Программа кружка " в мире литературы". Школьный литературный кружок: программа, описание, темы

Литературное образование развивает создает потребность непрерывного самосовершенствования. Изучение классической прозы и поэзии может осуществляться лишь посредством систематического чтения и заучивания стихотворений. Но ценность книги в последнее время существенно упала. Чтобы приобщить детей к чтению, в школе организовывают литературный кружок, программа которого выходит за рамки обязательной.

Почему современные дети не любят читать?

Даже в век высоких технологий и компьютеризации переоценить значение книги невозможно. В последнее время обнаружена тенденция, при которой интерес к чтению стремительно падает после окончания начальной школы. Нередко ребенок, проявляющий интерес к книгам в первые годы обучения, теряет его при переходе в пятый класс. Причина, как правило, заключается в вездесущем интернете. Он поглощает все внимание детей и подростков.

Как решить эту проблему?

Школьник перестает читать, в результате чего снижается и его познавательный потенциал. Педагоги отмечают, что в последнее время число учеников, читающих литературу, выходящую за рамки школьной программы, чудовищно упало. И учителя, и родители недовольны подобным положением. Но как решить эту проблему? Прежде всего, ребенка не нужно принуждать, его необходимо увлечь. Литературный кружок, программа которого включается книги русских и зарубежных авторов, педагоги организовывают в целях приобщения детей к чтению, развития их творческого потенциала и расширения кругозора.

Программа

Деятельность литературного кружка нацелена на решение задач, которые имеют существенное значение в общем образовательном процессе. Родители за неимением свободного времени нечасто обращают внимание на то, что читает их ребенок, если он вообще берет в руки какие-либо книги, за исключением учебных материалов. Для чего создается литературный кружок в школе? Программа преследует такие цели:

Темы

Любая внеурочная деятельность должна опираться на вовлечение детей в учебный процесс. Темы по литературе, входящие в обязательную программу усваиваются сложно, если не вызывают никакого интереса у слушателей. Однако, что касается факультативного образования, то здесь важнейшей задачей является завоевание внимания школьников. Какие темы рассматривают дети, посещающие литературный кружок? Программа может включать как изучение произведений, не входящих в обязательный курс, так и темы, смежные с пройденными на уроках литературы.

Творчество

Какие знания должен приобрести школьник, посещая в течение года литературный кружок? Программа, составленная опытными педагогами, включает помимо чтения и анализа художественной литературы и изучение теоретической части. Ученики должны разбираться в основных литературных терминах, что, впрочем, предусмотрено и обязательной программой.

Организовывая литературный кружок в школе, программа которого предполагает глубокое изучение теории прозы и поэзии, учитель стремится внушить своим подопечным важность понимания таких терминов как композиция, сюжет, метафора, градация и так далее. Но никакая информация не может быть полезной без практических занятий. Поэтому рабочая программа литературного кружка включает нередко и творческую часть.

Школьники изучают творчество Шекспира. Сонеты английского драматурга - одна из тем, которые восьмиклассники проходят на уроках литературы. Но не каждый из взрослых может ответить на вопрос о том, что представляет собой эта поэтическая форма. Возможно, дело в том, что на уроках литературы многие школьники откровенно скучают? Более значительный эффект приобрели бы занятия по литературе, если бы теоретическая часть закреплялась небольшим творческим заданием. Сочинить поэтическое произведение в жанре сонета способен не каждый ученик. Но приобщение к литературному творчеству - замечательный способ привить подростку любовь к чтению, развить его потенциал, повысить самооценку.

Литература и жизнь

Программа по литературному кружку может быть различной. Некоторые учителя ориентируются на литературоведении. Для других важнее приобщение учеников к творческому процессу. И в первом, и во втором случае факультативное обучение предполагает чтение художественной литературы.

Но отчего многие подростки испытывают сложности в восприятии того или иного произведения? Дело в том, что сюжет, созданный гениальным автором более ста лет назад, кажется современному школьнику несколько отстраненным, абстрактным. Но литература - это художественное отражение реальной жизни. и Достоевского оттого и пользуются популярностью во всем мире, спустя столько лет после их издания, что в них есть правда, достоверность.

Человек, который умеет читать (не складывать буквы в слова, но воспринимать и анализировать прочитанное), видит в таких как Анна Каренина, Родион Раскольников, Катюша Маслова, Дмитрий Карамазов нечто близкое, знакомое, родное. Но на это способен лишь тот, кто уже имеет за своей спиной жизненный опыт, хотя бы несколько десятков прочитанных книг или чрезвычайно развитое воображение.

А как читать книги великих классиков четырнадцатилетним подросткам, пребывающим большую часть времени в социальных сетях? Ответ прост. Учитель должен перенести сюжет, созданный полтора века назад, в современную реальность. Необходимо объяснить, что и сегодня где-то, быть может, живет человек, который все свое время проводит на диване, потому как ему проще спрятаться в своих снах и мечтах, нежели решать многочисленные проблемы. Обломов, Хлестаков, Манилов - все это художественные образы, созданные на основе жизненного опыта великих русских писателей. А потому люди, подобные им, существуют и сегодня.

Рабочая программа по литературному кружку также охватывает произведения, изучению которых на уроках литературы не отводится времени. Школьники читают с большим интересом книги авторов XX века. Это могут быть как произведения отечественной литературы, так и романы и повести Особый интерес у подростков вызывает творчество Джона Толкина - автора, чьи книги стали культовыми для нескольких поколений читателей во всем мире.

Биографии писателей

Программа кружка «Литературная гостиная» предполагает глубокое изучение жизни русских и зарубежных авторов. Такие занятия развивают коммуникативные навыки, воспитывают интерес к литературным произведениям.

Безусловно, учитель должен быть прекрасным рассказчиком. Повествуя о жизни Пушкина, Есенина, Тютчева, он способен зародить в своих учениках любовь в поэзии. Биография великих мастеров слова включает множество интересных фактов. Однако информация о жизненном и творческом пути, которую предоставляет педагог, не должна быть исчерпывающей. Главная задача рассказчика - вызвать интерес слушателей к той или иной теме. по этой теме - это не просто жизнеописание одного из поэтов, которое ученик без труда может найти в свободном доступе. Письменная работа предполагает элементы собственного наблюдения.

Богатым материалом для творческих заданий на тему «Биография великих писателей» является жизнь Михаила Булгакова. О том, насколько близок личности автора герой одного из самых знаменитых романов прошлого столетия «Мастер и Маргарита», написано множество статей и книг. Ученикам рекомендуется прочитать некоторые из них, и на основе материала написать реферат на любую предложенную педагогом тему.

Литература и кино

Программа кружка «Литературное чтение» ставит пред собой цель приобщить школьников к чтению качественной художественной литературы. Задача эта непроста еще и тем, что детям (а нередко и взрослым) проще и увлекательнее посмотреть фильм, снятый по знаменитому сюжету, чем прочитать первоисточник. «Литература и кино» - тема чрезвычайно интересная. Обсуждая ее, дети учатся видеть связь между двумя видами искусства. На эту тему также написано немало интересных книг, которые можно порекомендовать ученикам старших классов. Одна из них - «Кино между адом и раем». Произведение известного режиссера предназначено для будущих сценаристов, но повествование в ней ведется в столь увлекательной форме, что интересно оно будет и ученикам десятого-одиннадцатого классов.

Театр

В программе по литературе присутствуют драматургические произведения. Помимо того, что сюжет многих из них непросто воспринимается современными школьниками, чтение пьесы едва ли может принести удовольствие. Посещение хорошего театра позволить может сегодня себе не каждый, но просмотреть фильм-спектакль по произведению Островского, Чехова, Грибоедова, Горького совсем несложно. И, быть может, именно театральная постановка в участием выдающихся актеров, может побудить к чтению произведений Чехова и других русских драматургов.

Пояснительная записка

«Post scriptum» - литературный кружок, который объединил учащихся 7 классов ГБОУ СОШ №292 с углубленным изучением математики Фрунзенского района Г. Санкт-Петербурга. Основная цель объединения - выявление, изучение и развитие творческих способностей детей.
Большое значение в формировании духовно богатой, гармонично развитой личности имеет поэзия. К сожалению, молодого читателя сложная поэзия, требующая мысли, напряжения чувств, часто отталкивает. И чтобы вышел из школы читатель, который непременно постарается понять и разобраться в этом сложном поэтическом мире, и нужен кружок. «Post scriptum» дает возможность потренироваться в таком непростом деле, как творческая работа по литературе.

Приобретая практические навыки (сочиняя стихи, литературные произведения), дети учатся передавать свои мысли, чувства, переживания, проявляют свои личностные качества. Занятия кружка «Post scriptum» ориентированы на учащихся 7 классов в количестве 5-15 человек, проводятся 1 раз в неделю. Всего запланировано 34 часа в год.

На занятиях кружка учащиеся должны научиться показывать свою авторскую позицию, выразительно читать стихотворения, соблюдая нормы литературного произношения. Члены кружка должны стать активными участниками общешкольных мероприятий, пропагандировать творческую деятельность, участвовать в школьных и городских конкурсах чтецов, предоставить творческие работы на городские конкурсы.

Цель литературного кружка, как в целом и литературного образования, состоит в становлении духовного мира человека, создании условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих способностей. При этом ученик овладевает мастерством читателя, свободной и яркой собственной речью.

Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Потребность в общении с книгой может сложиться лишь при широком и умело направленном знакомстве с литературой и другими видами искусства родной страны, края и мира, в постоянном внимании к эмоциональному восприятию учениками текста, к их раздумью над поставленными автором проблемами.

Реальность современного мира такова, что приходится констатировать беспрестанно снижающийся интерес к поэзии во всем мире. Чтобы понимать и любить поэзию, человек должен задуматься о смысле всего сущего, вслушаться в музыку слов, выражающую чувства другого человека.

Работа со стихотворными текстами не ограничивается чтением, анализом, поиском изобразительно-выразительных средств. Практическая направленность деятельности, несомненно, заинтересует не только традиционных ценителей поэзии – девочек, но и мальчикам позволит проявить свои таланты. Не секрет, что именно мальчики более склонны к самостоятельному художественному творчеству, в то время как девочки предпочитают действовать по готовому образцу.

В процессе деятельности кружковцам придется отбирать стихотворения собственного сочинения для выпуска литературно-художественного сборника, аргументируя свой выбор, иллюстрировать их, учиться выразительно читать стихотворения, выступать перед публикой.

Цели программы

    Через знакомство с аспектами поэтического мастерства научиться создавать собственные произведения заданной тематики: стихи, малую прозу, опираясь на знания теории литературы.

    Анализировать лирические произведения собственного сочинения и других авторов, научиться их интерпретации.

    Учиться принципам общения, становясь людьми коммуникабельными, компетентными в области стихосложения, творческими личностями.

    Обучить учащихся приемам и навыкам работы с поэтическим текстом, умению элементарного анализа текста, видению средств выразительности поэтического языка.

    Развить у детей чувства прекрасного; умение видеть картины природы, нарисованные мастерами поэтического слова и иллюстрировать эти картины устно и на бумаге.

    Обучить учащихся выразительному чтению стихотворений, рисующих картины родной природы; знакомить учащихся с мастерством художественного слова.

    Привить чувство любви к родной природе через осмысление поэтической строки.

    Выделять в тексте основные изобразительно-выразительные средства языка, предусмотренные для изучения программой по литературе для 7 классов (эпитет, метафору, сравнение, гиперболу, литоту, олицетворение и т. д.)

    Иллюстрировать поэтические произведения, чувствуя настроение, переданное поэтом.

Задачи программы

В рамках школьного поэтического кружка хотелось бы решать две взаимосвязанные проблемы: нравственное воспитание учащихся и их литературное развитие.
Определяющее направление в предстоящей работе - научить учащихся творчески мыслить. Этому во многом может помочь:

· целостный анализ поэтического произведения

· умение вчитываться в произведение и видеть слово в контексте

· постижение поэтической идеи

· знакомство с различными аспектами поэтического мастерства

Вообще, то, на что мы сегодня вышли, должно быть обязательным элементом нормально организованной работы школы, потому что дополнительно к урокам у школьников формируется интерес к предмету, расширяются и углубляются знания по предмету:

· лучше усваивается программный материал

· совершенствуются навыки анализа текста

· расширяется лингвистический кругозор

· воспитывается языковое чутьё

· развиваются творческие способности

· повышается языковая культура и т. д.

Для реализации воспитательной цели определены следующие задачи:
развитие творческих способностей детей, их литературного дара
помощь в самовыражении каждому кружковцу
стимулирование интереса к духовному богатству России, Урала, мировой культуры
развитие эмоциональной сферы ребенка как основы формирования «культуры чувств»
приобщение к миру искусства
воспитание эстетического вкуса
формирование исследовательских умений, навыков
формирование навыков общения в разных ситуациях.

Умения и навыки учащихся

Расширение литературного кругозора учащихся, овладение навыками анализа поэтических произведений, выполнение творческих заданий и письменных работ исследовательского характера, сочинение собственных стихов будут способствовать приобщению учащихся к самостоятельной работе, к умению находить, предполагать, доказывать, сравнивать, проявлять свою творческую активность. Важно сочетание широты и глубины содержания, предпочтение массовым формам работы, учёт индивидуальных особенностей школьников, разнообразных форм занятий, гибкость их использования.

Ожидаемый результат

В результате обучения на занятиях кружка учащиеся становятся подготовленными к участию в школьных и городских конкурсах чтецов. В результате работы в кружке учащиеся обогащают словарный запас, развивают творческие способности, овладевают нормами грамотной устной речи.

План работы на 2014 -2015 учебный год

Цель: развитие творческих способностей детей, их литературного дара.
Задачи:

    развитие эмоциональной сферы ребенка как основы формирования «культуры чувств»;

    формирование навыков общения, стимулирование интереса к духовному богатству России, мировой культуре;

    приобщение к миру искусства; воспитание эстетического вкуса.

Три направления работы:

творческое: сочинение стихов;

просветительское: выпуск стихов собственного сочинения;

массовое: участие в конкурсах, литературно-музыкальных праздниках, викторинах, олимпиадах.

Тематическое планирование кружка « Post scriptum »

Работа кружка направлена на выработку у учащихся следующих ЗУН:

    владение умениями выразительного чтения

    умение видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения

    умение самостоятельно анализировать произведения и их фрагменты

    умение грамотно строить монологические высказывания различных форм

    умение создавать творческие исследовательские работы

Так как работа кружка предполагает и сотворчество учащихся, некоторые занятия целесообразно проводить как индивидуальные.

Учебно-тематический план

Тема урока

Основные элементы содержания

Практика

Контроль

Планируемые результаты обучения (личностные, метапредметные, предметные)

Планируемые сроки/ дата проведения

Теория литературы. Метры, стопы и размеры стиха (ямб, хорей).

Метры, стопы и размеры стиха (ямб, хорей). Как определить стихотворный размер.

Работа со стихотворениями

Метры, стопы и размеры стиха

Метры, стопы и размеры стиха (дактиль, амфибрахий, анапест).

Работа со стихотворениями

Постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

Понимание стихотворного размера, умение его определить в незнакомом тексте.

Практикум. Чтение и написание стихов.

Создание собственных текстов. Выразительное авторское чтение.

Чтение собственных текстов.

Заседание кружка, посвящённое творчеству С.Я.Маршака

Рассказ о С.Я.Маршаке.

Составление плана, ответы на вопросы репродуктивного характера

Составить план лекции,

Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих.

Теория литературы. Рифма и её разновидности

Способы рифмовки (перекрёстная, кольцевая, парная). Алгоритм определения вида рифмовки в заданном тексте.

Работа со стихотворениями, определение видов рифмовок

Постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

Теория литературы. Система рифмовки

Понятие о женской и мужской рифме, как определить систему рифмовки.

Постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

Понимание рифмы, умение ее определить в незнакомом тексте.

Практикум

Обобщение знаний по видам размеров и рифм в стихотворениях

Работа со стихотворениями, определение видов и систем рифмовок

Постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

Построить собственное высказывание.

Тестовая работа.

Понимание рифмы, умение ее определить в незнакомом тексте.

Понимание стихотворного размера, умение его определить в незнакомом тексте.

Пейзажная осенняя лирика (А.С.Пушкин, Ф. И. Тютчев)

Знакомство со стихотворениями А.С.Пушкина, Ф. И. Тютчева. Определение особенностей изображения осени.

Работа со стихотворениями

Постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

Построить собственное высказывание.

Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих.

Пейзажная осенняя лирика (С. А. Есенин, А. Блок, А. Ахматова).

Знакомство со стихотворениями С. А. Есенина, А. Блока, А. Ахматовой. Определение особенностей изображения осени.

Работа со стихотворениями

Постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

Построить собственное высказывание.

Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих.

Теория литературы . Строфа (четверостишия, октавы).

Понятие строфы. Виды строф: четверостишия и октавы.

Работа со стихотворениями

Постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

Построить собственное высказывание.

Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих.

Практикум. Осенняя лирика

Создание собственных текстов на заданную тему. Выразительное авторское чтение.

Написание собственных произведений, в том числе по заданным началам.

Чтение собственных текстов.

Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих.

Теория литературы. Строфа (терцины, онегинские, балладные)

Понятие строфы. Виды строф: терцины, онегинские, балладные.

Работа со стихотворениями

Постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

Построить собственное высказывание.

Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих.

Теория литературы . Строфа (одические, сонеты, лимерики).

Понятие строфы. Виды строф: одические, сонеты, лимерики.

Работа со стихотворениями

Постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

Построить собственное высказывание.

Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих.

Практикум. Зачёт «Рифмы и строфы».

Урок контроля по теме «Рифмы и строфы»

Зачётная работа

Самостоятельная работа

Теория литературы. Разновидности стихотворений (акростих, вольный стих).

Виды стихотворений. Акростих, вольный стих. Основные особенности.

Работа со стихотворениями

Постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

Построить собственное высказывание.

Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих.

Практикум. Теория литературы. Строфа (четверостишия, октавы, терцины).

Обобщить знания о видах строф. Принцип работы со строфами в стихотворении.

Работа со стихотворениями

Составление таблицы «Виды строф», работа со стихотворениями

Теория литературы. Разновидности стихотворений (акростих, вольный, верлибр и др.)).

Виды стихотворений. Акростих, вольный стих, верлибр. Основные особенности.

Работа со стихотворениями

Составление схемы «Разновидности стихотворений»

Умение анализировать и систематизировать собственные знания

Зима в стихотворениях С. Есенина, А.С.Пушкина, К. Бальмонта. Практика. Иллюстрации.

Знакомство со стихотворениями С. А. Есенина, А.С.Пушкина, К.Бальмонта. Определение особенностей изображения зимнего пейзажа.

Работа со стихотворениями.

Работа с иллюстрациями

Постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

Построить собственное высказывание.

Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих.

Творческая лаборатория, посвященная зимнему пейзажу.

Написание текста по заданной теме, понятие «ключевые слова».

Словесное рисование

Постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

Построить собственное высказывание.

Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих.

Теория литературы. Требования к слогу писателя (ясность речи, точность речи, синонимы).

Понятие о стиле поэта. Ясность, точность речи – основные требования к слогу писателя.

Работа со стихотворениями

Постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

Построить собственное высказывание.

Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих.

Весна – прекрасная пора. Работа с текстами. (О. Мандельштам, С. Есенин, Н. Клюев)

Знакомство со стихотворениями С. А. Есенина, О.Мандельштама, Н.Клюева, особенности изображения весенней природы. Понятие о настроении в стихотворении.

Работа со стихотворениями.

Работа с иллюстрациями

Постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

Построить собственное высказывание.

Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих.

Теория литературы. Изобразительность речи. Эпитеты.

Выразительность речи как основа в поэзии. Понятие о изобразительно-выразительных средствах в речи. Эпитеты.

Работа со стихотворениями

Постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

Построить собственное высказывание.

Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих.

Теория литературы. Сравнения.

Понятие о изобразительно-выразительных средствах в речи. Сравнения.

Работа со стихотворениями

Постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

Построить собственное высказывание.

Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих.

Теория литературы. Тропы (метафора, олицетворение, аллегория).

Понятие о изобразительно-выразительных средствах в речи. Тропы. Метафора, олицетворение, аллегория.

Работа со стихотворениями

Постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

Построить собственное высказывание.

Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих.

Теория литературы. Тропы (метонимия, синекдоха, ирония).

Понятие о изобразительно-выразительных средствах в речи. Метонимия, синекдоха, ирония.

Работа со стихотворениями

Постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

Построить собственное высказывание.

Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих.

Теория литературы. Фигуры (повторение, восклицание, антитеза). Контроль.

Понятие о изобразительно-выразительных средствах в речи. Синтаксические фигуры. Повторение. Восклицание. Антитеза.

Работа со стихотворениями.

Контрольная работа по поиску примеров в текстах.

Самостоятельная работа

Стихотворения о войне. Жанр поэмы. Р.Рождественский. «210 шагов. Война»

Жанр поэмы. Специфика темы войны в поэзии на примере поэмы Р.Рождественского «210 шагов. Война»

Работа с поэмой. Коллективное чтение поэмы, разбивка текста на смысловые части. Выразительное чтение

Постановка учебных цели и задач.

Групповая работа.

Умение анализировать и корректировать свою работу.

Умение работать в группе.

Летние пейзажи (М.Ю. Лермонтов, М.Цветаева, С.Есенин)

Особенности изображения летней природы на примере стихотворений М.Ю.Лермонтова, М.Цветаевой, С.Есенина. Понятие о настроении стихотворения.

Работа со стихотворениями. Выразительное чтение

Постановка учебных цели и задач.

Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих.

Практикум. Летние пейзажи.

Создание собственных стихотворных произведений по заданной теме.

Написание текстов. Выразительное чтение.

Постановка учебных цели и задач.

Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих.

Резервные уроки

Список литературы для учителя

1. Краткий словарь литературоведческих терминов. М., «Просвещение», 1985г.

2. В.П. Медведев «Изучение лирики в школе М. «Просвещение» 1985г.

3. М.М. Гиршмон «Анализ поэтических произведений АСП, М.Ю.Лермонтов, Ф.И. Тютчев, М. «Высшая школа 1981 г.»

4. Н.Гордеев, В. Пешков «Тамбовская тропинка к Пушкину».

5. А.И.Ревякин «История русской литературы 19 века». М. «Просвещение» 1981 г.

6. Литературные справочные материалы. Москва. «Просвещение» 1989 г.

Список литературы для учащихся

1. Произведения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.Кольцова, О.Мандельштама, С.Есенина, М.Цветаевой, Н.Клюева, К. Бальмонта, С.Клычкова, Л.Толстого, В.Астафьева, М.Пришвина.

2. В.Г. Белинский «Сочинения А.С.Пушкина». М. «Советская Россия» 1984г.

3. Толковый словарь. 4. Краткий словарь литературоведческих терминов.

« Личный творческий план »

Работа кружка отражает деятельность по повышению собственной профессиональной педагогической квалификации, так как работаю над темой «Личностно-ориентированные и развивающие технологии обучения и уроки русского языка и литературы». Считаю, что целью современного обучения, основной ценностью которого является признание в каждом ученике индивидуальности, состоит в создании психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией на усредненного ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов. Это дает возможность развивать индивидуальные способности ученика, формировать всесторонне развитую личность, приобретать умения и навыки, основанные на сотрудничестве учителя и ученика, взаимопонимании; развитие творческих ЗУН, предполагающих интеграцию предметов (литература, русский язык, история, музыка, живопись).

Приложение к занятиям

Занятия 9-10

Пейзажная осенняя лирика, её художественные особенности.

"Настала осень золотая"

Цель:

    показать красоту и разнообразие природы через поэзию.

Задачи:

    познакомить с произведениями А.С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, С. А. Есенина, А. Блока, А. Ахматовой, посвященными осени;

    обучить подбору рифмы;

    обучить работе со словарем;

    научить сопоставлять различные произведения.

    развить чувство языка;

    воспитать любовь к родной природе;

    воспитать любовь к поэтическому слову.

I. Проверка домашнего задания. На прошлом поэтическом заседании мы работали с текстами С.Я. Маршака и писали четверостишья, посвященные братьям нашим меньшим. Мы договорились доработать написанное дома, а теперь хотелось бы послушать ваши тексты.

Чтение работ детей.

II. Сегодняшняя же встреча посвящена осени, замечательному времени года. Давайте посмотрим, какое определение дает словарь С.И.Ожегова слову «осень». Осень - время года, следующее за летом. Скудные строчки, несущие лишь конкретную информацию, не отражающие отношение говорящего к предмету разговора.
III. Давайте же обратимся к поэтическим текстам и посмотрим, какой предстанет осень в стихах.

1. А.С. Пушкин

Осень (отрывок)

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прекрасная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

2. Ф.И. Тютчев

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все - простор везде,-

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко до первых зимних бурь -

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле...

3. С. Есенин

Осень

Тихо в чаще можжевеля по обрыву.

Осень - рыжая кобыла - чаще гриву

Над речным покровом берегов

Слышен синий лязг ее подков.

Схимник - ветер шагом осторожным

Мнет листву по выступам дорожным.

И целует на рябиновом кусту

Язвы красные незримому Христу.

4. А. Блок

Золотистою долиной

Ты уходишь, нем и дик.

Тает в небе журавлиный

Удаляющийся крик.

Замер, кажется, в зените

Бесконечно тянет нити

Торжествующий паук.

Сквозь прозрачные волокна

Солнце, света не тая,

Праздно бьет в слепые окна

Опустелого жилья.

За нарядные одежды

Осень солнцу отдала

Улетевшие надежды

Вдохновенного тепла.

5. А.Ахматова

Небывалая осень построила купол высокий,

Был приказ облакам этот купол собой не темнить.

И дивилися люди: проходят сентябрьские сроки,

А куда провалились студеные, влажные дни?

Изумрудного стала вода замутненных каналов,

И крапива запахла, как розы, но только сильней.

Было душно от зорь, нестерпимых, бесовских и алых,

Их запомнили все мы до конца наших дней.

Было солнце таким, как вошедший в столицу мятежник,

И весенняя осень так жадно ласкалась к нему,

Что казалось - сейчас забелеет прозрачный подснежник...

Вот когда подошел ты, спокойный, к крыльцу моему.

После прочтения каждого стихотворения проводится беседа по следующему примерному плану:

1. Какое настроение навевает это стихотворение?

2. Какая осень в описании данного поэта? В чем это выражается?

3. Все ли слова понятны?

На доске записывается ряд «определений» осени (сравнения, эпитеты,...) Делаем вывод, что осень у каждого поэта своя. Зачастую поэты через описание природы передают свое душевное состояние. Надо сказать, поэзия не может говорить о чем бы то ни было, не соотнося это с человеком. Любое описание предмета или пейзажа так или иначе будут говорить о поэте.

IV. Поэзии близка музыка. Послушайте, как выразил свои чувства, показал свое понимание и восприятие осени Вивальди. Звучит фрагмент «Времен года».

V. И, конечно же, мне бы очень хотелось, чтобы вы прямо сейчас попробовали что-нибудь написать. Я предлагаю вам форму терцена (трехстишья) с опорой на глаголы прошедшего времени.

Например:

Осень. Листья пожелтели,

Птички улетели,

Копеек всего восемь. Осень!

Ребята пишут, читают получившиеся стихи. Звучит фрагмент из «Времен года» Чайковского.

Занятие 4

Заседание поэтического кружка, посвященное детской литературе и творчеству С. Я. Маршака.

Цель:

    привлечь учащихся к работе поэтического кружка, показав возможность развития речи, сотворчества, творчества.

Задачи:

    познакомить с жизнью и творчеством С.Я.;

    развить чувство языка, показав красоту поэтического слова;

    развить творческие способности учащихся;

    воспитывать любовь к литературе, поэтическому слову;

    воспитывать любовь к братьям нашим меньшим.

I. Поэтическая речь необычна. Даже в Библии дано объяснение ее возникновения: «И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин., 1:14). Действительно, к стихотворной речи приближены хорошо всем известные христианские мотивы. Стихотворную речь мы слышим с колыбели, засыпая под песни мамы, слушая сказки А.С. Пушкина, загадки и прибаутки.

II. Сегодня мы с вами познакомимся с детскими стихотворениями, а, может быть, вспомним то, что с детства до боли знакомо.

Итак, Самуил Яковлевич Маршак (1887 - 1964). Это крупнейший поэт, драматург, переводчик, создатель большой поэзии для маленьких. Вот об этом сегодня и хочется поговорить поподробнее.

В творчестве Маршака для детей поражает как разнообразие содержание книг, так и разнообразие их литературных жанров. Им написаны веселые стихи о детях, об их играх, игрушках («Великан», «Мяч», «Ванька - Встанька», «Усатый - полосатый», «Хороший день», «Дети нашего двора» и др.) и поэтические познавательные книги («Вчера и сегодня», «Веселое путешествие от А до Я», «Круглый год», «Разноцветная книга», «Как рубанок сделал рубанок»), и героические рассказы о подвигах и труде человека («Паспорт», «Почта», «Рассказ о неизвестном герое», «Ледяной остров».)

В произведениях Маршака отражены и волнующие события жизни нашего народа: «Война с Днепром» (о строительстве Днепрогэса), «Почта военная (о сражающихся

за Родину), «Быль-небылица» (о дореволюционной жизни). Написал он и юмористические книги: «Человек рассеянный», «Багаж», «Пудель», По мотивам народного творчества созданы им замечательная сказка «Курочка Ряба и десять утят», сказки-пьесы «Теремок», «Кошкин дом», «Двенадцать месяцев» и др.

Он перевел много произведений с английского языка: сонеты Шекспира, стихи Бернса, Байрона. Характерной особенностью его творчества является то, что его стихи с удовольствием читают не только дети, но и взрослые. А это и есть признак настоящего искусства слова!

Как вы думаете, почему этот серьезный человек писал стихи для самых маленьких?

(Веселый сюжет, хорошая шутка помогают преподнести материал для воспитания лучших качеств человека).

В.Г.Белинский писал: «Пишите, пишите для детей, но только так, чтобы вашу книгу с удовольствием прочел и взрослый». Сам же Маршак считал, что «не надо делать никаких скидок на детскую литературу. Мы не кормим детей худшими продуктами, чем взрослых. Требование простоты и ценности в детской книжке не должно вести к упрощению мыслей и обеднению чувств».

III. Выразительное чтение произведений С. Я. Маршака

1. Усатый - полосатый.

2. Великан.

3. Сказка о глупом мышонке.

4. Детки в клетке.

5. Круглый год (календарь).

6. Про все на свете (Азбука в стихах и картинках).

Какие стихотворения вам больше понравились и почему?

Какие средства выразительности чаще других использует автор? (эпитеты и сравнения).

IV. Сегодня мы с вами попробуем «посадить» своих «деток в клетки», попытаемся написать стихотворения о зверятах, которых мы знаем лучше всего, которые нам ближе.

Я предлагаю вам возможные начала стихотворений.

Где ты, серенький мышонок?

Сколько можешь ты пищать,

Ребятишкам спать мешать?)

Я - котенок - шалунишка.

(Где твоя, дружочек, книжка?

Да сгодится и тетрадка:

Рвать ее листочки сладко...)

Я - рыжий, задорный, веселый щенок.

(К тебе, милый друг, я лечу со всех ног.

Я жду тебя преданно у дверей.

Дай косточку мне иль конфетку скорей!)

Трусливый, серый и косой

(Не хотел дружить с лисой

И всего один лишь раз

Пробежал он мимо нас.)

Рыжехвостая хитрунья -

(Самая большая лгунья.

Хвостиком махнет - обман,

Что ни слово - все туман).

Серый глупенький волчонок

(Часто воет он спросонок.

Лишь посмотрит на луну

В вое катится ко дну).

Предложенные начала строчек учитель при домашней подготовке обыгрывает сам, смотрит, с чем легче справиться детям.

Процесс творчества может сопровождаться музыкой Шаинского.

Примечание

Анализ поэтического текста

    Реально биографический и фактический комментарий.

    Жанр (драма, лирика, лироэпика, эпос).

ДРАМА - один из четырех родов литературы. В узком смысле слова - жанр произведения, изображающего конфликт между персонажами, в широком - все произведения без авторской речи. Виды (жанры) драматургических произведений: трагедия, драма, комедия, водевиль.
ЛИРИКА - один из четырех родов литературы, отображающий жизнь через личные переживания человека, его чувства и мысли. Виды лирики: песня, элегия, ода, дума, послание, мадригал, стансы, эклога, эпиграмма, эпитафия.
ЛИРОЭПИКА - один из четырех родов литературы, в произведениях которого художественный мир читатель наблюдает и оценивает со стороны как сюжетное повествование, но одновременно события и персонажи получают определенную эмоциональную оценку повествователя. Баллада - лиро-эпическое стихотворное произведение.
ЭПОС - один из четырех родов литературы, отражающий жизнь через рассказ о человеке и происходящих с ним событиях. Основные виды (жанры) эпической литературы: эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, художественный очерк.

    Тема (о чём стихотворение).

    Смысл названия (название отражает основную тему и идею стихотворения).

    Основные образы.

    Использование изобразительно-выразительных средств языка (тропы, художественные приёмы, синонимы, омонимы, антонимы).

    Цветовая гамма.

    Особенности построения.

    Стихотворный размер Ямщик хо дит, ямб, хорей (двусложные)

Амё ба да кает амфибрахий, дактиль,

Ан не вся кая.анапест (трёхсложные)

    Рифма (парная - ААББ, перекрёстная – АБАБ, кольцевая или опоясывающая – АБАБ).

    Интонация, смысловые и ритмические паузы.

    Вывод (моя оценка).

Список литературы

Рабочая программа кружка "Литературная гостиная".

Пояснительная записка.

«Детские книги пишутся для воспитания,
а воспитание – великое дело».
В.Г. Белинский.

Не секрет, что за последние десятилетия в нашей стране наметилась негативная тенденция: значительное снижение к чтению книг вообще и художественной литературы в частности. На наш взгляд, существует ряд факторов, вызвавших это явление.

Во-первых, глобальная информатизация объективного пространства, окружающего каждого человека: посредством интернета как дети, так и взрослые могут беспрепятственно и без особого труда получить любые данные по любой теме, в том числе и «сжатый» вариант любого литературного произведения.

Во-вторых, засилье в СМИ (телевидении, прессе) рекламы, формирующей у ребёнка представление о псевдоценностях в жизни человека. Дети многое знают о бытовой электронике, автомобилях, сотовых телефонах. Они уверены, что настоящий Человек – это успешный бизнесмен, непременно выходящий из роскошной иномарки и раздающий указания подчинённым по самой последней модели телефона.

В-третьих, объективные экономические и финансовые трудности приводят к тому, что взрослые вынуждены посвящать все свои мысли и своё время зарабатыванию материальных благ. Они даже и не вспоминают о книгах! Психологами же доказано, что именно родители являются образцом для подражания для детей. Если родители не читают, нельзя ожидать этого от детей.

Актуальность.

Ребенок начинает знакомиться с литературой в раннем возрасте. Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами.

Но далеко не каждый может построить развернутый и связный рассказ, придумать собственную сказку, сочинить стихотворение. Не каждый даже может понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного.

Как же ему помочь?

Один из исследователей детского творчества заметил, что ребенок никогда не сочинит собственной сказки, если он не познакомился хотя бы с одной из существующих.

Художественные произведения в символической форме раскрывают перед детьми смысл человеческих отношений, переживаний.

Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.

Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е.А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок.

Н.С. Карпинская считает, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности при ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми и изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

Направленность

Данная программа направлена на обеспечение построения целостного педагогического процессса, направленного на всестороннее развитие ребенка: физическое, познава –тельное, речевое, социально - личностное и художественно - эстетическое во взаимосвязи. На расширение круга представлений детей через художественные образы. Система работы, изложенная в данной программе, помогает соединить в себе воспитание ребёнка как личности, формирование интереса к книге и интеллектуальное развитие дошкольников.

Новизна программы заключается в том, что она способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ребёнка-читателя. Кружковое занятие поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как книга для ребёнка – и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Цель данной рабочей программы – повышение интереса детей к работе с книгой и дополнительное развитие их познавательных и речевых умений на материале любимых произведений, в том числе и произведений детских писателей и поэтов Мурманской области, и произведений устного народного творчества.

Основными задачами программы являются:

  1. Воспитание у детей дошкольного возраста позиции активного читателя, интереса и уважения к книге как источнику культуры и информации.
  2. Поддержание и развитие детской эмоциональности.
  3. Активизация речевого и мыслительного творчества детей.
  4. Развитие памяти, внимания, основных познавательных и речевых умений дошкольников.

Отличительная особенность программы.

В.А. Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг» .

Повернуть дошкольное образование «лицом» к активной работе с книгой - вовсе не повод отказываться от обучающих задач, количество которых в последнее время возросло в связи с усложнением школьных программ, к усвоению которых мы должны подготовить ребёнка в детском саду. Напротив, систематическая и разнообразная работа с художественной литературой поможет более успешно вести обучение малышей, сделать это обучение более лёгким и интересным, что необыкновенно актуально для оптимизации образовательного процесса в ДОУ. Отличительной особенностью программы является то, что воспитатель на занятиях постоянно создаёт ситуации направленные на наибольшую активизацию самостоятельной речевой деятельности детей, самостоятельное изготовление детьми персонажей произведений и их обыгрывание. Рабочая программа по приобщению дошкольников к книге разработана с учётом требований и отдельных положений нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность ДОУ:

Работа проводится в координации с детской библиотекой «Яблочко» № 17 г. Мурманска Содержание рассчитано на детей 5-ти - 6-ти лет. Срок реализации данной рабочей учебной программы – 1 год. Формы и режим занятий. Данная работа организуется в старшей группе с ноября по апрель каждого учебного года включительно в форме кружковой работы, дополняющей и обогащающей реализацию образовательной области «Речевое развитие» . Кружок проводится 1 раз в месяц во второй половине дня по 25-30 минут. Учебно-художественный материал включает в себя произведения русских, советских и зарубежных писателей и поэтов и писателей.

Формы организации занятий:

  • Комплексное занятие.
  • Занятие-путешествие;
  • Занятие-инсценировка;
  • Литературное развлечение
  • Занятие-викторина

Методы работы: наглядные: использование мультимедийных средств (просмотры DVD-фильмов, слайдов) , показ иллюстраций, тематических альбомов.

словесные: Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мысли писателя, воздействует на ум и чувства слушателей.

Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование) . Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей. Практические: Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.

Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра и возраста слушателя.

Ожидаемый результат: развитие личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов, обучение детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика) , усовершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительских умений.

Для определения результативности проведенной работы была разработана диагностическая карта по реализации рабочей программы:

Основными контрольными «инструментами» являются: наблюдение за работой ребёнка в процессе изучения того или иного художественного произведения. В случаях затруднений в оценке усвоения программы – индивидуальные беседы с ребёнком.

При организации наблюдения и беседы используется методика, разработанная психологами Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной, представленная в издании «Практикум по деткой психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада Под ед. Г.А. Урунтаевой, - М.: Просвещение: Владос, 1995.

Наблюдение – это планомерное и целенаправленное фиксирование результатов в естественных условиях повседневной деятельности. При наблюдении необходимо соблюдать определённые условия:

Перед любым наблюдением педагог формулирует для себя цель: какое умение, качество ребёнка при работе с художественной литературой будет изучаться, например, умение видеть и использовать средства речевой выразительности (многозначность, сравнения и т.п.) .

В зависимости от цели исследования выбирается структурный компонент кружкового занятия, в которых будет осуществляться наблюдение. Например, «Речевая зарядка» .

При наблюдении необходимо поддерживать естественную, привычную атмосферу кружкового занятия, не заостряя внимания на том, что педагог «проверяет» данного ребёнка. Педагог не вмешивается в деятельность или ответ ребёнка.

Наблюдение даёт объективные данные, если проводится последовательно и систематично, то есть за ребёнком наблюдение по данному структурному моменту занятия ведётся не менее 2-3 занятий подряд. Это связано ещё и с тем, что наблюдаемые факты не отделены от многих попутных явлений (настроения ребёнка, мотивированности его на деятельность, сложности задания и т.п.) .

Педагог заранее определяет для себя способы фиксации данных – высказывания ребёнка, не искажая и не приукрашивая их. Такие результаты может фиксировать младший воспитатель или второй воспитатель группы, чтобы не нарушать естественный ход занятия. В протоколе отмечаются и эмоции, реакции ребёнка на происходящее, что даст дополнительные данные для определения отношения ребёнка к прочитанному.

Нет строго определённой формы фиксации результатов – воспитатель выбирает удобный, понятный для себя вариант, на основе которого будет заполняться итоговая диагностическая таблица, представленная ниже.

Метод беседы применяется самостоятельно или сочетается с наблюдением. Например, изучая отношение ребёнка к прочитанному, педагог наблюдает за ним во время 2-3 занятий, а затем задаёт вопросы индивидуально:

Что тебе больше всего было интересно в этой сказке? С кем ты не согласен? А если бы ты попал в эту сказку, что бы ты сказал героям, чем бы им помог? Хочется ли тебе что-нибудь изменить в этой сказке? Почему? Эффективность беседы зависит от соблюдения следующих требований:

Подготовка беседы требует от педагога постановку конкретной цели, выбор материала для неё, например, конкретной сказки, иллюстраций к ней.

Вопросы для беседы должны быть чёткими, краткими, конкретными, не должны подсказывать готовые ответы. Следует избегать использования в вопросах слов с двойным толкованием, имеющих неясный для ребёнка смысл.

Педагог заучивает вопросы наизусть и задаёт ребёнку в строго определённом порядке, стимулируя его к развёрнутым ответам. Возможно использовать уточняющие вопросы, если по ходу беседы возникает в этом необходимость.

Беседа не должна превышать 10-15 минут, чтобы ребёнок не потерял к ней интерес.

До начала беседы необходимо установить с ребёнком доверительные отношения, мотивировать его на беседу. Для этого можно сначала поговорить с ребёнком на интересующую его тему и только потом приступить к заранее составленным вопросам. Беседа должна проводиться непринуждённо, тактично, ненавязчиво и ни в коем случае не носить характер выспрашивания. Очень важно, чтобы исследователь показал малышу личную заинтересованность в разговоре с ним.

Предварительно продумывается способ фиксации данных. Можно вести запись, как и в процессе наблюдения, можно использовать технические средства (диктофон) . На основе зафиксированных данных будет заполняться итоговая диагностическая таблица, представленная ниже.

Блок №2

Эти непростые 30-е годы.

Блок №3

Годы репрессий .

Блок №4

Тема памяти живых и погибших. Тема исторической правды в рассказе Е.Носова «Костёр на ветру». Образ молодого солдата. (В. Кондратьев «Сашка». «Написанная кровью сердца …» (Повесть К.Воробьёва «Это мы, Господи…». Женщина и война.Стихи Ю.Друниной. «Афганская и Чеченская проза»

Блок №5

Береги в себе человека.

Б.Екимов «Ночь исцеления».

Блок №6

Человек и природа.

Блок №7

Проблема подростков

«Мстители»

Блок №9

Блок №10

Человек на Земле.

Блок №11

Творческие встречи.

Блок №12

В.А.Сухомлинский «Письма о добром и вечном». 45 писем, изучение важных по проблематике.

Блок №13

Сочинения разных жанров.

Блок №14

Ожидаемые результаты

Учащиеся, прошедшие курс кружка, более свободно и грамотно будут выстраивать свои устные выступления перед аудиторией, свободно комментировать прочитанные тексты, создавать отзывы и рецензии, а главное - понимать текст и создавать собственные тексты (поэтические) и тексты статей, сочинений и т.д.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка " В мире литературы" »

Программа кружка «В мире литературы»

Руководитель кружка - учитель Пьянкова Н.С.

Пояснительная записка

Обращение к данной теме кружка не случайно. В наше время технического прогресса, всеобщей компьютеризации, связи с Интернетом наблюдается значительный спад интереса к книге, к художественной литературе. Кроме того, с экранов телевизора почти ежедневно пропагандируется насилие и жестокость, что не может не сказаться на нравственном состоянии детей.

А также изменения в итоговой аттестации учащихся 9, 11 классов по литературе и русскому языку заставляют учителя искать новые формы и пути подготовки к этому виду деятельности не только в выпускных, но и промежуточных параллелях.

Программа является многоаспектной. Составлена на основе программы Н.Н.Глебовой «Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов. Современная литература» («Профильное образование). Сборник элективных курсов. Литература 10-11классы. Составитель Г.М.Вялых. Издательство «Учитель»-2009г.

Программа модифицированная, частично изменена с учётом индивидуальных особенностей и потребностей учащихся как в содержательном плане, так и формах реализации.

Курс кружка предполагает систематическое чтение художественной литературы, знакомство с новинками современной литературы, публицистики. Разнообразие форм подачи материала повышает эффективность учебно-воспитательного процесса и его результативность, позволяет активизировать деятельность учащихся и самого учителя. Данная программа помогает решать задачи литературного образования, связанные как с читательской деятельностью учащихся, так и с эстетической функцией литературы, она направлена на совместную работу ученика и учителя, совместную работу ума, воли, чувств, на воспитание читающего, грамотного гражданина.

Отбор произведений подчинен этим задачам, а также помогает учащимся подбирать аргументы к сочинению при сдаче ЕГЭ.

Особенностью текстов, включённых в программу, является то, что по жанровой природе это рассказы и небольшие повести. Такие произведения удобны для текстуального анализа. Программа допускает сокращение или увеличение материала.

В программе указано примерное распределение учебного времени по блокам, однако на занятиях возможно варьирование материала: углубление, сокращение и их замена, использование освободившегося времени на различного рода практические литературные работы, встречи, поездки и т.д.

Проверка знаний, умений, навыков проводится в виде тестов, практических заданий и других форм.

Программа рассчитана на 3 часа в неделю.

    Становление духовного мира человека

    Создание условий для непрерывного совершенствования и развития своих творческих возможностей

    Овладение мастерством читателя, свободной и яркой собственной речью

    Оказание помощи учащимся в подготовке к ГИА и ЕГЭ

    Использование межпредметных связей при создании учебных проектов

    Воспитать читателя, умеющего размышлять над прочитанным, извлекая из него уроки

    Развивать творческие способности учащихся через разные формы работы

    Подготовить учащихся к более качественному выполнению творческой части экзамена

    Повысить качество публичных выступлений на разных ученических конкурсах, конференциях

Учебно-тематический план

Название темы

Всего часов

Вводное занятие. Цели и задачи кружка.

Предложения учащихся

Нравственная сила древнерусской литературы . Обзор произведений. Великая сила притчи.

Экспресс-повтор с обобщением

Эти непростые 30-е годы.

«Так это было на Земле». Тема «раскрестьянивания» в романах Б.Можаева «Мужики и бабы», С.Антонова «Овраги».

Лекция. Семинар.

Собеседование коллективное

Годы репрессий .

«Сильней надежд мои воспоминания». Жизнь и творчество В.Шаламова. «Колымские рассказы». О.Волков «Погружение во тьму». Судьба русской интеллигенции.

Лекция. Читательская конференция

Остаться человеком в пламени войны.

Устный журнал.

Исследование текста.

Презентация книг

Конкурс чтецов стихов Ю.Друниной

Береги в себе человека.

Слово, необходимое России.В Распутин «Прощание с Матёрой» и «В ту же землю». Связь с историей, с родовыми корнями.

Нравственная красота простого человека. Е Носов «Яблочный спас».

Б.Екимов «Ночь исцеления».

Проблема совестливости человека. Повести В. Распутина.

О нравственности языком поэзии.

Лекция. Круглый стол.

Практикум.

Литературная гостиная.

Сочинения (аргумен-ты к сочинениям по темам)

Человек и природа.

Тема «Человек и природа в современной литературе».

Образы-символы и их роль в произведениях В. Распутина

В Астафьева.

Боль за родную землю.

Экологические и нравственные проблемы.

Красота природы «врачует» душу человека.

Человек, природа и будущее цивилизации.

Статьи в газету.

Исследование.

Исследовательские работы

3 фотовыставки (по временам года). Картины-пейзажи, стихи поэтов и сочинения ребят

Проблемы подростков

Б. Окуджава, А.Галич, В Высоцкий, А. Розенбаум и др.

Написание учебно-исследовательских работ и участие в литературно-краеведческих конкурсах (по особому плану)

Человек на Земле.

Вопросы смысла жизни. Ф Абрамов «Деревянные кони», «Пелагея», «Алька».

Человек в кругу семьи. Г.Бакланов «Кондратий» и др.

Сердечное понимание мира. Б.Екимов «Пастушья звезда»

Беседа. Диспут.

Обзор литературы.

Встречи с Очёрскими поэтами

В.А.Сухомлинский «Письма о добром и вечном»

Текстуальное изучение писем (оформление выписок из текста)

Создать записную книжку Сухомлинского

Сочинения разных жанров

Отчётные мероприятия

Нравственная сила древнерусской литературы . Обзор произведений. Великая сила притчи. Притча о блудном сыне. Содержание, сюжет, смысл. Аргументация к сочинению.

Блок №2

Эти непростые 30-е годы.

«Так это было на Земле». Тема «раскрестьянивания» в романах Б.Можаева «Мужики и бабы», С.Антонова «Овраги». Крушение мечты о «всеобщем счастье».

Блок №3

Годы репрессий .

«Сильней надежд мои воспоминания». Жизнь и творчество В.Шаламова. «Колымские рассказы». О.Волков «Погружение во тьму». Судьба русской интеллигенции.

Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве. Судьба российской интеллигенции. Тема памяти живых и погибших.

Блок №4

Остаться человеком в пламени войны.

Тема памяти живых и погибших. Тема исторической правды в рассказе Е.Носова «Костёр на ветру». Образ молодого солдата. (В. Кондратьев «Сашка». «Написанная кровью сердца …» (Повесть К.Воробьёва «Это мы, Господи…» . Женщина и война.Стихи Ю.Друниной. «Афганская и Чеченская проза»

В.Закруткин «Матерь человеческая»

Углубление темы Вов в современной литературе. Духовные истоки массового героизма народа в защите Отечества. Образ молодого бойца. Суровая правда войны.

Блок №5

Береги в себе человека.

Слово, необходимое России. В Распутин «Прощание с Матёрой» и «В ту же землю». Связь с историей, с родовыми корнями.

Нравственная красота простого человека. Е Носов «Яблочный спас».

Б.Екимов «Ночь исцеления».

Проблема совестливости человека. Повести В. Распутина.

О нравственности языком поэзии.

Блок №6

Человек и природа.

Тема «Человек и природа в современной литературе».

Образы-символы и их роль в произведениях В. Распутина, В Астафьева.

Боль за родную землю. Экологические и нравственные проблемы.

Красота природы «врачует» душу человека.

Человек, природа и будущее цивилизации.

Публицистичность и лиризм произведений В. Распутина «Прощание с Матёрой», В.Астафьева « Царь-рыба».

Экологические и нравственные проблемы современности.

Блок №7

Проблема подростков

«Мстители»

Б. Окуджава, А.Галич, В. Высоцкий, А. Розенбаум и др. Актуальность творчества. Юбилей В.Высоцкого (январь)-открытое мероприятие.

Блок №9

Написание учебно-исследовательских работ и участие в литературно-краеведческих конкурсах (по особому плану)

Блок №10

Человек на Земле.

Вопросы смысла жизни. Ф Абрамов «Деревянные кони», «Пелагея», «Алька».

Человек в кругу семьи. Г.Бакланов «Кондратий» и др.

Сердечное понимание мира. Б.Екимов «Пастушья звезда»

Проблема ответственности человека за своё жизненное поведение (проблема жизненного выбора).

Блок №11

Творческие встречи. Поездки. Экскурсии. Оформление выставок. Юбилейные даты. Статьи в газету.

Блок №12

В.А.Сухомлинский «Письма о добром и вечном» . 45 писем, изучение важных по проблематике.

Блок №13

Сочинения разных жанров.

Блок №14

Отчётные мероприятия (по особому плану)

Ожидаемые результаты

В процессе обучения ребята получат теоретические знания, которые помогут им при выполнении творческих работ: написании учебно-исследовательских работ, написании сочинений (часть С) на экзамене, по организации и проведению выставок, тематических вечеров;

Учащиеся, прошедшие курс кружка, более свободно и грамотно будут выстраивать свои устные выступления перед аудиторией, свободно комментировать прочитанные тексты, создавать отзывы и рецензии, а главное – понимать текст и создавать собственные тексты (поэтические) и тексты статей, сочинений и т.д.

Литература для учащихся и учителя.

    В мире литературы. Пособия с 7-11 класс. М., Дрофа, 2008 г.

    Литература. Нестандартные уроки 5-11 классы. Волгоград: Учитель, 2007.

    Чудинова Г.В. Творчество Б Екимова в школьном изучении. Методические рекомендации, Пермь, 2009.

    Дидактический материал к лекциям по современной литературе. Пермский областной институт повышения квалификации работников образования. Пермь-2003

    Сборник элективных курсов. Литература 10-11 классы. Составитель Вялкова Г.М. Волгоград: Учитель -2009

    Журнальные публикации (журналы «Новый мир», «Современник», «Роман-газета», «Знамя» и др.