Железная дорога. Тропы

Ну вот. Утро было замечательное. Шла и мысленно проговаривала:
"Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;"
и планировала перечитать Некрасова.
В течение дня, не получается делать всегда то, что хочется. Если работа мешает увлечениям, то на фиг такую работу)
Вечер. Скажу банальность. Но, по-другому не сказать: синий вечер. Небо тёмно синее. Может быть такой эффект от фонарей, но синее же, синее.
Появилось немного времени, которое можно использовать без пользы)
Задавала себе вопрос: что во мне есть такое, что мне самой в себе нравится?
Внешность обыкновенная. Ум? Скептически покачивая головой, приходится признать, что хорошо, если подтягиваемся к среднему. Так, разбирая себя по косточкам, добралась до того, что ценю в себе. Главным образом потому, что взрастила данное качество сама. Я умею говорить сама себе правду и умею подшучивать над собой.
Первые, почти 20, лет своей жизни я прожила под странной и трудной для места моего проживания фамилией Куцеволова. Наградил батюшка родный таким подарком. В детский сад я не ходила, но в школе хлебнула по полной. Это потом, став взрослой, обнаружила, что корни фамилии тянутся из княжества Польско-Литовского. Что "куцевалом" называли тех, чьей профессией было валять сукно на кафтаны. Отсюда и произошли фамилии Куцевалов и Куцеволов, И Пустовалов заодно.
Исходя из того, что отцов брат рассказал как-то семейное предание, что их далёкие предки бежали на Ставрополье в 15 веке примерно с Черниговщины и, учитывая, что данная область - пограничная Руси, Беларуси и Украины, то вроде бы сходится.
Исторический экскурс - просто так.
В детстве же, и я и мои одноклассники были убеждены, что корень фамилии - слово куцый, те бесхвостый. Представляете, как меня дразнили? Девочку, пришедшую в школу с домашнего воспитания.
Каким - то образом, видимо опытным путём, не упомню уже, определила, что чем больше показываешь обиду, тем больше дразнят. Научилась делать вид, что мне "по барабану".
Следующим шагом стало умение самое давать клички. Данные мною имена прилипали обычно надолго. Оказалось, что я ехидная и очень внимательная. Подмечала тонкости и придумывала точные характеристики.
Слабых не дразнила. Обычно доставалось тем, кто первый вступал в бой.
Учитель физкультуры сына, увидев меня стал меньше ростом. Наверное, вспомнил детские годы и то, как я гоняла его вокруг большого дерева. За что? Ни он, ни я не помнит, но прозвище, которое он от меня получил, он носил до окончания школы. Сыну не сказала. Пожалела.)
Фамилия моя мне не нравилась. Потому постаралась её, как можно быстрее, сменить. Потом пошла на улучшение)
Вот с тех самых, далёких детских лет, пошла выучка - не бояться посмеяться над собой, подшутить над собой и отсутствие страха признать свою неправоту в чём-либо.
Только это качество помогало и помогает жить, справляться с любыми ситуациями.
Почему я вспомнила об этом?
Потому, что утром, выйдя из дому, поймала свою первую мысль:


Ваня (в кучерском армячке). Папаша! кто строил эту дорогу?
Папаша (в пальто на красной подкладке). Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!
Разговор в вагоне


Не о красотах природы я думала. Не об осени.
Увидев дорожных рабочих, представила графа в пальто на красной подкладке)


Потом вспомнила, как на Ратушной площади. в этом году, ель падала два раза, а один из тех, что "в пальто на красной подкладке" утром в новостях вещал, что городские власти совершенно ни причём. Что фирма-подрядчик виновата. О том, как выбирали фирму - подрядчика не упомянул ни словом. Почему выбрали тех, у кого нет опыта установки ели на площади?
Хорошо, что обошлось без жертв. Ель - то огромная.


«Добрый папаша! К чему в обаянии
Умного Ваню держать?
Вы мне позвольте при лунном сиянии
Правду ему показать."


Вот почему я вспомнила Некрасова. Моё классовое чутьё встрепенулось.
Начало подниматься возмущение. Задумалась: против кого? Восставать против владельца нашей небольшой компании? Глупо.
Ах, не стану я устраивать фронду.
Лучше про осень.


Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;


Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно - покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.


Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни...
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни - ..."


И всё-таки, перечитала я "Железную дорогу"


И вам советую.
Почитаем, подумаем, да сами над собой и посмеёмся.
Чего ещё делать-то остаётся?


Говорят, что десять минут смеха заменяют стакан сметаны.
Наверное, потому люди так любят юмористов.
А вот меня они не смешат. Наоборот, грустно мне от их шуток.


Николай Алексеевич так отлично показал действительность своего времени и нашего времени, и вообще времени и нас всех, что радостно на душе становится и хочется смеяться, что мы, люди не изменились и, скорее всего, не изменимся.


Итак: Николай Алексеевич Некрасов "Железная дорога" год 1845

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 29.11.2011. Славная осень
  • 26.11.2011.
  • 25.11.2011.
  • 24.11.2011. Знаки на пути, индейка, Рождество и прочие радости
  • 23.11.2011. Люди, возраст, секс и желание жить
  • 22.11.2011. Утренний туман и ванна с тараканами
  • 18.11.2011. Углы - Дмитрий Краснов
  • 17.11.2011. и снова немного fs и другие - Arvi Siig
  • 16.11.2011. cередина недели. немного fs и немного болтовни
  • 14.11.2011. усталый понедельник
  • 12.11.2011.

ТРОПЫ - слова и выражения, используемые автором текста в переносном значении.

ЭПИТЕТ - это образное определение, отве­чающее на вопрос какой? какая? какое? какие? и обычно выра­женное именем прилагательным. Эпитет отличается от обычного определения художественной выразительностью, он передаёт чувство автора к изображаемому предмету, создаёт живое, яркое представление о нём.

Сквозь волнистые туманы проби­рается луна, на печальные поляны льет печально свет она. (А. С. Пушкин)

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - приписывание качеств, действий, эмоций человека предметам, природе, абстрактным понятиям.

Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя: то как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя (А.С. Пушкин)

Спит земля в сиянье голубом (М.Ю. Лермонтов)

СРАВНЕНИЕ - сопоставление двух предметов или явлений, для того чтобы пояснить один из них при помощи другого, выявить в объекте сравнения новые важные свойства. Чаще всего сравнения вводятся в предложение с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО.

Лед неокрепший на речке студе­ной, словно как тающий сахар, лежит (Н.А. Некрасов)

МЕТАФОРА - перенос свойств с одного пред­мета на другой на основании их сходства

В основе метафоры лежит срав­нение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов, поэтому метафору называют скрытым сравнением.

Метафору легко переделать в сравнение с помощью слов КАК, ВРОДЕ, ПОДОБНО.

Пустых небес прозрачное стекло;

Багровый костер заката (И.А. Бу­нин)

(Небеса прозрачны как стекло = небес прозрачное стекло; Закат подобно костру багрового цвета = багровый костер заката)

МЕТОНИМИЯ - иносказательное обозначение предмета речи, «переименование», замена одного понятия другим, имеющим с ним причинную связь

А) название сосуда используется в значении того, что содержится в этом сосуде;

В) название места действия заме­няет название людей, находя­щихся в этом месте;

Г) деталь внешности или одежды употребляется вместо наимено­вания человека.

Все флаги в гости будут к нам (А. С. Пушкин) (то есть город-порт будет принимать корабли с флагами всех стран мира.)

Я три тарелки съел (И,А. Крылов)

Выпил всю бутылку.

Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал (А.С. Пушкин).

Я прочи­тал всего Тургенева.

Ликует буйный Рим (М.Ю. Лер­монтов)

Серые шлемы с красной звездою белой ораве крикнули: «Стой!» (В.В. Маяковский)

СИНЕКДОХА - разновидность метонимии, когда название части употребляется вместо названия целого или на­оборот

А) единственное число употреб­ляется вместо множественного;

Б) множественное число упот­ребляется вместо единственного;

В) родовое понятие вместо видо­вого;

Г) видовое понятие вместо родо­вого.

И слышно было до рассвета, как ли­ ковал француз. (М.Ю. Лермонтов)

Мы все глядим в Наполеоны. (А. С. Пушкин)

Ну что ж, садись, светило (т.е. солнце). (В. Маяковский)

Пуще всего береги копейку (т.е. деньги). (Н.В. Гоголь)

ГИПЕРБОЛА - излишнее преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета

Раздирает рот зевота шире Мекси­ канского залива (В.В. Маяковский)

В сто тысяч солнц закат пылал (В.В. Маяковский).

ЛИТОТА - чрезмерное преуменьшение свойств изображаемого предмета или явления

Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка! (А.С. Грибоедов)

ИРОНИЯ - скрытая насмешка; употребле­ние слова или выражения в смысле, обратном буквальному

Отколе, умная, бредешь ты, голо­ва? (обращение к ослу в басне И.Крылова).

ПЕРИФРАЗА - Описательный оборот речи, замена названия предмета или явления описанием их отличи­тельных признаков или указани­ем на характерные черты. Ис­пользуется для того, чтобы избе­жать речевого повтора.

Царь зверей (вместо лев) Братья наши меньшие (вместо животные)

Приёмы - особые синтаксические конструкции, придающие речи выразительность (часто фигуры речи ):

АНТИТЕЗА (ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ) - резкое противопоставление поня­тий, мыслей, образов. Антитеза часто создается с по­мощью антонимов.

Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матуш­ка-Русь! (Н. Некрасов)

ИНВЕРСИЯ - расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, прямой порядок, с целью усилить выразительность речи, обратный порядок слов.

Досадно было, боя ждали (М.Ю. Лермонтов)

ГРАДАЦИЯ - последовательное расположение слов или выраже­ний в порядке их возрастающего (реже убывающего) значения (смыслового или эмоционального). Цепь понятий или определений с постепенным возрастанием или убыванием зна­чимости.

Светились, горели, сияли огром­ные голубые глаза.

Все грани чувств, все грани прав­ды

Стёрты в мирах, в годах, в часах. (А. Белый)

ОКСЮМОРОН - контрастное сочетание слов, противоположных по смыслу.

Мертвые души, живой труп, гру­стная радость, сладкая горечь воспоминаний

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - художественный приём, состоящий в расчленении предложения на отдельные фрагменты, которые представляют собой неполные предложения, намеренное нарушение границ предложения; разделение одного предложения с помощью точек на несколько частей - две и более.

А все Кузнецкий мост и вечные французы... Губители карманов и сердец! Когда избавит нас творец От шляпок их! Чепцов! И шпи­лек! И булавок! (А. С. Грибоедов)

Случилось это давно. Очень давно. У Анны беда стряслась. Большая.

АНАФОРА - единоначатие, повтор слов в начале строк или в начале предложений.

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, ко­гда снега метут,

Жди, когда жа­ра,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера. (К. Симонов)

ЭПИФОРА - повтор слов в конце строк или в конце предложений.

Я не знаю, где граница

Между Се­вером и Югом,

Я не знаю, где гра­ница

Меж товарищем и другом! (М. Светлов)

Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? ЭЛЛИПСИС - пропуск сказуемого, придающий речи динамизм.

Мы села - в пепел, грады - в прах. (В. Жуковский)

ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР - намеренное повторение одного и того же слова или словосочета­ния для усиления эмоционально­сти, выразительности высказыва­ния.

Казалось, все в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака!

ВОПРОСНО-ОТВЕТНАЯ ФОРМА ИЗЛОЖЕНИЯ - форма изложения, при которой чередуются вопросы и ответы. Что делать? Не знаю. У кого спросить совета? Неизвестно.

СИНТАКСИЧЕ­СКИЙ ПАРАЛЛЕ­ЛИЗМ - одинаковое синтаксическое построение соседних предложений. Люди учатся Знанию. Люди учатся Памяти. Люди учатся Совести. (По Ю. Лотману)

ЦИТИРОВАНИЕ - использование в тексте цитат.

Есть такое красивое изречение: "Терпение красиво" (По Н. Горлановой)

Синтаксические средства выразительности:

РЯДЫ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - один или несколько рядов однородных членов в предложении.

Например, в предложении "А годы шли быстро и неслышно и уносили с собой эти воспоминания" два ряда однородных членов: 1) сказуемые: "шли и уносили", 2) обстоятельства: "быстро и неслышно"

ВВОДНЫЕ СЛОВА - слова (словосочетания), грамматически не связанные с предложением.

Например, в предложении "Итак, «честь - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть» " вводное слово - итак - указывает на связь мыслей в тексте.

ОБРАЩЕНИЕ - слово или сочетание слов, называющее лицо (иногда предмет), к которому направлена речь.

Например, в предложении "Ребята, не Москва ль за нами?" (М.Ю. Лермонтов) обращением является слово"ребята".

РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ - не только называет того, к кому обращаются с речью, но и одновременно может передавать экспрессивно-эмоциональные отношения.

Например, в предложении "Мечты, мечты! Где ваша сладость" (А.С.Пушкин) риторическое обращение - мечты, мечты (неодушевлённое существительное)

или в предложении "Что вьёшья, ласточка , к окну, что, вольная , поёшь?" (А. Дельвиг) обращения "ласточка", "вольная", называют того, кто не ответит на обращение к нему.

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - предложения, которые произносятся с особой восклицательной интонацией.

Например, "Дуэль!"

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - вопросительные по цели высказывания предложения, произносящиеся с особой вопросительной интонацией.

Например, "А как же Пушкин? "

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС - вопрос, не требующий ответа, утверждение или отрицание, выраженное в форме вопросительного предложения.

Например, "Богатство хорошо иметь; Но должно ль им кому гордиться сметь?" (А. Сумароков)

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ОБОРОТ - одно из ярких выразительных средств русского языка. Его используют для сравнения предмета или признака с другим предметом или признаком.

Например, "Чёрные, как смола, тени легли на траву" (А.Н. Толстой)

РАЗГОВОРНЫЕ СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ характерны для разговорной речи, чаще это неполные предложения или построенные с нарушением синтаксических норм.

Например, "Гриш, а Гриш! Гляди-ка, поросёнок-то...Смеётся... Да-а. А во рту-то у него!.. Смотри, смотри... травинка во рту, ей-богу, травинка!.. Вот штука-то!" (А.И. Куприн)

НАЗЫВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - односоставные предложения, в грамматической основе которых только один главный член предложения - подлежащее.

Например, "А я всё смотрел на цементный конус, ещё раз перечитывая фамилии. Праведников Г.А., рядовой. Проскурин С.М., рядовой. Пыжов А.С., лейтенант. Рогачёв М.В., мл. сержант. Родионов Н.И., рядовой... " (Е. Носов)

Фонетические средства выразительности.

Звукопись - игра звуками для усиления выразительности.

АССОНАНС - повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков.

Быстро лечу я по рельсам чугунным. Думаю думу свою. (Н. Не красов)

АЛЛИТЕРАЦИЯ - повторение в стихотворной речи одинаковых согласных звуков.

Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки, как хрусталь. (И. Северянин)

Лексические средства выразительности:

СИНОНИМЫ - близкие по значению слова.

Мой ласковый и нежный зверь.

КОНТЕКСТНЫЕ СИНОНИМЫ - слова, сходные по значению только в данном тексте (вне текста они не имеют сходства в лексическом значении).

Грузное тело его исполнено гибкой, звериной грации (М. Шолохов).

АНТОНИМЫ - слова с противоположным значением.

Ты и могучая , Ты и бессильная , Матушка- Русь! (Н. А. Некрасов)

КОНТЕКСТНЫЕ АНТОНИМЫ - слова, которые противопостав­лены по значению только вданном тексте.

Мильоны - вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы (А. Блок).

Для вас - века, для нас - единый час. (А. Блок).

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ - устойчивые сочетания слов, понимаемые не буквально, а в перенос­ном смысле.

За тридевять земель, работать спустя рукава.

ДИАЛЕКТИЗМЫ - слова, употребляемые только жителями той или иной местности (диа­лект в переводе с греческого означает «местный говор»): в некоторых российских деревнях полотенце по-другому называютрушником, белку - векшей, зайца - ушканом, волка - би­рюком.

В оврагах водились козюли . (= змеи) (По И.С. Тургеневу)

ТЕРМИНЫ - слова или сочетания слов, обозначающие понятие, применяемое в науке, технике, искусстве. В художественной литературе термины употребляются чаще как средство создания речевой характеристики героев.

Однажды, когда кончилась зима и антифриз в машине был уже не нужен, я открыл краник, и вся жидкость из радиатора вылилась на землю, на лужайку под окнами нашего деревенского дома. (В. Солоухин)

ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКИЕ СЛОВА (ОККАЗИОНАЛИЗМЫ) - слова, которые являются словотворчеством писателя или поэта. Они создаются с определённой стилистической целью, составляют лексикон писателя. Их следует отличать от собственно неологизмов.

Они сидели передо мной в своих замызганных спецовках, но видны были их модные стрижки, слова они употребляли на уровне наивысшего образования, разговаривать с ними было трудно и интересно. (Д. Гранин) ПРОСТОРЕЧИЯ - слова, характерные для разговорного стиля речи, часто грубые слова, не соответствующие нормированной литературной речи.

Почему я должна кричать: "Эй, ты, пойдём в буфет, пожрём , что ли!" (С. Львов)

КНИЖНАЯ ЛЕКСИКА – слова высокого стиля. Восстань, пророк, и виждь, и внемли… Сомоотверженность, долг…

В 1913 году печальное известие облетело весь мир. Погиб, столкнувшись с айсбергом, гигантский океанский лайнер «Титаник». По-разному объясняли эксперты причины катастрофы. Сошлись на том, что в тумане капитан не разглядел огромную плавающую ледяную гору и, налетев на нее, корабль окончил свое земное существование.

Если мы посмотрим на это прискорбное событие глазами химика, то придем к весьма неожиданному выводу: «Титаник» пал жертвой еще одной аномалии воды.

Устрашающие ледяные глыбы - айсберги плавают, подобно пробке, на поверхности воды. Глыбы в десятки тысяч тонн.

И все потому, что лед легче воды.

Попробуйте расплавить любой металл и в расплав бросить кусок того же металла: он моментально утонет. В твердом состоянии любое вещество имеет большую плотность, чем в жидком. Лед и вода - удивительное исключение из этого правила. Не будь этого исключения, все водоемы средних широт быстро промерзли бы до дна: все живое бы тут погибло.

Вспомните некрасовские стихи:

Лед неокрепший на речке студеной,

Словно как тающий сахар лежит…

Стукнут сильные морозы, лед окрепнет. Потянется по реке зимняя дорога. Но под толстым слоем льда, как и прежде, будет струиться вода. Река не промерзнет до дна.

Лед, твердое состояние воды, - вещество исключительно своеобразное. Существует несколько видов льдов. В природе известен один, тот, что плавится при нуле градусов. Ученые в лабораториях, применяя высокие давления, получили еще шесть ледяных разновидностей. Самый сказочный из них (лед VII), найденный при давлении больше 21 700 атмосфер, можно было бы назвать раскаленным льдом. Он плавится при температуре 192 градуса выше нуля, при давлении в 32 тысячи атмосфер.

Казалось, что может быть обыденнее картины таяния льда. Но какие удивительные вещи при этом происходят!

Любое твердое вещество после плавления начинает расширяться. Вода же, получающаяся при таянии льда, ведет себя совсем иначе: она сжимается и лишь затем, если температура продолжает повышаться, начинает расширяться. Это происходит опять-таки из-за сильной способности молекул воды взаимно притягиваться. При четырех градусах выше нуля такая способность проявляется особенно резко. А потому при этой температуре вода обладает наибольшей плотностью; потому наши реки, пруды и озера даже при самых жестоких холодах не промерзают до дна.

Вы радуетесь приходу весны, восхищаетесь прекрасными деньками золотой осени. Радостная весенняя капель и багряный убор лесов…

Опять же аномальное свойство воды!

Чтобы растаял лед, нужно много тепла. Несравненно больше, чем для плавления любого другого вещества, взятого в таком же количестве.

Когда вода замерзает, это тепло снова выделяется. Лед и снег, отдавая тепло обратно, подогревают землю и воздух. Они смягчают резкий переход к суровой зиме и позволяют осени воцариться на несколько недель. Весной же таяние льда задерживает наступление знойных дней.

Предлагаем вам красивые осенние стихи Н.Некрасова. Каждый из нас с детских лет хорошо знает стихи Некрасова про осень , а кто-то читает их своим детям и внукам. Эти стихотворения входят в школьную программу для разных классов.
Короткие Некрасова помогают не только развить речь и память, но и познакомиться с красивым временем года осень.

Николай Некрасов - Осень

Прежде - праздник деревенский,
Нынче - осень голодна;
Нет конца печали женской,
Не до пива и вина.
С воскресенья почтой бредит
Православный наш народ,
По субботам в город едет,
Ходит, просит, узнает:
Кто убит, кто ранен летом,
Кто пропал, кого нашли?
По каким-то лазаретам
Уцелевших развезли?
Так ли жутко! Свод небесный
Темен в полдень, как в ночи;
Не сидится в хате тесной,
Не лежится на печи.
Сыт, согрелся, слава богу,
Только спать бы! Нет, не спишь,
Так и тянет на дорогу,
Ни за что не улежишь.
И бойка ж у нас дорога!
Так увечных возят много,
Что за ними на бугре,
Как проносятся вагоны,
Человеческие стоны
Ясно слышны на заре.

Николай Некрасов - Стих Славная осень

Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно - покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.

Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни...
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни -

Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю...
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою...

Николай Некрасов - Несжатая полоса

Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели,

Только не сжата полоска одна...
Грустную думу наводит она.

Кажется, шепчут колосья друг другу:
"Скучно нам слушать осеннюю вьюгу,

Скучно склоняться до самой земли,
Тучные зерна купая в пыли!

Нас, что ни ночь, разоряют станицы
Всякой пролетной прожорливой птицы,

Заяц нас топчет, и буря нас бьет...
Где же наш пахарь? чего еще ждет?

Или мы хуже других уродились?
Или недружно цвели-колосились?

Нет! мы не хуже других - и давно
В нас налилось и созрело зерно.

Не для того же пахал он и сеял
Чтобы нас ветер осенний развеял?.."

Ветер несет им печальный ответ:
- Вашему пахарю моченьки нет.

Знал, для чего и пахал он и сеял,
Да не по силам работу затеял.

Плохо бедняге - не ест и не пьет,
Червь ему сердце больное сосет,

Руки, что вывели борозды эти,
Высохли в щепку, повисли, как плети.

Как на соху, налегая рукою,
Пахарь задумчиво шел полосою.

Некрасов стихи и про осень отлично подойдут для школьников 1,2,3,4,5,6,7 класса и для детей 3,4,5,6,7,8,9,10 лет.

Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лёд неокрепший на речке студёной
Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно - покой и простор!
Листья поблекнуть ещё не успели,
Желты и свежи лежат, как ковёр.

Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни…
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни -
Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю…
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою…

Анализ стихотворения «Славная осень» Некрасова

Н. Некрасов был убежден, что настоящим призванием поэта является защита интересов простого народа, описание его бед и страданий, критика несправедливого положения русского крестьянства. Поэтому в его творчестве редко встречаются чисто лирические произведения. Но отдельные пейзажные зарисовки подтверждают огромное поэтическое мастерство Некрасова. Небольшое фрагмент, с которого начинается произведение «Железная дорога» (1864 г.), можно выделить в отдельное цельное стихотворение «Славная осень».

Поэт описывает пейзаж, открывающийся перед глазами из окна вагона. Стремительно проносящаяся картина осеннего леса вызывает у него восторг. Лирический герой жалеет, что наблюдает за ней со стороны и не может вдохнуть «ядреного воздуха» и «выспаться» на ковре из опавшей листвы.

Некрасов очень любил использовать образные сравнения. В данном стихотворении он сравнивает лед на речке с «тающим сахаром», листья — с «мягкой постелью». Одним из главных достоинств окружающей природы он считает «покой и простор». Бесконечно сменяющие друг друга леса, равнины, реки редко нарушаются человеческими звуками. Это благодушная окружающая картина вызывает в душе лирического героя покой и тихое блаженство.

Вторжение железнодорожного транспорта можно считать кощунством по отношению к девственной природе, в которой «нет безобразья». Некрасов постепенно подводит читателя к мысли, что строительство железной дороги нарушило хрупкое природное равновесие. В прекрасный и чистый мир грубо вторглись человеческие страдания и горе.

Оставаясь горячим патриотом своей земли, поэт заключает: «Всюду родимую Русь узнаю». Для Некрасова было очень важно подчеркнуть национальную принадлежность. Он не мог отвлеченно восхищаться природой в целом, обязательно указывая на ее связь с многострадальным русским народом. Именно окружающая красота и гармония наводит автора на глубокие размышления о судьбе тех людей, что населяют эту землю. Его особенно возмущает резкое противоречие между совершенной природой и тяжелым положением русского крестьянства.

«Славная осень» — великолепный образец пейзажной лирики Некрасова. Даже не уделяя этому жанру большого внимания, поэт в порыве вдохновения мог создавать удивительно прочувствованные и глубоко лиричные стихотворения.