Сергей захаров - биография, информация, личная жизнь. Творческая биография Личная жизнь Сергея Захарова

Сергей Георгиевич Захаров. Родился 1 мая 1950 года в Николаеве - умер 14 февраля 2019 года в Москве. Советский и российский эстрадный певец (баритон), актёр. Народный артист Российской Федерации (1996).

Отец - Георгий Михайлович Захаров (1926-2012), военнослужащий.

Мать - Зинаида Евгеньевна Захарова (в девичестве Маринина; 1923 г.р.), телефонистка.

Старший брат - Валентин Георгиевич Захаров (1946 г.р.).

Имеет музыкальные корни: "Мой дед тридцать лет был первым трубачом Одесского оперного оркестра. И эта должность, знаете ли, дорогого стоила! Мне нужен был только маленький толчок. Просто я пошёл не в трубачи, а в вокалисты", - рассказывал он.

Вскоре после рождения Сергея отца перевели служить на космодром Байконур, где семья Захаровых прожила 13 лет.

В школьные годы увлекался спортом, хорошо играл в футбол, которым занимался с 5 лет. "Моя детская страсть - футбол! Занимался им очень серьезно с пятилетнего возраста. Ходил в детскую спортивную школу города Николаев и стоял в воротах лет до пятнадцати", - рассказывал артист. Страсть к футболу сохранил на всю жизнь, считая, что "футбол человека очень дисциплинирует и делает из мальчика мужчину".

Возможно, он и стал бы профессиональным футболистом, если бы не тяжелая травма колена. Поскольку играть он больше не мог, то решил сосредоточиться на музыке.

Музыкой также занимался с ранних лет. Еще до школы пытался подражать известным певцам. Он вспоминал, что в 5-летнем возрасте услышал по радио арию Мистера Икс из оперетты Имре Кальмана «Принцесса цирка» в исполнении известного украинского певца Дмитрия Гнатюка. Несколько позже вышел фильм «Мистер Икс» с Георгом Отсом, который стал настоящим кумиром для Сергея. Позже эта ария стала коронным номером Захарова вместе с романсом «Отцвели хризантемы».

Срочную службу в армии проходил на Байконуре. Был ротным запевалой, принимал участие в художественной самодеятельности военных строителей, пел в ВИА «Дружба» в Доме культуры строителей. Именно в армии он и обратил на себя внимание вокальными данными.

В 1971 году приехал в Москву и поступил на отделение музыкальной комедии музыкального училища имени Гнесиных, в класс Маргариты Иосифовны Ланда. Ещё во время учёбы стал солистом Государственного эстрадного оркестра под управлением . Поэтому окончил только два класса училища.

С Утесовым познакомился в ресторане «Арбат», где он подрабатывал по вечерам - пел по-английски с джазовым оркестром. После одного из выступлений Захарова к нему подошёл директор Утесова и сказал: «Вы понравились Леониду Осиповичу!».

Как рассказывал Захаров, встреча с Утесовым коренным образом повлияла на его судьбу: "И что вышло бы без этой встречи и вышло бы, сейчас сказать очень сложно. Возможно, стал бы оперным певцом. По моим данным. Но именно эта встреча вывела меня на большую сцену. Хотя положительный результат вышел из негативного опыта. Утёсов обещал золотые горы, квартиру, успех и настаивал на том, чтобы я бросил учебу в академии Гнесиных, в которой тогда числился. На деле оказалось, что меня просто ото всюду выгнали. Мне негде было не то, что учиться, ночевать! Но именно Утёсов свёл меня с Натаном Григорьевичем Рахлиным, а потом я мгновенно попал в Ленинградский Мюзик-Холл - один из лучших тогда на территории не только СССР, но и Европы. С этого началась моя карьера".

В 1973 году перешёл на работу в Ленинградский мюзик-холл и перевёлся в Ленинградское музыкальное училище имени Римского-Корсакова.

В 1974 году он был удостоен первой премии на международном конкурсе «Золотой Орфей» в Болгарии и «Сопот-1974» в Польше - стал одним из самых популярных молодых исполнителей на советской эстраде.

Зимой 1974 года его впервые показали по телевизору в программе «Артлото». И уже на следующий день вся страна говорила о высоком юноше с неподражаемым баритоном, крупными завитками чёрных волос и белозубой улыбкой. Одна за другой начали выходить пластинки с песнями в его исполнении, к активной пропаганде певца подключились и телевидение, и радио, и пресса.

Широкую известность певцу также принесла роль Фернана Шамплатро в музыкальном фильме Леонида Квинихидзе «Небесные ласточки» . Он сыграл одну из главных ролей, а его коллегами по съемкам стали такие звезды как , . Правда, озвучил его роль .

Сергей Захаров в фильме "Небесные ласточки"

Судимость Сергея Захарова

В 1977 году актер был осуждён за драку - сцепился с администратором. Ссора вылилась в коллективную драку с участием Захарова. За это актер получил один год заключения. Отбывал срок в городе Сланцы.

Когда актера арестовали, то в популярном сатирическом журнале «Крокодил» вышла статья, где о нем писали как "о зарвавшемся бесталанном актеришке с 8 классами образования". Не отреагировать на фельетон, изданный в центральной печати, суд уже не мог. После полугода заключения в «Крестах» суд приговорил Сергея Захарова к 1 году заключения.

По словам певца, причиной драки с администратором стала певица .

Он рассказывал: "Я действительно побывал в тюрьме, но все прекрасно знают, что это была провокация - повздорили с администратором театра. Там вообще вся история была завязана на нашу крепкую дружбу, действительно дружбу, с Людмилой Сенчиной. Мы оба курносые и отлично спелись дуэтом.

Но у Людмилы был не только прекрасный муж, тенор Ленинградской оперетты, но и воздыхатель - член партии. Как сейчас помню Романов Григорий Васильевич. Я был высоким и известным, а он был низким, мне по пояс, и очень ревнивым. Он задался целью убрать соперника, и убрал.

Я полгода сидел в тюрьме до суда и еще полгода после суда. Но за решеткой ребята обитали крепкие, серьезные, никто не спрашивал, кем ты был на гражданке. Поэтому никто не узнавал и петь не просил. Да и сидеть мне было не трудно, знал, что вернусь и куда вернусь. Это был лишь вопрос времени".

После освобождения его пригласили в Одесскую Филармонию, где он какое-то время работал.

Далее член Политбюро ЦК КПСС Лев Николаевич Зайков вызвал его в Ленинград. Зайков помог артисту с квартирой, вернул в мюзик-холл, организовал выход на телевидение. Вскоре он отправился на гастроли в Грецию, Болгарию, Югославию, ГДР.

Сергей Захаров - Люблю тебя

До 1985 года работал в Ленинградском мюзик-холле, затем в филармониях разных городов России. В том же 1985 году Сергей Захаров стал солистом арт-агентства Союза концертных деятелей Санкт-Петербурга.

С 1985 года начал работать самостоятельно, сначала со своим ансамблем, а с 1991 года - с пианистом Александром Коганом.

1986 году состоялся первый сольный концерт в Государственном центральном концертном зале «Россия». На сцене самого престижного зала страны Сергей Захаров впервые предстал перед зрителем в роли искромётного Дон Жуана, пылкого Дон Кихота, лирического Мистера Икса. Многие сольные программы певца были показаны по Центральному телевидению.

В 1996 году певец перенёс клиническую смерть: дал 60 концертов в поддержку избирательной кампании и перенапрягся.

Певец побывал с гастролями в 43 странах мира: Великобритания, США, Германия, Франция, Италия, Испания, Израиль, Австрия и других. Выступал с программой русской романтической музыки, произведениями П. Чайковского, С. Рахманинова, М. Глинки, М. Мусоргского, с ариями из оперетт «Марица», «Принцесса цирка», «Сильва».

Помимо эстрадных песен («Московские окна», «Возвращение романса», «Очи чёрные», «Любовь, любовь», «Люблю тебя», «Белый снег», «О тебе и о себе» и др.) и романсов, Сергей Захаров много внимания уделяет оперному искусству. У него в активе большое количество записей на радио, «Голубые огоньки», «Песни года», правительственные концерты. Четыре года подряд Захаров принимал участие в качестве почётного гостя в программах Международного Фестиваля «Славянский базар».

Сергей Захаров был членом питерского «Фонда помощи заключённым».

В 2010 году в рамках дискуссии о создании в России частных тюрем Захаров заявил, что считает возможной организацию подобных заведений, но только для подростков и женщин - чтобы они имели возможность находиться в нормальных условиях и исправляться.

Является президентом культурного фонда «Северная звезда».

Занимается активной общественной деятельностью, много помогает ветеранам Санкт-Петербургской сцены. Он является заместителем председателя Союза концертных деятелей Санкт-Петербурга. Ежегодно весной и осенью Союз проводит два благотворительных концерта в Санкт-Петербургском Доме ветеранов сцены.

Возглавляет Всероссийский детский фестиваль «Маленькие звёздочки», принимает участие в международных фестивалях «Романсиада» и «Золотой шлягер».

"Люблю жить! Впитывать жизнь по всех проявлениях - огромное счастье. Жизнь сама по себе такое счастье, что тратить ее на мелочные скандалы и стяжательство - глупо" , - говорил певец.

Сергей Захаров. Я не жалею ни о чем

Рост Сергея Захарова: 190 сантиметров.

Личная жизнь Сергея Захарова:

Женат. Жена - Алла Наримановна Захарова (в девичестве Салигулина; 1948 г.р.). Они познакомились на Байконуре, когда ему было 14 лет, а ей - почти 16. "Помню, как впервые встретился с будущей женой Аллой. Это было на городском пляже Сырдарьи. Мне было 14 лет и впервые случилось это незрелое, как я называю, внимание. А потом увидел ее на танцплощадке и влюбился окончательно!", - рассказывал певец.

Через два года после знакомства они поженились - по закону Казахской ССР можно было вступать в брак в 16-летнем возрасте.

В 1969 году у них родилась дочь Наталья, она окончила Ленинградский институт культуры. У Натальи двое детей - дочь Станислава (1992 г.р.) и сын Ян (1996 г.р.). Станислава окончила университет по специальности «психолог и лингвист».

"Седины у меня на голове в достатке, а бес моего ребра не затронул. Так что, думаю, вряд ли что может помешать нашему семейному союзу и в будущем", - говорил Сергей Захаров.

С конца 1990-х семья Захарова переехала из Санкт-Петербурга за город - в собственный дом в сосновом лесу под Зеленогорском (на Карельском перешейке, на берегу озера Красавица в 60 км от Петербурга). Дом расположен в глуши - поблизости нет ни дорог, ни соседей. Вокруг раскинулся сосновый бор. Оформлен самим Сергеем Захаровым.

Сергей Захаров - меломан, собрал уникальную коллекцию. Его фонотека состоит из лучших вокалистов оперного искусства, начиная с конца XIX века и до настоящего времени. Его любимыми исполнителями являются Тито Гобби, Титта Руффо, Мария Каллас, Джоан Сазерленд, Лучано Паваротти. В коллекции Сергея Захарова насчитывается также около 400 дисков джазовой и симфонической музыки. Особенно ему нравится музыка в исполнении оркестра под управлением Герберта фон Караяна. Самые ценные экземпляры - первые шаляпинские «угольные» пластинки 1903 года.

Фильмография Сергея Захарова:

1975 - Ты, песня моя - вокал (песни Акмаля)
1976 - Небесные ласточки - лейтенант Фернан Шамплатро (озвучил Олег Басилашвили)
2008 - Культурный слой. Империя Ленконцерта (документальный)
2009 - Истории и легенды Ленфильма. Небесные ласточки (документальный)

Дискография Сергея Захарова:

1974 - Поёт Сергей Захаров
1983 - Русские романсы
1986 - Центростремительная сила. Эстрадные песни
1995 - На хрупких клавишах души. Музыка Санкт-Петербургского барда Виктора Мальцева
1995 - С. Захаров исполняет русские песни и романсы в сопровождении оркестра народных инструментов под управлением В. Попова
1997 - Прикосновение любви
1998 - О тебе и о себе
1998 - Русские романсы и песни в сопровождении оркестра Санкт-Петербургского радио и телевидения под управлением С. Горковенко



Российскую академию музыки имени Гнесиных (класс Народного артиста России К. Лисовского, 2002) в 2002. С 1994 по 1999 год являлся солистом Краснознаменного Ансамбля песни и пляски им. А.В Александрова.

В 1999 г. был принят в труппу Московского Государственного Академического камерного музыкального театра под руководством Б. Покровского, где исполнил следующие партии: Грицько ("Сорочинская ярмарка" Мусоргского), - на протяжении четырех лет был единственным исполнителем, спектакль получил премию «Золотая Маска»; Луиджи ("Плащ" Пуччини), Дон Оттавио ("Дон Жуан" Моцарта), Феррандо ("Так поступают все" Моцарта), Секст ("Юлий Цезарь в Египте" Генделя) - спектакль получил премию «Золотая Маска», Люченцио ("Укрощение строптивой" Шебалина).

В составе труппы театра много гастролировал за рубежом, в том числе в Германии, Швейцарии, Франции, Италии и Японии.

Александр Захаров постоянно сотрудничает с лучшими оркестрами Москвы — Симфоническим оркестром Москвы «Русская Филармония», «Musica Viva», Оркестром 21 века под управлением Павла Овсянникова, ГАСК под руководством В. Полянского, Государственным Духовым Оркестром, участвует в концертных представлениях редко исполняемых опер. В его репертуаре: КАРЛ IV («Орлеанская Дева» Чайковского»), Баян («Руслан и Людмила» Глинки), Кащей («Кащей Бессмертный» Римского-Корсакова), Бенедиктов ("Последние дни" Николаева), Черт ("Ночь перед Рождеством" Римского-Корсакова) и др., а также партии тенора в симфонических произведениях Бетховена, Бриттена и Верди. Единственный современный исполнитель партии Алеши Поповича в опере Гречанинова «Добрыня Никитич».

С 2006 года выступает в концертах под эгидой Союза композиторов России и Академии «Новое передвижничество» в Москве и других городах России. В том же году певец удостоен звания «Заслуженный артист Республики Ингушетия».

С 2004 года является приглашенным солистом Большого театра России, на сцене которого исполнил более 20 партий, среди которых: Юродивый и Подъячий («Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского), Задрипанный мужичок («Леди Макбет Мценского Уезда» Шостаковича), Платон Каратаев («Война и Мир» Прокофьева), Гвидон («Сказка о Золотом Петушке» Римского-Корсакова) и др. Гастролировал с труппой театра в «Covent Garden» (Лондон), принимал участие в Оперном фестивале в г. Савонлинна (Финляндия), 55-м Летнем фестивале в Любляне (Словения), а также в гастрольных поездках театра в Латвию и Грецию.

За эти годы артист принял участие во многих концертных программах Арт-проекта «Тенора 21 века»: «Такая большая любовь», «Посвящение Паваротти», «Нет песни без тебя» (памяти Арно Бабаджаняна и Муслима Магомаева), «Серенады любви», «Танго любви», «Под солнцем Неаполя», «PASSION», «От героев былых времен» (песни военных лет и песни о войне), «Великие шутки великих музыкантов», «Татьянин День» «Золотые шлягеры о любви», «Песни войны и мира», «Детская», «Золотой век советского танго» , «Вижу чудное приволье», «COSA NOSTRA»и др.

В ноябре 2007 года удостоен Гос.Премии- «Национальное достояние России».

С 2012 года Александр Захаров — солист Национального Академического оркестра русских народных инструментов им. Осипова (Москва), с которым гастролировал во многих городах России и Европы, а также в США, Помимо этого, певец выступает с сольными концертами в сопровождении других народных коллективов: «Метелица» (Санкт Петербург), «Виртуозы Кубани» (г. Краснодар), Государственного русского оркестра «Малахит» (Челябинск), Липецкого, Ростовского, Смоленского, Майкопского, Магаданского, Белгородского, Новосибирского, Ивановского, Костромского и др. Александр Захаров регулярно принимает участие в телевизионном цикле канала «Культура» «Романтика романса».

В 2011 году в свет вышел диск «Родина моя» с записью русских народных песен в исполнении Александра Захарова.

В 2013 году за пропаганду классической музыки, популяризацию оперного искусства среди молодого поколения, создание целого ряда новых концертных программ Александр Захаров награжден Премией города Москвы в области литературы и искусства.

Биография Сергея Захарова, а также подробности личной жизни интересны многим поклонникам творчества этого советского и российского певца и актера. С середины 90-х гг. он является народным артистом России, имеет множество записанных дисков и внес свой вклад в создание фильмов.

Биография

О биографии Сергея Захарова, его семье и личной жизни известно достаточно много. Фото семьи можно найти в Сети.

Родился Захаров С. Г. 1. 05. 1950 г. на Украине в городе Николаев. Оттого, что его отец был военным, семье приходилось часто переезжать в разные места, однако наиболее долгий период семья жила в Казахстане в одном из известных городов – Байконур. В тот момент мальчику было всего четыре года. Еще в детстве он был творческим ребенком, а его способности и талант проявлялись достаточно явно.

Одним из любимых развлечений Сергея было прослушивание музыки, которая была записана на пластинки. Его очень сильно впечатлил фильм «Мистер Икс». В этом фильме Георгу Отсу выпала честь исполнять ведущую роль, он стал одним из любимых певцов Сергея.

Когда С. Захаров окончил обучение в средней школе, он решил продолжить учиться в техникуме радиотехники, после чего он был призван на службу. Свой талант и вокальное мастерство ему удалось раскрыть именно в армии в качестве ротного запевалы. Он принимал участие во всех конкурсах, где была задействована художественная самодеятельность. Отслужив в армии и вернувшись в родное место, Сергей начал выступать в коллективе вокально-инструментального ансамбля «Дружба» в ДК в Байконуре.

С. Захарову было приятно смотреть на то, как публика восхищается и аплодирует по окончанию выступлений. В начале 70-х гг. он отправился в российскую столицу, чтобы поступить в учебное заведение. В итоге ему удалось попасть в академию музыки имени Гнесиных. В годы студенчества Сергей стал солистом в эстрадном оркестре, которым управлял Утесов. Такое достижение говорит о том, что у певца действительно есть значительные способности и предрасположенность к музыке.

В 1973 г. его взяли работать в Мюзик-холл в Ленинграде. Он продолжал обучаться в муз. училище. Он работал с коллективом, который часто гастролировал в столицу, набирая полные залы. Сергею удалось стать любимцем публики, которой нравился голос певца, уникальный баритон.

Спустя год Захаров участвовал в конкурсе «Золотой Орфей» в Болгарии. Состязание имело международное значение. Жюри ставило высокие оценки певцу, он победил в данном конкурсе. Через несколько месяцев после такого успеха он представил столицу в состязании «Сопот-74», для этого ему нужно было уехать в Польшу. И он снова показал достойные результаты, получив звание лауреата первой степени.

В 1976 году Сергей впервые появился в фильме, который имел название «Небесные ласточки» в роли лейтенанта. Через три года появилась еще одна картина «Сцены семейной жизни», однако роль там была незначительная. Фильмография певца совсем небольшая, однако Сергей Захаров внес огромный вклад в развитие музыки и имеет огромную дискографию.

В 70-х гг. практически повсеместно в СССР певец стал известным, а его песни стали хитами. Производилось множество пластинок, на которых были записаны его песни. В конце 80-х гг. Сергей З. получил звание заслуженного артиста, а в середине 90-х гг. звание народного артиста Российской Федерации.

Судимость

В биографии и личной жизни Сергея Захарова помимо светлых моментов происходили и неприятные события. Многих его поклонников интересует вопрос о том, за что сидел певец и почему он судим.

Действительно, по наиболее популярным источникам СМИ, они имеет судимость. В 1977 году актера осудили за участие в драке с администратором в Мюзик-холле. Началось все с приглашения Захаровым своих приятелей на концерт, где он должен участвовать. После того, как они подошли, чтобы получить пропуск, им отказали. Данный отказ явно не понравился певцу и в итоге его друзья все-таки попали на представление. Однако через несколько дней он получил повестку в милицию и узнал о том, что здоровье того администратора под угрозой и у него на данный момент состояние оценивалось как тяжелое.

При судебных разбирательствах Сергея признали виновным, и его приговорили к одному году заключения.

Семья и личная жизнь

Захарову С.Г. хотелось жениться единожды и на всю жизнь. Его мечта осуществилась – он живет вместе со своей женой более полувека. Со своей спутницей Аллой Наримановной Захаровой он познакомился в Казахстане на Байконуре в юношеском возрасте. Ему на тот момент было 14, а ей –практически 16 лет. Впервые встретились они на пляже в городе. После того, как он снова встретил ее на танцевальной площадке, его чувства стали еще сильнее.

Спустя пару лет влюбленные сыграли свадьбу. По законам Казахстана можно было вступить в брак после 16 лет. На свадьбу пришли их родственники.

В 1969 году у них родилась дочь – желанный ребенок, которому всегда уделяли много заботы и внимания. Она окончила обучение в Ленинградском институте культуры. Впервые Сергей Захаров стал дедушкой в 1992 году, когда у Натальи родилась дочь, которую назвали Станиславой, а через 4 года родился сын Ян.

Дети и внуки певца не связали свой карьерный путь с творчеством, однако это не расстраивает Сергея, по его мнению, каждый должен заниматься тем, что лучше получается.

Вместе со своей супругой он живет в загородном доме, который находится за несколько десятков километров от Санкт-Петербурга, а вокруг этого дома сосновый бор. Часто в этом доме певец принимает гостей, собирается с друзьями и коллегами.

Таким образом, можно сказать, что Сергей Захаров имеет богатую биографию, и личная жизнь его сложилась очень успешно.

Творчество

Вклад Сергея Захарова в развитие музыки сложно переоценить, диски, выпускаемые фирмой «Мелодия» с его песнями, начали продаваться с 1974 года и по 1986. На них записана эстрадная музыка и русские романсы в исполнении этого известного человека.

Начиная с 1995 года, набирали популярность компакт – диски, где были записаны русские песни, романсы в сопровождении оркестра народного инструмента, записи сольных концертов.

В фильме, снятом в 1975 году «Ты, песня моя» С. Захаров исполнил песни Акмаля, а в «Небесных Ласточках» сыграл одну из ведущих ролей. Позже принимал участие в документальных кино.

Правда ли, что певец был судим?

Легенда советской эстрады Сергей Захаров подарил слушателю россыпь песен, которые сегодня назвали бы хитами. Вся страна распевала «Отцвели хризантемы», «Московские окна», зажигательную «зимнюю» композицию «Три белых коня» из фильма «Чародеи». А «Вечерний звон», по утверждению меломанов, никто так и не сумел спеть лучше, чем Захаров.

В последние годы Сергей Георгиевич, как и 40 лет назад, восхищал публику волшебным баритоном и элегантностью, выходя на сцену во фраках.

Детство и юность

Сергей родился в семье военного. На малой родине, в украинском Николаеве, жил недолго – отца перевели в Байконур (Казахстан), где прошли детство и юность певца. Способности в музыке мальчик, видимо, унаследовал от деда, который числился три десятка лет первым трубачом Одесского оперного театра.

Тяга к творчеству проснулась рано. Сергей Георгиевич вспоминал в интервью, что 5-летним мальчиком был очарован голосом , который с экрана телевизора исполнил арию Мистера Икса в оперетте «Принцесса цирка». Ребенок еще не знал, что спустя 20 лет композиция станет коронным номером его собственного репертуара.

Примечательно, что после школы Захаров отправился не в музыкальное училище, а в радиотехнический вуз. Однако жизнь певца доказала правдивость поговорки «от судьбы не уйдешь». Отдавая долг родине, армеец Сергей Захаров был ротным запевалой и солировал в ансамбле «Дружба», созданном на базе Дома Советской Армии.


Молодого человека досрочно демобилизовали и отправили в Москву – такой талант нуждался в огранке. Сергей поступил в «Гнесинку», отучился всего два класса. По вечерам подрабатывал в ресторане «Арбат», где однажды случилось знакомство с человеком-легендой. На юное дарование обратил внимания сам , ужинавший в заведении.

Маэстро предложил Захарову стать солистом его оркестра и набраться у него опыта. Полгода молодой певец колесил по провинциям страны с концертами в качестве ученика Леонида Осиповича, однако «уроки» от знаменитого певца так и не последовали. Сергей решил покинуть оркестр.

Музыка

Начало карьеры сам артист относит к 1973 году. Его принял ленинградский Мюзик-холл, который считался лучшим в Союзе и даже Европе. Параллельно оттачивал мастерство в училище им. .


Выступая в составе Мюзик-холла, Захаров впервые испытал зрительскую любовь. Концерты собирали полные залы. Внешность и талант Сергея сделали свое дело – молодой человек стал стремительно обрастать поклонниками. Публику и критиков завораживали неподражаемый баритон певца, бездонные темные глаза, белозубая улыбка и крупные кудри черных волос.

В 1974 году Сергей Захаров решился попробовать силы в международном конкурсе «Золотой орфей», из которого вышел победителем. А вскоре сложил в копилку и премию с конкурса «Сопот». Окончательно и бесповоротно стал любимцем советских меломанов, когда показался на экранах телевизоров в передаче «Артлото».


Песни артиста начали крутить на радио, а фирма грамзаписи «Мелодия» стала записывать один за другим альбомы.

Уникальным, сильным баритоном восхищались даже мировые звезды. «Золотой голос» Перу Марио Гонзалес пророчил молодому таланту большое будущее, а поляк Ежи Полонски говорил, что творчество артиста – явление уникальное для мира музыки. С середины 70-х годов Сергей Захаров начал выступать с , которая стала ему хорошей подругой. Певец отмечал:

«Мы оба курносые и быстро спелись».

Творческая биография прервалась в 1977 году. Захаров отправился на год в тюрьму за групповую драку с администратором Мюзик-холла. Причины Сергей Георгиевич не скрывает и подробно рассказывает прессе. По словам артиста, потасовка была подстроена по инициативе секретаря обкома КПСС Григория Романова, который ухаживал за Сенчиной.

Сергей Захаров исполняет песню «Три белых коня»

Казалось бы, после тюремного заключения путь на большую сцену был заказан, ожидали опять провинциальные сцены. Однако после освобождения мужчину позвали в филармонию Одессы, а затем по вызову Льва Зайкова, члена Политбюро ЦК КПСС, Захаров вернулся в Ленинград. Здесь артиста обеспечили жильем, дали место в Мюзик-холле и расчистили дорогу на телевидение. Кроме того, певец вскоре поехал с концертами в Югославию, ГДР и даже Грецию.

С середины 80-х артист начал работать в одиночку. Первый сольный концерт Сергея Захарова состоялся в 1986 году в Москве. Именно в престижном концертном зале «Россия» мужчина блистал в дальнейшем в своих обворожительных образах – , Мистера Икса, .

В 90-х годах популярность артиста не убывала. В этом десятилетии Захаров получил звание Народного артиста, орден Дружбы и «Звезду Славы Отечества», работал с пианистом Александром Коганом, продолжал выпускать пластинки.

В репертуаре певца не только эстрадные песни. Сергей Георгиевич много внимания уделял оперному искусству, пел под произведения , .

В творчестве Захарова нашлось место и кинематографу. Популярности добавила роль Фернана Шамплатро в музыкальной ленте «Небесные ласточки» (1976). В картине певец играет со звездами кино , . А голос персонажу при озвучке фильма подарил .


В 2016 году поклонники получили новость о том, что певец серьезно болен. Однако сведения оказались домыслами желтой прессы. Родственники устали уверять, что певец жив, здоров и работает. Мало того, в конце этого же года Сергей Захаров провел сольный концерт в столице России, а затем поехал по городам Дальнего Востока.

Сергей Георгиевич был по-прежнему в строю, выступал на родине и часто ездил с концертами за границу. В репертуаре артиста преобладали лирические романсы, поклонники отмечают неугасающую искренность исполнения.

Фильм о Сергее Захарове «Я не жалею ни о чем»

В январе 2018 года Захарова принимали в Доме Офицеров, где представил программу «Пою о любви», наполненную классическими романсами, песнями из своего раннего творчества и композициями, позаимствованными из репертуара .

В марте на канале «ТВЦ» демонстрировали документальный фильм о жизненном пути народного артиста «Я не жалею ни о чем». В картине поучаствовали , супруга и даже внучка.

Личная жизнь

Со своей женой Аллой Сергей Георгиевич прошел по жизни с 16 лет. В этом возрасте он уже отправился под венец – столь ранние браки были разрешены в Казахской ССР. У пары родилась дочь Наталья, которая потом подарила родителям двух внуков – Яна и Станиславу.


В конце 90-х семья народного артиста переселилась из шумного Санкт-Петербурга за город, в собственный дом в сосновом бору около озера. Сергей Георгиевич своими руками любовно оформлял жилище.

Захаров слыл настоящим меломаном, ему удалось собрать уникальную фонотеку из 400 с лишним пластинок с голосами оперных и джазовых исполнителей. Признавался, что обожает творчество , Тито Гобби, Джоан Сазерленд, . Гордость коллекции – дебютные «угольные» пластинки с песнями Федора Ивановича, датированные 1903 годом.

Смерть

14 февраля 2019 года Сергей Захаров в московской клинике. Народного артиста не стало на 69-том году жизни. Согласно предварительной информации, певец скончался в результате сердечной недостаточности.

Дискография

  • 1974 – «Поет Сергей Захаров»
  • 1983 – «Русские романсы»
  • 1986 – «Центростремительная сила. Эстрадные песни»
  • 1995 – «На хрупких клавишах души. Музыка Санкт-Петербургского барда Виктора Мальцева»
  • 1995 – «С. Захаров исполняет русские песни и романсы в сопровождении оркестра народных инструментов под управлением В. Попова»
  • 1997 – «Прикосновение любви»
  • 1998 – «О тебе и о себе»
  • 1998 – «Русские романсы и песни в сопровождении оркестра Санкт-Петербургского радио и телевидения под управлением С. Горковенко»

Он работал в трех выдающихся коллективах: Краснознаменном ансамбле песни и пляски Российской Армии им. А.В.Александрова, оперном театре Бориса Покровского, сегодня его лирический тенор звучит в Большом театре.

История известного артиста началась во время прохождения срочной службы в армии. В будний день родители увозили рядового Захарова прямо с военной стройки в робе и густо перепачканного цементом на прослушивание к руководителю ансамбля песни и пляски Агафонникову. При условии, что рядовой вернется к семи вечера в часть, доложит о себе по всей форме. Иначе - гауптвахта! Но не успел боец допеть Агафонникову партию Ленского, тот уже писал ходатайство о переводе рядового Захарова в ансамбль песни и пляски Российской Армии.

- Но до этого была музыкальная школа в Орле, дирижерско-хоровое училище. Потом Гнесинка и работа до седьмого пота. Тенор - очень сложный голос. Вы думаете, легко всю жизнь идти против природы? Ты постоянно поешь на октаву выше, чем говоришь. Но так меня учили, учили всю жизнь. А сегодня на потребу публике партию тенора поют на две-три октавы ниже не подготовленные эстрадные певцы, - рассказал в интервью «АиФ-Адыгея» солист Государственного академического Большого театра России, заслуженный артист Ингушетии Александр Захаров.

Совместный концерт участника арт-проекта «Теноры XXI» и оркестра русских народных инструментов «Русская удаль» Госфилармонии Адыгеи собрал полный зал.

Классику - на счетчик!

- Евгений Евтушенко писал: «Поэт в России больше, чем поэт». А кем же является в России певец?

Певец в России больше, чем певец. Считаю, что в XXI веке он еще и герой. Сегодня на любом телевизионном канале огромное количество певцов. Что делают? Варят щи, готовят мясо, катаются на коньках, ведут передачи. При этом продолжают называть себя композиторами, певцами, даже поэтами. Была бы моя воля, создал бы «неинтересную» комиссию, которая запретила тем, кто перестает петь, именоваться певцами. Петь важно! Многих в России, кто не имел голоса, называли певцами. Вспомните Утесова, Бернеса, Высоцкого, Цоя! Почему? Они были рупором эпохи, пели, зажигая в песнях жизнь. Мне еще повезло, что могу мотаться по миру, давать безумное количество концертов. Но я знаю огромное количество талантливых певцов, которым не повезло: сидят без работы и тихонько спиваются. Но ничем, кроме пения, они не будут заниматься. Не пойдут в кухарки и горничные - лучше смерть!

Александр, не успели телеканалы показать подготовку к открытию Большого театра, как опять разгорелся скандал. Николай Цискаридзе считает, что в Большом много недоделок, петь и танцевать там невозможно... И все представленное на TV - показуха чистой воды.

Сразу скажу: нынешний сезон в Большом я пропускаю. Я пою в этом году в Большом только несколько концертов. Голос еще не пробовал на новой сцене. Все впечатления впереди. Что касается скандалов, Большой театр - место, которое обречено на скандалы, слишком известное. А Николай Цискаридзе - человек импульсивный, взрывной.

- Сейчас по телевидению запустился новый проект «Призрак оперы». Отношение профессионала к этому шоу?

Люди, которые поют эстрадные песни, пожелали спеть оперные арии. Я в этом ничего плохого не вижу. Исполнение хорошей музыки любому идет на пользу! Я категорически против тех, кто сидит в жюри и судит. Недавно у меня был разговор с Дмитрием Харатьяном. Он восторженно воскликнул: «Смотри ты! Даже с оперой справились!». Я в ответ: «Дима, это непросто - петь оперу. Она пишется не для того, чтобы арию опускали на два тона и пели разными голосами. У оперы есть свои каноны, которые менять нельзя! Нельзя оперу подгонять под эстраду!». К примеру, если балерина крутит 32 фуэте в центре сцены, то она не имеет права делать 15 или 25 в углу! А здесь получается упрощение понятия «классика идет к вам!». Могли же руководители канала пригласить больших «звезд», начиная с Пласидо Доминго! Но рейтинг взял свое среди мальчиков-девочек до 16-ти и стариков после 60-ти! И это преподносится под соусом: «Эти звезды все могут!» Но это неправда! Не все могут! И когда жюри ищет слова умиления и восторга, что допел, не так много взяв фальшивых нот, что номер получился «богатым», с полуобнаженной подтанцовкой, у меня это вызывает по меньшей мере улыбку. А у моих друзей-музыкантов - чувство раздражения. Чтобы запеть по-настоящему надо как минимум 20 лет учиться. Поэтому по мне, так лучше - не смотреть!

Репертуар не для героя

Сегодня «звезды» встают на коньки, дерутся на ринге, жуют червяков на островах и подвергаются риску в жестоких играх. Не лучше ли своим прямым делом заняться?

Зачем? Вы пройдитесь по московским театрам! Я видел не раз, как люди, приходят в театр с одной надеждой - увидеть любимого «сериального» актера на сцене. Другой вопрос, что уходят после спектакля, мягко говоря, в недоумении: играет плохо! Вроде, «звезда». В журналах его фото, на телеэкранах - передачи о нем. А ни ступить, ни говорить не может. И это так. Я знаю многих ребят, которые не снимаются, потому что слишком много театральной работы. И это при том, что театр сегодня стал режиссерским.

- Это плохо?

Думаю, да! В театре должны культивироваться свои «звезды». Зритель, как и в старые времена, идет на имена. А что видит? Суетливый бег по сцене, мужиков, расстегивающих ширинку, и женщин, оголяющих грудь. А потом режиссеру кричат «Браво!» за творческую задумку. Что касается шоу, в них принимают участие те, кого режиссеры легко отпускают. Репертуар держится не на них. А через месяц народ опять «бежит» в театр, смотреть на новых «последних героев» и опять выходит неудовлетворенным. У нас странная страна!

- Градский сказал об участниках «Фабрики звезд»: «Их выступления отравили вкус целой стране!».

Нельзя отравить вкус людям, которые уже изначально отравлены. Сейчас не смотрит страна эти передачи. Скачивают фильмы по интернету, там же общаются. Уходят от ящика... Но вкус был зомбирован. В свое время встреча с классикой стала как с английской королевой, по протоколу, на торжественных концертах. А должно бы быть необходимостью. Но слушаем, скучая, и украдкой смотрим на часы: «Еще немного потерпеть, а в антракте рвану в буфет!». Потеряно несколько поколений. Ко мне в одном городе мама привела сына за кулисы, прослушать. Он затянул «Solo mio», спел плохо. Я посоветовал учиться. Мать меня выслушала и решила: «Значит, на эстраду сейчас идти уже можно». Сегодняшние эстрадные певцы записываются в Америке. Накричал свое в микрофон, а за тебя компьютер песню сотворил. Голоса выводят искусственно. Верхнюю ноту можно поднять на кварту: спел «соль», а тебя вывели на «до». И кому при таком «прогрессе» охота учиться?

«Фанерку» подстелю

- Поэтому предложение Иосифа Кобзона о запрете «фанеры» на концертах провалилось?

Конечно! Наши эстрадные «звезды» и их продюсеры - богатые люди. Им не талант нужен, а деньги. «Фанеру» не запретят никогда. Иначе российский шоу-бизнес рухнет. Да от таланта искусство никогда не зависело! Далеко Моцарт продвинул искусство? Его топтали смолоду и в итоге похоронили в безымянной могиле! Хорошо сказал поэт Пушкин: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать!».

- Как, по вашему мнению, высказывание Пушкина актуально и сегодня?

Могу сказать о себе: после выступлений в Большом, в Ковент-Гардене - выживаю. Сейчас классические певцы похожи на черно-белое кино, старую пленку. Есть в этих лентах какое-то удовольствие, не всем понятное. У классических певцов другой звук, от которого отвыкло ухо обывателя. Как глаза - от черно-белого кино. Ушло понятие пения, на его место пришло шоу. Да что там? Мы жизнь превращаем в шоу. И кто посмеет сказать многим нашим народным артистам, награжденным президентом страны: «Вы зрителя обманываете!». Вам ответят: это не концерт, это шоу! Поэтому не люблю я устраивать шоу и петь известные песни. И еще неприятно, когда коллеги просят зал подхлопывать, подпевать. Нельзя! Традиция велит: короли, митрополиты, президенты сидят внизу, а ты стоишь над ними. Ангелом, демоном - тебе решать. И задача - держать границу. Но и задаваться нельзя: после концерта ты снимешь фрак, станешь обычным человеком.

- Ваше отношение к тому, что творится с русской народной песней на эстраде?

Мне не нравятся наши народные голоса, когда русская песня звучит в горловом исполнении. Не пела Зыкина таким дурным голосом! Если бы не было в ее голосе классического, с цыганщинкой регистра, она бы всю жизнь так и простояла вторым сопрано в хоре. И никто бы о ней не узнал. Утерян русский голос - нет у нас настоящих исполнителей русской песни. Душевности, доброты, страдания. В русской песне надо быть немного «без кожи». Для этого громадный талант нужен...