Краткое содержание замысел мертвых душ. Общий замысел “Мертвых душ”

Николай Васильевич Гоголь (1809-1852) - выдающийся писатель русской литературы, роль которого достигает настоящего времени. Творчество писателя оказало исключительно сильное влияние на становление классического реализма и на всё последующее развитие как русской, так и мировой литературы. Краткое содержание поэмы «Мёртвые души» по главам поможет быстро ознакомиться с одним из мировых шедевров русской литературы.

Немного о произведении

Поэма «Мёртвые души» (жанр определил сам автор) была начата в 1835 г. Основной сюжет был сообщён Гоголю Пушкиным, который рассказал реальную историю о мошеннике-скупщике мёртвых душ (крестьян, которых нет в живых, но которые всё ещё числятся живыми по документам). Первый том был издан в 1842 г. под названием «Похождение Чичикова, или Мёртвые души».

Всего Гоголь подразумевал написать три тома поэмы :

  • Первый том - изображение недостатков русской жизни, т. е. «Ад» (по аналогии с произведением Данте «Божественная комедия»).
  • Второй том - отображение путей возрождения нечестных помещиков и чиновников, т. е. «Чистилище». Однако в 1845 г. Гоголь частично сжёг второй том, объясняя тем, что всё написанное было далёким от совершенства.
  • Третий том - так и не был написан.

Том первый

Всего первый том включает 11 глав. Краткий пересказ основных события в каждой из них поможет точнее понять, чем же так ценно это произведение.

Глава первая

В гостиницу губернского города NN прибывает коллежский советник Павел Иванович Чичиков, помещик.

Не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод.

С ним находятся двое слуг:

  • кучер Селифан - низкого роста человек в тулупе;
  • лакей Петрушка - парень тридцати лет в свободном ношеном сюртуке, со значительными чертами лица.

Разузнав обо всех влиятельных чиновниках и помещиках и отобедав, советник вышел осмотреть город.

На второй день он отправился навестить всех городских сановников. Благодаря искусному умению лестно отзываться о каждом, был приглашён к губернатору на вечеринку, где он завоевал расположение к себе самых влиятельных чиновников.

Сам же приезжий уклонялся много рассказывать о себе. Знали о нём только лишь то, что он многое пережил в своей жизни, испытал трудности на службе за правду и имел много врагов, посягавших даже на его жизнь.

В доме губернатора Чичиков завязывает знакомство с помещиком Маниловым и Собакевичем , с которыми он весь вечер играл в вист.

На следующий день советник обедал с полицеймейстером, где познакомился с помещиком Ноздрёвым , который имел обыкновение через несколько минут обращаться со всеми по-свойски.

В следующие дни он посетил других важных чиновников, где показал себя великосветским человеком.

Глава вторая

Уже более недели Чичиков живёт в городе и приятно проводит время. Далее, описывается его лакей. Петрушка носил широкий коричневый сюртук, имел большой нос и губы, был немногословен и любил читать книги, значением которых не интересовался. Это могли быть хоть любовные романы, хоть учебник по химии, хоть дневник умного человека. Он любил спать, не снимая одежду, и всегда носил свой уникальный запах, отзывавшийся неким жилым покоем.

Теперь главный герой решает навестить Манилова и Собакевича. Выехав в Маниловку, ему приходится проехать гораздо большее расстояние, чем сообщил Манилов. Манилов - человек значительный, с приятной наружностью, который улыбался обольстительно, имел белые волосы и голубые глаза. Он был абсолютно незаносчивым человеком, много философствовал, с хозяйством не возился.

Обменявшись любезностями, гость познакомился с супругой и двумя сыновьями Манилова: Фемистоклюсом и Алкидом.

Отобедав, они уединились для разговора, в ходе которого Чичиков просит продать ему мёртвые души. Сначала Манилов был озадачен такой просьбой, но гость его убедил, что это законно и выгодно, т. к. казна получит ещё и законные пошлины. Успокоившись, Манилов пообещал отдать эти души без платы и даже взял на себя обязательства по купчей. Обрадовавшийся Чичиков распрощался со всеми в доме и отправился к Собакевичу. А Манилов остался размышлять о благополучной дружеской жизни с Чичиковым.

Глава третья

В хорошем расположении духа главный герой отправился к Собакевичу. Обдумывая только что проведённое дело, Чичиков не обращал внимания на дорогу, пока не начался сильный дождь. Извозчик же так увлёкся беседой с лошадьми, что не смог припомнить правильной ли дорогой едет.

Кучер Чичикова выбрал новый путь, не думая о том, куда приведёт выбранный путь. Уже сгустились сумерки и дождь лил стеной так, что ничего не было видно. Они свернули с дороги и некоторое время проехали по полю. Пытаясь выехать, Селифан так повернул бричку, что она подкосилась и барин выпал в грязь.

Послышался лай собак и герои, погоняя лошадей, добрались до усадьбы пожилой женщины. Чичиков попросился переночевать и был впущен после того, как признался в своём титуле дворянина.

Хозяйкой оказалась Коробочка Настасья Петровна - коллежская секретарша, мелкая помещица, у которой умер муж и поэтому ей самой приходится вести хозяйство.

Встав поздним утром второго дня, гость вышел почаёвничать с барыней и предложил выкупить мёртвые души. Настасья Петровна удивилась такому предложению и испугалась, как бы не продешевить. Чичикову пришлось попотеть и солгать, будто бы он ведёт казённые подряды. Услышав это, барыня согласилась подписать бумаги (имена своих крестьян она знала наизусть и никаких записей не вела).

С гостями была отправлена маленькая девочка, чтобы показать путь до главной дороги. Селифан и его барин отправились к трактиру.

Глава четвёртая

Приехав в трактир, советник заказал поросёнка и стал расспрашивать хозяйку о трактире, её муже и сыновьях, о помещиках в окружении. Здесь он столкнулся с Ноздрёвым - азартным тридцатипятилетним помещиком среднего роста. Ноздрёв со своим зятем Мижуевым ехал с ярмарки, где он лишился много чего, проиграв в карты.

Услышав, что Чичиков едет к Собакевичу, Ноздрёв расхохотался и предложил сначала погостить у него. Советник, поразмыслив о том, что Ноздрёв проигрался в карты и с ним тоже можно вести дела, согласился.

Ноздрёв любит погулять, супруга его умерла, оставив двух сыновей, за которыми глядела миловидная нянечка, т. к. Ноздрёву они были не нужны. Дома он больше дня никак не мог находиться. Часто попадал в различные происшествия или сам любил рассказывать истории, привирая совершенно без необходимости. «Кто ближе с ним сходился, тому он скорее всех насаливал: распускал небылицу, расстраивал свадьбу, торговую сделку». Ноздрёв был разносторонний человек.

К их приезду были не готовы, поэтому, распорядившись насчёт обеда, Ноздрёв решил показать свои владения. Сначала они смотрели конюшню, затем собак. Ноздрёв обожал собак, их у него было огромное множество, был даже волк. Осмотрев водяную мельницу и кузницу, Чичиков устал.

Возвратившись домой, Ноздрёв повёл гостей в свой кабинет, где были показаны ружья и сабли, шарманка и трубки. Отобедав, гость заметил, что Ноздрёв любит разные вина, однако сам же всё время усердно наливал гостям. Оставшись одни, он обратился к Ноздрёву с просьбой подарить или продать мёртвых крестьян. Он даже придумал, зачем ему нужно покупать души: для удачной женитьбы и весомого места в обществе. Однако Ноздрёв не отступал, предлагая лошадь или кобылу, собак и шарманку, оскорбляя гостя грубыми словами. Чичиков отказывался, как мог. Хозяин предложил сыграть в карты на души, но гость снова отказался.

На следующий день Ноздрёв предложил уже сыграть в шашки, но т. к. он играл нечестно, Чичиков решил прекратить игру. Хозяина это явно разозлило и он позвал слуг, чтобы те побили гостя. Неизвестно, чем бы всё закончилось, когда появился капитан-исправник, чтобы сообщить Ноздрёву об извещении в суд за избиение помещика.

Воспользовавшись ситуацией, главный герой покинул поместье приятеля.

Глава пятая

Размышления Чичикова о том, как ему повезло выбраться из поместья Ноздрёва, прервались дорожной аварией: на их бричку наскакала коляска с шестью лошадьми. Пока мужики распутывали лошадей, Чичиков обратил внимание на женщин, находящихся в коляске. Ему понравилась молодая девушка лет шестнадцати с золотистыми волосами. Он хотел все время с ней пообщаться, но как-то не случилось.

Заехав в поместье, Чичиков встретил Собакевича, который показался ему похожим на средней величины медведя. Осмотрев комнату, где каждый предмет был похож на своего владельца, Чичиков завёл беседу о высших чиновниках. Но Собакевич обо всех отзывался нехорошо. Плотно отобедав, Чичиков заговорил о деле. И его озадачило, что Собакевич высказал предложение продать ему несуществующие души без удивления.

Помещик начал торговаться, набивая цену и сообщая о ценности уже умерших крестьян. Но сделку всё же заключили, хоть Чичиков и был недоволен манерами хозяина. Павел Иванович отправился к Плюшкину , у которого было много душ и ещё больше умирающих. Мужики называли его «заплатанной».

Глава шестая

Размышляя о прозвище Плюшкина, Чичиков не заметил, как приехал в деревню. Здесь всё выглядело убого и в полном запустении.

На улице Чичиков заметил ключницу, которая попросила его пройти в комнаты, т. к. барина не было дома. Они были завалены разными вещами и покрыты плотным слоем пыли. Чичиков сравнивал помещения со щепным двором, куда заезжали расторопные тёщи и свекрухи пополнить хозяйственные запасы.

В комнату вошёл худощавый старик с маленькими глазками, небритый, в засаленном халате. Лицо не выдавало ничего уникального. Таким людям подают милостыню, повстречав на улице.

Это сам Плюшкин. Раньше он был экономным и хозяйственным, к нему заезжали поучиться хозяйству, а его дом был наполнен живостью. Теперь же глаза старика не выражали сильных чувств. Супруга Плюшкина померла, старшая дочка убежала со штабс-ротмистром, сын поступил на службу, а младшая дочь умерла. Дом опустел. Посетители нечасто наведывались к Плюшкину, дважды приезжала старшая дочка с внуками. Помещик сам упомянул об умерших крестьянах, потому что был рад освободиться от них.

Плюшкин счёл нужным договориться о цене, манипулируя своей плачевной обстановкой. И предложил ещё и беглые души, которых у него набралось до семидесяти крестьян.

Чичиков купил у него около восьмидесяти умерших душ, потребовав написать расписку. Плюшкин, получив деньги в обе руки, спрятал их в бюро с осторожностью. После сделки Чичиков заторопился покинуть хозяина. Помещик закрыл за гостем ворота, а после думал, как же отблагодарить спасителя.

Барин Селифана и без благодарности был счастлив от такого внезапного обретения, что аж запел, чем изрядно удивил своего кучера. Возвратившись в город и поужинав, он заснул.

Глава седьмая

Советник выспался хорошо и с озарившимся лицом вспомнил, что у него теперь почти четыреста крестьян, поэтому ему хотелось скорее завершить деятельность в этом городе. Он сам решил привести в порядок все бумаги и написать купчие, чтобы не платить подьячим.

Странное чувство овладело советником. Каждый из записанных мужиков как будто имел свой характер.

Например :

  • все крестьяне Коробочки разнились дивными именами-кличками, которые заполняли большую часть листа;
  • список Плюшкина был написан компактно;
  • список Собакевича был содержателен и подробно описывал все качества мужика, все их ценные умения были учтены.

Чичиков думал о том, чем жил и как умер каждый крестьянин, создавая предположения, гипотезы и изображая целое изложение.

Направившись в гражданскую палату, чтобы заверить все бумаги, он встретил Манилова, который спешил передать ему списки мужиков.

В суде председатель сидел с Собакевичем и был рад видеть Чичикова. Он пообещал всё уладить быстро и без взяток, но попросил Чичикова остаться в городе на некоторое время. Советник же сообщил, что приобрёл крестьян без земли на вывод, в Херсонскую губернию. Будучи приятелем председателя, Чичикову пришлось выплатить самую малость пошлинных денег.

Глава восьмая

Покупки Чичикова стали главной темой разговоров во всём городе. Многие серьёзно обсуждали переезд новокупленных крестьян и давали советы Чичикову, как лучше всё обустроить. Все эти речи принесли слухи, будто бы он «миллионщик». Поэтому обыватели города полюбили его ещё душевней.

Особенно дамы города NN считали приезжего «не первым красавцем, но зато таковым, каким следует быть мужчине». В целом сами дамы города N были презентабельны, умели вести себя, поддерживать тон, соблюдать этикет, имели хороший вкус в одежде и строгий нрав, отличались приличием в словах и выражениях, а все их проделки оставались скрытыми.

Чичиков нашёл у себя сердечное письмо неизвестного автора, которое его изрядно заинтриговало. Придя на бал к губернатору, любимец пытался найти сочинительницу послания. Появление его на бале произвело настоящий фурор. Все хотели с ним поздороваться, обняться и поцеловаться. Чичикову нравилось повышенное внимание к своей персоне. Он так увлёкся разговорами с дамами, что запамятовал подойти прежде всего к хозяйке. Увидев губернаторшу с дочерью, Чичиков был ошарашен, так как это была та самая шестнадцатилетняя блондинка, которую он встретил по пути к Собакевичу.

Чичиков увлёкся дочерью губернаторши и надолго погрузился в задумчивость. Автор засомневался, присуще ли чувство любви Чичикову, так как дочь губернаторши напоминала ему игрушку, выделяясь прозрачностью и светлостью среди мутной толпы.

Всем дамам оказалось не по нраву такое обхождение Чичикова, и они стали говорить о нём неблагоприятным образом.

Произошла ещё одна неприятная неожиданность: Чичиков встретил Ноздрёва, который своими скандальными поступками и пьяными речами о покупке несуществующих крестьян приводил советника в неудобное положение, что заметно его расстроило. Он чувствовал себя не в своей тарелке и, не дождавшись окончания ужина, отправился к себе.

В своей комнатке он размышлял о балах и обижался на Ноздрёва, вымещая досаду на всей его родословной.

Тем временем, в город на непонятном экипаже приехала помещица Коробочка, обеспокоившаяся после отъезда главного героя, что её обманут.

Глава девятая

Глава начинается с того, как одна очень приятная во всех отношениях дама встречается со своей приятельницей. Они разговаривают о многих мелочах, моде и выкройках. Дамы сплетничали о приезжем. Одна из женщин рассказала историю помещицы Коробочки о якобы нечестной сделке с Павлом Ивановичем. Высказалось предположение, что покупка несуществующих крестьян необходима для прикрытия: Чичиков намерен увезти губернаторскую дочку. Ноздрёва дамы зачислили в сообщники Чичикова.

Пока дамы общались, в гостиную вошёл прокурор, и женщины наперебой начали описывать ему все события и свои догадки, что его совсем сбило с толку.

И всего за полчаса этим приятельницам удалось своими догадками и предположениями взбунтовать город: вопрос о деле главного героя волновал всех.

Город разделился на две половины :

  • женская половина общества обсуждала больше дело о краже девушки, сопровождая её всеми возможными и невозможными подробностями;
  • мужская - экономическую причину предмета обсуждения.

Слухи дошли до губернаторши, и это привело к тому, что нового любимца ни в какое время и ни под каким видом не пускали и не приглашали больше в гости.

Жители города задумались о том, кто же такой Чичиков, откуда он приехал и не был ли он разбойником. Страху добавил ещё и приезд нового генерал-губернатора и две бумаги о фальшивых деньгах и разбойнике без паспорта. Для решения этого вопроса было решено собраться у полицеймейстера.

Глава десятая

Обыватели города провели собрание у полицмейстера. Почтмейстер предположил, что Чичиков не кто иной, как капитан Копейкин и кратко рассказывает об этом. Глава 10 включает «Повесть о капитане Копейкине».

Капитан Копейкин лишился правой руки и ноги во время военных действий двенадцатого года. Он отправился в Петербург просить финансовой помощи у государя, ведь работать как прежде, он уже не мог. Капитан был изумлён красотой Петербурга, он хотел снять квартиру, но это было страшно дорого. Копейкин ожидал приёма много часов, но генерал не смог решить вопрос капитана, сказал ожидать приезда государя. Так повторилось несколько раз, денежные средства капитана на еду подходили к концу.

Когда у него остался один рубль в кармане, капитан Копейкин надумал проникнуть в приёмную к генералу и стоять там до самого конца, пока государь не примет его. Генерал поручил фельдъегерю отвезти капитана на новое место, где он будет полностью под покровительством монарха. Капитан, обрадовавшись, отправился с фельдъегерем, но больше о нём ничего не известно.

Сделав анализ ситуации, все находящиеся объявили, что Чичиков не может быть капитаном Копейкиным, потому что у него все конечности в целости. Поэтому решили расспросить Ноздрёва, хотя хорошо знали, что тот лгун. Ноздрёв поведал много разных выдуманных историй и, увлёкшись, даже назвал приходскую церковь, где должны были повенчаться Чичиков со своей невестой.

Все поняли, что Ноздрёв говорит ерунду, и перестали его слушать. Эти слухи больше всего подействовали на прокурора, настолько, что тот умер.

Чичиков слегка простудился и не знал об этих разговорах Все чиновники отказывались принимать его. Ноздрёв появился в гостинице героя и рассказал обо всех слухах.

Бывший любимец впопыхах решил уехать из города.

Глава одиннадцатая

С самого утра всё было не в порядке: Чичиков проснулся позже, чем планировал, лошади были не подкованы, колесо поломано.

Отправившись в путь, ему встретилась погребальная процессия.

Далее, автор знакомит читателя с жизнью Чичикова до приезда в город. Родители были дворянами, лицом на них был непохож. Однажды отец забрал маленького Пашу в город к родственнице, чтобы отдать его в училище. Отец давал наставления сыну слушаться учителей и выслуживаться перед начальниками, друзей не заводить, а если заводить, то только богатых, деньги сохранять, ведь «всё сделаешь и всё прошибёшь на свете копейкой».

Особых талантов у Павлуши не было, но учился он прилежно. Он с юных пор понял, как увеличить достаток: продавал товарищам их же угощения, торговал пирожками с рынка в классе, приучил мышь показывать фокусы за плату.

Чичиков был любимцем учителей и начальников. Когда умер его отец, он продал двор за тысячу рублей и переехал в город заниматься службой. Нельзя было назвать Чичикова скрягой, им не владела скупость. Его привлекала жизнь в изобилии, он с трудом устроился в казённую палату с маленьким жалованием. Угождая своему начальнику и ухаживая за его дочерью, Чичиков резко пошёл вверх по служебному продвижению.

Он стал человеком заметным, даже вошёл в комиссию, направленную против взяточничества, хотя сам брал взятки. Когда там он потерпел фиаско, Павел Иванович занялся таможенным делом, где в короткие сроки получил повышение и чин. Однако и тут его взяли под суд и все его владения изъяли. Это он и называет «потерпеть по службе за правду».

Он занял звание поверенного и в очередной раз, когда ему пришлось сдать дом в заклад, передавая документы на крестьян в опекунский совет, Павел Иванович узнал, что выгодно иметь дело с умершими крестьянами, которые всё ещё числились по ревизии. Так у Чичикова зародилась мысль продавать несуществующие души в опекунский совет.

Том второй

Второй том сохранился частично . Он включает в себя четыре главы и «одну из последних глав».

Глава первая

Глава начинается изображением природы и угодий какой-то глуши, принадлежавшей Андрею Ивановичу Тентетникову, молодому неженатому барину тридцати трёх лет, который необдуманно проживал свою жизнь: просыпался поздновато, умывался долго, не был дурным человеком, а просто был «коптителем неба» или как автор его называет, «увалень, лежебока, байбак». Его деревня больше походила на неприступную крепость.

Далее следует история воспитания и детства Тентетникова: сначала казалось, что из него выйдет что-то путное, однако его честолюбие не было удовлетворено, и он сделался помещиком. После ряда неудавшихся реформ в поместье, он перестал принимать гостей и занялся сочинением о России.

По соседству с помещиком проживал генерал, который отзывался о Тентетникове неблагоприятно. Но у генерала была дочь Улинька, от которой молодой барин был без ума.

К Тентетникову приезжает немного постаревший Чичиков и, применяя своё умение находить подход к каждому человеку, остановился у помещика на некоторое время. Начав разговор о женитьбе Андрея Ивановича, хозяин рассказал свою историю отношений с генералом. Чичиков захотел засвидетельствовать почтение генералу.

Глава вторая

Через полчаса, проехав более 6−7 вёрст, Чичиков оказался в поместье генерал Бетрищева, который поразил его величественной внешностью, соединивший в себе множество преимуществ и слабостей. Генерал знакомит гостя со своей дочерью и приходит к выводу, что Тентетников не такой уж и глупый человек. Чичиков много подшучивал, чем заслужил благожелательное отношение генерала. Пользуясь случаем, Чичиков придумывает историю о старом дядюшке, который пообещал передать ему наследство при условии приобретения трёхсот душ. Чичиков просит генерала продать ему умерших. Генерал выполняет просьбу гостя, считая это розыгрышем.

Конец главы отсутствует .

Глава третья

Павел Иванович отправляется к полковнику Кошкарёву, одному из родственников генерала, чтобы сообщить о помолвке Улиньки с Тентетниковым. Но ошибочно приезжает к Петру Петровичу Петуху, которого видит абсолютно обнажённым во время охоты на осетра. Обнаружив, что имение в закладе, Чичиков вознамерился уехать, но познакомился здесь с помещиком Платоновым - светло-русым красавцем стройного роста.

Платонов страшно скучал и хотел бы немного встревожиться. Он рассказывает о способах преувеличения богатства, чем вдохновляется главный герой. Петр Петрович устроил удивительное гулянье по реке, а на следующий день Платонов и Чичиков отправились в путь.

По пути решили заехать к Константину Фёдоровичу Констанжогло, зятю помещика Платонова.

У полковника Кошкарёва тоже нельзя было никак извлечь выгоду, т. к. полковник хотел решать дело только письменно, что было сопряжено со многими трудностями. Сердитый Чичиков вернулся к Констанжогло и решает купить поместье его соседа - Хлобуева, который продаёт его за бесценок.

Глава четвёртая

Чичиков даёт аванс за имение, заняв сумму у Констанжгло и Платонова. Осматривая поместье, Хлобуев признался, что хлеб не сеял, однако же сделку о покупке поместья отпраздновали шампанским. Это удивило гостей. В доме ожидалось увидеть пустые комнаты, но они были обставлены предметами некоторой роскоши. Хлобуев планировал переехать в город, где у него был домишко.

Покинув поместье, советник задумался о своём приобретении, и у него промелькнула мысль перепродать его, если не получится вести хозяйство, и таким образом, не возвращать деньги заёмщикам. Они приехали в поместье Платонова, где совершилось знакомство с братом Платонова - Василием.

Здесь он узнаёт о помещике Леницыне, который захватил пустошь Платоновых. Чичиков отправляется к нему уладить это дело.

Чичиков заключает сделку по своему делу с Леницыным, покорив того способностью щекотать ребёнка. Повествование прерывается.

Одна из последних глав

Можно допустить, что с момента приобретения имения прошло время. Чичиков приезжает на ярмарку, чтобы купить сукно для нового костюма. Там он встречает Хлобуева, который недоволен обманом новоявленного помещика, из-за чего почти лишился наследства. В лавку ещё входит откупщик Муразов, недавний знакомый главного героя.

Муразов наставлял Хлобуева о том, как лучше прожить остаток жизни. Его слова заставили прослезиться старика, Хлобуев задумался. Муразов предлагает бывшему помещику быть сборщиком на церковь, и таким образом, узнать местность и край получше.

На Чичикова сыпятся доносы по разным поводам: на подложность завещаний, улики в покраже и в утаении сумм. Его арестовывают.

Муразов находит осуждённого в подвале. Чичиков признаётся, что попал сюда, так как не знал меры, не мог вовремя остановиться. Он рвёт на себе волосы и оплакивает лишение шкатулки с ценными документами: помещику не позволили распорядиться многими личными вещами, в том числе и шкатулочкой, где было всё его имущество, добытое потом и кровью, годами трудов и лишений. Муразов убеждает Чичикова жить справедливо, не нарушать закон и не обманывать людей.

Кажется, его слова побудили в душе Павла Ивановича мысль сделаться хозяином небольшой деревушки и копить деньги на помощь другим людям.

Чиновники, которые надеялись получить взятку от Чичикова, затрудняют решение дела. Главный герой покидает город.

Основной замысел поэмы

Даже ознакомившись с романом «Мёртвые души» в сокращении, можно сделать вывод, что автор показал широкую и правдивую картину жизни в России того времени. Произведение наполнено прекрасным живописным описанием природы, деревень и русской самобытности, а также показана алчность, скупость и желание лёгкой наживы, что привлекает огромный читательский интерес.

Главные темы произведения :

  • беззаконие, тирания и своеволие помещиков;
  • беднота и бесправие крестьян;
  • чиновничество, бюрократия, безответственность и наплевательское отношение;
  • взяточничество.

Исходя из аннотации к произведению, выходит, что в название поэмы автор вносит много смыслов :

  1. Крестьяне, которых уже нет в живых, но они ещё числятся по документам.
  2. Помещики, которые не заботятся о своей душе, руководствуясь низменными желаниями и проживанием жизни. У них душа мертва, так как не просит духовной пищи.

Разницы между живыми и мёртвыми нет. Продаются и мёртвые крестьяне, и живые помещики.

Идейный замысел и построение поэмы.

В своей «Авторской исповеди» Гоголь указывает, что на мысль написать «Мёртвые души» его натолкнул Пушкин. «Он уже давно склонял меня приняться за большое сочинение, и, наконец, один раз после того, как я прочёл одно небольшое изображение небольшой сцены, но которое, однако ж, поразило его больше всего мной прежде читанного, он мне сказал: «Как с этой способностью угадывать человека и несколькими чертами вы-ставлят его вдруг всего, как живого, с этой способностью не приняться за большое сочинение.

Это просто грех!..», и, в заключение всего, отдал мне свой собственный сюжет, из которого он хотел сделать сам что-то вроде поэмы и которого, по словам его, он бы не отдал другому никому. Это был сюжет «Мёртвых душ»... Пушкин находил, что сюжет «Мёртвых душ» хорош для меня тем, что даёт полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров».

Гоголь последовал совету Пушкина, быстро принялся за работу и в письме от 7 октября 1835 года извещал его: «Начал писать «Мёртвых душ». Сюжет раскинулся на предлинный роман и, кажется, будет сильно смешон... Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь».

Однако в процессе работы Гоголь замыслил дать уже не один, а три тома, в которых можно было бы показать Русь уже не «с одного боку», а всесторонне. Второй и третий тома «Мёртвых душ» должны были, по мысли автора, наряду с отрицательными вывести и положительных героев и показать нравственное возрождение «подлеца-приобретателя» Чичикова.

Такая широта сюжета и насыщенность произведения лирическими местами, позволяющими писателю многообразно выявлять своё отношение к изображаемому, внушили Гоголю мысль назвать «Мёртвые души» не романом, а поэмой.

Но Гоголь сжёг второй том «Мёртвых душ», а к третьему он и не приступал.

Причина неудачи была в том, что Гоголь искал положительных героев в мире «мёртвых душ» - представителей господствовавших в то время общественных слоев, а не в народном, демократическом лагере.

Белинский ещё в 1842 году предсказал неизбежность неудачи Гоголя в осуществлении подобного замысла. «Много, слишком много обещано, так много, что негде и взять того, чем выполнить обещание, потому что того и нет ещё на свете», - писал он.

Дошедшие до нас главы второго тома «Мёртвых душ» подтверждают справедливость мыслей Белинского. В этих главах есть блестяще написанные образы, родственные помещикам первого тома (Пётр Петрович Петух, Хлобуев и др.), но положительные герои (добродетельный генерал-губернатор, идеальный помещик Костанжогло и откупщик Муразов, «самым безукоризненным путём» наживший свыше сорока миллионов) явно не типичны, жизненно не убедительны.

Замысел «изъездить вместе с героем всю Русь и вывести множество самых разнообразных характеров» - предопределил композицию поэмы. Она построена как история похождений «приобретателя» Чичикова, покупающего мёртвые фактически, но живые юридически, т. е. не вычеркнутые из ревизских списков, души.

Образы чиновников

Центральное место в первом томе занимают пять «портретных» глав (со второй по шестую). Эти главы, построенные по одинаковому плану, показывают, как на почве крепостничества складывались разные типы крепостников и как крепостное право в 20-30-х годах XIX века, в связи с ростом капиталистических сил, приводило помещичий класс к экономическому и моральному упадку. Гоголь даёт эти главы в определённом порядке. Бесхозяйственного помещика Манилова (II глава) сменяет мелочная скопидомка Коробочка (III глава), безалаберного прожигателя жизни Ноздрёва (IV глава) - прижимистый Собакевич (V глава). Завершает эту галерею помещиков Плюшкин - скряга, доведший своё имение и крестьян до полного разорения.

Картина экономического распада барщинного, натурального хозяйства в имениях Манилова, Ноздрёва и Плюшкина нарисована живо и жизненно убедительно. Но и кажущиеся крепкими хозяйства Коробочки и Собакевича в действительности нежизнеспособны, поскольку такие формы ведения хозяйства уже отживали свой век.

С ещё большей выразительностью в «портретных» главах дана картина морального упадка помещичьего класса. От праздного мечтателя, живущего в мире своих грёз, Манилова к «дубинноголовой» Коробочке, от нее - к бесшабашному моту, вралю и шулеру Ноздрёву, далее - к оскотинившемуся кулаку Собакевичу и, наконец, к утратившему все моральные качества - «прорехе на человечестве» - Плюшкину ведёт нас Гоголь, показывая всё большее моральное падение и разложение представителей

Так поэма превращается в гениальное обличение крепостничества как такого социально-экономического строя, который закономерно порождает культурную и экономическую отсталость время вершителем судеб государства. Это Идейная направленность поэмы раскрывается прежде всего в системе её образов.

Галерея портретов помещиков открывается образом Манилова. «На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приёмах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами». Раньше он «служил в армии, где считался скромнейшим, деликатнейшим и образованнейшим офицером». Живя в поместье, он «иногда приезжает в город... чтобы увидеться с образованными людьми».

На фоне обитателей города и поместий он кажется «весьма обходительным и учтивым помещиком», на котором лежит какой-то отпечаток «полупросвещённой» среды.

Однако, раскрывая внутренний облик Манилова, его характер, рассказывая об его отношении к хозяйству и о времяпрепровождении, рисуя приём Маниловым Чичикова, Гоголь показывает полнейшую пустоту и никчёмность этого «существователя».

Писатель подчёркивает в характере Манилова две основные черты - его никчёмность и слащавую, бессмысленную мечтательность. У Манилова не было никаких живых интересов.

Хозяйством он не занимался" всецело передоверив его приказчику. Он даже не мог сказать Чичикову, умирали ли у него крестьяне со времени последней ревизии. Его дом «стоял одиночкой на юру, т. е. возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть». Вместо тенистого сада, обычно окружавшего барский дом, у Манилова только «пять-шесть берёз небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины». А в его деревне нигде не было «растущего деревца или какой-нибудь зелени».

О бесхозяйственности, непрактичности Манилова наглядно говорит и обстановка комнат его дома, где рядом с прекрасной мебелью стояли два кресла, «обтянутые просто рогожей»; «щегольской подсвечник из тёмной бронзы с тремя античными грациями» стоял на столе, а рядом с ним помещался «какой-то просто медный инвалид, хромой, свернувшийся на сторону и весь в сале».

Немудрено, что у такого «хозяина» «довольно пусто в кладовой», приказчик и ключница - воры, слуги - «нечистоплотны и пьяницы», а «вся дворня спит немилосердным образом и повесничает всё остальное время».

Николай Васильевич Гоголь

Урок 2. Поэма Н.В. Гоголя « Мертвые души». Замысел, история создания, особенности жанра и композиции, смысл названия поэмы Н.В. Гоголя « Мертвые души».

Ц ели : Ознакомить обучающихся с замыслом, историей создания, особенностями жанра и композиции, смыслом названия поэмы Н.В. Гоголя « Мертвые души»; формировать умения строить ответ на вопрос о художественном произведении с опорой на теоретико-литературные знания; совершенствовать навыки аналитической работы с прозаическим текстом; аналитические способности; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся; воспитывать культуру читательского восприятия.

Оборудование : учебник, текст поэмы « Мертвые души», портреты писателя работы Ф.А. Моллера(1840,1841), А.А. Иванова (1841), выставка книг, иллюстративный материал по теме урока.

Тип урока : урок - анализ художественного произведения

Прогнозируемые результаты : учащиеся знают теоретико-литературные определения жанровые особенности поэмы, о замысле, истории создания, особенностях жанра и композиции, смысле названия поэмы Н.В. Гоголя « Мертвые души». , участвуют в беседе, вырабатывают свою точку зрения на художественное произведение в соответствии с авторской позицией и исторической эпохой.

Ход урока

I . Организационный этап

II . Актуализация опорных знаний

Беседа « Вспоминая изученное»

Что вы можете сказать о творчестве Н.В. Гоголя, исходя из тех произведений, с которыми вы знакомы?

Как звали пасечника, от лица которого ведется рассказ в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»?

В каком театре впервые была поставлена комедия «Ревизор»?

Кому принадлежат слова, сказанные после первого представления « Ревизора»: « Ну и пьеска! Всем досталось, а мне больше всех!»

III . Мотивация учебной деятельности

Ни одно произведение русской литературы не порождало столь противоречивых толкований, как «Мертвые души». И в вихре догадок, недоумений, насмешек и откровенных издевательств, который поднялся сразу же после выхода книги в свет (1842 г.) и вылился в серию ожесточенных дискуссий на страницах русской прессы, в светских гостиных и литературных салонах, пожалуй, чаще всего повторялось злополучное слово «поэма».

Сообщая Гоголю осенью 1842 г. о впечатлении, которое «Мертвые души» произвели в московском обществе, К. С. Аксаков писал: «Одни говорят, что „Мертвые души“ — поэма, что они понимают смысл этого названия; другие видят в этом насмешку, совершенно в духе Гоголя: на-те вот, грызитесь за это слово». «Велико достоинство художественного произведения, когда оно может ускользать от всякого одностороннего взгляда», — писал по поводу «Мертвых душ» Герцен.

Нужно признать, что ясность в этом вопросе не достигнута и по сей день. Настоящая работа — посильный вклад в обсуждение художественной природы гоголевского произведения. Слово «поэма», которым начинается ее заглавие, отчасти проясняет тот угол зрения, под которым это произведение будет здесь рассматриваться, но книга писалась, разумеется, не с той целью, чтобы доказать, что «Мертвые души» именно поэма, а не что-нибудь другое. Для этого прежде всего слишком широк диапазон тех значений, которые слово

Гоголь сознательно строил свой труд в расчете на длительное «вглядывание» в него и лишь постепенное постижение. «...книга писана долго: нужно, чтоб дали труд всмотреться в нее долго», — заявлял он в 1843 г. (XII, 144). А в 1845 г. утверждал, что предмет «Мертвых душ» «пока еще тайна», о которой «ни одна душа из читателей не догадалась» (XII, 504). Поэтому, принимаясь за «Мертвые души», нужно знать, как их читать. Школьное, лобовое, так сказать, прочтение игнорирует гоголевское предупреждение, оно имеет дело лишь с тем, что сказано «открытым текстом», и поэтому вся глубина поэтического своеобразия книги до конца не раскрывается. С другой стороны, подход к «Мертвым душам» как к «книге с секретом» открывает путь субъективизму, приводящему подчас к анекдотическим результатам. Субъективизмом грешит даже такое блестящее исследование, как книга Андрея Белого «Мастерство Гоголя», вышедшая в 1934 г. и несвободная от вульгарно-социологических упрощений. Однако она содержит тезис, который представляется ключевым для изучающего «Мертвые души»:

«Анализировать сюжет „Мертвых душ“ — значит: минуя фикцию фабулы, ощупывать мелочи, в себя вобравшие: и фабулу и сюжет <...> Сюжета вне подробностей в „Мертвых душах“ нет: его надо выжать из них; необходимо исследование контрапункта всех штрихов, слагающих картину первого тома». Другими словами: главное в содержании поэмы не совпадает с тем, что выглядит главным в сюжете. Последний служит только поводом, чтобы высказать нечто неизмеримо более важное. Но это важное надо суметь распознать в образной ткани произведения, где оно прячется под видом «мелочей».

Давайте попытаемся понять неповторимость творческой индивидуальности Гоголя, попробуем прикоснуться к одному из оригинальнейших памятников русской и мировой литературы.

IV . Работа над темой урока

Практическая работа с портретами Н.В. Гоголя (размещены на доске)

Учитель: Давайте обратим внимание на портреты Н.В. Гоголя. Что особенного вы заметили, о каких свойствах души человека можно сказать, глядя на эти портреты? Сопоставьте ваши впечатления с воспоминаниями современников о внешности Н.В. Гоголя. (Раздаточный материал)

Наружный вид Гоголя был тогда совершенно другой и невыгодный для него: хохол на голове, гладко подстриженные височки, выбритые усы и подбородок, большие и крепко накрахмаленные воротнички придавали совсем другую физиономию его лицу: нам показалось, что в нем было что-то хохлацкое и плутоватое. В платье Гоголя приметна была претензия на щегольство. У меня осталось в памяти, что на нем был пестрый светлый жилет с большой цепочкой. (С.Т. Аксаков. История моего знакомства с Гоголем)

2. Заслушивание сообщений о замысле, истории создания, особенностях жанра и композиции, смысле названия поэмы Н.В. Гоголя « Мертвые души».(Учащиеся составляют тезисы)

а) Замысел, история создания поэмы « Мертвые души».

У каждого художника есть творение, которое он считает главным делом своей жизни, в которое он вложил самые заветные, сокровен-ные думы, все свое сердце.

Для Гоголя таким делом жизни стали «Мертвые души». Писатель-ская биография его продолжалась 23 года, 17 из них отданы были ра-боте над поэмой. Развитие Гоголя шло необыкновенно быстро и интен-сивно: между первым циклом его повестей «Вечера на хуторе...» и «Мертвыми душами» прошло всего 3—4 года.

Начало работы над поэмой относится к середине 1835 года. 7 октя-бря 1835 года писатель сообщал Пушкину (замыслом поэмы, как изве-стно, Гоголь обязан именно Пушкину, давно убеждавшему его написать большое эпическое произведение), что написаны уже 3 главы. Но вещь не захватила тогда Гоголя.

За «Мертвые души» он взялся по-настоящему после «Ревизора», за границей, в Италии. Заново он переписывает главы, бесконечно пе-рерабатывает страницы.

Поэма была задумана как произведение, состоящее из 3-х частей (подобно «Божественной комедии» Данте). Герои, следовательно, должны были пройти ад, чистилище, рай. Эти три ипостаси соответст-вовали трем частям «Мертвых душ».

Первый том представлялся Гоголю «крыльцом к дворцу невидан-ной красоты». Весь смысл его работы в словах из 2-го тома: «Где же тот, кто бы на родном языке русской души нашей умел бы нам сказать это всемогущее слово: вперед?., кто... мог бы устремить нас на высо-кую жизнь?» «Одним чародейным мановением» уничтожить бы страшное наваждение, помочь России «очнуться» — эти слова час-то встречаются в письмах Гоголя.

Его вдохновляло стремление преодолеть зло, заполнившее совре-менную жизнь, преобразить своих героев, дать читателям пути восхож-дения к добру. Он надеялся, что поднять Россию можно без кровавых потрясений, без ломки общественного порядка, только нравствен-ным совершенствованием человека.

Вот почему он стремился вызвать отвращение к пошлости и ни-чтожности в 1 -м томе, а далее показать живых добродетельных людей, чтобы они стали образцами для подражания. Тогда произойдет чудо. Но чуда не произошло. Второй том не получался, к третьему Го-голь так и не подступил.

Начав работу над поэмой, он был убежден в том, что она должна сы-грать какую-то особую роль в судьбах России и этим прославить автора. В июне 1836 года он пишет Жуковскому: «Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то... какой огромный, какой оригиналь-ный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем! Это бу-дет первая моя порядочная вещь, которая вынесет мое имя».

Гоголь так увлечен новым сочинением, что все написанное ранее кажется ему пустяком. (А это «Вечера на хуторе...», «Миргород», «Петербургские повести» и «Ревизор».)

б) О жанре «Мертвых душ».

Громадный художественный опыт, приобретенный в процессе рабо-ты над«Вечерами...», «Миргородом», «Петербургскими повестями» и «Ревизором», дал ему возможность создать гениальную поэму.

В письме Пушкину из-за границы Гоголь говорил о том, что «сюжет растянулся на предлинный роман». Одновременно проскакивает и дру-гое слово — «поэма», уже в ноябре 1836 года он сообщает Жуковско-му: «Каждое утро... вписывал я по 3 страницы в мою поэму». В другом письме: «Вещь... не похожа ни на повесть, ни на роман, длинная, длин-ная, в несколько томов, название ей МЕРТВЫЕ ДУШИ — вот все, что ты должен покамест узнать о ней». Позднее Гоголь все убежденнее го-ворит, что это именно ПОЭМА, но не в традиционном значении слова.

Известно, что Гоголь разработал теорию новых жанров в «Учебной книге словесности для русского юношества». В ней, кроме эпопеи и романа как важнейших видов повествовательной литературы, он вы-делил «меньший род эпопеи» (середина между романом и эпопеей).

Главные приметы этой МАЛОЙ ЭПОПЕИ — изображение душев-ного мира частного лица, рассказ о его приключениях, дающих возмож-ность раскрыть картину нравов времени, умение писателя нарисовать «статистически схваченную картину недостатков, злоупотреблений, по-роков» эпохи. Эта фраза подчеркивает важнейшую особенность «мень-шего рода эпопеи» — обличительную направленность. Впоследст-вии Гоголь настаивал на том, что его произведение именно ПОЭМА.

Известны слова Льва Толстого: «...каждый большой художник дол-жен создавать и свои формы. Если содержание художественного про-изведения может быть бесконечно разнообразным, то также и их фор-ма». А о «форме» «Мертвых душ» Толстой говорил: «Что это? Ни роман, ни повесть. Нечто совершенно оригинальное».

Действительно, «Мертвые души» образовали своеобразную жан-ровую структуру, неизвестную раньше ни в русской, ни в мировой литературе.

К декабрю 1841 года 1 том книги был готов для печати и отдан на рассмотрение Московского цензурного комитета, где встретил враж-дебное отношение. Гоголь забрал книгу и отправил ее в Петербург, где благодаря хлопотам друзей, после долгих проволочек, требований вне-сти поправки в 36 мест и «Повесть о капитане Копейкине», кроме то-го, изменить название, цензура разрешила печатать книгу.

Было предложено название «Похождения Чичикова, или Мертвые души». 21 мая 1842 года поэма вышла из печати.

в) Об истории 2-го тома.

Почему Гоголь сжег 2 том? Причем делал он это дважды: в 1845 и 1852 гг. Наверное, на этот вопрос точного ответа дать нельзя. Ясно одно — это не было решением безумца. Убедительного и всеобъемлю-щего, пророческого слова не получилось, как считал Гоголь, положи-тельные герои ему не давались из-за личного несовершенства.

Поэтому он отказался не только от продолжения работы, но и от жизни (отказался принимать пищу, лекарства).

г) О сюжете.

Ядром сюжета «Мертвых душ» является авантюра Чичикова. Она только казалась невероятной, на самом деле была достоверной во всех мельчайших подробностях. Сама действительность создавала условия для подобных авантюр. Мертвые крестьяне, за которых помещик дол-жен был платить налог в казну, были для него обузой. Естественно, по-мещики мечтали избавиться от мертвых душ. Если одним эти «души» были в тягость, то другие при помощи мошеннических сделок стреми-лись извлечь выгоду. Заложить их в Опекунский совет под проценты. Та-ким образом можно было получить денежную ссуду для покупки земель и стать помещиком. Афера эта не придумана Гоголем, а взята из жизни.

д) Композиция.

Композиция поэмы необычна. Повествование строится как история похождений Чичикова. Это давало возможность исколесить вместе с героем «все углы и закоулки русской провинции». Чичиков находит-ся в центре сюжета и всех событий. Образы помещиков между собой композиционно почти не связаны: они не общаются друг с другом, каж-дый раскрывается в основном в своих отношениях с Чичиковым. И тем не менее нельзя рассматривать поэму как цикл новелл. Достаточно по-ставить любую главу Не на свое место, и композиция расшатывается.

С городскими чиновниками мы знакомимся более основательно по-сле глав, посвященных помещикам. А завершает этот процесс деграда-ции личности Чичиков — ловкий, хитрый, изворотливый; он представ-лялся Гоголю самым страшным. Вот вкратце смысл композиции «Мертвых душ».

Но «Мертвые души» не роман, а поэма или роман-поэма. Это оп-ределяется и композицией, и эмоциональной, лирической тональнос-тью произведения. В нем нет главных и второстепенных персонажей в обычном значении этих слов. Герой, который произносит несколько слов, играет такую же важную роль в структуре произведения. В «Мертвых душах» почти каждый персонаж — герой, без которого нельзя обойтись.

Например, в 1 -й главе мы встречаемся с двумя мужиками, которые начинают рассуждать о том, доедет ли колесо чичиковской брички до Москвы или до Казани. До приезжего им нет никакого дела. До Каза-ни не доедет, рассуждает один, а вот до Москвы, пожалуй, доедет, от-вечает другой.

Стало быть, губернский город находится недалеко от Москвы! Но самое важное, экипаж нашего героя еще только въехал в город, а про-зорливые мужики толкуют, далеко ли отсюда уедет. Подобными сцен-ками и персонажами наполнен текст, и это создает определенную эмо-циональную атмосферу.

Пусть читатель не ждет авантюрных похождений от героев, расска-занные истории будут будничны и заурядны.

Уже в начале поэмы мы чувствуем гоголевскую ироническую ус-мешку в адрес читателя, который ждет романтического, таинственного начала.

Повествование начинается без традиционной для русской прозы 30 — 40-х годов XIX века экспозиции — деловито и энергично: мы не знаем, как Чичиков пришел к мысли о покупке мертвых душ, нам неиз-вестна и прошлая его жизнь (обо всем этом в последней, 11 -й главе).

Такое повествование было важным для Гоголя — большинство персонажей поэмы статичны, значит, нужно было усилить внутрен-нюю динамику сюжета. (Это объяснение того, почему история глав-ного героя дается в конце 1 -го тома.)

е) Смысл названия поэмы

Название произведения «Мёртвые души» многозначно. Гоголь, как известно, задумывал трёхчастное произведение по аналогии с «Божественной комедией» Данте. Первый том — Ад, то есть обитель мёртвых душ.

Во-вторых, с этим связана фабула произведения. В XIX веке «мёртвыми душами» называли умерших крестьян. В поэме Чичиков покупает документы на умерших крестьян, а потом продаёт их в опекунский совет. Мёртвые души в документах значились живыми, а Чичиков получал за это немалую сумму.

В-третьих, в названии подчёркивается острая социальная проблема. Дело в том, что в то время продавцов и скупщиков мёртвых душ было великое множество, это не контролировалось и не наказывалось властью. Казна пустела, а предприимчивые аферисты наживали себе состояние. Цензура настоятельно рекомендовала Гоголю изменить название поэмы на «Приключения Чичикова, или мёртвые души», переставив акцент на личность Чичикова, а не на острую общественную проблему.

Возможно, идея Чичикова покажется некоторым странной, но всё сводится к тому, что между мёртвыми и живыми разницы и нет. Продаются и те, и те. И умершие крестьяне, и помещики, согласившиеся продать документы за определённое вознаграждение. Человек полностью теряет человеческие очертания и становится товаром, а вся его сущность сводится к бумажке, где указано, жив ты или нет. Получается, что душа оказывается смертна, что противоречит главному постулату христианства. Мир становится бездуховным, лишённым религии и любых морально-этических ориентиров. Такой мир описывается эпически. Лирический компонент заключён в описании природы и духовного мира.

3. Беседа по выявлению первичного восприятия прочитанного произведения.

Какие страницы « Мертвых душ вызвали у вас смех, а какие - горечь?

Кто из героев « Мертвых душ вам кажется безобидным и кто - самым страшным?

Кому вы сочувствовали, читая поэму? Какие вопросы у вас возникли при чтении?

4. Коллективная работа над составлением таблицы « Композиция поэмы Н.В. Гоголя « Мертвые души»

«Композиция поэмы Н.В. Гоголя « Мертвые души

Первая глава

« Вступление» в поэму, набросок всего, что впоследствии будет развито автором (приезд Чичикова в губернский город№№, встреча с чиновниками, подготовка почвы для авантюры)

Вторая- шестая главы

Изображение жизни российских помещиков

Седьмая-десятая главы

Изображение губернского города, в его пределах завершается характеристика владелец усадеб, но центральное место отведено изображению мира чиновников.

Одиннадцатая глава

Повествование о жизни героя поэмы - Чичикова

V . Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщающее слово учителя

Громадный художественный опыт, приобретенный в процессе работы над «Вечерами…», « Миргородом», « Петербургскими повестями» и « Ревизором» дал возможность Н.В. Гоголю создать гениальную поэму. В письме Пушкину из-за гра

VI . Домашнее задание.

2. Подготовить цитатный материал к образам Манилова и Коробочки.

В мае 1842 года в книжных лавках обеих столиц появилось новое произведение Гоголя. Попробуем разобраться, каков же замысел поэмы "Мертвые души". Обложка книги была чрезвычайно затейлива, разглядывая ее, читатели и не знали, что выполнена она была по эскизу самого автора. Рисунок, помещенный на обложке, очевидно, был важен для Гоголя, так как повторился и во втором прижизненном издании поэмы в 1846 году.

Давайте познакомимся с историей замысла "Мертвых душ" и его осуществлением, посмотрим, как он менялся, как постепенно выкристаллизовывалась идея создания монументального эпического полотна, которое охватило бы собой все многообразие российской жизни. Воплощение столь грандиозного замысла предполагало и использование соответствующих художественных средств, и адекватный жанр, и особое, символичное название.

Опираясь на уже сложившуюся культурную традицию, в основу сюжета Гоголь кладет путешествие героя, однако перед нами путешествие особое: это не только и не столько передвижение человека во времени и пространстве, это путешествие человеческой души.

Попробуем прояснить нашу мысль. Вместо лихо закрученной интриги и рассказов о "похождениях Чичикова" взору читателя предстал один из российских губернских городов. Путешествие героя свелось к объезду пяти помещиков, живших неподалеку, а о самом главном герое и его истинных намерениях автор рассказал чуть прежде, чем расстался с ним. По мере повествования автор как будто забывает о сюжете и рассказывает о событиях, вроде бы даже и не связанных с интригой. Но это не небрежность, а сознательная установка писателя.

Дело в том, что, создавая замысел поэмы «Мертвые души», Гоголь следовал и еще одной культурной традиции. Он предполагал написать произведение, которое состоит из трех частей, по образцу "Божественной комедии" Данте. В поэме великого итальянца путешествие человека, точнее — его души, представлено как восхождение от порока к совершенству, к осознанию истинного предназначения человека и мировой гармонии. Таким образом, дантовский "Ад" оказывался соотносимым с первым томом поэмы: как и лирический герой поэмы, совершающий паломничество к глубинам земли, гоголевский Чичиков постепенно погружается в бездну порока, перед читателем предстают характеры «один пошлее другого». А в финале вдруг звучит гимн России, "птице-тройке". Откуда? Почему? «Это пока еще тайна, — писал Гоголь по окончании работы над первым томом, — которая должна была вдруг, к изумлению всех...».

Во многом реализация замысла так и осталась тайной, недоступной читателю, но сохранившиеся главы второго тома, высказывания современников позволяют говорить о том, что последующие два тома должны быть соотнесены с «Чистилищем» и «Раем».

Итак, перед нами путешествие души, но какой души? Мертвой? Но душа — бессмертна. На это указали автору в московском цензурном комитете, когда цензор Голохвастов буквально закричал, увидев только название рукописи: «Нет, этого я никогда не позволю: душа бессмертна…» — и не дал разрешения на печать. По совету друзей, Гоголь едет в Петербург, чтобы показать рукопись тамошней цензуре и там же книгу напечатать. Однако история в чем-то повторяется. Цензор Никитенко хоть и дал разрешение на печать, но потребовал внести в текст изменения: переменить название и убрать «Повесть о капитане Копейкине». Скрепя сердце Гоголь пошел на уступки, переделав «Повесть...» и слегка изменив название. Теперь оно звучало по-другому: "Похождения Чичикова, или Мертвые души". Но на обложке первого издания сразу бросалось в глаза именно старое название. По настоянию автора, оно было выделено особо крупным шрифтом не только потому, что было связано с сюжетом: "мертвые души" оказались товаром, вокруг покупки и продажи которого и завертелась афера Чичикова. Однако в официальных документах умершие крестьяне, числившиеся по ревизским сказкам живыми, именовались «убылыми». На это указал писателю его современник М. П. Погодин: "...«мертвых душ» в русском языке нет. Есть души ревизские, приписные, убылые, прибылые". Трудно поверить, что Гоголь не знал этого, но все равно вложил в уста героев поэмы по отношению к приобретаемым Чичиковым душам слово «мертвые». (Заметим в скобках, что, совершая сделку с Плюшкиным, Чичиков покупает не только умерших, но и беглых, то есть «убылых» крестьян, отнеся их к разряду «мертвых».)

Таким образом, употребляя слово «мертвые», Гоголь хотел придать особый смысл всему произведению. Это слово помогает раскрыть общий замысел "Мертвый душ".

Замысел «Мёртвых душ» не сразу явился перед Гоголем во всей полноте, но претерпевал различные изменения.

В 1836 году, находясь в Швейцарии, он перестраивает общий план произведения: «Всё начатое переделал я вновь, обдумал весь план и теперь веду его спокойно как летопись», - сообщал Гоголь в письме В. А. Жуковскому.

Гоголь задумал поэму из трёх томов, опираясь на эпичес­кие поэмы Гомера и поэму Данте Алигьери «Божественная ко­медия».

Поэма Данте содержит три части: «Ад» (населённый грешни­ками), «Чистилище» (там помещались те, кто мог очистить свои души от грехов), «Рай» (населённый чистыми, непорочными ду­шами). Гоголь хотел показать в первом томе своей поэмы пороки русских людей, затем герои должны были словно бы подняться из Ада в Чистилище, очистить свои души страданием и покаяни­ем. Затем, в Раю, лучшие качества героев должны были ожить и явить миру всё лучшее, что есть в душе русского человека.

Два героя - Чичиков и Плюшкин - должны были пройти по всем кругам и в конце поэмы явить идеал человека. «Мёртвые души» должны были бы стать поэмой о восстановлении челове­ческого духа.

Гоголь писал: «Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то… какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нём!»

    В отличие от Ноздрева Собакевича нельзя причислить людям, витающим в облаках. Этот герой твёрдо стоит на земле, не тешит себя иллюзиями, трезво оценивает людей и жизнь, умеет действовать и добиваться того, чего хочет. При хар-ке его быта Гоголь во всем...

    План работы: 1. Вступление 2. Основная часть 2.1. Поместье Плюшкина 2.2. Чувства и эмоции Плюшкина, их проявление 2.3. Путь Плюшкина к полной деградации 2.4. Влияние близких людей на судьбу главного героя 2.5.Внешний облик...

    В своей «Авторской исповеди» Гоголь указывает, что на мысль написать «Мёртвые души» его натолкнул Пушкин. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Рецензия к поэме Мертвые души. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому...

    Гоголь, по словам В. Г. Белинского, «первый взглянул смело и прямо на русскую действитель­ность». Сатира писателя была направлена против «общего порядка вещей», а не против отдельных личностей, дурных исполнителей закона. Хищ­ный стяжатель Чичиков, помещики...

    "Мертвые души" - роман, названный поэмой. Постоянный житель всех хрестоматий по русской литературе. Произведение классики, которое сегодня так же злободневно и актуально, как и полтора века назад. "Попробуйте детально вспомнить сюжет...