Пути поиска смысла жизни главными героями романа Л.Н. Толстого «Война и мир. Все школьные сочинения по литературе

Огромного, поистине всемирного масштаба, и предметом его исследований всегда являлись человек, человеческая душа. Для Толстого человек - часть вселенной. Ему интересно то, какой путь проходит душа человека в стремлении к высокому, идеальному, в попытках познать самое себя. Не случайно при чтении Толстого мы вспоминаем и термин, впервые введенный в литературоведческий обиход Н. Г. Чернышевским, - «диалектика души». По его словам, писателя больше всего интересует сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души...

Как показан этот процесс в бессмертном романеэпопее Л. Н. Толстого «Война и мир»? Главная проблема, которую ставит в своем романе писатель, - проблема человеческого счастья, проблема поисков смысла жизни. Его любимые герои - Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа и Николай Ростовы, люди ищущие, мучающиеся, страдающие. Для них характерна неуспокоенность души, желание быть полезным, нужным, любимым. Самый любимый и близкий писателю герой - Пьер Безухов. Подобно Андрею Болконскому, Пьер честен и высокообразован. Но если Андрей - рационалист (у него рассудок преобладает над чувствами), то Безухов «на" тура непосредственная, способная остро чувствовать, легко возбуждаться». Пьеру свойственны глубокие раздумья и сомнения в поисках смысла жизни. Жизненный путь его сложен;м извилист. Вначале из-за безрассудства молодости и под влиянием окружающей обстановки он совершает много ошибок: ведет бесшабашную жизнь светского кутилы и бездельника, позволяет князю Курагину обобрать себя и женить на легкомысленной красавице Элен. Пьер стреляется на дуэли с Долоховым, порывает с женой, разочаровывается в жизни. Ему ненавистна всеми признаваемая ложь светского общества, и он понимает необходимость иного пути.

В этот критический момент Безухов встречает масона Баздеева. Этот «проповедник» ловко расставляет перед доверчивым графом сети религиозномистического общества, которое призывало к нравственному совершенствованию людей и объединению их на началах братской любви. Пьер понял масонство как учение о равенстве, братстве и любви, и это помогает ему направлять свои силы на улучшение жизни крепостных. Он собирался освободить крестьян, учредить больницы, приюты, школы.

Война 1812 года заставляет Пьера вновь горячо взяться за дело, но его страстный призыв помочь Родине вызывает всеобщее недовольство московского дворянства. Он вновь терпит неудачу. Однако охваченный патриотическим чувством, Пьер на свои деньги снаряжает тысячу ополченцев и сам остается в Москве, чтобы убить Наполеона. Или погибнуть, или прекратить несчастья всей Европы, происходившие, по мнению Пьера, от одного Наполеона. Так расставляет силы в этот момент автор.

Важным этапом на пути исканий Пьера является посещение им Бородинского поля во время знаменитого сражения. Здесь он понял, что историю творит самая могущественная сила в мире - народ. Вид оживленных и потных мужиковополченцев, с громким говором и хохотом работающих на поле, «подействовал на Пьера сильнее всего того, что видел и слышал он до сих пор о торжественности и значительности настоящей минуты». Еще более тесное сближение Пьера с простыми людьми происходит после встречи с солдатом, бывшим крестьянином, Платоном Каратаевым, который, по мнению Толстого, является частицей народной массы. От Каратаева Пьер набирается крестьянской мудрости, в общении с ним «обретает то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде».

Жизненный путь Пьера Безухова типичен для лучшей части дворянской молодежи того времени. Именно из таких людей составлялась железная когорта декабристов. Многое роднит их с автором эпопеи, который был верен данной им и молодости клятве: «Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и опять бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость».

Так же неспокойны душевно и другие герои романа Толстого: Андрей Болконский, который достигает гармонии с самим собой только на Бородинском поле, Наташа - когда становится женой и матерью, Николай - сделав карьеру военного. Судьбами героев романа Толстой подтвердил основную свою мысль: «Человек есть все... есть текучее вещество». В своем творчестве Л. Н. Толстой сумел выполнить главную задачу - уловить и показать момент текучести жизни.


Оглавление.
1. Введение.
2. Творческая история «Войны и мира».
3. Первые встречи с Пьером Безуховым и Андреем Болконским.
4. Масонство Пьера.
5. «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год…».
6. Участие в войне 1812 года.
7. Смерть Андрея Болконского.
8. Плен Пьера. Знакомство с Каратаевым. Женитьба на Наташе.
9. Декабристские планы Пьера Безухова.

Введение.
Недавно на уроках литературы мы изучили роман-эпопею «Война и мир» Л. Н. Толстого. В этом романе Л. Н. Толстой отобразил жизнь, заботы, увлечения, любовь дворянского сословия России в начале XIX века. В своем романе писатель очень ярко, образно и без прикрас отобразил войну 1805-1807 и 1812 годов с французами и участие в этих войнах своих главных героев и их величайший патриотизм в защите своей Родины. Показывает, как меняется мировоззрение и образ мыслей передовой части российской аристократии и дворянства. Среди огромного числа персонажей «Войны и мира» (а их около шестисот) есть и выдающиеся исторические деятели, и рядовые участники 1812 года. С большой симпатией изображены Андрей Болконский и Пьер Безухов, также как и Толстой, искавшие в жизни правду, справедливость и настоящее человеческое счастье. Величие и значимость этого романа в мировой литературе подтверждается высказываниями современников. Горький называл «Войну и мир» «величайшим произведением мировой литературы в XIX веке». «Этот роман,- быть может, величайшее из всех, какие когда-либо были написаны», - сказал французский писатель-коммунист Луи Арагон. Классик французской литературы Г. Флобер, познакомившись с этим произведением, писал Тургеневу: «Спасибо, что заставили меня прочитать роман Толстого. Это первоклассно. Какой живописец и какой психолог!.. ». Далее я постараюсь показать всю справедливость данных высказываний о Л. Н. Толстом как великом писателе.

Творческая история «Войны и мира».

В начале 60-х годов Толстой с головой ушел в общественную работу. Приветствуя реформу 1861 года, он становится «мировым посредником» и отстаивает интересы крестьян. Толстой увлекается педагогической деятельностью, дважды ездит за границу изучать постановку народного образования в Западной Европе…
Но возможно ли вообще примирение дворян с народом, не утопичны ли его надежды? Толстой вспоминал осажденный Севастополь в декабре 1854 года и убеждал себя еще раз, что возможно: ведь тогда севастопольский гарнизон действительно представлял сплоченный в одно целое мир офицеров, матросов и солдат. А декабристы, отдавшие жизни свои за народные интересы, а Отечественная война 1812 года….....

Заключение.
Итак, подведем итоги. В «Войне и мире» очень ярко проявилось умение Толстого изображать человеческие переживания. Писатель добился умения передавать «диалектику человеческой души», используя внутренние монологи героев. Таковы, например, раздумья Андрея Болконского, вдруг увидевшего над собой высокое небо.
Толстой сумел с необычайной силой передать патриотический подъем, который испытали в 1812 году русские люди. «В «Войне и мире» я любил мысль народную»,- говорил писатель.
Все, что было снято и развенчано жизнью в ходе войны 1812 года - и гордые мечты о славе, и высокое болконское небо, и мучительный самоанализ в поисках истины, - все это вновь возвращается в финале романа-эпопеи на круги своя. Пьер Безухов, открывший в испытаниях Отечественной войны вселенский смысл каратаевской народной правды, уходит от него к гордым мечтам, сомнениям и тревогам. Слава вновь зовет юного Болконского, мечтающего идти по стопам отца.
Если бы Л. Н. Толстой написал бы этот единственный роман в своей жизни, мы все равно бы считали его великим русским писателем.

Список литературы.
1. Толстой Л. Н., Война и мир, изд. Просвещение, М., 1981, том 1-4.
2. Поповкин А., Л. Н. Толстой, изд. ГИДЛ, М., 1963.
3. Детская энциклопедия, изд. Просвещение, М., 1968
4. Сборник статей-Л. Н. Толстой в русской критике, изд. Советская Россия, М.,1978.
5. Краткий справочник школьника, изд. Астрель, М., 2003.
6. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, изд. «ООО «Кирилл и Мефодий»», М., 2005.

Сочинение по теме « В чем видят герои произведения « Война и мир» Л.Н.Толстого смысл жизни»

Выполнила ученица 10 а класса Лукина Виктория

Что такое жизнь? Зачем она дана нам и для чего? Какая миссия лежит на наших плечах? Эти и другие вопросы всегда неразрывно связаны с человеческой деятельностью. Наиболее глубоко они поглощают образованные умы, и люди, чья позиция в жизни определена, идут к своей цели, добиваясь того, что иначе зовется идеалом. Но, несмотря на малый умственный интерес, большинство все же не отказывает себе в удовольствии заглянуть в предполагаемую будущность свою и смело фантазирует, пусть даже в более ничтожном и умеренном формате, о счастье для себя и выгоды, полученной наименьшими затратами. Жизнь и судьбы слабых людей порой интереснее, чем истории гениев. « Среди мудрейших нет чужих, »- слова, дошедшие до нас с истоков древности. Судьбы праведников разума одинаково прекрасны, ярки, звучны, в то время как другим недостает красоты, силы, любознательности …или еще миллиарда характеристик. Жизни простых людей сложны, запутанны, безумны, нелогичны. Их характеры, капризы, комплексы гораздо интереснее разгадывать и смеяться над избранностью нескольких в кругах просветителей. Л.Н. Толстой в произведении « Война и мир» предоставил нам на суд истории совершенно разный и лишь изредка похожих людей. Более пятисот героев отчаянно борются за свое счастье, за своих родных, за жизнь. Но что же значит жизнь для героев данной эпопеи?

«- Вы никогда не думали о том, чтобы женить вашего блудного сына Анатоля. Говорят, сказала она,- что старые девицы ont la manie des marriages. Я еще не чувствую за собою этой слабости, но у меня есть одна petite personne, которая очень несчастлива с отцом, une parente a nou, Une princesse Болконская…» - столь малый отрывок дает нам несколько идей и выводов о представленных здесь персонажах: счастье отцовства, увеселительное занятие для женщины в годах, положение дочери …. Каждый из них выбирает свой путь, вместе этих непохожих героев соединяет общая цель- как можно больше сделать для собственного удовольствия. Даже не прочитав остальную часть эпопеи, мы сможем приблизительно составить дальнейших исход этой встречи. Каждая женщина считает своим долгом и целью жизни удачно выйти замуж, насколько это навязанное мнение не важно, важно то, что в действительности люди одобряют подобную целеустремленность и помогают образованию браков психологической поддержкой, самой важной из дисциплин социума. Люди, особенно не имеющие материальных благ или духовной составляющей либо завидуют и ненавидят остальных в этом мире, или же способствуют улучшению чужой жизни. Кому как не царице общества заботиться о семейном счастье родственников, родных, близких, знакомых? Цель ее жизни достаточно благородна и нужна обществу, в котором Анна Павловна произрастает со своими успехами и привязанностями.

Князь Василий окрашен менее приветливо, и скорее к его персоне подойдет слово грязный. Причина проста- использовать женитьбу сына ради материального обогащения и, в конечном счете, перенос грехов с плеч отца на будущую жену.

« Мои дети- обуза моего существования…»- вполне ясно указанная причина желания избавиться от сына путем изменения его действительности.

Свое же счастье Анатолий показывает вполне четким определением образа жизни, заключающегося далеко не в искании идеального я и стремлении к Всевышнему, и даже не в цели обрести покой и дом.

Фигура княжны Болконской является главной темой обсуждения Анны Павловны и князя Василия при том, что она совершенно не участвует в данном разговоре, и даже не догадывается о нем. Несчастная девушка, живущая в деревне без друзей и общества под гнетом отца со странностями и тяжелым характером. Несчастная? Дочь, живущая в любви, достатке, одна из представительниц благороднейшей из семей… Мнение о прекрасных взаимоотношениях между отцами и детьми весьма противоречиво, неясно. Единственное, что может предложить жизненный опыт- гордитесь тем, что есть- у других еще хуже. А если и вправду, почему княжна Болконская печальна на протяжении всего романа? С детства ее нежную и ранимую натуру оскорблял один лишь холодный и самоуверенный вид отца. А его манера вести разговор? Телесные наказание за недостаточно развитый математический склад ума, постоянные издевательства и упреки за ее некрасивость. В чем виноват бедный ребенок? В том, что не поддерживает чьи-то стремления и просто не способен их выполнить по причине нелепости чужого желания? Мария и без постоянного надзора, благодаря уму и внимательности прекрасно понимала свое положение, и свидетели свыше ей просто не нужны. Не знаю, насколько внимательным бывает читатель, но одна из сцен невероятно возмутила и переменила мое мнение о старом князе не в лучшую сторону- Мария некрасива - никто не сможет полюбить такую женщину, единственная надежда на приданое. Можно испытывать страсть к прекрасному телу, но истинную любовь люди питают к достойнейшим из их окружения, не думая о красоте, материальном достатке и положении в обществе. Или же князь Болконский невероятно глуп, да и настолько, что не терпит других благодетелей кроме внешнего обаяния, или же он не любит свою дочь по-настоящему и не думает о том, с кем из мужчин она сможет быть рядом. Вспомните, как отец Марии был несчастен, когда приехал жених - держать девочку возле себя до конца своих дней- эгоистичная мечта была превыше счастья дочери!болконская толстой князь война

И если взглянуть на ситуацию трезво, что как не замужество сможет освободить ее от чудовищного плена старика?..

«- Я не понимаю, решительно не понимаю, отчего мужчины не могут жить без войны?..

Вот как все мужчины эгоисты; все, все эгоисты! Сам из-за своих прихотей, бог знает зачем, бросает меня, запирает в деревню одну…

Я тебе давно хотела сказать, Andre: за что ты так ко мне переменился? Что я тебе сделала? Ты едешь в армию, ты меня не жалеешь…»

Безнадежные крики души одинокой женщины, боящейся потерять те последние крохи счастья, что имеет. Обида за уход мужа из ее жизни, страх перемены мест и вынужденная перемена интересов. Что такое счастье для Лизы? Любимый муж, который всегда рядом, простая жизнь без войны, любимое общество и без мук рожденный здоровый ребенок. Еще один положительный персонаж данной эпопеи, если не считать качество жизни, которое Княжна Болконская выбрала. Глупейшее общество аристократии, желание к постоянным бесплотным восхвалениям со стороны супруга, мнимая уверенность семьи и благополучия, отрешенность от жизни за пределами балов и увеселительных мероприятий…Скучно, грустно, вяло… Обыденный, ничем не примечательный персонаж.

Несмотря на поддержание интриги и нарастание трагической составляющей в продолжении всего романа, этот эпизод, на мой взгляд, наиболее печальный из отрывков, в большинстве своем благодаря неотвратимости судьбы и самого абстрактного понятия счастья. Остальные судьбы, как бы цинично и высокомерно не звучало, имели власть над своими подопечными и вполне могли бы превратить их жизнь если не в сказку со счастливо-скучным концом, то как минимум в достойную составляющую истории. Лишь любовь ближнего и неравенство природы типажей невозможно исправить, как бы не повернулась история, супруги Болконские никогда бы не смогли по-настоящему ценить и любить друг друга- противоположности не притягиваются. Существо, не имеющее власти над собственной судьбой, вынуждено страдать от полного бессилия, прекрасно понимая всю плачевность положения.

Со стороны виновника рухнувшей судьбы Лизы князя Андрея ситуация выглядит еще более плачевной, и вряд ли его жизнь характеризуется словом « прекрасна».

«- Никогда, никогда не женись друг мой; вот тебе мой совет, не женись до тех пор, пока ты не скажешь себе, что сделал все, что мог, и до тех пор, пока ты не перестанешь любить ту женщину, какую ты выбрал, пока ты не увидишь ее ясно, а то ошибешься жестоко и непоправимо. Женись стариком, никуда не годным… а то попадет все, что в тебе есть хорошего и высокого. Все истратится по мелочам. Да, да, да! Не смотри на меня с таким удивлением. Ежели ты ждешь от себя чего-нибудь впереди, то на каждом шагу ты будешь чувствовать, что для тебя все кончено, все закрыто, кроме гостиной…

Ты говоришь, Бонапарте; но Бонапарте, когда он работал, шаг за шагом шел к своей цели, он был свободен, у него ничего не было, кроме его цели, - и он достиг ее. Но свяжи себя с женщиной- и, как скованный колодник, теряешь всякую свободу. И все, что есть в тебе надежд и сил, все только тяготит и раскаянием мучает тебя. Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество- вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти…

Еду для того, чтобы спасти армию…

Он носит звание дежурного по армии при Кутузове, но делает все он один. Следующее сражение выиграно им одним. Кутузов сменяется, назначается он…

Что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую…»

Сестра Мария желает себе простого счастья женщины и матери и,за неимением этого, отдает все свои душевные силы на благо ближних. Насколько благородна и возвышенна мечта, было бы кощунством усомниться в идеале женщины как образ Марии. Но разве не недостаток чуткости и внимания толкает людей на губительные для них поступки?

«-Против воли он спасет и помилует тебя и обратит тебя к себе, потому что в нем одном и истина и успокоение…»

Кто-то сказал, что человек начинает верить в бога, когда перестает надеяться на все остальное. Религия, самопожертвование, полная покорность всему, что ей предложат… Безликая героиня, дающая ложное превосходство в глазах таких же людей, ничего не добившихся в жизни. Складывается ощущение, что ее отрешенность от мира страстей ничто иное как успокоительное мероприятие и, Мария не невинна и прекрасна, а недостаточно стойка, решительна, целеустремленна. Самопожертвование выглядит в ее ситуации как безнадежие, в этом чувстве нет благородства, скорее отвращение - быть сильным тяжело и страшно, она самовольно отказалась от этого и приравнивает собственное бездействие к одной из наивысших благодетелей. Единственная отличительная и совершенная черта характера искренность и порыв защитить то, чем дорожит. Милая, трогательная сцена искренней любви к брату и волнение за его дальнейшую судьбу.

Во время перехода истории от одних сцен к другим в любом из эпизодов прослеживается тонкая линия взаимосвязи с войной, и единственная мысль всех из участников военных действий- остаться в живых и защитить то, что дорого.

« Пройти эти сто шагов - и, наверное, спасен; простоять еще две минуты- и погиб, наверное..»

Переходя к следующим главам эпопеи, контрастом выделяется столичная жизнь высшего общества, с его мелкими и непритязательными талантам увеселениями:

« У Иогеля были самые веселые балы в Москве. Это говорили матушки, глядя на своих adolescents,выделывающих свои adolescentеs…это говорили взрослые девицы и молодые люди, приехавшие на эти балы с мыслию снизойти до них и находя в них самое лучшее веселье. В этот же год на балах сделалось два брака. Две хорошенькие княжны Гончаровы нашли женихов и вышли замуж, и тем более пустили в славу эти балы…»

Как мелок и узок круг интересов, единственной новостью, говорившей о высоком качестве дела, является его приближенность к основным источникам плоти- удовлетворенность сексуального влечения, голода, жажды развлечений. Из-за отсутствия общественной и физической деятельности, люди перестают ее искать вовсе, и, как следствие, деградация личности путем неразвития ума охватывает целые города, страны, мир…

Одни живут в пороке, разврате, имея богатство, ничего не отдают нуждающимся, другие желают сильнее всего просто выжить на войне, и,в противоположность всем, отдельные личности вовсе ненавидят жизнь и свое положение. Встреча Пьера с братством свободных каменщиков лишь на время дает почувствовать главному герою новые возможности, но все же на время. Что ему не хватает? Князь Болконский также дает нам ответ:« Старый князь, несмотря на свою старческую слабость, особенно сделавшуюся заметной в тот период времени, когда он считал своего сына убитым, не счел себя вправе отказаться от должности, в которую был определен самим государем, и эта вновь открывшаяся ему деятельность возбудила и укрепила его.»Как мы видим далее, не только людям, имеющим власть в обществе возможно забыться в увлекающем их деле: « Наташа с утра этого дня не имела минуты свободы и ни разу не успела подумать о том, что предстоит ей»-деятельность, любая не разрушающая душу деятельность, всегда во благо, когда тебе некогда думать о предназначении, о моральных качествах и усовершенствовании себя, когда ты просто делаешь то, что считаешь нужным, тогда ты обретаешь умиротворенность и счастье. Если посмотреть на роль деятельности и ей производных с современной точки зрения, класс рабочих мечтает разбогатеть с целью отдыха и эстетического наслаждения от красивых предметов, богачи продолжают работать, боясь потерять то, что имеют или просто не восполнить угасающий запас. Что же мы видим в произведении? С детства имеющие все необходимое для нужд и странностей - положение в обществе, богатство, уверенность в постоянстве- все это имеет дворянство не зависимо от того заслуженна им их повседневность, князьям и княгиням не к чему стремиться, они не ценят то, что имеют и не видят необходимости в труде. Крестьяне осознают свое положение, зная, что изменить ничего не удастся, и просто живут. В работе по тринадцать часов в сутки как часто они ласкают свое самолюбие, занимаясь самокопанием? Да, натура людей, имеющих образование, более сложна и восприимчива к волнениям общества, ей сложнее в бреду беспамятства и внезапных разочарований организовать свой быт не бесполезным трудом. Когда в твоей власти любая из прихотей мозга становится в один ряд с обыденностью, лишь внешнее воздействие способно повлиять и направить в другое русло неумолимую жажду к фантазиям. Одни в поисках себя признают новое общество, другие с головой окунаются в учение, третьим обстоятельства приказывают поменять поведение под стать окружению. Мало кого не интересовал вопрос о правильности его действий и поступков. Каждый находит верные ответы в своих, отличительных большинству эпостасиях.

В некоторые моменты приблизиться к истине помогают знаки, как и произошло однажды с князем Андреем.

« Да, здесь, в этом лесу, был этот дуб, с которым мы были согласны, - подумал князь Андрей, - да где он?- подумал князь Андрей, глядя на левую сторону дороги и, сам того не зная, не узнавая его, любовался тем дубом, которого он искал….» Конечно печально, когда единственным другом, пусть и на короткий период, становится бездушное существо. Но человеку свойственно общение и желание поддержки извне, похожий на меня простит и сможет понять, оценить, помочь. Но что же делать, когда твое изображение, твоя точная копия меняется на глазах, и ты рад этим изменениям, ты готов идти вслед за ними. Друзья, говорящие на одном с тобой языке, сами того не осознавая, меняют тебя и магической силой действуют на твою реальность. Окружить себя нужными вещами, талантливыми людьми, лучшими из людей- не это ли Л.Н. Толстой говорит нам, не эти ли частицы мироздания составляют основу полноценной жизни? А любовь… Князь Болконский хочет испытать себя, найти что-то новое, но что именно даст ему терпкое наслаждение блаженством, он не знает. Но ответ прост и ясен, как сам источник всех душевных страданий- отличительно от тебя создание полностью соответствующее все желаниям и мыслям - родной человек, дающий все земные блаженства, признанные и обожествляемые не одним поколением общества.

« Давно я ждала тебя»- единственно достойный ответ столь внезапной перемене смысла жизни, само очарование и невинность отдалась ему всецело, не в качестве награды за тяжелые прожитые годы и испытания, только из его собственного желания и схожести внутренних миров. Мы все живем в ожидании чего-либо: начала каникул, отпуска, рождения детей, собственной смерти, новых интересных встреч, приятных моментов. И тот трепетный момент, когда желаемое сбывается, мы чувствуем в себе силы, страсть, очарование жизнью.

Что же представляет собой высшее блаженство и любовь?

« Миром,- все вместе, без различия сословий, без вражды, а соединенные братской любовью- будем молиться»,- думала Наташа.

Эта высшая идея любви, равенства, счастья… Прекрасная, благородная несбыточная мечта. Логично, из равенства и абсолютной любви требовать от всех в этом мире не проходящего потока радости и увлеченности жизнью. Утопия, которая никогда не станет к нам ближе и более досягаема, чем была изначально. Мы лишь можем бесконечно стремиться к полной свободе личности

«Если даже один человек из миллионов в тысячелетний период времени имел возможность поступить свободно, то есть так, как ему захотелось, то очевидно, что один свободный поступок этого человека, противный законам, уничтожает возможность существования каких бы то ни было законов для всего человечества. Если же есть хоть один закон, управляющий действиями людей, то не может быть свободной воли, ибо воля людей должна подлежать этому закону…»

Благодаря произведению «Война и мир» мы можем самостоятельно выбрать и следовать за своим предназначением - быть счастливыми. Анализируя ситуации, возможность выбора наиболее верного действия с нашей стороны возрастает, эпопея дает нам право с гордостью признать себя, хотя бы отчасти, но все же, психологами, хранителями людских таен, мастерами психоанализа. Раскладывая чужие жизни и явления, каждый способен понять правильность поступков и найти в этом многообразии моментов чужой истории необходимую ясность для себя.

Работа Л.Н.Толстого подарок это человечеству, учебник жизни для слушающих читателей, сама жизнь.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования города Москвы

Московский государственный техникум

Технологий и права

Реферат

на тему: Путь поиска смысла жизни героями Л.Н. Толстого в романе "Война и мир"

Вступление

Изучение человеческого сознания, подготовленное самонаблюдением, позволило Толстому стать глубоким психологом. В созданных им образах, особенно в образах главных героев романа, обнажается внутренняя жизнь человека - сложный противоречивый процесс обычно скрытый от посторонних глаз. Толстой, по словам Н.Г. Чернышевского, раскрывает "диалектику человеческой души", т.е. «едва уловимые явления... внутренней жизни, сменяющиеся одно другим с чрезвычайной быстротой». Духовная красота любимых героев Толстого - князя Андрея Болконского и Пьера Безухова - проявляется в неустанных поисках смысла жизни, в мечтах о деятельности, полезной для всего народа. Их жизненный путь - это путь исканий смысла жизни и смерти.

Я решил взять тему исследования этого поиска, потому что считаю это наиболее близким и интересным для себя.

Каждый мыслящий человек рано или поздно задает себе вопрос: “Что есть жизнь? Что есть смерть? Что есть я в их бесконечном круговороте?”. Мне интересно, как ищут ответы на эти извечные вопросы умнейшие люди своего времени - Андрей Болконский и Пьер Безухов.

1. Путь поиска смысла жизни Пьера Безухова

человеческое сознание толстой война

В начале романа Пьер Безухов показан молодым, энергичным, абсолютно непохожим на всех тех, кто его окружает. Только что приехавший из-за границы, он еще не умеет вести себя в светском окружении, и оттого все его слова и поступки кажутся лицемерным аристократам нелепыми и даже неприличными. Лишь один человек понимает Пьера и всегда рад его обществу - князь Андрей Болконский. Он дает Пьеру наставления, советы - но тот забывает о данных советах и своих обещаниях уже при выходе от князя Андрея. Под влиянием молодости Пьер ведет бесшабашную жизнь светского кутилы и бездельника, совершая много ошибок - в частности, вместе с «золотой молодежью» участвует в привязывании квартального к медведю с дальнейшим спуском обоих на воду, едва не решается, сидя на карнизе и рискуя упасть, выпить одним махом бутылку рома. Став обладателем огромного состояния, женится на бездушной красавице Элен. Примечательно, что в один из самых лирических и счастливых для большинства людей моментов - признания в любви - Пьерзабыл, что надо сказать. Здесь мы сталкиваемся с такими понятиями Толстого, как настоящее иненастоящее. Если чувство настоящее, слова идут из самого сердца, из глубины души. Ненастоящее же чувство Безухова стало его большой ошибкой.

Пьер был несчастлив в браке. В его жизни наступает кризис, он мучительно ищет выход из нравственного тупика. Положение усугубляют измены жены и такое потрясение для даже не умеющего держать пистолет Пьера, как дуэль с Долоховым, оскорбившим его. В итоге после дуэли всегда спокойный, уравновешенный Пьер в ответ на дерзость жены срывается и чуть не убивает ее. Потрясенный своим поступком, Пьер понимает, что не может больше оставаться в Москве, рядом с женой и с людьми, осуждающими его за дуэль. Он уезжает в Петербург, бежит от себя, от своей прежней жизни, осознавая необходимость перемен.

Пьер находится на жизненном перепутье, он не знает, что делать, чем заняться теперь, освободившись от пут светского общества и порвав с прежней жизнью. На пути в Петербург Пьер задумывается над смыслом бытия, пытаясь найти себе место в этом мире и понять свое предназначение. И тут происходит одно из ключевых событий в жизни Безухова - он встречает масона Баздеева. Пользуясь тем, что Пьер находится на жизненном перекрестке, Баздеев без труда завлекает его в масонское общество, якобы проповедующее идеалы добра и религии и имеющее целью искоренение зла и совершенствование рода человеческого.

На деле масонская ложа - то же светское общество, и многие имели целью лишь завести выгодное знакомство, вступая в ее ряды, как это сделал Борис Друбецкой. Но Пьер серьезно увлекся идеями масонства, понимая его как учение о братстве и любви. Он открыт для добра, ему не терпится сделать что-нибудь хорошее, и он направляет свои силы на благоустройство крепостных, строительство школ, больниц. Но, как писал Толстой, «Пьер не имел той практической цепкости», и поэтому у него толком ничего не получалось - старосты врали и обворовывали его, хотя сам он был уверен, что все дела отлично продвигаются.

Братья-масоны не разделяли энтузиазма Пьера. Они пользовались его щедростью и наивностью, прибирая к рукам деньги, выделяемые им на благотворительность. Пьер произносит в ложе речь, призывая своих “единомышленников” обратиться к изначальным идеалам масонства и посвятить себя достижению тех целей, которые поставил перед собой Пьер и к которым должен стремиться, по его мнению, каждый масон. Но он остался непонятым.

Начавшаяся война 1812 года заставила Пьера оставить масонскую деятельность. Охваченный патриотическими чувствами, он снаряжает полк, желая внести свою лепту в борьбу с Наполеоном. Острое желание быть причастным к святому делу освобождения Отчизны приводит Пьера на Бородинское поле. Общаясь с солдатами - простыми людьми - он понял, что истинную историю творит самая могущественная сила в мире - народ.

Вот его размышления после пережитого им кошмара бородинского сражения: «Слава Богу, что этого нет больше. О. как ужасен страх и позорно я отдался ему! А они … они все время, до конца были тверды, спокойны …». Они в понимании Пьера были просто солдаты - те, которые находились рядом с ним на поле боя и гибли за Россию. Пьер думал: «Солдатом быть, просто солдатом! Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими. Но как скинуть с себя все это лишнее, дьявольское, все бремя этого внешнего человека? Одно время я мог быть этим. Я мог бежать от отца, как хотел. Я мог еще после дуэли с Долоховым быть послан солдатом». В этих мыслях - желание Пьера быть ближе к народу, проникнуться его мудростью и простотой.

В результате этих размышлений и различных кабалистических вычислений он решает остаться в Москве, видя свое предназначение в убийстве Наполеона. Но судьба распоряжается иначе - он попадает в плен к французам.

Для Пьера наступает финальный этап его пути поиска смысла жизни. Он встречает Платона Каратаева. В сознании Безухова он стал олицетворением всего русского народа - безгранично мудрого, доброго, кроткого. В общении с Каратаевым Пьер обретает все эти качества и «то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде». Но главное - Пьер обрел Бога. «Он не мог иметь цели, потому что он теперь имел веру, - не веру в какие-нибудь правила, или слова, или мысли, но веру в живого, всегда ощущаемого бога … Он в плену узнал, что бог в Каратаеве более велик, бесконечен и непостижим, чем в признаваемом масонами Архитектоне вселенной … Прежде разрушавший все его умственные постройки страшный вопрос: зачем? теперь для него не существовал. Теперь на этот вопрос - зачем? в душе его всегда готов был простой ответ: затем, что есть бог, тот бог, без воли которого не спадет волос с головы человека».

Пьер достиг гармонии с самим собой, нашел ответы на мучившие его всю жизнь вопросы, он научился не смотреть на все мелочное, житейское, бытовое. Он «радостно созерцал вокруг себя вечно изменяющуюся, вечно великую, непостижимую и бесконечную жизнь».

2. Путь поиска смысла жизни Андрея Болконского

Пьер Безухов и Андрей Болконский внутренне близки друг другу и чужды миру Курагиных и Шерер. Они встречаются на разных этапах жизни: и в пору счастливой любви князя Андрея к Наташе, и во время разрыва с нею, и накануне Бородинской битвы. И каждый раз они оказываются друг для друга самыми близкими людьми, хотя каждый из них идет к добру и правде своим путем.

Князь Андрей впервые появляется там же, где и Пьер - на светском вечере у Анны Павловны Шерер. Но если Безухов показан молодым, энергичным, на все имеющим свою точку зрения и готовым с жаром ее отстаивать, то князь Андрей имеет вид усталого, скучающего, пресыщенного жизнью человека. Ему надоела светская жизнь со всеми ее бесконечными балами и раутами. Он несчастлив также и в семейной жизни, в которой отсутствует понимание.

Андрей Болконский мечтает о славе, подобной наполеоновской, ему хочется скорей вырваться из привычного мира на военную службу. Он ждет своего часа, когда появится шанс воплотить в жизнь все мечты: «И ему представилось сражение, потеря его, сосредоточение боя на одном пункте и замешательство всех начальствующих лиц. И вот та счастливая минута, тот Тулон, которого так долго ждал он, наконец, представляется ему. Он твердо и ясно говорит свое мнение и Кутузову, и Вейротеру, и императорам. Все поражены верностью его соображения, но никто не берется исполнить его, и вот он берет полк, дивизию, выговаривает условие, чтобы уже никто не вмешивался в его распоряжения, и ведет свою дивизию к решительному пункту и один одерживает победу. А смерть и страдания? говорит другой голос. Но князь Андрей не отвечает этому голосу и продолжает свои успехи. Диспозиция следующего сражения делается им одним. Он носит звание дежурного по армии при Кутузове, но делает все он один. Следующее сражение выиграно им одним. Кутузов сменяется, назначается он... Ну, а потом? говорит опять другой голос, а потом, ежели ты десять раз прежде этого не будешь ранен, убит или обманут; ну, а потом что ж? …Я никогда никому не скажу этого, но, Боже мой! что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно. И как ни дороги, ни милы мне многие люди - отец, сестра, жена, - самые дорогие мне люди, - но, как ни страшно и неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей, которых я не знаю, и не буду знать, за любовь вот этих людей».

С моей точки зрения и точки зрения Толстого такие мысли неприемлемы. Людская слава - изменчивое явление. Достаточно вспомнить французскую революцию - вчерашним кумирам на следующий день отрубают головы, чтобы уступить место новым идолам, которые вскоре также кончат свою жизнь под ножом гильотины. Но в сознании князя Андрея еще есть место внутреннему голосу, предупреждающему его о коварности людской славы и о том страшном пути через смерть и страдания, который он вынужден будет пройти.

И вот на Аустерлицком сражении появляется такой шанс. В решающий момент Болконский берет в руки знамя и с криком “Ура!” ведет за собой солдат - вперед, к подвигу и славе. Но волей судьбы одна шальная пуля не дает князю Андрею завершить свое триумфальное шествие. Он падает на землю и видит небо - так, как его, наверное, никто никогда больше не увидит. «Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, я, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме него. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу!..»

В этот момент князь Андрей понимает, насколько пустыми, бездушными были его мечты о славе. Он решает обрести счастье в тихой семейной жизни, посвятив себя лишь узкому кругу людей и забот.

Вернувшись в Лысые Горы, имение своего отца, князь Андрей застает момент рождения своего сына и смерти жены. Мечты о семейном счастье рассыпались прахом, начался глубокий душевный кризис.

Лишь встреча со старым другом Безуховым, хоть и частично, но вернула князя Андрея к жизни. Слова Пьера «надо жить, надо любить, надо верить» заставляют Болконского снова задуматься над смыслом жизни, снова направить свое сознание на путь исканий. Как писал Толстой, «свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь».

Но пока князь Андрей продолжает жить в деревне, все так же не видя перед собой никаких целей и возможностей. Это подтверждают его мысли при виде старого, сухого дуба, всем своим видом говорившего, в сознании Болконского, что не может быть ни весны, ни любви, ни счастья: «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, - думал князь Андрей, - пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, - наша жизнь кончена!».

Болконский проводит в своих имениях те реформы, которые задумал провести у себя Пьер и которые тот, за неимением “практической цепкости”, не довел до конца. У князя Андрея же все получается, он переводит своих крестьян в вольные хлебопашцы, фактически освобождая их.

Приехав по делам к графу Илье Андреевичу Ростову, князь Андрей впервые видит Наташу, бегущую мимо него в толпе крестьянских девушек. И ему становится больно оттого, что она молода, счастлива, и ей дела нет до его существования.

И, наконец, финальным этапом возвращения Болконского к жизни стала повторная встреча с дубом. Это дерево, прежде символизирующее для него безысходность, конец жизненного пути, теперь расцвело и гармонично влилось в тот мир любви, весны и счастья, которому прежде было антонимом в сознании князя Андрея. «Нет, жизнь не кончена в 31 год, - вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей. - Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это … надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтоб не жили они так независимо от моей жизни, чтоб на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!»

Деятельная личность Болконского не могла, конечно, оставаться без какого-либо занятия. Князь Андрей поступает на государственную службу и работает вместе со Сперанским над различными законопроектами. Но все новаторские идеи, предложенные им, не прошли в жизнь, так как они были слишком смелыми для того времени. Не найдя поддержки в продвижении своих реформ, Болконский прекращает свою государственную деятельность.

Одновременно наступает важный период в жизни князя Андрея - роман с Наташей Ростовой. Болконский, впервые встретив Ростову на балу, был сразу же очарован ее прелестью. Любовь князя Андрея была взаимной, и он делает Наташе предложение и получает согласие. Но отец Болконского поставил условие - свадьба может состояться не менее чем через год. И этот год князь Андрей решает провести за границей, в частности, чтобы поправить здоровье.

Однако чувство Наташи Ростовой за этот год охладело настолько, что она влюбилась в Анатоля Курагина и решила бежать вместе с ним из России. Но побег не состоялся.

И снова мечты князя Андрея о счастливой семейной жизни не воплощаются в жизнь. Как будто неумолимый рок преследует его, заставляя через боль утрат снова прийти на путь исканий.

Вернувшись из-за границы накануне Отечественной войны, Болконский вновь вступает в ряды армии и ищет там Анатоля, чтобы потребовать сатисфакции. Князь Андрей был ранен на Бородинском поле. В перевязочном пункте ему открывается истина вечной любви: «Да, любовь, - думал он опять с совершенной ясностью, - но не та любовь, которая любит за что-нибудь, для чего-нибудь или почему-нибудь, но та любовь, которую я испытал в первый раз, когда, умирая, я увидал своего врага и все-таки полюбил его. Я испытал то чувство любви, которая есть самая сущность души и для которой не нужно предмета. Я и теперь испытываю это блаженное чувство. Любить ближних, любить врагов своих. Все любить - любить бога во всех проявлениях. Любить человека дорогого можно человеческой любовью; но только врага можно любить любовью божеской».

Князь Андрей завершает свой путь жизненных исканий открытием в себе этого удивительного, всеобъемлющего и воистину божественного чувства. Но также он завершает и свой жизненный путь, «он был слишком хорош, чтобы жить». Толстой даровал своему герою возможность понять основу мироздания - любовь, возможность стать, пусть ненадолго, но совершенным человеком, и взамен отобрал жизнь.

Последняя истина, открывшаяся ему - «Смерть - это пробуждение!» - стерла в душе Болконского страх к неизвестности по ту сторону жизни. «И князь Андрей умер».

Заключение

Предметом его исследований Л.Н. Толстого был человек, его душа. Для него человек - часть Вселенной. Ему интересен путь, который проходит душа человека в стремлении к высокому, идеальному, в стремлении познать самое себя.

Главная проблема, которую ставит в своем романе писатель, - проблема человеческого счастья, проблема поисков смысла жизни. Его герои - Андрей Болконский, Пьер Безухов - герои ищущие, мучающиеся, страдающие.

Проследив жизненный путь князя Андрея и Пьера, мы можем понять, какое мировоззрение наиболее близко автору, и, следовательно, каков образ идеального человека с точки зрения Толстого.

Пройти вместе с героями “Войны и мира” их жизненный путь, видеть, как они ошибаются, ищут, страдают, попадают в тупик и выходят из него, анализировать выбранную ими дорогу на жизненном перекрестке - вот что, по моему мнению, наиболее привлекательно и интересно в бессмертном романе Л.Н. Толстого.

В этом романе меня привлекает Пьер Безухов, своим позитивным настроем к жизни, в течении всего рассказа он развивается, ищет себя, верит в лучшее, поддерживает своих друзей, хотя у самого не все хорошо складывается в жизни.

Список используемой литературы

1. Л.Н. Толстой. “Война и мир”. М.: Просвещение, 1995 г.

2. Лебединская Л.Е. “Живые герои”. М.: Просвещение, 1991 г.

3. Cepled.ucoz.ru (иллюстрация) - Наполеон

4. Peremeny.ru (иллюстрация) - Пьер после Бородинской битвы.

5. Liveinternet.ru (иллюстрация) - Пьер Безухов и князь Андрей

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Описание образов князя Андрея Болконского (загадочного, непредсказуемого, азартного светского человека) и графа Пьера Безухова (толстого, неуклюжего кутилу и безобразника) в романе Льва Толстого "Война и мир". Выделение темы родины в творчестве А. Блока.

    контрольная работа , добавлен 31.05.2010

    Тема истинной любви и душевной красоты как одна из основных в романе "Война и мир". Отличие чувств Пьера Безухова от любви князя Андрея. Главная причина душевной апатии героини. Семья Наташи и Пьера как образ идеальной семьи по мнению Льва Толстого.

    сочинение , добавлен 06.10.2013

    Лев Николаевич Толстой – великий писатель. Роман-эпопея "Война и мир". Толстой - тонкий психолог. Многогранность и сложность человеческой личности в главных героях романа. Духовная красота героев Толстого.

    сочинение , добавлен 22.05.2007

    Краткая биография писателя. Изучение Л.Н. Толстым человеческого сознания на основе самонаблюдения. Духовные искания главных героев. Андрей Болконский - одна из самых трагических фигур романа "Война и мир". Постоянное развитие образа Пьера Безухова.

    реферат , добавлен 14.11.2010

    Определение основных особенностей психологического стиля Л.Н. Толстого в изображении внутреннего мира героев постоянном движении, развитии. Рассмотрение "диалектики души" как ведущего приема воссоздания душевной жизни героев в романе "Война и мир".

    реферат , добавлен 23.03.2010

    Душевный мир героев в творчестве Л.Н. Толстого. Добро и зло в романе "Преступление и наказание". Стремление к нравственному идеалу. Отражение нравственных взглядов Л.Н. Толстого в романе "Война и мир". Тема "маленького человека" в романах Достоевского.

    курсовая работа , добавлен 15.11.2013

    Фигура княжны Болконской в романе, обида за уход мужа из ее жизни, страх перемены мест и вынужденная перемена интересов. Прослеживание в эпизодах тонкой линии взаимосвязи с войной. Характеристика личности князя Андрея. Изображение образа Анны Павловны.

    сочинение , добавлен 03.12.2013

    Пьер Безухов и Андрей Болконский - главные герои романа. Жизненные искания Пьера Безухова. Различные взгляды на жизнь. Жизненные искания Андрея Болконского. Устоявшиеся ранее принципы рушатся. Общее и различное в исканиях героев.

    реферат , добавлен 21.12.2003

    Писатель Б.П. Екимов - один из лучших современных русских писателей. Деятельная любовь – основа жизненного поведения, нравственный стержень героев Б. Екимова. Понимание счастья и смысла жизни современными подростками в сравнении с героями рассказов.

    научная работа , добавлен 20.09.2008

    Творчество Толстого после кризиса. Идейно-художественное своеобразие романа. Образ главной героини и излюбленный толстовский дуализм. Путь главного героя, христианские идеалы в романе. Моральные искания в романе и морально-этические ценности Толстого.

Мы знакомимся с любимыми героями Толстого Андреем Болконским и Пьером Безуховым на первых страницах романа, в салоне фрейлины Анны Павловны Шерер, где речь идет о предстоящей войне с Наполеоном. Толстой утверждал: "Люди, как реки..." - подчеркивая этим сравнением многогранность и сложность человеческой личности. Духовная красота князя Андрея Болконского и Пьера Безухова - проявляется в неустанных поисках смысла жизни, в мечтах о деятельности, полезной для всего народа. Их жизненный путь - это путь страстных исканий, ведущий к правде и добру. Пьер и Андрей внутренне близки друг другу и чужды миру Курагиных и Шерер.

Толстой полон высокого воодушевления и оптимизма, при изображении Андрея и Пьера, близких его сердцу, они "путеводители мысли и чувства художника, воплощение его эстетических и нравственных правил. Они встречаются на разных этапах жизни: и в пору счастливой любви князя Андрея к Наташе, и во время разрыва с нею, и накануне Бородинской битвы. И каждый раз они оказываются друг для друга самыми близкими людьми, хотя идут к добру и правде своим путем. Желая выбраться из ада надоевшей ему светской и семейной жизни, Андрей Болконский собирается на войну. Он мечтает о славе, подобной наполеоновской, мечтает совершить подвиг. "Ведь что же слава? - говорит князь Андрей. - Та же любовь к другим..." Но во время Аустерлицкого сражения стремление к славе приводит его к глубокому духовному кризису. Небо Аустерлица становится для князя Андрея символом высокого понимания жизни: "Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его. наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба". Андрей Болконский понял, что естественная жизнь природы и человека более значительна и важна, чем война и слава Наполеона. Дальнейшие события - рождение ребенка, смерть жены - заставили князя Андрея прийти к выводу, что жизнь в ее простых проявлениях, жизнь ради себя, для родных - единственное, что ему остается. Но деятельная натура Болконского, конечно, не могла ограничиться этим. Начинаются опять поиски смысла жизни, и первой вехой на этом пути является встреча с Пьером и беседа с ним на пароме. Слова Безухова - "Надо жить, надо любить, надо верить" - указывают князю Андрею путь к счастью. Встреча с Наташей Ростовой помогает ему ощутить радость бытия, возможность приносить пользу людям. Теперь уже князь Андрей пытается найти смысл и цель жизни в любви, но это счастье оказалось кратковременным.

Андрей шел к понимаю вопроса, что же такое настоящая жизнь, постепенно, не раз меняя свое мировоззрение. Наиболее знаменательной вехой в жизни Андрея явились события 1812 г. Высочайшей целью его жизни становится защита родины от врага. Мечты о личной славе его уже не волнуют. Жить, помогая и сочувствуя людям, - вот новый идеал, который пробудился в душе князя Андрея в дни суровых для родины испытаний. Именно в разговоре с Пьером накануне Бородинской битвы ощущается единство помыслов князя Андрея и сражающегося народа. Выражая свое отношение к событиям, он говорит, что его мысли созвучны народным: "И так же думает Тимохин и вся армия". Жизнь князя Андрея, его искания смысла жизни завершаются единением с народом, борющимся за родную землю.

Вначале жизнь Пьера Безухова составляли развлечения, входы в свет, кутежи, пьянство, с помощью всего этого он отвлекался от волнующих его проблем и забывался. Пьера Безухова волновали те же проблемы, что и князя Андрея. "Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть?" - на эти вопросы мучительно искал ответ Пьер. Образ Безухова был задуман Толстым как образ будущего декабриста. Сначала Пьер защищает идеи французской революции, восхищается Наполеоном, желает то "произвести республику в России, то самому быть Наполеоном..." Не найдя смысла жизни, Пьер мечется, совершает ошибки, одной из которых является его женитьба на низкой и порочной красавице Элен Курагиной. Поиски правды и смысла жизни приводят его к масонам. Он страстно желает "переродить порочный род человеческий".

В Безухове проснулась добродетель, появилось желание помочь окружающим. В учении масонов Пьера привлекают идеи "равенства, братства и любви", поэтому, прежде всего, он решает облегчить участь крепостных. Ему кажется, что он нашел, наконец, цель и смысл жизни: "И только теперь, когда я... стараюсь... жить для других, только теперь я понял все счастье жизни". Этот вывод помогает Пьеру найти настоящий путь в его дальнейших исканиях. Но скоро наступает разочарование и в масонстве, так как республиканские идеи Пьера не разделялись его "братьями", и к тому же Пьер видит, что и среди масонов существуют ханжество, лицемерие, карьеризм. Все это приводит Пьера к разрыву с масонами. Так же, как и для князя Андрея, целью жизни, идеалом становится для Пьера любовь к Наташе Ростовой, омраченная узами брака с Элен. Его жизнь лишь со стороны казалась спокойной и безмятежной.

Настоящая жизнь должна наряду со счастливыми мгновениями содержать и страдания. Только страдая, мы можем понять истинную цену тому, что у нас есть, дорожить этим. Вот что поняли любимые герои Толстого, пройдя через сомнения - нравственные вопросы не переставали тревожить Безухова. Эта непрекращающаяся внутренняя работа подготовила его духовное возрождение в дни Отечественной войны 1812. Огромное значение имело для Пьера общение с народом и на Бородинском поле, и после битвы, и в занятой неприятелем Москве, и в плену. "Солдатом быть, просто солдатом!.. Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими", - такое желание овладело Пьером после Бородинского боя.

Князь Андрей погиб от ран, полученных на войне, ушел в мир иной и приобщился к божественному. Пьер нашел счастье в семейном кругу и принадлежности к тайному обществу. Образами князя Андрея и Пьера Безухова Толстой показывает, что, какими бы разными путями ни шли лучшие из представителей высшего общества в поисках смысла жизни, они приходят к одинаковому итогу: смысл жизни - в единении с родным народом, в любви к этому народу.

Повстречавшись и подружившись с Платоном Каратаевым в плену, Безухов приходит к убеждению: "Человек сотворен для счастья". Но люди вокруг Пьера страдают, и в эпилоге Толстой показывает Пьера напряженно думающим, как защитить добро и правду, избавить народ от крепостничества и самодержавия. Юный Николенька Болконский напряженно прислушивается к его словам, и мы верим, что он продолжит дело Андрея и Пьера.