Сочинение по повести Короленко «В дурном обществе». План и характеры главных героев. «Дурное общество» и «темные личности» в повести В.Г.Короленко «Дети подземелья Дети подземелья анализ

«В дурном обществе» - рассказ русско-украинского писателя Владимира Галактионовича Короленко.

Тема рассказа

Главные герои произведения:

  • мальчик Вася – он же рассказчик;
  • отец Васи – богатый судья;
  • пан Тыбурций Драб – бедняк из «дурного общества»;
  • мальчик Валек и девочка Маруся – дети пана.

В городе Княж-городок в старом разваленном замке живут нищие и бедняки. Однажды среди этих людей происходит раскол. Слуга местного графа позволяет оставаться в замке католикам, бывшим слугам или потомкам бывших слуг графа, назвав их «порядочным обществом», а всех остальных нищих изгоняет. Они составляют «дурное общество»; этим людям приходится поселиться в подземелье местной часовни.

Вася – мальчик из богатой семьи, обделенный вниманием отца. Из любопытства он попадает в подземелье и там знакомится с Валеком и Марусей, а также их отцом-паном.

Между детьми зарождается дружба, Вася очень жалеет бедных людей. Вскоре Маруся начинает болеть из-за постоянного нахождения в подземелье, а также из-за постоянного голода. Вася дарит ей куклу своей сестры. Отец, узнав о дружбе сына с «дурным обществом», запрещает мальчику общаться с ними и запирает его дома.

Вскоре к ним приходит сам пан Драб и сообщает, что Маруся умерла. Отец Васи проявляет сострадание и позволяет сыну попрощаться с девочкой. После ее смерти пан и Валек исчезают из города.

Повзрослев, Вася и его сестра Соня по-прежнему навещают могилу Маруси; иногда с ними ее навещает и их отец.

Главные мысли рассказа «В дурном обществе»

Основная мысль рассказа заключается в том, что ставить ярлыки на людях – это неправильно. Пан Тыбурций, его дети и окружение названы «дурным обществом» только из-за их бедности, хотя на самом деле эти люди ничего плохого не сделали. Они честны, добры, ответственны и заботливы по отношению к родным и близким.

Также этот рассказ о добре. Всегда нужно быть добрым, и неважно, кто перед тобой – богач или бедняк. Так в рассказе поступил Вася. Он, как мог, поддерживал детей пана, и взамен получил незабываемые уроки жизни: он научился сострадать, помогать ближнему; он узнал, что такое настоящая дружба и что бедность – это вовсе не зло и не порок.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

В нашей жизни мы встречаем множество людей, которые поступают "как все", "как принято". Есть другие люди -- их очень мало, и встречи с ними драгоценны, -- встречи с людьми, которые поступают, как велит им голос совести, никогда не отступая от своих нравственных принципов. На примере жизни таких людей мы учимся, как надо жить. Таким удивительным человеком, "нравственным гением" русской литературы был Владимир Галактионович Короленко, создавший произведения, которые и по сей день остаются бессменными учебниками нравственности, на них выросло не одно поколение детей.

Читая художественное произведение, мы стараемся понять то главное, что хотел донести до нас автор. Писатели вводят нас в мир человеческих отношений, пытаются пробудить в наших душах добрые и искренние чувства, интерес и уважение, бережное отношение к человеку.

Владимир Галактионович Короленко, обладая уникальным литературным талантом, сумел проникнуть в тайники человеческой души и показать, что самый великий дар, данный человеку, - это чуткое сердце, способное воспринять состояние других людей, понять их, проникнуть в их внутренний мир, посочувствовать им, разделить с ними радость и горе. Таким даром - чутким сердцем - обладал и сам писатель. В основе его мироощущения лежат сострадание, сочувствие, ощущение чужой боли как своей.

"В дурном обществе" - одно из коронных произведений Короленко. Действие происходит в такой среде, где только очень любящее сердце может открыть проблески человеческого сознания - в сборище воров, нищих и разных свихнувшихся людей, приютившихся в развалинах старого замка одного из волынских городков. Общество - действительно "дурное". Автор устоял против соблазна сделать своих отверженцев протестантами против общественной неправды, "униженными и оскорблёнными", хотя сделать это он мог очень легко, имея в своём творческом распоряжении колоритную фигуру пана Тыбурция, с его тонким остроумием и литературным образованием. Все господа "из замка" преисправно воруют, пьянствуют, вымогательствуют - , и, однако, сын "пана судьи", случайно сблизившись с "дурным обществом", ничего дурного не вынес из него, потому что тут же встретил высокие образцы любви и преданности. Тыбурций действительно что-то некрасивое совершил в прошлом, а в настоящем продолжает воровать и сына тому же учить, но маленькую, медленно тающую в подземелье дочь свою, он любит безумно. И такова сила всякого истинного чувства, что всё дурное в жизни "дурного общества" отскакивает от мальчика, ему передаётся только жалость всего общества к Марусе, и вся энергия его гордой натуры направляется на то, чтобы облегчить, чем возможно, печальное существование этой девочки.

Гипотеза: "лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня"

Цель работы: найти доказательства в пользу того, что Вася изменился под влиянием встречи с новыми друзьями и выбрал дорогу добра, а также выяснить, какие нравственные уроки мы можем извлечь, наблюдая за взаимоотношениями героя с представителями "дурного общества".

Для реализации поставленных целей и подтверждения гипотезы мы выдвигаем следующие задачи:

1. Аналитическое прочтение повести В.Г.Короленко "В дурном обществе".

2. Составление характеристики главного героя и анализ его поведения в различных жизненных обстоятельствах.

3. Выявление изменений, произошедших с Васей после встречи с новыми друзьями.

4. Изучение литературы по теме.

5. Обобщение и систематизация материала.

1. Повесть В.Г.Короленко "В дурном обществе"

аналитический повесть короленко герой

Повествование ведётся от имени мальчика Васи. Он сын судьи. Судья -- едва ли не единственный представитель закона в маленьком городке, "местечке", находящемся на юго-западе Российской империи. С первых же страниц повести обращает на себя внимание образ города.

"Сонные, заплесневевшие пруды", "серые заборы", "подслеповатые, ушедшие в землю хатки" -- всё это создаёт образ городка, живущего мелкой жизнью, в которой нет ярких чувств и событий.

И на этом фоне разворачивается история Васи - несчастного ребёнка, в одночасье ставшего одиноким и осиротевшим при живом отце.

Мать Васи умерла, когда ему было шесть лет. С этого времени мальчик чувствовал постоянное одиночество. Отец слишком любил мать, когда она была жива, и не замечал мальчика из-за своего счастья. После смерти жены горе мужчины было таким глубоким, что он замкнулся в себе. Вася чувствовал горе от того, что умерла мама; ужас одиночества углублялся, потому что отец отворачивался от сына "с досадой и болью". Все считали Васю бродягой и негодным мальчишкой, и отец тоже привык к этой мысли.

Почему же мальчик начал бродяжить? Ответ прост.

Герой "не встречал привета и ласки" дома, но не только это заставляло его уходить по утрам из дому: в нём жила жажда познания, общения, добра. Он не мог примириться с затхлой жизнью городка: "Мне всё казалось, что где-то там, в этом большом и неведомом свете, за старою оградою сада, я найду что-то; казалось, что я должен что-то сделать и могу что-то сделать, но только не знал, что именно".

В поисках этого "что-то" Вася старался исчезнуть из дома, дома без любви, без участия. Не случайно он сравнивает себя с "молодым волчонком", никому не нужным и лишь раздражающий окружающих своим несчастным видом и поведением. Пожалуй, единственной отдушиной Васи являлась его маленькая сестрёнка. Но и общение с ней было ограничено, потому что нянька видела в нём угрозу и опасалась его дурного влияния на девочку.

"Сестре Соне было четыре года. Я любил ее страстно, и она платила мне такою же любовью; но установившийся взгляд на меня, как на отпетого маленького разбойника, воздвиг и между нами высокую стену. Всякий раз, когда я начинал играть с нею, по-своему шумно и резво, старая нянька, вечно сонная и вечно дравшая, с закрытыми глазами, куриные перья для подушек, немедленно просыпалась, быстро схватывала мою Соню и уносила к себе, кидая на меня сердитые взгляды; в таких случаях она всегда напоминала мне всклоченную наседку, себя я сравнивал с хищным коршуном, а Соню -- с маленьким цыпленком. Мне становилось очень горько и досадно. Немудрено поэтому, что скоро я прекратил всякие попытки занимать Соню моими преступными играми, а еще через некоторое время мне стало тесно в доме и в садике, где я не встречал ни в ком привета и ласки. Я начал бродяжить."

Сколько боли, отчаяния и тоски в этих словах!

Однако ни ощущение одиночества, ни равнодушие отца - ничто не могло заглушить в мальчике жажду познания жизни, интерес к окружающему миру, желание познать его тайны, пока это ни привело Васю к старой часовне, среди развалин которой Вася нашёл искренних и преданных друзей, научился по-настоящему любить и понимать окружающих.

Валек знал Васю как сына судьи, считал его барчуком, недотрогой и решил проучить, чтобы тот навсегда потерял интерес к часовне. Но Васина смелость, решительность, готовность принять открытый бой понравились Валеку, и он не поднял руки на Васю. В свою очередь Васю обрадовало появление Валека в часовне: ведь это был живой человек, а не привидение. Хотя Вася и готов был постоять за себя, но при первой же возможности избежать драки он охотно разжал кулаки. Вася сразу же проникся симпатией к высокому и тонкому, как тростинка, мальчику с задумчивыми глазами и к его маленькой сестренке.

" Я несколько отодвинулся от стены и, согласно рыцарским правилам нашего базара, тоже положил руки в карманы. Это было признаком, что я не боюсь противника и даже отчасти намекаю на мое к нему презрение.

Мы стали друг против друга и обменялись взглядами. Оглядев меня с головы до ног, мальчишка спросил:

Ты здесь зачем?

Так,-- ответил я.-- Тебе какое дело? Мой противник повел плечом, как будто намереваясь вынуть руку из кармана и ударить меня.

Я не моргнул и глазом.

Я вот тебе покажу! -- погрозил он. Я выпятился грудью вперед.

Ну, ударь... попробуй!..

Мгновение было критическое; от него зависел характер дальнейших отношений. Я ждал, но мой противник, окинув меня тем же испытующим взглядом, не шевелился.

Я, брат, и сам... тоже...-- сказал я, но уж более миролюбиво.

Между тем девочка, упершись маленькими ручонками в пол часовни, старалась тоже выкарабкаться из люка. Она падала, вновь приподымалась и, наконец, направилась нетвердыми шагами к мальчишке. Подойдя вплоть, она крепко ухватилась за него и, прижавшись к нему, поглядела на меня удивленным и отчасти испуганным взглядом.

Это решило исход дела; стало совершенно ясно, что в таком положении мальчишка не мог драться, а я, конечно, был слишком великодушен, чтобы воспользоваться его неудобным положением."

Взаимная симпатия растет, когда Вася радушно приглашает их к себе домой, выражает чистосердечное удивление по поводу невозможности дружить и, главное, твердое намерение сохранить открывшуюся ему тайну. Васе нравится самостоятельность Валека и то, как дети относятся друг к другу: Маруся, подойдя к Валеку, крепко ухватилась за него, прижалась к нежу. Валек стоял, гладя рукой белокурую головку девочки.

Для Валека и Маруси, чувствовавших себя отверженными, дружба с Васей была большой радостью жизни. Вася не только постоянно дарил им лакомства, которых она никогда не видели, но, главное, он вносил большое оживление в их скучное, безрадостное существование. Вася затевал веселые игры, громко смеялся, рассказывал Марусе сказки.

Девочка очень радовалась Васе и его подаркам: глаза ее загорались огоньком восторга; бледное лицо... вспыхивало румянцем, она смеялась... Для Валека Вася был единственным товарищем, с которым можно поговорить, поиграть, сделать ловушки для птиц. Он так дорожил дружбой с Васей, что не побоялся даже гнева Тыбурция, запрещавшего посвящать кого-либо в тайну подземелья.

Вася также ценил возникшую дружбу. Ему в жизни очень не хватало дружеского внимания, душевной близости, настоящих друзей. Товарищи по улице при первой же проверке оказались трусливыми предателями, бросившими его без всякой помощи. Вася же по натуре был человеком добрым и верным. Когда он почувствовал, что в нем нуждаются, он всей душой откликнулся на это. Валек помог Васе лучше узнать собственного отца. В дружбу с Марусей Вася вкладывал то чувство старшего брата, ту заботу, которую дома ему мешали проявлять по отношению к родной сестре. Васе еще трудно понять, почему Маруся так разительно отличается от его сестры Сони по внешности и поведению, а слова Валека: "Серый камень высосал из нее жизнь" -- не вносят ясности, лишь еще более обостряют чувство щемящего до боли сожаления, которое испытывает Вася по отношению к друзьям.

За эпитетами и сравнениями, характеризующими Марусю, мы чувствуем эмоциональную силу художественного слова, видим взволнованность Васи, его переживания. В портрете Маруси легко обнаруживаются наиболее важные эмоциональные элементы; бледное, крошечное создание, напоминавшее высохший цветок, выросший без лучей солнца; ходила... плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки ее были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика; почти никогда не бегала и смеялась очень редко; смех ее звучал, как самый маленький серебряный колокольчик; платье ее было грязно и старо; движения ее тонких рук были медленны; глаза выделялись глубокой синевой на бледном лице.

Обращает на себя внимание трогательная нежность рассказчика, которая сквозит в каждом его слове о девочке, грустное любование ее красотой (белокурые густые волосы, бирюзовые глаза, длинные ресницы), горькое сожаление о безрадостном существовании ребенка.

Соня представляла полную противоположность Марусе. Сравнивая внешний облик Маруси и Сони, которая была кругла, как пышка, и упруга, как мячик, резво бегала, звонко смеялась, носила красивые платья, приходишь к выводу о жестокой несправедливости царивших в жизни законов, обрекавших на гибель невинных и беззащитных.

Вся обстановка подземелья произвела на Васю тягостное впечатление. Он не столько был поражен самим зрелищем мрачного подземного склепа, сколько тем, что в нем живут люди, в то время как все свидетельствует о невозможности человеческого пребывания в подземелье: с трудом пробивающийся свет, стены из камня, широкие колонны, смыкающиеся кверху сводчатым потолком. Но самым грустным в этой картине была Маруся, едва выделявшаяся на фоне серого камня странным и маленьким туманным пятнышком, которое, казалось, вот-вот расплывется и исчезнет. Все это поражает Васю, он наглядно представляет, как жестокие, холодные камни, смыкаясь крепкими объятиями над крохотной фигуркой девочки, высасывают из нее жизнь. Став свидетелем невыносимых условий жизни бедной девочки, Вася, наконец, в полной мере осознает ужасный смысл роковой фразы Тыбурция. Но мальчику кажется, что все еще можно исправить, изменить к лучшему, стоит только покинуть подземелье: "Уйдем... уйдем отсюда... Уведи ее", -- уговаривает он Валека.

После знакомства с Валеком и Марусей Вася чувствовал радость от новой дружбы. Ему нравилось беседовать с Валеком и приносить подарки Марусе. Но по ночам у него сжималось сердце от боли сожаления, когда мальчик думал о сером камне, который высасывает из Маруси жизнь.

Вася полюбил Валека и Марусю, скучал по ним, когда не мог прийти к ним на гору. Не видеть друзей стало для него большим лишением.

Когда Валек сказал Васе прямо, что они нищие и им приходится воровать, чтобы не умереть с голоду, Вася ушёл домой и горько плакал от чувства глубокого горя. Его любовь к друзьям не стала меньше, но к ней примешалась "острая струя сожаления, доходившая до сердечной боли".

Сначала Вася боялся Тыбурция, но после обещания никому не говорить об увиденном Вася увидел в Тыбурции нового человека: "Он распоряжался, как хозяин и глава семейства, вернувшийся с работы и отдающий приказания домочадцам". Вася почувствовал себя членом нищей, но дружной семьи и перестал бояться Тыбурция.

Под влиянием новых друзей изменилось и отношение Васи к отцу.

Вспомним разговор Валека и Васи (глава четвёртая), высказывание Тыбурция о судье (глава седьмая).

Мальчик считал, что отец его не любит, и считал его нехорошим. Слова Валека и Тыбурция, что судья -- лучший человек в городе, заставили Васю по-новому посмотреть на отца.

Характер Васи и его отношение к жизни после встречи с Валеком и Марусей сильно изменились. Вася научился проявлять терпение. Когда Маруся не могла бегать и играть, Вася терпеливо сидел с ней рядом и приносил цветы. В характере мальчика проявилось сострадание и умение смягчать чужую боль. Он почувствовал глубину социальных различий и понял, что люди не всегда совершают плохие поступки (например, воруют) потому, что хотят этого. Вася увидел сложность жизни, начал задумываться над понятиями справедливости, верности и человеческой любви.

Особенно ярко это перерождение героя видно в главе "Кукла"

В эпизоде с куклой Вася предстал перед нами как человек, полный доброты и сострадания. Он пожертвовал своим спокойствием и благополучием, навлёк на себя подозрения ради того, чтобы его маленькая подруга могла радоваться игрушке -- первый и последний раз в своей жизни. Тыбурций увидел эту доброту мальчика и сам пришёл в дом судьи в тот момент, когда Васе было особенно плохо. Он не мог предать своих товарищей, и Тыбурций, как человек проницательный, почувствовал это. Вася пожертвовал своим покоем ради Маруси, и Тыбурций тоже пожертвовал своим скрытным житьём на горе, хотя понимал, что отец Васи -- судья: "У него есть глаза и сердце только до тех пор, пока закон спит себе на полках..."

Тем значимее звучат слова Тыбурция, обращённые к Васе: "Может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу"?

Если ребёнок из обеспеченной семьи с детства узнает, что не все живут хорошо, что есть бедность и горе, то он научится сострадать этим людям и жалеть их.

Тыбурций Драб был необычным человеком в маленьком городке Княжье-Вено. Откуда он пришёл в городок, никто не знал. В первой главе автор подробно описывает "наружность пана Тыбурция": "Роста он был высокого, крупные черты лица были грубо-выразительны. Короткие, слегка рыжеватые волосы торчали врозь; низкий лоб, несколько выдавшаяся вперёд нижняя челюсть и сильная подвижность лица напоминали что-то обезьянье; но глаза, сверкавшие из-под нависших бровей, смотрели упорно и мрачно, и в них светились вместе с лукавством острая проницательность, энергия и ум". Мальчик чувствовал постоянную глубокую печаль в душе этого человека.

Тыбурций рассказывал Васе, что у него когда-то давно вышло с законом "некоторое столкновение... то есть, понимаешь, неожиданная ссора... ах, малый, очень это была крупная ссора!" Мы можем сделать вывод, что Тыбурций непреднамеренно нарушил закон, и теперь он и его дети (жена, видимо, умерла) оказались вне закона, без документов, без права на жительство и без средств к существованию. Он чувствует себя "старым беззубым зверем в его последней берлоге", не имеет возможностей и средств начать новую жизнь, хотя видно, что он человек образованный и такая жизнь ему не по душе.

Тыбурций и его дети находят приют в старом замке на острове, но Януш, бывший слуга графа, вместе с другими слугами и потомками слуг выгоняет чужаков из своего "родового гнезда". Изгнанники поселяются в подземельях старой часовни на кладбище. Чтобы прокормиться, они занимаются мелким воровством в городе.

Несмотря на то, что ему приходится воровать, Тыбурций остро чувствует несправедливость. Он уважает отца Васи, который не делает разницы между бедными и богатыми и не продаёт свою совесть за деньги. Тыбурций уважает дружбу, которая завязалась между Васей, Валеком и Марусей, и в критический момент приходит Васе на помощь. Он находит нужные слова, чтобы убедить судью в чистоте намерений Васи. С помощью этого человека отец по-новому смотрит на своего сына и начинает понимать его.

"Он быстро подошёл ко мне и положил мне на плечо тяжёлую руку";

"-- Отпустите мальчика, -- повторил Тыбурций, и его широкая ладонь любовно погладила мою опущенную голову";

"Я опять почувствовал на своей голове чью-то руку и вздрогнул. То была рука отца, нежно гладившая мои волосы".

С помощью самоотверженного поступка Тыбурция судья увидел не образ бродяги-сына, к которому он привык, а истинную душу своего ребёнка:

"Я вопросительно поднял глаза на отца. Теперь передо мной стоял другой человек, но в этом именно человеке я нашёл что-то родное, чего тщетно искал в нём прежде. Он смотрел на меня обычным своим задумчивым взглядом, но теперь в этом взгляде виднелся оттенок удивления и как будто вопрос. Казалось, буря, которая только что пронеслась над нами обоими, рассеяла тяжёлый туман, нависший над душой отца. И отец только теперь стал узнавать во мне знакомые черты своего родного сына".

Тыбурций понимает, что судья как представитель закона должен будет его арестовать, когда узнаёт о том, где он скрывается. Чтобы не ставить судью в ложное положение, Тыбурций с Валеком после смерти Маруси исчезают из городка.

Дружба с обездоленными детьми помогла проявиться лучшим Васиным наклонностям, доброте, вернула добрые отношения с отцом, сыграла главную роль в выборе жизненной позиции

Заключение

Вася живет по законам своего сердца, и он откликается на сердечное участие, тепло и внимание тех, кого называют "дурным обществом". Однако социальное положение этих людей не закрывает от него их душевных качеств: искренности, простоты, доброты, стремления к справедливости. Именно здесь, в "дурном обществе", Вася находит настоящих друзей и проходит школу истинного гуманизма.

История дружбы мальчика с детьми подземелья - это история его внутреннего перерождения. После смерти матери жизнь Васи в родном доме стала трудной. Мальчик отдалился от всех, замкнулся, "рос, как дикое деревцо в поле". Его жизнь полностью изменилась после знакомства с Валеком и Марусей. В душе ребенка проснулись любовь, отзывчивость, сострадание, умение быть заботливым. Вася впервые узнал, что такое голод, как тяжело жить, не имея своего дома, как страшно, когда тебя презирают.

Он не осудил своих друзей за воровство. Мальчик понял, что для них это единственная возможность не умереть от голода. Благодаря Валеку Вася изменил свое мнение об отце, стал им гордиться. А история с куклой не только показала все лучшие качества мальчика, но и помогла разрушить барьер между ним и отцом.

Не случайно Тыбурций заметил:"Может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу." Вася тоже понял, как много дало ему знакомство с детьми подземелья. Поэтому он не забыл Марусю, постоянно навещает ее могилку.

Повесть В.Г.Короленко - урок милосердия и любви к людям. Автор говорит читателям:"Оглянитесь вокруг! Помогите тем, кому трудно! И тогда наш мир станет лучше".

Вася и Соня приходили на могилку Маруси, потому что для них образ Маруси стал символом любви и человеческого страдания. Может быть, они дали обет всегда помнить о маленькой Марусе, о человеческом горе и помогать этому горю везде, где бы оно ни встретилось, своими делами изменять мир к лучшему.

Повесть В. Г. Короленко "Дети подземелья" учит каждого из нас ставить себя на место другого человека, видеть мир глазами других людей, понимать его так же, как и они. Надо уметь сострадать человеку, сочувствовать ему, быть терпимым по отношению к другим людям.

В заключение я хочу процитировать замечательные слова великого русского писателя Л. Н. Толстого: "Милосердие состоит не столько в вещественной пользе, сколько в духовной поддержке. Духовная же поддержка состоит прежде всего в неосуждении ближнего и уважении к его человеческому достоинству".

Библиография

1. Бялый Г.А. "В.Г.Короленко". - М., 1999

2. Короленко В.Г. "Рассказы и очерки". - М., 1998

3. Фортунатов Н.М. "В.Г.Короленко". - Горький, 1996

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Владимир Галактионович Короленко – выдающийся писатель, журналист, адвокат, общественный деятель конца ХІХ – начала ХХ столетия. Повести, очерки и рассказы В.Г. Короленко. Сознание своего права на достойную жизнь. Любовь писателя к простым людям.

    реферат , добавлен 18.01.2015

    Осмысление религиозно-этических взглядов Короленко, их отражение в его творчестве. Анализ его произведений и его отношения к вере. Человек - величайшая ценность в мире, какому бы Богу он не поклонялся - главная идея творчества и всей жизни Короленко.

    реферат , добавлен 17.01.2008

    Изучение жизненного пути и творчества Владимира Короленко – публициста, художника и общественного деятеля. Отличительные черты публицистики В.Г. Короленко. Гражданская позиция журналиста. Борьба за вотяков-удмуртов, обвиненных в ритуальных преступлениях.

    курсовая работа , добавлен 23.10.2010

    В.Г. Короленко - русский писатель, общественный деятель-правозащитник, Почётный академик Императорской Академии наук по изящной словесности: детство и юность, революционная деятельность, ссылка, литературная карьера, мировоззрение писателя; библиография.

    презентация , добавлен 11.03.2012

    В литературном наследстве В.Г. Короленко есть одно произведение, в котором с наибольшей полнотой выражены самые характерные черты его жизни и творчества. Замысел "Истории моего современника". Автобиографические и жанровые особенности произведения.

    реферат , добавлен 20.05.2008

    В центре повести Юрия Трифонова "Обмен" - попытки главного героя, обыкновенного московского интеллигента, произвести обмен квартиры, улучшить свои жилищные условия. Анализ авторской позиции писателя как "обмен" главного героя порядочности на подлость.

    контрольная работа , добавлен 02.03.2011

    История создания повести и оценка творчества братьев Стругацких. Необходимость изображать будущее правдиво, учитывая все главные процессы, происходящие в обществе. Фантастические картины в повести и реальность, принципы изучения художественного мира.

    дипломная работа , добавлен 12.03.2012

    Возникновение жанра бытовой повести и ее проблематика. Характеристика жанра бытовой повести XVII века. Анализ фольклорных элементов "Повести о Горе-Злочастии". Средства типизации жизненных явлений в этот период. Связь повести с народными песнями.

    реферат , добавлен 19.06.2015

    В.Г. Короленко - російський письменник з українською душею. Використання контрасту в творі для зображення контрасту в житті. Контраст образів та характерів у творі В.Г. Короленка "Діти підземелля". Протиставлення двох світів сучасності письменника.

    курсовая работа , добавлен 06.11.2010

    История создания романа "Игрок". Особенности поведения "русских европейцев" в чужом для них обществе. Анализ сюжета, характера и поступков главного героя (человека-игрока) и других персонажей. Методическое приложение "Изучение Ф.М. Достоевского в школе".

Роль «дурного общества» в жизни Васи - героя повести В. Г. Короленко «Дети подземелья»

Вася - главный герой повести Владимира Галак­тионовича Короленко «Дети подземелья». Мы видим происходящие в произведении события глазами это­го мальчика. Он говорит о своей жизни: «Я же рос, как дикое деревце в поле, - никто не окружал меня особенною заботливостью, но никто и не стеснял моей свободы». Уже из этих строк видно, что герой был одинок. Мать Васи умерла, и у него остались отец и младшая сестра. С сестрой у мальчика были нежные, тёплые отношения, но между ним и отцом была «не­одолимая стена». С особым трагизмом Короленко опи­сывает, как Вася страдает от этого. Чтобы избежать «ужаса одиночества», герой почти не бывает дома, и надеется найти «что-то», что изменит его жизнь.

После смерти матери Вася хотел найти ту любовь, которую она не успела ему дать, в сердце отца. Одна­ко отец казался ему «угрюмым человеком», который не любит своего сына и считает его «испорченным мальчишкой». Но в своей повести Короленко показы­вает нам, как Вася учится понимать других людей, как он узнаёт горькую правду жизни и как, наконец, рушится эта «неодолимая стена» между ним и отцом.

Короленко построил повесть на контрастах. Вася был «сыном почтенных родителей», но его друзьями стали дети из «дурного общества» - Валек и Маруся. Это знакомство изменило и героя, и его жизнь. Вася узнал, что есть дети, у которых нет дома и которым приходится воровать, чтобы не умереть от голода. Описывая внутренние переживания героя, автор по­казывает, как сначала Вася удивлялся тому, что ви­дел в «дурном обществе», а затем мучился от жало­сти и сострадания к нищим: «Я не знал ещё, что та­кое голод, но при последних словах девочки у меня что-то повернулось в груди…».

Вася очень привязался к Валеку и Марусе. Они ещё совсем дети, и им очень хотелось от души веселиться и играть. Сравнивая Марусю со своей сестрой Соней, Вася с грустью отмечал, что Соня «…так резво бега­ла… так звонко смеялась», а Маруся «…почти никогда не бегала и смеялась очень редко…».

Знакомство с Валеком, Марусей и их отцом Ты­бурцием помогло Васе посмотреть на жизнь с другой стороны. Он узнал, что есть люди, которым нечего есть и негде спать, и особенно его поразил серый камень, который забирает силы у маленькой девочки.

Отец Васи - судья, и мы видим, что и сам маль­чик в своих мыслях пытается судить поступки людей из «дурного общества». Но это «презрение» заглуша­ли сострадание и жалость, желание помочь. Об этом говорит глава «Кукла», которую можно назвать куль­минационной.

Люди из «дурного общества» помогли Васе узнать и понять своего отца, найти в нём «что-то родное». Читая повесть, мы видим, что Вася и отец всегда любили друг друга, но Тыбурций и его дети помогли им выразить эту любовь. У героя появились такие ка­чества, как сострадание, стремление помочь людям, доброта, смелость, честность. Но «дурное общество» помогло не только Васе, но и его отцу: он тоже взгля­нул на своего сына по-новому.

В конце повести Короленко описывает, как на мо­гилке Маруси Вася и Соня вместе с отцом произно­сили обеты. Я думаю, что главный из них - это обет помогать людям и прощать их. Я переживала вместе с ребятами все события, о которых рассказывается в повести. Мне очень понравилась эта книга.

Здесь искали:

  • сочинение в дурном обществе
  • что мы узнаем о Васи в начале повести?вася и его друзья их роль в жизни Васи?какие поступки совершает вася
  • сочинение короленко в дурном обществе

Анализ главы «Кукла». Урок добра и милосердия

Цель:

  • создать условия для восприятия главы повести «Кукла» В. Г. Короленко “В дурном обществе”, понимания тех изменений, которые происходят в сознании главного героя под влиянием жизненных обстоятельств;
  • способствовать осмыслению понятия “гуманизм”, «милосердие»
  1. обучать частичному анализу художественного произведения через исследование текста, картин русских художников, творческие работы детей; совершенствовать навык выразительного чтения, умение устно и письменно выражать свои мысли;

  2. развивать интегративные качества мышления и художественного восприятия, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать эмоционально-нравственную сферу учащихся;


3.воспитать способность сопереживать; совершенствовать коммуникативную культуру.

Оборудование:

  • учебник под ред. В.Я. Коровиной;
  • раздаточный материал (кроссворды),карточки
  • проектор

Урок комплексного применения знаний и способов деятельности.

Проблемный анализ текста.

Организационный этап

2 мин

Логические УУД:

самостоятельное создание способов решения проблем

творческого и поискового характера, актуализация знаний

Регулятивные УУД: целеполагание,контроль

Познавательные УУД: поиск информации

Коммуникативные УУД:

Познавательные УУД:

универсальные УУД

подведение под понятие, выведение следствий

10 мин

Личностные УУД : нравственно-этическая ориентация

Познавательные УУД

(Логические универсальные действия):

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных,

несущественных);

выбор оснований и критериев для сравнения

Логические УУД: анализ, синтез выстраивание причинно-следственных связей

Коммуникативные УУД:

высказывание мысли, слушать собеседника, работать в коллективе

7 мин

Личностные УУД:

Нравственно-этическая ориентация, оценивание

усваиваемого содержания, (исходя из социальных и

личностных ценностей), обеспечивающее личностный

моральный выбор.

10 мин

Регулятивные УУД: целеполагание

Логические универсальные действия:

выбор оснований и критериев для сравнения, сериации,

Познавательные УУД:

поиск и выделение информации, структурирование знаний, смысловое чтение

Коммуникативные УУД:

высказывание мысли, слушать собеседника, работать в коллективе

Коммуникативные УУД:

высказывание мысли

Л ичностные УУД: нравственно-этическая ориентация

5 мин

Регулятивные УУД

Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и

что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения)

Познавательные УУД

Действие постановки и решения проблем

Анализ главы «Кукла». Урок добра и милосердия.

…лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня.

В.Короленко

1.Слово учителя

Косвенное побуждение («Посмотрите на свою парту – всё ли готово к уроку?»).

Просьба улыбнуться друг другу.

2.Проверка домашнего задания.

Разгадайте кроссворд по содержанию повести в парах. Разгадав его, вы прочтете по вертикали зашифрованное в нем ключевое слово, являющееся темой урока и которое ярко характеризует отношение Васи к отверженным детям.

Учащиеся читают ключевое слово гуманизм.

Так отгадали кроссворд?

Ребят, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (о гуманизме в повести)

Давайте найдем определение слова «гуманизм» в словаре.

Гуманизм – гуманность, человечность, человеколюбие, уважение человеческого достоинства.

Постановка цели.

- Что значит любить человека?

А ответить на вопрос должны на основании чего?

Подберите синонимы к этому слову (слайд)

Сочувствие.

Сострадание.

Доброта.

От каких слов первоначально произошли данные слова?

(найдите словообразовательную пару слов:

чувствовать- сочувствовать,

страдать- сострадать)

Как вы понимаете значение слова

« страдать»? (испытывать боль)

Кто из героев в повести Короленко страдает?

(Маруся, Влек, Тыбурций)

Запишите ответ в тетрадь полным предложением.

В чем отличие слов в словообразовательной цепочке? Что означает приставка со-?

(вместе)

А кто из героев повести сострадает и кому? (Вася)

Почему вы так решили? Из каких эпизодов это видно?

Запишите в тетрадь.

Еще один синоним доброта

Слайд

Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

Доброе слово доходит до сердца.

Жалость - со слезами, а доброта - с мозолями.

Всякий хлопочет - себе добра хочет

Выберите пословицу о добре, которая подходит к теме нашей повести и запишите ее в тетрадь (самостоятельно)

Проверка с объяснением

Ребята, есть еще один синоним: милосердие

Прочтите определение, которое дал этому слову Толстой? Согласны ли вы с ним?

Милое сердце

Милосердие состоит не столько в вещественной пользе, сколько в духовной поддержке. Духовная же поддержка состоит прежде всего в неосуждении ближнего и уважении к его человеческому достоинству.

Л.Н.Толстой

Что общего между понятиями? (их объединяет то, что это чувства человека, основанные на любви к человеку)

Физкультминутка.

Поднимает руки класс – это «РАЗ».

Повернулась голова – это «ДВА».

Руки вниз, вперед смотри – это «ТРИ».

Руки в стороны пошире – развернули на «ЧЕТЫРЕ».

Силой их к плечам прижать – это «ПЯТЬ».

Всем ребятам тихо сесть – это «ШЕСТЬ».

3.Актуализация знаний.(работа в парах)

Сравнительная характеристика героинь.

Давайте вспомним наших двух героинь: Марусю и Соню.

Маруся

Соня

Как выглядит Маруся? А Соня? Выделите ключевые слова.

Для того, чтобы лучше понять наших героинь, обратимся к следующей главе.

4. Анализ главы «Кукла»

Я принесла любимую игрушку моей дочери. Почему?

А символом чего является кукла? (сообщение Сафроновой Ксении)

Что нового узнаем о девочках из главы «Кукла»?

(Марусе опять стало хуже. На все наши ухищрения, с целью занять ее, она смотрела равнодушно своими большими потемневшими и неподвижными глазами, и мы давно уже не слышали ее смеха. Я стал носить в подземелье свои игрушки, но и они развлекали девочку только на короткое время.)

Прочитайте отрывок.

Чем отличалось положение Сони от положения Маруси?

Какие игрушки могли окружать Соню?

У Сони была большая кукла, с ярко раскрашенным лицом и роскошными льняными волосами, подарок покойной матери. На эту куклу я возлагал большие надежды и потому, отозвав сестру в боковую аллейку сада, попросил дать мне ее на время. Я так убедительно просил ее об этом, так живо описал ей бедную больную девочку, у которой никогда не было своих игрушек, что Соня, которая сначала только прижимала куклу к себе, отдала мне ее и обещала в течение двух-трех дней играть другими игрушками, ничего не упоминая о кукле.

Почему у Маруси не было игрушек?

Выделите в описании куклы ключевые слова- эпитеты.

Какое впечатление произвела кукла на Марусю? Как она играла с куклой?

Действие этой нарядной фаянсовой барышни на нашу больную превзошло все мои ожидания. Маруся, которая увядала, как цветок осенью, казалось, вдруг опять ожила. Она так крепко меня обнимала, так звонко смеялась, разговаривая со своею новою знакомой... Маленькая кукла сделала почти чудо: Маруся, давно уже не сходившая с постели, стала ходить, водя за собою свою белокурую дочку, и по временам даже бегала, попрежнему шлепая по полу слабыми ногами.

Чем Вася расплачивался за свой поступок?

Почему, несмотря на неприятности, которые Вася все же предчувствовал, он принес куклу Маруси? Есть сходство с Соней?

(он сострадал Маруси, жалел ее)

Сопоставьте ваши наблюдения со словами эпиграфа: “…лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня”. (В. Г. Короленко.)

5. Составление таблицы.

На прошлом уроке мы заполняли таблицу о «сером камне». Что противостоит серому камню? Какие понятия ассоциируются с понятием «человеческое сердце». Заполните вторую колонку таблицы. Слайд

Вывод . Если бы все люди жили по законам человеческого сердца, поступали бы, как велит им совесть, то не было бы “серых камней”, “высасывающих жизнь” из людей, обитающих в трущобах.

6.Рефлексия.

Так что же значит любить человека? (жертвовать чем-то для него, сострадать, сочувствовать) (жалеть человека, помогать ему в сложных обстоятельствах, поддерживать, сочувствовать)

Ребята, я просила принести вас ваши любимые игрушки. Покажите мне их.

Посмотрите: у Сони нашей много игрушек, а у Маруси их нет. Кто сможет отдать Марусе свою любимую игрушку?

7.Оценка

Каждому ученику предлагается заполнить карточку и поставить себе отметку.

2.Ты был активен на уроке?

3.Что нового узнал на уроке?

9.Домашнее задание.

1 вар.-пересказать главу «Кукла» от лица любого героя: Маруси, Сони,Васи

2 вар. – сочинение-миниатюра «Кому из героев я сострадаю »

3 вар.-нарисовать иллюстрацию

Записывают тему и эпиграф в тетрадь.

Работа в парах

Работа со словарем

Записывают в тетрадь ключевое слово и синонимы к нему.

Записывают ответ на вопрос

Записывают ответ на вопрос

Выбирают пословицу

Ключевые слова в описании внешности двух девочек записываются в тетрадь

проанализировать фрагмент текста и записать эпитеты в тетрадь

Отвечают на вопросы, рабо-тают с текстом

Заполняют таблицу

Из славянской мифологии

Так у славян была кукла «Благодать»

Куклу славяне делали и дарили со словами: "Не грусти, не унывай, рук не опускай". Кукла от хандры; пожелание достатка, благополучия, сытости и здоровых детей -. Эту куклу делают на благополучие и просят у неё благ столько, сколько нужно. "Благо дающая" никогда не опускает рук на творение добрых дел, она помогает понять, что для нас благо и увидеть его для себя в меняющемся мире.

В Японии празднуют День девочек, или праздник кукол (Hinamatsuri - Хина мацури). В домах, где есть девочки, устраиваются выставки богато одетых кукол, их украшают цветками персика.

Предполагают, что праздник кукол возник из древнего обычая, когда в этот день люди вырезали из бумаги фигурки, писали на них свой возраст и топили в реке или ручье. Считалось, что таким образом человек может освободиться от всего дурного, что накопилось в нем за год. В древности шаман совершал обряд перенесения зла и несчастья с ребенка на куклу, которую бросали потом в ближайшую реку, при этом молились, чтобы куклы приняли себя все беды, которые могут выпасть на судьбу девочек. Теперь этот обычай остался в далеком прошлом, а праздник кукол стал одним из самых красивых праздников в году.

1.Чувство, которое испытывает Вася, глядя на Марусю. (Грусть.)

2.Должность отца Васи. (Судья.)

3.Самое красивое здание в Княж-городке. (Тюрьма.)

4.Что скрасило последние дни умирающей Маруси? (Кукла.)

5.Место, где состоялось знакомство Васи с Валеком и Марусей. (Часовня.)

6.Чувство, которое испытывает Вася в родном доме. (Одиночество.)

7.Место, где жили Валек и Маруся. (Подземелье.)

8.Дерево, которое росло перед входом в подземелье. (Черемуха.)

1.Чувство, которое испытывает Вася, глядя на Марусю. (Грусть.)

2.Должность отца Васи. (Судья.)

3.Самое красивое здание в Княж-городке. (Тюрьма.)

4.Что скрасило последние дни умирающей Маруси? (Кукла.)

5.Место, где состоялось знакомство Васи с Валеком и Марусей. (Часовня.)

6.Чувство, которое испытывает Вася в родном доме. (Одиночество.)

7.Место, где жили Валек и Маруся. (Подземелье.)

8.Дерево, которое росло перед входом в подземелье. (Черемуха.)

1.Доволен ли ты тем, как прошел урок?

2.Ты был активен на уроке?

3.Что нового узнал на уроке?

4.С какими трудностями столкнулся?

1.Доволен ли ты тем, как прошел урок?

2.Ты был активен на уроке?

3.Что нового узнал на уроке?

4.С какими трудностями столкнулся?

1.Доволен ли ты тем, как прошел урок?

2.Ты был активен на уроке?

3.Что нового узнал на уроке?

4.С какими трудностями столкнулся?

1.Доволен ли ты тем, как прошел урок?

2.Ты был активен на уроке?

3.Что нового узнал на уроке?

4.С какими трудностями столкнулся?

1.Доволен ли ты тем, как прошел урок?

2.Ты был активен на уроке?

3.Что нового узнал на уроке?

4.С какими трудностями столкнулся?

1.Доволен ли ты тем, как прошел урок?

2.Ты был активен на уроке?

3.Что нового узнал на уроке?

4.С какими трудностями столкнулся?

Задания на «3»:
1. Назови героев повести «Дети подземелья».
2. Что думают о Васе окружающие, и каков он на самом деле?
3. Как произошло знакомство Васи с будущими друзьями?
4. Почему Валек и Маруся радовались каждому приходу Васи?
Почему дружба детей росла и становилась крепче?
5. Кто такой Тыбурций Драб? Какое впечатление сложилось у тебя о нем?
Задания на «4»:
1. Какая деталь в портретной характеристике Валека особенно привлекла Васю?
2. Выделите в 4-5 главах описание внешности Маруси. Какие эпитеты, оценочные слова, сравнения использует в них автор?
3. Что переживает Вася, узнав, что его новые друзья нищие и воры?
4. Как характеризует Васю история с куклой?
5..Почему Валека и Марусю нельзя назвать «дурным обществом» для Васи?
6. Какие изменения произошли в сознании Васи под влиянием встречи с новыми друзьями?
Задания на «5»:
1. Почему Вася, наблюдая за Марусей, стал невольно сравнивать ее со своей сестрой Соней?
2. Какое впечатление произвела на Васю обстановка подземелья?
3. Почему Вася не понял смысл загадочныъх слов Валека: « Серый камень высосал из нее жизнь?»
Как вы понимаете слова о «серых камнях», которые «высосали жизнь» из Маруси? Запишите слова, которые вы связываете с этим понятием?
4. Какие нравственные уроки получает Вася? Запишите слова, которые вы связываете с понятием «человеческое сердце». Сопоставьте ваши наблюдения со словами эпиграфа.
5. Как вы понимаете слова пана Тыбурция: «Хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу»? Докажите текстом, что жизнь Васи изменилась.

Маруся

Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на свои четыре года, она ходила еще плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки ее были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика; глаза смотрели порой так не по-детски грустно, и улыбка так напоминала мне мою мать в последние дни, когда она, бывало, сидела против открытого окна и ветер шевелил ее белокурые волосы, что мне становилось самому грустно, и слезы подступали к глазам.

Соня

…моя Соня была кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она так резво бегала, когда, бывало, разыграется, так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья, и в темные косы ей каждый день горничная вплетала алую ленту.

Как выглядит Маруся? А Соня? Выделите ключевые слова.

В чем различия в характеристике двух девочек?

Выделите ключевой эпитет в образе Маруси?

Почему Маруся была грустная?

Кому еще было грустно? Как вы думаете, почему?

Маруся

Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на свои четыре года, она ходила еще плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки ее были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика; глаза смотрели порой так не по-детски грустно, и улыбка так напоминала мне мою мать в последние дни, когда она, бывало, сидела против открытого окна и ветер шевелил ее белокурые волосы, что мне становилось самому грустно, и слезы подступали к глазам.

Соня

…моя Соня была кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она так резво бегала, когда, бывало, разыграется, так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья, и в темные косы ей каждый день горничная вплетала алую ленту.

Как выглядит Маруся? А Соня? Выделите ключевые слова.

В чем различия в характеристике двух девочек?

Выделите ключевой эпитет в образе Маруси?

Почему Маруся была грустная?

Кому еще было грустно? Как вы думаете, почему?

Соня

Изложить краткое содержание произведения «В дурном обществе» невозможно в нескольких простых предложениях.

А все почему? Потому что это произведение, которое выглядит как рассказ, по сути своей «тянет» на полноценную повесть.

На страницах шедевра Владимира Галактионовича Короленко читатель встретится с более чем десятком героев и проследит их богатую перипетиями судьбу на протяжении пары месяцев.

«В дурном обществе» В. Г. Короленко – история создания

Многих школьников интересует вопрос, сколько страниц в произведении? Объём небольшой, всего 70 страниц.

Владимир Галактионович Короленко (1853-1921)

Владимир Короленко написал текст «В дурном обществе», пребывая в ссылке в Якутии (1881 – 1884 гг.). Дорабатывал книгу писатель уже в Петербурге, в 1885 году, находясь в доме предварительного заключения.

Напечатали опус, жанр которого определили как повесть, в том же году в журнале «Русская мысль».

Рассказ много раз переиздавался, по прошествии нескольких лет был изменен и выпущен под названием «Дети подземелья». Сегодня повесть, смысл названия и тема которой – тяжелая жизнь нищих и обездоленных – признана вершиной творчества писателя.

Главные герои и их характеристика

Основной герой произведения – мальчик Василий. Ребенок живет с папой в Юго-Западном крае, в городке Княжье-Вено.

Город, который, в основном, населяли поляки и евреи, прописан автором так натуралистично, что в нем легко узнать Ровно конца 19 века.

Мать мальчика умерла, когда малышу было всего шесть. Отец погряз в работе. Его профессия - судья, он - уважаемый и богатый человек. Погрузившись от горя в работу, отец не баловал ребенка вниманием и заботой.

Мальчик мог свободно выходить из дома без сопровождения, потому частенько бесцельно гулял по городу, увлеченный открытием его тайн и загадок.

Одна из городских загадок – старый замок на возвышении среди прудов. Когда-то это величественное строение было резиденцией настоящего графа, а теперь оно заброшено и дало приют лишь группе нищих бродяг.

Между обитателями руин разгорается конфликт, часть нищих выбрасывают на улицу. «Победители» остаются жить в замке. Это старый Януш, который когда-то прислуживал графу, группа католиков и еще несколько бывших слуг.

Изгнанные из графской резиденции бедолаги «переехали» в подвал неподалеку от заброшенной часовни.

Глава этой группы нищих именует себя пан Тыбурций. Пан – человек таинственный и неоднозначный. О его прошлом практически ничего неизвестно.

Некоторые из собратьев по несчастью считают его волшебником, другие – изгнанным обнищавшим дворянином.

Тыбурций приютил двух сирот, Валька и его сестру Марусю. Вася знакомится с обеими группами нищих. Януш зовет мальчика в гости, но ребенку интереснее с Марусей и Вальком.

Старый интеллигентный слуга Януш, с которым Вася, все же, поддерживает отношения, корит мальчика за дружбу с «дурным обществом», каковым он считает вторую группу нищих.

Василий много думает о несчастном отце, вспоминает мать, размышляет о том, как сблизился с сестрой Соней после смерти родительницы.

Вася с приятелями направляется в часовню, чтобы повидаться с Марусей и Вальком. Дети начинают бояться таинственного места и разбегаются кто куда, не дойдя до него. Василий один заходит в заброшенное строение, встречается с Вальком и Марусей. Сироты рады гостю, приглашают его приходить чаще, но встречи держать в тайне от строгого пана Тыбурция, который приходится им приемным отцом.

Главный герой приходит к новым друзьям так часто, как только может. С некоторого момента Вася замечает, что Маруся чувствует себя все хуже и хуже. Приемный отец девочки уверен, что ее жизнь высасывает серый камень. Оно и понятно, жизнь в сырых подземельях небезопасна для детей.

Василий видит, как Валек вынужденно ворует булочку, чтобы принести ее голодной больной сестре. Главный герой осуждает бездомного мальчика за его неправильный поступок, но жалость в нем сильнее чувства справедливости.

Ребенок очень жалеет пораженную хворью Марусю. Придя домой, Вася плачет.

Василий совершенно случайно сталкивается с паном Тыбурцием. Мальчик немного пугается, но мужчина и ребенок очень быстро находят общий язык и становятся друзьями. Старый слуга Януш из замка жалуется судье на «дурное общество».

Главы 8 — 9

Здоровье Маруси все ухудшается. Василий часто гостит у новых друзей.

Чтобы хоть как-то порадовать больную девочку, Вася просит сестру отдать ему куклу. Та отдает ее, не спросив разрешения у отца. Обнаружив пропажу, родитель гневается.

Василий не может забрать игрушку у больной девочки; та бредит, прижимая куклу к себе, как символ последней надежды. Васю отец запирает дома.

Через некоторое время история с куклой заканчивается. Игрушку приносит к Васе домой… пан Тыбурций. Мужчина говорит, что Маруся отдала Богу душу, рассказывает отцу Василия о дружбе их детей. Папа отпускает Васю проститься с Марусей.

Тыбурций и Валек уезжают из городка. Чуть позже исчезают почти все остальные бродяги. Вася с семьей приходит на могилу подруги. Повзрослев, Василий и Соня произносят над могилой Маруси обеты и покидают родной город.

Анализ произведения «В дурном обществе»

Школьники изучают это сильное, лиричное и очень грустное классическое произведение в пятом классе, но повесть может быть так же интересна и полезна для взрослых.

Короленко невероятно достоверно сделал описание такого редкого феномена, как настоящая, крепкая, абсолютно бескорыстная дружба. Цитаты из истории Васи и «детей подземелья» никого не оставят равнодушным.

Заключение

Закончив читать книгу, школьники и студенты часто пишут отзывы или оставляют краткие отметки в читательском дневнике. Стоит отметить для себя следующую главную мысль: в конце повести главный герой Василий стал совсем по-другому относиться не только в папе, но и к самому себе.

Сделав выводы из всего случившегося, мальчик научился сочувствовать чужому горю, быть любящим, понимающим и отзывчивым.