Каким образом в повести В.Астафьева "Царь рыба" переосмысливается известный тезис о человеке-"царе природы"? Анализ рассказа Астафьева "Царь-рыба" (сочинение)


Рассказ В. П. Астафьева «Царь-рыба». Ответственность человека перед природой. Смысл противоборства человека и царь-рыбы

1. Завет старого рыбака и символичность образа царь-рыбы.

2. Человеческая жизнь и прегрешения перед ли­цом смерти.

3. Смысл столкновения «царя реки» и «всей приро­ды царя».

Можешь поступок постыдный укрыть от людей; от богов же

Даже и в мыслях своих скрыться тебе не дало.

Лукиан Самосский

Все творчество В. П. Астафьева проникнуто глубокой любовью к родному краю, к природе и всему живому. В рассказе «Царь-рыба» внешне не происходит ничего сверхъестественного: просто бывалый рыбак поймал очень крупного осетра, с которым не сумел справиться в одиночку, не захотел звать на помощь брата и чуть не погиб из-за своей жадности. Но за эти повествованием стоят могучие и таинственные стихийные силы природы, окончательно так и не покорившейся человеку. Эти силы живут по своим законам, и эти законы каким-то неведомым для людей образом связаны с понятием о высшей справедливости, о честности и чистоте души. Недаром предупреждал старый рыбак молодых: «А ешли у вас, робяты, за душой што есть, тяжкий грех, срам какой, варначество - не вяжитесь с царью-рыбой, попадется коды - отпушшайте сразу. Отпушшайте, отпушшайте!.. Ненадежно дело варначье».

Образ царь-рыбы имеет огромное значение для понимания замысла писателя. Царь-рыба - это не просто большой осетр, это символ человеческой мечты о чем-то небывалом и величественном, о том, чего не удавалось сделать никому. В кругу рыбаков о ней постепенно складываются легенды, и каждый надеется ее поймать, да только не всякому это удается. Но тут возникает проблема выбора: что лучше для человека - поймать свою мечту, свою царь-рыбу и знать, что ничего подобного больше не повторится («царь-рыба попапается раз в жизни...») или жить с мечтой о ней? Человеку необходимо стремиться вперед, из осуществленной мечты должна рождаться другая. Но какая же еще мечта появится у рыбака, который с раннего детства только и думал что о рыбе? Мудрый старый рыбак поэтому и наставлял молодежь, говоря на первый взгляд совершенно, абсурдные слова: «...лучше отпустить ее, незаметно так, нечаянно будто отпустить, перекреститься и жить дальше, снова думать о ней, искать ее».

Чтобы идти к своей мечте, человек должен очиститься от своих пороков и грехов - таков всеобщий нравственный закон. Поэтому столь опасна встреча с царь-рыбой, с могучей стихией воды, для того, кто совершил в своей жизни недостойное деяние. В древнейших представлениях человека вода связывалась с человеческими эмоциями; позднее, в христианстве, водную пучину стали ассоциировать с человеческими страстями и грехами. Герой рассказа «Царь-рыба», очутившись на пороге гибели, внезапно вспоминает свой бессердечный поступок с девушкой, которую когда-то любил. Но, наверное, не только это, а еще и его жадность, заставившая его бороться с рыбой в одиночку вместо того, чтобы позвать брата, тянет его на дно реки: «Кто он сейчас? Какой его облик вылупается?.. Все хапуги схожи нутром и мордой! Только иным удается спрятать себя, притаиться до поры до времени, но накатывает случай, предел жизни настигает, как говаривал покойный Куклин, и сгребает всех в кучу - потом одного по одному распределяет по местам».

Чувствуя подступающую смерть, Игнатьич почти с ненавистью думает о своем пристрастии к рыбной ловле, отодвинувшем все остальное, заслонившем для него жизнь: «И из-за нее, из-за этакой гады забылся в человеке человек! Жадность его обуяла!» Вспоминает он и трагически погибшую племянницу, упрекая себя в том, что не уберег ее: «Девочка небось в миг последний отца родимого, дядю любимого пусть про себя кликнула. А они? Где были они? Чего делали?»

На второй план отодвигаются и неприязненные, враждебные отношения с братом. Герой рассказа надеется, что тот спасет его от неминуемой гибели.

В чем же смысл противоборства человека и царь-рыбы? Его можно понимать по-разному. С одной стороны, это борьба человека с природой, стремление во что бы то ни стало взять верх над рыбой, столкновение двух противоположных сил: «Да что же это я? - поразился рыбак. - Ни бога, ни черта не боюся, одну темну Силу почитаю... Так, может, в силе-то и дело?» Но дело не просто в силе физической - встреча с царь-рыбой, с мечтой всех рыбаков, требует и большой душевной силы. А героя рассказа грызет изнутри сознание собственной подлости, однажды совершенной пакости, за которую нужно держать ответ: «...женщина - тварь Божья, за нее и суд и кара особые... Прощенья, пощады ждешь? От кого? Природа, она, брат, тоже женского рода! Значит, всякому свое, а Богу - Богово! Освободи от себя и от вечной вины женщину; прими перед этим все муки сполна, за себя и за тех, кто сей момент под этим небом, на этой земле мучает женщину, учиняет над нею пакости».

Мы сталкивается и с другим аспектом борьбы человека с рыбой: Игнатьич борется и с самим собой, со своим прошлым, со своими грехами, которые стали приятствием для победы над «царем реки». Астафьев завершает рассказ на оптимистической ноте. Герой не победил рыбу, но встреча с ней, едва не окончившаяся его гибелью, может стать началом его нравственного перерождения и обновления: «...ему сделалось легче. Телу - оттого, что рыба не тянула вниз, не висела на нем сутунком, душе - от какого-то, еще не постигнутого умом, освобождения».

В основном посвящено военной тематике, но в данной статье мы обратимся к произведению, описывающему деревенский уклад. Изображением суровых жизненных реалий на грани цензуры - вот чем всегда отличался Астафьев. «Царь-рыба» (краткое содержание и анализ будут основными темами статьи) - ключевая повесть сборника с одноименным названием, потому ее рассмотрение поможет понять смысл всего произведения и замысел автора.

О книге

Не чужд деревенской тематике был Виктор Астафьев. «Царь-рыба» - это сборник рассказов, состоящий из двенадцати произведений. Основная тема всего сборника - единство природы и человека. Кроме того, здесь присутствует философская, социальная, нравственная проблематика, особое внимание уделено вопросам экологии.

Природа и человек неразрывно связаны, и в этой связи есть их бессмертие: ничего не исчезает бесследно, полагает Астафьев. «Царь-рыба» (краткое содержание подтвердит это) - центральная повесть всего сборника, в ней сконцентрированы основные мысли автора. Без ее прочтения и анализа невозможно понять всю глубину авторского замысла.

В. Астафьев, «Царь-рыба»: краткое содержание

Главный герой рассказа - Игнатьич. Работает он наладчиком станков, любит копаться в технике и страстно увлекается рыбалкой. Это неплохой человек, готовый бескорыстно помочь даже незнакомому человеку, но относящийся к окружающим несколько снисходительно.

Игнатьич был непревзойденным рыболовом. Не было ему равных в этом деле, и потому никогда он не просил ничьей помощи и справлялся сам. И всю добычу тоже забирал себе.

Брат

Хорошее знание человеческих взаимоотношений показывает в своем произведении Астафьев («Царь-рыба»). Краткое содержание рассказывает о самом страшном завистнике Игнатьича - его младшем брате, тоже заядлом рыболове. Часто ему удавалось вытеснять Игнатьича на безрыбные места, но даже там он умудрялся ловить отборную рыбу. Командор злился на нашего героя и за то, что он во всем преуспевал, и всякое дело у него спорилось.

Однажды встретились братья на реке. Младший начал угрожать старшему ружьем. Командор был взбешен, он ненавидел и завидовал брату. Но Игнатьичу удалось уйти от него. В деревне узнали об этом случае, и Командору пришлось идти извиняться перед старшим братом.

Царь-рыба

Начинает описывать обычный поход на рыбалку своего героя Виктор Астафьев. «Царь-рыба» - произведение экологической направленности, поэтому автор не упускает случая отметить, что Игнатьич занимается браконьерством. Вот почему персонаж находится в постоянном напряжении, боится появления рыбнадзора. Любая проходящая мимо лодка становится причиной для паники.

Игнатьич проверяет заранее поставленные самоловы. В них обнаруживается много рыбы, среди которой рыбак замечает очень большую. Это оказался осетр, который настолько устал вырываться из сети, что теперь просто тянет ко дну. Игнатьич присмотрелся поближе, и что-то в облике рыбы показалось ему первобытным. Ужас охватывает рыбака, он пытается подбодрить себя шутками и всаживает в добычу новые крючки.

Продолжает развитие действий новеллы «Царь-рыба» Астафьев. Содержание по главам повествует о том, что Игнатьича начинают одолевать сомнения. Внутреннее чутье подсказывает ему - один ты с рыбой не справишься, надо звать брата. Но мысль о том, что придется делить добычу, тут же отгоняет другие доводы.

Жадность овладевает Игнатьичем. Он думает о том, что и сам ничуть не лучше остальных хапуг. Но тут же начинает себя подбадривать, жадность воспринимается как азарт. Тут ему в голову приходит мысль о том, что в сети его попалась царь-рыба. Такое счастье выпадает только раз в жизни, поэтому упустить ее нельзя. Хотя дед когда-то говорил, что если попадется царь-рыба, ее нужно отпустить. Но Игнатьич не может допустить и мысли об этом.

Рыбак пытается затащить рыбу в лодку, но падает вместе с ней за борт и запутывается в сетях. Чудом ему удается выплыть и ухватиться за лодку. Игнатьич начинает молиться о спасении, кается в том, что отважился поймать царь-рыбу.

Рыбак и его добыча жались друг к другу, опутанные сетью, и слабели. Игнатьич начинает думать о том, что их судьбы с царь-рыбой сплелись, и впереди их ждет неизбежная смерть.

Зверь и человек

Произведение Астафьева «Царь-рыба» рассказывает о неразрывной связи человека и природы. Так, Игнатьич начинает размышлять о том, что участь у природы и людей одна.

Вдруг герой проникается ненавистью к рыбе, начинает ее бить, уговаривает смириться со смертью. Но все тщетно, рыбак только изматывает себя. В миг отчаяния Игнатьич зовет брата, но вокруг никого нет, кроме рыбы.

Темнеет, рыбак понимает, что умирает. Ему кажется, что рыба прижимается к нему как женщина, и что рыба - оборотень. Игнатьич начинает припоминать свою жизнь. Детство, занятое мыслями о рыбалке, а не учебой или играми... Смерть племянницы Тайки... Деда с его советами о том, что нельзя ловить царь-рыбу, если на душе есть грехи...

Игнатьич раздумывает, за что он так жестоко наказан и понимает, что все из-за Глашки. Когда-то он приревновал ее, чем сильно обидел невесту. Девушка его так и не простила, а расплата настигла рыбака сейчас.

Тут раздается шум лодочного мотора. Раба оживает, начинает биться и, выпутавшись из сети, уплывает. Игнатьич тоже получил свободу. И не только телесную, но и душевную.

В. Астафьев, «Царь-рыба»: анализ

Рассказ «Царь-рыба» одновременно символичен и драматичен. В нем изображается одновременно борьба и единство человека с природой. Все произведение пронизано пафосом, который несет обличительный характер. Автор осуждает браконьерство, понимая его в самом широком смысле - браконьерство не только в природе, но и обществе. Стремление к утверждению нравственных идеалов охватывает все повествование.

Неслучайно постоянно обращается к прошлому герой и сам Астафьев. «Царь-рыба» (анализ эпизодов это подтверждает) дает понять, что именно в момент близости к смерти происходит осмысление жизненного опыта Игнатьича. Становление характера героя напрямую оказывается в зависимости от социальных и экономических факторов. И даже несмотря на свою природную доброту и смелость Игнатьич оказывается неспособным противостоять им.

Таким образом, Астафьев подчеркивает огромную силу социума, которая оказывает влияние не только на человека, но и на природу в целом.

С произведением Астафьева “Царь-рыба” учащиеся знакомятся на уроках литературы в 11 классе. Его проблематика особенно актуальна своей экологической направленностью. В рассказе “Царь-рыба” анализ художественного и смыслового содержания целесообразно начинать с истории создания и знакомства с мировоззрениями автора. Только после знакомства с личностью писателя и его литературными принципами можно проводить полный анализ произведения, с которым вы можете познакомиться в нашей статье.

Краткий анализ

Год написания -1976 год.

История создания – тяжёлая кропотливая работа по реализации замысла автора о варварском отношении человека к природе и его нравственной ответственности перед ней.

Тема – ответственность человека перед природой, потребительское отношение к окружающему живому миру и нравственное опустошение человека.

Композиция – кольцевая композиция, классическая трёхчастная структура.

Жанр – повествование в рассказах.

Направление – реализм.

История создания

Смысл названия рассказа, который является ключевым в одноимённом цикле, раскрывается в сюжете произведения постепенно. Главный герой попадает в ситуацию, когда сам становится жертвой своего промысла. Это заслуженная участь для того, кто много лет расхищал матушку-природу, но стать кормом для рыб обессиленный человек не желает и обращается к Богу. В памяти Игнатьича всплывают слова деда, который предупреждал, что встреча с царь-рыбой может обернуться бедой, если совесть рыбака нечиста. Именно огромное безмолвное, но, определённо, обладающее разумом существо заставляет человека пересмотреть свою жизнь и раскаяться.

В старину осетра называли не иначе, как “царь-рыбой”, так же, как орла – царём птиц. Именно это слово воскресил в своём произведении Виктор Астафьев. Царь-рыба – символ величия и разума природы, которая гораздо сильнее человека. Образ “доисторического” существа напоминает читателю о том, что он лишь малая часть огромной необъятной вечной силы природы.

Работа над циклом рассказов, поиск нужной формы давались писателю нелегко. Огромная ответственность перед собой, большое количество материала, важные моменты, которые нельзя было упустить из виду – всё это делало творческий процесс титанически сложным.

Тема

Астафьев раскрывает тему отношений человека с природой, человека и общества . Потребительское отношение людей к окружающему миру стало основной проблемой двадцатого века. Человек берёт у природы больше, чем ему нужно. Это может обернуться страшной трагедией.

Главный герой рассказа Зиновий Игнатьич чувствует себя в родном селе хозяином и полноправным владельцем всех богатств природы. Браконьерство давно перестало быть для жителей села чем-то постыдным – это их обыкновенный промысел, в котором они соревнуются, не щадя ничего на своём пути.

У Игнатьича – лучший дом в деревне, у него есть всё, что только душа пожелает, он имеет огромную сумму на своём счету в банке, но жажда и привычка брать от природы по-максимуму приводит его к опасной ситуации.

Идея рассказа в том, что человек должен жить в гармонии с природой, иначе ему грозит смерть. После прочтения рассказа приходит единственно верный вывод – чтобы ценить природу человек должен вспомнить, что он её часть. История, произошедшая с Игнатьичем, символизирует будущее человечества (оно попадётся в свои же ловушки), если люди не пересмотрят своё отношение с природой.

Композиция

У рассказа классическая трёхчастная композиция с экспозицией, но без эпилога . Развязка наступает неожиданно, когда Игнатьич чувствует, что рыба вырвалась и уплыла, что означает – у него есть шанс на жизнь. Последние слова рассказа звучат мудро и торжественно, главный герой преклоняется перед могущественной силой, которая дала ему возможность исправить ошибки и продолжить свой земной путь. Рассказ имеет кольцевую композицию, связанную с темой воды, как могущественной стихии: он “попадает” в воду в начале произведения и вновь “возрождается” из воды, после того, как река даёт ему второй шанс.

Жанр

По объёму и содержанию цикл новелл Астафьева претендовали на жанр романа. Но писатель не хотел брать такую масштабную ответственность в художественном плане, его больше интересовала смысловая часть будущего произведения. Автор назвал свою книгу “повествованием в рассказах” , многие литературоведы называют их новеллами из-за яркого сюжета.

Таким образом, жанр повествования в рассказах подчёркивает их обособленность, но общность героев и идеи делает книгу цельной и легкой для восприятия. Единое художественное пространство в цикле рассказов служит одной важной цели – обличить браконьерство и варварское отношение к природе, остановить масштабную экологическую катастрофу, которая грозит человечеству.

«Царь-рыба» - символ мудрости

Давным-давно, еще в мифологии кельтов эта «царь-рыба» считалась символом мудрости и познания, хотя и служила пищей для бедняков. Впоследствии ее стали воспринимать как роскошь, которую можно позволить себе только по праздникам. Но в наше время этот деликатес выращивают искусственным путем, и он стал общедоступен. Это лосось и его «братья и сестры».

Семейство лососевых – оно большое, в него, входят такие рыбы, как семга, форель, горбуша, кета, кижуч. Каждая из них своеобразна по вкусовым качествам. Мы поговорим конкретно о лососе. То, что рыбка это умная, подтверждают недавние исследования американских ученых: атлантический лосось способен учуять хищника по его запаху и делает все возможное, чтобы избежать ненужной встречи. И вкус такого дикого лосося считается самым изысканным. Хотя лосось, выращенный на фермах, более доступен по цене и поэтому более распространен в продаже (впрочем, и менее полезен для организма). Дикий лосось вылавливается обычно с февраля по август. Ну, а выращенный на ферме - круглый год.

На что же нужно обращать внимание, выбирая эту умную рыбу? Она должна слегка пахнуть морем, но ни в коем случае не иметь выраженного запаха рыбы - это первый признак несвежего продукта. У свежей рыбы глаза не мутные, жабры ярко-красного цвета, на чешуе нет слизи, а мякоть без пятен и затеков, мягкая и плотная (то есть она не была повторно заморожена). Купив лосось, постарайтесь съесть рыбку, пока она свежая, не храните ее долго в холодильнике. В морозилке, однако, замороженная рыба может лежать 3-4 недели.

Теперь о питательности лосося (как и всего семейства лососевых). Ни для кого не секрет, что это превосходный источник белка (в одной порции – 200 г – содержится до 40 г белков) и, самое главное, – полиненасыщенных жирных кислот Омега-3, которые улучшают работу сердца, мозга, глаз и суставов, а также снижают уровень вредного холестерина в крови. А большое содержание витамина D и кальция помогает нормальному строению костей, предупреждая остеопороз.

Когда-то, по традиции, четверг считался рыбным днем. Лучше же устраивать себе минимум два рыбных дня в неделю. А уж рецептов из этой универсальной рыбы просто не счесть. Вот, например, самый простой: стейк из лосося можно полить лимонным соком и запечь в духовке или обжарить на гриле. А то и дополнить этот рецепт соусом из сливок с эстрагоном. Или заправкой из меда с соевым соусом.
Кстати, если вы видите сон, в котором едите лосося, – ваша карьера вскоре пойдет в гору: начальство вас оценит.

Уха из лосося

На 4 персоны: лосось (голова, хребет, плавники и обрезки) - 600 г, картофель - 4 шт., лук репчатый - 1 шт., морковь - 1 шт., лук зеленый - пучок, майоран сушеный - щепотка, лавровый лист, соль

Рыбу положить в кастрюлю, залить водой (3 л). Посолить. Довести до кипения, уменьшить огонь и варить 40 минут. Достать из бульона рыбу. Картофель почистить, нарезать и отправить в кастрюлю с бульоном. Через 10 минут положить тертую морковь и нарезанный лук. Варить до готовности овощей. Добавить в суп кусочки лосося, майоран, лавровый лист. Подавать с нарезанным зеленым луком.

Лосось в белом вине на гриле

На 4 персоны: стейки из лосося - 4 шт., сахар - 50 г, вино белое сухое - 100 мл, сок лимона - 1 ч. л., масло сливочное - 30 г, петрушка - пучок, соль, перец черный молотый

Смешать сахар, вино, нарезанную петрушку, лимонный сок, соль и перец. Рыбу промыть и просушить. Выложить в маринад, накрыть пленкой и оставить на 2 часа. Переложить лосось на сковороду, залить маринадом, добавить сливочное масло и обжаривать с двух сторон 5 минут. Затем выложить рыбу на сковороду-гриль, снова смазать маринадом и жарить по 4 минуты с каждой стороны.

Тартар из лосося

На 4 персоны: лосось (филе) - 500 г, каперсы маринованные - 1 ст. л., лук-шалот - 3 головки, шнитт-лук - 1 пучок, соус соевый - 1 ст. л., сок лимона - 3 ст. л., масло оливковое - 1 ст. л., соль, перец черный молотый

Лосось порубить небольшими кубиками по 0,5 см. Лук-шалот, шнитт-лук и каперсы нарезать очень мелко. Выложить массу в миску, добавить соевый соус, оливковое масло, сбрызнуть лимонным соком, посолить, поперчить. Перемешать и отправить в холодильник на 30 минут. На тарелку поставить кулинарное кольцо, выложить туда готовый тартар, утрамбовать. Снять кольцо. Можно подавать с рукколой и хлебом из цельнозерновых культур.

Каждый писатель в любом своем произведении затрагивает тему природы. Это может быть простое описание места разворачивающихся событий данного произведения или выражение чувств героя, но всегда автор показывает и свою позицию, свое отношение к природе.

Виктор Астафьев определяет природу при помощи символа - почти мифической царь-рыбы: рыба походила на «доисторического ящера», «глазки без век, без ресниц, голые, глядящие со змеиной холодностью, чего-то таили в себе». Этот образ-символ постепенно становится сюжетным центром и рассказа, и всей книги, всех ее новелл.

Каждый писатель настаивает на своем и зачастую отказывается понять и осмыслить позицию, противоположную своей. Астафьев в своем произведении «Царь-рыба» пытается разобраться в этой проблеме и найти ответ на этот важный для всех вопрос: что есть природа - храм или раба человека?

Главный герой данного повествования в рассказах- Игнатьич, рыбак. Всю свою жизнь он ловил рыбу и умеет делать это как нельзя лучше. Ни одна рыба, ни в одном месте реки, даже в самом удаленном и необитаемом, не сможет уйти из его сетей. Он покорил реку. Здесь он царь, царь природы. И ведет он себя как царь: он аккуратен, все свои дела доводит до конца. Но как же он распоряжается богатством, вверенным ему? Игнатьич ловит рыбу. Но для чего она ему в таких больших количествах? Его семья достаточно обеспечена, чтобы прожить и прокормиться и без этой «наживы». Пойманную рыбу он не продает. А чтобы заниматься ловлей, ему приходится скрываться от рыбнадзора, ведь это занятие считается браконьерством. Что же движет им? И здесь мы видим нашего царя природы с другой стороны. Всеми его поступками руководит жадность. Кроме него, в поселке много хороших рыбаков, и между ними идет необъявленное соревнование. Если твои сети принесут больше рыбы, то ты лучший. И из-за этого эгоистического желания люди истребляют рыбу, а значит, постепенно губят природу, растрачивают единственное ценное, что есть на земле.

Но зачем природе такой царь, который не ценит то богатство, которым владеет? Неужели она покорится и не свергнет его? Тогда появляется царь-рыба, царица рек, посланная для борьбы с царем природы. Каждый рыбак мечтает поймать царь-рыбу, ведь она - это знак свыше. Поверье гласит: если поймаешь царь-рыбу, отпусти ее и никому не рассказывай о ней. Эта рыба символизирует особенность человека, поймавшего ее, его превосходство над другими. Что же происходит с Игнатьичем при встрече с этой посланницей природы? В нем противоборствуют два чувства: с одной стороны, стремление вытащить царь-рыбу, чтобы потом весь поселок узнал о его мастерстве, с другой стороны, суеверный страх и желание отпустить рыбу, чтобы избавиться от этого непосильного для него груза. Но все же первое чувство побеждает: жадность берет верх над совестью. Игнатьич принимает решение во что бы то ни стало вытащить эту рыбу и прослыть лучшим рыбаком во всей округе. Он смутно понимает, что одному ему не справиться, но он подавляет в себе мысли о том, что можно было бы позвать на помощь брата, ведь тогда придется разделить с ним и добычу, и славу. И жадность губит его. Игнатьич оказывается в воде один на один с «рыбиной». Израненные царь природы и царица рек встречаются в равном бою со стихией. Теперь царь природы уже не управляет ситуацией, природа покоряет его, и постепенно он смиряется. Вдвоем с рыбой, прижавшись друг к другу и успокаиваясь от этого прикосновения, они ждут своей смерти.

Игнатьич просит: «Господи, отпусти эту рыбу!» Сам он этого сделать уже не в силах. Их судьбы теперь в руках у природы. Так значит, не человек сотворяет природу, а природа властвует над человеком. Но природа не так беспощадна, она дает шанс человеку исправиться, она ждет покаяния. Игнатьич - умный человек, он понимает свою вину и искренне раскаивается в содеянном, но не только в этом: он вспоминает все свои прошлые поступки, анализирует прожитую жизнь. Это происшествие заставляет его вспомнить все давние грехи и подумать о том, как он будет жить дальше, если выживет здесь. Может показаться, что Астафьев своими размышлениями только еще больше запутал читателя, а не выстроил его мысли, но все же он дает ответ на непростой вопрос: природа - это храм, где человек не может хозяйничать по своему усмотрению, но все же он должен помочь этому храму обогатиться, ведь человек - часть природы, и он призван оберегать этот единственный дом для всего живого.

Произведение «Царь-рыба» написано как повествование в рассказах. Книга состоит из множества новелл, очерков, рассказов. Одни рассказы написаны в художественном стиле, другие в публицистическом. Это разнообразие позволяет намного точнее оценить ситуацию и разворачивающиеся события, посмотреть на проблемы с разных сторон и найти единственно правильное их решение. Также оно позволяет охватить большое количество проблем. Разные стили делают события, происходящие в повествовании, более реалистичными. В этом произведении Астафьев как бы спрашивает тебя: а правильно ли ты используешь то, что тебе дано, не растрачиваешь ли ты впустую данное нам богатство - природу? Истина, написанная здесь, осветляет память и мысли и заставляет посмотреть на мир другими глазами.