Максим горький рассказ старуха изергиль краткое содержание. М. Горький "Старуха Изергиль": описание, герои, анализ произведения

Однажды вечером после сборки винограда рассказчик и старуха Изергиль рассматривали силуэты людей, которые пошли на море. Старуха рассказала ему удивительную историю.

Жило как-то племя людей. Они ходили на охоту, а после нее устраивали пир.

Во время гуляний, прилетел орел, схватил и унес черноволосую девушку. Ее искали, однако безрезультатно.
Спустя два десятка лет изнеможенная девушка появилась с сыном орла. Он был красив, обладал надменным и гордым характером. За это племя прогоняет его. Уходя, он убивает дочь старейшины.

Люди племени связывают его и собираются на совете, чтобы придумать ему казнь за столь дерзкий поступок.
Они прозвали его Ларра, отпустили и обрекли на одинокое существование.

Как-то он пришел к людям и попытался убить себя, однако ему не удалось это сделать.
Он лежал на земле, в глазах его читалась тоска. С тех пор он стал похожим на тень.
Таким образом он был наказан за свою гордость, сказала старуха и замолчала.
Потом Изергиль принялась вспоминать своих мужчин.

Любила она рыбака, потом ушла от него к гуцулу. Двоих этих мужчин повесил румын. Ему отомстили и он обнищал.
Так же старуха поведала, что жила у турка, но там ей было скучно и она убежала с его сыном в Болгарию, позже он умер.

В Болгарии она была ранена женщиной из ревности. Проходя лечение в монастыре, познакомилась с монахом и уехала с ним в Польшу. Он часто обижал ее и она бросила его в реку.

Потом она жила у жида и торговала собой. Был еще мадьяр, ушел он от нее, а позже нашли его убитым.

Любила она шляхтича, он бросил ее. А когда ушел на войну, она спасла его из плена убив часового, но оставаться с ним не захотела.

Старуха вышла замуж, ее муж молдаванин умер и теперь она живет одна.
Затем она поведала рассказчику историю про смелого Данко.

Давным давно в степи проживали люди, однако пришли другие и прогнали их в лес. Люди стали гибнуть, пришел Данко и повел людей за собой, чтобы вывести их из лесу. Дорога была тяжелая, люди начали слабеть и злиться на него. Они хотели убить его. Тогда он вырвал руками свое сердце и поднял над головой.

Люди были очарованы этим и пошли опять за ним. Он вывел их на свободную землю и умер.
Поведав эти поучительные истории старуха утомилась и задремала.

Краткое содержание Старуха Изергиль по главам Горького

Глава 1

Текст произведения Максима Горького «Старуха Изергиль» переносит читателя в Бессарабию, в те времена, когда Горький собирал виноград с другими работниками, наслаждался жизнью в степи и не был известным советским писателем. В один из вечеров он с пожилой дамой сидел в тени виноградной лозы, в то самое время, когда другие сборщики винограда купались в ласковом вечернем море. Даму звали Изергиль. Именно вечерами старуха Изергиль рассказывала ему свои легенды. А Максим Горький в эти минуты полностью отдавался воле и фантазии рассказчицы, потому что ничего подобного в своей жизни не слыхивал. Ему было очень приятно слушать плавную и напевную речь своей собеседницы.

Итак, первая легенда, которую поведала Изергиль Горькому – это легенда о Ларре. Она повествует об одной земле, в которой счастливо и беззаботно живут люди. В один прекрасный день люди пировали. В разгар веселья прилетел орел и унес в когтях красивейшую девушку этого племени. И стала эта девушка женой орла и родила ему сына, и жили они в неприступных скалах. Так получилось, что орел скончался. Эта девушка нашла свое племя спустя двадцать лет, но вернулась она не одна, а вместе с красивым и гордым сыном. Девушка поведала старейшинам о своей жизни с орлом, и о том, что орел не вынес того факта, что он стареет и покончил жизнь самоубийством. Тогда одна она не стала жить в скалах и вернулась к людям. Люди ее поступок одобрили и приняли их в свое племя.

Если говорить о сыне земной женщины и орла, то стоит отметить, что внешне он был как все, но глаза его были полны гордости. Всем своим поведением и речами он выражал непочтительное отношение к людям, особенно старикам и девушкам. Это в принципе недопустимое поведение. Мы же Люди!

Сын орла решил, что все должны подчиняться его воле. Однажды при разговоре юноша попытался обнять одну из девушек. Она показала непокорность, и сын орла ударил ее, да так, что от этого девушка скончалась на месте. Тогда мудрые старцы решили изгнать гордеца из племени.

Пи этом седые мудрецы долго советовались и решили, что лучшим наказанием будет он сам для себя. Тогда они отпустили отрока. Имя придумали ему Ларра, что в переводе значит отверженный. Много лет скитался Ларра по земле. Смерть его не принимала. Этому факту радовались соплеменники его матери. С тех времен Ларра бродит по миру, но смерти ему нет. Это наказание ему за гордость. Теперь он похож на тень.

Глава 2

Старуха Изергиль подметила в разговоре, что красиво поют те, кто любит жизнь. Она объясняет свое долголетие именно присутствием любви в ее жизни. Ей льстит, что любви она испытала много. Тогда она ведает Горькому о своих возлюбленных. Таких разных и желанных для Изергиль.

Первым ее молодым человеком был Гуцул – разбойник, вскоре казненный. Потом сын богатого турка, монах-поляк, утопленный ею же, пан с изуродованным ликом, венгр, самовольно покинувший Изергиль, поляк Аркадэк – лебединая песня старухи.

О любви рассказывает старуха. О том, что поняла необходимость семьи в жизни каждого человека. И о том, что уже почти 30 лет живет в Бессарабии.

Конечно, обилие мужчин и их внимания в жизни Изергиль можно осудить, но она с ними была счастлива, а это самое главное для любого человека в любом возрасте. Недаром же говорят: «Любви все возрасты покорны».

Изергиль закончила говорить о любви в своей жизни поздно, когда начало темнеть. В темноте стали видны голубые искорки и тогда старуха поведала историю об отважном Данко. Так степной вечер повернул русло ее повествования.

Глава 3

Очень-очень давно в степной полосе жили смелые люди. Их племена окружали непроходимые темные леса. Так получилось, что на их территорию пришли иноземцы и оттеснили племя в темную неполазную чащу. А там всегда было темно и рядом располагалось болото. От болотного газа умирали многие сильные и гордые люди, потому что были они степными жителями, привыкшими к просторам и ветрам. Стали они думать, как им быть. Стало им очень страшно. Так страшно, что готовы были пойти под иго чужеземцев, лишь бы вдохнуть родного степного воздуха. И тогда Данко стал призывать народ идти через лес, чтобы снова обрести родную степь, а вместе с ней и желанную свободу. Так живо он звал с собой, так горел огонь жизни в его очах, что поверили ему соплеменники и пошли с ним через мрачный и сырой лес.

Очень долог и тернист был путь племени. Люди теряли веру. Однажды началась дикая гроза. Она обострила отчаяние людей и во всех неудачах стали они винить Данко. Тогда юноша разорвал свою грудь, вынул трепещущее сердце, поднял его над головой и повел народ. Сердце светило ярко, что было видно дорогу даже лучше самого мощного фонаря. Шли люди, шли, и вот она, долгожданная свобода! Леса больше нет, а впереди родимая степь. Данко радость ощутил от того, что вывел народ к родным просторам. Упал он на земь и умер. Народ на это внимания не обратил. Один только человек из племени заметил это. Также он увидел сердце возле тела Данко, наступил на него ногой, и оно погасло, потому что было хоть и добрым, но гордым и непокорным, как его хозяин. Рассыпалось сердце на искры голубого цвета. Но голубые искорки то и дело появляются в ночи. Их же видел Горький во время беседы с Изергиль поздним летним вечером

Спустилась ночь. Изергиль завершила свои рассказы. Наступила тишина, да такая, что Горький осознал, что даже природа способна оценить благородство такого человека как Данко.

Таким образом, в своем романтическом произведении Максим Горький решает много важных общечеловеческих вопросов. Они касаются извечного, что делать? Кто виноват? Зачем жить? Что есть свобода?

Картинка или рисунок Старуха Изергиль

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Эпос о Гильгамеше

    Данное произведение по своей сути отображает всю преданность и верность дружбе. Несмотря на многое именно дружба способна преодолеть все препятствия, и облагородить человека.

  • Краткое содержание Просто вместе Анна Гавальда

    Молодая женщина Камилла, уйдя из дома после ссоры с мамой, ютится в разбитой мансарде парижского особняка. Девушка обладает удивительным талантом к рисованию, но чтобы выжить, устраивается на ночную работу уборщицей

  • Краткое содержание Поучение Владимира Мономаха

    В поучении обращается князь Владимир к потомкам, призывая их если и не все взять в пример для себя, то, хотя бы, некоторое. На мысль написать это обращение натолкнула его встреча с послами от братьев по пути на Волгу. Встречу он эту тоже описывает.

  • Краткое содержание Тургенев Бирюк

    В лесу героя застаёт сильнейший дождь. Охотник вдруг видит мужика – высокого и плечистого. Оказывается, что это лесник Фома, о котором наслышан герой. Леснику этому дали в народе прозвище Бирюк, что означает одиночка волк.

Написанный им в 1894 году.

Состоит он из трёх частей, в двух из которых старуха рассказывает старинные легенды, а в третьей повествует о своих любовных похождениях.

Рассказчик встречает старуху в Бессарабии, в отдалённой деревне. Она производит на него не очень приятное впечатление - очень старая, кожа её сухая, испещрённая глубокими морщинами. Первая легенда, которую она рассказала, посвящена Ларре.

Этот персонаж родился от брака орла с человеческой женщиной. Внешне Ларра ничем не отличался от других людей, был красивый, статный и сильный, однако его взгляд был холодным и надменным, как у орла.

Он ни с кем не церемонился, нагло разговаривал даже со старейшинами и считал себя самым лучшим на Земле. Жители деревни, пастухи, невзлюбили его и изгнали. Он не послушался и набросился на красивую дочку одного из старейшин. Она его оттолкнула от себя, и за это он её убил. Тогда Ларру решили казнить.

Люди поймали его и связали, но простое убийство посчитали они слишком мягкой смертью для него. Вместо этого они решили наказать его одиночеством. Тогда-то он и получил имя Ларра, то есть «отверженный». Его прогнали окончательно. Он жил один в лесу, иногда захватывая у людей девушек и скот.

Ларра был неуязвим и не мог умереть от стрел и другого оружия. Но однажды Ларра пришёл в селение и стоял неподвижно, несмотря на то, что люди набросились на него. Тогда пастухи поняли, что он хочет умереть - настолько страдал он от одиночества. Люди его не стали трогать, и тогда он попытался ударить себя ножом в грудь; нож, однако, сломался. Оказалось, что сын орла не может умереть и вынужден вечно скитаться по земле, постепенно превращаясь в тень. Таким образом природа наказала Ларру за гордость.

Далее старуха Изергиль рассказывает о том, как она жила с разными мужчинами и в какие приключения ввязывалась. Вначале она целыми днями ткала ковры, а на ночь уходила к мужчине. Она любила местного, затем гуцула, затем турка. У этого турка она жила в гареме, пока наконец не сбежала от него с его шестнадцатилетним сыном.

Вместе они оказались в Болгарии. Затем она жила в монастыре, бежала в Польшу, из-за нужды вынуждена была работать там на еврея, торговавшего ею, затем любила знатного дворянина, который её предал… теперь она осела здесь, в Молдавии, где люди любят её за те истории, которые она им рассказывает.

Затем Изергиль переходит к следующей легенде. Она рассказывает о племени, жившем долгое время в степи. Затем пришли некие завоеватели и выгнали это племя в заболоченный лес. Жить людям стало тяжело, они начали умирать. Тогда решили они вернуться в свою степь и жить в рабстве у завоевателей, только бы спастись от голода и болезней. Так бы они и поступили, но внезапно среди них появился Данко.

Этот молодой человек заявил, что выведет их через чащи и болота в новую степь, которая и станет их домом. Вначале они не поверили ему, затем неохотно пошли за ним. Дорога была тяжёлой, люди устали и обессилели, и тогда они решили, что Данко хочет их убить. Они решили уничтожить его и окружили своего проводника. А он понимал, что если они его убьют, то погибнут сами. И тогда он вырвал у себя из груди горящее сердце и осветил им дорогу.

Данко кинулся вперёд, увлекая за собой поражённых людей, и быстро вывел их к степи. Люди начали радоваться и веселиться, а Данко тем временем умер. И его смерть заметил только один из спасённых, когда случайно наступил на его сердце, всё ещё горящее.

Смысл рассказа: три жизненных принципа

Три истории, рассказанные старухой Изергиль, не случайно объединены в один рассказ. В них противопоставляются и сравниваются три жизненных принципа, которым руководствовались герои.

  1. Ларра - противопоставлял себя людям и жил только для себя. Это самый дурной путь, ведущий к чему-то более ужасному, чем смерть.
  2. Старуха Изергиль - привыкла жить среди людей и пользоваться их вниманием, но жила при этом только для себя. Она стремилась самоутвердиться, искала любовь и признание. Это более благородный путь, чем принцип Ларры. Изергиль, уже старая и непривлекательная, до сих пор находится среди людей, которые её уважают не за что-то возвышенное, а просто как увлекательную рассказчицу.
  3. Данко - живёт не просто среди людей, а для людей. Он жертвует собой, чтобы спасти целое племя, выводит их в спасительную степь, а сам незаметно умирает. Это, как может показаться, самый лучший путь.

Однако в центре внимания всё равно находится старуха Изергиль, чьим именем и назван рассказ. В отличие от других героев, она описана очень детально и выглядит наиболее реалистичным персонажем. Её образ лишён фантастических и мистических элементов, она вполне реальная и живая. Ларра напоминает мифического демона, Данко - столь же мифического ангела или героя (например, античного).

Только Изергиль имеет возможность и право выражать собственное мнение о жизни. Выходит, что цель написания рассказа - создать образ именно старухи Изергиль, поведать о её чувствах и мыслях во всей своей сложности. А приведённые в начале и в конце её рассказа легенды - всего лишь символическое изложение того, к чему она всю жизнь стремится (судьба Данко), и того, что она не одобряет и боится (судьба Ларры).

СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ

Рассказчик услышал эти рассказы в Бессара­бии. Он работал с молдаванами. Они ушли, оста­лась только старуха Изергиль. Автор описывает ее так: «Время согнуло ее пополам, черные когда- то глаза были тусклы и слезились. Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха гово­рила костями». Она указывает на тень от облака и говорит, что это идет по степи Ларра.

«Он живет тысячи лет, солнце высушило его тело, кровь и кости, и ветер распылил их». Старуха рассказывает легенду о том, как был наказан Бо­гом человек за гордость.

В далекой и богатой стране жили могучие и ве­селые люди. Однажды во время пира прилетел орел и унес с собой красивую девушку Ее искали, но тщетно. Вскоре о ней забыли. Спустя двадцать лет она вернулась, постаревшая и измученная. Жен­щина привела с собой красивого юношу, ее сына от орла. Юноша высокомерен и горд. Глаза его хо­лодны, со старейшинами он разговаривает так, будто они ему ровня, не оказывает им должного почтения. Поведение Ларры продиктовано тем, что он считает себя в своем роде единственным. Лар­ра подходит к дочери одного из старейшин, очень красивой девушке. Из-за страха перед отцом она отталкивает юношу. Ларра убивает ее. Некоторое время все те, кто видел это, стоят в оцепенении.

Затем Ларрусхватили и стали думать о том, ка­кая казнь была бы достойна его. Но ни один из ва­риантов казни не удовлетворяет их. Даже мать Ларры не хочет вступиться за сына. Ларру спра­шивают, почему он убил девушку, на что он отве­чает, что убил ее за то, что она его оттолкнула. Старейшины говорят ему о том, что «за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и си­лой, иногда - жизнью». Гордый юноша же счита­ет, что он первый на земле, и никого, кроме себя, видеть не хочет. Люди наконец придумывают на­казание гордецу: они обрекают его на вечную сво­боду и одиночество. Раздается гром с неба, и Лар­ра становится бессмертным. Долгие годы Ларра скитается по земле и, устав от одиночества, хочет умереть от руки человека. Но люди догадываются о его намерении и не облегчают его участь, а прос­то поднимают на смех. Сам Ларра не может себя убить. С тех пор он продолжает скитаться по зем­ле - свободный, тоскующий, ожидающий избав­ления в виде смерти. «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет места среди людей…»

Вдалеке слышна красивая песня. Изергиль улы­бается и начинает вспоминать свою жизнь. В мо­лодости целыми днями она ткала ковры, хотя, «как солнечный луч, живучая была». А по ночам она ухо­дила к тому, кого любила. В пятнадцать лет Изер­гиль встретила свою любовь - высокого, краси­вого, веселого черноусого рыбака. Однако очень скоро юной девушке становится скучно с ним - он только «пел и целовался». Она просит свою по­другу о том, чтобы та познакомила ее с гуцулами. Так Изергиль познакомились с Кудриным ры­жим ласковым парнем, который к тому же обла­дал и горячим нравом. Однажды при ссоре он уда­рил ее в лицо, а она в ответ укусила его в щеку. Там впоследствии образовалась ямка, в которую Изергиль любила целовать возлюбленного. Затем и рыбака, и гуцула повесили. Девушка присут­ствовала при этой казни. Молодые люди вели се­бя по-разному: рыбака страшила смерть, гуцул же шутил и курил трубку. Изергиль любила еще и турка, жила у него в гареме неделю, но ей стало скучно с женщинами, она сбежала вместе с шест­надцатилетним сыном турка в Болгарию. Очень скоро мальчик умер «от тоски по дому или от люб­ви». Из ревности одна болгарка ударила Изергиль ножом в грудь. Ее лечила молодая полька в жен­ском монастыре. К польке приходил ее брат, кото­рый тоже был монахом. После выздоровления Изергиль ушла с ним в Польшу. Но как-то он ос­корбил ее, и она утопила его. В Польше Изергиль живет плохо - она ничего не умеет делать. Ей ос­тавалось только одно - переходить от мужчины к мужчине. Она очень уважала одного из них - пана с изрубленным в сражениях лицом, так как этот человек «любил подвиги». «В жизни, знаешь ли, всегда есть место подвигам». Изергиль встре­чает красивого шляхтича, мужчину гордого и из­балованного женским вниманием. К тому времени ей самой было уже сорок лет. Шляхтич очень ско­ро бросил ее, и Изергиль поняла, что состарилась. Шляхтич ушел воевать с русскими. Она поехала вслед за ним. Когда Изергиль добралась до места, то узнала, что ее возлюбленный попал в плен. Она убеждает часового, который охранял пленных, что у них в плену находится ее сын и она мечтает об одном - только взглянуть на него. Она падает пе­ред часовым на колени, умоляя позволить уви­деться с сыном, валит его на землю (он был щуплым) и душит. Так Изергиль спасает шляхтича и его товарищей. В благодарность шляхтич называет ее «королевой» и обещает любить вечно. Но гор­дая женщина отталкивает его. Изергиль обзаво­дится семьей и тридцать лет живет в Бессара­бии. Год назад умер ее муж, и теперь она одна.

Со стороны моря поднимается туча. В степи вспы­хивают маленькие голубые огоньки. Старуха Изер­гиль говорит, что это искры от горящего сердца Данко.

Старуха Изергиль рассказывает сказку. В дав­ние времена жили веселые, смелые и сильные люди. Случилось так, что чужие племена загнали их в глубь лесов. Там было совсем темно, повсюду лес окружали болота, от которых поднимались зло­вонные испарения. Люди гибли. Наконец они реша­ют выходить из леса, но не знают дороги, которая бы вывела их оттуда. Люди долго размышляют, при этом все более слабея. Многие из них уже го­товы идти к врагам и быть рабами. Но Данко - решительный, смелый и красивый юноша - го­ворит, что выведет их. Соплеменники верят ему и идут за ним. Путь, по которому Данко ведет лю­дей, совсем не легкий. Уже раздаются голоса сом­нения - люди говорят, что зря доверились моло­дому и неопытному человеку. Начинается гроза. Люди, без того утомленные и разуверившиеся, в гневе начинают упрекать Данко. Смелый юноша отвечает, что ведет их потому, что в нем есть му­жество вести людей, а другие лишь покорно идут, как стадо овец. Соплеменники разъяряются еще больше и решают убить Данко. «Не было на их ли­цах благородства, нельзя было ему ждать пощады от них. Тогда в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил лю­дей и думал, что, может быть, они без него погиб­нут». Данко разрывает себе грудь руками, вырывает свое сердце и поднимает его высоко над головой. Его сердце пылало «так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям…». Герой вновь призывает людей идти за ним. Те потрясены. Они бросаются вперед, «увлекаемые чудесным зрели­щем горящего сердца».

Максим Горький известен тем, что стоял у истоков соцреализма – нового искусства новой страны победившего пролетариата. Однако это вовсе не означает, что он, подобно многим советским пропагандистам, использовал литературу в политических целях. Его творчество пропитано трогательным романтизмом: прекрасными пейзажными зарисовками, сильными и гордыми характерами, бунтующими и одинокими героями, сладостным преклонением перед идеалом. Одним их самых интересных произведений автора является рассказ «Старуха Изергиль».

Замысел рассказа пришел к автору во время путешествия по южной Бессарабии ранней весной 1891 года. Произведение вошло в «романтический» цикл работ Горького, посвященный анализу самобытной и противоречивой человеческой природе, где низость и возвышенность попеременно борются между собой, и нельзя сказать наверняка, что победит. Возможно, сложность вопроса заставила литератора долго обдумывать его, ведь известно, что эта идея занимала писателя 4 года. «Старуха Изергиль» была закончена в 1895 году и опубликована в «Самарской газете».

Сам Горький был очень заинтересован процессом работы и радовался результату. Произведение выразило его взгляды на предназначение человека и его место в системе общественных отношений: «Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как Старуху Изергиль» — писал он в письме Чехову. Там же он говорил о литературной необходимости приукрашивать жизнь, делать ее ярче и красивее на страницах книг, чтобы люди зажили по-новому и стремились к высокому, героическому, возвышенному призванию. Видимо, эту цель и преследовал писатель, сочиняя свой рассказ о самоотверженном юноше, спасшем свое племя.

Жанр, род и направление

Горький начинал свой литературный путь с рассказов, поэтому раннее произведение «Старуха Изергиль» принадлежит именно к этому жанру, который характеризуется краткостью формы и небольшим количеством действующих лиц. К данной книге применимы жанровые особенности притчи – краткой поучительной истории с ярко выраженной моралью. Так и в литературных дебютах писателя читатель без труда обнаружит назидательный тон и высоко нравственный вывод.

Разумеется, если речь идет о прозаических произведениях, как в нашем случае, писатель работал в русле эпического рода в литературе. Конечно, сказовая манера повествования (в рассказах Горького повествование ведется от лица героев, которые откровенно повествуют о своей личной истории) добавляет лиричности и поэтической красоты в сюжетную канву книги, но нельзя назвать «Старуху Изергиль» лирическим творением, она принадлежит к эпосу.

Направление, в рамках которого работал писатель, носит название «романтизм». Горький хотел оттолкнуться от классического реализма и подарить читателю возвышенный, приукрашенный, исключительный мир, на который реальность могла бы ровняться. По его мнению, восхищение от добродетельных и прекрасных героев подталкивает людей становиться лучше, смелее, добрее. В этом противопоставлении действительности и идеала заключается сущность романтизма.

Композиция

В книге Горького чрезвычайно велика роль композиции. Это рассказ в рассказе: пожилая женщина поведала путнику три истории: Легенда о Ларре, откровение о жизни Изергиль, Легенда о Данко. Первая и третья части противопоставлены друг другу. В них раскрывается противоречие между двумя разными взглядами на мир: альтруистский (бескорыстное доброе дело во благо общества) и эгоистический (действия во благо себя без учета общественных нужд и догм поведения). Как и в любой притче, в легендах представлены крайности и гротески, чтобы мораль была понятна всем.

Если эти два фрагмента носят фантастический характер и не претендуют на достоверность, то звено, что расположено между ними, имеет все черты реализма. В этой странной структуре и состоят особенности композиции «Старухи Изергиль». Второй фрагмент — это рассказ героини о своей легкомысленной, бесплодной жизни, которая прошла так же быстро, как покинули ее красота и молодость. Этот фрагмент погружает читателя в суровую реальность, где некогда совершать ошибки, которые допустил Ларра, и совершила сама рассказчица. Она потратила свою жизнь на чувственные наслаждения, но так и не нашла истинной любви, так же бездумно распорядился собой и гордый сын орла. Только Данко, погибнув в цвете лет, достиг цели, постиг смысл бытия и был по-настоящему счастлив. Таким образом, сама необычная композиция подталкивает читателя к тому, чтобы сделать правильный вывод.

О чем рассказ?

В рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль» говорится о том, как старая южанка повествует путнику три истории, а тот внимательно наблюдает за ней, дополняя ее слова своими впечатлениями. Суть произведения заключается в том, что в нем друг другу противопоставлены две концепции жизни, два героя: Ларра и Данко. Рассказчица вспоминает предания тех мест, откуда она родом.

  1. В первом мифе речь идет о жестоком и надменном сыне орла и похищенной красавицы — Ларре. Он возвращается к людям, но презирает их законы, убивая дочь старейшины за отказ от его любви. Его обрекают на вечное изгнание, а Бог наказывает его невозможностью умереть.
  2. В промежутке между двумя историями героиня говорит про свою неудавшуюся жизнь, полную любовных похождений. Этот фрагмент представляет собой перечисление приключений Изергиль, которая когда-то была роковой красавицей. Она безжалостно относилась к поклонникам, но когда полюбила сама, тоже была отвергнута, хоть и рисовала жизнью ради спасения любимого из плена.
  3. В третьем сказании старуха описывает Данко, отважного и самоотверженного вождя, который вывел людей из леса ценой собственной жизни, вырвав сердце и осветив им дорогу. Хоть племя и не поддерживало его стремления, он смог спасти его, однако никто не оценил его подвига, а искры горящего сердца затоптали «на всякий случай».
  4. Главные герои и их характеристика

    1. Образ Данко романтический герой, так как он был намного выше общества, был не понят, но горд осознанием того, что сумел возвыситься на рутинной суетой жизни. У многих он ассоциируется с образом Христа — такая же мученическая смерть ради людей. Он тоже ощущал свою ответственность и не гневался на ругательства и непонимание. Он понимал, что без него люди не справятся и погибнут. Любовь к ним сделала его сильным и всемогущим. Претерпевая нечеловеческие муки, миссия вел свою паству к свету, счастью и новой жизни. Это образец для подражания любому из нас. Каждый может сделать гораздо больше, поставив себе благую цель помочь, а не нажиться или обмануть. Добродетель, деятельная любовь и участие в судьбе мира – вот подлинный смысл жизни для нравственно чистого человека, как считает Горький.
    2. Образ Ларры служит нам предостережением: нельзя игнорировать интересы других и приходить в чужой монастырь со своим уставом. Надо чтить традиции и нравы, принятые в обществе. Это уважение – залог мира вокруг и мира в душе. Ларра был эгоистом и поплатился за гордыню и жестокость вечным одиночеством и вечным изгнанием. Каким бы сильным и красивым он не был, ни то, ни другое качество ему не помогло. Он умолял о смерти, а люди лишь подняли его на смех. Никто не хотел облегчить его ношу, как не хотел этого он, когда пришел в общество. Неслучайно автор подчеркивает, что Ларра – не человек, он, скорее, зверь, дикарь, который чужд цивилизации и разумному, гуманному мироустройству.
    3. Старуха Изергиль – страстная и темпераментная женщина, она привыкла отдаваться чувству всякий раз, когда оно нагрянет, не обременяя себя заботами и нравственными принципами. Всю жизнь она потратила на любовные приключения, относила к людям равнодушно и эгоистично помыкала ими, однако настоящее сильное чувство прошло мимо нее. Ради спасения возлюбленного она пошла на убийство и верную погибель, но он ответил ей обещанием любви в благодарность за освобождение. Тогда из гордости она прогнала его, ведь не хотела никого обязывать. Такая биография характеризует героиню, как сильную, смелую и независимую личность. Однако ее судьба сложилась бесцельно и пусто, в старости ей не хватало своего семейного гнезда, поэтому она иронически звала себя «кукушкой».

    Тема

    Незаурядна и интересна тематика рассказа «Старуха Изергиль», которая отличается широким спектром затронутых автором вопросов.

  • Тема свободы. Все три героя по-своему независимы от общества. Данко гонит племя вперед, не обращая внимания на его недовольство. Он знает, что его поведение принесет свободу всем этим людям, которые сейчас, в силу своей ограниченности, не понимают его замысла. Распущенность и наплевательское отношение к окружающим позволяла себе Изергиль, и в этом безумном карнавале страстей утонула сама суть свободы, приобретая пошлую, вульгарную форму вместо чистого и светлого порыва. В случае Ларры читатель видит вседозволенность, которая нарушает свободу других людей, поэтому теряет ценность даже для ее обладателя. Горький, конечно же, на стороне Данко и той независимости, которая позволяет личности выйти за рамки стереотипного мышления и повести за собой толпу.
  • Тема любви. Данко обладал большим и любящим сердцем, но чувствовал привязанность не к конкретному человеку, а ко всему миру. Ради любви к нему он и пожертвовал собой. Ларра был полон себялюбия, поэтому не мог действительно испытывать к людям сильные чувства. Свою гордость он поставил выше жизни женщины, которая ему понравилась. Изергиль была полна страсти, но ее объекты постоянно менялись. В ее беспринципном беге за удовольствиями истинное чувство потерялось, а в итоге оказалось не нужным тому, кому предназначалось. То есть, писатель отдает предпочтение святой и бескорыстной любви к человечеству, а не ее мелким и эгоистическим аналогам.
  • Основные темы рассказа касаются роли человека в социуме. Горький размышляет о правах и обязанностях личности в обществе, о том, что люди должны делать друг для друга для всеобщего процветания и т.д. Автор отрицает индивидуализм Ларры, который ни во что не ставит окружение и хочет лишь потреблять благо, а не отдавать его взамен. По его мнению, настоящий «сильный и красивый» человек должен применить свои таланты во благо остальных, менее выдающихся членов общества. Только тогда будут истинными его сила и красота. Если же эти качества будут растрачены впустую, как в случае с Изергиль, они быстро померкнут, в том числе и в памяти людской, так и не найдя достойного применения.
  • Тема пути. Горький аллегорически изобразил исторический путь развития человечества в Легенде о Данко. Из тьмы невежества и дикости людской род двигался к свету благодаря одаренным и бесстрашным личностям, которые служат прогрессу, не жалея себя. Без них общество обречено на прозябание в застое, но эти выдающиеся борцы никогда не бывают понятыми при жизни и становятся жертвами жестоких и недальновидных собратьев.
  • Тема времени. Время быстротечно, и его необходимо расходовать с целью, иначе его бега не замедлит запоздалое осознание тщетности бытия. Изергиль жила, не думая о смысле дней и лет, отдавала себя развлечениям, но в итоге пришла к тому, что судьба ее сложилась незавидно и несчастливо.

Идея

Главная мысль в этом произведении – это поиск смысла человеческой жизни, и писатель его нашел – он состоит в бескорыстном и самозабвенном служении обществу. Можно пояснить данную точку зрения на конкретном историческом примере. В аллегорической форме Горький превозносил героев сопротивления (подпольных революционеров, которые уже тогда вызывали в авторе симпатию), тех, кто жертвовал собой, выводя народ из глуши навстречу новому, счастливому времени равенства и братства. В этой идее состоит смысл рассказа «Старуха Изергиль». В образе Ларры он порицал всех тех, кто думал лишь о себе и своей наживе. Так народ тиранили многие дворяне, не признавая законов и не жалея нижестоящих сограждан - рабочих и крестьян. Если Ларра признает только господство сильной личности над массой и жесткий диктат, то Данко – настоящий народный вождь, он отдает всего себя ради спасения людей, не требуя взамен даже признания. Такой молчаливый подвиг совершали многие борцы за свободу, которые протестовали против царского режима, против социального неравенства и угнетения беззащитных людей.

Крестьяне и рабочие, как и племя Данко, сомневались в идеях социалистов и хотели продолжить рабство (то есть, ничего не менять в России, так и служить власть имущим). Основная мысль в рассказе «Старуха Изергиль», горькое пророчество писателя в том, что толпа хоть и вырывается на свет, принимая жертву, но топчет сердца своих героев, боится их огня. Так и многие революционные деятели позднее были незаконно обвинены и «устранены», ведь их влияния и силы испугалась уже новая власть. Царя и его приспешников, как и Ларру, общество отринуло, избавившись от них. Многие были убиты, но еще больше людей, не принявших великую октябрьскую революцию, из страны изгнали. Они вынуждены были скитаться без отечества и без гражданства, так как в свое время гордо и властно попирали законы нравственные, религиозные и даже государственные, угнетая свой собственный народ и воспринимая рабство, как должное.

Конечно, основная мысль Горького сегодня воспринимается гораздо шире и подходит не только революционным деятелям прошлого, но и всем людям века нынешнего. Поиски смысла жизни возобновляются в каждом новом поколении, и каждый человек находит его для себя сам.

Проблемы

Не менее богата по содержанию проблематика рассказа «Старуха Изергиль». Здесь представлены как морально-этические, так и философские вопросы, заслуживающие внимания каждого думающего человека.

  • Проблема смысла жизни. Данко видел его в спасении племени, Ларра – в удовлетворении гордыни, Изергиль – в любовных похождениях. Каждый из них был вправе выбирать себе дорогу, но кто из них почувствовал удовлетворение от своего решения? Только Данко, ведь он выбрал правильно. Остальные были жестоко наказаны за эгоизм и малодушие в определении цели. Но как сделать шаг, чтобы не пожалеть после? На этот вопрос и пытается ответить Горький, помогая нам самим проследить, какой смысл жизни оказался истинным?
  • Проблема эгоизма и гордости. Ларра был самовлюбленным и гордым человеком, поэтому он не мог нормально жить в обществе. Его «паралич души», как сказал бы Чехов, не давал ему покоя изначально, и трагедия была предрешена. Никакое общество не станет терпеть надругательства над своими законами и принципами от ничтожного себялюбца, который мнит себя пупом земли. Пример сына орла иносказательно показывает, что тот, кто презирает окружение и возвышает себя над ним, не человек вовсе, а уже на половину зверь.
  • Проблема активной жизненной позиции заключается в том, что многие стараются противодействовать ей. Она вступает в конфликт с извечной человеческой пассивностью, нежеланием что-либо делать и менять. Так и Данко наткнулся на непонимание в своей среде, пытаясь помочь и сдвинуть дело с мертвой точки. Однако люди не спешили идти ему навстречу и даже после удачного финала пути боялись возрождения этой активности, растоптав последние искры сердца героя.
  • Проблема самопожертвования в том, что его, как правило, никто не ценит. Люди распяли Христа, уничтожали ученых, художников и проповедников, и никто из них не задумался, что на добро отвечает злом, а на подвиг – предательством. На примере Данко читатель видит, как народ обращается с тем, кто ему помог. Черная неблагодарность селится в душах тех, кто принимает жертву. Герой спас свое племя ценой жизни, и не получил даже заслуженного уважения.
  • Проблема старости. Героиня дожила до преклонных лет, но теперь ей остается лишь вспоминать о юности, так как ничего не может вновь повториться. Старуха Изергиль потеряла красоту, силу и все то внимание мужчин, которым когда-то так гордилась. Только будучи немощной и уродливой, она поняла, что растратила себя напрасно, и нужно было еще тогда задуматься о семейном гнезде. А теперь кукушка, переставшая быть гордой орлицей, никому не нужна и ничего не может изменить.
  • Проблема свободы в рассказе проявляется в том, что она теряет свою сущность и превращается во вседозволенность.

Вывод

Старуха Изергиль - один из самых интересных рассказов из школьного курса изучения литературы хотя бы потому, что в нем целых три самостоятельных истории, актуальных на все времена. Типажи, которые описал Горький, не часто встречаются в жизни, зато имена его героев стали нарицательными. Наиболее запоминающимся действующим лицом является Данко, образ самопожертвования. Именно добросовестному, самозабвенному, героическому служению людям учит произведение на его примере. Он запомнился людям больше всего, значит, человек по природе своей тянется к чему-то доброму, светлому и великому.

Мораль в рассказе «Старуха Изергиль» заключается в том, что эгоизм и потворство собственным порокам не доведут человека до добра. От них в этом случае отворачивается общество, а без него люди теряют свою человечность и остаются в мучительной изоляции, где достижение счастья становится невозможным. Произведение заставляет задуматься о том, насколько мы зависимы друг от друга, насколько важно для нас находиться вместе, даже если характеры, возможности и склонности у нас разные.

Критика

«Если же Горький родился бы в семье богатой и просвещенной, он не написал бы в такое короткое время четырех томов… и мы не увидали бы многих бесспорно плохих вещей» — писал критик Меньшиков о романтических рассказах писателя. Действительно, тогда Алексей Пешков был неизвестным, начинающим автором, поэтому его ранние работы рецензенты не жалели. Кроме того, многим не нравилось, что до литературы, искусства элит в Российской Империи, поднялся выходец из беднейших слоев населения, которому из-за происхождения многие занижали оценку. Снобизм критиков был объясним тем, что на их святыню все чаще посягали те, кого не желали видеть ровней почтенные господа. Вот, чем объяснял Меньшиков свои негативные отзывы:

Наш автор впадает кое-где в вычурность, в крикливую, холодную жестикуляцию слов. Таковы его подражательные, явно подсказанные плохим чтением вещи — «Макар Чудра», «Старуха Изергиль»… …Горький не выдерживает экономии чувств

С этим критиком был солидарен его коллега Ю. Анхенвальд. Он возмущался тем, что автор испортил легенды своим вычурным и искусственным стилем:

У Горького выдумка оскорбительнее, чем у кого бы то ни было, у него искусственность хуже, чем где-либо. Даже досадно видеть, как он в своем недоверии к естественной красноречивости самой жизни, грешит против нее и против самого себя, свое же дело рушит деланностью и не умеет правдиво нарисовать до конца, до завершающего эффекта истины.

А. В. Амфитеатров был категорически не согласен с теми, кто не принимал новое дарование в литературе. Он написал статью, где возвысил творения Горького и объяснил, почему его миссия в искусстве столь ответственна и непостижима для многих критиков.

Максим Горький — специалист по героическому эпосу. Автор «Буревестника», «Песни о соколе», «Изергиль» и бесчисленных эпопей о бывших людях разных наименований, он… добился того, что разбудил чувство человеческого достоинства и гордое сознание спящей силы в самом безнадежном и пропащем классе русского общества

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» был написан в 1894 году, а через несколько месяцев впервые попал в печать в периодическое издание «Самарская газета». Первая часть была напечатана в №80 (от 16 апреля 1895 года), вторая – в №89 (от 23 апреля 1895 года), третья – в №95 (от 27 апреля 1895 года).

Старуха Изергиль – собеседница автора. Рассказ начинает с повествования старой женщины о своей жизни и мужчинах, которых она когда-то любила. Изергиль уверена, что жизни нужно уметь радоваться, получать от неё удовольствие всеми возможными способами. Одна из главных радостей жизни – это любовь, не только возвышенная, платоническая, но и, прежде всего, плотская. Без плотских удовольствий, без возможности получать наслаждение от тела любимого человека бытие теряет свою прелесть.

Легенда о Ларре

Неожиданно Изергиль замечает столб пыли на горизонте. Это идёт Ларра. Затем старуха рассказывает страшную легенду о гордеце, которого погубило стремление выделиться из себе подобных и неуважение к своим ближним.

История гордеца

Мать Ларры когда-то похитил орёл. Он унёс девушку в своё жилище. Через некоторое время она вернулась к своим родным, приведя с собой сына – наполовину человека, наполовину орла. Юноша унаследовал красоту матери и гордость отца. Он считает себя лучше всех и пренебрежительно относится к старшим.

Ларра попытался завладеть одной из девушек, но та отказалась от него, боясь недовольства своего отца. Разозлившись, Ларра убил несчастную. Односельчане хотели казнить юношу. Однако кара свыше оказалась ещё страшнее: Ларра был проклят, став ни живым, ни мёртвым.

Люди отказались от гордеца и изгнали его из своего общества. Оставшись в одиночестве, Ларра понял, насколько сильно он ошибался. Юноша хочет умереть, но ему это не удаётся. С тех пор в течение многих лет Ларра бродит неприкаянный, превратившись в тень.

Завидев странные искорки, Изергиль говорит, что это всё, что осталось от пылающего сердца Данко, человека, отдавшего жизнь за тех, кто был ему дорог.

Племя Данко жило в степи испокон веков. Но однажды пришли завоеватели и заняли родную землю, выселив Данко и его соплеменников в лес. Люди не могут вернуться домой, но и в лесу нельзя оставаться – слишком опасно. Единственный выход – идти вперёд. За лесом ждёт другая степь. Данко вызывается стать проводником.

Дорога оказалась нелёгкой. Люди гибли в ядовитых болотах, умирали от голода, но продолжали идти вперёд. В конце концов, соплеменники утратили веру в своего проводника и в то, что им когда-нибудь удастся выбраться из непроходимой чащи. Люди решили убить Данко. Не зная, чем ещё им можно помочь, Данко вырвал из своей груди пылающее сердце и осветил с его помощью путь соплеменникам. Люди вновь поверили проводнику и снова пошли за ним. Трудностей не стало меньше. Измученные, уставшие странники по-прежнему гибли, но вера больше не покидала их души.

Выжившим всё-таки удалось выйти в степь. Данко не пришлось радоваться вместе с остальными. Он упал и умер. Никто не заметил смерти проводника. Только один из соплеменников обнаружил сердце, которое продолжало пылать возле Данко, и раздавил его, словно боясь чего-то. Сердце погасло, но искорки от него можно увидеть даже теперь, много лет спустя после описанных событий.

Характеристика персонажей

В образе Ларры автор воплотил все античеловеческие качества. Происхождение юноши не случайно: он имеет облик человека, но поведение его полностью асоциально. Орёл – гордая, независимая птица. Именно эти черты характера унаследовал Ларра. Гордость и независимость нельзя назвать недостатками. Эти качества характеризуют смелую, уверенную в себе личность, не боящуюся трудностей. Каждый человек должен знать себе цену и не позволять окружающим себя унижать. Гордость и независимость становятся недостатками, выходя за рамки личности.

Ларра пытается снискать уважения и восхищения односельчан, ставя себя превыше других. По его мнению, он нашёл самый лёгкий и правильный путь к почёту. Претензии молодого человека ничем не обоснованы. Он не сделал ничего такого, за что его можно было бы полюбить или просто уважать. Красота – одно из немногих достоинств Ларры. Однако даже внешняя привлекательность постепенно тает на фоне уродства души. Годы спустя прекрасное тело сына орла превратилось в прах, обнажив «гнилую» сущность.

Образ гордого Ларры противопоставлен в рассказе образу Данко. Эти герои никак не связаны между собой, однако автор считает нужным упомянуть о них в рамках одного рассказа. В результате, один персонаж становится контрастом для другого.

Данко – смелый мужественный человек, обладавший теми же чертами характера, что и Ларра: гордостью и независимостью. Но в отличие от сына орла, лучшие качества Данко не пересекают границ его личности. Он направляет их не против своих соплеменников, а им на пользу. Данко предлагает людям проявить гордость и независимость по отношению к захватчикам их родины. Не нужно просить оккупантов о милости. Надо найти пустующую землю и тем самым показать своё превосходство. Данко становится проводником не потому, что считается себя в чём-то лучше других. Он видит отчаяние своих соплеменников и берёт на себя заботу о них, понимая, что должен остаться хотя бы один человек, не потерявший самообладание и надежду.

Автор с сожаление упоминает о человеческой неблагодарности. Люди не были благодарны своему проводнику уже на пути к счастью, несмотря на то, что Данко делал для них всё, что было в его силах. Но и этого оказалось недостаточно. Тогда проводник отдал последнее, что у него было – своё сердце, ставшее единственным источником света в самые нелёгкие дни путешествия. Даже после того, как новая родина была обретена, соплеменники не чувствовали благодарности к своему спасителю. Смерть героя, отдавшего жизнь ради всеобщего блага, не была замечена. А один из соплеменников просто уничтожил последнее, что осталось от проводника.