Анализ драматического произведения. Эпическое и драматическое произведения

Основы литературоведения. Анализ художественного произведения [учебное пособие] Эсалнек Асия Яновна

Эпическое и драматическое произведения

Из этого параграфа читатель узнает, в чем специфика эпического и драматического произведений, познакомится с понятиями, используемыми при анализе таких произведений: действующее лицо, герой, персонаж, внесценический персонаж, повествователь, характер, тип, типизация.

В эпическом и драматическом произведениях читатель или зритель встречается с действующими лицами, которых называют также героями , или персонажами. В рассказе их может быть всего несколько (например, у Л.Н. Толстого в рассказе «После бала» четыре персонажа, а в романе «Война и мир» около 600 действующих лиц). Персонажами называют лиц, принимающих участие в действии, пусть даже эпизодически. Существуют еще и так называемые внесценические персонажи, которые лишь упоминаются в высказываниях героев или повествователя. К числу таких персонажей относятся упоминаемые героями пьесы A-С. Грибоедова «Горе от ума» княгиня Марья Алексевна, Прасковья Федоровна, Кузьма Петрович, Максим Петрович. От персонажа, или героя, отличают повествователя, который одновременно может быть действующим лицом, главным или второстепенным, и тем самым участником действия. В такой роли выступает Петр Андреевич Гринев в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» или Григорий Александрович Печорин в той части романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», где приводится его дневник. В иных случаях рассказчик не является персонажем и не принимает участия в действии, как, например, в романах И.С. Тургенева «Отцы и дети», Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», Л.Н. Толстого «Война и мир» и многих других. В этих случаях рассказчик, судя по всему, очень близок к писателю, но не идентичен ему и не может быть отождествлен с биографическим автором. Иногда рассказчик сообщает, что он знаком с героями и как-то причастен к их судьбе, но его главная миссия заключается в повествовании о произошедших событиях и обстоятельствах. Такой вариант мы встречаем в повести А.П. Чехова «Человек в футляре», где учитель Буркин рассказывает историю женитьбы другого учителя, Беликова, и тем самым воссоздает атмосферу провинциальной гимназии, в которой оба они преподавали.

При чтении эпического произведения или восприятии сценического представления нельзя не заметить, что действующие лица, или персонажи, могут чем-то напоминать окружающих нас людей или же нас самих. Это происходит потому, что герои литературного произведения ассоциируются в нашем сознании с определенными характерами или типами. Поэтому постараемся понять, какой смысл и какое значение заключены в понятиях «характерное» и «типичное».

Употребляя понятия характерное и характерность , мы, осознавая это или нет, обращаем внимание на наличие общего, повторяющегося и, следовательно, существенного в конкретном, индивидуальном, неповторимом. Понятие характерного мы применяем к оценке того или иного пейзажа, воспроизведенного художником или фотографом, если на их рисунках или снимках просматриваются определенного типа деревья и растения, свойственные разным уголкам данной местности. Например, многообразные пейзажи Левитана передают ландшафт Средней полосы России и этим характерны, а морские пейзажи Айвазовского – облик морской стихии в разных ее проявлениях и состояниях. Различные храмы и соборы, такие как храм Христа Спасителя, храм Василия Блаженного на Красной площади, Успенский собор в Кремле, при всем своеобразии каждого из них содержат в своей конструкции нечто общее, свойственное церковным сооружениям православного типа в отличие от католического или мусульманского. Таким образом, характерность имеет место тогда, когда в чем-то конкретном (пейзаж, собор, дом) видится общее.

Что касается людей, то каждый человек неповторим и индивидуален. Но в его внешности, манере говорить, жестикулировать, двигаться, как правило, проявляется нечто общее, постоянное, присущее ему и обнаруживающееся в разных ситуациях. Такого рода особенности могут быть обусловлены природными данными, особым складом психики, но могут быть и приобретенными, выработанными под действием обстоятельств, общественного положения человека и, тем самым, социально значимыми. Они обнаруживаются не только в способе мыслить, судить об окружающих, но даже в манере говорить, идти, сидеть, смотреть. О некоторых людях мы можем сказать: не идет, а шествует, не говорит, а вещает, не сидит, а восседает. Подобного рода поступки, высказывания, жесты, позы и являются характерными.

Понятия тип и типичность, по-видимому, очень близки по значению к понятиям «характер» и «характерность», но подчеркивают большую степень обобщенности, концентрированности и обнаженности того или иного качества в человеке или герое. Например, флегматичных, пассивных, безынициативных людей вокруг нас предостаточно, но в поведении таких, как Илья Ильич Обломов из романа И.А. Гончарова «Обломов», эти качества проступают с такой силой и обнаженностью, что о присущем ему укладе жизни и говорят как об обломовщине, придавая этому явлению обобщающий смысл.

Выявление характерного, типичного, то есть общего через индивидуальное, при изображении героев составляет сущность самого искусства. Многие писатели достаточно ясно осознают это обстоятельство, поэтому в их высказываниях понятия «характер» и «тип» встречаются весьма часто. Обращением к этим понятиям они явно подчеркивают необходимость обобщения жизненных явлений в искусстве, «В жизни редко встречаешь чистые, беспримесные типы», – замечал И.С. Тургенев. «Писатели большей частью стараются брать типы общества и представлять их образно и художественно – типы, чрезвычайно редко встречающиеся в действительности целиком», – как бы продолжает ту же мысль Ф.М. Достоевский, добавляя, – «в действительности типичность лиц как бы разбавлена водой…» А вместе с тем «вся глубина, все содержание художественного произведения заключается только в типах и характерах». А вот еще два суждения А.Н. Островского: «Художественная литература дает отдельные типы и характеры с их национальными особенностями, она рисует различные виды и классы общества… Художественные произведения своими правдивыми и сильно поставленными характерами дают правильные отвлечения и обобщения».

От слова «тип» образовано понятие типизация , означающее процесс создания такой картины мира или отдельных ее фрагментов, которая будет неповторимой и в то же время обобщенной. Признавая типизацию внутренней потребностью и законом искусства, и писатели, и исследователи утверждают, что типическое само по себе редко присутствует в жизни в том виде, в каком оно нужно искусству. Поэтому писателю требуются наблюдательность и способность к анализу и обобщениям. Но самое главное, что художник умеет не только наблюдать и обобщать, он способен творить новый мир, воссоздавать различные ситуации, в которых действуют герои со всеми их особенностями. В силу этого большинство героев – это вымышленные лица, созданные творческой фантазией художника. Будучи подобны реальным лицам, они с большей очевидностью демонстрируют общие и существенные тенденции в своем облике и поведении. Если же при создании того или иного героя писатель ориентируется на какое-то реальное лицо, то это лицо называют прототипом. Вспомним изображение исторических лиц, в частности Кутузова или Наполеона в «Войне и мире» Л.Н. Толстого.

Всматриваясь в характеры персонажей и пытаясь разобраться в них, мы тем самым вступаем на путь анализа литературного произведения, т. е. в область литературоведения. Но это только первый шаг в исследовании. Продолжая и углубляя анализ, мы неминуемо придем к постановке вопроса о содержании и форме художественного произведения, их связи и соотношении.

Из книги IV [Сборник научных трудов] автора Филология Коллектив авторов --

Ю. М. Никишов. Эпическое и лирическое в поэме Пушкина «Бахчисарайский фонтан»: «свое» в «чужом» г. Тверь Кому из двух героинь в «Бахчисарайском фонтане» отдает предпочтение поэт? Такой вопрос может показаться бессмысленным, излишним - в силу предопределенности ответа

Из книги Теория литературы автора Хализев Валентин Евгеньевич

2 Мир произведения § 1. Значение термина Мир литературного произведения - это воссозданная в нем посредством речи и при участии вымысла предметность. Он включает в себя не только материальные данности, но и психику, сознание человека, главное же - его самого как

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 1. 1795-1830 годы автора Скибин Сергей Михайлович

Из книги MMIX - Год Быка автора Романов Роман

Из книги Вильгельм Телль. Соч. Шиллера автора Тургенев Иван Сергеевич

Иван Сергеевич Тургенев Вильгельм Телль, драматическое представление в пяти действиях. Соч. Шиллера. Перевод Ф. Миллера Москва. В Университетской тип. 1843. В 8-ю д. л., 146 стр. «Вильгельм Телль» – последнее, самое обдуманное произведение Шиллера. В то время, когда оп писал это

Из книги История русской литературы XVIII века автора Лебедева О. Б.

Говорение как драматическое действие в комедии «Бригадир» Обращаясь к проблеме его своеобразия у Фонвизина, важно установить приоритет: ту высшую позицию внутренней иерархии текста, которой все остальное подчиняется и от которой все причинно зависит. Такая позиция и

Из книги Винкельман и его время автора Гёте Иоганн Вольфганг

Из книги Собрание сочинений в десяти томах. Том десятый. Об искусстве и литературе автора Гёте Иоганн Вольфганг

ПОЗДНЕЙШИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Счастливой мыслью, правда, явившейся ему не сразу, а лишь в ходе работы, были его «Monumenti inediti».Мы отлично знаем, что Винкельмана вначале привлекало желание выявить новые объекты, удачно пояснить их и тем самым значительно способствовать изучению

Из книги Неизвестный Шекспир. Кто, если не он [= Шекспир. Жизнь и произведения] автора Брандес Георг

Из книги Пушкинский круг. Легенды и мифы автора Синдаловский Наум Александрович

Другие произведения В 1828 году Петербург зачитывался списками «Гаврилиады». Авторство Пушкина ни у кого не вызывало сомнений. Да и сам поэт вроде бы этого не отрицал. Однако в известном смысле побаивался. В письме к Вяземскому он даже предлагал «при случае распространить

Из книги Собрание сочинений. Т.24. Из сборников:«Что мне ненавистно» и «Экспериментальный роман» автора Золя Эмиль

II ПРОИЗВЕДЕНИЯ Теперь, когда я буду говорить о произведениях Эдуарда Мане, меня поймут лучше. Я обрисовал в общих чертах особенности его таланта, а каждая картина, которую я собираюсь анализировать, будет подкреплять примером мои суждения. Целое известно, теперь остается

Из книги Практические занятия по русской литературе XIX века автора Войтоловская Элла Львовна

Эпическое произведение (Художественная концепция романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Роман «Преступление и наказание» - одно из самых значительных произведений Достоевского. Но как довести студентов до собственного убеждения в законченности

Из книги Техника писательского ремесла автора Шкловский Виктор Борисович

ГЛАВА V ДРАМАТИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ (Комедия А. Н. Островского «Лес») Драма - один из самых сложных, или, говоря словами М. Горького, трудных, литературных жанров. В литературоведении до сих пор нет ясности в определении ее специфики, особенностей, соотношения с

Из книги Русский театр в Петербурге. Ифигения в Авлиде… Школа женщин… Волшебный нос… Мать-испанка… автора

IV. Развертывание произведения Создание характеровВ процессе развертывания очень часто вещь принимает совершенно другую форму. Герои не просто разыгрывают действие, но и изменяют действие. Если мы возьмем какую-нибудь сюжетную схему, то в зависимости от того, какие герои

Из книги Русский театр в Петербурге. Женитьба… сочинение Н. В. Гоголя (автора «Ревизора»). Русская боярыня XVII столетия… Соч. П. Г. Ободовского автора Белинский Виссарион Григорьевич

Мать-испанка, драматическое представление в трех отделениях, соч. Н. А. Полевого Когда за дело берется мастер, дело выходит хорошо. Бенефисные пьесы обыкновенно пишутся для привлечения большой толпы в театр – цель, для которой сочинители не щадят эффектов ни в сюжете, ни

Из книги автора

Русская боярыня XVII столетия. Драматическое представление в одном действии, с свадебными песнями и пляской, соч. П. Г. Ободовского Трагедия, водевиль и балет, вместе взятые, составляют «драматическое представление», по мнению знаменитых драматургов Александрийского

Домашнее задание

по литературе

    Какой путь изучения драмы наиболее эффективен в современной школе? Почему?

Современный путь изучения драмы в школе видится таким: сначала знакомство с пьесой - просмотр видеозаписи спектакля или телевизионного спектакля (не кинофильма по мотивам!) - знакомство с текстом и его анализ - просмотр спектакля в театре (последний элемент желателен, но необязателен) - обсуждение.

Драма - сложнейший вид чтения для школьников. Сложность воспроизведения пьесы в недостаточном развитии как воссоздающего, так и творческого мышления.

В современной школе можно применять следующие пути изучения драмы:

Традиционный путь (чтение - изучение - просмотр). Опыт работы в школе показывает, что при ярком чтении учителя большинство учеников с удовольствием его слушают, включаются в происходящие события, осознают главные качества персонажей и отношения между ними. Пьесу можно и не дочитывать до конца, если учитель уверен в том, что интерес к действию высок, а трудности в узнавании героев и в ориентации в художественном мире преодолены, - тогда ребята смогут дочитать самостоятельно.

Беседовать о прочитанном сразу после чтения на уроке не стоит: нужно дать возможность текст перечитать, подумать над ним. Поэтому целесообразней предложить ученикам дома поразмышлять над рядом вопросов, активизирующих все сферы читательского восприятия. Форму, устную или письменную, учитель выбирает произвольно.

Специфика драматического произведения заключается в том, что конфликт не описывается, а изображается: читатель должен восстановить его, угадать, разобраться в его сути и причинах только на основании слов персонажей и ремарок автора. Это самое сложное в читательской деятельности. Поэтому задача учителя помочь ребятам прояснить конфликт, увидеть его корни. Удобнее всего это делать, двигаясь от сцены к сцене, от действия к действию. На уроке в центре внимания оказывается действие как целостный элемент композиции драматического произведения. Нужно выделить его этапы, составляя план, выделяем и элементы фабулы: экспозицию, завязку, эпизоды развития действия, кульминацию и развязку. В итоге все события у нас будут соотнесены с фабулой.

Затем выделяем сюжетные элементы: всё, что не связано напрямую с действием, а замедляет его, приостанавливает. Это монологи и диалоги, которые так или иначе раскрывают внутренний мир героя, приоткрывают его прошлое, обозначают его отношения с другими персонажами и т.п.; содержащиеся в репликах описания (внешности, природы, помещений), письма (их содержание). Обращаем внимание на детали, образы-символы (если они есть), мотивы, авторские ремарки, предваряющие действие и данные по ходу действия. Таким образом, мы получаем определённый портрет каждого персонажа.

И конечно, на уроке по драме не обойтись без выразительного чтения по ролям, инсценирования отдельных эпизодов, создания проекта спектакля.

В «сильном» классе, где уровень литературного развития учеников выше, следует применить путь анализа - по действиям.

Проектируем систему уроков, где подробно изучаем каждое действие.

Начинаем урок с постановки учебной задачи и после создания проблемной ситуации приступаем к её решению. Анализ действия будет посвящён поиску ответа на эти вопрос.

Проекты следующих уроков создаются по тем же принципам: от анализа текста, от выделения структурных элементов - к вопросам и заданиям, которые помогут ученикам увидеть эти элементы и осознать их роль, а значит, приблизиться к пониманию сути конфликта и его причин и к пониманию образов персонажей.

Во многом проектирование этапа изучения текста драматического произведения схоже с проектированием уроков по эпическим произведениям. Однако следует учитывать, составляя урок по драме: это сложность восприятия драматического текста, необходимость в зрительной конкретизации образов персонажей, которые создаются иначе, чем в эпосе, выделение событийной основы и рассмотрение конфликта в его развитии, особенности языка драматического искусства (важность ремарок, наложение реплик, антитеза в мизансценах, роль музыки, освещения, манер и жестов). Включение в проект скрытого анализа, творческой деятельности учеников помогает ребятам смотреть на мир, созданный автором, с разных точек зрения, а значит, глубже, точнее понимать характеры персонажей, их чувства.

2.Какие приемы активно используются при изучении драмы? Почему?

Методы и приемы работы над драмой разнообразны. Рассмотрим некоторые из них:

1. «Точка зрения из зала», установка на зрительное восприятие. Школьники должны вообразить себя мысленно видящими пьесу, с этой целью полезно использовать фрагменты воспоминаний о спектаклях.

2. Важно побудить учеников ПРЕДСТАВИТЬ происходящее на сцене с этой целью предложить ситуацию: «Представьте себе, вы сидите на сцене» .

Еще одним из приемов, побуждающих учеников проникнуть в текст пьесы, является создание воображаемых мизансцен, т.е. школьникам предлагается продумать, как бы они расположили персонажей в определенный момент действия, представить их положения, жесты, движения.

Стержнем работы над каждым актом является последовательное наблюдение за развитием действия, за внутренней логикой этого развития в данном акте. Наблюдения учеников за развитием действия должно быть неотрывно от проникновения в характеры действующих лиц. Этому способствуют вопросы.

При анализе драмы предметом постоянного внимания является речь персонажа, ее своеобразие, так как характер персонажа, его социальное лицо, душевное состояние выявляет речь. В том, как звучит речь, большую роль играет и то, к кому она обращена. Надо помнить, что отбор слов и их звучание - интонация непосредственно связывается с ПОДТЕКСТОМ. Раскрыть подтекст - это значит вскрыть сущность пьесы, взаимосвязь между причинами поступков персонажа и их внешним проявлением. Если учеников научить понимать подтекст, значит, мы воспитывает хорошего читателя и зрителя.

Не следует забывать, что при анализе пьесы большое значение имеет речь действующих лиц, да и ремарки авторов, афиша и замечание к ней (это часто ученики пропускают при чтении) С этой целью важны такие задания: дайте замечание для актеров по примеру того, как Гоголь делает это в «Ревизоре» или «Что говорит ремарка во втором действии «Грозы» в сцене прощания Катерины с мужем».

Большое значение в работе над пьесой имеет выразительное чтение. При этом ученик с позиции зрителя переходит на позицию исполнителя.

Автор, его отношение к происходящему - главный вопрос, когда стоящий перед изучением любого произведения. В драматическом произведении позиция автора скрыта более, чем в произведениях другого рода. учителю предстоит с этой целью: привлечь внимание учеников к замечаниям, сделанным автором для актеров и предложить подумать, как писатель относится к своим персонажам? Или предлагает ответить на вопрос: «Как Островский заставляет зрителя, смотрящего 3 действие оправдать Катерину?»

В процессе анализа полученные наблюдения учитель должен обобщать с этой целью важные суммирующие вопросы, типа: «Что мы узнали о жизни уездного города? Какими предстали перед нами чиновники города? Какой характер мер, принято в Городничем?» или "«то общего в характерах Дикого и Кабанихи, и в чем их различия? Почему неизбежен конфликт между Катериной и миром Кабановой?»

На заключительных уроках в обобщенном виде встают те вопросы, на которые искали ответа ученики в процессе анализа драмы.

Итоговое занятие, по сути, начинается уже с работы над последним действие пьесы, когда разрешается конфликт и автор-драматург как бы подводит итог. С этой целью особое значение имеет выразительное чтение учащихся: это проверка глубины понимания ими характеров действующих лиц.

Чтение по ролям - так же показывает степень понимания школьниками драматического произведения. Учитель по-разному может подойти к распределению ролей. Домашним заданием к такому уроку может быть письменное или устное составление характеристики героя, чью роль будет исполнять ученик.

На заключительных занятиях - конкурсы чтецов отдельных сцен, сценическая история драмы, просмотр экранизации, его обсуждение.

В связи с изучением драмы, ученик должен овладеть рядом теоретико-литературных понятий. Ряд их должен войти в активный словарь школьников: акт, действие, явление, монолог, диалог, перечень действующих лиц, ремарки. По мере проникновения в драму, словарь школьников пополняется: конфликт, сюжет, экспозиция, завязка кульминация, развязка, жанры: комедия, драма, трагедия.; пьеса, спектакль. Спектакль - это не иллюстрация в пьесе, а новое художественное произведение, созданное театром, по-своему трактующим пьесам драматурга.

3.Как «перевести» литературоведческий анализ драмы в вопросы и задания учеников?

Метод беседы, применяемый при изучении эпических и лирических произведений, эффективен и для драматургических. Большинство методистов рекомендуют применять ее главным образом при анализе развития действия, выяснении конфликта, проблематики и идейного смысла драматургических произведений. С этим нельзя не согласиться, так как беседа дает возможность широко привлекать текст произведения, использовать факты, полученные учащимися в результате самостоятельной работы над произведением.

Особое значение при анализе драматургических произведений приобретает самостоятельная работа учащихся над текстом произведения. Анализ речи и поступков действующих лиц помогает ученикам разобраться в сущности их характеров и создать в своем воображении конкретное представление об их облике. В этом случае проводимый учащимися анализ того или иного явления или сцены драматургического произведения в какой-то степени будет напоминать работу актера над ролью.

Опыт восприятия драматургического жанра, приобретенный учащимися в процессе изучения литературы, - важнейшее подспорье для восприятия драматургического произведения. Имеются в виду сложившиеся у учащегося определенные знания специфики жанра - его структуры, элементов, особенностей воссоздания характеров и т.п.

Иное дело - круг историко-бытовых реалий, человеческих отношений, языковая идиоматика.

Так, купеческий быт, показанный Островским, или некая «свобода», с которой жена и дочь гоголевского Городничего воспринимают ухаживания Хлестакова, обязательно потребуют специального комментария.

Порой для активизации воображения учащихся следует обратиться к историко-бытовому комментарию. Это делается в тех случаях, когда учащиеся, далекие от изображенной в драме эпохи, не располагают нужными представлениями и знаниями и не могут воссоздать в своем воображении детали внешнего облика действующего лица пьесы, например: мундир городничего, одежду Кабанихи и т.д. Если ученикам не прийти на помощь, то у них не возникнут соответствующие представления и они усвоят лишь значение слова.

Действие драмы проявляется в характерах, вступающих в конфликт. Значит, анализируя драму, надо рассматривать развитие действия и раскрытие характеров в органическом единстве. Еще В.П. Острогорский предлагал учителю, разбирающему драматическое произведение, ставить перед учащимися следующие вопросы: Вполне ли согласуются поступки людей с их характерами? Что побуждает героя действовать? Увлекает ли его идея или страсть? Какие препятствия встречает он? Находятся ли они в нем самом или вне его?

«Одни методисты и педагоги-практики считают, что первым этапом работы является комментированное чтение каждого действия или полностью, или выборочно. Отбор явлений зависит от задач, которые ставит перед собой учитель.

С точки зрения других исследователей и учителей, прежде чем переходить к работе над действиями, надо, чтобы в сознании учеников появилось представление о пьесе в целом. Поэтому первые вопросы должны фиксировать внимание школьников на всей пьесе, помочь ее осмыслить. Вопросы, которые ставятся на этом уроке, должны заставить учащихся почувствовать основной конфликт, возникновение его. Это может быть, к примеру, вопрос о названии пьесы.

На начальном этапе изучения драматического произведения одновременно с выяснением главного конфликта должно как бы состояться первое знакомство учеников с действующими лицами, с тем, какую роль они играют в борьбе. Можно поставить вопрос об их группировке. С этой целью в некоторых случаях педагог останавливается на перечне действующих лиц, особенно в тех пьесах, в которых имена и фамилии намекают на характер персонажа, говорят об отношении к ним автора («Недоросль», «Горе от ума», «Гроза» и др.). Выяснению главного конфликта нередко помогает название пьесы («Гроза», «Горе от ума», «Вишневый сад» и т.д.). Путь к прояснению основного конфликта прокладывает и установление границ пьесы - с чего началось и чем кончилось.

Соотнесение начала в драматическом произведении и конца способствует появлению общего взгляда на пьесу.

Существенно обратить внимание класса на время, охваченное пьесой. То, что мы видим на сцене, всегда происходит в настоящее время. Время зрителя и время действия пьесы как бы совмещаются, но между явлениями, действиями проходят дни, недели, а иногда и годы.

Действие «Горе от ума» охватывает время от утра до вечера, но в театре оно сжимается до нескольких часов. Между III и IV действиями «Грозы» проходит две недели, но они непосредственно определяют кульминацию пьесы.

Возникновение конфликта, его подлинные причины, основы сложившихся отношений, истоки характеров обычно обусловлены жизненными явлениями, которые происходят за пределами пьесы. Таким образом, на первом этапе как бы намечаются те вопросы, над которыми ученики будут думать дальше, тот угол зрения, под которым они будут рассматривать пьесу.

Готовясь к анализу отдельного действия, учитель определяет для себя центральную проблему работы над ним.

Для решения этой задачи отбираются явления и ставятся основные вопросы. Конечно, работа по действиям включает в себя и разъяснение непонятных слов и исторический и театральный комментарий, однако все это подчинено главной задаче. Поэтому надо дать себе ясный отчет, какие явления должны быть выделены для подробного разбора. Отбор явлений для чтения в классе зависит от тех задач, которые, по замыслу учителя, следует решить как при изучении всей пьесы, так и при работе над отдельными действиями. Этот отбор определяется в процессе предварительной подготовки педагога к изучению всей пьесы. Именно тогда намечает учитель, на каком уроке и почему надо обратиться к чтению определенных явлений. Кроме того, в процессе подготовки он должен решить, что целесообразнее прочитать самому, когда следует включить аудиозапись, что и с какой целью будут читать ученики»Методика преподавания литературы: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по специальности №2101 «Рус. яз. и литература» / Под ред. З.Я. Рез - М.: Просвещение, 1977, с. 234-235..

Но особенно важно побудить ребят представить происходящее на сцене. Одним из методических приемов, побуждающих учеников проникнуть в текст пьесы, является создание воображаемых мизансцен, - иначе говоря, им в процессе анализа предлагается подумать, как бы они расположили персонажей в определенный момент действия, представить их положения, жесты, движения.

В то же время учитель заботится о том, чтобы школьники, работая над отдельным актом, воспринимали его как часть целого, занимающего определенное место в развитии действия, в его поступательном движении к финалу пьесы; чтобы они поняли, как реализуются и как подготавливаются в отдельных актах главные элементы сюжета: экспозиция, завязка, кульминация, развязка.

Наблюдение ребят за развитием действия должно быть неотрывно от глубокого проникновения в характеры действующих лиц.

Наблюдая за поведением, поступками, переживаниями персонажа во всех изменяющихся ситуациях, школьники постепенно проясняют сущность характера различных действующих лиц.

Характер персонажа, его социальное лицо, душевное состояние выявляет речь. Поэтому при анализе драмы предметом постоянного внимания должна быть речь персонажа, ее своеобразие.

Невежество и грубость Простаковой проявляются в каждой ее реплике. Неопределенность мысли Хлестакова сказывается на построении его монолога (III действие комедии).

Большое значение при анализе пьесы имеет выяснение подтекста реплик героев. Работу над выяснением подтекста речи героев можно проводить уже в 8-м классе при изучении «Горя от ума» (действ. 1, явл. 7, - встреча Чацкого с Софьей).

В процессе анализа полученные наблюдения школьников обобщаются. Для этого З.Я. Рез предлагает после отдельных, особо значимых явлений и окончаний действия ставить так называемые суммирующие вопросы:«Например, после чтения I и II явлений «Ревизора» можно задать вопросы: что мы узнали о жизни уездного города? Какими предстали перед нами чиновники города? Каков характер мер, принятых городничим?

После I действия «Грозы» можно спросить: что общего в характерах Дикого и Кабанихи и в чем их различие? Чем Катерина отличается от всех Кабановых? Почему неизбежен конфликт между Катериной и миром Кабановых? Для установления связи между действиями большое значение имеют так называемые перспективные вопросы, предлагающие ученикам представить себя зрителями, которые не знают, как дальше развернется действие. Как представляется вам дальнейшая судьба Катерины (после окончания II действия)? - спросит учитель. Можно ли предсказать, кто окажется победителем в мире Фамусовых - Чацкий или Молчалин (после I действия «Горе от ума»)? - задает педагог вопрос классу» .

Форма проведения: комбинированный урок обобщения изученного.

Цель урока: показать учащимся зависимость правильного понимания идеи эпизода и драматического произведения в целом от умения анализировать его ключевые эпизоды.

  1. Продолжить знакомство учащихся с особенностями анализа эпизода драматического произведения на примере анализа сцены 21 из III действия комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”; дать представление об особенностях стилистических приемов градация и гротеск; повторить элементы композиции: завязку, развязку, развитие действия, экспозицию и кульминацию.
  2. Формировать у учащихся навык анализа эпизода драматического произведения, характеристики персонажей; развивать речь учащихся, вводя в активное словоупотребление литературоведческие термины и театральную лексику.
  3. Воспитывать у учащихся честность и принципиальность, непримиримое отношение ко лжи, лицемерию и беспринципности, доброжелательность к окружающим, стойкий познавательный интерес к изучению как драматических произведений, так и литературы в целом.

Оформление доски.

  1. Число.
  2. Тема урока.
  3. Эпиграфы к уроку.

Тексты … внешне даже самые ясные и податливые говорят лишь тогда, когда умеешь их спрашивать. Марк Бок

    Но всех в гостиной занимает
    Такой бессвязный, пошлый вздор,
    Все в них так бледно, равнодушно,
    Они клевещут даже скучно. А.С. Пушкин

    …Комедия бессмертна, потому что бессмертен ее конфликт – конфликт Чацкого и Молчалина, таланта и посредственности, ума и здравого смысла. И.С. Грачева

  1. Литературоведческие термины:
  • градация, гротеск;
  • завязка, экспозиция, развитие действия, развязка.
  • Домашнее задание: проанализировать в тетради заключительный монолог Чацкого и подготовить его выразительное чтение наизусть.
  • Ход урока

    1. Организация учащихся к уроку. Сообщение учащимся темы и целей урока. (Слайд 1). Презентация

    – Здравствуйте, ребята! Кто из вас может сказать, что прочитал и понял комедию “Горе от ума” А.С. Грибоедова? Хочу начать наш урок отрывком из варианта поэмы “Возмездие” А. Блока.

    Кто б ни был ты, – среди обедов,
    Или храня служебный пыл,
    Ты, может быть, совсем забыл,
    Что жил чиновник Грибоедов,
    Что службы долг не помешал
    Ему увидеть в сне тревожном
    Бред Чацкого о невозможном,
    И Фамусова шумный бал,
    И Лизы пухленькие губки
    И – завершенье всех чудес –
    Ты, Софья… Вестница небес
    Или бесенок мелкий в юбке?..
    Я слышу возмущенный крик:
    “Кто ж Грибоедова не знает?”
    – Вы, вы! – Довольно. Умолкает
    Мой сатирический язык, –
    Читали вы “Мильон терзаний”,
    Смотрели “Горе от ума”.
    В умах – все сон полусознаний.
    В сердцах – все та же полутьма.

    – Сегодня на уроке мы попытаемся рассеять эту “полутьму” в сердцах и “сон полусознаний”, а для проанализируем эпизод драматического произведения, вы познакомитесь с новым литературоведческим термином, повторите композиционные особенности драматического произведения на примере комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”. Вам предстоит понять, в чем заключаются особенности анализа эпизода именно драматического произведения, закрепить навыки характеристики героев и их языка, выяснить значение анализа эпизода для понимания идеи произведения. Предлагаю вам выбрать эпиграф к уроку из числа следующих высказываний… (Слайд 2) . Какое из них подходит в качестве эпиграфа – обсудим в конце урока.

    2. Выяснение особенностей драматических произведений и их композиции (фронтальная беседа).

    – Какое произведение называется драматическим и что можно рассматривать в качестве его эпизода?

    (Драматическое произведение предназначено для постановки на сцене, поэтому особенностью его композиции является деление на действия, которые, в свою очередь, состоят из сцен (или явлений). Их-то и нужно рассматривать как эпизоды драматического произведения). (Слайд 3)

    – Каким бы ни было анализируемое вами произведение, в нем обязательно будут такие элементы композиции, которые записаны на доске. Расставьте их в порядке следования в произведении. Не пропущен ли какой-нибудь из композиционных элементов? (Слайд 4)

    (Экспозиция, завязка действия, развитие действия, кульминация, развязка. Была пропущена кульминация – момент наивысшего напряжения в действии произведения).

    2. Определение критериев анализа эпизода (составление плана).

    – Что значит анализировать эпизод (сцену)? Сформулируйте вопросы, на которые при этом нужно ответить.

    (Проанализировать сцену – значит, определить взаимоотношения персонажей, уяснить, что дает эта сцена для понимания характеров действующих лиц, их душевного состояния, показать, с помощью каких приемов в этой сцене раскрываются характеры и какова роль этой сцены в развитии действия и конфликта пьесы.

      1. Какое место занимает эпизод в композиции произведения?
      2. Что за герои принимают участие в действии в этом эпизоде?
      3. Какими средствами автор воспользовался при изображении персонажей?
      4. Как этот эпизод помогает понять идею произведения?).

    – Ваши вопросы перекликаются с планом анализа эпизода, по которому мы сегодня будем работать. (Учащимся выдаются печатные материалы).

    3. Анализ сцены 21 из III действия комедии.

    – Кому и зачем может понадобиться анализ драматического произведения?(Это необходимо режиссеру спектакля, чтобы правильно подобрать актеров, выбрать соответствующие декорации; актерам, чтобы наилучшим образом исполнить роль того или иного персонажа; работникам театра, принимающим участие в постановке спектакля; зрителям, чтобы они правильно понимали суть происходящего на сцене; критикам, которые должны дать верную оценку и литературному произведению, и театральной постановке).

    Определение места и роли явления 21 в произведении, его связь с проблематикой.

    – В роли режиссера, который познакомит нас со своим видением композиции комедии и места в ней 21 сцены выступит… Если вы не согласны с трактовкой режиссера, можете высказать свои критические замечания после выступления.(Заранее подготовившийся учащийся рассказывает о месте эпизода в композиции произведения).

    – Комедия начинается с экспозиции, затем в I действии происходит завязка действия. Причем, сначала действия любовного конфликта – приезда Чацкого в дом Фамусова и его разговор с Софией – и почти сразу конфликта общественного – разговора Чацкого с Фамусовым, в котором впервые проявляется противоположность их взглядов на общественное устройство и жизненные принципы. На протяжении II и III действий эти конфликты продолжают развиваться. Чацкий, влюбленный в Софию, понимает, что нелюбим и ищет счастливого соперника. Усиливается и противостояние Чацкого и Фамусова,Чацкого и Молчалина, Чацкого и всего фамусовского общества. Выясняется, что Чацкий чужд всем, расходится с остальными во взглядах по всем общественным вопросам. В 21 сцене этот общественный конфликт достигает кульминации: все в один голос называют Чацкого сумасшедшим. Наивысшей точки достигают злоба, ненависть и страх присутствующих по отношению к Чацкому. Наивысшего напряжения в следующей 22 сцене достигают чувства Чацкого (“мильон терзаний”) и его одиночество. Сцены 21 и 22 можно назвать кульминацией социального (общественного) конфликта. В IV действии кульминации достигает и любовный конфликт. Там мы находим и их развязку, причем развязка общественного конфликта не только отодвинута от кульминации, но и как-то стерта, неопределенна.

    – Почему в 22 сцене не происходит развязки социального (общественного) конфликта, как это обычно бывает после кульминации?

    –Развязка предполагает спад напряженности, благополучное разрешение конфликта или открытое противостояние героев. Ничего этого не происходит ни в комедии, ни в жизни, которую комедия отражает.

    – Почему представители фамусовского общества не идут на открытый конфликт с Чацким?

    – Они его боятся, он кажется им опасным не потому, что они объявили его “сумасшедшим”, а потому, что в открытой борьбе с ним они могут проиграть, уступить, остаться в дураках, и здравый смысл подсказывает им: лучше держаться от Чацкого подальше, не связываться с ним.

    – Какие крылатые выражения из 21 и 22 сцен могут служить названиями для этих эпизодов?

    – 21 сцена – “Безумный по всему”; 22 сцена – “Мильон терзаний”.

    – Как, по вашему мнению, называлась бы комедия, если бы в ней не было этих двух сцен?

    (Учащиеся приводят свои варианты, например: “Горе от любви”).

    Основные герои. (Слайды 5, 6, 7)

    – Хочу продолжить наш разговор еще одной цитатой из комедии: “Ну бал! Ну Фамусов! Умел гостей назвать!”. Давайте познакомимся с гостями Фамусова поближе. Как это лучше сделать? Было бы неплохо, если бы они сами рассказали о себе или их кто-нибудь “представил”. К.С. Станиславский перед постановкой комедии “Горе от ума” в театре раздал актерам, играющим роли гостей, специальный вопросник, который позволил актерам лучше понять характер, привычки, взгляды своих героев и вжиться в образ. Наши “актеры” заранее получили небольшой “опросный лист”, составленный на основе вопросовСтаниславского. Сейчас они расскажут о себе, точнее, о гостях Фамусова, опираясь на эти вопросы.(Учащиеся рассказывают о гостях Фамусова от 1-го или от 3-го лица).

    – Я Хлестова Анфиса Ниловна. Женщина 65 лет, живу на Покровке в своем доме, большом и величественном, но несколько обветшалом. Обстановка старинная, уже слегка поистерлась и запылилась. Я богата.

    В течение дня успела повидаться с сестрой Прасковьей, обсудить, каких арапок привез нам Загорецкий, и посплетничать по поводу московских балов, тузов и т. п.

    К Фамусову отношусь хорошо, но на правах свояченицы спорю с ним и командую всеми.

    На бал приглашена самим Фамусовым. Остальных гостей встречала и раньше у Фамусова и в других местах, многих принимала у себя. Целиком и полностью разделяю жизненную позицию Фамусова. А Чацкий, хоть и возмущает меня своей непочтительностью, но вызывает сочувствие. Однако это не помешает мне завтра же рассказать сестре Прасковье о его сумасшествии.

    – Я Княгиня Тугоуховская. Очень горжусь своим титулом, который получила вместе с замужеством. Живу с семьей в большом московском особняке, но богатства большого уже не осталось: приходится давать балы, чтобы найти достойную партию шести дочерям, и тратиться на приданое. Нужны богатые женихи, значит, кого попало на балы приглашать нельзя.

    В течение дня я готовилась к балу, собирала дочерей, командовала прислугой. Знакома со многими гостями Фамусова. Самого Фамусова считаю умным и заслуживающим уважения человеком. То, что говорит Чацкий, мне совсем не интересно. Меня и моих дочерей интересуют наряды и мужчины. Завтра, а в особенности в четверг на вечере, расскажу всем знакомым о бале у Фамусова. Конечно, упомяну и о сумасшествии Чацкого.

    – Разрешите представить вам Платона Михайловича Горича . Бывший военный, теперь в отставке, недавно женился. Живет в небольшом доме жены, в Москве. Есть поместье с крепостными, но жене нравится жить в Москве. В доме комнат немного и обстановка скромная, поэтому сами Горичи часто балы не дают, а больше любят выезжать к другим.

    Сегодня за день Платон Михайлович Горич успел выполнить немало мелких поручений жены. На балу он знаком не со всеми. Все время находится рядом с женой. Мысли Фамусова, в основном, одобряет. Женился, потому что пора было это сделать, да и жена нашлась с небольшим состоянием. Он не верит в сумасшествие Чацкого, но не спорит с остальными гостями, тем более, с женой. Взгляды Чацкого еще год назад, возможно, были ему близки.

    Наталья Дмитриевна Горич , молодая дама, недавно вышедшая замуж за отставного военного, человека не слишком богатого, но имеющего деревеньку с крестьянами. В Москве живет с мужем в своем домике, так как перспектива перебраться в деревню ее не прельщает. К счастью, она так успела прибрать к рукам мужа, что и того и мысли не возникает поспорить с ней.

    В течение дня Наталья Дмитриевна готовилась к балу у Фамусова, посылала мужа за шпильками и лентами в модную лавку. Фамусова уважает, гордится знакомством с ним и полученным приглашением на бал. Знает все гостей Фамусова, так как на подобном балу не впервые. Назавтра обсудит с мужем, а если получится, и со знакомыми сумасшествие Чацкого и свой успех на балу.

    Графиня внучка живет в доме своей бабушки, после ее смерти получит и дом, и состояние. Не замужем, поэтому выезжает вместе с бабушкой, чтобы не вызвать кривотолков. Дом большой и богатый, но бабушка давно не обновляла ни мебели, ни убранства, поэтому балы у Хрюминых даются крайне редко. Поэтому ездить к другим графиня очень любит.

    В течение дня графиня готовилась к балу, убеждала бабушку поехать. Гостей Фамусова знает, но о многих очень низкого мнения. Не встретила на балу достойных партнеров по танцам, поэтому разочарована балом. Единственное развлечение для нее – слух о сумасшествии Чацкого, распространению которого графиня внучка и сама во многом способствовала. Мечта – выгодно выйти замуж. Богатство и титул уже есть, осталось найти мужа среди людей своего круга.

    Завтра вынуждена будет объяснять бабушке, что за слух распространился на балу, а также расскажет об этом всем знакомым.

    Загорецкий Антон Антонович. Пустьменя называют:Пройдоха, плут и подхалим…”. Меня это не задевает. Живу в небольшой, плохо меблированной квартире. У себя вечеров не устраиваю, так как средств едва хватает, чтобы прилично выглядеть. Да в такую маленькую квартиру с разномастной мебелью и не пригласишь никого.

    За день успел съездить к Хлестовой и ее сестре – завез им арапок, которых купил по случаю недорого (на распродаже крепостных какого-то разорившегося дворянина). Хлестовым назвал цену гораздо большую, поэтому сегодня при деньгах.

    Фамусов – мой кумир, как, собственно, и любой состоятельный человек. Стать таким московским барином – моя мечта. А покуда буду юлить и пресмыкаться, оказывать услуги и пускать слухи по Москве. Мысли Чацкого чужды мне. Завтра объеду всю Москву, чтобы рассказать о сумасшествии Чацкого. Возможно, меня накормят, а то и какой-нибудь счастливый случай представится услужить властьимущим.

    Сергей Сергеевич Скалозуб. Полковник, известный и солидный человек. Имею много наград. Очень богат и не женат. Я завидный жених для любой барышни из высшего общества. Живу в своем особняке, обстановка в доме богатая, но балы давать нет времени: служба, да еще к знакомым нужно успеть съездить. Вот женюсь, тогда жена балами и займется.

    Сегодня утром уже побывал в гостях у своего потенциального тестя. Узнав о бале, успел съездить домой, чтобы переодеться. Такому завидному жениху как я можно и опоздать. Остальных гостей уже встречал на балах. Горича и раньше где-то видел, но не припомню, где. Он ведь, кажется, воевал, а я служил в егерском полку.

    На жизнь смотрю так же, как Фамусов. Полностью поддерживаю его и уважаю. К тому же, за Софией дают хорошее приданое. А богатство, как известно, к богатству тянется.

    Завтра будет, что рассказать в полку. Забавный случай с сумасшествием Чацкого, пожалуй, всех рассмешит.

    – Да, конечно, это разные люди, но многое их объединяет. Что? Охарактеризуйте их. Найдите среди записей на доске высказывание, в котором им уже дана характеристика. Вы согласитесь с ней?

    – Они все живут по одним законам, у них общие идеал, они все с живостью подхватывают сплетню о сумасшествии Чацкого и разносят ее. Это пошлые, равнодушные и расчетливые люди. Их клевета не скучна, а страшна.

    • Рождение слуха о сумасшествии Чацкого.

    – А с чего все началось? Как родился слух о сумасшествии Чацкого?

    Действие III, явление 1

    София (про себя): Вот нехотя с ума свела!

    Явление 14

    София: Он не в своем уме.

    Г.Н.: Ужли с ума сошел?

    София (помолчавши): Не то, чтобы совсем…

    Г.Н.: Однако есть приметы?

    София (смотрит на него пристально): Мне кажется.

    Явление 15

    Г.Н.: Ты слышал?

    Г.Н.: Об Чацком?

    Г.Д.: Что такое?

    Г.Н.: С ума сошел!

    Г.Д.: Пустое.

    Г.Н.: Не я сказал, другие говорят…

    Г.Д.: А ты расславить это рад.

    Явление 16

    Г.Д.: Ты знаешь ли об Чацком?

    Загорецкий: Ну?

    Г.Д.: С ума сошел..!

    Загорецкий: А! Знаю, помню, слышал…

    Явление 17

    Графиня внучка:… Я говорила с ним.

    Загорецкий: Так я вас поздравляю.
    Он сумасшедший…

    Графиня внучка: Что?

    Загорецкий: Да, он сошел с ума.

    Явление 19

    Загорецкий: В горах изранен лоб, сошел с ума от раны.

    Явление 20

    Графиня бабушка: Князь, слышали?

    Князь: А – хм?

    Графиня бабушка: Он ничего не слышит!

    Хоть, может, видели, здесь полицмейстер был?

    Князь: Э – хм?

    Графиня бабушка: В тюрьму-то, князь, кто Чацкого схватил?

    Явление 21

    Загорецкий: Безумный по всему!

    Так родилась сплетня о сумасшествии Чацкого. И рождением этой сплетни он обязан своей возлюбленной Софии. (Слайд 8)

    • Изобразительные средства языка.

    (Комментированное чтение сцены 21. Речевые характеристики).

    – Сплетня о сумасшествии Чацкого нашла живую поддержку у всех гостей Фамусова. Или все-таки не у всех? Кто из гостей не согласен со плетней и почему не возражает против ее распространения?

    Это Платон Михайлович Горич, ранее служивший с Чацким в одном полку и считавшийся его приятелем. Он не опровергает сплетню по нескольким причинам: во-первых, так говорит его жена, а с ней лучше не спорить; во-вторых, так говорят московские тузы Фамусов и Скалозуб. Как можно спорить с ними? Того и гляди, тебя тоже признают сумасшедшим! Лучше промолчать.

    – В чем гости Фамусова и сам хозяин видят проявление сумасшествия Чацкого?

    – Ругал власти, осуждал подлость, рассмеялся “невпопад”, советовал одному жить в деревне, другому – не служить в архивах…

    – Кстати, кто из присутствующих, обвиняя Чацкого, солгал?

    Молчалин, которому Чацкий ничего подобного не советовал, очень хочет хоть здесь, в рождении сплетни, быть наравне со всеми.

    – А считаете ли вы Чацкого сумасшедшим?

    – Нет. Он умен. У него критический склад ума, серьезное образование и высокие моральные качества, не позволяющие ему мириться с теми недостатками общества, которые он встречает в фамусовской Москве.

    – Что для Чацкого означает слово “ум”? А что для Фамусова и его гостей?

    – Для Чацкого ум – способность мыслить, высокие интеллектуальные способности. Для Фамусова ум – умение соблюсти свою выгоду, поладить с людьми богатыми, заслужить высокие чины, т.е. расчетливость, умение приспособиться.

    – С кем согласны вы и почему? На чьей стороне автор?

    (Учащиеся высказывают свое мнение, в том числе и о том, как автор понимает слово “ум”. У Грибоедова в комедии “25 глупцов на одного умного человека”, по его собственным словам). (Слайд 9)

    – Как мы выяснили, сумасшедших в комедии нет, просто герои по-разному понимают слово “ум”. Проиллюстрируйте свою точку зрения, одним из высказываний критиков. В чем же гости видят причины сумасшествия Чацкого?

    – В злоупотреблении спиртными напитками, в учении, в книгах.

    – Вы выписали определение градации. Зачитайте его и покажите на примере сцены 21, как и для чего использует автор этот стилистический прием.

    Градация – расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости. (Учащиеся приводят пример градации из сцены 21). (Слайд 10)

    – Какие еще языковые средства использует автор в этой сцене?

    – Используется гротеск – преувеличение, доведенное до абсурда. (Например, предложение закрыть школы и лицеи или сжечь все книги, чтобы избавить общество от опасности сумасшествия). Многие персонажи используют в своей речи просторечные, грубые выражения или просто разговорную лексику: “с ума спрыгнул ”, “шампанское стаканами тянул ”, “на басни бы налег ”, “чай , пил не по летам ”, “потребует к разделке ”, “все врут календари” и т.д. Другие используют штампы (“зло пресечь”, “прошу покорно” и др.), иностранные слова, значения которых не понимают (“ланкарточный” – искаженное слово “ланкастерский”) или просто военную терминологию (“Там будут лишь учить по-нашему: раз, два…”). Эти и другие языковые средства помогают охарактеризовать персонажей, их интересы, жизненную философию. Мы понимает по этой искаженной безграмотной, порой бессвязной речи, насколько они необразованны.

    – Загорецкий свою ложь о пьянстве Чацкого произносит “с жаром”. Значит, ему доставляет удовольствие лгать и сплетничать. Фамусов разговаривает с Чацким “опасливо”, то есть осторожно, так как не желает идти на конфликт, на всякий случай избегает открытой ссоры. И все остальные желают отмежеваться от Чацкого, поэтому “пятятся от него в противоположную сторону”.

    4. Идейная роль эпизода. (Слайд 11)

    (Определение важности эпизода для понимания идеи произведения).

    – Итак, сцена 21 – кульминация конфликта между Чацким и фамусовской Москвой, представители которой пустили слух о его сумасшествии. Развязки не последовало. Кто же победитель, а кто побежденный в этом противостоянии и одинок ли Чацкий в своей борьбе?

    – Чацкий не одинок, так как в произведении то и дело появляются внесценические персонажи, вызывающие недовольство фамусовского общества: это и двоюродный брат Скалозуба, оставивший службу, и князь Федор, который, получив образование, уезжает в деревню, и “профессоры”, упражняющиеся в расколе. Наверняка, найдутся и ещё. И пусть развязки нет, и Чацкий уезжает с разбитым сердцем, оклеветанный и одинокий – время Фамусовых уже заканчивается. Появились новые люди, которые не дают фамусовскому обществу жить спокойно. Будущее, несомненно, за ними.

    5. Подведение итогов урока. (Слайд 12)

    – Мы говорили сегодня ободном эпизоде комедии “Горе от ума”. И что же мы узнали? Сделайте вывод по работе на уроке.

    – Те, кто противостоит фамусовскому обществу, не могут сразу победить, их считают странными, объявляют сумасшедшими. Они пока в меньшинстве, но будущее за ними, и Чацкий – один из них.

    – Правильное понимание каждого эпизода помогает правильно понять основную мысль всего произведения, его идею.

    – Наша работа подходит к концу, а мы до сих пор не подобрали эпиграф к уроку. Как вы считаете, какое из записанных на доске высказываний больше подойдет в качестве эпиграфа? (Слайд 13)

    – Это могло бы быть высказывание А.С. Пушкина, смысл которого совпадает нашей оценкой фамусовского общества в сцене 21, как, впрочем, и во сей комедии. Могли бы стать эпиграфом и слова И.С. Грачевой, которая говорит о сути противостояния Чацкого всему фамусовскому обществу, о разном понимании значения слова “ум”. А ведь именно благодаря анализу 21 сцены мы смогли лучше понять, в чем этот конфликт заключается.

    Но именно анализ эпизода драматического произведения, который мы сегодня выполняли, помог нам лучше понять идею комедии и характер ее персонажей. Мы научились лучше “спрашивать тексты”, значит, высказывание Марка Бока более точно отражает содержание и результаты нашей работы на уроке. Значит, именно это высказывание может служить эпиграфом к уроку.

    – Сегодня на уроке вы были внимательны к слову, активны и заинтересованы, поэтому многому научились. Я думаю, у вас в сердцах не осталось “полутьмы”, а в умах – “сна полусознаний”.

    6. Комментарии к домашнему заданию. (Слайд 14)

    – Дома письменно проанализируйте один из монологов Чацкого и выучите его наизусть.

    Литература

    1. Леонов С.А. Литература. Интегрированные уроки. 8-9 классы. Пособие для учителя. [Текст] – М.: Айрис-пресс, 2003.
    2. Лейфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. [Текст] 9 класс. – М.: Материк-Альфа, 2003.
    3. Семенов А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. XII-XIX вв: 9-10 классы. Пособие для учителя. [Текст] – М.: гуманитарный издательский центр Владос, 2000.
    4. Читаем. Думаем. Спорим… Дидактические материалы по литературе: 9 класс. / Автор-составитель В.Я. Коровина и др. [Текст] – М.: Просвещение, 2004.
    5. Читаем. Думаем. Спорим… Книга для самостоятельной работы учащихся по литературе: 9 класс. / Автор-составитель Г.И. Беленький и др. Под ред. Г.И. Беленького. [Текст] – М.: Просвещение. Учебная литература. 1996.

    Приложение 1

    План анализа эпизода

    1. Место и роль данного эпизода в произведении, его связь с проблематикой. (Значение эпизода для дальнейшего развития событий, связь с предыдущими).

    2. Основные герои, изобразительные средства языка.Что нового дает нам наблюдение за этими героями в данном эпизоде для понимания их взглядов на жизнь, характеров, поступков.

  • Какие средства использует автор для раскрытия внутреннего мира героев, смысла их действий:
  • А) способы создания образов;

    Б) художественные особенности языка, их значение.

    3. Насколько важен эпизод для понимания смысла всего произведения, его основной идеи.

      Приложение 2

    Опросный лист гостям Фамусова, составленный
    На основе “вопросника для актеров” К.С. Станиславского

    1. Кто вы? Имя, отчество, фамилия. Состав вашей семьи, общественное положение. Где живете?
    2. Что сделали сегодня за день? С кем повидались?
    3. Кем вам приходится Фамусов? Как вы к нему относитесь? Как узнали о бале в его доме? Знакомы ли с остальными гостями? Откуда?
    4. Как относитесь к мыслям, высказанным Фамусовым? Чацким?
    5. Кому и что расскажете завтра о том, как прошел бал?
    6. Приложение 3

    Высказывания критиков

      Чацкий… есть не что иное, как сумасброд, который находится в обществе людей совсем не глупых, но необразованных, и который умничает перед ними, потому что считает себя умнее.

      М.А. Дмитриев

      Чацкий Грибоедова есть единственное истинно героическое лицо нашей литературы…, честная и деятельная натура, при том еще натура борца.

      А.П. Григорьев

      Комедия [“Горе от ума”] – точный, совершенно точный самоотчет в том, как живет, вернее, гибнет, как умирает на Руси умный человек.

      А.В. Луначарский

      Оптимизм – основная настроенность “Горя от ума”. Какова бы ни была развязка, внутреннее бессилие фамусовского общества и сила Чацкого очевидны читателю и зрителю.

      Н.К. Пиксанов

      Приложение 4

      Тексты сцен 21 и 22 из III действия комедии


    АНАЛИЗ ЭПИЗОДА ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

    1. Границы эпизода уже определены самой структурой драмы (явление отделено от других компонентов драмы); дать название эпизоду.

    2. Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода: какое место оно занимает в ходе развития действия? (Это - экспозиция, кульминация, развязка, эпизод развития действия всего произведения?)

    3. Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить:

    · кто они?

    · каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные,внесценические )?

    4. Раскрыть особенности начала и финала эпизода.

    5. Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания:

    · автора; персонажей.

    6. Выявить и охарактеризовать тему и противоречие (иначе говоря,миниконфликт ),лежащие в основе эпизода.

    7. Охарактеризовать героев - участников эпизода:

    · их отношение к событию;

    · к вопросу (проблеме);

    · друг к другу;

    · кратко проанализировать речь участников диалога;

    · сделать разбор авторских ремарок (пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев);

    · выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);

    · определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.

    8. Охарактеризовать динамическую композицию эпизода (его экспозиция, завязка, кульминация, развязка; иначе говоря, по какой схеме развивается эмоциональное напряжение в эпизоде).

    9. Охарактеризовать диалогическую композициюэпизода : по какому принципу освещения темы строится диалог?

    10. Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме.

    11. Сформулировать основную мысль (авторскую идею) эпизода.

    12. Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами драмы.

    КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

    1. Время создания произведения, история замысла, краткая характеристика эпохи.

    2. Связь пьесы с каким-либо литературным направлением или культурной эпохой (античностью, Возрождением, классицизмом, Просвещением, сентиментализмом, романтизмом, критическим реализмом, символизмом и т.д.). Как проявились в произведении черты этого направления? 1

    3. Вид и жанр драматургического произведения: трагедия, комедия (нравов, характеров, положений, плаща и шпаги; сатирическая, бытовая, лирическая, буффонада и т.д.), драма (социальная, бытовая, философская и т.д.), водевиль, фарс и пр. Значение этих терминов уточните по справочной литературе.

    4. Специфика организации действия драмы:разделенность на действия, сцены, акты, явления и т.д. Авторские оригинальные компоненты драмы (например, "сны" вместо актов или действий в драме М.Булгакова "Бег").

    5. Афиша пьесы (действующие лица). Особенности имен (например, "говорящие" имена). Главные, второстепенные ивнесценические персонажи.

    6. Особенности драматургического конфликта: трагический, комический, драматический; социальный, бытовой, философский и т.д.

    7. Особенности драматургического действия: внешнее - внутреннее; "на сцене" - "за сценой", динамическое (активно развивается) - статическое и т.д.

    8. Особенности композиции пьесы. Наличие и специфика основных элементов: экспозиции, нарастания эмоционального напряжения, конфликта и его разрешения, нового возрастания эмоционального напряжения, кульминаций и т.д. Как связаны между собой все "острые точки" (особо эмоциональные сцены) произведения? Какова композиция отдельных компонентов пьесы (актов, действий, явлений)? Здесь нужно назвать конкретные эпизоды, являющиеся этими "острыми очками" действия.

    9. Специфика создания диалога в пьесе. Особенности звучания темы каждого персонажа в диалогах и монологах. (Краткий анализ диалогической композиции одного эпизода по вашему выбору).

    10. Тематика пьесы. Ведущие темы. Ключевые эпизоды (сцены, явления), помогающие раскрыть тематику произведения.

    11. Проблематика произведения. Ведущие проблемы и ключевые эпизоды (сцены, явления), в которых проблемы особенно остро заявлены. Авторское видение решения поставленных проблем.

    12. Специфика авторских ремарок, поясняющих:

    · действия персонажей (игру актеров);

    · обстановку на сцене, костюмы и декорации;

    · настроение и идею сцены или явления.

    · Специфика авторской позиции, выраженной посредством ремарок.