Мотив «Куст розы. Розовый куст Тест розовый куст интерпретация

Введение
- С древних времен и на Востоке и на Западе определенные цветы считались символами Высшего человеческого "Я". В Китае таким цветком был французских трубадуров, так замечательно воспетая Данте, роза, изображенная в середине креста и являющаяся символом целого ряда духовных традиций.
Обычно Высшее символизируется уже распустившимся цветком, и хотя этот образ по своей природе статичен, его визуализация может служить хорошим стимулом и пробуждать силу. Но еше более стимулирует процессы в высших сферах нашего сознания динамический образ цветка - развитие от бутона до раскрывшейся розы.
Такой динамический символ соответствует внутренней действительности, которая лежит в основе развития и раскрытия человека и всех процессов природы. В нем сливаются воедино свойственная всему живому энергия и напряжение, исходящее изнутри человека, которое велит ему участвовать в процессе постоянного роста и эволюции. Эта внутренняя жизненная сила и есть то средство, которое полностью высвобождает наше сознание и ведет к открытию нашего духовного центра, нашего Высшего.
Порядок выполнения
1. Сядьте поудобнее, закройте глаза, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и расслабьтесь.
2. Представьте себе розовый куст с большим количеством цветов и нераспустившихся бутонов... Теперь переведите свое внимание на один из бутонов. Он еще совсем закрыт, окружен зеленой чашечкой, но на самом его верху уже заметен розовый кончик. Полностью сосредоточьте свое внимание на этом образе, держите его в центре вашего осознавания.
3. Теперь очень медленно зеленая чашечка начинает раскрываться. Уже видно, что она состоит из отдельных чаше листиков, которые постепенно отходя друг от друга, загибаются книзу, открывая розовые лепестки, которые все еще остаются закрытыми. Чашелистики продолжают раскрываться, и вы уже видите весь бутон целиком.
4. Теперь уже и лепестки тоже начинают раскрываться медленно разворачиваясь до тех пор, пока не превращаются в полностью расцветший цветок... Постарайтесь почувствовать как пахнет эта роза, ощутите ее характерный, только ей одной присущий аромат.
5. Теперь представьте себе, что на розу упал луч солнца. Он отдает ей свое тепло и свет... В течение некоторого времени продолжайте удерживать в центре своего внимания розу, освещенную солнцем.
6. Загляните в самую сердцевину цветка. Вы увидите как там появляется лицо мудрого существа. Оно преисполнено понимания и любви к вам.
7. Поговорите с ним о том, что для вас является важным в данный момент жизни. Не стесняясь спросите о том, что вас сейчас больше всего волнует. Это могут быть какие-то жизненные проблемы, вопросы выбора и направления движения. Постарайтесь использовать это время для того, чтобы выяснить все, что необходимо. (Здесь даже можно прерваться и записать то, что вы узнаете. Попытайтесь развить и углубить те откровения, которые были вам даны).
8. Теперь отождествите себя с розой. Представьте себе. что вы стали этой розой или же вобрали в себя весь этот цветок... Осознайте, что роза и мудрое существо всегда с вами и что вы в любое время можете обратиться к ним и воспользоваться какими-то их качествами. Символически - вы и есть эта роза, этот цветок. Та же сила, которая вдыхает жизнь во Вселенную и создала розу, дает вам возможность развить в себе вашу самую заветную сущность и все, что из нее исходит.

Оказывается, многие цветы с древних лет являются символами Высшего духовного «Я».
В разных культурах это самые красивые цветы: лотос (Индия), золотой цветок (Китай) , роза (страны Европы, Персия).

Зачастую образ Высшего «Я» связывают с распустившимся цветком и используется в духовных практиках .

Сам поступательный процесс от бутона до распустившегося цветка символически означает развитие, трансформацию, выход на более высокий уровень, эволюцию.

Визуализация, поэтапное представление этой метаморфозы - превращения бутона в прекрасную розу, помогает запустить процесс изменений и прогресса через стимуляцию высших сфер нашего сознания.
Это открывает наш духовный центр и каналы, которые высвобождают внутреннюю жизненную силу.

Техника выполнения медитации «Розовый куст» .

1. Примите удобную позу. Лучше сидя. Глаза закройте, добейтесь полного расслабления, глубоко вдохните и выдохните несколько раз.

2. Создайте в своем воображении розовый куст, усеянный большим количеством роз и нераскрывшихся бутонов. Зафиксируйте свое внимание на одном из бутонов. Он еще закрыт зелеными лепестками, но на его верхушке уже появился светло-розовый кончик. Сосредоточьтесь на этом образе, центр вашего внимания в нем.

3. Наблюдайте, как зеленые лепестки чашечки медленно и плавно начинают открываться. Они постепенно отходят друг от друга и заворачиваются книзу, открывая нашему взору нежные розовые лепестки, которые еще не открываются, но бутон уже трепещет от силы и энергии заключенной в нем. Мы видим всю его красоту и хрупкость.

4. Постепенно начинают раскрываться розовые лепестки бутона. Они плавно и медленно разворачиваются и превращаются в распустившуюся розу. Ощутите аромат распустившегося цветка, вдохните и наполните им все клеточки своего тела.

5. Теперь представьте, что на этот нежный розовый цветок упал луч восходящего солнца. Он согревает его своим теплом и светом. Сфокусируйте свое воображение этом образе - на розе, освещенной солнцем.


6. Посмотрите в середину розы, и вы заметите, как там появляется лик мудрого существа, которое излучает понимание и любовь к вам.

7. Доверьтесь ему, расскажите, что вас сейчас волнует, какие задачи вы решаете, какие трудности нужно преодолеть, какой выбор сделать. Воспользуйтесь этим моментом, что бы понять что-то важное и новое для себя. (Тут можно сделать перерыв для того, чтобы записать эту мудрость, прочувствовать, пропустить через себя, вникнуть и раскрыть ее еще больше.)

8. Теперь воссоединитесь с розой. Вы – розовый цветок. Осознайте это. Осознайте, что эта роза и духовное существо всегда внутри вас. Вы в любой момент своей жизни имеете доступ к ним, можете воспользоваться их вселенской мудростью, знанием, энергией. Эта сила, которая создает жизнь, которая создала этот прекрасный цветок, позволит вам развить вашу истинную сущность и все, что с ней связано.

Данная помогает понять и следовать своим истинным ценностям. Успехов!

Для вас видео "Как распускается роза".

P.S. Друзья, посетите сайта, почитайте свежие публикации и узнайте, кто вошел в ТОП лучших комментаторов текущего месяца.

Методика

Исследование состояло из трех этапов: релаксации с исполь­зованием мысленных образов, рисования и опроса после ри­сования, - проводилось одним исследователем (выпускником университета). С каждым ребенком проводились одночасовые встречи.

Релаксация с использованием мысленных образов. На осно­ве мысленных образов розового куста была подготовлена деся­тиминутная лента звукозаписи по релаксации с помощью ви­зуализации (Оуклендер, 1978; Стивене, 1971). Предполагалось, что учащиеся будут проектировать различные грани своей личности на образ розового куста. Детям сообщили, что лента звукозаписи предназначена для развития воображения. После релаксации детям предложили представить себя в образе куста роз и обратить внимание на цветы, листья, стебли и ветки.

Рисование. После релаксации с использованием мысленных образов детям выдали по листу чистой бумаги (8 1/2x11 дюй­мов), простому карандашу и набору из двенадцати цветных ка­рандашей. Детей попросили нарисовать то, что они представ­ляли себе в процессе направленной визуализации.

Опрос после рисования. После рисования исследователь за­дал детям 11 вопросов о том, что они испытывали, когда пред­ставляли себя в виде куста роз. К числу этих вопросов отно­сились следующие: «На что ты похож? Расскажи мне о своих Цветах, листьях и корнях. Кто ухаживает за тобой?».

Все ответы записывались на магнитофонной пленке для даль­нейшей фиксации на бумаге и оценки. При этом исследователь обращал внимание на поведение детей во время всей процеду­ры, учитывая такие моменты, как место на бумаге, с которого они начинали рисовать. Каждому ребенку был присвоен кодо­вый номер, и поэтому исследователь не знал, к какой категории относились дети - к благополучной или неблагополучной.

Анализ данных

Оценка данных по каждому ребенку производилась на основе классификации и анализа рисунков и высказываний.

Анализ рисунков. Анализ рисунков проводился на основе разработанного Элкишем (1960) метода противопоставления пар позитивных и негативных характеристик. К числу этих ха­рактеристик относятся взаимозависимости между ритмом и правилом, интеграцией и дезинтеграцией.



«Ритм» предполагает применение гибких штриховых линий для изображения дерева и указывает на свободное движение руки и приятное распределение пропорций предмета изобра­жения. «Правило» указывает на скованное неровное движение руки, которое нередко осуществляется чисто механическим. «Ин­теграция» передает ощущение целого, в котором все предметы занимают свое место. Она свидетельствует о наличии способ­ности устанавливать взаимосвязи, комбинировать и организо­вывать. «Дезинтеграция» свидетельствует о небрежности и ис­пользовании разобщенных, не связанных друг с другом пред­метов. Небрежность и разобщенность не способны вызвать ощущение единства. Неблагополучные дети в большей мере про­демонстрировали признаки категорий правила (ригидность) и дезинтеграции (небрежность), чем благополучные дети.

Благополучные дети стремились отражать на рисунках весь­ма позитивные образы: розовый куст в цвету, солнце на небе и позитивные аспекты природы. Например, один благополучный ребенок нарисовал куст, покрытый розами, и птицу, которая несла в клюве червяка своим птенцам, расположившимся на этом кусте. В нижней части рисунка посметились крошечные деревья и кролик (рис.4.1).

С другой стороны, рисунки и высказывания детей с сексу­альными травмами свидетельствовали о доминировании сле­дующих трех тем: а) сексуальные образы - «на листьях много личинок гусениц»; б) насилие над самостью - «собака соби­рается лизнуть цветок, рука схватить цветок, цветок не хочет, чтобы к нему прикасались»; в) защита - многие кусты роз об­несены частоколом, по поводу которого дети говорили: «при­шел дровосек и попробовал спилить меня, но я не позволил ему». Такие рисунки нередко отражали угрозу по отношению к центральному символу и его защиту с помощью крепких за­боров (рис. 4.2, 4.3 и 4.4). Например, розовый куст за надежной оградой был нарисован девочкой, которая подверглась аналь­ному изнасилованию (рис. 4.5).

В отличие от детей с психическими травмами на сексуаль­ной почве ребенок, подвергшийся избиениям, нарисовал рису­нок, отражавший жестокое физическое насилие. В частности, один такой ребенок нарисовал разбитую дорогу, которая вела к дому с разбитыми окнами и дверями, запертыми на засовы. Даже в тех случаях, когда розовый куст (с большими шипами) помещался на переднем плане картины, он выглядел крошеч­ным по сравнению с другими предметами на ней (рис. 4.6).

Из всех неблагополучных детей только запущенный ребенок нарисовал срезанный куст роз, поместив его в центре рисунка в стеклянной вазе с небольшим количеством воды. На рисункеотсутствовало изображение других предметов, и поэтому кар­тина производила впечатление скудности и опустошенности (рис. 4.7).

Анализ высказываний . После получения всех ответов на во­просы, заданные после рисования и мысленного представления образа розового куста исследователь провел ряд дескриптивных сопоставлений между высказываниями благополучных и небла­гополучных детей. Эти высказывания были распространены по трем группам: позитивные, нейтральные и негативные.

Из таблицы 1 видно, что благополучные дети проектиро­вали уверенное представление о себе, взаимосвязь между по­зитивными ассоциациями и трогательными переживаниями, способность постоять за себя и тенденцию рассматривать свое окружение как приятное и дружелюбное. В отличие от них не­благополучные дети использовали слова для описания негатив­ных представлений о себе, взаимосвязи между болезненными ассоциациями и трогательными переживаниями, а также в выс­шей степени агрессивное, враждебное окружение, куда входили Деструктивные попечители (садовники).

В руках консультантов стратегия розового куста служит на­дежным аналитическим орудием для выявления детей, под­вергшихся или подвергающихся сексуальному насилию. Розо­вый куст символизирует эмоциональную сущность ребенка. В таких случаях дети, подвергшиеся жестокому обращению, рисуют розовый куст полностью защищенным оградой и ис­пользуют язык, указывающий на сексуальное или физическое насилие. Проективная методика нередко позволяет получить полезную информацию, однако, применять ее необходимо с ве­личайшей осторожностью. Консультанты, заинтересованные в применении этой методики, должны пройти специальную под­готовку под руководством опытного супервизора.

Методы визуализации и рисования розового куста можно использовать в групповой работе с учащимися. В таких случаях учащиеся обсуждают свои рисунки, а консультант может уде­лить несколько минут каждому ребенку.

Розовый куст: направленная фантазия

Закройте глаза. Просто ощущайте свое тело. Забудьте о том, что происходит вокруг вас... думайте только о том, что про­исходит внутри вас. Думайте о дыхании... вы чувствуете, как воздух поступает через ваш рот в грудь. Представьте себе, что ваше дыхание похоже на мягкие волны, накатывающиеся на бе­рег... Каждая волна приносит вам успокоение.

Сосредоточьтесь на правой руке. Вы чувствуете, как рука тя­желеет... Тяжесть распространяется по руке и доходит до кон­чиков пальцев... Сосредоточьтесь на правой ноге... Вы чувству­ете, как нога тяжелеет... тяжесть опускается вниз и доходит до ступни... Сосредоточьтесь на левой ноге... Вы чувствуете, как она наливается тяжестью... Тяжесть опускается вниз и доходит до ступни... Ваше тело расслабляется и наливается тяжестью...

Сосредоточьтесь на своих мыслях и образах... (пауза)... по­местите их в стеклянный сосуд и наблюдайте за ними... (пауза) исследуйте их. В вашем сознании появляются новые мысли и образы и вы их тоже помещаете в стеклянный сосуд... Подумай­те, что вы сможете узнать о них... Теперь необходимо взять со­суд и вылить из него мысли и образы; смотрите, как они расте­каются и исчезают (пауза)... сосуд пустеет...

Теперь представьте, что каждый из вас превратился в куст роз. Постарайтесь выяснить, что значит быть кустом роз... Ка­кой ты куст?.. Большой?... Маленький?.. Широкий?.. Высокий?.. У тебя есть цветы?.. Если да, то какие?.. Какие у тебя стебли и ветки?.. На что похожи твои корни? (пауза)... или у тебя нет корней?.. Если у тебя есть корни, то какие они?.. Длинные и прямые?.. Скрученные?.. Они глубоко уходят в землю?.. Огля­нитесь вокруг (пауза)... где вы находитесь?.. Во дворе?.. В пар­ке?.. В пустыне?.. В городе?.. За городом?.. Посреди океана?.. Вы находитесь в сосуде или растете в земле?.. Быть может, вы про­биваетесь сквозь бетон?.. Растете внутри чего-то?.. Оглянитесь вокруг (пауза)... Что вы видите?.. Другие цветы?.. Вы одиноки?.. Нет ли поблизости деревьев?.. Животных?.. Людей?.. Птиц?.. Вы похожи на куст роз или на что-нибудь иное?.. Не ограждает ли вас изгородь?.. Кто за вами ухаживает?..Какая теперь погода?

Как вы воспринимаете жизнь?.. Что вы чувствуете?.. Что происходит с вами, когда меняются времена года?.. Не забы­вайте, что вы - розовый куст. Определите свое отношение к своей жизни и происходящему с вами.

Через несколько минут я попрошу вас открыть глаза и изо­бразить себя на рисунке в виде куста роз. Затем я задам вам несколько вопросов. Вы расскажете мне о рисунке так, как если бы вы были розовым кустом (долгая пауза)... Готовы? Откройте глаза и нарисуйте розовый куст.

Опрос детей после окончания рисования розового куста

Вопрос 1: Каким кустом роз ты являешься и как ты выгля­дишь?

Вопрос 2: Расскажи мне о своих цветах.

Вопрос 3: Расскажи мне о своих листьях.

Вопрос 4: Расскажи мне о своих стеблях и ветвях.

Вопрос 5: У тебя есть шипы? Если да, то расскажи мне о них. Если нет, тогда расскажи, как ты защищаешься. Ты добрый или злой куст?

Вопрос 6: Расскажи мне о своих корнях.

Вопрос 7: Расскажи мне, где ты живешь. Какие предметы окружают тебя? Тебе нравится жить в том месте, где ты нахо­дишься?

Вопрос 8: Ты думаешь, что ты похож на розовый куст или на что-то иное? Если да, то на что ты похож?

Вопрос 9: Кто ухаживает за тобой? Тебе это нравится? Каким образом они ухаживают за тобой?

Вопрос 10: Как ты относишься к нынешней погоде? Что про­исходит с тобой при смене времен года?

Вопрос 11: Как ты чувствуешь себя в роли куста роз? Как тебе живется в роли куста?

Интересно, как бы начать этот рассказ. Как-то я уже писала об интерпретации проективных методик. На данный момент можно рассмотреть очень живой материал. В нем представлены не только сама методика, но и некий рассказ клиента о том, что он делал. То есть вербальная проекция самого клиента.

На мой взгляд, это особенно интересно, так как все очень наглядно. Методика «Розовый куст». Вот рисунок.

И сказка, которая родилась у клиента в качестве добавления и рассказа об этом кусте.


Сказка про розовый куст.

Однажды на одной высокогорной равнине взошел побег розы, он очень обрадовался, что он растет в таком красивом месте –если он смотрел в одну сторону, то насколько хватало глаз, он видел голубое небо и сливающуюся с ним зелень травы и мхов.

Если он смотрел в обратную сторону, он видел возвышающиеся до самого горизонта вершины гор. Одно было не очень удобно на этом месте – дули сильные ветры, поэтому, что бы его ни сломали, куст начал расти вдоль земле – он расстилал свои ветви и цветы вдоль равнины, он покрывал собой мох и траву.

Так как он вырос почти на самом краю высокогорной равнины, то постепенно ветви его стали свисать вниз и украшали собой серые, безмолвные скалы. А куст розы радовался, что он так к месту пришелся здесь, что он может внести в эту картину свои краски.

Он радовался солнышку, которое грело его, он радовался дождику, который поливал его, он даже радовался ветру, который раскачивал его ветви вдоль скал, как будто качели. Ему очень нравилось там жить и расти. Правда иногда ему становилось скучно, хотелось бы с кем то разделить этот покой и умиротворение.

В далеке от обрыва стоял большой каменный замок, он был таким же серым, как скалы, таким же твердым и неприступным. Он хорошо защищал своих хозяев от непогоды. Там жило три человека: два мальчика и мужчина.

Постепенно ветви куста начали достигать их замка и они очень обрадовались новым краскам на их равнине. Они с удовольствием любовались красотой роз и вдыхали их запах, смешанный с запахом гор и мхов.

Мальчики никогда не обрывали его цветов, как будто понимали – что ему будет больно, они просто ложились рядом с ним и, вдыхая аромат роз, смотрели в небо, как облака меняют свои причудливые формы. Мужчина же приходил на обрыв и любовался как куст украсил и разнообразил ландшафт равнины и как ветви куста все ниже и ниже спускались со скал.

«Надо же!» - думал он, «Кто бы мог подумать, что такое прихотливое растение может жить в горах, где нет больше никакой растительности, кроме мхов и травы! Кто бы мог подумать, что дикий куст разрастется, стилясь по земле, чтобы ветры и сильные дожди не сломали его!»

Мужчина был благодарен и природе и кусту, за то что он появился в их жизни. Куст же, чувствуя любовь и поддержку этих мужчин стал смелее в своем росте. И вскоре весь их чудесный каменный дом, до самой крыши был обвит ветвями цветущими ветвями роз".

Интересная сказка и сам рисунок. Такой рисунок рассказал о некотором рождающемся благополучии, о некоем расширении сферы своего влияния и границ. Но, появились некоторые оговорки, с которыми клиент согласился. Мир, к которому стремится «роза».

К нему (этому Миру) существует некое послание: «Будьте бережны со мной. Восхищайтесь мной, не причиняйте боли». В сказке говорится о том, что на розу только смотрели, никто не причинял ей зла, как будто знали, что розе будет больно.

Так же при всем буйстве красок и распространении по территории у розы нет корней. Хотя в воображении клиента они есть, но они точно не прорисованы – это как послание о восполнении энергии. Территория занимается большая, куст богат, на это нужна энергия.

Как вывод – это задуматься о том, где же ее брать в реальной жизни? Источник, который поможет восполнить энергозатраты на достижение цели. Следует отметить, что в сказке оговаривается, что местность совсем не подходящая для розы, условия выживания растения – сложные.

При том, удивительно, как растет сама роза. Она не растет вверх, не имеет возможности, тогда найден новый способ творческого приспособления, она растет вширь, заполняет собой пространство иным способом, добивается внимания.

Так и в жизни, человек сумел найти способы своей реализации, творчески приспособиться к жизненным перепитиям.

Вот, немного об арт-терапии и о том, как она работает.

Систематизированное описание общеизвестной техники

Мария Лекарева-Бозененкова

Методика используется для исследования способа контакта, в ходе работы участвуют два человека – психолог и клиент, члены семьи или участники группы, разбившиеся на пары. Инструкция для работы звучит следующим образом:

«Вас два человека, и у вас есть один лист бумаги – это пространство для общения. Каждый может делать на нем то, что считает нужным. Нет никакого эталона, которого вы должны достичь, совершенно не обязательно, чтобы у вас получился общий или совместный рисунок. Рисунки могут быть как конкретными, так и совершенно абстрактными – хоть точки, хоть кружочки. Вы не должны ни о чем договариваться вначале или переговариваться в процессе рисования. Все, что происходит, вы можете отразить на бумаге. Желательно, чтобы вы были максимально внимательны к себе и к происходящему – что в действиях партнера на бумаге вызывает ваши чувства – радость, удивление, обиду, недоумение, гнев? Как вы отвечаете? Что появляется на следующем шаге?»

На рисунок отводится 3-5 минут. Затем партнеры могут обсудить друг с другом то, что они чувствовали, что пытались донести друг до друга – и насколько им это удалось. Ведущий может перевести эти беседы в индивидуальную работу, задавая вопросы о том, насколько происходившее в контакте с партнером на бумаге похоже на способ контакта данного человека в его реальной жизни.

Однако, помимо ответов участников, существует еще одна, статистическая возможность анализа. Все рисунки могут быть разбиты на 4 группы, в соответствии со способами организации или нарушения контакта.

1. Сохранение нейтральной полосы (избегание контакта).

Оба участника нарисовали что-то свое в своем углу или на своей половине листа бумаги. Обычно листок не разграничивается специально – однако между двумя рисунками находится полоса белой бумаги, не нарушенная ни одним из участников. Чаще всего объяснения авторов рисунка при этом способе контакта бывают связаны со страхом вступить в контакт или с нежеланием никого пускать на свою территорию. Очень распространенным является случай, когда у обоих участников существуют представления о том, что другой партнер не хочет нарушений в своем рисунке или проникновения на свою территорию (удивление обоих участников по поводу того, что каждый партнер ждал инициативы или приглашения от другого, может оказаться взаимным).

2. Дорисовывание элементов чужого рисунка (проверка контакта).

Оба участника рисуют преимущественно на своей территории, однако появляются более или менее робкие попытки дорисовать элемент или раскрасить маленький фрагмент чужого рисунка. Начальная стадия контакта, с постепенным снижением тревоги по поводу неожиданной реакции или недовольства партнера.

3. Совместный рисунок (взаимный контакт), получение удовольствия от возможности взаимодействия или взаимопонимания. На бумаге может возникнуть как совместный тематический рисунок, так и множество отдельных, но взаимосвязанных партнерских рисунков.

4. Захват территории (нарушение контакта). Реже встречающийся тип организации контакта, – когда один из партнеров, (еще реже – оба), начинает рисовать на всем листе бумаге, поверх рисунков партнера, перечеркивая или используя их в качестве деталей своего рисунка и совершенно не обращая внимания на реакцию партнера. Доминирующий, переходящий в агрессивный стиль общения, сопровождаемый обычно множеством конфликтов в реальной жизни.

Применение этой техники очень результативно как в группе, где оно иллюстрирует способ установления или прерывания контакта с незнакомыми или малознакомыми людьми, так и в устоявшихся отношениях – супружеских, детско-родительских, деловых. Однако для психотерапевтического использования необходимо задавать очень подробные вопросы о мыслях и чувствах каждого из участников, особенно в случае, когда результат на бумаге внешне выглядит как «совместный рисунок», так как на самом деле для одного из участников рисунок может отражать какую-либо форму нарушения контакта, но это прояснится только при словесных комментариях.

“Розовый Куст”

(Из опыта работы детского психолога с образами
на примере направленной визуализации)

Елена Климова

Я отношусь к фантазиям ребёнка серьёзно, считая их выражением его чувств.

В. Окландер “Окна в мир ребёнка”

Непременно надо каждый день выпалывать баобабы, как только их уже можно отличить от розовых кустов. Молодые ростки у них почти одинаковые.

Антуан Сент Экзюпери “Маленький принц”

Такая же и статья получилась – без чёткого разделения на подтемы, с соскальзываниями и частыми возвращениями к уже сказанному, вперемешку с цитированием классиков и не всегда обоснованным приведением примеров – что закономерно. Причём, основное содержание статьи – в несокращённом для публикации виде – состоит из детских рисунков и рассказов – это главное, а здесь и сейчас я выставляю на обозрение лишь свои соображения и чувства по поводу этого главного.

Около десяти лет назад, начиная работать как детский психолог-практик, я с большим удовольствием, хотя и вслепую, без какой бы то ни было специальной подготовки, “расширяла русло” работы с фантазией, развитием воображения, движением под музыку, различными “волшебными превращениями”. На этом пути я часто сталкивалась со спонтанно “выдаваемыми” детьми образами Растущего: или вырастающего из жёлудя дерева, или растущего из семечка цветка или травинки, или бутона, подставляющего солнышку свои щёчки, или распускающейся-потягивающейся розы…

Дети, будь то трёхлетки или шестилетние, с удовольствием и готовностью откликались как на мои предложения “превратиться” или “побыть листочком, цветочком, деревом в лесу или на поляне и т.д.”, так и с радостью и без устали предлагали свои образы: “А давайте поиграем, как будто мы…” В том, как дети “жили и работали” в образах чего-либо растущего – вырастающего из маленького зёрнышка или семечка, распускающегося, сгибающегося под ветром или греющегося на солнышке, разворачивающего свои бутоны и ветви, или, наоборот, осыпающего свои листья – я всегда воочию наблюдала непосредственно разворачивающуюся передо мной реализацию живой детской потребности выражать себя, стремление “вырастать в мир” и в то же время “вырастать внутрь себя” – общаться с собой, со своими чувствами и переживаниями.

Уже с самыми младшими, трёхлетними детьми, мы занимались своеобразной психофизической гимнастикой – сжатием и расправлением, потягиваниями и расслаблением как целого тела, так и отдельных его частей – своеобразным массажем “чувства тела”.

Например, напрягая кулачки или прижимая руки крепко-накрепко к груди и наклонясь вперёд, дети изображали состояние незрелой почки, которая хотя и жёсткая на ощупь, но, как сказала одна маленькая девочка, почувствовав и осознав своё тело через этот образ, “всё равно тёплая внутри”. Затем, медленно или быстро – у каждого свой способ расти, – но всё равно постепенно расправляя лепестки-листики, рисуемые кистями рук, головой или же всем телом, через детские тела давало о себе знать чудо роста.

Вырастая на полянке грибами, цветами, волшебными растениями, каждый ребёнок был не таким, как все, особенным, прислушивался к себе и мог потом, если хотел, рассказать, какой он: по цвету, размерам, каково его имя. Мы останавливались на полянке у каждого “растения”, всматривались в детали, особенности каждого: какие у него жесты, какой запах, каков у него голос. Конечно же, “растения” наши могли разговаривать, ведь детям близка и понятна эта сказочность, умение видеть незаметное, общаться с деревьями и животными.

Потом уже я узнала от Л.Кроля о приёме “детализации восприятия” – психического движения от общего к деталям, от абстрактного к конкретному, от фигуры к фону – используемом гипнотерапевтами для наведения транса, и от В Окландер о том, что дети (особенно с низкой самооценкой) “нуждаются во многих формах активности, включая приобретение опыта анализа сходства между ними и другими объектами… За счёт осознания значимости различий они могут начать по-другому оценивать себя, а также видеть других в новом свете, лучше сближаться с ним”.

“Почувствуйте, какие у вас корни, как по ним движется вода и питание для ваших листьев, какой у вас стебель (ствол), листья. Как вы растёте? Как вы относитесь к солнечному свету и теплу? Может быть, поворачиваетесь к солнечному свету? Может быть, отворачиваетесь от него? Что делает с вами ветер? Вы прогибаетесь на ветру? Подставляете тёплому ветру свои листья? Качаетесь как на качелях? и т.д.”, – чуть направляла я, поддерживая “поток”, идущий от детей, всегда оставляя право выбора, “куда и как расти”, за ребёнком.

Темы цветущего луга, леса, реки, дождя и солнца, а также путешествия в гору или пещеру, постоянно звучали в нашей работе. Я “плавала” в них вместе с детьми с большим удовольствием, всё дальше уплывая от “спускаемых сверху” нелюбимых мною диагностической работы и подготовки к школе. Для меня настоящей “подготовкой к школе” и было развитие у детей способности к игре воображения, улучшающей и их адаптационные возможности, и процесс обучения…

Затем, всё больше осваивая и тем самым укрепляя (углубляя или расширяя?) берега моего рабочего русла, я открыла для себя новую, терапевтическую, грань в своей работе. Ведь процесс фантазирования – то, как ребёнок размышляет и действует в своём фантазийном, придуманном, мире, отражает его поведение и мышление в реальном, “всамделишном” мире. И мы можем проникнуть во внутренний мир ребёнка через его фантазии, через них ребёнок раскрывает нам то, что не скажет прямым текстом: чего он избегает, что в нём таится, чего он ждёт от окружения. И можно в этой связи создавать условия, способствующие фантазированию, и использовать фантазию как терапевтическое средство.

Через некоторое время мне захотелось “подпитаться” чужим, наработанным в этом направлении, опытом, тем более что я всё больше увлекалась, обучаясь гештальт-терапии и психодраме. Не так много мне удалось прочитать, так как хорошо читаю я – увы! – только на русском. Но то, что удалось найти, меня поддержало и обрадовало. Как я обрадовалась изобретённым мною в сотрудничестве с “моими” детьми “велосипедам и другим средствам передвижения”, обнаружив их совершенные исходные варианты в начавших, наконец, издаваться книгах известных психологов и психотерапевтов.

Первым делом, конечно, у В. Окландер. Заинтересовавшись – оказывается, существующей! – методикой “Розового куста”, я стала находить её описание у других авторов. Нашла различные модификации у В. Стюарда, Д. Аллана, Х.Лёйнера.

Вильям Стюард в книге “Работа с образами и символами в психологическом консультировании” замечательно говорит о том, что “работа с воображением… помогает превратить негативное в позитивное”, что “то, что клиенты говорят, прибегая к образам и символам, часто ближе к эмоциональной истине, чем сказанное через Эго… Одна из чарующих характерный особенностей путешествия по образам состоит в том, что клиент является всеми действующими лицами во внутреннем театре – автором пьесы, режиссёром, продюсером и исполнителями… Важно помнить, что клиент создаёт в своём воображении то, что в каком-то отношении для него значимо”.

Стюард выделяет в терапевтической работе, использующей направленное воображение, три уровня, в каждом из которых по шесть “основных” тем, которые он называет “проводниками, приспосабливающимися к ситуации и клиенту”. В первом уровне я нашла и интересующую меня тему “Розового куста”.

Вот что В. Стюард пишет об этой теме: “Роза, как и лотос, часто используется для олицетворения сердцевины человеческого бытия, а раскрывающаяся роза нередко символизирует разворачивающуюся психику… Если розовый куст берётся как олицетворение личности, легче увидеть, как можно использовать тему… Розовый куст в полном цвету говорит одно, роза зимой – другое, а куст, на котором все цветы завяли и поникли, – что-то ещё”.

Но В. Стюард описывает свою работу лишь с взрослыми клиентами, не упоминая ничего о детях.

А вот “самая детская” из всех психотерапевтов Вайолет Оклендер в “Окнах в мир ребёнка” отвела целый раздел в главе “Рисунок и фантазия” методике “Куст роз”. Меня мало интересовали проективные тесты как диагностические методики, намного интереснее для меня было их использование в терапевтических целях. Я всегда прежде всего видела в них материал, высвобождающий, стимулирующий выражение того, что у человека внутри. И я “с первого взгляда” влюбилась в Вайолет Окландер, работающую с материалами тестов точно так же, как с “рассказами, рисунками, песочницей или сновидениями”.

“Я часто использую фантазию с кустом роз, – пишет В. Оклендер (и я пользуюсь в своей работе именно словами её “инструкции”, она нравится мне больше всего, хотя Аллан предлагает свою, на мой взгляд, менее живую), – я прошу детей закрыть глаза, войти в своё пространство и вообразить себя кустом роз. Когда я работаю с такого рода фантазиями, я даю множество подсказок и предлагаю возможные варианты. Дети с выраженными психологическими защитами, часто находящиеся в состоянии напряжения, нуждаются в таких предложениях, чтобы раскрыть себя в творческих ассоциациях. Они выбирают те предложения, которые больше им подходят, или осознают, что могут подумать и о других вариантах. Поэтому я говорю:

“Какой ты куст роз?

Ты очень маленький? Ты большой? Ты пышный? Ты высокий?

На тебе есть цветы? Если есть, то какие? (Они не обязательно должны быть розами.)

Какого цвета твои цветы? Много ли их у тебя или только несколько штук?

Полностью ли распустились твои цветы или у тебя только бутоны?

Есть ли у тебя листья? Какие они? Как выглядят твои стебель и ветки?

Как выглядят твои корни?.. Или, может быть, у тебя их нет?

Если есть, какие они: длинные и прямые или извилистые? Глубокие ли они?

Есть ли у тебя шипы?

Где ты находишься? Во дворе? В парке? В пустыне? В городе? За городом? Среди океана?

Находишься ли ты в каком-нибудь сосуде, или растёшь в земле, или пробиваешься сквозь асфальт?

Ты снаружи или внутри чего-либо? Что окружает тебя?

Есть ли там другие цветы или ты в одиночестве?

Есть ли там деревья? Животные? Птицы?

Есть ли вокруг тебя что-нибудь наподобие изгороди?

Если да, то на что это похоже? Или ты находишься на открытом месте?

На что это похоже – быть кустом роз?

Как ты поддерживаешь своё существование? Кто-нибудь ухаживает за тобой?

Какая погода сейчас: благоприятная или нет?”

Потом я прошу детей открыть глаза и, когда они будут готовы, нарисовать их кусты роз. Как правило, я добавляю: “Не беспокойтесь о том, хорошо ли вы нарисуете: главное, чтобы вы сумели объяснить мне то, что нарисовали”. Затем, когда ребёнок описывает мне свой рисунок, я записываю описание. Я прошу его описывать куст роз в настоящем времени, как будто он сейчас и есть этот куст. Иногда по ходу описания я задаю дополнительные вопросы. После окончания описания я читаю каждое утверждение и спрашиваю у ребёнка, насколько его высказывания от имени куста роз соответствуют его собственной жизни…”

Затем уже у Джона Аллана в книге “Ландшафт детской души” я нашла дополнительные материалы к использованию “Розового куста” и более подробное описание методики. В его описании всё звучало более сурово и академично, по сравнению с “летящей походкой” В. Окландер, но я благодарна ему за чисто практический подход и ясность и подробность изложения.

Аллан, в связи со специально проведённой работой по использованию “стратегии визуализации розового куста для определения возможного жестокого обращения с ребёнком”, отмечает, что благополучные дети проецируют уверенное представление о себе, взаимосвязь между позитивными ассоциациями и трогательными переживаниями, способность постоять за себя и тенденцию рассматривать своё окружение как приятное и дружелюбное. В отличие от них, неблагополучные дети использовали слова для описания негативных представлений о себе, взаимосвязи между болезненными ассоциациями и трогательными переживаниями, а также в высшей степени агрессивное, враждебное окружение.

Меня порадовало и поддержало то, что я, как и Аллан, “давала” детям “Розовый куст” после предварительной релаксации. А иногда получалось так, что сам процесс воображения-представления себя в роли куста роз на наших занятиях был упражнением на релаксацию, подготавливающий детей для дальнейшей работы, часто напрямую и не связанной с “Кустом”.

Характеристики – метки, помогающие мне при наблюдении не только за детским рисунком, но и за движением ребёнка в целом, я нашла в той же работе Аллана. Вот они:


  • Свобода, гибкость движений и линий, приятная пропорциональность или их механистичность, скованность, неровность.

  • Полнота и подробность рисунка или его скудность.

  • Ощущение пространства, распахнутости в рисунке или ощущение “скрупулёзной мелочности и тесноты”.

  • Ощущение целого, в котором все предметы занимают своё место, дающего уверенность в том, что ребёнок способен устанавливать взаимосвязи, комбинировать и организовывать, или небрежность и разобщённость деталей рисунка, “выбивающие почву” из-под ощущения единства.
В “заключительных замечаниях” Джон Аллан подчёркивает, что “розовый куст символизирует эмоциональную сущность ребёнка” и что методы визуализации и рисования розового куста можно использовать в групповой работе.

В таком направлении психотерапевтического воздействия, как символдрама, или “эмоционально-обусловленное переживание образов”, характерной особенностью является предложение пациенту некоторой темы для кристаллизации его образной фантазии – так называемого мотива представления образа. Из множества возможных мотивов, наиболее часто спонтанно возникающих у пациентов, были отобраны такие, которые, с диагностической точки зрения, наиболее релевантно отражают внутреннее психодинамическое состояние и в то же время обладают наиболее сильным психотерапевтическим эффектом. Основатель символдрамы немецкий психотерапевт Х. Лёйнер среди основных мотивов символдрамы для детей и подростков предлагает и мотив “цветка”. “Цветок, – пишет он, – следует обрисовать во всех подробностях, описать его цвет, размер, форму, описать, что видно, если заглянуть в чашечку цветка. Важно описать также эмоциональный тон, непосредственно идущий от цветка. Следует попросить ребёнка попытаться в представлении потрогать кончиком пальца чашечку цветка и описать свои тактильные ощущения. Из наиболее часто представляемых цветов можно упомянуть красный или жёлтый тюльпан, красную розу, подсолнух, ромашку. Важно предложить ребёнку проследить, двигаясь вниз по стеблю, где находится цветок: растёт ли он в земле, стоит ли в вазе или предстаёт в срезанной форме, зависшим на каком-то неопределённом фоне. Далее следует спросить, что находится вокруг, какое небо, какая погода, какое время года, как ребёнок себя чувствует в образе и в каком возрасте себя ощущает”.

И В. Окландер, и Д. Аллан описывают применение методики “Розовый куст” с детьми школьного и старшего школьного возраста.

Я использовала эту методику, “аранжировав” её гештальт-терапевтическими и психодраматическими элементами, в групповой и индивидуальной работе с дошкольниками от трёх до шести-семи лет. Очень важным моментом в работе с такими маленькими детьми, которые искренно и целиком включаются (в полном смысле этого слова) в предлагаемую им психологом работу-игру, является, на мой взгляд, опора на целостный подход, под которым я имею в виду связь визуализаций и движения, воображения и телесных ощущений, а также опора на так называемые синестезические ощущения: взаимосвязь и взаимоподдержку слуховых, зрительных, кинестетических, тактильных, вкусовых ощущений.

Часто, когда я предлагала детям представить себя в виде кустов роз, они не сидели, не были неподвижны, а, наоборот, двигались – каждый в “своём пространстве” и своём ритме – под музыку, которая или была воображаемой и “своей” у каждого ребёнка, или “заданной” мною. Они по желанию прикрывали глаза или оставляли их открытыми.

Дети к моменту предложения им “Куста” уже были знакомы с понятием “своё пространство”. Так, трехлетки, когда я предлагала найти каждому “своё пространство”, с удовольствием и сосредоточенно расходились-разбегались-расползались в разные стороны, кому куда нравится: в угол или в середину комнаты, всё же держа в поле зрения тех, кто рядом с ними, кто им наиболее приятен. Затем начинали кружиться с распростёртыми в стороны ручками, как бы отмечая в пространстве “своё” место, где и тебе хорошо, и ты никому не мешаешь и не толкаешь. Только находясь в “своём пространстве”, маленькие дети легче и свободнее принимали игру, предлагаемую взрослым, расслаблялись, “превращались”. Чаще всего на этом же месте, удобном и выбранном ими самими, они и рисовали.

Если работа проводилась с группой детей, я по ходу дела, подсаживалась (или “подлёживалась”) к ребёнку, готовому рассказать о своём рисунке, и беседовала с ним. Часто после этого со мной к следующему ребёнку подсаживались и другие, уже “выслушанные” дети, заинтересованные рассказами или изображениями соседей. В конце занятия, которое могло включать в себя не только работу с “кустом”, дети изъявляли желание что-то в своём рисунке подрисовать или исправить.

Иногда так случалось, что высказанное-нарисованное непосредственно воплощалось психодраматическими средствами и выливалось в психодраматическую виньетку. То есть само проведение визуализации и рисования своей фантазии на тему “розового куста” являлось своеобразным разогревом в психодраматической терминологии. Затем уже, в стадии разработки, ребёнок, ставший на некоторое время протагонистом, “оживлял” свой рисунок с помощью других детей и использования окружающего пространства и подручных средств: кусков ткани, картона и т.п.

Дети-протагонисты вдыхали аромат своей розы, чувствовали “на ощупь и изнутри” свои цветы и стебли, разговаривали и менялись ролями с персонажами, ухаживающими за ними или угрожающими им, выращивали шипы, а если надо – ликвидировали их, укрепляли свои корни, подвязывали свой стебель, воздвигали или разрушали защитные стены вокруг себя-куста, чувствовали поддержку стеблей растущих рядом растений, чувствовали на себе – как это: заснуть-осыпаться осенью, а весной опять проснуться… В конце, во время шеринга, дети делились своими переживаниями и чувствами, затронутыми и проявленными во время “главной сцены” драмы.

Таким образом, дети учились с интересом и положительно относиться к своему собственному внутреннему миру и внутреннему миру других, так как через выражение своих чувств и отражение своих чувств в окружающих они начинали познавать и принимать эти чувства.

“В процессе терапии у терапевта есть возможность вернуть ребёнку ощущение своего Я, избавить его от обыденного представления о себе, которое возникает как следствие утраты этого ощущения… есть шанс дать ребёнку почувствовать свои собственные потенциальные возможности, почувствовать себя как дома в окружающем мире”.

Эти слова В. Окландер я полноправно могу назвать и своими тоже, я прочувствовала их правильность и полноту, в частности, выращивая свой собственный “Куст Роз” и общаясь с “Розовыми Кустами” в возрасте от трёх до шести лет.

Я замкнусь в себе самой – и баста. Мне нет дела до мира. – И Улитка заползла в свою раковину и закрылась в ней.

Как печально! – сказал Розовый куст. – А я и хотел бы, да не могу замкнуться в себе. У меня всё прорывается наружу, прорывается розами…

Г.Х.Андерсен “Улитка и розы”

В связи с рамками статьи, ограничивающими меня в возможности показать настоящие работы детей, я с большим трудом (все интересные!) выбрала только несколько примеров-иллюстраций, сопроводив их комментариями… К сожалению, специфика работы в рамках образовательного учреждения не всегда давала мне возможность продолжить собственно терапевтическую часть процесса. Курсивом я выделила важные, на мой взгляд, ключевые, слова или выражения в высказываниях детей по поводу их рисунков, которые каким-либо образом использовались или могли бы быть использованы в дальнейшей работе.

Сама по себе интересная и нужная работа по вдумчивому и “научному” анализу содержания и исполнения детских рисунков потребовала бы “письменной работы” совсем другого порядка, я не ставлю сейчас себе такой задачи и показываю лишь “сырой материал”, от которого каждый психолог-практик мог бы отталкиваться по-своему.

Разделяя взгляды гештальт-терапевтов, я делала (или делала бы, если бы представилась возможность или необходимость продолжать работу) шаги, благоприятствующие самовыражению ребёнка, проявлению его чувств. Я просила (или могла бы попросить) ребёнка побыть той или иной частью рисунка, определённой линией или цветом, помогая ему решать задачу восстановления контактов с его ощущениями, телом, чувствами, мыслями. Предлагала (или могла бы предложить) поговорить от имени частей картинки – соприкасающимися или отстоящими далеко друг от друга – провести диалог между ними. Фигурой для нас были (были бы) важные вещи, выдвигаемые на первый план самим ребёнком или “на мой взгляд”. Более старшим детям я задавала осторожные вопросы, помогающие “отнести к себе” то, что он говорит от имени изображённого куста роз. Всегда важным и неотделимым от “результата” для меня является сам процесс рисования: в какой позе, с каким выражением лица, молча или с комментариями, быстро или медленно и т. д.

Часто проекция представляет собой единственный путь, посредством которого ребёнок проявляет себя…

В.Окландер

Олю – настоящую Дюймовочку, очень маленькую и тоненькую даже для своих трёх с небольшим лет – привели на занятия её родители – немолодые и “странные” не только по манере одеваться, но и по манере общаться, вернее сказать, – не общаться. Потихонечку, от встречи к встрече, из отдельных слов, которыми удостаивала меня мама Оли, я узнала, что кормит она дочь до сих пор только кефиром и белым хлебом, изредка даёт фрукты: “Ведь выросла же! А то приготовишь, время и продукты потратишь, а она есть не будет”; гуляет с ней очень мало: “Полезнее читать книжки, а у песочницы только обижают”. Девочка, кроме родителей и иногда приходящей бабушки, ни с кем не общается. Мама, всё же осознавая “неправильность” сложившейся ситуации, собрала все свои силы и привела дочь “заниматься с другими”: “А то будет такая же, как мы с мужем, лучше не надо”.

Несколько занятий Олечка, съёжившись, сидела на стуле в уголке, никогда не вставала с него и с живым ужасом в глазах смотрела на приближающихся к ней детей. Часто приходилось брать её на руки и так проводить занятия, благо, веса в ней было, как в пёрышке. Потихоньку разговорилась, но только со мной, стала вставать и переступать около стула, потом брать игрушки из рук других детей. Речь у Оли оказалась очень богатая и эмоциональная, правда, с книжным лексиконом.

После занятий с “Розовым кустом” и ему подобных девочка заметно раскрепостилась, стала улыбаться, отвечать на вопросы детей, больше двигаться. Вот её рассказ.

“Я – красненький куст роз. А это тряпочка внизу такая.

Это – буквы такие, как меня зовут.

А это – солнышко такое. Это – точечки такие, чтобы я красивой была.

Это я так себя нарядила.

Это – игрушечка такая, чтобы играть.

А это – внизу – букашки, как будто сейчас лето.

Это ласточки, как будто летом прилетают. Они дружат с кустиком.

Я говорю им вот что: “Здравствуйте!”

А рядом такой ребёнок, я ему тоже говорю: “Здравствуй!”

Все хотят, чтобы им говорили “здравствуйте!”

(У тебя есть шипы?) Есть. (Покажи, где они!) Нету. (Ты бы хотела иметь шипы?) Да! – рисует. –

Мне нужны шипы, чтобы получше вести себя!”

Виолетта , четырёх лет отроду – “капризная дочка богатых родителей”– “новых русских” из провинции, недавно поселившихся в Москве, и покупающих ей всё, что бы она ни захотела, – несмотря на свой малый возраст, была как будто пресыщена жизнью, вяло и без интереса воспринимала всё, что мы делали на занятиях, её трудно было чем-либо увлечь, растормошить. И эта девочка, перевоплощаясь в “куст роз” вдруг выдаёт такую гештальтистскую фразу: “Я – всё вместе, а не что-то отдельное”, – и открывает новую грань “понимания роли шипов”:

“Шипы мне нужны, чтобы я была красивая”. Ура!

“Это роза и тюльпан. Я – всё вместе, а не что-то отдельное.

Шипы мне нужны, чтобы я была красивая. Надо мною – облака! Мне под ними хорошо.

Я им говорю: “Облака! Закрывайте солнце!” Меня облака защищают от солнца.

За мной никто не ухаживает”.

Рита – из тех детей, по лицу которых трудно угадать их возраст. Мне кажется, она и два года назад была такой же: с серьёзной шепеляво-сбивчивой речью и с суровыми чертами лица, которые, впрочем, не мешали ей на наших занятиях улыбаться и хохотать иногда. Мама – немолодая сильная женщина, сильно переживающая, если вдруг её Рита чем-то выделяется из группы детей. Рита, несмотря на свою внешнюю активную и даже покровительственную позицию по отношению к другим детям, часто чувствует себя очень одинокой и беззащитной. Из её рисунка и описания можно сделать предположение о том, каким она воспринимает окружающий мир. Я надеюсь, что после наших занятий, когда девочка имела возможность открытого выражения своих чувств, когда её чувства выслушивала и принимала не только я, но и дети, её восприятие мира изменилось – он стал более дружелюбным по отношению к ней, и зима закончится, и цветочки её, наконец, распустятся.

Я – куст роз, на меня напали – залезли червяки. И на всех моих братиков – они вокруг меня.

На всех моих братиках – цветочки, а на мне – шипы.

У меня стебель такой добрый, но на него тоже залезли червяки.

Я чувствую, как они меня как-то кусают по всему телу. А это – их Хозяин.

Под землёй, вот здесь, когда я начинала только рисовать, сначала была Мама куста роз.

Потом её закрыли воротами, хотели её…Такого дыма напустили, чтобы она не убежала.

Она хотела убежать в лес к другим людям, но не удалось ей!

Мама говорит: “ Я чувствую зло-ос-сть, как будто варят злой суп!”

Потому что я не люблю злых вещей и злых супов!

Я злюсь на этого хозяина, говорю ему: “Перестань!” У Хозяина червяки идут из волос.

Я – куст роз – говорю: “ Не надо! Сейчас солнышко выйдет,

и все твои червяки вернутся обратно к тебе!”

Цветочков на мне нет, потому что они потом будут расти, когда будет лето.

А сейчас пока – зима…”

Рисунок четырёхлетней Юли исполнен тонюсенькими карандашными линиями, совсем без нажима. Если бы я ставила задачу серьёзной интерпретации и глубокого психологического анализа детских рисунков, можно было бы сказать: “Вот так ребёнок контактирует с миром!”, а можно: “ Вот так девочка начинает пробовать продвигаться вперёд, осторожно, маленькими шажочками, чуть касаясь земли!”, – но я такую задачу сейчас перед собой не ставлю. Смотрю на рисунок и вижу, что только “земля” выделена жирнее.

“Я живу в лесу. А вокруг меня – ничего! Темный лес…

Веточки у меня синие. Шипов нет – не нужны, и листочки тоже не нужны.

Я расту в земле, там – корни. Макушка у меня такая разноцветная, потому что мне так нравится!

У меня сильный стебелёк. Ухаживает за мной мама”.

“Если ребёнок доверяет мне, он позволяет себе приоткрыться, стать чуть более уязвимым. И я обязана подойти к нему нежно, легко, мягко. Всякий раз, когда мы достигаем с ребёнком такой ситуации, когда он говорит: “стоп, я должен остановиться здесь, это для меня слишком много…”, мы прогрессируем. Каждый раз, когда проявляется сопротивление, мы понимаем, что сталкиваемся не с жёсткой границей, а с ситуацией, за которой начинается новый рост”.

В.Окландер

Замкнутый, немногословный, настороженный пятилетний Дима , всегда с недоверием и опаской “процеживая через себя” всё то, чем мы занимались, на этот раз своей готовностью “работать” глубоко тронул меня. Я, когда он подошёл со своим листочком и начал говорить, настолько остро почувствовала его доверие, хрупкость и свою ответственность перед ним, что всегда вспоминаю “телом” этот момент, когда речь заходит об ответственности терапевта.

“(Тихим-тихим шепотом). Это то, что у меня внутри… (Рисунок представляет собой чёрный круг с маленьким “зелёным” посередине).

Не знаю что, но то, что у меня внутри. Вокруг везде – чернота и темнота.

Зелёненькое – это живое какое-то. Это как-то двигается.

(Побудь им) Я – Живое…(Как тебе живётся среди черноты?) Хорошо.

Я медленно двигаюсь, очень… Я не могу быстро, у меня нет ног.

Вокруг меня тёмное, чёрное – Неживое…

(Что ты говоришь этой темноте?)…Что мне трудно там передвигаться.

Темнота ничто не отвечает… Это всё…”

Разноцветные звёздочки (вокруг чёрного шара) Дима по собственному желанию нарисовал на следующем занятии, рисовал он увлечённо, со спокойным ровным дыханием: “Если у меня будет время, я всё вокруг заполню звёздами!”

А вы пробовали когда-нибудь задаться вопросом: зачем вы цветёте? И как это происходит? Почему так, а не иначе?

Нет! – сказал Розовый куст. – Я просто цвёл от радости и не мог иначе. Солнце такое тёплое, воздух так освежающ, я пил чистую росу и обильный дождь. Я дышал, я жил! Силы поднимались в меня из земли, вливались из воздуха. Я был счастлив всегда новым, большим счастьем и поэтому всегда должен был цвести. Такова моя жизнь, я не мог иначе.

Г.Х.Андерсен “ Улитка и розы”

Интересно, что трёхлетние и четырёхлетние дети, описывая себя в роли куста роз, редко упоминают о “рядом растущих”. “Другой” упоминается ими лишь только в роли Ухаживающего (Мама, Бабочка, Гномик, Дяденька, Тётя, Уточка) или Угрожающего (Хозяин червяков, поедающих Розу). Наряду с этим, смотря на рисунки этих маленьких детей, часто можно увидеть и почувствовать “слияние” с окружающим.

Почти все дети этого возраста ощущают себя не раскрывшимся зрелым цветком, а находящимся в состоянии роста и созревания – бутоном или с нераспустившимися ещё листочками: “У меня нет листиков, только веточки”, “На мне нет пока цветочков, только бутончики”.

Часто даваемые детьми описания состояния куста очень осязаемые, “телесные”, яркие: “чтобы с меня кору не сдирали!”, “Я чувствую, что мне интересно и вкусно пахнет!”, “мой ствол может разбиться”, “ кусают они меня, мне плохо”, “могут мой стебелёк оранжевый перекусить”, “я чувствую, как они меня как-то кусают по всему телу”, “если шипы уколют мои бутоны, то бутоны развеются”, “я чувствую тепло”.

Будучи в роли куста роз, почти все дети, независимо от возраста, упоминают солнце, небо, воду. Часто их выражения очень поэтичны…Дети с удовольствием используют образы своих ресурсных состояний: один чувствует запах свежести или зелени, другой буквально видит все свои листочки, третий ощущает всем телом свою крепость или гибкость, другой – слышит шуршание листвы, лопание бутона или щебет птиц в небе над собой.

“Пребывание в образе розового куста” является дополнительным упражнением в гибком использовании ресурсных состояний, держании ресурсов рядом, чтобы уметь вытаскивать их, обращаться к ним тогда, когда “тебе не по себе”.

Описания пятилетних детей дают яркое подтверждение зарождающейся в них и набирающей силу “социальной направленности”, желания и необходимости быть с другими, такими же, как они, по возрасту: “я – третий слева тут сижу”, “вот мой брат и все другие друзья рядом подрастают”, “это я – в серединке, а рядом мои подружки… мне с подружками очень хорошо!”, “я просто так рас-пус-ка-юсь. Это моё приветствие (другим рядом растущим цветам)”, “Мальчик приносит новые цветы и сажает их рядом со мной. Мне от этого веселее”, “Рядом растёт мой брат”, “мне хорошо, потому что со мной мои братья и сёстры”.

Трёхлеточки в своих рассказах совсем не упоминают о корнях, четырёхлетки – больше: “Я расту в земле, там – корни”, “Это корни мои большие внизу”. А у пятилетних детей корням уже уделяется достаточно внимания. От рисунка к рисунку, от описания к описанию можно заметить растущую “усваиваемость”, постепенное присвоение-переваривание метафоры “мои корни”: “Корни мои чистые, сильные, красивые”, “Корни есть у меня. Они иногда мягкие, иногда – твёрдые, потому, что я большой”.

“Крепкие корни в земле” – это и стабильность, и уверенность, и зрелость. Связь с чем-то глубоким, прошлым. “Корни в земле”, по выражению Л. Кроля, это как бы корни во времени, олицетворяющие опору на эпизоды своего прошлого. У пятилетних детей есть много, что вспомнить… И много, о чём хочется никогда не вспоминать…

Прошло лето, прошла осень, розовый куст пускал бутоны и расцветал розами, пока не выпал снег. Стало сыро и холодно; розовый куст пригнулся к земле… Опять наступила весна, появились розы!..

Г.Х.Андерсен “Улитка и розы”

Присутствующее почти в каждом рисунке-рассказе пятилетних и более старших детей упоминание и “прочувствование” темы смены времён года, возможности изменения своего состояния, физического облика и настроения – для меня показатель расширения объёма собственных ощущений растущего ребёнка, использования возможности ощущения себя разным, “увеличения количества жизненных граней” (по Л. Кролю).

По многочисленным описаниям ощущения – “как это – меняться самому, когда изменяются времена года” – можно судить о нарастающей в этом возрасте “экзистенциальности” восприятия себя в окружающем мире. Весна – это начало, пробуждение. Лето – яркое цветение, созревание. Осень – увядание, подготовка к зиме. Зима – сон, замирание, накопление сил для следующей весны…Годовой цикл, смена четырёх времён года является для ребёнка одной из наиболее понятных, базовых метафор процесса развития. Уже такие маленькие дети способны “наложить” “сезонную метафору” на жизнь человека в целом: младенчество, детство, юность, взрослость. Часто после таких “образных” занятий мы разговаривали о таких серьёзных вещах, как возраст и смерть.

Куст выпускал бутоны и расцветал розами, каждый раз свежими, каждый раз новыми.

Г.Х.Андерсен “Улитка и розы”

Ребёнок не должен бояться своего разнообразия, того, что в нём могут сменяться десятки разных состояний и ролей, а, наоборот, как в упражнении “Розовый куст” и ему подобных, ребёнку нужно помогать описывать себя, находить для своего разнообразия слова и образы. Ребёнку, часто туда-сюда ходящему через дверь, отделяющую мир реальный от мира фантазии, можно помочь в понимании себя, перемещающегося из одного состояния в другое, умении оставаться наедине с самим собой.

Детям, как можно видеть на примерах, присуще это ощущение себя сложным и разнообразным. Им нужно только помогать: наполнять-подпитывать это ощущение себя, иссушивающееся под влиянием жёсткого взрослого мира, заставляя детей обращаться к своим различным состояниям, путешествовать по своим состояниям.

“Я – всё вместе, а не что-то отдельное”, “я – кустик роз в салюте”, “я – это все пять разноцветных солнышек-ромашек”, “я – цветы у меня все разные: ромашка, роза, это тоже роза.. А это – клубника на мне растёт…”, “макушка у меня такая разноцветная, потому что мне так нравится!”, “цветы летом распускаются зелёные, а внутри – разные-разные цвета: красный, голубой, желтый, – все яркие-яркие!”, “весной я распускаюсь – буду зеленоватый. Потом, летом буду очень красивым цветком, а осенью буду бледно-зелёным”, “я меняю цвет, меняюсь. Когда зима – я просто ухожу в землю. Весной я становлюсь чуть ярче. Летом я весь в перьях ярких, а уже осенью становлюсь таким бледным”.

Не это ли иллюстрация из детских голосов к словам Л. Кроля про взрослых: “Ощущение переживаний разными частями своего существа, возможность понимать, что ты – это и то, и другое, и третье, и четвёртое, составляют продуктивную полифонию, человеческую целостность”.

Шли годы… Улитка стала прахом от праха,

и розовый куст стал прахом от праха, истлела

в книге и роза воспоминаний…

Но в саду цвели новые розовые кусты, в саду

росли новые улитки. Они заползали в свои домики

и плевались – им не было дела до мира…

Не начать ли эту историю с начала?..

Г.Х.Андерсен “Улитка и розы”

Литература


              1. Аллан Д. Ландшафт детской души. – СПб-Мн., 1997.

              2. Андерсен Г. Х. Сказки и истории. – Л.: Худ. лит-ра, 1969.

              3. Кроль Л. Образы и метафоры в интегративной гипнотерапии. – М.: Независимая фирма “Класс”, 1999.

              4. Обухов Я. Символодрама. – М.: Эйдос, 1997.

              5. Окландер В. Окна в мир ребёнка. – М.: Независимая фирма “Класс”, 1997.

              6. Стюард В. Работа с образами и символами в психологическом консультировании. – М.: Независимая фирма “Класс”, 1998.