Структура таможенных органов российской федерации. Структура таможенных органов рф

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • Заключение
  • Библиографический список

Введение

В курсовой работе рассматривается тема: "Таможня Российской Федерации, структура, задачи, полномочия".

В настоящее время происходит интенсивное экономическое развитие всех стран мира, между которыми происходит экономическое сотрудничество, обмен товарами. Российская Федерация в современный период также активно участвует в товарообмене, экспорте с иностранными государствами. Интерес рассмотрения данной темы представляет и образование Таможенного союза, который составляют государства Республика Белоруссия, Республика Казахстан и Российская Федерация. Соответственно, исходя из интересов обеспечения безопасности государств, таможенным союзом установлены таможенные границы, а также регулирование порядка движения товаров, услуг и ресурсов между государствами таможенного союза, а также другими государствами.

Таможенные органы Российской Федерации относятся к правоохранительным органам, их деятельность направлена на решение определенных задач в таможенной сфере. Таким образом, заслуживает внимания организация деятельности данных правоохранительных органов, поэтому представляется, что рассмотрение данной темы является актуальным и представляет научный и практический интерес. С одной стороны успешная деятельность данных органов зависит от их правильной организации, строгое соблюдение законодательства. С другой стороны существуют недостаточная разработанность и нерешенные вопросы. Это значит, что рассмотрение данной темы помимо научного, имеет теоретические и практическое значение.

Так, теоретическое значение заключается в возможности систематизировать основные вопросы деятельности таможенных органов, рассмотреть их организационную структуру, полномочия, возложенные на них задачи.

Практическая значимость состоит, в возможности определить основные направления деятельности таможни России в современный период.

Цель - исследование организационной структуры и полномочий таможни Российской Федерации, возложенных на них задач. Проанализировать возможность совершенствования деятельности данной системы правоохранительных органов России.

Глава 1. Характеристика таможни Российской Федерации. Задачи

В настоящее время вследствие образования Таможенного союза России с Республикой Казахстан, Республикой Беларусь, в составе Евразийского экономического сообщества, и проведения согласованной таможенной политики, объединения национальных рынков, осуществления совместной защиты от экономической угрозы других стран, установления льгот для движения товаров и ресурсов, рабочей силы, направление деятельности на удовлетворение национальных интересов в области экономики, государств, входящих в Таможенный союз, затрагивают интересы довольно большого количества экспортеров и импортеров, которым так или иначе приходится участвовать в таможенном оформлении. Кроме того, образование сравнительно новых форм и механизмов взаимодействия, урегулирования данного круга отношений является весьма актуальным.

Повседневная практическая организация решений вопросов, связанных с таможенным делом, это основная деятельность таможни.

Установлено, что таможенное регулирование в Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации. Таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно - тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации. Ст. 2 Федеральный закон Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации"// «Российская газета» № 5348 от 29. 11.2010 г.

Как правило, в деятельности таможни принимают участие две или более стороны, которые являются субъектами, наделенными юридическими правами и обязанностями. Одним из субъектов является таможенный орган, наделенный властными полномочиями в данной области, другими субъектами являются лица, либо органы провозящие объекты, либо осуществляющие деятельность с таким перемещением. Данный вид отношений носит публичный характер. Таким образом, таможенные органы это специальные органы, наделенные государством властными полномочиями в области таможенных отношений.

Законодательством на таможенные органы для обеспечения общей деятельности таможенного союза возлагается выполнение следующих задач:

1) содействие реализации единой торговой политики таможенного союза;

2) обеспечение исполнения таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств-членов таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы;

3) совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля, в том числе в рамках оказания взаимной административной помощи;

4) взимание таможенных платежей, а также специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, контроль правильности их исчисления и своевременности уплаты, принятие мер по их принудительному взысканию

в пределах своей компетенции;

5) обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;

6) обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения прав и законных интересов лиц области таможенного регулирования и создание условий для ускорения товарооборота через таможенную границу;

7) обеспечение в пределах своей компетенции мер по защите национальной безопасности государств-членов таможенного союза, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды, а также в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза - мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу валюты государств - членов таможенного союза, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков;

8) выявление, предупреждение и пресечение административных правонарушений и преступлений в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза;

9) обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности на таможенной территории таможенного союза в пределах своей компетенции;

10) ведение таможенной статистики. Ст. 6 Таможенный кодекс таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза от 27. 11.2009 г. № 17) // «Собрание законодательства РФ» от 13. 12.2010 г., № 50, ст. 6615

Однако, как видно из анализируемой статьи, перечень задач, не является исчерпывающим, так как законодательство государств состоящих в таможенном союзе может предусматривать иные задачи, решение которых возложено на таможенные органы.

Глава 2. Таможня России. Структура

Таможенный контроль является одной из функций государства, следовательно, данная деятельность обеспечивается государством, поэтому существуют специально уполномоченные органы для реализации данной функции.

На сегодняшний день, таможня играет важную роль во внешнеторговой деятельности государства и соответственно занимает свое определенное место в системе правоохранительных органов.

Так, общее руководство таможней возложено на Правительство Российской Федерации. Как правило, в его компетенции находится обеспечение государственной политики в области развития таможенной деятельности, разработка нормативно-правовых актов в данной области.

В настоящее время таможня России образует единую федеральную централизованную систему. Интересы таможенных органов представляют должностные лица, наделенные соответствующими полномочиями. Таможенные органы независимы от каких-либо органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и общественных организаций. В работу таможенных органов они вмешиваться не имеют права.

Законодательством определена структура таможни России:

Таможенными органами являются:

1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;

2) региональные таможенные управления;

3) таможни;

4) таможенные посты. Ст. 10 Федеральный закон Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации"// «Российская газета» № 5348 от 29. 11.2010 г.

Рассмотрим более подробно деятельность данных органов.

2.1 Федеральная таможенная служба. Полномочия

Федеральным органом исполнительной власти в области таможенного дела является Федеральная таможенная служба России.

Ранее нормативными актами, государственная политика, а также разработка нормативных актов в указанной области принадлежала Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, теперь данные функции переданы Федеральной таможенной службе.

Возложенные полномочия на Федеральную таможенную службу России осуществляются в соответствии с нормативно-правовыми актами, регулирующих данную деятельность, международно-правовыми актами, Положением о Федеральной таможенной службе от 26 июля 2006 года № 459.

На данную службу возложено непосредственное руководство таможней России. В ведении таможенной службы находятся все вопросы таможенного дела, которыми он управляет через свои структурные подразделения, а именно с помощью соответствующих управлений, отделов, служб.

Федеральная таможенная служба наделена законодательством определенными полномочиями. Так, в эти полномочия входят: выступление с нормотворческой инициативой в своей сфере деятельности, а также, правотворческая деятельность в рамках своей компетенции, носящих подзаконный характер, например: разработка порядка ведения реестров различного рода, регулирует проведение таможенных операций, порядок таможенного оформления перевозимых товаров, транспортных средств, а также лиц, участвующих в таком оформлении; регулирование порядка оформления таможенной декларации и транзитной декларации; порядок выдачи предусмотренных лицензий. Разрабатывает требования к обустройству складов для временного хранения грузов, в период осуществления таможенного оформления. Разрабатывает необходимые в таможенной деятельности формы квитанций, актов, свидетельств, формы отчетности для лиц, перевозящих товары, транспортные средства через границу, формы актов о проведении таможенных осмотров, таможенных досмотров физических лиц, товаров. Проведение аттестации, квалификационных экзаменов, выдача квалификационных аттестатов специалистам по таможенному оформлению также находится в ведении указанной службы. Разрабатывает программы по развитию таможенной деятельности в Российской Федерации.

Контрольные и надзорные полномочия службы в сфере таможенной деятельности, заключаются в осуществлении взимания таможенных налогов и пошлин, контроле своевременности уплаты, правильности начисления пошлин, сборов, налогов, а также принятие мер при необходимости их принудительного взыскания. Установление запретов и ограничений на товары, перемещаемые на территорию России, через таможню, а также проводят процедуры таможенного контроля и оформления, транспортного контроля, санитарно-карантийного, карантийный фитосанитарный, ветеринарный контроль. Проводит лицензирование на учреждения свободного склада. Ведет реестры установленной формы лиц и организаций, участвующих в таможенном оформлении.

Федеральная таможенная службы наделена также полномочиями по ведению дел об административных правонарушениях, а также полномочиями по их рассмотрению, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, другими актами с сфере таможенной деятельности. Дознание, производство следственных действий в соответствии с процессуальным законодательством, оперативно-розыскная деятельность, также находится в ведении таможенной службы.

Федеральная таможенная служба ведет статистику таможенной деятельности, обобщает практику применения таможенного законодательства, обеспечивает единое применение таможенного законодательства на территории России органами и должностными лицами, а также рассматривает заявления и жалобы на действия и решения указанных должностных лиц.

Для реализации своих полномочий таможенная служба взаимодействует с международными организациями, а также с государственными органами в таможенной деятельности.

Подводя итог рассматриваемой главы, необходимо отметить, что федеральная таможенная служба - это центральный орган, направляющий деятельность всей таможенной службы. Он также является координирующим и ведущим органом, с его помощью обеспечивается нормальная и эффективная деятельность всей системы таможни России.

2.2 Таможенные управления. Полномочия

Таможенные управления являются нижестоящими органами федеральной таможенной службы. Они осуществляют руководство таможенными органами, в процессе реализации возложенных на них полномочий.

В настоящее время функционируют региональные таможенные управления по 7 федеральным округам:

Центральное региональное таможенное управление;

Северо-Западное региональное таможенное управление;

Южное региональное таможенное управление;

Сибирское региональное таможенное управление;

Приволжское региональное таможенное управление;

Дальневосточное региональное таможенное управление;

Уральское региональное таможенное управление;

Теперь необходимо отметить перечень полномочий. Так таможенные управления ведут работу по взаимодействию с правоохранительными и другими органами государства, органами иностранных государств компетентных в данной области. Принимают меры в области таможенного контроля и охраны таможенной границы России. Выдают лицензии, квалификационные аттестаты, а также отзывают или аннулируют указанные документы.

Ведут предусмотренные в таможенной деятельности реестры, ведение региональной таможенной статистики также входит в полномочия данных управлений.

Что касается полномочий по контролю и надзору таможенных управлений, то необходимо отметить, что они принимают меры по таможенному контролю и таможенному оформлению. Для предотвращения совершения преступлений и борьбы с преступлениями наделены полномочиями по борьбе с контрабандой, совершения административных правонарушений, выявляют и принимают меры для пресечения незаконного провоза через границу наркотиков, оружия, предметов имеющих историческую, культурную ценность, а также охраняемые государством виды животных и растений. Таможенные управления руководят подчиненными таможенными органами, а также создают, ликвидируют таможенные посты. Они имеют полномочия по контролю за деятельностью подчиненных органов, организации и координации их деятельности; проверяют правильность начисления и уплаты таможенных платежей; рассматривают вопросы о предоставлении рассрочек и отсрочек по их уплате. Обеспечивают деятельность подчиненных таможенных органов, а именно: ведут работу по расстановке, подбору кадров; к их полномочиям относится работа по материально-техническому, финансовому обеспечению в пределах федерального финансирования, обеспечение нормативной литературой, необходимой для деятельности таможенных органов.

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что данные управления созданы как промежуточные органы, между федеральной таможенной службой, таможнями и таможенными постами, что связано с усложнением функций таможенного дела, а также необходимостью эффективного управления нижестоящими органами.

2.3 Таможни и Таможенные посты. Их полномочия

Таможни является третьим и ведущим звеном в структуре таможенных органов. Самый основной объем таможенной работы возлагается именно на них. Как правило, таможни функционируют на территории субъектов Российской Федерации. Таможни являются юридическими лицами.

Так, различают специализированные таможни, к ним относятся: оперативные таможни, которые проводят оперативно-розыскные мероприятия, расследования в случае совершения таможенных преступлений. Таможни Домодедовская, Внуковская, Шереметьевская, предназначены для контроля за перемещением товаров, лиц, через границу территории России.

Центральные таможни контролируют перемещение по территории России, товаров промышленной продукции: нефти, электроэнергии, газа.

Последним видом структуры таможни России являются таможенные посты, которые являются отдельными подразделениями службы.

В связи с тем, что таможенные посты могут быть несколько удалены от таможенной границы, также наделены полномочиями по контролю за отдельными видами товаров, либо на них могут быть возложены другие задачи, то их можно подразделить на: внутренние, которые предназначены для решения задач в местах передвижения товаров и транспортных средств в пределах территории России. Поэтому они как правило, располагаются в административно-территориальных центрах, столицах республик.

Пограничные таможенные посты располагаются для контроля передвижения объектов через границу Российской Федерации.

Из специализированных таможенных постов можно выделить: энергетические, морские, воздушные, железнодорожные и другие виды.

В своей деятельности таможни обладают следующими полномочиями: проводят предусмотренные законодательством таможенные процедуры, обеспечивают перемещение разрешенных товаров и объектов на территорию России; контролируют проведение валютных операций, начисляет таможенные пошлины, платежи, налоги, контролирует и обеспечивает уплату начисленных платежей. Рассматривает вопросы по освобождению или отсрочки уплаты таможенных платежей. Собирают и обрабатывают данные для ведения таможенной статистики. Ведут дела об административных правонарушениях в сфере таможенной деятельности. Имеют полномочия по борьбе с контрабандой, другими нарушениями и преступлениями. Таможни обладают функциями контроля деятельности подчинённых таможенных постов.

Для реализации контрольных функций предоставлены полномочия по осмотру и досмотру перевозимых грузов, транспорта, багажа граждан, осмотру территорий и помещений с прибывшими товарами. Проводят опросы и получают объяснения, имеющих значения для таможенного контроля. Контроль за деятельностью складов, находящихся на территории подведомственности таможен.

В сфере борьбы с административными правонарушениями, возбуждают, расследуют и рассматривают дела, в пределах полномочий, проводят оперативно-розыскную деятельность.

Осуществляют сбор и обобщение данных для таможенной статистики, анализ правоприменительной практики и имеющихся проблем в деятельности таможни. Взаимодействие с государственными органами, компетентными в данной деятельности.

Проанализировав особенности и полномочия таможен и таможенных постов, можно отметить, что в связи с развитием товарообмена, внешнеторговой деятельности государства, усложняется и таможенный контроль, поэтому необходимость создания дополнительных таможенных структурных единиц, соответствующих современным требованиям очевидна.

таможенный пост таможня граница

Заключение

В заключении, рассмотрения темы "Таможня Российской Федерации: структура, задачи, полномочия" можно сказать, что таможня в системе правоохранительных органов России играет свою характерную роль. Основное назначение таможни, это способствование осуществлению государством деятельности по развитию внешнеэкономических связей, развитию национальной экономики, рынка, обеспечение экономической и иной безопасности страны.

Необходимо отметить, что в настоящее время законодательно закреплен перечень таможенных органов: Федеральная таможенная служба, региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты. Так как эти органы имеют свои специальные задачи, для их реализации они наделены определенными полномочиями, что отличает их от других правоохранительных органов. На таможни и таможенные посты возложена основная нагрузка по направлениям деятельности, они имеют довольно широкий спектр полномочий. Деятельность федеральной таможенной службы, как и региональных таможенных комитетов, в основном носит управленческий характер. Существуют также специализированные таможни, которые обладают более узким кругом полномочий, к ним относят оперативные, энергетические и другие. В свою очередь, они тоже играют довольно таки важную роль, во - первых, это уменьшение нагрузки на другие таможни, во вторых - обеспечение безопасности страны.

Итак, подводя общий итог, отмечу, что в настоящее время в связи с интеграцией России в мировой сообщество, интенсивным развитием экономики государства, роль таможни играет весьма важную роль. В соответствии с современными требованиями, необходимо организовать такую таможенную службу, которая будет обеспечивать безопасность государства, качественное осуществление контрольных функций и предотвращение совершения преступлений против государства.

Библиографический список

Нормативные акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 года) с учетом поправок от 30.12.2008 г. № 6 - ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ // "Российская газета", № 7 от 21.01.2009 г.

2. Таможенный кодекс таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза от 27.11.2009 г. № 17) // "Собрание законодательства РФ" от 13.12.2010 г., № 50, ст.6615

3. Федеральный закон Российской Федерации "О таможенном регулировании в Российской Федерации" от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ // "Российская газета" № 5348 от 29.11.2010 г.

4. Положение о федеральной таможенной службе от 26.07.2009 года № 459 (в редакции постановления Правительства РФ от 20.06.2011 г. № 480) // "собрание законодательства РФ" от 27.06.2011 г., № 26, ст.3804

5. Приказ Федеральной таможенной службы от 13.08.2007 года № 965 (в редакции Приказа ФТС РФ от 21.12.2009 г. № 2307)"Об утверждении общего положения о таможенном посте" // "Российская газета", № 27 от 10.02.2010 г.

\Специальная литература:

6. Андриашин Х.А., Балакин В.В., Свихунов В.Г., Таможенное право: учебник. - М.: Магистр, 2009. - 350 с.

7. Вобликов А.Б., Таможенное право: учебное пособие. - Тверь: Тверской государственный университет, 2011. - 180 с.

8. Граве А.В., Таможенное право. Учебник. - М.: Проспект, 2010. - 235 с.

9. Ковалев М.А., Правоохранительные органы. Учебник. - М.: Зерцало, 2010. - 400 с.

10. Черников В.В., Судоустройство и правоохранительные органы РФ: учебник. - М.: Проспект, 2009. - 300 с.

Периодическая литература:

11. Суслов Н.А. Таможенные органы: правовой статус и пути его совершенствования // "Государство и право". - 2010. - № 3. - с.35

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие, цели, содержание и структура таможенного дела в Российской Федерации. Понятие, компетенция и функции таможенных органов Российской Федерации. Федеральная таможенная служба. Региональное таможенное управление. Таможни и таможенные посты.

    курсовая работа , добавлен 06.12.2008

    Понятие таможенных органов Российской Федерации, их правовой статус и компетенция, единая система и основные функции. Деятельность Государственного таможенного комитета, региональных таможенных управлений, таможни и таможенного поста.

    контрольная работа , добавлен 20.03.2009

    Общие принципы организации таможни. Основные задачи таможни. Функции таможни. Внутренние и внешние функции. Сбор таможенных платежей. Контроль, осуществляемый должностными лицами таможни. Финансовые функции. Права таможни. Обязанности начальника.

    реферат , добавлен 30.04.2003

    Организационная структура таможенных органов Российской Федерации, их основные функции. Роль Оренбургской таможни в регулировании внешнеэкономической деятельности, осуществлении национальной и экономической безопасности страны. Формы таможенного контроля.

    отчет по практике , добавлен 22.09.2011

    Проблема системы таможенных органов, статуса и специфики ее составных частей. Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов. Задачи энергетической таможни. Специализированные таможенные органы. Анализ эффективности работы Новороссийской таможни.

    курсовая работа , добавлен 16.01.2013

    Структура, задачи и место таможенной службы Российской Федерации в системе государственных органов. Отличительные черты, характеризующие деятельность правоохранительных органов. Основные права, полномочия, компетенции и функции таможни и ее постов.

    дипломная работа , добавлен 21.01.2017

    Структура таможенной системы Российской Федерации. Ее силовое обеспечение. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности таможенных органов. Специфика энергетической таможни, ее задачи и функции. Совершенствование ФТС с помощью инновационных методов.

    курсовая работа , добавлен 14.06.2014

    Задачи информационно-аналитического обеспечения оперативных подразделений таможенных органов Российской Федерации, средства для их выполнения. Источники нормативно-правового регулирования. Информационно-аналитическая деятельность Красноярской таможни.

    дипломная работа , добавлен 11.04.2012

    Место в системе государственных органов таможенных органы России. Структура таможенных органов. Служба в таможенных органах. Принадлежность таможенных органов к исполнительной ветви государственной власти. Функция правореализации в таможенной сфере.

    реферат , добавлен 06.02.2009

    Понятие и организационная структура таможенных органов, их основные функции. История образования Оренбургской таможни, цели и задачи ее деятельности. Особенности таможенного контроля и оформления, правила заполнения соответствующей документации.

Таможня - одна из крупнейших и наиболее значимых государственных структур в России. Ее подразделения разбросаны по всей стране. Основная цель данного органа - контроль пассажирских и товарных потоков, пересекающих российскую границу в различных направлениях. Структура таможни в России включает в себя несколько уровней.

Структура таможни: уровни и полномочия

1. ФТС - государственный орган исполнительной власти, имеющий наиболее широкие полномочия.
2. Региональные управления, которые располагаются в столицах федеральных округов.
3. Подразделения, которые чаще всего занимаются оформлением и функционируют в пределах определенного субъекта федерации, подчиняясь региональным центрам. Также есть структуры, подчиненные напрямую ФТС (например, расположенные в основных аэропортах и прочие). Функционируют и специализированные структуры, задача которых заключается не в оформлении, а реализации других функций. Пример - оперативная таможня, сотрудники который специализируются на выявлении контрабанды.
4. Посты, которые подчиняются таможням. В некоторых постах отдельно выделяются отделы, специализирующиеся на таможенном контроле и оформлении.

Благодаря такой довольно гибкой и не чрезмерно громоздкой структуре таможни российская система отличается довольно высокой степенью оперативности и скоростью реагирования. Конечно, отечественная служба уступает по продуктивности лучшим службам мира, но и неэффективной ее назвать нельзя.

Функции таможни

Разветвленная, но, в то же время, эффективная структура таможни России позволяет данному госоргану выполнять целый ряд важных функций, среди которых:

  • участие в планировании и реализации государственной таможенной политики;
  • защита отечественных экономических интересов, содействие в обеспечении экономической безопасности страны;
  • регулирование торгово-экономических отношений с различными странами, взимание всех видов таможенных платежей, определение порядка перемещения всех типов товаров через отечественную таможенную границу;
  • контроль и оформление, нормативное стимулирование оптимизации товарооборота;
  • ведение всей профильной статистики;
  • борьба с контрабандой и всеми видами нарушений таможенных правил, пресечение незаконного оборота наркотиков и прочих запрещенных грузов.

Задач у данного органа довольно много, и для их эффективного решения структура таможни регулярно переформатируется государством. Правда, в основном, это касается не главной вертикали построения организации, а создания, расформирования и перепрофилирования отдельных таможенных постов. За последние годы российская таможня сумела избавиться от большой части бюрократических инструментов, и сейчас является организацией, с которой вполне возможно иметь дело.

Задайте свой вопрос по структуре российской таможни:

Ваше имя:

Ваш e-mail (для ответа)

Таможенные органы – это часть правоохранительных структур, которая осуществляет защиту экономической безопасности и суверенитета, контролирует условия и порядок перемещения товаров и транспорта через границу, взимает и оформляет соответствующие платежи.

Цели

Таможенной границей служат параметры свободных складов и экономических зон. А также все пределы территории РФ. Эта таможенная территория обеспечивается законностью и правопорядком, защитой прав и интересов всех граждан, общества, организаций и государства посредством системы определённых органов. Нарушение законодательства и правил в этой сфере (например, случаи контрабанды) влекут за собой уголовную и административную ответственность.

Таможенные органы существуют в целях как экономических, так и правоохранительных. Последние направлены на поддержание безопасности государства, окружающей среды, здоровья и жизни людей. Экономические цели, которые преследуют таможенные органы, это пополнение доходов госбюджета, защита интересов российских производителей за счёт установления ограничений, квот и тарифов.

Задачи

Конституция РФ предписывает исключительную монополию государства на всю таможенную деятельность. Обеспечивает это ряд факторов:

  • Единая таможенная политика.
  • Единство границы и территории.
  • Единая система и общая регламентация деятельности, которую проводят таможенные органы.

Организация и правовая основа определена Таможенным кодексом РФ, а также отдельными законами и подзаконными актами, международными договорами. Если же другие страны с Россией устанавливают иные правила, не предусмотренные отечественным законодательством, то согласно Конституции можно применять правила международных договоров. Задачи, которые решает система таможенных органов, следующие:

  1. Разработка соответствующей политики РФ, её реализация.
  2. Участие в организации и совершенствовании системы ведомства.
  3. Обеспечение единства таможенной территории и безопасности экономики РФ.
  4. Защита интересов экономики РФ.
  5. Международное сотрудничество в области таможенных вопросов и проблем.

Система таможенных органов

Это единая централизованная система, в которую входят следующие государственные органы:

  • Гос. таможенный комитет Российской Федерации.
  • Управления по таможне в регионах Российской Федерации.
  • Собственно ведомства.
  • Посты.

Есть в этой системе также специальные подразделения: лаборатории, научные, исследовательские и образовательные учреждения, вычислительные центры, другие организации и предприятия. Таможенные органы РФ возглавляются Государственным таможенным комитетом с председателем. Его назначает на должность и освобождает от неё президент России. Коллегия, образованная как совещательный орган при председателе, рассматривает самые важные вопросы. В её составе находится не только председатель с заместителями, но и другие компетентные работники. Также при Комитете функционирует Консультативный совет, контролирующий таможенные органы РФ. Он также рассматривает и анализирует проводимую ведомством политику.

Таможенный комитет

Система таможенных органов возглавляется, как уже было сказано, Государственным таможенным комитетом. Это ведомство руководит всеми нижестоящими структурными подразделениями. Состоит он из многих управлений, распределённых по направлениям деятельности: контроля, доходов, анализа и статистики, правовой и таможенный отделы, центры валютного контроля, безопасности, по борьбе с контрабандой и преступлениями этой сферы. Государственным таможенным комитетом России осуществляются контрольные и организационные функции, определяются соответствующие органы РФ, реорганизуются и ликвидируются профильные управления, определяется правовой статус.

Таможенные управления

Деятельность таможенных органов в регионах осуществляется на основе организации таможенного дела. Сюда также входит руководство постами на этой территории, отнюдь не совпадающей с административным делением России. Они финансируют подчинённые единицы, взаимодействуют с местным самоуправлением и другими органами правопорядка и коммерческими структурами.

Сейчас создано и действуют на территории России десять таможенных управлений в регионах. Это Татарское, Дагестанское, Западно-Сибирское, Московское, Уральское, Поволжское, Восточно-Сибирское, Северо-Кавказское, Дальневосточное и Севоро-Западное. Существуют пограничные таможни и внутренние. То есть те, которые создаются на границе и те, что действуют внутри территории страны. Таможня – лицо юридическое, имеющее свою печать и собственные счета в банках. Это позволяет ей проводить таможенное регулирование самостоятельно.

Таможенный пост

Это полностью уполномоченное подразделение. Объект, способный проводить контроль и оформление на конкретной территории определённого пункта, - это таможенный пост. Юридическим лицом он сам по себе не является, но выполняет следующие функции:

  1. Взимание таможенных пошлин, налогов и прочих таможенных платежей.
  2. Обеспечение соблюдения разрешительного порядка в перемещении транспорта и товаров через границу Российской Федерации.
  3. Борьба с контрабандой и прочими нарушениями правил таможни и налогового законодательства.
  4. Профильная статистика внешней торговли и специальные данные по Российской Федерации.
  5. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности.
  6. Контроль за вывозом из страны стратегических и прочих жизненно важных материалов для интересов Российской Федерации.
  7. Валютный контроль в пределах компетенции.
  8. Выполнение всех международных обязательств, касающихся таможни.
  9. Многие другие функции.

Органы таможенного контроля

В них работают уполномоченные лица. Именно они в этой сфере совершают управление. Таможенными органами РФ также проводится контроль посредством проверки сведений и документов. Работники ведомства проводят досмотр транспортных средств, товаров и физических лиц посредством учёта, устного опроса, проверки всех систем отчётности, осмотра территорий и складов хранения, точек беспошлинной торговли и свободных зон. Словом, всех тех мест, где надлежит провести соответствующий контроль.

Поскольку таможенное регулирование является одной из функций государственного аппарата РФ, к компетенции контроля относится и управление всей этой сферой. ФТС РФ имеет право создавать необходимые вспомогательные структуры. Это таможенные учреждения, органы и предприятия, а также представительства за рубежом. Это единая централизованная система, где регулирование осуществляется систематически и непрерывно.

Функции

В свете закона о таможенном регулировании этим органам предписаны следующие функции.

  • Контроль и совершенствование метода необходимых на границе операций.
  • Помощь в развитии внешней торговли России, внешнеэкономических связей всех субъектов, в ускорении товарооборота.
  • Ведение специальной статистики таможни и внешней торговли.
  • Взимание налогов, компенсационных, специальных, антидемпинговых пошлин,. Взимание сборов, а также контроль своевременности уплаты и правильности исчисления.
  • Соблюдение порядка при перемещении транспорта международных перевозок и товаров через границу Таможенного союза.
  • Соблюдение ограничений и запретов относительно товаров, ввозимых и вывозимых из РФ, которые установлены законодательством.
  • Защита прав на интеллектуальную собственность.
  • Выявление, предупреждение, а затем и пресечение административных правонарушений и преступлений, находящихся в компетенции органов.
  • Принятие мер по защите общественного порядка, государственной безопасности, здоровья и жизни человека, его нравственности, по охране окружающей среды, животных и растений, а также защита интересов потребителей тех товаров, что ввозятся в РФ.
  • Контроль валютных операций, которые связаны с перемещением товаров в РФ и из РФ через границу.
  • Содействие в развитии транзитного и экспортного потенциала РФ, оптимизация структуры экспорта и содействие интересам отечественных производителей.
  • Меры противодействия легализации доходов, которые получены преступным путём. А также финансированию терроризма при перемещении через границу валюты, ценных бумаг и дорожных чеков.
  • Информирование и консультирование по таможенному делу, разъяснение прав и обязанностей заинтересованным лицам, содействие участникам внешнеэкономических связей при совершении операций на таможне.
  • Выполнение международных обязательств РФ в области таможенного дела, сотрудничество с компетентными органами других государств, а также организациями, которые занимаются этим делом.
  • Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в области деятельности таможни.

Исходя из вышеизложенного, функции таможенных органов можно классифицировать следующим образом. Первая группа – основные, то есть внешние, отраслевые. Их можно реализовать лишь на уровне административных отношений: таможенный контроль, информирование, взимание платежей, предоставление льгот и так далее. Вторая группа обеспечивает управление органами. Это внутренние функции – финансовая, плановая, кадровая, материально-техническая и остальная деятельность, обеспечивающие работу организационного характера.

Права таможенных органов

Выполняя возложенные на них функции, таможенные органы могут использовать следующие права:

  • Требовать сведения и документы.
  • Проверять у должностных лиц и граждан, участвующих в таможенной операции, документ, удостоверяющий личность.
  • Требовать от юридических и физических лиц подтверждение полномочий на деятельность.
  • Осуществлять оперативно-розыскную деятельность, чтобы выявить, предупредить, пресечь и раскрыть преступление в пределах компетенции, которая определена законодательством РФ.
  • Осуществлять неотложные следственные действия и дознание в пределах компетенции и в том порядке, что определён законодательством РФ.
  • Привлекать к административной ответственности.
  • Использовать средства связи или транспорт, принадлежащие общественным объединениям или организациям для предотвращения преступлений.
  • Задерживать и доставлять в служебные помещения лиц, которые подозреваются в совершении преступлений, административных правонарушений или тех, что пребывают в границах таможенного дела.
  • Ведение документирования, аудио- и видеозаписи, фото- и киносъёмки событий и фактов, которые связаны с ввозом в РФ и вывозом из РФ товаров, с осуществлением перевозок и хранения, что находятся под контролем таможни, а также совершение грузовых перевозок или иных операций.
  • Другие многочисленные права.

Органам же государственной власти в субъектах РФ, а также местного самоуправления и любым общественным организациям вмешиваться в деятельность таможенных ведомств при осуществлении ними соответствующих функций запрещено.

России выполняет ряд функций по регулированию и соблюдению таможенного права, несет ответственность за экспорт и импорт, формирует размер пошлин на федеральном и местном уровне. Список задач огромен, поэтому и структура ФТС разветвленная и имеет несколько уровней для эффективной работы каждого должностного лица.

Из истории таможенной службы в России

Первую организацию таможенной службы и пошлин в России можно отнести к X веку. Купцы, поставляющие товары потребления по водным и сухопутным путям, обязаны были на заставах (нынешние таможенные пункты) платить мыт - самый распространенный налог того времени на товар. Сбор осуществлялся мытниками. Спустя три века пришедшие татаро-монголы вводят тамгу, которая взималась для печати наместника, когда товар шел на продажу. От слова "тамга" и произошел современный термин "таможня".

В царской России сбором налогов занимались бесплатно работающие головы и целовальщики. Они получали премию за увеличение дохода с таможенных пошлин или сами платили недостаток при снижении поступлений в казну. За злоупотребление служебным положением, финансовые операции царских "таможенников" сурово наказывали, вплоть до смертной казни.

За весь период становления управление претерпевало множество реформ при Петре Первом и Екатерине Второй. К XIX веку впервые получает распространение контрабанда - способ нелегального ввоза багажа. На границах с Россией ловят преступников иногда с очень крупной партией грузов, скрытых от таможенников. Только в 1921 году был принят закон о борьбе с контрабандой. Период пришелся на годы "военного коммунизма" - это время дефицита и продразверстки. В 1924 году принимается первый кодифицированный устав таможенных органов, основноконтроль за экспортом и импортом товаров. Государственный таможенный комитет России был создан указом президента РСФСР в октябре 1991 года, а постановление "О федеральной таможенной службе" - в 2004 году.

Что такое ФТС для государства?

ФТС - это центральный орган исполнительной власти, который контролирует ввоз и вывоз товаров, законность провоза и устанавливает пошлины, а также контролирует соблюдение нормативно-правового фундамента, касающегося таможенного дела. ФТС стоит на защите экономических интересов страны, защищая потребителей от фальсификата, контрабанды, представляющих опасность для людей вещей.

Основные задачи и функции ФТС России

Перед органами Федеральной таможенной службы стоят следующие задачи:

  • постоянное улучшение условий таможенных правил на территории РФ для привлечения иностранных инвестиций;
  • взаимодействие с международными представительствами таможенных служб для совместной борьбы с терроризмом, контрабандой и фальсификатом;
  • развитие в таможенном администрировании, внедрение западных программных разработок в российскую службу;
  • содействие в развитии внешнеэкономических отношений с Россией.

Функциями таможенной службы являются:

  • разработка таможенной политики и ее применение;
  • установление таможенных пошлин;
  • защита экономических интересов страны;
  • соблюдение правил и норм перемещения товаров через таможенную границу;
  • пресечение действий контрабандистов и нелегальных ввозимых и вывозимых товаров.

Законодательная база, регулирующая деятельность ФТС

Основным законодательным документом, который отражает функции, задачи, структуру ФТС России, является Трудовой кодекс РФ и Положение о государственном таможенном контроле. Таможенная политика сформулирована в статье 2 ТК РФ. Дополнения и изменения фиксируются в дополнительных нормативных документах. Отдельная статья о таможенных правонарушениях и компетенции органов таможенной службы есть в Уголовно-процессуальном кодексе РФ.

Также таможенная служба опирается на Конституцию РФ, федеральные законы, международные договоренности, правовые акты Центробанка России.

Структура ФТС

ФТС имеет следующую иерархию:

  1. Федеральная таможенная служба.
  2. Региональные таможенные структуры и таможни трямого подчинения. Они подотчетны непосредственно ФТС.
  3. Таможни.
  4. Таможенные посты
  5. Отделы технического контроля и техобслуживания, отделы и стоимости, отдел валютного контроля. Они есть на каждом таможенном посту.

Организационная структура ФТС: руководство

Организационная структура ФТС представлена руководящим составом и аппаратом ФТС. Главой службы является руководитель Булавин В. И. Его правой рукой и вторым человеком в составе и структуре центрального аппарата ФТС назначен первый заместитель руководителя Давыдов Р. В.

Также есть еще 6 заместителей главы, которые в структуре ФТС отвечают за разные сферы деятельности таможенного управления.

Основными задачами руководителя таможенной службы являются:

  • решение вопросов по прохождению таможенной службы в соответствии с законодательством РФ;
  • внесение изменений и кадровые перестановки в структуре центрального аппарата ФТС России;
  • составление бюджета таможенной службы;
  • утверждение штата и зарплатного фонда в структуре ФТС РФ, в том числе на региональном уровне;
  • распределение обязанностей между заместителями;
  • составление и утверждение указов и положений, относящихся к полномочиям Федеральной службы;
  • решение вопросов о наградах и почетных знаках отличившимся на службе таможенникам;
  • утверждение положений о подразделениях в структуре ФТС РФ.

Руководитель несет личную ответственность за деятельность всей системы как на федеральном, так и на региональном уровнях, и за все нарушения, противоречащие нормативно-правовым документам.

Аппарат ФТС

Структура управления ФТС представлена следующими органами и ведомствами:

  1. Главное организационно-инспекторское управление. Данное подразделение инспектирует деятельность подотчетных ФТС организаций, выполняет методические функции, контролирует исполнение указов руководителя таможенной службы, организует стратегическое планирование и контролирует его исполнение, несет ответственность за основные экономические показатели службы, доносит информацию в аналитическом виде о работе службы руководству.
  2. Управление информационных технологий. Данное подразделение отвечает за информационную платформу для всей структуры ФТС. В составе его задач также защита баз данных и информационных технологий, информатизация, настройка телекоммуникаций, участие в стратегическом планировании всей службы.
  3. Управление таможенного оформления и контроля. Оно разрабатывает общий порядок таможенных операций при перемещении товаров через границу, следит за работой всех подразделений служб, участвует в реформировании таможенной политики, вносит предложения по совершенствованию процедур таможенных операций.
  4. Управление по борьбе с контрабандой. Оно занимается разведкой в отношении лиц, нарушающих таможенное законодательство, защищает экономические интересы России, проводит профилактические работы в отношении легального ввоза и вывоза товаров, участвует в розыскных мероприятиях нарушителей, участвует в производстве уголовных дел в соответствии с компетенцией должностных лиц, указанных в уголовно-процессуальном Кодексе.
  5. Управление тылового обеспечения. Ведение административно-хозяйственной деятельности в таможенных органах, медицинское и социальное обслуживание должностных лиц ФТС.
  6. Управление тарифного регулирования и таможенных доходов. Оно занимается разработкой тарифной сетки пошлин в соответствии с международными договоренностями, регулирует учет всех уплаченных налогов и следит за их поступлением в казну, контролирует соблюдение уплаты пошлин с органов регионального значения и поступление доходов в полном объеме.
  7. Финансово-экономическое управление. Оно составляет сметы, распределяет бюджетные средства по структуре и составу ФТС России, осуществляет контроль за расходами целевых средств, занимается пенсионных обеспечением лиц, проходивших службу в таможне.
  8. Управление Контроль за соблюдением правильности всех таможенных процедур в отношении товара, содействие в защите интересов декларантов.
  9. Управление таможенного дознания и расследование. Оно ведет дела о административных нарушениях, касающихся таможенной службы, контролирует соблюдение процедуры ареста товара.
  10. Правовое управление. Оно участвует в подготовке федеральных законов, международных соглашений.
  11. Управление по торговым ограничениям, валютному и Защита экономических интересов России, контроль за соблюдением сторонами международных договоренностей, отслеживание всех валютных операций.
  12. Управление делами. Обеспечивает правильный документооборот.
  13. Управление госслужбой и кадрами. Здесь ведется реализация кадровой политики, укомплетрование штата, организация прохождения службы в таможенных органах.
  14. Управление связями с общественностью. Взаимодействие с органами массовой информации.
  15. Управление по противодействию коррупции. Профилактические меры, выявление нарушений среди работников таможни коррупционного характера.
  16. Управление таможенного сотрудничества. Задачей ФТС является участие России на международной арене в области таможенных интересов, подготовка и вынесение предложений по совместным взаимовыгодным соглашением с другими странами.
  17. Управление таможенной статистикой. В обязанности данного управления входит подсчет, анализ показателей экономической деятельности таможенных органов за истекший период, сравнительный анализ между региональными подразделениями таможни.
  18. Контрольно-ревизионное управление. Осуществляет работу независимого аудита в отношении подразделений таможенной службы.
  19. Управление Оно занимается контролем за соблюдением товарных номенклатур и классификацией в соответствии с этими номенклатурами.
  20. Аналитическое управление. Подразделение проводит анализ деятельности таможни при перемещении товаров через границу Евразийского экономического союза, совершенствует систему управления рисками, контролирует экспорт и импорт товаров, в том числе и движение подакцизных товаров, оценивает эффективность работы внутри структуры управления ФТС России.

Центральное таможенное управление (ЦТУ)

Платформой деятельности ФТС является Центральное таможенное управление, которое находится также, как и ФТС, в Москве. В ведомстве ЦТУ находятся наиболее важные и крупнейшие таможенных органы регионального значения, таможни, таможенные посты. 18 регионов, 13 таможен и 91 таможенный пункт находятся в подчинении ЦТУ.

Здесь готовят новые разработки таможенных процедур, испытывают и внедряют программное обеспечение и технологии. За годы существования ЦТУ стало одним из значимых подразделений ФТС. На его таможенных территориях создано 4 ведомство контролирует таможенную границу с Украиной и Беларусией. На долю управления приходится основная доля доходов таможенной деятельности.

Региональные таможенные управления (РТУ)

В состав Федеральной таможенной службы входят региональные подразделения таможни, которые подотчетны ФТС. Выделяют следующие подведомственные управления:

  • Северо-Западное РТУ;
  • Дальневосточное;
  • Северо-Кавказское;
  • Поволжское;
  • Восточно-Сибирское;
  • Западно-Сибирское;
  • Татарское;
  • Уральское;
  • Калининградское;
  • Западное;
  • Московское;
  • Дагестанское;
  • Башкирское.

РТУ реализуют таможенную политику в регионах, защищает экономические интересы России, вносят предложения по региону, обеспечивают слаженную работу всего ФТС. Все задачи выполняются согласно компетентности регионального таможенного органа. РТУ выполняет функции по контролю за соблюдением нормативно-правовых аспектов, отслеживанию перемещений товаров в регионе, валютных движений, занимается кадровой политикой в региональном управлении.

Структура РТУ

Иерархия РТУ схожа с организационной структурой ФТС России. Здесь также есть начальник, который назначается только Председателем центрального аппарата. Его заместители и главный бухгалтер также назначаются и освобождаются от должности с подачи информации от регионального начальника. Кадровые перестановки на других уровнях осуществляются постановлением начальника, опирающегося на положение о таможенных службах. Задачи начальника РТУ заключаются в руководстве региональным подразделением на принципах единоличия, в контроле за соблюдением и реализацией всех возложенных задач.

Глава взаимодействует с центральным таможенным органом, подавая отчет о проделанной работе, осуществляет контроль за оперативно-розыскными мероприятиями. Со стороны финансов начальник РТУ несет ответственность за распределение бюджетных средств, выделенных ФТС и предоставляет обоснование их целевого использования.

У начальника есть заместители, которые выполняют примерно такую же роль, как и заместители главы ФТС, но на региональном уровне.

Таможни как подотчетная организация ФТС и РТС

Таможни Российской Федерации входят в таможенную систему России и подчиняются федеральной службе и региональному управлению, к которому относятся. Иногда решением центрального аппарата некоторые таможни могут быть исключительно в подчинении У ФТС. Таможни подразделяются на пограничные и внутренние. Пограничные таможни расположены на государственной границе в районе крупных транспортных узлов, а внутренняя таможня осуществляет контроль ввоза-вывоза в пределах страны между областями. Существует также специализированная таможня, которая проводит таможенные операции с особыми грузами:нефтью, газом, электроэнергией. Деятельность таможен регулируется нормативными актами.

Задачами таможни являются:

  • обеспечение единства таможенных границ государства;
  • реализация таможенной политики;
  • осуществление таможенных процедур;
  • выявление нарушений провоза грузов;
  • применение таможенных тарифов и системы регистрации товаров;
  • обеспечение собственной деятельности финансовыми, материальными и кадровыми ресурсами.

Таможенные посты

Одним из звеньев таможенной системы является Он подотчетен таможням, либо может подчиняться непосредственно РТС. Отдельные посты функционируют под руководством федеральной службы.

Создание и реорганизация таможенного поста лежит на "плечах" РТС; если пост носит исключительный статус юридического лица, то им занимается ФТС. Обычно таможенный пост не принимает подобную организационную форму. Но если ФТС решает наделить пост статусом юрлица, то у него появляются собственный баланс, устав, счета в банках. Такой пост может управлять имуществом, закрепленным за федеральными органами.

Функции таможенного поста заключаются в осуществлении и проведении всех таможенных операций, контроле за правомерностью и законностью процедур, реализации принятых постановлений федерального и регионального значения.

Отдел таможенных процедур и таможенного контроля (ОТП и ТК)

ОТП и ТК подчиняются таможне и строят план работы по согласованию с таможней, РТС и ФТС России. План утверждает первый заместитель руководителя по таможенному контролю. Назначение на руководящую позицию осуществляется начальником таможни, который в свою очередь утверждает кандидатуру с региональной службой. У начальника отдела также есть заместители. Руководство ОТП и ТК утверждают численность персонала, должностные инструкции, прописанные в ФТС, распределяет должностные обязанности. Перед отделом процедур и контроля стоят задачи по соблюдению норм таможенного дела, осуществлению таможенной политики, взаимодействию с другими фигурантами таможенных процессов: декларантами, складами временного хранения. Отдел ведет учет по специальным товарам, прошедшим таможенные процедуры, взаимодействует с налоговыми органами при международных перевозках, согласовывает с РТС упрощенные схемы таможенных процедур. ОТП и ТК участвует в аналитическом сборе информации по эффективности работы таможенных органов, разрабатывает стратегию и превентивные меры по рискам. Отдел принимает участие в инспектировании таможенных органов по вопросу соблюдения нормативных документов таможенной политики. Он же принимает решение о переработке и утилизации, либо аресте нелегальной продукции.

Таможенные органы РФ , которые осуществляют таможенное дело в РФ, составляют единую систему, в которую входят: Государственный таможенный комитет (ГТК) РФ, региональные таможенные управления (РТУ) РФ, таможни РФ, таможенные посты РФ. Положение о ГТК РФ утверждается Президентом РФ или по его поручению Правительством РФ. Создание, реорганизация и ликвидация РТУ и таможен осуществляются ГТК РФ, а таможенных постов - РТУ. РТУ, таможни и таможенные посты действуют на основании положений, утверждаемых ГТК РФ.

Государственный таможенный комитет (ГТК) РФ возглавляет систему таможенных органов РФ. Он является центральным (федеральным) органом исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в РФ.

ГТК РФ возглавляет председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Президентом РФ. Заместители председателя ГТК РФ назначаются на должность и освобождаются от нее Правительством РФ по представлению председателя ГТК РФ.

В ГТК образуется коллегия и консультативный совет по таможенной политике. В состав центрального аппарата ГТК входят управления и отделы. Среди них, в частности:

Управление по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил;

Управление таможенной охраны;

Таможенно-тарифное управление;

Управление федеральных таможенных доходов;

Управление кадров и учебных заведений;

Управление социального развития;

Управление материально-технического обеспечения;

Управление капитального строительства;

Отдел валютного контроля;

Отдел собственной безопасности.

В структуру ГТК РФ входят также Главный научно-информационный вычислительный центр и центральная таможенная лаборатория.

Нормативные акты ГТК РФ по вопросам таможенного дела являются актами общего характера, действуют на всей территории РФ и обязательны для исполнения всеми физическими и юридическими лицами, органами государственной власти и местного самоуправления, их должностными лицами.

Региональные таможенные управления (РТУ) РФ являются промежуточным звеном между ГТК РФ и таможнями РФ. Правовой статус РТУ первоначально был закреплен во Временном положении о Северо-Западном таможенном управлении, утвержденным приказом ГТК РФ от 11 февраля 1992 г. 10 января 1996 г. приказом ГТК РФ № 12 на основе накопленного опыта организации и деятельности СЗТУ было утверждено Типовое положение о региональном таможенном управлении РФ (приложение № 1 к приказу ГТК РФ от 10 января 1996 г.).

Этим положением предусмотрено, что РТУ входят в единую систему таможенных органов Российской Федерации и под непосредственным руководством ГТК России реализуют таможенную политику и обеспечивают осуществление таможенного дела на территории подведомственного региона.

Введено понятие «таможенный регион», границы которого не совпадают с границами субъектов Российской Федерации. Например, в зону деятельности Северо-Западного РТУ входят: город Санкт-Петербург, Ленинградская, Архангельская, Вологодская, Мурманская, Новгородская, Псковская области, а также республики Карелия и Коми.

РТУ осуществляют руководство таможенным делом на территории соответствующего таможенного региона и непосредственно руководят отдельными таможнями. Структурно РТУ состоят из отделов и служб, которые осуществляют на территории таможенного региона деятельность по тем же направлениям, что и управления и отделы ГТК РФ. РТУ возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Председателем ГТК РФ.

Таможня РФ - это государственный орган, через который непосредственно осуществляется ввоз на территорию РФ и вывоз с территории РФ импортируемых и экспортируемых товаров, багажа, почтовых отправлений и других грузов. Границы деятельности таможни определяет ГТК РФ. Им же таможни РФ создаются и ликвидируются. Основные вопросы организации и деятельности таможен РФ регулируются Общим положением о таможне Российской Федерации (Приложение № 2 к приказу ГТК РФ № 12 от 10 января 1996 г.).

В настоящее время действуют пограничные таможни, создаваемые на таможенной границе (например, Сочинская, Белгородская), внутренние таможни (например, Владимирская, Ивановская, Новосибирская), морские таможни (например, Балтийская таможня в Санкт-Петербурге), речные таможни (например, Невельская таможня), воздушные таможни (например, Внуковская, Шереметьевская таможни в г. Москве; Пулковская таможня в г. Санкт-Петербурге)

Таможня РФ является юридическим лицом, имеет печать с изображением государственного герба РФ, текущие счета в банках и иных кредитных учреждениях.

Таможенный пост РФ - это подразделение таможни РФ, уполномоченное в полном объеме проводить таможенное оформление и таможенный контроль в определенном пункте или на определенной территории. Основные вопросы организации и деятельности таможенных постов регулируются Общим положением о таможенном посте Российской Федерации (приложение № 3 к приказу ГТК РФ № 12 от 10 января 1996 г.).

Таможенный пост осуществляет свою деятельность под руководством таможни, в состав которой он входит. Отдельные таможенные посты могут быть подчинены непосредственно РТУ. Создание, реорганизацию и ликвидацию таможенного поста РФ осуществляет РТУ, а таможенного поста, входящего в состав таможни, подчиненной непосредственно ГТК РФ, - ГТК РФ. Эти же органы определяют по согласованию с таможней территорию деятельности таможенного поста. Решением ГТК РФ по представлению РТУ таможенному посту может быть придан статус юридического лица.

В структуре таможенных органов РФ имеется также специализированная Служба таможенной охраны . Она создана с целью осуществления необходимых мер по охране таможенной границы РФ, охраны административных зданий таможенных органов, учреждений, организаций и предприятий, подведомственных ГТК РФ, таможенного сопровождения товаров и таможенного надзора, защиты должностных лиц таможенных органов и членов их семей от противоправных посягательств. В структуру Службы таможенной охраны входят: Управление таможенной охраны ГТК РФ, отряды таможенной охраны, отряды быстрого реагирования, оперативно-дежурные службы в РТУ РФ, отделы таможенной охраны в таможнях РФ, группы таможенной охраны и оперативные дежурные на таможенных постах РФ.