Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста «Театральная азбука. Театр и дети: волшебная сила искусства

«Здравствуй, театр!»

Ознакомительная беседа с детьми в области театрального искусства. Знакомство с культурным наследием родного края.

Вызвать интерес к театрально-игровой деятельности, формировать чувство успешности для каждого отдельного ребёнка. Знакомить с видами театров: (драматический, кукольный). Театральной терминологией (Сцена, театральный занавес, зрительный зал, костюмерная, аплодисменты …). Воспитывать доброжелательное, эмоционально-положительное отношение друг к другу. Продолжать расширять знания детей об окружающей действительности: углублять представления об устройстве театра снаружи и изнутри. Расширение кругозора в области музыкально-театрального искусства.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, компьютер, звуковые колонки,экран,ширма с декорациями.

Ход беседы.

Дорогие ребята, приглашаю Вас в путешествие. Но наше путешествие не совсем обычное. Приглашаю Вас окунуться в мир театра.

Но что же такое Театр?

Театр – одно из древнейших искусств в мире. Театр разнообразен и разнолик и вбирает в себя множество элементов, как никакое другое искусство. И в наши дни нас восхищают своей грандиозной архитектурой и масштабами древнеримские и древнегреческие театры, пленяя своей магической притягательностью. (слайд2)

Скажите, какие театры бывают?

Ответ детей: Кукольный, драматический, театр оперы и балета.

Правильно, молодцы.

Театр может быть оперным или драматическим, кукольным или театром пантомимы, разнообразие которых объединяет искусство человека – актера.

Искусство театра носит коллективный характер, объединяющий работу актеров, драматургов, костюмеров и различных работников сцены. С ХХ века театр стали называть режиссерским, т.к. появление режиссера в театре способствовало организации спектакля как единого целого. (слайд3)

Сегодня я приглашаю Вас в Астраханский государственный театр юного зрителя.

А сейчас вы закроете глаза, и произойдет чудо! (звучит музыка, дети открывают глаза.)

Звучит музыкальный эффект.

Открываем глаза…

Идёт показ иллюстраций внутри театра.

Что вы видите на экране?

(слайд 4-5)Астраханского театра юного зрителя.

Первый спектакль в Астраханском театре юного зрителя состоялся 11 марта 1933 года . Это был спектакль «Путь далёкий» по пьесе Н. Я. Шестакова . Тогда у театра ещё не было своего здания и представление прошло на сцене Клуба работников торговли по ул. Белогородской (ныне ул. Ленина). Труппа театра на тот момент была непрофессиональной, она состояла из участников художественной самодеятельности и работников радиокомитета.

Спустя год труппа театра была пополнена профессиональными актёрами, художественным руководителем театра юного зрителя стала М. Д. Любимова. Тогда же ТЮЗу было предоставлено помещение по улице Чалабяна, 16.

19 сентября 1934 года спектаклем по пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор » открылся первый сезон уже профессионального театра для детей.

Приглашаю Вас в фойе театра(слайд6).

Фойе-помещение в театре, предназначенное для пребывания зрителей в ожидании сеанса, спектакля, а также для отдыха публики во время антракта. В каждом театре имеются: Сцена, зрительный зал, балкон, занавес, кулисы, декорации на сцене, актёры на сцене, куклы на сцене, гримёрная, костюмерная.

- (слайд7-8) Театральный занавес - элемент одежды сцены, отделяющий сцену от зрительного зала, и расположенный ближе всего к зрителям, по границе зеркала сцены.
Как правило, занавес открывается в начале представления, и закрывается в антракте и в конце представления.

(слайд9-11) - Сце́на - часть театра, подмостки, место основного театрального действия. В древнегреческом театре изначально представляла собой шатёр, в котором готовились к выступлению актёры. Современный театр обычно использует сцену закрытого типа, которую называют сценой-коробкой . Главным признаком её является наличие замкнутого пространства, отделённого от зрительного зала стеной.

(слайд12-14)- Декорация - всякое художественное украшение предмета или помещения. . Декорация здания должна соответствовать его характеру и стилю, не нарушать его основных форм, а, напротив того, выказывать их с возможно большею ясностью и красотой. Слово «декорация» всего чаще употребляется для обозначения принадлежностей театра , имеющих своим назначением производить иллюзию места, в котором происходит действие, разыгрываемое на сцене. Поэтому театральные декорации представляют по большей части либо пейзажи , либо перспективные виды улиц, площадей и внутренности зданий. Они пишутся красками на холсте. Главные составные части каждой театральной декорации - завеса и кулисы.

(слайд15-17) Зрительный зал - в театре - помещение для зрителей, соединенное со сценой портальным отверстием.

Амфитеатр - в театре - места в зрительном зале, расположенные поднимающимися уступами за партером.

Бельэтаж - в зрительном зале театра - ярус театральных лож выше бенуара и амфитеатра.

Галерка - устаревшее - верхний ярус театра с самыми дешевыми зрительскими местами.

Балкон - в театре - места для публики, расположенные в несколько рядов в различных ярусах зрительного зала против сцены. В некоторых театрах балконы расположены также по боковым сторонам зала. Ложа - в зрительном зале театра - группа мест, выделенных перегородками или барьерами в виде небольших помещений. Партер - в театральном здании - плоскость пола зрительного зала с местами для зрителей. В современном партере места для зрителей размещаются рядами, параллельно барьеру оркестра, и разделяются поперечными и продольными проходами, ведущими к выходам из зрительного зала. Для лучшей видимости пол паркета обычно повышается от сцены к задним рядам.

(слайд 18-22) - Костюмерная –помещение, где разрабатывают одежду для всех артистов и всех эпизодов в соответствии с художественным замыслом.
Костюмер - обеспечивает рабочее состояние всех костюмов при любых условиях съёмки.. Костю́м - может означать одежду в общем или отличительный стиль в одежде , отражающий социальную , национальную , региональную принадлежность человека. Костюм может также означать художественное сочетание аксессуаров на картине, статуе, в поэме или пьесе, соответствующее времени, месту или другим обстоятельствам. Ещё одно возможное значение обозначает определённый стиль одежды , в которой человек мог бы изобразить несвойственную ему роль, например, маскарадный костюм или актёрские костюмы.

Наиболее часто люди могут видеть костюмы на актёрах в театре. В сочетании с другими деталями костюм помогает актёру создать образ персонажа.

Наше путешествие по театру подходит к завершению.

Во всех театрах работает очень много людей. Кто работает в театре?

Звучит стихотворение, дети договаривают слова-определения.

Поставит танцы балетмейстер,

В оркестре на подбор таланты,

Что дирижер, что музыканты.

Еще, конечно, режиссер,

Художник, бутафор, гример;

Покажет вам, где что лежит,

Ответственный за реквизит.

Во всех театрах всей страны

Работы разные важны.

Но все же, как тут ни крутись,

А главный человекартист .

Хотите стать актёрами?

Ответы детей: Хотим.

Чтобы стать актёром нужно, очень многому учиться, много всего уметь.

Что должен уметь делать актёр?

Ответы детей: Хорошо, понятно, четко говорить; правильно дышать; красиво двигаться и др.

Сегодня мы с вами станем настоящими актёрами. Отправимся в драматический театр. И войдём в тайную дверь, куда входят не зрители, а только актёры и служащие театра.

Дети под музыку подходят к ширме, имитируют,

как- будто входят в служебную дверь.

Представим, что здесь рабочее место актёров.

А знаете, с чего начинается профессия актёра?

Ответы детей: С дыхания.

Конечно с правильного дыхания. Без него невозможно красиво и громко говорить со сцены.

Давайте попробуем подышать, как это делают настоящие актеры. Сядьте все прямо, выпрямите спину, положите руку на живот.

Дыхательная гимнастика

Греем ладошки, свечка (1,2,5), шарик.

Звукоподражание (дыхание+чистота звуков)

«Дворники у машины» -щ-щ-щ.

«Комар» -з-з-з ищем комара, нашли, прихлопнули.

«Муха» –ж-ж-ж.

Будем мы сейчас играть - вежливые слова называть.

(Дети инсценируют стихотворение «Вежливые слова» С. Коротковой.)

Что бы вежливыми быть,

Нужно «здравствуй» говорить

Всем, кого б ни встретил-

Это знают дети.

Скажешь» здравствуй» - и в ответ

Прозвучит: « Привет, привет!»

Здравствуйте, ладошки! (Дети два раза хлопают.)

Здравствуйте, сапожки! (Два раза топают .)

Здравствуйте, лягушки! (Произносят: ква-ква.)

Здравствуйте, кукушки! (Произносят: ку-ку

Здравствуй, шустрый ветерок! (Дети дуют.)

Здравствуй, сонная ворона! (Произносят: кар-кар.)

Поезд длинный у перрона! (Произносят: ту- ту.)

Добрый день ручным часам (произносят: тик-так),

Здравствуй, бурная река! (Булькают языком.)

В синем небе облака! (Тихо поют высоким звуком, изображая руками облака.)

Наше занятие подошло к концу, надеюсь, что оно вам очень понравилось. Спасибо вам.

«Весь мир - театр, а люди в нем - актеры» , - говорит классика. На любого из нас театр оказывает определенное влияние, прямо или опосредованно. Даже если человек не посещает театр, он - так или иначе - имеет к нему отношение. И в каждом возрасте мы воспринимаем театр по-разному.

Познание жизни через эмоции

Уникальный период жизни человека - детство, время формирования личности. Именно в детском возрасте особая роль отводится театральному действу. Нашим детям предоставлены самые различные виды познания жизни. Это художественные и анимационные фильмы, различные компьютерные игры, красочные развивающие игрушки, всевозможные развлечения. А как же театр? Неужели в современном мире театр потерял свою актуальность, значимость, отошел на второй план? Ни в коем случае! Театр был, есть и будет лучшей эмоциональной школой жизни. Он тоже источник информации о мире, мощный стимул мыслительному процессу, формированию духовности.

И зритель, и актер

У театра множество функций: эстетическая, развлекательная, коммуникативная, социализирующая, игровая... Но важнейшей, особенно для детей, является познавательная функция. Ролевое познание мира, освоение навыков сосуществования со сверстниками и взрослыми, навыков партнерства, умение действовать в предлагаемых жизнью обстоятельствах, обучение социальному опыту - все это происходит через образы, краски, звуки, действие. Ребенок в театре либо зритель, либо актер. Эти на первый взгляд принципиально разные позиции на практике взаимосвязаны и переплетены. Ребенок никогда не остается равнодушным к происходящему на сцене. Его непосредственная реакция на увиденное и услышанное проявляется в желании помочь полюбившемуся персонажу, поддержать его, уберечь от надвигающейся опасности. Очень часто мы наблюдаем, как дети начинают во весь голос подсказывать артистам, что не нужно доверять лгуну. Они огорчаются, когда обман все-таки совершается, и искренне радуются, счастливому разрешению коллизии, и таким образом тоже становятся действующими лицами в спектакле. Дети - лучшие зрители, так как не прячут своих эмоций. Режиссеры детских театров, как правило, хорошие педагоги. Они, создавая спектакли, умело и сознательно используют подобную особенность детской психологии, делая зрителя соучастником представления. Уникальным в этом смысле является искусство кукольных театров, где куклы играют для детей, а дети общаются с куклами. Это самая тесная взаимосвязь, ибо игрушка и ребенок неразделимы. Кукольный театр для многих детей становится первым театром в жизни.

Мнение профессионала

Елена Османова, актриса и завлит Нижегородского Театра кукол, педагог театрального училища им. Е.Евстигнеева:

"Наш театр - это мир, населенный куклами. Дети верят в то, что происходит на сцене, они воспринимают кукол живыми существами, с которыми можно поспорить, помочь положительному персонажу и прогнать злодея. Театр учит детей сопереживанию, активному участию, и это самое ценное. Взрослые тоже входят в мир детства и через кукол пытаются реализовать свои эмоции, переживания. Они по-другому воспринимают своих детей, заново открывая их.

Театр для детей - источник познания, способ взаимодействия. Замкнутые дети сначала общаются с куклами, а потом начинают общаться с другими детьми. В зале образуется некое общество единомышленников. Театр - добрый, мудрый помощник, помогающий найти ответы на вопросы, уладить какие-то свои проблемы, разрешить внутренние конфликты. Дети через призму театра познают окружающий мир. Здесь же просматривается момент самовоспитания, когда ребенок говорит себе: «Так я делать не буду»! Юный зритель остается один на один с тем, что происходит на сцене. На него никто не давит, он сам делает выбор, и всегда правильный. Театр - идеальная модель мира, где добро всегда побеждает зло. Он рождает в ребенке убеждение, что со злом нужно и можно бороться. Через игру воспитание более продуктивно, ярче конфликт, нет размытых граней.

На ранних этапах важно донести до ребенка как выглядит добро, и где прячется зло, под какими масками оно может скрываться. Дети учатся различать тона и полутона в отношениях, распознать красивую куклу, в которую спрятался злодей. Они все очень остро чувствуют, слышат, видят. Этим определяется главная задача театра - вызвать отклик в детской душе, научить сопереживанию. Театр - большая эмоциональная школа".

Воспитание доброты

Есть в театральном искусстве что-то магическое, дарящее особую атмосферу радости, счастья. Каждый из нас, уже став взрослым, с долей сентиментальности вспоминает первое посещение театра (скорее всего, это был театр кукол или новогоднее представление); первую роль в детсадовской постановке (какую-нибудь «Муху-Цокотуху»); своего любимого цветастого Петрушку, которого надеваешь на руку, и он оживает. Все это так трогательно и незабываемо. Столько в этом теплоты и ностальгии по ушедшему счастливому беззаботному детству… И хочется совершить что-то доброе, подарить людям любовь, сделать кого-то счастливее. Это ли не чудо! Это ли не волшебная сила искусства! Театр для детей становится, прежде всего, источником позитивных эмоций, он воспитывает добрых, честных, духовных и душевных, красивых и неравнодушных людей.

Особенно впечатлительны дошкольники. Они легко поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно-конкретного мышления малышей, инсценировка художественных произведений помогает ярче и правильнее воспринимать их содержание. Замечено, что ребенок глубже понимает сюжет той же сказки при просмотре спектакля, нежели при прочтении книги.

Ваш ребенок - великий артист

Говорить о роли театра в жизни ребенка можно бесконечно долго, но, как говорится в известной поговорке: «Меньше слов, больше дела». Поэтому, уважаемые родители, собирайтесь, наряжайтесь, берите детей и идите в театр. Записывайте своих драгоценных чад в театральные студии и кружки. Вы никогда об этом не пожалеете. В крайнем случае, ваш ребенок станет великим артистом.

Марина Князева




Театр

Теа́тр

сущ. , м. , употр. часто

Морфология: (нет) чего? теа́тра , чему? теа́тру , (вижу) что? теа́тр , чем? теа́тром , о чём? о теа́тре ; мн. что? теа́тры , (нет) чего? теа́тров , чему? теа́трам , (вижу) что? теа́тры , чем? теа́трами , о чём? о теа́трах

1. Театр - это вид искусства, сценическое представление драматических произведений, которое осуществляют актёры перед зрителями.

Любительский, профессиональный театр. | Европейский, восточный театр. | Театр масок, миниатюр, пантомимы. | Увлекаться театром. | Он хорошо знает театр и особенно балет.

2. Театром называется организация, которая занимается устройством представлений, постановкой спектаклей.

Драматический, оперный театр. | Большой, Малый театр. | Театр балета. | Столичный, провинциальный театр. | Кукольный театр. | Театр юного зрителя. | Государственный, частный театр. | Театр драмы и комедии. | Театр имени А. С. Пушкина. | Труппа театра.

3. Театром называется здание, в котором происходят представления.

Роскошный, уютный театр. | Театр на тысячу мест. | Строительство, реконструкция театра. | Фойе, зрительный зал театра. | Перестраивать, ремонтировать театр.

4. Летним театром называют павильон в парке, в котором в тёплое время года играют любительские спектакли.

5. Театром одного актёра называется драматическое представление, которое играет, показывает один человек.

6. Домашним театром называются любительские спектакли, которые разыгрывают члены одной семьи для родственников, гостей и т. п.

7. Театром теней называется ручная пантомима, в которой тени на стене или экране изображают животных, людей и перемещаются.

За занавеской горел ночник, на экране разыгрывался знакомый театр теней.

8. Анатомический театр - это больничное помещение, которое используется для обучения студентов медицинских вузов приёмам вскрытия и препарирования трупов.

9. Театр военных действий - это зона проведения армейских боевых операций крупного масштаба во время войны.

Покинуть театр боевых действий.


Толковый словарь русского языка Дмитриева . Д. В. Дмитриев. 2003 .


Синонимы :

Смотреть что такое "театр" в других словарях:

    - (от греч. thйatron место для зрелищ, зрелище), тип архитектурной постройки, предназначенной для театральных представлений. Первые театральные здания появились предположительно в VI в. до н. э. в Древней Греции. Они были открытыми и… … Художественная энциклопедия

    Если двое разговаривают, а третий слушает их разговор, это уже театр. Густав Холоубек Театр это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра. Николай Гоголь Не будем смешивать театр с церковию, ибо труднее балаган сделать церковию, чем … Сводная энциклопедия афоризмов

    ТЕАТР, театра, муж. (греч. theatron). 1. только ед. Искусство, состоящее в изображении, представлении чего нибудь в лицах, осуществляемом в виде публичного зрелища. Музыка и театр самые сильные его увлечения. Советская эпоха время большого… … Толковый словарь Ушакова

    Театр 19 … Википедия

    ТЕАТР, а, муж. 1. Искусство представления драматических произведений на сцене; само такое представление. Музыка и т. Увлекаться театром. 2. Зрелищное предприятие, помещение, где представляются на сцене такие произведения. Драматический, оперный т … Толковый словарь Ожегова

    - (от греч. theatron место для зрелищ зрелище), род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой. Истоки театра в древних охотничьих и сельскохозяйственных… … Большой Энциклопедический словарь

    ТЕАТР 3, а, м.: анатомический театр (устар.) Ч помещение для анатомирования трупов. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    ТЕАТР 1, а, м. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    ТЕАТР 2, а, м. (спец.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - «ТЕАТР», СССР, Рижская киностудия, 1978, цв., 143 мин. Любовный кинороман. По мотивам одноименного романа Сомерсета Моэма. В ролях: Вия Артмане (см. АРТМАНЕ Вия), Гунар Цилинский (см. ЦИЛИНСКИЙ Гунар Альфредович), Эльзе Радзиня (см. РАДЗИНЯ… … Энциклопедия кино

    I Театр (от греч. théatron место для зрелищ; зрелище) род искусства (См. Искусство). Как и др. искусства, Т. форма общественного сознания, он неотделим от жизни народа, его национальной истории и культуры. Расцвет или упадок Т., развитие… … Большая советская энциклопедия

Юлия Шабалина
Проект «С чего начинается театр?» (старший дошкольный возраст)

Проект

«С чего начинается театр

Для старшего дошкольного возраста

Введение

Театр - один из самых таинственных и прекрасных видов искусства, а в жизни ребенка – дошкольника , театр , как талантливый педагог помогает ребенку понять окружающий его мир.

Приобщение ребенка к театру начинается в раннем детстве через слушание сказок, манипуляций с игрушками, проигрывание знакомых сюжетов, игр в «дом» , «дочки - матери» . Включаясь в роль, ребенок выражает свое отношение к различным ситуациям, проявляет эмоции.

К сожалению, приобщение детей к театральному искусству происходит, как правило, только (в рамках образовательной программы) в стенах детского сада. Родители уделяют недостаточно времени не только для организации совместных походов в театр , но и не дают даже элементарного понятия о театральной деятельности . В связи с чем, знания детей о театре бедны и поверхностны.

Кроме этого, родители не понимают,что через театральную деятельность , можно решать воспитательные задачи связанные :

С художественным образованием и воспитанием ребенка;

Формированием эстетического вкуса;

Нравственным воспитанием;

Развитием коммуникативных качеств личности. ;

Воспитанием воли, развитии памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи.

Беседуя с детьми о театре , наблюдая за ними в свободной игровой деятельности, понимаю, что детям необходимы дополнительные знания и навыки для организации совместных игр, общения, ролевого поведения и самой доступной формой такого обучения, на мой взгляд, является театральная деятельность .

В ходе реализации данного проекта реализуется

Цель : Обогащение игрового опыта детей, через приобщение к театральному искусству .

Задачи :

формировать представления о том, что такое театр , познакомить с видами театра , правилах поведения в театре .

Формировать интерес к людям новых профессий : актер, сценарист, костюмер, художник-декоратор, постановщик, гример, режиссер, и т. д

Развивать умение брать на себя роль, действовать в соответствии с ней.

Совершенствовать исполнительские умения детей, выразительность движений, актерского мастерства

расширять и активизировать словарный запас детей, умение поддерживать ролевой диалог, выразительность и эмоциональность речи, коммуникативные навыки.

Вид проекта : познавательный

Участники проекта : дети, родители, воспитатель

Длительность проекта : 3 недели

Этапы : 1- ознакомительный, 2-продуктивный,3 -заключительный

Ресурсное обеспечение : иллюстрации зданий театров ; видео сюжеты театральных постановок разных направлений; музыкальные зарисовки характеризующие выразительные образы; энциклопедические сведения о создании театров ; фотографии актеров; пальчиковый театр .

Ожидаемый результат : Обогащение игрового опыта, коммуникативных способностей детей. Развитие предпосылок творческих способностей детей.

Продукт проектной деятельности : постановка театра «Теремок»

Взаимодействие с семьей : совместная деятельность по изготовлению атрибутов костюмов; пополнение атрибутов, декораций к постановочным спектаклям, совместный выезд в кукольный театр города .

Образовательные области : коммуникативная, познавательная,

Ход проекта

1 этап : Ознакомительный (1 неделя)

День первый «Мы пришли в театр »

Работа с детьми. Беседа с детьми о театре . Рассматривание иллюстраций, слайдов о театрах (музыкальный, кукольный, драматический, театр зверей и др .)

Цель : Уточнить знания детей о театре , как отдельного вида искусства; Познакомить с видами театров ; воспитывать эмоционально положительное отношение к театру .

Работа с родителями. Выполнение поручения - шитье «пальчиков» , подбор элементов для оформления «пальчиков»

День второй «Приятного знакомства»

1. Знакомство с театральными профессиями (художник, гример, парикмахер, музыкант, декоратор, костюмер, артист, через д/и «Отгадай кто, я» .

Цель : формировать представления детей о театральных профессиях ; активизировать интерес к театральному искусству ; расширять словарный запас.

День третий «Театр начинается с вешалки »

1. Рассматривание иллюстраций, фотографий театров разных городов , стран.

Цель : познакомить детей с устройством театрального здания , обратить внимание на неординарность архитектуры и красивый фасад, внутреннее убранство, правила поведения в театре .

День четвертый «Театры нашего города » .

1. Беседа с детьми о театрах нашего города .

Цель : Уточнить знания детей о театрах нашего города , культурной жизни малых городов. Познакомить с понятием «Гастроли театра »

День пятый «Просмотр кукольного спектакля»

1. Просмотр кукольного спектакля «» профессиональными артистами.

Цель : Обратить внимание детей на умение «артистов» , передавать голосом, выразительным движением характерные особенности героев спектакля. Побуждать детей к желанию участвовать в постановочных спектаклях. вызывать эмоциональный отклик.

2 этап. Продуктивный (2 неделя)

День первый «Театральный вечер »

1. Просмотр театра одного актера «Теремок»

Цель : Обратить внимание детей, на умение актера перевоплощаться при чтении сказки. «Играть голосом» , выразительностью взгляда, движением тела. Вызывать желание повторить характерные движения присущие разным животным. Вызывать эмоциональный отклик.

День второй «Вхождение в образ»

1. Проигрывание речевых диалогов по сюжетам знакомых сказок

Цель : Упражнять детей умению перевоплощения в «героя сказок» , умению вести речевой диалог в соответствии с содержанием разыгрываемого сюжета. Самостоятельно выбирать роль.

День третий «Куклы – артисты»

1. Проигрывание сказки «» с помощью кукол би-ба-бо

Цель : Упражнять детей в умении управления кукол би-ба-бо, сопровождая игру речевым диалогом. Воспитывать навыки поддержания ролевого поведения в соответствии с взятой на себя ролью. Взывать эмоциональный отклик, уважение к «артистам» .

День четвертый «Театр и музыка »

1. Просмотр сюжетов кукольных спектаклей. Видео.

Цель : обратить внимание детей на выразительность театральных постановок с присутствием музыки. Упражнять детей характеризовать героев, их характер по прослушиваемому музыкальному сопровождению.

День пятый «Наши руки не для скуки»

1. Оформление пальчикового театра .

Цель : Включение родителей в образовательный процесс. Развитие творческого потенциала, умения обсуждать и договариваться с собственными детьми о предполагаемой работе.

3 этап. Заключительный (3 неделя)

День первый. «Мы артисты»

1. Репетиция сказки с готовыми куклами «пальчикового театра »

Цель : Упражнять детей в умении перевоплощения с помощью выразительных средств, посредством голоса, интонации, музыки, атрибутов, декораций.

День второй «Рисование афиши»

Цель : Воспитывать у детей желание к совместной, коллективной, продуктивной деятельности. Развивать умение договариваться, приходя к единому мнению, выслушивать не перебивая своих собеседников. Работать дружно, самостоятельно распределяя поручения.

День третий «Приглашаем в гости»

1. Показ пальчикового театра «Теремок» для детей своей группы.

Цель : упражнять детей в умении входить в образ героя сказки, слушать и слышать других «артистов» , не перебивать. Закрепить правила поведения при просмотре представления, хлопать в ладоши перед и после выступления, благодарить артистов. Вызывать эмоциональный отклик, желание попробовать себя в роли артиста.

День четвертый, пятый «Гастроли театра »

Цель : Воспитывать у ребенка чувство уверенности в своих силах, театральных способностей , артистичности. Побуждать к проявлению желания участвовать в других видах театра .

День шестой «Едем в театр »

Цель : закрепление полученных знаний о театре . Вовлечение родителей в образовательный процесс приобщения детей к театральному искусству . Сближение детского коллектива.

Заключение

В ходе реализации проекта , была проведена работа по обогащению знаний детей, о театре и театральном искусстве . Что актуально для малых городов.

На протяжении трех недель дети знакомились с видами театров , принимали активное участие в создании атрибутов, учились, через приобретение новых знаний, умению взаимодействовать друг с другом, проявлять эмоции, перевоплощаться в героев сказки.

Реализуя данный проект , я пришла к выводу, что обогащение игрового опыта детей, через приобщение к театральному искусству , выбрано правильно. Дети проявляют не только заинтересованность к такому виду деятельности, но и привлекают родителей для реализации задуманных идей.

Данный проект , возможно, реализовывать бесконечно, лишь изменяя направление театра . Его структура универсальна для любого дошкольного возраста . Проектом могут воспользоваться родители и организовать театр в домашних условиях .