Как вы понимаете название повести судьба человека. Смысл названия рассказа Шолохова “Судьба человека”. Честный и открытый шофёр

Название в художественном произведении – один из способов выражения авторской позиции. В нем или отражена суть конфликтных произведений, или назван ключевой эпизод или главный герой, или выражена основная мысль произведения.
Спустя много лет после Великой Отечественной войны в 1957 году М. А. Шолохов пишет рассказ “Судьба человека”, в основе сюжета которого история жизни обычного человека Андрея Соколова.
Повествование в произведении ведется от первого лица, от имени главного героя, тот рассказывает о своей жизни постороннему человеку, которого принял за шофера. Внимательно рассмотрев Андрея Соколова, рассказчик обращает особое внимание на глаза человека: “глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть”. Такая деталь говорит о трудной, очень тяжелой жизни Андрея Соколова, ведь глаза – зеркало души. Герой повествует о своей судьбе. Именно это слово положено М. А. Шолоховым в название рассказа. Не рок, не фатум, не предопределение, а именно судьба: слово, которое вмещает в себя все предыдущие смыслы, но в то же время здесь у писателя является синонимом к слову жизнь. Действительно, жизнь Андрея Соколова поначалу “была обыкновенная”: семья, жена, трое детей, неплохая работа, но началась война, которая принесла боль и страдание. Сначала плен, потом смерть жены и дочерей, и, наконец, гибель сына. Любой человек, испытавший такое, мог бы обозлиться, ожесточиться, проклясть свою судьбу. Но Андрей Соколов нашел в себе силы помочь маленькому мальчику Ванюше, который остался после войны сиротой: герой усыновил Ванюшу: “Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: “Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети”.
Андрей Соколов сам принял решение взять сироту-мальчишку, изменив тем самым свою судьбу, наполнив жизнь смыслом.
М. А. Шолохов называл произведение “Судьба человека”, не указывая, что повествование будет о жизни конкретного человека, потерявшего на войне самое дорогое: жену, детей, но сохранившего главное – человеческое сердце. Так из рассказа о судьбе конкретного человека произведение превращается в повествование о судьбе всего человечества, когда каждый ответственен перед собой и другими за свою жизнь.
Название шолоховского рассказа многозначно: оно указывает на нравственную сущность Андрея Соколова: из обычного шофера, женившегося на Иринке, заимевшего троих детей, пережившего плен, когда “смерть мимо…прошла, только холодком от нее потянуло…” он становится человеком, усыновившим Ваню, и теперь Соколов боится за свою жизнь (вот сердце у меня раскачалось, поршня надо менять…”), так как теперь он ответствен за маленького мальчика.
Мечта о родственной душе объединила две сиротские судьбы: прошедшего войну солдата и оставшегося сиротой мальчишку, и отныне, объединившись, вместе шагают они по жизни.
Таким образом, название шолоховского рассказа “Судьба человека” поднимает повествование до уровня вселенского обобщения, делая маленький рассказ глубинным эпосом, раскрывающим сложнейшую проблематику, затрагивающим основы человеческого общежития.

Сочинение по литературе на тему: Смысл названия рассказа Шолохова “Судьба человека”

Другие сочинения:

  1. Особым произведением, поднявшим проблему психологии личности во время войны на новую высоту, является знаменитый рассказ М. А. Шолохова “Судьба человека”. Перед читателем предстает не просто история жизни солдата, а судьба человека, воплотившего в себе типические черты национального русского характера. Скромный Read More ......
  2. Слово судьба имеет несколько лексических значений. В словаре С. И. Ожегова сказано, что это: Стечение обстоятельств, независящих друг от друга; Доля, участь; История существования чего-кого-либо; Будущее, то, что случится. В названии рассказа Шолохова слово судьба употреблено в не­скольких значениях. Его Read More ......
  3. Рассказ Михаила Александровича Шолохова “Судьба че­ловека” был написан в середине пятидесятых годов двадцато­го столетия. Это было время пересмотра идеологических ус­тановок сталинской эпохи, когда в жестких ограничениях цензуры возникли некоторые послабления. В частности, ста­ло возможным печатно говорить о людях, которые во Read More ......
  4. Структура “Судьбы человека”, по мнению Б. Ларина, восходит к “русскому изводу жанра новеллы”. “Монументальный рассказ” – так определяют жанр “Судьбы человека” современные исследователи. Писатель обратился к форме “рассказа в рассказе”. Повествование обрамлено авторским зачи­ном и краткой концовкой. Авторский зачин носит Read More ......
  5. Рассказ написан в 1956 году во время хрущевской “оттепели”. Шолохов был участником Великой Отечественной войны. Там он услышал историю жизни одного солдата. Она его очень тронула. Шолохов долго вынашивал в себе идею написания этого рассказа. И вот в 1956 году Read More ......
  6. М. Шолохов написал рассказ “Судьба человека” в поразительно короткий срок – всего лишь за несколько дней. В канун нового, 1957 года в “Правде” был опубликован рассказ “Судьба человека”, поразивший мир своей художественной силой. В основу рассказа лег реальный факт. В Read More ......
  7. Рассказ Шолохова “Судьба человека” был опубликован в 1956-1957 годах, через десять лет после окончания Великой Отечественной войны. Тематика рассказа необычна для литературы того времени о войне: именно Шолохов впервые затронул тему солдат, попавших в фашистский плен. Как хорошо теперь известно, Read More ......
  8. Рассказ М. Шолохова “Судьба человека” был написан в 1956 году. В основе этого произведения лежат реальные события. В 1946 году автор встретил неизвестного, который и рассказал историю своей жизни. Именно эта жизненная ситуация и стала сюжетной основой произведения. Тема рассказа Read More ......
Смысл названия рассказа Шолохова “Судьба человека”

Тема: М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Смысл названия произведения.

Цель: учить постигать идейный замысел произведения и авторскую позицию путём анализа текста.

Формировать у учащихся представление о смысле человеческого бытия, объяснить смысл названия рассказа «Судьба человека»;

Развивать навыки анализа художественного произведения;

Показать роль детали в тексте;

Воспитывать неприятие войны, гуманное отношение к людям, чувство гордости за героев войны, уважение к их подвигам;

Создать атмосферу сотрудничества.

Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер и проектор, портрет М.А. Шолохова, текст произведения, фрагмент из фильма С.Бондарчука «Судьба человека»

Ход урока:

    Мотивация к учебной деятельности.

На экране фрагмент из фильма С.Бондарчука «Судьба человека» (Встреча с Ванюшкой)

Какое событие в жизни двух людей увидели мы только что на экране?

(Встречу одиноких людей, их соединение)

Чем была предопределена эта встреча, какие обстоятельства способствовали этому?

Как вы считаете, почему рассказ М.Шолохова называется «Судьба человека?

Какова тема нашего урока?

Попробуйте сформулировать цель и задачи нашего урока.

произведения Шолохова?

    Актуализация знаний.

    Слово о писателе (сообщение ученика)

    История создания рассказа (сообщение ученика)

    Анализ эпизода.

Обратимся к началу рассказа. С чего Шолохов начинает произведение? (С описания природы)

Представьте себе эту картину. Какие цвета противопоставлены в описании? (мертвенно-белый, снежный цвет зимы и живой бурый, грязно-жёлтый, серый цвет ранней весны)

Символом чего является такое противопоставление? (На смену зиме с белой холодностью приходит тёплая, пусть пока не праздничная, но весна, так жизнь побеждает смерть).

О чём свидетельствуют эти детали? (О наступающем мире, об ощущении умиротворённости и покоя)

В рассказе описаны трагические события, но всё-таки здесь находится место горячему, жёлтому солнцу. Подтвердите это примером из текста.

Почему Шолохов несколько раз повторяет слова о солнце? (Всё больше и больше солнца, блеска, тепла даруется героям рассказа. Всё больше и больше мира проникает в их души. Жёлтый солнечный свет символизирует наступающее счастье)

А теперь обратимся к заключительному эпизоду рассказа.

Давайте разберёмся с понятием «судьба». Что это?

    Словарная работа. Работа со словарём С.Ожегова.

(Индивид уальное задание, заранее подготовленное дома, осуществляет один ученик)

Судьба – 1. Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств;

2. Доля, участь;

3. История существования кого-нибудь, чего-нибудь;

4. Будущее, то, что случится.

В каком значении употреблено слова судьба, применимое к герою рассказа, мы узнаем, пройдя вместе с Андреем Соколовым его жизненный путь.

III. Исследовательская работа.Выполнение работы в группах.

(Во время работы тихо звучит любимая песня М.Шукшина «Враги сожгли родную хату» в исполнении А.Маршала)

Первая группа. « Жизнь до войны». Задание:

    Кратко рассказать о семье А.Соколова.

    В чём, по вашему мнению, видит Андрей Соколов своё счастье?

    Чего не может простить себе Андрей Соколов?

    На постере записать цитату из отрывка, в которой, по вашему мнению, заключён смысл человеческого счастья А.Соколова.

Вторая группа. «Плен. В церкви». Задание:

    Кратко рассказать об отношении фашистов к пленным.

    Найдите в тексте примеры, иллюстрирующие типы человеческого поведения в бесчеловечных условиях?

    Какая жизненная позиция, по вашему мнению, близка Андрею Соколову?

    На постере записать цитату из отрывка, в которой, на ваш взгляд, понятно, как относится Андрей Соколов к людям, преданным своему делу, несмотря ни на какие обстоятельства.

Третья группа. «Плен. Поединок с Мюллером». Задание:

    Зачем Мюллеру понадобился перед казнью ритуал с выпивкой?

    В каком физическом состоянии находится герой, почему он соглашается выпить, но отказывается от закуски?

    Почему комендант Мюллер «великодушно» подарил Андрею Соколову жизнь?

    На постере записать цитату из отрывка, в которой, по вашему мнению, выражен взгляд Андрея Соколова на долг человека, мужчины, солдата?

Четвёртая группа. «Встреча с Ванюшкой». Задание:

    Какое событие из военной жизни стало для героя самым страшным? Кратко рассказать.

    Как мог поступить человек, попавший в такую ситуацию? Что с ним могло случиться?

    Какую роль играет встреча с Ванюшкой в судьбе Андрея Соколова?

Выпишите на постер цитату, в которой, на ваш взгляд, заключен смысл жизни А.Соколова после встречи с Ванюшкой.

    Защита работ.

Защищают лидеры групп. В центре доски расположена «ладошка». К каждому «пальцу» лидеры групп прикрепляют постер с цитатой. К последнему «пальцу» учитель прикрепляет пустой лист.

В каком значении слово судьба употреблено в названии рассказа?

(В названии рассказа слово судьба употреблено в нескольких лексических значениях. Можно рассматривать его и как историю Андрея Соколова, и его участь, и стечение обстоятельств)

Что вынес из этой войны солдат, с какими чувствами он будет жить дальше? (С любовью, добротой, человеческим достоинством)

Учитель записывает слова любовь, доброта, человеческое достоинство на пустом листе, ранее прикреплённому на доску)

VI. Рефлексия. Синквейн со словом «судьба».

1. Судьба.

2. Жестокая, горемычная.

3. Испытывает, наказывает, благословляет.

4. С судьбой не поспоришь.

Другой возможный вариант синквейна.

  1. Тяжёлая, непредсказуемая.

    Бьёт, наказывает, дарует.

    От судьбы не уйдёшь.

VII. Домашнее задание

1. Написать сочинение на тему «В чём сила русского характера» на примере рассказа М.Шолохова «Судьба человека».

2. Подготовить пересказ понравившегося эпизода из рассказа М.Шолохова «Судьба человека»

Список литературы:

1.Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе Х1Х в. 10 кл. /М.: ВАКО, 2009 г.

2.Беляева, Иллюминарская, Поурочные разработки по литературе Х1Х в. 10 кл. /М.: 2009 г.

3. Рабочая программа по литературе для ОУ (10-11 классы) Т.Ф.Курдюмова, 2013 Т. Ф. Курдюмова, Литература 11 класс, М. Дрофа, 2014 г.

4. Белокурова С.П., Сухих И.Н. Литература. 10 класс (базовый уровень): Практикум: среднее (полное) общее образование. – М.: Издательский центр «Академия», 2011г.

5. Белокурова С.П., Сухих И.Н. Литература. 10 класс (базовый уровень): Книга для учителя: среднее (полное) общее образование. – М.: Издательский центр «Академия», 2010г.

6. В.А. Основина. Проектирование и организация учебного процесса на деятельностной основе. – г. Ульяновск, 2008 г.

7. Михаил Шолохов. "Судьба человека». Издательство "Художественная литература", Москва, 1983

Рассказ Михаила Александровича Шолохова “Судьба че­ловека” был написан в середине пятидесятых годов двадцато­го столетия. Это было время пересмотра идеологических ус­тановок сталинской эпохи, когда в жестких ограничениях цензуры возникли некоторые послабления. В частности, ста­ло возможным печатно говорить о людях, которые во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов оказались в плену у гитлеровцев. Раньше эти люди считались предателями и были ущемлены в своих гражданских правах. Многие, вер­нувшись из плена на Родину, после фашистских концлагерей попадали в сталинские, где условия, по свидетельствам пере­живших репрессии, были еще хуже, чем в фашистских. Типи­ческая судьба таких людей была показана Шолоховым в обра­зе Андрея Соколова.
Помимо обращения к запретной прежде теме, в рассказе Шолохова “Судьба человека” есть и другие признаки, отлича­ющие его от шаблонных произведений советской литературы о войне. В них принято было подчеркивать самоотвержен­ность советских воинов, сознательно идущих на подвиг во
Имя социалистической Родины и ее вождя

Сталина. Иными словами, непременным условием для писателей было изобра­жение героического характера в плакатном духе. А Андрей Соколов, несмотря на участие в молодые годы в гражданской войне, человек совершенно аполитичный, вполне равнодуш­ный к “великим социалистическим свершениям” и тому по­добной агитационной трескотне. Его патриотизм – чисто рус­ский, в нем почти незаметно “советское” влияние (разве что в Бога не верует). До войны он простой шофер, занятый исклю­чительно семейной жизнью и общением с друзьями, не прочь выпить. Когда начинается война, Андрей Соколов не торопит­ся отправиться добровольцем на фронт, что также было стан­дартом для плакатных героев советской литературы. Но когда получает повестку, то воспринимает ее как должное и отправ­ляется на войну с той же спокойной уверенностью в необходи­мости этого, как прежде выполнял свой служебный долг на работе. В то же время на фронте он проявляет незаурядное мужество, а когда вынужденно попадает в плен, то встречает своих смертельных врагов в ожидании пули лицом к лицу. Его смелость не показная, а естественная, что присуща была мно­гим русским людям. В первые дни плена он совершает еще один мужественный поступок: собственными руками уничто­жает предателя, который собирался выдать своего командира на казнь гитлеровцам.
Несмотря на всю кажущуюся безыскусность и правдивость рассказа Шолохова “Судьба человека”, заметны в нем и некая фальшь, человеческая и художественная неправда. По мень­шей мере, неполнота, недоговоренность.
К примеру, есть в рассказе щекотливый эпизод, на кото­ром автор умело не заостряет внимание читателя. Это служ­ба Андрея Соколова в фашистской армии. Из концлагеря во­еннопленный попадает в шоферы немецкого майора. Носит немецкую форму. Не объяснено автором, как это возможно, если он не знает немецкого языка. Известно, что в конце вой­ны у гитлеровцев катастрофически не хватало солдат и они вынуждены были к каким-то второстепенным, не ответ­ственным должностям подпускать пленных. Но чтобы совет­ского военнопленного держали не в тылу, а в действующей армии?. Очень сомнительно, чтобы такое могло происхо­дить в действительности. Вряд ли немцы были настолько доверчивы, чтобы не подозревать русского в стремлении при первом удобном случае отомстить за побои, унижения, не­посильный труд.
Героический переход линии фронта с пленным фрицем и ценными документами – только это дало возможность Соко­лову избежать фильтрационного, а то и концентрационного лагеря. В принципе он остался, с точки зрения советской вла­сти тех лет, изменником Родины: ведь Андрей Соколов служил в вермахте. Правда, он искупил свою вину смелым поступком, и все же судьба шолоховского героя в этом отношении оказа­лась нетипичной, просто исключительной – счастливее, чем у сотен тысяч других советских военнопленных: ему не при­шлось из немецкой неволи попасть в родную советскую.
Подводя итог анализу рассказа Шолохова “Судьба челове­ка”, можно сделать вывод, что для своего времени это было во многом правдивое изображение русского национального ха­рактера, но в условиях господства коммунистической идеоло­гии сказать всю правду о судьбах советских военнопленных писателю не удалось.

  1. В современном мире имя Шолохова благоговейно произносится всеми, кому дороги идеалы свободы и разума, справедливости и гуманизма. Шолохов изображает жизнь в борьбе разных начал, в кипении чувств, в радости и...
  2. Внутренний мир Григория, Аксиньи, Натальи, других героев раскрывается через восприятие ими природы, этого нельзя сказать о Дарье. И это не случайно, так чувство природы не играло роли в ее переживаниях....
  3. В конце 56г. М. А. Шолохов опубликовал свой рассказ “Судьба человека”. Это рассказ о простом человеке на большой войне, который ценой потери близких, товарищей, своим мужеством, героизмом дал право на...
  4. Роман-эпопея – разновидность романа, с особой полнотой охватывающая исторический процесс в многослойном сюжете, включающем многие человеческие судьбы и драматические события народной жизни. Из справочника по литературе для школьников Ничто не...
  5. Образ Григория Мелехова – центральный в романе-эпопее М. Шолохова “Тихий Дон”. О нем сразу невозможно сказать, положительный это или отрицательный герой. Слишком долго он блуждал в поисках правды, своего пути....
  6. Вторая мировая война – это величайший трагический урок и человеку, и человечеству. Более пятидесяти миллионов жертв, несметное число разрушенных сел и городов, трагедия Хиросимы и Нагасаки, потрясшая мир, заставили человека...
  7. История не стоит на месте. Постоянно происходят какие-то события, которые коренным образом влияют на жизнь страны. Происходят перемены в самой общественной жизни. А эти перемены самым прямым образом отражаются на...
  8. Так в горький смертельный час гражданской войны многие писатели 20 века в своих произведениях подымали проблему насилия и гуманизма. Особенно ярко это можно проследить у И. Бабеля в “Конной армии”,...
  9. Первая книга романа “Поднятая целина” была написана Шолоховым в 1932 году, а вторая книга – в 1959 году. Основу сюжета романа составила история создания и укрепления колхоза в одном из...
  10. Когда мы говорим “шолоховские герои”, перед нашими глазами встают Григорий Мелехов, Аксинья, Семен Давыдов, Андрей Соколов. Это люди разной судьбы, разных характеров, но за каждой жизнью, промелькнувшей на страницах шолоховских...
  11. Я все такой же, только Чуть-чуть погнутый. М. А. Шолохов Михаил Шолохов. Каждый открывает его по-своему. Одному близок Григорий Мелихов, удалой казак из романа “Тихий Дон”, другому полюбился дед Щукарь,...
  12. .Брестская крепость, 1941 год. Кто из нас не знает подвиг героев – пограничников, защищавших родную землю от фашистских оккупантов и ценой своей жизни более месяца сдержавших натиск гитлеровцев на Брестском...
  13. Роман М. А.Шолохова Тихий Дон вошел в историю русской литературы как яркое, значительное произведение, раскрывающее трагедию донского казачества в годы революции и гражданской войны. Эпопея вмещает в себя целое десятилетие:...
  14. “Тихий Дон” М. Шолохова – произведение эпического размаха, посвященное одному из наиболее сложных этапов гражданской войны на Дону. Трагизм Гражданской войны показан Шолоховым в среде казачества, где отношение к власти...
  15. Рассказ М. А. Шолохова – одно из лучших произ­ведений писателя. В его центре – трагическая судьба конкретной личности, сопряженная с событиями ис­тории. Писатель концентрирует свое внимание не на изображении подвига...
  16. Если на время отстраниться от исторических событий, то можно отметить, что в основе романа М. А.Шолохова “Тихий Дон” лежит традиционный любовный треугольник. Наталья Мелехова и Аксинья Астахова любят одного и...В Поисках социальной правды ищет он ответа на неразрешимый вопрос о правде у большевиков (Гаранжи, Подтелкова), у Чубатого, у белых, но чутким сердцем угадывает неизменность их идей. “Земли даете? Воли?...
  17. Михаил Александрович Шолохов пришел в литературу с яркими, самобытными и суровыми произведениями о гражданской войне. Революция взломала и перевернула старый мир, и из глубины общества к свету, творчеству, созиданию нового...

Название в художественном произведении – один из способов выражения авторской позиции. В нем или отражена суть конфликтных произведений, или назван ключевой эпизод или главный герой, или выражена основная мысль произведения.

Спустя много лет после Великой Отечественной войны в 1957 году М.А. Шолохов пишет рассказ «Судьба человека», в основе сюжета которого история жизни обычного человека Андрея Соколова.

Повествование в произведении ведется от первого лица, от имени главного героя, тот рассказывает о своей жизни постороннему человеку, которого принял за шофера. Внимательно рассмотрев Андрея Соколова, рассказчик обращает особое внимание на глаза человека: «глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть». Такая деталь говорит о трудной, очень тяжелой жизни Андрея Соколова, ведь глаза – зеркало души. Герой повествует о своей судьбе. Именно это слово положено М.А. Шолоховым в название рассказа. Не рок, не фатум, не предопределение, а именно судьба: слово, которое вмещает в себя все предыдущие смыслы, но в то же время здесь у писателя является синонимом к слову жизнь. Действительно, жизнь Андрея Соколова поначалу «была обыкновенная»: семья, жена, трое детей, неплохая работа, но началась война, которая принесла боль и страдание. Сначала плен, потом смерть жены и дочерей, и, наконец, гибель сына. Любой человек, испытавший такое, мог бы обозлиться, ожесточиться, проклясть свою судьбу. Но Андрей Соколов нашел в себе силы помочь маленькому мальчику Ванюше, который остался после войны сиротой: герой усыновил Ванюшу: «Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети».

Андрей Соколов сам принял решение взять сироту-мальчишку, изменив тем самым свою судьбу, наполнив жизнь смыслом.

М.А. Шолохов называл произведение «Судьба человека», не указывая, что повествование будет о жизни конкретного человека, потерявшего на войне самое дорогое: жену, детей, но сохранившего главное – человеческое сердце. Так из рассказа о судьбе конкретного человека произведение превращается в повествование о судьбе всего человечества, когда каждый ответственен перед собой и другими за свою жизнь.

Название шолоховского рассказа многозначно: оно указывает на нравственную сущность Андрея Соколова: из обычного шофера, женившегося на Иринке, заимевшего троих детей, пережившего плен, когда «смерть мимо…прошла, только холодком от нее потянуло…» он становится человеком, усыновившим Ваню, и теперь Соколов боится за свою жизнь (вот сердце у меня раскачалось, поршня надо менять…»), так как теперь он ответствен за маленького мальчика.

Мечта о родственной душе объединила две сиротские судьбы: прошедшего войну солдата и оставшегося сиротой мальчишку, и отныне, объединившись, вместе шагают они по жизни.

Таким образом, название шолоховского рассказа «Судьба человека» поднимает повествование до уровня вселенского обобщения, делая маленький рассказ глубинным эпосом, раскрывающим сложнейшую проблематику, затрагивающим основы человеческого общежития.

Название в художественном произведении – один из способов выражения авторской позиции. В нем или отражена суть конфликтных произведений, или назван ключевой эпизод или главный герой, или выражена основная мысль произведения. Спустя много лет после Великой Отечественной войны в 1957 году М.А. Шолохов пишет рассказ «Судьба человека», в основе сюжета которого история жизни обычного человека Андрея Соколова. Повествование в произведении ведется от первого лица, от имени главного героя, тот рассказывает о своей жизни постороннему человеку, которого принял за шофера. Внимательно рассмотрев Андрея Соколова, рассказчик обращает особое внимание на глаза человека: «глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть». Такая деталь говорит о трудной, очень тяжелой жизни Андрея Соколова, ведь глаза – зеркало души. Герой повествует о своей судьбе. Именно это слово положено М.А. Шолоховым в название рассказа. Не рок, не фатум, не предопределение, а именно судьба: слово, которое вмещает в себя все предыдущие смыслы, но в то же время здесь у писателя является синонимом к слову жизнь. Действительно, жизнь Андрея Соколова поначалу «была обыкновенная»: семья, жена, трое детей, неплохая работа, но началась война, которая принесла боль и страдание. Сначала плен, потом смерть жены и дочерей, и, наконец, гибель сына. Любой человек, испытавший такое, мог бы обозлиться, ожесточиться, проклясть свою судьбу. Но Андрей Соколов нашел в себе силы помочь маленькому мальчику Ванюше, который остался после войны сиротой: герой усыновил Ванюшу: «Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети». Андрей Соколов сам принял решение взять сироту-мальчишку, изменив тем самым свою судьбу, наполнив жизнь смыслом. М.А. Шолохов называл произведение «Судьба человека», не указывая, что повествование будет о жизни конкретного человека, потерявшего на войне самое дорогое: жену, детей, но сохранившего главное – человеческое сердце. Так из рассказа о судьбе конкретного человека произведение превращается в повествование о судьбе всего человечества, когда каждый ответственен перед собой и другими за свою жизнь. Название шолоховского рассказа многозначно: оно указывает на нравственную сущность Андрея Соколова: из обычного шофера, женившегося на Иринке, заимевшего троих детей, пережившего плен, когда «смерть мимо…прошла, только холодком от нее потянуло…» он становится человеком, усыновившим Ваню, и теперь Соколов боится за свою жизнь (вот сердце у меня раскачалось, поршня надо менять…»), так как теперь он ответствен за маленького мальчика. Мечта о родственной душе объединила две сиротские судьбы: прошедшего войну солдата и оставшегося сиротой мальчишку, и отныне, объединившись, вместе шагают они по жизни. Таким образом, название шолоховского рассказа «Судьба человека» поднимает повествование до уровня вселенского обобщения, делая маленький рассказ глубинным эпосом, раскрывающим сложнейшую проблематику, затрагивающим основы человеческого общежития.