Тимуровское движение: история возникновения, идеология и интересные факты. Тимуровское движение: история возникновения, идеология и различные факты Что такое тимуровское движение

Тимуровское движение

массовое патриотическое движение пионеров и школьников, содержанием которого является гражданская забота о нуждающихся в помощи людях. Возникло в СССР в начале 40-х гг. под влиянием повести А. П. Гайдар а «Тимур и его команда» как движение по оказанию помощи семьям военнослужащих. Т. д. - действенная (с элементами игры) форма общественно полезной деятельности детей, способствующая их нравственному воспитанию, развитию инициативы и самодеятельности.

В годы Великой Отечественной войны 1941-45 тимуровские команды и отряды действовали в школах, детских домах, при дворцах и домах пионеров и др. внешкольных учреждениях, по месту жительства; только в РСФСР насчитывалось свыше 2 млн. тимуровцев. Тимуровцы шефствовали над госпиталями, семьями солдат и офицеров Советской Армии, детскими домами и садами, помогали собирать урожай, работали в фонд обороны; в послевоенный период они оказывают помощь инвалидам и ветеранам войны и труда, престарелым; ухаживают за могилами погибших воинов. В 60-е гг. поисковая работа тимуровцев по изучению жизни Гайдара во многом способствовала открытию мемориальных музеев писателя в Арзамасе, Льгове. На средства, собранные тимуровцами, в Каневе (УССР) организована библиотека-музей им. Гайдара. В начале 70-х гг. для практического руководства тимуровскими объединениями Центральным Советом Всесоюзной пионерской организации (См. Всесоюзная пионерская организация) им. В. И. Ленина создан Всесоюзный штаб Тимура при редакции журнала «Пионер», на местах - республиканские, областные, районные и городские штабы. Регулярно проходят традиционные сборы тимуровцев. В 1973 в Артек е состоялся 1-й Всесоюзный слёт тимуровцев (около 3,5 тысяч делегатов), принявший программу развития Т. д.

Традиции Т. д. нашли своё выражение и развитие в добровольном участии детей и подростков в благоустройстве городов и сёл, охране природы, помощи трудовым коллективам взрослых и др.

Тимуровские команды и отряды созданы в пионерских организациях ГДР, НРБ, ПНР, СРВ, ЧССР.

Лит.: Ухъянкин С. П., Пионеры-тимуровцы, М., 1961; Камов Б. К., Обыкновенная биография (Аркадий Гайдар), М., 1971; Фурин С. А., Симонова Л. С., Юным тимуровцам, М., 1975.

С. А. Фурин.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Тимуровское движение" в других словарях:

    Возникло в СССР среди пионеров и школьников в нач. 1940 х гг. под влиянием повести А. П. Гайдара Тимур и его команда. Оказывали помощь семьям военнослужащих и ветеранам, а также престарелым, детсадам, ухаживали за могилами погибших воинов и т. п … Большой Энциклопедический словарь

    Возникло в СССР среди пионеров и школьников в начале 1940 х гг. под влиянием повести А. П. Гайдара «Тимур и его команда». Оказывали помощь семьям военнослужащих и ветеранам, а также престарелым, детсадам, ухаживали за могилами погибших воинов и т … Энциклопедический словарь

    Тимуровское движение - ТИМУ́РОВСКОЕ ДВИЖÉНИЕ, массовое патриотич. движение пионеров и школьников, цель к рого – забота о нуждающихся в помощи людях. В конце 1930 х гг. в нек рых пионерских отрядах возникла инициатива шефства над семьями военнослужащих, выражавшая… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

    движение - , ия, ср. 1. Перемещение в пространстве в каком л. направлении. == Поступательное движение к коммунизму. патет. Титаренко, 6. 2. Общественная деятельность, преследующая определенные цели. * Революционное движение. МАС, т. 1, 368. ◘ Я … Толковый словарь языка Совдепии

    Эмблема пионерской организации СССР Пионерское движение движение детских коммунистических организаций в СССР и в других странах. Созданное по образцу скаутского движения, пионерское движение отличалось от … Википедия

    Детское движение - детское общественное движение, совокупность деятельности различных детских общественных организаций и детских общественных объединений; одна из форм социально значимой деятельности детей и молодёжи. Употребляется также термин детское и… … Педагогический терминологический словарь

    Тимуровец понятие из советских времён, обозначающее образцового пионера, безвозмездно совершающего хорошие поступки на благо социалистического общества. Происходит от книги Аркадия Гайдара «Тимур и его команда», герой которой, Тимур,… … Википедия

    Тимуровцы - участники обществ. движения в рамках Всес. пионерской орг ции им. В. И. Ленина, в первую очередь в 1940 е гг. В 1940 была опубл. пов. А. П. Гайдара Тимур и его команда, в к рой был подан пример самоорг ции дет. коллектива без контроля и… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Тимуровская улица проходит от улицы Демьяна Бедного до улицы Ушинского. 2 октября 1970 года новая улица в Калининском районе была наименована Тимуровской. «В честь патриотического воспитания пионеров», – указывалось в решении. В … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    ВСЕСОЮЗНАЯ ПИОНЕРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, массовая самодеятельная коммунистическая организация детей и подростков Советского Союза, образована 19 мая 1922, носила имя В. И. Ленина с 1924; как единая организация прекратила деятельность в начале 1990 х гг … Энциклопедический словарь

Книги

  • Тимур и его команда , Гайдар А.. Повесть «Тимур и его команда» была написана в 1940 году и сразу же стала любимой книгой миллионов юных читателей, а тимуровское движение - бескорыстно помогать тем, кто нуждается, - буквально…

Тимуровское движение зародилось в самом начале 40-х годов ХХ века, сразу после выхода в свет повести Аркадия Гайдара «Тимур и его команда». Вначале это были стихийно возникшие «команды» (отряды, дружины), помогавшие взрослым так, как это было описано в повести. Наибольшего расцвета это движение достигло в годы войны, когда дети получили после ухода отцов на фронт бoльшую самостоятельность и начали помогать воюющей стране. В послевоенные голодные, 40-50-е, помогали по хозяйству инвалидам и семьям погибших, выращивали домашнюю птицу и кроликов.

В 60-70-е годы тимуровские дружины были в каждой школе страны. В принципе функции их не изменились, но усилилась внешняя сторона, очень напоминавшая ту, против которой выступал Аркадий Гайдар в «Клятве Тимура»: в каждом городе были «главный Тимур», городской штаб, регулярно проводились торжественные линейки с победными отчетами. По сути дела, тимуровские штабы превратились в дополнительные школы лидеров, причем во многих случаях более эффективные, чем пионерские дружины и школьные комсомольские организации, так как лидерство в тимуровских дружинах было все же нацелено на практические дела.

К концу 80-х годов тимуровское движение, как и пионерское, и комсомольское, окончательно заформализовалось и фактически выродилось. Годы кризиса 90-х годов и начала XXI века прошли уже почти без тимуровского движения.

Сегодня ставится задача возрождения и развития тимуровского движения в России. Возможно ли это и нужно ли?

По многим причинам социально-экономического и политического характера мы надолго были лишены организации, призванной воспитывать детей и организовывать их разумный досуг. Это не могло не вызвать всплеск многих негативных явлений, которые начали серьезно беспокоить общество: усиление криминогенности среди подростков и, в частности, движение так называемых скинхедов, фанатов спортивных клубов, алкоголизм и наркомания, праздное времяпрепровождение с бутылкой пива в руке, крайний индивидуализм и агрессивность одних и уход от действительности в компьютерные игры других. Для избежания углубления и расширения этих негативных процессов необходимо возрождение и развитие тимуровского движения. Оно поможет организовать разумный и созидательный досуг детей и будет способствовать воспитанию детей в духе национальных морально-нравственных ценностей: патриотизма, чувства милосердия, сострадания и взаимопомощи, стремления трудиться на благо ближних. И начинать это воспитание нужно, как можно раньше. Возможно, что со старшего дошкольного возраста.

С другой стороны, тимуровское движение нужно обществу. Как это ни покажется странным, но без помощи детей мы уже не сможем обойтись. А возможно ли тимуровское движение, то есть добровольная и безвозмездная помощь детей взрослым в наш меркантильный век? Разумеется, в той форме, в которой оно описано в повести «Тимур и его команда», возрождение тимуровского движения практически невозможно. Дело в том, что в те годы, когда повесть Аркадия Гайдара изучалась в школе, почему-то обходили вниманием то обстоятельство, что дети организовали свою команду в каникулы, в дачном поселке, будучи там не вместе с родителями, а под присмотром, причем не очень жестким, бабушки (Нюрка), дедушки (Коля Колокольчиков), дяди (Тимур), старшей сестры (Женя). Досуг, не ограниченный повседневными учебными обязанностями, отсутствие мелочного надзора и позволили детям самостоятельно создать свою самоуправляющуюся маленькую организацию (команду). Такого неограниченного досуга у современных школьников нет.

Второе, что делает затруднительным возрождение тимуровского движения в той форме, как это было в повести «Тимур и его команда», - это как раз то, что и считал наиболее действенным сам писатель - атмосфера игры, тайны. В современной криминогенной обстановке подобная игра воспринималась бы с еще большей опаской, тем более что в настоящее время попасть под влияние отрицательного лидера, а то и вовсе криминального «авторитета», гораздо более вероятно, чем под влияние положительного. Для того чтобы играть в такие игры и избежать влияния криминала, надо сначала найти и подготовить тысячи деятельных подростков, способных возглавить тимуровские команды. Помочь в этой подготовке могут деловые игры, специализированные смены в лагерях «Я - лидер», опыт проведения которых имеется во многих городах, в том числе и в Арзамасе. Помочь в работе новым Тимурам могут, в том числе и так называемые уличные психологи, которые достаточно давно работают с подростками на Западе, а теперь эту должность пытаются ввести и в наших крупных городах.

Школа также не должна стоять в стороне от организации тимуровского движения. Но при этом есть опасность того, что классные руководители, в 80-е годы имевшие опыт работы в этом направлении, не смогут избежать искушения использовать «старые, проверенные» методы работы, которые в свое время и привели тимуровское движение к вырождению в обычную обязаловку, «отработку», не вызывающую у детей ничего, кроме скуки и ощущения потерянного времени. Перед школой стоит задача найти новые формы организации тимуровской работы, которые могут заинтересовать современных детей.

Замена командно-административных форм партнерскими отношениями взрослых и детей - вот одна из центральных задач при организации тимуровского движения на современном этапе.

И еще одна проблема, требующая решения, - работа с родителями. Родители нынешних 10-12-летних ребят, пережившие все экономические и политические потрясения и испытавшие массированное давление средств массовой информации, пропагандировавших западные ценности индивидуализма и личного преуспеяния любой ценой, вряд ли благосклонно отнесутся к тому, что их дети тратят время на «чужого дядю». Классным руководителям нужно предусмотреть соответствующую работу с родителями.

На Западе в последние десятилетия существует волонтерское движение молодежи (старшеклассников, студентов) по помощи тем, кто в ней нуждается. Начинает развиваться это движение и у нас в России. Есть оно и в родном городе Аркадия Гайдара Арзамасе. Например, молодежная организация «Казачий Спас» шефствует над детьми группы риска, причем совершенно добровольно, по велению сердца, безвозмездно. В то же время в организации волонтерского движения еще много проблем, возникающих из-за непонимания сущности этого движения, из-за «обязаловки», из-за попыток получить какие-то льготы.

Наталья БЕЛЯНКОВА, директор научно-методического центра Арзамасского государственного педагогического института имени А.П.Гайдара, кандидат педагогических наук

Как отмечают отечественные историки, летом 1941 года тимуровское движение охватило уже весь СССР. А. Н. Балакирев в своей научной работе по исследованию данной организации приводит статистику, характеризующую разницу отношений детей к пионерии и тимуровцам на примере Бурятии: там за войну количество пионеров сократилось в 5 раз, а численность тимуровских организаций, напротив, увеличилась в 3 раза и достигла 25 тысяч человек.
Движение тимуровцев в Великой Отечественной войне пользовалось большим авторитетом у советских детей, поскольку было связано с конкретной работой – тимуровцы ухаживали за семьями фронтовиков, пожилых людей – кололи им дрова, носили воду, собирали золу и куриный помет для парников, деньги и облигации для строительства советского вооружения, шествовали над госпиталями, выступали перед ранеными с концертами… Как писал А. Н. Балакирев, только в Челябинской области в 1942 – 1943 годах насчитывалось свыше 3 тысяч тимуровских команд общей численностью 28 тысяч человек, дети заботились о 15 тысячах семей фронтовиков. В Хабаровском крае порядка тысячи команд тимуровцев занимались ремонтом жилья семей воевавших на фронтах ВОВ, помогали в воспитании маленьких детей, пололи огородные посадки и собирали выращенный урожай, заготавливали дрова. В Воронежской области во время войны действовало более 50 тысяч тимуровцев.
В начале 1942 года в СССР состоялись тимуровские слеты, где подводились итоги работы этих организаций по стране. Особую благодарность заслужили добровольные помощники комсомольцев, действовавшие в блокадном Ленинграде. В осажденном городе функционировали 753 команды с 12 тысячами тимуровцев. Ленинградские тимуровцы также заботились о семьях фронтовиков, пенсионеров и инвалидов, отоваривали для них продовольственные карточки, заготавливали топливо и убирали квартиры.

Проблема. В законодательном акте – «Закон об образовании»- дается определение, что «…образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства…». Именно воспитание стоит на первом месте. Образование – в первую очередь – целенаправленный процесс воспитания. И с этим нельзя не согласиться. Моя позиция такова: обучить наукам можно почти всегда и почти всех, а вот научить стать человеком – задача посложнее. В этом вопросе в современной школе имеются недостатки. Увлекшись всевозможной техникой, электроникой, современными образовательными технологиями, мы забываем порой о нравственности. Мы воспитываем и обучаем через отдельные мероприятия (День вежливости, милосердия, декада борьбы с курением и т.п.), а ведь это процесс постоянный, системный. Мы всегда должны быть вежливыми, милосердными, вести здоровый образ жизни. И вот когда это станет потребностью, а не сиюминутной необходимостью, мы сможем сказать, что воспитали нравственного и образованного человека, который будет вершить добрые и нужные людям дела. Нет сомнений в том, что в наше время возникает проблема патриотического воспитания школьников. В предыдущие годы это направление воспитательной деятельности было недостаточно развито. Как результат этого мы видим выросшее поколение, для которого чуждо понятие "Родина", "Патриотизм", "Отечество". Поэтому стали актуальными проблемы воспитания защитников Родины законопослушных граждан, воспитание милосердия и человеколюбия. Патриотическим воспитанием, как и всем прочим, в первую очередь обязаны заниматься классные руководители. В Федеральной программе патриотического воспитания развитие тимуровского движения выделено отдельной строкой. А это означает важность его для общества в целом. По многим причинам социально-экономического и политического характера мы надолго были лишены организации, призванной воспитывать детей и организовывать их разумный досуг. Это не могло не вызвать всплеск многих негативных явлений, которые начали серьезно беспокоить общество: усиление криминогенности среди подростков и, в частности, движение так называемых скинхедов, фанатов спортивных клубов, алкоголизм и наркомания, праздное времяпрепровождение, крайний индивидуализм и агрессивность одних и уход от действительности в компьютерные игры других. Во избежание углубления и расширения этих негативных процессов необходимо возрождение и развитие тимуровского движения, цель которого помочь организовать разумный и созидательный досуг детей, способствовать воспитанию детей в духе национальных морально-нравственных ценностей: патриотизма, чувства милосердия, сострадания и взаимопомощи, стремления трудиться на благо ближних . И начинать это воспитание нужно, как можно раньше. Возможно, что со старшего дошкольного возраста.

Сегодня ставится задача возрождения и развития тимуровского движения в России. Возможно ли это, и нужно ли? Мое мнение следующее: нужно, но следует учесть ряд особенностей:

Первое, тимуровское движение нужно обществу. Как это ни покажется странным, но без помощи детей мы уже не сможем обойтись. А возможно ли тимуровское движение, то есть добровольная и безвозмездная помощь детей взрослым в наш меркантильный век? Разумеется, в той форме, в которой оно описано в повести «Тимур и его команда», возрождение тимуровского движения практически невозможно. Дело в том, что дети организовали свою команду в каникулы, в дачном поселке, будучи там не вместе с родителями. Досуг, не ограниченный повседневными учебными обязанностями, отсутствие мелочного надзора и позволили детям самостоятельно создать свою самоуправляющуюся маленькую организацию (команду). Такого неограниченного досуга у современных школьников нет.

Второе, школа также не должна стоять в стороне от организации тимуровского движения. Но есть опасность того, что классные руководители, в 80-е годы имевшие опыт работы в этом направлении, не смогут избежать искушения использовать «старые, проверенные» методы работы, которые в свое время и привели тимуровское движение к вырождению в обычную обязаловку, «отработку», не вызывающую у детей ничего, кроме скуки и ощущения потерянного времени. Перед школой стоит задача найти новые формы организации тимуровской работы , которые могут заинтересовать современных детей. На мой взгляд, это:

Деловые игры, специализированные смены в лагерях «Я - лидер», опыт проведения которых имеется во многих городах. Помочь в работе новым Тимурам могут, в том числе и так называемые уличные психологи , которые достаточно давно работают с подростками на Западе, а теперь эту должность пытаются ввести и в наших крупных городах.

- Замена командно-административных форм партнерскими отношениями взрослых и детей. Это одна из центральных задач при организации тимуровского движения на современном этапе.

- Работа с родителями . Родители нынешних 10-12-летних ребят, пережившие все экономические и политические потрясения и испытавшие массированное давление средств массовой информации, пропагандировавших западные ценности индивидуализма и личного преуспеяния любой ценой, вряд ли благосклонно отнесутся к тому, что их дети тратят время на «чужого дядю». Классным руководителям нужно предусмотреть соответствующую работу с родителями.

. Тимуровское движение – это не только массовое патриотическое движение пионеров и школьников, содержанием которого является гражданская забота о нуждающихся в помощи людях, но и действенная (с элементами игры) форма общественно-полезной деятельности детей, способствующая их духовно – нравственному, физическому, героико-патриотическому воспитанию, развитию инициативы и самодеятельности, социализации личности подростка.

В нашем классе ребята давно заботятся о пенсионерах и ветеранах. Постепенно эта добровольная помощь переросла в организацию отряда быстрого реагирования. К нам часто присоединяются старшеклассники, родители. В этом году нами был разработан Устав отряда.

ОТРЯД БЫСТРОГО РЕАГИРОВАНИЯ (ОБР) – это объединение, созданное для мальчишек и девчонок, пап и мам, учителей, всех желающих творить добрые и полезные дела, любящих свой родной край, свой народ.

В ОБР входят дети, которых с полным правом можно назвать добрыми, дружными, бескорыстными, общительными.

Они очень любят совершать добрые дела, активно участвовать в жизни школы, поселка, района.

Они очень не любят , когда обижают малышей, не уважают старших, не берегут свое здоровье и наносят вред окружающей природе.

УСТАВ.

Членами ОБР являемся МЫ - дети и наши друзья взрослые, объединенные общим стремлением, общей идеей: «Гори сам, зажги другого».

Мы собрались вместе в своем отряде для того, чтобы творить добрые дела и совершать только хорошие поступки , делать окружающий мир теплее и добрее.

Нас объединяет ВЕРА в то, что ДОБРО может спасти мир.

Мы ставим и реализуем высокие ЦЕЛИ:

Приобщение к заботам и проблемам людей;

Оказание помощи нуждаюшимся;

Проявление любви и заботы к родной природе и животному миру.

В нашем отряде царит ДУХ …

Понимания,

Доброты

Милосердия.

Сострадания,

Заботы,

Дружбы,

Доверия.

Мы защищаем:

Слабых,

Престарелых и одиноких,

Природу.

Наш отряд отличает особое родство :

Душ,

Мнений,

Единого благородного дела.

Мы чтим и бережем ТРАДИЦИИ:

Уважения к старшему поколению: забота о ветеранах,

Памяти о тех, кто отдал свои жизни за свой народ, за свою Родину,

Дружбы: не оставлять друг друга в беде,

Взаимопомощи: помоги всем в трудную минуту,

Слова и дела: выполнять все обещания,

Точности: не опаздывать.

В нашем отряде действуют ЗАКОНЫ:

ДОБРОТЫ: «Доброта порождается добротой»;

ПРАВДЫ: «Где правда, там и счастье»;

ОТВЕТСТВЕННОСТИ: «Если не я, то кто – же?!»;

ЧЕСТИ: «Не тот прав, кто сильней, а тот, кто честней»;

ЗАБОТЫ: «Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим».

Здесь бережно относятся:

К человеку,

Его здоровью (физическому и моральному),

К взаимоотношениям,

К красоте и гармоничности природы во всякое время года.

Здесь всегда помнят о том, что:

Жизнь – главная ценность.

Милосердие – это высшая бескорыстная форма любви.

Добро способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души.

Наша главная деятельность – ЗАБОТА о:

Ветеранах труда и войн,

Одиноких и престарелых людях,

Четвероногих и пернатых.

В нашем отряде разрешается:

Творить только добрые дела,

Совершать только хорошие поступки,

Фантазировать и воплощать свои фантазии.

В нашем отряде поощряется:

Доброта,

Уважение,

Трудолюбие,

Любовь к природе,

Здоровый образ жизни.

Отношения взрослых и детей в отряде строятся на основе взаимопомощи и взаимопонимания. Здесь берегут добрые отношения.

Взрослые для младших являются помощниками и единомышленниками.

Самоуправление.

В нашей школе тимуровская работа ведется уже много лет. Ведется систематически, а главное - с желанием. Наша работа нужна, ведь престарелым людям иногда требуется не только помощь, но и просто внимание. Кроме того, общаясь с пожилыми односельчанами, ребята узнали много нового о своем селе, традициях и обычаях, а также слушали их воспоминания о событиях давно минувших дней.

Ребята участвовали в различных операциях “Снег”, “Ветеран живет рядом”, “Салют ветеранам” и “Обелиск”. Ребята ходили к своим подшефным и оказывали им посильную помощь: расчищали дорожки от снега, сбрасывали снег с крыши, убирали в комнате, мыли пол, носили воду.

Выражение чуткого отношения ребят к людям проявляется не только в помощи пенсионерам в домашнем хозяйстве. Наряду с этим школьники оказывают им моральную поддержку: поздравляют по случаю праздника, организовывают встречи с ветеранами войны. А разве не забьется взволнованно сердце бывшего воина, когда в День Победы ребята поздравят его и преподнесут подарок, изготовленный своими руками.

Наряду с помощью ветеранам школьники помогают животным и птицам пережить зиму, а весной и летом заботятся о зеленых насаждениях, ухаживают за школьным садом.

Вывод: проведенная работа позволила убедиться в том, что внешкольные коллективы в лице тимуровских отрядов значительно влияют на степень роста требовательности друг к другу. В процессе выполнения тимуровской работы дети входят в контакт с людьми, имеющими большой жизненный опыт, достойными и уважаемыми в обществе. Они оказывают огромное воспитательное влияние на поведение юных тимуровцев. Выполняемые тимуровцами дела – это обретение гражданственности, воспитание доброты, чуткости, сострадания и сопереживания, приобщение к делам взрослых, развитие детской инициативы; это создание условий, благоприятствующих формированию личности, способной самостоятельно строить свою жизнь на принципах добра, истины, красоты.

ОБЩИЙ СБОР

Комитет «Тревога»

(приём заявок и распределение дел)

Комитет «Шефство»

(тимуровский пост)

Комитет «Творчество»

(сувенирная мастерская «Радость»)


"Взялся сделать — сделай хорошо", — говорил главный герой повести "Тимур и его команда". Этот лозунг подхватили советские подростки по всей стране. Книга Аркадия Гайдара о мальчике, тайно помогающем семьям солдат и офицеров, вызвала невероятный резонанс. Так в Советском Союзе появилось первое добровольческое движение — тимуровцы.

Добровольцы, или волонтеры, бескорыстно помогающие другим, были всегда. Особую роль в жизни России они начали играть после Октябрьской революции.

Тогда идеи добровольной помощи активно пропагандировались на государственном уровне. Образ добровольца, восстанавливавшего народное хозяйство, покоряющего целину, практически впечатывали в сознание молодых людей. Порой волонтерство приобретало добровольно-принудительный характер (как, например, субботники), но часто искреннее желание новой жизни вдохновляло многих на бескорыстную помощь, альтруизм.

Самым ярким явлением в добровольчестве Союза стало тимуровское движение.

© РИА Новости Репродукция иллюстрации к книге Аркадия Гайдара "Тимур и его команда"

© РИА Новости

С чего все начиналось

В 1940 году Аркадий Гайдар написал повесть "Тимур и его команда" про мальчика, который со своими друзьями помогал семьям военных, ушедших на фронт.

Образ Тимура настолько вдохновил советских школьников, что появились подражатели. Они организовывали отряды, чтобы помогать старикам, семьям солдат и офицеров.

Первый отряд появился в подмосковном Клину — именно там Гайдар создал это произведение. Шесть подростков практически стали первопроходцами в тимуровском движении.

Затем такие отряды возникли по всей стране. Причем порой в одной местности сосуществовали две-три подобные команды. Из-за этого происходили и курьезы — подростки по несколько раз за день рубили дрова в одном дворе или трижды там подметали.

Многие считают, что Аркадий Гайдар описывал опыт деятельности скаутских организаций начала XX века. Как бы то ни было, помощь тимуровцев оказалась очень своевременной и нужной. Такие отряды помогали в детских домах и школах, брали шефство над семьями офицеров и солдат, работали в полях, собирали металлолом — всего и не перечислить. Отдельного внимания заслуживает их работа в госпиталях, где юные активисты по поручению солдат писали письма и помогали медперсоналу. При этом подростки продолжали ходить на уроки.

Расцвет, угасание и возрождение

Во время Великой Отечественной войны тимуровское движение расширилось. Можно сказать, что в него были вовлечены почти все школьники. В 1945-м в Советском Союзе насчитывалось около трех миллионов тимуровцев.

После Победы тимуровцы продолжили помогать фронтовикам, инвалидам, престарелым, ухаживали за могилами красноармейцев. Но постепенно энтузиазм добровольцев начал угасать.

Добровольчество возродилось лишь в период оттепели — в 1960-х годах. Тогда дети и взрослые стремились помочь друг другу, и государство стало отмечать их заслуги — лучшим вручали награды.

Выход на новый уровень

В этот же период тимуровское движение возобновилось и приобрело статус всесоюзного. Воодушевленные школьники помимо обычной помощи занялись поисками пропавших без вести на войне.

В 1970-х при редакции журнала "Пионер" был сформирован всесоюзный штаб Тимура. А в 1973-м в лагере "Артек" состоялся первый всесоюзный слет. Тогда даже была принята программа тимуровского движения.

Более того, оно вышло за пределы СССР — отряды возникали в Болгарии, Польше, Венгрии, Чехословакии и ГДР.

Развал Советского Союза логично привел к ликвидации практически всех советских начинаний, не исключая тимуровского движения.

Однако желание помогать невозможно искоренить — спустя несколько лет добровольчество постепенно начинает возрождаться. Власти активно участвуют в поддержке волонтерских инициатив. И вновь у школьников появилась возможность непосредственно участвовать не только в жизни своего города, но и всей страны.

Как и раньше, подростки помогают нуждающимся, стараются быть полезными обществу.

Быть или не быть

"Это была, с одной стороны, игра, с другой — мы чувствовали себя причастными к чему-то очень важному и взрослому", — вспоминает бывший тимуровец Евгений.

По его словам, молодежные движения и объединения развивают в подростках уважение к пожилым людям. К тому же вырабатывается ответственность: ты берешь деньги у людей, если идешь в магазин или аптеку, покупаешь именно то, что нужно.

Как объясняют психологи, подросткам необходимо объединяться в группы и иметь общее хобби. Очень важно, какие интересы объединят подрастающее поколение.

Многое зависит от того, как именно подать эту идею подросткам. Напомню, что, по книге, тимуровское движение образовалось самими ребятами, без какого-либо участия взрослых. И подобный опыт самоорганизации можно только приветствовать и в современных условиях, поддерживать его, развивать", — отмечает психолог Алиса Курамшина.

По ее словам, если вменять помощь ближнему в обязанности каждому школьнику, то стоит делать это очень аккуратно, мягко, выдавать как норму жизни, без которой человек не может считаться полноценным гражданином, членом общества.

"Соблюдая эти условия, можно надеяться на то, что ответственность и забота о людях будут прививаться. Еще лучше будет результат, если к этому привлекать не только школьников, но и их семьи", — считает психолог.