Перечислить виды живописи по материалу. Примеры живописи, жанры, стили, различные техники и направления

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ВВЕДЕНИЕ

1. ВИДЫ ЖИВОПИСИ

2. ЖИВОПИСЬ И ЕЕ ЖАНРЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Слово «живопись» образовано от слов «живо» и «писать». «Живописать, -- объясняет Даль, -- изображать верно и живо кистью или словами, пером». Для рисующего изображать верно означает точную передачу внешнего облика увиденного, его важнейших признаков. Верно передать их удавалось графическими средствами -- линией и тоном. Но передать живо этими ограниченными средствами многоцветие окружающего мира, пульсацию жизни в каждом сантиметре цветной поверхности предмета, очарование этой жизни и постоянное движение и изменение невозможно. Правдиво отразить колорит реального мира помогает живопись -- один из видов изобразительного искусства.

Цвет -- главное изобразительное и выразительное средство в живописи -- обладает тоном, насыщенностью и светлотой; он как бы сплавляет в целое все характерное в предмете: и то, что можно изобразить линией, и то, что ей недоступно.

Живопись, как и графика, пользуется светлыми и темными линиями, мазками и пятнами, но в отличие от нее эти линии, мазки и пятна цветные. Они передают цвет источника света через блики и ярко освещенные поверхности, лепят объемную форму предметным (локальным) цветом и цветом, отраженным средой, устанавливают пространственные отношения и глубину, изображают фактуру и материальность предметов.

Задача живописи -- не только показать что-либо, но и раскрыть внутреннюю сущность изображаемого, воспроизвести «типичные характеры в типичных обстоятельствах». Поэтому правдивое художественное обобщение явлений жизни представляет собой основу основ реалистической живописи.

1. ВИДЫ ЖИВОПИСИ

Монументальная живопись -- это особый вид живописных произведений большого масштаба, украшающих стены и потолки архитектурных сооружений. Она раскрывает содержание крупных социальных явлений, оказавших положительное влияние на развитие общества, прославляет их и увековечивает, содействуя воспитанию людей в духе патриотизма, прогресса и гуманности. Возвышенность содержания монументальной живописи, значительные размеры ее произведений, связь с архитектурой требуют больших цветовых масс, строгой простоты и лаконизма композиции, ясности контуров и обобщенности пластической формы.

Декоративная живопись применяется для украшения зданий, интерьера в виде красочных панно, которые реалистическим изображением создают иллюзию прорыва стены, зрительного увеличения размеров помещения или, напротив, нарочито уплощенными формами утверждают плоскостность стены и замкнутость пространства. Узоры, венки, гирлянды и прочие виды декора, украшающие произведения монументальной живописи и скульптуры, связывают воедино все элементы интерьера, подчеркивая их красоту, согласованность с архитектурой.

Театрально-декорационная живопись (декорации, костюмы, грим, бутафория, выполненные по эскизам художника) помогает глубже раскрыть содержание спектакля. Особые театральные условия восприятия декорации требуют учета множества точек зрения публики, их большой удаленности, воздействия искусственного освещения и цветных подсветов. Декорация дает представление о месте и времени действия, активизирует у зрителя восприятие того, что происходит на сцене. Театральный художник стремится в эскизах костюмов и грима остро выразить индивидуальный характер персонажей, их социальное положение, стиль эпохи и многое другое.

Миниатюрная живопись получила большое развитие в средние века, до изобретения книгопечатания. Рукописные книги украшались тончайшими заставками, концовками, детально проработанными иллюстрациями-миниатюрами. Живописной техникой миниатюры русские художники первой половины XIX века искусно пользовались при создании небольших (главным образом акварельных) портретов. Чистые глубокие цвета акварели, их изысканные сочетания, ювелирная тонкость письма отличают эти портреты, полные изящества и благородства.

Станковая живопись , выполняемая на станке -- мольберте, в качестве материальной основы использует дерево, картон, бумагу, но чаще всего холст, натянутый на подрамник. Станковая картина, являясь самостоятельным произведением, может изображать решительно все: фактическое и вымышленное художником, неодушевленные предметы и людей, современность и историю -- словом, жизнь во всех ее проявлениях. В отличие от графики станковая живопись обладает богатством цвета, который помогает эмоционально, психологически многогранно и тонко передать красоту окружающего мира.

По технике и средствам исполнения живопись подразделяется на масляную, темперную, фресковую, восковую, мозаичную, витражную, акварельную, гуашевую, пастельную. Названия эти получились от связующего вещества или от способа применения материально-технических средств.

Масляная живопись выполняется краской, стертой на растительных маслах. Густая краска при добавлении к ней масла или специальных разбавителей и лаков разжижается. Масляной краской можно работать на холсте, дереве, картоне, бумаге, металле.

Темперная живопись выполняется краской, приготовленной на яичном желтке или на казеине. Темперная краска растворяется водой и наносится пастозно или жидко на стену, холст, бумагу, дерево. Темперой на Руси создавались настенные росписи, иконы и узоры на бытовых предметах. В наше время темперу используют в живописи и графике, в декоративно-прикладном искусстве и художественно-оформительском деле.

Фресковая живопись украшает интерьеры в виде монументально-декоративных композиций, нанесенных по сырой штукатурке водяными красками. Фреска имеет приятную матовую поверхность и долговечна в условиях закрытого помещения.

Восковая живопись (энкаустика) применялась еще художниками Древнего Египта, о чем свидетельствуют знаменитые «фаюмские портреты» (I век н. э.). Связующим веществом в энкаустике служит отбеленный воск. Восковые краски наносятся в расплавленном состоянии на подогретую основу, после чего прижигаются.

Мозаичная живопись , или мозаика, собирается из отдельных кусочков смальты или цветных камней и закрепляется на особом цементном грунте. Прозрачная смальта, вставленная в грунт под разными углами, отражает или преломляет свет, вызывая вспыхивание и мерцание цвета. Мозаичные панно можно встретить в метро, в театральных и музейных интерьерах и т. д. Витражная живопись -- произведения декоративного искусства, предназначенные для украшения оконных проемов в каком-либо архитектурном сооружении. Витраж составляется из кусков цветного стекла, скрепленных прочным металлическим каркасом. Световой поток, пробивая цветную поверхность витража, рисует на полу и стенах интерьера декоративно эффектные, многоцветные узоры.

2. ЖИВОПИСЬ И ЕЕ ЖАНРЫ

Жанры живописи (фр. genre -- род, вид) -- исторически сложившееся деление произведений живописи в соответствии с темами и объектами изображения. В современной живописи существуют следующие жанры: портрет, исторический, мифологический, батальный, бытовой, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр.

Хотя понятие "жанр" появилось в живописи сравнительно недавно, определенные жанровые различия существовали еще с древних времен: изображения животных в пещерах эпохи палеолита, портреты Древнего Египта и Месопотамии с 3 тыс. до н.э., пейзажи и натюрморты в эллинистических и римских мозаиках и фресках. Формирование жанра как системы в станковой живописи началось в Европе в XV-XV вв. и завершилось в основном в XVII веке, когда помимо разделения изобразительного искусства на жанры появляется понятие "высоких" и "низких" жанров в зависимости от предмета изображения, темы, сюжета.

К "высокому" жанру относили исторический и мифологический жанры, к "низким" -- портрет, пейзаж, натюрморт. Такая градация жанров просуществовала до XIX века. Так, в XVII веке в Голландии в живописи ведущими стали именно "низкие" жанры (пейзаж, бытовой жанр, натюрморт), а парадный портрет, формально принадлежавший к "низкому" жанру портрета, к таковому не относился.

Став формой отображения жизни, жанры живописи при всей стабильности общих черт не являются неизменными, они развиваются вместе с жизнью, меняясь по мере развития искусства. Некоторые жанры отмирают или обретают новый смысл (например, мифологический жанр), возникают новые, обычно внутри ранее существовавших (например, внутри пейзажного жанра появились архитектурный пейзаж и марина). Появляются произведения, соединяющие в себе различные жанры (например, сочетание бытового жанра с пейзажем, группового портрета с историческим жанром).

Жанр изобразительного искусства, отражающий внешний и внутренний облик человека или группы людей, называют портретом . Этот жанр распространен не только в живописи, но и в скульптуре, графике и т.д. Главные требования, предъявляемые к портрету, -- передача внешнего сходства и раскрытие внутреннего мира, сущности характера человека. По характеру изображения выделяются две основные группы: парадные и камерные портреты. Парадный портрет показывает человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим), на архитектурном или пейзажном фоне. В камерном портрете используется поясное или погрудное изображение на нейтральном фоне. В особую группу выделяется автопортрет -- изображение художником самого себя.

Портрет -- один из древнейших жанров изобразительного искусства, первоначально он имел культовое назначение, отождествлялся с душой умершего. В античном мире портрет развивался более в скульптуре, а также в живописных портретах -- файюмских портретах I - III вв. В средние века понятие портрета заменяется обобщенными образами, хотя на фресках, мозаиках, иконах, миниатюрах существуют некоторые индивидуальные черты в изображении исторических лиц. Поздняя готика и Возрождение -- это бурный период развития портрета, когда происходит становление портретного жанра, достигающего вершин гуманистической веры в человека и понимания его духовной жизни.

Жанр изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и персонажам, называется историческим жанром . Исторический жанр, которому свойственна монументальность, долгое время развивался в настенной живописи. С эпохи Возрождения до XIX в. художники использовали сюжеты античной мифологии, христианских легенд. Часто реальные исторические события, изображаемые на картине, насыщались мифологическими или библейскими аллегорическими персонажами.

Исторический жанр переплетается с другими -- бытовым жанром (историко-бытовые сцены), портретом (изображение исторических деятелей прошлого, портретно-исторические композиции), пейзажем ("исторический пейзаж"), смыкается с батальным жанром.

Исторический жанр находит воплощение в станковых и в монументальных формах, в миниатюрах, иллюстрациях. Зародившись в древности, исторический жанр соединял реальные исторические события с мифами. В странах Древнего Востока даже существовали типы символических композиций (апофеоз военных побед монарха, передача ему власти божеством) и повествовательных циклов росписей и рельефов. В Древней Греции были скульптурные изображения исторических героев, в Древнем Риме создавались рельефы со сценами военных походов и триумфов.

В средние века в Европе исторические события находили отражение в миниатюрах хроник, в иконах. Исторический жанр в станковой живописи начал складываться в Европе в эпоху Возрождения, в XVII - XVIII вв. его рассматривали как "высокий" жанр, выдвинув на первый план (религиозные, мифологические, аллегорические, собственно исторические сюжеты).

Картины исторического жанра наполняли драматическим содержанием, высокими эстетическими идеалами, глубиной человеческих отношений.

Жанр изобразительного искусства, посвященный героям и событиям, о которых рассказывают мифы древних народов, называется мифологическим жанром (от греч. mythos -- предание). Мифологический жанр соприкасается с историческим и оформляется в эпоху Возрождения, когда античные легенды дали богатейшие возможности для воплощения рассказов и персонажей со сложным этическим, зачастую аллегорическим подтекстом. В XVII в. -- нач. XIX века в произведениях мифологического жанра расширяется круг нравственных, эстетических проблем, которые воплощаются в высоких художественных идеалах и или сближаются с жизнью, или создают праздничное зрелище. С XIX -XX вв. стали популярны темы германских, кельтских, индийских, славянских мифов.

Батальным жанром (от фр. bataille -- битва) называют жанр живописи, являющийся частью исторического, мифологического жанра и специализирующийся на изображении битв, военных подвигов, боевых действий, воспевающий воинские доблести, ярость сражения, торжество победы. Батальный жанр может включать элементы других жанров -- бытового, портретного, пейзажного, анималистического, натюрморта.

Жанр изобразительного искусства, показывающий сцены повседневной, личной жизни человека, повседневного обихода из крестьянского и городского быта, называют бытовым жанром . Обращение к жизни и нравам людей встречаются уже в росписях и рельефах Древнего Востока, в античной вазописи и скульптуре, в средневековых иконах и часословах. Но выделился и приобрел характерные формы бытовой жанр только как явление светского станкового искусства. Его основные черты начали оформляться в XIV - XV вв. в алтарных картинах, рельефах, шпалерах, миниатюрах в Нидерландах, Германии, Франции. В XVI веке в Нидерландах бытовой жанр стал бурно развиваться и обособился. Одним из его основателей был Иероним Босх.

На развитие бытового жанра в Европе очень большое влияние оказало творчество Питера Брейгеля: он переходит к чистому бытовому жанру, показывает, что обыденная жизнь может являться объектом изучения и источником красоты. XVII век можно назвать веком бытового жанра во всех живописных школах Европы.

В XVIII в. во Франции жанровая живопись связана с изображением галантных сцен, "пасторалей", становится изысканной и грациозной, ироничной. Произведения бытового жанра разнообразны: они показывали тепло домашнего быта и экзотику дальних стран, сентиментальные переживания и романтические страсти. Бытовой жанр, ориентированный на показ крестьянского быта и жизни горожанина, ярко развивался в русской живописи XIX в.: например, в произведениях А.Г.Венецианова, П.А.Федотова, В.Г.Перова, И.Е.Репина.

Жанр изобразительного искусства, где главным является изображение природы, окружающей среды, видов сельской местности, городов, исторических памятников, называется пейзажем (фр. paysage). Различают сельский, городской пейзаж, архитектурный, индустриальный, морской (марина) и речной пейзаж.

В древности и в средние века пейзаж появляется в росписях храмов, дворцов, в иконах и в миниатюрах. В европейском искусстве первыми обратились к изображению природы венецианские живописцы эпохи Возрождения. С XVI в. пейзаж становится самостоятельным жанром, формируются его разновидности и направления: лирический, героический, документальный пейзаж. В XIX в. творческие открытия мастеров пейзажа, насыщение его социальной проблематикой, развитие пленэра (изображение естественной природной среды) завершились достижениями импрессионизма, давшими новые возможности в живописной передаче пространственной глубины, изменчивости световоздушной среды, сложности цветовой гаммы.

Жанр изобразительного искусства, который показывает предметы обихода, труда, творчества, цветы, плоды, битую дичь, выловленную рыбу, размещенные в реальной бытовой среде, называется натюрмортом (фр. nature morte -- мертвая натура). Натюрморт может быть наделен сложным символическим смыслом, играть роль декоративного панно, быть т. н. "обманкой", которая дает иллюзорное воспроизведение реальных предметов или фигур, вызывающих эффект присутствия подлинной натуры.

Изображение предметов известно еще в искусстве античности и средних веков. Но первым натюрмортом в станковой живописи считается картина художника из Венеции Якопо де Барбари «Куропатка со стрелой и перчатками». Уже в XVI веке натюрморт делится на множество типов: интерьер кухни с людьми или без них, накрытый стол в сельской обстановке, "ванитас" с символическими предметами (ваза с цветами, погашенная свеча, музыкальные инструменты). Особенно богат был голландский натюрморт, скромный по колориту и по изображенным вещам, но изысканный по выразительной фактуре предметов, по игре цвета и света.

Жанр изобразительного искусства, показывающий животных, называется анималистическим жанром (от лат. animal -- животное). Художник-анималист уделяет внимание художественно-образной характеристике животного, его повадкам, декоративной выразительности фигуры, силуэта. Часто животные наделяются присущими людям чертами, поступками и переживаниями. Изображения животных часто встречаются в античной скульптуре, вазописи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение обобщим вышесказанное:

Живопись подразделяют на монументальную, декоративную, театрально-декорационную, миниатюрную и станковую.

По технике и средствам исполнения живопись подразделяется на масляную, темперную, фресковую, восковую, мозаичную, витражную, акварельную, гуашевую, пастельную.

В современной живописи существуют следующие жанры: портрет, исторический, мифологический, батальный, бытовой, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр.

Историческая живопись - это изображения тех или иных исторических моментов, а также деятелей общественной жизни прошлого.

Батальная живопись ставит своей целью запечатлеть битвы, сражения и войны. Мифологическая живопись изображает события, описанные в мифах, былинах и легендах.

Бытовая (жанровая) живопись - это изображение сцен действительной жизни, ее реалий и атрибутов.

Пейзажная (ландшафтная) живопись - это изображение естественной природы или какой-либо местности.

Портретная живопись - художественное изображение человека. Специфическим типом портрета является автопортрет.

Натюрморт - это изображение различных неодушевленных предметов, например, плодов, цветов, предметов обихода, утвари, размещенных в реальной бытовой среде и композиционно организованных в единую группу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Батракова СП Художник XX в. и язык живописи. М., 1996.

2. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М., Изобразительное искусство, 1985

3. Западное искусство XX века. Классическое наследие и современность. М, 1992.

4. История зарубежного искусства. М., Изобразительное искусство, 1984

5. История мирового искусства. 3-е издание, Издательство «Академия», М., 1998.

6. От конструктивизма до сюрреализма. М., 1996.

7. Поляков В.В. История мирового искусства. Изобразительное искусство и архитектура XX в. М., 1993.

8. Садохин А.П. Культурология: теория и история культуры: Учебное пособие. -- М.: Эксмо, 2007.

9. Современное западное искусство. XX век: проблемы и тенденции. М., 1982.

10. Суздалев П. О жанрах живописи. // Творчество, 2004, № 2, 3. С. 45-49.

Подобные документы

    Общая характеристика, классификация и виды пейзажа как одного из актуальных жанров видов искусства. Выявление особенностей, взаимосвязей пейзажного жанра в живописи, фотографии, кино и телевидении. История появления фотоискусства на рубеже ХIХ-ХХ веков.

    реферат , добавлен 26.01.2014

    Понятие станковой живописи как самостоятельного вида искусства. Корейская живопись периода королевства Когурё. Виды изобразительного искусства и архитектура Силла. Выдающиеся художники и их творения. Особенности содержания корейской народной живописи.

    реферат , добавлен 04.06.2012

    Зарождение искусства в пещерной эпохе. Развитие искусства в Древней Греции и Риме. Особенности развития живописи в Средние века, эпоху Возрождения и Барокко. Художественные течения в современном искусстве. Сущность красоты с моральной точки зрения.

    статья , добавлен 16.02.2011

    Система классификации искусства на группы пространственных (пластических), временных (динамических), синтетических (зрелищных) видов. Историческое развитие, особенности и приемы использования художественных материалов в графике, скульптуре и живописи.

    контрольная работа , добавлен 29.01.2010

    Изучение представителей итальянской школы живописи. Характеристика особенностей основных видов изобразительного искусства: станковой и прикладной графики, скульптуры, архитектуры и фотографии. Исследование техники и приемов работы с масляными красками.

    курсовая работа , добавлен 15.02.2012

    Портрет как жанр в живописи. История портретной живописи. Портрет в русской живописи. Построение композиции портрета. Техника масляной живописи. Основа под живопись. Масляные художественные краски и кисти. Палитра красящих веществ и смешивание красок.

    дипломная работа , добавлен 25.05.2015

    Зарождение и развитие в XVII веке голландского искусства. Изучение творчества крупнейших мастеров голландской и нидерландской жанровой и пейзажной живописи. Исследование специфических черт таких жанров как бытовой жанр, портрет, пейзаж и натюрморт.

    контрольная работа , добавлен 04.12.2014

    Натюрморт как один из жанров изобразительного искусства, знакомство с умениями и навыками живописного выполнения. Особенности использования жидких акриловых красок. Знакомство с задачами живописи. Анализ напряженно-аскетического искусства Византии.

    курсовая работа , добавлен 09.09.2013

    Характеристика интерьерной живописи, которая существует и как самостоятельный жанр искусства, и как фон в произведениях, где изображаются исторические, бытовые события. Анализ особенностей интерьера в картинах мастеров живописи К. Брюллова, И. Репина.

    контрольная работа , добавлен 26.08.2011

    Характерные признаки древнеримского искусства. Исторические корни римской культуры. Римский стиль живописи. Основные направления и разновидность древнеримской живописи: фаюмские портреты, монументальная живопись, живопись этрусков.

). Однако в рамках этой статьи мы будем рассматривать только предметное искусство.

Исторически сложилось, что все жанры делили на высокие и низкие. К высокому жанру или исторической живописи относили произведения монументального характера, несущие в себе какую-либо мораль, значимую идею, демонстрирующую исторические, военные события, связанные с религией, мифологией или художественным вымыслом.

К низкому жанру относили все, что связано с обыденностью. Это натюрморты, портреты, бытовая живопись, пейзажи, анимализм, изображение обнаженных людей и прочее.

Анимализм (лат. animal - животное)

Анималистический жанр возник еще в древности, когда первые люди рисовали на скалах хищных животных. Постепенно это направление переросло в самостоятельный жанр, подразумевающий выразительное изображение любых животных. Анималисты обычно проявляют большой интерес к животному миру, например, могут быть превосходными наездниками, держать домашних животных или просто длительно изучать их повадки. В результате замысла живописца животные могут представать реалистичными или в виде художественных образов.

Среди русских художников многие отлично разбирались в лошадях, например, и . Так, на известной картине Васнецова «Богатыри» богатырские кони изображены с величайшим мастерством: тщательно продуманы масти, поведение животных, уздечки и их связь с наездниками. Серов недолюбливал людей и считал лошадь во многих смыслах лучше человека, из-за чего часто изображал ее в самых разных сценах. хотя и рисовал животных, анималистом себя не считал, поэтому медведей на его знаменитой картине «Утро в сосновом лесу» создавал анималист К. Савицкий.

В царское время особо популярными стали портреты с домашними животными, которые были дороги человеку. Например, на картине императрица Екатерина II предстала с любимой собакой. Животные присутствовали также на портретах , и других русских художников.

Примеры картин известных русских художников в бытовом жанре





Историческая живопись

Этот жанр подразумевает монументальные картины, которые призваны передать обществу грандиозный замысел, какую-либо истину, мораль или продемонстрировать значимые события. В него входят работы на историческую, мифологическую, религиозную тематику, фольклор, а также военные сцены.

В древних государствах мифы и легенды долгое время считались событиями прошлого, поэтому их часто изображали на фресках или вазах. Позже художники начали отделять произошедшие события от вымысла, что выразилось в первую очередь в изображении батальных сцен. В Древнем Риме, Египте и Греции на щитах воинов-победителей часто изображали сцены героических сражений с целью демонстрации их торжества над врагом.

В эпоху Средневековья из-за засилья церковных догм преобладала религиозная тематика, в эпоху Возрождения общество обратилось к прошлому в основном с целью прославления своих государств и правителей, а с XVIII века к этому жанру часто обращались с целью воспитания молодежи. В России жанр получил массовое распространение в XIX веке, когда художники нередко пытались проанализировать жизнь русского общества.

В работах русских художников батальная живопись была представлена, например, и . Мифологические и религиозные сюжеты в своих картинах затрагивал , . Историческая живопись преобладала у , фольклор - у .

Примеры картин известных русских художников в жанре исторической живописи





Натюрморт (фр. nature - природа и morte - мертвая)

Этот жанр живописи связан с изображением неодушевленных предметов. Ими могут быть цветы, фрукты, блюда, дичь, кухонные принадлежности и иные предметы, из которых художник часто составляет композицию согласно своему замыслу.

Первые натюрморты появились еще в древних странах. В Древнем Египте было принято изображать подношения богам в виде разных кушаний. При этом на первом месте была узнаваемость предмета, поэтому древние художники особо не заботились о светотени или фактуре предметов натюрморта. В Древней Греции и Риме цветы и фрукты встречались на картинах и в домах для украшения интерьера, так что изображались уже более достоверно и живописно. Становление и расцвет этого жанра приходится на XVI и XVII века, когда натюрморты стали содержать скрытые религиозные и иные смыслы. Тогда же появилось и их множество разновидностей в зависимости от предмета изображения (цветочный, фруктовый, ученый и т.д.).

В России расцвет натюрморта приходится только на XX век, так как до этого его использовали в основном в учебных целях. Зато развитие это было стремительным и захватило , включая абстракционизм со всеми его направлениями. Например, создавал прекрасные композиции цветов в , предпочитала , работал в и нередко «оживлял» свои натюрморты, создавая у зрителя впечатление, что посуда вот-вот упадет со стола или все предметы сейчас начнут вращаться.

На изображаемые художниками объекты, безусловно, влияли и их теоретические воззрения или мировоззрение, душевное состояние. Так, у это были предметы, изображенные согласно открытому им принципу сферической перспективы, а экспрессионистские натюрморты поражали своим драматизмом.

Многие русские художники использовали натюрморт в основном в учебных целях. Так, не только оттачивал художественное мастерство, но и проводил множество экспериментов, по-разному раскладывая предметы, работая со светом и цветом. экспериментировал с формой и цветом линии, то уходя от реализма в чистый примитивизм, то смешивая оба стиля.

Иные художники соединяли в натюрмортах то, что изобразили ранее и свои излюбленные вещи. Например, на картинах можно встретить его любимую вазу, ноты и созданный им до этого портрет его супруги, а изображал любимые с детства цветы.

В этом же жанре работали и многие другие русские художники, например , и прочие.

Примеры картин известных русских художников в жанре натюрморта






Ню (фр. nudite - нагота, сокращенно nu)

Этот жанр призван изображать красоту обнаженного тела и появился еще до нашей эры. В древнем мире большое внимание уделяли физическому развитию, так как от этого зависело выживание всего человеческого рода. Так, в Древней Греции атлеты по традиции состязались обнаженными, чтобы мальчики и юноши лицезрели их отлично развитые тела и стремились к такому же физическому совершенству. Примерно в VII-VI вв. до н. э. появились и обнаженные мужские статуи, олицетворявшие физическую мощь мужчины. Женские же фигуры, напротив, всегда представали перед зрителями в одеяниях, так как обнажать женское тело было не принято.

В последующие эпохи отношение к обнаженным телам менялись. Так, во времена эллинизма (с конца VI века до н.э.) выносливость отошла на второй план, уступив место любованию мужской фигурой. В это же время стали появляться и первые женские обнаженные фигуры. В эпоху барокко идеальными считались женщины с пышными формами, во времена рококо первоочередной стала чувственность, а в XIX-XX веках картины или скульптуры с обнаженными телами (особенно мужскими) часто оказывались под запретом.

Русские художники неоднократно обращались в своих работах к жанру ню. Так, у это танцовщицы с театральными атрибутами, у это позирующие девушки или женщины в центре монументальных сюжетов. У это множество чувственных женщин, в том числе в парах, у это целая серия картин, изображающих обнаженных женщин за разными занятиями, а у - девушки, полные невинности. Некоторые, например, изображали и полностью нагих мужчин, хотя такие картины и не приветствовались обществом своего времени.

Примеры картин известных русских художников в жанре ню





Пейзаж (фр. Paysage, от pays - местность)

В этом жанре приоритетным является изображение естественной или созданной человеком окружающей среды: природных уголков, видов городов, сел, памятников и т.д. В зависимости от выбранного объекта выделяют природный, индустриальный, морской, сельский, лирический и иные пейзажи.

Первые пейзажи древних художников были обнаружены в наскальной живописи эпохи неолита и представляли собой изображения деревьев, рек или озер. Позже природный мотив использовали при украшении домой. В эпоху Средневековья пейзаж практически полностью вытеснила религиозная тематика, а в эпоху Возрождения, напротив, на первый план выступили гармоничные отношения человека и природы.

В России пейзажная живопись развивалась с XVIII века и первоначально ограничивалась (в этом стиле создавали пейзажи, например, и ), однако позднее целая плеяда талантливых русских художников обогатила этот жанр приемами из разных стилей и направлений. создал так называемый неброский пейзаж, то есть вместо погони за эффектными видами он изображал в русской природе самые сокровенные моменты. и пришли к лирическому пейзажу, поражавшего публику тонко передаваемым настроением.

У и это эпический пейзаж, когда зрителю демонстрируется вся грандиозность окружающего мира. бесконечно обращался к старине, Е. Волков умел любой неброский пейзаж превратить в поэтическую картину, поражал зрителя своим дивным светом в пейзажах, а мог бесконечно любоваться лесными уголками, парками, закатами и передавать эту любовь зрителю.

Каждый из пейзажистов концентрировал внимание на таком пейзаже, который увлекал его особенно сильно. Многие художники не могли пройти мимо масштабных строек и рисовали много индустриальных и городских пейзажей. Среди них работы ,

В XVII веке было введено разделение жанров живописи на «высокий» и «низкий». К первому относили исторический, батальный и мифологический жанры. Ко второму причисляли приземленные жанры живописи из повседневной жизни, например, бытовой жанр, натюрморт, анималистика, портрет, ню, пейзаж.

Исторический жанр

Исторический жанр в живописи изображает не конкретный предмет или человека, а определенный момент или событие, которое имело место в истории прошлых эпох. Он входит в основные жанры живописи в искусстве. Портрет, батальный, бытовой и мифологический жанры часто бывают тесно переплетены с историческим.

«Покорение Сибири Ермаком» (1891-1895)
Василий Суриков

В историческом жанре писали свои картины художники Никола Пуссен, Тинторетто, Эжен Делакруа, Питер Рубенс, Василий Иванович Суриков, Борис Михайлович Кустодиев и многие другие.

Мифологический жанр

Сказания, древние легенды и мифы, народный фольклор - изображение этих сюжетов, героев и событий нашло свое место в мифологическом жанре живописи. Пожалуй, его можно выделить в живописи любого народа, потому что история каждого этноса полнится легендами и преданиями. Например, такой сюжет греческой мифологии , как тайный роман бога войны Ареса и богини красоты Афродиты изображает картина «Парнас» итальянского художника по имени Андреа Мантенья.

«Парнас» (1497)
Андреа Мантенья

Окончательно мифология в живописи сформировалась в эпоху Ренессанса. Представителями этого жанра помимо Андреа Мантеньи являются Рафаэль Санти, Джорджоне, Лукас Кранах, Сандро Боттичелли, Виктор Михайлович Васнецов и другие.

Батальный жанр

Батальная живопись описывает сцены из военной жизни. Чаще всего при этом иллюстрируются различные военные походы, а также морские и сухопутные бои. А поскольку эти бои часто берутся из реальной истории, то батальный и исторический жанры находят здесь свою точку пересечения.

Фрагмент панорамы «Бородинская битва» (1912)
Франц Рубо

Оформилась батальная живопись во времена Итальянского Возрождения в творчестве художников Микеланджело Буонарроти, Леонардо да Винчи, а затем Теодора Жерико, Франсиско Гойя, Франца Алексеевича Рубо, Митрофана Борисовича Грекова и многих других живописцев.

Бытовой жанр

Сцены из повседневной, общественной или частной жизни обыкновенных людей, будь-то городской или крестьянский быт, изображает бытовой жанр в живописи. Как и многие другие жанры живописи , бытовые картины редко встречаются в самостоятельном виде, становясь частью портретного или пейзажного жанра.

«Продавец музыкальных инструментов» (1652)
Карел Фабрициус

Зарождение бытовой живописи произошло в X веке на Востоке, а в Европу и Россию она перешла только в XVII-XVIII веках. Ян Вермеер, Карел Фабрициус и Габриэль Метсю, Михаил Шибанов и Иван Алексеевич Ерменев являются самыми известными художниками бытовых картин в тот период.

Анималистический жанр

Главными объектами анималистического жанра являются животные и птицы, как дикие, так и домашние, и вообще все представители мира животных. Первоначально анималистика входила в жанры китайской живописи, поскольку впервые появилась именно в Китае в VIII веке. В Европе анималистика сформировалась только в эпоху Ренессанса - животные в то время изображались как воплощение пороков и добродетелей человека.

«Кони на лугу» (1649)
Паулюс Поттер

Антонио Пизанелло, Паулюс Поттер, Альбрехт Дюрер, Франс Снейдерс, Альберт Кейп - основные представители анималистики в изобразительном искусстве.

Натюрморт

В жанре натюрморт изображают предметы, которые окружают человека в жизни. Это неодушевленные объекты, объединенные в одну группу. Такие предметы могут принадлежать к одному роду (например, на картине изображены только фрукты), а могут быть разнородными (фрукты, предметы посуды, музыкальные инструменты, цветы и т.д.).

«Цветы в корзине, бабочка и стрекоза» (1614)
Амброзиус Босхарт Старший

Натюрморт как самостоятельный жанр оформился в XVII веке. Особенно выделяют фламандскую и голландскую школы натюрморта. В этом жанре писали свои картины представители самых разных стилей, от реализма до кубизма . Одни из самых известных натюрмортов написали живописцы Амброзиус Босхарт Старший, Альбертус Иона Брандт, Поль Сезанн, Винсент Ван Гог, Пьер Огюст Ренуар, Виллем Клас Хеда.

Портрет

Портрет - жанр живописи, который является одним из самых распространенных в изобразительном искусстве. Цель портрета в живописи - изобразить человека, но не просто его внешний облик, а еще и передать внутренние чувства и настроение портретируемого.

Портреты бывают одиночные, парные, групповые, а также автопортрет, который иногда выделяют отдельным жанром. А самым известным портретом всех времен, пожалуй, является картина Леонардо да Винчи под названием «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо», всем известная как «Мона Лиза».

«Мона Лиза» (1503-1506)
Леонардо да Винчи

Первые портреты появились еще тысячелетия назад в Древнем Египте - это были изображения фараонов. С тех пор большинство художников всех времен так или иначе пробовали себя в этом жанре. Портретный и исторический жанры живописи тоже могут пересекаться: изображение великой исторической личности будет считаться произведением исторического жанра, хоть при этом и будет передавать облик и характер этого человека как портрет.

Ню

Целью жанра ню является изображение обнаженного тела человека. Период Ренессанса считается моментом возникновения и развития этого вида живописи, а главным объектом живописи тогда чаще всего становилось женское тело, которое воплощало в себе красоту эпохи.

«Сельский концерт» (1510)
Тициан

Тициан, Амедео Модильяни, Антонио да Корреджо, Джорджоне, Пабло Пикассо являются самыми знаменитыми художниками, которые писали картины в жанре ню.

Пейзаж

Главная тема пейзажного жанра - природа, окружающая среда — город, сельская либо дикая местность. Первые пейзажи появились еще в античные времена при росписи дворцов и храмов, создании миниатюр и икон. В качестве самостоятельного жанра пейзаж оформляется аж в XVI веке и с тех пор входит в самые популярные жанры живописи .

Он присутствует в творчестве многих живописцев, начиная с Питера Рубенса, Алексея Кондратьевича Саврасова, Эдуарда Мане, продолжая Исааком Ильичом Левитаном, Питом Мондрианом, Пабло Пикассо, Жоржем Браком и заканчивая множеством современных художников XXI века .

«Золотая осень» (1895)
Исаак Левитан

Среди пейзажной живописи можно выделить такие жанры, как морской и городской пейзажи.

Ведута

Ведута - пейзаж, целью которого является изобразить вид городской местности и передать ее красоту и колорит. Позже, с развитием промышленности, городской пейзаж переходит в пейзаж индустриальный.

«Площадь святого Марка» (1730)
Каналетто

Оценить городские пейзажи можно, познакомившись с работами Каналетто, Питера Брейгеля, Федора Яковлевича Алексеева, Сильвестра Феодосиевича Щедрина.

Марина

Морской пейзаж, или марина изображает природу морской стихии, ее величие. Самым известным художником-маринистом в мире, пожалуй, является Иван Константинович Айвазовский, чью картину «Девятый вал» можно назвать шедевром русской живописи . Расцвет марины происходил одновременно с развитием пейзажа как такового.

«Парусник во время шторма» (1886)
Джеймс Баттерсворт

Своими морскими пейзажами также известны Кацусика Хокусай, Джеймс Эдвард Баттерсворт, Алексей Петрович Боголюбов, Лев Феликсович Лагорио и Рафаэль Монлеон Торрес.

Если вы еще больше хотите узнать о том, как возникли и развивались жанры живописи в искусстве, посмотрите следующее видео:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Стили живописи - тема очень обширная, можно сказать вечная. Люди часто используют термины которые не совсем правильно понимают, из-за этого бывают путаницы и неразберихи. Именно поэтому, я хочу коротко и доступно рассказать все что знаю о направлениях в живописи. Чтобы не превращать статью в унылый урок истории, я ёмко расскажу про самые востребованные и актуальные направления на сегодняшний день. Стили живописи с иллюстрациями - удобный и быстрый способ ознакомиться с важнейшими течениями в изобразительном искусстве.

Готика

«Алтарь семьи Мероде». Робер Кампен. 1430-е годы.

Готика – это течение в искусстве, которое накрыло все страны Западной и Центральной Европы. Тогда готика была во всем – в скульптуре, живописи, витраже и т.п. она использовалась везде где только можно, произошел «культурный бум». Такая популярность обусловлена последним шагом эволюции из средневекового искусства. Центром и главным фигурантом готического стиля была архитектура — высокие арки, цветные витражи, множество деталей. Романская эпоха не выдержала такой натиск и осталась на обочине истории.

Годы: 1150 — 1450.
Бартоло ди Фреди, Джотто, Ян Полак, Ян ван Эйк.

Ренессанс (Возрождение)

«Кающаяся Мария Магдалина». Тициан. 1560-е годы.

Эпоха Возрождения возникла на почве падения Византийской империи и культурного переполоха, который произошел по этому поводу в Европе. Византийцы которые вынуждены были бежать, вместе с культурными связями, принесли на земли Европы произведения искусства и библиотеки. Таким образом произошло своеобразное возрождение античных взглядов, но на современный лад. С годами многие моменты пересматривались и ставились под сомнение. В целом, царствовал светский гуманизм и идеи процветания.

Годы: 1400 — 1600.
Иероним Босх, Леонардо да Винчи, Тициан.

Барокко

«Юдифь и Олоферн». Караваджо. 1599 год.

Барокко — Европейское культурное наследие родом из Италии. Характеризует собой ироническую порочную красоту, неестественную элитность и вычурность. Свойственные черты таких картин — высокий контраст, напряженность сюжета, натянутая до предела динамика персонажей. Квинтэссенцией барокко принято считать церковь Санта-Мария-делла-Витториа, она находится в Риме.

Годы: 1600-1740.
Караваджо, Рембрандт, Рубенс, Ян Вермеер.

Классицизм

«Милосердие Сципиона Африканского». Помпео Батони. 1772 год.

Классицизм сыграл громадную роль в искусстве, как фундаментальное течения в живописи 18-го века. Из самого названия все становится понятно (лат. classicus значит образцовый, примерный).
Художники ставили себе цель, приобщить зрителя к высокому, а их картины были путеводной звездой. Высокая мораль, сдержанная культура и традиционные античные ценности стали основой классицизма. В эпоху классицизма в Европе произошел культурный рост и переоценка ценностей, искусство вышло на совершенно другой уровень.

Годы: 1700 — 1800.
Карл Брюллов, Жан-Батист Грёз, Пуссен Никола.

Реализм

«Бродячие акробаты». Гюстав Доре. 1874 год.

Реализм пытается с наибольшей достоверностью передать настроение момента, миг реальности на полотне. Но в свою очередь он не ограничен четкими рамками, единственные правила состоят в том, что в картине не должно быть места для вещей, которые исключают реалистичность. В ходе экспериментов, под конец XVIII века, этот стиль поделили на натурализм и импрессионизм. Но, реализму удалось выжить и он пользуется популярностью даже в современной живописи.

Годы: 1800 — 1880.
Вильям Бугро, Гюстав Курбе, Жан-Франсуа Милле.

Импрессионизм

«Впечатление. Восходящее солнце». Клод Моне. 1872 год.

Импрессионизм возник во Франции, это понятие ввел Луи Леруа. Импрессионисты которые работали в этом стиле, хотели поймать секундное впечатление от каждого предмета или мгновения, рисовали прямо здесь и сейчас, невзирая на форму и смысл. Картины демонстрировали исключительно позитивные и светлые моменты и мгновения. Но позже на этой почве среди импрессионистов начались разногласия, со временем появились мастера, которые могли впечатляться социальными проблемами, голодом, болезнями. Тем не менее, импрессионизм — добрый и позитивный стиль живописи, который показывает хорошие и яркие моменты.

Годы: 1860 — 1920.
Клод Моне, Эдуард Мане, Эдгар Дега.

Постимпрессионизм

«Автопортрет в серой фетровой шляпе III». Винсент Ван Гог. 1887 год.

Постимпрессионизм вобрал в себя множество различных стилей и техник. Европейские мастера со свежими взглядами на живопись зарождали новые течения и активно пытались отойти от надоевшего тогда импрессионизма и реализма.

Годы: 1880 — 1920.
Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Родерик О’Конор.

Пуантилизм

«Рио Сан Тровазо. Венеция». Анри Эдмон Кросс. 1904 год.

Пуантилизм (point — точка) — Стилистическое направление в живописи, которое является тем же импрессионизмом, только в другой оболочке. Вместо рваных мазков, использовались точечные или прямоугольные формы. Так же, художники отказались от смешивания цветов на палитре, вместо этого, на полотно накладывались чистые цвета и смешивались уже непосредственно на самом полотне не соприкасаясь друг с другом.

Годы: 1885 — 1930.
Анри Эдмон Кросс, Жоржа Сёра, Поль Синьяк.

Модернизм

«Бабочки вблизи». Одилон Редон. 1910 год.

Модернизм — общая характеристика всех жанров и стилей в живописи 1850 — 1950 годов. Включает в себя такие направления в живописи — импрессионизм, экспрессионизм, нео- и постимпрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм, абстрактное искусство, дадаизм, сюрреализм и многие другие. Существование этих стилей знаменует полный уход изобразительного искусства от академизма. После ухода от академизма, стало практически невозможно уследить за всеми течениями и стилями которые формировались и формуются до сих пор.

Годы: 1850 — 1950.
Сальвадор Дали, Казимир Малевич, Огюст Ренуар и многие другие.

Академизм

Академизм – направление в искусстве, которое следует правилам и обычаям античности и эпохи Возрождения. Академизм стремится навязать четкие устои и грани, исключает фантазию и творческий полет. Вместо этого, упор делается на совершенствование недостатков, «шероховатости» природы — скрывать либо устранять. Улучшать действительность в сторону красивого восприятия — вот суть академизма. Сюжеты зачастую берутся из античной мифологии, так же используются библейские и исторические мотивы.

Годы: 1500 — сегодня.
Карл Брюллов, Уильям Бугро, Фёдор Бруни.

Примитивизм

«В кухне» Эпифаний Дровняк. 1940~ год.

Примитивизм – умышленное упрощение картины до такой степени, чтобы она выглядела так, как будто это работа ребенка. Различные народные рисунки и иллюстрации можно отнести к примитивизму. Только на первый взгляд картины выглядят простыми и нелепыми. Но если приглядеться, то можно увидеть правильные пропорции и соблюдение правил горизонта и композиции. Большинство известных мастеров примитивизма и наивного искусства были большими поклонниками истории своего народа и его культуры. Именно поэтому все их картины насыщенны колоритом той местности, в которой они проживали. Сегодня этот жанр преобразовался в наивное искусство, часто с примесью символизма. Это связано с тем, что современный зритель не готов воспринимать примитивизм в его чистом виде.

Годы: 1900 — сегодня.
Эпифаний Дровняк, Анри Руссо, Нико Пиросманишвили.

Кубизм

«Сидящая женщина в голубом платье». Пабло Пикассо. 1939 год.

Кубизм является направлением модернизма, зачастую используется по отношению к живописи и изобразительному искусству. Мастера разбивали свои сюжеты на геометрические формы, придавая каждому уникальному элементу — свой плотный сектор.

Годы: 1906 — 1925.
Пабло Пикассо, Фернан Леже, Робер Делоне.

Сюрреализм

«Постоянство памяти». Сальвадор Дали. 1931 год.

Сюрреализм — смешивание сна с реальностью. В этом стиле деятели искусств освобождали свои сны наружу, смешивая образы из реальной жизни друг с другом, совмещая несовместимое. Так же, затрагивались личные темы сновидений — страхи, тайные желания, бессознательные фантазии, комплексы. Все то, что человек может видеть в своих снах. Сегодня сюрреалисты копируют внешнюю оболочку, используя только красивые формы, не вселяя в них тот смысл, который был свойственен мастерам прошлого.

Годы: 1920 — сегодня.
Сальвадор Дали, Макс Эрнст, Рене Магритт.

Абстракционизм

«Желто красно голубое». Василий Кандинский. 1925 год.

Абстракционизм — направление в искусстве, где произошел отказ от изображения действительности и правильности форм. Главная цель состоит в том, чтобы изобразить множество разноцветных форм, которые вместе смогут рассказать о сюжете картины. Родиной абстракционизма принято считать Россию и Америку.

Годы: 1910 — сегодня.
Василий Кандинский, Казимир Малевич, Пит Мондриан.

Экспрессионизм

«Крик». Эдвард Мунк. 1893 год.

Экспрессионизм ставит перед собой одну единственную задачу, передать то, что чувствовал автор картины в момент ее написания. Художники в этом стиле хотят выразить себя и свои чувства, именно поэтому экспрессионизм является антиподом импрессионизма, в котором упор ставится на выражении сугубо внешней оболочки. Экспрессионистам характерна склонность к мистике, пессимизму и унынию.

Годы: 1890 — сегодня.
Эгон Шиле, Карл Ойген Кель, Ежи Хулевич.

Поп-арт

«Зелёные бутылки кока-колы». Энди Уорхол. 1962 год.

Поп-арт Современный стиль в искусстве, использующий символы массовой культуры и продукты широкого потребления. Манипулировать и комбинировать объекты помогали современные технологии, из-за этого поп-арт часто подвергался критике со стороны сторожил старой школы. Со временем поп-арт поглотил многие направления в живописи.

Годы: 1950 — 1980.
Энди Уорхол, Хокни Дэвид, Роберт Раушенберг.

Минимализм

«Gran Cairo». Фрэнк Стелла. 1962 год.

Минимализм должен сводить к минимуму вмешательство автора в окружающую среду. Минимализм обозначает лишь самые важные моменты. Истоками лежит в конструктивизме, супрематизме, дадаизме. Является очень спорным жанром живописи, в связи с чересчур минималистическими взглядами некоторых авторов этого стиля. Сегодня минималистичиские направления в живописи трансформируются чрезвычайно быстро.

Годы: 1960 — сегодня.
Фрэнк Стелла, Карл Андре, Сол Ле Витт.

Гиперреализм

«Фрукты». Жак Боден. 2016 год.

Гиперреализм появился в связи с популяризацией фотографии, деятелям искусства было интересно посоревноваться с фотографами. Гиперреалисты создают альтернативную реальность, реалистичную иллюзию.

Годы: 1970 — сегодня.
Гноли, Герхард Рихтер, Делкол.

Вот и все направления в живописи

Это все что я могла и хотела сказать на эту тему 😉 На самом деле, направлений в живописи намного больше, и они непредумышленно разрабатываются буквально каждый день. В этой статье я хотела рассказать о самых популярных и влиятельных. Если вам понравился материал, поделитесь им в социальных сетях, давайте развивать искусство вместе. Спасибо всем за поддержку!


Живопись – вид изобразительного искусства, заключающийся в создании картин, живописных полотен, наиболее полно и жизнеподобно отражающих действительность .

Произведение искусства, выполненное красками (масляными, темперными, акварельными, гуашевыми и др.), нанесенными на какую-либо твердую поверхность, называется живописью. Главное выразительное средство живописи - цвет, его способность вызывать различные чувства, ассоциации, усиливает эмоциональность изображения. Необходимый для живописи цвет художник обычно составляет на палитре, а затем превращает краску в цвет на плоскости картины, создавая цветовой порядок - колорит. По характеру цветовых сочетаний он может быть теплым и холодным, веселым и грустным, спокойным и напряженным, светлым и темным .

Образы живописи очень наглядны и убедительны. Живопись способна передавать на плоскости объем и пространство, природу, раскрывать сложный мир человеческих чувств и характеров, воплощать общечеловеческие идеи, события исторического прошлого, мифологические образы и полет фантазии .

В отличие от живописи как самостоятельного вида изобразительного искусства, живописный подход (способ) может использоваться и в других его видах: в рисунке, графике и даже в скульптуре. Сущность живописного подхода заключается в изображении объекта во взаимосвязи с окружающей его пространственной световоздушной средой, в тонкой градации тональных переходов .

Многообразие объектов и событий окружающего мира, пристальный

интерес к ним художников привели к возникновению на протяжении XVII -

XX вв. жанров живописи: портрета, натюрморта, пейзажа, анималистического, бытового (жанровая живопись), мифологического, исторического, батального жанров . В произведениях живописи может встречаться сочетание жанров или их элементов. Например, натюрморт или пейзаж могут удачно дополнять портретное изображение .

По техническим приемам и используемым материалам живопись можно разделить на следующие виды: масляная, темперная, восковая (энкаустика), эмаль, клеевая, водяными красками по сырой штукатурке (фреска) и др. В некоторых случаях трудно бывает отделить живопись от графики. Произведения, выполненные акварелью, гуашью, пастелью, могут относиться и к живописи, и к графике.

Живопись может быть однослойной, выполняемой сразу, и многослойной, включающей подмалевки и лессировки, наносимые на просохший красочный слой прозрачные и полупрозрачные слои краски. Этим достигаются тончайшие нюансы и оттенки цвета .

Важными средствами художественной выразительности в живописи являются, кроме цвета (колорита), пятно и характер мазка, обработка красочной поверхности (фактура), валеры, показывающие тончайшие изменения тона в зависимости от освещения, рефлексы, появляющиеся от взаимодействия лежащих рядом цветов .

Построение объема и пространства в живописи связано с линейной и воздушной перспективой, пространственными свойствами теплых и холодных цветов, светотеневой моделировкой формы, передачей общего цветового тона полотна . Для создания картины, кроме цвета, необходимы хороший рисунок и выразительная композиция. Художник, как правило, начинает работу над полотном с поиска наиболее удачного решения в эскизах. Затем в многочисленных живописных этюдах с натуры он

прорабатывает необходимые элементы композиции. Работа над картиной может начинаться с выполнения рисунка композиции кистью, подмалевка и

непосредственно написания полотна теми или иными живописными средствами. Причем даже подготовительные эскизы и этюды порой имеют самостоятельное художественное значение, особенно если принадлежат кисти известного живописца . Живопись очень древнее искусство, прошедшее на протяжении многих веков эволюцию от наскальных росписей палеолита до новейших течений живописи XX в. Живопись обладает широким кругом возможностей воплощения замысла от реализма до абстракционизма. Огромные духовные сокровища накоплены в ходе ее развития. В античную эпоху возникло стремление к воспроизведению реального мира таким, каким его видит человек. Это вызвало зарождение принципов светотени, элементов перспективы, появление объемно-пространственных живописных изображений. Раскрылись новые тематические возможности отображения действительности живописными средствами. Живопись служила для украшения храмов, жилищ, гробниц и других сооружений, находилась в художественном единстве с архитектурой и скульптурой .

Средневековая живопись была преимущественно религиозного содержания. Она отличалась экспрессией звучных, в основном локальных цветов, выразительностью контуров.

Фон фресок и картин, как правило, был условным, отвлеченным или золотым, воплощающим в своем таинственном мерцании божественную идею. Значительную роль играла символика цвета .

В эпоху Возрождения ощущение гармонии мироздания, антропоцентризм (человек в центре вселенной) отразились в живописных композициях на религиозные и мифологические темы, в портретах, бытовых и исторических сценах. Возросла роль живописи, выработавшей научно обоснованную систему линейной и воздушной перспективы, светотени .

Появляется абстрактная живопись, которая ознаменовала отказ от изобразительности и активное выражение личного отношения художника к миру, эмоциональность и условность цвета, утрированность и геометризацию

форм, декоративность и ассоциативность композиционных решений.

В XX в. продолжается поиск новых красок и технических средств создания живописных произведений, что несомненно приведет к появлению новых стилей в живописи, но масляная живопись по-прежнему остается одной из самых любимых техник художников .