Написание в чем проявилась сила личности бетховена. Удивительный характер бетховена. Начало творческой жизни

Людвиг Ван Бетховен

Людвиг ван Бетховен – немецкий композитор, пианист (годы его жизни 1770 – 1827).
Людвиг ван Бетховен крещен 17 декабря 1770 года в Бонне, точная дата его рождения не известна.

Биография Людвига ван Бетховена – молодые годы.
Людвиг ван Бетховен неслучайно стал композитором - его отец Иоганн Ван Бетховен и дед Людвиг имели непосредственное отношение к музыке. Отец был певцом, пел он в придворной капелле, а дед сначала тоже пел в придворной капелле, а затем был капельмейстером. Мать же Людвига, Мария-Магдалина, была из простого люда и не имела никакого к музыке – она работала обычной кухаркой. Отец Людвига Бетховина, Иоганн, мечтал, что его сын будет вторым Моцартом и с раннего детства обучал сына игре на клавесине и скрипке. В восемь лет Людвиг ван Бетховен впервые выступил на публике. Было это в Кельне. Но отец видел, что из приобщения ребенка к музыке ничего особого не получалось, и тогда Иоганн Ван Бетховен поручил своим коллегам заниматься с сыном музыкой, кто-то из них учил Людвига игре на органе, кто-то - на скрипке. Когда Людвигу было восемь лет в Бонн приехал композитор и органист – Кристиан Готлиб Нефе, который и распознал у маленького Людвига Бетховена музыкальный талант. Благодаря обучению музыке с Нефе, вышло в свет первое произведение будущего известного композитора - вариации на тему марша Дресслера Бетховену тогда только исполнилось двенадцать лет. Но в это время Людвиг Бетховен уже работал помощником придворного органиста.
Как и многие великие люди, Бетховен, в связи с тяжелым материальным положением, вынужден был оставить обучение в школе. Случилось это после смерти дедушки. Но, тем не менее, биография Бетховена остается как биография высокообразованного человека. Он знал латынь и несколько иностранных языков, в том числе итальянский и французский. Много времени Бетховен уделял чтению книг. Его любимыми авторами были - Гомер, Плутах, Гете, Шиллер, Шекспир. В это время будущий композитор стал сочинять музыку, но многое из его произведений осталось неопубликованным, и по прошествии многих лет было им самим переработано. Из ранних работ Бетховена известна соната «Сурок». Однажды Людвиг ван Бетховен посетил Вену, тогда ему было шестнадцать лет, Моцарт, прослушав его, поразил окружающих следующей фразой: «Он всех заставит говорить о себе!». Бетховен по семейным обстоятельствам (у него тяжело заболела мать и впоследствии умерла, и он был вынужден заботиться о братьях) не смог брать уроки у Моцарта и вернулся в Бонн. В 17 лет Бетховен поступил на работу в оркестр альтистом. Особенно ему нравились оперы Моцарта и Глюка.
В 1789 году Бетховен решил слушать лекции в университете. В это время началась революция во Франции, и Людвиг Бетховен пишет музыку на стихи одного из профессоров университета, восхваляющие революцию. В это время Бетховена заметил знаменитый композитор Гайдн, и Людвиг ван Бетховен решил брать у него уроки, и в 1792 году Бетховен направился в Вену. Уроки с Гайдном быстро разочаровал Бетховена. Да и Гайдн охладел к Бетховену, Музыка и душевный настрой Бетховена не был понят Гайдном: слишком мрачная, слишком смелые рассуждения и взгляды для тех времен. Затем биография Бетховена сложилась следующим образом: Гайдн был вынужден уехать в Англию, и с Бетховеном начали заниматься И. Б. Шенка, И. Г. Альбрехтсбергера, А. Сальери. Людвиг ван Бетховен стал одним из самых модных пианистов Вены, настоящим виртуозом своего дела. Его дебют как пианиста состоялся в 1795 году. К 1802 году Бетховен был известен как создатель 20 фортепианных сонат, в их числе «Патетическая» (1798 год), «Лунная» (№2 из двух «сонат-фантазий» 1801 год), шесть 6 струнных квартетов, восемь сонат для скрипки и фортепиано, множество камерно-ансамблевых сочинений.
Но в конце 1790-х годов у Людвига Бетховена начал прогрессировать страшный для музыканта недуг - глухота. В это время Бетховена одолел пессимизм, и он даже направил своим братьям документ, известный в его биографии как «Гейлигенштадтское завещание». Но, будучи собранным и сильным человеком, Бетховен преодолел кризис в душе и продолжил свое творчество.

Биография Людвига ван Бетховена –зрелые годы.
Творческая биография Бетховена в период с 1803 года по 1812 год известна как новый средний период профессионального расцвета композитора. Этот период ознаменован героическими нотами в музыке Бетховена. К примеру, авторский подзаголовок Третьей симфонии - «Героическая» (1803 год), фортепианная соната «Аппассионата» (1805 год), цикл 32 вариаций до минор для фортепиано в 1806 году, симфония № пять (1808 год) с ее знаменитым «мотивом судьбы», опера «Фиделио», увертюры «Кориолан» (1807 год), в 1810 году - «Эгмонт». Также наполнены героизмом, динамизмом, темпом Симфония номер 4 (1806год), симфонии №6 «Пасторальная», №7 и № 8, Концерты для фортепиано с оркестром №4, Концерт для скрипки с оркестром и многие другие музыкальные произведения. В средине 1800- х годов Бетховен добился всеобщего уважения и признания. В связи с проблемами со слухом, в 1808 году Бетховен дал свой последний концерт. К 1814 году Бетховен стал полностью глухим.
В 1813 -1814 году Бетховена постигла апатия, что, конечно же, сказалось на его творчестве, сочинял он очень мало. В 1815 году Бетховен взял на себя заботу о сыне умершего брата. Племянник к тому же имел сложный характер.
С 1815 года начался новый этап в биографии композитора, или как еще его называют поздний период творчества. В этот период вышли в свет одиннадцать произведений великого композитора, среди них: сонаты для фортепиано и виолончели, фортепианные Вариации на вальс Диабелли, Девятая симфония, Торжественная месса, струнные квартеты.
Творчество Бетховена позднего периода отличается контрастами, его музыка тех времен звала к экстремальным действиям, душевному переживанию и лиричности.
Умер Людвиг ван Бетховен 26 марта 1827 года в Вене в Австрии. Проститься с известным композитором пришло около двадцати тысяч человек

Смотрите все портреты

© Биография композитора Бетховена. Биография автора лунной сонаты Людвига Ван Бетховена. Биография великого австрийца Бетховена.

«Понятие личности» - Задание «Разбери по буквам». Субъект. Структура индивида: (Ананьев Б.Г.) – свойства человека как индивида: «Личность есть вершинный уровень развития человека. «Психология личности». Индивидуальность отстаивают». Личностью становятся. Соотношение понятий «индивид», «субъект», «индивидуальность», «личность».

«Развитие личности» - Модель структуры личности по К. К. Платонову: Ведущий принцип школьного обучения: Непрерывное развитие всей совокупности качеств личности. Гармонично развитая личность. Развитие личности учащихся общеобразовательной школы. Схема доклада: Уровень темперамента личности. Принципы и формы работы, направленные на развитие личности ребенка.

«Винсент ван Гог» - В марте 1868 года, посреди учебного года, Винсент неожиданно бросил школу и возвратился в отчий дом. 1 октября 1864 года ван Гог уехал в школу-интернат в Зевенберген, 20 км от родного дома. Ван Гог почти не играл с другими детьми. Винсент, хотя и был рождён вторым, стал старшим из детей... Винсенту хорошо даются языки - французский, английский, немецкий.

«Биография личности» - Содержание программы по изучению биографического материала. Страницы биографии – знакомство с наиболее яркими, нравственно значимыми для современных учащихся периодами жизни автора. Как хороша жизнь, когда что-нибудь сделаешь хорошее и правдивое. 5-6 класс – период «наивного реализма» Интересуют чаще всего отдельные яркие эпизоды биографии писателя.

«Биография Бетховена» - С 13-летнего возраста органист Боннской придворной капеллы. В 1800 была исполнена 1-я симфония Бетховена. О композиторе. С 1780 ученик К. Г. Нефе, воспитавшего Бетховена в духе немецкого просветительства. БЕТХОВЕН Людвиг Ван (1770-1827) - немецкий композитор, пианист, дирижёр. Великий и всегда известный.

«Структура личности» - В.Н.Мясищев. Таким образом, В.Н.Мясищев характеризует единство личности динамикой нервнопсихической реактивности. 3. Фрейд. структура личности 3. Фрейда. К.Г. Юнг (1875-1961). 3. «Блочная» стратегия изучения структуры личности. 2. «Факторная» стратегия изучения черт личности. Структура личности и подходы к вопросу о сочетании биологического и социального.

Творения Бетховена - это выражение его поистине талантливой личности. Он был не только одним из величайших композиторов, но и своеобразным “мостиком” от классицизма к романтизму.

Вот поэтому творчество Людвига Бетховена относят как к романтизму, так и к классицизму, но в виду своей гениальности творец на самом деле далеко выходит за рамки данных определений. Его музыкальные творения пришлись на эпоху классицизма и романтизма, заняв место где-то посередине. Выдающийся композитор, снискавший признание при жизни, умудрялся сочетать все известные ему жанры. Он уверенно себя ощущал в опере, хоровом сочинении. По просьбам театральных деятелей того периода Людвиг без ложной скромности брался и за драматические спектакли. Всё это говорит о его месте в мировой музыке. Людвиг ван Бетховен оставил неисчислимое наследие. Особо знаковыми признаны его скрипичные, виолончельные, фортепианные сонаты.

Из биографии великого композитора:

Факты из жизни Бетховена включают данные, связанные с его рождением. Ни для кого не секрет, что музыкант появился на свет в 1770 году и что в католической церкви он был крещен на следующий же день. Но точная дата рождения немецкого композитора Людвига ван Бетховена доподлинно неизвестна. Согласно сохранившимся документам, его крестили 17 декабря 1770 года в Бонне в Германии.

Вряд ли родители музыканта или даже он сам могли предугадать, что со временем Людвиг ван Бетховен превратится в такую фигуру. Впрочем, талант будущего музыканта проявился в раннем детстве. Можно даже сказать больше – Людвиг унаследовал его в семейной династии. Великий композитор был третьим музыкантом в роду Бетховенов. Первым был его дедушка, ставший известным боннским музыкантом, а вторым – старший брат, родившийся на 6 лет раньше.

Дед, в честь которого он был назван, служил в придворной капелле. Позже там выступал отец Бетховена, Иоганн. Мать Мария-Магдалина не имела отношения к музыке, будучи дочерью знатного шеф-повара, служащего при дворе.

Отец будущего композитора Иоганн Бетховен был тенором в придворной капелле. Мужчина рано заметил склонность ребенка к музыке и с юных лет он учил Бетховена играть на скрипке и клавесине. И он был одержим идеей – сделать из своего сына, в котором он рано заметил музыкальное дарование, “второго Моцарта”. Иоганн Бетховен преклонялся перед творчеством Моцарта. С момента рождения сына он буквально загорелся идеей сделать его великим композитором. Такая на первый взгляд сумасшедшая идея могла привести к иным последствиям, но результат очевиден. Мальчик играл на инструментах и день, и ночь, однако к разочарованию отца Бетховен не был чудо-ребенком. Когда маленькому Людвигу было восемь лет, он забросил музыкальное образование мальчика и перепоручил его своим друзьям.

Несмотря на разочарование отца, Бетховен продолжил усердно заниматься и в 1787 году впервые посетил Вену, где его выступление услышал Моцарт. Великий музыкант был впечатлен тем, что Людвиг так опередил своих сверстников, и отметил его талант. Согласно легенде, выйдя из комнаты, Моцарт сказал: «Когда-нибудь он даст миру повод говорить о себе».

С юных лет Бетховен-младший взял в руки скрипку и клавесин. К восьми годам он давал первые публичные выступления. Отец просил своих коллег позаниматься с мальчиком более углубленно. Людвиг обучался еще и органу. Одним из тех, кто оказал сильное влияние на становление Людвига как музыканта, стал Кристиан Нефе. За основу он брал произведения Генделя, Гайдна, Баха. Знаменитый марш Дресслера (вернее, его первую вариацию) Бетховен сочинил в 12-летнем возрасте. Тогда же он значился в должности помощника придворного органиста.

Не всё в жизни будущего великого композитора складывалось удачно. Повзрослев, в одном из писем об этом признавался сам Бетховен. Почитатели его таланта знают, что великому творцу пришлось пройти тернистый творческий путь.

Ухудшившееся семейное положение вынудило Людвига оставить школу. Будущий композитор бросил школу в 11 лет из-за материальных трудностей в семье. Вместе с тем, увлекшись языками и литературой, он много читал Шекспира и Гете, изучал латынь и одновременно несколько языков. А в промежутках творил главные вещи – писал музыку.

Первые произведения, не принятые всерьез, Бетховен долго скрывал от окружающих. Позже он неоднократно принимался их перерабатывать. Доведение произведений до совершенства, многочасовой титанический труд – это, несомненно, вызывает уважение.

В юношеские годы Людвиг создал несколько детских сонат, поставленных впоследствии в один ряд со «взрослыми» произведениями. Одной из них остается классическая песня «Сурок», включенная в программы по обучению музыке. В конце 1780-х Бетховен лично встречался с Моцартом и Гайдном. Каждый из них тепло отозвался о таланте Людвига, выражая надежду, что ему непременно удастся покорить мир.

В свои произведения, которые он сочинил, переехав в Вену, композитор смело вкладывал инновационные элементы, выходящие за пределы классики того времени. Вероятно, никто не намерился бы так рисковать. Но прогресс не стоит на месте. Веселые и более мрачные звучания одинаково принимаются восторженной публикой.

Бетховен хотел продолжить свое общее и музыкальное образование в Вене, но этому не суждено было сбыться. Композитор узнал о болезни матери и вернулся в Бонн. 17 июля 1787 года ее не стало. Отец Бетховена начал сильно пить. Композитор стал главой семьи и полностью взял на себя заботу о братьях.

В Вене он пришел к неповторимому фортепианному стилю, получив звание виртуозного пианиста. Подобное находит отражение в сонатах № 8, 13 и 14. Последнюю позже переименуют в «Лунную». Она останется одной из самых известных сонат композитора. Все произведения Бетховена пользовались признанием. Богатые сословия и элита страны были осведомлены, кто такой Бетховен, и какую нишу он занимает в обществе. Они приглашали его на мероприятия, где он играл для всех присутствующих. Но делал он это исключительно по желанию и будучи в хорошем настроении.

Первую и Вторую симфонии, культовые произведения, Людвиг создал в Вене. Вообще, этот город стал для него любимым домом на долгие годы. Вена придавала ему сил, воодушевляла. Именно здесь музыкант творил настоящее искусство. К концу столетия не осталось никого, кто бы не знал, кто такой Бетховен.

Личная жизнь композитора была полна тайн, но так и не сложилась, хотя вокруг него всегда было много женщин. Но у Людвига ван Бетховена были очень сложные отношения с женщинами. Некоторые восхищались его гением, иные полагали, что он “уродлив, невоспитан и неприятен”. Одна из дам, за которой ухаживал пианист, была от него в ужасе. В разговоре с друзьями она назвала его полусумасшедшим. Незнатное происхождение дважды помешало Бетховену жениться.

В Вене его ученицей была прекрасная графиня Джульетта Гвиччарди, которой композитор всерьёз увлёкся и даже подумывал о женитьбе. Однако графиня вышла замуж за графа Галленберга, которого считала лучшим композитором.

Увлечением Бетховена стала и другая его ученица, прекрасная Тереза Брунсвик. Она посвятила себя делу воспитания детей и благотворительности, но с композитором её связывала долгая проникновенная дружба. После смерти Бетховена было найдено нежное письмо, адресат которого неизвестен, но многие биографы композитора считают им именно Терезу Брунсвик. Письмо знаменито под именем «Письмо к бессмертной возлюбленной».

Последней надеждой на счастье для Бетховена стала Беттина Брентано, подруга Гёте, немецкая писательница. Но и здесь его ждала неудача: в 1811 году она вышла замуж за другого, писателя Ахима фон Арнима. Счастье обошло стороной великого композитора.

Болезни преследовали Бетховена с самого детства. Он страдал от тифа, оспы, заболеваний кожи, различных инфекций и колитов. В зрелом возрасте мучился от глухоты, ревматизма, анорексии, желтухи и цирроза печени. В 26 лет у композитора развилось воспаление внутреннего уха. Неизвестно, что привело к заболеванию. Некоторые считают, что плохо сказалась его привычка окунать голову в холодную воду, чтобы не заснуть и провести больше времени за нотами.

К 27 годам Бетховен полностью оглох и слышал только непрерывный гул. С тех пор композитор начал писать сочинения «по памяти», играя музыку в воображении. С людьми композитор общался с помощью «разговорных тетрадей»: собеседники выражали мысли письменно. Две таких рукописей осталось у друга композитора, Антона Шиндлера, но они не дошли до наших дней. По одной из версий, Шиндлер сжег тетради, так как в них содержалось много высказываний против императора. «Это, к сожалению, была излюбленная тема Бетховена. В разговоре он постоянно возмущался власть предержащими, их законами и постановлениями», - вспоминал друг и биограф Бетховена.

Сначала музыкант тщательно скрывал потерю слуха. Однажды, дирижируя оркестром, он не повернулся лицом к залу – он просто не слышал оваций. Можно представить всю драматичность момента для Бетховена, когда его деликатно развернули к слушателям.

Быстрая потеря слуха привела к полной глухоте. Людвиг не представлял, как можно заниматься любимым делом с такими отклонениями. На время он поселился в тихом пригороде. С новыми силами и желанием продолжать творчество он приступил к созданию Третьей симфонии. В ней, по признанию Чайковского, раскрыты все грани непревзойденного таланта автора. Возможно, это связано с тем, насколько тяжело из-за состояния здоровья композиция давалась гению.

Несмотря на глухоту, именно после 1797 года композитор создал самые известные свои произведения, в том числе Девятую симфонию, которая включает в себя часть поэмы Фридриха Шиллера «Ода к радости». Бетховен ввёл в финал 9 симфонии хор. Это считалось тогда тяжким преступлением. Гневные дебаты по этому поводу продолжались в музыкальных кругах ещё десятилетия. К счастью, публику совершенно не заботило мнение крючкотворов; первое исполнение 9 симфонии имело громадный успех. Аудитория забросала Бетховена цветами и наградила оглушительной овацией. Но к этому моменту Бетховен был уже полностью глухим; он сидел лицом к оркестру и не видел реакции зала. Один из певцов, проявив трогательную сердечность, осторожно взял Бетховена за плечи и повернул лицом к публике, чтобы тот мог увидеть её восторг.

Композитор скончался 26 марта 1827 года в возрасте 56 лет. Причина его смерти до сих пор неизвестна. Разные исследователи полагали, что ей могли стать тиф, волчанка, сифилис или отравление свинцом. Через три дня после смерти великого композитора похоронили на Центральном кладбище Вены. В последний путь его провожали близкие друзья и 20 тысяч поклонников его гениального творчества.

Высказывания и цитаты Бетховена:

*«Музыка - это откровение более высокое, чем мудрость и философия».

*«Музыка должна высекать огонь из души человеческой».

*«Для человека с талантом и любовью к труду не существует преград».

*«Подлинный художник лишен тщеславия, он слишком хорошо понимает, что искусство неисчерпаемо».

*«Нет ничего выше и прекраснее, чем давать счастье многим людям».

* «Растите детей ваших в добродетели: только она одна и может дать счастье».

*«Большое искусство не должно осквернять себя, обращаясь к безнравственным сюжетам».

*«Никто из друзей моих не должен терпеть нужды, пока у меня есть что-нибудь», - говорил он, хотя сам часто терпел нужду и лишения.

*«Это является признаком действительно замечательного человека: стойкость перед лицом беды».

*«Ничто не является более таки невыносимым, чем необходимость признать себе собственные ошибки».

35 интересных фактов из жизни Бетховена и его творчества:

1. Бетховена можно охарактеризовать, как человека, умеющего сострадать. Он взял под личную опеку своего племянника, но Карл Черни увлекся азартными играми. Людвиг отчаянно хотел «сделать из него человека», в чем могли помочь репутация и связи. Из-за этих волнений состояние музыканта ухудшилось, что впоследствии привело к смерти.

2.Музыкант не любил давать фортепьянные уроки. Исключение составляли только даровитые ученики и привлекательные молодые женщины.

3.Вынужденный оставить школу в одиннадцатилетнем возрасте из-за бедности, будущий великий музыкант так и не выучился умножению и делению.

4.Его любимым напитком был кофе. Принимаясь за варку, музыкант каждый раз педантично отсчитывал 64 зернышка – не меньше и не больше.

5. Наполеон сильно разочаровал Бетховена. Третья («Героическая») симфония композитора изначально была посвящена Наполеону I Бонапарту. Бетховен работал над произведением с 1803 года, но уже в 1804 году композитор разочаровался в Наполеоне из-за того, что он объявил себя императором. Композитор вычеркнул из партитуры симфонии его имя, не поменяв при этом ни одной ноты. Свое разочарование Бетховен объяснил так: «Этот Наполеон - обыкновенный человек. Теперь он будет все человеческие права топтать ногами и станет тираном».

6.В семье Бетховена было 7 детей.

7.Композитор всю свою жизнь критиковал правительство и законы.

8.Впервые публика увидела Бетховена на сцене, когда ему было 8 лет.

9.В 1789 году Бетховен написал «Песню свободного человека» и посвятил ее французской революции.

10.Антон Шиндлер считал, что музыка Бетховена обладает собственным темпоритмом.

11.Современники Бетховена отмечали, что его манеры поведения оставляли желать лучшего.

12.Но друзья пианиста отмечали его приветливость, добродушие и отменное чувство юмора. Бетховен любил посидеть с приятелями в пивной под названием “У лебедя”. Однажды он не приходил несколько дней кряду. Когда один из товарищей поинтересовался, не заболел ли он, музыкант весело ответил: “Я-то здоров, но мои единственные сапоги заболели такой страшной лихорадкой, что чуть не отдали Богу душу”.

13.Бетховен неплохо знал итальянский и французский языки, но лучше всего он выучил латынь.

14.После потери слуха композитор писал произведения по памяти и играл музыку, полагаясь на свое воображение.

15.В 1845 году в родном городе Бетховена Бонн был открыт первый памятник в честь этого композитора.

16.Считается, что за основу песни группы Битлз «Потому что» взята мелодия «Лунной сонаты» Бетховена, которая проиграна в обратном порядке.

17. Композитор отличался сложным характером. При этом друзья считали его человеком с добрым сердцем, готовым всегда прийти на помощь.

18. В отдельные периоды жизни композитор часто замыкался в себе. Но именно это время связано с созданием культовых работ, включая оперу «Фиделио».

19.Произведения композитора неоднократно звучали на мировых сценах. Одной из лучших исполнительниц признана немецкая пианистка, ученица Бетховена Доротея Эртман.

20.Недостаток образования не помешал Бетховену стать настоящим эрудитом в области классической литературы. Он прекрасно разбирался в творчестве Шекспира, Гете, Гомера, Плутарха, и многое знал наизусть.

21.Характер композитора был очень непростым, а иногда и сварливым. Однажды, во время его публичного выступления, некий молодой человек принялся увлеченно беседовать со своей дамой. Музыкант тут же прекратил играть и в гневе воскликнул: “Я не буду выступать перед такими свиньями!”. Несмотря на уговоры и извинения, он отказался продолжить играть.

22.Лохматые волосы и суровый взгляд сильно выделяли композитора из светского общества конца XVIII века. Бетховен часто ходил непричесанным, одевался небрежно.

23.Очень некорректно композитор повел себя, когда гостил у одного из своих покровителей - князя Лихновского. Когда представитель высшего общества захотел, чтобы Бетховен сыграл для собравшихся гостей, композитор категорически отказался выступать и заперся в комнате. Хозяин имения вознегодовал и приказал выломать дверь. В ответ на такую наглость Бетховен уехал. Наутро он написал своему покровителю письмо, в котором заявил: «Тем, кто я есть, я обязан самому себе. Князей - тысячи, Бетховен же только один».

24.Самые известные свои произведения Бетховен написал уже после потери слуха.

25.Современники Бетховена утверждали, что он очень дорожил дружбой.

26.Один из кратеров на Меркурии был назван в честь Бетховена.

27.За всю свою жизнь великому композитору удалось написать только одну оперу. Называлась она «Фиделио».

28.Людвиг Ван Бетховен являлся первым музыкантом, которому дали пособие в размере 4000 флоринов.

29.Повесть писателя из Чехии Антонина Згоржи с названием «Один против судьбы» посвящена жизненному пути Бетховена.

30.Своенравный гений однажды чуть было не уничтожил одно из лучших своих произведений. Написав романс, он решил его сжечь. От судьбы “Мертвых душ” его спас некий чиновник Барт, обладавший чудесным тенором. Заглянув к композитору и увидев, что тот собирается бросить ноты в огонь, он выхватил их у него из рук. Затем Барт сел за инструмент и исполнил романс. Бетховену неожиданно понравилось, и он милостиво согласился оставить свое детище “в живых”. Так был спасен великолепный романс “Аделаида”.

31. Бетховен не особо интересовался политикой, но всегда был в курсе событий, происходящих в стране. Он прохладно относился к власти и политическим деятелям. При встрече он мог ограничиться легким приветствием, когда, к примеру, требовался глубокий поклон.

32.Зачастую композитор работал над несколькими произведениями одновременно.

33.Портрет Бетховена изображен на старинных почтовых марках.

34. Знаменитая «Лунная соната» посвящена Джульетте Гвиччарди, пианистке из Австрии. Биографы неоднократно утверждали об их с Бетховеном романтических отношениях.

35.Музыка Бетховена успешно используется в кино, в качестве саундтреков к фильмам

Людвиг Ван Бетховен – знаменитый глухой композитор, создавший 650 музыкальных произведений, которые признаны мировым достоянием классики. Жизнь талантливого музыканта ознаменована постоянной борьбой с трудностями и невзгодами.

Зимой 1770 года в бедном квартале Бонны родился Людвиг Ван Бетховен. Крещение младенца состоялось 17 декабря. Дед и отец мальчика отличаются певческим талантом, поэтому работают в придворной капелле. Детские годы малыша сложно назвать счастливыми, ведь постоянно пьяный отец и нищенское существование не содействуют развитию таланта.

Людвиг с горечью вспоминает собственную комнатку, расположенную на чердаке, где стояли старый клавесин и железная кровать. Иоганн (папа) часто напивался до беспамятства и избивал супругу, вымещая зло. Периодически побои доставались и сыну. Мама Мария нежно любила единственного выжившего ребенка, пела малышу песни и как могла скрашивала серые безрадостные будни.

У Людвига в раннем возрасте проявились музыкальные способности, что сразу заметил Иоганн. Завидуя славе и таланту, имя которого уже гремит в Европе, решил воспитать из собственного ребенка похожего гения. Теперь жизнь малыша наполнилась изнуряющими занятиями игры на фортепиано и скрипке.



Отец, выясняя одаренность мальчика, заставил упражняться одновременно на 5 инструментах - органе, клавесине, альте, скрипке, флейте. Юный Луи часами корпел над музицированием. Малейшие ошибки карались поркой и побоями. Иоганн приглашал к сыну учителей, чьи уроки по большей части бездарны и бессистемны.

Мужчина стремился быстро обучить Людвига концертной деятельности в надежде на гонорары. Иоганн даже попросил увеличения жалования на работе, пообещав устроить в капеллу архиепископа одаренного сына. Но семья не зажила благополучнее, так как деньги уходили на спиртное. В шестилетнем возрасте Луи, понукаемый отцом, дает концерт в Кельне. Но полученный гонорар оказался крошечным.



Благодаря материнской поддержке юный гений начал импровизировать и конспектировать собственные произведения. Природа щедро одарила ребенка талантом, но развитие было сложным и мучительным. Людвиг так сильно погружался в мелодии, создающимися в сознании, что выйти из этого состояния самостоятельно не мог.

В 1782 году директором придворной капеллы назначают Кристиана Готлобу, который становится учителем Луи. Мужчина рассмотрел в юнце проблески одаренности и занялся его образованием. Понимая, что музыкальные навыки не дают полноценного развития, прививает Людвигу любовь к литературе, философии и древним языкам. , становятся кумирами юного гения. Бетховен жадно изучает произведения и Генделя, мечтая о совместной работе с Моцартом.



Музыкальную столицу Европы, Вену, юноша впервые посетил в 1787 году, где познакомился с Вольфгангом Амадеем. Прославленный композитор, услышав импровизации Людвига, пришел в восторг. Изумленным присутствующим Моцарт сказал:

«Не отрывайте взора от этого мальчика. Однажды о нем заговорит мир».

Бетховен договорился с маэстро о нескольких уроках, которые пришлось прервать из-за болезни матери.

Вернувшись в Бонн и похоронив мать, юноша погрузился в отчаяние. Этот болезненный момент в биографии отрицательно сказался на творчестве музыканта. Юноша вынужден ухаживать за двумя младшими братьями и терпеть пьяные выходки отца. Молодой человек обратился за денежной помощью к принцу, который назначил семье довольствие в 200 талеров. Насмешки соседей и издевательства ребятни сильно ранили Людвига, который говорил, что выберется из нищеты и заработает деньги собственным трудом.



Талантливый юноша нашел в Бонне покровителей, которые обеспечили свободный доступ на музыкальные собрания и салоны. Семейство Бройнинг взяло опеку над Луи, который обучал музыке их дочь Лорхен. Девушка вышла замуж за доктора Вегелера. До конца жизни учитель поддерживал дружеские отношения с этой парой.

Музыка

В 1792 году Бетховен отправился в Вену, где быстро нашел друзей-меценатов. Чтобы усовершенствовать навыки в инструментальной музыке обратился к, которому приносил на проверку собственные произведения. Отношения между музыкантами сразу же не заладились, так как Гайдна раздражал строптивый ученик. Затем юноша берет уроки у Шенка и Альбрехтсбергера. Вокальное письмо совершенствует вместе с Антонио Сальери, который ввел молодого человека в круг профессиональных музыкантов и титулованных особ.



Год спустя Людвиг Ван Бетховен создает музыку к «Оде Радости», написанной Шиллером в 1785 для масонской ложи. На протяжении жизни маэстро видоизменяет гимн, стремится к триумфальному звучанию композиции. Публика услышала симфонию, вызвавшую неистовый восторг, только в мае 1824.

Вскоре Бетховен становится модным пианистом Вены. В 1795 году состоялся дебют молодого музыканта в салоне. Сыграв три фортепианных трио и три сонаты собственного сочинения, очаровал современников. Присутствующие отметили бурный темперамент, богатство воображения и глубину чувства Луи. Три года спустя мужчину настигает страшная болезнь – тиннитус, которая развивается медленно, но верно.



Бетховен 10 лет скрывал недомогание. Окружающие даже не догадывались о начавшейся глухоте пианиста, а оговорки и ответы не впопад списывали на рассеянность и невнимательность. В 1802 пишет «Хайлигенштадтское завещание», адресованное братьям. В произведении Луи описывает собственные душевные страдания и волнение за будущее. Эту исповедь мужчина приказывает огласить только после смерти.

В письме к доктору Вегелеру присутствует строка: «Я не сдамся и возьму судьбу за глотку!». Жизнелюбие и экспрессия гения выразились в чарующей «Второй симфонии» и трех скрипичных сонатах. Понимая, что вскоре оглохнет окончательно, с рвением берется за работу. Этот период считается расцветом творчества гениального пианиста.



«Пасторальная симфония» 1808 года состоит из пяти частей и занимает отдельное место в жизни мастера. Мужчина любил отдыхать в отдаленных деревушках, общался с природой и обдумывал новые шедевры. Четвертая часть симфонии называется «Гроза. Буря», где мастер передает разгул разбушевавшейся стихии, используя фортепиано, тромбоны и флейту-пикколо.

В 1809 от дирекции городского театра Людвигу поступило предложение о написании музыкального сопровождения к драме «Эгмонт» Гёте. В знак уважения к творчеству писателя пианист отказался от денежного вознаграждения. Мужчина писал музыку параллельно театральным репетициям. Актриса Антония Адамбергер пошутила над композитором, признавшись тому в отсутствии певческого таланта. В ответ на недоуменный взгляд умело исполнила арию. Бетховен не оценил юмора и сурово сказал:

«Вижу, исполнять увертюры Вы все-таки можете, пойду и напишу эти песни».

С 1813 по 1815 пишет уже меньше произведений, так как окончательно теряет слух. Блестящий ум находит выход из положения. Луи, чтобы «услышать» музыку, пользуется тонкой деревянной палочкой. Один кончик пластинки зажимает зубами, а другой прислоняет к передней панели инструмента. И благодаря передающейся вибрации чувствует звучание инструмента.



Композиции этого жизненного периода наполнены трагизмом, глубиной и философским смыслом. Произведения величайшего музыканта становятся классикой для современников и потомков.

Личная жизнь

История личной жизни одаренного пианиста на редкость трагична. Людвиг в кругу аристократической элиты считался простолюдином, поэтому не имел права претендовать на благородных девиц. В 1801 году влюбился в юную графиню Жюли Гвиччиарди. Чувства молодых людей не были обоюдными, так как девушка одновременно встречалась и с графом фон Галленбергом, за которого вышла замуж через два года после знакомства. Любовные терзания и горечь потери возлюбленной композитор выразил в «Лунной сонате», которая стала гимном неразделенной любви.

С 1804 по 1810 Бетховен страстно влюблен в Жозефину Брунсвик – вдову графа Йозефа Дейма. Женщина увлеченно отвечает на ухаживания и письма пылкого возлюбленного. Но роман закончился по настоянию родственников Жозефины, которые уверены, что простолюдин не станет стоящим кандидатом в супруги. После болезненного разрыва мужчина из принципа делает предложение Терезе Мальфатти. Получает отказ и пишет шедевральную сонату «К Элизе».

Пережитые душевные волнения настолько огорчили впечатлительного Бетховена, что он решил провести остаток жизни в гордом одиночестве. В 1815, после смерти брата, оказался втянутым в судебную тяжбу, связанную с опекой над племянником. Мать ребенка характеризуется репутацией гулящей женщины, поэтому суд удовлетворил требования музыканта. Вскоре выяснилось, что Карл (племянник) унаследовал вредные привычки матери.



Дядя воспитывает мальчика в строгости, пытается привить любовь к музыке и искоренить алкогольную и картежную зависимость. Не имея собственных детей, мужчина не опытен в наставлениях и не церемонится с избалованным юношей. Очередной скандал приводит парня к попытке суицида, которая оказалась неудачной. Людвиг отправляет Карла в армию.

Смерть

В 1826 году Луи простудился и заболел воспалением легких. К легочной болезни присоединились желудочные боли. Доктор неправильно рассчитал дозировку лекарства, поэтому недомогание ежедневно прогрессировало. 6 месяцев мужчина прикован к постели. В это время Бетховена навещали друзья, пытающиеся облегчить страдания умирающего.



Талантливый композитор умер на 57 году жизни – 26 марта 1827 года. В этот день за окнами бушевала гроза, а миг смерти ознаменован страшным громовым раскатом. При вскрытии выяснилось, что у мастера разложилась печень и повреждены слуховые и прилегающие нервы. В последний путь Бетховена провожает 20 000 горожан, похоронную процессию возглавляет. Музыканта погребли на Вэрингском кладбище Церкви Святой Троицы.

  • В 12-летнем возрасте опубликовал сборник вариаций для клавишных инструментов.
  • Считался первым музыкантом, которому городской совет назначил денежное пособие.
  • Написал 3 любовных письма к «Бессмертной Возлюбленной», найденных только после смерти.
  • Бетховеном написана единственная опера, названная «Фиделио». Больше подобных произведений в биографии мастера нет.
  • Величайшим заблуждением современников считается то, что Людвиг написал следующие произведения: «Музыка ангелов» и «Мелодия слез дождя». Эти композиции созданы другими пианистами.
  • Ценил дружбу и помогал нуждающимся.
  • Мог одновременно работать над 5 произведениями.
  • В 1809, когда бомбардировал город, переживал, что от взрывов снарядов потеряет слух. Поэтому прятался в подвале дома и закрывал уши подушками.
  • В 1845 в Боне открыли первый памятник, посвященный композитору.
  • В основу песни «Битлз» «Because» положена «Лунная соната», проигранная в обратном порядке.
  • Гимном Евросоюза назначена «Ода к Радости».
  • Умер от отравления организма свинцом из-за врачебной ошибки.
  • Современные психиатры считают, что страдал биполярным расстройством.
  • Фотографии Бетховена напечатаны на немецких почтовых марках.

Дискография

Симфонии

  • Первая C-dur op. 21 (1800)
  • Вторая D-dur op. 36 (1802)
  • Третья Es-dur «Героическая» op. 56 (1804)
  • Четвертая B-dur op. 60 (1806)
  • Пятая c-moll op. 67 (1805-1808)
  • Шестая F-dur «Пасторальная» op. 68 (1808)
  • Седьмая A-dur op. 92 (1812)
  • Восьмая F-dur op. 93 (1812)
  • Девятая d-moll op. 125 (с хором, 1822-1824)

Увертюры

  • «Прометей» из op. 43 (1800)
  • «Кориолан» ор. 62 (1806)
  • «Леонора» № 1 ор. 138 (1805)
  • «Леонора» № 2 ор. 72 (1805)
  • «Леонора» № 3 ор. 72а (1806)
  • «Фиделио» ор. 726 (1814)
  • «Эгмонт» из ор. 84 (1810)
  • «Развалины Афин» из ор. 113 (1811)
  • «Король Стефан» из ор. 117 (1811)
  • «Именинная» ор. 115 (18(4)
  • «Освящение Дома» ср. 124 (1822)

Более 40 танцев и маршей для симфонического и духового оркестра

Дата добавления: март 2006г.

Детство Бетховена было короче, чем у его сверстников. Не потому только, что житейские заботы рано обременили его. В самом его характере не по годам рано проявилась удивительная задумчивость. Людвиг любил подолгу созерцать природу. В десять лет он известен в своем родном городе Бонне как искусный органист и клавесинист. Среди любителей музыки славится его поразительный дар импровизации. Наравне со взрослыми музыкантами играет Людвиг на скрипке в Боннском придворном оркестре. Он отличается не по возрасту сильной волей, умением ставить перед собой цель и достигать ее. Когда взбалмошный отец запретил ему посещать школу, Людвиг твердо решил собственным трудом завершить свое образование. Поэтому юного Бетховена влекло в Вену, город великих музыкальных традиций, царство музыки.

В Вене живет Моцарт. Это от него Людвиг унаследовал в музыке драматизм внезапных переходов от скорби к счастливой, безмятежной веселости. Слушая импровизации Людвига, Моцарт ощутил в этом гениальном юноше будущее музыки. В Вене Бетховен всесторонне жадно занимается своим музыкальным образованием, маэстро Гайдн дает ему уроки музыкального сочинения. В своем мастерстве он достигает совершенства. Первые три фортепианные сонаты Бетховен посвещяет Гайдну, несмотря на разность их взглядов. Свою Восьмую фортепианную сонату Бетховен назвал“ Большой патетической”, в которой отражается борьба разнообразных чувств. В первой части музыка кипит как гневный поток. Вторая часть певучая, это-спокойное раздумье. Бетховен написал тридцать две фортепианные сонаты. В них можно услышать мелодии, выросшие из народных немецких и славянских песен и танцев.

В апреле 1800 года в своем первом открытом концерте в Венском театре Людвиг Ван Бетховен выступает с Первой симфонией. Истинные музыканты хвалят его за мастерство, новизну и богатство идей. Сонату-фантазию, названную“Лунной”он посвящает Джульетте Гвиччарди, своей ученице. Однако именно в расцвет славы Бетховен стремительно теряет слух. Бетховен переживает глубокий душевный кризис, ему кажется, что жить глухим–музыканту невозможно. Однако, преодолев глубокое отчаяние силой своего духа композитор пишет Третью симфонию“Героическую”. Тогда же написаны всемирно известные “Крейцерова соната”, опера “Фиделио”, “Аппассионата”. Из-за глухоты Бетховен больше не выступает в концертах как пианист и дирижер. Но глухота не мешает ему создавать музыку. Его внутренний слух не поврежден, В воображении он отчетливо представляет себе музыку. Последняя, Девятая симфония-музыкальное завещание Бетховена. Это песнь свободы, пламенный призыв к потомкам

Особой мягкостью композитор не отличался. Он был резок, вспыльчив и агрессивен. Говорят, что однажды во время его концерта кто-то из кавалеров заговорил со своей дамой, так Бетховен внезапно прекратил выступление и резко заявил, что «таким свиньям он играть не будет!». Как его ни уговаривали, как ни упрашивали и просили у него прощения, ничего не помогло.

Он одевался крайне небрежно и неаккуратно. Возможно, он просто не обращал внимания на свою внешность, и внешний вид его жилища свидетельствовал о том же, но в целом, можно сказать, что он подражал все тому же Наполеону, которым, как и многие его современники, восхищался. У того тоже было довольно туго с аккуратностью.

Однажды произошел инцидент и с одним из его покровителей. Князь Лихновский захотел, чтобы молодой пианист сыграл для него и для его гостей. Тот отказался. Сначала князь его уговаривал, затем мало-помалу стал терять терпение и наконец отдал ему приказ, который тот проигнорировал. В конце концов князь велел выламывать двери комнаты Бетховена.

И это несмотря на то бесконечное уважение и почтение, которое князь оказывал композитору. Одним словом – довел. После того как дверь благополучно выломали, композитор в возмущении покинул имение и на утро отправил князю письмо со следующими словами: «Князь! Тем, чем являюсь я, я обязан самому себе. Князей существует и будет существовать тысячи, Бетховен же - только один!».

И в то же время его считали довольно добрым человеком. Может, тогда относительность характера по-другому измерялась? Хотя, может, он и впрямь был куда лучше, чем о нем иногда доводилось думать. Вот, например, некоторые из его слов:

«Ни один из моих друзей не должен нуждаться, пока у меня есть на кусок хлеба, если кошелёк мой пуст, я не в силах помочь тотчас же, ну что ж, мне стоит только сесть за стол и взяться за работу, и довольно скоро я помогу ему выбраться из беды…».

Стоит отметить, что литературные пристрастия Бетховена были – как сказать – словно из-под пера стилиста. На то время он увлекался древнегреческими писателями, такими как Гомер и Плутарх, или более современными Шекспиром, Гете и Шиллером, которые были вполне признаваемыми и почтенными авторами.

Несмотря на рано завершившееся обучение в школе, он уже смог развить в себе любовь к чтению. Потом он признался, что старался понять сущность всех известных философов и ученых, труды которых только мог достать.

Начало творческой жизни

Уже в то время Людвиг сосредоточил свое внимание на сочинении композиций. Но не спешил публиковать свои произведения. Он много над ними работал, дорабатывал их и непрестанно усовершенствовал. Его первая музыкальная публикация была сделана тогда, когда ему было примерно двенадцать лет. Из его произведений тех времен сейчас более известны Рыцарский балет и Большая кантата. Незадолго до этого он путешествовал в Вену, где познакомился с . Встреча была мимолетной…

По приезду домой его постигло страшное горе: погибла его мать. Бетховену в то время было всего семнадцать лет, и ему пришлось взять на себя главенство в семье и позаботиться о своих младших братьях. С тех пор семейная обстановка стала еще хуже, и спустя некоторое время, под покровительством графа Вальдейштейна, он на несколько лет переезжает в Вену. Там он смог закончить свое музыкальное образование под руководством Гайдна.

Но в период проживания в Бонне он успел увлечься революционным движением, которое в то время возникло во Франции, вступить в ряды масонов и даже посвятить как революции, так и масонству некоторые из своих произведений.

Впоследствии Бетховен заимствовал во многом манеру написания и исполнения музыки Гайдна, и они, втроем с Моцартом, стали большой венской тройкой, основавшей школу классической венской музыки.

Также он прослушал в Вене теоретический курс, а вокальным сочинениям учился у знаменитого Сальери. Вскоре Бетховен получил хорошие рекомендации и его приняли в высший свет. Так, например, князь Лихновский предоставил ему жилье в своем собственном доме, граф Разумовский предложил ему свой квартет, который стал играть его музыку, а князь Лобковиц отдал ему в распоряжение свою капеллу. Так что работать было с чем, и Бетховен, естественно, не преминул этим воспользоваться.

Если говорить о датах, то выход Бетховена в высший свет состоялся в 1795-м году.

Вена

Молодой человек вскоре привык к Вене и искренне полюбил этот город. В результате он всего один раз, в 1796-м году, выезжал в Прагу и в Берлин, а все остальное время безвылазно проживал в Вене. Если он хотел летом отдохнуть где-то на природе, он отправлялся в пригород Вены, где и жил какое-то время в крайне скромной обстановке. Там он отдыхал от своих обыденных трудов и набирался сил в общении с природой.

Скоро он занял первое место среди пианистов Вены, и надо сказать, что это было более чем заслуженно. Он обладал исключительным даром импровизации.

А когда он опубликовал свои первые три фортепианные трио, то он также приобрел репутацию и отличнейшего композитора. С тех пор он открыл в себе словно неиссякаемый источник фантазии и творческого вдохновения, с каждой своей новой композицией проявляя все больше и больше своего таланта, развивая его и продолжая экспериментировать.

Жанры, в которых работал Бетховен

Вначале он овладел камерным жанром в самых разных его проявлениях, усовершенствовал само понятие сонаты для фортепиано в сопровождении других музыкальных инструментов. Также он создал шестнадцать квартетов, существенно расширив их границы, выработал новые приемы композиции, а затем приступил к переложению открытых методов и приемов на симфоническую основу. То есть, он стал писать музыку для оркестров.

Ему понравились музыкальные приемы, которые оставили после себя Моцарт и Гайдн, а потому он смело взялся за их усовершенствование и развитие. Ему это вполне удалось, в чем сложно было усомниться. Он замечательно разбирался в музыкальных формах и вместе с тем сохранял свою неповторимую индивидуальность.

Уже после третьей своей увертюры Бетховен вполне определился со стилистикой. Потом она так или иначе проявлялась во всех его произведениях.

Бетховен с упоением сочинял инструментальную музыку, но не оставлял без внимания и вокальные произведения. Он писал как просто песни, так и небольшие вокальные произведения. Среди них следует отдельно отметить «Христос на горе Елеонской». Его опера «Фиделио» в момент выхода особым успехом не пользовалась, и лишь несколько позже, в 1814-м году, когда он ее переработал, ее приняли и оценили по достоинству. Да еще и как оценили! Ее приняли на всех германских сценах! До этого таким успехом пользовалась лишь «Волшебная флейта» Моцарта.

Но увы, больше ничего существенного в области жанра музыкальной оперы Бетховену создать не удалось, хотя он и прикладывал для этого значительные усилия. Во всем остальном он становился все более и более влиятельной фигурой в западном музыкальном мире.

Он продолжал творить, причем работал во всех жанрах, которые существовали в то время, при этом доводя их художественную форму до абсолюта. Он возвел их в ранг классики, где они остаются и по сей день. Сегодня сказали бы, что он писал как эстрадную музыку, так и классику, и музыку к фильмам. Фильмов тогда, разумеется, не было, а потому он активно работал над музыкальным сопровождением к драматическим спектаклям. Но лучше всего ему давались сонаты, по крайней мере, именно они составляют самую весомую долю его творческого наследия.

В 1809-м году Бетховену предложили место королевского капельмейстера. В результате его покровители договорились увеличить ему жалование и хоть таким способом уговорить композитора не покидать своей нынешней должности. Им это вполне удалось, хотя несколько позже, из-за банкротства государства в 1811-м году, это содержание несколько уменьшилось. Но на тот момент оно составляло целых 4 000 фор. Бетховен в то время находился на пике своего творчества, а потому предполагаемого содержания и того, что он дополнительно зарабатывал, ему хватало с головой, чтобы быть вполне независимым в материальном отношении.

После грандиозного исполнения седьмой и восьмой симфоний, после презентации его симфонии «Битва при Виттории» и некоторых других произведений, слава Бетховена в Вене взлетела до небес! Он был необычайно популярен. Но при этом он уже не мог в полной мере наслаждаться своим положением в обществе – он начал замечать, что его слух стал ухудшаться и ослабевать.

Болезнь

Тинит. Воспаление среднего уха.

Если быть точным, к тому времени он уже практически полностью оглох. Заболевание развивалось уже с 1802-го года и было неотвратимым, словно средневековая чума. Для композитора и музыканта потерять слух – даже хуже, чем потерять зрение.

Ему не помогало совершенно никакое лечение и настроение его все ухудшалось и ухудшалось. Помимо всего прочего, он окончательно сделался затворником, избегая лишний раз появляться на обществе. Да и новые заботы не доставляли ему ничего, кроме огорчений. В 1815-м году он взял на себя попечительство над своим племянником, а его собственное материальное положение стало ухудшаться. Он словно впал в творческую кому, на какое-то время и вовсе перестав сочинять музыку.

После его смерти некоторые друзья композитора сказали, что у них сохранились разговорные тетрадки. Они иногда записывали свои реплики и передавали их музыканту, а тот точно так же письменно отвечал на них.

Правда, некоторые тетради с его высказываниями были сожжены, так как композитор не особенно церемонился с власть имущими, частенько делая резкие и довольно грубые выпады против императора, наследного принца и многих других высокопоставленных лиц. К сожалению, это была излюбленная тема Бетховена. Его глубоко возмутил отход Наполеона от идеалов революции. Когда тот заявил, что собирается стать императором, Бетховен заявил, что с этого момента он начнет превращаться в тирана.

«Вы кончите на эшафоте!» Так завершалась одна из переписок, высказывание, естественно, адресовалось к композитору. Но его популярность была такой высокой, что власть имущие не решались его трогать.

В конце концов он совершенно потерял слух. И все-таки умудрялся быть в курсе последних музыкальных событий. Он не слышал новых композиций, но с увлечением читал партитуры опер Россини, просматривал сборники композиций Шуберта и других композиторов.

Говорят, что после премьеры Девятой симфонии Бетховен стоял спиной к зрителям. Он не слышал оваций. Тогда одна из певиц развернула его лицом к зрителям. А те стояли, махали ему платками, шляпами и руками. Овации длились так долго, что присутствовавшая в зале полиция сочла нужным прекратить их. По их мнению, так можно было приветствовать лишь императора.

Могила Людвига ван Бетховена

В конце первого десятилетия девятнадцатого века он с увлечением занялся сочинением мессы, мысль о создании которой была подсказана ему назначением эрцгерцога Рудольфа в качестве епископа. Это произведение заняло его мысли вплоть до 1822-го года. По своим масштабам месса значительно превосходила привычные рамки, свойственные подобным композициям. Бетховен явно выходил из творческого кризиса.

С не меньшим энтузиазмом приступил композитор и к созданию симфонии на «Оды к радости» Шиллера. Он давно уже хотел заняться ее написанием, а тут подвернувшееся вдохновение было как раз кстати. Он закончил симфонию к 1824-му году, и получившееся произведение опять-таки перерастало обычные рамки и было необычайно сложным для исполнения. Особенно это касалось вокальных партий.

Далее его увлечение усложнением произведений продолжилось, и он написал четыре больших квартета. Они оказались такими сложными, что знатоки до сих пор их скрупулезно изучают, а простым смертным они и вовсе практически не даются. Должно быть, сказалось практически полное отсутствие слуха.

Он долго мучился и в 1827-м году умер. Он жил, развивался, страдал и радовался жизни в своем неизменно любимом городе, в Вене. Где ему посмертно и поставили памятник. Не оставили стороной и его родину: в Бонне ему также воздвигли памятник, причем, следует признать, что значительно раньше, чем в Вене.

(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Людвиг ван Бетховен и сегодня остается феноменом в мире музыки. Свои первые произведения этот человек создал, будучи юношей. Бетховен, интересные факты из жизни которого и по сей день заставляют восторгаться его личностью, всю свою жизнь считал, что его предназначение - быть и музыкантом, коим он, собственно, и являлся.

Семья Людвига ван Бетховена

Уникальным музыкальным талантом в семье обладали дед и отец Людвига. Несмотря на безродное происхождение, первому удалось стать капельмейстером при дворе в Бонне. Людвиг ван Бетховен-старший имел уникальный голос и слух. После рождения сына Иоганна его жена Мария-Терезия, имевшая пристрастие к алкоголю, была отправлена в монастырь. Мальчик по достижении шестилетнего возраста начал обучаться пению. У ребенка был отличный голос. Позже мужчины из рода Бетховенов даже выступали вместе на одной сцене. К сожалению, отец Людвига не отличался большим талантом и трудолюбием деда, именно поэтому и не достиг таких высот. Чего было не отнять у Иоганна, так это любви к спиртному.

Мама Бетховена была дочерью повара курфюрста. Известный дед был против этого брака, но, тем не менее, препятствовать не стал. Мария-Магдалена Кеверих в свои 18 лет была уже вдовой. Из семерых детей в новой семье выжило только трое. Мария очень любила своего сына Людвига, а тот, в свою очередь, был очень привязан к матери.

Детство и юношество

Дата рождения Людвига ван Бетховена не значится ни в каких документах. Историки предполагают, что Бетховенов родился 16 декабря 1770 года, поскольку крещен был 17 декабря, а по католическому обычаю детей крестили на следующий день после рождения.

Когда мальчугану было три года, умер его дед, старший Людвиг Бетховен, а мама ждала ребенка. После рождения еще одного отпрыска уделять внимание старшему сыну она не могла. Ребенок рос хулиганом, за что часто бывал заперт в комнате с клавесином. Но, на удивление, он не рвал струн: маленький Людвиг ван Бетховен (композитор в дальнейшем) садился и импровизировал, играя двумя руками одновременно, что несвойственно маленьким детям. Однажды за этим занятием ребенка застал отец. В нем сыграло честолюбие. Вдруг его маленький Людвиг - такой же гений, как и Моцарт? Именно с этого времени Иоганн начал заниматься со своим сыном, но зачастую нанимал ему учителей, более квалифицированных, чем он сам.

Пока был жив дед, который фактически являлся главой рода, безбедно жил маленький Людвиг Бетховен. Годы после кончины Бетховена-старшего стали тяжелым испытанием для ребенка. Семья постоянно нуждалась из-за пьянства отца, и главным добытчиком средств к существованию стал тринадцатилетний Людвиг.

Отношение к учебе

Как отмечали современники и друзья музыкального гения, редко в те времена встречался такой пытливый ум, коим обладал Бетховен. Интересные факты из жизни композитора связаны и с его арифметической неграмотностью. Возможно, талантливому пианисту не удалось освоить математику из-за того, что, не окончив школы, он вынужден был работать, а возможно, все дело в сугубо гуманитарном складе ума. Людвига ван Бетховена нельзя назвать невежей. Он томами читал литературу, обожал Шекспира, Гомера, Плутарха, увлекался произведениями Гете и Шиллера, знал французский и итальянский, освоил латынь. И именно пытливости ума он был обязан своими знаниями, а не образованию, полученному в школе.

Учителя Бетховена

С раннего детства музыка Бетховена, не похожая на произведения его современников, рождалось в его голове. Он играл вариации на всевозможные известные ему композиции, но из-за убежденности отца, что ему еще рано сочинять мелодии, мальчик долгое время не записывал свои сочинения.

Учителя, которых приводил ему отец, порой были просто его собутыльниками, а иногда становились наставниками виртуоза.

Первым человеком, о котором с теплотой вспоминает сам Бетховен, стал друг его деда - придворный органист Эден. Актер Пфейфер учил играть мальчика на флейте и клавесине. Некоторое время играть на органе учил монах Кох, а затем Ханцман. После появился скрипач Романтини.

Когда мальчику исполнилось 7 лет, отец решил, что творчество Бетховена-младшего должно стать достоянием общественности, и организовал его концерт в Кельне. По отзывам знатоков, Иоганн понял, что выдающегося пианиста из Людвига не получилось, и, тем не менее, отец продолжал приводить к сыну учителей.

Наставники

Вскоре в город Бонн приехал Кристиан Готлоб Нефе. Сам ли он пришел в дом Бетховена и изъявил желание стать учителем юного дарования, или отец Иоганн приложил к этому руку, неизвестно. Нефе стал тем наставником, которого Бетховен-композитор помнил всю жизнь. Людвиг после своего признания даже высылал Нефе и Пфейферу какие-то деньги в знак благодарности за годы обучения и помощи, оказанной ему в юности. Именно Нефе посодействовал продвижению тринадцатилетнего музыканта при дворе. Именно он познакомил Бетховена с и других корифеев музыкального мира.

На творчество Бетховена оказал влияние не только Бах - молодой гений боготворил Моцарта. Однажды по приезде в Вену ему даже посчастливилось сыграть для великого Амадея. Вначале великий австрийский композитор холодно воспринял игру Людвига, приняв ее за разученное ранее произведение. Тогда упрямый пианист предложил Моцарту самому задать тему для вариаций. С этого момента Вольфганг Амадей слушал, не прерываясь, игру юноши, а впоследствии воскликнул, что о юном таланте вскоре заговорит весь мир. Слова классика стали пророческими.

Бетховену удалось взять несколько уроков игры у Моцарта. Вскоре пришло известие о близкой кончине матери, и молодой человек покинул Вену.

После его учителем был такой как Йозеф Гайдн, но они не нашли А один из наставников - Иоганн Георг Альбрехтсбергер - считал Бетховена полной бездарностью и человеком, неспособным чему-либо научиться.

Характер музыканта

История Бетховена и перипетии его жизни наложили заметный отпечаток на его творчество, сделали угрюмым его лицо, но не сломили упорного и волевого юношу. В июле 1787 года умирает самый близкий человек для Людвига — его мать. Юноша тяжело перенес утрату. После кончины Марии-Магдалины он и сам слег - его сразил тиф, а затем и оспа. На лице молодого человека остались язвы, а глаза поразила близорукость. Заботу о двух младших братьях еще незрелый юноша берет на себя. Его отец к тому времени окончательно спился и скончался спустя 5 лет.

Все эти жизненные неурядицы отразились на характере молодого мужчины. Он стал замкнутым и нелюдимым. Был часто угрюм и резок. Но его друзья и современники утверждают, что, несмотря на такой необузданный нрав, Бетховен оставался настоящим другом. Деньгами помогал всем своим знакомым, которые нуждались, обеспечивал братьев и их детей. Неудивительно, что музыка Бетховена казалась его современникам угрюмой и мрачной, ведь она была полным отражением внутреннего мира самого маэстро.

Личная жизнь

О душевных переживаниях великого музыканта известно совсем мало. Бетховен был привязан к детям, любил красивых женщин, но семью так и не создал. Известно, что первой его негой стала дочь Елены фон Брейнинг — Лорхен. Ей была посвящена музыка Бетховена конца 80-х гг.

Стала первой серьезной любовью великого гения. Это и неудивительно, ведь хрупкая итальянка была красива, покладиста и обладала склонностями к музыке, на ней и сосредоточил свой взор уже зрелый тридцатилетний учитель-Бетховен. Интересные факты из жизни гения связаны именно с этой особой. Соната № 14, позже названная «Лунной», была посвящена именно этому ангелу во плоти. Бетховен писал письма своему другу Францу Вегелеру, в которых признавался в пылких чувствах к Джульетте. Но после года занятий и нежной дружбы Джульетта вышла замуж за графа Галленберга, которого сочла более талантливым. Есть сведения, что через несколько лет их брак оказался неудачным, и Джульетта обратилась к Бетховену за помощью. Бывший возлюбленный денег дал, но попросил больше не приходить.

Тереза Брунсвик - еще одна ученица великого композитора - стала новым его увлечением. Она посвятила себя воспитанию детей и благотворительности. До конца жизни Бетховена связывала с ней дружба по переписке.

Беттина Брентано - писательница и подруга Гете - стала последним увлечением композитора. Но в 1811 году и она связала свою жизнь с другим писателем.

Самой длительной привязанностью Бетховена стала любовь к музыке.

Музыка великого композитора

Творчество Бетховена увековечило его имя в истории. Все его произведения являются шедеврами мировой классической музыки. В годы жизни композитора его стиль исполнения и музыкальные композиции были новаторскими. В нижнем и верхнем регистре одновременно до него никто не играл и не сочинял мелодий.

В творчестве композитора искусствоведы выделяют несколько периодов:

  • Ранний, когда были написаны вариации и пьесы. Тогда Бетховен для детей сочинил несколько песенок.
  • Первый - венский период - датируется 1792-1802 гг. Уже известный пианист и композитор полностью отказывается от манеры исполнения, свойственной ему в Бонне. Музыка Бетховена становится абсолютно новаторской, живой, чувственной. Манера исполнения заставляет зрителей на одном дыхании слушать, впитывать звуки прекрасных мелодий. Свои новые шедевры автор нумерует. В это время он пишет камерные ансамбли и пьесы для фортепиано.

  • 1803 - 1809 гг. характеризовались мрачными произведениями, отражающими бушующие страсти Людвига ван Бетховена. В этот период он пишет единственную свою оперу "Фиделио". Все композиции этого периода наполнены драматизмом и надрывом.
  • Музыка последнего периода более размеренная и сложная для восприятия, а некоторые концерты зритель не воспринимал вовсе. Такой реакции не принимал Людвиг ван Бетховен. Соната, посвященная эксгерцогу Рудольфу, написана именно в это время.

До конца своих дней великий, но уже очень больной композитор продолжал сочинять музыку, которая впоследствии станет шедевром мирового музыкального наследия XVIII века.

Болезнь

Неординарной и весьма вспыльчивой личностью был Бетховен. Интересные факты из жизни относятся к периоду его болезни. В 1800 году музыкант начал ощущать Через некоторое время врачи признали, что недуг неизлечим. Композитор был на грани самоубийства. Он покинул общество и высший свет и некоторое время жил в уединении. Через некоторое время Людвиг продолжил писать по памяти, воспроизводя звуки в своей голове. Этот период в творчестве композитора назван "героическим". К концу жизни Бетховен полностью оглох.

Последний путь великого композитора

Смерть Бетховена стала огромным горем для всех поклонников композитора. Он скончался 26 марта 1827 года. Причина не была выяснена. Долгое время Бетховен страдал болезнью печени, его мучили боли в животе. По другой версии, гения отправили на тот свет душевные муки, связанные с разгильдяйством своего племянника.

Последние данные, полученные британскими учеными, говорят о том, что композитор мог непреднамеренно отравиться свинцом. Содержание этого металла в организме музыкального гения в 100 раз превышало норму.

Бетховен: интересные факты из жизни

Немного подытожим сказанное в статье. Жизнь Бетховена, как и его смерть, обросла множеством слухов и неточностей.

Дата рождения здорового мальчика в семье Бетховенов и по сей день вызывает сомнения и споры. Некоторые историки утверждают, что родители будущего музыкального гения были больны, и поэтому априори не могли иметь здоровых детей.

Талант композитора проснулся в ребенке с первых уроков игры на клавесине: он играл мелодии, которые были у него в голове. Отец под страхом наказания запрещал малышу воспроизводить нереальные мелодии, разрешалось только читать с листа.

Музыка Бетховена имела отпечаток грусти, мрачности и некоторого уныния. Один из его учителей - великий Йозеф Гайдн - написал об этом Людвигу. А тот, в свою очередь, парировал, что Гайдн его ничему не научил.

Перед сочинением музыкальных произведений Бетховен окунал голову в таз с ледяной водой. Некоторые специалисты утверждают, что такого рода процедуры могли стать причиной его глухоты.

Музыкант любил кофе и варил его всегда из 64 зерен.

Как и любому великому гению, Бетховену был безразличен его внешний вид. Он зачастую ходил растрепанным и неопрятным.

В день кончины музыканта природа буйствовала: разразилось ненастье с метелью, градом и громом. В последний миг своей жизни Бетховен поднял кулак и погрозил небу или высшим силам.

Одно из великих изречений гения: "Музыка должна высекать огонь из души человеческой".

«Ты необъятен, словно море, Никто не зная такой судьбы...»

С. Нерис. «Бетховен»

«Высшим отличием человека является упорство в преодолении самых жестоких препятствий». (Людвиг ван Бетховен)

Бетховен - прекрасный пример компенсации: проявление здоровой творческой силы в качестве противопо­ложности к собственной болезненнос­ти.

Нередко в глубочайшем неглиже становился он к умывальнику, выливал на руки один кувшин за другим при этом то бормотал, то выл что-то (петь он не мог), не замечая, что стоит уже, как утка в воде, прохаживался затем несколько раз по комнате со страшно вращающимися глазами или совершенно остановившимся взглядом и, по-видимому, бессмысленным лицом,- подходил по временам к письменному столу, чтобы сделать заметки, и потом продолжал умывание с вытьем дальше. Как ни смешны были всегда эти сцены, но никто не должен был замечать их, еще менее мешать ему и этом мокром вдохновении, потому что это были моменты или, вернее, часы глубочайшего размышления.

БЕТХОВЕН (Beethoven) ЛЮДВИГ ВАН (1770-1827) ,
немецкий компози­тор, творчество которого признается одной из вершин в истории широкого искусства.

Представитель венской классической школы.

Нельзя не отметить, что склонность к уединению, к одиночеству была врожденным качеством характера Бетховена. Биографы Бетховена рисуют его молчаливым задумчивым ребенком, предпочитающим одиночество обществу сверстников; по их словам, он бы способен по целым часам сидеть неподвижно, глядя в одну точку, всецело погруженный в свои думы. в значительной мере влиянию тех же факторов, которыми могут быть объяснены явления псевдоаутизма, могут быть приписаны и те странности характера, которые наблюдались у Бетховена с молодых лет и отмечаются в воспоминаниях всех лиц, знавших Бетховена. Поведение Бетховена носило часто настолько экстраординарный характер, что делало общение с ним крайне затруднительным, почти невозможным и давало повод к ссорам, иногда оканчивавшимися продолжительным прекращением сношений даже с лицами наиболее преданными самому Бетховену, лицами, которых он сам особенно ценил, считая своими близкими друзьями.

Мнительность постоянно поддер­живала в нем боязнь наследственного туберкулеза. К этому присоединяется ещё меланхолия, которая является для меня почти таким же большим бедствием, как и сама болезнь... Вот как описывает дирижер Зейфрид комнату Бетховена: "...В его доме царит поистине удивительный беспорядок. Книги и ноты разбросаны по углам, так же как и остатки холодной пищи, запечатанные и наполовину осушенные бутылки; на конторке беглый набросок нового квартета, и здесь же остатки завтра- ка..." Бетховен плохо разбирался в денежных вопросах, часто бывал подозрителен и склонен ни в чем не повинных людей обвинять в обмане. Раздражительность иногда толкала Бетховена на несправедливые поступки.

Между 1796 и 1800 гг. глухота на­чала свою страшную, разрушительную работу. Даже ночью в ушах у него сто­ял непрерывный шум... Слух постепен­но ослабевал.

С 1816 г., когда глухота стала полной, стиль музыки Бетховена изменился. Впервые это обнаруживается в сонате, ор. 101.

Глухота Бетховена дает нам ключ к пониманию характера композитора: глубокая духовная угнетенность глухо­ватого, носящегося с мыслью о самоубийстве. Меланхолия, болезненная недоверчивость, раздражительность - это все известные картины болезни для ушного врача».

Бетховен в это время был уже физически подавлен депрессив­ным настроением, так как его ученик Шиндлер указывал позже на то, что Бетховен своим “ Largo emesto” в такой веселой сонате D-d (ор. 10) хотел от­разить мрачное предчувствие прибли­жающейся неизбежной судьбы... Внут­ренняя борьба со своей судьбой, несом­ненно, определила и характерные качества Бетховена, это, прежде всего растущее недоверие, его болезненная чувствительность и сварливость. Но было бы неверно все эти отрицательные качества в поведении Бетховена ста­раться объяснить исключительно нара­стающей глухотой, так как многие осо­бенности его характера проявлялись уже в юности. Самая существенная причина его повышенной раздражи­тельности, его сварливости и властнос­ти, граничащей с надменностью, зак­лючалась в необычайно интенсивном стиле работы, когда он внешней кон­центрацией пытался обуздать свои представления и идеи и величайшими усилиями сжимал творческие замыслы. Такой мучительный изнуряющий стиль работы постоянно держал мозг и не­рвную систему на грани возможного, в состоянии напряжения. Это стремление к лучшему, а иногда и к недостижимо­му, выражалось и в том, что он часто, безо всякой надобности, задерживал за­казанные сочинения, нисколько не заботясь об установленных сроках.

Алкогольная наследственность про­является по отцовской линии - жена деда была пьяницей, причем пристрас­тие к алкоголю у ней было так сильно выражено, что, в конце концов, дед Бет­ховена вынужден был с нею расстать­ся и поместить ее в монастырь. Из всех детей этой четы остался в живых толь­ко сын Иоганн, отец Бетховена... ум­ственно ограниченный и слабый волею человек, унаследовавший от матери порок, или, вернее, болезнь пьянства... Детство Бетховена протекало в крайне неблагоприятных условиях. Отец, не­исправимый алкоголик, обращался со своим сыном крайне сурово: грубыми насильственными мерами, битьём понуждая его обучаться музыкальному искусству. Возвращаясь ночью домой в пьяном виде со своими приятелями - собутыльниками, он подымал с кровати уже спящего маленького Бетховена и заставлял его упражняться в музыке. Все это, в связи с материальной нуждой, которую испытывала семья Бетховена вследствие алкоголизма главы её, несомненно должно было сильно отразиться на впечатлительной натуре Бетховена, закладывая уже в самом раннем детстве основы тех странностей характера, которые так резко проявляли Бетховена в течение его последующей жизни.

Он мог от внезапной вспышки гне­ва бросить стул вслед своей домоправительнице, а однажды в трактире кель­нер принес ему не то блюдо, и когда он ответил ему грубым тоном, Бетховен без обиняков вылил тому тарелку на голо­ву...

В течение своей жизни Бетховен перенес много соматических заболеваний. Приведем только их перечень: оспа, ревматизм, порок сердца, стенокардия, подагра с продолжительными головными болями, близорукость, цирроз печени в результате либо алкоголизма, либо сифилиса, т. к. на вскрытии был обнаружен “сифилитический узел в в пораженной циррозом печени"


Меланхолия, более жестокая, чем все его недуги... К тяжелым страдани­ям присоединялись огорчения совсем иного порядка. Вегелер рассказывает, что он не помнит Бетховена иначе, как в состоянии страстной влюбленности. Он без конца влюблялся до безумия, без конца предавался мечтам о счастье, за­тем очень скоро наступало разочарова­ние, и он переживал горькие муки. И вот в этих-то чередованиях - любви, гордости, возмущения - надо искать наиболее плодотворные источники бетховенских вдохновении вплоть до того времени, когда природная буря его чувства затихает в грустной покорнос­ти судьбе. Предполагают, что он вообще не знал женщин, хотя многократно влюб­лялся, и остался на всю жизнь девствен­ником.

Временами его снова и снова ох­ватывало глухое отчаяние, пока депрес­сия не достигла своей высшей точки в мысли о самоубийстве, выраженной в Гейлигенштадтском завещании летом 1802 года. Этот потрясающий документ, как своего рода прощальное письмо обоим братьям, дает возможность по­нять всю массу его душевных мук...

Именно в произведениях этого пе­риода (1802-1803 гг.), когда особенно сильно прогрессировала его болезнь, наметился переход к новому бетховенскому стилю. Во 2-1 симфонии, в фор­тепианных сонатах ор. 31, в форте­пианных вариациях ор. 35, в “Крейцероной сонате”, в песнях на тексты Геллерта Бетховен обнаруживает небывалую силу драматурга и эмоциональ­ную глубину. Вообще период с 1803 по 1812 г. отличается поразительной твор­ческой продуктивностью... Много пре­красных произведений, которые Бетховен оставил в наследство человечеству, посвящены женщинами и являлись плодом его страстной, но, чаще всего, безответной любви.

В характере и поведении Бетховена очень много черт, которые приближают его к груп­пе больных, обозначаемой как «импульсивный тип эмоционально неустойчивого расстрой­ства личности». У композитора можно обна­ружить практически все основные критерии этого психического заболевания. Первый - отчетливая тенденция к неожиданным по­ступкам без учета их последствий. Вто­рой - тенденция к ссорам и конфликтам, усиливающаяся при воспрепятствовании им­пульсивным действиям или порицании их. Третий - склонность к вспышкам ярости и насилия с неспособностью контролировать эксплозивное побуждение. Четвертый -ла­бильное и непредсказуемое настроение.

Бетховен родился предположительно 16 декабря (точно известна только дата его его крещения – 17 декабря) 1770 года в городе Бонн в музыкальной семье. С детства его стали обучать игре на органе, клавесине, скрипке, флейте.

Впервые серьезно заниматься с Людвигом стал композитор Кристиан Готлоб Нефе. Уже в 12 лет в биографии Бетховена пополнилась первой работа музыкальной направленности – помощник органиста при дворе. Бетховен изучал несколько языков, пытался сочинять музыку.

Начало творческого пути

После смерти матери в 1787 году он взял на себя материальные обязанности семьи. Людвиг Бетховен стал играть в оркестре, слушать университетские лекции. Случайно столкнувшись в Бонне с Гайдном, Бетховен решает брать у него уроки. Для этого он переезжает в Вену. Уже на этом этапе после прослушивания одной из импровизаций Бетховена, великий Моцарт сказал: «Он всех заставит говорить о себе!». После некоторых попыток Гайдн направляет Бетховена на занятия к Альбрехтсбергеру. Затем учителем и наставником Бетховена стал Антонио Сальери.

Расцвет музыкальной карьеры

Гайдн кратко отметил, что музыка Бетховена была мрачной и странной. Однако в те годы виртуозная игра на пианино приносит Людвигу первую славу. Произведения Бетховена отличаются от классической игры клавесинистов. Там же, в Вене, были написаны знаменитые в будущем сочинения: Лунная соната Бетховена, Патетическая соната.

Грубый, самолюбивый на людях композитор был очень открытым, доброжелательным по отношению к друзьям. Творчество Бетховена следующих лет наполнено новыми произведениями: Первая, Вторая симфонии, «Творение Прометея», «Христос на Масличной горе». Однако дальнейшая жизнь и работа Бетховена были осложнены развитием болезни уха – тинита.

Композитор уединяется в городе Гейлигенштадте. Там он работает над Третьей – Героической симфонией. Полная глухота отделяет Людвига от внешнего мира. Однако даже это событие не может заставить его прекратить сочинять. По мнению критиков, Третья симфония Бетховена полностью раскрывает его величайший талант. Опера «Фиделио» ставится в Вене, Праге, Берлине.

Последние годы

В 1802-1812 годах Бетховен писал сонаты с особым желанием и рвением. Тогда были созданы целые серии произведений для фортепиано, виолончели, знаменитая Девятая симфония, Торжественная месса.

Отметим, что биография Людвига Бетховена тех лет была наполнена славой, популярностью и признанием. Даже власть, не смотря на его откровенные мысли, не смела трогать музыканта. Однако сильные переживания за своего племянника, которого Бетховен взял на попечительство, быстро состарили композитора. А 26 марта 1827 года Бетховен умер от болезни печени.

Многие произведения Людвига ван Бетховена стали классикой не только для взрослого слушателя, а и для детей.

Великому композитору установлено около ста памятников по всему миру.