Мир губной гармошки. Губная гармоника (губная гармошка): история, видео, интересные факты

Губная гармошка - это небольшой, универсальный инструмент, на котором большинство народов мира играет почти любой вид музыки. Хотя на первый взгляд может показаться, что научиться играть на гармошке трудно, но губная гармошка на самом деле легкий и веселый инструмент, чтобы научится играть. Читайте указанные ниже действия, чтобы узнать, как играть на губной гармошке.

Шаги

Приступая к работе

Выберите губную гармонь. Есть много различных видов губных гармоней, доступных для покупки, которые различаются по использованию и по цене. На сегодняшний день, приобрести можно диатоническую или хроматическую гармонику. Любой вид может быть использован, чтобы играть самую популярную музыку, например, блюз или фолк.

  • Диатонические губные гармоники - самый распространенный и доступный вид, и, конечно, самый дешевый. Она настроена на определенную тональность, которая не может быть изменена. Большинство диатонических губных гармоней настроено на тональность C. Виды диатонической гармоники включают “блюз гармоника”, “тремоло гармоника” и “октава гармоника.”
    • Гармоника блюз является распространенной на западе, а в Восточной Азии чаще встречается тремоло гармоника.
  • Хроматическая гармоника является одним из видов губной гармошки, в которой используется механический аппарат, который контролирует, какие отверстия издают звук. Основные хроматические гармоники из 10 нот могут играть только один полный звук (так же, как диатоническая гармоника), но хроматические с 12-16 отверстиями могут быть настроены на любую тональность. Хроматические стоят значительно дороже, чем большинство диатонических гармоник; качественная хроматическая гармонь от известного бренда может стоить несколько сотен долларов.
    • Благодаря своей настраиваемости, 12-ти нотная хроматическая гармошка, как правило, предпочтительнее для джазовой музыки.
  • Общим сокращенным термином для губной гармошки является “гармоника”. Это название происходит от других традиционных названий, включая “французскую гармонику” и “блюз гармонику”. Пока контекст ясен, слова “гармошка” и “гармоника” можно взаимозаменять.

Узнайте о губной гармошке. Гармоника – это язычковый музыкальный инструмент, в котором используются медные язычки. Язычки используются для создания тона, когда вы дуете или выдуваете воздух через отверстия. Язычки установлены на пластине, называемой язычковая пластина, которая обычно сделана из латуни. Часть гармоники, в которой установлена язычковая пластина, называется гребень, и, как правило, изготовлена из пластмассы или металла. Мундштук гармоники может быть встроен в гребень, или как в хроматических гармониках, привинчен отдельно. Защитные панели остальной части аппарата, могут быть изготовлены из дерева, металла или пластмассы.

  • Направляющая планка хроматической гармоники также сделана из металла.
  • В зависимости от того, вдыхаете вы или выдыхаете в гармонику, различные ноты воспроизводятся язычками. Обычная диатоническая арфа настроена на C (до-мажор) на выдохе, и на G (соль – мажор) на вдохе. Они прекрасно дополняют друг друга, и нет необходимости добавлять дополнительные отверстия.
  • Язычки внутри губной гармоники тонкие и со временем изнашиваются. Легкая игра и регулярный уход сохранят хороший звук как можно дольше.
  • Учитесь читать табулатуру гармоники. Как и гитары, на гармонике можно играть по табулатуре, что упрощает ноты на нотном листе до легко наблюдаемой шаблонной системы отверстий и вдохов/выдохов. Также табулатура подходит для крупных хроматических гармоник, но она несколько отличается от диатонической табулатуры и обычно реже используется.

    • Дыхание отмечено стрелками. Стрелка вверх указывает на выдох; стрелка вниз - на вдох.
      • Большинство отверстий на диатонической гармонике производят две “соседние” ноты при заданной гамме, таким образом играя C, а затем D в той же гамме, это осуществляется дутьем в соответствующее отверстие, а затем втягиванием воздуха из того же отверстия.
    • Отверстия отмечены числами, начиная с самой низкой (левая) ноты и движется вверх. Таким образом, две нижние ноты (вверх) 1 и (вниз) 1. На 10-дырочной гармонике самая высокая нота будет (вниз) 10.
      • Некоторые ноты обычной 10-дырочной гармоники частично перекрываются, особенно (вниз) 2 и (вверх) 3. Это необходимо для обеспечения правильного диапазона для игры.
    • Более продвинутые методы обозначены косыми чертами или другой небольшой меткой. Диагональные косые стрелками указывают, что требуется кривизна ноты (будет рассмотрено позднее), чтобы получить правильный звук. Шевроны или косые черты на хроматической табулатуре могут указать, следует ли удерживать кнопку или нет.
      • Не существует стандартизированная система табулатуры, которая используется всеми гармонистами. Однако, как только вы попрактикуетесь и освоите чтение одного вида, большинство других видов вы освоите быстро.

    Основная техника игры на губной гармошке

    Воспроизведите ноты на выдохе. Самое первое, что нужно сделать - попрактиковаться с новым инструментом воспроизводя ноты. Выберите отверстие или несколько отверстий на мундштуке и мягко дуйте в них. Соседние отверстия, как правило, рассчитаны автоматически гармонизировать мелодию друг с другом, поэтому постарайтесь, дуя в три отверстия одновременно, воспроизвести приятный звук. Практикуйтесь, то дуя в одно отверстие, то играя аккорды на несколько отверстий.

    • Этот тип игры называется “прямая гармоника” или “первая позиция.”
    • Как вы можете предположить, количество отверстий, через которые вы дуете, частично контролируют губы. В конечном итоге, вы научитесь использовать переднюю часть языка, чтобы заблокировать отверстия, для обеспечения контроля над нотами, которые вы играете. Это описывается ниже.
  • Сделайте глубокий вдох, чтобы изменить ноты. Помня о том, что воздух через язычки нужно вдыхать нежно, вдыхайте, увеличивая ноты на шаг. Вдыхая и выдыхая через мундштук, вы можете получить доступ ко всем настроенным для гармоники нотам.

    • Этот вид игры называется “кросс-гармоника” или “вторая позиция.” Ноты кросс-гармоники часто подходят для блюзовых риффов.
    • Если у вас есть хроматическая гармоника, практикуйтесь нажимать и удерживать кнопку для дополнительного контроля нот, которые вы воспроизводите.
  • Попробуйте сыграть весь диапазон. На диатонической гармонике, настроенной на С, C гамма начинается с (до) 4 и поднимается на (до) 7. Стандартный из/в шаблон повторяется за исключением 7-го отверстия, где он переключается (вдох, а затем выход). Эта шкала является единственной полной шкалой на C настроенной гармонике, но иногда можно играть песни на других диапазонах, при условии, что они не требуют недостающие нот(ы) диапазона.

  • Практикуйтесь. Продолжайте практиковаться играть диапазон и отдельные ноты, пока вы не почувствуете себя комфортно, играя только одну ноту за раз. Как только вы сможете достичь нужного контроля над инструментом, выберите простые песни и тренируйтесь на них. Табулатуру для песен, таких как “У Мэри был барашек” и “О, Сюзанна” легко найти в Интернете, если у вас нет.

    • Попробуйте добавить своеобразия, играя несколько нот одновременно. Следующий шаг в вашей практике - немного ослабить контроль и добавить двух-нотные и трех-нотные аккорды к песням, которые вы отрабатываете, играя два или три смежных отверстия сразу. Это поможет вам больше контролировать рот и дыхание, и играть песни более звучно.
      • Не играйте все в аккордах! Попробуйте добавить аккорд в конце стиха или фразы. Важно то, что нужно освоить переключение между одиночными нотами и несколькими нотами.

    Продвинутые техники

    Платите за уроки. С этого момента, если вы находитесь под руководством опытного игрока, вы увидите быстрые и технически обоснованные результаты, хотя можно, конечно, продолжать учиться самому. Уроки на гармонике различаются по цене и частоте; не стесняйтесь попробовать несколько уроков у одного преподавателя, а затем перейти к другому, который соответствует вашим требованиям.

    • Даже если вы берете уроки, продолжайте полагаться на руководства и книги, чтобы улучшить игру. Нет причин бросать другие материалы только потому, что вы дополняете их профессиональными занятиями.
  • Пропускайте отверстия. Легко привыкнуть к шаблону, постоянно заставляя воздух входить и выходить через гармонику, но как только вы начнете играть более продвинутые песни, вы должны на практике пропускать некоторые отверстия, чтобы достигнуть других. Играть песни по нотам, которые требуют перепрыгнуть отверстие или два, например, американская традиционная мелодия, “Шенандоа”, которая перепрыгивает с 4-го на 6-е отверстие, ближе к концу второй фразы (на стандартной C диатонической).

    • Практикуйте пропуски, потянув губную гармошку немного в сторону, а затем возвратив в нужное положение (для дальнейшего ознакомления с положением каждого отверстия) и, остановив воздушный поток, не убирая губную гармошку (чтобы больше попрактиковаться с контролем дыхания).
  • Играйте двумя руками, сложенными чашечкой. Начнем с того, что вы, вероятно, удерживали губную гармошку указательным и большим пальцами левой (или не доминирующей) руки, и двигая им во время игры. Добавьте в игру правую (или доминирующую) руку. Дайте отдых пятке правой ладони и большому пальцу левой руки, а затем положите ребром правую ладонь вместе с левой так, чтобы ваши пальцы сомкнулись вокруг левого мизинца. Это создает “звучащую дыру”, которая может использоваться для воздействия на звук, исходящий из гармоники.

    • Добавьте тихую мелодию или вопите, хлопая по звучащему отверстию, открывая его и закрывая. Используйте это в конце стиха, чтобы добавить эмоций, или просто попрактиковаться.
    • Создайте эффект паровозного гудка, начиная с открытым звучащим отверстием, затем закрыв его и открыв снова.
    • Играйте приглушенный, тихий звук, оставляя звучащее отверстие почти закрытым.
    • Вы, вероятно, обнаружите, что это положение заставляет вас удерживать гармонику под углом, левым краем направлена вниз и внутрь. Это положение, на самом деле, идеально подходит для других техник, так что воспользуйтесь ним.
  • Научитесь блокировать язык. Блокировка языка – это отличный способ превратить одиночные ноты в красивые аккорды, не нарушая первоначальных нот. Используя сторону (ребро) языка, вы будете блокировать некоторые ноты аккорда, а затем поднимать его частично по мере звучания ноты, чтобы добавить их. Эта техника требует практики, но позиция отверстия должна помочь натурально представить сторону вашего языка мундштуку.

    • Для начала откройте рот, чтобы охватить первые четыре отверстия арфы. Используя язык, блокируйте отверстия с 1 по 3 и играйте прямую ноту на отверстии 4. Если вы все сделали правильно, то должны слышать только проигрываемую (вверх) 4. После того, как вы сделаете это легко, играйте устойчивую ноту, а затем поднимите язык, находящийся на середине, чтобы сделать полную гармонию.
    • Основная техника для изменения нот - сделать губное отверстие очень и очень маленьким, и резко втягивать воздух через них в отверстие, которое вы хотите, чтобы было изменено. Вытягивайте ноты перекрестной гармоники и постепенно сжимайте губы, пока вы не услышите изменение тона. Сжимая губы в большей или меньшей степени, можно дополнительно контролировать тон ноты.
    • Будьте очень осторожны, когда практикуете изменение нот. Потому что воздух пересекает язычки так резко, что он может легко ослабить или согнуть их, разрушая инструмент. Чтобы найти золотую середину между не изменением ноты и ее слишком сильным изменением, необходимы терпение и осторожность.
    • Когда люди начинают играть на губной гармошке, звук звучит плохо, и многим надо больше времени, чтобы воспроизвести хороший звук. Практикуйтесь каждый день, и не сдавайтесь.
    • При изменении нот вдыхайте/выдыхайте очень глубоко. Изменение нот на гармонике требует основательной подготовки и сильных легких.
  • В этой статье мы расскажем вам, как выбрать и купить хорошую губную гармошку, на которой можно научиться играть.

    К сожалению, более 89% всех губных гармошек ведущих (в том числе немецких) производителей - не пригодны для профессиональной игры и уж тем более для обучения (причём эта цифра не учитывает ни одной китайской гармошки, которых на нашем рынке пруд пруди).

    Раз попытавшись научиться играть на некачественном инструменте, человек навсегда отбивает желание освоить этот инструмент. А основные производители губных гармоник, к сожалению, при молчаливом сговоре, продолжают «штамповать» некачественный товар, так как именно он приносит им наибольшую прибыль. Вот почему губная гармошка остаётся настолько редким инструментом и нуждается в популяризации.

    Именно на профессиональных гармонистах, популяризаторах этого инструмента и энтузиастах лежит основная функция информирования всех начинающих гармонистов, как выбрать и купить губную гармошку, на каких губных гармошках стоит обучаться играть, и как не ошибиться в выборе, ведь музыкальные магазины предлагают такое огромное количество губных гармошек.

    На самом деле, хорошие губные гармошки можно перечислить на пальцах. И мы сразу же в этой статье перечислим все хорошие модели губных гармошек , на которых играют профессиональные гармонисты и на которых можно научиться играть каждому желающему.

    Список хороших губных гармошек:

    Кстати, напоминаем, что если вы только собираетесь обучаться, то вам необходимо приобрести одну из этих гармоник именно в тональности «до мажор» (эта тональность обозначается латинской буквой «С»).

    • Easttop T008K
    • Hohner Golden Melody
    • Hohner Special 20
    • Hohner Rocket
    • Seydel 1847
    • Seydel Session Steel
    • Hohner Marine Band Crossover
    • Hohner Marine Band Deluxe
    • Suzuki Olive
    • Suzuki Manji

    Многие считают, что для начала можно выбрать и купить дешёвую губную гармошку, эдакую «рабочую лошадку», а потом уже можно будет себе купить губную гармошку хорошего качества. Но до покупки последней, как правило, дело не доходит, так как люди полностью разочаровываются в этом инструменте после игры на некачественной губной гармошке.

    Зарегистрируйтесь на бесплатный онлайн курс "БЫСТРЫЙ СТАРТ"!

    Во-первых, мы хотим вам помочь разобраться с видами губных гармошек , так как в музыкальных магазинах вы, наверное, могли наблюдать губные гармоники разных размеров и видов. Губные гармошки действительно бывают разные: диатонические (10-ти дырочные), хроматические губные гармошки, тремоло, октавные, басовые, аккордовые губные гармошки, а также гибриды этих гармошек. Как же всё-таки выбрать и купить губную гармошку? Октавные, басовые и аккордовые губные гармошки чаще всего используются в гармошечных оркестрах, и скорее всего вы не найдете их в продаже в вашей стране, поэтому мы на них останавливаться не будем. Поговорим о диатонических, хроматических губных гармониках и гармошках тремоло, и о том как выбрать губную гармошку.

    Тремоло губные гармошки.
    В таких губных гармошках на каждой ноте немного расстроены два звуковых язычка относительно друг друга, благодаря чему достигается эффект тремоло. На таких губных гармошках присутствуют звуки только «белых клавиш фортепиано» и нет ни одной черной клавиши. Эта губная гармошка достаточно примитивна, на ней очень легко научиться играть любому человеку, который обладает хоть малейшим слухом. И в то же время она очень ограничена по возможностям ввиду большой нехватки недостающих нот. Выбрав губную гармошку тремоло, вы сможете играть только простенькие детские мелодии, хорошо могут «ложиться» русские и украинские народные песни, ну, и, возможно, еще гимны некоторых стран – и, к сожалению, всё.

    Хроматические губные гармоники – у них напротив, присутствуют все-все звуки хроматического звукоряда (все белые и черные клавиши фортепиано). На хроматических губных гармошках, как правило, можно играть сложные классические произведения, джазовую музыку, но тут важно иметь хорошее музыкальное образование, уметь читать ноты «с листа» и иметь хорошую подготовку на диатонической губной гармонике. Почти все гармонисты, играющие на хроматической губной гармонике, начинают с диатонической гармоники, так как некоторые приёмы и навыки, такие как красивое вибрато, или бенды(которые теоретически нельзя делать на хроматической губной гармонике, а на практике используются постоянно) можно хорошо отточить именно на диатонической губной гармошке, не повредив при этом язычки инструмента.

    Диатоническая губная гармошка и как ее выбрать . Диатоническая губная гармошка - это самая популярная губная гармошка в мире. Инструмент, на котором можно играть любую музыку, в любом стиле, и звук которой очень насыщенный и густой, если сравнивать с вышеописанными губными гармошками. Присутствуют все ноты, но необходимо приобрести определенные навыки для игры на этом инструменте. Эту губную гармошку называют еще блюзовой гармоникой, но это не означает, что на ней можно играть только блюз. Просто она стала очень популярной именно в эпоху активного развития блюзовой музыки, куда она идеально вписывается. Именно диатонические (блюзовые, или десятидырочные) губные гармошки мы популяризируем. Для нас – это самый красивый по звуку музыкальный инструмент в мире!

    Во-вторых, вам для себя необходимо определиться, с какими язычками вы хотите выбрать губную гармошку .
    Материал язычков губной гармошки напрямую влияет на долговечность инструмента. Компании Hohner и Suzuki традиционно используют в своих гармошках медные язычки, а компания Seydel сделала инновационный прорыв в этой области и стала первой компанией, которая изготавливает стальные язычки для своих губных гармоник. В результате они дольше не расстраиваются и их сложно сломать.

    В-третьих важно отметить, что губные гармошки бывают разных тональностей и если вы только начинающий гармонист, то вам стоит выбрать губную гармошку именно в тональности «до мажор».
    Говоря попросту, на ней легче всего вам будет овладеть основными приемами и навыками, к тому же почти все существующие самоучители, в том числе и наш самоучитель для для губной гармошки записан для гармошки «до мажор». Начав обучение на гармошке этой тональности, вам потом будет легко играть и на всех остальных: как более высоких, так и низких тональностях.

    Четвёртым и последним пунктом при выборе губной гармоники должна быть проверка инструмента . Если вы покупаете губную гармошку в магазине музыкальных инструментов, то потребуйте специальные меха для губных гармошек. На них можно «продуть» каждое отверстие, как на вдох, так и на выдох, убедившись, что все ноты звучат. К сожалению, в музыкальных магазинах редко встречаются меха, поэтому, скорее всего вам придется проверять гармошку самому, и при отсутствии мехов в магазине, вам не могут отказать в этом. Вам важно «продышать» каждое отверстие в отдельности, что может быть очень затруднительным, если вы до этого ни разу не играли на губной гармошке. Проверяя каждое отверстие на вдох и на выдох, обращайте внимание на дополнительные призвуки в виде «звона», которые могут попадаться на губных гармошках, что может означать, что язычок цепляется за плату губной гармошки. В таком случае требуйте другую гармошку. Также на низких тональностях (ля, соль и ниже), язычки могут биться о крышку губной гармошки и тоже с характерным звоном. Такое бывает очень часто на губной гармонике Golden Melody, и в принципе, это нормально, но переберите несколько гармошек выбранной вами модели, и возможно вам попадется такая, которая не звенит. На губных гармошках тональности «до мажор» никакого звона в помине не должно присутствовать, поэтому чистый звук на каждом отверстии – это самый лучший критерий для того, чтобы купить губную гармошку до мажор.

    Желаем вам удачно выбрать и купить губную гармошку!

    История создания каждого музыкального инструмента интересна и удивительна. Порой различные факты создания инструмента заставляют нас заинтересоваться его историей. Кроме того, каждый музыкант просто обязан детально познакомится не только со структурой, но и с историей инструмента, на котором играет.

    Губная гармошка поистине удивительный инструмент. Сейчас можно самому научиться играть на губной гармошке по самоучителю или по материалам в интернете. Не смотря на свое название, гармошка относится к духовым инструментам вместе с трубами, саксофонами, флейтами и другими. Праотцом духовых инструментов можно считать восточных духовой орган. Его в свое время относили к разряду язычковых инструментов. А вот слово «духовой» возникло сравнительно недавно. Название связано с функционированием инструмента: чтобы получился звук, воздух («дух») проходит внутри.

    Духовые органы пришли к нам из Китая. В 18 веке английские колонисты привезли с собой удивительный инструмент, который состоял из бамбука с металлическими деталями. В деревянной трубке находились язычки, которые были прикреплены к мундштуку. Кстати, такую музыкальную технологию позже взяли на вооружение мастера-органисты, но она прижилась лишь в 19 веке.

    Первая губная гармошка увидела свет лишь в 1821 году. Ее отцом стал Христиан Ф. Л. Бушман. Примечательно то, что он был не мастером инструментов и даже не музыкантом, а мастером часовых механизмов. Его изобретение только отдаленно напоминало современную губную гармошку. Первоначально инструмент называли «аура». Он представлял собой пластину из стали с 15 отверстиями, которые закрывались металлическими языками.

    Через некоторое время изобретение Бушмана взяли на производство несколько компаний по изготовлению музыкальных инструментов: Хотца в Книттлинге и Христина Месснера. Последний немного изменил инструмент и дал ему название «мундэолина», в она звучала оригинально и свежо.

    Современный вариант губной гармошки создал музыкальных дел мастер Рихтер из Богемии. Он сделал в деревянном корпусе всего 10 прорезей, а вот количество язычков увеличил до 20. Таким образом, можно было играть на вдохе и выдохе. Система настройки, созданная Рихтером для губной гармошки, считается эталоном до сих пор.

    Промышленным изготовлением губных гармошек занялся МаттиасХонер. Скоро Хонер стал удивительно быстро покорять музыкальный рынок, имея в своей мастерской только одного рабочего и помощь семьи. Хонер прославился на весь мир не только как мастер, но и как один из первых музыкальных бизнесменов. В 1900 году его фирма выпустила пять миллионов губных гармошек, которые разошлись по всему свету. Сейчас фирма “Hohner” выпускает около 90 наименований губных гармошек.

    Губная гармошка это не только музыкальный инструмент. Ее можно назвать настоящей кино первой половины прошлого века. После второй мировой войны она стала музыкальным инструментом негритянских гетто.

    Перед покупкой первой гармошки вам необходимо будет определиться, на гармошке какого типа вы собираетесь учиться играть.

    Губные гармошки бывают разные. В основном это обусловленно тем, что для исполнения различных произведений требуется определенный строй гармошки (расположение нот) в котором удобно это произведение играть. К примеру, если вы собираетесь играть блюз или кантри, вам подойдет блюзовая диатоника. Если джаз или классику – вам нужна хроматика. С русскими-народными дружит тремоло-гармоника. Если вы собираетесь аккомпонимировать группе, то возможно вам подойдет аккордная или бас-гармошка.

    В результате получается примерно такое разделение:

    Блюзовая гармоника
    Блюзовая гармоника - самая популярная на сегодняшний день. Обычно имеет 10 отверстий, в каждое можно играть и на вдох (англ. draw ) и на выдох (англ. blow ). При определённых навыках игры можно играть хроматически с помощью специальных приёмов - бендов и передувов. Продаётся в разных тональностях и настройках, но самая распространённая - C-dur.

    Хроматическая губная гармоника
    Хроматическая гармошка (“хромка”, “хроматика”) дает возможность играть хроматически (т.е. использовать все ноты) без использования специальных приёмов. Как правило для этого используется кнопка (“слайдер”, “клапан”) при нажатии которой происходит сдвиг нот на полтона в ту или иную сторону, но есть и хроматические гармоники без слайдера, например бас-гармоники, или аккордные. Количество отверстий как правило 12-16. Большой размер и наличие кнопки позволяет визуально отличить большинство инструментов от других типов гармоник. Чаще всего используется в таких музыкальных направлениях, как блюз, джаз, поп и классика.
    Хроматика с кнопкой изобретена немецкой фирмой Hohner очевидно на базе диатонической блюзовой гармоники в начале 20 века, первые модели появились около 1910.

    Тремоло гармоника
    В Тремоло-гармонике две звуковые пластины, звучащие одновременно, слегка расстроены друг относительно друга, создавая тремоло-эффект. Таким образом, на каждую ноту приходится 2 язычка, и звук получается более насыщенным. Наличие ноты ля в нижней октаве позволяет полноценно играть русские мелодии.

    Октавная гармоника
    Октавная гармоника - другая разновидность диатоники. В ней две звуковые пластины, звучащие одновременно, настроены точно в октаву друг относительно друга. Это придает большую громкость и другой тембр звука.

    Басовая гармоника
    Басовая гармоника - фактически два отдельных инструмента, один над другим, соединённых шарнирами с обеих сторон. Каждое отверстие играет только на выдох, и на каждую ноту - по две звуковые пластины, настроенные в октаву.

    Аккордовая гармоника
    Аккордовая гармоника, подобно бас-гармонике, тоже состоит из двух подвижно закреплённых пластин, сдвоенные язычки которых настроены в октаву. Но в отличие от бас-гармоник, она имеет ноты и на выдох, и на вдох, что позволяет использовать различные аккорды.

    Можно на недорогом простеньком инструменте, а губную гармошку высокого качества купить потом. При таком подходе дело до покупки гармошки чаще всего не доходит, потому что исполнитель получает полнейшее разочарование в гармошке после игры на некачественном инструменте.

    Существует несколько видов губных гармоник:

    • Диатонические (10-ти дырочные);
    • Хроматические;
    • Тремоло;
    • Октавные;
    • Басовые;
    • Аккордовые;
    • Различные гибриды этих гармоник.

    Чаще всего аккордовые, басовые и октавные гармошки применяются в гармошечных оркестрах, их очень непросто найти в продаже, поэтому мы не будем делать на них акцент. Лучше обсудим диатонические, хроматические губные гармошки и гармошки тремоло.

    Губная гармоника тремоло

    У них, как правило, немного расстроены два звуковых язычка относительно друг друга на каждой ноте. Именно благодаря этому достигается эффект тремоло. Эти гармошки располагают звуками только «белых клавиш фортепиано» и не имеют ни одной «черной клавиши». Тремоло можно считать примитивной гармоникой, на ней достаточно быстро и легко можно научиться играть любому человеку с малейшим музыкальным слухом. Однако, ввиду большой нехватки недостающих нот, она очень ограничена в возможностях. Если вы остановите свой выбор на гармошке тремоло, то сможете исполнять только простенькие детские мелодии, русские и украинские родные песни и, вероятно, гимны некоторых стран.

    Хроматическая губная гармоника

    Она обладает всеми звуками хроматического звукоряда, т.е. всеми «белыми и черными клавишами фортепиано». Хроматической гармонике подвластно воспроизведение сложных классических произведений и даже джазовой музыки. Но при этом неплохо иметь хорошее музыкальное образование, с листа читать ноты и отлично играть на диатонической губной гармошке. Все, кто играет на хроматической гармошке, начинали с диатонической, потому что можно превосходно научиться некоторым приемам (например, бенды или красивое вибрато) именно на диатонической гармошке, не повреждая язычки инструмента.

    Она является самой популярной губной гармошкой в мире, на ней можно исполнять любую музыку, в любом стиле. Обладает насыщенным и густым звуком относительно вышеописанных гармоник. Располагает всеми нотами, но, тем не менее, следует овладеть достаточными навыками для игры на данном инструменте. Эту гармонику иногда называют блюзовой, но это совсем не значит, что она предназначена только для блюзовых композиций. Название объясняется тем, что диатоническая гармоника приобрела огромную популярность именно в эпоху становления блюзовой музыки, в которую она, кстати сказать, идеально вписывается.

    Язычки губной гармоники

    Материал, из которого выполнены язычки губной гармошки, непосредственно влияет на долговечность инструмента. Традиционно используют для своих гармоник медные язычки компании Hohner и Suzuki. Инновационный прорыв в данной области сделала компания Seydel, она стала первой компанией, изготавливающей для своих губных гармоник язычки из стали. Их сложно сломать и они дольше не расстраиваются.

    Губные гармоники имеют различную тональность. Если вы относите себя к начинающим гармонистам, то остановите свой выбор на гармошке в тональности «до мажор». Именно на ней вам будет легче и проще овладеть главными приемами и навыками. К тому же, большинство существующих самоучителей записаны для гармошки «до мажор». Приступив к обучению на гармонике этой тональности, вы потом легко будете играть и на всех остальных, более высоких и низких. тональностях.

    Проверка инструмента перед покупкой

    Если вы приобретаете губную гармонику в специальном магазине музыкальных инструментов, то обязательно спросите специальные меха для губных гармоник. С их помощью «продувают» каждое отверстие на вдох и на выдох, чтобы убедиться в звучании всех нот. Очень важно «продышать» отдельно каждое отверстие. Это может вызвать значительные затруднения, если вы до этого ни разу не играли на губной гармонике. При проверке каждого отверстия на вдох и на выдох, обращайте особое внимание на дополнительные призвуки в виде «звона», которые могут попадаться на губных гармошках. А это означает, что язычок цепляется за плату губной гармошки. В этом случае требуйте другую гармошку. Кроме этого, на низких тональностях (ля, соль и ниже), язычки могут биться о крышку губной гармоники, в принципе, это нормально, ничего страшного в этом нет. Но, перебрав несколько гармоник, вы найдете ту, которая не звенит. На губных гармониках тональности «до мажор» никакого звона не должно присутствовать вообще, поэтому самый лучший критерий для того, чтобы купить губную гармошку до мажор –это чистый звук на каждом отверстии.

    Губная гармоника не переносит резких колебаний температуры и сырости. Перед игрой рекомендуется нагреть гармошку в ладонях до температуры человеческого тела. Для долгой жизни гармошку следует носить в чехле, играть мягко и стараться не ронять. Периодически ее необходимо вытряхивать, удаляя при этом частички грязи и накопившуюся слюну. И тогда гармоника будет долго радовать вас своим звучанием.

    Развивайте чувство ритма

    Если вы обладаете природным чувством ритма – это хорошо, но это не освобождает вас от работы над ритмическим рисунком произведения. Здесь вам придет на помощь обычный метроном. Кстати, аналоги метронома можно легко найти в Интернете. Добившись определенных успехов, не останавливайтесь и продолжайте осваивать сложные виды ритма, учитесь на слух определять размер музыкальной композиции.

    Губная гармошка очень компакта и удобна для того, чтобы носить ее с собой постоянно. Можно тренироваться в любую свободную минутку, вы почувствуете значительный прогресс и уже через несколько месяцев не узнаете себя.

    Развивайте музыкальную память

    Начав разучивать мелодию по нотам или табам, попробуйте в какой-то момент оторваться от них и обратить внимание на интонацию. Сыграйте по памяти, вложив свою душу в это произведение. Одновременно вы будете развивать свой музыкальный слух, с каждым разом запоминание будет проходить все легче.

    Точное звучание и оригинальная манера игры

    Качественный звук и хорошее чувство ритма - главное для мастера! Свою индивидуальность проявляйте в вариациях на тему мелодии, но звучание должно быть безупречным!

    Игра виртуозов является лучшим учебником для начинающих исполнителей. С вами всегда должна быть не только гармоника, но и аудиозаписи любимых мелодий и музыкантов. Слушайте их при любой возможности.

    Играйте в коллективе

    Итак, вы уже достаточно неплохо играете и импровизируете, и вот вас приглашают в музыкальный коллектив. Игра в коллективе требует соблюдения особых правил: необходимо ждать момента, когда можно солировать, не перебивая при этом других исполнителей. Признак мастерства гармониста, который выступает в ансамбле, заключается именно в умении сотрудничать. Если вы будете предоставлять другим право выступить, сами тоже не останетесь в стороне.