Сатирические приемы в сказках салтыкова-щедрина. Сатирическое изображение действительности в сказках Салтыкова Щедрина («История одного города»)

Салтыков-Щедрин - один из величайших сатириков мира. Всю свою жизнь он бичевал самодержавие, крепостничество, а после реформы 1861 года - пережитки крепостного права, оставшиеся в быту, в психологии людей. Сатира Щедрина направлена не только против помещиков, но и против новых угнетателей народа, которым аграрная реформа царизма развязала руки, - капиталистов. Великий писатель разоблачает и либералов, отвлекающих народ от борьбы.

Сатирик критиковал не только деспотизм и эгоизм угнетателей трудового народа, но и покорность самих угнетаемых, их долготерпение и рабскую психологию.

Творчество Щедрина связано с традициями его гениальных предшественников: Пушкина, Гоголя. Но сатира Щедрина более острая и беспощадная. Во всем блеске раскрылся талант Щедрина-обличителя в его сказках.

Сочувствуя угнетенному народу, Щедрин выступил против самодержавия и его слуг. Царя, министров и губернаторов высмеивает сказка «Медведь на воеводстве». В ней показаны трое Топтыгиных, последовательно сменявших друг друга на воеводстве, куда они были посланы львом, чтобы «усмирить внутренних супостатов». Первые два Топтыгина занимались разного рода «злодействами»: один - мелкими, другой - крупными. Топтыгин третий не жаждал «кровопролитиев». Щедрин показывает, что причина бедствий народных не только в злоупотреблении властью, но и в самом характере самодержавной системы. А это значит, что спасение народа - в свержении царизма. Такова основная идея сказки.

В сказке «Орел-меценат» Щедрин разоблачает деятельность самодержавия в области просвещения. Орел - царь птиц - решил «завести» при дворе науки и искусства. Однако Орлу вскоре надоело разыгрывать роль мецената: он уничтожил соловья-поэта, надел кандалы на ученого дятла и заточил его в дупло, разорил ворон. Писатель показал в этой сказке несовместимость царизма с наукой, просвещением и искусством, сделал вывод о том, что «орлы для просвещения вредны».

«Сказки» Щедрина - это великолепный художественный памятник минувшей эпохи, пример осуждения всех форм социального зла во имя добра, красоты, равноправия и справедливости.

Было бы несправедливо ограничить всю проблематику сказок Салтыкова‑Щедрина описанием противостояния крестьян и помещиков и бездеятельности интеллигенции. Находясь на государственной службе, автор имел возможность поближе познакомиться с так называемыми хозяевами жизни, образы которых нашли свое место в его сказках. Примерами таковых являются «Бедный волк», «Сказка о щуке зубастой» и др. В них присутствуют две стороны – те, кого угнетают и притесняют, и те, кто угнетает и притесняет.

Мы привыкли к определенным ролям, которые играют персонажи. Например, крестьяне, обычно «хорошие», а помещики – «плохие». Сказки Салтыкова‑Щедрина отличает смешение четких границ. Получается, что и угнетенные, и угнетатели имеют каждый свои недостатки. Да, лисица насмехается над «здравомысленным» зайцем для того, чтобы в конечном итоге его съесть. И она, и заяц это прекрасно понимают, но ничего поделать не могут. Лисица даже не очень голодна, чтобы есть зайца, но поскольку «где же это видано, чтобы лисы сами свой обед отпускали», то приходится волей‑неволей повиноваться закону. Все умные теории зайца разбиваются в пух и прах о жестокую прозу жизни. Получается, зайцы созданы для того, чтобы их есть, а не для того, чтобы создавать новые законы.

Как ни странно, «угнетенные», порой не вызывают никакого сочувствия, в то время как угнетатели демонстрируют нам свои слабые стороны. Особенно трагична в этом плане сказка «Бедный волк». Оказывается, волк кровожаден и жесток не потому, что ему это нравится, а потому, что такова природа вещей, или, как он сам говорит, «комплекция у него каверзная». Против самой природы нельзя идти. Подтверждением этой мысли может служить сказка «Карась‑идеалист». Карася переполняют идеи либерализма и гуманизма. Он начинает делиться со всеми своими мыслями, и когда очередь доходит до щуки, та его просто проглатывает. Самое интересное, что щука совершенно не хотела гибели карася, она всего лишь по привычке втянула в себя воду и вместе с ней карася. Почему так получается? Да потому, что у щуки, как и у волка, «комплекция такая каверзная», и ничего с этим поделать нельзя.

Получается, что «хозяева жизни» оказываются совсем не хозяевами сами себе, а погрязшими в пучине условностей, традиций и «законов», которые нельзя нарушать. В результате такой жизни получается, что и «волки голодные, и зайцев нет». Другими словами, редко кто остается довольным от существующего положения вещей. Нет, разумеется, нельзя обобщать и вводить это утверждение за всеобщее правило. Конечно, хищникам намного проще выживать, чем беззащитным зайцам, но от этого их жизнь вряд ли станет интереснее, светлее и лучше. Более того, можно сказать, что тайный расчет на милосердие и снисхождение властей, которые хищные по своей природе не только напрасен, но и в известной степени бессмыслен.

Если в животном мире положение вещей «хищник – жертва» являются нормой, то сейчас самое время вспомнить о том, что Салтыков‑Щедрин писал о людях, прикрывая их образы масками зверей. Пользуясь сложившимися стереотипами, автор делает образы помещиков, крестьян, интеллигентов, чиновников и управляющих более яркими и живыми. Но всегда необходимо помнить о том, что за личинами зверей скрываются люди, а главное отличие человека от животного – наличие разума, понятий высокой морали и этики. Непонятно, что случилось с миром, если людям приходится бороться за выживание, подобно животным. Получается, что люди постепенно утрачивают то немногое, но принципиально важное, что отличает их от неразумных существ. То, что естественно для щуки, ненормально для человека. С другой стороны, следует признать, что эзопов язык в сочетании с гротеском стал очень удачным авторским приемом, который придал насыщенность и богатство содержания.

    • Для второй половины XIX века творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина имело крайне важное значение. Дело в том, что не было в той эпохе настолько жёстких и суровых поборников истины, осуждавших общественные пороки, как Салтыков. Писатель выбрал такой путь вполне сознательно, так как был глубоко убеждён, что должен быть художник, выполняющий роль указующего перста для общества. Примечательно, что карьеру «разоблачителя» он начал как поэт. Но это не принесло ему ни широкой популярности и известности, ни […]
    • Произведения о крестьянах и помещиках занимают значительное место в творчестве Салтыкова‑Щедрина. Скорее всего это произошло потому, что с этой проблемой писатель столкнулся еще в юном возрасте. Свое детство Салтыков‑Щедрин провел в селе Спас‑Угол Калязинского уезда Тверской губернии. Его родители были достаточно богатыми людьми, владели землей. Таким образом, будущий писатель своими глазами видел все недостатки и противоречия крепостного права. Осознавая проблему, знакомую с малолетства, Салтыков‑Щедрин подверг […]
    • Где-то я вычитал и запомнил мысль, что когда в искусстве выходит на первый план политическое содержание произведения, когда обращают внимание прежде всего на идейность, соответствие определенной идеологии, забывая о художественности, - искусство и литература начинают вырождаться.Не потому ли сегодня с неохотой читаем мы «Что делать?» Чернышевского, произведения Маяковского, и уж совсем никто из молодых не знает «идейные» романы 20-30-х годов, скажем, «Цемент», «Соть» и прочие. Мне кажется, что преувеличение […]
    • Сказки Салтыкова‑Щедрина отличают не только едкая сатира и подлинный трагизм, но и своеобразное построение сюжета и образов. К написанию «Сказок» автор подошел уже в зрелом возрасте, когда многое было осмыслено, пройдено и детально обдумано. Обращение к самому жанру сказки также неслучайно. Сказка отличается иносказательностью, емкостью высказывания. Объем народной сказки тоже не очень большой, что позволяет сосредоточиться на одной конкретной проблеме и показать ее как бы через лупу. Мне кажется, что для сатиры […]
    • Имя Салтыкова‑Щедрина стоит в одном ряду с такими всемирно известными сатириками, как Марк Твен, Франсуа Рабле, Джонатан Свифт и Эзоп. Сатиру всегда считали «неблагодарным» жанром – государственный режим никогда не принимал едкую критику писателей. Народ пытались оградить от творчества таких деятелей самыми разными способами: запрещали книги к изданию, ссылали писателей. Но все было напрасно. Этих людей знали, читали их произведения и уважали за смелость. Не стал и исключением и Михаил Евграфович […]
    • Талантливый русский сатирик XIX века М. Е. Салтыков-Щедрин посвятил свою жизнь написанию произведений, в которых обличал самовластие и крепостничество в России. Он как никто другой знал устройство «государственной машины», исследовал психологию начальников всех рангов, русского чиновничества. Для того чтобы показать пороки общественного управления во всей полноте и глубине, писатель использовал прием гротеска, который считал самым эффективным средством отображения действительности. Гротескный образ всегда выходит […]
    • М. Е. Салтыков‑Щедрин – русский сатирик, создавший множество замечательных произведений. Его сатира всегда справедлива и правдива, он бьет точно в цель, вскрывая проблемы современного ему общества. Вершин выразительности автор достиг в своих сказках. В этих небольших по объему произведениях Салтыков‑Щедрин обличает злоупотребления чиновничества, несправедливость порядков. Его огорчало, что в России прежде всего заботятся о дворянах, а не о народе, к которому он сам проникся уважением. Все это он показывает в […]
    • Сатира М. Е. Салтыкова‑Щедрина правдива и справедлива, хотя нередко ядовита и зла. Его сказки – это и сатира на самодержавных правителей, и изображение трагического положения угнетенного народа, его каторжного труда, и высмеивание господ и помещиков. Сказки Салтыкова‑Щедрина – это особая форма сатиры. Изображая действительность, автор берет только наиболее яркие черты, эпизоды, по возможности сгущает краски при их изображении, показывая события как бы под увеличительным стеклом. В сказке «Повесть о том, как […]
    • Творчество М. Е. Салтыкова‑Щедрина занимает особое место в русской литературе XIX в. Все его произведения проникнуты любовью к народу, желанием сделать жизнь лучше. Однако сатира его нередко едкая и злая, но всегда правдивая и справедливая. М. Е. Салтыков‑Щедрин в своих сказках изображает множество типов господ. Это и чиновники, и купцы, и дворяне, и генералы. В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» автор показывает двух генералов беспомощными, глупыми и высокомерными. «Служили […]
    • Творчество Салтыкова‑Щедрина можно с полным правом назвать высшим достижением социальной сатиры 1860–1880‑х гг. Ближайшим предшественником Щедрина не без основания принято считать Н. В. Гоголя, создавшего сатирико‑философскую картину современного мира. Однако Салтыков‑Щедрин ставит перед собой принципиально иную творческую задачу: разоблачить и уничтожить как явление. В. Г. Белинский, рассуждая о творчестве Гоголя, определял его юмор как «спокойный в своем негодовании, добродушный в своем лукавстве», сравнивая с […]
    • «История одного города» М. Е. Салтыкова‑Щедрина написана в форме повествования летописца‑архивариуса о прошлом города Глупова, но писателя интересовала не историческая тема, он писал о настоящей России, о том, что волновало его как художника и гражданина своей страны. Стилизовав события столетней давности, придав им черты эпохи XVIII в., Салтыков‑Щедрин выступает в разных качествах: сначала он ведет повествование от лица архивариусов, составителей «Глуповского летописца», затем от автора, выполняющего функции […]
    • «История одного города» – это величайшее сатирическое полотно‑роман. Это беспощадное обличение всей системы управления царской России. Законченная в 1870 г. «История одного города» показывает, что народа в пореформенное время осталось таким же бесправным, что чиновники – самодуры 70‑ых гг. отличались от дореформенных только тем, что грабили более современными, капиталистическими способами. Город Глупов – олицетворение самодержавной России, русского народа. Его правители воплощают в себе конкретные черты […]
    • В «Истории одного города» обличаются несовершенство общественной и политической жизни России. К сожалению, России редко везло на хороших правителей. Доказать это можно, открыв любой учебник истории. Салтыков‑Щедрин, искренне переживая за судьбу своей родины, не мог остаться в стороне от этой проблемы. Своеобразным решением и стало произведение «История одного города». Центральным вопросом в этой книге является власть и политическое несовершенство страны, точнее одного города Глупова. Все – и история его […]
    • «История одного города» по праву может считаться вершиной творчества Салтыкова‑Щедрина. Именно это произведение и принесло ему славу писателя‑сатирика, на долгое время, упрочив ее. Я считаю, что «История одного города» – одно из самых необычных книг, посвященных истории российского государства. Оригинальность «Истории одного города» – в удивительном сочетании реального и фантастического. Книга создавалась как пародия на «Историю государства Российского» Карамзина. Историки часто писали историю «по царям», чем и […]
    • Роман «Преступление и наказание» - произведение, в котором вступают в конфликт мысли и чувства людей, в котором идеологическая теория натыкается на жизненную практику. Достоевскому удалось отразить степень влияния увлечения идеями революционного преобразования общества и теории индивидуализма на современную ему молодёжь. Благодаря своему творческому чутью и глубокому знанию психологии человеческой, писатель смог рассказать в своём произведении о том, как пагубно может отразиться в неокрепших умах идеологическая […]
    • В центре романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» находится характер героя 60‑х гг. XIX в., разночинца, бедного студента Родиона Раскольникова. Раскольников совершает преступление: убивает старуху‑процентщицу и ее сестру, безобидную, простодушную Лизавету. Убийство – это страшное преступление, но читатель не воспринимает Раскольникова отрицательным героем; он предстает героем трагическим. Достоевский наделил своего героя прекрасными чертами: Раскольников был «замечательного хорош собою, с […]
    • Автор «Слова о полку Игореве» написал свое произведение в 1185 г. В это время Великая Русь и Киев находились в трудном положении. Огромное государство, созданное великим князем Олегом, процветавшее во время правления Владимира Святославича и Ярослава Мудрого, после его смерти стало разъединяться на многие княжества и приходить в упадок. Киев сохранял древние традиции своей доблести, он славился историческими преданиями, могилами прославленных князей, начиная с Олега. Киевский князь по‑прежнему носил звание […]
    • В своих рассказах А. П. Чехов постоянно обращается к теме «маленького человека». Персонажи Чехова – духовные рабы общества, лишенного высших ценностей и смысла жизни. Томительная, будничная, серая действительность окружает этих людей. Они замкнулись в мирке, который сами себе создали. Эта тема объединяет так называемую маленькую трилогию, написанную Чеховым в конце 1890‑х гг. и состоящую из трех рассказов: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Герой первого рассказа – учитель греческого языка […]
    • Взрослые любят повторять слова русского поэта А.С. Пушкина «Чтение - вот лучшее умение». Меня научили читать в 4 года. И я очень люблю читать разные книжки. Особенно настоящие, которые напечатаны на бумаге. Мне нравится сначала рассмотреть картинки в книжке и представлять, о чем в ней рассказывается. Потом я начинаю читать. Сюжет книги меня захватывает полностью. Из книг можно узнать много интересного. Есть книги-энциклопедии. В них рассказывают обо всем что есть в мире. Из них самые занимательные о разных […]
    • В развитие традиционной для европейской литературы темы поэта и поэзии Пушкин внес свой вклад. Эта важная тема проходит через все его творчество. Уже первое изданное стихотворение «К другу стихотворцу» содержало в себе размышления о предназначении поэта. По мнению юного Пушкина, дар слагать стихи дан не каждому человеку: Арист, не тот поэт, кто рифмы плесть умеет И, перьями скрипя, бумаги не жалеет. Хорошие стихи не так легко писать… Молодой автор прекрасно понимает, что судьба поэта обычно […]
  • Размер: px

    Начинать показ со страницы:

    Транскрипт

    1 ТЕМА: Сатирическое изображение действительности в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина I. Лексическая работа Краткий толковый словарик Задание. Изучите краткий толковый словарик и дополните его словами: гипербола, гротеск, фантастика, ирония, сарказм, эзопов язык, пародирование. Выпишите значения этих слов. 1. АВТОРИТАРНЫЙ - основанный на беспрекословном подчинении власти, диктатуре. 2. АССОЦИАЦИЯ связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое. 3. БЮРОКРАТИЗМ 1. Управление, при котором деятельность органов исполнительной власти излишне усложнена и направлена на обеспечение ведомственных интересов в ущерб интересам общества, во вред ему. 2. Канцелярщина, пренебрежение к существу дела ради соблюдения формальностей. 4. ГИПЕРБОЛА - 5. ГРОТЕСК - 6. ДОЛГОТЕРПЕНИЕ (книж.) большое, длительное терпение. 7. ИРОНИЯ - 8. НАИВНЫЙ простодушный, обнаруживающий неопытность, неосведомлѐнность. 9. НЕВЕЖЕСТВО отсутствие знаний, некультурность. 10. НЕВЕЖА грубый, невоспитанный. 11. НЕВЕЖДА малообразованный человек, а также человек, несведущий в какой-либо области. 12. НИВИЛИРОВАТЬ уравнивая, сгладить, уничтожить различия между кемнибудь или чем-нибудь. 1

    2 13. ОБЫВАТЕЛЬ 1. В царской России: городской житель (купец, мещанин, ремесленник), а также вообще житель, относящийся к податным сословиям. 2. Человек, лишѐнный общественного кругозора, живущий только мелкими личными интересами. 14. ПАРОДИРОВАНИЕ САРКАЗМ ЭЗОПОВ ЯЗЫК - II. Задание. Перед выполнением практической части, изучите данные материалы. Художественной своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина Сказки Щедрина - политические сказки-сатиры. В них писатель с помощью аллегорий и намѐков бичевал самодержавное государство, господствующие классы царской России, буржуазную либеральную интеллигенцию, действовавшую «применительно к подлости», трусливых обывателей; с гневом и тоской говорил о забитости и покорности народа; с радостью отмечал ростки народного недовольства и протеста против невыносимых условий существования. Сказки Щедрина, как и всѐ его творчество, служили делу освобождения родины и народа. Гипербола и гротеск Правдиво изображая жизнь, Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин прибегал к заострению образов. Будучи художником-реалистом, писатель путѐм гиперболизации, с помощью фантастических образов с замечательной наглядностью раскрывал уродливый характер современной ему действительности. Такое изображение жизни, при котором реальное, будничное переплетается с фантастическим и отрицательное, уродливое рисуется в обнажѐнном, преувеличенном виде, называется гротеском. Примером гротеска могут явиться многие образы, созданные могучим талантом великого сатирика, в том числе и образы его сказок. Гротескные образы Щедрина были верны жизненной правде, они с необыкновенной глубиной и силой выражали характерные черты того «известного порядка вещей», который писатель бичевал на протяжении всей своей жизни. Связь сказок Салтыкова-Щедрина с устным народным творчеством В своѐм творчестве писатель, подобно Некрасову, щедро пользовался богатствами устно-поэтического народного творчества. Великий сатирик Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин поднял сказку на вершину политической публицистики. 2

    3 В сказках Щедрина мы встречаем традиционные сказочные образы зверей, птиц и рыб. В духе народных сказок писатель прибегал к аллегориям: в образах льва и орла он рисовал царей; в образах медведей, волков, коршунов, ястребов, щук представителей высшей царской администрации; в образах зайцев и пескарей трусливых обывателей; в образе Коняги обездоленный народ. Часто писатель пользовался народными сказочными зачинами: «Жили да были два генерала»; «Жил-был пескарь»; «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик»; «В старые годы, при царе Горохе это было: у умных родителей родился сын дурак» и т.п. Не менее часто прибегал сатирик к таким сказочным формулам, как: «по щучьему велению, по моему хотению»; «ни в сказке сказать, ни пером описать»; «он там был, мѐд-пиво пил, по усам текло, в рот не попало»; «бежит, земля дрожит»; «скоро сказка сказывается, а дело промежду зайцев ещѐ того скорее делается»; «и начал мужик на бобах разводить»: «и стал жить да поживать»; «долго ли, коротко ли»; «океан-море переплыть»; «ума палата была» и т. д. В сказках рассыпано множество пословиц и поговорок: «бабушка надвое сказала»; «живѐм богато, со двора покато: чего ни хватись, за всем в люди покатись»; «стыд глаза не выест»; «за семь вѐрст киселя есть»; «на то и щука в море, чтоб карась не дремал», «бисер перед свиньями метал» и т. д. Особенности языка сказок Щедрина В ту эпоху, когда творил Щедрин, нельзя было открыто высказывать революционных взглядов. Для того чтобы довести до читателя свои мысли, великому сатирику приходилось прибегать к «обманным средствам» намѐкам, иносказаниям и недомолвкам, которые стали одной из самых характерных черт неповторимо своеобразного языка Щедрина. Происхождение и особенности своей писательской манеры сам критик объяснял так: «Привычке писать иносказательно я обязан... цензурному ведомству. Оно до такой степени терзало русскую литературу, как будто поклялось стереть еѐ с лица земли. Но литература упорствовала в желании жить и потому прибегала к обманным средствам... Создалась особенная, рабья манера писать, которая может быть названа Езоповскою, манера, обнаруживающая замечательную изворотливость в изобретении оговорок, недомолвок, иносказаний и прочих обманных средств». Эзоповская манера письма не только помогала Щедрину преодолевать цензурные преграды, но и позволяла ему рисовать такие стороны русской жизни, какие иным путѐм осветить было бы невозможно. Он не мог прямо сказать, что народ в царской России бесправен, что политика самодержавия политика угнетения и произвола, и писал о том, что воеводу-медведя прислали в трущобу для того, чтобы он «лесных мужиков» к «одному знаменателю привѐл». Щедрин не говорил, что человек попадает в ссылку, а говорил, что тот познакомился «с Макаром, телят не гоняющим». Эти примеры показывают, как мастерски пользовался он эзоповской манерой письма. Необыкновенное своеобразие и прелесть сказкам Щедрина придаѐт искусное включение в разговорную бытовую речь книжных и иностранных слов: «Смотри, сынок, говорил старый пескарь, умирая: коли хочешь жизнью жуировать, 3

    5 Примерный план анализа сказки 1. Основная тема сказки (о чем?). К какой тематической группе относится прочитанная вами сказка? Дайте аргументированный ответ. 2. Главная мысль сказки (зачем?). 3. Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц раскрывается основная мысль сказки? 4. Особенности образов сказки: а) образы-символы; б) своеобразие животных; в) близость к народным сказкам. 5. Сатирические приемы, использованные автором. 6. Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер. 7. Соединение фольклорного, фантастического и реального (гротеск). 8. Художественная особенность сказок Щедрина (вывод по всем пунктам). 9. Что общего и чем отличается прочитанная вами сказка Салтыкова-Щедрина от русских народных сказок. Подсказка! Сатирическая сказка Щедрина Сатира Сарказм Нет положительного героя Уподобление человека животному Концовка: смешение категорий добра и зла Народная сказка Юмор Гипербола Положительный герой Очеловечивание животных Концовка: победа добра над злом Материалы для справок Сказки Салтыкова-Щедрина имеют подзаголовок: «Сказки для детей изрядного возраста». Всего им написано 32 сказки, в которых отразились существенные стороны пореформенной России. Три из них «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик» были написаны в конце 60-х годов, остальные в 80-е годы. Сказка и сказочная фантастика всегда были присущи творчеству сатирика. Он пользовался ими и в «Истории одного города», и в «Современной идиллии», и в «Сатирах в прозе». Народные сказки привлекали писателя всегдашним осуждением зла, несправедливости, тупости, лени, прославлением добра, благородства, ума, верности, трудолюбия. В фантастических, сказочных образах народ отражал явления реальной действительности, и это делало сказки родственными таланту Щедрина. Все сказки писателя можно разделить на три тематические группы: 1) Сатира, направленная против политики российского самодержавия и правящих классов; 2) Сатира, изображающая жизнь народа в России; 3) Сатира, обличающая психологию обывательски настроенной интеллигенции и еѐ поведение. 5


    Сегодня на уроке мы рассмотрим историю создания, раскроем тематику, выявим художественные особенности, определим своеобразие жанра сказок М.Е.Салтыкова- Щедрина. ПЛАН УРОКА. 1. История создания. 2. Жанровое

    «Он проповедует любовь Враждебным словом отрицанья...» (Н. А. Некрасов. На смерть Гоголя) «Сказки для детей изрядного возраста» И. Н. Крамской Портрет Салтыкова- Щедрина «Как один мужик двух генералов

    Предмет: литературное чтение, изобразительное искусство, информатика. подготовили Учащиеся 2 2 класса МБОУ «Гатчинская СОШ 8 «Центр образования» 2013 год Вопрос (проблема) проекта. Цель и задачи проекта.

    Сатира и юмор в произведениях Салтыкова-Щедрина и Л. Филатова Выполнили ученицы школы 21 Федорова А. и Зенина М. Руководитель Овечкина О.Н., Акимова М.В. Рязань, 2011 Как мы можем судить то или иное время?

    Салтыков-Щедрин (псевдоним - Н. Щедрин) Михаил Евграфович (1826-1889), прозаик. М.Е.Салтыков-Щедрин Художник И.Н.Крамской «Я писатель, в этом моё призвание». О.М.Салтыкова (мать писателя) Е.В.Салтыков

    O o http://www.vgf.ru/pedagogu/metod.aspx Линия УМК по русскому языку для 5-9 классов под ред. Шмелёва А.Д. (8 позиций) o Информационно-методический бюллетень (1 позиция) Информационно-методический бюллетень

    Библиотечно-информационный центр ГБПОУ колледж связи 54 им. Вострухина. «Я писатель, в этом моё призвание» (189 лет со дня рождения М.Е. Салтыкова Щедрина) Выставка в читальном зале БИЦ ОП 1 Подготовила

    Пушкарѐва Лилия Михайловна учитель русского языка и литературы МБУ «Школа 20» г. Тольятти Сценарий урока литературы Предмет: литература Класс: 7

    ВСЕ ЛУЧШИЕ МИРОВЫЕ АФОРИЗМЫ И ЦИТАТЫ Издательство АСТ Москва УДК 82-84 ББК 94.8 В84 В84 Все лучшие мировые афоризмы и цитаты. Москва: Издательство АСТ, 2017. 160 с. (Золотая коллекция афоризмов и цитат).

    Пояснительная записка В основе рабочей программы по предмету «Русская словесность» в 5 классе лежат положения федерального компонента государственного стандарта основного среднего образования по русскому

    Обобщающий урок по литературе в 8 «А» классе на тему: В мире «Сказок» Салтыкова-Щедрина. Цели урока: 1. Обобщить знания учащихся, полученные на предыдущих уроках. 2. Развивать навыки работы с текстом художественного

    Сказки как средство народной педагогики Федорова Ч.П. ГБПОУ ИО БПК им.д.банзарова План Воспитательное значение сказок Особенности сказок Сказки - художественно-литературные произведения являются областью

    Проект для младших школьников «Какие бывают сказки?» Воспитатель: Крылова Светлана Анатольевна Место проведения проекта: ОГКОУ «Санаторная школа-интернат» Участники проекта: обучающиеся 3 класса. Время

    УДК 821.161.2-3 18.09 Шевченко А. Н., кандидат педагогических наук, доцент кафедры филологических дисциплин и методик их преподавания Евпаторийский институт социальных наук (филиал) ФГАОУВО «КФУ имени

    Аллегория иносказание, когда под конкретным изображением предмета, человека, явления скрывается другое понятие. Аллитерация повторение однородных согласных звуков, предающее литературному тексту особую

    Рабочая программа по литературе 7класс на 206 207 уч. год п. Большой Исток 206 г ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящий тематический план разн на основе примерной программы основного общего образования по литературе

    НРАВСТВЕННЫЕ УРОКИ ПРИТЧИ Цель проекта: выявление нравственных уроков притч Задачи: Знакомство с понятием притчи. Узнать об особенностях притчи. Познакомиться с текстом притчи. Учиться понимать смысл притчи.

    Сочинение на тему недоросль семья простаковых Распечатать сочинение Анализ Недоросль Фонвизина Д И ТВОРЧЕСТВО Д.И. ФОНВИЗИНА Семейство Простаковых - Скотининых в комедии комедии, действие как бы выносится

    Министерство образования и науки Российской Федерации ФГАОУ ВПО «Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта» Олимпиада школьников «Будущее с нами» 2014-2015 уч.г. Задания заочного (отборочного)

    ЛИТЕРАТУРА Календарно-тематический план 7 класс Наименование разделов и тем Всего часов Дата Примечание ВВЕДЕНИЕ (ч) Роды и жанры художественной литературы ФОЛЬКЛОР (5 ч) 2 Жанры фольклора. 3 Знакомство

    Рабочая программа РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ 5 класс ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Говоря русская словесность, мы имеем ввиду все произведения устного народного творчества и письменные произведения, созданные на русском

    Технологическая карта урока литературы в 10 классе Тема: «Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина» Организационная информация Предмет Класс Тема урока Учитель Образовательное учреждение Республика/край,

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа 34» г. Белгорода «Согласовано» Руководитель ШМО ГЦ С. В. Колегов. Протокол от 2013 г. «Согласовано» Заместитель

    Урок по литературному чтению Тема: «Сказки разных народов» Цель: расширять знания детей о богатстве устного народного творчества, понять необходимость чтения сказок ознакомить с народными сказками разных

    5 класс ЛИТЕРАТУРА 70 часов п/п Тема урока Количество часов Дата Примечания 1. Введение. Литература как искусство слова. Художественное воплощение в литературе моральных ценностей и представлений о мире,

    Пояснительная записка В основе рабочей программы по предмету «Русская словесность» в 7 классе лежат положения федерального компонента государственного стандарта основного среднего образования по русскому

    Сочинение на тему жизнь маленького человека чехов О значении творчества Антона Павловича Чехова сказал Максим долго будет учиться понимать жизнь по его писаниям, освещенным грустной улыбкой пропасти мещанства,

    Пояснительная записка Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами: Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.2.

    Уроки литературы с элементами антикоррупционной направленности, запланированные в соответствии с программой по литературе в 5-11-х классах в 2017-2018 уч. г. Параллели Темы Элементы содержания урока Ответственные

    Планируемые результаты изучения предмета по литературному чтению 2 класс Название раздела Предметные результаты Метапредметные ученик научится ученик получит возможность результаты научиться читать тексты

    ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Лицей 580 при мгту имени Н.Э. Баумана» УТВЕРЖДАЮ Директо ГБОУ лицей 580 С.С.Граськин 20 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 122 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ» Г. ПЕРМИ РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО на заседании ШМО Зам.

    I.Требования к уровню подготовки обучающихся Рабочая программа ориентирована на освоение учащимся 8 класса следующих умений: - читать и понимать художественные произведения с учетом их специфики; - выразительно

    ТЕМЫ ДОМАШНИХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ С ПРАКТИКУМОМ 1. Роль малых форм устного народного творчества в нравственноэтическом воспитании младшего школьника 2. Роль русской народной сказки

    Лялина Татьяна Евгеньевна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 8» г. Алапаевска Свердловской области КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ

    Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе программы Р.И.Альбетковой «Русская словесность. От слова к словесности» 5-9 классы - // Программы для общеобразовательных учреждений.

    Рабочая программа РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ 9 класс ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Говоря русская словесность, мы имеем ввиду все устного народного творчества и письменные, созданные на русском языке, при этом мы рассматриваем

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ «ШКОЛА 11» Приказ 130 от 14.06.2016 Программа принята на основании решения методического объединения учителей русского

    РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ. 5 класс. Словесность, в широком смысле слова, это словесное творчество, способность описывать с помощью языка людей, предметы, картины, повествовать о человеческих поступках и событиях,

    Тема 25. Подготовка к написанию сочинения по роману А. С. Пушкина «Дубровский» на выбранную тему Маршрут 1 Тема сочинения: «Владимир Дубровский русский Робин Гуд» Маршрут 2 Тема сочинения: «Жестокие и

    Технологическая карта урока Учебный предмет: литературное чтение Класс: 1 Учитель: Домнина Елена Ефимовна Автор УМ К: «Школа России» под редакцией А.А Плешакова. Тема урока: Сапгир «Про медведя» Тип урока:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Бабкинская средняя общеобразовательная школа» (МБОУ «Бабкинская средняя общеобразовательная школа») СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО протокол заседания приказом

    ВОСЕМЬ УРОКОВ ПО ПОДГОТОВКЕ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ГИМНАЗИИ 1558 ДЕНИСОВОЙ О.Ю.) Подзаголовок «Во двор въехали две лошади. Это были сыновья Тараса Бульбы»

    Учебная дисциплина: литература Преподаватель: Воробьева Ольга Петровна Технологическая карта занятия Курс обучения I Тема: «Эзопов язык» в сказках М.Е. Салтыкова Щедрина. Тематика и проблематика сказки

    Белоус Ольга Богдановна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 5 им.в.и. Данильченко» станица Стародеревянковская, Каневской район, Краснодарский край

    Уважаемые читатели! Абонемент художественной литературы и искусства предлагает Вашему вниманию виртуальную выставку «Новые книги». С февраля 2011 года "Комсомольская правда" и издательство "Амфора" выпускают

    Конспект урока литературного чтения во 2 классе «Борис Житков «Храбрый утёнок» Цель: знакомство с творчеством Бориса Житкова и с содержанием его рассказа. Задачи. Обучающие. Продолжить работу над умением

    Читайте Достоевского, любите Достоевского. К 195 летию со дня рождения Федора Михайловича Достоевского ПИСАТЕЛЬ, ПОТРЯСАЮЩИЙ ДУШУ Кто хочет приносить пользу, тот даже со связанными руками может сделать

    ОСНОВЫ ПОЭТИКИ. Билет 1 Прочитайте отрывок из произведения Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и ответьте на вопросы. 1.Назовите род литературы, к которому относится данное произведение, и его жанр.

    Подготовила учитель русского языка и литературы МОУ Алексейковская СОШ Лесного района Тверской области Гаврилова И.В. Задачи: Цель - развитие умений и навыков анализа текста. сформулировать основную проблему

    МБОУ «СОШ 1 г. Нарьян-Мара» Конспект открытого урока литературного чтения в 3 классе по теме «Сивка Бурка». Русская народная сказка. Выполнила: Учитель начальных классов Торопова Н.П. Нарьян-Мар 2012 г.

    Консультация для родителей: Первые шаги маленького читателя Все начинается с колыбельных песен,потешек,сказок Существует множество колыбельных песен. Ласковые и нежные колыбельные песни-это первые мелодии,с

    Пояснительная записка Рабочая программа «Внеклассное чтение» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по литературному чтению, Концепции

    2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа разработана на основе авторской программы «Основы русской словесности. От слова к словесности. Для 5 9 классов» под редакцией Р. И. Альбетковой. М.: Дрофа, 2011г.

    Детская литература 2 класс Тема урока: «Творчество Эдуарда Успенского» Учитель начальных классов: Боброва Л. В. Открытый урок дан для родителей учащихся 2 класса. Тема урока: «Творчество Эдуарда Успенского».

    Чудеса нужно делать своими руками. Если душа человека жаждет чуда сделай для него это чудо. А.Грин. «Алые паруса», «Бегущая по волнам», «Блистающий мир». До самого конца Грин оставался верен таким идеалам,

    Антон Павлович ЧЕХОВ «Хамелеон» II. Проверка домашнего задания. 1. Учащиеся зачитывают свои сочинения на тему: «Над чем мы смеѐмся, читая рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий». 2. Что такое комическое

    Сочинение кого высмеивает крылов в басне щука можем ли мы узнать, какие еще басни написал Крылов? Кто такой Иван. Андреевич Стрекоза и Муравей, Свинья под дубом, Лебедь, Рак и Щука, Слон и 16) Ушинский

    Сочинение на тему художественное своеобразие романа тихий дон Получивший мировое признание роман Тихий Дон - эпопея, и его (более 700) определяют жанровое своеобразие шолоховского романа. Не видя пока

    Пояснительная записка. Рабочая программа по литературе 10 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта (полного) общего образования на базовом уровне и Программы по русскому

    Календарно-тематическое планирование по литературе для 6 класса (заочное обучение) на I полугодие 2017-2018 учебного года. Базовый учебник: Учебник по литературе за 6 класс Часть 1: под.ред.в.я.коровиной.-м.:просвещение,

    СРАВНЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ С КОМПОНЕНТОМ «ЗАЯЦ» В РУССКОМ И КИТАЙСКОМ ЯЗЫКАХ Байшань Г. Белорусский государственный университет Основная единица языка слово. Именно в словах отражается и история человечества,

    Русская литература XIX века в контексте мировой литературы (лекция) Святова Е.Н., учитель русского языка и литературы ГБОУ гимназии 343 г.санкт-петербург Литературные направления конца XVIII-начала XIX

    Сочинение по комедии недоросль на тему жизнь стародума Конфликт комедии Недоросль. 2. Комедия Недоросль Д. И. Фонвизина Классицисты стремились к правдивому изображению жизни, говорили об На стороне передового

    Планы занятий по литературе 10 класс 2017-2018 учебный год Учебник. Ю.В. Лебедев. Литература 10 класс. 1-2 ч. М., Просвещение, 2012 г. (2 полугодие) 15.01 22.01 12.02 19.02 12.03. 19.03 16.04 Н.А.Некрасов.

    Михаил Салтыков-Щедрин - создатель особого литературного жанра - сатирической сказки. В небольших историях русский писатель обличал бюрократизм, самодержавие, либерализм. В этой статье рассмотрены такие произведения Салтыкова-Щедрина, как «Дикий помещик», «Орел-меценат», «Премудрый пескарь», «Карась-идеалист».

    Особенности сказок Салтыкова-Щедрина

    В сказках этого писателя можно встреть и аллегорию, и гротеск, и гиперболу. Присутствуют черты, характерные эзоповскому повествованию. В общении между персонажами отражены отношения, преобладавшие в обществе XIX века. Какие сатирические приемы использовал писатель? Для того чтобы ответить на этот вопрос, следует вкратце рассказать о жизни автора, столь безжалостно обличавшего косный мир помещиков.

    Об авторе

    Салтыков-Щедрин совмещал литературную деятельность с государственной службой. Родился будущий писатель в Тверской губернии, но после окончания лицея уехал в Петербург, где получил должность в Военном министерстве. Уже в первые годы работы в столице молодой чиновник начал томиться бюрократизмом, ложью, скукой, царившими в учреждениях. С большим удовольствием Салтыков-Щедрин посещал различные литературные вечера, на которых преобладали антикрепостнические настроения. О своих взглядах он оповестил петербуржцев в повестях «Запутанное дело», «Противоречие». За что и был сослан в Вятку.

    Жизнь в провинции дала возможность писателю наблюдать во всех подробностях чиновничий мир, жизнь помещиков и угнетенных ими крестьян. Этот опыт стал материалом для написанных позже произведений, а также формирования особых сатирических приемов. Один из современников Михаила Салтыкова-Щедрина однажды сказал о нем: «Он знает Россию, как никто другой».

    Сатирические приемы Салтыкова-Щедрина

    Его творчество довольно многообразно. Но едва ли не наибольшую популярность среди произведений Салтыкова-Щедрина имеют именно сказки. Можно выделить несколько особых сатирических приемов, с помощью которых писатель пытался донести до читателей косность и лживость помещичьего мира. И прежде всего В завуалированной форме автор раскрывает глубокие политические и социальные проблемы, высказывает собственную точку зрения.

    Другой прием - использование фантастических мотивов. Например, в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» они служат средством выражения недовольства в адрес помещиков. И наконец, называя сатирические приемы Щедрина, нельзя не упомянуть символизм. Ведь герои сказок нередко указывают на одно из общественных явлений XIX века. Так, в главном персонаже произведения «Коняга» отражена вся боль русского народа, угнетаемого столетиями. Ниже приведен анализ отдельных произведений Салтыкова-Щедрина. Какие сатирические приемы использованы в них?

    «Карась-идеалист»

    В этой сказке воззрения представителей интеллигенции высказывает Салтыков-Щедрин. Сатирические приемы, которые можно встретить в произведении «Карась-идеалист» - это символизм, использование народных поговорок и пословиц. Каждый из героев - собирательный образ представителей того или иного социального класса.

    В центре сюжета сказки - дискуссия Карася и Ерша. Первый, что уже понято из названия произведения, тяготеет к идеалистическому мировоззрению, вере в лучшее. Ерш же - это, напротив, скептик, иронизирующий над теориями своего оппонента. Есть в сказе и третий персонаж - Щука. Эта небезопасная рыба символизирует в произведении Салтыкова-Щедрина сильных мира сего. Щуки, как известно, питаются карасями. Последний, движимый лучшими чувствами, отправляется к хищнице. В жестокий закон природы (или веками устоявшуюся иерархию в обществе) Карась не верит. Он надеется образумить Щуку рассказами о возможном равенстве, всеобщем счастье, добродетели. А потому и погибает. Щуке, как отмечает автор, слово «добродетель» не знакомо.

    Сатирические приемы здесь использованы не только для того, чтобы обличить жесткость представителей отдельных слоев общества. С помощью них автор пытается донести безрезультатность моралистических диспутов, которые распространены были среди интеллигенции XIX столетия.

    «Дикий помещик»

    Теме крепостничества отведено немало места в творчестве Салтыкова-Щедрина. Ему было что сказать читателям на это счет. Однако написание публицистической статьи об отношениях помещиков к крестьянам либо издание художественного произведения в жанре реализма на эту тему было чревато для писателя неприятными последствиями. А потому приходилось прибегать к иносказаниям, легким юмористическим рассказам. В «Диком помещике» речь идет о типичном русском узурпаторе, не отличающемся образованностью и житейской мудростью.

    Он ненавидит «мужиков» и мечтает их извести. При этом глупый помещик не понимает, что без крестьян он погибнет. Ведь делать он ничего не хочет, да и не умеет. Можно подумать, что прототипом героя сказки является некий помещик, которого, быть может, писатель встречал в реальной жизни. Но нет. Речь идет не о каком-то определенном барине. А о социальном слое в целом.

    В полной мере, без иносказаний, эту тему Салтыков-Щедрин раскрыл в «Господах Головлевых». Герои романа - представители провинциального помещичьего рода - погибают один за другим. Причина их гибели - глупость, невежество, лень. Персонажа сказки «Дикий помещик» ожидает та же участь. Ведь от крестьян он избавился, чему сперва был рад, но вот к жизни без них оказался не готов.

    «Орел-меценат»

    Герои этой сказки - орлы и вороны. Первые символизируют помещиков. Вторые - крестьян. Писатель снова прибегает к приему иносказания, с помощью которого высмеивает пороки сильных мира сего. В сказке присутствует также Соловей, Сорока, Сова и Дятел. Каждая из птиц - аллегория на тип людей или социальный класс. Персонажи в «Орле-меценате» более очеловечены, чем, например, герои сказки «Карась-идеалист». Так, Дятел, имеющий обыкновение рассуждать, в завершении птичьей истории не становится жертвой хищника, но попадает за решетку.

    «Премудрый пескарь»

    Как и в произведениях, описанных выше, в этой сказке автор поднимает вопросы, актуальные для того времени. И здесь это становится понятным уже с первых строк. Но сатирические приемы Салтыкова-Щедрина - использование художественных средств для критического изображения пороков не только общественных, но и общечеловеческих. Повествование в «Премудром пескаре» автор ведет в типичном сказочном стиле: «Жил-был…». Героя своего автор характеризуется таким образом: «просвещенный, умеренно-либеральный».

    Трусость и пассивность высмеивает в этой сказке великий мастер сатиры. Ведь именно эти пороки были свойственны большинству представителей интеллигенции в восьмидесятые годы XIX века. Пескарь не покидает ни разу своего убежища. Он проживает долгую жизнь, избегая встреч с опасными обитателями водного мира. Но лишь перед смертью понимает, сколь много упустил за свою долгую и никчемную жизнь.