«Смех - честное и благородное лицо комедии Н. В. Гоголя «Ревизор. Христианское понимание смеха в комедии ревизор

Урок по литературе в 8 классе

«Смех - честное и благородное лицо комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

Подготовила

Учитель Стороненко Н. В.

Г. Ростов-на-Дону

Цели урока для учителя:

    Развивать навыки и умения анализа художественного текста.

    Развивать творческие способности учащихся.

    Помочь учащимся извлечь нравственный урок.

Задачи урока для обучающихся:

Планируемые результаты:

Личностные:

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

Умение определять нравственные ценности комедии;

- умение обоснованно выбирать собственные жизненные основы с позиций их ценности для людей.

Метапредметные:

-Познавательные: расширение представления обучающихся о сложности и кропотливости писательского труда; воспитание думающего человека и читателя; формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное.

- Регулятивные: выполнение заданий в соответствии с поставленной задачей; умение самостоятельно организовать собственную деятельность в решении задач, поставленных на уроке; умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать и использовать в своей деятельности.

- Коммуникативные: формирование умения выражать свои мысли в оценочном суждении; строить монологическое доказательное высказывание; уважать чужое мнение; проявление взаимопомощи; умение работать в группах.

Предметные : умение анализировать произведение; владение литературоведческой терминологией, различными формами творческой работы.

Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской классической литературы; формирование собственного отношения к произведению; понимание авторской позиции и свое отношение к ней; развивать умение выразить свои мысли, оценить поступки героев.

Осмысленное чтение и адекватное восприятие прочитанного; умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания, умение вести диалог.

Формы работы на уроке : фронтальная, групповая, индивидуальная.

Тип урока по форме : диалогический.

Тип урока по содержанию : поисково-исследовательский.

Оформление урока:

    Афиша, нарисованная обучающимися.

    Компьютерная установка (показ презентации к комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»).

Ход урока.

Тема урока: «Смех - честное и благородное лицо комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».

Ребята, выделите в названии темы ключевое слово.

- (Смех). Совершенно верно.

Попробуйте сформулировать цели и задачи нашего урока.

Цели урока :

    Научиться анализировать художественный текст.

2. Посмотреть, какие нравственные уроки можем извлечь из этого произведения

Задачи урока:

    Обобщить материал по пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор».

    Выявить положительных и отрицательных героев пьесы.

    Понять своеобразие гоголевского смеха.

Учитель: (слайд «Портрет Гоголя»)

Николай Васильевич Гоголь вошел в русскую литературу как писатель сатирик. Он обладал талантом подмечать смешное, нелепое, глупое и преображаться в героев своих озорных шуток. Ему прочили славу великого комика.

Судьба свела его с интереснейшими литераторами и художниками, и самым первым другом и вдохновителем для него стал А. С. Пушкин (слайд «Портрет Пушкина»).

Что мы знаем об истории создания комедии?

(Замысел комедии Гоголю подсказал Пушкин. Он рассказал ему «чисто

русский анекдот». В 1833 году в Нижнем Новгороде его приняли за

ревизора. А также рассказал и том, как один его знакомый выдавал себя в

Бессарабии за важного петербургского чиновника. Эта история так

привлекла Гоголя, что он сразу же зажегся мыслью написать «Ревизора». И в 1835 году комедия была написана.)

Слово учителя (слайд «Слова Гоголя») Когда Гоголь работал над комедией, он поставил перед собой цель: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всеми».

И теперь, листая страницы комедии, посмотрим, над чем же посмеялся автор, в чем своеобразие гоголевского смеха, можно ли утверждать, что смех -положительное лицо комедии?

Работа над текстом.

слайд «Город»)

- Назовите место действия комедии.

(Провинциальный городок, от которого «хоть три года скачи, ни до какой границы не доедешь».)

Почему у города нет названия?

(В маленьком городке собраны типические черты общественного строя. Гоголь хотел показать, что те порядки, которые царят в городе, происходят повсеместно. Объект сатиры Гоголя – сама современная жизнь в ее комических уродливых проявлениях.

(слайд «К нам едет ревизор»)

Комедия начинается с фразы:

«К нам едет ревизор».

Откуда чиновники узнают о приезде ревизора?

(Из письма городничему).

Что смешного в этой сцене?

(Городничий спешит читать письмо. И это выглядит смешно. В письме уже звучит разоблачение городничего: «Так как я знаю, что за тобою, как за всяким водятся грешки, потому что ты человек умный и не любишь пропускать, то, что плывет в руки…»

Какая же реакция на письмо у чиновников?

(Чиновники всполошились и пытаются найти причину этому. Явл.1 Лука Лукич: «Зачем же, отчего это? Зачем к нам ревизор?

Явление 1. Аммос Фед. : «Я думаю, что здесь тонкая и большая политическая причина.

Россия хочет вести войну…»

Явление 2 . Почтмейстер: «А что, думаю, война с турками будет».

Какие указания дает городничий чиновникам?

Попечителю богоугод. заведений Артемию Фил. Землянике, – колпаки поменять,

лечить больных, написать историю болезни, устранить грязь, запах капусты.

Судье, Аммосу Федоровичу Ляпкину-Тяп. - в передней убрать гусей, охотничий арапник, заседателя- пьяницу.

Смотрителю учеб заведений , Луке Лукичу Хлопову - навести порядок среди

учителей.

Почтмейстеру, Ивану Кузьмичу Шпекину – не вскрывать и не читать чужие письма.

Над чем же смеется Гоголь с первых страниц?

(Над невежеством чиновником, нелепостью их суждений, которые сами себя обличают).

Уродливое правление чиновно-полицейских властей, их желание скрыть недостатки, страх за наказание вызывают у зрителей смех.

(слайд «Бобчинский и Добчинский»)

Гоголь усиливает комедийную ситуацию, показывая нам сцену сообщения новости о приезде ревизора Добчинским и Бобчинским (явл.3), а также распоряжения городничего (явл. 5.)

Как смеется Гоголь над помещиками и над городничим?

(Над Бобчинским и Добчинским смеется непринужденно, весело, озорно,

Они приняли за ревизора человека в партикулярном платье», который не платит за проживание и обеды, да еще он из Петербурга. Над городничим он скорее издевается, чем просто смеется, потому что за его волнением картина вопиющего состояния города. «Квартальный Пуговицын пусть стоит для благоустройства на мосту…разметать наскоро старый забор да поставить соломенную веху…». Характерна ремарка «надевает коробку вместо шляпы».)

Как называется веселый, беззлобный смех, насмешливое отношение к чему-либо?

Как называется обличающая ирония, высмеивающая отрицательные недостатки?

Значит, Гоголь смеется по-разному и выступает в комедии и как юморист, и как сатирик.

Назовите эпизоды в комедии, в которых звучит насмешка, непринужденный, веселый смех?

(Это сцена в трактире. Любовное объяснение Хлестакова Марье Антоновне).

(Слайд «В трактире»)

Чем же эта сцена смешна?

(Городничий и Хлестаков оба испытывают страх. Один боится тюрьмы, другой жалобы министру.

Итак, смех основан на недоразумении. Правда, сказанная Хлестаковым, принимается за ложь, а ложь – за правду. На ошибке основана комическая ситуация.

Слайд Любовное объяснение

(Очень смешон Хлестаков во время своих жарких объяснений в любви дочери городничего, потом ее матери, и снова дочери. Он уже сам не может понять, кто он такой: мелкий служащий, не получивший никаких высоких чинов и по сему отозванный отцом домой, или “ваше превосходительство”, управляющий департаментом, известный всем чиновникам в Петербурге человек. Не понимая, что ему грозит разоблачение, он продолжает врать дальше. Он признается в любви дочери и жене Городничего, причем объяснение происходит в одних и тех же выражениях, он даже просит руки Марьи Антоновны).

Какой эпизод в комедии можно назвать кульминационным?

(Д.3. явл.6 - сцену вранья, потому что особенно смешон Хлестаков) .

(слайд «Задание по группам»)

Задание по группам.

1.Что в рассказе Хлестакова является вымыслом, а что правдой?

2.Как меняется поведение чиновников во время рассказа Хлестакова о петербургской жизни?

3. Действительно ли Хлестаков обладает «легкостью необыкновенной в мыслях»?

4. Что помогает Хлестакову вознестись до фельдмаршала?

5. Почему в ремарке употреблен глагол «шлепается», а не «падает»?

6. Какую дают оценку чиновники Хлестакову?

Вывод : в этой сцене Гоголь совместил тонкий юмор и острую сатиру. Автор смеется не столько над тем, что «елистратишку» приняли за фельдмаршала, сколько над тем, что пустышку приняли за идеал человека.

(слайд «Нет ли у вас взаймы?»

Давайте обратимся к сцене взяток (действ. 4 явл.3-7)

Почему Гоголь показал именно всех чиновников, дающих взятки, а не ограничился, например, одним чиновником?

(Все чиновники ведут себя одинаково, все дают взятки, т.е. автор хотел подчеркнуть массовость таких явлений, как угодничество, взяточничество, подлость, доносы).

(Обличающий, сатирический, чтобы убедительнее, ярче обнажить общественные пороки, подчеркнуть всю масштабность взяточничества).

В какой сцене Хлестаков. выступает как настоящий ревизор: в сцене со взяткой у Добчинского и Бобчинского или в сцене появления жалоб на городничего?

(В появлении жалоб на купцов, слесарши с унтер-офицерской вдовой, т.к. настоящий ревизор и взятки берет, и отдает распоряжения, и грозится расправой («в Сибирь»)

Можно ли назвать сцену жалоб слесарши или унтер-офицерши смешной (сценка из действия 4 явл.11)? И смешны ли Анна Андреевна и Марья Антоновна?

(Женские образы не вызывают сочувствия, они смешны, невежественны, некультурны, они лишь дополняют представление о жителях уездного города в целом).

Чем заканчивается комедия?

(Чтением письма Тряпичкина, из которого узнают, что Хлестаков не ревизор. И как гром среди ясного неба звучат слова о приезде настоящего ревизора.

Немая сцена. (слайд «Немая сцена»)

Какое значение придавал Гоголь немой сцене?

(Очень важное значение, т.к. это итог, приговор подлости и лицемерию, но и надежда на торжество справедливости.

В этой сцене наряду со всеми героями незримо присутствует гоголевский смех как действующее лицо.

Вспомним тему урока.

«Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во все продолжение ее. Это честное, благородное лицо был смех».

Можно ли смех назвать положительным героем и почему?

(Кроме смеха, в комедии нет положительных героев. Смех помог писателю выполнить высокую гражданскую цель: собрать все дурное и посмеяться над всем разом, потому что смех помогает увидеть недостатки.

Кто же является главным героем комедии?

(Конечно, смех.. В комедии он отражает высоту нравственной позиции писателя, его мечту о совершенной действительности. Смех –это то, что заставляет человека быть человеком).

«Ревизор» на сценах театров.

(слайд «Афиша» БДТ)

Актуальна ли комедия в наши дни?

(Да, потому что проблемы комедии, к сожалению, существуют и в нашем современном обществе.

Поэтому, комедия постоянно в центре внимания театров. В том числе и нашего театра им. Горького (слайд сцен из театральной постановки).

Слово заранее подготовленному обучающемуся.

Ростовский академический театр драмы им. М. Горького - один из старейших на юге России. Истинные почитатели ростовской драмы ведут летоисчисление с 4 июля 1863 года, когда спектаклем «Ревизор» Н. Гоголя, с участием М. Щепкина, начала своё существование первая постоянная труппа антрепренёра Ф. Надлера. Именно для неё было построено первое каменное здание, сразу ставшее архитектурной достопримечательностью страны.

Смешная и искромётная комедия. Пьеса Н. В. Гоголя «Ревизор» - замечательная «комедия ошибок», жемчужина отечественного и мирового театрального репертуара.

«К нам едет ревизор!». Эта знаменитая фраза из не менее знаменитого гоголевского произведения вот уже несколько столетий служит ключевым моментом постановок «Ревизора».

Столь хорошо выписаны образы в этой действительно бессмертной для России комедии и столь же актуальна во все времена тема, что, казалось, играй – не хочу. Потому прямо из окружающей жизни можно «писать» персонажей, что, судя по всему, и делают актеры труппы, играющие чиновников. До чего приторным получился попечитель богоугодных заведений Земляника у Сергея Витченко! Пусть больные мрут, как мухи, зато колпаки у них чистые, и лекарь Христофор Иванович водку мнимому ревизору лихо подносит. Мрачен и открыто говорит о своих взятках судья Ляпкин-Тяпкин (заслуженный артист РФ Сергей Галкин ). Правда, и у него дрожат коленки, когда самому приходится купюры из сжатой руки доставать и «ревизору» всовывать да признаваться в выгодности своего промысла. Хорош в своей убогости и Лука Лукич Хлопов, деятель народного образования (Андрей Тихонов). А уж как суетлив (почта бы так у него работала!) почтмейстер Шпекин (Андрей Ребенков), любитель читать чужие письма.

Итог урока

    Понравилась ли комедия Гоголя «Ревизор»?

    Вы видели постановку комедии. Но если будет возможность, пойдете ли вы в театр еще раз?

    Понравилась ли игра ребят в сценках?

    Как вы можете охарактеризовать смех Гоголя? (мы увидели разный смех: комический, смешной, трагический, сатирический и даже грустный; смех как действующее лицо, своеобразный прием, необходимый писателю для решения задач.)

    Чему учит нас Гоголь? (не быть Хлестаковыми, городничими, вести достойную жизнь, бороться с недостатками).

Интерес к творчеству Гоголя не пройдет никогда.

Рефлексия.

Достигли ли мы целей и задач, поставленных в начале урока?

Что на уроке вам показалось наиболее удачным, а что вы бы изменили и сделали по-другому?

Поставьте отметки сами себе.

Выставление отметок.

Домашнее задание . Как будут развиваться события с приездом нового ревизора? (Представить свой сценарий продолжения пьесы).

Спасибо всем участникам урока.

Смех - единственное честное лицо в комедии Гоголя "Ревизор"

Тридцатые годы прошлого столетия - время наиболее плодотворного и интенсивного творческого расцвета Гоголя. Вслед за "Вечерами", "Миргородом", "Арабесками" он обращается к драматургии и создает одно из самых замечательных произведений мировой литературы - бессмертного “Ревизора”. В этой комедии выставлены на позор чиноеничье-бюрократическая Россия, полицейско-самодержавный строй, основанный на чинопочитании, взяточничестве, злоупотреблениях и угнетении. По словам самого писателя, он "решился собрать в одну кучу все дурное в России... все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем".

Своеобразно и пo новому построен сам ход пьесы. В первом действии Хлестаков еще не появляется. Но вся атмосфера страха ожидания, боязни того, что откроются неблаговидные дела и злоупотребления городничего и прочих чиновников, определяют дальнейшее развитие действия, возможность будущей ошибки. "С какой силой, с какой простотой, с какой гениальной экономией происходит завязка пьесы!" - писал известный театральный деятель В. И. Немирович-Данченко. Завязка "Ревизора" дана уже в первой фразе: "Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор". И уже эта фраза дает основной толчок всему действие - возникновению страха, который и помрачил разум городничего. За комическим, почти водевильным сюжетом в "Ревизоре" все время стоит неприглядная и суровая действительность, чувствуется драматическая напряженность, столь резко сказавшаяся в финале, в "немой сцене". Комический эффект основан на "недоразумении". Каждый из персонажей под влиянием страха превратно истолковывает слова другого. И так во всей комедии: ложь принимается за правду, а правда - за ложь. Безудержно лжет не только Хлестаков, напропалую лгут и городничий, и Земляника, стараясь представить себя и "Вверенное" их наблюдению дело в наилучшем виде В Хлестакове для них олицетворялся карающий "рок", возмездие за всю их неправедную корыстолюбивую деятельность, и они притворяются, изворачиваются, лгут. В доме городничего характер Хлестакова раскрывается созови полнотой. Он ухаживает и за дочерью, и за женой городничего, объявляется женихом Марьи Антоновны и столь же быстро исчезает, как и появился. "Характер Хлестакова, - скажет Белинский, " ...развертывается вполне, раскрывается до последней видимости своей микроскопической мелкости и гигантской пошлости". За осуждением и безжалостным осмеянием мира городничих и хлестаковых, всей нечисти чиновных плутов и пустейших проходимцев, стоит положительный идеал Гоголя, который не принял еще конкретного выражения, представляя лишь мечту о справедливом и разумном устройстве общества.

Гоголь не вывел в своей комедии "положительного героя". Он писал в "Театральном разъезде": "Да. если бы хоть одно честное лицо было помещено в комедию к помещено со всей увлекательностью, то уже все до одного перешли бы на сторону этого честного лица и позабыли бы вовсе о тех, которые так испугали их теперь". Положительное начало в "Ревизоре" - смех, в котором воплощен тот высокий нравственный и общественный идеал, и есть то "честное лицо", которое определяет смысл комедии.

"Смех" в "Ревизоре" проникнут верой в “светлую природу человека", в духовные силы народа, противостоящие тем силам общественного застоя, бездушия, эгоизма, которые в комическом и уродливом виде воплощены в персонажах пьесы. "Немая сцена", завершая комическое действие трагическим финалом, утверждает торжество "правосудия", торжество высшего нравственного начала.

“Смех – благородное лицо” в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”

Разъясняя смысл “Ревизора”, Н. В. Гоголь указал на роль смеха: “Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во все продолжение ее. Это честное, благородное лицо был – смех”.
Близкий друг Н. В. Гоголя, писал, что современная русская жизнь не дает материала для комедии. На что Гоголь ответил: “Комедия кроется везде… Живя среди него, мы его не видим…, но если художник перенесет его в искусство, на сцену, то мы же сами над собой будем валяться со смеху”.
Объектом сатиры у Н. В. Гоголя становится сама современная жизнь в ее комически уродливых проявлениях. Уже в основе самого сюжета заложено комедийное несоответствие: человека принимают не за того, кем он является на самом деле. Но эту ситуацию автор решает по-новому: Хлестаков ни за кого себя не выдает. Непреднамеренность поступков Хлестакова сбила всех с толку, а чистосердечие его обмануло чиновников и городничего, который сам “мошенников из мошенников обманывал”. Происходящее и выявило истинно уродливое и смешное лицо людей, вызвало смех над ними. Это был смех сквозь слезы – гневный смех сквозь слезы горечи и негодования. Автор смеется не над конкретными личностями, а над пороками русской действительности, недаром в конце брошено в хохочущий зал: “Над собой смеетесь”.
И смешно, и горько становится, когда мы читаем о порядках в уездном городе: в присутственных местах шныряют “гуси с гусенками”, а от заседателя вечно пахнет водкой; в училище преподают какие бесноватые учителя; врачеватель Христиан Иванович по-русски ни одного слова не знает; на почте вскрываются письма ради удовлетворения любопытства почтмейстера, а полицейские “для порядку” ставят всем подряд и так далее.
Именно такое сатирическое изображение позволило Н. В. Гоголю ясно высказать свое возмущение административным произволом и хищничеством, мелкими своекорыстными характерами облеченных властью людей.
Но и просто забавных комических ситуаций есть в пьесе немало. Например, спешные приказания городничего: “Пусть каждый возьмет в руки по улице…”, или реплика “Вместо шляпы надевает бумажный футляр” и др. Нелеп и смешон Хлестаков, в страхе кричащий и стучащий кулаком по столу: “Да какое вы имеет е право?… Я прямо к министру!” А уж как он “великолепен” в сцене вранья, сделав за несколько минут головокружительную карьеру от переписчика бумаг до фельдмаршала.
Все это делает пьесу живой, достоверной и помогает читателю и зрителю очистить свою душу с помощью смеха, потому что, обличая все дурное, писатель верит в торжество справедливости, которая победит.

(1 votes, average: 1.00 out of 5)

  1. Хлестаков и хлестаковщина в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” Огромное художественное достоинство комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” заключается в типичности ее образов. Он сам высказал мысль, что “оригиналы” большинства персонажей...
  2. Особенности композиции в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” Свою комедию “Ревизор” Н. В. Гоголь построил на сюжетной основе бытового анекдота, где по самозванству или по случайному недоразумению одного человека принимают...
  3. Сюжет комедии “Ревизор”, как и сюжет бессмертной поэмы “Мертвые души”, был подсказан Гоголю А. С. Пушкиным. Гоголь давно мечтал написать комедию о России, высмеять недостатки бюрократической системы, которые так хорошо...
  4. “Смех сквозь слезы” в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” I. “Мертвые души” – это “история болезни, написанная мастерской рукой” (А. И. Герцен). II. “Мертвые души” – гениальная сатира на...
  5. Николай Васильевич Гоголь всем сердцем любил Россию и не мог оставаться в стороне, наблюдая, как она погрязла в болоте продажного чиновничества. Он создает два весьма значительных произведения, отображающих неблаговидную реальность...
  6. Появление комедии “Ревизор” в 1836 г. вызвало в обществе приподнятое, волнующее чувство. Более 160 лет прошло с тех пор, однако комедия “Ревизор” не утратила актуальности и своего звучания и сегодня....
  7. Комедия Н. В. Гоголя “Ревизор” – замечательное реалистическое произведение, в котором раскрыт мир мелкого и среднего чиновничества России второй четверти XIX века. Сам Гоголь так писал о замысле этой комедии:...
  8. Николай Васильевич Гоголь, всем сердцем любя Россию, не мог оставаться в стороне, видя, что она погрязла в болоте коррумпированного чиновничества, и поэтому создает два произведения, отображающих действительное состояние страны. Одним...
  9. Николай Васильевич Гоголь дал в комедии “Ревизор” широкую картину чиновничье-бюрократического правления в России в 30-х годах XIX века. В комедии высмеяна и бытовая сторона жизни обитателей небольшого уездного города: ничтожность...
  10. РЕВИЗОР Идейно-художественное своеобразие Комедии “Ревизор” Образ города Образ города в комедии складывается как целостная система. Тремя важнейшими принципами в изображении города являются: 1. Иерархичность (город показан в виде социальной лестницы:...
  11. Я засмеялся сразу, когда только прочитал тему сочинения. И действительно, для чего смех может потребоваться человеку? Смешной вопрос! Смех – это же суть нашей жизни! Радость, счастье и свет, юмор...
  12. Как восприняли чиновники рассказ Хлестакова о жизни в Петербурге (“Ревизор” Н. В. Гоголя)? Выполняя задание, опишите характер поведения Хлестакова с чиновниками, его желание извлечь максимальную выгоду из создавшейся ситуации. Вспомните...
  13. Единственной музой Александра Блока была его супруга Любовь Менделеева, брак с которой не сложился по ряду причин. Тем не менее, именно этой женщине поэт посвятил подавляющее большинство своих лирических стихов....
  14. ЯПОНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Автор пересказов В. С. Санович Абэ Кобо Чужое лицо Роман-притча (1964) Исследователь, заведующий лабораторией в институте высокомолекулярной химии, во время эксперимента обжег себе лицо жидким кислородом, отчего все...
  15. Литературную известность Н. В. Гоголю принес сборник “Вечера на хуторе близ Диканьки” (1831-1832 гг.), насыщенный украинским этнографическим и фольклорным материалом, отмеченный романтическими настроениями, лиризмом и юмором. Повести из сборников “Миргород”...
  16. Осуждая черствость и бездушие коллег Башмачкина, которые над ним издевались, и “значительное лицо”, который на самом деле оказался аморальным ничтожным трусливым типом, автор использует средства реализма. Это и внутренняя логика...
  17. Русская литература 1-й половины XIX века Почему Н. В. Гоголь заканчивает комедию “Ревизор” “немой сценой”? Гениальная гоголевская комедия написана в Петербурге осенью 1835 года – зимой и весной 1836 года....
  18. Великий русский критик В. Г. Белинский сказал, что задача поэзии состоит в том, “чтобы извлекать поэзию жизни из прозы жизни и потрясать души верным изображением жизни”. Именно таким писателем, потрясающим...
  19. В сознании Н. В. Гоголя всегда существовал образ идеального города, с прекрасной, “душевной” атмосферой. Городами его жизни были Петербург, а потом Рим. Еще в годы гимназии Гоголю и в мечтах,...
  20. 1835 год стал переломным в творчестве Николая Васильевича Гоголя. Вместе с “Миргородом” создавалось первое из “Петербургских повестей”, которое считается Вершиной малой прозы Гоголя. “Портрет”, “Нос”, “Записки сумасшедшего” открывали новейшую реальность...
  21. Несомненно, что у смеха Н. В. Гоголя были предшественники. Этот смех зародился в комедиях Фонвизина, в баснях Крылова, в эпиграммах Пушкина, в комедии Грибоедова “Горе от ума”. Над чем же...
  22. Гоголь создавал свои произведения в тех исторических условиях, которые сложились в России после неудачи первого революционного выступления – восстания декабристов 1825 года. Новая общественно-политическая обстановка поставила перед деятелями русской общественной...
  23. Русская литература 1-й половины XIX века Лирические отступления в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” Лирические отступления – высказывание автором своих чувств и мыслей в связи с изображенным в произведении....
  24. Все, что есть лучшего на свете, все достается или камер-юнкерам, или генералам. Найдешь себе бедное богатство, думаешь достать его рукою, – срывает у тебя камер-юнкер или генерал. Н. В. Гоголь...
  25. КЛАССИКА А. С. ГРИБОЕДОВ ЧТО СКРЫВАЕТСЯ ЗА НАЗВАНИЕМ КОМЕДИИ “ГОРЕ ОТ УМА” А. С. ГРИБОЕДОВА Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” носит необычное, интригующее, прямо-таки из ряда вон выходящее...
  26. Русская литература 1-й половины XIX века Образ дороги в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” Тема России и ее будущего всегда волновала писателей и поэтов. Многие из них пытались предсказать...
  27. Встреча Чичикова с Ноздревым в трактире (анализ эпизода из четвертой главы первого тома поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души”) План I. Описание Ноздрева. II. Беседа Ноздрева с Чичиковым. III. Какие...
  28. Поэт В. В. Маяковский вошел в наше сознание, в нашу культуру преимущественно как “агитатор, горлан, главарь”. Он действительно шагнул к нам “через лирические томики, как живой с живыми говоря”. Его...
“Смех – благородное лицо” в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”

Разъясняя смысл «Ревизора», Н. В. Гоголь указал на роль смеха: «Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во все продолжение ее. Это честное, благородное лицо был – смех».

Близкий друг Н. В. Гоголя, писал, что современная русская жизнь не дает материала для комедии. На что Гоголь ответил: «Комедия кроется везде… Живя среди него, мы его не видим…, но если художник перенесет его в искусство, на сцену, то мы же сами над собой будем валяться со смеху».

Объектом сатиры у Н. В. Гоголя становится сама современная жизнь в ее комически уродливых проявлениях. Уже в основе самого сюжета заложено комедийное несоответствие: человека принимают не за того, кем он является на самом деле. Но эту ситуацию автор решает по новому: Хлестаков ни за кого себя не выдает. Непреднамеренность поступков Хлестакова сбила всех с толку, а чистосердечие его обмануло чиновников и городничего, который сам «мошенников из мошенников обманывал». Происходящее и выявило истинно уродливое и смешное лицо людей, вызвало смех над ними. Это был смех сквозь слезы – гневный смех сквозь слезы горечи и негодования. Автор смеется не над конкретными личностями, а над пороками русской действительности, недаром в конце брошено в хохочущий зал: «Над собой смеетесь».

И смешно, и горько становится, когда мы читаем о порядках в уездном городе: в присутственных местах шныряют «гуси с гусенками», а от заседателя вечно пахнет водкой; в училище преподают какие бесноватые учителя; врачеватель Христиан Иванович по русски ни одного слова не знает; на почте вскрываются письма ради удовлетворения любопытства почтмейстера, а полицейские «для порядку» ставят всем подряд и так далее.

Именно такое сатирическое изображение позволило Н. В. Гоголю ясно высказать свое возмущение административным произволом и хищничеством, мелкими своекорыстными характерами облеченных властью людей.

Но и просто забавных комических ситуаций есть в пьесе немало. Например, спешные приказания городничего: «Пусть каждый возьмет в руки по улице…», или реплика «Вместо шляпы надевает бумажный футляр» и др. Нелеп и смешон Хлестаков, в страхе кричащий и стучащий кулаком по столу: «Да какое вы имеет е право?... Я прямо к министру!» А уж как он «великолепен» в сцене вранья, сделав за несколько минут головокружительную карьеру от переписчика бумаг до фельдмаршала.

Все это делает пьесу живой, достоверной и помогает читателю и зрителю очистить свою душу с помощью смеха, потому что, обличая все дурное, писатель верит в торжество справедливости, которая победит.

Разъясняя смысл «Ревизора», Н. В. Гоголь указал на роль смеха: «Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во все продолжение ее. Это честное, благородное лицо был – смех».

Близкий друг Н. В. Гоголя, писал, что современная русская жизнь не дает материала для комедии. На что Гоголь ответил: «Комедия кроется везде… Живя среди него, мы его не видим…, но если художник перенесет его в искусство, на сцену, то мы же сами над собой будем валяться со смеху».

Объектом сатиры у Н. В. Гоголя становится сама современная жизнь в ее комически уродливых проявлениях. Уже в основе самого сюжета заложено комедийное несоответствие: человека принимают не за того, кем он является на самом деле. Но эту ситуацию автор решает по новому: Хлестаков ни за кого себя не выдает. Непреднамеренность поступков Хлестакова сбила всех с толку, а чистосердечие его обмануло чиновников и городничего, который сам «мошенников из мошенников обманывал». Происходящее и выявило истинно уродливое и смешное лицо людей, вызвало смех над ними. Это был смех сквозь слезы – гневный смех сквозь слезы горечи и негодования. Автор смеется не над конкретными личностями, а над пороками русской действительности, недаром в конце брошено в хохочущий зал: «Над собой смеетесь».

И смешно, и горько становится, когда мы читаем о порядках в уездном городе: в присутственных местах шныряют «гуси с гусенками», а от заседателя вечно пахнет водкой; в училище преподают какие бесноватые учителя; врачеватель Христиан Иванович по русски ни одного слова не знает; на почте вскрываются письма ради удовлетворения любопытства почтмейстера, а полицейские «для порядку» ставят всем подряд и так далее.

Именно такое сатирическое изображение позволило Н. В. Гоголю ясно высказать свое возмущение административным произволом и хищничеством, мелкими своекорыстными характерами облеченных властью людей.

Но и просто забавных комических ситуаций есть в пьесе немало. Например, спешные приказания городничего: «Пусть каждый возьмет в руки по улице…», или реплика «Вместо шляпы надевает бумажный футляр» и др. Нелеп и смешон Хлестаков, в страхе кричащий и стучащий кулаком по столу: «Да какое вы имеет е право?.. Я прямо к министру!» А уж как он «великолепен» в сцене вранья, сделав за несколько минут головокружительную карьеру от переписчика бумаг до фельдмаршала.

Все это делает пьесу живой, достоверной и помогает читателю и зрителю очистить свою душу с помощью смеха, потому что, обличая все дурное, писатель верит в торжество справедливости, которая победит.