Главной причиной возникновения власти является. Основные причины возникновения государства

Генезис; сущность и функции государства

Государство – основной институт политической системы, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций. Государство представляет собой центральный институт власти в обществе и концентрированное осуществление политики этой властью.

Государство возникло как закономерный, объективный результат естественного развития общества на известной ступени его зрелости. Государство выделилось из общества в процессе разложения первобытнообщинного строя под воздействием целого ряда причин и факторов. Обычно к ним относятся:

- углубленное общественное разделение труда , выделение управления в целях повышения его эффективности в специальную отрасль общественной деятельности. По мере развития производительных сил, расширения хозяйственных и иных связей, укрупнения человеческих общностей у общества появилась потребность в усилении управленческих функций и сосредоточении их у определенных лиц и органов;

- возникновение в ходе развития общественного производства частной собственности, классов и эксплуатации . Государство появляется как результат непримиримости классовых интересов, как политическая организация экономически господствующего класса и орудие подавления им других классов и слоев. Данная позиция наиболее полно представлена в марксизме. Государство, – указывал Ленин, – это "машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы" (В.И.Ленин. Полное собрание сочинений. –Т. 38. – С. 37).

Немарксистские научные направления не отрицают важного влияния экономических и социально-классовых отношений на формирование государственности, но и не абсолютизируют роли частной собственности и классов. Известно, что в некоторых случаях образование государства исторически предшествовало и способствовало классовому расслоению общества. В ходе общественного развития по мере стирания классовых противоположностей и демократизации общества государство все больше становится надклассовой, общенациональной организацией.

Политическая теория, наряду с классовыми причинами, выделяет и другие причины возникновения государства:

- демографические факторы , изменения в воспроизводстве самого человека. Здесь имеется в виду рост численности и плотности населения, переход народов от кочевого к оседлому образу жизни, запрет кровосмешения и упорядочения брачных отношений. Все это повышало потребность общества в регулировании взаимосвязей между людьми, проживающими на определенной территории;

- антропологические факторы . Представители антропологических концепций считают, что государственная форма организации коренится в самой общественной природе человека. Еще Аристотель писал, что человек как существо в высшей степени коллективное может реализовать себя только в рамках определенных форм общения. Государство, подобно семье и селению, есть естественная, органически присущая человечеству на определенной стадии развития высшая форма общежития;



- психологические, рациональные и эмоциональные факторы . Государство рассматривается здесь как плод человеческого разума, созревший под влиянием определенных потребностей и эмоций человека. Эта точка зрения характерна, в частности, для договорных (контрактных) теорий государства. По мнению Т.Гоббса, сильнейшим мотивом, побуждающим людей к заключению общественного договора о создании государства, является страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за жизнь, свободу и имущество. Д.Локк ставит на первый план человеческий разум, веру в то, что государство способно лучше обеспечить естественные права человека, чем традиционные, догосударственной формы общежития.

Очевидно, что реальное государство возникло в ходе длительного естественно-исторического развития общества, а не в результате подписания общественного договора. Но для своего времени договорные концепции государства имели прогрессивное значение, поставив проблемы взаимоотношений личности, общества и государства;

- завоевание одних народов другими . Важную роль этому фактору в возникновении государства придавали сторонники теории насилия – Л.Гумплович, Ф.Оппенгеймер и др. По их мнению, государство возникает в результате внешних завоеваний и политического насилия, что усугубляет социальное неравенство, приводит к образованию классов и эксплуатации.

В литературе выделяются и некоторые другие факторы, влияющие на образование государства, – географические, этнические и т.п. Тем самым, возникновение государственности обусловлено многими причинами, среди которых вряд ли можно выделить какую-либо одну в качестве определяющей. Государство возникает, существует и развивается как результат усложнения экономической и социальной жизни, форма удовлетворения потребностей в упорядочении, регулировании и управлении общественными делами.

Государственная форма организации власти сменила первобытно-общинную примерно 5-6 тыс. лет назад. Первые государства на Земле появились в Северо-Восточной Африке, Юго-Западной и Юго-Восточной Азии (Египет, Вавилония, Индия, Китай).

Для понимания сущности государства важным представляется познание тех объективных причин, которые вызвали его возникновение.

Основы современного научного видения проблемы происхождения государства были заложены в трудах классиков исторического материализма, сумевших раскрыть общие универсальные законы трансформации первобытной власти в государственную. Наиболее значимым из них является работа Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

Согласно концепции Ф. Энгельса разложение первобытного строя и возникновение государства было закономерным результатом перехода общества от присваивающего хозяйства к производящей экономике, постепенного развития производственных сил и изменения производственных отношений в обществе. Этот процесс начался задолго до образования первых государств и развивался постепенно.

Ф. Энгельс указал на следующие основные причины появления государства.

1. Общественное разделение труда, состоящее из трех стадий:

Отделение скотоводства от земледелия;

Отделение ремесленного производства;

Появление купечества - особого класса людей, которые не производят продукцию, а выступают посредниками в ее обмене между производителем и покупателем.

Разделение труда стало возможным вследствие роста населения и его потребностей, развития средств производства и повышения степени независимости человека от природы. Данные факторы открыли новые возможности для ведения хозяйства. Отдельным племенам уже не нужно было обеспечивать себя всеми необходимыми благами самостоятельно. Им стало выгодно специализироваться на производстве конкретного продукта, а излишки производства обменивать на иную продукцию, произведенную другими племенами. Такая специализация и вызвала появление скотоводческих, земледельческих племен, ремесленников и купечества.

2. Появление частной собственности. Рост производительности труда привел к разделению общинного хозяйства на хозяйства малых групп людей и отдельных индивидов. Коллективная собственность со временем трансформировалась сначала в групповую, а затем в частную.

Объем собственности не мог быть одинаков у различных людей - появилось имущественное расслоение -возникли социальные классы.

3. Появление классов. Классы - это большие группы людей, отличающиеся по своему материальному состоянию и месту, которое они занимают в процессе труда (В. И. Ленин).

Разделение социальных функций и имущественное расслоение привели к повышению личной и хозяйственной самостоятельности субъектов, их независимости от природы и друг от друга. Общество раскололось на несколько слоев, интересы которых иногда прямо противоречили друг другу. В связи с этим необходима была сила, которая смогла бы ограничить классовую борьбу разумными рамками и обеспечить дальнейшее бесконфликтное развитие общества. Такой силой и явилось государство. Относительный порядок в общественных отношениях был обеспечен путем преимущественной охраны и защиты государственной машиной собственности и других интересов экономически господствующего класса.

Таким образом, государство возникло как продукт развития самого общества, как результат возникших в нем противоречий. При этом Ф. Энгельс рассматривал его как средство классового господства, инструмент, с помощью которого экономически господствующий класс подавляет сопротивление и осуществляет экономическую эксплуатацию угнетенного класса.

Переход от первобытно-общинной организации власти к государству сопровождался трансформацией системы социальных норм. Эта трансформация выражалась как в количественном росте нормативных предписаний, так и в качественном усложнении их системы. Социальные нормы стали более разнообразны. Наряду с обычаями и традициями активно развиваются общественная мораль, этикет, политика, религия, идеология, культура.

Кроме того, усложнение отношений в обществе, их конфликтный характер требовали появления более эффективных средств регулирования, важнейшим из которых стали письменно закрепленные и охраняемые от нарушений мерами государственного принуждения нормы права. Первые правовые предписания по сути являлись письменным выражением обычаев и традиций. Но в дальнейшем разрыв государственного и обычного права постоянно усиливался. Нормы законов все более отражали не столько существующее, сколько необходимое, должное (идеальное), с точки зрения официальной власти, состояние общественных отношений.

Еще по теме Общие причины возникновения государства и права:

  1. 2. Общие закономерности и причины возникновения государства

Лекция 1. Понятие, признаки и сущность государства.

Понятие и признаки государства.

Понятие и признаки правового государства.

6. Форма государства:

А) форма правления

Б) форма государственного устройства

В) вид государственно-политического режима

Функции государства.

Введение. Роль и значение правовых знаний.

Право есть наука о добром и справедливом. Так определяли право древнеримские юристы. Право происходит от латинского слова «justitia» – справедливость. В настоящее время под правом понимается совокупность общеобязательных правил поведения (норм права), устанавливаемых государством для регулирования наиболее важных общественных отношений.

Значение и ценность права в том, что право позволяет:

1. Упорядочить и стабилизировать стихийный процесс общественного развития.

2. Выразить общие интересы и потребности отдельных лиц, социальных общностей, государств.

3. Цивилизованно решать глобальные международные проблемы.

Знание права гражданами :

1. Позволяет им компетентно исполнять свои обязанности.



2. Предостерегает их от совершения правонарушающих деяний.

3. Помогает им защитить свои права и законные интересы.

4. Позволяет им оказывать влияние на формирование общественного мнения по поводу дальнейшего развития и совершенствования права.

Основные теории происхождения государства.

Всего порядка 30 теорий происхождения государства, из них основных – 7-8 теорий.

1) Теологическая теория (Фома Аквинский) – Божественное происхождение государства. Согласно этой теории, появление государства – результат Божественного промысла. Была распространена в средние века.

«+»: теория объединяла, централизовала власть.

«-»: теория основана на вере.

2) Патриархальная теория (Аристотель, Михайловский) – государство возникло по мере разрастания одной большой семьи. Власть монарха – это разросшаяся отеческая власть, власть отца.

Семья ® род ® племя ® союз племён ® селение ® государство.

Это способствовало объединению, т.к. родственники не шли друг против друга.

3) Договорная теория или теория общественного договора (Гроций, Руссо, Радищев) – переход от первобытного строя к договорному государству. Есть первичный процесс происхождения государства из первобытного общества, и есть вторичный процесс происхождения новых государств из уже существующих на основе договора между разными государствами.

«-»: необходим определённый уровень сознания. Он не везде одинаков в различных государствах.

4) Теория насилия (Дюринг, Каудский) – государство возникло в результате насилия, завоевания. Примеры: Римская Империя (германцы захватили обширные территории Римского государства), государство Александра Македонского.

«-»: эта теория учитывает только военно-политический фактор.

5) Органическая теория (Спенсер, Вормс) возникла в результате ественно-научных открытий. Получила развитие в 19 в. Мы, люди, - биосоциальные существа, вне общества мы существовать не можем. Государство соответствует живому организму, где правитель – голова, правительство – мозг, люди – клеточки, карательные органы – руки.

6) Психологическая теория (Петрожидский, З. Фрейд). Согласно данной теории, государство возникло исходя из психологических особенностей человека. Одни люди любят выделяться из толпы – это управляющие (управленцы). Другим людям надо кому-то поклоняться, подчиняться – это управляемые (исполнители).

7) Материалистическая теория или марксистская (Макиавелли, Монтескье, Гегель, Маркс, Энгельс) рассматривает происхождение государства исходя из социальных и экономических предпосылок. Произошло крупное общественное разделение труда, выделился класс купцов, богатых людей. Произошло имущественное расслоение общества. На этой основе появилось государство из богатых людей. Государство возникло в результате классовой борьбы.

Предпосылки возникновения государства.

Такой социальный институт, как государство, возник на определённом этапе развития человеческого общества. Формирование государства – исторически закономерное явление. Государство пришло на смену родоплеменным отношениям, которым были свойственны: объединение людей по принципу кровного родства, социальное равноправие, отсутствие аппарата управления и принуждения, участие всех взрослых членов рода в управлении делами. Однако изменения в экономической и социальной сферах общества приводят к образованию первых государств (около пяти тысяч лет назад). Эти государства были рабовладельческими, среди них такие, как: Древний Египет, Вавилон, Древний Рим, Древняя Греция. Первое государство славян Киевская Русь сформировалось в IХ веке.

Существовали экономические предпосылки возникновения государства :

1) совершенствование орудий труда;

2) разделение труда;

3) переход от присваивающей экономики к производящей;

4) появление первичного товарооборота;

5) появление частной собственности (в основном, в западных государствах).

Социальные предпосылки :

1) имущественное расслоение общества;

2) введение единобрачия;

Идеологические предпосылки :

1) введение единобожия.

Политические предпосылки :

1) захват жизненного пространства для племени;

2) обеспечение безопасности племени.

Психологические предпосылки :

1) осознание общих интересов.

Фридрих Энгельс в своём труде «Происхождение собственности, семьи, государства» выделил 3 формы происхождения государств :

1. Афинская форма. Становление Афинского государства – это классический путь становления государства. Причиной появления государства стали внутренние процессы, не было ни внутренней борьбы, ни захватнических войн. Произошло расслоение населения по имущественному признаку, выделился класс богатых, который стал управлять.

2. Римская форма. Римское государство появилось в результате борьбы между двумя общественными классами – между патрициями (родовая знать, коренные роды) и плебеями (пришлые).

3. Древнегерманская форма. Государство возникло в результате завоевательных походов германских племён. Они захватили Римское государство.

Ф. Энгельс проигнорировал особенности возникновения древневосточных государств. Там была общинная собственность. Из общины появилось государство.

Основные факторы, способствующие возникновению государств:

1) Природно – климатический фактор. Государство первоначально возникает там, где естественным образом существуют благоприятные природно-климатические условия («мягкий» климат Средиземноморья; долины рек Инд и Ганг; сезонные разливы ® плодородный ил ® урожай несколько раз в год – долина реки Нил в Древнем Египте).

2) Географический фактор предполагает удачное географическое расположение на пересечении или непосредственно вблизи отлаженных торговых путей (передняя Азия – современный Израиль; Великий Шёлковый путь – современный Китай; территория финикийцев – за счёт мореплавания, торговли, обмена товарами).

3) Экономический фактор – «линейная схема», предложенная Ф. Энгельсом – он выявил схему экономического развития. Переход людей от присваивающей экономики к производящей.

4) Фактор власти. Происходит трансформация сущности власти от авторитета её носителя к авторитету должности.

5) Трансформация системы социальных связей от родоплеменных отношений к семейным. Семья – основа государства.

6) Изменение нормативного регулирования от универсального к дифференцированному, в котором в связи с возникновением государства возникает и право. Например, юридическая ответственность ® публичная казнь.

7) Демографический фактор. Формирование государства возможно лишь в тех демографических условиях, когда общество достигает значительного количества его членов, и эффективное управление этим обществом в рамках родоплеменных отношений не представляется возможным.

8) Духовный фактор. Формирование государства возможно лишь в условиях относительно высокой духовной культуры общества, способности этого общества воспринимать ценность государства.

9) Личностный фактор. Развитие государства у отдельных народов тесно связано с проявлением личных качеств правителя.

При формировании государства имеет значение не отдельный фактор, а их необходимая и достаточная совокупность в конкретных исторических общественных условиях.

§ 2. Образование первых государств

1. Что такое полис?

Полис – это небольшое государство древних греков, римлян и некоторых других античных народов. Он состоял из города и сельской округи. Население делилось на несколько групп, при этом хозяевами полиса считались только полноправные граждане, которых было обычно меньшинство.

Вопрос к 5 пункту. Где и когда возник ислам? В чём состоят основные положения этой религии?

Ислам возник в VII веке на Аравийском полуострове. Он учит, что есть только один Господь, слова которого доносит до людей священная книга (Коран), которую принёс праведный пророк (Махаммед). Ислам порицает злые дела, за которые человек после смерти попадает в ад.

Вопрос к 7 пункту. В чём состоят основные положения иудаизма?

Иудаизм учит, что есть только один Господь и строго запрещает поклонение прочим. Основные его положения записаны в священной книге (Торе), которая в христианстве стала первой частью Библии. Сегодня в иудаизме есть очень много предписаний, которые должен соблюдать верующий, причём не не только запрет на грехи, но и запрет в субботу работать и даже иметь дело с электрическими приборами, смешивать мясные и молочные продукты и многие другие.

Вопрос к 8 пункту. Как вы думаете, почему Хазарский каганат и Волжская Булгария были более прочными государствами, чем Тюркский каганат?

В Тюркском каганате жили только орды кочевников. В Хазарском каганате и Волжской Булгарии центрами власти были города, вокруг которых уже объединялись кочевые племена.

Вопросы к параграфу

1. Каковы были причины появления на территории нашей страны греческих городов-государств?

Полисы Балканской Греции были богатыми, потому там выживало много детей и население постоянно росло. Но при этом на этом полуострове скудные почвы, которые не могли прокормить всех. Потому началась колонизация. Колонисты расселялись по берегам Средиземноморья, куда входило и Чёрное море. Они основывали новые поселения там, где были природные ресурсы, то есть пахотная земля и полезные ископаемые. Потому колонии появились и на территории современной России.

2. Каковы были взаимоотношения жителей греческих городов-государств с местным населением?

Местные жители торговали с греками, так как не умели того, что умели ремесленники полисов. В полисах же охотно покупали те дары природы, что собирали местные жители.

3. Назовите причины возникновения Боспорского царства.

Царство образовалось в основном для того, чтобы греки сообща могли отражать нападения варваров. Появилось оно именно в такой форме из-за усиления полиса Пантикапея.

4. Какую роль сыграли кочевые племена в истории Северного Причерноморья?

Кочевые племена были основным населением Северного Причерноморья долгие века, по крайней мере, до XVI-XVII веков, и потом очень медленно уступали свои позиции. Скифы, сарматы, готы, печенеги, половцы и татары сменяли друг друга. Потому они не просто играли какую-то роль, они сами были историей этого региона и определяли все её процессы.

5. Какие государства существовали в VII-IX вв. на территории Поволжья?

VII век ещё застал Тюркский каганат, который распался в начале этого столетия. Но большую его часть в Поволжье существовали Хазарский каганат и Волжская Булгария.

6. Как природные условия повлияли на виды хозяйственной деятельности финно-угорских народов?

Финно-угорские племена жили в лесной полосе, потому не могли заниматься скотоводством. Также именно из-за лесов земледелием они занимались именно подсечно-огневым: было что срубать и сжигать. Благодаря обилию рек и озёр столь важное место у этого народа занимало рыболовство.

Думаем, сравниваем, размышляем:
1. Как нашествия кочевников влияли на развитие оседлых народов? Можно ли найти положительные последствия таких нашествий?

Обычно кочевники заставляли земледельцев уходить подальше от их нашествий. Но иногда земледельцы сплачивались, чтобы отразить их угрозу. Так появилось Боспорское царство. Однако оно не вызвало подъёма культуры и не выработало новой формы государственного устройства. Потому его появление не было ни положительным, ни отрицательным.

Но иногда последствия были и положительными. Порой оседлое население (правда, в основном торговцы) и кочевое объединялось в единые процветающие государства, такие как Хазарский каганат и Волжская Булгария.

2. Используя Интернет и дополнительную литературу, составьте в тетради перечень народов, живших в Крыму с древнейших времён до IX в. Выясните, какие народы проживают на современной территории Крыма.

В Крыму в разное время до начала IX века жили киммерийцы, тавры, скифы, греки, римляне, сарматы, аланы, готы, гунны, византийцы, евреи, тюрки, болгары и хазары.

3. Какие положения учения ислама могли привлекать людей, принимавших эту религию?

Религию не всегда принимают ради какой-то выгоды. В исламе много запретов (например, на распитие алкоголя), включает он и тяжёлые посты (например, месяц запрещается есть в светлое время суток). Порой люди искринне начинали верить в истинность учения Корана.

Часто привлекало принимавших эту веру правителей то, что ислам оправдывал их власть, а также важна оказывалась поддержка остального мусульманского мира. Простые же люди обычно принимали эту веру в мусульманских странах, где такой шаг давал большие преимущества, начиная с налоговых льгот.

§ 2. Образование первых государств

государственный строй правовой

Причины возникновения государства

Период поздней первобытной общины характеризовался существенными качественными и количественными изменениями, способствующими дальнейшей эволюции первобытного общества в государственное образование. Возникновение земледелия и скотоводства, обеспечив регулярное производство избыточного продукта, сделало возможным, а в дальнейшем неизбежным установление социального неравенства и государства. Фаза поздней первобытной общины была последней стадией развития первобытного общества, на смену которой пришла эпоха перехода от общины к формированию государственных структур, так называемая эпоха “протогосударста”. Развитие этой формы было длительным и противоречивым процессом. В результате таких факторов как: трансформация первобытной общины в систему все более обособленных хозяйств; возникновением большой, патриархальной семьи; выделение ремесел; развитие товарообмена; углубление имущественного и социального неравенства; формирование частной собственности на орудия труда; появление различных форм эксплуатации; внешние территориальные войны и конфликты, увеличивались размеры социальных образований; общины все в большей степени из самостоятельных социальных единиц превращались в составные части формирующихся государств. Таким образом, в конце неолита в основном завершилось эволюционное развитие общества от низшей формы организации (первобытное стадо) к более высшей (государство), характеризующейся более высоким уровнем социальной организации и общественного сознания, уровнем развития экономики и производительных сил, наличием власти, подчинения и нормативного регулирования.

Первобытнообщинный строй был самым длительным по времени - более миллиона лет - этапом истории человечества. В ученой среде сегодня нет единого мнения о том, когда возник древнейший человек (а вместе с ним и первобытное общество). Одни считают, что это произошло 1,5 - 1 млн. лет назад, другие относят его появление ко времени ко времени более 2,5 млн. лет назад. (Подтверждением последнего являются находки в верхних слоях палеолита (древнекаменного века).

Также нет единого мнения и в вопросе периодизации первобытной истории, где параллельно существуют несколько специальных и общая (историческая) периодизация.

Из специальных периодизаций наибольшую важность имеет археологическая, в основе которой лежат различия в материалах и технике изготовления орудий труда. Еще древнекитайским и древнеримским философам было известно деление древнейшей истории на три века - каменный, бронзовый (медный) и железный. В Х1Х - ХХ в. эпохи и стадии этих веков были типологизированы и научно разработаны. Каменный век начинается с древнекаменного (палеолита), в котором выделяют эпохи раннего (нижнего), среднего и позднего (верхнего) палеолита. Затем следует переходная эпоха среднекаменного века (мезолита), который иногда называют «послепалеолитом» (а иногда не выделяют вообще). Заключительная эпоха каменного века - новокаменный век (неолит), в конце которого появляются первые орудия из меди.

Археологическая периодизация дает возможность хронологии первобытной истории. «Для большей части ойкумены нижний палеолит закончился приблизительно 100 тыс. лет, средний палеолит - 45-40 тыс., верхний палеолит - 12-10 тыс., мезолит - не ранее 8 тыс. и неолит - не ранее 5 тыс. лет назад. Бронзовый век длился до начала 1 тысячелетия до н. э., когда начался век железа».

Другим видом специальной периодизаций является палеоантропологическая, в основе которой лежит критерий биологической эволюции человека. Здесь выделяются эпохи существования архантропа (древнейшего человека), палеоантропа (древнего человека) и неоантропа (ископаемого человека современного вида).

Также заслуживает интереса подразделение первобытной истории на историю первобытных обществ, существовавших до появления первых цивилизаций, и обществ, сосуществовавших с этими и позднейшими цивилизациями. (Так называемые «аполитейные первобытные общества» (АПО) и «синполитейные первобытные общества» (СПО).

При всей важности специальных периодизаций первобытной истории, они не могут заменить общей (исторической) периодизации, разработка которой идет уже не одно столетие.

Первую серьезную попытку исторической периодизации предпринял в Х1Х в. американский этнограф Л. Г. Морган, использовав в своей работе «Древнее общество» установившееся членение исторического процесса на эпохи дикости, варварства и цивилизации и выделив в каждой из них низшую, среднюю и высшую ступени. Низшая ступень дикости начинается с появления человека и членораздельной речи, средняя - с возникновения рыболовства и применения огня, высшая - с изобретения лука и стрел. В качестве критерия периодизации Л. Г. Морган выдвинул уровень развития производительных сил.

Периодизация Л. Г. Моргана была высоко оценена Ф. Энгельсом, который в то же время положил начало ее пересмотру. Обобщив периодизацию Моргана, он определил эпоху дикости как время присваивающего, а эпоху варварства - как время производящего хозяйства. Ф. Энгельс также подчеркнул качественное своеобразие низшей ступени дикости как своего рода периода «человеческого стада». Такое же качественное своеобразие высшей ступени варварства было показано им в особой главе («Варварство и цивилизация») его работы «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

Последовавшие в дальнейшем теоретические разработки, применявшие уже в качестве критерия периодизации первобытной истории не уровень развития производительных сил, а различия в способе производства (в частности, в формах производственных отношений), привели к тому, что большинство исследователей сегодня придерживаются отождествления основных этапов этой истории с основными типами развития первобытной общины:

Праобщина (первобытное человеческое стадо), или период

становления первобытного строя;

  • - раннепервобытная и позднепервобытная (раннеродовая и позднеродовая), или период зрелости первобытного общества;
  • - первобытная соседская (протокрестьянская) общины, или период разложения первобытного общества.

Исходя «…из наиболее устоявшихся точек зрения, эпохи общей (исторической) периодизации могут быть составлены с важнейшими звеньями археологических и палеоантропологических схем следующим образом.

«Первые люди, вероятно, жили стадами и, насколько наш взгляд может проникнуть вглубь веков, мы находим, что так это и было».

В эпоху праобщины «…люди жили малыми родственными группами в 20 - 30 человек, беспорядочно передвигаясь с места на место». Когда группа увеличивалась, возникали сложности в организации и питании. Если она слишком разрасталась, то некоторым семьям приходилось откалываться и отправляться на поиски новых земель - обычно в том же регионе. С этим не возникало никаких проблем, пока численность населения оставалась относительно небольшой, а свободной земли было вдосталь. Основным занятием и основными источниками пропитания людей в автономных локальных группах были охота, рыболовство и собирательство. Они требовали больших затрат времени, при этом собирательство давало относительно мало пищи, которая к тому же была низкокалорийной, а охота еще и была занятием опасным, зачастую сопровождавшимся жертвами, и не всегда удачным.

Людям приходилось вести непрестанную борьбу за существование: «…первобытный человек был совершенно подавлен трудностью существования, трудностью борьбы с природой».* Необходимость защищаться против врагов, помогать друг другу переносить житейские тяготы, наконец, просто выживать, служили побудительной причиной для соединения людей в родственные группы. Причем это единство ограничивалось только рамками кровного родства. «Наши дикие предки не признавали никакого братства, за исключением действительного единокровия, которое рассматривалось ими, как существующий факт. Если два человека не имели кровной связи, между ними не могло быть ничего общего». Узы родства были отправной точкой, связывавшей индивидов в коллектив.

Автономные локальные группы уже строятся по принципу семейных пар, хотя следует подчеркнуть, что парные союзы чрезвычайно непрочны.

Присваивающий характер экономики и вытекающая из него специфика потребления предопределяют целую совокупность фундаментальных принципов, на которых строятся отношения внутри группы.

Человек на этом этапе не мог обеспечить стабильного поступления пищи, достаточного для удовлетворения минимальных потребностей. Ритм потребления очень неравномерен. Периоды удачной охоты влекли изобилие пищи, которая не подлежала хранению. Зато потом могли следовать длительные периоды голодного существования. И в том в другом случае единственным выходом закономерно являлся принцип уравнительного потребления - иначе группа просто-напросто вымирала. Присваивающая экономика и вытекающее из нее уравнительное потребление накладывали соответствующий отпечаток на отношения внутри группы. Автономная локальная группа эгалитарна (уравнительна). Половозрастное деление внутри коллектива сказывалось на порядке потребления, вызывая определенные отклонения от принципа уравнительности, но это вовсе не зародыш социального неравенства, «…это неравенство иного плана, генетически восходящее к неравенству, известному и в мире животных».

Кто осуществлял в локальной группе функции управления, в чем они заключались и каков вообще механизм регуляции поведения членов группы?

До какого бы то ни было имущественного и социального неравенства еще очень далеко. Хотя нормы поведения и существуют - нет специальных, посвященных их соблюдению, основанных на принуждении, механизмов. Лидер в группе есть, но единственное, на что он мог опереться, был его авторитет (престиж), при помощи которого он и решал относящиеся к его компетенции вопросы жизни группы. Никаких других рычагов власти у него не было.

Значительным подспорьем в осуществлении лидером своих функций и, вероятно, основным регулятором, обеспечивающим надлежащее поведение членов группы, были сами условия существования. Индивид без коллектива был обречен на гибель, отсюда, боязнь самого сурового наказания - изгнания из коллектива - определяла конформность поведения отдельного члена. Но не только страх был движущим мотивом соблюдения внутригрупповых норм. Во главе иерархии ценностей первобытного человека лежал уже упоминавшийся престиж, который зависел от общественного мнения. Вообще, оценка коллективом индивида играла в тот период исключительно большое значение. Это было связано и с особенностями сосуществования экономических и социальных отношений. «...Экономические отношения в древних обществах... не являют собой особую и тем более детерминирующую сферу, а погружены в социальные отношения, составляя вместе с ними как бы единое целое».* Суть этого слияния экономического и социального - в существовании системы эквивалентного обмена, так называемой “реципрокности” (от лат. гесiргосо - двигать туда-сюда, возвращать обратно). Поскольку охота, добыча пищи оставалось делом индивидуальным, а потребление - коллективным, внесение в общий котел группы добытого продукта влекло за собой получение взамен вполне ценимых в тот период социальных благ, более того, социальных благ, стоявших на вершине пирамиды ценностей и выражавшихся в одобрении со стороны группы, в получении престижа. «Вождь должен был быть щедрым. Все что он имел или приобретал, вождь отдавал группе, получая взамен уважение и престиж».

Довольно непрактичный по нашим представлениям образ поведения являлся единственным способом выживания группы и, более того, впоследствии, на этапе появления избыточного продукта, сыграл одну из главных ролей в формировании обособленного слоя “управленцев”, в закреплении принципа централизованной редистрибуции (от лат. redistribuo- перераспределяю) совокупного продукта коллектива. Интересно отметить, что в рассматриваемый период развитие производительных сил не имело того значения для эволюции общественных форм, которое ему приписывалось в отечественной литературе. Скорее наоборот - главенствующую роль в этом смысле играло субъективное начало, заложенное в принципе меритократии (от лат. meritus - достойный и греч. kratos - власть), который создавал необходимые предпосылки для появления общественного продукта. Причины для возникновения последнего лежат в другой плоскости, но жажда лидером престижа - а отсюда, как следствие, появление на последующих этапах стремления к максимальному росту экономической функции коллектива - фактор исключительно субъективный.

Государство - политическая структура особого рода, возникшая на определенном этапе общественного развития, представляющая собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества.

Появление государства обусловлено целым комплексом экономических, климатических, географических, религиозных и других факторов, имеющих разнос значение для организации общественной жизни. Поэтому следует различать причины, условия и формы образования государства.

Возникновение государства и постоянно возобновляющаяся потребность в его существовании явились, прежде всего, следствием саморазвития общества, которое имеет свои внутренние механизмы и стимулы развития и требует скоординированного направляющего воздействия из единого центра.

Этому в определенной степени способствовало и изменение природно-климатических условий. Наступившее похолодание привело к исчезновению крупных животных и лесных массивов. Люди разбивались на небольшие семейные коллективы и кочевали вместе с мигрирующими животными. Уменьшение биомассы животных и расширение ареала степей побуждали людей к занятию земледелием и скотоводством. Однако природно-климатические и иные обстоятельства, стимулирующие специализацию трудовой деятельности, лишь ускорили процесс государствообразования, но не послужили его причиной.

В теории государства различают два основных концептуальных подхода относительно причин возникновения государства - классовый и экономический. Сторонники классового подхода (К. Маркс, Ф. Энгельс и их сторонники) видят причину возникновения государства в расколе общества на классы, возникшего в результате социально-экономического развития общества и разделения труда, в то время как сторонники экономического подхода (А.В.Венгеров и др.) считают, что государство сформировалось в процессе перехода общества от присваивающей экономики к производящей (ок. 4-3 тыс. до н. э.). Так или иначе, государство явилось высшим уровнем эволюционного развития первобытного общества и социального сознания человека.

Итак, причины возникновения государства выглядят следующим образом:

  • 1) переход от экономики присваивающего характера к экономике производящего характера;
  • 2) разделение труда: выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление особого класса людей - купцов;
  • 3) появление избыточного продукта, которое повлекло за собой имущественное расслоение общества;
  • 4) появление частной собственности на орудия и продукты труда, что повлекло социально - классовое расслоение общества.
  • 5) усиление публичной власти, формирование органов управления, а как следствие - создание государственного аппарата.

В связи с усложнением общественного производства и воспроизводства самого человека созрела потребность по-новому организовать общество и обеспечить управление социальными процессами. Этому способствовало и достижение определенного уровня благосостояния общества, которое позволяло содержать профессиональный специализированный аппарат управления. Симптоматично, что возникновению государства предшествовал переходный период военной демократии, сопровождающийся постоянными войнами, позволяющими властной верхушке быстро и легитимно обогатиться за счет разграбления других племен и укрепиться на определенной территории. Это способствовало возвышению вождя и ближайшего окружения. Вождь наделялся сверхъестественными качествами и потому часто выполнял жреческие функции. Его власть постепенно становилась наследственной, а подати на содержание дружины и ближайших помощников превращались в налоги.

Перечисленные обстоятельства послужили основой формирования государства и государственной власти, главной задачей которой стало поддержание единства и устойчивости человеческого общества.

Вместе с тем вопрос о происхождении государства является дискуссионным, ибо этнографическая и историческая наука дают все новые знания о причинах его происхождения. В различных теориях причинами возникновения государства выступают: в теологической -- божественная сила; в договорной -- сила разума, сознания; в психологической -- факторы психики человека; в органической -- биологические факторы; в материалистической -- социально-экономические факторы; в теории насилия -- военно-политические факторы и т. д.

Следует иметь в виду конкретно-историческую специфику и различный удельный вес влияния этих причин на формирование государств у отдельных народов, обусловливающих их типологические и иные особенности.