Иван царевич и лебеди русская. Русская народная сказка: “Иван-царевич и молода-молодица”

Вышивание крестиком - это простой, но в то же время довольно увлекательный вид рукоделия. Он заключается в переносе напечатанного на счётной схеме рисунка на специальное полотно — канву .

Ткань может быть как чистой, так и с уже нанесённым рисунком. Начинающим рукодельницам лучше покупать наборы с напечатанным принтом. Это избавит их от необходимости постоянно высчитывать крестики, что позволит сосредоточиться на правильности выполнения стежков.

Вконтакте

Одноклассники

Для вышивания крестиком обычно используются следующие инструменты:

  • пяльцы;
  • ножницы;
  • иглы с тупым концом;
  • канва;
  • нитки мулине;
  • схема;

Как правило, нитки и канва входят в готовые наборы , которые можно приобрести в любом хобби-гипермаркете или магазине для рукодельниц. Иглы тоже довольно часто встречаются в наборах, однако окончательная комплектация напрямую зависит от фирмы-производителя.

Пяльцы продаются отдельно в специальных магазинах. Они представляют собой два кольца разных диаметров. Между ними и фиксируется канва. На прилавках рукодельных магазинов представлен большой выбор приспособлений для закрепления полотна. Различаются пяльцы диаметром и материалом, из которого они изготовлены.

Нередко начинающие рукодельницы задаются вопросом: приобретать ли сразу готовый набор или же ограничиться покупкой схемы? Конечно, приобретение одного лишь полотна с напечатанным рисунком обойдётся намного дешевле. Однако далеко не каждая мастерица может самостоятельно подобрать нужные оттенки ниток и их количество. Производители берут на себя всю работу по подборке цветов и расчёту их количества. Кроме того, изготовитель определяет и размер полотна, необходимый для переноса рисунка.

Все наборы разделены по уровням сложности, который определяется рядом факторов:

  • Количество цветов. Чем их больше, тем сложнее рисунок.
  • Техника вышивки. Так, одна работа может сочетать в себе разные виды стежков. Кроме того, основной рисунок может дополняться лентами или французскими узелками.
  • Величина канвы. От этого параметра зависит и размер крестов. Сложнее всего создавать рисунок на мелкой ткани. В то же время именно выполненные на мелкой канве картины смотрятся наиболее эффектно.
  • Цвет канвы. Чем полотно темнее, тем сложнее по нему вышивать. Для того чтобы научиться вышивать крестом, лучше выбирать наборы с канвой белого или кремового цвета.
  • Размер рисунка. Чем больше изображение, тем эффектнее оно смотрится. Однако и вышивать его намного сложнее.

Схема для вышивания тоже обычно входит в состав наборов. Правда, в некоторых комплектах, которые состоят из канвы с напечатанным рисунком, счётная схема может отсутствовать. Каждому цвету ниток присваивается номер, который соответствует специальному обозначению на схеме. Таблица соответствий находится на листе со схемой. Там же даны рекомендации о том, какой стежок нужно использовать в каждом конкретном случае.

Конечно, готовые наборы обходятся вышивальщицам намного дороже, однако их приобретение избавляет мастериц от лишних забот.

Вышивка крестом для начинающих. Пошаговая инструкция. Подготовка к работе

Первое, что необходимо сделать перед началом работы, - организовать рабочее место . В первую очередь оно должно соответствовать правилам безопасности и обеспечивать рукодельнице максимальный комфорт. Лучше всего расположиться в удобном кресле или на мягком диване.

Необходимо позаботиться и об освещении. Место, в котором рукодельница будет заниматься вышивкой, должно хорошо освещаться . Лучше всего для вышивки подходит светлое время суток. Вечером же стоит позаботиться о настольной лампе, которая следует использовать вместе с основным источником света.

Все инструменты и предметы , необходимые для вышивания, рекомендуется расположить на расстоянии вытянутой руки так, чтобы их можно было с лёгкостью достать. В то же время нужно позаботиться о том, чтобы они не мешали мастерице заниматься любимым делом.

Начало работы

Прежде чем приступать к работе, необходимо определиться, с какого места начать вышивать . Производители наборов чаще всего рекомендуют начинать вышивку с центра. Это справедливо в том случае, когда выбранный рисунок не является сплошным. Если картинка непрерывная, то приступать к её выполнению можно не только с центра, но и с любого угла.

Вышивают обычно в две нитки. Однако некоторые рукодельницы предпочитают наносить рисунок так, чтобы канва не просвечивалась из-под ниток мулине. Для того чтобы определиться с нужным количеством ниток , достаточно вышить несколько крестиков на канве. В зависимости от результата можно увеличить или уменьшить количество ниток.

Как закрепить нить в полотне?

Следующие рекомендации помогут вам научиться вышивать. Для начала рассмотрим основные способы закрепления нити в канве. Самый простой - так называемый метод петли . Он подойдёт в том случае, когда вышивка осуществляется в две нитки. Для того чтобы закрепить нить, достаточно сложить одинарную нитку пополам и вставить в иглу обрезанными концами. Теперь нужно протянуть иглу через полотно, оставляя петлю на изнаночной стороне. Сделав первый стежок, протяните иглу в петлю. Итак, нить закреплена.

Второй способ - протянуть нить под стежками . Он подойдёт в том случае, когда на полотно уже нанесена часть рисунка. Кроме того, можно сделать несколько мелких стежков в том месте, где будет располагаться основной рисунок. Останется только перекрыть получившиеся стежки.

На фото приведены основные виды стежков . В основном используется полный крест, который представляет собой пересечение двух диагональных стежков. Важно помнить, что верхняя диагональ всех крестиков должна быть направлена строго в одну сторону (например, из левого нижнего угла в правый верхний). Так вышивка будет выглядеть аккуратной.

Существует два типа шва : датский и английский. Оба варианта являются универсальными, а их использование зависит от личных предпочтений мастерицы.

При выполнении датского шва сначала на полотно наносится ряд диагональных стежков (полукрестиков), направленных в одну сторону (рисунок слева). Размер этого ряда соответствует количеству крестиков выбранного цвета. Затем необходимо закончить крестики, выполнив стежки в обратную сторону.

При выполнении английского шва каждый крестик переносится отдельно. Переход на следующий крест осуществляется по диагонали. Техника выполнения английского шва показана на рисунке ниже.

Оба шва являются универсальными, и каждая рукодельница вольна сама выбирать наиболее удобный для неё вариант.Помимо полного креста, во время работы может использоваться четвертной, трёхчетвертной и обратный стежки.

Размер четверного стежка составляет 1/4 от основного. Выполняется он следующим образом: необходимо вывести нить из нижнего угла и протянуть в середину квадратика. Трёхчетвертной крестик состоит из одной полной диагонали креста и четвертного стежка. Как правило, такие стежки используются для «прорисовки» отдельных деталей изображения.

Кроме того, для оформления контура рисунка нередко применяется обратный стежок. Для его выполнения необходимо протянуть нить с изнаночной стороны на лицевую и затем воткнуть в отверстие, расположенное справа. Для выполнения следующего стежка нужно вывести иглу в отверстие, расположенное левее первого стежка и повторить предыдущее действие.

Вышивка по канве с готовым рисунком

Как уже говорилось выше, наборы с нанесённым на канву рисунком больше подходят для начинающих рукодельниц . Их главное преимущество заключается в том, что вышивальщице не нужно то и дело сверяться со счётной схемой и высчитывать количество крестиков. Таким образом, такая канва поможет набить руку на выполнение основных стежков.

Однако есть маленький нюанс: рисунок на такой канве не всегда совпадает с тем, что изображено на схеме. По этой причине при выполнении мелких деталей обращаться к счётной схеме всё же придётся. Если же схема в наборе отсутствует, то при вышивании мелких деталей мастерице придётся положиться на своё воображение.

Завершение работы

Как только рисунок перенесён на канву, необходимо избавиться от напечатанного на ней принта. Для этого нужно на час замочить вышивку в тёплой мыльной воде . После этого канву необходимо сполоснуть и отжать. Ни в коем случае не выкручивайте полотно!

Теперь следует прогладить работу . Для этого положите вышивку на махровое полотенце лицевой стороной вниз и проутюжьте. Как только ткань высохнет, можно помещать полученную картину в рамку .

Эти советы помогут начинающим мастерицам научиться создавать настоящие шедевры.

Жили были старик со старухой. Жили они бедно, и всего-то радости у них было, что дочка Аленушка. Была она доброй и пригожей, трудиться не ленилась, все она делать умела, никакой работы не боялась.
И вот, однажды на рассвете говорит она отцу с матерью:
-Отправлюсь-ка я в лес, наберу грибов и ягод спелых, к вечеру и домой вернусь.
А старуха все вздыхает, тревожится:
-Не ходи, доченька, чувствую я, беда случится.
-Не тревожься, матушка, уж сколько лет я в лес хожу, ничего со мной не случится.
Взяла она корзинку и в лес отправилась.
А в лесу так красиво, что сердце поет, и душа радуется. Цветут цветы диковинные, птицы в ветвях щебечут, а грибов и ягод видимо-нивидимо. Стала Аленушка грибы собирать, да не знала она, сердешная, что то ее Леший во владения свои заманивал. Где он пройдет там гриб и растет, где рукою махнет, там ягоды покажутся.
Глянула она по сторонам, а вокруг места незнакомые, дремучие, здесь она раньше никогда не бывала.
Страшно стало девушке, уже и солнце садится, и звери дикие страшно кричат...
-И зачем я матушку свою не послушалась?,-горько заплакала она.-Видно, пропадать мне теперь прийдется...
И вдруг, из раскидистого старого дуба вышел старичок. Как увидел он Аленушку, красу ненаглядную, стал ее просить и умолять:
-Выходи красавица за меня замуж. Будешь ты век жить в богатстве и роскоши, одарю я тебя всеми сокровищами, которые мне подвластны.
-Что ты! Что ты!,-воскликнула она в ответ.-Ни тебя, ни богатств твоих несметных мне не надобно...
-Ну, раз моей ты не хочешь быть, то и другому ты не достанешься!,-воскликнул Леший и трижды хлопнул в ладоши.
И превратилась Аленушка в лебедь белую...
Стала она над лесом летать, а потом полетела она к озеру лесному, да так там и поселилась.
Шел однважды в тех краях добрый молодец, Иван-царевич. Шел он по лесу, поохотиться, удаль свою молодецкую показать. Вдруг видит он на озере лебедь белую. Достал он стрелу и хотел уже выстрелить, как вдруг, заговорила лебедь человеческим голосом, заплакала:
-Не убивай меня, добрый молодец. Не губи души моей девичьей...
-Что же случилось с тобой?,-стал он спрашивать.
-Не послушалась я отца с матушкой, заманил меня Леший в чащу лесную, захотел он чтоб женой его стала. Отказала я духу лесному, осерчал он, и в лебедь меня обратил...
-Не печалься, девица красная,-отвечал ей Иван,-не тужи. Авось мы с твоею бедою управимся.
Простился он с лебедью белой, и отправился по лесу, Лешего искать, волю для Аленушки добывать.
Долго ходил он тропами лесными, и вот оказался он у старого дуба.
Стал царевич дожидаться ночи, и вот, когда совсем стемнело, вышел из дуба старый Леший, и стал кругами вокруг молодца ходить, морок на него наводить.
А Иван не сдается, приловчился он как следует и ухватил Лешего за длинную бороду. Достал он свой меч и хотел было голову ему рубить, а Леший обратился в сову и в небо поднялся. Но Иван не растерялся, достал стрелу, вот-вот в него попадет. А Леший упал на землю и стал гадом ползучим, вот-вот в норе укроется, но царевич больно ловок был, схватил его за хвост.
Всю ночь они друг с другом воевали, а на рассвете Леший царевичу говорит:
-Ладно Иван, твоя взяла! Проси чего хочешь, только отпусти! Нет сил моих более с тобой воевать!
-Отпусти ты из плена своего девицу красную, лебедь белую!
-Ладно,-сказал Леший,-твоя взяла!
Хлопнул он трижды в ладоши и появилась перед ними лебедь белая. Покружила она первый раз над лесом, и второй раз, а на третий раз стала она красной девицей, Аленушкой. И такой она была милой и пригожей, что царевич полюбил ее всем сердцем своим.
Одарил их Леший богатым приданым-целый ларец самоцветов им пожаловал, да на волю отпустил.
Забрала Аленушка своих отца и матушку, обвенчались они с царевичем, и стали жить, поживать, и добра наживать. На том и сказке конец.

Сенсация! Расшифровка Русских сказок! 3 уровня смыслов Иван Царевич серый Волк и Гуси Лебеди

Здесь конспект вдохновляющего выступления Ивана Царевича (Георгий Левшунов) на фестивале "Возрождение" осенью 2016 года.
Ссылка на видео - https://www.youtube.com/watch?v=aDJ_fB0zPD0


У нас сегодня День Образования. Образование, когда мы в эпоху Лисы учились в университете или в школе, оно устарело! И сейчас главное образование эпохи Волка - это образование правды. Само слово «образование» - это образов ваяние. А кто умеет образы ваять? Только тот, у кого «Царь в голове».

Когда зажигается колобье тело, человек умеет сам соображать, соединять образы между собой. Человек умеет ВО ображать, ВО площать образ. Слово Царя материализуется всегда. И человек с «Царём в голове» умеет преображать этот мир, т.е. одни образы превращать в другие. И поэтому Анастасия, героиня книг Мэгре, сказала, что она не может просто так сказать ни одного слова, всё воплощается. Помните? Потому что, когда такой уровень осознанности, когда ты поднимаешься на пятый уровень развития, пятая строчка в Буквице, все твои слова воплощаются. Но к этому этапу человек уже за своим словами следит. Он говорит мало, но всегда по делу. И нету такого понятия, как пустословие. И вот образование эпохи Волка - это когда надо чётко понять, что есть такая структура - семь вёрст до небес и все лесом. И задача каждого человека - пройти эти семь вёрст.
И сегодня мы учимся соображать. Мы разбираем по образам сказку «Гуси-лебеди», какой в ней глубинный сакральный смысл. Потому что в 2012 году 21 декабря (помните, все ждали тогда конец света?!) - а было тогда второе пришествие Колобка. И с 12-го года происходит резкое развитие колобьего тела у всех людей. Как это происходит? - озоновые дыры на небесах, больше ультрафиолета, больше солнечной радиации - говорят учёные. А по-нашему, по-сказочному, больше света. Небеса спускаются на землю. Это ультрафиолетовое излучение - это высший божественный спектр. И он становится ближе к нам. Озоновые дыры - это план богов. Истончается озоновый слой и от этого у нас более мощная РА- диация. И от этого у нас колобки вокруг голов начинают гореть ярче. Кто сопротивляется божественному свету, кто является членом секты «свидетелей седьмого дня», у того от солнца рак кожи, глазки надо прятать, чёрные очки, чёрная шапочка, ой как страшно, солнышко светит, ой я щас загорю, ой я щас сгорю (с издёвкой )…А наша задача какая - золотом наполняться! Волосы они не выгорают на солнце, они на солнце золотятся. И в голове всё больше золота, и Царь всё ярче светит. И Аз Есмь Иван Царевич хочу, чтобы каждый из вас начал это понимать и зажигать Царя в голове.
Посмотрите, как интересно - если в семье один человек с Царём в голове - в семье перестают все ругаться. Хотя бы один человек в коллективе, в родовом поселении с Царём в голове - в его присутствии никто не может ругаться…Вся ругань, все конфликты идут от невежества, от темноты нашей. Колобок у многих похож на швейцарский сыр - с такими чёрными дырками. И их надо залепить! Наша задача, чтобы на Руси всё больше людей рождалось с Царём в голове, царей и цариц по своему духовному развитию. А цари - это люди, которые умеют соображать, воображать и преобразовывать этот мир.
Священное писание славян - какое?! Русские народные сказки!
Кто не знает русские народные сказки, тот кто? - сброд . Сброд земли русской. Народ - это тот, кто знает народную культуру, родной язык, одевается по-нашему. А не как эти люди в чёрном, засланные казачки с американскими надписями, женщины в штанах, понимаешь! Крашеные женщины, мужики в шортах с американскими надписями. Кто вы такие? Вы пока что сброд по факту. Потому что если бы себя чувствовали народом русским, вы не могли бы надеть на себя эту американскую вражескую одежду. Но вам уже змеи горынычи мозги прополоскали, вы уже слабо соображаете и носите эту американскую майку и вот здесь, на груди, на сердечной чакре, где Серебряное царство, любовь к миру у тебя американскими рептилоидными буквами написано что-то. И у тебя вся энергия входит через эту надпись.
Почему раньше на груди носили священные амулеты - потому что этот амулет декодирует реальность, определяет тот угол подачи мудрости, который ты воспринимаешь. Вот у тебя восьмиконечные звёзды на груди - ты через камень Алатырь воспринимаешь мудрость.


А у тебя какие-то заговорщические буквы с чёрной магией! Иван Царевич пришёл утвердить белую магию - русскую народную сказку! Чтобы мы почувствовали себя народом в народной одежде, знали русские народные сказки, знали русский язык. И тогда вопросов не будет - кто у нас управляет на Руси - американская конституция, президент. Или у нас будет царь-батюшка. А царь-батюшка будет, когда сброд превратится в народ .. А пока больше сброда, чем народа, мы достойны только президентов, только американской конституции писаной ими.
Развитие народа идёт не сверху - что какой-то закон классный примут, какую-то классную конституцию и жить станет хорошо. Развитие народа идёт, когда каждый берёт личную ответственность за себя, за своё развитие, знает свой язык, свою культуру, золотой путь развития по спирали. Сам знает, своих детей учит, свою жену учит. И тогда мы превращаемся в народ и естественным образом у нас народ начинает выстраиваться в сословие - веси, витязи, мудрецы, князья, цари, волхвы, святые. И все сословия друг друга уважают, все друг друга поддерживают и каждый на своём месте. Один за всех и все за одного. Естественным образом у нас появляется царь-батюшка.
Царь-батюшка - это мужчина, у которого самый яркий колобок. Самый разумный, самый радостный, сильный человек. Самый бородатый. Такого царя хочется слушать. Но такой царь появится, когда мы будем достойны такого царя. А пока мы похожи на сброд по своей внешности, по одежде, мы достойны только президента - бритого. Все, кто стрижётся и бреется, отказываются от личной силы. В армии, монахи, рабов стригли налысо (волосатых рабов не может быть). Волосатые люди начинают самостоятельно мыслить. Древние русичи все были волосатые - и мужчины, и женщины, и дети. Я недавно был в Новосибирске, там у одного мальчика -волосы ниже спины. И он такой сообразительный, такой умный! Ему лет 10, я с ним в шахматы играю, еле у него выигрываю, Хотя я классно в шахматы играю. Он столько всего уже знает, он буквицу уже знает всю, может вам тут рассказывать. А вы что, взрослые дядьки и тётки?! Сброд вы или народ? Я хочу, чтобы вы этот вопрос поставили ребром. Потому что если вы сброд, то вас ждёт только сбродившее счастье, счастье сбродило, здоровье сбродило, деньги сбродили. Что змеи горынычи тебе крохи с барского стола выкинут по 5 копеек, и ты уже этим довольствуешься. А если ты народ, ты сам себе назначаешь богатство, здоровье, красоту, семью, управление - государство превращаем в державу - справедливую, красивую, мудрую. (12.44)
Сказка «Гуси-лебеди». Как она начинается. Жили-были дедушка с бабушкой. И были у них внуки - братец и сестричка.И вот однажды бабушка с дедушкой пошли в лес. Что значит «пошли в лес» - за мудростью пошли. И наказали - чтобы братец с сестричкой сидели дома и никуда далеко не ходили за ограду. Ограда - пространство своё родное. А они не послушались и пошли. И тут кто пролетали - гуси-лебеди. И хотят они похитить детей. Побежали от них братец с сестричкой. И вначале они видят печку, потом яблоньку, затем молочную речку с кисельными берегами. Печка попросила, чтоб съели пирожка. Они отказались, побежали дальше. Яблонька - «съеште яблочка, я вас спрячу»,- отказались. Молочная река - «попейте моего киселька» - отказались. А потом была баба-яга. И что она? Они прибежали к ней в избушку, думали она спасёт. Но баба-яга какая оказалась? Опасная. В сказках баба-яга бывает разная - некоторым помогает, даёт путеводный клубочек. И ещё другие виды бабок-йожек есть.
Сказки наши сократили. Сейчас Иван Царевич будет готовить полный вариант сказок. Раньше у каждой бабы-яги было своё имя баба-яга Желя, баба-яга Стреча и т.д. У бабы-яги должно быть имя. Ну а здесь оказалась баба-яга, которая испытывает маленьких детей. И вот она, как узнали дети, захотела съесть их. И кот помог им сбежать. И когда они уже назад бежали, они уже киселька съели, и яблочка, и пирожка. Сказка - ложь, да в ней намёк, кто понял её -урок.
Заметьте, какая ситуация. Последние 1600 лет до 2012 года была эпоха Лисы. Русская народная мудрость, русский язык цельный (49 букв) усиленно уничтожалось. От языка осталось 33 буквы, сказки посокращали, подредактировали. Некоторые сказки так стали заканчиваться - «ведьму в конце сказки повесили на воротах города. Так она и висела. Вот и сказке конец.» Как такое ребёнку читать?! Так что скоро Иван Царевич приведёт сказки в божеский вид и будет сборник сказок в пересказе очевидца. Правильно?! Иван Царевич очевидец, во многих вещах сам лично участвовал. И эти сказки будут добрые. Потому что мы чувствуем, как от русских сказок веет добротой.
Но иногда такой жесткач в сказке. А почему? А потому что был такой известный Афанасьев - собиратель сказок. Вы видели его рожу? А если бы видели, то к детям своим вы бы его не пустили на ночь сказку рассказывать. Афанасьев в своё время был тем, что называется либерал. В то время Герцен прятался в Лондоне, а Афанасьев возил его письма в Россию. А Герцен писал так, как сейчас пишут либералы - Русь подорвать, ещё тогда эта тема началась. И заметьте, первое издание русских народных сказок под редакцией Афанасьева где было?! - В Лондоне! В логове Лисы. Там до сих пор сидит лиса - Елизавета 2-я. В сказках лису зовут Лизавета Патрикеевна! Видите, какие сказки живые. Они описывают и экономическую ситуацию, и политическую, и духовно-нравственную. Русские народные сказки описывают всё. У нас в России главная лиса рыжая кто? Чубайс. А его наоборот читаешь - Съябучишь. Путин - Нетуп. И правда, действительно, не тупой человек! Неплохой человек. Путин нам протаривает дорожку для будущего царя Гороха. Скоро на Руси будет снова царское самодержавие, будет править царь Горох.
- А когда выдвигаться будешь, Иван Царевич?!
Иван Царевич царём не будет. Царь Горох должен быть как Александр 3-ий, помните? Мужик вот с такими плечами, вот такой бородатый, здоровенный.


А Иван Царевич будет ему советовать.
Потому что царь Горох должен быть такой, чтоб он пришёл на совет Европы и сразу все поняли, кто есть кто. Александр 3-ий так правил, что при нём не было ни одной войны, знаете? Последние 300 лет Россия воевала почти каждый год. А когда правил Александр 3-ий в Российской империи ни одной войны не было. Только французы захотели воевать, Александр 3-ий говорит - иди-ка сюда, французский посол. И берёт гвоздь такой древнерусский кованый с палец толщиной и этот гвоздь в узел завязывает и говорит: «Вот что я сделаю с вашей Францией. Отвезите во Францию мой ответ». Раз - и Франция не воюет с Россией.
Сказка «Гуси-лебеди» очень важная, потому что она даёт нам первоначальный уровень. А.С. Пушкин, который как раз был с Царём в голове, просветлённый, поэтому он и образы такие создал мощные, царские. Интересно его читать всегда. Пушкина читали и 100 лет назад. Читали и в Советском Союзе, было интересно. И Пушкина и сейчас читаем, когда у нас мобильники, компьютеры, нам постоянно новости нужны, а Пушкин почему-то интересен. Почему? Потому что Пушкин поднимает вечные ценности. А вечные ценности в любую эпоху актуальны. Современных писателей года два читают, а потом забывают. Время мелких людей настало.
Так вот Пушкин предложил путь - тройка, семёрка, туз. Первая тема - надо научиться соображать на троих. Понять, что такое медное царство, серебряное, золотое. Семёрка - пройти семь вёрст до небес и все лесом, семь раз отмерь, один раз отрежь. Изучить буквицу из семи строчек. И потом ты становишься тузом - твёрдым азом. Туз - это аз, который твёрдо утвердился в божественном сознании, зажёг Царя в голове. Вот наш путь - тройка, семёрка, туз, сокращённый вариант. Когда мы его раскрываем, он воплощается в семеричности.
И вот в сказке Гуси-лебеди раскрывается троичная структура. Печка - Медное царство (область живота, нижний котёл). И вот заметьте, у человека здесь есть печь - печень. И температура печени - 39 градусов. Т.е. в нас боги родные встроили печку. И здесь должно идти пищеварение. И вот печка в сказке - это намёк, что надо привести в порядок медное царство. А дети - братец и сестрица говорят - ну зачем нам это Медное царство. Вот как сейчас многие из вас - что нам это Медное царство?! Нам надо деньги зарабатывать, что вы меня здесь этими сказочками парите. И побежали дальше.
Дальше яблонька. Она говорит: «Съешьте моего яблочка». Это образ Серебряного царства (сердце, душа, сердечная чакра). А человек - зачем мне это ваше Серебряное царство, вы нас спасите от гусей-лебедей, не надо ваших яблок. А дальше молочная река с кисельными берегами. Где она, покажите?! Правильно - это Млечный путь. А туманности вдоль него как кисельные берега. Откуда течёт это небесное молоко? - Из вымени коровы Зимун. Ему соответствует созвездие Малой Медведицы. Это современное название. А раньше оно называлось - Чертог Коровы Зимун. Там, где Полярная звезда. И вот дети в сказке говорят - зачем нам этот Млечный путь, это Золотое царство и побежали дальше. Т.е. они отказались от этого.

Так вот это мы с вами эти братец и сестрица. Мы с вами отказались от здоровья. Покажите мне хоть одного здорового человека, которого я бы мог взять на древнерусскую дискотеку хотя бы 200 лет назад, день и ночь танцевали. И танцы, знаете, какие были! Трата-та, трата-та, ноги высоко вверх. Да ты у меня так три минуты подёргаешься и задохнулся. Где у тебя Медное царство? Нет его у тебя. Что такое здоровая печень? Ты вот так встаёшь, тебе в печень бьют, а тебе не больно. Печень самый большой орган человеческого тела. И там хранится кровь - сокровище предков, в печени хранилище родовой мудрости. И оно у тебя болит. "Ай, по печёночке стукнули, ай что-то у меня с печенью сегодня, а-а". Проверьте, как у вас там с печёночкой - постукайте (с силой) по ней. А?! Больновато? Вот она зажатая родовая мудрость, вот они шлаки….
Рассказ о сне на печке (26-27 минуты ) Озарения идут от зари - с небес, откровения - от крови, изнутри.
Емеля прилетел из Чертога Щуки, где родилась его душа в Вырий-саду, как яблочко небесное и покатилось на землю. И поэтому символически поймал щуку в проруби. Потому что была ночь Сварога, холодно, народная мудрость заморожена. И чтобы прорубить прорубь народной мудрости среди всех этих людей-биороботов надо постараться, топориком поработать, прорубь прорубить и щуку поймать. А Иван Царевич прилетел из Чертога Финиста Ясного Сокола. Когда ты начинаешь дружить с небесами, то у тебя жизнь становится волшебной. И печка поедет, и дрова пойдут, и вёдра сами пойдут. И чудеса кругом творятся.
Мы с друзьями поехали на Белое море, на Гиперборею, северную прародину. Приезжаем на необитаемый остров, высаживаемся, и там только мы, сказочные герои, человек 8, и медведи ходят, деревья растут и грибы - столько, что идёшь и спотыкаешься от грибов. Ягоды - провёл рукой и вот такая жменя ягод. Я увидел, как можно жить в природном изобилии, когда человек не вмешивается в природную красоту. А раньше это было и здесь, на Кавказе, и в средней полосе России, когда не надо было вести сельское хозяйство. Потому что в лесу грибы, орехи, ягоды, и у тебя еда есть. Так вот мы на остров необитаемый приехали, глядь - а там баня стоит. Мы попарились, покупались. Куда не приедешь, везде чудеса прут. И каждого, кто подружится со своей путеводной звездой, с небесами, того ждёт такая волшебная жизнь. Ты приходишь, а тебя ждут. И решаются все твои жизненные ситуации. И жизнь у тебя - скатертью дорожка. Ты идёшь, а перед тобой расстилаются благоприятные жизненные ситуации.
Иван Царевич как только проснулся в 2012 году, опаньки - я же не Левшунов Георгий, я Иван Царевич, надо скакать куда-то. И тут раз - меня приглашают на первый большой фестиваль сыроедов. И кто меня приглашает?! - Дмитрий Волков.

Приезжаю, выступаю на этом фестивале, там мы сидим в Вещем лесу, вот такие ели там, выступает там Иван Царевич, Шемшук выступает, разные известные сыроеды, Бутенко.

И меня там послушали, народ впечатлился и начали по всей Руси приглашать. И я сижу в своей Белоруссии и думаю - Москву надо брать! Смотрю по интернету - а кто там вообще меня ждёт? Смотрю - клуб «Свои тропки», председатель Елена Волкова. Я ей звоню по телефону (первый раз в жизни) и говорю «Здравствуй, Елена Прекрасная, это Иван Царевич» А она такая - «Слушай, я о тебе думала все последние дни». Вот это вштырило! Я тебя ждала! - Семинар хочу провести! - Конечно! Приезжай, проводи!
И вы поймите, для каждого из нас здесь сидящего написана благоприятная судьба. И твоя задача из сброда превратиться в народ. (32.13) Потому что пока ты сброд, ты занимаешь чужое место жизни, ты получаешь только крохи с барского стола змеев горынычей, рептилоидов, масонов, которые плетут эти заговоры и тебе скоро чип поставят. Все, кто останется сбродом будут ходить с чипом в голове, 100 % даю. А кто проснётся и станет народом, у кого будет народная одежда, кто знает родной язык, родную культуру, тот скоро будет жить в родовых поместьях, вещие леса посадим, райские сады, священные рощи, будем жить припеваючи. Припеваючи, мы знакомимся - влюбляемся, припеваючи и танцуючи мы заводим детей, припеваючи и танцуючи мы детей воспитываем, припеваючи и танцуючи мы их замуж отдаём, женим. Вот такая жизнь у нас, у сказочных героев. Но надо ЗНАТЬ танцы, песни, сказки. Кто знает 49 танцев?! 49 русских народных песен?! Поднимите руку.

Нас четверо здесь таких хороших. 49 народных русских сказок и может пересказать их? Вообще только один человек руку поднял. Чувствуете тему? Чтобы СООБРАЖАТЬ должны быть образы внутри. Какой образ мужчины в сказках, какой образ женщины, какой образ отношений мужчины и женщины между собой. Почему сейчас такие сложные отношения? Потому что мы сброд. А когда мы народ, мы начинаем жить рушничком - ниточка к ниточке, дружно, один за всех, все за одного.

И я возвращаюсь к печке. Что даёт печка. Печка и русская баня пропекает, прогревает, убирает все зажимы и через нас начинает течь энергия живы и тогда только у нас и душа раскрывается и дух. А ты зажатый! И ты выходишь такой и говоришь: Я хороший человек, но я зажатый. Я всех люблю, но ничего сделать не могу, зажатый я ! И я подхожу и беру тебя за щёчку и кручу так и спрашиваю: Больно ли тебе, девица? - Больно. - Ага, напряг у тебя в Золотом царстве. Вот девица лежит. Нажал ей в районе плеча, больно? - Очень больно . - Напряг в Серебряном царстве. Болезненная любовь, болезненная дружба (девушка кивает - точно!) (35.43). И даже если ты найдёшь себе суженого, у вас отношения будут такие напряжённые, зажатые. К добру молодцу подошёл, на плечо нажал - - Ой, что-то стрельнуло . - Не просто больно, а супербольно. Суперзажатости. И пока тело зажато, пока ты своё медное царство не пропёк… Вы поймите, что без бани никакого духовного развития невозможно. Надо регулярно ходить в баню.
И русская народная мудрость основана на дураках. Почему Россию до сих пор не победили? Ни немцы, ни французы. Сейчас нас хотели развалить при Ельцине, ни фига не развалилось. У нас повышенное количество дураков. У России две радости - дороги и дураки . И благодаря этому Россия ещё жива. Ни пройти, ни проехать. Русские дураки ведут себя в бою неадекватно, бросаются на амбразуру…
(37.10) о бане по-чёрному…это в горах Хакасских было на Мезмае, где Трехлебыч живёт…7 раз я в эту баню зашёл, и 7 раз в это озеро окунулся. И на седьмой раз я забыл как меня зовут. И ты чувствуешь полное слияние с природой, полное чувство единства. Я к чему говорю - когда мы Медное царство своё приводим в порядок, мы через него можем познавать и Серебряное царство, и Золотое. Почему мы не можем открыться в душе и в духе? Потому что Медное царство настолько косяковое - из-за того, что неправильное питание, зажатостей много…
(39.09) Вторая тема - это баня по-белому. Она должна быть наоборот - 60-70 градусов, нежаркая. И в этой бане веничками парят. И вот лучший парильщик здесь сидит - королевич Елисей 54, записывайтесь кнему. И после его сеанса ты просто чувствуешь энергию, он жарье тело просто замешивает, снимает зажатости.
Русская традиционная еда - это масляничные культуры - льняная каша, конопляная, амарантовая.



Там всё на масле. И когда эти маслянистые культуры ешь, тогда пищеварение идёт правильное. А злаковые каши - это не человеческая еда. Злаки - это еда для птиц. Злаки могут переварить только птицы. А люди должны переваривать маслянистые культуры плюс ещё орехи - кедровые, фундук, грецкие - они все на масле! Вот эта тема - умасленная еда, умасленная жизнь, умасленные суставы, открытая родовая память. А злаковые культуры, наоборот, человека портят и перекрывают родовую память. Самое страшное оружие змеев горынычей по превращению русского народа в сброд - это злаковые культуры, второе - религия. И третье - что? Зелёный змей - правильно. Алкоголь больше всего выкосил. А змея горыныча три головы и я их вам все назвал.
Вы заметили, что все религии замешаны на тесте . В христианстве - пасха, просфоры («ешьте плоть и кровь» - хлеб и вино, хлеб и алкоголизм). В индуизме - тесто с сахаром - это типа священная еда. И тоже свои бродильные напитки. У индейцев та же тема. Иван Царевич взял три карты - карты, где появилось земледелие (злаковые - пшеница, рожь, овёс, кукуруза, рис), карты, где показаны, где появились все мировые религии, и третья - сероводородный пояс Земли. И эти карты полностью совпали.
А сера - любимый элемент змеев горынычей, запах тухлых яиц. Под землёй сейчас находятся все эти змеиные существа, которые плетут заговоры. И когда жили на земле динозавры, серы было в несколько раз больше, а кислорода меньше. А сейчас нас подсадили на технику (автомобили), которые едут и выделяют огромное количество серы, заводы работают, из труб сера идёт, идёт засеривание пространства вследствие нашего невежества. Мы повелись на разводки змеев горынычей. Бананы, сухофрукты обрабатываются серой, в супермаркетах половина продуктов содержит Е220 - диоксид серы, который добавляют везде, как лучший консервант. И выходит что с этим засериванием происходит подготовка пространства к приходу змев горынычей. И наша задача - победить кислородом - начать сажать вещие леса, райские сады, священные рощи. Нам, теплокровным людям, выгодно, чтобы было больше кислорода и был чище воздух. А деревья чистят воздух. Поэтому сейчас тема пошла родовых поместий, это ключевая тема - чтобы мы начали восстанавливать леса, на явном уровне начали приводить всё в порядок. (44.18) Медное царство - это явный уровень, всё, что можно потрогать, царство тела…
Мы с вами и есть эти братец и сестричка, которые отказались от яблочек - от Серебряного царства, и сейчас не умеем дружить и любить. Это сказка про нас с вами! И дальше они отказались от молочной реки с кисельными берегами. Т.е. они отказались от общения с небесами. «Попейте киселька моего» - нет, зачем нам ваш киселёк. Это то же самое, что и в сказке Курочка Ряба. Она снесла сначала яичко золотое, старик бил-бил, не разбил, старуха била-била, не разбила. Почему они не разбили? Потому что наступила ночь Сварога, духовное забвение. И золотая мудрость небесная стала непонятной. Эту золотую мудрость и так попробовали, и так - ничего не понятно. «Дайте нам пожрать, зачем нам ваше золотое яичко, ваша золотая ведическая мудрость, дайте нам денег и не учите нас жизни». Вот сейчас такая тема - дайте нам поесть и не надо учить ничему. Мы сами здесь разберёмся, как денежки потратить проблем у нас нету. Дайте нам простое яйцо, золотое нам не надо.
Как всё это проявляется на внешнем уровне - то, что мы отказались от Золотого царства, проявляется в том, что мы стали сутулые… Любовь не может пробиться к человеку, потому что зажатое тело. И вот задача всех женщин тать ладушками и научиться убирать все мышечные блоки, зажатости, т.е. все женщины должны стать идеальными массажистками, которые замесят сначала себя, потом замесят мужа, а потом замесят детей. И тогда только душевность может прийти…
Бородатые мужчины для женщин всегда авторитетнее, чем безбородые. Поэтому когда пришёл Пётр 1 главный змей горыныч из Романовых, что сделали - всем бороды побрили, а христианским попам не побрили. И попы сразу стали авторитетами, а родные мужья, которые без бород, женоликие, они разу на втором месте стали после попа. Поняли, как у женщин поменяли приоритеты хитрым путём. Потму что в генетической памяти у женщин записано «слушай бородатого». Чем гуще борода, тем богаче и древнее родословняя у мужчины. Поэтому мы видим, что русские люди самые родовитые, у наших вот такая борода растёт, у китайцев - жиденькая, у негров вообще почти ничего не растёт. Поэтому женщина сразу видит, какая родословняя у мужчины, видно по лицу.
Медное царство: сейчас очень актуальная тема - ладка живота, автор Огулов. Надо этому научиться. Каждая женщина должна обязательно уметь замешивать свой живот, мужа и детям. В животе жива, в груди - здрава, в голове - слава.
И вот когда братец и сестричка побывали у бабы Яги и бежали обратно, тогда только они и киселька поели, и яблочка и пирожка. Т.е. они это сделали только после того, как попали к бабе Яге. А когда сказочный герой попадает к бабе Яге, то он видит, что её избушка к нему задом повёрнута. А что это означает? Баба Яга это есть наша древняя культура - танцы, игры, хороводы, язык, одежда, волосы, травы, деревья, птицы, чертоги небесные, календарь русский - всё это надо знать.
А ты знаешь всё это? Нет! И поэтому избушка бабы Яги повёрнута к тебе задницей. И поэтому ты - сброд. Ты ходишь по разным сектам и не понимаешь смысла жизни. И это неизбежно. У тебя нету света, нет царя в голове и твоё невежество водит тебя по этим сектам. А когда ты изучил народную культуру, образы буквицы, образы танцев, игр, хороводов, образ мужчины в сказках (как он должен себя вести), образ женщины. И тогда ты умеешь соображать и избушка поворачивается, вылазит оттуда баба Яга и говорит: «Гой еси, добрый молодец?» Ты гой? Гой - это мужчина, который достиг гойной силы. Гой - это йог. Гой - это мужчина, который знает народную мудрость. И только гоя баба Яга к себе в избушку впускает и даёт клубочек. А если ты не гой, то она впустит тебя и съест, ты - изгой, твоё место в кастрюле. И все, кто изгои, кто отошёл от русского народа, вас змеи горынычи сейчас медленно поджаривают на огне чипизации, ювенальной юстиции, алкоголизма. Это всё одной оперы, согласны?! Зависание в контакте, в интернете. Аннунаки за вами прилетели уже, всемирное похолодание, плоская земля на подходе! Что там ещё у нас?! Потоп всемирный, потепление - похолодание. Хоть чего-нибудь испугайтесь!
Поэтому мужчины и женщины должны набраться народной мудрости, к бабе Яге придёте - народная культура поворачивается к вам лицом и наша жизнь начинает расстилаться скатертью-дорожкой. Ты идёшь, выполняешь своё предназначение, ты служишь русскому народу, служишь человечеству, служишь всему мирозданию.
Иван Царевич тоже до 2012 года был изгоем и сбродом и бродил от секты к секте, как и вы все, пока не понял - природа-матушка, народная культура, родовая мудрость. Всё - троица святая - род, народ, природа. Все остальные свободны.
Гоем стал, к бабе Яге пришёл, она мне сразу клубочек, и у меня сразу денег навалом стало, у меня здоровья навалом. Я фестивали славянские провожу, с утра до вечера зажигаю. Танцы, игры, молодецкие забавы. Здоровья навалом, друзей навалом. Мы все тут пришли и чувствуем себя друзьями. «Мы все братья и сёстры во Колобке». Мы же верим в колобка - в солнышко наше золотое. Солнце по-древнерусски назывался Царь-Колоб. А мы с вами - колобки, колобье тело вокруг головы. А Солнце - главный колоб, который нас ведёт к свету, счастью. Солнечный луч идёт к тебе, отражается от твоей кожи и только поэтому я тебя вижу. Т.е. я вижу всех только потому, что солнечные лучи отразились в человеке и попали в меня. Т.е. я по сути вижу солнце, которое в человеческом теле отразилось. И каждый из нас видит это солнце, отражённое в теле другого человека. Т.е. всё идёт от солнца, Солнце наш бог. И это очевидно. Благодаря солнцу тепло, благодаря солнцу светло, благодаря солнцу мы видим друг друга. И благодаря солнцу мы растём к свету божьему. По золотой спирали вверх поднимаемся. Кто хочет.
Настала эпоха Волка. И Аз Есмь Иван Царевич говорю вам: для каждого из нас есть свой путь, своё предназначение. 58. Когда ты по этому пути пойдёшь, ты будешь счастлив. Твоя жизнь будет идти как по скатерти-дорожке, перед тобой будут расстилаться благоприятные обстоятельства, тебе будут попадаться хорошие люди на пути, у тебя в жизни будет иного интересных приключений, много здоровья, много любви, много денег, много всего. Много праздников, потому что развитие идёт через праздники солнечные наши, которые мы правильно празднуем. Ты входишь в изобилие, ты служишь народу, а народ служит тебе. И от этого у тебя всего в жизни навалом.

Продолжение здесь -


ПОСЛУШАТЬ -

некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь; у этого царя было три дочери и один сын, Иван-царевич. Царь состарился и помер, а корону принял Иван-царевич.

Как узнали про то соседние короли, сейчас собрали несчетные войска и пошли на него войною. Иван-царевич не знает, как ему быть; приходит к своим сестрам и спрашивает:

Любезные мои сестрицы! Что мне делать? Все короли поднялись на меня войною.

Ах ты, храбрый воин! Чего убоялся? Как же Белый Полянин воюет с бабой-ягою - золотой ногою, тридцать лет с коня не слезает, роздыху не знает? А ты, ничего не видя, испугался!

Иван-царевич тотчас оседлал своего доброго коня, надел сбрую ратную, взял меч-кладенец, копьё долгомерное и плётку шёлковую и выехал против неприятеля. Не ясен сокол налетает на стадо гусей, лебедей и на серых утиц - нападает Иван-царевич на войско вражее; не столько мечом бьет, сколько конем топчет; перебил все воинство вражее, воротился в город, лег спать и спал трое суток беспробудным сном. - На четвертые сутки проснулся, вышел на балкон, глянул в чистое поле - короли больше того войск собрали и опять под самые стены подступили.

Запечалился царевич, идет к своим сестрам:

Ах, сестрицы! Что мне делать? Одну силу истребил, другая под городом стоит, пуще прежнего грозит.

Какой же ты воин! Сутки воевал да трое суток без просыпа спал. Как же Белый Полянин воюет с бабой-ягою - золотой ногою, тридцать лет с коня не слезает, роздыху не знает?

Иван-царевич побежал в белокаменные конюшни, оседлал доброго коня богатырского, надел сбрую ратную, опоясал меч-кладенец, в одну руку взял копьё долгомерное, в другую - плётку шёлковую и выехал против неприятеля.



ГУСИ-ЛЕБЕДИ

Жили мужик да баба. У них была дочка да нок маленький.

– Доченька, – говорила мать, – мы пойдем на работу, береги братца? Не ходи со двора, будь умницей – мы купим тебе платочек.

Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загуляла. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.

Вернулась девочка, глядь – братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда нету! Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, – братец не откликнулся.

Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Тут она догадалась, что они унесли ее братца: про гусей-лебедей давно шла дурная слава – что они пошаливали, маленьких детей уносили.

Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела – стоит печь.

– Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Печка ей отвечает:

– Съешь моего ржаного пирожка – скажу.

– Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся…

– Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

– Поешь моего лесного яблочка – скажу.

– У моего батюшки и садовые не едятся… Яблоня ей не сказала. Побежала девочка дальше. Течет молочная река в кисельных берегах.

– Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?

– Поешь моего простого киселька с молочком – скажу.

– У моего батюшки и сливочки не едятся… Долго она бегала по полям, по лесам. День клонится к вечеру, делать нечего – надо идти домой. Вдруг видит – стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается.

В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками. Девочка вошла в избушку:

– Здравствуй, бабушка!

– Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?

– Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.

– Садись покуда кудель прясть. Баба-яга дала ей веретено, а сама ушла. Девочка прядет – вдруг из-под печки выбегает мышка и говорит ей:

– Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу.

Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала:

– Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоетвыпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается.

Девочка сидит ни жива ни мертва, плачет, а мышка ей опять:

– Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель попряду.

Девочка взяла братца и побежала. А баба-яга подойдет к окошку и спрашивает:

– Девица, прядешь ли?

Мышка ей отвечает:

– Пряду, бабушка… Баба-яга баню вытопила и пошла за девочкой. А в избушке нет никого. Баба-яга закричала:

– Гуси-лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла!..

Сестра с братцем добежала до молочной реки. Видит – летят гуси-лебеди.

– Речка, матушка, спрячь меня!

– Поешь моего простого киселька.

Девочка поела и спасибо сказала. Река укрыла ее под кисельным бережком.

Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо. Девочка с братцем опять побежали. А гуси-лебеди воротились навстречу, вот-вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня…

– Яблоня, матушка, спрячь меня!

– Поешь моего лесного яблочка. Девочка поскорее съела и спасибо сказала. Яблоня ее заслонила ветвями, прикрыла листами.

Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо. Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси-лебеди увидали ее, загоготали – налетают, крыльями бьют, того гляди, братца из рук вырвут. Добежала девочка до печки:

– Печка, матушка, спрячь меня!

– Поешь моего ржаного пирожка.

Девочка скорее – пирожок в рот, а сама с братцем в печь, села в устьице .

Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к бабе-яге.

Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала домой.

А тут и отец с матерью пришли.