Сочинение. Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды по рассказу «Гранатовый браслет

позволяет раскрыть проблему с точки зрения автора рассказа или же обратиться к своему личному пониманию любви. Ваш выбор должен быть отражен во вступлении:
  • Классические произведения нередко посвящены вечным темам: любви, смерти, дружбы, войны и другим. Неудивительно, что такой тонко чувствующий и внимательный человек, как Александр Иванович Куприн, написал одни из самых удачных своих произведений именно о любви. Это и «Поединок», и «Олеся», и, конечно же, рассказ «Гранатовый браслет», в котором как нельзя лучше просматривается взгляд автора на это великое чувство.
  • Тема любви относится к разряду тех, что можно отчетливо или неявно обнаружить абсолютно в любом произведении. Для каждого читателя она раскрывается по-своему, как-то особенно отзывается в душе. Когда теме любви отведено центральное место в произведении, как в рассказе И.А. Куприна «Гранатовый браслет», читающий не просто знакомится с историей, рассказанной писателем, но чувствует ее.

Каждую из идей можно развить по-разному, подтверждая ее разными примерами из текста рассказа. Первый вариант можно также дополнить деталями биографии автора.

Александр Иванович Куприн прожил насыщенную жизнь. Наверное, поэтому в своих рассказах он говорит о вечных ценностях, а не гонится за популярными сюжетами и героями. «Гранатовый браслет» сложно назвать жизнеподобным, но Куприн всегда утверждал, что его лучший, по его же мнению, рассказ – это быль. Рассказ, действительно, основан на реальных событиях, но основой сюжета послужил скорее забавный, нежели трагический эпизод. В этом и заключается уникальный талант автора – замечать что-то необычное в каждодневной рутине и создавать литературные шедевры.

Персонаж, которому волей автора было суждено испытать «бескорыстную, самоотверженную, не требующую награды» любовь, не стоит на первом плане: он спрятан за письмами к княгине Вере, будто никогда и не существовал вовсе. Даже имя его неизвестно читателю: в финале рассказа мы узнаем только то, что спрятанный за аббревиатурой «П.П.Ж» - телеграфист Желтков. Но для Куприна не имеют значения ни его статус, ни имя. Все волнения по этому поводу он передает другому герою рассказа – брату Веры. Николай Николаевич и отчасти муж Веры, князь Василий Львович, выражают общественную позицию. Автору необходимы эти герои, так как ее собственная точка зрения отличается от общепринятой.

Куприн, вопреки первому впечатлению, показывает, что самым счастливым героем рассказа являлся Желтков. Он – единственный, кто смог испытать сильное чувство, пусть и безответное. А княгиня Вера смогла лишь приблизиться к любви, что случается лишь раз в жизни. Вера Николаевна была «холодна», «царственно спокойна», «немного свысока любезна», но все же нельзя исключать ее способность чувствовать. «Оставь меня, - я знаю, что этот человек убьет себя», - говорит она мужу, понимая, что упустила то, что подсознательно искала в разговорах с Аносовым, в размышлениях наедине с собой: «Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение - вовсе не труд, а одна радость».

Желтков с течением времени уже не нуждается во взаимности: его питает сама любовь. В тот момент, когда Николай Николаевич и Василий Львович лишают его самой возможности любить, Желтков не видит смысла жить дальше. Последняя надежда на любовь с его смертью исчезает и у Веры Николаевны: «В эту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее».

Собственное восприятие любви в рассказе «Гранатовый браслет» требует в то же время более глубокого анализа текста.

Каждый человек по-разному понимает и воспринимает любовь. Дело выбора: верить в нее или считать возможной только в художественной литературе. Рассказ Александра Ивановича Куприна «Гранатовый браслет» не только талантливо написан, обладает интересным сюжетом, но и универсален в восприятии. Сложно сказать, в чьем облике скрыта душа автора, хотя симпатия и сочувствие Куприна по отношению к Желткову очевидна.

Герой, которому автор вверяет великое чувство, - маленький и незаметный, спрятанный от мира. В довольно неловком разговоре с мужем Веры Николаевны Желтков, возможно, первый и последний раз может открыто говорить о своих переживаниях. Эта сложность близка каждому из нас, ведь зачастую мы прячем собственные чувства от мира и окружающих, боясь быть отвергнутыми, но надеясь на взаимность.

Желтков поначалу винит самого себя за непозволительное чувство, но позже осознает, что ему неподвластно совладать с любовью, и принимает ее, как величайший дар: «Я проверял себя - это не болезнь, не маниакальная идея - это любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить». Он не боится быть смешным или нелепым, он любит – и в этом его счастье.

Чувства Желткова находят отклик даже в душе князя Шеина, хотя он абсолютно оправданно должен быть оскорблен и охвачен ревностью: «Главное, это то, что я вижу его лицо, и я чувствую, что этот человек не способен обманывать и лгать заведомо. И правда, подумай, Коля, разве он виноват в любви и разве можно управлять таким чувством, как любовь, - чувством, которое до сих пор еще не нашло себе истолкователя. - Подумав, князь сказал: - Мне жалко этого человека. И мне не только что жалко, но вот я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души, и я не могу здесь паясничать». Сила любви Желткова дает отпор всем возможным противоборствующим силам и даже после его смерти раздается звуками бетховенской сонаты и тихим шепотом «Да святится имя Твое».

В заключительной части эссе можно сделать выводы, соответствующие выбранной идее эссе:

  • Рассказ Александра Ивановича Куприна «Гранатовый браслет» является отражением авторского понимания чувства любви и вариантом раскрытия этой темы в творчестве писателя. Многие его произведения посвящены самому ценному для его героев и, наверное, для самого автора – любви.
  • Вера Николаевна, как объект любви, с благоговением прикасается к ней – величайшему чуду в ее понимании - и с горьким сожалением осознает, что поздно осознала свою потерю. Однако потому любовь и названа автором «бескорыстной, самоотверженной, не требующей награды», княгиня верит, что Желтков ее простил.
  • Автор не говорит о великой любви – он ее показывает. К финалу повествования читатель безусловно верит в чувства Желткова, проникаясь верой так же, как и герои рассказа.
  • Чувство любви, описанное Куприным, близко любому читателю – черствому или чувствительному, внимательному к деталям или поверхностному. Автору рассказа удалось создать универсальную систему персонажей, каждый из которых отражает разные взгляды на поднятую проблему. Куприн показывает, что любовь могут не увидеть, могут понять и принять, но только самым счастливым и в исключительных случаях удается по-настоящему испытать великое чувство любви.

Машкина В., студентка филологического факультете МГУ

Материал для подготовки к эссе по другим темам .

Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды (по рассказу И.А. Куприна «Гранатовый браслет»)
Порой мы так далеки от реальности в наших мечтах, что очередное возвращение к действительности приносит нам боль и разочарование. И мы бежим от малейших неприятностей жизни, от ее холодности и бесчувствия. В своих розовых снах мы видим светлое будущее, в грезах – снова пытаемся построить хрустальные замки на безоблачном небе. Но есть в нашей жизни чувство, настолько близкое нашим мечтам, что почти соприкасается с ними. Это любовь. С ним мы ощущаем себя защищенными от превратностей судьбы. Уже с детства в сознании каждого закладываются основы любви и привязанности. И каждый человек пронесет их через всю жизнь, разделив с окружающим миром, тем самым сделав его шире и светлее. тем самым сделав его шире и светлее. Но иногда кажется, что люди все больше приземляют собственные интересы, и даже чувства становятся жертвами такого приземления. Они черствеют, превращаются в лед, мельчают. Счастливую и искреннюю любовь приходится переживать, увы, не каждому. И даже она имеет свои взлеты и падения. А некоторые и вовсе задаются вопросом: Существует ли она на свете. И все таки, так хочется верить, что это волшебное чувство, во имя которого ради любимого человека можно пожертвовать самым ценным -даже собственной жизнью. Именно о такой, бескорыстной и всепрощающей любви, пишет Куприн в своем рассказе «Гранатовый браслет».
Первые страницы рассказа посвящены описанию природы. Будто на их чудодейственном светлом фоне происходят все события, сбывается прекрасная сказка любви. Холодноватый осенний пейзаж увядающей природы схож по своей сути с настроением Веры Николаевны Шеины. По нему мы предугадываем ее спокойный, неприступный характер. Ничто ее не привлекает в этой жизни, возможно, поэтому яркость ее бытия порабощена обыденностью и серостью. Даже при разговоре с сестрой Анной, в котором последняя восхищается красотой моря, она отвечает, что сначала красота эта ее тоже волнует, а затем «начинает давить своей плоской пустотой...». Вера не могла проникнуться чувством прекрасного к окружающему миру. Она не была от природы романтиком. И, увидев что – то из ряда вон выходящее, какую – то особенность, старалась (пусть непроизвольно) приземлить ее, сопоставить с окружающим миром. Ее жизнь текла медленно, размеренно, тихо, и, казалось бы, удовлетворяла жизненным принципам, не выходя за их рамки. Вера вышла замуж за князя, да, но такого же примерного, тихого человека, какой была сама. Просто пришло время, хотя о горячей, страстной любви не было и речи. И вот Вера Николаевна получает от Желткова браслет, блеск гранатов которого повергает ее в ужас, мозг сразу же пронзает мысль «точно кровь», и вот уже ясное чувство о предстоящем несчастье тяготит ее, и на этот раз оно вовсе не пустое. С этого момента ее спокойствие разрушено. Вместе с браслетом получив письмо, в котором Желтков признается ей в любви, все нарастающему волнению нет предела. Вера посчитала Желткова «несчастным», она не смогла понять всего трагизма этой любви. Несколько противоречивым оказалось выражение «счастливый несчастный человек». Ведь в своем чувстве к Вере Желтков испытал счастье. Он оборвал жизнь по приказу Тугановского, благословив тем самым любимую женщину. Уходя навсегда, он думал, что путь Веры станет свободным, е жизнь наладится и пойдет по – старому. Но дороги назад нет. Прощание с телом Желткова было кульминационным моментом ее жизни. В этот момент сила любви достигла максимального значения, стала равна смерти. Восемь лет плохой, беззаветной любви, ничего не требующей взамен, восемь лет преданности милому идеалу, самоотверженности от собственных принципов. За один короткий миг счастья пожертвовать всем накопленным за такой большой срок – это под силу не каждому. Но любовь Желткова к Вере не подчинялась никаким образцам, она была выше их. И даже если конец ее оказался трагичным, прощение Желткова было вознаграждено. Хрустальный дворец, в котором жила Вера, разбился, пропустив много света, тепла, искренности в жизнь. Сливаясь в финале с музыкой Бетховена, она сливается и с любовью Желткова, и с вечной памятью о нем.
Так хотелось бы, чтобы в нашу однообразную жизнь проникла эта сказка о всепрощающей и сильной любви, созданная И. А. Куприным. Так хотелось бы, чтобы никогда жестокая реальность не смогла победить наши искренние чувства, нашу любовь. Мы должны приумножать ее, гордиться ей. Любви, истинной любви, необходимо учиться усердно, как самой кропотливой науке. Однако любовь не приходит, если ждешь ее появления каждую минуту, и в тоже время, не разгорается из ничего, но и потушить сильную, настоящую любовь невозможно. Она, разная во всех проявлениях, не образец жизненных традиций, а, скорее, исключение из правил. И все же любовь нужна человеку для очищения, для приобретения смысла жизни. Человек любящий способен на жертву ради спокойствия и счастья любимого человека. И при этом он счастлив. Мы должны превносить в любовь все самое лучшее, что чувствуем, чем гордимся. И тогда яркое солнце обязательно осветит ее, и даже самая обычная любовь станет священной, сливаясь в одно целое с вечностью. Навсегда…

(по рассказу И. Куприна «Гранатовый браслет»)

Хамидуллина К. Т.,

Токушинской школы-гимназии

Аккайынский район

к[email protected]

Всегда ли любовь «бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды»?

Для одних людей любовь – это счастье, для других – подарок, а для третьих она является испытанием. Я, как и все, мечтаю встретить любовь. Она, надеюсь, будет для меня божьим даром, который поможет мне состояться как человеку, так и гражданину. Я согласна с мнением Куприна, говорящего словами генерала Аносова, что это чувство не должно быть ни легкомысленным, ни примитивным, ни, тем более, основываться на выгоде и корысти: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться». Именно такой была любовь Желткова. Без сомнения, «маленький человек» несказанно счастлив: благодаря любви жизнь наполнилась смыслом, связью со всем миром и Богом: «Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете… я в восторге говорю: «Да святится имя Твое». Желтков не требует ничего, он счастлив, что княгиня ходит по той же земле, по тем же улочкам; что дышит она тем же воздухом.

Мне жаль членов семейства Шейных и Булат-Тугановских, потому что они никогда не смогут понять искренность и нежность любви: их удел только надсмехаться над всеми и жить в бездушном мирке, где главное деньги, положение в обществе; где нет места мечте; где не могут понять самоотверженности. Именно в мирке, потому что слово «мир» включает в себя безграничное множество чувств, звуков, цветов. В таком мире я и хочу жить.

К сожалению, в литературе бездушных людей мы встречаем неоднократно. Это Элен Курагина, Молчалин. Для них между любовью и богатством стоит знак равенства. Такие люди страшны. В жизни, надеюсь, их немного. А вот примеров искренней любви предостаточно, например, вечная верная любовь Маргариты и Мастера, которой не помеха даже дьявол.

Удивительно, что смерть не страшит Желткова. Искреннее чувство словно рассеялось в окружающем мире, слилось с бетховенской сонатой №2 Largo Appasionato. Значит, любовь сильнее смерти. Значит, любовь – чувство, которое может не требовать взаимности; чувство, которое поможет переродиться из омертвевшей души в настоящую человеческую.

Комментарии

Данная работа выполнена в формате эссе «за и против». Микротемы выделены абзацами. Выразительность мысли и речи достигается вводными конструкциями, вопросительно-ответной формой изложения, цитатным материалом, разнообразием синтаксических конструкций. Чувствуется авторское отношение. Аргументируя свою точку зрения, автор обращается к рассказу Куприна, к романам «Воина и мир» Л. Толстого, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, комедии «Горе от ума» А. Грибоедова, но при этом нет примеров из реальной жизни.

Нет уз святее товарищества (Н.В.Гоголь)

Хамидуллина К. Т.,

учитель русского языка и литературы

Токушинской школы-гимназии

Аккайынского района СКО

Без сомнения, повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» - одно из лучших исторических произведений. Автор изображает жизнь казаков, раскрывает их быт, нравы и обычаи; говорит о важности товарищества. В самом ли деле нет ничего важнее товарищества?

Мне кажется, что именно в Запорожской Сечи люди становились настоящими воинами, защитниками веры и отчизны. Поэтому-то сюда так стремились Остап и Андрий. Для молодых людей Запорожский стан – это вольная республика, в которой есть законы, поддерживаемые всеми, и которые нельзя было нарушить. Но некоторые из них, на мой взгляд, современнику покажутся жестокими, например, закапывать живого человека вместе с убитым. Я с глубоким уважением отношусь к казачеству, но все же заповеди Библии и Корана – я уверена – нарушать нельзя, а ведь казаки – глубоко верующие люди. Конечно же, все лучшие черты казачьего товарищества проявляются в войне. Для них «нет уз святее товарищества». В походе против «ляхов» Тарас Бульба, как и положено, говорит казакам: «Что ж за казак тот, который кинул в беде товарища, кинул его, как собаку пропасть на чужбине?». Эти слова, по-моему, являются девизом не только запорожцев, но и каждого настоящего человека. Вспомним подвиги советских солдат, которые так же, рискуя жизнью, освобождали пленных. Это солдаты полковника Млынского, партизаны Ковпака и многие другие.

Без сомнения, суть казачьего товарищества раскрывает Тарас Бульба словами: «Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в русской земле, не было таких товарищей…так любить, как русская душа, - любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе… Нет, так любить никто не может!..». Сегодня эти слова объединяются емким понятием «патриотизм». Все знают, что предавать Родину нельзя, что предательство не имеет оправдания и срока давности. Этому правилу следуют все казаки, кроме Андрия. Доказательством может служить спасение Тараса его соратником Товкачом и смерть героя: погибает, не предав ни своих товарищей, ни своей отчизны, ни веры. Именно поэтому Бульба остался для товарищей героем, настоящим запорожским казаком.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что нет ничего важнее и крепче, чем «узы товарищества».

Порой мы так далеки от реальности в наших мечтах, что очередное возвращение к действительности приносит нам боль и разочарование. И мы бежим от малейших неприятностей жизни, от ее холодности и бесчувствия. В своих розовых снах мы видим светлое будущее, в грезах – снова пытаемся построить хрустальные замки на безоблачном небе. Но есть в нашей жизни чувство, настолько близкое нашим мечтам, что почти соприкасается с ними. Это любовь. С ним мы ощущаем себя защищенными от превратностей судьбы. Уже с детства в сознании каждого закладываются основы любви и привязанности. И каждый человек пронесет их через всю жизнь, разделив с окружающим миром, тем самым, сделав его шире и светлее. Но иногда кажется, что люди все больше приземляют собственные интересы, и даже чувства становятся жертвами такого приземления. Они черствеют, превращаются в лед, мельчают. Счастливую и искреннюю любовь приходится переживать, увы, не каждому. И даже она имеет свои взлеты и падения. А некоторые и вовсе задаются вопросом: Существует ли она на свете. И все таки, так хочется верить, что это волшебное чувство, во имя которого ради любимого человека можно пожертвовать самым ценным - даже собственной жизнью. Именно о такой, бескорыстной и всепрощающей любви, пишет Куприн в своем рассказе «Гранатовый браслет».

Первые страницы рассказа посвящены описанию природы. Будто на их чудодейственном светлом фоне происходят все события, сбывается прекрасная сказка любви. Холодноватый осенний пейзаж увядающей природы схож по своей сути с настроением Веры Николаевны Шеины. По нему мы предугадываем ее спокойный, неприступный характер. Ничто ее не привлекает в этой жизни, возможно, поэтому яркость ее бытия порабощена обыденностью и серостью. Даже при разговоре с сестрой Анной, в котором последняя восхищается красотой моря, она отвечает, что сначала красота эта ее тоже волнует, а затем «начинает давить своей плоской пустотой...». Вера не могла проникнуться чувством прекрасного к окружающему миру. Она не была от природы романтиком. И, увидев что – то из ряда вон выходящее, какую – то особенность, старалась (пусть непроизвольно) приземлить ее, сопоставить с окружающим миром. Ее жизнь текла медленно, размеренно, тихо, и, казалось бы, удовлетворяла жизненным принципам, не выходя за их рамки. Вера вышла замуж за князя, да, но такого же примерного, тихого человека, какой была сама. Просто пришло время, хотя о горячей, страстной любви не было и речи. И вот Вера Николаевна получает от Желткова браслет, блеск гранатов которого повергает ее в ужас, мозг сразу же пронзает мысль «точно кровь», и вот уже ясное чувство о предстоящем несчастье тяготит ее, и на этот раз оно вовсе не пустое. С этого момента ее спокойствие разрушено. Вместе с браслетом получив письмо, в котором Желтков признается ей в любви, все нарастающему волнению нет предела. Вера посчитала Желткова «несчастным», она не смогла понять всего трагизма этой любви. Несколько противоречивым оказалось выражение «счастливый несчастный человек». Ведь в своем чувстве к Вере Желтков испытал счастье. Он оборвал жизнь по приказу Тугановского, благословив тем самым любимую женщину. Уходя навсегда, он думал, что путь Веры станет свободным, е жизнь наладится и пойдет по – старому. Но дороги назад нет. Прощание с телом Желткова было кульминационным моментом ее жизни. В этот момент сила любви достигла максимального значения, стала равна смерти. Восемь лет плохой, беззаветной любви, ничего не требующей взамен, восемь лет преданности милому идеалу, самоотверженности от собственных принципов. За один короткий миг счастья пожертвовать всем накопленным за такой большой срок – это под силу не каждому. Но любовь Желткова к Вере не подчинялась никаким образцам, она была выше их. И даже если конец ее оказался трагичным, прощение Желткова было вознаграждено. Хрустальный дворец, в котором жила Вера, разбился, пропустив много света, тепла, искренности в жизнь. Сливаясь в финале с музыкой Бетховена, она сливается и с любовью Желткова, и с вечной памятью о нем.

Так хотелось бы, чтобы в нашу однообразную жизнь проникла эта сказка о всепрощающей и сильной любви, созданная И. А. Куприным. Так хотелось бы, чтобы никогда жестокая реальность не смогла победить наши искренние чувства, нашу любовь. Мы должны приумножать ее, гордиться ей. Любви, истинной любви, необходимо учиться усердно, как самой кропотливой науке. Однако любовь не приходит, если ждешь ее появления каждую минуту, и в тоже время, не разгорается из ничего, но и потушить сильную, настоящую любовь невозможно. Она, разная во всех проявлениях, не образец жизненных традиций, а, скорее, исключение из правил. И все же любовь нужна человеку для очищения, для приобретения смысла жизни. Человек любящий способен на жертву ради спокойствия и счастья любимого человека. И при этом он счастлив. Мы должны привносить в любовь все самое лучшее, что чувствуем, чем гордимся. И тогда яркое солнце обязательно осветит ее, и даже самая обычная любовь станет священной, сливаясь в одно целое с вечностью. Навсегда…

«ЛЮБОВЬ БЕСКОРЫСТНАЯ, САМООТВЕРЖЕННАЯ,

НЕ ЖДУЩАЯ НАГРАДЫ».

(Тема любви в рассказе « Гранатовый браслет»)

ЛЮБОВЬ ВСЕСИЛЬНА: НЕТ НА ЗЕМЛЕ НИ ГОРЯ-

ВЫШЕ КАРЫ ЕЕ, НИ СЧАСТЬЯ - ВЫШЕ НАСЛАЖДЕ-

НИЯ СЛУЖИТЬ ЕЙ.

В. ШЕКСПИР.

Цель урока: Показать мастерство писателя в изображении мира человеческих чувств, раскрыть идею и художественные особенности, роль детали в повести, развивать умение анализировать текст художественного произведения.

ВСТУПЛЕНИЕ: Под звуки музыки Г. Свиридова «Иллюстрации к повести А, С Пушкина « Метель»учитель читает наизусть сонет В. Шекспира.

Ее глаза на звезды не похожи,

Нельзя уста кораллами назвать,

Не белоснежна плеч открытых кожа,

И черной проволокой вьется прядь.

С дамасской розой, алой или белой,

Нельзя сравнить оттенок этих щек,

А тело пахнет так, как пахнет тело,

Не как фиалки нежный лепесток.

Ты не найдешь в ней совершенных линий,

Особенного цвета на челе.

Не знаю я, как шествуют богини,

А милая ступает по земле.

Но все ж она уступит тем едва ли,

Кого в сравненьях пышных оболгали.

УЧИТЕЛЬ: Эти слова принадлежат великому Шекспиру. А вот, как размышляет об этом чувстве через 500 лет Вс. Рождественский.

Любовь, любовь- загадочное слово,

Кто мог бы до конца его понять?

Всегда во всем старо ты или ново,

Томленье духа ты иль благодать?

Невозвратимая себе утрата

Или обогащенье без конца?

Горячий день, какому нет заката

Иль ночь, опустошившая сердца?

А может быть, ты лишь напоминанье

О том, что всех нас неизбежно ждет?

И вечный мировой круговорот?

УЧИТЕЛЬ: Любовь- одно из самых возвышенных, благородных и прекрасных человеческих чувств. Настоящая любовь всегда бескорыстна и самоотвержена. Какие высказывания о любви вы нашли?

(Учащиеся зачитывают найденные цитаты, затем учитель предлагает записать понравившиеся.)

УЧИТЕЛЬ: Аристотель примерно 2,5 тыс. лет назад по этому поводу сказал так: «Любить- значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить это благо.»

Именно такая удивительная по красоте и силе любовь изображена в рассказе «Гранатовый браслет», написанном в 1910 году. В основе произведения лежит реальный факт- история любви скромного чиновника к светской даме, матери писателя Леонида Любимова.

(СООБЩЕНИЕ УЧ-СЯ О ПРОТОТИПАХ РАССКАЗА. См. « Планирование «11 кл. стр. 64.)

АНАЛИТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА.

1.Как художественно преобразил Куприн реальную историю, услышанную им в семье высокопоставленного чиновника? С какой целью введен трагический финал любви Желткова?

2.Какие социальные преграды отодвигают любовь Желткова в сферу недоступной мечты? Только ли они делают невозможным счастье героя?

3.Можно ли сказать, что в «Гранатовом браслете» выразилась мечта писателя об идеальном, неземном чувстве?

1.Рассказ, состоящий из 13 глав, начинается с пейзажной зарисовки. Прочитайте ее. Как вы думаете, почему повесть открывается пейзажем? Найдите художественные средства, предопределяющие будущую трагедию. О чем говорит такая деталь, что «обитатели жизнелюбивые» потянулись в город?

СОСТАВЛЕНИЕ ТАБЛИЦЫ.

Отвратительные погоды Тихие безоблачные дни

Густой туман ясные, солнечные теплые

Сирена ревела, свирепый ураган желтая щетина полей

Размякшее шоссе, густая грязь заблестела слюдяным блеском паутина

Мутная кисея дождя

Пустота оголенность деревья покорно роняли желтые листья

А. Какой художественный прием использован писателем?

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРИЕМ: ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ.

Б. Какие возникают мысли. чувства? Какова идейно-композиционная роль этой зарисовки?

ВЫВОД: Ощущение увядающего мира, быстротечности жизни, приближения смерти, которая может быть трагической.

2.Главная героиня-Шеина Вера Николаевна, княгиня, жена предводителя дворянства. Зачитайте портрет героини. Найдите детали, помогающие создать портрет кн. Веры. Найдите описание осеннего сада, зачитайте его. Найдите повторяющиеся эпитеты в описании кн. Веры и сада. Почему кн. Вера не уезжает с дачи?

СОСТАВЛЕНИЕ ТАБЛИЦЫ.

ПЕЙЗАЖ КН. ВЕРА

Холодная и высокомерная холодное гордое лицо

Красота осенних цветов царственное спокойствие, холодная любез-

ность, практичность

А. Какой возникает ассоциативный ряд?

АСОЦИАТИВНЫЙ РЯД: Холодный – высокомерный – гордый – надменный - царственный - аристократический.

ПРОДОЛЖЕНИЕ БЕСЕДЫ.

А. Что можно сказать о душе кн. Веры? (она холодная)

Б. Почему описание сада идет после описания чувств к мужу?

В. Страдает ли Вера Николаевна от «сердечной недостаточности», т. е. бессердечна ли она?

3. Найти эпизод кн. Веры с сестрой; выделить в нем слова героини о море, лесе. Найти эпизод в финале- реакция сада на слезы героини. Какова идейно-композиционная роль этого сопоставления?

ПРОДОЛЖЕНИЕ ТАБЛИЦЫ

«ОТНОШЕНИЕ КН. ВЕРЫ К ПРИРОДЕ»

МОРЕ: «Когда я первый раз вижу море, оно меня радует и поражает. Когда я привыкну к нему, я скучаю, глядя на него.»

ЛЕС: (сосны, мхи, мухоморы- сравнение) «Точно из красного бархата и вышиты белым бисером»

Для Веры Николаевны главное- Взгляд словно скользит по поверхно-

внешнее. Пейзаж воспринимает сти. Нет желания всмотреться, вчувс-

через материальные ценности. твоваться.

Вопрос учителя: Почему окружающая красота оставляет Веру Николаевну равнодушной?

ПРОДОЛЖЕНИЕ ТАБЛИЦЫ

ОБИЛИЕ КРАСОТЫ РОЖДАЕТ ПРЕСЫШЕНЬЕ, КОТОРОЕ СКОРЕЕ ВСЕГО НАСТУПАЕТ У ЛЮДЕЙ С ХОЛОДНЫМ СЕРДЦЕМ.

ВЫВОД: Куприн проводит параллель между описанием осеннего сада и внутренним состоянием героини. Вспомним: «Деревья успокоились и покорно роняли желтые листья» В таком же равнодушном состоянии находится героиня: со всеми строго проста, холодно любезна»

ПРОДОЛЖЕНИЕ БЕСЕДЫ.


Подарки Вере Николаевне. В чем их значение? Как на этом фоне выглядит подарок Желткова? Зачитать описание браслета, найти смысловое сравнение. Чем он(браслет) отличается от других подарков? Есть ли в этом символическое звучание? Письмо Желткова Вере Николаевне. Прочитать. Какую характеристику можем дать автору? Как можно относиться к Желткову: сочувствовать, восхищаться, жалеть или презирать, как слабого духом человека? Эпизод посещения Желткова мужем и братом Веры Николаевны. Детали интерьера. Как ведут себя участники сцены (брат, Желтков, муж). Кто одерживает в этом своеобразном поединке нравственную победу? Почему? Найти свидетельства того, что героем руководит то огромное чувство, которое способно сделать человека или безмерно счастливым, или трагически несчастным.

СОСТАВЛЕНИЕ ТАБЛИЦЫ.

ВНЕШНЕЕ ВНУТРЕННЕЕ (ДУША)


Дом, лестница, комната.

Бедность.

2. Портрет. Чистота, искренность, умение чувст-

3 Поведение во время разговора. За внешней растерянностью, нервоз-

ностью кроется глубокое чувство.

4. Последнее письмо, музыка красота, глубина души.

ВЫВОД: Человек, занимающий низкое положение в обществе способен на глубокие чувства, имеет высокую душу.


Эпизод прощания Веры Николаевны с умершим. (В комнате пахло ладаном…)Что испытывает героиня, всматриваясь в лицо того, кто ушел из жизни из-за нее? Ее мысли. Случайна ли эта деталь? Какой момент, по-вашему, является кульминационным?

СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Величие пережитого простым человеком постигается под звуки бетховенской сонаты №2, как бы донесшей нам потрясения боль и счастье, и неожиданно вытесняет из души Веры Николаевны все суетное, мелкое и неожиданно вселяет ответное облагораживающее страдание.

ЗВУЧИТ МУЗЫКА. На ее фоне уч-ся читает отрывок «Да святится имя твое».

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА.

1. Каким настроением проникнут финал рассказа? Какую роль играет музыка?

В чем, по-вашему, заключается сила любви? Прошла ли мимо Веры Николаевны та самая «большая любовь, которая повторяется раз в тысячу лет»? Для кого из героев, по вашему мнению, эта история стала нравственным уроком, испытанием любовью? Возможен ли иной финал рассказа?

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Частный случай опоэтизирован Куприным, Выведен на уровень общефилософских обобщений…. Любовь, по Куприну, «всегда трагедия, всегда борьба, всегда радость и страх, воскрешение и смерть». Трагичность любви, трагичность жизни лишь подчеркивают их красоту.

Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте,

Не в творчестве выражается индивидуальность. Но

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Написать сочинение-миниатюру или рассуждение по проблеме, поднятой писателем, по алгоритму письменного ответа части С в рамках ЕГЭ.