Чёрная жизнь Чёрной Америки. Расовый подтекст социального неравенства в США. Будущее американских негров

Я ранее неоднократно высказывал и обосновывал мысль о том, что существование криминально-политического образования «Соединённые Штаты Америки» угрожает развитию и существованию человеческой цивилизации.

Наиболее полно это раскрыто в статье Пределы роста. Почему не будет шестого технологического уклада

Вкратце, можно сказать, что происходит это по двум причинам:

Америка, в целом потребляет мировых ресурсов намного больше чем производит;

Америка, как управляющая структура мира, дает человеческой цивилизации неверные глобальные целеуказания, в связи с чем человечество неминуемо направляется в цивилизационный ресурсно-энергетический тупик.

Логичным выводом могла бы послужить фраза «Всех американцев в гробы», но в обсуждении прозвучало несколько контраргументов, которые полностью или отчасти можно признать разумными, и в частности следующие:

Не все американцы плохие, в Америке есть сельское хозяйство, добывающие отрасли и промышленность, производящие товары и ресурсы нужные всему миру (и самим американцам в первую очередь);

Цивилизация нуждается в элитных потребителях, которые создают потребность в новых, современных вещах и тем самым двигают вперед прогресс.

Конечно, можно выдвинуть несколько контр-контраргументов, например, классическую поправку «хороших американцев в хорошие гробы», а также поставить под сомнение ценность и необходимость современного понимания прогресса, при котором каждые три-пять лет люди вынуждены выкидывать на свалку массу работающих, но «устаревших» вещей. Но, как я сказал, я признаю определенную разумность подобных аргументов, и поэтому считаю возможным сделать поправку и уточнения в концепцию.

Прежде всего давайте из всего множества населения Америки исключим тех, кто занят относительно разумным и производительным трудом: занятых в сельском хозяйстве, на шахтах и на заводах. В Америке для этой части населения существует полупрезрительное-полунасмешливая кличка – реднеки. Несмотря на то что данная часть населения подвергается геноциду и постепенно сокращается, она еще довольно многочисленна и сохраняет определенное влияние в «глубинных» штатах ржавого пояса.

Вторая категория, которую мы исключим, это обеспеченные (средний и вышесреднего класс) WASP американцы. Хотя их цивилизационная ценность в большинстве случаев стремится к нулю, можно согласиться, что они оправдывают свое существование вкладом в управление обществом (довольно низкого, правда, уровня), продвижением прогресса за счет элитного потребления, ну и в целом, как класс, их работа и производительный вклад в цивилизацию, равен, выше или ненамного меньше их потребления.

И в сухом остатке у нас остается несколько групп населения:

Потомственные безработные;

Криминалитет;

Люди, занятые на фейковых работах – профессиональные спортсмены, певцы ртом и другие мастера перфоманса и инсталляции, «собачьи стилисты», «профессиональные гей-активисты», «профессиональные зеленные» и прочая публика, чей вклад в реальную экономику глубоко отрицательный;

Пенсионеры, которые прожили свою жизнь в рядах одной из трех вышеперечисленных групп;

Люди занятые в сфере обслуживания и проживающие в районах, где основным населением являются четыре вышеперечисленные группы.

То есть если в каком-то калифорнийском городке тридцать процентов населения заняты в сферах Голливуда, двадцать процентов пенсионеры, десять процентов чиновники, двадцать процентов безработные, а остальные работают кассирами, барменами, таксистами и прочей обслугой, то вклад этого города в экономику планеты отрицательный. И если завтра все население городка перемрет от болезни передающейся нетрадиционной любовью, то произойдет оздоровление экономики планеты (не фейкового показателя ВВП, а реальной экономики). То же самое можно сказать о каком-то пригороде крупного американского города, населенного преимущественно потомственными афробезработными.

Согласно недавним исследования 43% американских семей не могут себе позволить оплачивать нормальное питание и проживание. () В большей степени они входят в указанную категорию «экономически отрицательного населения», хотя, разумеется, есть и исключения. То есть можно считать, что к этой категории относится от 20 до 40% американского населения.

Аргументация, этого факта следующая:

Среди этого населения считается нормальным из поколения в поколение существовать на государственных пособиях, криминальных доходах и случайных подработках;

Сложившаяся практика требует прием на работу определенного количества афроамериканцев, даже если они не лучшим образом справляются со своими обязанностями;

Образовательный и профессиональный уровень в среднем крайне низок, а в связи с убийством американской промышленности теряются рабочие места, на которых они могли бы производительно работать.

Разумеется, это все верно только статистически, так как среди афроамериканцев есть множество профессиональных рабочих и специалистов. Нужно понимать, что в данном контексте «афроамериканцы» - это определенный символ, так как не все негры будут входить в эту группу, но зато в нее войдет множество индейцев, латиносов, особенно с карибских островов, арабов и других мусульман, и даже часть белых. Основными критериями для отнесения к «афроамериканцам» в данном случае будут следующие:

Хроническая нелюбовь к любому виду созидательного труда;

Презрение к интеллекту и образованию;

Агрессивность;

Чувство, что ему все должны.

Поддержание определенного, пусть и не слишком высокого (по американским меркам) уровня дохода среди данной группы населения крайне важно для американского государства по следующим причинам:

- Социальным . Необходимость поддержания минимальной социальной стабильности в обществе требует определенного «подкупа» данного населения. В тех случаях, когда афроамериканское население становится недовольно своим жизненным уровнем, они имеют склонность выходить с протестами на улицу в целях чего-нибудь разрушить, пограбить и разворовать. Триггером, как правило, выступает убийство кого-либо из их среды, и неважно насколько обоснованное, а причиной является именно недовольство своей жизнью. Для государства, дешевле, особенно с учетом политических и имиджевых потерь, «заливать проблемы деньгами» вместо тотального геноцида афроамериканского населения и/или содержание слишком большого репрессивного аппарата;

- Экономическим . Для многих видов бизнеса, низкооплачиваемые слои населения являются целевым рынком, и поддержание среди них платежеспособного спроса является обязательным условием получения дохода и прибыли при реализации таких товаров, как айфоны;), дешевые продукты, китайские товары, относительно дешевое жилье и дешевые и/или б/у автомобили. Это достигается, как за счет постоянного удешевления товара, за счет выноса производства за границу, так и снижения ставок и требований по субпрайм кредитным продуктам. К сожалению, важным механизмом, обеспечивающим платежеспособность этих слоев населения, также является и занижение цены на бензин (через занижение цены на нефть);

- Политическим . Непропорциональная избирательная система в Америке передает «золотую акцию» в руки некоторых слоев населения. В первую очередь это те слои населения, которые легко поддаются манипулированию и управление. Одной из таких групп является афроамериканское население. С одной стороны, оно достаточно сплоченно, обособленно и «всегда обиженно». С другой стороны, оно достаточно легко манипулируется с помощью протестантских черных церквей. Во многих штатах, именно оттого придут или не придут на избирательные участки черные женщины, зависит победа того или иного кандидата. А так как в сложившийся системе-равновесия, от победы в одном-двух штатах иногда зависит победа во всей стране, то ценность «черных голосов» многократно возрастает.

Совокупность этих факторов заставляет американские элиты передавать на потребление афроамериканского населения непропорционально большую долю общих расходов. И эта политика будет продолжаться всегда, по крайней мере, до тех пор, пока действует существующая политическая и экономическая система Америки.

Предполагать, что завтра «белые господа» дадут команду загнать негров в лагеря и/или полностью перестать выплачивать пособия, абсолютно глупо и наивно. Они действуют в рамках определенной матрицы, и без «революционного» изменения политического механизма государства, никакие изменения этой матрицы невозможны. При этом нельзя ссылаться на практику восемнадцатого-девятнадцатого-начала двадцатого века, так как тогда негры не имели права голоса, и их роль в политических манипуляциях была минимальной.

Нельзя даже рассчитывать, что в случае нехватки ресурсов внутри страны будут предприняты целенаправленные меры, в первую очередь лишающие афроамериканцев их привычного уровня доходов. Нужно понимать, что верхушка политического истеблишмента абсолютно не страдает расизмом;) и им совершенно наплевать, кого из граждан страны первыми лишать пайки. В первую очередь будут лишать тех, кто является наименее буйным и беспокойным, в последнюю очередь тех, от кого зависит победа на выборах. Можно предполагать, что правительство даже в условиях дефицита, будет стараться обеспечить минимальные потребности афроамериканского населения, даже в ущерб остаткам среднего класса. Разумеется, в первую очередь это касается демократов, но даже республиканцы, пребывающие у власти, побоятся лишить афроамериканцев их «законных»привилегий. Это замечательно иллюстрируется ситуацией вокруг обамакэре. Для подкупа афроамериканского населения Обама и демократы продвинули в 2010 году эту программу. Ход оказался верным и во многом помог Обаме получить второй срок, и только вмешательство римской богини Фортуны и украинского бога Темнейшего не дало демократам сохранить трон в шестнадцатом году. Но республиканцы, придя к власти, не смогли и не решились уничтожить эту программу, потому что понимают, после этого их призрачные шансы на переизбрание, перешли бы в разряд сугубо виртуальных шансов.

Другое дело, что в условиях дефицита и, вероятного, возникновения инфляции, в первую очередь будут уничтожаться фиксированные доходы и пособия афроамериканского населения, а возможности системы по перераспределению остатков ресурсов будут весьма ограниченны. Поэтому в условиях наступления серьезного системного кризиса, по мере потери управляемости в обществе и нарастания дефицита ресурсов, афроамериканское население будет выходить из-под контроля, выступать катализатором разрушения общества и циклически уменьшать способность государства «пережить» кризис. В какой-то момент потребуется применение массовых репрессивных мер, которые обозначат начало процесса распада американской цивилизации.

Если мы посмотрим, на политику американских элит в последние десятилетия, то, можно сказать, что она двуедина и содержит две почти равные цели:

Поддержание счастья крупного финансового капитала, условно это можно считать задачей поддержания счастья еврейской диаспоры;

Поддержание счастья низкооплачиваемых слоев населения, условно это счастье афроамериканского населения.

Понятно, что приоритетным является счастье крупного капитала, но нужно понимать, что эти задачи весьма сильно переплетены.

Во-первых, капиталу трудно быть счастливым, не получая сверхдоходов на рынках субпрайм кредитования;

Во-вторых, капиталу трудно быть счастливым, не получив/не перехватив рычаги управления государством;

В-третьих, трудно жить, в условиях гражданской войны.

В-четвертых, …

Ну и так далее и тому подобное…не купив спокойствие и лояльность низших слоев пирамиды, крупный капитал, неспособен эффективно взять власть над средними слоями, получать стабильные доходы, и обеспечить себе полное и незамутненное счастье.

Нужно понимать, что каждый раз, когда к власти будут приходить демократы, скорость сползания мира к пропасти будет чуть-чуть ускоряться. Каждый раз, когда у власти будут республиканцы, они будут стремится обратить процесс вспять. И это совершенно не потому, что их волнует судьба мира, а исключительно потому, что процесс разрушения реальной экономики Америки, и, следовательно, ползучий процесс разрушения страны, и процесс движений цивилизации в ресурсный и энергетический тупик, являются единым процессом. Как бы двумя сторонами одной монетки.

В связи с тем, что республиканцы технически неспособны ни ликвидировать субэтнос афроамериканцев, ни отменить статус доллара как главной резервной валюты, их попытки обратить процесс, то есть сделать «Америку грейт опять», столь же бесплодны, как пресловутые попытки семьи геев зачать ребенка. Но сами попытки затормозить процесс, заставляют их хотя бы прекратить прилагать усилия по ускорению процесса, и уже хотя бы этим они оказывают цивилизации определенную услугу.

В связи с этим нужно понимать, что республиканская партия является объективной и невольной союзницей России. «Объективной» - потому что они являются «врагами» афроамериканцев (хотя скорее не врагами, а «недоброжелателями»), а «Невольной» - потому что субъективно, степень русофобии среди республиканцев, ничуть не меньше, а, возможно, больше чем среди демократов.

К сожалению, я прогнозирую, что текущий срок республиканского президента, будет последним, и уже даже в двадцатом году, республиканцы не смогут получить трон на второй срок. В дальнейшем, по мере вымирания субэтноса реднеков, и увеличения доли афроамериканцев, латиносов и ЛГБТ среди населения Америки, шансы классических республиканцев вернуться к власти будут все больше и больше стремится к нулю.

Глобально наша страна, существуя в статусе полуколонии, неспособна заметно влиять на процессы в метрополии. Я все-таки считаю, что назначение Темнейшим американских президентов больше относиться к шутке и провокации, чем к реальным достижениям наших спецслужб. Тем не менее нам было бы полезно оказывать влияние на американское общество в целях поддержания влияния республиканцев и снижения влияния демократов, в разумных, разумеется, пределах и без фанатизма.

Что нам нужно делать в локальном масштабе я неоднократно писал, и в рамках этой статьи, повторять не вижу смысла. К сожалению, не похоже, чтобы новый (старый) состав правительства, мог бы существенно изменить внешнюю экономическую политику страны.

Ну и, пожалуй, есть смысл раскрыть несколько уточняющих вопросов:

Почему афроамериканские безработные угрожают цивилизации, а афроафриканские безработные или индийские потомственные нищие не угрожают?

Прежде всего вопрос в соотношении вклада этих групп населения в реальную экономику мира (польза) и изъятия ресурсов из экономики мира (вред). Если предположить, что польза для мира в расчете на душу населения от всех трех групп примерно одинаковая, то вред, то есть расход ресурсов на одну афроамериканскую душу населения в десятки или даже в сотни раз превышает расход на африканских, индийских или иных безработных мира.

Во-вторых, роль имеют источник ресурсов. Скажем, польза для мира от потомственно ничего не делающих десятков тысяч саудовских принцев примерно равна пользе от индийских потомственных нищих, но эти сволочи жируют, что называется, на свои, Аллахом данные запасы нефти. Более того, чтобы им разрешили жировать, на какой-то части этих запасов, их заставляют отдавать большую часть в Америку безвозмездно, получая обратно «богатство в фантиках». Существует случайное совпадение, между интересами саудовских принцев, которым нужна высокая цена на нефть, и интересами цивилизации, которой нужна относительно высокая цена на нефть. До тех пор, пока принцы не прогибаются под демократов, их деятельность является объективно полезной.

Из заметных стран, только Америка и Британия, имеют хронический огромный дефицит внешней торговли, и, следовательно, только в этих двух странах, есть существенные группы населения, живущих за чужой счет.

Ну и третье, по большому счету судьба, жизнь и смерть африканского населения никого не интересует и никак не влияет на мировую политику. Даже гуманитарные поставки продовольствия в эти страны осуществляются исключительно для того чтобы:

Поддержать объемы продаж поставщиков продуктов;

Поучаствовать в процессе распила выделенных средств и распределения продовольствия;

Убить остатки местного африканского сельского хозяйства.

Только в Америке, политическое значение афроамериканского населения, делает их заметным фактором во внутренней и внешней политике.

Остальные части населения либо «живут на свои», и скорее служат определенным дополнительным источником доходов, перераспределяемых в пользу афроамериканцев, либо не представляют интереса в связи с малочисленностью.

Скорее нет, чем да. Только в Америке, совпало наличие большого, но не подавляющего количества афроамериканцев, и наличие возможности обеспечивать их за чужой счет. Только афроамериканцы выродились в специфическую группу, с чувством, что «белые» им должны до скончания веков, и при этом с презрительным отношением к образованию и труду.

Нечто подобное существует и/или зарождается в Западной Европе на основе завозимых туда групп бешенцев, но пока такие группы менее многочисленные, менее необходимы в целях манипулирования избирательным процессом, и в целом Европа получает меньше безвозмездного ресурса и ее возможности кормить (за чужой счет) эти группы ограниченны. Можно сказать, что в конкуренции афроамериканцев и евробешенцев, афроамериканцы победят с разгромным счетом.

Подведем определенные итоги.

После отрыва доллара от золотого обеспечения, и перевода его в статус ничем не обеспеченной мировой резервной валюты, Америка получила возможность завышать уровень жизни своего населения в целом, и отдельных его групп в особенности. Превратности политической и экономической эволюции Америки привели к тому, что в настоящее время в стране существует огромный слой населения, который имеет возможность либо не работать совсем, либо принципиально не заниматься полезной работой, но тем не менее иметь уровень жизни, который в большинстве других стран мира сочли бы средним.

Отчасти Америка находится в положении заложника, который вынужден подкупать бандита для обеспечения своего спокойствия. К счастью для Америки, она имеет возможность, и пользуется этой возможность, осуществлять этот подкуп за чужой счет.

Я намеренно употребил в заголовке мягкое и политкорректное слово «афроамериканцы», чтобы не платить штраф и не сесть в тюрьму за общеизвестное слово на букву «н».

Хоть у меня и сайт на русском языке, но меня читают и в Америке, а русского в любой стране мира хлебом не корми, а дай кого-ньть посадить. А мне и дома хорошо.

Итак, по теме. Да, афроамериканцам живется в США хуже чем белым. И живущим здесь это хорошо известно. Тот, кто пишет обратное, просто-напросто лжет или искажает факты.

«Почему же?» — скажете Вы. — «Ведь, у американцев даже свой президент с черным цветом кожи!» Все верно, но тем не менее, я в этой статье попытаюсь объяснить, в чем тут дело. И начнем, как раз, с президента.

Где-то недавно я вычитал, что если в США ничего не изменится, то следующим президентом будет афроамериканка, одноногая, многодетная, нетрадиционной ориентации, больная вирусом СПИД-а. Вот как далеко может завести пресловутая политкорректность и терпимость.

Америке НАДО было поставить президентом афроамериканца. Нашли лучшего — Обаму. Я лично против него ничего не имею, на самом деле, он такой Барак! Но во время его правления наблюдается значительный «черный» перекос. Ничего другого и не ожидалось.

У меня нет точной статистики, но я просто вижу, что даже по ТВ стало гораздо больше программ и сериалов с участием афроамериканцев. Когда я только приехал в США, при Буше, такого не было и в помине.

Это началось еще в конце 1960-х - начале 1970-х годов, когда воинствующие, но примитивно мыслящие радикалы из «Новой левой» стали проповедовать сочувствие ко всем и вся, независимо от того, идет ли речь о хороших или о плохих людях, о честных гражданах или преступниках, о разумных или сумас­шедших. Сегодня книжные магазины в США пестрят обложками бестселлеров, персонажи которых подверглись таким тяжким ис­пытаниям, как тюремное заключение или неизлечимая болезнь, алкоголизм или наркомания. Но все эти люди, по мнению авторов, являются страдальцами и подаются читателям и телезрите­лям как heroes («герои»). Называть их victims («жертвами») теперь не политкорректно, в крайнем случае они survivors - буквально: «Уцелевшие», «выжившие», то есть «победители».

Превращение отрицательных качеств в положительные и, следовательно, оправдание людей, сомнительных и с моральной, и с политической точки зрения, стало результатом доведения до абсурда любимой американской идеи о том, что все люди равны и поэтому имеют равные права. Что ни один человек, какими бы ни были его образ мысли, система ценностей и стиль жизни, не дол­жен превосходить других людей, а униженное положение должно быть обречено на исчезновение.

Политкорректность в Америке привела к радикальному иска­жению истин, глубоко укоренившихся в американском мышле­нии. Следуя принципам Декларации независимости (Declaration of Independence), большинство американцев искренне убеждено в равенстве всех людей от рождения, невзирая на то, что даже са­мый поверхностный взгляд на американское общество показыва­ет нечто иное. В этом ясно отдают себе отчет многие серьезные люди в США, прекрасно понимающие слова из романа Джорджа Оруэлла «Скотный двор» (Animal Farm): «Все животные равны, но некоторые равнее других» - All animals are equal, but some animals are more equal than others.

Однако старый миф воскрес сегодня в новой форме - в свободном от предрассудков языке. Подразуме­вая всеобщее равенство, этот язык отвергает те моральные и куль­турные ценности, которые традиционно являлись основой жизни в Соединенных Штатах. Если любой образ жизни и вместе с тем поступок равным образом приемлемы и оправданны, тогда поня­тия о «нормальном» и «нравственном» поведении становятся бес­смысленными, открывая дорогу моральной уравниловке, от кото­рой один шаг до вседозволенности.

Я приведу простой пример из русской жизни. Один фермер пашет с утра до вечера, вместе со всей семьей, а другой лежит на печи, бухает и получает какую-то подозрительную пенсию или что-то в этом роде. Понравится это фермеру?

Вот так же и многим американцам не нравится, что они работают, и все что они получили в жизни, заработано честным трудом. А многодетным афроамериканским семьям по специальной программе выделяются для проживания целые дома, за которые они ничего не платят.

Но я немного отклонился от темы. Почему же я говорю, что афроамериканцам плохо живется, если для них такие несусветные льготы? Казалось бы, наоборот — все у них хорошо!

Здесь простая психология. Если ты сам заработал и купил себе дом, то ты будешь довольный, как слон. А если ты этот дом купил не сам, а тебе за какие-то непонятные заслуги перед обществом этот дом дали «за бесплатно», то довольства не будет. Захочется еще и еще, до бесконечности.

Но положа руку на сердце, не так уж и многие семьи афроамериканцев живут в приличных домах и к тому же бесплатно. Не буду говорить за все штаты, но в нашем Чикаго черные традиционно селятся на южной стороне города, на так называемом саусайте (South Side) или в черном районе. Вот картинка, не моя, правда.

Плохо там живется? — Да, еще как! Большинство правонарушений, в том числе и убийств именно там. Нормальный человек туда не поедет даже днем, если только уж очень понадобилось.

При этом рекомендуется особо не останавливаться и держать окна машины закрытыми. Это нет таких правил на бумаге. Просто все знают. Как, например, на ранних утренних электричках в Подмосковье следует садиться в крайние вагоны, лучше в первый — поближе к машинисту и ментам.

Бесспорно, что есть афроамериканцы, которые вырвались из криминального окружения, ну или хоть из бедных районов, хотя это почти одно и то же, и стали знаменитыми. Но к сожалению, это только исключения из правил.

Мало того, я сам лично много раз сталкивался с афроамериканками, например, в офисах. Есть среди них толковые и грамотные, с которыми приятно пообщаться — все так.

Но у меня почему-то перед глазами стоит лицо одной такой, очень улыбчивой, полненькой молодой афроамериканки в конторе для перевода денег MoneyGram. Очень характерно.

Она только улыбалась и понятия не имела, что и как делать. Мне пришлось забрать у нее через окошко толстенную книгу, найти там Москву и ткнуть ей пальцем. После этого в ее глазах появилось что-то осмысленное.

В ее кабинке по стенам фотки многочисленных детей, какие-то цветочки, рюшечки и все такое прочее. Она милая, добрая и приветливая, но ее деловые качества на уровне плинтуса. Там, в MoneyGram хорошая зарплата, между прочим.

Да и по телевизору, если где кого убили, то в качестве подозреваемого часто показывают фотки ужасной рожи убивца или убиенного, отнюдь не белого цвета. И это все наводит на мысли.

Не один и не десять раз мэры Чикаго пытались расселить этот криминальный гадюшник, но только у них ничегошеньки не получалось. У нынешнего тоже, по крайней мере, я об этом ничего не слышал.

Как же они покинут родные места, предадут память отцов и дедов, безвременно почивших от наркоты или от водки в сточной канаве? — Родину предавать нельзя, а вот тут и бутылочка, как раз, стоит. Я еще не съехал с темы?

Длинновато, но правильно.

По - сути, всё верно (хотя и есть перегибы). Я много лет был консультантом (тютором) по математике в одной из средних школ Нью-Йорка. Там я иногда беседовал с негритянкой, учительницей английского языка. Она рассказывала мне: "Я всегда говорю моим черным ученикам, что вы должны заниматься в два раза лучше, чем белые, чтобы достичь успеха в жизни. Но, они не слушаются меня". Примерно так говорили евреям в Советском Союзе. Но они следовали этим советам. Беда негритянских общин Америки в том, что среди них нет вождей, подобных этой учительнице.

"Нет спасенья от раба, который стал царём" - Редьярд Киплиг. Перевод Блуменфельда.

Это же и в притчах Соломоновых.

Негры в Америке.

Как случилось, что мы вот уже в течение более 30 лет унижаемся перед народом, который находятся на самом низком уровне развития не только в Америке, но и на планете. Ниже разве что бушмены, да коренные австралийцы.

У себя в Африке за тысячелетия они не создали даже подобия цивилизации.

Ни в одной стране! Имея в древности соседями столь высокоразвитые страны как Древний Египет, Карфаген, Иудею,Персию и Грецию с Римом они не переняли у них ничего! Ни техники, ни науки,ни законодательства. Ни у одного из чёрных племён до сих пор нет даже письменности и они пользуются языками и письменностью европейских народов, которые когда-то не худо ими управляли и научили их хотя бы мыться и ходить в штанах. Я уж не говорю о дорогах, электричестве и медицине.

Даже к ХХI веку они не создали ничего, тысячами кончая западные университеты и школы, и донашивают плоды цивилизации западноевропейцев, оставшиеся со времен колониализма. Процветавшая ещё 25 лет назад Южно-Африканская Республика погибла, как только власть перешла от белых к неграм. Она разорена,все кто мог покинули эту прекрасную в прошлом страну и она утопает теперь в грязи, в которой стоят разрушающиеся города и фермы. Города без электричества, без транспорта, опасные даже средь бела дня. Немногие белые живут там в городах-крепостях, за бетонными стенами, колючей проволокой и круглосуточной вооружённой охраной!

В Америке дело обстоит ничуть не лучше.

Негритянские кварталы наших городов тоже тонут в грязи, дома разрушены и белое население боится туда заглядывать. Туда не заезжает даже полиция! В Денвере дома продаются за символические цифры. Их боятся покупать! Город банкрот. Мэр и 80% населения города-негры. Отменённое 150 лет назад рабство не подтолкнуло и к серьёзному развитию. Героические усилия белой Америки за последние 50 лет тоже не дали заметных результатов в повышении их культурного уровня и благополучия. До сих пор даже диплом средней школы недоступен для 75% негритянских детей. Они не могут научиться читать и попросту бросают школу к 14-15 годам! По интегралу этот народ остаётся неграмотным, ленивым и тупым на любой территории от Африки до Америки и островов Карибского архипелага. Стоит заметить, что любой другой ребёнок одолевает чтение с помощью родителей за две-три недели и к семи годам уже бегло читает на родном языке.

Природу не переделаешь. Особенно видна их отсталость рядом с китайцами, японцами, корейцами и прочими азиатскими народами. Те и у себя на родине веками, тысячелетиями развивали свои культуры и технологии. И в Америке по своим способностям и достижениями они и ни в чём не отстают от белых американцев! И нередко опережают их!

Если американское белое общество нормально принимает успехи китайцев, корейцев и прочих не белых граждан.

Если никто из представителей упомянутых не белых граждан никогда не жалуется на расизм и притеснения, то разговоры о расизме не имеют никаких оснований! Даже наш президент и генеральный прокурор чёрные! И, увы, самые неудачливые из всех амерканских политиков.

Ни один, даже самый оголтелый либерал, не может опровергнуть эти очевидные истины.

Это всё широко теперь освещается американскими СМИ!

Единственное, чем оперирует либерал в таких разговорах это криками расист, фашист или в лучшем случае твердит, что сегодня негры ешё отстают, но в будущем будут не хуже нас. Так говорят даже очень умные люди, считающие, что другая позиция оскорбительна для них и для негров.

Ничуть! Существующее положение оскорбительно прежде всего для нас, белых людей, создателей современной Америки и современной цивилизации на планете!

Ведь мы по соображениям политкорректности только что ниц перед ними падать не должны!

Популярна "теория" того, что мы находимся с ними на разных ступенях общей лестницы развития. Что следует только подождать и они поднимутся в будущем по ней до нашего уровня. Ложь!

Мы стоим на разных лестницах, и даже тысячелетнее ожидание не сократит этого разрыва как не сократило его до сих пор! Этот разрыв находится в природных способностях, которых никому не дано изменить,и в жизненных установках, воспитываемых с рождения.

О каком будущем идёт речь, спрашиваю я?

Если за 4-5 тысячелетий дело не сдвинулось ни на шаг.

Если за эти тысячелетия белая раса от отсутствия письменности дошла до квантовой физики и марсоходов, то сколько же ещё ждать, чтобы негры научились хотя бы читать и писать грамотно? А нередко и говорить.

И почему, пока этого не произошло, мы насильно выталкиваем их на самые высокие позиции вплоть до управления государством, где они неизменно обнаруживает полную непригодность, раздаем им дипломы престижных университетов.

Ну, хорошо, давайте подождём пока они не разовьются и тогда доверим им рычаги управления страной и культурой. А сейчас не преждевременно ли?

Мы не просто предоставили им равные возможности. Это бы ещё не так плохо. Они в большинстве своём живут за счёт общества, бездельничают, развратничают, одуряют себя наркотиками, организуют банды, терроризирующие города. Они громят и сжигают кварталы в крупнейших городах страны при любом недовольстве. Арест и тем более осуждение чёрного преступника американские негры воспринимают как расовое преследование и тогда они грабят на наших глазах магазины и дома, нагло ведут себя в общественных местах.

Двойка в школе или университете ведёт к суду по обвинению в расизме!

И мы ставим им пятерки! Мы кормим их, оплачиваем их жильё, не позволяем критиковать их. Мы не можем заставить их работать в соответствии с их уровнем, а не их требованиям. Мы не сопротивляемся, мы давно стоим на коленях перед ними, а они, наглея от вседозволенности, ведут себя как оккупанты в завоёванной стране. Если достаточно грамотная жена Президента говорит перед микрофонами, что она только тогда полюбила Америку, когда въехала в Белый Дом, то можно ли считать негров надёжными Гражданами Америки?

Скорее врагами. Какую семью мы имеем в Белом Доме?

Белые американцы обзаводятся ныне оружием в небывалых в прошлом количествах. В стране 80 миллионов стволов только зарегистрированного оружия и 8 миллионов членов Американской Ассоциации владельцев и любителей оружия. Зачем столько в стране, где есть полиция, национальная гвардия и армия? Оружие не дёшево. В среднем не дешевле

600$ за единицу. За 50 патронов к стандартному пистолету или револьверу мы платим сейчас от 15 до 22 $. Чтобы быть готовым применить его нужно регулярно стрелять в тире! Тренироваться. И мы стреляем. А тир не дёшев!

Мне 80 лет. Играть в солдатики в моём возрасте не пристало. Зачем мне три ствола 0,38 калибра по 450$ за штуку?? Я не коллекционер оружия. Зачем я еженедельно стреляю в тире, тратя на это деньги и время? Затем, что я боюсь теперь выйти на улицу без оружия. Боюсь лечь спать без пистолета на ночном столике! Американцы покупают не только слабосильные пистолеты вроде моих. Автоматы, снайперские винтовки, тяжёлые дробовики, автоматы и пулемёты и даже базуки покупаются тысячами отнюдь не для охоты. Это оружие боевое!

Почему? Ответ тот же.

Мы боимся негров, правительство тоже, и заискивает перед ними, да и состоит в значительной степени из них. Государство не будет нас защищать в неизбежно надвигающемся расовом конфликте, который быстро перейдёт в кровавые столкновения. Призывы к войне с белыми появились недавно в американском интернете и ТВ эфире.

Как мы дошли до этого?

Требуется серьёзный анализ. Пока у меня нет ответа, тем более, что на такой анализ никто не решается, а прочитать, что думают об этом другие негде. Дело тем более сложно, что ситуация кажется абсолютно абсурдной! 320 миллионная страна НЕ ХОЧЕТ обуздать всего лишь 35 миллионов негров, ведущих дело к разрушению страны, и вместо этого вооружается до зубов, как армия идущая в бой с сильным и опасным противником!

Не спрашивайте меня:" что ты предлагаешь?" Моя задача понять, что происходит. Как мы допустили всё это! Нарисовать истинную картину и показать её всем интересующимся. Я выступаю как социолог, а не политик. Пусть они решают, что делать. И как можно скорее, иначе поздно будет.

Следует особо подчеркнуть, что я вовсе не ратую за ограничение негров Америки в правах по сравнению с другими расами, живущими в стране. Они граждане Америки, и ни о каких ограничениях речи не может быть! Но, сложившаяся на моих глазах ситуация, а я живу в Америке почти 35 лет, совершенно нетерпима. Неграм позволено теперь то, о чём другие расы и народы, включая белых, не мыслят и чего даже не хотят. Им позволено жить, не работая!

А безделье-мать всех преступлений.

Вот сейчас на ТВ выступает сын Мартина Лютера Кинга, убитого 50 лет назад негритянского политического лидера. Его отец призывал к мирному разрешению расового конфликта, действительно существовавшего тогда. Конфликт ушёл в прошлое. Америка имеет чёрного президента! А сын Кинга надсаживаясь орёт (иного слова я не подберу), поминутно вытирая пот с лица, о борьбе, об ударах по расистам, о непримиримой войне, об ответных ударах, о том, что война продолжается! И подогретая такими речами толпа, волнуется, шумит, размахивает флагами, толпа преимущественно чёрная, готовая ринуться в бой! И ринется, если резко не изменить существующего положения.

Американским неграм не позавидуешь. Их доходы гораздо ниже доходов белых, азиатов и прочих народов США. Непропорциональное количество их молодых людей сидит в тюрьме. Невероятное большинство убийств и грабежей приходится на их долю как исполнителей! Около 75% чёрных детей рождаются вне брака у матерей, не достигших взрослого возраста, и они даже не знают кто их отец.

И как ни странно это результат того, что минимум четыре десятилетия они пользовались такими привилегиями, каких не имеет никто другой. Их дети получали дипломы средней школы, не научившись читать, их водворяли в университеты, не глядя на их способности. Их по несколько раз выпускали из под ареста за "мелкие шалости", пока они не попадались на крупных. Для них придумали абсурдную специальность "афро-американские исследования", чтобы хоть кто-нибудь из них смог получить ученую степень по истории афро-американской цивилизации, которой не было и нет до сих пор.

В стране завели отделы кадров, которые следят за тем, чтобы количество негров в фирме или иной организации было не меньше их процента в стране в целом. И, тем не менее, в таких областях как математика, физика, химия и механика я не встретил ни одного негра за 15 лет моей работы на физико-математическом отделении Хьюстонского университета. И это притом, что с научными целями я не раз бывал в самых лучших университетах страны. Их нет нигде! Эти дисциплины для них непостижимы! На фоне вседозволенности, полной свободы от критики, имея практически неограниченные общественные фонды для малолетних, но многодетных матерей американские негры с удивлением и растущей злостью видят, что не смотря ни на что - они наименее успешный народ в стране. И чем дальше, тем менее. Понять почему, они не хотят и даже не могут!

Не понимая, что диплом, полученный вне конкуренции, не есть сертификат квалификации и даже грамотности, занимая должности, соответствующие дипломам, но, не выполняя работы, соответствующей диплому, они вновь обвиняют расистов в своих проблемах! Народ, не имеющий семьи, как института, потерявший понятие о приличиях, вырастивший в третьем поколении людей с непомерными аппетитами на привилегии и социальное обеспечение и предпочитающий ничего не делать, не может претендовать на равные доходы с народами, не имеющими этих пагубных привилегий и тенденций и имеющих только одно преимущество-трудолюбие, соединённое со способностями.

Мы должны честно признать, что морально и даже физически американские негры опустились во многих отношениях гораздо ниже того уровня, на котором они находились всего лишь 50 лет назад. Мы должны признать, что всё это есть результат привилегий, получаемых ими во всё больших количествах. Народ, защищенный от конкуренции, от критики, наделяемый общественными подачками за безделье и лень, не может быть успешным! Среди чёрных уровень безработицы вдвое выше, чем у остальных народов страны. Мы импортируем миллионы мексиканцев для работ, не требующих университетского или даже хорошего школьного образования. Негры не хотят,и не будут работать на так называемой "неквалифицированной работе". Они и так сыты. Мексиканцы усердно убирают мусор, стригут газоны, строят и ремонтирует дома и дороги. Они тысячами работают в полях и на огородах, ухаживают за животными. А ведь для этого вовсе не нужен диплом средней школы. Да они его и не имеют. Я никогда не видел на этих работах негров. И не увижу, если они будут по- прежнему жить за мой счёт.

Я всегда вспоминаю евреев, когда размышляю на эту тему. Евреи были угнетены и гонимы по всему миру в течение 2000 лет. Неграм Америки и не снились те унижения и избиения, которым подвергались евреи в Испании, Франции и Германии в средние века и далее. Только в конце XIX века, т.е.гораздо позже чёрных они получили возможность учиться в нормальной школе и в университете. Получили возможность работать там, где они хотят и по той специальности, которую он избрали.И с каким сопротивлением всего общества получали они все эти возможности, на которые имели право все остальные народы стран, где они жили.

Евреи ничего не требовали сверх права быть равноправными! Единственное, чего они

Хотели, чтобы их оставили в покое. Сквозь антисемитизм, доходивший до Холокоста, сквозь невыносимый бытовой антисемитизм, они пробились в самые образованные и успешные слои общества. Никаких привилегий, только тяжёлая работа, только стремление обеспечить своих детей лучшим образованием! И вот, к уже к середине ХХ века не менее 60% Нобелевских Лауреатов за научные достижения были еврейского происхождения. А экзамены евреи сдавали так, как будто все 2000 лет только и делали, что готовились к ним. Вот это и есть наиболее успешный путь борьбы с расизмом! Иного нет и быть не может!

Чего добились негры, освободившись от рабства, получив все возможности, которые евреям и не снились всего лет 70 тому назад? Только неслыханных привилегий и ничего более.

Даже в спорте, где им не было равных, они стали заметно уступать белым. Вредные привычки: обжорство бесплатной едой, курение и наркотики, разврат и вседозволенность сокрушили эту расу, великую в спорте и весьма успешную в прошлом в танце и джазе.

Даже в боксе, в тяжёлом и супертяжёлом весе, где неграм не было равных лет 60 если не более, вот уже минимум 10 лет доминируют белые спортсмены. Нет среди негров ни одного, равного украинцам братьям Кличко и ещё нескольким русским тяжеловесам.

Не желая посмотреть на самих себя, не желая изменить свой порочный образ жизни, американские негры агрессивнее, чем прежде требуют всё больших поблажек. Они стали опасными! Это опасный путь для всех нас, а не только для негров. Никакие поблажки не заменят трудолюбия, способностей и правильной жизни. Только в этом залог успеха. Нам, белым людям, надо перестать испытывать чувство вины перед неграми и жалеть их. Пусть сами себя пожалеют. Мы сделали для них гораздо больше, чем следовало. Они получили от нас юридически больше, чем имеем мы сами! Белым американкам не отваливают денег за каждого рождённого ребёнка. Крутись - как хочешь!

Если суммировать требования чёрных активистов, то получается абсурдный набор. Дайте нам в равных количествах с белыми высоко оплачиваемые должности. Не смейте обыскивать негров, даже тогда, когда у полиции есть веские основания для этого. Это расизм! Дайте нам такие же благоустроенные дома и районы, в каких живут белые и т.п. Обеспечте нас работой так, чтобы уровень безработицы у нас и у белых был одинаковым.

То, что среди негров полноценно грамотных людей минимум втрое меньше, чем среди белых в расчёт не принимается. То, что неграмотный человек не может претендовать на хорошую работу и оплату не рассматривается. То, что негры сделали непригодными для жизни районы, предоставленные им государством, практически бесплатно не обсуждается. Подай нам всё без того, чтобы мы были достойны этих благ! Без того,чтобы мы их ЗАРАБОТАЛИ! Мы не хотим их заработать! Даром! Мы будем бить стёкла в домах, где мы живём, стрелять по лампам освещения дорог и подъездов, выбрасывать мусор на улицы и стрелять из боевого оружия во все стороны, расписывать дома непристойными графитти. А нам подавай новые дома и районы, когда в старых жить будет невозможно. И цикл возобновится!

Интересно, что их активисты плохо говорят по-английски, малограмотны и их основная "работа" - это уличная агитация и натравливание чёрных на белых. Практически их требования сводятся к одному: «Дайте нам бесплатно равенство по уровню жизни с белыми гражданами, но не требуйте от нас того, что требуете от самих себя»; т.е. трудолюбия, образования, уважения к закону и пристойной семейной жизни. Может государство без риска разориться обеспечить этим 35 миллионов человек? Ответа не требуется, тем более, что мы уже на грани банкротства.

А наши негры так и не выбились из рабства, но теперь уже не по нашей вине. Оказалось, что свобода, где надо напряжённо работать, самостоятельно решать свою судьбу и жить, надеясь только на себя им не нужна. Большинство из них, молодых ещё людей, предпочитают полную зависимость от государства, т.е. по существу рабство, ибо истинно свободному человеку претит мысль, что его жизнь зависит от хозяина. Они не работают, не учатся и пока ещё довольствуются крохами, перепадающими им с хозяйского стола, но требуют себе всех благ, добываемых иными тяжёлых трудом! И горе нам и им, если они перестанут довольствоваться тем, что им дают. Тогда Гражданская война под знакомым нам лозунгом "всё отобрать и поделить". Грохот этой грядущей войны слышат уже немногие чуткие американцы и впервые, хотя и робко, заговорили об этом

И последнее. Не следует думать, что я любого негра считаю умственно отсталым по сравнению с другими. Я вполне допускаю, что среди них могут встретиться гениально одарённые люди. Но, где они? За всю обозримую историю человечества! Ведь даже самые яростные их защитники как национальную гордость назвать никого не могут кроме Мартина Лютера Кинга. Никто из моих американских либеральных знакомых не мог назвать мне ни одного имени сколько-нибудь известного учёного, инженера, врача или писателя из негров. Где их художники, поэты, композиторы или скульпторы? Ведь даже оперу из негритянской жизни написал талантливый еврей Гершвин! Где эти имена? Никого, кроме спортсменов и знаменитых в прошлом джазменов, перед которыми мы все преклоняемся.

Благом для чёрных явится отказ от самого слова расизм. Расизм - это притеснение или уничтожение какой-либо расы. Ничего подобного в цивилизованном мире давно уже нет. Обвинение в расизме затыкает рот каждому, кто пытается сказать правду о жизни и поведении негров в Америке. Только ясное понимание их истинных проблем, являющихся результатом их расовых особенностей и нашего попустительства, позволит американскому обществу решить эти проблемы. Изучение этих особенностей должно стать легальным. Это социология, наука, а не расизм. Пора перестать считать все народы одинаковыми. Абсурдно считать население Земли одним народом. Мы все разные.

Марк Зальцберг, Хьюстон. Август 2013 г.

Почему чернокожие и белые американцы не живут вместе? January 14th, 2016

Вот была у нас уже тема, где , а вот как то было вот теперь такая тема.

Официально сегрегация в США прекратила свое существование более 50 лет назад. Однако во многих частях страны принадлежащие к разным расам американцы не соседи — они ходят в разные школы, делают покупки в разных магазинах и не всегда имеют доступ к одним и тем же услугам.

В 2016 году расовый вопрос по-прежнему занимает ведущие позиции в списке актуальных социальных тем в Соединенных Штатах. Убийства полицейскими безоружных чернокожих мужчин и женщин в последние несколько лет возобновили дискуссию о межрасовых отношениях в Америке, и ее отголоски будут слышны на предстоящих президентских выборах и после них.

Фергюсон, Балтимор и Чикаго — эти три города ассоциируются с расовой напряженностью, но у всех трех есть еще один общий знаменатель. Они, как и многие другие американские города, до сих пор в значительной степени сегрегированы.

Бедные районы Канзас-сити до сих пор заселены преимущественно чернокожим населением

Сегрегация вместо интеграции?

В ходе моей журналистской работы по всей стране я наблюдал это воочию: от Луизианы до Канзаса, от Алабамы до Висконсина, от Джорджии до Небраски. В стольких из этих мест люди разных рас просто не общаются между собой, не по своей воле, а в силу обстоятельств. А если расы не взаимодействуют друг с другом, все разговоры о решении расовых проблем представляются преждевременными.

Согласно свежим данным переписи, которые проанализировал , черно-белая сегрегация понемногу сокращается в крупных городах, но все еще остается высокой. Если ноль — это мера идеальной интеграции, а 100 — полная сегрегация, анализ Брукингского института показывает, что большая часть агломераций страны имеет уровень сегрегации от 50 до 70.

Согласно докладу института, более половины чернокожих должны будут сменить место жительства, чтобы достичь полной интеграции.

Некоторые отмечают, что формулировки в этой части доклада сами по себе подчеркивают трудность проблемы — почему этот показатель нельзя измерять количеством белых, которым нужно переехать?

Расовая и социоэкономическая сегрегация тесно связаны: если вы чернокожий в Америке, то с большей вероятностью нежели белый человек вы живете в преимущественно бедном районе.

Это не просто вопрос выбора или случая. Что-то задумывалось преднамеренно — например, принятая десятилетия назад жилищная политика, напрямую запрещавшая афроамериканцам жить в некоторых районах.

К востоку от Труст-авеню многие дома брошены

Канзас-Сити в штате Миссури — один из наиболее сегрегированных городов. Езжайте к западу от Труст-авеню, и вы увидите большие дома с широкими террасами, выходящими на столь же широкие въездные дорожки. Стоимость недвижимости там — от 356 тысяч до 1,2 миллиона долларов.

Но сверните на восток — и вы увидите совершенно иную картину. Почти на каждом углу вас встречают заброшенные дома и неопрятные лужайки. Одно здание, мимо которого я прохожу, полностью заколочено, вокруг лежат груды мусора, на стене аэрозольной краской написано «Держитесь подальше».

Жилье по обе стороны Труст-авеню поделено по расовым линиям.

«Красная черта»

Руку к этому приложило американское правительство, создав эту сегрегацию в соответствии с практикой, введенной в 1930-х годах. Она запрещала многим чернокожим приобретать недвижимость в некоторых районах.

Когда федеральное правительство начало гарантировать ипотеки на приобретение недвижимости, чтобы подстегнуть экономику в рамках Нового курса, были введены строгие правила относительно того, где могут выдаваться ипотечные кредиты.

Районы, где жили меньшинства, считались рискованными инвестициями, и чернокожим людям регулярно отказывали в ипотеке, закрывая для них рынок недвижимости.

Это стало называться практикой «красной черты», так как красными чернилами помечались районы, где проживали меньшинства. Как объяснил мне историк Билл Уорли из Канзас-Сити, эта политика сохранялась вплоть до 1960-х годов и отгородила американских чернокожих от одного из главных локомотивов богатства в XX веке — недвижимости.

Карта министерства по жилищной политике показывает данные о расовом распределении населения в четырех крупных городах. Зелеными точками обозначены скопления чернокожих семей, оранжевыми — белых

В теории сегодня практика «красной черты» в США вне закона — и была таковой с 1970-х, но на самом деле сохраняется и по сей день.

«Банки продолжают предоставлять ипотеки таким образом, что расовые меньшинства в основном остаются без доступа к этим услугам на основании финансовых рисков», — говорила в сентябре прошлого года Ванита Гупта, один из ведущих юристов по защите прав человека в министерстве юстиции. Она призывала к более активным мерам, призванным прекратить дискриминацию в кредитовании.

Еще один фактор, закрывавший доступ к жилью, — ограничительные условия, вписанные в жилищные контракты.

До 1948 года чернокожему человеку можно было совершенно легально отказать в покупке дома или проживании в нем.

Билл Уорли показал мне пример такого документа, составленного в Канзас-Сити одним из наиболее известных в городе застройщиков того времени Джесси Клайдом Николсом.

«Никакой из указанных участков земли не должен быть передан неграм, находиться у них во владении или использоваться ими для жилья либо в иных целях», — говорится в контракте. Другие документы такого рода содержили ограничения на права других меньшинств, в том числе евреев.

Бегство белых

После Второй мировой войны такие ограничения способствовали созданию богатых белых районов для семей со средним и высоким доходом. Огромные новые полностью белые районы возникали по всей стране, и миграция белых семей в пригороды стала именоваться бегством белых.

Отрывок из типичного договора о предоставлении жилья в Вашингтоне в 1958 году

Пик сегрегации по месту жительства в Америке пришелся на 1970 год. Все больше чернокожих семей стали уезжать в пригороды и обратно в южные города, которые они покинули с окончанием рабства, объясняет историк экономики Лиа Бустан.

«Это может показаться странным, так как о Юге есть стереотипы, но уровни сегрегации ниже всего в южных городах — таких как Атланта, Хьюстон и Даллас», — говорит она.

Но хотя Атланта действительно один из наименее сегрегированных городов в Соединенных Штатах, проблемы остаются.

Андерсоны столкнулись с дискриминацией при поисках жилья

Во время поездки в город я встретился с Николь и Льюисом Андерсон, двумя афроамериканцами, работающими в корпорациях.

Они рассказали мне, что агенты по недвижимости показывали им лишь дома в определенных «черных» районах.

«В самом начале в нашем районе было несколько белых, но в течение нескольких лет все они переехали», — говорит Льюис Андерсон.

«Когда мы, афроамериканцы, видим группу белых людей, переезжающих в наш район, мы думаем — хорошо, мы не против. Но для многих белых семей все по-другому — они начинают беспокоиться о ценах на недвижимость и уезжают».

Есть множество доказательств тому, что Льюис и Николь — не единственные, кого побуждают жить в так называемых «черных» районах. Исследование, проведенное американским правительством, показывает, что представителям меньшинств, ищущим жилье, показывают меньше вариантов выбора, чем белым.

Закон о справедливом решении жилищных вопросов был принят более 40 лет назад, чтобы покончить с дискриминацией в вопросе недвижимости, однако в полную силу документ так и не заработал.

Новые правила — старые подходы

В прошлом году президент Обама пообещал ужесточить законодательство, введя новые правила. Сейчас бюджетные средства могут выделяться под проекты недвижимости только если они способствуют дальнейшей интеграции, и для нарушителей предусмотрено наказание. Однако это правило применимо лишь к государственному жилищному строительству. Частные застройщики могут продолжать строить, не соблюдая эти условия.

Джулиан Кастро: закон о справедливом распределении жилья никогда не исполнялся

«Закон о справедливом решении жилищных вопросов предусматривал, что общины, получащие государственные средства на строительство жилья, делают всё возможное для справедливого распределения, — заявил мне при беседе министр по жилищной политике Джулиан Кастро. — Проблема в том, что долгие годы это требование закона не выполнялось».

Кастро, который входит в администрацию президента Обамы и имеет серьезные шансы стать кадидатом на пост вице-президента в ходе предстоящий президентских выборов, замечает, что его министерство намерено решать эту проблему путем предоставления местных властям доступа к демографической информации, что должно улучшить планирование при строительстве.

При этом основная проблема сохраняется — спустя несколько десятилетий после начала кампании за десегрегацию и соблюдения прав человека многие чернокожие и белокожие американцы живут раздельно, почти никак не соприкасаясь между собой. Поэтому любые меры, которые будут содействовать лучшему межрасовому контакту, следует только приветствовать.

Еще немного американских традиций: вот немного про и еще немного истории Америки: вот например , а вот и . Давайте вспомним еще про а так же про Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Казалось бы, ответ на этот вопрос на поверхности. В XV веке в Америке появились первые европейцы — конкистадоры. А в XVI-XVII веках туда начался активный завоз бесплатной рабочей силы из Африки, где местные чернокожие князьки за спиртное и оружие продавали своих соплеменников в рабство. Однако уже первым конкистадорам местные жители рассказывали о какой-то древней цивилизации, которая передала свои знания последующим поколениям.

Вот документальная запись, которую сделал со слов одного ацтекского мудреца сопровождав­ший конкистадоров испанский монах Саагун: “Давным-давно, во времена, которые теперь уже ник­то и не помнит, сюда пришел мо­гучий народ, у которого были ве­ликие законодатели, талантливые артисты и мудрые мыслители. Этот народ основал государство Томоанхан (в дословном переводе с языка майя это означает “Родина дождей и туманов”). Именно от этого народа исходят все знания и искусство, которыми гордятся толтеки, ацтеки, майя и запотеки”. Позднее другие испанские историки нашли в ацтекских преданиях новые упоминания о таинственной стране Олман (“Место, где добывают каучук”) и ее жителях — олмеках. Но кто тогда верил старинным легендам “этих чудаков- ацтеков”?!

И лишь совершенно случай­ное открытие мексиканским пу­тешественником Хосе Мельгаром в XIX веке на северном берегу Мексиканского залива высечен­ной из базальта метровой чело­веческой головы обратило вни­мание научного мира на эту часть Центральной Америки. Неужели здесь, в дебрях непроходимых приморских джунглей, мангро­вых лесов, когда-то существова­ло цивилизация? А ведь находка Мельгара подтверждала ацтекс­кие предания: эта территория (в настоящее время — мексиканские штаты Веракрус и Табаско) действительно отличается чрезвы­чайно влажным климатом, и здесь до сих пор добывается каучук высокого качества.

На одной базальтовой голове предыстория штатов Веракрус и Табаско не заканчивается. На се­годняшний день там обнаружено шесть аналогичных скульптур. Все они огромны — от 1,5 до 3 мет­ров, высечены из монолитных глыб черного базальта и характе­ризуются ярко выраженными не­гроидными чертами: короткий широкий нос и толстые губы. Ста­ло быть, негры посещали Амери­ку еще до зарождения древней­шей культуры майя, которая на­много старше древнеегипетской. Каким образом люди определен­но африканского типа попали сюда в такой далекой древности? А ведь это — скульптурные портре­ты конкретных людей, о чем сви­детельствует то, что черты и вы­ражения лиц отличаются друг от друга. Одни из них смотрят откры­то, слегка усмехаясь кончиками губ, другие чем-то озабочены и сурово хмурят свои каменные бро­ви. Следовательно, еще одна сен­сация: африканская колония в древней Америке? Между тем археологические открытия в южных штатах Мексики продолжали множиться. Они, правда, были уже не такими внушительными, но не менее ценными. Это были статуэтки людей-ягуаров, различного рода карликов и калек со странными грушевидными головами, богато украшенные каменные топоры, всевозможные кольца,
браслеты, броши. И все это найдено в трех археологических раскопах Трессапотос, Тухтла и Ла-Вента, расположенных на побережье. И главное — все они выполнены из почти не встречающегося в этих краях нефрита.

Уже выбор материала говорит о ценности этих находок. Еще сам Монтесума, вручая Кортесу дары из золота, говорил: “А к этому я добавлю несколько кусочков не­фрита, каждый из которых по цен­ности равен вьюку золота”. На­сколько же богатой должна была быть культура, изобиловавшая из­делиями, изготовленными из та­кого ценного материала!

Так откуда же появились негры в доисторической Америке? Польский историк Люциан Знич высказывает предположение, суть которого сводится к следующему: и африканские негры, и негроид­ные колонисты в Южной Америке являются представителями одного народа — атлантов. После гибели Атлантиды большинство из них перебралось в Африку, а какая-то, и, судя по всему, самая талант­ливая, часть добралась до амери­канских берегов…