Стандартный гитарный строй. Какие струны лучше подойдут под определенный строй? Главные аккорды для начинающих

И даже выкладывал , правда на английском.
В общем, сегодня решил снова коснуться этой темы и рассмотреть наиболее распространенные из них.


Не лишним будет напомнить простые вещи. Если вы решили настроиться пониже, то для этого лучше взять потолще, а то в каком-нибудь Dropped обычная девятка будет просто болтаться и звенеть об лады. Если же вы решили сделать строй своей гитары повыше, то в этом случае можно взять струны потоньше, т.к. струны больших калибров, в это случае, могут быть очень тугими. Ну, и избыточную нагрузку на гриф тоже никто не отменял.

Так же, при кардинальной смене строя, будьте готовы к тому, чтобы заново , хотя может быть этого делать и не придется.

Итак, поехали.

Стандартный строй: E-A-D-g-b-e

В стандартном гитарном строе всем интервалы между струнами – это чистые кварты (пять полутонов), за исключением интервала между третьей струной (g) и второй струной (b), который является мажорной терцией (четыре полутона).

На полтона вниз: Eb-Ab-Db-gb-bb-eb

Этот гитарный строй также называют «Eb» - по ноте, на которую настроена самая толстая струна. Настройка гитары происходит точно так же, как в стандартном строе. Звуковые интервалы между струнами остается ровно такими же, но настройка каждой струны происходит ровно на один полутон ниже относительно стандартного строя. Строй Eb может использоваться по многим причинам, например, потому что струны становятся мягче, и делать бэнды становится легче или, для того, чтобы лучше соответствовать вокальному диапазону певца. Причин может быть много. Этот строй использовали Jimi Hendrix и Stevie Ray Vaughan.

На целый тон вниз: D-G-C-f-a-d

Этот строй так же называет «Строй D» - по ноте, на которую настроена самая толстая струна. Все тоже самое, как в предыдущем случае, за исключением того, что каждая струна настроена на тон ниже относительно стандартного строя. Этот строй используется по тем же причинам, как и «E?», струны при этом провисают еще больше, а делать бэнды еще легче. Тут я бы уже задумался об использовании струн более толстого калибра.
Если и этого для вас недостаточно, то можно продолжать и дальше. Т.е. опускать или каждую струну на равный интервал относительно стандартного строя. Алгоритм прост, главное – это подобрать струны соответствующего размера.

Drop-D: D-A-d-g-b-e

Дроп-D – это, наверно, один из самых популярных строев в хард-роке, алтернативе и прочей мазафаке. Кстати, не брезгуют им и фолковые гитаристы. Хотя они, вообще, большие любители альтернативных и нестандартных гитарных строев.
Опуская низкую струну E на один тон к D, мы добиваемся легкости игры поуэр-аккордами (power chords). Теперь их можно играть одним пальцем, просто зажав три толстых струны, 4-ю, 5-ю и 6-ю, соответственно. Строй Drop-D дает более «мясной» звук и расширяет к низу общий диапазон гитары относительно стандартного строя.
Кстати, этот строй не требует большой и долгой перестройки, что позволяет менять строй прямо «на ходу», при должной сноровке, конечно.
Для облегчения этой процедуры даже был придуман и сделан специальный девайс – D Tuner, который позволят буквально за секунду перестраивать шестую струну.

Двойной Drop-D: D-A-d-g-b-d

Двойной дроп-D – это любимый строй Нила Янга (Neil Young). Он идентичен обычному Drop-D, за исключением того, что высокая e тоже понижена на один тон относительно стандартного строя – до d. При таком раскладе получается, что 4-е высоких струны образуют аккорд соль-мажор, и это может быть удобно при игре слайдом. Этот строй, так же довольно быстро и легко получить из стандартного.

Drop-C: C-G-c-f-a-d

Этот строй поможет сделать звук вашей гитары более низким и «мясным» на перегрузе. Этот строй получается, если сначала перестроить гитару на тон ниже стандартного, а затем спустить 6-ю струну еще на тон.
Довольно низко, не находите? При таком строе явно нужны струны потолще. Тонкие явно будут болтаться, как сопли.
В общем, методика проста. Мы уже поняли, что такое Drop. А опускать ли на один тон, 2 или больше – это уж, как вам захочется. Всё будет упираться в калибр струн и ваше желание.

Строй D5: D-A-d-d-d-d

Этот строй относят к категории открытых строев, т.к. если все струны открыты то звучит аккорд D5. Такой строй довольно часто используется при игре слайдом. Чтобы получить такой строй нужно 3-ю струну опустить на 5 полутонов, 2-ю поднять на 3 полутона и 1-ю опустить на тон.
Встречаются вариации этого строя, в которых 3-ю струну поднимают до A, вместо того, чтобы опустить до D. Это дает две пятых ступени в различных октавах, что дает звуку некоторую глубину.

Строй Страуса: D-D-d-d-d-d

В этом строе все струны настроены на одну ноту. Говорят, что этот строй придумал Лу Рид (Lou Reed), пока был с Velvet Underground. Важное замечание: при таком строе вам определенно нужно собирать собственный комплект струн.

На сегодня, пожалуй, остановлюсь. Этим конечно, все альтернативные и нестандартные гитарные строи не исчерпываются.
Думаю, в скором времени подкину еще с десяток.

В предыдущей статье совсем коротко был затронут вопрос о пониженном строе гитары . В данной статье хотелось бы обсудить его более подробно.
Напомню, что стандартный строй шестиструнной электрогитары такой: Ми[E]-Ля[A]-Ре[D]-Соль[G]-Си[H]-Ми[E], начиная с шестой струны. Рассмотрим предпосылки для перехода к другому строю гитары. Пониженный строй применяют в экстремальной музыке, чтобы создать более плотный, тяжёлый и мощный звук. Также можно привести пример того, когда музыканты, играющие в рок группах , решают использовать более низкий строй, чтобы было удобнее петь вокалисту. То есть подстраиваются под определённого человека и определённый стиль музыки. Кстати говоря, можно и повышать строй гитары, подстраиваясь под вокальные данные певца. Также использование низкого строя гитары обусловлено другой аппликатурой аккордов. То есть строй гитары подбирают для удобства постановки аккордов.

При использовании пониженного строя электрогитары, естественно, будет уменьшаться натяжение струн и тонкие струны могут попросту висеть. Поэтому нужно подбирать более толстые комплекты струн.
Могу сказать, что вариантов настройки гитары достаточно много. Мы рассмотрим несколько распространённых. На их примерах Вы сможете выбрать для себя оптимальный строй или же придумать свой.

  1. Понижение на пол тона. При этом строй становится следующий: Ре#-Соль#-До#-Фа#-Ля#-Ре#.
  2. Понижение на тон. Строй гитары: Ре[D]-Соль[G]-До[C]-Фа[F]-Ля[A]-Ре[D].
  3. Строй, называемый «Drop D». При этом понижается на тон только шестая струна: Ре[D]-Ля[A]-Ре[D]-Соль[G]-Си[H]-Ми[E]. В таком случае между шестой и пятой струной оказывается квинта и можно играть различные рифы, зажимая эти две струны одним пальцем.
  4. Гитарный строй Drop D

  5. Строй под названием «Drop C». Шестая струна понижается на два тона. Остальные струны – на один тон. Тогда строй гитары выглядит так: До[C]-Соль[G]-До[C]-Фа[F]-Ля[A]-Ре[D]. Строй ниже вышеописанного, но аналогично можно играть аккорды на двух низких струнах одним пальцем.
  6. Гитарный строй Drop C

  7. И в заключении рассмотрим ещё один строй. Он запомнился мне по песне Kashmir группы Led Zeppelin. Выглядит он так: Ре[D]-Ля[A]-Ре[D]-Соль[G]-Ля[A]-Ре[D].
  8. Led Zeppelin — Kashmir

Многие гитаристы задаются вопросом о том, какие струны лучше подойдут под их строй. При выборе стоит помнить, что предпочтения по натяжению и диаметру струн - очень индивидуальная вещь. Именно по этой причине не стоит воспринимать информацию из данного материала как абсолютную истину: мы приведем самые обобщенные и усредненные данные, по которым вы сможете подобрать оптимальную толщину комплекта под свои предпочтения.

Для удобства чтения статьи мы будем использовать целые обозначения толщины струн (например, 9-42 вместо 0.009-0.042).

Факторы, влияющие на выбор толщины струн

  • Мензура гитары: чем она длиннее, тем сильнее будут натянуты струны при прочих равных условиях. В таблице ниже мы будем исходить из стандартной мензуры 25.5". Если вы обладатель гитары с меньшей мензурой, то вам нужно сделать небольшую корректировку и взять более толстый набор.
  • Натяжение струн: чем больше их натяжение, тем толще струны - соответственно, они обладают более мощным и объемным звучанием. Однако с другой стороны, струны с большей толщиной имеют меньшую амплитуду колебаний, из-за чего их звук не так насыщен обертонами, он более тусклый и плоский - особенно это слышно на тонких струнах без обмотки.
  • Третья струна: в большинстве комплектов она не имеет намотки (plain). В наборах с первой струной толщиной 12 и более третья струна обычно имеет оплетку (wound). В данном случае стоит учитывать, что оплетка увеличивает натяжение - о бендах на полтора-два тона придется забыть, хотя, с другой стороны, в пониженных строях третья струна wound звучит намного полнее и богаче.
  • Сегодня можно купить струны для гитары в сбалансированных наборах (8-38, 9-42, 10-46, 11-50, 12-54, 13-56 и др.) и несбалансированных (9-46, 10-52, 11-52, 12-56/60 и др.)

Первые обычно используются для стандартного строя либо строя, пониженного по всем струнам на равное количество полутонов. Второй тип идеально подойдет для любителей дроп-строев (6 струна понижена на целый тон), а также для тех, кто использует гибридные и открытые настройки гитары.

  • Самые толстые комплекты струн (12-60, 13-72 и т.д.) лучше подходят для гитар с удлиненной мензурой - баритонов . У них мензура составляет 26 и более дюймов, используются они в сильно пониженных строях (например, Standart A и ниже).

В принципе, подобные комплекты можно использовать и для инструментов со стандартной мензурой для глубоко пониженного строя, однако перед покупкой следует учесть пару нюансов:

  • Вам может просто не хватит возможностей регулировки мензуры на бридже, так как пониженный строй требует ее перенастройки. В таком случае поможет либо замена бриджа, либо переход на более тонкий комплект.
  • Используя более толстый комплект, вы расточите канавки под струны на верхнем порожке либо просто не сможете поместить в них струны. При обратном переходе на более тонкие струны, они будут болтаться в расточенных канавках, что затруднит точную настройку гитары.

Помимо этого, толстые струны могут не влезть в колок - его также придется расточить.

Какие струны подойдут под определенный строй

Строй гитары

Подходящие комплекты струн

Standart E

8-38 - специфический набор, который подойдет, скорее, опытным музыкантам. Очень малый диаметр позволяет делать микробенды просто благодаря более сильному прижатию струны к ладам (особенно это эффективно применяется при скалопированом грифе). Из известных музыкантов фанатом такого набора является Ингви Мальмстин

9-42 - подойдут начинающему музыканту, ставятся на все серийные гитары Fender

10-46 - пожалуй, наиболее популярный калибр для стандартного строя: идеальный баланс между удобством и понотой звучания

9,5-44 - компромиссный набор для любителей динамичного звучания и частых бендов

11-50 - излюбленный комплект музыкантов, исполняющих блюз и нетяжелый рок: позволяет раскачать дерево гитары на полную мощность

12-54 - подойдет, например, для гитар с пустотами внутри деки при исполнении джаза и блюза. Высокое натяжение

9-46 - аналогичный классическому комплекту 9-42 набор для drop-строя

10-52 - аналог комплекта 10-46 для drop-строя

10-50 - не очень популярный комплект, который по мнению многих музыкантов более сбалансирован для дропа и более приятен при игре, нежели 10-52

10-60 - несбалансированный комплект для тех, кто играет тяжелую музыку, такой набор использует Закк Уайлд

11-54 - яркий и мощный звук при игре гармонических партий на низких струнах

11-56 - самый объемный и глубокий звук, подойдет музыкантам с сильными пальцами

Standart D

10-46 - легкие бенды, натяжение ниже среднего. Для певучих лид-партий

11-50 - отлично сбалансированное натяжение

12-54 - натяжение выше среднего: мечта каждого блюзмена

13-56 - сильное натяжение, глубокий и мощный тон

10-60 - неплохой выбор и для данного строя: 1-3 струны хорошо тянутся, низкие струны звучат монолитно и глубоко

11-52 - минимальная толщина для данного строя, натяжение ниже среднего

11-54 - классический набор для drop C

11-56 - усиленный звук низких струн, разница ощутима не всегда

12-54 - более толстые высокие струны, подойдет, скорее, для игры гармонических партий

12-60 - сильное натяжение, хороший выбор для тяжелой музыки с минимальным количеством лид-партий

Standart A

14-68 - среднее натяжение, отличный баланс

Полезный совет: если вы хотите настроить гитару в B Standart или ниже, то подумайте лучше о покупке баритона или 7-струнной гитары - нужно понимать, что не все типы 6-струнных электрогитар предназначены для экспериментов с сильным понижением строя.

Повторим, что данные рекомендации являются условными и отчасти субъективными. Достаточно вспомнить великого SRV, который для строя Standart Eb использовал комплект 13-56: поэтому самое важное - это ваши ощущения. Попробуйте несколько разных комплектов, поэкспериментируйте - и вы непременно найдете оптимальный набор для своей музыки!

По материалам статьи Калганникова Егора, 12.2013.

Неклассические настройки используются для удобства игры в отдельных музыкальных жанрах или музыкальных произведений .

Классический метод настройки

  1. камертона
  2. По 1-й струне настраивается 2-я струна, которая, будучи прижатой на V ладу, должна звучать одинаково с 1-й открытой (не прижатой) струной.
  3. 3-я струна, прижатая на IV ладу, настраивается по 2-й открытой струне.
  4. 4-я струна, прижатая на V ладу, настраивается по 3-й открытой струне.
  5. 5-я струна, прижатая на V ладу, настраивается по 4-й открытой струне.
  6. 6-я струна, прижатая на V ладу, настраивается по 5-й открытой струне.

Настройка флажолетами с темперацией

Позволяет производить намного более точную настройку, так как точность ладов не всегда достаточна.

  1. Настройка 1-й струны производится по контрольному звуку - звуку камертона - или по звуку уже настроенного музыкального инструмента.
  2. 6-я струна настраивается так, чтобы её флажолет на V ладу звучал в унисон с 1-й струной.
  3. 5-я струна настраивается так, чтобы её флажолет на VII ладу звучал в унисон с 1-й струной, а потом чуть подтягивается, чтобы возникли биения частотой 0,372 Гц (одно биение за 2,7 секунды).
  4. 4-я струна настраивается так, чтобы её флажолет на VII ладу звучал в унисон с флажолетом 5-й струны на V ладу, а потом чуть подтягивается, чтобы возникли биения частотой 0,497 Гц (одно биение за 2,01 секунды).
  5. 3-я струна настраивается так, чтобы её флажолет на VII ладу звучал в унисон с флажолетом 4-й струны на V ладу, а потом чуть подтягивается, чтобы возникли биения частотой 0,664 Гц (одно биение за 1,51 секунды).
  6. 2-я струна настраивается так, чтобы её флажолет на V ладу звучал почти в унисон с флажолетом 1-й струны на VII ладу, но чуть недотягивается, чтобы слышались биения частотой 1,12 Гц (одно биение за 0,9 секунды).

При настройке по камертону A («ля») первой настраивается 5-я струна (флажолет на V ладу в унисон с камертоном), затем 1-я и 6-я, а потом 4-я, 3-я и 2-я.

При хорошем слухе, накопив достаточный опыт, можно обойтись без взятия флажолетов, улавливая биения обертонов в звучании открытых струн.

Поскольку изменение натяжения струны ведёт к деформации корпуса гитары и расстройке остальных струн, рекомендуется настраивать гитару в 2-3 итерации, первую из которых можно делать без темперации (без тщательного подсчёта частоты биений).

Пониженные строи шестиструнной гитары

Пониженные (то есть ниже обычного строя EBGDAE) строи применяются для более удобной игры в определённой тональности, либо для получения более низкого «тяжелого» звука. В частности, многие рок-гитаристы любят т. н. Drop-строи, которые именуются с дописыванием к «Drop» ноты на 6-й струне, которая опускается на 1 тон ниже первой (например: Drop C = DAFCGC). Для перестройки из классического строя в какой-либо пониженный, все струны гитары опускаются на определённый интервал (например чтобы перестроиться в строй D необходимо все струны гитары опустить на тон). Для понижения строя гитары более чем на тон может понадобиться смена струн на более толстые из-за ослабления их натяжения. Также для строя ниже B (си) используются в основном баритон-гитары .

Струна Строй E♭ (ми-бемоль) Строй D (ре) Строй D♭ (ре-бемоль) Строй C (до) Строй B (си)
Нота Частота (в герцах) Нота Частота Нота Частота Нота Частота Нота Частота
Первая e♭¹ (ми-бемоль первой октавы) 311.13 d¹ (ре первой октавы) 293.66 d♭¹ (ре-бемоль первой октавы) 277.18 c¹ (до первой октавы) 261.63 b (си малой октавы) 246.94
Вторая b♭ (си-бемоль малой октавы) 233.08 a (ля малой октавы) 220.00 a♭ (ля-бемоль малой октавы) 207.00 g (соль малой октавы) 196.00 g♭ (соль-бемоль малой октавы) 185.00
Третья g♭(соль-бемоль малой октавы) 185.00 f (фа малой октавы) 174.62 e (ми малой октавы) 164.81 e♭ (ми-бемоль малой октавы) 155.56 d (ре малой октавы) 147.83
Четвёртая d♭ (ре-бемоль малой октавы) 138.59 c (до малой октавы) 130.82 B (си большой октавы) 123.48 B♭ (си-бемоль большой октавы) 116.54 A (ля большой октавы) 110.00
Пятая A♭ (ля-бемоль большой октавы) 103.80 G (соль большой октавы) 98.00 G♭ (соль бемоль большой октавы) 92.50 F (фа большой октавы) 87.31 E (ми большой октавы) 82.41
Шестая E♭ (ми-бемоль большой октавы) 77.78 D (ре большой октавы) 73.91 D♭ (ре-бемоль большой октавы) 69.30 C (до большой октавы) 65.41 B¹ (си контроктавы) 61.74
Ноты



Open C

Одной из характерных особенностей является легкость извлечения основных мажорных аккордов. Простое барре на 2 м ладу даст «Ре», 4м - «Ми», 5м - «Фа» и так далее. Открытые струны предоставят вам «До».

Дла того чтобы настроить гитару в «Open C», надо (отталкиваясь от «стандартного строя»): 1-я струна (тонкая) Оставить как в «стандартном строе» - «Ми»(«E»)
2-я струна. Поднять на полшага до «До»(«C»)
3-я струна. Оставить как в «стандартном строе» - «Соль»(«G»)
4-я струна. Опустить на шаг до «До»(«C»)
5-я струна. Опустить на шаг до «Соль»(«G»)
6-я струна (толстая). Опустить на два шага c «Ми» до «До»(«C»)

Повышенные строи шестиструнной гитары

Повышение строя гитары, особенно классической , может привести к повреждению инструмента , а также к травмам из-за внезапного обрыва перетянутой струны.

Для повышения строя можно использовать каподастр . Если перестройка гитары все же необходима, рекомендуется использовать более тонкий набор струн.

Струна Строй F (фа) Строй F# (фа-диез) Строй G (соль) Строй G# (соль-диез) Строй A (ля)
Нота Частота (в герцах) Нота Частота Нота Частота Нота Частота Нота Частота
Первая f¹ (фа первой октавы) 349.23 f¹# (фа-диез первой октавы) 369.99 g¹ (соль первой октавы) 392.00 g¹# (соль-диез первой октавы) 415.30 a¹ (ля первой октавы) 440.00
Вторая с¹ (до первой октавы) 261.63 с¹# (до-диез первой октавы) 277.18 d¹ (ре первой октавы) 293.66 D¹# (ре-диез первой октавы) 311.13 e¹ (ми первой октавы) 311.13
Третья g# (соль-диез малой октавы) 207.00 a (ля малой октавы) 220.00 a# (ля-диез малой октавы) 233.08 b (си малой октавы) 246.94 c¹ (до первой октавы) 261.63
Четвёртая d# (ре-диез малой октавы) 155.56 e (ми малой октавы) 164.81 f (фа малой октавы) 174.62 f# (фа-диез малой октавы) 185.00 g (соль малой октавы) 196.00
Пятая A# (ля-диез большой октавы) 116.54 B (си большой октавы) 123.48 c (до малой октавы) 130.82 c# (до-диез малой октавы) 138.59 d (ре малой октавы) 147.83
Шестая F (фа большой октавы) 87.31 F# (фа-диез большой октавы) 92.50 G (соль большой октавы) 98.00 G# (соль-диез большой октавы) 103.80 A (ля большой октавы) 110.00
Ноты




Строй «Drop D»

Этот строй отличается от классического опущенной на тон шестой струной. Он часто используется музыкантами играющими в стиле хард-рок на электрогитаре , так как облегчает игру квинт-аккордов (англ. power-chord ), также для него написаны некоторые произведения классической гитары (в тональностях ре-мажор и ре-минор).

Строй «Drop C»

Используется для получения ещё более низкого и «тяжелого звука» на электрогитаре. В отличие от классического строя, все струны кроме шестой настраиваются на тон ниже, а шестая струна - на два тона .
Как и строй Drop D используется для игры квинтаккордов.

Строй «Double Drop-D»

Строй похожий на Drop D, отличающийся тем что первая струна опускается на тон. Для настройки из классического строя первая и шестая струна опускаются на тон .
В этом строе четыре верхние открытые струны гитары образуют аккорд соль-мажор, что облегчает игру слайдом . Двойной drop D часто использовался исполнителем Нилом Янгом .

Строй «DADGAD»

Строй наиболее часто используемый в фолк-музыке . Изобрел его британский гитарист Дэвид Грэм для более удобной игры по нотам записанным для скрипки или волынки .
Для перестройки в строй «DADGAD» из классического необходимо опустить на тон первую , вторую и шестую струны.

Строй «DADDAD»

Строй «Papa-Papa», наиболее подходящий как для использования в фолк-музыке (кельтской), так и для исполнения партий ритм-гитары в «тяжелой» (альтернативной музыке) по 4-е ноты одновременно. Для перестройки в строй «DADDAD» из классического необходимо опустить на тон первую , вторую и шестую струны. а третью настроить в унисон с четвертой .

Строй «Open D»

В этом строе открытые струны образуют аккорд ре-мажор. Он используется в основном на слайд-гитарах .
Для перестройки в этот строй из классического первая , вторая и шестая струны опускаются на тон , третья опускается на полутон .

Строй «Open G»

В этом строе открытые струны образуют аккорд соль-мажор.
Для перестройки в строй «Open G» из классического первая , пятая и шестая струны опускаются на тон .

«Новый стандартный строй»

Также известный как «Crafty tuning». Строй разработанный музыкантом Робертом Фриппом и используемый им с 1983 года. В отличие от классического «квартового » строя, строй предложенный Робертом Фриппом ближе к смычковым струнным инструментам , причем первая , вторая и третья струны настраиваются аналогично скрипке . Настройка в этот строй может потребовать замены нижних струн на более толстые, а верхних - на тонкие.

«Альтернативный строй Cross A»

E-A-E-A-E-A ."Sitar A" - альтернативный пониженный гитарный строй. Напоминает звучание индийского ситара. Отлично подходит для создания индийской (восточной) музыки.

Семиструнные строи

Стандартный

Строй струн семиструнной гитары смешанный - терцово-квартовый, таким образом аккорд открытых струн является консонирующим (мажорный квартсекстаккорд), в отличие от шестиструнной гитары. Этот строй считается классическим (академическим).

Возникает закономерный вопрос:"как настроить гитару 6 струнную новичку?" . Если у вас большие планы и вы хотите стать гитаристом от бога, как минимум вам нужно уметь правильно настраивать гитару . Но даже если таких планов нет, то настраивать гитару всё равно придётся).

"Не могу настроить гитару" - такую фразу можно часто услышать от начинающего гитариста, но для начала давайте разберёмся, как должны быть настроены струны. Струны на гитаре нумеруются снизу вверх, от самой тонкой струны до самой толстой .

10 советов: как играть на гитаре с хорошей техникой

При классическом строе гитары 6-я струна настраивается на , часто используют латинское обозначение "E". Обычно сначала настраивают шестую струну, а от неё все остальные, но об этом чуть позже. Вот как должны быть настроены струны при классическом строе:

  • e (первая, самая тонкая струна - нота "ми")
  • B (вторая струна, нота "си")
  • G (третья струна, нота "соль")
  • D (четвёртая струна, нота "ре")
  • A (пятая струна, нота "ля")
  • E (шестая, самая толстая струна - нота "ми")

Теперь, зная как должны быть настроены струны, давайте попробуем их настроить. Кстати, вы знаете ? Для этого будем использовать колки или как некоторые новички их называют "крутилки"). можно поворачивать как в одну, так и в другую сторону.

Поворачивая колок по часовой стрелке мы натягиваем струну, придавая ей более высокое звучание и соответственно поворачивая против часовой мы ослабляем струну и она звучит более низко.

При настройке 6 струнной гитары крутить нужно аккуратно, дабы не порвать струну, особенно это касается начинающих гитаристов. С опытом вы будете гораздо точнее чувствовать натяжение струны, ну а пока будьте внимательнее и крутите "крутилки" аккуратно.

Настраиваем 6-ую струну

Первым делом настраиваем шестую струну на гитаре . Для этого нам понадобиться так называемое эталонное звучание, конкретно нота "ми". Где её взять? можно послушать у нас на сайте, взять на другом настроенном музыкальном инструменте, можно использовать камертон, либо зайти на YouTube и написать в поиске "нота ми для настройки гитары " или что-то вроде этого.

Некоторые люди обладают абсолютным слухом и могут определить высоту ноты , не используя вышеперечисленные способы. Это качество слуха можно развить, но как правило оно является врождённым. Однако даже далеко не у всех профессионалов есть подобные навыки, поэтому предложенным ниже способом пользуются как опытные гитаристы, так и новички.

И так, "образец" ноты мы нашли, приступаем к настройке. Настройка 6 струнной гитары, как впрочем и игра на любом другом музыкальном инструменте подразумевает наличие хоть какого-то мало-мальского слуха. Наличие слуха у новичка определяется очень просто , если вы в состоянии отличить какая из двух нот звучит выше, а какая ниже, то слух у вас определённо присутствует. Вот он то нам сейчас и понадобится.

Как научиться играть на гитаре с нуля в домашних условиях?

Включите на воспроизведение эталонную ноту "ми" и одновременно начинайте дёргать шестую струну своей гитары. Чувствуете разницу? Струна вашей гитары звучит ниже эталонной ноты? Значит нужно немного её подтянуть, плавно крутим и продолжаем настраивать 6-ю струну пока наша струна и эталонная нота не зазвучат . Пробуйте немного подтягивать и ослаблять струну пока не добъётесь необходимого звучания.

Настройка остальных струн

можно настроить аналогично, использую эталонные ноты, но как правило "в быту" их настраивают относительно 6-ой струны. Порядок действий следующий:

Будем использовать 6-ю струну зажатую на 5-ом ладу и 5-ю струну открытую(то есть не зажатую ни на каком ладе). Поочерёдно дёргаем пятую и шестую струны и корректируем звучание пятой струны до получения унисона.

Оставшиеся струны настраиваются по аналогичной схеме , но с не большой поправкой(обратите внимание на настройку второй струны). Опишу всю схему настройки струн целиком:

  • Шестая струна - настраиваем либо по эталонной ноте, либо на слух.