Самые знаменитые картины сальвадора дали с названиями. Самые известные картины сальвадора дали

Одно из самых известных полотен, написанных в жанре сюрреализма, - это "Постоянство памяти". Сальвадор Дали - автор этой картины, создал ее всего за несколько часов. Полотно сейчас находится в Нью-Йорке, в Музее современного искусства. Эта небольшая картина, размером всего 24 на 33 сантиметра, является самой обсуждаемой работой художника.

Объяснение названия

Картина Сальвадора Дали «Постоянство памяти» была написана в 1931-м на холсте-гобелене ручной работы. Идея создания данного полотна была связана с тем, что однажды, дожидаясь возвращения своей жены Галы из кино, Сальвадор Дали писал абсолютно пустынный пейзаж морского побережья. Вдруг он увидел на столе тающий на солнце кусок сыра, который они ели вечером вместе с друзьями. Сыр таял и становился все мягче и мягче. Задумавшись и связав долго идущее время с тающим куском сыра, Дали начал заполнять полотно растекающимися часами. Свою работу Сальвадор Дали назвал «Постоянство памяти», объясняя название тем, что один раз взглянув на картину, ты уже никогда её не забудешь. Другое название картины - «Текучие часы». Это название связано с содержанием самого полотна, которое вложил в него Сальвадор Дали.

«Постоянство памяти»: описание картины

Когда рассматриваешь это полотно, в глаза сразу бросается необычное размещение и структура изображенных предметов. На картине просматривается самодостаточность каждого из них и общее ощущение пустоты. Здесь много вроде бы не связанных предметов, но все они создают общее впечатление. Что же изообразил на картине "Постоянство памяти" Сальвадор Дали? Описание всех предметов занимает довольно много места.

Атмосфера картины «Постоянство памяти»

Сальвадор Дали выполнил картину в коричневой гамме. Общая тень лежит на левой части и середине картины, солнце падает на заднюю часть и правую сторону полотна. Картина как бы наполнена тихим ужасом и страхом такого спокойствия, и в то же время странная атмосфера наполняет "Постоянство памяти". Сальвадор Дали этим полотном заставляет задуматься о значении времени в жизни каждого человека. О том, а может ли время остановиться? А может ли оно подстраиваться под каждого из нас? Наверное, каждый должен дать сам себе ответы на эти вопросы.

Известен факт, что художник всегда оставлял записи о своих картинах в своем дневнике. Однако о самой известной картине «Постоянство памяти» Сальвадор Дали не сказал ничего. Великий художник изначально понимал, что, написав эту картину, он заставит задуматься людей о бренности бытия в этом мире.

Влияние полотна на человека

Картина Сальвадора Дали «Постоянство памяти» была рассмотрена американскими психологами, которые пришли к выводу, что данное полотно обладает сильнейшим психологическим воздействием на определенные типы человеческих личностей. Многие люди, глядя на эту картину Сальвадора Дали, описывали свои чувства. Большая часть людей погружалась в ностальгию, остальные пытались разобраться со смешанными эмоциями общего ужаса и задумчивости, вызванной композицией картины. Полотно передает чувства, мысли, переживания и отношение к «мягкости и твердости» самого художника.

Безусловно, эта картина невелика по размерам, но её можно считать одной из самых великих и сильных психологических картин Сальвадора Дали. Картина «Постоянство памяти» несет в себе величие классики сюрреалистической живописи.

Сальвадора Дали без преувеличения можно назвать самым известным сюрреалистом XX века, ведь его имя знакомо даже тем, кто совершенно далёк от живописи. Одни люди считают его величайшим гением, другие - безумцем. Но и первые, и вторые безоговорочно признают уникальный талант художника. Его картины представляют собой иррациональное сочетание реальных предметов, деформированных парадоксальным образом. Дали был героем своего времени: творчество мастера обсуждалось как в высших кругах общества, так и в пролетарской среде. Он стал настоящим воплощением сюрреализма с присущими этому течению живописи свободой духа, противоречивостью и эпатажностью. Сегодня любому желающему доступны шедевры, автором которых является Сальвадор Дали. Картины, фото которых можно увидеть в этой статье, способны впечатлить каждого поклонника сюрреализма.

Роль Галы в творчестве Дали

Огромное творческое наследие оставил после себя Сальвадор Дали. Картины с названиями, вызывающими у многих смешанные чувства, сегодня настолько привлекают любителей искусства, что заслуживают детального рассмотрения и описания. Вдохновительницей, моделью, поддержкой и главной поклонницей художника была его супруга Гала (эмигрантка из России Все его самые знаменитые полотна были написаны в период совместной жизни с этой женщиной.

Скрытый смысл «Постоянства памяти»

Рассматривая Сальвадора Дали, стоит начать с наиболее узнаваемой его работы - "Постоянство памяти" (иногда её называют "Время"). Полотно было создано в 1931 году. Вдохновила художника на написание шедевра его супруга Гала. По утверждению самого Дали, замысел картины у него возник при виде плавящегося под солнечными лучами О чём хотел сказать мастер, изобразив на холсте мягкие часы на фоне пейзажа?

Три мягких циферблата, украшающих передний план картины, отождествляются с субъективным временем, которое свободно протекает и неравномерно заполняет собой всё свободное пространство. Количество часов тоже символично, ведь число 3 на этом полотне свидетельствует о прошлом, настоящем и будущем. Мягкое состояние предметов указывает на взаимосвязь между пространством и временем, которая для художника всегда была очевидной. Присутствуют на картине и твёрдые часы, изображённые циферблатом вниз. Они символизируют объективное время, ход которого идёт против человечества.

Свой автопортрет также изобразил на этом полотне Сальвадор Дали. Картина "Время" содержит на переднем плане непонятный растёкшийся предмет, обрамлённый ресницами. Именно в таком образе и нарисовал себя спящим автор. Во сне человек высвобождает свои мысли, которые в состоянии бодрствования он тщательно скрывает от окружающих. Всё, что можно увидеть на картине, является сновидением Дали - результатом торжества бессознательного и смерти реальности.

Муравьи, ползающие по корпусу твёрдых часов, символизируют распад, гниение. На картине насекомые выстраиваются в виде циферблата со стрелками и свидетельствуют о том, что объективное время уничтожает себя само. Муха, сидящая на мягких часах, для живописца была символом вдохновения. Древнегреческие философы проводили много времени в окружении этих "средиземноморских фей" (именно так называл Дали мух). Зеркало, виднеющееся на картине слева - свидетельство непостоянства времени, оно отображает как объективные, так и субъективные миры. Яйцо на дальнем плане символизирует жизнь, сухая олива - позабытую античную мудрость, а - вечность.

«Жираф в огне»: трактовка образов

Изучая картины Сальвадора Дали с описанием, можно глубже изучить творчество художника, лучше понять подтекст его полотен. В 1937 году из-под кисти живописца вышла работа «Жираф в огне». Это был сложный период для Испании, так как немного ранее в ней началась Кроме того, Европа оказалась на пороге Второй мировой войны, и Сальвадор Дали, как и множество прогрессивных людей того времени, чувствовал её приближение. Несмотря на то что мастер утверждал, что его «Жираф в огне» не имеет отношения к политическим событиям, сотрясающим континент, картина насквозь пропитана ужасом и тревогой.

На переднем плане Дали нарисовал женщину, стоящую в позе отчаяния. Её руки и лицо окровавлены, создаётся впечатление, что с них содрана кожа. Женщина выглядит беспомощной, она не в силах противостоять надвигающейся опасности. Позади неё изображена дама с куском мяса в руках (оно является символом самоуничтожения и смерти). Обе фигуры стоят на земле благодаря тонким подпоркам. Их Дали нередко изображал в своих работах, чтобы подчеркнуть слабость человека. Жираф, в честь которого названа картина, нарисован на дальнем плане. Он гораздо меньше женщин, верхняя часть его туловища охвачена огнём. Несмотря на свои небольшие размеры, он является главным героем полотна, воплощая собой монстра, несущего апокалипсис.

Анализ «Предчувствия гражданской войны»

Не только в этой работе выразил своё предчувствие войны Сальвадор Дали. Картины с названиями, указывающими на её приближение, появлялись у художника неоднократно. За год до «Жирафа» художник написал «Мягкую конструкцию с варёными бобами» (иначе её называют «Предчувствием гражданской войны»). Сооружение из частей человеческого тела, изображённое в центре холста, напоминает контуры Испании на карте. Конструкция сверху слишком громоздкая, она нависает над землёй и может в любой момент рухнуть. Внизу под сооружением рассыпаны бобы, которые выглядят здесь совершенно неуместными, что только подчёркивает абсурдность политических событий, происходящих в Испании во второй половине 30-х годов.

Описание «Лица войны»

«Лицо войны» - это ещё одна работа, оставленная сюрреалистом своим поклонникам. Картина датируется 1940 годом - временем, когда Европа была охвачена боевыми действиями. На холсте изображена человеческая голова с застывшим в агонии лицом. Её со всех сторон окружают змеи, вместо глаз и рта у неё бесчисленное количество черепов. Создаётся впечатление, что голова буквально напичкана смертью. Картина символизирует собой концентрационные лагеря, забравшие жизнь у миллионов людей.

Толкование «Сна»

«Сон» - картина Сальвадора Дали, созданная им в 1937 году. На ней изображена огромная спящая голова, держащаяся на одиннадцати тонких подпорках (точно таких же, как у женщин на полотне «Жираф в огне»). Костыли везде, они поддерживают глаза, лоб, нос, губы. Тело у человека отсутствует, зато есть неестественно вытянутая назад тонкая шея. Голова олицетворяет сон, а костыли указывают на поддержку. Стоит только каждой части лица отыскать свою подпорку, как человек рухнет в мир сновидений. Поддержка нужна не только людям. Если внимательно присмотреться, в левом углу полотна можно увидеть маленькую собаку, чьё туловище тоже опирается на костыль. Рассматривать подпорки можно и как нити, которые позволяют голове свободно парить во время сна, однако не дают ей полностью оторваться от земли. Голубой фон полотна ещё больше подчёркивает отстранённость происходящего на нём от рационального мира. Художник был уверен, что именно так выглядит сон. Картина Сальвадора Дали вошла в цикл его работ «Паранойя и война».

Образы Галы

Свою любимую жену тоже рисовал Сальвадор Дали. Картины с названиями "Анжелюс Гала", "Мадонна Порт-Лигата" и многие другие прямо или косвенно указывают на присутствие Дьяконовой в сюжетах произведений гения. Например, в «Галатее со сферами» (1952 г.) он изобразил свою спутницу жизни в виде божественной женщины, лицо которой просвечивается сквозь большое количество шаров. Супруга гения парит над реальным миром в верхних эфирных слоях. Стала его муза главной героиней таких картин, как «Галарина», где она изображена с обнажённой левой грудью, «Атомная Леда», в которой Дали представил голую супругу в виде правительницы Спарты. Практически на все женские образы, присутствующие на холстах, вдохновляла живописца его верная жена.

Впечатление от работ живописца

Фото, изображающие картины Сальвадора Дали, высокого разрешения позволяют изучить его творчество до мельчайших деталей. Художник прожил долгую жизнь и оставил после себя несколько сотен работ. Каждая из них - это уникальный и ни с чем не сравнимый внутренний мир, отображённый гением по имени Сальвадор Дали. Картины с названиями, известными всем с детства, могут вдохновлять, вызывать восторг, недоумение или даже отвращение, однако ни один человек не останется после их просмотра равнодушным.

Сальвадор Дали благодаря всепоглощающему таланту, мог превращать все, к чему притрагивался, в «музейный экспонат», в шедевр, наследие для будущих поколений. Будь то фотография или картина, книга либо реклама – все у него получалось делать на высшем уровне. Он гений, которому было тесно в своей стране, его работы опережали время и благодаря этому художник стал «великим» ещё при жизни. Сегодня мы, как Вы уже догадались, поговорим о самом известном представителе сюрреализма – Сальвадоре Дали и о лучших, самых известных его картинах.

«… я решился и начал постигать пространство-время путём созерцания левитации, которая разрушает энтропию» - слова художника, сказанные как описание к своей картине, изображающей процесс потери формы. Была написана в 1956 году. В настоящее время находится в музее Сальвадора Дали в Сент-Питерсберге.



«Пейзаж близ Фигераса» - одна из самых ранних работ художника, которую он написал в возрасте 6 лет на почтовой открытке в 1910 году. Это яркий пример, иллюстрирующий импрессионистический период творчества Дали. В настоящее время она хранится в частной коллекции Альберта Филда в Нью-Йорке.


«Человек-невидимка» или «Незримый человек» - картина, написанная Сальвадором Дали в период между 1929 и 1933 годами. Хранится в музее королевы Софии в Мадриде. Это незавершённая экспериментальная работа, в которой Дали практиковал двойные образы. На ней художник очень изысканно изобразил скрытые смыслы и контуры предметов.


«Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря» - ещё одна сюрреалистическая картина, демонстрирующая метаморфозы, скрытые смыслы и контуры предметов. Подобие вазы с фруктами на столе и пейзаж образуют сложенную фигуру собаки и лицо человека. Эта работа была написана в 1938 году. Ныне находится в музее Уодсворт Атенеум Хартфорд, штат Коннектикут, США.


В 1943 году, во времена, Второй мировой войны, Дали написал картину о рождении нового человека. Мы видим как личность, пытается вылупиться из яйца, которое символизирует зарождение новой силы, а также является символом вселенной.


Эта работа была написана в 1940 году, в начале Второй мировой войны в Калифорнии, США, где художник прожил 8 лет. Своей работой он осуждает ужасы войны и страдания людей, стоящих перед ней. Находится полотно в музее Бойманса - ван Бёнингена в Роттердаме, Нидерланды.


«Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» - одна из немногих картин, написанных Дали в 1944 году. Это пример влияния Фрейда на сюрреалистическое искусство, а также попытка художника исследовать мир сновидений. Находится в Музее Тиссена-Борнемисы в Мадриде.


Картина была написана в 1954 году. Это нетрадиционное, сюрреалистическое изображение Иисуса Христа, распятого на развёртке тессеракта – гиперкуба. Женщина внизу – Гала – жена Сальвадора Дали. Художник, как бы намекает на то, что Христа распинают холодность этого мира и бездушие. Полотно находится в музее Метрополитен в Нью-Йорке.


Несомненно, это одна из лучших и самых известных картин Сальвадора Дали. Была написана в 1931 году. Имеет три названия – «Постоянство памяти», «Стойкость памяти» и «Мягкие часы». Интересно то, что идея её создания была навеяна художнику видом плавленого сыра камамбер. На ней изображено переживание человеком времени и памяти, которое оживляется областью бессознательного, в виде стекающих часов.

Поделится в соц. сетях



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Великий и неординарный человек Сальвадор Дали родился в Испании в городе Фигерас в 1904 году 11 мая. Его родители были очень разные. Мать верила в бога, а отец наоборот, был атеистом. Отца Сальвадора Дали звали тоже Сальвадор. Многие считают, что Дали назвали в честь отца, но это не совсем так. Хоть у отца и сына были одинаковые имена, все же младшего Сальвадора Дали назвали в память о его брате, который умер не дожив до двухлетнего возраста. Это беспокоило будущего художника, так как он чувствовал себя двойником, каким-то отголоском прошлого. У Сальвадора была сестра, которая родилась в 1908 году.

Детство Сальвадора Дали

Учился Дали очень плохо, был балованным и неусидчивым, хотя способности к рисованию у него появились еще в детстве. Первым учителем Сальвадора стал Рамон Пичот. Уже в 14 лет его картины были на выставке в Фигерасе. В 1921 году Сальвадор Дали уехал в Мадрид и поступил там в Академию изобразительных искусств. Учеба ему не нравилась. Он считал, что сам может преподавать своим учителям искусство рисования. Он оставался в Мадриде лишь потому, что ему было интересно общаться с его товарищами. Там он познакомился с Федерико Гарсиа Лорка и Луисом Бунюэлем.

Учеба в Академии

В 1924 году Дали был исключен из академии за недостойное поведение. Вернувшись туда через год, его снова исключили в 1926 году без права на восстановление. Случай, повлекший за собой эту ситуацию, был просто поразителен. На одном из экзаменов профессор академию попросил назвать 3 самых великих художников в мире. Дали ответил, что не будет отвечать на подобного рода вопросы, потому что ни один преподаватель из академии не имеет право быть ему судьей. Слишком презрительно относился Дали к преподавателям. А к этому времени Сальвадор Дали уже имел свою собственную выставку, которую посетил сам Пабло Пикассо. Это было катализатором для знакомства художников. Тесное общение Сальвадора Дали с Бунюэлем вылилось в фильм под названием «Андалузский пес», который имел сюрреалистический уклон. В 1929 году Дали официально стал сюрреалистом.

Как Дали обрел музу

В 1929 году Дали обрел свою музу. Ей стала Гала Элюар. Именно она изображена на многих картинах Сальвадора Дали. Между ними возникла серьезная страсть, и Гала оставила своего мужа, чтобы быть вместе с Дали. В момент знакомства со своей возлюбленной Дали жил в Кадакесе, где купил себе хижину без особых удобств. Не без помощи Галы Дали удалось организовать несколько отличных выставок, которые были в таких городах как Барселона, Лондон, Нью-Йорк. В 1936 году случился очень трагикомичный момент. На одной из своих выставок в Лондоне Дали решил почитать лекцию в костюме водолаза. Вскоре он стал задыхаться. Активно жестикулируя руками он попросил снять с него шлем. Публика приняла это за шутку, и все обошлось. К 1937 году, когда Дали уже побывал в Италии, стиль его работ значительно изменился. Уж слишком сильно повлияли работы мастеров Возрождения. Дали изгнали из общества сюрреалистов.

Во время Второй Мировой войны Дали уехал в США, где был узнаваем, и быстро добился успеха. В 1941 году для его личной выставки открыл двери музей современного искусства США. Написав свою автобиографию в 1942 году, Дали почувствовал что он действительно известен, так как книга разошлась очень быстро. В 1946 году Дали сотрудничал с Альфредом Хичкоком. Конечно, смотря на успех своего бывшего товарища Андре Бретон не мог упустить шанс написать статью, в которой унижал Дали – «Salvador Dali – Avida Dollars» («Гребущий доллары»). В 1948 году Сальвадор Дали вернулся в Европу и поселился в Порт-Льигате, выезжая оттуда то в Париж, то обратно в Нью-Йорк.

Дали был очень известным человеком. Он занимался практически всем и был успешным. Все его выставки не сосчитать, но больше всего запомнилась выставка в галерее Тейт, на которой побывало около 250 миллионов человек, что не может не впечатлять. Умер Сальвадор Дали в 1989 году 23 января после смерти Галы, которая скончалась в 1982 году.

Творчество

Трудно найти среди художников личность более противоречивую. Cуждения, действия, картины Сальвадора Дали, все носило легкий налет безумного сюрреализма. Этот человек не просто был художником сюрреалистом, он сам был воплощением сюрреализма.

Тем не менее, Дали пришел к сюрреализму далеко не сразу. Творчество Сальвадора Дали начиналось, прежде всего, с изучения приемов классической академической живописи. Дали пробовал себя и в кубизме, он с величайшим благоговением относился к полотнам Пабло Пикассо. Как следствие в некоторых его сюрреалистических работах прослеживаются элементы кубизма. На творчество Сальвадора Дали огромное влияние оказала также живопись эпохи Возрождения. Он много раз говорил, что современные художники ничто по сравнению с титанами прошлого (впрочем, кто бы сомневался). Но когда он начал писать в стиле сюрреализма, тот стал его любовью практически до конца жизни. Лишь на закате своей жизни Дали несколько отойдет от сюрреализма и вернется к более реалистичной живописи.

Сальвадора Дали смело можно отнести к классикам сюрреализма. Более того, выражение Дали «сюрреализм это я» в современном мире стало правдой в глазах миллионов. Спросите любого человека на улице, кто у него ассоциируется со словом сюрреализм – практически любой ответит, не задумываясь: Сальвадор Дали!

Его имя знакомо даже тем, кто не совсем понимает значение и философию сюрреализма, даже тем, кто не интересуется живописью. Сальвадор Дали обладал редким умением эпатировать окружающих, он был героем львиной доли светских бесед своей эпохи, о нем говорили все, от буржуа до пролетариата. Он был, пожалуй, лучшим актером из художников и если бы тогда существовало слово пиар, то Дали смело можно было бы назвать гением пиара, как черного так и белого. Впрочем, глупо рассуждать, о том, каким был Дали, если вы действительно хотите понять это – просто взгляните на его картины, являющиеся воплощением его экстравагантной личности; гениальные, странные, безумные и прекрасные.

Ядерный мистицизм

После Второй мировой войны человечество перешло в новую фазу существования. Одним из наиболее разрушительных и в тоже время стимулирующих факторов стало использование США ядерной бомбы, когда 6 и 9 августа 1945 года были уничтожены японские города Хиросима и Нагасаки. Конечно, с морально-этической точки зрения это событие стало позором для цивилизованного мира, но была и другая сторона – переход к принципиально новому уровню научно-технической мысли. В то же время, более ярко проявились и религиозные мотивы в западноевропейской и американской жизни.

Особенно глубоко новые тенденции проникли в среду творческой элиты и интеллигенции. Одним из наиболее чутких к трагическим событиями творцов оказался Сальвадор Дали. В силу своих психо-эмоциональных особенностей он довольно остро воспринял эту общечеловескую катастрофу и на фоне специфики своего искусства разработал свой художественный манифест. Это и ознаменовало новый период в его жизни и творчестве, который длился с 1949 по 1966 годы, под названием «ядерный мистицизм».

Первые признаки «ядерного мистицизма» появились в работе «Атомная Леда», где он выступил в синтезе с античной мифологией. Так, после приезда из Америки для Дали основной стала тема христианства. Наверное, первой в цикле работ можно считать написанную в 1949 году «Мадонну Порт-Льигата». В ней он попытался приблизиться к эстетическим критериям Ренессанса. В ноябре этого же года он совершил визит в Рим, где на аудиенции у Папы Римского Пия XII презентовал понтифику своё полотно. По словам очевидцев Папа был не слишком впечатлён сходством Богоматери с Галой, ведь церковь на тот момент взяла курс на обновление.

После этого знаменательного события у Дали родилась идея новой картины – «Христос Сан Хуана де ла Крус», для создания которой он взял за основу рисунок Распятия, создание которого приписывалось самому святому. На огромной картине был изображён Иисус над бухтой Порт-Льигата, вид на которую открывался с терассы дома художника. Позже этот пейзаж неоднократно повторялся на картинах Дали в 50-х гг. А уже в апреле 1951 года Дали опубликовал «Мистический манифест», в котором провозгласил принцип параноидально-критического мистицизма. Сальвадор был абсолютно уверен в упадке современного искусства, который, по его мнению, был связан со скептицизмом и недостатком веры. Сам параноидально-критический мистицизм, по утверждению мастера, был основан на поразительных успехах современной науки и «метафизической духовности» квантовой механики.

С помощью своих полотен Дали пытался показать наличие в атоме христианского и мистического начала. Он считал мир физики более трансцендентным, чем психологию, а квантовую физику – величайшим открытием ХХ века. В целом же, период 50-х годов стал для художника периодом интеллектуального и духовного поиска, который дал ему возможность совместить два противоположных начала – науку и религию.

Картины Сальвадора Дали

Картины Сальвадора Дали являют собой один из ярчайших образчиков воплощения манифеста сюрреализма, той самой свободы духа, граничащей с безумием. Неопределенность, хаотичность форм, соединение реальности со сновидениями, соединение продуманных образов с бредовыми идеями из самых глубин подсознания, сочетание невозможного с возможным, вот что такое картины Сальвадора Дали. И при всем этом, при всей чудовищности творчества Сальвадора Дали, оно обладает необъяснимой привлекательностью, даже эмоции, возникающие при просмотре картин Сальвадор Дали, казалось бы просто не способны существовать вместе. Страшно даже подумать, что может твориться в голове у человека способного написать подобные полотна. Одно ясно – чего там не было, так это серости однообразных будней.
Но итак уже слишком много всякой хрени написано, живопись говорит лучше всяких слов. Наслаждайтесь.

«Атомная Леда»

Сегодня картину «Атомная Леда» можно увидеть в Театре-музее Сальвадора Дали в городе Фигерасе. Автора полотна, как это странно не звучит, вдохновило на его написание открытие атома и сброс атомных бомб на японские острова в 1945 году. Ужасающая разрушительная сила атома ничуть не испугала художника. Информация об элементарных частицах, никогда не соприкасающихся друг с другом и, наряду с этим, образующих окружающую реальность и предметы вокруг, стали новым источником творчества мастера и ключевыми сюжетами картин. Более того, Дали, не терпевший любого рода прикосновения, увидел в принципе строения мира особую символичность лично для себя.

«Атомная Леда» была написана в 1949 году. В основе картины древнегреческий миф о Леде – правительнице Спарты и Зевсе – боге всех богов Олимпа, влюбившегося в царицу и явившегося ей в облике лебедя. После этого царица снесла яйцо, из которого вылупились три ребёнка – Елена Троянская и братья-близнецы Кастор и Поллукс. С Кастором мастер отождествлял своего старшего брата, который умер до его рождения.

Ещё два важных предмета на картине – угольник и книга. Угольник и линейка, в виде тени – неотъемлемые инструменты, применяемые в геометрии. Они же указывают на математический расчет, а в эскизах художника прослеживаются пропорции пентаграммы, называемой «золотым сечением». В этих вычислениях Дали содействовал известный румынский математик – Матила Гика. Книжка, по многим предположениям, является библией и указанием на возврат художника к католической церкви.

Фоном картины являются земля и море, подобно всем частям картины, не соприкасающиеся друг с другом. Сальвадор Дали истолковал этот момент на примере одного из эскизов, пояснив, что именно таким образом он видит проекцию в реальность происхождения «божественного и животного». Скалы по бокам картины – это часть каталонского побережья, где родился и вырос художник. Известно, что, когда Дали работал над полотном, он находился в Калифорнии, таким образом, тоска по родным пейзажам выплескивалась на картинках творца.

«Лицо войны»

Сальвадор Дали не мог видеть, как гитлеровские войска врываются в родную Францию. Он отбыл в США вместе с женой, покинув любимые места, с болью и горечью осознавая, что все будет разрушено и разбито.

Ужас войны, страх, кровопролитие переполняли сознание художника. Все, что было мило и дорого многие годы в один миг было растоптано, сожжено и растерзано. Казалось, все мечты, все планы были заживо погребены под фашистским сапогом.

В США Дали ждал успех, признание, жизнь его там сложилась очень счастливо и насыщенно, но тогда, когда художник плыл на пароходе, покидая Францию, он этого еще не знал. Каждый нерв его был натянут, точно струна, эмоции требовали выхода и, прямо там, на пароходе Дали приступил к своей картине «Лицо войны» (1940г).

В этот раз он отступил от свойственной ему манеры, картина была написана предельно просто и доходчиво. Она кричала, она врывалась в сознание, она оковывала ужасом всех, кто ее созерцал. Глазницы и искореженный рот многократно повторяют этот кошмар. Черепа, черепа, черепа, а еще нечеловеческий ужас – вот и все, что война приносит всем, кто встает на ее пути. Рядом с войной нет жизни, и сама по себе она кошмарна и мертва.

Многочисленные змеи рождаются из головы и ее же поедают. Они больше похожи на мерзких червей, но пасти их раскрыты и, кажется, даже сейчас доносится их злобное шипение. Созерцатель картины не является сторонним наблюдателем, он, будто бы, находится здесь же, только смотрит на кошмарное лицо из пещеры. Это ощущение подкрепляет и след от руки в углу картины.

Дали, будто, хочет призвать к разуму – сейчас, когда ты под прикрытием, в пещере, подумай – стоит ли идти туда, где только безжизненная маска смерти, стоит ли начинать войны, которые сжирают своих же начинателей, которые приносят бесконечные страдания и обречены на ужасную гибель.

«Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната»

Знаменитый шедевр эпатажного сюрреалиста Дали, созданный в 1944 году и вдохновленный фрейдовским психоанализом кратко можно назвать «Сон». Таким образом, масштабная работа Фрейда над теорией сновидений оказалась полезной не только в области научной психологии и психиатрии, но и послужила ярчайшим вдохновением для приверженцев сюрреализма. Надо сказать, сам психоаналитик не признавал это творчество, но нельзя отрицать уникальность этих картин и наличие множества поклонников подобного искусства.

Сны могут продолжаться секунды, создавая при этом впечатление целостного спектакля на арене бессознательного. Фрейдизм настаивает на возможности внешних раздражителей «проникать» в сновидение, трансформируясь при этом в различные символические образы. Так, на полотне Сальвадора Дали в фокусе обнаженная модель (жена Гала) и маленький гранат с парящей над ним пчелой. Это объекты реального мира. Порождением сна являются остальные рисунки композиции. Необъятное море олицетворяет полное глубинных тайн бессознательное человека. Призрачный слон Бернини на «ходулях» передает зыбкость и неустойчивость сонного состояния. Фрукт с алыми ягодами во сне приобретает увеличенные размеры.

Тело женщины парит над скалистой плоскостью, что передает зрителям знакомую во снах возможность невозможного. Еще чуть-чуть, и Гала проснется… Перед нами затуманенный момент перед отходом ее в сознательный мир из пучин бессознательного. Теперь на полотно имеют возможность воочию любоваться жители и туристы Мадрида. Остальным любителям искусства работа знакома из страниц всемирной сети и по репродукциям.

«Галатея сфер»

Все картины Дали отличаться своей необычной притягательность. Хочется внимательно рассмотреть каждый уголок, чтобы не упустить не одной детали. Так и в его известной и великой Галатее сфер. Глядя на нее, удивляешься: каким образом художнику так мастерски удалось изобразить лицо через совокупность сфер? Совершенству и гармоничности их сливания можно только удивляться. Такой шедевр под силу только настоящему мастеру.

Свою картину Сальвадор Дали написал еще в 1952 году в период ядерно-мистического творчества. В то время художник изучал разнообразные науки и наткнулся на теорию атомов. Эта теория настолько сильно впечатлила Дали, что он начал писать новую картину. Лицо своей жены он изображает из множества маленьких-сфер атомов, сливающихся в единый целый коридор. Симметричность этих кругов образует могущественную перспективу и придает картине трехмерный вид.

Губы Галатеи являются тенью ряда шаров. Глаза будто бы две отдельные маленькие планеты. Очертания носа, овала лица, ушей, волос словно бы разбивают эти сферы на отдельные атомы. Цветовые сочетания и контрасты заставляют их казаться объемными выпуклыми и рельефными. Будто бы Галатея – это прозрачная оболочка, состоящая из цветовых контрастов множества маленьких идеальных сфер.

Только отдельные ее элементы отражающие лицо Галы, ее волосы, губы, тело окрашены в естественные цвета. Вся композиция в целом завораживает, заколдовывает зрителя. Она создает впечатление движения кругов. Словно бы Галатея крутиться с помощью каждого отдельного живого атома.

«Великий Мастурбатор»

Картина, написанная в 1929 году в стиле сюрреализм, в данный момент выставлена в Центре искусств королевы Софии в Мадриде (Испания). В центре картины изображено смотрящее вниз деформированное человеческое лицо. Похожий профиль изображён также на более известной картине Дали «Постоянство памяти» (1931). Из нижней части головы поднимается обнажённая женская фигура, напоминающая музу художника Галу. Рот женщины тянется к скрытым под лёгкой одеждой мужским гениталиям, намекая на предстоящую фелляцию. Мужская фигура изображена только от пояса до колен со свежими кровоточащими порезами.

Под человеческим лицом, на его рту, сидит саранча – насекомое, перед которым художник испытывал иррациональный страх. По брюшку саранчи и по центральной фигуре ползут муравьи – популярный мотив в работах Дали – символ коррупции. Под саранчой изображена пара фигур, отбрасывающая одну общую тень. В нижнем левом углу картины одинокая фигура торопливо удаляется вдаль. Помимо этого на полотне присутствуют также яйцо (символ плодородия), нагромождение камней и (под лицом женщины) цветок каллы с фаллообразным пестиком.

«Великий мастурбатор» имеет большое значение для исследования личности художника, поскольку навеяна его подсознанием. Картина отображает противоречивое отношение Дали к сексу. В его детстве отец Дали оставил на пианино книгу с фотографиями гениталий, поражённых венерическими заболеваниями, что привело к ассоциированию секса с гниением и надолго отвратило юного Дали от половых отношений.

«Портрет Луиса Буньюэля»

Эта картина написанная в 1924 году. Первоначально находилась в коллекции Луиса Буньюэля. В настоящее время находится в Центре искусств королевы Софии в Мадриде. Дали познакомился с Луисом Буньюэлем в Королевской Академии Искусств в Мадриде, во время своего обучения в 1922–1926 годах. Буньюэль был одним из тех, кто в значительной степени повлиял на Сальвадора. Позднее Дали принял участие в съёмках двух фильмов Буньюэля: «Андалузский пёс» (1929) и «Золотой век» (1930).

Портрет Луиса Бунюэля был написан, когда будущему режиссёру было 25 лет. Он изображён серьезным и задумчивым человеком с пристальным взглядом, смотрящим в сторону от художника и зрителей. Картина выполнена в мрачноватых тонах. Сдержанные цвета создают атмосферу серьезности и подчеркивают глубокомысленный взгляд.

В этом шедевре Дали достигнуто замечательное единство активной формы и концентрированной психологической характеристики. Великолепно написанное лицо узнаётся мгновенно, так же, как сразу «схватываются» черты обретающего зрелость индивидуального стиля Дали, способность художника к жёсткому самоконтролю при выборе живописных средств.

«Меланхолия»

Сальвадор Дали был гением (возможно, слегка сумасшедшим, но это вообще характерно для гениев, опередивших свое время) – с этим согласны даже те, в чьем сердце его картины не находят отклика.

Ведь эти картины, даже больше, чем любое другое искусство, нужно понимать сердцем, центром души, которое болит, тянет, стучит и бьется. Ведь даже поняв мозгом, что художник имел в виду это, добивался вот этого и вообще протестовал против Второй Мировой и дискриминации, допустим, негров, полюбить картины не получится. Их нужно чувствовать. Чувствовать бьющуюся в них свободу – они бескрайни, несмотря на то, что ограничены узким пространством холста.

Так «Меланхолия» полна пустыни, которая простирается от края до края. Горы на горизонте не ограничивают её, напротив, словно бы помогают ещё вырасти, ещё расшириться. Облака, свивающиеся в странные фигуры, расширяют небо. Безликие ангелы-купидоны хулиганят, один из них играет на лире. Стол, с резными столбиками, как у кровати, смотрится почти нелепо в пустыне, и попирает собой все законы человеческого восприятия. Человек с пустым лицом смотрит вдаль скучно и молча.

Вся картина отзывается в душе – меланхолия, ветер в пустыне, перезвон струн на лютне – но не отзывается в мозгу, потому что мозгом её не прочувствовать, для этого есть сердце.

«Геополитический младенец, наблюдающий за рождением нового человека»

Сложный период второй мировой войны, художник провел в Америке. Его горячо любимая Испания была в самом центре кровавых событий, и, конечно же, переживания за судьбу человечества нашло отклик в душе гения. Картина написана в 1943 году, в разгар военных действий в Европе. В центре изображено огромное яйцо, символизирующее планету. Через него проходит трещина и виднеется рука, крепко вцепившаяся за скорлупу. Очертания внутри, говорят какие муки, испытывает Новый Человек, а капля крови ниспадает на белую ткань, простеленную под планетой. В правом углу стоит женщина с развивающимися на ветру волосами и обнаженной грудью, указывая младенцу, обнимающему её колени на сложное действие рождение нового сознания человечества. Вселенная изображена как пустыня, где виднеются одинокие силуэты. Написанная в желто-коричневых тонах, символизирующими болезненное состояние, в котором находится мир .

«Постоянство памяти»

Вдохновением для одной из лучших работ Сальвадора Дали стал кусочек сыра Камамбер . Бессознательным человека стал безлюдный пляж с тихой гладью воды. На суку сломанного дерева висят расплавленные часы, повторяющие форму сыра. В центре лежит причудливой формы создание, в котором можно рассмотреть сомкнутые веки с длинными ресницами, на котором также располагаются мягкие часы. Своеобразное представление о времени, которое медленно стекает в тихой гавани человеческого сознания.

«Человек-невидимка»

В основе людское очертание, которое теряется в его фантазиях и воображении. Автор создал работу поражающей своей глубиной, границы размыты, а пространство становится космически бесконечным. Это же ощущение передается за счет соединения временных отрезков истории человечества. Античность и средние века остались по средствам колон и архитектуры, современность представлена четким формами кубизма. Картина содержит множество образов понятных лишь художнику. В «Человеке-невидимке» просматривается увлечение Сальвадора Дали теориями Фрейда.

«Распятие»

На шахматной доске в левом углу стоит женщина в одеждах эпохи Возрождения, впереди морская гладь воды. Взор женщины, в которой узнаваема жена художника, направлен вверх, где распят Иисус Христос. Лица не видно, голова откинута назад, тело вытянуто как струна, пальцы рук изогнуты в болевом спазме. Геометрические формы куба и совершенство молодого тела сливаются и в тоже время становятся антиподами. Холодная гладь распятия – человеческое равнодушие и жестокость, на котором умирает любовь и доброта.

Деятельность вне живописи

  • Кроме живописи кипучая натура Дали находила свое самовыражение и в других направлениях искусства: скульптуре, фотографии, и кино, которое в начале 20-го века считалось самым волшебным и перспективным из искусств.
  • Дали посещает Америку, где знакомится и дружит с известным мультипликатором Уолтом Диснеем и даже немного рисует для мультиков.
  • Охотно снимается и в рекламе, однако рекламные ролики с его участием выходят слишком эксцентричными и эпатажными. Надолго запомнится реклама шоколада, где Дали откусывает шоколадный кусок, после этого у него закручиваются усы, и он эйфорийным голосом говорит, что от этого шоколада только что сошел с ума.
  • Творческое наследие Сальвадора Дали просто огромно: куча удивительных картин, каждая из которых стоит как минимум миллионы долларов.
  • Умер художник в 1989 году, но его картины будут жить вечно, удивляя нас и еще не одно поколение наших потомков своей загадочной, сумасшедшей, эксцентричной красотой и гениальностью.

Великий и ужасный Сальвадор Дали прожил яркую, полную противоречий жизнь. С самого детства отличался от сверстников несносным характером и мастерским умением манипулировать взрослыми. Странный, непонятный ребенок не мог влиться в рамки норм поведения, за что часто подвергался насмешкам. Его поступки невозможно было оценивать с точки зрения логики обычного человека.

Гениальность, которую каталонский мальчишка осознал в себе очень рано, мешала жить всему окружению. Родители боготворили ребенка, ведь его старший брат умер от менингита, поэтому всепоглощающая любовь воспитывала нарциссизм и эгоцентризм с малых лет. Вседозволенность и свобода выбора подарила миру мастера сюрреализма, в работах которого зашифрованы сновидения, фобии и детские воспоминания.


Написанная, маслом в 1925 году относиться к ранним работам гения. Четкие, геометрические линии Кубизма, выбраны не случайно. Создание двух героев Арлекина и Пьеро по средствам визуального обмана, бумажный коллаж, расположенный на средине комнаты, символизирует двойственную натуру человека, в котором наслоениям ложатся противоположные образы клоунов. Палитра достаточно приглушенная, лишь за окном открывается лиловый морской пейзаж с одиноким парусником. После смерти матери Дали остался без семьи и без поддержки, что никак не сгладило непримиримость его жизненных установок.


Младшая сестра художника до встречи с Галой была лучшим другом Сальвадора Дали и это единственная работа посвященная ей. На картоне, маслом, в 1924 году сидящей на стуле, запечатлена Анна Мария. Детское единение и душевная близость осталась с ними и в юности. Красавица с бездонными глазами в легком белом платье сидит, склонив лицо. Это было золотое время дружбы брата и сестры. Но, брак с Галой навсегда разрушил все родственные отношения, упреки и ревность Анны Марии и всяческая поддержка супруги в творчестве сделало выбор очевидным, и осталась лишь одна верная муза.

Геополитический младенец, наблюдающий за рождением нового человека


Сложный период второй мировой войны, художник провел в Америке. Его горячо любимая Испания была в самом центре кровавых событий, и, конечно же, переживания за судьбу человечества нашло отклик в душе гения. Картина написана в 1943 году, в разгар военных действий в Европе. В центре изображено огромное яйцо, символизирующее планету. Через него проходит трещина и виднеется рука, крепко вцепившаяся за скорлупу. Очертания внутри, говорят какие муки, испытывает Новый Человек, а капля крови ниспадает на белую ткань, простеленную под планетой. В правом углу стоит женщина с развивающимися на ветру волосами и обнаженной грудью, указывая младенцу, обнимающему её колени на сложное действие рождение нового сознания человечества. Вселенная изображена как пустыня, где виднеются одинокие силуэты. Написанная в желто-коричневых тонах, символизирующими болезненное состояние, в котором находится мир .


Вдохновением для одной из лучших работ Сальвадора Дали стал кусочек сыра Камамбер . Бессознательным человека стал безлюдный пляж с тихой гладью воды. На суку сломанного дерева висят расплавленные часы, повторяющие форму сыра. В центре лежит причудливой формы создание, в котором можно рассмотреть сомкнутые веки с длинными ресницами, на котором также располагаются мягкие часы. Своеобразное представление о времени, которое медленно стекает в тихой гавани человеческого сознания.


В основе людское очертание, которое теряется в его фантазиях и воображении. Автор создал работу поражающей своей глубиной, границы размыты, а пространство становится космически бесконечным. Это же ощущение передается за счет соединения временных отрезков истории человечества. Античность и средние века остались по средствам колон и архитектуры, современность представлена четким формами кубизма. Картина содержит множество образов понятных лишь художнику. В «Человеке-невидимке» просматривается увлечение Сальвадора Дали теориями Фрейда.



Пустыня, расчерченная желтым горизонтом, лицо неестественное, сморщенное, уничтожающее людские жизни. Вместо волос шипящие змеи с открытой пастью. В глазницах и ротовом отверстии еще по черепу с таким же наполнением. Война отожествляется с пожирающей все смертью прогрессирующей бесконечно и не оставившей после себя ничего живого, лишь бескрайние желтые пески.


Картины Сальвадора Дали можно рассматривать часами, вглядываясь в спрятанные метаморфозами и воображением автора образы и силуэты. «Галатея сфер» как будто создана с помощью современных высоких технологий. Как обычными инструментами художника во множестве сфер можно написать прозрачные очертания бессменной музы? Трехмерное изображение увлекает в бесконечность, небесно-голубые тона создают вселенную, состоящую из тысячи атомов и створяющие одну прекрасную женщину.


В центре изображение вазы, которая является ничем иным как прекрасным, античным лицом. Размытые скулы переходят в скатерть, где небрежно брошены веревка, платок и гвозди. На заднем плане виднеются людские силуэты и морской пейзаж. Возвышающиеся над вазой две собаки, которых автор делает частью природы, создавая визуальные метаморфозы.


На шахматной доске в левом углу стоит женщина в одеждах эпохи Возрождения, впереди морская гладь воды. Взор женщины, в которой узнаваема жена художника, направлен вверх, где распят Иисус Христос. Лица не видно, голова откинута назад, тело вытянуто как струна, пальцы рук изогнуты в болевом спазме. Геометрические формы куба и совершенство молодого тела сливаются и в тоже время становятся антиподами. Холодная гладь распятия – человеческое равнодушие и жестокость, на котором умирает любовь и доброта.


Последнее творение руки великого мастера посвященного любимой жене. На горизонте виднеется морская бирюза и ясное небо, а в центре постепенно уменьшаясь, просматриваются 3 женские профили, принадлежащие Гале. Улыбка, озарившая лицо, не менее загадочная, чем у Моно Лизы Леонарда да Винчи. Рассматривая полотно сверху вниз и можно обозначить самое первое изображение, золотистое, нечёткое размытое символизирующее первые совместные годы. Второе лицо воздвигнуто на пьедестале, на этом жизненном этапе Дали обожествлял свою любовь, его нарциссизм отступил перед совершенством удивительной женщины. Последний профиль, по величине больше остальных, цвет серый, лишенный теплого золота. Такова его Гала, настоящая, с пороками и достоинствами, навсегда оставшаяся для гения главной и незаменимой.