Почему не общались братья соломины. Виталий vs юрий соломины. Обучение и начало актерской карьеры

Обаяние Виталия Соломина на сцене и на экране не имело предела, но в жизни он устанавливал жесткие правила для себя и для других, в том числе самых близких

В 1966 году 17-летняя ленинградская студентка Маша Леонидова вместе с мамой взахлеб, как и вся советская страна, смотрела фильм «Женщины». Несмотря на название, там была важная мужская роль: сын, решивший вопреки авторитарной матери жениться на женщине с «незаконным» ребенком «Вот бы тебе, Маша, такого мужа – серьезного и надежного», - сказала мама и напророчила дочке судьбу.

Сила в брате

Юрий и Виталий Соломины – нечастое явление в нашем кинематографе. Родственниками в искусстве нас не удивишь, но, чтобы два родных брата из глубокой провинции стали любимцами избалованного актерами СССР, - такие случаи можно пересчитать по пальцам одной руки. У каждого в послужном списке роли, названные культовыми. Юрия Соломина любят за фильмы «Адъютант его превосходительства», «Инспектор уголовного розыска», «Обыкновенное чудо», «Хождение по мукам». Фильм «Дерсу Узала » (реж. Акира Куросава ) с его участием в 1975 году получил «Оскар».

Виталия оценили сразу после «Женщин» и «Старшей сестры». Потом были «Сибириада» (реж. Андрей Кончаловский , Специальный Гран-при Каннского фестиваля), «Искренне ваш…», неувядающая «Зимняя вишня», но больше всего зрители обожают Соломина – доктора Ватсона.

Были фильмы, где братья играли вместе – например, легкая «Летучая мышь» и драматическая «Даурия», которая снималась как раз в их родных местах, недалеко от Читы.

Юрий старше брата на шесть с половиной лет. Вместе с отцом он шел по сугробам забирать пацанчика, родившегося 12 декабря 1941 года, из больницы. Хоть война и была далеко, но жилось трудно. Родители, Мефодий Викторович и Зинаида Ананьевна , были педагогами по музыке и мотались по всей области, подрабатывая где только можно.


Юрий с детства хорошо читал стихи, занимался во Дворце пионеров. Из младшего мать мечтала сделать пианиста. Виталик занятия ненавидел, но вот любовь к музыке и мечту поставить музыкальный спектакль, не оперетту, а серьезную вещь, пронес через всю жизнь. Мечту он воплотил к 60 годам, и на этом спектакле его сразил смертельный инсульт.

Первым поступать в Москву уехал Юрий. Красивый талантливый юноша был принят в «Щепку», а оттуда ему была прямая дорога в Малый театр, тем более, к нему очень благосклонно отнеслись «старики». Виталий долго колебался, что же выбрать: у него были заметные успехи в спорте, а выступать со стихами он не любил. Но то ли вслед за братом, то ли, посмотрев фильм «Судьба человека», он решил показаться выездной комиссии, которая приехала в Читу в поисках молодых талантов. Младший Соломин понравился и уехал поступать – тоже в «Щепку». Помогал ему готовиться уже опытный Юрий.

Правила для жены

В Москве Виталию было неуютно, он ни с кем не сближался. Особенно его удивляла праздная жизнь столичной «золотой молодежи». Так бывает – от чего зарекаешься, на том и обожжешься. Он влюбился в студентку Щукинского училища Наталью Рудную , дочку писателя. Они поженились, но семейная жизнь не походила на ту, которую запланировал себе юный Соломин: горячий ужин, неторопливые беседы за столом и обязательно двое детей. Наташа проводила время на вечеринках. Брак быстро распался, а Соломин дал себе зарок не жениться 10 лет.


Но в самом конце 60-х режиссер Петр Тодоровский запускается с фильмом «Городской романс». К большеглазой и очень трогательной студентке текстильного института Маше Леонидовой подошли прямо на ленинградской улице и предложили сниматься в кино. И Маша робко попросила, чтобы на мужскую роль попробовали Виталия Соломина, того самого, из фильма «Женщины». Кстати, это был чуть ли не единственный случай, когда Соломина на роль не утвердили, снимался Евгений Киндинов . А вот Маша осталась в жизни Виталия навсегда.

Встречались они нечасто – жили в разных городах. Но встречи были незабываемыми: цветы, рестораны. Маша не знала, что ее кавалер тратит на это чуть ли не все, что зарабатывает. В конце концов они поженились. Причем начало семейной жизни было совсем непохоже на все предыдущее. Соломин вырвался из Москвы на несколько дней и просто предложил Маше зайти в загс. Когда молодая жена провожала Виталия, уже на вокзале он сказал: «Дай слово, что в кино ты больше сниматься не будешь». Год они ездили друг к другу в «гости».


Соломин считал, что молодая красивая женщина на съемочной площадке – это слишком большой соблазн, и он хорошо выучил уроки своего первого брака. Маша же с радостью согласилась сделать так, как хочет любимый. Лишь изредка ей все-таки удавалось оказаться на съемочной площадке. Вместе с мужем она играла в «Сильве» и в одной из серий о Шерлоке Холмсе.

Мария Антониновна поступила так, как мечтал Виталий: ее работа никогда не мешала семье. Она родила ему двух прекрасных дочек. Авторитет Виталия Мефодьевича был настолько беспрекословным, что она сама чувствовала себя ребенком по сравнению с мужем


Не все в их семье всегда было идеально. Наступил период, когда Соломин замкнулся в себе и в уединении писал дневник, который вел всю жизнь и в котором беспощадно судил себя за свои поступки. Мария поняла, что у него кто-то появился. Она собралась с силами и предложила супругу сделать выбор. Каково это было для женщины, которая жила за мужем как за каменной стеной? Два дня она мучительно ждала ответа, и наконец Виталий объявил, что он остается в семье.

Как рассказывала сама Мария Антониновна, «прощать» мужа ей пришлось дважды. Молва приписывает Соломину романы с красавицами Малого театра – Еленой Цыплаковой и Светланой Амановой . Но, что бы там ни было, семья сохранилась. Их брак продлился 30 лет. Соломин был прекрасным отцом и дедушкой, настоящим хозяином. Успел построить дачу, оборудовал там мастерскую и сам учил внука Кирилла столярничать.

«К вам Александр Андреич Чацкий»


Многие задаются вопросом, как уживались в одном театре два незаурядных брата Соломина. Наверное, не всегда просто, они были очень разные, и внешне, и по характеру. Но, как свидетельствует близкий друг Виталия Василий Ливанов , никогда младший не сказал ни одного плохого слова о старшем. Жена Виталия Соломина вспоминала, что в первые годы семейной жизни слышала от мужа только восхищенные отзывы о брате.

Другое дело, что Малый театр – один из самых консервативных, и Виталию Соломину не всегда нравились роли, которые ему предлагали. В 34 года он, казалось, дождался своего звездного часа. На его Чацкого , который в начале «Горя от ума» вылетал на заслуженную сцену, шлепался, раскидывал валенки и поправлял на носу «ленноновские» очки, валила вся Москва. Но потом опять наступил перерыв.

В 1986 году Виталий Соломин даже ушел из Малого в Театр им. Моссовета. И что интересно – как только художественным руководителем «Дома Островского » стал Юрий Мефодьевич, тут же вернулся. Правда, Соломин-старший не скрывал, что большую роль в этом сыграла мама, Зинаида Ананьевна, которая высоко ценила Юрия и верила, что он точно знает, как лучше.

Смерть на сцене

Судьба подарила Соломину роль доктора Ватсона. Но это не роль, которая сделала его знаменитым, это он сделал ее знаменитой. Ни в одном фильме про великого сыщика до той поры не было такого яркого Уотсона (Ватсона).

Кстати : В самом начале съемок Василий Ливанов немного «загулял». Соломин, которого это возмутило, предложил на главную роль своего партнера по Малому театру – Бориса Клюева . Было даже отснято несколько сцен. Потом Клюев сыграл эпизодическую роль Майкрофта Холмса .


Соломина не хотели утверждать, говоря, что Ватсон не может быть рыжим и курносым. Но режиссер Игорь Масленников предъявил «экспертам» фотографию Конан-Дойла , и те были вынуждены замолчать.

Ливанов и Соломин, не сошедшиеся поначалу, постепенно стали задушевными друзьями. Дружили не только они, но их жены и дети. Соломин, который многим казался замкнутым, нелюдимым, человеком, который действительно мог пройти не поздоровавшись, был очень щедрым для тех, кого он любил. Он мог устроить для своих театральных единомышленников Новый год с елкой и подарками в апреле. На юбилей пригласил только самых близких – и таких набралось 300 человек. Хотя большинство его друзей не были артистами. Среди них было много врачей.


Как раз они предупреждали Виталия Мефодьевича, чтобы тот серьезно занялся своим здоровьем. Соломина с молодости мучила гипертония. Но актер отмахивался, а жене вообще запрещал разговоры на эту тему.

В последние годы жизнь буквально улыбалась ему: он много снимался, а в театре разрешили поставить мюзикл «Свадьба Кречинского ». В этом спектакле Соломин исполнял главную роль, пел, танцевал, в свои почти 60 садился с размаху на шпагат. Часто в антракте ему делали укол, чтобы сбить давление. Но 24 апреля 2002 года он доигрывал первый акт уже полупарализованным. До сих пор те, кто был в этот вечер вместе с ним на сцене, не могут понять: как же он все-таки сумел договорить слова роли. Затем его увезли в Институт Склифосовского.

Юрий Мефодьевич с горечью вспоминал: «Я, как художественный руководитель театра, был вынужден выйти к зрителям, сказать, что мы не можем доиграть спектакль, и предложить желающим вернуть деньги. Больше половины выстроились в очередь к кассе». Этого актер и режиссер до сих пор не может понять.

Виталий Соломин боролся за жизнь еще 34 дня. Ему сделали операцию. Иногда он приходил в сознание, и тогда, казалось, все еще поправимо. Но 27 мая 2002 года его не стало.

«Я видел его вживую два раза, и ни я его не узнал, ни он меня. Потом стало понятно, что это был брат дедушки, но общения у нас никакого не было», – рассказал Кирилл. Раньше братья хорошо общались, ходили друг к другу в гости. После того, как их мама Зинаида Ананьевна ушла в мир иной, они перестали поддерживать связь. Женщина всю жизнь пыталась сблизить двух сыновей, часто приглашала их на семейные праздники.

capelino.com

«Они общались, когда была бабушка жива. Ходили друг к другу в гости, Юра к нам приходил: один и с семьей», – рассказала дочка Виталия Соломина, Елизавета.


1tv.ru

Сам Юрий Мефодьевич утверждает, что они с братом никогда не соревновались и не завидовали друг к другу. Всем хватало ролей в фильмах. Виталию Соломину было под силу играть комедийных персонажей, а Юрию – драматических. Вся страна любила актеров и никогда не сравнивала их. Каждый смог внести свой вклад в отечественный кинематограф.


trust.ua

«Виталий – он несерьезный человек. Когда он что-то говорил серьезно, всегда казалось, что несет какую-ту «пургу» сознательно. Вот эта готовность к улыбке, – она давала ему определенный шарм и обаяние. Его старший брат – артист драматический, у него с комедией сложнее», – подытожил Андрей Кончаловский.

Очень жаль, что в этой жизни, братья так и не смогли помириться.

Визитная карточка актера Виталия Соломина – сдержанно-серьезный доктор Ватсон. Почти всегда он был таким же и в реальной жизни. Но иногда он выпускал на волю гусарскую часть своей души и тогда случался пир на весь мир – банкеты с друзьями, горы цветов жене и феерверк добрых розыгрышей.

У этого актера была яркая и насыщенная творческая биография, и несколько десятков запоминающихся ролей. Первую славу актеру принесла картина «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Затем были «Зимняя вишня», «Летучая мышь», «Сильва».

Детство и юность

Родился Виталий Соломин 12 декабря 1941 года в Чите, в творческой семье. Отец Мефодий Соломин и мама Зинаида Рябцева преподавали музыку, и старались эту любовь передать сыновьям. В семье уже подрастал старший сын Юрий. Благодаря родителям, Виталий быстро освоил премудрости игры на фортепиано, его отдали в музыкальную школу чтобы продолжить обучение. Виталий не любил этот инструмент, но спорить с родителями не стал. Его любимым занятием было чтение, из авторов мальчик предпочитал Конан Дойля, которым зачитывался долгими зимними вечерами, сидя у печки.

Вскоре родители поняли, что музыкант из сына не получится, и разрешили ему заниматься тем, чем он хочет. Парень увлекся спортом, и был записан во все кружки, которые смог найти в родном городе. Он одновременно ходил на волейбол, баскетбол, легкую атлетику и гимнастику. Но предпочтение все же отдавал боксу.

После окончания школы в 1959-м, Виталий принимает решение отправиться в Москву, и попробовать свои силы в театральное училище им.Щепкина, которое в свое время закончил его брат . Удача была на стороне молодого симпатичного абитуриента, и он пополнил ряды студентов. Его преподавателем стал Николай Анненков, а в сокурсники судьба послала Виталию и .

Одной особенностью Виталия Соломина был поразительный максимализм, из-за которого он чуть не бросил училище после первого года обучения. Будущий артист привык получать только отличные отметки, и когда ему поставили 4, то хотел даже бросить учебу.

Театр

Но все-таки здравый смысл победил, и юноша продолжил учебу в театральном вузе. Дебют Виталия Соломина на сцене театра состоялся еще на втором курсе обучения. Его пригласили в Малый театр, для участия в постановке «Твой дядя Миша». После получения диплома «Щепки» Соломина принимают в труппу этого театра. В его репертуаре были в основном классические образы – Чацкий, Астров, Хлестаков, Протасов. В 70-е годы у Соломина появился интерес к режиссерской деятельности. Он выпустил спектакли «Живой труп» и «Мой любимый клоун», которые пришлись по вкусу его поклонникам.


Виталий Соломин служил не только в Малом театре, одно время он выходил на сцену Театра им.Моссовета. Поклонники артиста помнят его прирожденный талант чтеца, особенно проявившийся во время записи романов «Похождения отца Брауна» и «Слово о полку Игореве».

Фильмы

Кинематографическая биография Виталия Соломина стартовала с картины «Улица Ньютона, дом 1», в которой он стал филологом Боярцевым. Это была эпизодическая роль, давшая начинающему артисту первый опыт работы на съемочной площадке. Потом Виталия позвали в ленту под названием «Женщины», в котором ему пришлось стать Женей – сыном центральной героини. После этой роли об актере Виталии Соломине заговорили.

А вот всесоюзная слава накрыла артиста после того, как он стал лучшим помощником Шерлока Холмса – доктором Ватсоном в ленте «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Роль Холмса досталась , и он отлично вписался в этот образ. Первая двухсерийная картина вышла в 1979-м. Потом режиссеру Игорю Масленникову захотелось продолжить приключения двух сыщиков, и он снял еще четыре ленты, в которых было по несколько серий. Дуэт Ливанова и Соломина принимал участие в экранизации двенадцати рассказов известного писателя.

Именно советский фильм с главными персонажами, мастерски воплощенными в жизнь Соломиным и , считается самым лучшим из всех, что были сняты по произведениям Конан Дойля. В знак благодарности и признания мастерства актеров, в Москве, рядом с посольством Великобритании был установлен памятник великому сыщику и его бессменному помощнику. При пристальном рассмотрении лиц и фигур этих двух персонажей, можно увидеть, что они являются точной копией актеров, так талантливо изобразивших их на экране.

Еще одним знаковым фильмом в карьере актера Виталия Соломина стала «Зимняя вишня». Его персонаж очень неоднозначный и каждый зритель воспринимает его по-своему. В этой ленте Виталий стал Вадимом Дашковым, женатым любовником главной героини. Персонаж вроде бы отталкивающий, но в исполнении Соломина он получился не таким уж и плохим. Картина нашла своего зрителя, особенно понравилась женской половине зрительской аудитории. Было принято решение снять продолжение, и с интервалом в пять лет вышло еще два сезона полюбившейся истории.

Не менее интересными были работы Соломина в картинах «Сильва» и «Летучая мышь», снятых режиссером Яном Фридом. Эти ленты помогли актеру продемонстрировать всем свой комический талант, благодаря которому истории смотрятся на одном дыхании.

Личная жизнь

В жизни Виталия Соломина было два официальных брака. Первый раз он женился на актрисе Наталье Рудной. Их знакомство состоялось в 1962-м, во время студенческой постановки, а в 1963-м они поженились. Очень скоро их семейная жизнь разладилась, и молодые люди развелись. После бракоразводного процесса Соломин решил, что больше не будет жениться никогда.


Прошло несколько лет, и Виталия пригласили на пробы в картину «Городской романс». Среди приглашенных на кастинг была и Мария Леонидова, которая училась в текстильном институте. Ассистенту режиссера очень понравилась эта девушка, случайно встреченная на улице, и он позвал ее пройти отбор в кино. Виталию Соломину не удалось попасть в этот проект, а вот девушка ему очень понравилась. Так в 1970-м его личная жизнь полностью изменилась – молодые люди расписались. В 1973-м в семье родилась дочка Анастасия, в 1984-м еще одна дочка Елизавета. Лиза продолжила дело отца и стала актрисой и продюсером. Замужем за режиссером Глебом Орловым.

Соломин был сдержанным и серьезным человеком, но иногда мог устроить настоящий праздник души, особенно посреди обычных будничных дней. Однажды он придумал организовать новогодние праздники в разгар весны.

Причина смерти

Виталий Соломин долгие годы жаловался на гипертонию. Обострение болезни случилось 24 апреля 2002-го, во время постановки «Свадьба Кречинского». Еще с самого утра актер почувствовал неладное, у него сильно кружилась голова и совершенно не было сил. Но он был настоящим актером, и даже не представлял, что может стать причиной отмены спектакля. Он сумел продержаться только первый акт, и потерял сознание. Уносить актера пришлось на руках. Медики поставили неутешительный диагноз – инсульт, и начали борьбу за его жизнь. В течении месяца доктора пытались улучшить состояние актера, но почти все время он был в коме.

Фото: Могила Виталия Соломина

Соломин часто повторял, что хотел бы уйти из жизни как Мольер или , то есть, как настоящие артисты, на сцене. Наверное, где-то в небесной канцелярии его слова были услышаны, потому что на сцену он больше не вернулся. Виталия Соломина не стало 27 мая 2002 года. Местом вечного упокоения стало Ваганьковское кладбище столицы.

Избранная фильмография

  • 1963 - Улица Ньютона, дом 1
  • 1967 - Бабье царство
  • 1972 - Последние дни Помпеи
  • 1979 - Шерлок Холмс и доктор Ватсон
  • 1979 - Летучая мышь
  • 1981 - Сильва
  • 1982 - Пиковая дама
  • 1982 - Бой на перекрёстке
  • 1983 - Возвращение с орбиты
  • 1985 - Зимняя вишня
  • 1991 - Рогоносец
  • 1996 - Тесты для настоящих мужчин
  • 2001 - Остановка по требованию
  • 2003 - Пан или пропал

Ссылки

  • Капризы доктора Ватсона. Настоящее лицо Виталия Соломина

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Любимец публики, талантливый актёр, трепетный и галантный на экране... Почему же обаятельного Ватсона называли Каменнным Цветком?

Самыми известными работами Виталия Соломина стали роли в фильмах «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Зимняя вишня», «Летучая мышь», «Сильва» и др. Обаятельный, восторженный и добродушный на экране, в жизни он был совсем другим. Его друзья и близкие утверждают, что за кадром он часто был угрюмым, замкнутым, бескомпромиссным и жестоким. Правда, таким же застенчивым, как и во многих своих фильмах.

Юрий и Виталий Соломины

Говорят, из-за непростого характера у Виталия Соломина даже был конфликт с родным братом, не менее известным актером Юрием Соломиным. Во всех интервью Юрий отказывался говорить о брате. Их семьи не общаются друг с другом. Зрители постоянно сравнивали братьев, хотя поводов для зависти или конкуренции между ними никогда не возникало – оба были в равной степени талантливы, успешны и популярны.

Виталий Соломин в фильме *Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона*

Андрей Кончаловский говорит, что Виталий Соломин был интровертом и испытывал трудности в общении. За это он и получил от него прозвище Каменный Цветок. Когда доктору Ватсону нужно было по сценарию поцеловать героиню, процесс застопорился – Соломин не мог преодолеть стеснение. Возможно, именно благодаря двойственности характера актеру одинаково хорошо удавались и комедийные, и драматические роли.

Виталий Соломин в роли доктора Ватсона

Василий Ливанов и Виталий Соломин

Ролью, которая принесла актеру всесоюзную популярность, стала роль доктора Ватсона. Поначалу у Виталия Соломина и Василия Ливанова на съемочной площадке отношения не ладились – оба отличались твердостью характера и упрямством, оба исполняли главные роли в фильме и считали нужным объяснять режиссеру и друг другу свое видение тех или иных сцен. Но в процессе съемок они превратились в настоящий творческий тандем, и после этого их самих и членов их семей связывали теплые дружеские отношения. Василий Ливанов признается: «В отношении к жизни мы совпадали очень во многом. Виталий делился со мной глубоко личными переживаниями, и я думаю, он ни с кем больше этими переживаниями не делился».

Виталий Соломин в фильме *Летучая мышь*, 1978

Виталий Соломин с женой Марией Леонидовой в фильме *Сильва*, 1981

Почти всю жизнь прожив с одной женщиной – Марией Леонидовой, актер все же не отличался постоянством. Жена признается, что дважды ей пришлось прощать его измены. Во многом актер повторил судьбу своего героя из «Зимней вишни»: он тоже влюбился, будучи женатым, и тоже так и не решился уйти из семьи. У Соломина было два бурных романа с актрисами. Жена не только прощала, но и оправдывала мужа: говорила, что это было для него источником вдохновения.

Виталий Соломин с семьей, 1985

Кадр из фильма *Зимняя вишня*, 1985

При этом Соломин не умел демонстрировать свои чувства, особенно на людях. В семье был требовательным, категоричным и бескомпромиссным, диктовал свои условия и ожидал беспрекословного подчинения. Он настоял на том, чтобы его жена оставила актерскую профессию. Причем это условие он поставил, когда делал предложение. «Зарабатывать деньги, устраивать быт считалось его обязанностью. А моей – сделать так, чтобы всем членам семьи дома было хорошо. У нас был домострой, но по обоюдному согласию», – признается Мария. А однажды, когда жена после работы задержалась за разговором с подругой и не предупредила об этом, Соломин спустил ее с лестницы и захлопнул дверь перед ее носом.

Виталий Соломин с семьей

Виталий Соломин с женой и детьми

Впрочем, требовательным актер был не только к близким, но в первую очередь к самому себе: страдая от повышенного давления, Соломин не щадил себя и до последних дней выходил на сцену. В его последнем спектакле «Свадьба Кречинского» он пел, плясал и даже садился на шпагат! Он говорил, что мечтает умереть на сцене, как Андрей Миронов. К сожалению, почти так и произошло. 24 апреля 2002 г. актер едва смог доиграть первый акт, а в антракте его унесли со сцены на руках. Врачи диагностировали инсульт, около месяца Соломин пролежал в больнице и 27 мая скончался.

Народный артист России Виталий Соломин

В новогодние каникулы показывают многие славные советские фильмы. Вот и двухсерийная музыкальная кинолента «Летучая мышь» (Ленфильм, 1979, реж. Ян Фрид) пришлась весьма кстати. Юрий и Виталий Соломины, замечательные Максакова и Удовиченко, Шурик – Александр Демьяненко в эпизодической роли, Филиппов, Ольга Волкова (стрельба глазами), Олег Видов, еще не эмигрировавший в Штаты, Весник, Дмитриев, Светин…

Фальк - в "Летучей мыши"

Многих из этого великолепного актерского ансамбля уже нет с нами. Как и одного из главных героев ленты – Виталия Мефодьевича Соломина. Жизнь мне подарила две встречи с этим глубоким человеком и актером. В прошлом декабре ему бы исполнилось 70 лет…

***
Когда я договаривался об интервью с Виталием Соломиным (это было самое начало мая 1999 года), он предложил мне приехать рано утром в аэропорт, где собирался проводить Ирину Розанову, игравшую у него и вместе с ним в антрепризном спектакле «Сирена и Виктория» (обкатка до премьеры в Москве). Дело в том, что гримерку Ирины накануне, во время спектакля в латвийском Художественном театре, в антракте навестил вор под видом электрика - к счастью, унес только деньги, но не документы… Поэтому Виталий Мефодьевич во избежание недоразумений решил проводить удрученную актрису на рейс лично. Мы проговорили некоторое время за чашкой кофе в аэропорту, проводили Ирину, и Соломин, поняв, что я настроен на серьезный разговор, пригласил меня продолжить его уже в гостиничном номере. Мы возвратились в Ригу и проговорили около двух часов. Предлагаю фрагменты нашей беседы, набранные мною по сохранившейся вырезке из рижской газеты «СМ». В Интернете, понятное дело, этого интервью до сих пор не было…

Proficinema.ru

НОВЫЕ РУССКИЕ

Виталий Мефодьевич, в отличие от антрепризных спектаклей, где обходятся одной тумбочкой или надувным матрацем для создания интерьера, у вас очень богатые декорации, не говоря уже о прекрасных актерах. Расписанные свисающие с потолка ткани, стол и кресла, которые по ходу действия « со смыслом» вдруг взмывают вверх…

Зритель соскучился по настоящим декорациям, расписанным задникам. У нас центральная героиня – «новая русская». Сама по себе тема для меня скучная. Мне совсем неохота разбираться, что это такое, кто это придумал. Но тем не менее мы попытались придумать, как может выглядеть квартира нувориша. Ведь по тексту наша новая русская живет почти на самой Красной площади. От буквальной символики – светящихся звезд на заднике – мы решили, в конце концов, отказаться. А для создания образа придумали парящие в воздухе стол и кресла – уж такого, наверное, точно ни у кого нет.

По ходу спектакля к тому же все постоянно пьют из кубков – разных, случайных. Я в жизни такого человека встречал, хотя подобный идиотизм есть везде, в любой стране. Когда деньги начинают главенствовать, все уродство и вылезает. А люди интеллигентные, ученые – они не приспособлены к этому. Поэтому когда одна из героинь пытается приспособиться, то сразу теряет в уровне, как, кстати, все уезжающие за границу.

Вот этот идиотизм есть и в спектакле, когда доктор наук стрижет фокстерьеров. Но у нашей новой русской, с ее природным нахальством и отсутствием образования и культуры, не все потеряно.

Хорошо, что вы не сделали ее полной идиоткой…

Так в этом смысл. Она становится чуть другой от общения с умными людьми. Это вселяет надежду. Поэтому нам надо всем напрячься и сделать такое же маленькое движение друг к другу. В этом весь смысл жизни. Тем более для России, когда сейчас всеми средствами воспитывается страх друг перед другом, враждебность, неуважение. Когда государство обманывает, постоянно оскорбляет народ, унижает его нищенством, озлобляет.

Но, к счастью, в отличие от вашего героя, вы фокстерьеров не стрижете…

Вообще, надо бы актеру национального театра нигде больше не работать, все силы отдавать лишь своему делу. Тем более, что впереди остаются считанные годы…

(Как страшно и пророчески это звучит сейчас! Заслуженный артист РСФСР и народный артист России Виталий Мефодьевич не скрывал горечи, обиды на театр и брата – художественного руководителя Малого театра – Авт.)

Юрий Соломин и Виталий Соломин rusactors.ru

Когда ты тридцать с лишним лет проработал в этом театре, у тебя должны быть определенные планы на несколько лет. Чтобы готовиться к серьезным ролям, чего, увы, не существует. Очень хочется сделать спектакль в Малом театре. Но два года на все мои предложения не отвечают. Никаким образом. Такое своего рода хамство. Но я в таком возрасте, что на них не обижаюсь.

Театр мне предложил поставить только один спектакль – «Свадьбу Кречинского» (Виталий Соломин скончался в Москве 27 мая 2002 года от инсульта, случившегося с ним 24 апреля на сцене в первом акте «Свадьбы Кречинского» - Авт.). Теперь два года опять стою, как будто мне 20 лет. Придется вернуться к тому, с чего начинал, - делать самостоятельную работу, вне планов, вне времени. Понимаю, что при этом не будут учитывать занятость актеров у меня, а может, и специально выдергивать их на другие спектакли. Ну, найду что-нибудь похитрее. Но мне очень не хочется искать деньги. Я уже этим занимался для того же «Кречинского» и для фильма…

- …«Охота»?

Да. Но думаю, что кончится все тем, что я найду деньги на спектакль, и тогда можно будет заняться плановой работой. У меня есть пьеса, которую я очень хочу поставить. Я не могу долго ждать, иначе по возрасту не сыграю в этом спектакле. Не буду называть автора, но он очень непростой. Я долго – лет 20 – к этому подбирался. А теперь уже знаю.

Перед тем, как я начинаю репетировать, у меня уже весь спектакль сочинен, я могу его рассказать, проиграть все роли, чтобы знать, как сделать, чтобы это было интересно, чем можно удивить в этой пьесе, найти то новое, из-за чего стоит ее делать.

Возвращаясь к антрепризе. Почему вы обратились именно к пьесе Галина?

Один пожилой режиссер, работавший в Александринке, ему сейчас 90 (это мой тесть), мне как-то посоветовал: «Виталик, обрати внимание, это хорошая пьеса!» Он до сих пор все пьесы читает и перелопатил, кстати, больше меня. Но я не очень люблю комедии, не смеюсь, когда их читаю. Мне и «Двенадцать стульев» не смешно – так дочитать и не смог.

Галина сперва тоже проскочил. Потом перечитал, стал перепроверять на близких. У жены, кстати, очень хороший вкус. Ей пьеса понравилась. Она мне сказала: «Я вначале так смеялась, а потом заплакала.» Вот это для меня было решающим. Тогда я в третий раз взялся за «Сирену и Викторию» и увидел, как можно все сделать, каких артистов пригласить, чтобы было не только смешно, но и со смыслом.

А вы не сомневались, когда приглашали на роль Ларису Удовиченко, прежде в театре никогда не игравшую?

Дело в том, что я работал с ней во многих кинофильмах. Не сомневался, что у нее получится. Хотя существует закономерность, что киноактеры, приходящие на работу в театр, тускнеют, теряются. Поэтому мы репетировали полгода, не спеша, пока Лариса все не прочувствовала. Но у нее самой есть вкус именно к Малому театру, ей нравится, как здесь говорят, как речь – она наполненная, не собачья, когда нет гласных. А в гласных весь смысл.

Лариса очень хотела сыграть на сцене и многое для этого освоила. Она и в кино необыкновенно индивидуальна – с романтической хрупкой внешностью и при этом весьма прагматична. Вот и в спектакле она очень расчетливо как актриса строит свою роль. Это редкое соединение – и лиричности, и комедийности, и даже фарсовости, что есть у нее и в киноработах. У Ларисы очень большой диапазон, и актрис такого плана очень мало.

Лариса Удовиченко и Виталий Соломин в фильме "Летучая мышь"

Повезло и с Розановой. Я никогда с ней не работал и очень рад тому, что вместе с продюсерской группой не ошибся. Ведь могут быть и глубина, и сила характера, а юмор отсутствовать. Ира владеет и тем и другим.

А как складываются ваши творческие, да и не только, отношения с Юрием Мефодьевичем – по-братски или?..

Об этом я не хотел бы говорить, потому что он как раз и является руководителем Малого театра.

Когда же было легче: когда брат был министром культуры или сейчас?

Мне все равно, кем он когда становится. Потому что я всю жизнь живу сам по себе, вообще ни от кого не завишу. Конечно, каждый актер мечтает, как женщина, чтобы его заметили. У меня были очень сложные отношения с Михаилом Ивановичем Царевым, который руководил Малым театром. Но он во мне видел актера-лидера. И, несмотря на конфликтные отношения, понимал, что Чацкого смогу сыграть только я. И срежиссировать, и сыграть. Он мне давал очень большую свободу. При нем, как ни странно, я почти весь свой репертуар сыграл.

ЗА ЧТО БОРОЛИСЬ?

Кадр из знаменитой "Зимней вишни"

Чернуха в жизни, в прессе. Не потому ли таким успехом пользуются старые советские фильмы? За что боролись? Не сожалеете о том, что стояли на баррикадах в 1991-м?

Да нет, это вообще не надо сравнивать. У нас было в принципе преступное государство. Оно сейчас, правда, тоже преступное, но в другом плане.

Поменяли шило на мыло?

Что значит поменяли? Это процесс. Вдруг никто никем не становится. Из этого нашего свинства надо выйти всем. И никакой дядя Ельцин или еще кто-то один никогда ничего не сделает.

Могут быть благоприятные или неблагоприятные условия, но все же от людей зависит. Нашего даже очень богатого человека, одетого хоть от Версаче, все равно в любой загранице отличишь. У нас у всех беспокойные глаза. Но это пройдет, надо только устоять. Вот Малый театр правильную политику ведет, сохраняет классику, и зрители возвращаются, приводят своих детей, чтобы они увидели настоящую пьесу, настоящих актеров, а не эти американские боевики с фокусами и фортелями.

Вам не предлагали заняться профессионально политикой?

Я не подаю для этого никаких сигналов и надежд. Это совсем не мое дело. Мне это неинтересно. Хотя я думаю, что у каждого в жизни может наступить такой момент, когда надо будет выйти на трибуну или баррикаду и сказать: ну, хватит! И в шею погонят этих всех как будто бы профессиональных политиков. Это же совершеннейшее безобразие! Жиреют, глаза сальные, хватают квартиры, миллионные счета за границей, виллы здесь и там. Не разбазарить бы то, что еще не разбазарено. Преступно расхватали всю страну, и несколько человек качают себе состояния!

Нужно ведь систему создать экономическую, чтобы не разваливать производство и не восстанавливать его. Теперь мы, как послевоенная Германия или Япония, имеем возможность сразу сделать огромный скачок. Не восстанавливать старое, а сделать все новое, ввести новые технологии. И мы сможем выскочить из этой ямы довольно быстро.

Когда становится особенно тяжело, многие обращаются к Богу. Скажите, а вы соблюдаете какие-то церковные каноны?

Я не крещен, такие времена были, когда я родился. А дети мои крещены. Их крестный – мой ближайший друг. Я очень этому рад, у меня появилась уверенность, что, даже если меня не будет, о моих детях есть, кому позаботиться.

Для себя я давно понял, что независимо от того, веришь ты или не веришь в Бога, христианам необходимо посещать церковь. Ведь из звериного состояния человечество способно выйти благодаря тем же десяти заповедям.

Так же в стране: нужно несколько законов, которые должны выполняться, даже если ты президент. Нельзя врать, что у дочери не строится дача на Николиной горе. Там же люди живут рядом, есть строители, наконец, я сам был там и видел. Это огромный участок с семиметровыми заборами. Человек, единожды совравши, своровавши, не может пользоваться доверием. Нельзя, например, чтобы люди из охраны лагерей ГУЛага повышались в чине и вдруг становились работниками ФСБ. Надо сказать, что партия, которая 70 лет возглавляла страну, - преступная партия! Ее нужно осудить, и она не должна существовать.

Шерлок Холмс и доктор Ватсон

А вы сами были коммунистом?

Нет, никогда, чем и горжусь. Меня и обрабатывали, и хотели, чтобы я вступил в партию: мол, ведущий актер театра не может быть беспартийным. Но я ушел от этого. Мне и звания заслуженного и народного присваивали потом значительно позже, чем другим актерам моего возраста.

Где вы чувствуете себя защищенным от всего происходящего вокруг?

В нашей стране никто нигде не может себя чувствовать защищенным. Только сознание, что у меня есть друзья, позволяет более или менее чувствовать какую-то опору. Это единственное, что нас поддерживает, защищает и помогает устоять.

Семья – это другое. Семью надо защищать. И друзей, впрочем, тоже. Такая круговая порука. Есть кто-то, кто за меня пойдет, даже тогда, когда я буду неправ.

Конечно, мы собираемся с друзьями, ходим в Сандуны, выпиваем. Такой способ снять стресс, нервное напряжение, чувство страха за своих близких, за самого себя. Никто из моих друзей, высококлассных профессионалов в разных областях, не имеет запасов средств. Если, допустим, заболеешь, перестанешь работать, то нет никакой надежды выжить. Это у всех мужиков сидит в голове. Да и за свою машину страх постоянный – угонят, спалят, и ты ничего ни от кого не добьешься. Вторую купить с ходу я завтра не смогу.

НЕРОМАНТИЧНЫЙ РОМАНТИК

История вашего знакомства с супругой на съемках «Городского романса» словно сюжет из романтического кино. Вы без малого уже 30 лет вместе. Скажите, романтика в отношениях осталась или все тайны друг о друге давно известны?

Forum.xvid.ru

Я вообще не романтик. Одно дело, когда у нас роман происходил. Маша снималась в Одессе, я в Москве в это время находился. Вот я копил деньги и летел к ней в Одессу на столько, на сколько у меня хватало денег – на три, на четыре дня. Потому получалось так, что она прилетала в Москву, а наш театр отправлялся на гастроли в ту же Одессу. Оттуда я уже летал в Москву. Можно это назвать романтикой, а можно романом с ограниченными средствами. Мы начинали с того, что у нас не было жилья. Поэтому первый год она продолжала жить с родителями в Ленинграде, а я в Москве строил кооператив. Он так и не достроился, и я перевез ее в общежитие Малого театра, в котором жил. В нашей коммуналке жили еще две дворничихи и один артист, у которого на четвертом этаже в комнате стоят мотоцикл с коляской. Он его собрал сам, спустить вниз не мог, но время от времени, когда был выпивши, заводил.

Я перевел Марию в текстильный институт, перевез в Москву и в тот же день уехал в Армению на месяц на гастроли. Вот она и осталась, а там одна дворничиха матерщинницей страшной была – не то, чтобы злобная, просто других слов не знала, а мысли выражала только матом. Меня она стеснялась, и поэтому молчала вообще. А когда я уехал, моя жена наслушалась за месяц всего – 70 процентов, правда, не понимала. Потом меня спрашивала иногда прямо на улице: а что означает вот это?.. Люди резко оборачивались и не понимали, что происходит.

Мы эту очень непростую бытовую жизнь прошли вместе. Жена – художник-модельер, с внешностью идеальной лирической героини. Она одеться может лучше всех – новых, старых русских и прочих. И она, естественно, хочет этого как женщина. Но она также понимает, может ли она себе это позволить, есть у меня средства или нет.

Я работаю всегда и много. Потому что Малый театр никогда не мог меня содержать. Мизерные зарплаты, что при социализме, что при капитализме. Я там только из-за того, что это – Малый театр. Приходится постоянно работать параллельно. Это довольно тяжелый труд. Но самое главное, что и жена, и обе дочери все прекрасно понимают, очень переживают и следят за моим творчеством. Особенно когда наступает период ожидания работы, когда я ее сам себе придумываю, не сплю ночами, мучаюсь.

С женой мне повезло. Она любит то, что я делаю, она этим гордится, считает, что у меня много еще неосуществленного. Очень переживает, что в Малом театре все происходит таким образом, что я оказываюсь ненужным. Волновалась и за «Сирену и Викторию». Дожидалась, пока мы не выпустим этот спектакль, не говорила, что у нее проблемы со здоровьем. У нее образовался тромб на ноге, и как закончен был спектакль, в тот же день мы отправились в больницу. Ей тут же сделали операцию, потому что дольше медлить было нельзя.

У вас две дочери, внук – Кирилл. У старшей – Насти – своя семья, а младшая – Лиза – пока учится в школе. Кто, на ваш взгляд, продолжит актерскую династию Соломиных?

Настя уже продолжает, хоть и не напрямую. Ей 25 лет, она танцует в ансамбле Моисеева. Я думаю, она вполне могла бы быть очень хорошей актрисой, у нее природный талант. Если возникла бы возможность, я с удовольствием сделал бы спектакль или фильм, рассчитанный на Настю. Она очень артистична и одновременно комедийна. Она так точно помнит реплики и так точно показывает ту же Раневскую или каких-то знакомых! К тому же, постоянно танцуя, она сохраняет прекрасную форму. Хотя я предполагаю. Что мои недоброжелатели могут ударить по ней, если я сниму ее в главной роли – мол, проталкиваю дочь.

Младшая, в 9-м классе, она сейчас в поисках, чему себя посвятить. Пока усиленно занимается математикой.

В кругу семьи

Вы сказали: недоброжелатели. Их у вас много?

Есть, а как же без них. Сейчас московский театральный бомонд, критики вымещают на Малом театре всю накопившуюся желчь. Такое впечатление, что Малый пытаются вообще исключить из театральной жизни. Нас обходят премиями, почти не приглашают на фестивали. Подобное переносится на меня. А потом, я человек достаточно прямой в отношениях – могу и обидеть. Не люблю всякие подонистые вещи, бездарность, которая нахально лезет вперед. Многие меня поэтому побаиваются. Я могу и в лоб дать…

ЗА ДВА МЕСЯЦА ДО…

Через три года Виталий Соломин показывал в Риге премьеру другой антрепризы – спектакля «Мышеловка» с большим звездным актерским составом и традиционно богатыми декорациями, которые не у всякого стационарного театра найдешь в наличие. На фуршете после премьеры Виталий Мефодьевич смешно, оттопыривая уши, показывал своего полугодовалого второго внука Федора, рассказывал о старшем Кирилле – большом фантазере… Я тогда в конце небольшого интервью спросил у актера:

Вы поставили «Иванова» по Чехову в своем Малом театре, играете в антрепризах, взяли курс погибшего Ромашина во ВГИКе… Работа на износ?

Почему на износ? – вопросом на вопрос ответил мне великий актер. – Преподавать мне нравится. Я прихожу и вижу молодых энергичных людей, которые все хотят познать, все им интересно. Так что это – одно удовольствие. Но, конечно, на все нужны время и силы. Когда двенадцатый час беспрерывной работы идет, некоторая усталость появляется. Но пока есть силы, я буду этим заниматься. Мне это нравится…

… А через два месяца организм не выдержал таких нечеловеческих нагрузок. Виталий Мефодьевич дорвался до любимой работы, от которой его так долго отстраняли. И – надорвался…

Карен Маркарян.
(снимки из открытых источников в нете)