Тема рождества христова в иконописи и в светской живописи. Рождество в западноевропейской живописи

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина реализовал ещё один значимый проект. В залах московского музея разместилась выставка, посвященная творчеству выдающегося художника Микеланджело да Караваджо. Выставка проходит в рамках Года Италии в России.
Экспозиция включает в себя 11 произведений мастера из собраний Италии и Ватикана. Выставка небольшая, но редкая по своей содержательности. В числе представленных произведений такие шедевры европейской живописи как «Мальчик с корзиной фруктов» из галереи Боргезе, практически никогда не покидающее стен Ватиканского дворца «Положение во гроб», «Ужин в Эммаусе» из миланской Галереи Брера, «Обращение Савла» из церкви Санта Мария дель Пополо и другие полотна.

В подборке, посвящённой Рождеству, представлены следующие картины:





4. Джорджоне. Поклонение волхвов.

5. Рогир ван дер Вейден. Поклонение волхвов.

6. Рембрандт, Харменс ван Рейн. Бегство в Египет.

7. Хуго ван дер Гус. Рождество.



10. Михаил Васильевич Нестеров. Рождество Христово.


12.Эжен Анри́ Поль Гоген. Рождество.

Джорджо Вазари (1511- 1574) – итальянский живописец, архитектор и писатель.

Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825) - русский художник, мастер портрета.

Джорджо Барбарелли да Кастельфранко , более известный как Джорджоне (1476/1477 – 1510)) - итальянский художник, представитель венецианской школы живописи; один из величайших мастеров Высокого Возрождения.

Рогир ван дер Вейден (1399/1400 – 1464) – соперник ван Эйка за звание самого влиятельного мастера ранненидерландской живописи.

Рембрандт Харменс ван Рейн (16-6-1669) - нидерландский художник, рисовальщик и гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи.

Хуго ван дер Гус (ок. 1420-25 – 1482) – фламандский художник. Альбрехт Дюрер считал его крупнейшим представителем ранненидерландской живописи наряду с Яном ван Эйком и Рогиром ван дер Вейденом.

Сандро Боттичелли (1445-1510) - прозвание флорентийского художника Алесса́ндро ди Мариа́но ди Ва́нни Филипе́пи, который привёл искусство кватроченто на порог Высокого Возрождения.

Микеланджело Меризи де Караваджо (1573-1610), итальянский художник, реформатор европейской живописи 17 века, один из крупнейших мастеров барокко. Один из первых применил манеру письма «кьяроскуро» - резкое противопоставление света и тени.

Михаил Васильевич Нестеров (1862-1942) - русский и советский живописец. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941).

Шебуев, Василий Козьмич - (* 2 (13)апреля 1777 г. в Кронштадте - † 16(28) июня 1855, Санкт-Петербург) - русский живописец, действительный статский советник, академик, заслуженный ректор живописи и ваяния Императорской Академии художеств (1832), один из ведущих мастеров позднего классицизма и академизма.

Эжен Анри́Поль Гоген (1848-1903) – французский живописец, скульптор-керамист и график. Наряду с Сезанном и Ван Гогом был крупнейшим представителем постимпрессионизма.

Сам Бог пришел в мир людей в человеческом образе, в мир, искалеченный грехом, чтобы принять на себя все зло мира и победить его. Пришел не в сиянии славы, а крохотным беспомощным Младенцем, рожденным в бедной, никому не известной семье. Во все века христианской истории этот факт с такой силой отзывался в христианском сердце, что Рождество Христово стало одним из любимейших сюжетов для художников. Уже в самых первых раннехристианских памятниках искусства можно найти изображение Рождества.

Давайте попробуем совершить вместе маленькое путешествие в мир красок и линий, с помощью которых старые мастера донесли до современного человека красоту и радость Рождества Христова.

Искусство первых христиан

Первые три века христианской истории (I-III века по Р.Х) отдельного праздника Рождества не существовало.

Он был соединен с праздником Крещения Господня под одним именем Богоявления — прихода Бога в мир людей. Только в IV веке, когда римский император Константин Великий
разрешил христианам открыто исповедовать свою веру и христиане вышли из катакомб, праздник Рождества выделился в самостоятельное яркое событие годового богослужебного и календарного круга. Постепенно стала разрабатываться традиция написания сюжета Рождества Христова.


Рождество Христово. Древнерусская икона XV века.
Византийские и русские иконы Рождества Христова
Первые христиане изображали Рождество Христово очень просто, как его обычно рисуют дети – ясли с Младенцем, склоненные над ними Богородица и праведный Иосиф, рядом вол и ослик. Иногда (гораздо реже) изображали пастухов и волхвов. Археологи находят именно такие изображения Рожд ества на древнеримских христианских саркофагах, на бутылочках для лампадного масла. С появлением первых икон (самые ранние известные иконы относятся к VI веку по Р.Х.) формируется иконография Рождества Христова, которая останется практически неизменной до XXI века.

В иконописи существуют свои особые каноны изображения Священной истории. Иконописец не ставит себе задачу нарисовать иллюстрацию к рождественскому повествованию Евангелия от Матфея и Евангелия от Луки. Рождество Христово рассматривается с точки зрения вечности, где все другое, не такое как на земле.

Поэтому, например, нет ничего удивительного в том, что в иконе Рождества изображены несколько событий, происшедших в разное время – явление звезды, само Рождество, явление ангелов пастухам, шествие волхвов. Если бы все это изображал светский художник, он, несомненно, предложил бы зрителям серию картин на тему Рождества, где последовательно все бы изобразил. Так, кстати, и произошло в эпоху Возрождения (XV-XVI века). А иконописец соединяет все в одной иконе, потому что в вечности нет «когда» и «потом», а есть только «днесь» то есть «сейчас и навсегда».

В человеческой истории, во времени Рождество Христово совершилось лишь однажды. Но для Церкви, которая каждый год снова и снова входит в пространство Рождества, это событие не является просто историческим фактом, разделяющим время на «до Рождества Христова» и «после». Это событие встречи Бога и человека, времени и Вечности. Это не «однажды», а «навсегда».

В пространстве иконы «радость велия» о рождении Спасителя мира, которую ангелы возвестили пастухам, тоже выглядит совсем иначе, чем радость в обычном, житейском смысле. Икона как бы предлагает другое понимание праздника – не богатый стол, не яркие одежды, не песни и пляски, а тишина, покой и благодарность. Тишина и покой фигур Матери и спеленутого Младенца, смирные овечки у ног пастухов, глядящих на небо. Это та радость, которая переживается внутри, сердцем.

Классическое византийское иконописное изображение Рождества Христова включает в себя три зрительных плана (яруса) – верх, «небо», центр, «соединение неба и земли», и низ, «землю».

Древнерусские иконы практически всегда следуют византийской традиции. Только в XVII веке появляются иконы, композиция которых очень напоминает западноевропейскую живопись. В иконах этого времени, кроме собственно сюжета Рождества, появляется и сюжет бегства в Египет, и избиение младенцев по приказу царя Ирода.

Небо, звезда, горы

Что и, главное, почему помещает мастер в каждом ярусе изображения?

Вверху иконы обычно изображено открытое небо и сияющая звезда. Луч звезды касается вершины горы, внутри которой находится пещера – «вертеп». Звезда и пещера – это своего рода конкретные иллюстрации евангельского рассказа о Рождестве, а вот открытое небо и вершина горы наполнены уже символическим смыслом. Часто можно встретить выражение: «Рождество — это небо на земле». Вполне возможно, что иконописец имеет в виду именно это, изображая отверстое небо.

С момента Рождества небо стало открытым для человека, он может, если захочет, двигаться к Богу. Потому что Христос, приняв образ человеческого младенца, пострадав и умерев на Кресте, а затем воскреснув, вылечил человека от греха. И путь на небо открыт. Только пройти его человек должен сам, карабкаясь вверх.

Вот и символический смысл горы становится понятен – горы изображены здесь не только как отображение реального гористого ландшафта Святой Земли, но и как образ движения человеческой души вверх, к Богу, через преодоление препятствий прежней, греховной жизни. Ангелы по сторонам горы тоже из небесного, горнего мира, где живет Бог. Причем небо имеется ввиду не как астрономическое, естественнонаучное понятие, не как то, что накрывает землю, а как то, что обозначает безграничность и чистоту.

Пещера, осел, вол, ясли

Внутри пещеры обычно рисуют лежащую на ложе Богородицу, которая изображена крупнее других участников события, и крохотного спеленутого Христа, вокруг головы Которого сияет крестчатый нимб (нимб с вписанным в него крестом – обязательный атрибут образа Спасителя, указывающий на Его крестные страдания).

Интересно, что Богородица обычно не смотрит на Младенца, а смотрит на нас. Это часто вызывает недоумение. Как это – Мать не смотрит на Сына? Но это делается совершенно сознательно, чтобы показать, что Младенец не принадлежит Матери, Он пришел в мир, чтобы спасать его.

Рядом с деревянными яслями обычно изображают вола и осла (иногда – коня и корову). Эта деталь не только намек на то, что Рождество совершилось в хлеву, но и иллюстрация к книге пророка Исайи, предсказавшего рождение Христа от Девы за много тысяч лет до самого события: «Вол знает владетеля своего и осел ясли господина своего…» (Ис.1,3). Кроме того, некоторые исследователи считают, что вол и осел – это образы двух миров – израильского и языческого, для спасения которых пришел в мир Господь.

Важно также обратить внимание на форму яслей, которая похожа на форму гроба — Христос родился в мир, чтобы умереть за него и воскреснуть для него.

Пастухи и волхвы

Часто по сторонам от Богородицы изображают пастухов и волхвов, их фигуры значительно меньше, чем фигура Богородицы. В лице простых неграмотных, но верующих пастухов и в лице языческих волхвов-мудрецов Господь явился всему миру. И теперь каждый человек может найти свою дорогу к Богу – и не слишком образованный, но добрый и честный человек, и современный интеллектуал, сердце которого частенько бывает заражено надменностью и высокомерием.

Праведный Иосиф

В нижнем ярусе иконы обычно изображают сидящего в задумчивости Иосифа с предстоящим ему пастухом, и двух женщин, омывающих новорожденного Младенца.

Сцену с пастухом обычно объясняют так — лукавый дух терзает сомнениями душу Иосифа: как же могло произойти Рождение? Но многие исследователи сходятся на том, что это, скорее, всего, пастух из апокрифических сказаний о Рождестве, к которому Иосиф обращался в поисках крова и огня для Младенца. Наиболее часто в иконописи и живописи используется апокриф «Протоевангелие Иакова», где рассказывается о детских годах Спасителя и детстве Божией Матери.

Омовение Младенца

Из «Протоевангелия Иакова» взята и сцена омовения Младенца, о которой ничего не говорится ни у Матфея, ни у Луки. С одной стороны — это чисто бытовая деталь, связанная с рождением ребенка. В древности и в Средние века принято было омывать новорожденного, впрочем, как и сейчас. Отсюда и купель, и кувшин с водой.

Но есть и второе объяснение этому. Апокриф привносит в повествование о Рождестве Бога чисто человеческие, житейские детали. В «Протоевангелии Иакова» рассказывается, как Иосиф оставил Богородицу в пещере одну и пошел искать повивальную бабку, которая помогла бы принять роды. Повитуха по имени Саломея усомнилась в том, что Дева может родить, и захотела убедиться в этом сама. Дальше по тексту произошло вот что:

«И только протянула Саломея палец, как вскрикнула и сказала: «Горе моему неверию, ибо я осмелилась искушать Бога. И вот рука моя отнимается, как в огне…» И тогда предстал перед нею Ангел Господень, и сказал ей «Саломея, Саломея, Господь внял тебе, поднеси руку свою к Младенцу и подержи Его, и наступит для тебя исцеление и радость». И подошла Саломея, и взяла Младенца, сказав: «Поклонюсь Ему, ибо родился великий Царь Израиля. И сразу же исцелилась Саломея…»

Можно попробовать предложить и еще одно простое толкование сцены омовения Младенца. В купели, изображенной на иконе, легко узнается купель, в которой обычно крестят в Церкви младенцев, приобщая их к жизни с Богом.

Западноевропейские художники Средневековья и Возрождения

Работы европейских художников Раннего (V–XIвв.) и Зрелого Средневековья (XI-XIII вв.) в принципе повторяют византийскую иконописную традицию. Добавляются лишь некоторые детали, которые не встретишь в византийских и древнерусских иконах.

Характерная особенность европейской христианской живописи – стремление не столько вдохновить человека на движение души вверх, к Богу, сколько «спустить» Бога с небес на землю, сделать Его доступным человеку, смешать Священную историю и житейскую человеческую историю, растворив одну в другой.

Перепись в Вифлееме

Одна из деталей события Рождества Христова, которых нет в иконописи, но есть в живописи – изображение переписи населения, с рассказа о которой начинается рождественская глава Евангелия от Луки: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле…» (Лк. 2,1).

Замечательный мастер Северного Возрождения Питер Брейгель Старший (XVI век) посвятил этому сюжету знаменитую картину «Перепись в Вифлееме». Но глазам зрителя предстает не гористая Святая Земля, а заснеженные Нидерланды. Художник переносит евангельские события в современный ему мир. На Рождество на севере Европы всегда бывает снег, поэтому праведный Иосиф и Богородица бредут по снегу.

О том, что это Святое семейство (так принято было говорить в Европе XIV-XVII веков), можно догадаться, лишь разглядев осла, на котором сидит Дева Мария, и пилу на плече Иосифа – плотника. Огромные массы людей, среди которых затерялось скромное Святое семейство, изображают толпы народа, пришедшие на перепись. Но больше ничего не говорит нам о том, что скоро должно совершиться великое событие Рождества. Нидерландские крестьяне заняты своими хозяйственными делами, дети резвятся на льду.

Только рождественский венок, прибитый над дверью дома, и жареный поросенок намекают на праздник Рождества. Но это опять не евангельские детали, а реальность повседневной жизни Нидерландов эпохи Возрождения.

Пещера, дом, гостиница

Часто в европейских картинах на тему Рождества Христова можно увидеть вместо пещеры ветхий, почти разрушенный дом.

С одной стороны такой дом символизировал тот факт, что Христос родился в бедности и безвестности, а с другой стороны старый, ветхий дом обозначал Ветхий Завет, который с приходом в мир Христа заменялся заповедями Нового Завета.

Некоторые исследователи видят в этом изображении дома изображение гостиницы, такой, какая была распространена на Востоке. Это был караван-сарай, хижина с тремя стенами, четвертая сторона дома открыта на улицу. Здесь же, во дворе, отделенном несколькими ступеньками от дома, пасется скот. Все происходящее в таком доме видно взору постороннего человека.

Вполне возможно, что именно в одну из таких гостиниц не пустили переночевать Святое семейство. И, помещая подобный дом-гостиницу на своем полотне, европейские художники подчеркивают тем самым странничество Христа в этом мире и Его открытость всем и всему.

Младенец Христос

На византийских и древнерусских иконах Христос Младенец изображен часто без возраста или наоборот, как маленький взрослый, чтобы подчеркнуть вечность Бога и Его взрослость по отношению к людям.

В европейской живописи распространено два типа изображения Младенца – либо хрупкое и худенькое тельце новорожденного с непропорциональными частями тела и большой головой, как это бывает с реальными новорожденными младенцами, либо в виде упитанного шестимесячного малыша, а то и годовалого ребенка. Может быть, эта конкретность, телесность в изображении Христа — тоже некоторая дань европейцев их желанию соединить Священную и житейскую, мирскую историю?

Вокруг головы Богомладенца на большинстве европейских картин нет крестчатого нимба, а на некоторых нет и простого нимба — символа святости.

Интересный ход нашел знаменитый голландский живописец XVII века Рембрандт Харменс Ван Рейн – он изображает глубокую темноту рождественской ночи и по контрасту с тьмой пишет яркое свечение лика Младенца. Свет исходит от Него Самого, а не от нимба, нарисованного над головой. Так Рембрандт с помощью яркой детали передает мысль о том, что Бог Сам – источник света, добра, любви, святости.

Ангелы, пастухи

Нередко западноевропейские художники изображали ангелов над младенцем не как духовных существ, а как имеющих тело веселых, счастливых музыкантов, только с крыльями на спине.

Мотив игры Младенцу Христу на флейте или на лютнях берет начало в народной традиции католической средневековой Европы играть на Рождество перед изображением Младенца Христа на дудочке. Интересно, что в нотах, которые держат в руках ангелы, записаны настоящие музыкальные пьесы, которые можно исполнить. Некоторые из них – даже для нескольких инструментов и голосов. Кроме того, ангелы европейских художников (например, в картине Робера Кампена) держат в руках ленты со словами рождественских песнопений.

Часто и пастухи бывают изображены с дудочками и волынками, что может быть связано не только с их пастушеским трудом, но также со средневековым обычаем играть для Младенца Христа на флейте.

Волхвы

Обычно европейские художники изображали трех волхвов по числу трех человеческих возрастов (юность, зрелость, старость), чтобы подчеркнуть, что в любом возрасте человек нуждается в Боге.

Христос Младенец играет с дарами, трогает одежду и волосы волхвов, а они протягивают к Нему руки. Бог устремляется к людям в ответ на их движение к Нему.

Уже в эпоху Зрелого Средневековья языческие маги-звездочеты превратились в трех царей, пришедших из трех стран Востока (чаще всего в числе этих стран называют Аравию, Персию и Эфиопию). У каждого царя свое имя – Каспар, Мельхиор, Балтазар. Каждый принес свой дар родившемуся Христу – золото (подчеркивая царское достоинство Христа), ладан (который употребляется в богослужении) и смирну (ею пропитывают на Востоке мертвое тело). Подарки волхвов символизировали двойную природу Христа – Божественное бессмертие и человеческую смертность.

В католической Европе до сих пор существует праздник Трех царей, особенно любимый немецкими и французскими детьми. В этот день (6 января) они получают подарки и щеголяют в золотых бумажных коронах, изображая волхвов-царей.

В эпоху Возрождения у волхвов появляется пышная свита – верблюды и кони, нагруженные дарами, многочисленные слуги, как, например, в картине «Поклонение волхвов» Джотто. Может быть, именно художники Возрождения привнесли в сознание европейца то понимание праздника Рождества, которое очень близко современному человеку — изобилие, даже роскошь всевозможных проявлений материального мира как главный атрибут торжества. Не здесь ли корни традиции богатой праздничной трапезы, блестящих нарядов, будущих пышных разукрашенных ёлок, балов и фейерверков?

Художники все больше увеличивали эту свиту, она часто заполняла все поле картины, так что Христос Младенец и Богородица оказывались едва заметными. Постепенно то же самое случилось и в обыденной жизни. Реальность Рождества, его абсолютное значение для человека европейской христианской цивилизации заслонилось суетой мегаполиса. И для многих дни Рождества сейчас — лишь повод посетить предпраздничную распродажу. Или просто длинные каникулы посреди зимы.

Художники Возрождения, открыв новые технические возможности масляной живописи, осваивали изображение реального мира во всех подробностях. В картинах на тему Рождества обнаруживаются не только кропотливо выписанные складки одежд по тогдашней моде богатых итальянских или голландских торговых городов, но и портретные черты конкретных людей – самих художников или их благодетелей.

Но, может быть, дело не только в стремлении к реализму. Все-таки человек эпохи Возрождения еще не отвергал Христа, и в целом его жизнь протекала в русле христианской традиции, несмотря на то, что именно в XV-XVI веках зарождается европейский рационализм. Может быть, так мастера эпохи Возрождения выражали движение своей души, которая тоже хотела поклониться Христу вместе с волхвами?

Но пройдет всего двести-триста лет, и рационализм обернется обыкновенным атеизмом, который породит нашу постхристианскую эпоху, где вера и неверие стали личным делом отдельного человека. И все больше праздничная нарядная толпа заслоняет новорожденного Младенца…


Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. (Лука, 2:6–7). До начала V века Рождество праздновали одновременно и как праздник Богоявления. Поэтому в живописи смешались сюжеты собственно рождения и последующих эпизодов, которые, строго говоря, больше относятся к Богоявлению – поклонение волхвов (царей), поклонение пастухов, которые не всегда включают изображение непосредственно рождения Христа.

Сон Иосифа.
Александр Андреевич Иванов. 1850-е гг.
Бумага, акварель, итальянский карандаш.
Москва. Государственная Третьяковская галерея


Рождество Христово.
Гагарин Григорий Григорьевич


Поклонение волхвов.
Гагарин Григорий Григорьевич


Рождество Христово (Поклонение пастухов).
Шебуев Василий Козьмич. 1847 г. Холст, масло. 233x139,5 см.
Образ для Благовещенской церкви Конногвардейского полка в Петербурге


Рождество Христово.
Репин Илья Ефимович. 1890 г. Холст, масло. 73x53,3.


Явление ангела, благовествующего пастухам о рождении Христа. Эскиз.
Иванов Александр Андреевич. 1850-е.
Бумага коричневая, акварель, белила, итальянский карандаш. 26,4x39,7
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Славословие пастухов.
Иванов Александр Андреевич. 1850 г.


Явление ангела пастухам.
Петровский Петр Степанович (1814-1842). 1839 г. Холст, масло. 213х161.
Череповецкое музейное объединение

За эту картину молодой художник - ученик Карла Брюллова - в 1839 году получил первую большую золотую медаль Академии Художеств. Полотно находилось в музее Императорской Академии Художеств до момента закрытия, затем было передано Череповецкому краеведческому музею.


Рождество Христово.
Васнецов Виктор Михайлович. 1885-1896
Росписи Владимирского собора в Киеве


Рождество Христово.
Вишняков Иван Яковлевич и др. 1755 г.
Из Троице-Петровского собора.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Рождество.
Боровиковский Владимир Лукич. 1790 г. Холст, масло.
Тверская областная картинная галерея


Рождество Христово.
Боровиковский Владимир Лукич. Холст, масло
Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим»


Рождество Христово.
М.В. Нестеров. 1890-1891 гг. Бумага на картоне, гуашь, золото. 41 x 31.
Эскиз росписи алтарной стены южного придела на хорах Владимирского собора
Государственная Третьяковская галерея
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15006


Рождество Христово.
Эскиз росписи алтарной стены южного придела на хорах Владимирского собора.
Нестеров Михаил Васильевич. 1890–1891 гг. Бумага на картоне, гуашь, золото. 41x31,8
Государственная Третьяковская галерея
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=14959


Рождество Христово.
М. В. Нестеров. 1890 г.


Коленопреклоненная фигура юноши с посохом в руке. Рука, держащая посох. Рука, поднятая к устам.
М.В. Нестеров. Этюд. 1890-1891 гг. Бумага на картоне, графитный карандаш, итальянский карандаш, уголь. 49x41.
Подготовительные этюды для фигуры одного из пастухов композиции "Рождество Христово" (алтарь южного приделана хорах Владимирского собора в Киеве)
Киевский государственный музей русского искусства
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=4661


Рождество (Поклон царей).
М.В. Нестеров. 1903 г.
Фрагмент росписи северной стены церкви во имя благоверного князя Александра Невского
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15189


Рождество (Поклон царей).
М.В. Нестеров. 1899-1900 гг. Бумага на картоне, графитный карандаш, гуашь, акварель, бронза, алюминий. 31x49.
Эскиз росписи северной стены церкви во имя благоверного князя Александра Невского.
Государственный Русский музей
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15177


Волхвы. Эскиз
Рябушкин Андрей Петрович. Бумага, акварель
Костромской государственный объединенный художественный музей




Рождество Господа нашего Иисуса Христа.
Лебедев Клавдий Васильевич (1852-1816)


Ангельское славословие в момент рождения Спасителя.
Лебедев Клавдий Васильевич (1852-1816)


Рождество Христово.
Лебедев Клавдий Васильевич (1852-1816). Графика.


Поклонение волхвов.
Клавдий Васильевич Лебедев,
Церковно-археологический кабинет МДА


Поклонение волхвов.
Валериан Отмар. 1897 г. Холст, масло, 71x66.
Оригинал мозаики для храма Спаса на крови


Явление ангела пастухам. Рождество Христово. Сретенье.


Рождество Христово.
Мозаика по оригиналу И. Ф. Порфирова
Храм Воскресения Христова (Спас на крови), Санкт-Петербург


Рождество Христово и другие священные сцены из жизни Иисуса Христа и Богоматeри.
И. Я. Билибин.
Эскиз фрески для южной стены храма Успeния Богородицы в Ольшанах


Волхвы (мудрецы).
Павел Николаевич Филонов. 1914 г. Акварель, коричневые чернила, тушь, перо, кисть на бумаге. 37x39,2 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Olga"s Gallery


Поклонение волхвов.
Павел Николаевич Филонов. 1913 г. Дерево, карандаш, гуашь. 45,7x34,9.
Частная коллекция
Первоначально произведение находилось у сестры художника Евдокии Глебовой.
17 окт.1990 г. было продано анониму на аукционе Sotheby"s,
затем 29 ноября 2006 года за 1,5 млн долл. вновь продано на аукционе Christie’s.
Аукционный дом Christie’s


Поклонение волхвов.
Павел Николаевич Филонов. 1913 г. Бумага, гуашь (темпера?), 35,5x45,5.
Частное собрание, Швейцария
Публикация Третьяковской галереи, 2006 г.
http://www.tg-m.ru/articles/06/04/042–049.pdf

Сайты-источники репродукций:

Какое блаженство, что блещут снега,
Что холод окреп, а с утра моросило,
Что дико и нежно сверкает фольга
На каждом углу и в окне магазина.
Пока серпантин, мишура, канитель
Восходят над скукою прочих имуществ,
Томительность предновогодних недель
терпеть и сносить - что за дивная участь...

(Белла Ахмадулина , декабрь 1974)

  1. (Художник-иллюстратор Александр Дудин, 1953 год.)

Я начинаю свой новогодний обзор живописи, посвящённой ежегодному празднованию Рождества и встрече Нового года с этой общей символической обобщённой иллюстрации для создания соответствующего настроения у читателя. Это не значит, что я буду показывать репродукции с обычными украшенными ёлочками и веселящимися вокруг них детьми и взрослыми, а постараюсь показать нечто небанальное, а оригинальное из этого набора картин на названную тему, которых, как оказалось не так уж много художниками написано. Если не собрать всю классическую библейскую серию картин, написанных великими мастерами прошлого, тогда и название и задачи нашего исследования были бы иными. Но есть современные оригинальные эксклюзивные сюжеты живописи, которые стоит выделить и показать, как отражение праздника Рождества и встреча Нового года.…

Я, естественно не могу в обычной своей манере оценивать рассматриваемую новогоднюю и рождественскую живопись с точки зрения врача, как старался делать в предыдущих обзорах, а попытаюсь обсуждать репродукции как обычный зритель и дилетант в искусстве. И вправе в своём настоящем обзоре подобрать нетривиальные сюжеты, редкие картины знаменитых художников и изображения неожиданные для некоторых авторов, картины с юмором и с эксклюзивными сюжетами. Но все они написаны по случаю Рождества либо Новогодних праздников, нередко совмещая оба торжества.

Например, совершенно необычную картину Сальвадора Дали, написанную для французского женского журнала "Vogue" (произносится вог , с фр.  - «мода») - женский журнал о моде , издаваемый с 1892 года издательским домом Condé Nast Publications , воспринимается как шутка гения.

Насколько я мог увидеть и понять, там показаны две части раскрытой арки в виде наклонившихся мужчины и женщины, из ртов которых на подвеске опускаются зелёные ёлочные игрушки – капельки или лампочки. Разделённые балясины выполнены как части лица человека. Выше видны ели с ярко и лучеобразно светящими огоньками…

  1. Рождественский дизайн Дали для "Vogue" 1946 года. Художник изобразил аллегорический новогодний пейзаж с метафорическими деталями декора и архитектуры…

Вполне естественно, что художники не могли обойти вниманием такие сюжеты, которые должны были быть переложены на холсты их волшебными кистями. Где ещё можно найти картины для весёлых изображений, сказочных, красочных, весёлых и фантастических по содержанию, как не во время рождественских и новогодних праздников?

  1. Это одна из старых немецких гравюр, на которой дети и сам Санта Клаус собрались у «дерева Клауса» (нем. Klausbaum). Гравюра из немецкой книги «50 басен с картинками для детей».

Конечно, вряд ли найдутся картины великих мастеров прошлого, когда ещё не было традиций отмечать эти дни и рисовать их на картинах. Ведь первые упоминания о праздновании Рождества Христова в России, появились только в самом конце ХV1 века. А отмечать новый год с ёлкой и того позже.

  1. Картина неизвестного художника о встрече нового года в крестьянской избе до или в первые годы после октябрьского переворота.

15 декабря 1699 года Петр 1 издал указ о новом летоисчислении, в связи с чем, Новый год стали праздновать 1 января. Из-за увлечения Петра I Европой празднование Нового года начали проводить на принятый там манер. Торжества стали более веселым и ярким событием для русского народа. Опираясь на голландские традиции, люди стали украшать свои жилища хвойными ветками, которые должны были оставаться до Рождества Христова. У праздника Новый Год есть и свой главный герой – Дед Мороз, сказочный персонаж, также пришедший к нам из Европы во второй половине XIX века под именем Санта Клаус. В русской традиции у него появилась внучка Снегурочка.

В этот светлый праздник

В этот светлый праздник -
Праздник Рождества
Мы друг другу скажем
Теплые слова.

Тихо снег ложится:
За окном зима,
Чудо здесь свершится
И зажжет сердца.

Пусть улыбки ваши
В этот дивный день
Будут счастьем нашим
И подарком всем.

Льются звуки жизни,
Счастья и добра,
Озаряя мысли
Светом Рождества.
- Хомяков Алексей Степанович (1804-1860)

Правда, ещё до деда Мороза и Снегурочки первым гостем, приходившим на Новый год, была Снежная баба или Снеговик, составленный из скатанных шаров свежего снега, обозначенных углем черт лица, морковкой вместо носа, ведра или кастрюли на голове, и метлы в руках из веток…

Во дворе с ним дружат дети.
Любит он мороз и ветер.
Не пойдёт: куда захочет,
И стоит с утра до ночи.
Он не ест, не пьёт, не спит,
А над ним снежок летит...
Жить в тепле он не привык.
От - га - да - ли? (Снеговик)

(Александренко Елена)

  1. "Снегурочка" (буквально, "девочка из снега").

Но художник Сергей Свиридов решил разнообразить компанию привычных снеговиков или Снежных баб и нарисовал Снегурочку в образе небольшого росточка снежной бабки в типичном облике из скатанных шаров свежего снега, выложенных угольками черт лица и пуговиц, морковкой вместо носа, красного ведра или кастрюли на голове (всё же, женщина!) и метлы в руках из веток… А из под ведра-шляпы торчит белобрысый «клок волос» из щепки или веточек веника…

Эта Снежная девушка – Снегурочка стоит во дворе подле наряженной ёлки и ждёт, когда поутру из окна появиться настоящая девочка и улыбнётся ей, воскликнув: - «С Новым годом, дорогая подружка!»

Другим гостем у нас будет Санта-Клаус, которого привёз

  1. художник Валентин Губарев на картине «Новогоднее». Художник, наделенный яркой индивидуальностью и особым, небанальным видением мира – с большим юмором рисует свои сюжеты. Один из которых демонстрирует прибытие Санта-Клауса, сидящего на детских саночках с подогнутыми ногами. Саночки тянет длинноносая не худая дама в широченном пальто и красной шляпе. Небось училка местной школы, которой педсовет поручил организовать встречу Нового Года. Дорогу ей указывает весёлый рыжий щенок, поворачивая к ней головку и советуя звонким лаем, куда двигаться дальше. Едет Санта по русской деревне с видимой вдали колокольней…

Иное видение Санта-Клауса предлагает нам в прекрасном изображении канадский живописец-самоучка Стюарт Шервуд, который очень любит рисовать всё, что касается рождественских праздников, не жалея ярких красных оттенков и юмора, как на этой картине без названия. Но мы и сами сможем её описать, как нам представляется:

  1. Вот он разлёгся в удобной позе в белых носочках с не причёсанной белой копной волос на голове и лице, продолжающейся в длинной бороде, на кресле с выдвижной подставкой для ног, и внимательно читает список подарков и адресов, что и куда ему предстоит всё это доставить к Новом году. Согласно рекомендациям в книге «Очень хорошие мальчики и девочки», лежащей рядом с Тедди на полу.

  1. А на этой весёлой картине американского популярного художника Нормана Роквелла, нарисованной им в 1939 году, Санта-Клаус, сидит на стремянке у карты мира и также читает список «очень хороших» детей, и разрабатывает свой маршрут на рождественскую ночь. Кстати, за его картинами охотятся многие коллекционеры. А на аукционе Christie’s в 2007 году за их подборку выручили 2,5 миллиона долларов (иллюстрация украсила обложку журнала The Saturday Evening Post). (Мы ещё встретимся с этим художником по ходу повествования).

Теперь можно познакомиться и с образами русских Снегурочек, которые прижились только в России на картинах русских художников. И среди них первая Снегурочка на одноимённой картине В.М. Васнецова, нарисованной им ещё в 1899 году.

  1. Снегурочка – дочь Весны и Мороза - любимый сказочный персонаж Рождественских праздников, хотя в либретто оперы о Рождестве и Новом Годе не сказано, а раскрывается трагическая любовная история Снегурочки и пастуха Леля и её гибель от лучей Ярило - Солнца, за то, что познала любовь не будучи человеком. Тем не менее, Васнецов нарисовал свою картину под влиянием сказки « Снегурочка » и созданной по ней оперы Николая Андреевича Римского-Корсакова (1881 г.), написанной, в свою очередь, по одноимённой пьесе Александра Островского (1873 г.).
    На картине, как в декорациях оперы - сказочно красивая ночь: заснеженный лес, залитый лунным светом, звездное небо. Ее шубка, рукавицы, шапка вобрали в себя все оттенки снега, леса, неба. Ослепительно белый снег, сине-зеленая ночь, молодые елочки на переднем плане - все в картине показано достоверно с необыкновенной точностью кисти большого мастера – певца русской природы.

  1. Михаил Врубель представил свой образ «Снегурочки», (1890). Картина написана в манере постимпрессионизма. Прототипом образа Снегурочки, его Музы (как и Морской Царевны и Весны), всегда была его жена, актриса Надежда Ивановна Забела. На протяжении всей супружеской жизни она была для художника загадкой со свойственной ей притягивающей силой.

В облике Снегурочки художник показал заснеженные распущенные локоны девушки, сверкающие крупные снежинки на них, как драгоценные украшения. В её всегда нравившемуся ему лице, запечатлён томный, слегка удивлённо отстранённый, взгляд и ещё ощущается некоторая детскость в сомкнутых губах. Покрытые снегом еловые ветви отбрасывают узорчатые тени с синеватым оттенком. Как хозяйка сказочного леса, Снегурочка-кудесница не боится холода и мороза и её детские, нежные оголённые кисти так и хочется спрятать в муфту либо надеть на них варежки…

Но и эта картина, как и предыдущая только своим наименованием относится к Рождеству или Новому Году, символизируя их приход и наш обычай их обобщать.

Но мы отвлеклись на персон новогодних торжеств и забыли купить ёлки! Немедленно отправляемся на ёлочные базары, чтобы успеть приобрести этот важный и красивый атрибут новогоднего праздника. Вот одна из таких такую картин Генри Манизера. И жаль было бы её не показать, ибо на ней вся широта и характер русской души, длинные шубы женщин и тулупы мужчин, платки и зимние меховые шапки, гомон и безудержное веселье на лицах.

  1. Генри Манизер "Ёлочный торг". Как написано в сноске под картиной – «Перед Рождеством, дня за три, на рынках, на площадях, - лес елок. А КАКИЕ Ёлки! Этого добра в России сколько хочешь. На Театральной площади, бывало, - лес».

И ещё один ёлочный базар, нарисовал провинциальный русский художник Александр Букчури:

  1. Бучкури Александр Алексеевич (1870 --1942) в 1906. На этом базаре более спокойная публика, очевидно, из богатых семейств, с чадами выбирает приглянувшееся им деревцо и другие атрибуты для украшения ёлки и дома. Товар расставлен вокруг по отдельности, чтобы покупатель мог оценить красоту ёлки, приём они уже укреплены на крестовинах. Покупай, вези домой и сразу ставь на приготовленное заранее место в комнате.

А теперь все на «Елочный торг», нарисованный десятью годами позже. Б.М. Кустодиев, к сожалению, уже был прикован к креслу из-за нарастающего паралича ног…

Народные праздники и гуляния были одной из любимых тем художника. А Рождество, конечно, занимало в его творчестве особое место. На картине изображено то, что бывает где-то в России в предновогодние дни. Толпы покупателей, повозки с заряженными в них лошадьми, красавицы ёлки, несомые к саням. Продают ёлки для украшения дома, для забавы детей, для праздничного настроения, для не лёгкого, но увлекательного процесса обряжения ёлки, чем занимается вся семья, как это показано на следующей картине.

  1. Борис Кустодиев. «Елочный торг», 1918 год. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А.Коваленко.

Помню прежний ажиотаж с покупкой ёлки заранее и временном её размещении на балконе. А также ящики старых игрушек, вытаскиваемых из шкафов, комодов, снимаемых с антресолей. Появление новых, особенно немецких, отличавшихся прекрасной расцветкой и невесомостью материала… Запахи старой ваты, игрушек, особенно мягких, впитавших и сохранивших их, следы конфетти или всяких порошков и хруст разбитых осколков под ногами, которые будут подметаться, но уже не исчезнут до конца новогодних праздников…

Рождество
Мой календарь полу-опалый
пунцовой цифрою зацвел;
на стекла пальмы и опалы
мороз колдующий навел.
Перистым вылился узором,
лучистой выгнулся дугой,
и мандаринами и бором
в гостиной пахнет голубой.
- Владимир Набоков , 23 сентября 1921, Берлин

  1. Cергей Васильевич Досекин - Подготовка к Рождеству, (1896). На картине ещё не видно елки и подарков, зато семья собралась, чтобы сделать гирлянды и украшения для дома. Это же не то, чтобы пойти в магазин и на ёлочном базаре игрушек выбрать те, что по душе или по заказу малышей, фантазии которых порой превышают возможности и торговых сетей и родителей. И в этом часто виновата реклама. Вроде этой:

На рекламном полотне, в данном случае картины американского художника Ники Боэма, предлагается посмотреть, как лучше расставить и украсить всё в доме на его разрезе в серии ярких и красочных картин: «КРАСИВАЯ ЗИМНЯЯ СКАЗКА ОТ НИКИ БОЭМ (NICKY BOEHME)».

  1. «Зрители», очарованные показом интерьера уже собрались и готовы подписать пресс-релиз с рекомендациями для потребителей и торговых сетей. Все в восторге! И пингвины, и белка, и кошка с собакой, а также газель…Люди ещё не собрались, а младшие наши братья уже почуяли и примчались пораньше.

Ёлку украшают и в одиночку, если что не сложилось или перед венцом в подвенечном белом платье, как надето на этой очаровательной девушке с грустным, как мне представляется, лицом. Хотя печаль бывает и спокойная, временная. И завтра её лицо, возможно, озарится весёлой радостной улыбкой, а в глазах отразятся ёлочные радужные огоньки…


  1. Алексей Михайлович Корин - Рождественская ёлка, 1910 г.

Но бывает и грустное украшение ёлки двумя одинокими женщинами, возможно матерью с непутёвой или брошенной (разведенной) дочерью, у которой в руках платочек, возможно, она плачет...

  1. Йожеф Рипль-Ронаи. «Зимний вечер. Украшение ёлки» 1910. Одна из женщин готовит ещё одну свечу, прикрепляя её к ёлке. Её лици грустное и задумчивое, ибо она переживает ещё более грустное состояние второй женщины, сидящей за столом и закрывшей лицо руками. Такое состояние обозначается термином "Facepalm" (англ. face - лицо , palm – ладонь). Это - физический жест - «лицо, закрытое руками», которое является проявлением разочарования, стыда, уныния, раздражения или смущения». Этот жест иногда называют «рукалицо» или «челодлань»)…

    Я впервые встретился с такими терминами… Значит, - это её взрослая дочь, её ребёнок, ибо под картиной имеется такая запись -" Ребёнок -фейспалмит"… Может быть. С автором не спорят.

И на следующей картине этого же венгерского художника снова такая же мрачная обстановка в рождественский вечер на которой одна, более молодая женщина, что-то пишет на открытом секретере. Более пожилая, возможно мать, стоит в ожидании в расстроенных чувствах и ждёт, когда письмо будет закончено. Обе одеты в пальто и шляпы и собираются выходить из дома. У пожилой дамы вроде в руке палка для опоры при ходьбе…

  1. Йозеф Риппль-Роне. Рождество. 1903.

На тумбочке в глиняном горшке на фоне ковра скромно украшенная небольшая ёлка. По бокам две незажженные свечи под бардовыми абажурами… Не у всех праздники проходят весело и беззаботно.

Рождественский романс …
Твой Новый год по темно-синей
Волне средь моря городского
Плывет в тоске необъяснимой,
Как будто жизнь начнется снова,
Как будто будет свет и слава,
Удачный день и вдоволь хлеба,
Как будто жизнь качнется вправо,
качнувшись влево.
(Иосиф Александрович Бродский (1961)

  1. Эдвард Мунк «Рождество в борделе», 1904.

Картина «Рождество в борделе» знаменитого и талантливого норвежского художника Эдварда Мунка в стиле экспрессионизма была завершена в 1904/05 гг. и размещена в Музее Мунка в Осло. Картина создана в трудное время для Мунка. В результате различных треволнений, Мунк страдал тревожными психическими состояниями, с которые он пытался справиться с помощью алкоголя и наркотиков. Ему приходилось периодически лечиться в психиатрической клинике.

Посещение борделя в Любеке, под Рождество, вызвало у него состояние «легкой меланхолии" в силу впечатлительности от ситуации, когда «рабочие» девушки в только что закончили украшать елку. Нарисованную им картину он считал ироничной, сентиментальной и безобразной. Проституция была излюбленной темой Мунка, и позднее он создаст целую серию картин, The Green Room.

Но мы снова отвлекаемся от основной задачи – подготовится к встрече нового года, а игрушки ещё не все развешены на многочисленных ёлках. Часть из них лежат на столе, что изображено на картине современной художницы Т.В.Бессоновой.

  1. Бессонова Тамара Владимировна "Новый год", 1955

Из-под маски печального Пьеро видны красивые ёлочные лапы, а между ними и маскарадная красочная, вся в блёстках, маска, и более простая у ног мартышки. И веера к маскам для маскарада и разные крупные шары, на которые с удивлением загляделся маленький Петрушка на переднем плане…

  1. Неизвестный художник представил "Праздничный другой стол подарков для девочки"к рождеству, (1840). “Table of Christmas Gifts for a Girl,” unknown artist .

У девочки - куклы, сидящей за столом, на фоне скудно украшенной ёлки, видно немного предметов, возможно, подарков. Там жёлтые ботиночки, белая блузка с синим пояском, гирлянды из розовых бумажных цветов, корзинка яблок и вазочка… Ботиночки, действительно для девочки, но её на это странной картине заменяет кукла… Что хотел с казать автор. Спросить не у кого, так как он нам не известен.

А если игрушек на представленных доселе картинах всё же мало, то магазины ещё открыты и метро ещё работает и выглядит оно примерно так, как нарисовала их Наташа Виллон: Эскалаторы переполнены, едва вмещают всех покупателей с кульками, пакетами, детей с игрушками в руках. Все спешат домой, чтобы успеть нарядить ёлку и приготовить вкусности и наряды. Началось Рождество и скоро наступит Новый год… Картина новогоднего метро наполнена шумом, движением. Все в возбуждении и юмор виден в каждом из пассажиров, спускающихся в метро по эскалатору. Шляпка - колпак почти опустилась на лицо девушки, а из-под фуражки – «аэродрома» чётко вырисовываются только чёрные усики. Два батона, как уши зайца подчёркивают лицо женщины в чёрном платочке, стоящей с закрытыми глазами и не боящейся упасть из-за страхующей плотности толпы…Смешная девочка с большим мишкой улыбается темнокожему мелкому юноше с большими лыжами.

Скоро эскалатор освободится от знакомых уже нам людей, которые разойдутся в разных направлениях. А другие заполнят лестницу-чудесницу, пока не иссякнут окончательно…

  1. Художник Наташа Виллон, «Предновогоднее метро»

Иной раз бабушка, у которой больше свободного времени, пока все ещё на работе или в школе, начинает украшать ёлку самолично, глядя на игрушки и вспоминая каждую, как она называется и куда её надо будет подвесить… Возможно, что бабушка вдруг начинает вспоминать рождественские праздники или встречу нового года в свои молодые годы. И игрушка в её руке задерживается пока не пройдёт калейдоскоп эпизодов или конкретных лиц из воспоминаний далёкого детства или молодости… Не будем ей мешать.

  1. Егор Зайцев "Рождественская ёлка", 1996

Хочется надеяться, что другая бабушка, где-то в Украине, предварительно всё подготовила из угощений к приезду внуков и детей. Во всяком случае, при взгляде на столы, расставленные на кухне и на то, что на них наставлено, слюнки сами текут, а попробовав, пальчики оближешь. Известно, мне уж точно, что украинские булочки, пампушки, вареники с чем угодно – самые вкусные. В макитрах протёртый мак и кутья, Под рушниками – ломтики или кусок сала, зажаренный поросёнок в сметане с хрустящей корочкой, а в банках различные разносолы. В общем, всего не перечислишь, но, судя по картине, всё заботливой бабушкой предусмотрено и готово к подаче на стол.

  1. Надежда Полуян–Внукова (Украина) –«У бабушки перед Рождеством».

То же сделала и Великая княгиня Ольга Александровна Романова, ставшая художницей в советской России. На своей картине она тоже приготовила новогоднее угощение и праздничный стол, накрытый под разукрашенной ёлкой, готов к приёму гостей.

  1. Великая княгиня Ольга Александровна Романова (сестра императора Николая II) "Новогоднее угощение". (1935).

В императорской семье всех детей обучали живописи, но только Великая княгиня Ольга (младшая дочь императора Александра III) стала достаточно известным художником.

Мне кажется, что краски на картине блеклые. Они либо выцвели от времени, либо у княгини не было возможности купить лучшие. Ведь она была лишенкой в советские времена и уже не была княгиней…

А теперь можно приглашать гостей и начать отмечать Рождество и наступление Нового года, что и нарисовал художник А.Ф. Чернышов.

  1. Сцены из семейной жизни императора Николая I.
    Рождественская ёлка в Аничковом дворце.
    Художник Чернышев А.Ф.

На картине женщины в нарядных бальных платьях, мужчины во фраках и мундирах, дети в изысканных и модных по возрасту платьицах и костюмах. Ёлки в зале украшены, а на потолке - огромные люстры. Всё торжественно и чинно, ибо чувствуется присутствие царственных особ либо членов его семьи, а то и самого императора России.


    Чарльз Грин (?). "Рождество бывает только раз в году", (1896). Charles Green, “Christmas Comes But Once A Year,”

Богатая семья. Рождественский ужин (другое называние картины). Гостей обслуживает горничная или стряпуха (кухарка, повариха) в чепце и переднике. Она приносит блюдо с дымящейся запеченной индюшкой, к которому привлечены взоры гостей. Хотя некоторые равнодушны и заняты беседой. Стоит, очевидно, хозяин и следит за порядком на столе и в обслуживании…

Это всё, что я смог узнать об этой картине, причём показанной в интернете неоднократно. Даже о художнике не удалось найти никаких сведений, кроме имени, но картина отвечает замыслу описания избранной темы.

  1. Вигго Юхансен «Счастливое Рождество» (1891) Вигго Юхансен. «Счастливое Рождество», 1891 год. Музей HIRSCHSPRUNG.
    Не устоял перед соблазном изобразить Рождество и датчанин Вигго Юхансен - представитель группы «Скагенские художники» и директор датской Академии художеств.

Ярко светит в затемнённой комнате наряженная красавица ёлка. Вокруг неё мамы или старшие сёстры детей устроили хоровод, в котором все участники, взявшись за руки, танцуют, водят хоровод и поют на датском языке…



Итак, новогодние и рождественские дни наступили и продолжаются. По ходу торжеств возникают новые или вспоминаются всяческие недоделки и заботы. Как, например, эти две очаровательные девчушки (а м.б. старшая – это нежный мальчик – зритель разберётся) решили зажечь дополнительные декоративные ароматные свечки под ёлкой на крыше красивого средневекового замка. Либо установить на башне флажок…

  1. Felix Ehrlich «Christmas», (1889).«Рождество» Феликс Эрлих (1866-1931) немецкий художник прекрасно и тонко нарисовал эту нежную детскую картину. Какое приятное и красивое лицо у старшей девочки (мальчика?), нежно - розовое, белые ручки, вся она в естественной позе. Как и младшенькая, застывшая от впечатления и с вниманием смотрит, что делает сестра. Я тоже смотрю и не могу оторваться от этих очаровательных деток…

«Деревенщиной» считали Карла Улофа Ларссона некоторые его критики за его тягу к изображению сельских сюжетов. (Carl Olof Larsson, 1853- 1919). Шведский художник и автор фресок, картин маслом и акварелей, считающийся одним из самых почитаемых шведских живописцев. Мать Ларссона была прачкой, а отец - простым рабочим.

  1. Carl Larsson вырядил девочку в явно сельский наряд в типично народном стиле. Эта цветастая блузка и ярко красный передник на чёрной юбке очень подходят к такой же цветной шляпке, лихо надетой на головку красавице –подростку, что залюбоваться ею невозможно. Не зря её поставили на стул, наверное, не для пустого разглядывания, а для исполнения стихов или песни. Хотя, кажется, она прикрепляет свечку к веточке ёлки. Но девушка при этом стесняется и, покраснев, опустила головку…

На другой картине того же автора паренёк в колпаке Санта-Клауса и в смешных великоватых ботинках то ли добавляет игрушки, то ли зачитывает текст, а одна из старших девиц или мама смотрит и внимает пацану. И Карл Ларссон восклицает в своей картине:

Now it´s chirstmas again! Теперь это снова Рождество!

Дети спать пораньше лягут
В день последний декабря,
А проснутся старше на год
В первый день календаря.
Год начнется тишиною,
Незнакомой с прошлых зим:
Шум за рамою двойною
Еле-еле уловим.
Но ребят зовет наружу
Зимний день сквозь лед стекла -
В освежающую стужу
Из уютного тепла.
Добрым словом мы помянем
Года старого уход,
Начиная утром ранним
Новый день и новый год!

(Дети спать пораньше лягут... С. Маршак)

  1. Дети рано утром, даже ещё не одевшись, притаились у двери комнаты, где стоит наряженная ёлка, выглядывая, нет ли под елкой мешочка с подарками…

Американский художник Генри Мослер на картине «Рождественское утро» (1916) изобразил момент предвкушения удовольствия и волнительного ожидания от возможного получения привычных и долгожданных подарков от Санта-Клауса, который никогда не забывает о них. Он и не забудет!

Не зря же он охраняет предутренний предновогодний сон девушки на картине другого американского художника, любуясь ею и безмятежным выражением её лица…

  1. «Санта Клаус», (1921). Работа американского художника и иллюстратора Нормана Роквелла.

Мудрый, добрый Санта-Клаус пощипывает бороду и внимательно присматривается к выражению лица и прислушивается к дыханию спящей девочки, пытаясь разгадать её сон и загадать её будущее. А на её красивом и нежном лице просматривается лёгкая добрая улыбка. Наверное, сон из приятных, какими часто бывают утренние сны, когда совсем не хочется просыпаться…

Ещё одно рождественское утро в многодетной семье.


  1. Фердинанд Георг Вальдмюллер «Рождественское утро», (1844). Бельведер, Wien. Отец, мать, бабушка, ещё семейная, возможно бездетная пара, - все заняты семью (я больше не насчитал) детьми разного, но близкого возраста, которые ещё не совсем одеты, но уже активны, веселы и жизнерадостны. Это настроение передаётся взрослым и доставляет им радость и удовлетворение в это светлое праздничное рождественское утро.

На другой картине этого же мастера, показана весёлая мизансцена приезда всей семьи с внуками к бабушке с рождественскими поздравлениями и подарками

  1. Норман Роквелл рисует бурный и шумный момент прихода семьи к бабушке, живущее отдельно. И внук кричит во весь голос: Мы приехали, бабуся! С рождеством! Мы приехали на нашем новом Плимуте! Merry Grandma… We Came in Our New Plymouth! (Картина нарисована в 1951г.)

Мне кажется странным количество подарков, но нам не известен состав семьи бабушки…

А на посошок несколько картин анималистов, изобразивших моменты полготовки кошек к новому году.

  1. Картина талантливого продолжателя династии художников Нефтекамска - Александр Мохов, 2005 год.

Автор картины рассказывает о любопытной рыжей кошке с белыми пятнами на морде, раскачивающей лапой большой шар, висящий на ёлочных «лапах», вставленных в вазу. Кошка любуется меняющимися бликами цвета на нём при вращении шара. На столе – остатки трапезы с апельсиновыми корками, горящей свечой в бокале и фужер. Недалеко - тёмная бутылка вина.

  1. И. Демина "Новогодний стол" из альбома «Скоро Новый год» 2013. Современная молодая художница. Родилась в 1988 году. Её картинку набедокурившего хитрого и безмятежного грязно-серо-коричневого кота трудно не заметить и не оценить. Оставив на праздничном столе свои объедки, аккуратно сложенные на тарелках, он лежит в безмятежной позе, подперев голову лапой, нагло смотрит на ошеломлённую хозяйку, ожидая от неё взбучки, но продолжает посасывать из рюмки вино, думая: «А, что уж будет, то и будет!». Мол, не впервой… Мяв на них на всех….

    Милые и забавные котята очень небрежно обращаются с куклой, содрав с неё паричок с косой полулёжа на ней… Да и ёлка едва видна, так как на мизансцены сюжета – котята.

    Но уже на часах полночь, а это значить, что Новый Год уже наступил и нам следует это отметить как положено с бокалом шампанского в руке, что нам помог сделать на последней картине, предложенных вашему вниманию:


    1. Работа известного всему миру художника - иллюстратора Инге Лёёк. Инге Лоок – известная в Финляндии художница, прославившаяся веселыми тетушками-леди, а в русском переводе - старушками-хохотушками. Картины с их изображениями давно уже поселились в социальных сетях. Вот и на этой картинке, тётушки, приклеив усы, отметили тортом и рюмочкой шампанского наступление Нового Года…

    Что я вам всем пожелаю это сделать, когда огненный (или «жареный») петух – символ будущего 2017 года, вас клюнет в...

07.01.2015

Светлых и радостных сюжетов в религиозной живописи встречается гораздо меньше, нежели трагических. Изобразительное искусство воздействует на зрителя острее и сильнее через трагедию, боль. Современному человеку, привыкшему к поверхностному восприятию, подобный диалог понятен и близок. Совсем другая история с сюжетами, требующими тихого созерцания, причастности к радости и глубокой осознанности. Рождество Христово – одна из таких тонких светлых тем, проникнутых надеждой и любовью.

Впервые Рождество Христово праздновали в Риме во второй четверти IV века. Древнейшую дошедшую до нас службу Рождества Христова ученые относят к V веку. Суть праздника воспринимается как утверждение истинности воплощения Бога Слова, пришедшего на Землю во плоти ради спасения человечества от рабства греха.

Немногочисленность письменных источников не повлияла на сложение крепкой художественной традиции этого сюжета. Евангелисты без подробностей освещают это торжественное событие. Апостол Матфей говорит: «Встав от сна, Иосиф поступил так, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою. И не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус» (Мф. 1, 24-25). Среди евангелистов лишь апостол Лука упоминает о ряде важных исторических обстоятельствах появления Святого семейства в Иерусалиме. Также художникам служили дополнительными источниками апокрифы и откровения.

Истоки иконографии Рождества Христова восходят к изображениям в катакомбах и на саркофагах. В них используются уже сложившиеся в античном искусстве типы изображения роженицы, пастухов, вола и осла, яслей. Довольно рано сцена рождества стала соединяться с композицией поклонения волхвов или пастухов. Замечательным примером служит роспись капеллы Скровеньи в Падуе художника Джотто ди Бондоне, 1305-1313 гг.

Джотто еще при жизни был признан величайшим явлением в области искусства. Он сумел на основе греческой и латинской художественных школах создать совершенно новый и современный стиль. Джотто писал композиции, в которых впервые появились осязаемое живописное пространство, объем, глубина и душевные переживания. В этой фреске художник сосредотачивается на созерцании материнской любви Марии. Монументальность, целостность фигур создает впечатление покоя, силы и духовной опоры. Хотя Джотто по своему обыкновению не изображает чувств своих героев на лицах, в движении Марии столько тепла, что зрителю легко понять и представить себе охватившие Ее переживания. Мария отдает младенца в руки Саломеи для омовения Христа. Сцена омовения, неизвестная в раннехристианском искусстве, связана с рассказом апокрифа - протоевангелия Иакова о повивальной бабе Саломее, не поверившей в девственное рождение, наказанной за то иссохшею рукою и исцелившейся прикосновением к Богомладенцу. Изображение Саломеи, купающей младенца Христа и помогающей ей служанки (или другой повитухи, которая именуется иногда Зеломией), обычно льющей воду в купель, еще раз акцентирует истинность пришествия Бога во плоти, свидетельствует о действительном Боговоплощении. В купании Младенца можно видеть прообраз таинства Крещения Господня.

Одно из самых удивительных произведений в плане передачи созерцательной любви Марии – картина Корреджо «Святая ночь» (1528-1530 гг., картинная галерея, Дрезден), на которой Мария качает Младенца на руках, не замечая всего происходящего вокруг Нее – летающих ангелов, Иосифа. Художники, изображающие Марию именно так, словно прорываются в великую тайну, о которой благоговейно молчат евангелисты – в сокровенный диалог Матери и Сына, за которым стоит тайна любви Бога к каждому из нас.

Эль Греко в сцене Рождества (1603-1605 гг., частная коллекция) оставляет только Младенца, Марию и Иосифа. Центром композиции является Эммануил, которого пеленает Мария. Ясли являются также прообразом смертного одра для тела умершего Господа, а младенческие пеленки - погребальных пелен. Иоанн Златоуст говорит, что ясли изображают Престол небесный, а скот - предстояние ангелов. Ближайшими ко Христу изображаются животные - вол и осел. Они не упоминаются в Евангелии, но толкователи этого сюжета, сходятся на том, что вол это символ рожденных в законе, Израиля, а осел - символ язычников. И между ними изображается божественный Младенец, освобождающий их из-под ярма: одних - из-под ярма закона, других - поклонения идолам. Одни суть тот избранный “остаток” ветхозаветной Церкви, который войдет в Церковь Нового Завета; другие - те, кому только открывается возможность истинного богопознания.

На русской почве из-за утери понимания первоначального смысла этого изображения вол и осел часто заменяются на обычных в сельском обиходе корову и лошадь. Эль Греко изображает вола на первом плане в характерной для меньеризма манере и ракурсе, позади Марии выглядывает голова осла. Здесь тема спасения и радости Рождества наполнена сознанием искупительной цели Боговоплощения.

Западноевропейское искусство XX века отходило от канонов во всем: колорит, композиция, плоскость, пространство и трактовка сюжета. Поиск истины в живописи приводил художников к архаичным, простым формам близким по воплощению сюжетов на саркофагах, то есть к истокам.

Поль Гоген посвятил себя размышлениям о подлинной природе человечества. Он исследовал первобытную натуру, освободившись от цивилизации. Результат его поисков оказался очень интересным, самобытным и выразительным. Однако в преобладании декоративной стороны живописи теряется ее тонкое психологическое прочтение. В картине «Дитя. Рождение таитянского Христа» (1896 г., Эрмитаж) выбрана необычная точка зрения, зритель становится сторонним наблюдателем, колорит и образы создают впечатление, что сюжет с одной стороны мистический, а с другой – слишком реалистичный и бытовой. В хлеву художник изображает домашний скот, а не символичных вола и осла. Мы не видим лица Младенца, но его поза напоминает о жертвенности. Гоген придавал огромное значение творческой фантазии художника.

В России в это же самое время художники так же искали новые художественно-выразительные средства. Однако наследие византийского искусства, классическое образование и глубокие традиции не позволяли таких дерзких воплощений. Роспись Владимирского собора в Киеве вызвала резонанс в обществе в конце XIX столетия. Созданные художниками образы отошли от каноничных, но остались глубоко духовными и возвышенными. В росписи алтарной стены южного придела на хорах Владимирского собора М.В.Нестеров соединяет сцену Рождества Христова (1890-1891 гг.) с Поклонением пастухов. Богоматерь и Иосиф стоят в пещере. Пещера упоминается в некоторых апокрифах. Гора, в которой мы обычно видим пещеру, традиционно ассоциируется с Марией, пещера же, в таком случае, может быть истолкована как Ее чрево. Пещера символизирует также падший мир, в котором воссияло “Солнце правды” Христос.

Пастухи, первыми из всех людей узнавшие о Рождестве Спасителя, - это простые, безыскусные души, “ничтожные мира сего”. Но Господь по Своем Пришествии возвысил образ пастуха, сказав о Себе “Я есмь Пастырь добрый”. Пастыри в изображениях Рождества выражают тот удивительный детский восторг, упоение чудом, на которые способны лишь “чистые сердцем” и “нищие духом”. Вверху мы видим в сегменте неба изображение звезды, из которого исходит луч. Часто внимание нескольких групп персонажей оказывается сосредоточенным на звезде: на нее указывают волхвы как на свою путеводительницу ко Христу, ей дивятся пастыри, вокруг нее славословят ангелы. Звезда, таким образом, определяет ось композиции, и луч, падающий на ясли Младенца, указывает главное чудо этого момента - Рождение “Сущего прежде век”, положение в ясли Необъятного, повитие пеленами Того, Кто покрывает небо облаками. Тонкие колористические оттенки, красота окружающей природы: хрупких травинок, перламутрового неба, изящных молодых деревьев, чистота растущих у пещеры цветов; хрупкий и полный любви образ Девы Марии, эмоциональное поклонение пастухов – все это позволяет зрителю сопереживать и быть причастным к таинству Рождества.

В этом же 1890 году мастер психологического портрета И.Е.Репин написал свой вариант Рождества (Государственная Третьяковская галерея). Центральными фигурами стали Младенец Христос и Мария, обнимающая его. И.Е.Репин наполняет картину эсхатологическим сознанием. Центральное положение в композициях Рождества Богоматери подчеркивает ее место и роль в устроении человеческого спасения. В доиконоборчеком искусстве она изображается либо сидящей у яслей, либо лежащей на одре. Сидящая у яслей Мария есть образ безболезненного рождения Христа, непостижимого девственного рождества Той, Которая “прежде Рождества Дева и в Рождестве Дева и по Рождестве Дева”.