Конспект занятий по музыке "в мире музыкальных инструментов". Конспект открытого тематического занятия в средней группе на тему: «Использование музыкальных инструментов на музыкальных занятиях в ДОУ

Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей).

Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес).

Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).

Принцип психологической комфортности

Просмотр содержимого документа
«« Знакомство с ударными музыкальными инструментами» Конспект занятия ОО «Художественно-эстетическое развитие» для средней группы»

Тема:« Знакомство с ударнымимузыкальными инструментами»

Конспект занятия ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Мамоново

Пояснительная записка

Занятие художественно-эстетической направленности, образовательная область «Художественно эстетическое развитие» составлено в соответствии с основной образовательной программой ДОУ. с использованием ИКТ, а также технологии коллективного воспитания.

В процессе занятия происходила интеграция следующих образовательных областей: «Художественно-эстетического развития», «Познавательное развитие»».

Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей).

Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес).

Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).

Принцип психологической комфортности

Ход занятия

Дети входят в зал танцевальным шагом, останавливаются в кругу.

Воспитатель: Доброе утро! Улыбнись скорее, и сегодня весь день будет веселее. Всем кто рядом «Здравствуй» говори. Здравствуй, здравствуй снова повтори.

Ребята, мы с вами сейчас попадем в новую страну. Этой страны нет ни на одной из географических карт, но она есть там, где любят музыку. Это страна «музыкальных инструментов». А попадем мы в эту страну со звоном колокольчиков.

«Упражнение с колокольчиками» Т.Вилькорейской.

После упражнения дети садятся на стулья, на Слайде 3 появляются ударные музыкальные инструменты.

Музыкальный руководитель: Посмотрите сколько музыкальных инструментов – целая страна.
А правит в этой стране Король-барабан.
- Внимательно посмотрите и скажите, что нужно сделать, чтобы эти инструменты зазвучали? (Ответы детей)
М.Р.-Правильно ударить.
-Послушайте и отгадайте загадку.

Слайд 4
Когда играю я на нем, когда я репетирую,
С испугом думает весь дом, что крышу ремонтирую.

Дети: барабан
-Да это сам Король-барабан.
-А кто может сказать, почему королем страны выбрали барабан? (подвести ребят к ответучто на барабане можно играть очень громко, а на других инструментах этого делать нельзя.)

Слайд 5
-Посмотрите, какие бывают барабаны. (при показе участвуют 2вида барабана: одностороннийи двусторонний)
-Барабан имеет одну, либо две перепонки, в зависимости от этого называются одностороннимии двусторонними.
-Как же играть на барабане? Кто может показать? (дети показывают, уточнить, как правильно держать палочки и руку при игре на барабане.)
-Барабаны занимали очень важное место в военной музыке. Раньше барабанами пользовались наполе битвы, для передачи войскам сигналов для поддержания боевого духа и для устрашения противника.
-А вот для чего еще нужны барабаны, послушайте и скажите.
Слушание «Бьют барабаны» Л.Шварц .
-Да барабаны служат для походов, для того чтобы солдаты шли ровным маршем.
-Помните, мы с вами говорили о характере. О характере человека, о характере музыки.
-А вот у каждого музыкального инструмента тоже есть свой характер, характер звучаниеили еще называют окраска звука.
-Какой характер звучания или звука у барабана?

Ответы детей: громкий, гремящий
-Сейчас и мы с вами попробуем маршировать как солдаты под бой барабана.

Ходьба под звук барабана.

На середине зала лежат на полу на каждого по 2 деревянные палочки. Дети маршем подходят к инструментам.
-А вот это палочки. Но они сейчас превратятся в ударные инструменты, а вы слушайте и мне помогайте.
Стихотворение «Палочка-стукалочка»
Для ритмического сопровождения текста.
Тук-тук-тук-тук – это что за звук? (ударять палочку о палочку)
Деревянный это звук тук-тук-тук-тук.
Тук-тук-тук-тук - это что за звук? (Ударять палочками о пол)
Дятел жил в дупле пустом
Дуб долбил как долотом тук-тук-тук-тук.
Тук-тук-тук-тук - это что за звук? (Ударять скресно палочками
Деревянный молоточек о пол)
Подбивает ваш каблук тук-тук-тук-тук.
Тук-тук-тук-тук - это что за звук? (Ударять палочками скресно
В дверь к нам кто-то постучался. по коленям)
Вот откуда этот стук тук-тук-тук-тук.
-А вот теперь скажите это простые палочки?
Дети: Нет,это музыкальные ударные инструменты.

М.Р. Давайте мы их отнесем к нашим ударным инструментам. (дети проходят на места и кладут палочки на стол)

Слайд 6
М.Р.-Посмотрите на следующий инструмент и скажите, как он называется? Дети: металлофон
-Вы знаете, почему его так назвали? Он состоит из металлических трубочек, которые при ударе молоточком звучат. Метал звучит-металлофон.
-Этот инструмент можно назвать ударным?
Дети: Да это ударный инструмент,

М.Р. На нем можно сыграть мелодию, значит это не просто ударный,а ударно-мелодический инструмент.

Распевка «Эй кузнец» - игра на металлофоне.
-Кто может сказать, какой характер звучания у металлофона?

Дети: Звонкий
-Можно на этом инструменте играть очень сильно ударяя молоточком?

Дети: Нет
М.Р. Ребята, что такое оркестр? Это когда звучат сразу или поочередно много разных инструментов. И чтобы нам создать свой оркестр музыкальных инструментов мы поиграем в «Колпачок».
У меня здесь спрятаны под колпачками инструменты, кто отгадает их по звучанию, на том инструменте и будет играть в нашем оркестре.

Музыкально-дидактическая игра для развития тембрового слуха
«Колпачок»
-Инструменты у всех? Наш оркестр готов! Тогда начнем, но не забывайте, что инструменты у нас играют в проигрыше между куплетами в песне.
Песня «Песенка-чудесенка»

Ну, вот мы с вами познакомились и поиграли на ударных инструментах. Король этой страныприслал нам задание. Вот кассета, на которой записаны отрывки разных музыкальных произведений. Мы должны прослушать музыку и узнать где звучит сам король ударных инструментов, (объяснить детям, что при звучании знакомого инструмента будем маршировать)

Определение на слух музыкального инструмента-барабана.
Выделить из многообразия звучания инструментов звучание барабана.

Игра песня с барабаномСлайд 7
М.Р. -Вы прекрасно поработали и заслужили призы (раздача памятных сувениров в форме барабана)
-Ребята я уверена, что вы никогда не забудете такую прекрасную страну «Страну музыкальных инструментов», которая познакомила нас с ударными инструментами.Мы еще обязательно вернемся сюда.

А пока пропоем - До свидания!
Дети выходят из зала.

Доминантное музыкальное занятие в средней группе: Путешествие по стране «Необычных музыкальных инструментов»

Цель: Знакомство детей с нетрадиционными музыкальными инструментами и их классификацией.
Задачи:
Познакомить детей с новыми музыкальными инструментами(традиционными – кантеле, нетрадиционными),
Формировать умение подыгрывать на них.
Способствовать развитию эмоционально-образного исполнения музыкальных произведений, чувства ритма
Развивать интерес к музыке, желание ее слушать;
Обогащать музыкальные впечатления, способствовать дальнейшему формированию основ музыкальной культуры.
Вызывать желание играть на музыкальных инструментах.

Дети входят в зал. Музыкальное приветствие.

Ребята вы сегодня пришли ко мне в гости в музыкальный зал. Давайте мы с вами поздороваемся не просто, а музыкально. (ответы детей). А, вы принесли с собой музыкальные инструменты? (ответы) Как же так?, Ведь у каждого человека с собой есть несколько инструментов. Посмотрите, я приготовила для вас подсказки.

М.Р. : Ребята я приглашаю вас в путешествие. Давайте поедем в страну необычных музыкальных инструментов. А, на чем можно путешествовать?
(Ответы детей)
М.Р. Может поедем на автобусе? (да)

Упражнение «Автобус» Железновы.

М.Р . Вот мы и прибыли на первую станцию.

Станция «Ударная».
М.Р. Интересно почему она так называется.
Дети подходят к столу там разложены ударные музыкальные инструменты. Разглядываем музыкальные инструменты. Вопросы: из чего сделаны? Как извлечь звук?
Вывод: так вот почему станция называется УДАРНАЯ.
М.Р. Нам пора дальше отправляться в путь. Давайте полетим на самолете.

Упражнение «Самолет»
М.Р. Интересно, что же поджидает нас дальше?
М.Р. Станция «ДУХОВАЯ» .
Подходим к столу, рассматриваем духовые инструменты. Разглядываем музыкальные инструменты. Вопросы: из чего сделаны? Как извлечь звук?
М.Р. А, давайте дальше мы поедем на поезде?
(да)

Выбрать машиниста (фуражка) Упражнение «Поезд»

М.Р. Станция «СТРУННАЯ»

М.р . подводит детей к столу там кантеле. Ребята посмотрите, какой необычный инструмент, я кажется, с ним знакома. Этот инструмент называется кантеле. Как вы думаете, какой инструмент кантеле? (струнный)

Давным-давно отправился на лодке Вяйнямёйнен ловить рыбу. Но застряла лодка в пасти огромной щуки.
Тогда мечом разрубил Вяйнямёйнен огромное чудовище и сделал кантеле из ее челюстей.
Многим давал Вяйнямёйнен пробовать играть на невиданном инструменте:
Но никто не смог извлечь из кантеле красивых звуков.
Вяйнямёйнену даже посоветовали инструмент… утопить! – пока, наконец, кантеле само не взмолилось:
Не хочу идти я в воду,
Погрузиться в глубь морскую;
Пусть на мне играет мастер
Сам своей рукой искусной.
Взял тогда в руки кантеле мастер – мудрый Вяйнямёйнен.
Кантеле берет он в руки,
Ставит выгиб на колени,
Держит кантеле руками,
Говорит слова такие:
«Приходи сюда послушать,
Кто еще не слышал раньше
Этих вечных струн усладу
Вместе с кантеле напевом!»
Но случилась буря не виданной силы и сгинуло кантеле в «глубине морской».
И решил Вяйнемейнен сделать второе кантеле – из карельской березы.
Колки и гвоздики для нового кантеле Вяйнямёйнен взял у кукушки, накуковавшей «пять тонов». Но где же взять струны? Струны подарил кузнец Илмаринен
Наконец, «было кантеле готово». Мастер настроил инструмент, взял на колени и заиграл.
М.Р. исполняет «Танец коровы»
М.Р . Вы прослушали музыку, которая называется «танец коровы», а написал ее карельский композитор Сергей Стангрит.
М.Р. Я хочу показать вам мультфильм, который также как и музыка которую вы послушали называется Танец коровы.
(Смотрим мультфильм)
М.Р . Что-то со звуком случилось? Не беда у нас ведь есть музыкальные инструменты которые помогут нам озвучить мультфильм.
Солнечные лучики – голосок
Ветерок – дудочки
Травку – киндеры
Корову –кантеле и брусочки
Дождик – ключики
Ну, что попробуем?

Рано-рано утром проснулось солнышко и подарило свои лучики всем-всем. (дети а-а-а)
Один из лучиков разбудил озорного ветерка (дуют в дудки)

Ветерок же разбудил травку (киндеры)

Тут на полянку пританцовывая, вышла корова. (кантеле + бруски)

Вдруг на солнышко налетела тучка. (дуют в дудки)

И пошел теплый летний дождик (ключи).

Надоело ветерку мокнуть под дождем подул он еще сильнее и прогнал тучку с полянки. (дуют в дудки)

А, корова пошла дальше. (кантеле + бруски)
М.Р . Вот какой замечательный мультфильм у нас получился. А, что же помогло нам его озвучить?
(муз. инструменты)
М.Р. С какими инструментами мы сегодня познакомились? (ответы)
Мы поздоровались при помощи наших муз. инструментов, может они нам и попрощаться помогут.

Песенка «До свиданья ручки» (Картушина)

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром детей старшей группы детского сада, тема занятия: «Путешествие в страну музыкальных инструментов»

Программное содержание:

1. Воспитывать любовь к музыке, бережное отношение к музыкальным инструментам, культуру общения со сверстниками.
2. Учить различать тембры музыкальных инструментов, внимательно слушать музыку, ритмично играть на детских музыкальных инструментах, продолжать учить играть на металлофоне, формировать певческие навыки, петь слаженно в ансамбле,четко произносить слова песен.
3. Развивать умение двигаться в соответствии с музыкой, развивать чувство ритма.

Материал:

Детские музыкальные инструменты: ложки, кастаньеты, колокольчики, бубенчики, барабан, бубен, трещотки, металлофоны; скрипка, балалайка.

Ход занятия:

Дети заходят в зал и здороваются с гостями.
Ведущий: (обращает внимание детей на птичку). Смотрите, ребята, к нам сегодня прилетела птичка. А что-то она нам принесла.
(Берет письмо,читает).

«Дорогие ребята, я знаю, что вы любите музыку. Приглашаю вас к себе в гости, в Страну Музыкальных инстументов.
Девочка Скрипочка».

Ну как, ребята, принимаем приглашение? Тогда давайте возьмем кастаньеты, они нам будут помогать в пути.
(За дверью слышен голос: «Постойте, погодите!». Вбегает Петрушка).

Петрушка:

Без меня не уходите! Здрасьте!
Вы меня с собой возьмите!
Я тоже музыку люблю.
Послушайте, как я пою.
(поет фальшиво)

Я Петрушка - молодец,
На макушке бубенец.
Выйду, выйду, попляшу,
Позабавлю, насмешу.

Ведущий:

Подожди, подожди, Петрушка, ты не правильно поешь. Давайте, ребята, возьмем с собой Петрушку, чтобы он поучился у нас петь и играть на разных музыкальных инструментах. Все готовы? В путь!
(Дети двигаются под музыку и отстукивают ритм на кастаньетах).

1. ходьба - муз. Шульгина,
2. бег в рассыпную - муз.
3. поочередный притоп ногами - рус. нар. мел.
4. поочередное выставление ног на носок - рус нар. мел.

Ведущий:

Вот мы и пришли. Смотрите, какие красивые ворота.

Петрушка:

Давайте скорее зайдем!

Ведущий:

Прежде надо позвонить. (Звонит, выходит Скрипка).

Скрипка:

Здравствуйте, ребята! Получили мое письмо? Проходите, пожалуйста.
(Дети проходят в ворота под муз. Свиридова «Музыкальный ящик». Скрипка снимает покрывало со столов с инструментами).

Скрипка:

Посмотрите, ребята, сколько разных музыкальных инструментов живет в Музыкальной стране. А я вижу, вы не с пустыми руками ко мне пришли. Как называются ваши инструменты? (кастаньеты). А из чего они сделаны? (Из дерева). Значит они... (Деревянные). Правильно. Это ударные музыкальные инструменты, потому что при игре в них ударяют. Вот здесь у нас живут тоже деревянные ударные музыкальные инструменты, посмотрите - это ложки.

Ведущий:

Мы знакомы с этими инструментами. И даже знаем как на них играть. Ребята, как играют на ложках? (Пяточками). Мы можем тебе, Скрипочка, показать и даже спеть песенку про ложки.

Скрипка:

С удовольствием послушаю.

Петрушка:

А можно я тоже попробую?

Ведущий:

Конечно, Петрушка, смотри, как ребята будут играть и повторяй.
(Дети поют и играют на ложках. муз. Тиличеевой).

Думал, ложкой щи хлебают.
Ложками давно играют!
Эй, бегите все скорей!
Здесь ансамбль ложкарей.

Скрипка:

Молодцы. И у тебя, Петрушка, не плохо получается. А вот здесь у нас живут металлические музыкальные инструменты, посмотрите.

Ведущий:

Какие инструменты вы здесь видите? (колокольчики, бубенчики, металлофон). А почему они называются металлическими? (Сделаны из металла).

Скрипка:

Вы умеете на них играть?

Петрушка:

А вот я не умею. Ну на колокольчиках, бубенчиках можно звенеть, а на металлофоне как играть?
(Молоточкам по пластинкам, аккуратно).

Ведущий:

Покажи, пожалуйста, Аня, научи Петрушку. (Ребёнок играет). А теперь мы все инструменты возьмем и сыграем, и споем.
(Поют песню «Весной»- муз. Насауленко, на проигрыш играют).

Скрипка:

А в нашей стране есть еще вот какие колокольчики, хрустальные. Послушайте, как они звенят. (Играет).

Ведущий:

Ребята, на что похож звук этого колокольчика? (На капельки). Правильно. Наступила весна, капают с крыш сосульки. Давайте вспомним нашу песенку про шаловливые сосульки. (Поют песню «Шаловливые сосульки»- муз. Боровик, подыгрывают на хрустальных колокольчиках).

Ведущий:

Скрипочка, мы тебе показали, как умеем играть, а теперь бы нам хотелось тебя послушать.

Скрипка:

Ну что ж, присаживайтесь.

У каждой скрипки есть смычок
Он верный, преданный дружок.
Когда скрипач смычок ведет,
И плачет скрипка, и поет.
(Играет на скрипке «Старинную французскую песню» - муз. Чайковского).

Ведущий:

Спасибо, Скрипочка. Ребята, вам понравилось? А какая была музыка? (Ответы детей). Правильно, молодцы. Скрипка - это струнный музыкальный инструмент, потому что есть струны. Скрипочка, а можно тебя попросить сыграть еще раз? (Повторное слушание).

Скрипка: А вот пришли мои друзья.

(Входят дети подготовительной группы - «Барабан», «Бубен», «Трещотки»).

Барабан:

Бывает разный барабан,
Маленький и великан.
С маленьким легко шагать,
Весело в него стучать.
(играет)

Бубен:

Из стран древнего Востока
Бубен к нам пришел.
Итальянцам и испанцам
Полюбился он.
Как встряхнешь бубен руками,
Ноги в миг запляшут сами.
(играет)

Трещотки:

Это что за разговор?
То ли ссора, то ли спор.
Как сороки, затрещали,
Инструмент такой узнали?
Тараторит, будто тетка,
Называется трещотка.
(играет)

Скрипка:

Давайте поиграем.

Дидактическая игра «Найди свой инструмент»

Воспроизводятся русские народные мелодии с характерными партиями музыкальных инструментов, дети должны правильно определить инструмент.

Скрипка:

Спасибо вам, друзья. («Инструменты» уходят). А у меня есть еще совсем маленькие колокольчики.

Ведущий:

Замечательно! Мы сейчас с ними потанцуем.
(«Пляска с колокольчиками» - муз. Бокач).

Скрипка:

Очень весело плясали.Молодцы. А еще у нас в стране живет вот какой инструмент.\показывает балалайку.\Может быть, вы знаете как он называется? \балалайка\. Правильно. А как вы думаете, балалайка-это какой музыкальный инструмент? \струнный\ Правильно.У нее, как и у скрипки, есть струны.

Петрушка:

Скрипочка, ребята, а можно я на ней сыграю?

Ведущий:

Петрушка, а ты разве умеешь?

Петрушка:

Мне кажется, я уже многому у вас научился. Правда, Скрипочка?

Скрипка:

Ты молодец, Петрушка. Ну попробуй. \играет на балалайке рус.нар.мел. «Во саду ли, в огороде»\

Ведущий:

И впавду научился! Но мы тоже многому научились в Стране Музыкальных инструментов. Давайте организуем оркестр. \Оркестр д.м.и. «Светит месяц» - рус. нар. мел.\

Ведущий:

Скрипочка, спасибо, что пригласила нас к себе в гости. Наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться в детский сад.

Скрипка:

На прощанье я хочу подарить вам книгу, она так и называется: «В Стране Музыкальных инструментов».

Ведущий: Спасибо. Мы обязательно ее прочтем. До свидания.
\под муз. Свиридова дети «возвращаются» в детский сад.\

Ведущий:

Путешествие наше закончилось. Вам понравилось? Какой инструмент мы сегодня слушали? \скрипку\. Вы сегодня были замечательными музыкантами. Даже Петрушку научили играть. На каком инструменте играл Петрушка?\балалайка\. В свободное время мы прочтем книгу, которую подарила Скрипочка, и узнаем какие еще инструменты живут в Стране Музыкальных инструментов. \прощаются\

Петрушка:

А можно я провожу вас в группу?

Ведущий:

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Занятия для младшей группы:

Занятия для средней группы.

Сценарий урока «Музыкальные инструменты »

Цель:
Закрепление, формирование и развитие музыкальных способностей детей, позволяющих применять полученные знания в игре на различных детских музыкальных инструментах и в творческих начинаниях (необходимых для обучения игре на музыкальных инструментах).

Задачи:
1.Закрепить и систематизировать знания по классификации музыкальных инструментов.
2.Обогатить словарный запас музыкальными терминами.
3.Формировать умение определять музыкальные инструменты по звучанию; петь согласованно и выразительно, передавая в пении характер песни.
4.Развивать музыкальные и творческие способности посредством различных видов музыкальной деятельности.
5.Воспитывать коммуникативные навыки, интерес к музыкальным инструментам и желание играть на них.

Предварительная работа:
прослушивание разных инструментов,знакомство с инструментами.

Оборудование:
телевизор и интернет (для прослушивания и просмотра)
Музыкальные инструменты: барабан, гармошка, ложки, бубен, гитара, балалайка;
Наглядное пособие: таблицы – картинки с изображением музыкальных инструментов

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычную страну. Такой страны нет ни на одной из географических карт, но она есть там, где любят музыку. Это Страна Музыкальных инструментов. И отправимся в эту страну мы с вами через интернет.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как красива наша страна Музыкальных инструментов. Сколько в ней различных музыкальных инструментов (перечисляем). Они все такие разные, но все, же их можно объединить в четыре основные группы. Как называются эти группы?

Дети классифицируют музыкальные инструменты по группам: ударные, духовые, струнные, клавишные.

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Первым, кому мы заглянем в гости это будут ударные музыкальные инструменты, ведь они первыми появились на Земле, и являются самыми простыми и незатейливыми.

Игра «Музыкальная отгадай-ка»

Педагог загадывает детям загадки о музыкальных инструментах.

Кто в оркестре вам поможет,
Сложный ритм стучать он сможет.
Ритм любой, из разных стран.
Ну, конечно,………… (Барабан)

Ребенок, отгадавший загадку, указывает на картинку с изображением барабана

Воспитатель: Барабан в древности делали из шкур животных, добытых на охоте, и он имел важное значение в жизни людей. Они использовали его, например, как телефон, для того, чтобы передать информацию на дальние расстояния, или предупредить об опасности своих соседей, живших очень далеко.

Деревянные крошки,
Постучи-ка немножко.
Можно щи ими хлебать,
А можно «Барыню» сыграть. (Деревянные ложки)

указывает на картинку с изображением деревянных ложек

Ладошка по нему стучит,
потряхивает вольно.
А он звенит, гремит.
Ему совсем не больно. (Бубен)

Ты возьми меня в ладошки.
Потряси меня рукой.
И услышишь голос мой,
Деревянный, озорной. (Трещотка)

Воспита тель: Трещотка не только подпевала бубну и ложкам на народных праздниках, но еще и охраняла огород от вредителей. Она громко трещала на ветру и отпугивала ворон и грачей.

Ты возьми его в ладонь,
Слышен будет перезвон.
Динь-динь-динь, дон-дон-дон,
Чей же это звон? (Колокольчик)

Карточку с изображением колокольчика размещают в таблице.


Он похож на погремушку,
Только это не игрушка!.. (Маракас)

Ребята, духовые музыкальные инструменты тоже для вас приготовили игру. Игра называется «Отгадай, кто поет?» А для начала, давайте вспомним, с какими духовыми инструментами мы с вами познакомились на предыдущих занятиях?

Дети перечисляют духовые инструменты, с которыми они познакомились на предыдущих занятиях: флейта, труба, саксофон, жалейка.

Воспитатель: Духовые инструменты будут для вас по очереди петь, а вы должны узнать, какой инструмент для вас пел?

Игра «Отгадай, кто поет?»

Педагог дает детям прослушать фонограммы звучания различных духовых инструментов.

Воспитатель:
Движенья плавные смычка
Приводят в трепет струны.
Мотив звучит издалека,
Поет про вечер лунный.
Как ясен звуков перелив.
В них радость и улыбка.
Звучит мечтательный мотив,
Его названье – скрипка!

Пришла пора, ребята, поговорить о струнных инструментах.

Слайд 1
У каждой скрипки, есть смычок.
Он верный, преданный дружок.
Когда скрипач смычок ведёт
И плачет скрипка, и поёт.

Слайд 2
«Арфа – волшебный инструмент» -
Сказал задумчивый поэт.
Лишь только струн коснутся руки –
И нежные польются звуки.

Слайд 3
Гитары звуки у костра.
В них столько света и добра.
Как самый сокровенный друг,
Её напевный, нежный звук.

Слайд 4
Под гуслей звонкие напевы
Влюблялись юноши и девы.
На свадьбах гусли запевали,
И молодых благословляли

Слайд 5
Звонче балалайки
В целом мире нет.
Она исконно русский
Народный инструмент.
Пели под неё, плясали
И грустили, и вздыхали.
В праздники под ахи, охи
Потешались скоморохи.


Клавишные инструменты.

Воспитатель: Первое почетное место должно занять наше доброе пианино.

Карточка с изображением пианино
Воспитатель: По другому этот инструмент называется фортепиано. Если его название перевести на русский язык, то оно будет звучать как «громко – тихо». Внутри клавишных инструментов живут молоточки, которые ударяют по туго натянутым струнам, и рождают красивые звуки музыки, которая может рассказать и о прекрасном утре, и о холодной зиме, о доброй бабушкиной сказке и злой Бабе Яге, о прекрасных бабочках и чудесных цветах.

Воспитатель: Ребята, а какие клавишные инструменты вы еще знаете?

Ответы детей: Рояль, аккордеон, синтезатор.

Цель: Воспитание у старших дошкольников интереса и любви к музыке, формирование элементов творчества в пении, танце и игре на детских музыкальных инструментах, воспитание музыкального восприятия с использованием инновационных технологий.

1. Воспитывать интерес к вокальной и инструментальной музыке, развивать умение различать характер музыки, высказывать суждения о них.

2. Знакомство с творчеством Э. Грига и его произведением «В пещере горного короля».

3. Формировать умение передавать характер музыки в игре на детских музыкальных инструментах.

4. Формировать умение передавать характер музыки с помощью танцевальных движений.

5. Приучать детей к выразительному пению без напряжения, легким звуком, сопровождая пение импровизированными танцевальными движениями.

6. Развивать музыкальный слух, чувство ритма, певческое творчество, умение играть на детских музыкальных инструментах.

Билингвальный компонент: дети называют диких животных: асыр-волк, тлке-лиса, аю-медведь, тышан-мышка, кбелек-бабочка, оян-заяц; приветствие и прощание: айырлы та-добрый день, сау болыыз-до свидания.

Оборудование: музыкальные инструменты по количеству детей; дидактические игры «Определи характер музыки по цвету», «Утром рано я встаю», «Прохлопай ритмический рисунок»; портрет Э. Грига: иллюстрация с изображением природы Норвегии, троллей, гномов; шапочки-наголовники диких животных и гномиков по колличеству детей.

Оформление: в центре зала расположены столики по кругу с музыкальными инструментами; зона импровизированного концертного зала, где полукругом стоят стульчики.

Дети входят в зал и становятся в круг, возле каждого приготовлен музыкальный инструмент. Дети берутся за руки.

Приветствие - психогимнастика.

Придумано кем-то просто и мудро:

При встрече здороваться: «Доброе утро! »

Доброе утро – солнцу и птицам.

Айырлы тан – улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

Дети кивают соседу слева, справа и ласково говорят: «Доброе утро, айырлы тан. »

Педагог.

В одном большом городе был маленький магазин музыкальных инструментов. На его полках лежали и стояли самые разные инструменты. Каждый из них приехал сюда из какой-нибудь страны. Из Казахстана- асыки и асатаяки, из России-деревянные ложки и трещетки, а маракасы и всевозможные дудочки привезли со всего мира.

Музыкальные инструменты очень скучали на полках днем, потому что на них никто не играл. Зато ночью, когда продавцы уходили домой спать, инструменты устраивали дискотеку под названием»Тарарам-шурум-бурум». Они спрыгивали с полок и начинали играть и танцевать, стараясь показать, на что каждый из них способен.

Дети разбирают инструменты, на каждого заготовленные заранее.

Дискотека «Тарарам-шурум-бурум»

Игра на развитие творческой импровизации.

Роли инструментов исполняют дети, роль дирижера-педагог.

Каждый ребенок играет на своем инструменте, сопровождая игру танцевальными движениями. Игра проходит без музыкального сопровождения.

Педагог.

Натанцевавшись, инструменты затевали игру «Замри и отомри! »

Игра-импрвизация «Замри-отомри! »

Это игра-импровизация, в которой дети учатся выражать бодрое и сонное настроение с помощью музыкальных инстпрументов. Один ребенок выходит со своим инструментом в центр и играет усыпляющую музыку, остальные дети замирают в сонных позах. Затем солист переходит на громкую и бодрую игру, дети танцуют. Заканчивается игра «сонной» частью.

Эта игра помогает детям быть увереннее в себе, не боятся быть лидером.

Педагог.

Однажды в магазин заглянул очень известный дирижер. Он хотел купить несколько инструментов, чтобы пополнить свой оркестр. Но, увидев на полках много самых разных инструментов, маэстро растерялся. Чтобы сделать правильный выбор, он предложил инструментам показать, на что они способны. Каждый инструмент должен был сказать музыкальное приветствие. Например такое: «Здравствуйте! Я – Бубен! Я очень веселый! » или «Здравствуйте! Я – треугольник. Я звонкий, как колокольчик! Мои звуки похожи на капли дождя! »

Игра «Музыкальное приветствие»

Игра на развитие песенного творчества, т. е. ребенок самостоятельно придумывает мелодию и пропевает ее.

Педагог.

Похвалив все инструменты, дирижер предложил им сыграть в игру «Карусель».

Игра «Карусель»

Дети стоят по кругу, у каждого инструмент. Педагог говорит слова вместе с детьми, дети ритмично играют. Сначала медленно, затем быстрее и опять медленно.

Игра на развитие чувства ритма, на ускорение и замедление темпа.

Еле-еле, еле-еле,

Закружились карусели,

А потом-потом-потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите

Карусель остановите.

Раз-два, раз-два

Вот и кончилась игра!

Педагог.

И все-таки дирижер не смог до конца изучить все инструменты: на этот раз он попросил их завести хоровод.

Игра «Хоровод»

На первую часть музыки дети идут друг за другом по кругу, хлопая в ладоши. На вторую часть музыки дети берут инструмент, возле которого он оказался. После чего все дети импровизированно играют.

Игра на определение двухчастной формы музыкального произведения.

Педагог.

Дирижер поблагодарил инструменты за хорошую игру и решил пригласить в свой оркестр все инструменты.

И вот настал день первого настоящего концерта. И сейчас мы с вами приглашены на концерт классической музыки. Я раздам вам билетики, а вы усаживайтесь поудобнее.

Дети рассаживаются на стульчики.

Педагог раздает детям карточки разного цвета: теплого и холодного.

Педагог. Рассмотрите свои билетики. Какого они цвета? Розовые и красные, ызылт и ызыл. Правильно. Когда прослушаете музыку до конца, то покажите мне билетик такого цвета, который, по вашему мнению, отражает настроение, переданное музыкой.

Слушают музыкальное произведение «В пещере горного короля» Э. Грига.

Спросить у детей, как бы они назвали прослушанное произведение. Принять любые ответы детей. Сказать, как композитор назвал свое произведение.

Показать портрет композитора.

Педагог. Эдвард Григ родился и жил в Норвегии. Это страна диких скал, густых лесов. Норвежский народ создал много песен, сказок, легенд о фантастических существах, добрых и злых гномах, троллях. Пер Гюнт – это герой произведения Э. Грига – красивый и смелый юноша, но неисправимый фантазер и искатель приключений. Однажды он отправился на поиски счастья, несмотря на то, что у него была прекрасная невеста по имени Сольвейг. Долгие годы он скитался, нажил богатство. Но так случилось, что в один день он всего лишился. Через много лет он вернулся к себе на родину, в Норвегию. Но его никто не узнал, Пер Гюнта давно забыли в своих краях и никому он не нужен. И только в лесной избушке ждет его верная Сольвейг, по-прежнему горячо любя. Пер Гюнт во всем раскаялся: он понял, как бессмысленно он прожил жизнь.

Когда Пер Гюнт путешествовал, он попал в подземное царство троллей (злых гномов). Они хотели женить его на своей принцессе, но наш герой отказался – ведь у него есть невеста! Тогда разъяренные тролли набросились на него, грозя разорвать его в клочья. но вдруг раздался удар колокола, и вся нечисть исчезла. Пер Гюнт был спасен.

Показать иллюстрации с изображением троллей, природы Норвегии.

Педагог. Пьеса Э. Грига написана в жанре марша. Начинается тихо, как-будто таинственные звуки доносятся из-под земли. Но вот музыка становится все громче, стремительнее, кажется, что даже горы пустились в дикий пляс. Постепенно звучание музыки стихает-гномы удаляются.

С тех пор прошло много лет, и злые тролли превратились в добрых гномиков, которые живут в лесу и никому не приносят зла. Они наоборот, любят гостей, шутки, игры. А вы, ребята, любите играть? Тогда повторяйте за мной.

Игровая песенка «Утром рано я встаю»

Утром рано выхожу, полной грудью я дышу. Активное дыхание.

Ладони кверху потяну, свою песенку пою. Ладони вверх, потянулись.

И со мною дружно в лад, подпевают сто ребят. Хлопают в ладоши.

Подпевают сто ежей, руки в замок, пальцы растопырены.

Подпевают сто ужей. Ладони вместе, волнообразные движения.

И поют ее зайчата. Ушки.

И поют ее лисята. Лапки.

Под землею старый крот эту песенку поет. Прищурив глаза.

А в берлоге медвежата. Руки в стороны.

А в болоте лягушата. Лапки лягушек.

Очень важный бегемот с удовольствием поет. Руки на животе.

Даже страшный крокодил эту песню разучил. Пасть крокодила.

Прмурлыкала нам кошка песню, сидя на окошке! Лапки под подбородок.

А о чем же в ней поется? Как нам весело живется!

У гномов в лесу не было музыкальных инструментов и они веселили себя своими веселыми, звонкими ладошками. А одной из любимых игр была игра «Эхо»

Игра «Эхо»

Педагог прохлопывает ритм, дети повторяют. Можно опросить индивидуально какого-нибудь ребенка. Затем дети прохлопывают ритмический рисунок, изображенный на карточках.

Игра на развитие чувства ритма.

Педагог. Ребята, давайте мы с вами побудем артистами. Одеваем колпачки и шапочки наголовники. Каждый выберет себе ту роль, которая ему понравится. Исполним песню «Пестрый колпачок». Сопровождаем наше пение с танцевальными движениями.

Дети надевают колпачки и шапочки наголовники, располагаются по залу.

Песня «Пестрый колпачек»

Пение сопровождается импровизированными движениями.

Педагог.

Молодцы, ребята!

Скажите, пожалуйста, где вы сегодня побывали? (В магазине музыкальных инструментов, на концерте классической музыки, сами пели и танцевали.) И все это мы с вами делали под музыку. Ребята, как вы думаете, откуда берется музыка? (Ее сочиняет композитор.) А кто ее исполняет? (Музыканты.) А на чем они ее исполняют? (На музыкальных инструментах.) А если бы на свете не было музыкальных инструментов, что бы было? (Было скучно, не интересно.) Правильно, мы бы не смогли играть на музыкальных инструментах, не смогли петь и танцевать.

Дивная музыка с нами всегда

Нас с красотой подружила она.

Будем же музыке верность хранить,

Будем беречь. Мы ее и любить!

Музыка помогает нам оставаться жизнерадостными, веселыми, никогда не унывать.

Рефлексия «Мы ребята лучше всех»

Мы ребята лучше всех,

Любим игры и смех.

Целый день поем и пляшем

В музыкальном зале нашем.

Был то низок, то высок.

Запищим мы как мышата,

А теперь, как медвежата.

Хи-хи-хи, ха-ха,

Вот такая чепуха.

Дети пропевают слова, повторяя за педагогом.

Педагог прощается с детьми.