Оперетта орфей в аду содержание. Смотреть что такое "Орфей в аду" в других словарях. Античный миф с веселым концом

В двух действиях, четырёх картинах. Либретто Г. Кремье и Л. Галеви.

Первое исполнение состоялось 21 октября 1858 года в Париже.
Премьера новой редакции: 7 февраля 1874 года, Париж.

Действующие лица:

Общественное мнение; Орфей, греческий музыкант (тенор); Эвридика, жена его (сопрано); Юпитер, главный бог (баритон); Юнона, жена его (меццо-сопрано); Плутон, в первом действии под видом пастуха Ариста, бог ада (бас); Меркурий, бог торговли и воровства (тенор); Марс, бог войны (баритон); Вакх, бог пьянства (бас); Диана, богиня охоты (сопрано); Стикс, в прошлом король Беотии, после смерти поступивший в лакеи к Плутону (бас); Аполлон, бог поэзии; Эскулап, домашний врач на Олимпе; Геркулес, герой, не в пример другим произведенный в боги; Минерва, богиня мудрости; Венера, богиня любви; Купидон, ее сын; Фортуна, богиня счастья; Геба, кухарка на Олимпе; греческие богини и боги, музы, вакханки, фавны и пр.

Действие происходит в классической Греции, на Олимпе и в аду.

«Орфей в аду» – первый успех Оффенбаха в жанре, который он назвал опера-буфф. Это ярчайший пример пародийных спектаклей, в дальнейшем получивших даже наименование «оффенбахиад». Композитор пародирует черты серьезной оперы, популярные античные сюжеты, как бы выворачивая их наизнанку. Музыка оперетты – остроумный сплав из «серьезных» интонаций, напоминающих Моцарта и Глюка, с канканом и буффонадой.

На премьере «Орфей в аду» не имел успеха, так как публика не поняла пародии. Лишь после того, как в одной из серьезных парижских газет появилась статья видного театрального критика Жюля Жанена, в которой он назвал оперетту памфлетом на современность и резко обрушился на нее, «Орфей в аду» стал пользоваться огромным успехом. Именно он принес Оффенбаху славу, которую упрочили последующие его произведения.

Первое действие

Первая картина. «Смерть Эвридики» . Красивая местность в окрестности Фив. С одной стороны хижина Ариста с надписью: «Арист, медовый фабрикант, продажа оптом и в розницу», с другой – хижина Орфея с надписью: «Орфей, директор Фивской консерватории, дает уроки музыки и настраивает фортепиано».

После нежных, выдержанных в прозрачной классической манере звуков увертюры, неожиданно заканчивающейся канканом, появляется Общественное мнение. Оно предупреждает: «Крупный грех я не караю, но уж мелкие грешки мелким людям не прощаю...» После своего выступления Общественное мнение исчезает.

Эвридика, собирая цветы, поет изящную и легкомысленную песенку «Чье сердце растревожит рана». Она кладет букет к двери своего возлюбленного Ариста. В эту минуту ее замечает Орфей и, плененный изящной фигурой, играет на скрипке страстную мелодию. Узнав жену, он затевает с ней ссору. Их дуэт изящен и лукав, пленительно легок. Ссорящиеся супруги уходят, а с другой стороны появляется Арист с пасторальной песней (ее мелодией начиналась увертюра).

Оказывается, Орфей просил Плутона помочь ему избавиться от Эвридики, и Плутон, переодевшись пастухом, явился для этого на землю. Возвращается Эвридика. Арист целует ее, и она умирает. Предсмертные куплеты «Как сладостно я умираю» звучат нежно и просветленно. Пастух превращается в Плутона и с Эвридикой на руках проваливается.

Входит Орфей и видит на своих дверях прощальную надпись, которую успела сделать Эвридика. Он счастлив, но перед ним возникает Общественное мнение и требует, чтобы Орфей шел на Олимп молить Юпитера вернуть ему жену. Орфей подчиняется. Буффонный марш – дуэт Орфея и Общественного мнения «Честь, тебя честь призывает»– завершает картину.

Вторая картина. «Олимп» . Боги спят, возлежа на облаках. Томно звучит хор «Как сладко нам спится». Сопровождаемая трубными звуками, является Диана. Между богами начинается перепалка: все жалуются на жизнь, Юпитер – на падение нравов. Им все недовольны, и он разгоняет богов ударами грома. Но они вновь врываются с воинственным хором «К оружью! Боги, все за мной», в котором звучит мелодия «Марсельезы». Юпитер пытается остановить возмущение, обвиняет Плутона в похищении жены у Орфея. В ответ Плутон напоминает о многочисленных шашнях самого Юпитера, и все боги по очереди поют сложенные об этом веселые куплеты («Ты, чтоб к Алкмене подобраться»).

В разгар ссоры, пока Юнона лежит в обмороке, Меркурий докладывает о приходе Орфея и Общественного мнения. Боги суетливо приводят себя в порядок. Финал акта – большая ансамблевая сцена, в которой Орфей вопреки собственному желанию просит вернуть Эвридику. Звучит цитата из Глюка «Потерял я Эвридику». Все боги во главе с Юпитером под бодрый марш отправляются за ней в царство Плутона.

Второе действие

Третья картина. «Аркадский принц» . Покои Плутона. Эвридика скучает, лежа на кушетке. Стикс пытается объясниться ей в любви и поет куплеты «Когда я был аркадским принцем». Услышав шум, Стикс уводит Эвридику в ее комнату, а в покои Плутона входят Плутон с Юпитером. Уверенный, что Эвридика где-то здесь, Юпитер оставляет свою фотографию в военном мундире и, сопровождаемый Плутоном, удаляется. Эвридика, вернувшись, тут же находит портрет. Она восхищена. Юпитер возвращается в обличье мухи и, жужжа, увивается вокруг Эвридики. Их «Летучий дуэт» заканчивается тем, что Юпитер похищает Эвридику у Плутона.

Четвертая картина. «Ад» . В парадном зале за столом сидят все боги Олимпа. Среди них Эвридика в наряде вакханки. Все пьют и веселятся. Радостно, празднично звучит хор, боги танцуют менуэт, затем галоп. Юпитер и Эвридика хотят тихонько убежать, но Плутон загораживает им дорогу: пусть Эвридика не досталась ему, но Юпитер обещал ее вернуть мужу! Издалека доносятся звуки скрипки. В глубине, в водах реки Стикс, показывается лодка. Общественное мнение сидит на веслах, Орфей играет на скрипке. Лодка причаливает, и Орфей обращается к Юпитеру, но громовержец перебивает его: скрипач может забрать жену с одним условием – если дойдет до своей лодки не оглядываясь, что бы ни происходило. Плутон пытается что-то сказать, но Юпитер отметает все возражения. Медленно движется к лодке процессия – Общественное мнение, затем Орфей, за ним Эвридика, ведомая Стиксом. Юпитер, ворча про себя: «Ну что как этот идиот жену-то уведет», потрясает молнией в воздухе. К ногам Орфея падает искра, тот оборачивается, раздастся удар грома. Эвридика, превращенная в вакханку, возвращается к весело пляшущим богам.

Л. Михеева, А. Орелович

Действие пьесы разворачивается в «маленьком городке одного из южных штатов». Владельца универсального магазина Джейба Торренса, вожака местного ку-клукс-клана, привозят из больницы, где после тщательного обследования врачи пришли к выводу, что дни его сочтены. Этот живой мертвец даже на пороге могилы способен вселять ужас в близких людей, и хотя на сцене он почти не появляется, стук его палки сверху, когда он зовёт к постели жену Лейди, не раз зловеще раздаётся на протяжении действия.

Лейди значительно моложе мужа. Двадцать лет назад, когда её, восемнадцатилетнюю девушку, бросил Дэвид Катрир, которому родные подыскали выгодную невесту, а отцовское кафе вместе с отцом, итальянцем, продававшим спиртное не только белым, но и неграм, спалили ку-клукс-клановцы, ей, оставшейся без средств к существованию, пришлось согласиться на брак с Торренсом - по сути, продать себя. Одного она не подозревает: муж был предводителем дикой банды в ту ночь, когда погиб её отец.

Магазин расположен на первом этаже дома, где живут Торренсы, и поэтому возвращение Джейба из больницы видят клиенты, оказавшиеся там в этот момент. Среди них и местная отщепенка Кэрол Катрир, сестра бывшего любовника Лейди. Она, по существу, живёт в машине, в «своём маленьком домике на колёсах», в вечном движении, но с обязательными остановками у каждого бара. Кэрол органически не выносит одиночества, редко ночует одна, и в городе её считают нимфоманкой. Кэрол не всегда была такой. Когда-то она, наделённая обострённым чувством справедливости, выступала за права негров, добивалась для них бесплатных больниц, даже участвовала в марше протеста. Однако те же круги, что расправились с отцом Лейди, усмирили и эту бунтарку.

Она первая обращает внимание на появление в лавке Вэла, которого привела сюда Ви Толбет, жена местного шерифа, - та слышала, что Лейди ищет помощника в делах. «Дикая красота» молодого человека, странная куртка из змеиной кожи, его пьянящий взгляд будоражат бывшую «активистку», а ныне обыкновенную искательницу приключений. Он кажется ей чуть ли не посланцем иной цивилизации, но на все её заигрывания Вэл кратко отвечает, что подобные приключения его больше не волнуют. Пить без просыху, курить до одурения, шататься Бог знает где с первой встречной - все это хорошо для двадцатилетних оболтусов, а не для человека, которому сегодня исполнилось тридцать.

А вот на Лейди он реагирует совершенно иначе. Вернувшись в лавку за забытой гитарой, он сталкивается с женщиной. Завязывается разговор, возникает ощущение родственности душ, их тянет друг к другу. Лейди казалось, что за все эти годы существования подле Джейба она «заморозила» себя, подавила все живые чувства, но сейчас она постепенно оттаивает, вслушиваясь в лёгкий поэтический монолог Вэла. А тот рассказывает о редких маленьких птичках, которые всю жизнь находятся в полёте одни-одинёшеньки («у них совсем нет лапок, у этих маленьких птичек, вся жизнь - на крыльях, и спят на ветре: раскинут ночью крылышки, а постелью им - ветер»). Так они и живут и «никогда не слетают на землю».

Неожиданно для себя Лейди начинает откровенничать со странным незнакомцем, даже приоткрывает завесу над своим неудачным браком. Она согласна взять Вэла на работу. После ухода Вэла она дотрагивается до гитары, которую молодой человек все же забыл, и впервые за долгие годы легко и радостно смеётся.

Вэл - поэт, его сила в чётком видении противоположностей мира. Для него жизнь - это борьба сильных и слабых, зла и добра, смерти и любви.

Но есть не только сильные и слабые люди. Есть такие, «на которых тавро ещё не выжжено». Вэл и Лейди принадлежат именно к такому типу: как бы ни складывалась жизнь - душа их свободна. Они неизбежно становятся любовниками, и Вэл поселяется в маленькой комнатушке, примыкающей к магазину. О том, что Вэл живёт здесь, Джейбу неизвестно, и когда однажды сиделка по просьбе хозяина магазина помогает ему рано утром сойти вниз, пребывание в лавке Вэла - полная неожиданность для него. Джейб моментально понимает, что к чему, и, чтобы сделать больно жене, выпаливает в гневе, что это он с дружками поджёг дом её отца. Лейди такое в голову даже не приходило - она вся каменеет.

Вэл уже многим намозолил в городе глаза. Обывателей раздражает, что он дружелюбен с неграми, не гнушается общаться с отщепенкой Кэрол Катрир, а шериф Толбет даже приревновал к нему свою стареющую жену, которой молодой человек всего лишь симпатизирует: ему духовно близка эта художница, фантазёрка, грезящая наяву и совершенно непонятая мужем. Шериф приказывает Вэлу покинуть город в двадцать четыре часа. Тем временем Лейди, сгорая от любви к Вэлу и от ненависти к Джейбу, готовится к открытию кондитерской при магазине. Для неё эта кондитерская - нечто вроде дани памяти отцу, она мечтает, что здесь все будет как когда-то в отцовском кафе у виноградников: будет литься музыка, влюблённые будут назначать здесь свидания. Она страстно мечтает, чтобы умирающий муж увидел перед смертью - виноградник снова открыт! Воскрес из мёртвых!

Но предчувствие торжества над мужем меркнет перед открытием того, что она беременна. Лейди вне себя от радости. С криком: «Я победила тебя. Смерть! Я снова жива!» она взбегает по лестнице, словно забыв, что там наверху находится Джейб. А тот, исчахнувший и жёлтый, пересиливая себя, появляется на площадке с револьвером в руке. Кажется, что он действительно сама Смерть. Лейди в испуге бросается к неподвижно стоящему Вэлу и прикрывает его своим телом. Цепляясь за перила, старик стреляет, и смертельно раненная Лейди падает. Коварный муж бросает револьвер к ногам Лейди и зовёт на помощь, крича, что работник застрелил жену и грабит лавку. Вэл бросается к двери - туда, где стоит машина Кэрол: женщина ещё сегодня, узнав о предупреждении шерифа, предлагала отвезти его куда-нибудь подальше. За сценой слышатся хриплые мужские крики, выстрелы. Вэлу уйти не удалось. На полу тихо умирает Лейди. На этот раз Смерть победила Жизнь.

Пересказала

Традиционного типа и одновременно буржуазные традиции общества Второй империи .

Оперетта впервые исполнена 21 октября 1858 года в парижском театре Буфф-Паризьен . Художником, оформившим театральный спектакль, был Гюстав Доре , впоследствии известный иллюстратор Библии.

Оперетта содержит известную сцену с канканом («инфернальный галоп»). Эта музыка чаще всего ассоциируется с танцем канкан.

Оперетта
Орфей в аду
Orphée aux Enfers


Афиша 1874 года
Композитор Жак Оффенбах
Либреттист Э. Кремьё и Л. Галеви
Язык либретто французский
Источник сюжета Орфей
Действий 2 - первая редакция
Первая постановка 21 октября 1858 года
Место первой постановки Театр Буфф-Паризьен , Париж

Действующие лица

  • Общественное мнение
  • Орфей - греческий музыкант (тенор )
  • Эвридика - жена его (сопрано )
  • Юпитер - главный бог (баритон )
  • Юнона - жена его (меццо-сопрано )
  • Плутон - бог ада (бас )
  • Меркурий - бог торговли и воровства (тенор )
  • Марс - бог войны (баритон )
  • Вакх - бог пьянства (бас )
  • Диана - богиня охоты (сопрано )
  • Стикс - лакей Плутона (бас )
  • Аполлон - бог поэзии
  • Эскулап - домашний врач на Олимпе
  • Геркулес - герой, не в пример другим произведённый в боги
  • Минерва, богиня мудрости
  • Венера, богиня любви
  • Купидон, её сын
  • Фортуна, богиня счастья
  • Геба, кухарка на Олимпе
  • Греческие богини и боги, музы, вакханки, фавны и пр.

Действие происходит в классической Греции, на Олимпе и в аду.

См. также

Примечания

Бас

Бас (от итал. basso «низкий») - самый низкий мужской певческий голос, имеющий самую низкую тесситуру голоса. Отличается большой глубиной и полнотой звучания. С давних пор и по наше время басовые голоса используются композиторами. Во многих сочинениях для хора и песнопениях басовая партия считается ключевой. Также множество басовых партий было исполнено в оперном искусстве. Басы разграничивают, на глубокий в бас профундо и певучий бас кантанте. Диапазон баса от E2-F2 (Ми, Фа большой октавы) и до E4-G4 (Ми, Фа, Фа#, Соль первой октавы), переходные ноты: A3-C#4 (Ля малой октавы - До диез первой октавы).

Бирнбаум, Здзислав

Здзислав Бирнбаум (польск. Zdzisław Aleksander Birnbaum; 28 февраля 1878, Варшава - 27 сентября 1921) - польский скрипач и дирижёр еврейского происхождения.

Учился в Варшавском институте музыки у Яна Яковского, затем в Кёнигсберге у Макса Броде, с 1891 года в Берлине у Йозефа Иоахима, Карла Маркеса и Иоганна Крузе и наконец в Брюссельской консерватории у Эжена Изаи.

В 1892 г. дебютировал с Берлинским филармоническим оркестром как солист. Концертировал в различных странах Европы и в США, в 1903-1904 гг. играл в составе Бостонского симфонического оркестра (как Александр Бирнбаум, англ. Alexander Z. Birnbaum).

Вернувшись в Европу в 1904 году, поступил концертмейстером в Гамбургский филармонический оркестр. В том же году дебютировал с тем же оркестром как дирижёр и после первоначального успеха решил отказаться от карьеры инструменталиста и полностью посвятить себя дирижированию. В 1905-1908 гг. возглавлял Симфонический оркестр Лозанны, одновременно дирижировал рядом других швейцарских коллективов. В 1909-1911 гг. вновь работал в США как главный дирижёр Манхэттенской оперы.

С 1911 г. и до конца жизни возглавлял Варшавский филармонический оркестр (с перерывом в 1915-1916 гг., когда оркестр не работал, а Бирнбаум дирижировал в варшавском Большом театре). В 1912 г. в Варшаве и Лодзи дирижировал концертами Яши Хейфеца. Как приглашённый дирижёр выступал в Риге, Париже, Милане и Берлине. В 1916 г. дирижировал премьерой оперы Кароля Ростворовского «Свадьба» (по Ст. Выспянскому), значительно доработав это сочинение. Указывалось, что в варшавский период Бирнбаум покровительствовал Александру Тансману, «был его добрым гением».

Перевёл на польский язык либретто оперы Моцарта «Свадьба Фигаро» и оперетты Жака Оффенбаха «Орфей в аду», на немецкий язык - либретто оперы П. И. Чайковского «Мазепа».

В конце жизни страдал психическим расстройством; приступ безумия поразил дирижёра прямо на концерте при исполнении сюиты Римского-Корсакова «Шахерезада»: он заметался по подиуму кругами, подавая непонятные музыкантам знаки. После этого был помещён в санаторий под Берлином и покончил с собой, утопившись в озере Ванзе.

Бурлеск

Бурле́ск (фр. burlesque, от итал. burla - шутка) - вид комической поэзии, сформировавшийся в эпоху Возрождения. Комизм бурлеска строится на том, что серьёзное содержание выражается несоответствующими ему образами и стилистическими средствами, а «возвышенные герои» классической античной либо классицистической (реже - средневековой) литературы оказываются как бы «переодетыми» в шутовское чуждое им одеяние.

Травести́я - литературный пародийный приём, когда о высоком предмете повествуется низким стилем.

Галеви, Людовик

Людовик Галеви (Алеви) (фр. Ludovic Halévy; 1834-1908) - драматург и романист.

Жаксон де ля Шеврёз, Луи

Луи́ Жаксо́н де ля Шеврёз (фр. Louis-Marie-François Jacquesson de la Chevreuse; 1839-1903) - французский художник и композитор.

Канкан

Канка́н (фр. cancan «сплетня; скандал») - энергичный и откровенный французский танец. Несмотря на то, что впоследствии этот канкан набрал большую популярность, французы танец по достоинству не оценили, поскольку для своего времени он считался крайне непристойным.

Меспле, Мади

Мади Меспле (фр. Mady Mesplé, род. 7 марта 1931, Тулуза, Франция) - французская оперная певица, высокое колоратурное сопрано и педагог. Командор Ордена Почётного легиона (2011). Одна из ведущих оперных певиц своего времени во Франции, Меспле иногда называют преемницей Мадо Робен.

Минковски, Марк

Марк Минковски (фр. Marc Minkowski; род. 4 октября 1962, Париж) - французский дирижёр и фаготист. Видный представитель движения аутентичного исполнительства.

Образ Орфея в искусстве

Образ Орфея в искусстве - художественный образ персонажа древнегреческой мифологии Орфея в искусстве.

Оганесов, Николай Сергеевич

Николай Сергеевич Оганесов (род. 5 февраля 1947 году, г. Ростов-на-Дону) - русский советский писатель, автор детективов, сценариев, член союза писателей СССР.

Оперетта

Опере́тта (итал. operetta - уменьшительное от «опера») - музыкально-театральный жанр, сценическое произведение и представление, основанное на синтезе слова, сценического действия, музыки и хореографии.

Театр Буфф-Паризьен

Театр Буфф-Паризье́н (фр. Théâtre des Bouffes-Parisiens - музыкальный театр в Париже, основанный в 1855 году французским композитором Жаком Оффенбахом для постановки музыкально-сценических миниатюр и пантомим, а затем - исполнения оперетт.

До 1862 года Жак Оффенбах был директором, композитором, режиссёром и дирижёром этого театра.

Феспис (опера)

Фе́спис (англ. Thespis; or, The Gods Grown Old) - оперная феерия в двух действиях драматурга Уильяма Гилберта и композитора Артура Салливана. Первое исполнение состоялось 26 декабря 1871 года в Гайети-театре в Лондоне.

Шере, Жюль

Жюль Шере (фр. Jules Chéret; 31 мая 1836, Париж - 23 сентября 1932, Ницца) - французский художник и график. Один из основоположников современного плаката.

Ширли, Дон

До́нальд Уо́лбридж Ши́рли (29 января 1927, Пенсакола, Флорида, США - 6 апреля 2013, Манхэттен, Нью-Йорк, США) - американский пианист и композитор джазовой и классической музыки. Автор альбомов экспериментальной джазовой музыки для лейбла Cadence 1950-1960-х годов. Автор органных симфоний, концертов для фортепиано, концерта для виолончели, трёх струнных квартетов, одноактной оперы, сочинений для органа, фортепиано и скрипки, симфонической поэмы по мотивам романа «Поминки по Финнегану» Джеймса Джойса и набора вариаций по мотивам оперетты «Орфей в аду».

В 1960-х годах Ширли отправился в несколько концертных туров по США, включая штаты Глубокого Юга, наняв вышибалу нью-йоркского ночного клуба Тони Липа в качестве водителя и телохранителя. История их удивительных дружеских отношений легла в основу сюжета оскароносного фильма «Зелёная книга», снятого в 2018 году.

Шулаков, Виктор Александрович

Виктор Александрович Шулаков (укр. Віктор Олександрович Шулаков; 11 августа 1942, Смела - 4 августа 2009) - украинский театральный актёр, режиссёр, драматург, педагог, лауреат Национальной премии Украины им. Т. Шевченко, Народный артист Украины, лауреат премии «Киевская пектораль».

Акт 1

Общественное Мнение объясняет свою роль в опере, как защитницы морали. Её цель – переделать историю музыканта Орфея и красавицы Эвридики (которые будучи мужем и женой ненавидят друг друга) в назидательную историю о любви и супружеской верности. К несчастью, Эвридика тайно любит пастуха Ариста, а Орфей – пастушку Хлою. Когда однажды ночью Орфей путает свою жену с любовницей, всё открывается и Эвридика требует развода. Орфей, боясь реакции Общественного Мнения на скандал, заставляет Эвридику молчать, мучая её своей игрой на скрипке, которую та терпеть не может.

В следующей сцене появляется пастух Арист (на самом деле это - переодетый бог Плутон) и поёт песенку о том, как он ненавидит пасти овец.) Эвридика обнаруживает ловушку на ферме Ариста, и думает что она подстроена Орфеем для убийства её любовника. На самом деле ловушка – результат сговора между Орфеем и Плутоном, чтоб убить Эвридику для того чтоб Плутон мог заполучить её для себя, а Орфей получить свободу. Плутон заманивает Эвридику в ловушку, она погибает, но затем открывает, что смерть не так уж плоха, если бог смерти влюблён в тебя. Плутон и Эвридика весело и с песнями снисходят в Ад, Орфей избавился от нелюбимой жены, все довольны. Но тут вмешивается Общественное Мнение, и угрожая испортить музыкальную карьеру Орфея, заставляет его спустится в Ад и спасти жену. Орфей неохотно соглашается.

Боги и полубоги заснули от скуки. Становится немного веселее, когда появляется богиня охоты Диана и поет о своём новом любовнике Актеоне. Юпитер, шокированный поведением своей дочери, которой полагается быть девственной богиней, превращает Актеона в белого оленя.

Затем является Плутон, рассказывает о прелестях адской жизни, и в итоге подымает небожителей на бунт против Юпитера из-за невкусного нектара, омерзительной амброзии и смертельной тоски мифической жизни. На Олимпе происходит революция, но новости о прибытии Орфея заставляют богов принять подобающий вид и не ударить лицом в грязь перед Общественным Мнением смертных.

Орфей просит вернуть ему Эвридику, Плутон не соглашается и Юпитер решает спустится в Ад чтобы лично разобраться в сложившейся ситуации. Остальные боги умоляют его взять их с собой, Юпитер соглашается, все ликуют.

Плутон вынужден скрывать любовницу от Юпитера и от её мужа. Эвридика, оставленная без общества, скучает. Лакей Джон Стикс не скрашивает её одиночества, а только утомляет постоянными рассказами о том, как он был королём Беотии, пока не умер.

Юпитер открывает, где спрятана Эвридика, и проникает в её темницу через замочную скважину, превратившись в муху. Они встречаются, влюбляются и поют любовный дуэт, причем партия Юпитера целиком состоит их жужжания. Позже он открывает Эвридике, кто он и обещает свою помощь.

Сцена представляет пир богов в аду, где нет нектара и амброзии, но зато имеется вино. Эвридика проникает на пир, переодевшись вакханкой и готовится к побегу, который устаивает для неё новый любовник – Юпитер. Но задуманный побег срывается, когда следует приглашение на танец. Увы, Юпитер умеет тацевать только старинный медленный менуэт, а все остальные находят этот танец ужасно скучным. После менуэта следует самая знаменитая часть оперы – «Адский галоп». (мелодия галопа положила начало танцу Кан-кан). Все танцуют, но веселье прерывается унылыми звуками скрипки, извещающими о появлении Орфея, который явился за своей женой. Но у Юпитера есть план, и он обещает не отдавать Эвридику обратно мужу. Согласно мифу, Орфей не должен оглядываться назад, иначе он потеряет Эвридику навсегда (что Орфей вовсе не прочь сделать). Но Общественное Мнение зорко надзирает За Орфеем и не даёт ему сжульничать. Тогда Юпитер кидает молнию за спину Орфея, от испуга тот отпрыгивает и оглядывается назад. Все заканчивается счастливо.

Перед Новым 2015 годом актуально: и Орфей, и ад, и пародия, и сибирский очень юный барабанщик, и чудеса.

Леонид Шиловский из Новосибирска в возрасте трех лет, а на самом деле четырех [*], исполняет знаменитый канкан или «инфернальный галоп» из оперы-буфф Жака Оффенбаха «Орфей в аду» вместе с Концертным духовым оркестром Новосибирской филармонии на сцене Государственного концертного зала имени Арнольда Каца, Новосибирск, 19 февраля 2014 года.

В видеозаписи звучит отрывок из оперы-буфф в 2-х действиях, 4-х картинах «Орфей в аду» /«Orphée aux enfers». Композитор Жак Оффенбах (1819-1880) /Jacques Offenbach. Либретто Эктор Кремьё и Людовик Галеви . Первое исполнение состоялось 21 октября 1858 года в Париже. В конце поста будет «Орфей в аду» в версии французской Лионской оперы.

Царь богов Юпитер и Эвридика. «Orphée aux enfers». Юпитер - Вотье, Эвридика - Жанна Гранье. Théâtre de la Gaîté, Париж. Сцена из спектакля 1887 года. Фотография компании «Ателье Надара». via

Сюжет оперетты Жака Оффенбаха «Орфей в аду» таков. В пародии на античный миф об Орфее и его жене Эвридике супруги вовсе не любят друг друга. Орфею приглянулась пастушка Хлоя, а у Эвридики - страстный роман с пастухом Аристом, который на самом деле - бог подземного царства Плутон. Кроме того, Эвридика терпеть не может музыку Орфея.


Но главные герои безумно боятся персонифицированного Общественного Мнения. Втайне от него Арист-Плутон уговаривает Орфея подстроить несчастный случай, в результате которого Эвридика погибает. Орфей обретает свободу, а Плутон - возлюбленную. Однако Общественное Мнение требует от Орфея спуститься в ад, чтобы вернуть Эвридику в мир живых.

3.

Варвара Васильевна Стрельская — Общественное мнение. Оперетта «Орфей в аду». Александринский театр, 1859 ?. via

Олимпийские боги безумно скучают у себя на Олимпе, а потому охотно соглашаются помочь Орфею найти жену, чтобы не ударить лицом в грязь перед земным Общественным Мнением, а заодно и посмотреть, так ли весело в аду у Плутона, как он им рассказывает. Громовержец-Юпитер обернулся мухой и первым обнаружил Эвридику, влетев в ее темницу. Столь странный облик верховного бога не помешал вспыхнуть страсти. Влюбленные решают бежать из владений Плутона.

4.

Актер Дезире в роли Юпитера, по сюжету в целях конспирации переодетый в костюм мушки. 1858 / Désiré dans le rôle de Jupiter, en costume de mouche. 1858. via

Но вскоре Юпитер теряет свою привлекательность для Эвридики: на веселом адском пиру он может танцевать только степенный менуэт. А все отплясывают веселый канкан, столь знаменитый и по сей день. Появляется Орфей. Его унылая скрипка ненавистна Эвридике...

5.

Эвридика. Лиз Тотен. 1858 / Lise Tautin en costume d"Eurydice. 1858. via

Плутон, чтобы успокоить Общественное Мнение, соглашается выдать мужу жену, но с условием не оглядываться до прибытия в земной мир. Внезапно за спиной Орфея сверкает молния. От неожиданности он оглядывается. Эвридика с удовольствием остается в веселом аду, а Орфей возвращается к земным радостям.

6.

Театральная афиша 1874 года к оперетте "Орфей в аду" / 1874 playbill from a French production of Orpheus in the Underworld. Author Jules Cheret (1836-1932). via

«Орфей в аду» - первая удача французского композитора Жака Оффенбаха в жанре, который он назвал опера-буфф /opéra-bouffe. Это ярчайший пример пародийных спектаклей, в дальнейшем получивших даже наименование «оффенбахиад». Композитор пародирует черты серьезной оперы, популярные античные сюжеты, как бы выворачивая их наизнанку. Музыка оперетты - остроумный сплав из «серьезных» интонаций, напоминающих Моцарта и Глюка, с канканом и буффонадой.

На премьере «Орфей в аду» не имел успеха, так как публика не поняла пародии.

Лишь после того, как в одной из серьезных парижских газет появилась статья видного театрального критика Жюля Жанена, в которой он назвал оперетту памфлетом на современность и резко обрушился на нее, «Орфей в аду» стал пользоваться огромным успехом. Именно он принес Оффенбаху славу, которую упрочили последующие его произведения.

Про Лёню Шиловского.

Родители его обычные люди, отец - отделочник, мама - домохозяйка. Простые, да не совсем - очень религиозные; насколько можно понять, адепты одной из евангелистских церквей. Мама Надя поет в хоре в евангелистской церкви, папа Денис играет там на соло-гитаре во время служб. С двух лет родители брали ребенка на богослужения, где он познакомился с музыкальными инструментами и ударной установкой. Так началась его стихийная учеба музыке. Еще играл на кастрюлях.

Папа мальчика говорит о богоизбранности сына. Вот почему:

1. 4 года семья хотела ребенка. Будущая мама Лёни долго молилась о его послании. Однажды во время духовной учебы скорое рождение ребенка семье предсказал почти незнакомый проповедник. Он указал пальцем на Дениса и сказал: «Через год станешь отцом». Так и случилось.

2. Прославился мальчик после выхода в финал телешоу «Минута славы». На некоем религиозном сборе отец Денис прочитал вдохновившие его слова из Библии, вышел после этого из палатки и тут ему духовная сестра говорит, что надо отправиться на «Минуту славы» - Денис понял, что это знак, и последовал совету. Знак оказался верным.

3. Барабанить ребенка никто не учил - научился сам.

И другие причины.

К четырем годам маленький ударник уже успел порадовать своей игрой не только телезрителей Первого канала, но и участников нескольких банкетов и корпоративных мероприятий, его часто приглашают на праздники и даже в такие места, как колония для несовершеннолетних.

Родители абсолютно уверены, что ребенок вундеркинд и его ждет великое будущее.

Говорят, что сейчас в мире академической музыки есть негласное правило — кто не начал рано, тот безнадежно опоздал. На международных конкурсах побеждают китайские вундеркинды — в пять лет они уже виртуозно владеют инструментом. Таким образом, юный барабанщик Леня «вовремя выстрелил». Это слова заведующей концертной практикой Новосибирского музыкального колледжа.

Богоизбранный или просто талантливый, но четырехлетний мальчик, играющий с настоящим оркестром на сцене филармонии - зрелище достойное восхищения.

Примечание :
[*] 3 года - так в анонсе концерта и во всех описаниях к видео, где Леня исполняет канкан с новосибирским оркестром, но 4 года на момент этого выступления мальчику уже два месяца как исполнилось. Понятно почему так объявляется: 3 года с PR позиций звучит гораздо лучше; чем меньше возраст, тем больше умиления; да и "После трех уже поздно "; но это всё не важно - ребенок на сцене филармонии блистателен. Видеозапись попалось мне на глаза на испанской Facebook-странице - т.е. разошлось по миру. Потом уж выяснилось, что мальчик наш будет.

7.
В заключение - вариант канкана Жака Оффенбаха в исполнении Лионской оперы - оперы Нувель /Opéra de Lyon, opéra Nouvel.

Канкан из оперетты Жака Оффенбаха "Орфей в аду". Постановка Лионского национального театра оперы, 1997 год.

8.
И для желающих насладиться полным вариантом в высоком качестве: опера-буфф "Orphee aux Enfers" на французском языке с русскими субтитрами, Opera National de Lyon.

Жак Оффенбах "Орфей в аду". 1997 г. Лионская опера. Русские субтитры.

Eurydice - Natalie Dessay
Orphée - Yann Beuron
Aristée / Pluton - Jean-Paul Fouchécourt
Jupiter - Laurent Naouri
L"Opinion Publique - Martine Olmeda
John Styx - Steven Cole
Cupidon - Cassandre Berthon
Mercure - Etienne Lescroart
Diane - Virginie Pochon
Junon - Lydie Pruvot
Vénus - Maryline Fallot
Minerve - Alketa Cela
La violoniste - Sherman Pleismer

Orchestre de l"Opéra National de Lyon
Orchestre de Chambre de Grenoble
Direction musicale - Marc Minkowski