«Обломов». Трагический конфликт поколений и его развязка. Гончаров «Обломов», конфликт и система образов Тест по произведению

Свой первый роман он построил растянуто и неэкономно на целом ряде интриг, не связанных друг с другом, и этим лишил и сами истории, и характеры выступающих в них женщин достаточной значительности. В двух других романах конфликты отличаются большей цельностью. Здесь противостоящие друг другу герои соперничают в любви к одной девушке, и ее любовь должна увенчать одного из них, достойнейшего, с точки зрения автора.

Но любовные конфликты у Гончарова своеобразны. Если герои Герцена и Тургенева зовут любимых женщин за пределы семейно-бытовых интересов, то герои Гончарова, даже «положительные», не могут и не хотят этого делать. Только Волохов зовет Веру стать товарищем в его деле. Но об этом говорится лишь в общей характеристике, а в сценах сюжета Марк лишь добивается любви Веры. Поэтому героиням Гончарова, хотя по своим взглядам они и стоят на уровне своей среды, легче обнаружить нравственное превосходство над поклонниками, нежели героиням Тургенева и Герцена. Лиза Адуева, а еще более Ольга и Вера своей неудовлетворенностью, своими порывами как бы просятся за пределы той сферы жизни, того крута идей, который очертил им автор.

Во всех этих особенностях построения сюжетов сказался, несомненно, общий взгляд писателя на жизнь, который он иногда высказывал и походу повествования. Так, во вступлении в IV часть Обломова» Гончаров говорит о переменах, происшедших в мире за год болезни Обломова. Он несколько свысока относится к событиям общественной жизни («Много перемен принес этот год в разных местах мира: там взволновал край, а там успокоил; там закатилось какое-нибудь светило мира, там засияло другое…» и т. д.), а затем с интересом обращается к изображению жизни Обломова и Пшеницыной. Эта жизнь «менялась с такою медленною постепенностью, с какою происходят геологические изменения нашей планеты». Медленное, «органическое» движение бытовой жизни, «физиономия» ее повседневности привлекают писателя г. большей мере, нежели «грозы» и «бури» личных страстей и тем более политических конфликтов.

Все это нашло выражение и в композиции романов Гончарова. Она отличается медлительностью и неторопливостью развития действия и повествования о нем. Сюжетные эпизоды, развивающие любовные конфликты и находящиеся в причинно-временной связи, со всех сторон окружены у Гончарова многочисленными эпизодами, связанными друг с другом только временной, хроникальной последовательностью. Такие эпизоды служат писателю средством выявления образа жизни и мысли героев и поэтому подробно и тщательно выписаны.

Особенно большое место занимают в тексте романов те эпизоды сюжета, которые играют роль экспозиции действующих лиц. Даже в «Обыкновенной истории», в которой стиль писателя еще не вполне сложился, экспозиция Адуевых занимает свыше одной четверти всего текста романа, и только вслед за тем начинается изображение любовных встреч Александра. В «Обломове» экспозиция Обломова и Штольца вместе с их «предысториями» еще длиннее. Она занимает 3/8 текста произведения - знакомство Обломова и Ольги происходит лишь в середине IV главы второй части. В «Обрыве» количественное соотношение эпизодов экспозиции и эпизодов конфликта точно такое же, - возвращение Веры и усадьбу, после чего начинают выявляться любовные конфликты, происходит в середине второй части романа.

Но эпизоды, развивающие конфликт, не только предваряются большими экспозициями, они и далее, вплоть до конца романов, перемежаются с хроникальными сценами, где углубляется характеристика образа жизни и мысли героев. В первом романе Гончарова параллельно с любовными встречами Александра происходят его встречи с дядей и тетушкой и продолжаются их споры на тему «уменья жить». В «Обломове» обе любовные истории заканчиваются к 4-й главе последней части и следующие 7 глав посвящены изображению житья-бытья Обломова у Пшеницыной и Штольцев в их коттедже. В «Обрыве» эпизоды, раскрывающие отношения Веры с Райским и Волоховым, чередуются с хроникальными сценами бытовой жизни в Малиновке, споров Райского с бабушкой, Козловым, Волоховым и т. п.

Но и в сценах любовных конфликтов развитие действия лишено стремительности, крутых и неожиданных поворотов. Если в романах Тургенева и Герцена главные герои, вкладывающие в личные отношения гражданско-романтический смысл, быстро идут по-пути любовных сближений и скоро достигают в них кульминационных моментов, то в романах Гончарова любовные отношения героев, лишенные гражданского пафоса, складываются медленно. Они исподволь вызревают в повседневном обмене мнений и впечатлений, иногда также переходящем в споры об «уменье» и «неуменье» жить. Их изображение требует поэтому большого числа эпизодов и подробностей, характеризующих действия, слова, мысли героев. В особенности все это проявляется в сценах сближения Ольги с Обломовым, затем со Штольцем, в попытках Райского сблизиться с Верой.

И если у Тургенева в раскрытии любовно-романтических настроений героев большое значение играют пейзажи, то у Гончарова они получают иную и гораздо меньшую роль. Даже в «Обрыве» - единственном усадебном романе Гончарова - изображение природы не служит средством непосредственного воплощения переживаний действующих лиц. Здесь, как и в «предысториях» Обломова и Адуева, природа является лишь аксессуаром в бытовой характеристике усадебной Дворянской жизни и лишь подчеркивает своеобразие ее патриархального уклада. Поэтому изображение природы почти лишено у Гончарова собственно эмоциональной, лирической экспрессивности.

Это свойство стиля Гончарова особенно ярко выступает в его зрелых романах - «Обломове» и «Обрыве» и преимущественно в образах героев, связанных с патриархальным укладом жизни. Так, в портрет Обломова входит не только изображение его добродушного и оплывшего лица, его полного тела, но и его халата, и туфель, и уменья попадать в них ногами не глядя, и его лежания на диване, и склонности есть лежа, и беспомощных попыток одеваться, и неубранной посуды вокруг, и всей неопрятности и пропыленное его комнаты и т. д. Так, портретная характеристика Бережковой включает не только ее коротко остриженные седые волосы и добрый взгляд, и лучи морщин вокруг губ, но и ее властные манеры, и ее трость, и ее приходо-расходные книги, и весь домашний обиход жизни на деревенский лад, с гостеприимством и угощениями.

В портретах героев, менее связанных с патриархально-дворянским укладом жизни, этот принцип изображения имеет меньшее значение.

Во всех этих особенностях построения сюжетов сказался, несомненно, общий взгляд писателя на жизнь, который он иногда высказывал и походу повествования. Так, во вступлении в IV часть Обломова» Гончаров говорит о переменах, происшедших в мире за год болезни Обломова. Он несколько свысока относится к событиям общественной жизни («Много перемен принес этот год в разных местах мира: там взволновал край, а там успокоил; там закатилось какое-нибудь светило мира, там засияло другое…» и т. д.), а затем с интересом обращается к изображению жизни Обломова и Пшеницыной. Эта жизнь «менялась с такою медленною постепенностью, с какою происходят геологические изменения нашей планеты». Медленное, «органическое» движение бытовой жизни, «физиономия» ее повседневности привлекают писателя г. большей мере, нежели «грозы» и «бури» личных страстей и тем более политических конфликтов.

Это свойство стиля Гончарова особенно ярко выступает в его зрелых романах – «Обломове» и «Обрыве» и преимущественно в образах героев, связанных с патриархальным укладом жизни. Так, в портрет Обломова входит не только изображение его добродушного и оплывшего лица, его полного тела, но и его халата, и туфель, и уменья попадать в них ногами не глядя, и его лежания на диване, и склонности есть лежа, и беспомощных попыток одеваться, и неубранной посуды вокруг, и всей неопрятности и пропыленное его комнаты и т. д. Так, портретная характеристика Бережковой включает не только ее коротко остриженные седые волосы и добрый взгляд, и лучи морщин вокруг губ, но и ее властные манеры, и ее трость, и ее приходо-расходные книги, и весь домашний обиход жизни на деревенский лад, с гостеприимством и угощениями.

Но эпизоды, развивающие конфликт, не только предваряются большими экспозициями, они и далее, вплоть до конца романов, перемежаются с хроникальными сценами, где углубляется характеристика образа жизни и мысли героев. В первом романе Гончарова параллельно с любовными встречами Александра происходят его встречи с дядей и тетушкой и продолжаются их споры на тему «уменья жить». В «Обломове» обе любовные истории заканчиваются к 4-й главе последней части и следующие 7 глав посвящены изображению житья-бытья Обломова у Пшеницыной и Штольцев в их коттедже. В «Обрыве» эпизоды, раскрывающие отношения Веры с Райским и Волоховым, чередуются с хроникальными сценами бытовой жизни в Малиновке, споров Райского с бабушкой, Козловым, Волоховым и т. п.

В сюжете и конфликте гончаровского «Обломов» есть почти все, что уже было накоплено русской литературой в первой половине ХIХ века:

  • в основе сюжета лежит любовь главного и Ольги Ильинской,
  • в основе конфликта — противоречия между главным героем и действительностью, в которой он живет.

Но «Обломов» не стал бы вехой в развитии русской литературы и в самопознании русского национального характера, если бы его сюжет и конфликт не были бы решены столь самостоятельно и по-новому.

Конфликт в романе «Обломов»

История любви Ильи Ильича к Ольге Ильинской своеобразно решена автором, так как никаких внешних препятствий к счастью у героев нет. Они любят друг друга, они равны социально, любовь должна была бы возродить героя к деятельной жизни.

Но любовь Ольги не способна этого сделать не потому, что такова эта любовь, не потому, что у героини слабый характер, а потому, что таков характер Обломова.

Женитьба героя на Агафье Матвеевне, ее трогательная любовь, удивительное отношение к Илье Ильичу тоже внешне не имеют никаких препятствий: герои обеспечены, нет никого, кто бы относился к ним плохо, кто плел бы интриги. Нет, внешних препятствий в сюжете романа нет. Но есть препятствия внутренние. Именно они и отражены в конфликте романа.

Раздвоение конфликтной линии романа

Можно сказать, что конфликт в «Обломове» как бы раздваивается.

  • С одной стороны, это противостояние между одаренной личностью и российской действительностью, в которой эта личность не может проявить себя.
  • С другой стороны, конфликт заложен в характере Ильи Ильича: богато одаренная натура и «обломовщина» (по выражению . В романе оба эти противостояния взаимосвязаны, как бы переплетены.

Илья Ильич Обломов задается вопросом «Отчего я …такой?» Чтобы понять основы характера героя, писатель вводит нас в мир Обломовки . Веками воспитанное качество того, что кто-то должен помочь тебе, сделать за тебя то, что ты и сам можешь сделать, формирует характер, не способный деятельно проявить себя в жизни. Н.А.Добролюбов писал:

» Началось с неумения надевать чулки и кончилось неумением жить».

Но от Обломовки веет не только трудом крепостных и дворовых, сонным царством, где все умиротворенно дышит любовью и спокойствием, но и той особой поэтичностью русской патриархальной тишины, которые рождают в Илюше мечтательность и поэтичность, стремление к высокому идеалу, внутреннее чувство свободы. Эти качества русского характера

(» И поныне русский человек среди окружающей его строгой, лишенной вымысла действительности любит верить соблазнительным сказаниям старины…»),

сталкиваясь с российской действительностью, отторгают ее. Ни на службе, где нет человеческого взаимопонимания, ни в друзьях, для которых важнее карьера, ни в женщинах, которые не способны любить, герой не может найти идеала, именно поэтому он предпочитает «лежать на диване», не участвуя в этой жизни, сознательно отказываясь от нее.

В этом персонаж Обломова оказывается последним «лишним человеком» в русской литературе.

Основа конфликта романа — характер Обломова

Писатель показывает, что основы этого конфликта заложены в характере героя. У него есть верный друг — Штольц, полная его противоположность, у него есть любимая женщина, готовая к самопожертвованию, но его характер героя делает его не способным возродится к жизни.

Каковы же черты этого характера?

  1. Лень, которую читатель прежде всего и видит в главном герое, воспитывалась в нем с детства: труд — тяжкое наказание, подавленная в детстве самостоятельность («Ищущие проявление силы обращались внутрь и никли, увядая»),
  2. Отсутствие систематичности в занятиях, мечтательность, в которой и находят выход заложенные в Обломове силы и дарования,
  3. Стремление переложить решение проблем на кого-нибудь другого, неумение практически разрешить насущные проблемы (управление имением).

Любовь в разрешении этого внутреннего противостояния является испытанием для Ильи Ильича. Сначала это чувство меняет героя: он отказывается от многих устоявшихся привычек. Но долго это продолжаться не могло. Гончаров пишет:

» Идти вперед — значит вдруг сбросить широкий халат не только с плеч, но с души, с ума; вместе с пылью и паутиной со стен смести паутину с глаз и прозреть!»

Этого герой сделать не в состоянии. Он отказывается от Ольги. И в этом одни видят окончательное его падение, чему есть доказательства в романе, другие — решительное самопожертвование, понимание того, что не можешь сделать любимую счастливой. В любви Агафьи Матвеевны герой находит своеобразное выполнение своего идеала, «хотя без поэзии».

Образная система в разрешении конфликта Обломова

Своеобразие в решении конфликта заложено и в системе образов.

Это и две женщины, любившие Обломова,

  • деятельная, обаятельная, богатая натура Ольги Ильинской,
  • и мягкая, трогательная в своей любви и преданности Агафья Матвеевна.

Такая любовь не может быть дарована отрицательному герою.

Но главным в понимании внутреннего конфликта главного героя, безусловно, является образ Штольца.

Этот персонаж — полная противоположность Обломову. Но этот герой, который, кажется, имеет только положительные качества, все же не столь привлекателен, как Илья Ильич. В Штольце как бы чего-то недостает. Он чувствует это сам (так он чувствует, что Ольга, став его женой, духовно переросла его), поэтому он так тянется к Обломову, словно в нем есть то, чего нет у него.

При всей своей рассудочности, упорядоченности, прогрессивности Штольц как бы лишен мечты, воображения. И эта рассудочность делает его характер не русским (недаром писатель делает отцом героя немца). Своеобразным доказательством этого является сцена последнего свидания героев. Когда Штольц, возмущенный обстановкой, окружающей Обломова, выражает удивление, как герой может жить с такой женщиной, как Агафья Тихоновна, Илья Ильич с неожиданным для читателя достоинством говорит, что это его жена, о которой нельзя говорить дурно. Вот в этом и есть различие характеров. В этом и есть внутренний конфликт в герое и в его антиподе.

И.А.Гончаров показал, что патриархальное дворянское воспитание делает человека таким, как его главный герой (недаром фамилия Обломова стала нарицательной), порождая как худшие, так и лучшие черты национального характера. Этот характер вступает в противоречие с действительностью и уходит от борьбы, предпочитая не участвовать в ней

(«…с летами волнение и раскаяние являлись все реже, и он тихо и постепенно укладывался в простой и широкий гроб остального своего существования, сделанный собственными руками»)

Даже любовь не может возродить героя к деятельной жизни. Но в тоже время роман Гончарова — это не просто роман о российской действительности середины ХIХ века, но роман — предостережение, в основе которого противоречивые черты русского национального характера.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Роман был задуман в 1847 году и писался в течение 10 лет. В 1849 году в альманахе «Литературный сборник с иллюстрациями» при «Современнике» была опубликована глава «Сон Обломова» как самостоятельное произведение. Опубликованный в 1859 году, роман был встречен как важнейшее общественное событие.

Как и любая система, персонажная сфера произведения характеризуется через составляющие ее элементы (персонажи) и структуру – "относительно устойчивый способ (закон) связи элементов". Статус персонажа тот или иной образ получает именно как элемент системы, часть целого, что особенно хорошо видно при сопоставлении образов животных, растений, вещей в различных произведениях.

В романе “Обломов” Гончаров отразил часть современной ему действительности, показал характерные для того времени типы, образы, исследовал истоки и суть противоречий в русском обществе середины XIX в. Автор использовал ряд художественных приемов, способствовавших более полному раскрытию образов, темы и идеи произведения.
Построение литературного произведения играет важную роль, и Гончаров использовал композицию как художественный прием. Роман состоит из четырех частей; в первой автор описывает день Обломова в деталях, не опуская ни одной мелочи, так что у читателя складывается полная и подробная картина целой жизни главного героя, потому что все дни в жизни Обломова примерно одинаковы. Образ самого Обломова тщательно вырисовывается, и когда перед читателем открываются и становятся ясными образ жизни, особенности внутреннего мира героя, автор вводит в ткань произведения “Сон Обломова”, в котором показывает причины появления такого мировоззрения у Обломова, социальную обусловленность его психологии. Засыпая, Обломов спрашивает себя: “Почему я такой?” - и во сне получает ответ на свой вопрос. “Сон Обломова” - это экспозиция романа, находящаяся не в начале, а внутри произведения; используя такой художественный прием, показывая сначала характер героя, а затем истоки и условия его формирования, Гончаров показал основы и глубины души, сознания, психологии главного героя.
Для раскрытия характеров героев автор использует также прием антитезы, положенный в основу построения системы образов. Главная антитеза - пассивный, безвольный, мечтательный Обломов и активный, энергичный Штольц. Они противопоставлены друг другу во всем, до деталей: во внешности, в воспитании, отношении к образованию, образе жизни. Если Обломов в детстве жил в атмосфере всеобщей нравственной и интеллектуальной спячки, заглушавшей малейшую попытку проявления инициативы, то отец Штольца, наоборот, поощрял рискованные выходки сына, говоря, что из него выйдет “добрый барин”. Если жизнь Обломова протекает однообразно, наполненная беседами с неинтересными людьми, перебранками с Захаром, обильными сном и едой, бесконечным лежанием на диване, то Штольц все время в движении, всегда занят, постоянно куда-то спешит, полный энергии. Собственно, жизнь Штольца, по его выражению, - бурная, несущаяся река, жизнь же Обломова - “болото”. Это два совершенно противоположных характера; Гончаров использует антитезу, чтобы более полно раскрыть образы Обломова и Штольца. Вообще в романе много противопоставлений, основные же - Обломов и Штольц, Обломов и Ольга, Ольга и Пшеницына. Антитеза Обломов - Ольга подобна антитезе Обломов - Штольц, только здесь вялость и равнодушие Ильи Ильича противопоставлены живости и ненасытному уму Ольги, требующему все время новой пищи для размышлений. Такая любознательность и широта мышления, в свою очередь, противопоставлена ограниченности и индифферентности Пшеницыной. Чтобы показать возвышенность Ольги и приземленность Агафьи Матвеевны, в описании героинь Гончаров использует следующий прием: говоря об Ольге, он мало внимания уделяет ее внешности, подробнее останавливаясь на внутреннем мире; в описании же Пшеницыной все время упоминаются локти, плечи, шея - детали внешнего облика; таким образом показывается незначительность и узость ее внутреннего мира и мышления. В сравнении выявляются наиболее типичные и значимые черты характера; так создается яркий и рельефный образ.
Психологизм романа заключается в том, что автор исследует внутренний мир всех героев. Для этого он вводит внутренние монологи - рассуждения героя, которые он не произносит вслух. Это как бы диалог человека с самим собой; так, Обломов перед “Сном...” задумывается о своем поведении, о том, как бы вел себя другой на его месте. В монологах показывается отношение героя к себе и окружающим, к жизни, любви, смерти - ко всему; таким образом, опять же исследуется психология.
Художественные приемы, используемые Гончаровым, очень разнообразны. На протяжении всего романа встречается прием художественной детали, подробного и точного описания человеческой внешности, природы, внутреннего убранства комнат, то есть всего, что помогает создать у читателя полную картину происходящего. Как литературный прием в произведении также важен символ. Множество предметов имеют символическое значение, например халат Обломова - символ его повседневной привычной жизни. В начале романа главный герой не расстается с халатом; когда Ольга на время “вытаскивает Обломова из болота” и он оживает, халат забыт; в конце," в доме Пшеницыной, он опять находит применение, уже до конца жизни Обломова. Другие символы - ветка сирени (любовь Ольги), домашние тапочки Обломова (почти как халат) и другие тоже имеют большое значение в романе.
“Обломов” - произведение не только социально-историческое, но и глубоко психологическое: автор поставил себе целью не просто описать и рассмотреть, а исследовать истоки, причины формирования, особенности, влияние на окружающих психологии определенного социального типа. И. А. Гончаров добился этого, использовав разнообразные художественные средства, создав с их помощью наиболее подходящую к содержанию форму - композицию, систему образов, жанр, стиль и язык произведения.

Все свои знаменитые три романа сам писатель называл трилогией, подчеркивая единство проблематики и определенную общность системы действующих лиц. Действительно, в основании конфликта у Гончарова всегда противостояние героя прагматического, делового склада и далекого от практических забот, тяготящегося жизненной суетой мечтателя, романтика, поэтической души.
Образ родового гнезда Обломова, Обломовки, не только места физического рождения героя, но и его духовной родины, места, которое в наибольшей степени соответствует наклонностям и желаниям Ильи Ильича, возник в воображении писателя задолго до появления романа. Уже в 1843 г. была опубликована ключевая глава — «Сон Обломова». Много лет вынашивал писатель дорогой замысел, воплотив в произведении и его герое значительную часть своих размышлений о жизни, собственного духовного мира. Он даже говорил, что в «Обломове» «писал собственную жизнь и то, что к ней прирастало». Писатель и себя считал во многом обломовцем: любил покой, комфорт, спокойную жизнь. Это, по его мнению, непременные условия счастья, творчества, глубокого постижения бытия. «Творчество может являться только тогда, когда жизнь установится; с новою, нарождающеюся жизнию оно не ладит, потому что едва народившиеся явления туманны и неустойчивы», — размышлял по этому поводу Гончаров.
Первая же глава романа воссоздает основные противоречия героя с обществом, в котором он вынужденно оказался, повинуясь веяниям времени. Обломова посещают его знакомые и приятели: Судьбинский, Волков, Пенкин. Каждый упрекает его в бездеятельности и зовет за собой, как им кажется, к более интересной и полной жизни. Обломов справедливо подмечает, как праздность выступает в суетливом Петербурге под видом деятельности, бурная деятельность в сущности пуста — не дает сколь-либо ощутимых результатов, творчество подменяется сочинительством в угоду непритязательным вкусам толпы. Обломов обнаруживает ум, наблюдательность, способность справедливой нравственной оценки людей и общества. Своему другу Андрею Штольцу, которому удалось-таки расшевелить его и заставить передвигаться по городу, заниматься делами, развлекаться, он вполне резонно говорит: «Не нравится мне эта ваша петербургская жизнь! ...Вечная беготня взапуски, вечная игра дрянных страстишек, особенно жадности, перебиванья друг у друга дороги, сплетни, пересуды, щелчки друг другу, это оглядыванье с ног до головы; послушаешь, о чем говорят, так голова закружится, одуреешь. Кажется, люди на взгляд такие умные, с таким достоинством на лице; только и слышишь: «Этому дали то, тот получил аренду». — «Помилуйте, за что?» — кричит кто-нибудь. «Этот проигрался вчера в клубе; тот берет триста тысяч!» Скука, скука, скука!.. Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?»
В то же время сам облик «лежащего на боку» героя в восточном халате и тапочках, его вечные склоки с Захаром, от которого он находится в полной зависимости, как и тот у него, заставляют задуматься о противоречиях внутреннего мира персонажа. Обломов не свободен от глубоко, в самых основаниях натуры, укоренившихся представлений о собственном превосходстве над всеми остальными людьми на том основании, что он русский барин, потомок старинного рода. Аристократические претензии героя изображаются автором с юмором и иронией. Но пафос идеологического антикрепостничества роману Гончарова не свойственен. В основании его отношения лежит трезвое понимание того, что крепостное право на Руси не вводилось кем-то и когда-то одноразово, директивно. Социальная структура общества складывалась в процессе векового притирания отдельных частей и институтов друг к другу. При всех очевидных недостатках и даже пороках существовавший долгие десятилетия уклад барско-крестьянской жизни был привычен и жизнеспособен.
Реальные отношения дворовых и господ видит читатель в своеобразном повседневно-бытовом психологическом преломлении, наблюдая за отношениями Захара и Ильи Ильича. В сущности мировоззрение, жизненные потребности, психологические особенности барина и слуги различаются мало. И как убеждает дальнейшее развитие действия, все-таки чувство приязни и даже любви, но привычной, допускающей споры, недовольство друг другом, размолвки, прочно связывает их. Они оба обломовцы, родные, одного корня люди.
Писатель не только показывает быт Обломова и его отношения с людьми, но приводит также его внутренние монологи, в которых герой корит себя за бездействие, барство, лень. Он сам понимает собственное несовершенство более, чем другие. После развернутого вступления, пролога начинается неспешное и обстоятельное исследование того явления, которое сам писатель обозначил словом «обломовщина», героя, воплотившего его в наиболее полной мере.
«Сон Обломова» имеет важнейшее значение для понимания той философии бытия и образа жизни, на которых основано мироотношение Ильи Ильича. Укоренившееся в Обломове, гнетущее его барство было впитано им с первых жизненных шагов. Праздность, оторванность и даже всяческое ограждение от забот и тревог реальной жизни сопровождали первые шаги живого, любознательного, активного от природы ребенка. Вместе с тем в Обломовке немало поэтического. Любовь одухотворяет здесь отношения между людьми более, чем где бы то ни было. С ностальгическим чувством автор рассказывает о чистоте душ и абсолютной нравственной незапятнанности обломовцев. Справедливо, что такое благостное, незамутненное состояние возможно только в замкнутом, отгороженном от большой жизни патриархальном мирке. Справедливо и то, что человек здесь не готовится специально к испытаниям, борьбе, может остаться вечным недорослем. Но не вздохнуть о былой идиллической гармонии, не пожалеть о безвозвратно уходящем писатель не может.
Отметим также и такой немаловажный для понимания обобщенного образа Обломовки в произведении факт, что лишь оттуда, много ли мало ли, регулярно или с задержками, полностью или отчасти разворованными хитрованами-управляющими и старостами, но притекают в столицу, к блудному сыну, обломку Обломовки, Илье Ильичу, через него — к многочисленным клиентам, доброхотам, нахлебникам, доброжелателям, интриганам, дельцам материальные средства, превращающиеся в столь любимые столицами деньги. Вокруг них кипят страсти и разворачивается борьба, требующие каких угодно качеств, кроме необходимых для земледельцев-тружеников спокойствия, любви, соединения своей души со свершающимся по извечным законам круговоротам дня, года, жизни. Кому-то это кажется однообразным и скучным, но художник ненавязчиво подчеркивает, что только здесь, в этой жизни, — истинный исток и пока еще неколебимого, несмотря на все усилия деревенских и городских та-рантьевых, материального богатства, и духовного благосостояния мира и человека. Здесь все еще бьют из потаенных глубин матери-земли живительные родники национальной силы. Тревога писателя связана с постепенным расшатыванием, выведением из равновесия человека и мира традиционного склада.
Этим сложным комплексом отношения к «обломовщине» определяются и авторские оценки героя.
Прежде всего следует отметить органическую неспособность Обломова к злу, подлости, морально неприемлемым поступкам. Его душу не случайно называют «голубиной». Единственный раз герой изображается по-настоящему разгневанным, но для этого подлому Тарантьеву пришлось очень много потрудиться, разоряя Обломова и его близких, распространяя ложь, строя козни, интригуя. Самим своим существованием Обломов не столько противостоит злу, сколько однозначно отстраняет его от себя, не имеет с ним ничего общего. По справедливому замечанию одного из критиков-современников писателя А.В. Дружинина, детскость и простота во взрослом человеке открывают «нам область правды и временами ставят неопытного мечтательного чудака и выше предрассудков своего века, и выше целой толпы дельцов, его окружающих».
Так и получилось в романе Гончарова, может быть, даже вопреки воле автора. Сам писатель хотел противопоставить своему чуждому деятельности герою Андрея Штольца, нового русского человека с немецкой жилкой. От русской матери он унаследовал доброту, человечность, чуткость, от немца-отца — решительность и деловитость. Но по-настоящему органично воплотить сочетание этих качеств в одном образе писателю все-таки не удалось. К чему сводится вся многообразная и бурная деятельность Штольца, какую имеет цель? Герой добивается богатства и положения в обществе, того, чем Илья Ильич Обломов обладает по праву рождения и наследства. Так стоило ли тому предпринимать усилия, суетиться, к чему вечно призывает его друг? Добившись желанных целей, Штольц вполне доволен собой. Сомнения, мысли о собственном несовершенстве не тревожат его, как Обломова. Никогда не приходят ему в голову странные, безответные, мучительные и благодатные русские вопросы о смысле бытия и предназначении человека. Не потому ли поселяется в респектабельном и комфортном доме Штольца странная и необъяснимая тоска. И Ольга чувствует все же некую неудовлетворенность во вполне благополучном браке, ее мучит какой-то странный внутренний недуг.
Роль этой героини, которую развивал и наставлял Штольц, в судьбе Обломова, ее поведение в отношениях с ним двусмысленны. Истоком ее первоначального интереса к Илье Ильичу была головная идея, желание вывести лежебоку на воздух, снять с него вечные халат и тапочки. «Ей нравилась эта роль путеводной звезды, луча света, который она разольет над стоячим озером и отразится в нем». Правда, позже она ответила на искреннее и светлое чувство Обломова, на некоторое время очарование его души затмило для нее задачу, цель. Но до конца отказаться от роли наставницы и спасительницы, от мысли преобразовать его, изменить личность по некоему «прогрессивному» образцу, лекалу она не смогла и не захотела.
В этом отношении серьезно выигрывает простое и глубокое чувство Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Она ответила на ленивое внимание Ильи Ильича, некоторую его увлеченность подлинной и бескорыстной любовью. Отдала ему всю свою жизнь. Даже после смерти мужа вдова считает себя не в праве пользоваться титулом и наследством Обломова. В ее сердце и доме нашел исстрадавшийся, отломившийся от родного мира герой, тот уголок покоя и любви, которого его лишила вечно куда-то спешащая петербургская жизнь.
Понятие «обломовщины» в контексте художественного целого романа Гончарова наполняется глубоким и весьма неоднозначно окрашенным смыслом. Отправляясь в дальнее путешествие, с болью расставаясь с родным домом и людьми, Илья Ильич Обломов смутно надеялся, что в новой жизни его недюжинные силы, способности найдут поле для применения, неосознанные, но добрые и человеколюбивые желания и мечты воплотятся и конкретизируются в делах и свершениях. Для героя явно не хватало места в милой, но маленькой и замкнутой на собственной жизни Обломовке. Так былинный крестьянский сын Илья Муромец, сиднем сидевший тридцать лет и три года, поднялся и пошел от родного порога на большие дела, сохраняя память, любовь к оставляемому миру, хранимый родительским благословением.
Не столько вина, сколько беда и трагедия героя Гончарова, что мир, в который он попал, оказался выморочным, кипящим, но не живыми, а мертвыми страстями. Места для Обломова в нем не могло найтись. Это лучше всего понимает опять-таки сам Илья Ильич: «Начал гаснуть я над писанием бумаг в канцелярии; гаснул потом, вычитывая в книгах истины, с которыми не знал, что делать в жизни, гаснул с приятелями, слушая толки, сплетни, передразниванье... Или я не понял этой жизни, или она никуда не годится... Двенадцать лет во мне был заперт свет, который искал выхода, но только жег свою тюрьму, не вырвался на волю и угас».
Роман Гончарова и его герой по праву вошли в классический фонд русской литературы. Народный характер, русская душа и жизнь воплощены здесь писателем глубоко, оригинально, трезво и поэтично одновременно.