Письменный анализ произведения алые паруса. «Композиция образов в романтической повести Александра Грина «Алые паруса» как средство раскрытия идеи»(2-ой урок). Задачи моей квалификационной работы

Повесть, над которой Александр Грин трудился несколько лет. Первые записи по этому произведению датируются 1916 годом. На создание романтической истории юной девушки Ассоль и капитана Грея автора натолкнула увиденная им в витрине магазина игрушечная лодочка с белым шелковым парусом. Грин подумал, а что будет, если заменить цвет паруса, сделать его алым, таким ярким и ликующим? И вот уже писатель трудится над созданием своего замысла. Опубликованы «Алые паруса» в 1923 году, у них есть и адресат посвящения - вторая жена Грина, Нина.

2. Жанр произведения. Признаки жанра.

Жанр произведения – повесть-феерия. Докажем, что «Алые паруса» - повесть. Об этом свидетельствуют следующие характеристики: большой объем произведения, разветвленная система образов, несколько сюжетных линий. Признаки же, относящие данное произведение к феерии, таковы: торжество добра над злом, волшебные события, сказочные герои.

3. Название произведения и его смысл.

Алые паруса – символ мечты, надежды на ее исполнение. Традиционно паруса белого цвета, в этом же произведении они имеют свое особенное значение: победу добра надо злом, радость и ликование душ, обретших, наконец, счастье.

4. От чьего лица ведется повествование? Почему?

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

Если говорить о теме этого произведения, то можно отметить несколько ее разветвлений: автор повествует о сбывшейся мечте, о жизненных перипетиях людей, не похожих на остальных, не таких, как все, отличных от толпы, о выборе жизненного пути.

Ну а главной проблемой этого произведения становится противостояние реальности и мечты и, соответственно, жителей Каперны и семьи Лонгрена, а точнее его мечтательной дочери Ассоль.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

Повесть «Алые паруса» начинается с описания детства главной героини. Завязкой же сюжета является встреча девочки в восьмилетнем возрасте с собирателем сказок Эглем. Именно он делает предсказание, исполнения которого Ассоль ждет на протяжении всей своей юности.

Это же предсказание становится продолжением конфликта между жителями Каперны и семье Лонгрена. начат он был тогда, когда старый моряк не помог трактирщику Меннерсу, его лодку унесло в шторм в открытое море. Теперь же конфликт разыгрался с новой силой: Ассоль высмеивали, считали чудачкой, а некоторые попросту сумасшедшей.

Ключевые эпизоды повести: встреча с собирателем легенд, встреча Грея со спящей Ассоль, рассказ о девушке в трактире Меннерса, корабль с алыми парусами у берегов Каперны.

7. Система образов произведения.

Главные персонажи повести: мечтательная , воспитанная угрюмым и замкнутым отцом по имени Лонгрен, капитан , богатый наследник, получивший от родителей все, чего хотел, добившийся всех поставленных целей.

8. Композиция произведения.

Повесть состоит из семи глав, каждая из которых завершена и позволяет сделать определенные выводы.

9. Художественные средства, приемы, раскрывающие идею произведения.

Идею произведения мы видим в исполнении мечты. Автор показывает, как вера помогает, приводит к желаемому. И главным художественным средством, отражающим ее, становится символичный образ алых парусов.

10. Мое читательское восприятие произведения.

Повесть не оставляет равнодушным. Она позволяет понять, что исполнение мечты возможно, если сильно верить, ждать, не сомневаться и не обращать внимания на окружающих.

Произведения А. Грина наполнены искренностью, мудростью и наблюдательностью. С раннего детства в памяти каждого человека живут рассказы, которые обогатили в свое время душу каждого из нас, вселили чувство надежды и веры в мечту.

«Алые паруса» - это удивительное произведение, которое формирует внутреннее сознание людей, делая его более гуманным, открытым новым впечатлениям и эмоциям. Оно насыщено поразительными контрастами между мироощущением общества и отдельно взятого человека, который смог сохранить в своей душе то, что было давно уже потеряно другими.

О чем повесть «Алые паруса»

Черствым, духовно бедным жителям маленького приморского городка противостоит девочка Ассоль, которая в силу жизненных обстоятельств стала изгоем этого общества. У Асоль не было подруг, только с отцом она могла делиться своими переживаниями, мечтами и мыслями.

Именно отец открывал для девочки все таинственные загадки природы, рассказывал о морских путешествиях, о тонкостях человеческих взаимоотношений. Ассоль впитала то, чему научил ее отец, и обрела собственное мировоззрение, которое еще дальше отделило ее от социума.

Но негатив общества не задевал девочку, так как она четко понимала, что собственное мнение для нее более важно, чем необъективное отношение «слепой» толпы. Ассоль верила, что однажды к ней придет тот человек, который полностью ее поймет, и с ним она обретет настоящее счастье.

Однажды во время прогулки Ассоль встретился Эгль, известный сказочник и собиратель легенд. Он поведал девочке, что однажды утром в гавань зайдет величественный корабль с алыми парусами. С него выйдет красивый храбрый принц, который уже сейчас ищет Ассоль и заберет ее с собой в свое королевство, где они долго будут жить любя друг друга.

Ассоль искренне поверила Эглю и начала ждать своего принца. Это стало еще одним поводом для подтрунивания над девочкой со стороны людей. Ее дразнили мечтательницей, не воспринимали ее слов и злорадствовали, что идут года, а Ассоль так и остается в ожидание своего фантастического принца.

Но девушка, несмотря ни на что верила, что однажды это произойдет. И однажды судьба вознаградила ее за это: пророчество Эгля сбылось, и она встретила своего принца.

Она познакомилась с молодым человеком, который узнав о ее мечте и о том, как эту мечту воспринимают в обществе, купил для своего корабля самые дорогие алые паруса. Он вышел с корабля навстречу девушке, таким образом, воплотив ее мечты в реальность.

Вера в прекрасное и мечта о счастье

Героиня Ассоль учит нас верить в то, что на первый взгляд абсолютно не осуществляемо. Ведь сила человеческого желания, подкрепленная верой и надеждой, не имеет никаких границ.

Главное сохранить в своем сердце доброту и искренность, которая рано или поздно приведет к осуществлению мечты. «Алые паруса» ни в коем случае не следует воспринимать как сказку, ведь в жизни каждого человека может произойти чудо, если он открыт ему.

Не следует бояться противостоять общественным ложным и низким нравам, а смело идти к своей мечте, невзирая на трудности и препятствия. Но также следует помнить о своих близких людях, ведь каждый из нас может исполнить их заветные мечты, главное просто постараться узнать о них.

На вопрос Анализ произведения. А. Грин Алые Паруса заданный автором Алина!! лучший ответ это

Ответ от Єизули Алиев [новичек]
Артур Грей родился капитаном, хотел быть им и стал им. Он добрый, своевольный и справедливый. В 20 лет Артур исполнил свою мечту, приобретя шхуну под названием «Секрет». Судно Грэя прошло через океан и оказалось недалеко от Каперны – местечка, где жила Ассоль. Однажды Грэй, прогуливающийся по берегу, увидел спящую девушку, поразившую его своей красотой. « Волшебник», как называл себя Эгль, поведал ей, что через время за ней на корабле с алыми парусами приплывет принц. Девочка поверила и рассказала об этом отцу. Он когда-то не оказал помощь жене Лонгрена, пытавшуюся спасти от голода малютку Ассоль. Мери пришлось идти по непогоде в город, чтобы заложить кольцо, после чего она заболела и умерла. Это стало причиной, что находящийся на берегу Лонгрен не помог тонущему трактирщику. Этот случай усугубил отчуждение окружающих и вызвал прочную взаимную ненависть к нему и к его дочери. Девочка росла без подруг. Внушаемые взрослыми, дети гнали Ассоль, швыряли в неё грязью и дразнили тем, что будто отец её ел человеческое мясо, а теперь делает фальшивые деньги.


Ответ от Динара исмоилова [новичек]

Почти сто лет назад Александр Грин написал замечательную книжку «Алые паруса». Время было тогда трудное: революция, Гражданская война, разруха и голод. Но «Алые паруса» - романтическая поэма, ведь и в тяжелые времена людям нужна вера в мечту, в то, что мечты сбываются. Ничего сказочного в «Алых парусах» нет – настоящие люди, настоящие трудности. Секрет волшебства – в "странных летящих душах" автора и его героев. Тусклый мир остается вне, когда ты умеешь любить и творишь чудо сам, будь ты капитаном галиота, или писателем, или чутким читателем.
Проверьте, насколько хорошо вы знаете эту книгу, ответив на наши вопросы и сравнив с нашими ответами – и ваш мир станет ярче.


Ответ от Дарина Яркая [новичек]
Александр Степанович Грин
Главные герои: Ассоль, Артур Грей.
Повесть А. Грина "Алые паруса" наполнена мечтами об «ослепительном случае» и радости маленькой девочки Ассоль.
Лонгрен, бывший моряк, жил со своей дочерью Ассоль на средства от продажи сделанных им парусников и лодочек. Земляки не любили его. Они считали Лонгрена виновным в смерти трактирщика Меннерса. Он когда-то не оказал помощь жене Лонгрена, пытавшуюся спасти от голода малютку Ассоль. Мери пришлось идти по непогоде в город, чтобы заложить кольцо, после чего она заболела и умерла. Это стало причиной, что находящийся на берегу Лонгрен не помог тонущему трактирщику. Этот случай усугубил отчуждение окружающих и вызвал прочную взаимную ненависть к нему и к его дочери. Девочка росла без подруг. Внушаемые взрослыми, дети гнали Ассоль, швыряли в неё грязью и дразнили тем, что будто отец её ел человеческое мясо, а теперь делает фальшивые деньги. Её попытки к сближению заканчивались горьким плачем, синяками и царапинами. Наконец, она перестала обращать внимание на злословия и оскорбления.
В один из дней отец отправил Ассоль в город с товаром. Играя, девочка спустила на воду яхту с алыми парусами. Ручей подхватил игрушку и понес по течению. Малышка долго бежала, не упуская яхту из виду, но догнать не смогла.
Встреча на берегу моря с собирателем легенд, песен, сказок и преданий чудесным образом изменила жизнь Ассоль. « Волшебник», как называл себя Эгль, поведал ей, что через время за ней на корабле с алыми парусами приплывет принц. Девочка поверила и рассказала об этом отцу.

Артур Грей родился капитаном, хотел быть им и стал им. Он добрый, своевольный и справедливый. В 20 лет Артур исполнил свою мечту, приобретя шхуну под названием «Секрет». Судно Грэя прошло через океан и оказалось недалеко от Каперны – местечка, где жила Ассоль. Однажды Грэй, прогуливающийся по берегу, увидел спящую девушку, поразившую его своей красотой. Он надел кольцо на её палец.
В трактире погибшего Меннерса, где делами заправлял его сын, Грэй услышал историю о сумасшедшей, которая ждет принца на корабле с алыми парусами. Угольщик, выгнанный из трактира, сказал Грэю, что Ассоль вовсе не сумасшедшая. У этой девушки богатый и интересный внутренний мир. Пораженный историей, молодой капитан купил алый шелк и нанял музыкантов. «Секрет» огибал мыс у берега Каперны. Все жители собрались на берегу, чтобы посмотреть на чудесный корабль с алыми парусами. Прибежала туда и Ассоль. В причалившей к берегу лодке ее встретил Грэй. Он забрал потрясенную сбывшимся предсказанием девушку на «Секрет». На следующий день они были уже далеко от Каперны.
Больше всего мне понравился момент встречи Ассоль и Грэя.
«Но весло резко плеснуло вблизи нее; она подняла голову. Грэй нагнулся....
Прочитав «Алые паруса» я поняла, что сказка нужна не только детям, но и взрослым. Она вызывает волнение, не даёт успокоиться и показывает всегда новые сверкающие дали, иную жизнь, она тревожит и заставляет страстно желать этой жизни. Эта пленительная книга А. Грина просвечена насквозь, как утреннем солнцем, любовью к жизни, к душевной юности и верой в то, что человек в порыве к счастью способен своими же руками совершать чудеса. В этом я вижу ценность этого произведения и того обаяния, которая произвела на меня главная героиня Ассоль, сумевшая пронести через мучительное существование дар могучего воображения, чистоту чувств и застенчивую улыбку.


Ответ от НИКОЛАЙ ГОРБАТЕНКО [новичек]
Почти сто лет назад Александр Грин написал замечательную книжку «Алые паруса». Время было тогда трудное: революция, Гражданская война, разруха и голод. Но «Алые паруса» - романтическая поэма, ведь и в тяжелые времена людям нужна вера в мечту, в то, что мечты сбываются. Ничего сказочного в «Алых парусах» нет – настоящие люди, настоящие трудности. Секрет волшебства – в "странных летящих душах" автора и его героев. Тусклый мир остается вне, когда ты умеешь любить и творишь чудо сам, будь ты капитаном галиота, или писателем, или чутким читателем.
Проверьте, насколько хорошо вы знаете эту книгу, ответив на наши вопросы и сравнив с нашими ответами – и ваш мир станет ярче.


Александр Грин создавал «Алые паруса» в те годы, когда вокруг рушился миропорядок. Он писал сказку о бедной, всеми обиженной и кажущейся бездомной девочке, когда сам был почти нищим и голодным.

Тетрадь с рукописью этой книги писатель возил с собой на фронт, когда его, тридцатидевятилетнего, больного, измученного человека, призвали на войну с белополяками (1919). Он таскал заветную тетрадку с собой по госпиталям и тифозным баракам. И наперекор всему верил, что «Алые паруса» состоятся. Этой верой пронизана и сама повесть.

Её замысел родился ещё в 1916 г. вроде бы случайно. Из мечты детства (море) и случайного впечатления (игрушечная лодочка с парусом, увиденная в витрине магазина) родились у Грина главные образы повести, которую он назвал «феерией». Так обычно называют театральное представление сказочного содержания. Но «Алые паруса» — не пьеса и не сказка, а самая настоящая правда. Ведь совсем не редкость деревни, подобные Каперне. Герои повести не похожи на сказочных, даже такие, как Эгль, только маленькая Ассоль и могла принять его за волшебника. И всё-таки, несмотря на реалистичность героев и картин, «Алые паруса» - феерия.

Образ Ассоль в повести «Алые паруса»

Главные герои — Ассоль и Грэй. Сначала автор представляет Ассоль. На необычность девочки указывает её имя - Ассоль. Оно не имеет никакого «буквального значения». Но «хорошо, что оно так странно», — скажет Эгль.

«Странность» Ассоль не только в имени, но и в словах, и поведении. Особенно это заметно на фоне обитателей Каперны. Они жили обычной жизнью — торговали, ловили рыбу, развозили уголь, злословили, выпивали. Но, как заметил Эгль, они «не рассказывают сказок... не поют песен». «Алые паруса» упоминались ими только как «издевательство» над той, которая верила в них. А когда увидели настоящие алые паруса, то смотрели на них «с нервной и угрюмой тревогой, со злобным испугом», «змеиным шипением вспыхивали остолбеневшие женщины», у них «яд забирался в голову». Примечательно, что не только взрослые озлобились, но и дети... Значит, злоба, жестокость — это не черты отдельных людей, а болезнь, поразившая всех, независимо от возраста.

Ассоль же была совсем другой... Она чужая в Каперне. Девочка могла уйти ночью на морской берег, «где… высматривала корабль с алыми парусами». В природе она чувствовала себя своей.

А ещё она была наполнена любовью. «Я бы его любила», — сказала маленькая Ассоль Эглю, предсказавшему ей алые паруса и принца. Она любит своего отца и утешает его своим чувством. Любовь отделила её от жителей Каперны, объединённых злобой и скудостью души.

Образ Грэя в повести «Алые паруса»

История Грэя тоже начинается с детства. Его окружение — это родители и предки, присутствующие, правда, только на портретах. Грэю полагалось жить по «заранее составленному плану». Логика и течение его жизни были предопределены семьей. Собственно, как и жизнь Ассоль. С той только разницей, что ему предписывалось процветать, а ей прозябать в атмосфере неприятия и даже ненависти окружающих людей. Но программа жизни, составленная для Грэя, очень рано дала сбой. В ней не учли его живой и независимый характер.

Всё началось с того, что Грэй захотел выбрать в жизни роль «рыцаря», «искателя» и «чудотворца». В детстве эта роль проявилась по-детски. Грэй замазал на картине, изображавшей распятого Христа, гвозди. Потом, чтобы почувствовать боль служанки, обварившей руку, он и свою руку обварил. Он подсунул ей свою копилку, якобы от Робина Гуда, чтобы она могла выйти замуж. Картина на стене библиотеки и богатое воображение помогли Грэю определиться с будущим. Он решил, что должен стать капитаном. Грин отдал Грэю свою мечту.

Таким образом, и Ассоль, и Грэй ещё в детстве увидели свое будущее. Только Ассоль просто терпеливо ждала, а Грэй сразу начал действовать. В пятнадцать лет он тайно покидает дом и входит в неведомую ему жизнь моряка. Контраст между домашней и морской жизнью разителен. Там любовь матери, потакание всем его причудам, а здесь грубости, физические нагрузки. Но Грэй «молча сносил насмешки, издевательства и неизбежную брань до тех пор, пока не стал капитаном».

Этот герой — тонкая натура. Он способен понимать знаки судьбы. Когда он впервые увидел спящую Ассоль, «всё стронулось, все усмехнулось в нём». И он надел кольцо на палец спящей Ассоль.

Услышав ее историю, Грэй уже знал, что он будет делать. Грин подробнейшим образом описывает, как он выбирает шёлк для парусов, чтобы показать, насколько для него важно то, что он собирается сделать.

Почему Ассоль и Грэю, настолько отдалённым друг от друга и расстоянием, и положением, всё-таки удалось встретиться? Судьба? Да, несомненно. И Грэй это признает: «Как тесно сплетены здесь судьба, воля и свойство характеров». «Судьбу» он поставил на первое место. Но есть в их истории и закономерности. Все действия Грэя после того, как он узнал о предсказании для Ассоль, абсолютно в его характере: «Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками».

Конечно, А. Грин приукрасил жизнь. Он показал то, что хотелось бы в ней видеть, а не то, что есть. Но его сказка поддерживает нашу веру в чудеса, которые случаются в жизни. И уже для многих людей.

Алые паруса - это символ надежды, с которой всё и началось...

Основные особенности повести «Алые паруса» :

  • жанр: повесть-феерия;
  • сюжет: предсказание и его исполнение;
  • контрастность «миров»: «блистающий мир» Ассоль и Грэя и будничный мир Каперны и моряков;
  • идеальный герой в центре повествования;
  • присутствие символов;
  • концепция «чуда», творимого собственными руками;
  • встреча двух духовно близких людей как смысловой центр феерии.

Введение

У каждого человека есть способность мечтать. Если у него отнять эту возможность, то уйдёт одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, творчество, науку и желание борьбы во имя светлого будущего. Именно поэтому всегда будет актуальным обращение юношества к творчеству писателей, которые умеют мечтать. Мир, в котором живут герои Грина, может показаться нереальным и искусственным только человеку, нищему духом и фантазиями. Читать Грина можно и нужно не только детям, но и взрослым. Его произведения вызывают волнение и переживания – источник высоких человечных страстей. Творчество писателя не дает успокоиться и показывает всегда новые, искрящие дали, другую жизнь, он волнует и заставляет страстно желать этой жизни. По этой причине в наше время надо читать произведения А. Грина. А если забыть о мечте и перестать мечтать о ней, то жизнь станет совсем неинтересной и грустной. Не к чему будет стремиться, и люди станут совсем иными – мрачными, скучными, скупые душой.

Цели моей квалификационной работы:

1. Постановка спектакля по повести А.Грина «Алые паруса».

2. Проверка на практике своих знаний по мастерству актера, режиссера и педагога.

Задачи моей квалификационной работы:

2. Произвести режиссёрский анализ пьесы.

3. Найти тему, идею и конфликт спектакля.

4. Определить сверхзадачу, сквозное действие и «зерно» спектакля.

5. Найти художественный образ спектакля.

6. Определить жанр и стиль спектакля.

7. Отобрать режиссёрские средства выразительности.

8. Отобрать актёрские средства выразительности.

I. Режиссерский анализ повести А.Грина «Алые паруса»

Первое впечатление от прочитанной пьесы

Несправедливость

Ранимость

Философия

Сказочность

Зависть

Чёрствость

Жестокость

Задумчиво

Красочность

Романтика

Целеустремленность

Красный цвет

Надежда

Поветь «Алые паруса» очень вдохновляет, даёт полёт фантазий и реальность мечты. Она помогает поверить в то, что можно и нужно бороться за свою мечту, не предавать ни себя ни её. Идти за ней до конца не бросая её несмотря ни на что. Человека сам творец своего счастья и об этом не стоит забывать.

Обоснование выбора пьесы

Грина следует читать вдумчиво и осмысленно, иначе ларчик тайн и загадок останется закрытым для читателя. Отзываясь на заботы своего современника, Грин писал и для будущего. Произведение которое я выбрала - одно из главных для писателя. Мир «алых парусов» - светлый, манящий неистово сверкающий. Грин использует большое количество красок для описания героев, природы и окружающего мира. Интерес к цветовым образам, чистоты главного героя, полёт мечты и фантазий этого произведения повлиял на мой выбор.



Мало кто из писателей активно работают с цветовыми, разноцветными образами, раскрывают с их помощью мир своих героев. А. Грин – это как раз тот человек, который умело, без боязни переборщить употребляет цвета во всех своих произведениях. Исследований, посвященных творчеству этого автора и именно его повести «Алые паруса», довольно таки много- это Е. Алексанян, Е. Пестряев, В. Амлинский. В литературе довольно много аналитических замечаний о творении А.С Грина известных, талантливых российских писателей – К.Г. Паустовского, В. Катаева, Ю. Казакова, Э. Багрицкого и других. В этих работах говориться о жанровых особенностях повести, романтической основе произведений А. Грина, художественным средствам воплощения авторской идеи. Использования цветовых образов- этому вопросу уделено очень мало внимания, эта тема систематически, к сожалению, не изучена. Из этого, можно сделать вывод, что такого рода тема мало изучена и с нетерпением ждет своих исследователей. О том, что цветовые, разноцветные образы могут стать ярким художественным средством воплощения авторской идеи, о цветовой символике известно нам давно. Этому посвящены работы искусствоведов - Ю. Меннера, литературоведов – Ю. Лотмана, Б. Успенского, психологов – Л. Выготского и т.д.

Яркость образов, разноцветье, чистая идея и искренняя мечта повести подтолкнули меня в сторону выбора данной повести- фиерии

Сюжетный пересказ пьесы

Лонгрен, человек, который закрылся в себе и не имеет желания идти к людям на контакт. Жил он изготовлением и продажей моделей парусников и пароходов. Земляки осторожно относились к бывшему моряку, особенно после одного случая.



Однажды, во время бушующего шторма лавочник и трактирщик Меннерс был унесен в своей лодке далеко в море. Одним и единственным свидетелем происходящей случайности оказался отец главной героини. Он спокойно стоял и курил трубку, следя за тем как тщетно взывает к нему Меннерс о помощи. Лишь когда стало очевидным, что тому уже не спастись, Лонгрен прокричал ему, что вот так же и его Мери просила односельчанина о помощи, но не получила её, вследствии чего она умерла.

Лавочника, спустя чуть меньше неделе, подобрал среди волн пароход, и тот перед смертью повествовал о виновнике своей трагедии.

Не рассказал он лишь о том, как пять с половиной лет назад жена Лонгрена попросила у него немного взаймы. Ведь она только что родила малышку Ассоль, роды проходили достаточно тяжело, и большое количество денег ушли на лечение, а муж на тот момент не вернулся из морского путешествия. Меннерс тогда посоветовал не быть недотрогой, и только на таких условиях он готов был помочь. Конечно она не согласилась и обессиленная женщина в дождливую погоду отправилась в город заложить кольцо. После такого похода она простудилась и умерла от воспаления легких. Так Лонгрен остался вдовцом с малюткой на руках и больше не мог себе позволить ходить в море.

Весть о таком как демонстративно бездействовал Лонгрен поразила жителей деревни сильнее, чем если бы он собственными руками утопил человека. Отношение жителей перешло в ненависть и также перешло на ни в чем не повинную Ассоль, которая росла наедине со своими фантазиями и мечтами. И казалось будто не нуждалась ни в сверстниках, ни в друзьях. Отец заменял ей всё и всех: мать, подруг и земляков.

Спустя время когда Ассоль подросла, отец отправил её в город с новыми изделиями на продажу, среди которых была миниатюрная яхта с алыми шелковыми парусами. Ей стало скучно и по дороге через лес она решила поиграться с корабликом и спустила его в ручей. Поток понес его и увлек за собой девочку. И после, девочка увидела игрушку в руках незнакомца, имя его было Эгль- собиратель легенд и сказок. Он отдал игрушку Ассоль и рассказал тайну о том, что пройдут годы и за ней на таком же корабле под алыми парусами приплывет принц и увезет её в прекрасные дали.

На радостях она рассказала об этом отцу, но нищий коварно подслушал этот разговор и разнёс эту нежную тайну по всей Каперне. И каждый ребёнок деревни так и норовил её обидеть всё более обидным словом. С того момента её и посчитали полоумной

Артур Грэй, единственный сын короля. Рос он в богатстве и ни в чём не нуждался. Но это был парень со светлой душой и добрым, настоящим сердцем. К своим желаниям он относился серьёзно и с намерением осуществить его. Он рос бесстрашным и решительным парнем.

Артур был отзывчив к другим людям и всегда был предоставить свою бескорыстную помощь.

Грэй тайком от всех покинул дом и поступил на шхуну «Ансельм». Капитан Гоп был добродушным человеком, но строгим моряком. Он, как умный человек сразу оценил достоинства юного парня и Гоп решил сделать его капитаном. В двадцать лет Грэй купил собственный трехмачтовый галиот «Секрет» и ходил на нем в плавание четыре года. Судьба привела его в соседнюю деревушку неподалёку от Каперны.

Прибывши на землю Артур вместе со своим матросом Летикой решили отправиться на рыбалку. Как только нашли подходящее место для ловли рыбы, то сразу же остановились и развели костёр. Утром, Грей решил прогуляться и увидел на траве спящую Ассоль. Он был ошеломлён её красотой. Он долго её разглядывал, а когда решил уходить то снял с пальца своё кольцо и надел на её мизинец.

Затем они с Летикой добрались до трактира Меннерса, где теперь хозяйничал молодой Хин Меннерс. Он поведвал, что Ассоль - полоумная, мечтающая о принце на корабле с алыми парусами. Рассказал что её отец - виновник гибели старшего Меннерса и страшный человек, воспитавшего такого ребёнка. Артур не верил первому встречному и усомнился в словах трактирщика. Сомнения усилились, когда пьяный посетитель заверил, что рассказчик врет. Грэй и без посторонней помощи смог кое-что понять и разглядеть в этой необыкновенной девочке. Она знала как будто больше чем другие. Делала открытия непонятные и ненужные жителям Каперны. Её никто не понимал. Её чистую фантазию и чудное сердце.

Капитан во многом был и сам таким же, немного не от мира сего. Он отправился на поиски алого шелка для парусов своему кораблю. Он решил осуществить сказку милой Ассоль. В городе он встретил своего давнишнего знакомого, бродячего музыканта Циммера и по старой ружбе попросил его к вечеру прийти на «Секрет» со своим оркестром.

Шёлковые алые паруса, которые Грей велел заменить, привели в удивление команду, как и приказ продвинуться к Каперне. Под чётким руководством, утром, «Секрет» вышел под шелковыми парусами и ближе к обеденному времени уже был в виду Каперны.

Ассоль была радостно удивленна, что сначала усомнилась в увиденном. Зрелище белого корабля с алыми парусами, с палубы которого лилась музыка, было неповторимо и волшебно. Она побежала навстречу кораблю. Жители Каперны расступились, давая дорогу Ассоль. От корабля отошла лодка в которой и была её мечта, где был Артур. Через небольшое время она уже была на самом корабле, а на жителей деревни она уже смотрела с моря. У людей больше не было слов и сплетен. Не было ничего светлого и честного. А Ассоль со счастьем внутри, освещая всё вокруг, отправилась в блестящие дали. И всё случилось именно так о чём рассказывал старик и над чем так скверно смеялась вся деревня.

В тот же день, по приказу Грея, открыли бочку столетнего, того самого вина, которое никто и никогда еще не пил. А по утру корабль был уже далеко от Каперны, унося ошеломленный чудным вином Грэя экипаж. Не смыкал глаз только Циммер. Он тихо играл на своей виолончели и думал о счастье.

Композиция спектакля

Спектакль - художественное целое. Однако в его целост­ности явно присутствуют части, определённые куски. Разъединение можно за­метить при просмотре даже наиболее идеального спектак­ля, и это происходит потому, что спектакль анализируется и переваривается по частям, куски целого склеиваются постепенно. Этот процесс и называется построение, точнее композиция спектакля.

Композиция спектакля зависит от строения пьесы. Режиссеру важно найти собственное решение, дать свой вариант трактовки в создании художественной и эстетической целостности спектакля. Режиссерский замысел должен быть воплощен в композиции спектакля. Зачастую спектакль становится самоценным благодаря режиссерской концепции, не зависящей от композиции пьесы, за счет выявления новых акцентов в содержании пьесы и новых ее смысловых трактовок.

Линейная - композиция. Это, можно сказать, самый распространенный вид композиции. Она характеризуется тем, что в ней части композиции следуют последовательно, одна за другой. В спектакле «Алые паруса» линейная композиция.

Экспозиция - от начала спектакля до момента встречи Ассоль и Эгля.

Завязка – от момента встречи Ассоль и Эгля до прибытия в Каперну корабля с «Алыми парусами».

Кульминация - от прибытия в Каперну корабля с «Алыми парусами» до открытия бочки столетнего вина.

Развязка (финал) - открытия бочки столетнего вина до отплытия корабля.

Принцип мизансценирования

Мизансцена (от французского mise en scène - размещение на сцене) - одно из главных визуальных средств создания театра, часть режиссерского замысла, представляющая собой расположение актеров на сцене в конкретный момент спектакля или в постановке вообще.

Мизансцена, если говорить на языке кино - это то, как видит кадр (сцену) зритель или со стороны зрителя. В театре, следует грамотно выстраивать сцены так, чтобы каждому со своего зрительного места было видно определенную композицию из актеров и декораций. К мизансцене относятся все действие актеров на сцене, их выходы из-за кулис, переходы, смены мест, а также взаимодействие со зрительным залом.

Мизансцена неотделима от режиссуры и сценографии. В характере ее построения воплощается жанр и стиль спектакля. Она создает определенную пластическую форму постановки и потому в ее создании с актерами участвуют как режиссер, так и художник спектакля (в кино - оператор), а иногда и хореограф, например, как в спектакле Театра Наций "Сонеты Шекспира".

Каждая мизансцена в современном театре должна быть психологически оправдана актёрами, возникать естественно, непринуждённо и органично. Мизансцена порой становится важнее самих актеров, поскольку современный театр стремится к визуальности, зрелищности.

Через мизансцену режиссер влияет на трактовку действия.

Известны следующие разновидности мизансцен:

Плоскостные;

Глубинные;

Горизонтальные;

Вертикальные;

Диагональные;

Фронтальные;

Прямолинейные

Параллельные;

Перекрестные;

Зигзагообразные;

Круговые;

Спиральные;

Симметричные;

Ассимметричные.

Принцип мизансценирования в спектакле по повести А.Грина «Алые паруса» следующий:

Плоскостные

Глубинные

Горизонтальные

Симметричные

Атмосфера в спектакле

Именно она- атмосфера, дает воодушевление и силу на будущее. В хорошей атмосфере, которая наполнена нужной энергетикой, актёр чувствует себя так как нужно для роли. Он наполнен не только внутренне, но и внешняя атмосфера поддерживает его образ. Состояние злости или радости, грусти или счастья: всё это считывается, можно сказать, кожей. Зритель это чувствует точно так же как и сам актёр. Поэтому атмосфера спектакля играет также большую роль и создавать её нужно не менее вкрадчиво.

Актёры чувствуют себя артистами, даже когда зрительный зал пуст и тишина поглотила ночную сцену.
И не только театр, но и концертный зал, и цирк, и балаган, и ярмарка исполнены волшебной атмосферой. Все элементы очень важны именно они воздействуют на нашу восприимчивость и создают нам тот или иной образ, атмосферу, в которой зритель или участник чувствует себя так, как запланировал режиссёр. Получает ту или иную эмоцию, которая подразумевалась творцом. Она одинаково волнует и актера и зрителя. Разве не ходит публика, в особенности молодая, в театр часто только для того, чтобы побыть в этой атмосфере нереальности или забытой эпохи другого времени.

В театр понятие атмосферы пришло из жизни. Мы часто с этим словом и понятием можем столкнуться где угодно и дома в семье, на работе и даже в очереди, накалённое состояние людей мы чувствуем порой без слов. И в жизни сопутствует нам каждую минуту, на каждом шагу.

Атмосфера – явление слишком человеческое, потому в центре ее находится человек, пристрастно вглядывающийся в мир, действующий, мыслящий, чувствующий, ищущий. Сложный синтез взаимоотношений с окружающим нас реальным миром. Мир наших мыслей, эмоций, хотений, настроений, мечтаний, фантазий, то без чего невозможно наше существование, это мы и называем- атмосфера жизни. Без неё наша жизнь нам напоминала бы машину- робота по которой не течёт красная кровь, не двигается мимика на лице, не горят глаза и не хмурятся брови.

В жизни каждого человека окутывает своя атмосфера. Она меняется, в ней происходит борьба различных ценностей. Это нормально: в жизни каждого происходит «борьба атмосфер», различные люди несут различные атмосферы, наша личная может подчиняться общественной и т.д.

Атмосфера в спектакле «Алые паруса» - это атмосфера чистая, живая, настоящая, незапачканная, как бы ни старались окружающие, грязью и отчаянием. Царит искрящаяся мечта, преданность фантазий, полёт волшебного сна, но сна непростого, а где персонажи преодолевают трудности на пути к своей заветной цели.

Темпоритм спектакля

Темп - это степень скорости исполняемого действия. Можно действовать медленно, размеренно, быстро и т. п., что потребует от нас различной затраты энергии, но не обязательно что окажет существенное влияние на внутреннее состояние. Таким образом, молодой режиссер, желая поднять тон спектакля, просит актеров действовать быстрее, но только внешнее, физическое ускорение не рождает еще внутренней активности.

Другое же дело - ритм внутреннего действия, поведения. Если говорится, например, что «спектакль идет не в том ритме», то под этим подразумевается не просто скорость, но интенсивность действий и переживаний актеров, то есть тот внутренний эмоциональный накал, в котором осуществляются сценические события. Кроме того, понятие «ритм» включает в себя и ритмичность, то есть ту или иную размеренность действия, его организацию во времени и пространстве.

Таким образом, под термином «ритм» подразумевается как интенсивность, так и размеренность совершаемого действия. При одном и том же быстром темпе действия могут быть совершенно различные по характеру и, следовательно, обладать разными ритмами.

Ритм и темп неразрывны между собой, поскольку характеризуют одну единицу действия, взятого на протяжении одной элементной единицы сценического времени. Ритм определяет собой темп, но изменения темпа (при сохранении структуры ритмической единицы) влекут за собой изменения в характере ритма. Поэтому оба явления практически существуют одновременно, составляя вместе единое понятие темпо - ритма.

Развитие темпо-ритма спектакля - волнообразный процесс, где нарастания и спады складываются из суммы темпо-ритмов действий, эпизодов, сцен. В целом темпо-ритм спектакля есть показатель интенсивности его сквозного действия. К.С. Станиславский утверждал: «Темпо-ритм всей пьесы - это темпо-ритм ее сквозного действия и подтекста».

Темпоритм спектакляпо пьесе А.Грина «Алые паруса» делится на несколько частей:

Темпоритм задаётся активной сценой с тонущем Меннерсом

Затем темпоритм затихает с момента появления Ассоль

После встречи Ассоль и Эгеля темпоритм идёт по нарастающей

Пика темпоритм достигает на пребывании корабля с алыми парусами в гавань.

Светоцветовое решение

Свет на сцене - одно из важных художественно-постановочных средств. Свет помогает воспроизвести место и обстановку действия, перспективу, создавать необходимое настроение; иногда в современных спектаклях свет является почти единственным средством оформления.

Разнообразные виды декорационного оформления требуют специальных приемов освещения. Плоскостные живописные декорации требуют общего равномерного освещения, которое создается осветительными приборами общего света (софиты, рампа, переносные приборы). Спектакли, которые оформленные объемными декорациями требуют местного (прожекторного) освещения, создающего световые контрасты, подчеркивающего объемность оформления.

Свет театральный- этоискусство освещения театрального пространства: то пространство, где прибывают зрители, и там где находятся театральное действие. Задача освещения зрительного зала, не столь относится к режиссуре, обычно является частью архитектурного проекта.

Свет разнообразен в своём использовании, поэтому нужно видеть не только где должен быть свет, но ещё и как он должен освещать ту или иную сцену, поверхность, действие, конкретного героя или определённый элемент.

В спектакле по повести А.Грина «Алые паруса» при помощи света создаётся атмосфера сказочного несуществующего места. Основной цвет света – белый, как чистое полотно на котором может возникать любая фантазия или воспоминания. Изредка, пробивается красный цвет, как символ рассвета, любви и нежности.

Костюм, реквизит, бутафория

Белая ширма

Красные ширмы

Игрушечный корабль с алыми парусами

Игрушечные фигурки разных мореплавательных суд

Искусственные цветы

Красная ткань, как имитация алых парусов

Стойка со стаканами и чашками

Полотенце

Брюки чёрные

Рубашка белая

Сарафаны

Гольфы разноцветные

Белое платье

Морская тельняшка

Белое жабо

Туфли мужские

Чешки женские

Туфли женские

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Звуко-шумовая партитура

Название произведения Реплика начала Реплика завершения