Когда появилась национальность «русский». Почему русских назвали русскими? Происхождение русского народа

Историки уже не первую сотню лет пытаются выяснить, кто такие русские и откуда они взялись, но единого верного ответа на этот вопрос пока что никто не нашел. Наиболее правдоподобных теорий с десяток, но каждая из них имеет свои недостатки, слабые места. Вполне возможно, что мы до сих пор так и не выяснили, где прародина славян и русского народа, так что каждый может верить в то, что считает наиболее вероятным.

Откуда произошли русские?

Ни для кого не секрет, что русские вышли из славян, но вот откуда появились, эти наши предки - загадка.

В связи с этим выдвигается ряд интересных теорий:

  1. Норманская.
  2. Скифская.
  3. Дунайская.
  4. Автохтонная.
  5. Гелленталя.

Кратко о каждой теории:

  • О первой теории слышал каждый, скандинавские вожди пришли к нам с северных земель , привели дружину и стали править. Но сложно поверить в то, что у живших у племен, проживающих на этой территории, не было собственного государственного устройства, культуры и обычаев.
  • Считать себя потомками скифов - один из самых приятных вариантов. Все же древнегреческие историки дали им слишком лестное описание. В правдивости этой идеи тоже можно усомниться, особенно если подойти к вопросу с точки зрения генетики.
  • Существует предположение, что все славянские племена пришли из-за Дуная , с территории Европы. Произошло это где-то полторы тысячи лет назад и с тех пор славяне прочно закрепились на новых территориях и активно исследовали Север и Восток.
  • Согласно четвертой теории , наши далекие предки были «коренными» обитателями тех территорий, на которых мы сегодня и проживаем. Где родились, там и пригодились.
  • А вот Гелленталь высказал занятную гипотезу. Если верить этому ученому, более 4 тысяч лет часть племен с территории современных Германии и Польши переселились в Восточную Европу. А 3 тысячи лет назад произошла миграция населения с Алтая, смешение двух этих групп и привело к появлению славян, а в дальнейшем и русских.

Откуда зародилась русская музыка?

С музыкой все гораздо проще. На территории современной России проживало огромное количество разрозненных племен, каждое из которых стремилось заполнить свою жизнь музыкой, наполнить ею торжественные события. Народной музыке, по меньшей мере, тысяча лет и она включает в себя:

  • Свадебные песни.
  • Танцевальные.
  • Обрядовые.
  • Календарные.
  • Лирические.

Народное творчество недаром называется устным, ведь передавалось оно из уст в уста, редко когда произведения фиксировались в письменной форме.

Так что источников, дошедших до нас из глубокой древности, не так уж много. По количеству песен и музыкальных инструментов можно лишь косвенно сделать вывод, что наши предки были музыкальными людьми.

Они использовали звучные мелодии не только для празднования торжеств, но и чтобы скрасить повседневную жизнь.

Откуда произошел русский язык?

А вот в истории русского языка выделяют три этапа:

Древнерусский

Старорусский

Национальный

Начал формироваться во время зарождения Киевской Руси.

Относительно недавний период, расцвет пришел на XIV-XVII столетие.

Уже в XVII веке русские стали формироваться как нация.

По правде говоря, имеет мало общего с современным русским языком.

Написание и произношение более похожи на современный язык.

Любой нации необходим язык, так что старорусский начал видоизменяться.

Использовался еще в дохристианскую эпоху.

Активно использовался в церковных службах.

Формирование языка практически завершено.

Даже в наше время появляются новые слова, вводятся новые правила и указываются совершенно новые особенности.

Русский язык не представляет собой некую застывшую субстанцию, он изменяется, согласно современным течениям. Но основа языка была заложена много столетий назад и она не меняется. Если бы сейчас встретились два русских человека из XVII и XXI века, нормально изъяснять они бы не смогли.

Но при этом, наш современник уловил бы суть высказываний предка, а вот у «путешественника из прошлого» было бы слишком много проблем с пониманием. Сейчас в русском языке слишком много зарубежных слов, да и без этого он сильно изменился за прошедшие столетия.

Современные исследования проблемы

Сейчас вошли в моду псевдонаучные статьи, касательно происхождения славян. И в них поднимается не только тема общего предка, но и на полном серьезе «исследователи» пытаются найти наиболее «достойного» потомка. На самом деле:

  • Процесс формирования наций запустился и пошел полным ходом всего столетия четыре назад.
  • До этого в основе самоидентификации лежала принадлежность к определенной территории, религии или общине.
  • Соседи всегда обладали очень схожей культурой, одной религией и называли себя практически одинаково, с небольшими отличиями.
  • Наши предки наверняка бы не поняли вражды и современного градуса напряженности.
  • Их абсолютно не волновал вопрос достоинства или не достоинства потомков, в суровые времена люди сталкивались с более насущными проблемами. Да хоть элементарного физического выживания.

К сожалению, эти простые факты сейчас многими игнорируются. Остается лишь надеяться, что в своих работах все исследователи будут опираться на исторические источники, а не писать то, что взбредет им в голову. Не сложно следовать моде, но ценность таких материалов стремится к нулю .

Общая прародина русских людей

До сих пор происхождение русских и всех славян вызывает ожесточенные споры:

  1. Скорее всего, мы зародились не на этой территории, а откуда-то пришли.
  2. В качестве исходной точки миграции называют Западную Европу, устье Дуная и регион Кавказа и Каспийского моря.
  3. Вполне возможно, что славяне образовались в результате смешения двух или более групп, которые массово мигрировали навстречу друг другу или в одном направлении.
  4. Вполне вероятно, что нашими отдаленными предками были индоевропейцы.
  5. На территории современной России находят древнеримские шлемы и прочие признаки Запада, так что с Европой наши предки были знакомы еще тысячи лет назад. Вопрос лишь в том, кто к кому «ходил в гости».
  6. Письменные источники древности дают противоречивую информацию, но сходятся они в одном - изначально славяне пришли откуда-то с Запада и двигались на Восток, осваивая новые земли.

Приятно было бы получить окончательный ответ на вопрос и узнать, где же находится та самая «малая Родина» всего народа. Но пока что приходится обходиться такими вот теориями.

Когда-то мы сможем узнать, кто такие русские и откуда они взялись. Но не стоит надеяться, что ученые назовут какое-то одно селение, скорее речь будет идти о территории, раскинувшейся на десятки тысяч квадратных километров.

Видео о появлении русских

В этом видео историк Анатолий Клесов расскажет, откуда по его мнению появились русские и кто они такие, к какой древней расе принадлежат, из каких народов сформировались они:

Русский народ — восточно-славянский этнос, является самой многочисленной этнической группой в Европе. По разным данным в мире проживает от 129 до 160 млн. человек . Русская диаспора огромна и сосредоточена в странах бывшего СССР: в Украине, Казахстане, Белоруссии, Молдове и др. странах. 86% русских проживают на своей исторической родине – в России. Две трети русского населения приверженцы православного христианства. Национальный язык – русский.


Истоки русского народа

Родственные по происхождению народы: и . Предположений о происхождении русского народа несколько. Вот самые известные:

1. Дунайская теория.

Летописец Нестор усердно работал над сводом «Повесть временных лет». Автор определил территорию расселения славянских племен по течению Дуная. Впоследствии версию летописца развивали историки Ключевский и Соловьев. Многие лингвисты и исследователи до сих пор придерживаются этой теории.

2. Скифская теория.

Выдающийся русский гений Михаил Ломоносов придерживался скифо-сарматской версии происхождения русского народа. В своем труде «Древняя Российская история» Ломоносов указал, что русский народ образовался в результате смешения славянских племен и финно-угорского племени. По мнению историка, языческие верования наших предков имеют много общего с античной культурой.

3. Прибалтийская теория

Гипотеза о происхождении русских основана на ДНК-исследовании различных народов. По предположению ученого Гелленталя, корни русского населения непременно связаны с трансбалтийскими народами и миграцией алтайских народов. Алексей Шахматов тоже называет прародиной русских территорию Немана и Западной Двины.

Нюансы русской культуры

Русская культура – это необъятный пласт, состоящий из многовековых традиций и ярких обрядов, непоколебимых духовных ценностей, специфичной манеры уклада жизни, бытовых привычек. Тот самый пушкинский «русский дух» приобретается человеком, рожденным на просторах нашей Родины. Русский человек — это сильная духом личность. Широта души , простота , доброта характеризуют русский этнос. За всю историю русский народ испытал колоссальные испытания: войны, голод, разруху, природные катаклизмы, порабощение татаро-монгольским игом. Суровый нрав, упрощенное отношение к бытовым трудностям, трудолюбие и отсутствие страха перед врагом характеризовало русский народ в средние века. Загадочная русская душа современного человека не сразу раскрывается перед чужестранцами.

Гордость русской культуры – это наследие известных художников и писателей, композиторов и архитекторов. Такие фамилии, как Пушкин, Толстой, Шишкин и Левитан, Чайковский и Глинка, всплывают молниеносно, когда речь заходит о российских гениях. Но не только в творчестве, но и в других фундаментальных областях, будь-то медицина, военное дело или ракетостроение, русские с гордостью пополнят список именитых мировых личностей.

Традиции предков

В современном укладе жизни русского человека, конечно, многое изменилось. Скоростные автомобили, бытовой комфорт, глянцевая одежда, ультрамодные гаджеты проникли в каждый дом. Однако, и это к счастью, в самые значимые для русского человека моменты, он возвращается к нетленным славянским традициям и обрядам.

Русская свадьба непременно начинается со сватовства, а на гуляньях до сих пор присутствуют элементы старинных традиций: выкуп невесты, семейный каравай, одаривание молодых. Почти не изменились крестильные и похоронные обряды. Во многих семьях до сих пор прощание с усопшим идет по древним традициям (завешивание зеркал, похоронный обряд, поминальная еда). Сплоченность русских проявлялась не только во время печальных событий, но и в проведении народных гуляний.

До сих пор с широким размахом празднуется Масленица . Особую притягательность этому празднику придает традиция сжигания чучела, ритуал прощения обид и поедание вкуснейших блинов. Среди церковных праздников самыми почитаемыми среди русских являются Рождество и Пасха . В зимнее время детвора веселится, гуляя по домам и распевая колядки. За прославления Христа дети получают сладости и деньги от хозяев. На Пасху в каждом доме будет приготовлен ароматный кулич и покрашены яйца. Не искоренена традиция посещать кладбища в эти дни, вспоминая ушедших родственников и друзей.

В наши дни нередко звучат справедливые предостережения о гом, чтобы при разработке современной стратегии национальной юлитики избежать прежних заблуждений и ошибок, нанесших народам России тяжелый ущерб. Вызывает возражения, на наш взгляд, ошибочная концепция "российской нации", хотя некоторые ее сторонники, возможно, исходят из добрых побуждений укрепления единства страны.

В наши дни нередко звучат справедливые предостережения о гом, чтобы при разработке современной стратегии национальной юлитики избежать прежних заблуждений и ошибок, нанесших народам России тяжелый ущерб. Вызывает возражения, на наш взгляд, ошибочная концепция "российской нации", хотя некоторые ее сторонники, возможно, исходят из добрых побуждений укрепления единства страны. Однако, как говорят, "добрыми намерениями дорога в ад вымощена".

Определение понятия требует учета его признаков, то есть, если наша многовековая культура, великий, могучий и свободный язык, духовность, национальная идея и психология, литература, космизм, широта натуры, удаль - русские, то, следовательно, и нация русская. Не лишним будет напомнить и о воздействии Русской Православной Церкви, в течение долгих веков игравшей громадную сплачивающую, окормляющую роль в нашей стране. Сама русская нация стала формироваться после принятия христианства. Отрицание этих и других факторов, признаков, попытки "переделать" русский народ как бы по методу маркиза де Кюстина, выступившего с подобным абсурдным предложением еще в XIX веке, неизбежно поставит горе-новаторов, "перестройщиков" в невыгодное положение варваров.

Русофобам будет трудно оспорить, что громадный консолидирующий смысл заключен в понятиях: русская нация, русская культура, духовность, русский язык, удаль, широта натуры, доброта и т.д. Об этом много писалось, говорится и в данном сборнике.

Отказ от категории "русская нация" нанес бы всей России большой политический, экономический, геополитический, культурно-цивилизационный ущерб. Тысячи известных деятелей на Западе, Востоке, Юге веками, десятилетиями пели дифирамбы русским ценностям. И вдруг они с удивлением узнают, что мы от этого достояния "отказываемся", ликвидируем графу национальность в паспорте и т.д.

Геополитический вред может быть невосполнимым. Проиллюстрируем это на конкретном примере. Одной из основ внешней политики России является ориентация на славянское братство, курс на всестороннее сближение трех восточнославянских этносов. А в химерическую российскую нацию вошли бы, по замыслам ее устроителей, и татары, и башкиры, и ингуши (чего все эти народы явно не желают). Как известно, они не славяне. Возникает вопрос, как же мы будем обосновывать необходимость славянского единения, создание славянских организаций? Ведь другие славянские народы в своих призывах укрепить братское единство обращаются именно к русскому народу. Так, на Славянском съезде, состоявшемся в! 867 г. в России, было принято специальное обращение зарубежных делегатов к русскому народу. В документе говорилось: "Мы узнали народ чисто-славянский в чувствах своих и своем быту, - народ, в котором уже мощно пробудились и с каждым днем мощнее развиваются сознание кровного родства с нами и братское к нам сочувствие: народ великий, не только великий по числу, но и по успехам образованности, которые он сделал в такое короткое время и при таких неблагоприятных обстоятельствах - великий и по высокому пониманию значения своего в истории человечества, и по прекрасным твердым основаниям, полагаемым нм к возвышению своей образованности и всестороннего своего преуспеяния". И вдруг братья-славяне узнают, что русской нации уже как бы не существует?!

Возмутиться могут и просвещенные деятели культуры Запада. Напомним, что немецкий писатель Томас Манн называл русскую литературу святой. А французский поэт Поль Валери как-то отметил, что даже если все погибнет, а останется только наследие Древней Греции и русского XIX века, то ничего не будет потеряно. Однако кое-кто хотел бы вычеркнуть само слово русский из сокровищницы мировой культуры и сообщества наций.

Можно добавить, что русская классическая культура не занималась проповедью секса и насилия, обогащения любой ценой. В разные исторические периоды на русском языке не раз посылались сообщения об освобождении славянских и восточных народов. "Мы услыхали вдруг впервой в далеком кишлаке - "свобода", "равенство" и "хлеб" на русском языке", - восклицал таджикский поэт Мирзо Турсун-заде.

Как показал опыт истории, именно, прежде всего, русскость укрепляет творческое, созидательное начало в построении могущества Государства Российского, в жертвенном служении ему. "Мы русские, с нами Бог!",- восклицал генералиссимус А. Суворов, одерживая блистательные победы над врагами, подчас многократно превосходившими наши войска по численност^1. Эту патриотическую линию достаточно успешно продолжил генералиссимус И. Сталин в период Великой Отечественной войны, обратившись именно к русским ценностям, Русской идее, русским боевым традициям. Примеров подобного рода можно привести бесчисленное множество.

Не лишним будет заметить, что одним из наиболее ретивых первооткрывателей концепции "российской нации" были русские фашисты, обосновавшиеся в Харбине. В своем программном документе "Азбука фашизма" (Харбин, 1934) они заявляли, что хотя "основными элементами российской нации являлись великороссы, малороссы и белорусы... в российскую нацию входили также и другие народы России, принимавшие также участие в ее исторической жизни". Составители "Азбуки фашизма" выступали за то, чтобы все народы России представляли собой "тесно спаянную семью, сознающую необходимость крепкого единения и сплоченности".

Некоторые уважаемые современные ученые - сторонники концепции "российской нации" - утверждают, что якобы применение понятия "русская нация" может послужить стимулом к распаду и сепаратизму2. Забота о нашем единстве - достойное качество. Однако авторы тезиса о "российской нации" должны прежде всего спросить у национально озабоченных татар, башкир, тувинцев, чеченцев, хакасов и всех других, согласны ли они отказаться от собственной национальной идентичности и войти в столь настоятельно предлагаемую "российскую нацию"? Наверняка таким путем можно лишь подогреть, по существу стимулировать сепаратистские настроения и действия.

К тому же многозначительный опыт истории, факты неопровержимо свидетельствуют о том, что когда наше государство было русским (до 1917 г.), то в него входили и Польша, и Финляндия, и Украина, и Белоруссия, и Кавказ, и Средняя Азия, и Молдавия. Отказ от русскости, подавление ее в государственном строительстве, принятие чужих этнополитических моделей стимулировали распад и сепаратизм.

Квалифицированное обсуждение вопроса требует привлечения культурно-исторических, психологических, лингвистических аргументов и фактов. В связи с этим отметим, что из помещенных в сборнике АКИРН "Русская нация: историческое прошлое и проблемы возрождения" (1995) работ, привлекает внимание труд известного отечественного языковеда и историка, академика РАН О.Н.Трубачева "Русский - российский: история, динамика, идеология двух атрибутов нации". Автор на большом конкретном материале показывает генезис и значение слов "русский", "Русь", которые были в ходу испокон веков. Так, со времен Владимира Святого применялись слова: русские люди, русские города, русские товары, русский лес, русские серебряные деньги, русское двойное вино и т.д. "Заимствованный, в основном западный, характер названия Россия, - отмечает О.Н.Трубачев, -довольно очевиден" (с. 31). Далее читатель найдет интересные сведения об использовании этих слов в жизни. М.Ломоносову, например, больше импонировало понятие "российский". А.Радищев писал о русском человеке как вершителе истории Российской. Как к высшему же авторитету обратимся к А.С.Пушкину. Академик О.Н.Трубачев приводит такие цифры: в произведениях Александра Сергеевича слово "российский" встречается 53 раза, а "русский" - 572 раза, то есть почти в 11 раз чаще. "Языковое и прочее различия между русский и российский часто просто не понимают на Западе, как и не понимают его наши доморощенные переводчики", - отмечал академик Трубачев, Данные, приведенные известным научным авторитетом, помогают методологически правильно подойти к решению спора: русская нация или российская, тем самым опровергать новые концепции разрушения системы отечественной государственности.

Концепция "российской нации" явно не в ладах с теоретическими конструкциями ряда известных современных западных авторитетов. Еще в 70 - 80-х гг. в США распространялась достаточно модная и сейчас теория этничности. Согласно одному из американских политических словарей (1992), этничность - это "групповая идентификация определенного народа на основе общих черт. Среди главных из них: раса, язык, национальное происхождение или культура».

Действительно, нельзя недооценивать роль этнических факторов национальной консолидации. Приведем предостережение Л. Н. Гумилева об устойчивости стереотипов этнического поведения: «Упаси, Бог, пытаться их переделать»…

Против концепции «российской нации» можно мобилизовать очень большой теоретический, культурологический, этнический потенциал. Выступая против злоупотребления словом «российский» в национально-культурном смысле, упрекая в таком самоотречении некоторую часть интеллигенции, А. И. Солженицын напоминал следующие слова П. Б. Струве, сказанные им еще в 1909 г.: Русская интеллигенция обесцвечивает себя в российскую… безнужно и бесплодно прикрывает свое национальное лицо», а «его нельзя прикрыть». «Национальность есть нечто гораздо более несомненное (чем раса, цвет кожи) и в то же время тонкое».

Крах концепции «российской нации», термина «россияне» и т. д. вынуждены в той или иной мере признавать и либеральные СМИ. Так, С. Бабаева и А. Колесников в статье, опубликованной в «Известиях», констатировали: «Потом мы стали называться напыщенным словом «россияне». Но не прижилось. Одни превратились в космополитичных «дам и господ». Другие остались обезличенными «товарищами». Брюнетам не повезло: слились в «лицо кавказской национальности».

В нынешний сложный переходный период важно учесть уроки недавней истории, материалы прежних дискуссий, придерживаясь трезвого политического реализма. Новые российские химеры и иллюзии выгодны нашим конкурентам, ни на секунду не упускающим из вида собственных национальных, государственных интересов. Прошлые необоснованные, усиленно распространявшиеся российские мифы были очень выгодны нашим оппонентам.

Конечно, российское начало столь же ценно, как и национальное, этническое. Оно включает державность, общегосударственный патриотизм, многонациональность, общую гражданскую принадлежность всех россиян, территориальность, общие международно-политические интересы, совместную заботу о многотрудном процессе возрождения и развития единого общероссийского рынка, другие ценнейшие качества и соборные аспекты жизни нашей страны.

Словом, и русское, и российское начала дороги и ценны, они должны взаимно дополнять и обогащать друг друга. Поэтому сторонники понятия "российская нация" - вместо русской - совершают коренную методологическую ошибку, противопоставляя оба этих начала, что особенно вредно и опасно.

Ру́сские - восточнославянский народ, этнос, нация. Самой распространённой религией среди русских является христианство православного обряда. Национальный язык русских - русский.

Численность

Общая численность русских в мире в настоящее время составляет по разным оценкам до 150 миллионов человек, из них в России - 116 миллионов (2002 год) (около 79,8 % населения страны) .

Составляют бо́льшую часть населения Российской Федерации, а также значительную часть населения в странах бывшего СССР: на Украине, в Белоруссии, Казахстане, Узбекистане, Латвии, Киргизии, Эстонии, Литве, Молдавии, Приднестровье, Туркменистане. Крупные диаспоры присутствуют в США, Канаде, Бразилии, Германии.

Этнографические группы

В русском языке выделены две диалектные группы - севернорусская (окающая) и южнорусская (акающая), каждая из которых членится на более мелкие диалектные группы. Между северным и южным наречиями расположена территория среднерусских говоров. Граница между севернорусской и южнорусской группами проходит по линии Псков - Тверь - Москва - Нижний Новгород. В северном наречии выделяются три группы говоров: Ладого-Тихвинская, Вологодская и Костромская. В южном наречии выделены пять групп говоров: Западная, Верхне-Днепровская, Верхне-Деснинская, Курско-Орловская и Восточная (Рязанская). На основании среднерусской диалектной группы происходит унификация русского языка и всей культуры.

В настоящее время в связи с развитием школьного образования и средств массовой коммуникации различия в диалектах сильно уменьшились.

На основе различий в типе хозяйства, особенностей народной культуры, конфессиональных отличий среди русских выделяется ряд этнографических групп:

  • Горюны
  • Гураны
  • Затундренные крестьяне
  • Казаки - в бассейнах рек Дон, Кубань, Урал, а также в Сибири
    • Амурские казаки
    • Астраханские казаки
    • Донские казаки
    • Забайкальские казаки
    • Кубанские казаки
    • Некрасовские казаки (некрасовцы)
    • Оренбургские казаки
    • Семиреченские казаки
    • Сибирские казаки
    • Терские казаки (Гребенские казаки)
    • Уральские казаки (Яицкие казаки)
    • Уссурийские казаки
  • Каменщики (бухтарминцы)
  • Камчадалы
  • Карымы
  • Кержаки - в Нижегородском Заволжье, на Урале и в Сибири
  • Колымчане
  • Липоване (Румыния)
  • Марковцы
  • Молокане - на Северном Кавказе, в Закавказье и на тихоокеанском побережье США
  • Обоянцы - на юге Одесской области, в Буджаке
  • Однодворцы
  • Полехи
  • Поляки (этнографическая группа русских)
  • Поморы - на побережьях Белого и Баренцева морей
  • Птишане - на северо-западе Ставропольского края
  • Пушкари (этнографическая группа русских)
  • Русскоустьинцы
  • Саяны (этнографическая группа русских)
  • Семейские - в Забайкалье
  • Сибиряки
  • Сицкари
  • Тудовляне
  • Цуканы - в Тамбовской области
  • Шаповалы - на юге Брянской области
  • Якутяне

Антропология русских

По большинству антропологических признаков русские занимают центральное положение среди народов Европы.

Русские популяции являются довольно однородными в антропологическом отношении. Средние антропологические показатели или совпадают со средними западноевропейскими величинами, или отклоняются от них, оставаясь, однако, в пределах колебаний западных групп.

Можно отметить следующие признаки, отличающие русских от западноевропейских популяций:

  • Более светлая пигментация. Доля светлых и средних оттенков волос и глаз повышена, доля тёмных - снижена;
  • Пониженный рост бровей и бороды;
  • Умеренная ширина лица;
  • Преобладание среднего горизонтального профиля и средневысокого переносья;
  • Меньший наклон лба и более слабое развитие надбровья.

Для русского населения характерна крайне редкая встречаемость эпикантуса. Из числа более чем 8,5 тысяч обследованных русских мужского пола эпикантус обнаружили только 12 раз, причём только в зачаточном состоянии. Такая же крайне редкая встречаемость эпикантуса наблюдается у населения Германии.

По результатам исследований Y-хромосомных маркёров выделяются две группы русских популяций. В северной группе (Мезень, Пинега, Красноборск) выявлена близость с соседними финно-угорскими и балтскими популяциями, что может объясняться общим субстратом. Южно-центральная группа, к которой относится подавляющее большинство русских популяций, входит в общий кластер с белорусами, украинцами и поляками . По результатам исследования маркёров мтДНК, а также аутосомных маркёров русские сходны с другими популяциями Центральной и Восточной Европы. Выявлено высокое единство по аутосомным маркёрам восточнославянских популяций и их значительные отличия от соседних финно-угорских, тюркских и северокавказских народов.

В русских популяциях отмечается крайне низкая частота генетических признаков, характерных для монголоидных популяций. Частоты восточноевразийских маркёров у русских соответствуют средним по Европе.

Язык

Русский язык принадлежит к восточной подгруппе славянских языков, входящих в состав индоевропейской семьи языков. В русском языке используется письменность на основе русского алфавита, восходящего к кириллическому алфавиту (кириллице).

Русский язык является единственным государственным языком России.

Русский язык - один из шести официальных языков ООН. По данным, опубликованным в журнале «Language Monthly» (№ 3 за 1997), примерно 300 млн человек по всему миру на тот момент владело русским языком (что ставило его на 5-е место по распространённости), из них 160 млн считали его родным (7-е место в мире). Общее количество русскоязычных в мире по оценке 1999 года - около 167 млн, ещё около 110 млн человек владеют русским языком как вторым.

Русский язык, наряду с белорусским, также является государственным языком в Белоруссии. Кроме того, русский язык является одним из трёх государственных языков непризнанного Приднестровья.

Русский язык является официальным языком (во всех случаях другой язык или другие языки выступает как государственный или второй официальный) в следующих государствах и на отдельных территориях государств:

  • В Казахстане (В государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык - Конституция Республики Казахстан, ст. 7, п. 2),
  • В Киргизии (В Киргизской Республике в качестве официального языка употребляется русский язык - Конституция Киргизской Республики),
  • В частично признанной Южной Осетии (Конституция РЮО, ст. 4, п. 2),
  • В части Молдавии (автономной Гагаузии),
  • В некоторых коммунах жудецев Констанца и Тулча в Румынии, где официально признанным меньшинством являются старообрядцы-липоване.

Русский язык имеет статус языка государственных и других учреждений в частично признанной Абхазии (Конституция Абхазии, ст. 6) и региональный статус в АРК в составе Украины (с 2010) и некоторых областях Украины. (подробнее см. Русский язык на Украине)

В социологическом исследовании Института Гэллапа (Gallup, Inc), посвящённом отношению к русскому языку в постсоветских государствах, 92 % населения в Белоруссии, 83 % на Украине, 68 % в Казахстане и 38 % в Киргизии, выбрали русский язык для заполнения анкеты при проведении опроса. Институт обозначил этот раздел исследования как «Russian as the Mother Tongue» (Русский язык как родной язык). Словесные построения вопросов и практические сложности проведения опросов могли внести ошибки или предвзятость в результаты.

В США в штате Нью-Йорк в 2009 году внесена поправка в избирательное законодательство, в соответствии с которой во всех городах штата, в которых проживает более миллиона человек, все связанные с процессом выборов документы должны переводиться на русский язык. Русский язык стал одним из восьми иностранных языков в Нью-Йорке, на котором должны печататься все официальные материалы избирательных кампаний. Ранее в список были включены испанский, корейский, филиппинский, креольский языки и три диалекта китайского.

До 1991 года русский язык был языком межнационального общения СССР, де-факто исполняя функции государственного языка. Продолжает использоваться в странах, ранее входивших в состав СССР, как родной для значительной части населения и как язык межнационального общения. В местах компактного проживания эмигрантов из стран бывшего СССР (Израиль, Германия, Канада, США, Австралия и др.) выпускаются русскоязычные периодические издания, работают радиостанции и телевизионные каналы, открываются русскоязычные школы, где активно преподают русский (например Шевах-Мофет). В Израиле русский язык изучается в старших классах некоторых средних школ как второй иностранный язык. В странах Восточной Европы до конца 80-х годов XX века русский язык был основным иностранным языком в школах.

Разговорный русский язык обязательно изучают все работающие на МКС космонавты.

Этническая история

До XX века

Этническое происхождение первых носителей этнонима Русь до сих пор дискуссионно. Норманская теория предполагает их скандинавское происхождение, другие учёные считают их славянами, третьи - ираноязычными кочевниками (роксаланами), четвёртые - другими германскими племенами (готами, ругами и т. д.). М. В. Ломоносов развивал теорию об финно-угорском происхождении этнонима, однако современными учёными она, как правило, считается устаревшей.

Около XII века в результате слияния восточнославянских племенных союзов формируется древнерусская народность. Её дальнейшей консолидации помешал феодальный распад Киевской Руси и татаро-монгольское нашествие, а объединение княжеств под властью нескольких государств (Московское великое княжество, Великое княжество Литовское и позже Речь Посполитая) заложило основу для дальнейшего распада её на три современных народа: русских, украинцев и белорусов. Следует отметить, что не все учёные полностью согласны с предложенной схемой (В. В. Седов, Э. М. Загорульский, Б. Н. Флоря), а некоторые не признают существование на каком бы то ни было историческом этапе единой древнерусской народности.

Русский этнос в основном формировался из потомков следующих восточнослаянских племён: ильменские словене, кривичи, вятичи, северяне и радимичи. В меньшей степени на формирование русского народа сказалась позднейшая ассимиляция части финно-угорских племён (меря, мещера, мурома) живших на колонизируемых славянами северо-восточных территориях. Следует отметить, что ассимиляция финно-угорских племён, живших на Русской равнине, практически не повлияла на антропологический тип славянских колонистов. Это может объясняться близостью финно-угорского населения Русской равнины к остальному населению Восточной Европы. Заметный финно-угорский компонент отмечается у северных русских, в частности, у поморов. Кроме того, восточными славянами, в основном вятичами, было ассимилировано предположительно балтоязычное племя голядь.

На основании имевшей место колонизации славянами финно-угорских земель, некоторые польские, а затем и сочувствующие им западные историки XIX века (например, Францишек Духинский и Анри Мартен) вообще отказывали русским (великороссам) в принадлежности к славянам. Данная теория, с самого начала признанная имеющей не научные, а политические основы, до сих пор имеет последователей в националистических кругах восточноевропейских государств.

В XVI веке русские начали заселять степные районы Поволжья и Северного Кавказа, Приуралье, в XVII веке колонизировали Сибирь и Дальний Восток. Наибольшую роль на начальных этапах колонизации Сибири и Дальнего Востока играли казаки и поморы. В конце XIX - начале XX веков прошла новая волна русской колонизации Сибири и Дальнего Востока, на этот раз преимущественно крестьянской. Основное заселение Сибири шло вдоль Сибирского тракта и Транссибирской магистрали.

В XVII-XIX веках под русскими понималась совокупность трёх этнографических групп: великорусов, малороссов (сюда же включали русинов) и белорусов, то есть всех восточных славян. Она составляла 86 миллионов (1897) или 72,5 % населения Российской империи. Это была господствующая точка зрения, нашедшая отражение в энциклопедических изданиях (см. раздел «Исторические источники»). Однако уже с начала XIX века ряд исследователей считали различия между группами достаточными, чтобы признать их особыми народами. В связи с последующим углублением этих различий и национальным самоопределением украинцев и белорусов, этноним «русские» перестал на них распространяться и сохранился лишь для великорусов, заместив собой прежний этноним. Результаты такой смены понятий не стали видны незамедлительно: после первой советской переписи населения к украинцам было причислено около половины жителей Кубани и большинство жителей Новороссии (включая Донбасс) в связи с заменой понятия «русский малороссийского происхождения», но стихийный протест против украинизации среди кубанских казаков а также реабилитация казачества в 1930-х решительно «вернуло» кубанцам названия русские. В настоящие время говоря о дореволюционной России, под русскими понимают только великороссов - в частности, утверждая, что русские составляли 43 % её населения (порядка 56 млн).

В XX-XXI веках

В XX веке русские пережили один из тяжелейших периодов в своей истории. В результате последовавшей за Первой мировой Гражданской войны 1918-1922 годов, Россия утратила большие территории, её покинуло значительное число представителей аристократии, интеллигенции, казачества, офицерства и других социальных слоёв. Русскими были утеряны значительные пласты национальных обычаев и православной культуры, во время самой войны и последовавшего периода погибло огромное количество населения.

Катастрофический урон русскому этносу был нанесён во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Среди 8,66 млн советских солдат, погибших на фронте и умерших в плену, 5,76 млн (66.4 %) составили русские; некоторые регионы с преимущественно русским населением подверглись оккупации. Общие военные и гражданские потери СССР в ВОВ составили около 27 млн погибших, среди которых русские составили большинство. Эти потери повлияли не только на текущее сокращение численности населения, но катастрофически сказались на темпах роста численности за счёт гибели людей и не родившихся от них будущих поколений.

В начале 1990-х годов началось сокращение численности русских: в России в связи с убылью населения, в бывших республиках СССР - также ещё и в связи с эмиграцией русского населения в Россию, а также в страны ЕС, США, Австралию и другие страны. В частности, за 1989-2002 годы численность русских в самой России сократилась с 120 до 116 миллионов человек, на Украине за 1989-2001 годы - с 11,4 до 8,3 млн, в Казахстане за 1989-1999 гг. - с 6,2 млн до 4,5 млн Таким образом, с 1989 по 1999-2004 гг. общая численность русских в бывшем СССР сократилась с 145,2 млн. (50,5 % из 285,7 млн.чел., СССР) до 133,8 млн чел. (46,7 % из 286,3 млн чел.) или на 7,8 %, однако, учитывая некоторую тенденциозность данных переписей в некоторых бывших союзных республиках, численность русских в целом может достигать на территории бывшего Союза ССР более 137 млн чел. (или 47,9 %). В странах Западной Европы, США, Австралии численность русских к началу XXI века, наоборот, возросла за счёт иммиграции из стран бывшего СССР.

В разные годы «Вестник Российской Академии Наук» отмечал почти повсеместное притеснение русских титульными этносами в бывших союзных республиках и в некоторых административных образованиях России, там же указывалось на тяжелое состояние русского этноса.

Этноним

Русский - частично субстантивированное прилагательное. Возникло от раннего двусоставного сочетания русские люди , в котором вторая часть перестала употребляться (эллипсис). Древнерусское прилагательное русьскъ (-ыи ) образовано от корня рус — с помощью суффикса —ьск -, который образовывает производные от названий местности , сравните назаретьскъ ‘из Назарета’. Русь было одновременно названием государства восточных славян и их ранним этнонимом. До XVIII века самоназванием было русин , мн.ч. русь или русины . С XVII-XVIII веков оно постепенно заменилось на русы , россы или россияне , а позднее с XVIII-XIX веков - на великорусы . В XVIII-XIX веках был введён новый коллективный этноним русские , которым однако обозначали сразу все три восточнославянских народа, и лишь после 1917 года - только великорусов.

Русская культура и философия

Представители русского народа, этноса, нации сформировали такое широкое, многогранное, общемировое явление, как русская культура. Русская культура признана ] одной из самых богатых и многогранных культур мира.

Русский национальный костюм

Различаясь отдельными элементами, русская народная одежда северных и южных областей содержит общие основные черты. Мужской костюм состоял из рубахи-косоворотки и нешироких штанов из холста или крашенины. Рубаху из белого или цветного холста носили поверх штанов и подпоясывали ремнём или длинным шерстяным кушаком. Верхней одеждой служил зипун или кафтан, обувью - сапоги или лапти.

Женский костюм в северных и южных областях различался отдельными деталями, расположением отделки. Главным различием было преобладание в северном костюме сарафана, в южном - понёвы. Основными элементами женского народного костюма были рубаха, передник, сарафан или понёва, нагрудник, шушпан.

Русская кухня

С русской кухней традиционно ассоциируются такие блюда, как каши, щи, пельмени, блины, квас, окрошка, ржаной хлеб и другие. Как и кухни других стран, русская кухня на протяжении своей истории вобрала в себя большое количество различных кулинарных традиций соседних народов. Значительное влияние на формирование русской кухни оказали славянские традиционные кушанья. Некоторое время постный и скоромный столы были разделены. Изолирование одних продуктов от других привело к некоторому упрощению меню, но также послужило причиной создания многих оригинальных блюд, которые впоследствии стали визитной карточкой русской кухни. Интерес к русской кулинарной традиции за пределами России возник в XIX веке. За считанные десятилетия русская кухня завоевала популярность в Европе, а затем и в мире, и с той поры по праву пользуется репутацией одной из вкуснейших и разнообразнейших.

Русские в мировой науке

Наука как общественный институт возникла в России при Петре I. В 1725 году, в рамках общего курса на модернизацию страны, была создана Петербургская Академия Наук, куда были приглашены многие известные учёные Европы.

Большой вклад в развитие русской и мировой науки сделал академик Михаил Ломоносов, совершивший множество открытий в области астрономии, химии, физики, истории. В 1755 году им был основан Московский университет.

В XIX веке русская наука вышла на мировой уровень. Русский химик Д. И. Менделеев открыл в 1869 году один из фундаментальных законов природы - периодический закон химических элементов. Мировое значение имели исследования и изобретения в сфере металлургии П. П. Аносова, П. М. Обухова и других. Значительны были открытия В. Г. Шухова в нефтяной и строительной отраслях. В области электротехники: В. В. Петрова, Н. Г. Славянова, М. О. Доливо-Добровольского и других изобретателей. В 1904 году И. П. Павлов был удостоен Нобелевской премии за работы в области физиологии пищеварения, в 1908 году - И. И. Мечников - за исследования механизмов иммунитета.

Один из выдающихся учёных и философов XX века Владимир Иванович Вернадский создал учения о биосфере, о ноосфере, разработал основы геохимии, биогеохимии, радиогеологии, гидрогеологии и других направлений, внёс неоценимый вклад в развитие других естественных наук. Создатель многих научных школ. Его труды принципиально изменили научное мировоззрение XX века.

В XX веке под руководством Игоря Васильевича Курчатова была создана российская атомная промышленность. При нём началась разработка отечественного ядерного оружия, что давало СССР, а впоследствии и Российской Федерации, гарантию от любого иностранного вторжения.

В 1957 году под руководством Сергея Павловича Королёва на околоземную орбиту был выведен первый искусственный спутник Земли, а в 1961 году - первый пилотируемый космический корабль.

Религия

По преданию, первым проповедником христианства на землях российских был Андрей Первозванный.

Крещение Киевской Руси, объединявшей тогда всех восточных славян, было совершено в 988 году князем Владимиром (см. Крещение Руси). Христианство пришло на Русь из Византии в форме восточного обряда (после Великого раскола 1054 г. - православия) и начало́ распространяться в высших слоях общества задолго до этого события. Между тем отказ от язычества проходил медленно. Волхвы (жрецы) старых богов имели заметное влияние ещё в XI веке. До XIII века князья получали два имени - языческое при рождении и христианское при крещении (Всеволод Большое Гнездо, например, носил также имя Дмитрий); но это не обязательно объясняется пережитками язычества («княжое», династическое имя имело скорее государственный и клановый, чем язычески-религиозный статус).

Крупнейшая религиозная организация, объединяющая православных русских - Русская православная церковь (РПЦ), за границей России функционируют её епархии, автономные православные церкви и самоуправляемые части РПЦ (см. Русская православная церковь за границей, Украинская православная церковь, Японская православная церковь). В XVII веке небольшая часть русских не поддержала проводимые патриархом Никоном реформы церкви, что стало причиной Раскола и появления старообрядцев. Крупные старообрядческие организации являются также этнографическими группами.

Многие языческие верования в изменённом виде сохранились до XX века и даже до сих пор, существуя вместе с христианством. Отношение к ним РПЦ неоднозначно от неодобрения до включения в официальный культ. Среди них как обряды (праздники Масленица, Иван Купала, Навий день и др.), так и вера в существ языческой мифологии (домовые, лешие, русалки и т. д.), знахарство, гадания, приметы и пр.

Второй по численности конфессией среди русских является протестантизм (1-2 млн) . По экспертной оценке, уже в 1996 году в России насчитывалось свыше миллиона верующих протестантов, принадлежащих к десяткам различных церквей. Крупнейшем протестантским течением в России является баптизм (по разным данным от 85 000 до 450 000 зарегистрированных членов, реальное число выше за счёт незарегистрированных объединений), имеющий 140-летнюю историю в России. Также велико число пятидесятников и харизматов (т. н. «неопятидесятников»), есть кальвинисты, лютеране, адвентисты седьмого дня, методисты, пресвитериане. Часть русских являются последователями таких религиозных объединений парахристианской направленности, как Свидетели Иеговы, мормоны и муниты.

В России существует более 200 приходов католической церкви. Общее число католиков - меньше миллиона.

В настоящее время наблюдается заинтересованность небольшой части русского населения язычеством в той форме, в какой оно существовало до внедрения христианства на Руси . Количество приверженцев языческого (родноверческого) вероисповедания на сегодняшний момент невелико. В 1980-е годы в Россию проникают различные течения индуизма (гаудия-вайшнавизм и др.), буддизма (гелуг, дзен, тхеравада), созданы союзы конфуцианцев.

После Октябрьской Революции 1917 года христианские церкви (РПЦ, другие ветви православия, протестантские и католическая) переживали серьёзные гонения (а часть протестантов и при царской власти), многие храмы, монастыри и молитвенные дома были закрыты, разрушены или превращены в музеи, склады, мастерские и др., на высшем уровне внедрялась идеология научного атеизма. В связи с изменением политической ситуации в стране и провозглашением свободы совести христианские церкви (и другие религии) получили возможность свободно вести религиозную деятельность, хотя определённая часть населения является атеистичной.

Использованы материалы Википедии

Русская кровь в глобальной политике

В последнее время стала очень актуальной «русская тема», активно используемая в политической плоскости. Пресса и телевидение полны выступлениями на эту тему, как правило, мутными и противоречивыми. Кто говорит, что русский народ вообще не существует, кто считает русскими одних только православных, кто включает в это понятие всех, говорящих на русском языке, и т.д. Между тем, наука уже дала совершенно определённый ответ на этот вопрос.

Научные данные, приведённые ниже, являются страшной тайной. Формально эти данные не засекречены, поскольку получены американскими учёными вне сферы оборонных исследований, и даже кое-где опубликованы, но организованный вокруг них заговор молчания является беспрецедентным. Атомный проект на начальной его стадии даже в сравнение не идёт, тогда кое-что всё же просачивалось в печать, а в данном случае – вообще ничего.

Что же это за ужасная тайна, упоминание о которой является всемирным табу?

Это тайна происхождения и исторического пути русского народа .

Почему информацию скрывают, об этом позже. Сначала кратко о сути открытия американских генетиков. В ДНК человека 46 хромосом, половину он наследует от отца, половину от матери. Из 23 хромосом, полученных от отца, в одной-единственной – мужской Y-хромосоме – содержится набор нуклеотидов, который передаётся из поколения в поколение без каких-либо изменений в течение тысячелетий. Генетики называют этот набор гаплогруппой . У каждого живущего сейчас мужчины в ДНК находится точно та же гаплогруппа, что у его отца, деда, прадеда, прапрадеда и так далее во множестве поколений.

Наши предки мигрировали из этнического очага не только на восток, на Урал, и на юг, в Индию и Иран, но и на запад, туда, где сейчас располагаются европейские страны. На западном направлении статистика у генетиков имеется полная: в Польше обладатели русской (арийской) гаплогруппы R1a1 составляют 57% мужского населения, в Латвии, Литве, Чехии и Словакии – 40% , в Германии, Норвегии и Швеции – 18% , в Болгарии – 12% , а в Англии меньше всего – 3% .

К сожалению, пока нет этногенетической информации по европейской родовой аристократии, и поэтому невозможно определить, равномерно ли распределяется доля этнических русских по всем социальным слоям населения или, как в Индии и, предположительно, в Иране, арии составляли знать на тех землях, куда они приходили. Единственным достоверным свидетельством в пользу последней версии стал побочный результат генетической экспертизы по установлению подлинности останков семьи Николая II . Y-хромосомы царя и наследника Алексея оказались идентичными образцам, взятым у их родственников из английской королевской семьи. А это значит, что, по меньшей мере, один королевский дом Европы, а именно дом германских Гогенцоллернов , ветвью которого являются английские Виндзоры, имеет арийские корни .

Впрочем, западные европейцы (гаплогруппа R1b ) в любом случае являются самыми близкими нашими родственниками, как ни странно, гораздо более близкими, чем славяне северные (гаплогруппа N ) и славяне южные (гаплогруппа I1b ). Наш общий с западными европейцами предок жил около 13 тысяч лет назад, в конце ледникового периода, тысяч за пять лет до того, как собирательство стало перерастать в растениеводство, а охота в скотоводство. То есть в совсем уж седой каменновековой древности. А славяне по крови от нас ещё дальше.

Расселение русских-ариев на восток, юг и запад (дальше на север идти было просто некуда, и так, согласно индийским Ведам, до прихода в Индию они жили рядом с полярным кругом) стало биологической предпосылкой формирования особой языковой группы, индоевропейской. Это почти все европейские языки, некоторые языки современных Ирана и Индии и, конечно, русский язык и древний санскрит, наиболее близкие друг другу по очевидной причине – во времени (санскрит) и в пространстве (русский язык) они стоят рядом с первоисточником, арийским праязыком, из которого и выросли все другие индоевропейские языки.

Сказанное выше – неопровержимые естественнонаучные факты, к тому же добытые независимыми американскими учёными. Оспаривать их всё равно, что не соглашаться с результатами анализа крови в поликлинике. Их и не оспаривают. Их просто замалчивают . Замалчивают дружно и упорно, замалчивают, можно сказать, тотально. И на то есть свои причины.

Первая такая причина вполне тривиальна и сводится к научной лжесолидарности. Слишком много теорий, концепций и учёных репутаций придётся опровергнуть, если ревизовать их в свете последних открытий этногенетики.

Например, придётся переосмыслить всё, что известно о татаро-монгольском нашествии на Русь . Вооружённое завоевание народов и земель всегда и повсюду сопровождалось в то время массовым изнасилованием местных женщин. В крови мужской части русского населения должны были остаться следы в виде монгольских и тюркских гаплогрупп. Но их нет ! Сплошная R1a1 и больше ничего, чистота крови поразительная . Значит, и Орда, пришедшая на Русь, была вовсе не тем, что о ней принято думать, монголы там если и присутствовали, то в статистически не значимом количестве, а кого называли «татарами», вообще непонятно. Ну, кто из учёных станет опровергать научные устои, подкреплённые горами литературы и великими авторитетами?!

Никому не хочется портить отношения с коллегами и прослыть экстремистом, разрушая устоявшиеся мифы. В академической среде такое случается сплошь и рядом – если факты не соответствуют теории, тем хуже для фактов .

Вторая причина , несопоставимо более весомая, относится к сфере геополитики . История человеческой цивилизации предстаёт в новом и совершенно неожиданном свете, и это не может не иметь серьёзных политических последствий.

В течение всей новой истории столпы европейской научной и политической мысли исходили из представления о русских, как о варварах, недавно слезших с ёлок, от природы отсталых и не способных к созидательному труду. И вдруг оказывается, что русские – это и есть те самые арии , которые оказали определяющее влияние на формирование великих цивилизаций в Индии , Иране и в самой Европе. Что именно русским европейцы обязаны очень многим в их благополучной жизни, начиная с языков, на которых они говорят. Что неслучайно в новейшей истории треть самых важных открытий и изобретений принадлежит этническим русским в самой России и за рубежом. Что русский народ неслучайно смог отразить вторжения объединённых сил континентальной Европы под предводительством Наполеона, а затем Гитлера . И так далее.

Неслучайно потому, что за всем этим стоит великая историческая традиция, основательно забытая за многие века, но остающаяся в коллективном подсознательном русского народа и проявляющаяся всякий раз, когда нация сталкивается с новыми вызовами. Проявляющаяся с железной неизбежностью в силу того, что она произросла на материальной, биологической основе в виде русской крови , которая остаётся неизменной в течение четырёх с половиной тысячелетий.

Западным политикам и идеологам есть над чем подумать, чтобы сделать политику в отношении России более адекватной в свете открытых генетиками исторических обстоятельств. Но думать и что-либо менять им не хочется, отсюда и заговор молчания вокруг русско-арийской темы. Впрочем, Господь с ними и с их страусиной политикой . Для нас гораздо важнее то, что этногенетика привносит много нового в собственно российскую ситуацию.

В этом отношении главное заключается в самой констатации существования русского народа, как биологически цельной и генетически гомогенной сущности. Основной тезис русофобской пропаганды большевиков и нынешних либералов как раз и заключается в отрицании этого факта. В научном сообществе господствует представление, сформулированное Львом Гумилёвым в его теории этногенеза: «из смеси алан, угров, славян и тюрок развилась великорусская народность» . «Национальный лидер» повторяет расхожее «поскреби русского – найдёшь татарина». И так далее.

Зачем это нужно врагам русской нации?

Ответ очевиден. Коли русского народа как такового не существует, а существует какая-то аморфная «смесь», то и управлять этой «смесью» может кто угодно – хоть немцы, хоть африканские пигмеи, хоть марсиане. Отрицание биологического бытия русского народа есть идеологическое обоснование господства нерусской «элиты » в России , раньше советской, сейчас либеральной.

Но тут вмешиваются американцы с их генетикой, и выясняется, что никакой «смеси» нет, что русский народ существует в неизменном виде уже четыре с половиной тысячи лет, что аланы с тюрками и многие другие в России тоже живут, но это отдельные самобытные народы и т.д. И сразу возникает вопрос: почему же тогда Россией вот уже без малого столетие правят не русские? Нелогично и неправильно, русскими должны управлять русские .

Похожим образом шестьсот лет назад рассуждал чех Ян Гус, профессор Пражского университета: «…чехи в королевстве Чешском по закону и по требованию природы должны быть первыми в должностях, так же как французы во Франции и немцы в своих землях» . Это его заявление сочли неполиткорректным, нетолерантым, разжигающим межнациональную рознь, и профессора сожгли на костре.

Сейчас нравы смягчились, профессоров не жгут, но чтобы у людей не было соблазна поддаваться гуситской логике, в России нерусская власть русский народ просто «отменила» – смесь, мол. И всё бы ничего, да выскочили откуда-то американцы с их анализами и всё дело испортили. Крыть их нечем, остаётся только замалчивать научные результаты, что и делается под хриплые звуки старой и заезженной русофобской пропагандистской пластинки.

Крушение мифа о русском народе, как об этнической «смеси» автоматически разрушает другой миф – миф о «многонациональности» России . До сих пор этнодемографическую структуру нашей страны пытались представить как винегрет из русской «смеси» не поймёшь чего и множества коренных народов и пришлых диаспор. При такой структуре все её компоненты примерно равновелики, поэтому Россия якобы является «многонациональной».

Но генетические исследования дают совсем другую картину. Если верить американцам (а поводов им не верить нет, учёные они авторитетные, репутацией дрожат, да и врать – таким-то прорусским образом – у них причин никаких нет), то получается, что 70% всего мужского населения России составляют чистокровные русские . По данным предпоследней переписи (результаты последней пока не известны), к русским себя относят 80% опрошенных, то есть на 10% больше – это обрусевшие представители других народов (именно у этих 10% , если «поскрести», найдёшь нерусские корни). И 20% приходится на остальные 170 с лишним народов, народностей и племён, проживающих на территории Российской Федерации. Итого – Россия есть страна мононациональная, хотя и полиэтническая, с подавляющим демографическим большинством природных русских. Именно здесь начинает работать логика Яна Гуса.

Далее, об отсталости . К этому мифу основательно приложили руку церковники – мол, до крещения Руси люди на ней жили в полной дикости. Ничего себе дикость! Освоили полмира, построили великие цивилизации, научили аборигенов своему языку, причём, всё это задолго до Рождества Христова… Не вяжется, никак не вяжется реальная история с её церковной версией . Есть в русском народе нечто изначальное, природное, к религиозной жизни не сводимое.

Конечно, между биологией и социальной сферой нельзя ставить знак равенства. Между ними, несомненно, существуют точки соприкосновения, но как одно переходит в другое, как материальное становится идеальным, науке неизвестно. Во всяком случае, очевидно, что в одних и тех же условиях разные народы имеют различный характер жизнедеятельности.

На северо-востоке Европы , помимо русских, жили и сейчас живут многие народы. Но никто из них не создал ничего, даже отдалённо похожего на великую русскую цивилизацию . То же самое относится и к другим местам цивилизационной активности русских-ариев в древности. Природные условия везде разные, и этническое окружение разное, поэтому и построенные нашими предками цивилизации неодинаковы, но есть нечто для всех них общее – они великие по исторической шкале ценностей и намного превосходят достижения соседей.

Отец диалектики древний грек Гераклит известен как автор изречения «всё течёт, всё изменяется». Менее известно продолжение этой его фразы: «кроме человеческой души» . Пока человек жив, душа его остаётся неизменной (что с ней происходит в загробном мире, судить не нам). То же самое верно и для более сложной формы организации живой материи, чем человек – для народа. Народная душа неизменна, пока живо народное тело. Русское народное тело отмечено природой особой последовательностью нуклеотидов в управляющей этим телом ДНК. Это значит, что до тех пор, пока существуют на земле люди с гаплогруппой R1a1 в Y-хромосоме, их народ сохраняет свою душу без изменений.

Эволюционирует язык, развивается культура, меняются религиозные верования, а русская душа остаётся той же самой , что все четыре с половиной тысячелетия существования народа в нынешнем его генетическом виде. И в совокупности тело с душой, составляющие единую биосоциальную сущность под именем «русский народ», обладают природной способностью к великим свершениям цивилизационного масштаба. Русский народ многократно демонстрировал это в прошлом, этот его потенциал сохраняется в настоящем и будет существовать всегда, пока жив народ.

Очень важно это знать и через призму знания оценивать текущие события, слова и поступки людей, определять собственное место в истории великого биосоциального феномена под названием «русская нация» . Знание истории народа обязывает человека стараться быть на уровне великих свершений его предков, а это для врагов русской нации самое страшное. Поэтому они и пытаются это знание утаить. А мы стараемся сделать его общедоступным.