Какие картины на выставке из ватикана. Третьяковка покажет в музеях ватикана русское искусство по-новому

История и коллекция Музеев Ватикана

Территория Ватикана напоминает ларец с сокровищами, который может неожиданно захлопнуться. Именно так происходит во время важных торжественных церемоний, когда границы города-государства становятся непроницаемыми не только для туристов, но и для полиции. Огромный музейный комплекс заполнялся экспонатами постепенно. На протяжении нескольких столетий сменявшие друг друга папы основывали один музей за другим. Григорианский этрусский - папой Григорием XVI в 1837 году, Пио-Кристиано - Пием IX в 1854, Ватиканская пинакотека, в которой собраны живописные шедевры Рафаэля , Филиппо Липпи , Кранаха, Тициана, Караваджо, - Пием VI в XVIII веке. В этом же столетии большая часть коллекции оказалась в столице Франции по прихоти Наполеона. Через 18 лет картины удалось вернуть на родину. Музей античной скульптуры Кьярамонти основал Пий VII. Сикстинская капелла - уникальный памятник эпохи Возрождения - была возведена в конце XVIII века. Один из самых молодых музеев - Исторический - появился благодаря решению Павла VI в 1973 году.

Концентрация шедевров на квадратный метр здесь такова, что обойти и вдумчиво рассмотреть каждый из них не удастся и за день. Планируя экскурсию, стоит помнить о существовании выходных и праздничных дней, возможности покупки входных билетов в интернете, а не в длинной очереди у входа.

Сикстинская капелла

Своё название Сикстинская капелла получила в честь инициировавшего её возведение папы Сикста IV. Это не только уникальный памятник Возрождения, но и место проведения конклавов (выборов очередного папы). Визуально скромное сооружение прямоугольной формы, напоминающее крепость, внутри поражает бесподобной красотой настенных росписей, выполненных Боттичелли , Гирландайо , Пинтуриккьо , Росселли, Перуджино , мощью творений Микеланджело - огромного плафона и алтарной фрески «Страшный суд». Приглашение Юлия II поработать над внутренним убранством Сикстинской Капеллы, поступившее в 1508 году, поначалу обескуражило гениального скульптора, не считавшего живопись самой сильной стороной своего дарования. Микеланджело проделал невероятную по объёму работу, украсив фресками величественный свод, площадь которого составляет порядка 540 кв. м. Практически без посторонней помощи, на прикреплённых к стенам капеллы «летящих лесах» на консолях, через 4 года мастер завершил свой шедевр. Месяцами в напряжённой позе, откинувшись назад, нажив зоб из-за недостатка йода в местной питьевой воде - Микеланджело отдал работе немало сил и здоровья. Знаменитая фреска «Сотворение Адама» расположена в центре плафона. Указательный палец Бога вот-вот коснётся руки Адама, передав ему жизненную энергию. Очертания мантии, окутывающей Создателя и ангелов, напоминают мозг. Тем самым подчёркивается причастность высшего разума к появлению Адама. Особую выразительность росписи придают ignudi (обнаженные фигуры), размещённые рядом с каждой из фресок.

Страшный суд

Через 29 лет в капелле появится грандиозная алтарная фреска «Страшный суд» о втором пришествии Христа, открывающего дорогу в рай для праведников и наказывающего преисподней тех, кто вершил зло. Трагическое произведение позднего Микеланджело передаёт его разочарование в идеях Реформации и агрессивном наступлении протестантизма. Одна из главных загадок фрески - автопортрет гениального скульптора на содранной живьём коже Святого Варфоломея. По одной из гипотез взор Христа обращён на лицо художника, так как в эту минуту суд божий вершится именно для него.

Станцы Рафаэля

Своим появлением одна из главных драгоценностей музеев Ватикана - Станцы Рафаэля (Stanze di Raffaello) - обязана всё тому же Юлию II. Противоречивая личность, мудрый и хитрый политик, полководец, способствовавший объединению Италии и расцвету искусств. Его называли Грозным задолго до появления подобного прозвища у гневливого и чрезвычайно образованного русского царя, у которого с Юлием было немало общего. Благодаря римскому папе в Ватикане работали лучшие художники, архитекторы и скульпторы: Донато Браманте, спроектировавший дворец Бельведер, Собор Святого Петра, Темпьетто, Микеланджело, сотворивший чудо в Сикстинской капелле, романтичный флорентиец Сандро Боттичелли. 25-летний Рафаэль по рекомендации Браманте был приглашён для оформления папской резиденции в Ватиканском дворце. Так появились расписанные фресками комнаты Рафаэля - четыре небольших зала. Над тремя из них работал сам мастер. Оформлением четвёртого после ухода из жизни Рафаэля занимались его ученики. Поставленная перед художником задача прославления церкви и самого папы была с блеском выполнена во время работы над рабочим кабинетом понтифика - Stanza della Segnatura. Её фрески гармонично объединили разные стороны духовной жизни: философию и поэзию, богословие и правосудие. Они одновременно возвышенные и светские. Из глубины веков на входящего в зал человека взирают величайшие философы и учёные - Платон, Пифагор, Аристотель, Сократ, Птолемей (на знаменитой фреске «Афинская школа»), потрясающие поэты - Данте, Гомер, Сапфо, Петрарка («Парнас»). На возвеличивающей веру фреске «Диспут» - лики Иоанна Крестителя, Христа и Бога Отца.

Пио-Клементино

«Пио-Клементино» - собрание драгоценной античной скульптуры. Здесь и 500-летний красавец Аполлон Бельведерский, и трагическая скульптурная группа «Лаокоон и сыновья», статуя отважного Персея с отрубленной головой Медузы в левой руке, Венера коленопреклоненная, на которую льёт невидимую воду незримый слуга. В популярном зале животных - множество реалистичных и выразительных скульптур братьев наших меньших. Зал Ротонда с большой порфировой чашей, статуями богов в нишах и роскошной римской мозаикой на полу.

Музеи Ватикана знакомят в своих с древними фресками и старинными географическими картами, огромными гобеленами, древними саркофагами, произведениями искусства из Древнего Египта, сокровищами Собора Святого Петра, бесценными манускриптами Ватиканской апостольской библиотеки. В павильоне карет - разнообразные транспортные средства, использовавшиеся папами в разные века для перемещения по своей резиденции и за её пределами: паланкины, кареты, «папамобили».

Пинакотека - одна из крупнейших коллекций живописи, преимущественно итальянской, на религиозные сюжеты. В ней представлены работы Леонардо да Винчи , Тициана , Караваджо , Кривелли , Джотто , Беллини. В зале Рафаэля - работы, написанные в разные периоды его недолгой жизни («Преображение», «Коронование Марии», «Мадонна ди Фолиньо» и др.), и десять великолепных гобеленов, созданных по его эскизам по заказу папы Льва X.

Собор Святого Петра

Экстерьер Собора Святого Петра является визитной карточкой Ватикана. Это исполинское сооружение с огромным овальным куполом, которое расположилось у основания общественной площади. В своё время папа Юлий ІІ пожелал возвести религиозный собор, который затмит не только языческие храмы, но и превзойдет европейские христианские церкви. Так, из-под умелых рук группы архитекторов возродился Собор посвященный Святому Петру. В возведении сооружения и его украшении принимали участие Бернини и Браманте, Микеланджело и Рафаэль. Эти имена давно знакомы миру благодаря талантливости и необычайному виденью, которое было воплощено в произведениях скульптуры и живописи.

Как добраться

Собор является папской епархией и считается основной из четырёх возведенных базилик. Расположилось сооружение в центре Ватикана на одноименной площади Святого Петра. Добраться туда можно на такси, общественным транспортом или на метро. Правда, от станции придется немного пройти пешком. Но, во время этой пешей прогулки вы получите возможность полюбоваться необычной архитектурой города, которая воплотила в себе самые яркие элементы всех стилей минувших веков. Вход осуществляется с площади через парадные двери.

Туристов Собор принимает всю неделю без выходных. А в праздничные дни помимо знакомства с экспонатами можно воочию насладиться самобытными религиозными католическими шествиями. Посетители допускаются в здание с 07. 00 до 18. 00 часов. В период времени с 1 апреля по 31 сентября каждого года Собор продлевает свою работу на час и закрывается в 19. 00. Вход в сооружение абсолютно бесплатный для всех желающих.

Помимо индивидуального посещения учреждения и знакомства с ценными экспонатами есть возможность заказать групповую экскурсию. Сделать это можно через Интернет, или непосредственно придя в Собор. Опытные гиды обратят ваше внимание на самые достойные образцы культуры и расскажут об истории их создания, культурной ценности, а также об истории приобретения. Со многими из экспонатов связаны чудодейственные легенды и загадочные истории, которыми поделятся с вами экскурсоводы.

Особенности музея

Музей Собора Святого Петра не является отдельным сооружением или залом. Вся постройка представляет собой богатое собрание шедевров живописи, скульптуры, древних рукописей, надгробий и алтарей. Все образцы планомерно размещены в помещении Собора и доступны просмотру простого обывателя. Каждый из экспонатов является примером древнего религиозного искусства, поэтому он используются не только для созерцания, но и при проведении католических обрядов.

Учитывая, что в работе над сооружением принимали участие известные итальянские живописцы и скульпторы, их работам отведено особое место. В частности, единственная в своем роде скульптура, родившаяся под руками Микеланджело, заняла почётное место в зале Собора. Это фигура «Оплакивание Христа». Она не только не имеет копий и аналогов, но и является единственным произведением, на котором скульптор оставил свою подпись.

«Статуя Святой Вероники», созданная мастером Франческа Моки, также является уникальным творением скульптуры. Это невероятно точное изображение женщины в полный рост, которое украсило один из внутренних куполов Собора.

Кроме шедевров скульптуры необходимо обратить внимание на фрески, мозаики и гобелены, которые создавались с целью инкрустации сооружения и являются единственными аналогичными произведениями итальянских живописцев шестнадцатого века.

Музей Собора заслуживает пристального внимания посетителей, поскольку он является не только богатым кладезем образцов религиозной культуры, но и остается ныне действующим католическим учреждением, которое поражает точностью соблюдения древних канонов и традиций.

Название выставки: Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо

Где: Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке, Инженерный корпус

Количество экспонатов: 42 живописные работы из постоянной экспозиции Пинакотеки Ватикана

Мелоццо да Форли. Музицирующий ангел

Выставка шедевров из постоянной экспозиции музея Ватикана, которые крайне редко покидают родные стены, будет открыта в Третьяковской галерее 25 ноября 2016 года. Руководитель галереи Земфира Трегулова ранее сообщала, что реализация этого проекта осуществляется по инициативе Папы Римского Франциска и президента РФ Владимира Путина.

Название выставки содержит знаменитую латинскую фразу о вечном городе – Roma Aeterna, что в переводе с латыни означает «Вечный Рим». Бесспорно влияние изобразительных искусств Италии на культуры иных стран. Данная выставка будет продолжена последующим ответным показом произведений российских художников из музеев России.


Карло Кривелли. Пьета (Оплакивание Христа)

В залах Третьяковской галереи будут представлены шедевры XII–XVIII веков, в том числе работы Джованни Беллини, Мелоццо да Форли, Перуджино, Рафаэля, Караваджо, Гвидо Рени, Гверчино, Никола Пуссена.

Куратор выставки, специалист Эрмитажа Аркадий Ипполитов отмечает: «Это вещи, практически никогда Рим не покидающие, и мы с Зельфирой Трегуловой, когда нам удалось получить их, были абсолютно счастливы. Конечно, не все дали по предварительному списку, но я на то и рассчитывал: самые важные вещи Третьяковская галерея, а вместе с ней Москва и Россия, получила”.

Гвидо Рени. Апостол Матвей с ангелом

На выставке будут представлены три ангела, играющих на музыкальных инструментах, Мелоццо да Форли – это фрески, снятые со стены церкви Святых апостолов в Риме еще в XVIII в. Эти фрески были сохранены, не смотря на то, что приказ папы Климента XI в XVIII веке был удалить всю живопись для того, чтобы переписать стены в современном стиле. От грандиозного ансамбля Мелоццо остались куски фресок, изображающие его ангелов, которые теперь бережно хранятся. Но даже то, что осталось поистине прекрасно.”Снятые фрески транспортировать непросто, они предоставляются Пинакотекой для экспонирования другим музеям крайне редко, но у нас будет целых три ангела”,- отметил Аркадий Ипполитов.


Паоло Веронезе. Святая Елена

Если вы не успели зайти в музеи Ватикана, то эта выставка - шанс увидеть шедевры в подлинниках. Билеты уже поступили в продажу на сайте Третьяковки. Посещение выставки будет организовано по сеансам каждый по 30 минут. Цена посещения составляет 500 руб.

Статья о картинах Рафаэля на выставке шедевров Пинакотеки Ватикана расположена

Выставка в Третьяковской галерее называется «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо». Ее куратор Аркадий Ипполитов говорит, что главная идея экспозиции отражена уже в самом ее названии: Roma Aeterna, «вечный город» Рим, связанный с историей духовных поисков Европы от XII века до эпохи Просвещения, квинтэссенция европейского духа. Музеи Ватикана знамениты своими древнеримскими коллекциями античности, так что отчетливо видна преемственность европейской культуры с древних времен до эпохи Возрождения.

Доброжелательные апостолы

В 1480 году художник Мелоццо, происходивший родом из маленькой деревушки Форли, получил важный заказ — расписать базилику Санти-Апостоли в Риме (Храм двенадцати апостолов). Им была задумана большая фреска размером до 17 метров в диаметре, в которой художник рассказывает сюжет Вознесения. Мелоццо да Форли, так его стали позднее звать, впервые смело и революционно использовал в этой росписи неожиданные ракурсы фигур святых, на которых зрители должны смотреть снизу вверх. После открытия законов перспективы возникли проблемы с изображением объектов в правильных пропорциях, чтобы зрители снизу могли их видеть в естественных формах (позднее эту проблему успешно решал Рафаэль). По замыслу художника, с лазурных небес вниз смотрели златокуд-рые ангелы-музыканты, расположенные по периметру фигуры апостолов доброжелательно взирали на прихожан, а посередине была изображена величественная фигура Иисуса.

Куратор выставки Аркадий Ипполитов объясняет, что идея экспозиции опирается на тезис о единстве человечества

Фреска получилась замечательная, и работу художника оплатил кардинал Джулиано делла Ровере, будущий папа Юлий II. Мелоццо был любим и папой Сикстом IV, тем не менее не получил предложения расписывать Сикстинскую капеллу. Директор музеев Ватикана Антонио Паолуччи высказывает предположение, что Гирландайо, Перуджино и Боттичелли (самые знаменитые и активные художники этой эпохи) составили заговор, чтобы не допустить Мелоццо к работам. К тому же Мелоццо, который работал в Вечном городе на протяжении нескольких лет, считался «слишком римским», а в то время была мода на художников из Тосканы. Сегодня об этом выдающемся художнике мало что напоминает. В 1714 году базилика Санти-Апостоли была перестроена, а фрески Мелоццо уничтожены. Удалось спасти лишь четырнадцать ее фрагментов. Они разделены между Палаццо дель Квиринале («Христос во славе») и Пинакотекой Ватикана (фигуры ангелов и апостолов, которые так любил писать художник, украшают отдельный зал Пинакотеки).

Именно фрагменты с изображениями золотоволосых музицирующих ангелов, ставших символами Рима, удалось привезти в Москву.

Сокровища Пинакотеки

В Пинакотеке Ватикана сосредоточено семь веков истории Папского государства. Институт папства, основанный апостолом Петром в I веке, связывает европейскую цивилизацию с древним миром. Это одна из немногих связей, что сохранилась до наших дней.

Свою историю музеи Ватикана ведут с 14 января 1506 года, когда при раскопках была найдена известная по описаниям римского историка Плиния Старшего античная скульп-турная группа «Лаокоон и его сыновья». Папа Юлий II, будучи покровителем искусств, выкупил эту находку, а работы по ее реставрации поручил Микеланджело. Через месяц мраморная композиция была выставлена для всеобщего обозрения. Это были самые первые образцы живописи художников Древней Греции. Pinakes известных мастеров выставлялись в богатых частных коллекциях и открывались редко. Когда в Ватикане стали собирать коллекцию картин, ей по примеру Древней Греции дали название Пинакотека. Основателем ее стал папа Пий VI, коллекция переезжала в разные залы, пока в 1932 году для нее не было построено новое здание, в котором она сейчас и размещается.

Единый мир

Аркадий Ипполитов, комментируя выставку в Третьяковке, объясняет, что идея экспозиции опирается на тезис о единстве человечества. Поэтому начинается выставка с римской иконы XII века «Христос Благословляющий», которая олицетворяет Вселенную. Но одновременно она говорит и о единстве христианской идеи. Это точка отсчета, в которой христианство было едино, в которой очевидна близость итальянской и русской культур. Понятие Рима для русской культуры на протяжении столетий было очень важным. Шестьсот лет Россия живет с идеей, что Москва — Третий Рим. Эту идею через отобранные работы — 42 произведения на религиозные сюжеты — также представляет нынешняя выставка.

Шестьсот лет Россия живет с идеей, что Москва — Третий Рим. Эту идею через отобранные работы также представляет нынешняя выставка

За «Христом Благословляющим» следует работа Маргаритоне д’Ареццо (XIII век) — предполагается, что это первое изображение святого Франциска Ассизского. Именно его имя выбрал нынешний папа, ставший первым Франциском в истории Ватикана. В Москву привезли интереснейшую картину «Иисус перед Пилатом» Пьетро Лоренцетти, перекликающуюся со знаменитым полотном Николая Ге «Что есть истина?» из Третьяковской галереи (почти все русские художники XVIII-XIX веков, окончившие с отличием Академию живописи, после окончания получали стипендию для обучения в Европе, чаще всего это была Италия). Потом следует два образа из жития Николая Чудотворца. Одна из них принадлежит кисти Джентиле да Фабриано, вторая — Фра Беато Анджелико, монаха-бенедиктинца из Флоренции, ставшего величайшим художником раннего Возрождения… Здесь же два «Оплакивания Христа» Карло Кривелли и Джованни Беллини — очень важные в творчестве этих венецианских художников Ренессанса.

Рим как книга

В экспозиции есть несколько работ, притягивающих своей невероятной изобразительной силой и оригинальностью. Это и великое полотно Караваджо «Положение во гроб», и алтарный образ Никола Пуссена «Мученичество святого Эразма», самое большое произведение художника, написанное специально для собора Святого Петра, и завершающие экспозицию «Астрономические наблюдения» Донато Крети — восемь картин в одной раме, посвященные известным на тот момент планетам Солнечной системы. Полотно было написано, чтобы убедить Папу Климента XI финансировать строительство обсерватории — через несколько лет обсерватория была построена в Болонье. Нынешняя выставка читается как книга — если не полениться и попробовать эту книгу начать читать. Ведь и Рим — город-книга, где античность переплетается с настоящим. Николай Гоголь писал: «Я читаю ее, читаю… и до сих пор не могу добраться до конца; чтение мое бесконечно».

* Пинакотека (в переводе с греческого — хранилище картин) — у древних греков помещение, в котором хранились живописные изображения. У римлян «пинакотекой» называлась комната в доме при входе в атрий, украшенная картинами, а также статуями и другими художественными предметами, которыми особенно дорожил хозяин. Сейчас это слово нередко употребляется в значении «картинная галерея».

Фото: «Музеи Ватикана» и photo vatican museums/фото музеи ватикана

Одна из главных выставок этого года открывается 25 ноября в Инженерном корпусе Третьяковской галереи. О совместном проекте Музеев Ватикана и Третьяковской галереи "Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана" рассказывает директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Выставка "Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана" открывается за месяц до Рождества. Для вас как для директора Третьяковской галереи какой из аспектов этой выставки наиболее важен: политический, религиозный, культурный?

Зельфира Трегулова: Конечно, художественный. Я могу только подтвердить слова директора музеев Ватикана Антонио Паолуччи: никогда из собраний Пинакотеки Ватикана одновременно не отправляли на выставку сразу 42 шедевра такого уровня. Конечно, это беспрецедентный жест, свидетельствующий об отношении доверия, которые сложились между Россией и Ватиканом, Музеями Ватикана и Третьяковской галереей в очень непростой для всего мира момент.

Причем действительно каждая из работ, начиная от "самых популярных ангелов Рима" Мелоццо да Форли и вплоть до "Оплакивания" Джованни Беллини и "Положения во гроб" Караваджо, знаковая для коллекции Пинакотеки. Это работы хрестоматийные, которые тиражированы на открытках, постерах, во многих каталогах... Но увидеть их своими глазами - это совсем другое дело. Сергей Чобан так выстроил архитектуру центрального зала экспозиции, чтобы она повторяла абрис знаменитой площади перед собором Святого Петра с колоннадой Бернини. А на месте фасада собора - витрина с двумя ранними гризайлями Рафаэля, которые создавались для алтаря церкви в Перудже. Поэтому зритель оказывается в центре полукруга, в точке, откуда раскрываются пространства картин Рафаэля, Корреджо, Паоло Веронезе, Караваджо, Пуссена, Гверчино, Гвидо Рени...

Антонио Паолуччи говорил, что Третьяковская галерея получила практически все работы, которые просила.

Зельфира Трегулова: Совершенно верно. В декабре 2015 года у нас была последняя встреча в Ватикане по составу выставки. Нам должны были дать ответ, какие вещи из нашего списка готовы предоставить, а какие выдать не могут. Мы сидели в относительно небольшом кабинете и с замиранием сердца слушали, как господин Кориньяни, завотделом выставок, проходя по списку, где работы шли в хронологическом порядке, говорил "Si" или "Nо". Дойдя до "Положения во гроб" Караваджо, он сделал долгую драматическую паузу. А до этого было уже "Si" по поводу картины "Оплакивание Христа" Джованни Беллини. И мы с Аркадием Ипполитовым, куратором выставки, буквально замерли: с одной стороны, маловероятно, чтобы еще раз было "Да", а с другой стороны - перед "No" такую паузу не делают. И он говорит: "Si". И мы начинаем вопить от счастья.

Никогда прежде из собраний Пинакотеки Ватикана одновременно не отправляли на выставку сразу 42 шедевра такого уровня

Название проекта Roma Aeterna, то есть "Вечный Рим", отсылает к античности. Одна из важнейших тем, которая возникает в связи с Римом, это, естественно, очень продуктивный диалог античности и христианского искусства. Она была для вас важна?

Зельфира Трегулова: Конечно. Это одна из главных тем выставки.

Но в работах ее нет. Самая ранняя работа на выставке - это икона XII века римской школы "Христос Благословляющий". Меж тем в Музеях Ватикана великолепная коллекция античного искусства. Вы не хотели попросить какие-то работы для выставки?

Зельфира Трегулова : Мы думали об этом, но потом решили, что сосредоточимся на живописи. Что касается связи с античностью, то Данте, как известно, не случайно в провожатые по загробному миру выбирает великого Вергилия. Между прочим, это в его "Энеиде" идея вечного Рима получила свое поэтическое обоснование. Произведения Вергилия переписывались в средневековых монастырях Европы. Христианство выступило как наследник античной культуры, противопоставив себя варварам, громившим "идолов". Я уж не говорю о том, что Микеланджело называл себя "учеником Бельведерского торса".

Но на выставке эта тема ушла в "подтекст"?

Зельфира Трегулова: Если считать "подтекстом" блестящий обзор истории собраний Музеев Ватикана, написанный для каталога Аркадием Ипполитовым, то да. Мы не стали напрямую сталкивать античные памятники, которые есть в Музеях Ватикана, с более поздними живописными шедеврами. Но любопытствующий зритель найдет следы увлечения античностью, как и причудливые реминисценции готического искусства даже в работах художников XIV-XV веков. Кроме того, идея "вечного Рима" была заимствована Римом христианским...

Другая напрашивающаяся тема - это отношения византийской и западной христианской традиции в европейском искусстве...

Зельфира Трегулова: Мы не случайно начинаем выставку с иконы XII века римской школы, в которой как раз эта византийская традиция ощутима. Но в то же время мы не акцентируем особенности иконографии или интерпретации того или иного религиозного сюжета в картинах европейских мастеров, потому что, на мой взгляд, проекты такого рода не про то, что нас разъединяет, а про то, что объединяет.

Мы привезли величайшие произведения, созданные художниками в рамках традиции римской католической церкви, но говорящие на языке, который понятен всему человечеству. Именно поэтому мы вместе с посольством Ватикана в Москве также приглашаем на открытие глав и представителей различных конфессий. Потому что выставка обращена ко всем.

Да, практически все произведения создавались для монастырей, соборов... Так, например, ангелы Мелоццо да Форли украшали купол одной из римских церквей в свое время. И все же художники решали не только задачи, поставленные заказчиком, но и ставили вопросы, которые их волновали. "Положение во гроб" Караваджо - еще и образ невероятной трагической силы. А "Оплакивание" Карло Кривелли - одна из самых экстатических картин раннего итальянского возрождения...

Название акцентирует тему вечности, но представляет ее как сюжет, разворачивающийся во времени...

Зельфира Трегулова: Именно поэтому мы строим экспозицию традиционно - по хронологии, начиная с произведений XII века и заканчивая XVIII веком. Кстати, второе по времени создания произведение в составе выставки - икона с изображением Франциска Ассизского, написанная вскоре после его канонизации в 1228 году, то есть через полвека после его смерти. Это своеобразный hommage Папе Франциску I, который первым среди Римских пап взял имя этого святого. Если бы не встреча Франциска I и Владимира Владимировича Путина, во время которой возникла идея обмена выставками, то не возникла бы невероятная возможность увидеть сокровища Пинакотеки в Москве. Но и мы готовы быть не менее щедрыми, отправляя свою коллекцию в Ватикан.

Контуры ответного проекта, который в 2017 году представит Третьяковская галерея в Пинакотеке, уже очерчены?

Зельфира Трегулова: Понятно, что речь будет идти об интерпретации библейских и евангельских сюжетов в русском искусстве. Изначально мы планировали показать работы художников XIX - начала XX века. В это время сюжеты Священного Писания стали темой станковой картины, поводом задуматься о важнейших гуманистических проблемах. В первую очередь идет речь о картинах Александра Иванова, "Голгофе" Николая Ге, полотне "Христос в пустыне" Ивана Крамского.

А работы Натальи Гончаровой планируется показать в Пинакотеке?

Зельфира Трегулова: Да, конечно. И "Евангелисты", и изображения Богоматери, архангелов из нашего собрания. В основном планируем везти произведения из Третьяковской галереи, плюс несколько работ из собрания Русского музея, может быть, и региональных музеев.

Иконопись будет?

Зельфира Трегулова: Скорее всего. Аркадий Ипполитов предложил очень интересную тему в рамках этой экспозиции. Ее можно обозначить, как "Александр Иванов и "Преображение" Рафаэля". Сейчас продумываем, как включить иконопись в этот контекст.

Папа Франциск I любит современное искусство, нет ли в планах обмена выставками современного искусства?

Зельфира Трегулова: Пока нет.

Как попасть на выставку и сколько длится сеанс?

Когда я попыталась заказать билеты на сайте Третьяковской галереи на выставку Roma Aeterna хотя бы на 31 января, в ответ появилась надпись: "Билетов нет". Остается надежда на "лишний билетик" по тройной цене?

Зельфира Трегулова: Мы объявили продажу билетов 25 октября. За три дня все билеты до 31 декабря были проданы, после чего мы приостановили продажу билетов по Интернету. Билеты на январь и февраль будут продаваться через Интернет с середины декабря. Как и на выставку Айвазовского, часть билетов продадим в кассе Инженерного корпуса в день сеанса. Будем ограничивать количество билетов на сеанс. На этой выставке мы не можем принять столько же посетителей, сколько на выставках Серова или Айвазовского. Последнюю посмотрели около 600 тысяч человек.

Сколько билетов будет на сеанс?

Зельфира Трегулова: Думаю, не больше 100 билетов на один сеанс. Учитывая проданные по Интернету, 30-40 билетах на каждый сеанс в кассах... Посмотрим, какое количество зрителей окажется оптимальным. Выставка требует концентрации внимания и тишины. Мы купили для экскурсоводов спецоборудование, которое позволяет негромко говорить в микрофон, а у слушателей будут наушники.

После 45 минут все посетители должны будут покинуть зал?

Зельфира Трегулова: Нет, зачем? Во-первых, сеанс не 45 минут. Мы пускаем каждые полчаса с расчетом, что зрители, вошедшие раньше, прошли в следующий зал. Мы никого не выгоняем. Думаю, для осмотра этой выставки достаточно одного часа очень сконцентрированного внимательного просмотра.

Образовательная программа планируется?

Зельфира Трегулова : Будет серия лекций и два цикла кинопоказов: будут фильмы, которые в России не показывались.

Справка "РГ"

Что привезли из Ватикана

42 раритета, которые прибыли из Ватикана, представляют итальянское искусство семи веков, с XII по XVIII век включительно.

На выставке можно увидеть произведения эпохи позднего романского стиля, как, например, икону "Святой Франциск Ассизский" XIII века.

Среди работ эпохи готики есть чудесная работа Пьетро Лоренцетти, одного из мастеров Сиены XIV века, и, например, часть алтарного образа, со сценами жития святого Николая Чудотворца кисти Джентиле да Фабриано. Или со сценами жития святого Николая, кисти Фра Беато Анджелико, великого флорентийца раннего Возрождения.

На выставке представлены произведения художников Феррары, Венеции (Карло Кривелли и Джованни Беллини), Романьи (ангелы Мелоццо да Форли), Перуджи...

Гризайли Рафаэля 1507 года открывают экспозицию высокого Возрождения и барокко. Среди шедевров XVI века - картины Антони Корреджо и Паоло Веронезе.

XVII век представлен полотном Караваджо "Положение во гроб" (1604), работами художников Академии Карраччи и картиной Никола Пуссена "Мученичество святого Эразма" (1629). Переход к новому времени знаменует серия "Астрономические наблюдения" (1711) Донато Крести, художника из Болоньи.