации нации и решения острых проблем.

Подводя итог этой главе, следует отметить, что фашистская идеология имеет ряд специфических черт, которые в совокупности позволяют определить её следующим образом: во-первых, это наличие четкого различения идеологии правящих верхов и масс. Элитарность верхов оправдывалась, в том числе, и биологическими аргументами. Во-вторых, фашизму свойственны воинствующий иррационализм, предельное упрощение лозунгов и идеологических клише. В-третьих, он был построен на харизматическом принципе - на вождизме. Верховный вождь (дуче в Италии, фюрер в Германии), обладающий неограниченной властью, есть воплощение расового, национального и народного духа. Четвертая характеристика этой идеологии - культ силы, абсолютизация силового фактора в истории, отрицание гуманизма. В сочетании с расизмом культ насилия стал одной из причин развязывания самой кровопролитной войны в истории человечества



ИДЕОЛОГИЯ ФАШИЗМА И ПРОПАГАНДИСТСКАЯ СИСТЕМА КАК ЧАСТЬ ФАШИСТСКОГО РЕЖИМА


Введение

1.Сущность и понятие фашизма

3.Идеология фашизма. Пропагандистская система

Заключение

Современная наука, следуя теории Чарльза Дарвина, относит нас, людей, к отряду приматов. Мы - высшие приматы, Homosapiens – человек разумный. А почему разумный? Природа человека двойственна: в нем сочетаются два начала – животное и духовное, которые постоянно соперничают между собой за преобладание в человеческой душе. Долгое время считалось, что духовное начало в человеке не может победить его животных инстинктов, хотя немало представителей рода человеческого всей своей жизнью пытались доказать обратное.

Во все времена людям было свойственно мечтать. Но каждый человек мечтает по-своему: кто-то в меру своих насущных потребностей, кто-то в меру своей амбициозности. Однако человеческие амбиции порой не знают границ, что зачастую приводит людей к различным трагедиям.

Как известно, эволюция, по Дарвину, происходит путём естественного отбора, когда сильный вытесняет слабого. Причём, с некоторых пор ему (сильному) стало требоваться моральное оправдание своих действий, а для этого достаточно было найти в слабом какие-либо качества, которые бы раздражали, и поставить их ему в вину. Это помогало сильному закамуфлировать свою алчность.

Это стремление сильного придраться к слабому ярко проиллюстрировал великий русский баснописец И.А. Крылов в своей басне «Волк и ягнёнок». Сначала волк гневно вопрошает ягнёнка, пришедшего к ручью на водопой: «Как смеешь ты, наглец, своим нечистым рылом здесь чистое мутить питьё моё?!» А под конец, не в силах больше терпеть голод, открыто заявляет ягнёнку: «Ты виноват уж в том, что хочется мне кушать!»

До XX века все эти явления существовали в человеческом обществе большей частью по отдельности. И только в конце второго десятилетия XX века, вобрав в себя все вышеперечисленные явления, в Италии зародилась новая идеология – фашизм (от итальянского fascio – фаши – пучок, связка, объединение), которое не замедлило проявиться на практике, захватив умы самых различных слоев населения. Не прошло и полутора десятка лет, как эта идеология свела сума уже чуть не весь народ Германии, приняв там свою самую уродливую форму – германского национал-социализма (нацизма).

Целью данной работы является изучение идеологии фашизма и определение сущности и выявление подоплеки нацистской идеологии.

Для этого в первую очередь нужно проследить историю Германии с античных времён, разбираясь при этом в том, как германские народы смогли сохранить и умножить свои воинственные амбиции, при каждом удобном случае проверяя свои силы. Особо следует разобраться в настроениях, царивших в немецком обществе после поражения Германии в Первой мировой войне.

Затем следует разобраться на чём была основана нацистская теория сверхчеловека.

Потом необходимо всесторонне рассмотреть перемены в немецком обществе, происходившие в результате прихода нацистов к власти.

Сущность и понятие фашизма

По своей сути фашизм - это государственный строй, основанный на идее сохранения целостности нации и государства, и подразумевающий прежде всего объединение народа вокруг идеи национального спасения, делегирование широких, а при необходимости и чрезвычайных, полномочий власти.

Соответственно фашизм - это прежде всего сильный государственный аппарат, сформированный по идеологическому и политическому признаку, жесткая или военная дисциплина, без которой невозможно эффективное управление государством в условиях внутренних и внешних конфликтов и противоречий. Однако, слово тоталитаризм здесь абсолютно неуместно, по крайней мере в чистом понимании понятия "фашизм", а не в конкретных формах его проявления, которые также зачастую крайне неуместны и являют собой примеры стереотипного мышления.

Фашизм: это прежде всего, политическая и идеологическая теория. Основные постулаты этой теории:

1. Разделения общества по расовому признаку. Провозглашение основной нации «избранной», «непогрешимой». // В этом сходен с другими теориями, например коммунизмом в интерпретации большевиков, который разделяет общество по классовому признаку//. Кроме того чуждые нации выводятся за правовое поле, в этом фашизм отличен от системы апартеида в которой допускается существование прочих наций в качестве рабочей силы, имеющей тем не менее некие правовые гарантии.

2. Главной задачей ставит достижение нацией общих целей. Отсюда происходит название – можно перевести, конечно и как связка, но подразумевается сноп пшеницы – единение нации для достижения цели. Например, построение тысячелетнего рейха.

3. Средства достижения целей. Декларирует приоритет задач нации над личностью, правовыми институтами, вообще над любыми нормами и прежней идеологией. Утверждает избранность и непогрешимость вождя, как высшего воплощения воли нации.

Признаки фашизма как государственно строя:

1. Форма правление диктатура (как осуществляется переход власти и вообще возможен ли он - сказать сложно - как правило, не предусмотрен ни идеологически ни законодательно)

2. Экономическое устройство – частный капитализм со значительным преобладанием государственных заказов.

3. Управленческая и правовая структура – обширный, сильно централизованный бюрократический аппарат. Структура прав распространяется только на основную нацию и может быть пересмотрена в любой момент. Фюрер и высшее руководство государства стоит над правовой структурой и в своих решениях ей не подконтрольно.

4. Государственная политика агрессивного неприятия чуждых наций вплоть до их физического уничтожения.

Фашизм Адольфа Гитлера – крайняя и высшая форма, которой смогло достичь государство, построенное на идеологии фашизма. Развязал и в последствии проиграл вторую мировую войну. Принял и на практике осуществил концепцию физического уничтожения некоторых неугодных наций (евреи и цыгане).

Фашизм как термин: широко применяемый в настоящее время политический и пропагандистский штамп для обозначения любых политических противников, практически ругательство не несущее значительной и точной смысловой нагрузки.

2.История и предпосылки развития в Германии фашизма в 20-х – 40-х г. XX века

Фашизм в Германии появился сразу же после окончания первой мировой войны в качестве одной из разновидностей реакционных милитаристических националистических течений, когда антилиберальные, антидемократические движения приобрели общеевропейский характер .

Экономические неурядицы, дряблость тогдашних государственных структур, ожесточавшиеся политические конфликты и противоборства – все подобного рода вещи, вместе взятые, порождали в массовом мировосприятии ощущение наступившей смуты, крайне дискомфортное ощущение зыбкости социального бытия. Неудивительно, что в общественных настроениях возобладали апатия, раздражение и тревога. Наиболее глубоким и общим становилось стремление к спокойствию, устойчивому порядку.

Неодинаковыми виделись экономическая стабильность, авторитетное и твердое политическое руководство, гарантии от общественных потрясений в разных группах германского общества. Однако у многих стремление к спокойствию, устойчивости и порядку трансформировалось в требование создать «сильное государство», избавленное от таких «пороков», как «демократизм», «парламентаризм», «плюрализм» и т. п.

Тоску по «сильному государству», по всемогущей единой централизованной власти, способной достойно обеспечить «высшие интересы нации», подогревала интенсивно культивируемая реакционными деятелями, национал-социалистической пропагандой неприязнь к Веймарской системе. Исторически случилось так, что первая немецкая республика родилась в результате военного поражения Германии. В сознании большинства населения страны она так или иначе идентифицировалась с этим поражением и тем самым с нею связывались все негативные последствия войны. Потому республиканско-демократическое устройство, которое закрепляла Конституция Германии 1919 г., очень многие считали вынужденной, навязанной крайне неблагоприятными обстоятельствами формой политического устройства, со временем подлежащей демонтажу.

Особое раздражение и протесты вызывал тот факт, проистекавший из итогов Первой мировой войны, что оказались оскорбленными и униженными величие и честь Германии. Веймарский режим клеймился как «преступно бездеятельный», ничего существенного не предпринимающий для национального самоутверждения немцев, для возрождения «великой Германии».

Решение генштаба о прекращении войны явилось толчком для процессов, имевших в дальнейшем множество непредвиденных последствий. Поражение Германии было как бы катализатором новых явлений как во внутренней политике, так и в международных делах, и привело к социально-психологическим потрясениям самих основ общества.

В то время имело место всеобщее огрубление европейских нравов. В результате поражения изменилась и традиционная иерархия общественных авторитетов. В первую очередь ломка мировоззрения затронула буржуазные слои: рухнули или в лучшем случае потеряли былое значение традиционные для буржуазной и мелкобуржуазной среды символы власти и общества - государство, монархия, семья. С упадком этих привычных авторитетов в обществе возникла потребность в новых, которые вернули бы людям чувство порядка, безопасности и своего места в новом обществе.

Литература

1. Гаджиев, К.С. Политология [Текст]: основной курс: учебное пособие для студентов вузов / К.С. Гаджиев. – М.: Высшее образование, 2008.

2. Кравченко, А.И. Политология [Текст]: учебник / А.И. Кравченко. – М.: Проспект, 2008.

3. Ирхин, Ю. В. Политология [Текст] : учеб. для студ. вузов по спец. "Политология" / Ю. В. Ирхин – М. : Экзамен, 2007.

4. Пугачев, В. П. Введение в политологию [Текст] : учеб. для студ. вузов, обучающихся по направлению и спец. "Политология" / В. П. Пугачев, А. И. Соловьев. – М. : Аспект Пресс, 2007.

5. Политология: Учебник /Под. Ред. М.А. Василика [Текст] / М.А. Василик. – М., Гардарики, 2006.

1. Понятие политической идеологии, ее функции и уровни.

Слово «идеология» происходит от греческого idea – идея и logos – учение, т.е. этимологически означает «учение об идеях». Политическая идеология – это определенное учение, оправдывающее притязания той или иной группы лиц на власть и добивающаяся в соответствии с этой целью подчинения общественного мнения собственным идеям .

Наряду с экономической и политической властью идеологию можно назвать духовной властью над обществом.

Функции идеологии :

· Овладение общественным сознанием и внедрение в него своих критериев оценки прошлого, настоящего и будущего.

· Создание системы ценностей и ориентаций человеческой деятельности.

· Организация целенаправленных действий общества по достижению поставленных задач.

· Объединение и сплочение общества на основе определенных целей и ценностей.

Любая идеология провозглашает цели и идеалы, которые людям предполагается принимать на веру. Назначение идеологии – обслуживать реальную государственную политику, ее основная задача – идеализировать действительность . Политическая идеология претендует на универсальную значимость, поэтому она стремится к подавлению других идеологий, заявляет о своем призвании изменить мир к лучшему. Она требует от своих сторонников приверженности ценностям, нормам, которые она культивирует.

Идеология тесно связана с пропагандой, но их надо различать. Идеология является формой существования политических представлений, а политическая пропаганда является средством их распространения. Пропаганда целенаправленно формирует у граждан необходимые и желаемые для партии, элит, лидеров политические ориентации, побуждающие граждан к определенному образу действий. Пропаганда осуществляет «контроль за умами людей», для этого используются СМИ, которые стали «четвертой властью». Из СМИ общество в основном черпает должные представления о происходящих процессах в политике, и очень часто направленное истолкование реальных событий подменяет информацию о реальных событиях. Это служит предпосылкой для политического манипулирования, которое является способом управления политическим сознанием и поведением людей, формирования у них готовности к определенным политическим действиям.


Важно различать реальные факты, которые необходимо точно устанавливать, и их истолкование в тех или иных политических целях. Определенное истолкование фактов и есть цель политической идеологии.

Политическое манипулирование основано на систематическом внедрении в массовое сознание политических мифов, иллюзий, представлений, предписывающих определенные стандарты поведения, ценности и нормы, воспринимаемые на веру.

Массовое сознание наиболее подвержено манипулированию в условиях переходных периодов, когда необходимо на основе лжи, полуправды, подтасовки фактов сформировать представления, оторванные от действительности. Так, в начале перестроечных реформ в России культивировался миф о привлекательности капитализма, полной несостоятельности социализма и о срочности ломки сложившихся экономических отношений в пользу рынка и конкуренции. В преддверии выборов обычно начинается массовое вдалбливание в сознание общества идей о преимуществе того или иного лидера, и при этом используются всевозможные способы, чтобы создать идеальную картинку.

Если идеология влияет на все общество и способна повлиять на мировоззренческий уровень, она является тотальной. Если же идеология направлена на частичное изменение форм правление, систем выборов, функций государства и не способна повлиять на мировоззренческие представления граждан, то она выступает как частная. Падение влияния идеологии на общественное мнение говорит о повышении общей культуры населения.

Основные идеологические течения:

Либерализм .

Понятие «либерализм» вошло в политический лексикон в начале 19 века. Оно сформировалось на базе политических идей английских просветителей Джона Локка, Томаса Гоббса, А. Смита в конце 17-18 веке. Это было время формирования капиталистических отношений и буржуазии как класса. Поэтому несмотря на все различия во взглядах этих мыслителей, общим для них были идеи, направленные на осознание необходимости пересмотра устоявшихся, но устаревших ценностей и подходов к решению социально-экономических и политических проблем, на перестройку общественно-политических и государственных институтов.

Поворотным событием в формировании либерализма явилась Великая Французская революция 18 в. Основные идеи либерализма были сформулированы в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и конституции 1791 г. Либерализм оказал огромное влияние на формирование государственных систем многих западных стран. В России либеральное мировоззрение укоренилось в к. 19-н. 20 века.

В целом либеральную идеологию можно поделить на классический либерализм и неолиберализм.

Идеи классического либерализма .

1. В основе либерализма лежит признание идеала индивидуальной свободы личности. Каждый человек имеет неотъемлемое право на духовные, политические и экономические свободы. Свобода означает уничтожение внешних ограничений в экономической, физической, интеллектуальной сфере деятельности. Провозглашается равенство всех людей в своем естественном праве на самореализацию. Либерализм объявляет потерявшими силу все формы наследственности и сословных привилегий. Провозглашаются идеалы частной собственности, конкуренция, рынок, предпринимательство. Эти идеалы становятся основой экономического и политического развития общества.

2. Пересматриваются отношения между государством и обществом, государством и личностью. Государство не должно контролировать экономическую, социальную, религиозную сферы деятельности общества. Провозглашается плюрализм политических течений и идеологий, их терпимость друг к другу, приоритет личности по отношению к обществу и государству. Провозглашается принцип невмешательства государства в частную жизнь. Основная задача государства это гарантия прав и свобод личности, контроль за соблюдением законов, порядка в обществе и защита страны от внешней опасности.

3. Либерализм положил основу формирования принципов гражданского общества, конституционализма, парламентаризма и правового государства. Была сформулирована идея разделения власти на три ветви – законодательную, исполнительную, судебную. В государстве должны властвовать не отдельные личности, а законы, и задача государства сводится к регуляции отношений свободных граждан на основе законов.

Данные идеи приводят к тому, что личность получает возможности для самореализации в любой сфере деятельности и прежде всего в экономике. Каждый получает шанс продвижения по социальной лестнице, что стимулирует предприимчивость, трудолюбие, риск. Все это позволяет стать капитализму эффективной, динамичной системой, способствует развитию личности и общества.

Но надо сказать, что классический тип либерализма является лишь неким идеалом и не совсем отражает реальную действительность. Конец 19-начало 20 столетия – это своеобразный рубеж либерализма, в это время обнаруживаются как его сильные, так и слабые стороны.

Так, свободная конкуренция привела к подавлению более сильными слабых конкурентов, происходит концентрация и централизация производства в руках небольшого количества корпораций и финансовых магнатов (Карнеги, Рокфеллер, Херст). Это приводит к резкой поляризации общества на богатое меньшинство и беднейшее большинство. Несостоятельность многих идей классического либерализма продемонстрировал мировой экономический кризис 1929 – 1933 годов. В результате либерализм претерпел существенные изменения и предстал в обновленном виде как неолиберализм, главным политическим выразителем его стал американский президент Франклин Рузвельт.

В основе неолиберализма сохраняются, с одной стороны, некоторые «вечные» ценности либерализма, но, с другой стороны, вводятся новые идеи. Например, были приняты законы, усиливающие регулирующую роль государства, был введен принцип вмешательства государства в экономику. Право на частную собственность, хоть и остается главным, но перестает быть основополагающим, так как реально для огромной части общества оказываются более важными другие права. Например, для трудящихся, основным является право на работу, а для бедных – право на прожиточный минимум.

Современный либерализм признает неудовлетворительной классическую концепцию свободы и равенства возможностей, при которой государство не должно вмешиваться в экономическую и социальную сферу жизни общества. В реальности «стартовые возможности» индивидуумов зависят от разных причин, например, от семейного происхождения. Так, выходцы из богатых семей автоматически получают шанс на гораздо лучшее образование, воспитание, медицинское обслуживание, не говоря уже о явных преимуществах в виде наследуемой недвижимости и финансов. Поэтому государство не может устраняться от участия в социально-экономической сфере жизни общества. Оно должно обеспечить возможность реализации индивидуальных способностей представителям разных слоев, в том числе обязано обеспечить бесплатный доступ к образованию, медицинское обслуживание и т.д. для тех, кто в силу своего происхождения и материального положения не может самостоятельно обеспечить себе равные стартовые возможности.

В современной либеральной идеологии важное место занимает концепция социальной справедливости. Речь идет не о социальном равенстве, так как либералы отрицают идею механического уравнительства и отстаивают идею вознаграждения за инициативу и таланты, а о принципе государственного перераспределения национального богатства для ликвидации крайностей неравенства, обеспечения прожиточного минимума и социальной защиты всем гражданам, для достойного вознаграждения тех социальных категорий, которые заведомо оказываются исключенными из рыночных механизмов, например, учителей, врачей, работников социальной сферы.

Итак, основная идея неолиберализма – личность должна иметь возможность для саморазвития на основе своих талантов, способностей, здоровой конкуренции, но государство должно смягчать негативные последствия рыночной системы.

Консерватизм .

Возникновение консерватизма как политической идеологии также связывают с эпохой Просвещения и Великой Французской революцией 18 века . Консерватизм стал реакцией на исходившую от революции угрозу традиционным ценностям, привычному образу жизни и мыслей. Первоначально это была идеология дворянства, но постепенно к ней примкнули и более широкие слои. В целом это идеология среднего класса и тех социальных слоев, которые в первую очередь страдают от различного рода преобразований в обществе.

Идеологом консерватизма считается английский политический деятель и философ Эдмунд Бёрк. В 1790 г. выходит его книга «Размышления о революции во Франции» , в ней были впервые сформулированы основные принципы консерватизма: общественная жизнь должна основываться на традициях, обычаях, моральных и материальных ценностях, унаследованных от предшествующих поколений и взаимосвязанных между собой. Для обеспечения будущего общество должно быть стабильно, уравновешено и обновляться постепенно.

Сам термин «консерватизм» впервые был употреблен французским писателем Шатобрианом, который в 1818 г. стал издавать журнал «Консерватор», с тех пор данный термин широко используется для обозначения определенного образа мышления, умонастроений, стиля поведения и т.д. Но чаще всего под консерватизмом понимают политическую идеологию, ориентированную на защиту традиционных устоев общественной жизни, незыблемых ценностей и противостоящую резкому обновлению общества .

За двести лет своего существования консерватизм претерпел большие изменения, существует множество подходов к типологизации консерватизма. Но мы поделим весь консерватизм на классический и неоконсерватизм.

Классический вариант .

Консерваторы считают, что у реального мира существует некое неизменное жизненное начало, и человек в силу ограниченности своего разума не должен браться за переустройство мира, так как может разрушить это жизненное начало, что приведет к разрушению самих устоев общества.

В консерватизме отрицается сознательный прогресс в обществе. Социальный прогресс есть результат проб и ошибок, в ходе его накапливается и передается из поколения в поколение опыт, который воплощается в учреждениях и ценностях. Эти учреждения и ценности не создаются сознательно и целенаправленно, потому что их природу в принципе нельзя понять.

Общество – это совокупность институтов, норм, моральных убеждений, обычаев, традиций, восходящих к глубокой истории. Их взаимосвязь и единство – это чудо истории, его нельзя объяснить рациональными доводами, т.е. нельзя объяснить почему все существует именно в таком виде, а не в другом. Поэтому уже сложившимся институтам и связям всегда надо отдавать предпочтение перед любыми новациями, какими бы они не казались совершенными с рациональной точки зрения.

Конституция рассматривается как проявление высших принципов, которые не могут произвольно изменяться человеком, провозглашается принцип верховенства закона и гражданского законопослушания.

В процессе общественного развития многие принципы консерватизма претерпели существенные изменения. В Западной Европе возникает неоконсерватизм, как реакция на экономический кризис 1973-1974 гг. В данном течении сочетаются многие идеи и ценности классического консерватизма с идеями либерализма. Например, была воспринята идея общественного развития, исторической, социальной и политической активности человека, идея демократизации политики и социальных отношений. Политическими выразителями неоконсерватизма стали Маргарет Тетчер и Рональд Рейган.

Современные ускоренные темпы жизни, нарушение духовного и экологического равновесия приводит к нестабильности общества, к растерянности людей. В этих условиях неоконсерватизм предложил возврат к традиционным ценностям и идеалам, например, к приоритету семьи и религии, социальной стабильности, основанной на моральной взаимной ответственности граждан и государства, уважении права, провозглашается крепкий государственный порядок и стабильность. Т.е. во главу угла в обществе, измученном безработицей, инфляцией, потерей духовности, сексуальной революцией и т.д., были поставлены универсальные нравственные законы и мораль как основа общества.

Ответственность за сохранение этих устоев возлагалась на самого индивида, который должен рассчитывать прежде всего на свои силы, свою инициативу и жизнестойкость. И не рассматривать государство как «дойную корову». Но человек не был оставлен на произвол. Государство должно обеспечивать индивиду необходимые жизненные условия, предоставлять возможность образовывать политические ассоциации. Государство должно также поддерживать и развивать институты гражданского общества.

Хотя неоконсерватизм не смог решить многие проблемы экономики, но он дал опору для стабильности общества, смог защитить человека, духовную сферу его жизнедеятельности в индустриально развивающемся обществе. Неконсервативной идеологии придерживаются в современном мире многие крупные политические партии западных стран, например, республиканская в США, либерально-консервативная в Японии, консервативная в Англии, влияние данной идеологии очень велико в западном обществе.

Социал-демократия .

Социал-демократия возникает на определенной стадии развития буржуазного общества в странах, достигших среднего уровня промышленного развития. Эта идеология выражает интересы рабочих, интеллигенции, предпринимателей. Теоретические основы социал-демократизма были заложены в работе Э. Бернштейна «Предпосылки социализма и задачи социал-демократии» (1899). Основные идеи социал-демократизма были сформулированы на конгрессе социал-демократов во Франкфурт-на Майне в 1951 г.

Главными ценностями провозглашаются идеи свободы, справедливости, солидарности. Свобода означает право каждого на самоопределение. Равенство всех в своих правах и свободах означает справедливость. Солидарность означает взаимопомощь, взаимоподдержку.

Для идеологии социал-демократизма характерны следующие черты :

1. Выдвижение концепции демократического социализма. Но социализм понимается не как тип общества, а как процесс, направленный на реализацию основных ценностей социал-демократии.

2. Большая роль отводится профсоюзному движению.

3. Также большое значение придается политическому договору и соглашению при решении различных проблем. Преобразование общества должно происходить через постепенные реформы.

4. Признается приоритет развития социальной сферы, а не достижение максимальной экономической прибыли. Задачами социал-демократов является создание и развитие системы социального обеспечения и обслуживания. Важное место занимает решение экологических проблем.

В экономической сфере социал-демократы выступают за смешенный тип экономики. Ключевые отрасли промышленности должны обобществляться или находиться под контролем государства. В тоже время важным является общественный контроль над инвестициями, участие трудящихся в совместном принятии решений на уровне компаний и профсоюзных объединений в разработке национальной экономической политики, поощряются самоуправляемые кооперативы рабочих и фермеров, государственные предприятия с демократическими формами контроля и управления и т.д.

В современном мире социал-демократическая идеология представлена разными партиями – социал-демократическими, социалистическими, лейбористскими, рабочими. В целом насчитывается около 80 подобных партий, которые объединяют около 20 мил. человек, за эти партии голосует более 200 мил. избирателей. Во многих западных странах (Англия, Германия) основная политическая борьба развертывается между партиями социал-демократического типа и между партиями неоконсерваторов.

Коммунизм.

Коммунистическая идеология сформировалась на основе марксизма – учения, возникшего в Западной Европе в средине 19 века. Основоположники – Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Марксизм разработал учение о построении справедливого общества, в котором будет покончено с эксплуатацией человека человеком, с отчуждением человека от власти, от собственности и результатов труда. Такое общество было названо коммунистическим. Носителем данной идеологии стал пролетариат .

Марксизм является радикальной идеологией, главную роль он отводит насильственным способам преобразования старого общества и революционным методам построения нового общества. Марксизм признает возможность научного познания окружающей действительности, объективных общественных законов, и неуклонный прогресс общества.

Тип общества, согласно марксизму, определяется главным образом уровнем развития, производительных сил, но также и культурных, психологических, духовных и других факторов. Исторический прогресс заключался в смене общественно-экономических формаций: от рабовладельческой к феодальной, а затем к капиталистической. Все три формации основаны на частной собственности, на эксплуатации классов и непримиримости их интересов. Экономической основой коммунистической формации, как идеала, к которому стремится развитие общества, является общественная собственность. Но к коммунистической формации и ее первой фазе, социализму, можно перейти только через пролетарскую революцию и диктатуру пролетариата, цель которой – экспроприация частной собственности и передача ее в руки трудящихся.

Коммунистическое общество предполагает формирование нового человека, который ориентируется прежде всего на моральные стимулы труда (вымпел или переходящий флажок), труд на благо общества и т.д. В построении нового государства упор делался на ведущую роль коммунистической партии, которая срасталась с властными структурами государства. Но предполагается, что в последующем развитии государство и его органы будут заменены на систему общественного самоуправления.

Фашизм .

Переводится с латинского как пучок, связка, объединение. Фашизм – это феномен 20 века, это реакция общества на проблемы и противоречия в различных сферах общества. Фашизм черпает свои силы в массовом движении протеста. Массовое движение нуждается в идеологии, способной доступно сформулировать цели и способы их достижения, а также создать образ врага, низвержение которого откроет путь к успеху. Идеология фашизма апеллирует к страстям, врожденным инстинктам, низменным чувствам человека.

Для возникновения фашизма подойдет не просто кризис в обществе, а кризис затянувшийся, который потряс всю социальную структуру общества, его моральные устои, нарушил экономические процессы, вызвал всеобщее разочарование в официальной идеологии и т.д.

Основные идеи фашизма.

1. Высокомерно негативное отношение к человеческой личности как существу, подверженному всяческим порокам, «сосуду греха», нуждающемуся в постоянной узде и твердой направляющей руке.

2. Признается неспособность человеческого разума к познанию мира. Разум является источником заблуждений и разочарований.

3. Основной упор в историческом развитии человечества делается на нацию. В основе смены уровней развития общества лежат взаимоотношения между нациями, духовный подъем и упадок наций.

Надо сказать, что сами по себе эти ценности могут быть основой не только фашистских идеологий, но вместе с тем не существует фашистских движений, которые не опирались бы на эти идеи.

Пренебрежительное отношение к личности, трактовка человека как «сосуда зла» обосновывают систему жесткого контроля над обществом со стороны той его части, которая, по мнению фашистских теоретиков (Муссолини, Гитлер), благодаря биологической наследственности и самоусовершенствованию, поднимается над средним человеческим уровнем (концепция Ницше «сверхчеловека» и «аристократии духа»). Чтобы деятельность общественных институтов была эффективной, требуется руководство на основе единой воли. Отсюда – естественная потребность в вожде, реализующем эту волю. А чтобы различные процессы в обществе не ослабляли единую сильную волю, оправдывается насилие, которое должно применяться не только как ответная реакция на действия, но и как реакция на намерения.

Провозглашение нации движущей силой общественного развития решает две проблемы. Во-первых, выдвигается идея борьбы за спасение, укрепление, расширения своей нации, которая является носителем позитивного начала и способна осчастливить человечество (национал-социалистический лозунг: «Немецкий дух – весь мир оздоровит»). А во-вторых, появляется конкретный враг, на счет которого можно отнести все неудачи и беды, это другая нация – носитель всех мыслимых и немыслимых отрицательных черт, злоумышленник, строящий зловещие планы. Например, им может быть объявлено определенное национальное меньшинство. Такой враг полезен для внутренней политики, так как на него можно направлять недовольство для ослабления внутренней напряженности общества. Этот враг полезен и для внешней политики, для объяснения неудач в международных делах, оправдания агрессивного курса, развязывания военных конфликтов и т.д.

Итак, цель фашизма – возрождение и оздоровление в своей стране «титульной», т.е. основной, нации. Приоритет государственных интересов, жесткая система управления, замыкающаяся на личности вождя, исключается оппозиция. Методы фашизма – организация массового движения, его оплодотворение национальным духом, унификация общественной жизни, подавление любыми способами противодействия.

Например, в Германии был создана фашистская идеология на основе мифа о превосходстве некоего народа «ариев», и была провозглашена политика поддержки государством «культурно созидающих рас», к которым относились, немцы, англичане; ограничения жизненного пространства для этносов, «обслуживающих культурные расы», к таким этносам относились славяне, жители некоторых государств Востока и Латинской Америки; и провозглашалось беспощадное уничтожение «культуроразрушающих» народов, в них зачислялись негры, евреи, цыгане.

Фашистская идеология была распространена в Германии, Италии (30-40 годах), Испании и Португалии (1943-1960-е). Греции в 60-х годах, Бразилии, Чили. В современной России фашистская идеология присутствует в лице партий ЛДПР и РНЕ.

Что такое фашизм? Это собирательное название идеологий, крайне правых политических течений и взаимосоответствующий им принцип правления диктаторского типа. Фашизм, определение которому мы дали выше, характеризуется шовинизмом, ксенофобией, мистическим вождизмом, антикоммунизмом, милитаристским национализмом, презрением к либерализму и выборной демократии, верой в естественную социальную иерархию и верховенство элиты, этатизмом и в ряде случаев геноцидом.

Этимология, определение понятия

Слово «фашизм» в переводе с итальянского «fascio» означает «союз». К примеру, политическая партия Б. Муссолини, отличавшаяся своими радикальными взглядами, называлась «Союз борьбы» (Fascio di combattimento). Слово «fascio», в свою очередь, произошло от латинского «fascis», что переводится как «пучок» или «связка». В древности оно использовалось для обозначения символа власти магистрата - фасции (связки прутьев с воткнутым в нее топором), являвшегося характерным знаком ликторов - почетной стражи высших магистратов римлян. При этом фасции наделяли своего обладателя правом применять силу от имени всего народа, и даже проводить смертную казнь. Изображение связки прутьев с топором сейчас можно увидеть даже на эмблеме, принадлежащей Федеральной службе судебных приставов РФ. Кроме того, фасции присутствуют в символах власти многих государств мира.

Что такое фашизм в узком историческом смысле? Это массовое движение политического характера. Оно существовало в 1920-е - 1940-е гг. А в какой стране возник фашизм? В Италии.

Что касается всемирной историографии, под фашизмом понимают также ультраправые политические направления в странах третьего мира, португальский режим Нового государства, франкизм.

Что такое фашизм, если рассматривать данное явление через призму историографии стран СНГ, РФ и СССР? Кроме всего вышеперечисленного, это еще и немецкий национал-социализм.

В настоящее время выделяется как минимум четыре направления трактовки рассматриваемого явления:

Стандартное советское определение;

Фашизм как западная форма экстремизма;

Толкование термина, включающее широчайший спектр националистических и авторитарных направлений;

Дефиниция фашизма как правоконсервативного революционизма.

Кроме того, фашизм, определение которого мы подробно рассматриваем, трактуется некоторыми авторами как патологическое отклонение в индивидуальном и/или общественном сознании, имеющее психофизиологические корни.

Как отмечала американский философ Хана Арендт, главным признаком этого явления следует считать формирование культа ненависти к внешнему либо внутреннему врагу, подпитываемого мощной пропагандистской машиной, при необходимости прибегающей ко лжи в целях обеспечения должного эффекта.

Характерные черты

При фашистском режиме наблюдается укрепление регулирующих функций государства не только в экономике, но и в идеологии. При этом правящая верхушка активно создает систему общественных объединений и массовых организаций, инициирует насильственные способы подавления инакомыслия, не принимает принципы политического и экономического либерализма. Основные признаки фашизма следующие:

Этатизм;

Национализм;

Традиционализм;

Экстремизм;

Милитаризм;

Корпоративизм;

Антикоммунизм;

Антилиберализм;

Некоторые черты популизма.

Нередко вождизм;

Заявления о том, что главная опора - широкие народные массы, которые не относятся к правящему классу.

О том, что такое фашизм, высказывал свои мысли И. В. Мазуров. Он отмечал следующее: данное явление неверно сравнивать с авторитаризмом, поскольку это исключительно тоталитаризм.

Истоки

В какой стране возник фашизм? В Италии. Курс на авторитарную националистическую политику взял в 1922 году премьер-министр страны Бенито Муссолини. Он был сыном кузнеца, бывшим социалистом, носившим официальный титул «дуче» (переводится с итальянского как «вождь»). Муссолини оставался у власти вплоть до 1943 года. Все это время диктатор претворял свои националистические идеи в жизнь.

В 1932 году он впервые опубликовал «Доктрину фашизма». Ее можно было прочесть в четырнадцатом томе энциклопедии Enciclopedia Italiana di scienze, lettere ed arti. Доктрина служила введением к статье под названием «Фашизм». В своем труде Муссолини сообщал о разочарованности в прошлых курсах, в том числе и в социализме (несмотря на то, что был активным его поборником на протяжении долгого периода). Диктатор призывал к поиску новых идей, убеждая всех в том, что если девятнадцатый век был периодом индивидуализма, то двадцатый будет эпохой коллективизма, а следовательно, и государства.

Муссолини долгое время пытался вывести рецепт народного счастья. В процессе он сформулировал такие положения:

Фашистские идеи о государстве всеобъемлющи. Вне данного течения просто не существует ни человеческих, ни духовных ценностей. Фашизм истолковывает, развивает и направляет всю деятельность людей.

Сбрасывать со счетов причины возникновения и развития профсоюзного движения и социализма не стоит. Следует придавать определенное значение корпоративному устройству государства, при котором за координацию и гармонизацию расходящихся интересов отвечает действующая власть.

Фашизм является абсолютной противоположностью либерализму как в экономике, так и в политике.

Государство должно управлять всеми областями жизнедеятельности народа посредством корпоративных, социальных и образовательных институтов.

Фашизм в России неприемлем. Именно поэтому в июне 2010 года указанный труд Муссолини был признан экстремистским. Об этом в Кировском районном суде Уфы было вынесено соответствующее решение.

Особенности идеологии

В какой стране возник фашизм? В Италии. Именно там были впервые озвучены идеи об отрицании демократических ценностей, о превосходстве одной нации над всеми остальными, об установлении культа вождя, об оправданности террора и насилия с целью подавления инакомыслящих, а также о том, что война является нормальным средством решения межгосударственных споров. Нацизм и фашизм в этом плане следуют рука об руку. При этом первый является лишь одной из многочисленных разновидностей второго.

Национал-социализмом (нацизмом) называют официальную политическую идеологию Третьего рейха. Ее идея заключалась в идеализации арийской расы. Для этого использовались элементы социал-демократии, расизма, антисемитизма, шовинизма, социального дарвинизма, принципы «расовой гигиены» и установки демократического социализма.

Нацизм и фашизм основывались на теории о расовой гигиене. Согласно ей люди подразделялись на представителей так называемой высшей расы и низших элементов. Провозглашалась необходимость производить соответствующий отбор. Идеология фашизма культивировала идею о том, что существование истинных арийцев необходимо поддерживать всеми силами. При этом воспроизводство всех неугодных нужно было предотвращать. Согласно фашистским принципам, обязательной принудительной стерилизации подвергались люди, страдающие от эпилепсии, алкоголизма, слабоумия и наследственных болезней.

Особое распространение получили идеи расширения «жизненного пространства». Они реализовывались посредством военной экспансии.

Германия

Организационная база первой фашистской партии была сформирована в 1921 году. Она основывалась на «фюрер-принципе», предполагавшем неограниченную власть вождя. Главными целями образования данной партии были следующие: максимальное распространение фашистской идеологии, подготовка особого террористического аппарата, способного подавлять силы демократов и антифашистов, и, конечно же, последующий захват власти.

Фашизм в Германии в 1923 году перешел на новый уровень. Приверженцы рассматриваемой идеологии предприняли первую прямую попытку захвата государственной власти. Это событие известно в истории как «Пивной путч». Тогда планы фашистов провалились. По этой причине тактика борьбы за власть была скорректирована. В 1925 г. стартовала так называемая битва за рейхстаг и образовалась массовая база фашисткой партии. Уже через три года измененная тактика принесла первые серьезные плоды. Результатом работы стало получение двенадцати мест в рейхстаге. А в 1932 году фашистская партия была в абсолютном большинстве по числу мандатов.

Тридцатого января 1933 г. история фашизма пополнилась еще одним немаловажным фактом: Адольфу Гитлеру был доверен пост рейхсканцлера страны. Он пришел к власти в статусе главы коалиционного правительства. Гитлера поддерживали самые разные слои общества. Ему удалось выстроить широчайшую социальную базу благодаря тем людям, у которых после поражения Германии в войне просто ушла почва из-под ног. Громадная агрессивная толпа чувствовала себя обманутой. Вместе с имуществом большинство населения страны потеряло и жизненные перспективы. В такой ситуации Гитлер умело воспользовался психологической и политической неустроенностью людей. Он обещал разным социальным слоям именно то, в чем они на тот момент больше всего нуждались: рабочим - трудоустройство и хлеб, монархистам - восстановление желаемого уклада, промышленникам - достаточно военных заказов, рейхсверу - укрепление позиций в связи с обновленными военными планами. Жителям страны намного больше пришлись по душе националистические призывы фашистов, а не социал-демократические или коммунистические лозунги.

Когда в стране стал главенствовать немецкий фашизм, произошла не просто смена кабинета. Начали планомерно разрушаться все институты государства буржуазно-парламентского типа, а также всех демократических достижений. Стал возводиться террористический антинародный режим. Поначалу активно проводились антифашистские демонстрации, однако они стремительно подавлялись.

Своего апогея рассматриваемое движение достигло в годы Второй мировой. В тот период в фашистских лагерях было уничтожено одиннадцать миллионов неугодных режиму людей. Советскому Союзу отводится главенствующая роль в разгроме жестокой системы.

Освобождение Европы от фашизма

Для того чтобы сбросить нацистские узы с оккупированных государств, в 1944 и 1945 годах советские вооруженные силы успешно провели несколько крупных стратегических операций наступательного характера. В них принимали непосредственное участие войска одиннадцати фронтов. Кроме того, были привлечены четыре флота, пятьдесят общевойсковых, шесть танковых и тринадцать воздушных армий. Не меньший вклад внесли три армии и один фронт ПВО. Число задействованных бойцов достигало 6,7 миллиона человек. В этот же период укреплялись антифашистские национальные движения, причем не только в оккупированных странах, но даже в Германии.

Наконец на европейской территории произошло открытие долгожданного второго фронта. Фашисты, зажатые в тиски активными боевыми действиями, стремительно утрачивали силы для дальнейшего сопротивления. Однако основная часть ударных войск была по-прежнему сосредоточена на рубеже советско-германского фронта, являвшегося главным. С августа 1944-го по май 1945-го были проведены крупнейшие наступательные операции. Они сыграли решающую роль в деле освобождения европейских государств от фашистских захватчиков. В результате советская армия частично или полностью очистила от врага территорию десяти стран в Европе и двух - в Азии. Двести миллионов человек, в числе которых были болгары, румыны, венгры, поляки, югославы, чехословаки, австрийцы, датчане, немцы, корейцы и китайцы, избавились от врага.

Миллионы людей боролись и отдавали свои жизни ради того, чтобы никогда больше не звучала с трибун пропаганда фашизма, чтобы стереть с лица земли остатки кровавой диктатуры, человеконенавистнической идеологии, нацизма и расизма. Этой цели удалось достичь в 1945 году.

Миллионы погибших

Каждый год во второе воскресенье сентября в РФ отмечается Международный день памяти жертв фашизма. В большинстве стран мира чтят погибших от рук кровавых идеологов. Этот день учредили еще в 1962 году. Главная цель, с которой регулярно вспоминаются жертвы фашизма, - не допустить повторного распространения фашистских либо иных человеконенавистнических идей.

Современное положение дел

Считается, что фашизм сегодня реинкарнируется в некоторых западных государствах. Это объясняется потребностью крупных капиталов посредством захвата западноевропейских территорий получать недорогую рабочую силу и новые сырьевые ресурсы. В связи с этим правящие коалиции и Штатов, и Евросоюза не препятствуют оживлению фашистских традиций, несущих ненависть к русскому миру.

Примечателен тот факт, что двусмысленность при обсуждении рассматриваемого явления наблюдается до сих пор. Понятие фашизма признано одним из ключевых в двадцатом столетии. Оно имеет свою историю и, что несомненно, повлияло на ход современной истории.

Если принимать во внимание множество фашистских движений и режимов, становится понятным преобладание утверждения о том, что единой теории о возникновении указанного направления не существует. Для четкого определения исследуемого явления очертим главные признаки фашизма: это идеология, базирующаяся на шовинистских, антисоциалистических, антилиберальных и консервативных взглядах. Особое значение при этом имеют оккультные, мифологические антисемитские и романтические идеи вкупе с элементами воинственной политической культуры. Благодатной почвой для появления фашистских партий считаются капиталистические системы и общества, находящиеся на так называемом переходном этапе. При этом подобные течения не развиваются в пределах социализма.

Изучение фашизма в его классическом понимании в настоящее время достигло фазы баланса, синтеза и систематизации. Однако этого нельзя сказать об исследованиях современных течений - праворадикального экстремизма и фашизма. Процесс существенно осложняется полным хаосом в предметном разграничении и в терминологии. При этом используются самые разные понятия, в числе которых неонацизм, неофашизм, правый популизм, экстремизм…

Прошлое и настоящее

Чем отличаются взгляды классических фашистов и современных европейских ультраправых? Попытаемся ответить на этот непростой вопрос. Итак, фашизм характеризуется авторитарным национализмом, ратующим за охрану корпоративно-сословной версии мелкобуржуазного капитализма. Он контролирует милитаристскую партию и вооруженные отряды. Неизменный атрибут - харизматичный вождь. Что касается нынешних ультраправых, они резко критикуют космополизм и говорят об упадке современного социума, так же не допускают смешения рас и народов, культивируют миф о просветительской традиции. Представленные выше базовые идейные образцы щедро сдабриваются местными предрассудками и колоритом.

Фашизм все еще непомерно опасен для цивилизованного общества. Несмотря на то что изначально он был итальянско-немецко-японским проектом, подобными идеями оказались заражены многие другие государства. Сведения о Второй мировой войне красноречиво это подтверждают.

Как нам хорошо известно из школьных учебников истории, на немцев возложена ответственность за уничтожение шести миллионов лиц еврейской национальности. Другие народы тоже пострадали, однако о них, как правило, вспоминают реже. При этом общество недостаточно информировано о том, что представители некоторых наций, воодушевленные кровавыми идеями, не только помогали фашистам реализовывать свою страшную миссию, но и под их защитой достигали собственных мрачных политических целей. Не все сегодня открыто могут говорить о том, что определенная часть украинцев, латышей, венгров, эстонцев, литовцев, хорватов и румын принимала непосредственное участие в жесточайших злодеяниях. Для подтверждения этого факта достаточно обратиться к истории. Так, для хорватов фашизм стал широко поддерживаемой национальной идеей и базой формирования политического курса. То же самое можно сказать и об эстонцах.

Бесспорным является тот факт, что холокост не был бы реализован без Гитлера, Гиммлера и некоторых других немцев. Тем не менее, как утверждает гамбургский историк М. Вилд, они не смогли бы самостоятельно уничтожить великое множество европейских евреев. В этих целях им, несомненно, оказывалась серьезная помощь извне.

США остались в стороне

Фашизм в России - явление однозначно отрицательное. С ним борются на разных уровнях. Однако не все игроки мировой политической арены поддерживают стремление искоренить кровавые идеи.

Двадцать третьего декабря 2010 года полпреды РФ представили Резолюцию в Генеральной Ассамблее ООН. В этом документе звучал призыв к борьбе с прославлением фашизма. Резолюция была поддержана ста двадцатью девятью странами. И только Америка выступила против ее подписания. Комментариев СМИ и официальных лиц США по этому поводу не поступало.

Заключение

В приведенной выше статье мы ответили на вопрос о том, в какой стране возник фашизм. Кроме того, были рассмотрены характерные признаки этого явления, особенности идеологии и последствия влияния человеконенавистнических идей на ход всемирной истории.

Фашизм (итал. fascismo, fascio – пучок, связка, объединение) – политическое и идеологическое течение, возникшее в Западной Европе в период кризиса капиталистического (индустриального) общества в 30-е гг. xx в. и выражающее интересы наиболее реакционных и агрессивных сил. Отрицает как либерально-демократические, так и эгалитарно-социалистические ценности, является одной из разновидностей тоталитаризма. Политические аспекты идеологии фашизма содержатся в работах известных функционеров итальянского и германского фашизма А. Рокко и А. Розенберга , а также руководителей фашистского движения А. Гитлера («meine kampf» – «Моя борьба») в Германии и Б. Муссолини в Италии.

Основные идеи фашизма:

– необходимость применения крайних форм насилия для подавления инакомыслия и оппозиции;

– антикоммунизм;

– шовинизм, расизм – теория расового неравенства и превосходства соответствующей расы, антисемитизм;

– националистические геополитические концепции;

– широкое использование государственно-монополистических методов регулирования экономики;

– всевластие государственной машины, государственного аппарата («теория тотального государства»);

– максимальный контроль над всеми проявлениями общественной и личной жизни людей; способность путем националистической и социальной демагогии политически активизировать население;

– вождизм – принцип фюрерства национал-социалистической организации;

– захватническая и агрессивная внешняя политика.

Фашизм опирается на массовую тоталитарную политическую партию (приходя к власти, она становится государственно-монопольной организацией) и непререкаемый авторитет «вождя», «фюрера». Фюрер является одновременно выразителем и олицетворением расового, национального и народного духа. От него исходит сила государства, он наделяет определенными полномочиями нижестоящих вождей.

Идеология фашизма отождествляет общество с нацией, а нацию – с государством. Интересы государства неизмеримо выше интересов отдельных индивидов, групп и организаций. Мощь фашистского государства зависит от духовного единства масс, которое следует охранять любыми средствами. Кроме фашистской партии – единственного носителя власти и судеб государства, не имеют права на существование никакие другие партии с их межпартийной борьбой. Любые демократические движения и организации, как и проявление свободомыслия, при фашизме строго запрещались. Чтобы бороться с инакомыслием, в фашистских государствах использовались развитые полицейские силы, специальные военизированные организации, тотальная система слежки и контроля, концентрационные лагеря, в которых были уничтожены многие десятки тысяч демократов, деятелей культуры и противников фашизма, миллионы евреев, славян и просто представителей «неарийского» населения.

Вторая мировая война , развязанная фашистскими государствами – Германией, Италией и другими, принесла величайшие бедствия народам мира. В ее ходе погибло более 50 млн человек. Разгром в 1945 г. фашистской Германии и ее союзников силами антигитлеровской и антифашистской коалиции нанес решающий удар по фашизму и содействовал возрождению демократических государств.