Профориентационная работа со старшеклассниками. Профориентационная работа психолога со старшеклассниками

Одним из центральных и судьбоносных в жизни каждого человека, в его профессиональной карьере является вопрос о поиске, выборе и овладении профессией. Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодёжи, поскольку профессиональные намерения значительной части учащихся не соответствуют потребностям общества в кадрах определённой профессии.

Актуальность профориентации как общественной проблемы вызвана необходимостью преодоления противоречия между потребностями общества и сложившимися профессиональными устремлениями молодёжи.

Современная социально-экономическая ситуация характеризуется разрушением связей между профессиональным обучением и профессиональным трудом. Изменилось психологическое отношение к труду, как взрослого населения, так и молодёжи. Значительно возросло ощущение личностной и ситуативной неопределенности, снизилась уверенность в завтрашнем дне. Таким образом, профессиональное самоопределение является серьёзной жизненной проблемой для большинства людей.

Мы убеждены: чтобы вызвать активную готовность к профессиональному самоопределению, необходимо ставить школьников в определённые условия, организовывать их активную деятельность, индивидуальную и коллективную. Ведь воспитание – процесс двусторонний, соединяющий в себе деятельность педагога и деятельность учащегося.

В воспитательный компонент работы по профориентации школьников входят:

  • беседы о выборе профессии,
  • читательские конференции,
  • обзорные экскурсии на предприятия города,
  • тематические экскурсии в учреждения профессионального образования города,
  • участие в конкурсах мастерства,
  • родительские собрания по проблемам профессиональной ориентации школьников,
  • индивидуальные консультации учащихся и их родителей по оказанию помощи в формировании обоснованных профпланов.

Игра «Выжившие профессии»

За основу взята ролевая игра «Бункер» Грецова А.Г. Смотреть Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. – СПб.: Питер, 2007. С. 147-150

Психологический смысл игры заключается в отработке умений отстаивать свои интересы, развитии навыков группового взаимодействия. Кроме этого, данная игра побуждает участников задуматься над своими ценностными ориентациями, осуществляя своё профессиональное и личностное самоопределение.

Оснащение: компьютер, проектор, экран, стулья по кругу, столик, в центре которого карточки ролей, бейджи, булавки, реквизит для создания сценического образа.

Ход сценария

Включается музыка (Приложение 1 ). Участникам игры предлагается сесть на стульчики, стоящие кругом. Выключается музыка и свет.

Включается видеозапись (Приложение 2 ): «Передаём специальный выпуск новостей. На планете Земля разразилась ядерная война. Произошёл мощный взрыв. Всё разрушено. В живых никого не осталось. Уровень радиации на Земле таков, что человек гибнет в течение нескольких минут. Есть версия учёных, что только через год уровень радиации на поверхности уменьшится настолько, что жизнь на Земле возобновится».

Ведущий даёт участникам следующую инструкцию: «Вам повезло. В момент бомбардировки вы случайно оказались в бомбоубежище – герметичном бункере. Взрыв произошёл совсем недалеко от вас. Однако ваш бункер уцелел и в нём есть запасы воздуха, пищи, воды и топлива, достаточные для того, чтобы прожить целый год. Вполне возможно, что погибло всё человечество, а значит именно вам, выйдя через год из бункера, предстоит основать новую цивилизацию».

Участникам раздаются карточки (Приложение 3 ): «Получите перечень ролей тех, кто оказался рядом с вами. Самостоятельно распределите их».

Затем участникам предлагается создать сценический образ и выступить с самопрезентацией.

Звучит музыка (Приложение 1 ), участники расходятся за ширмы, переодеваются. После этого каждый выходит на сцену, выступает с самопрезентацией и садится в круг на стульчик.

Теперь даётся вторая часть инструкции: «Вы чувствуете резкую нехватку кислорода? Вам становится тяжело дышать? Дела в вашем бункере не так уж хороши. Система обеспечения воздухом в бомбоубежище рассчитана на меньшее число людей, чем в нём оказались! Значит, кем-то придётся пожертвовать, иначе задохнутся и мучительно погибнут все… Выберите тех, кому придётся выйти из бункера на поверхность, на верную смерть. Помните, что в бункере должны в конечном итоге остаться именно те, кто важнее всего для того, чтобы человечество в вашем лице смогло построить новую цивилизацию. Однако, каждый из вас, естественно, хочет выжить сам и добровольно предлагать свою кандидатуру на выход из бункера не станет, а, наоборот, попытается доказать, что именно он важен для будущей цивилизации и достоин выжить! Однако, если убедить в этом группу не удастся – он будет вынужден покинуть бункер и погибнуть. У вас в запасе 15 минут для принятия решения, потом запасы кислорода исчерпаются, и вы начнёте задыхаться»…

При определении того, сколько мест будет в бункере и соответственно сколько человек должны быть исключены, следует руководствоваться таблицей.

Во время обсуждения и принятия решения ведущий дополнительно «нагнетает обстановку», например, выключить свет («В убежище возникли проблемы с электроснабжением»), неожиданно громко стукнуть кулаком по столу («На поверхности что-то взорвалось»).

Примерный диалог участников

Профессор: Я, как самый старший здесь мужчина, к тому же профессор ядерной физики – этим всё сказано – считаю, что нас должна покинуть женщина в возрасте, (обращаясь к ней) извините.

Агроном: Позвольте, вы так просто от меня не отказывайтесь. Подумайте, чем вы будете питаться, выйдя на землю после радиации. А я единственная среди вас знаю, как подобрать и вырастить устойчивые сорта культурных растений, применить безопасные биологические средства их защиты. Чтобы вырастить урожай, надо знать, когда рыхлить почву, когда поливать, когда применять химикаты. Кроме того, я хорошо готовлю и буду кормить вас кулинарными изысками. На мой взгляд, именно Вам, профессор, надо нас покинуть, поскольку Ваше сердце долго не выдержит экстремальных условий.

Механик: Я согласен с мнением агронома. Сам же я техник – новатор. Хоть ещё и не достиг учёных степеней, всё впереди. Могу придумать новые типы инструментов, приспособлений, улучшить технологию обработки изделий.

Психолог: Так, необходимо помнить, что у тебя неуживчивый характер…

Дизайнер: Хочу обратить внимание, что нельзя придумывать такие технические объекты, которые бы очень изматывали, изнашивали человека, были бы для него очень неудобны, опасны. (Обращаясь к механику и подсаживаясь к нему) Конструкторы-механики должны сотрудничать с дизайнерами и стремиться, чтобы техника была как можно удобнее, безопаснее, комфортнее.

Спортсмен: Пожалуйста, не отказывайтесь и от меня. У меня отменное здоровье. Я молодой, сильный, ловкий. Я вам пригожусь в новой цивилизации везде, где нужна сила.

Пожарный: Так я тоже силён. К тому же умею справляться с пожарами любой степени сложности, готов экстренно отвечать на внезапные сигналы.

Психолог (обращаясь к пожарному ): Да, но у тебя конфликтный характер. Здесь в условиях закрытого пространства твоя неуравновешенность способна провоцировать драки.

Боевой офицер (обращаясь к пожарному ): А с пожарами и я умею справляться. Кроме того, знаю сам и научу вас всех приёмам выживания в экстремальных ситуациях.

Врач: Но не забывайте, что наш боевой офицер скрытый алкоголик!

Боевой офицер: А где в этом бункере алкоголь? И вообще, в сложившейся ситуации я готов отказаться от своей вредной привычки.

Актриса (обращаясь к врачу ): А вот вы, уважаемый врач, плохо учились в мединституте, и нам не понятно, можете ли Вы оказывать медицинскую помощь? Я обеспокоена, потому что жду ребёнка. К тому же я актриса. А искусство тесно сплетается с миром труда, проникает в быт, вносит в общее дело эстетические ценности. Значительная доля моих трудовых затрат остаётся скрытой от посторонних. Я ежедневно работаю над совершенствованием уровня своего мастерства, строго соблюдаю специальный режим…

Психолог (обращаясь к актрисе и подсаживаясь к ней ): Чтобы такой напряжённый труд приносил удовлетворение, важно воспитывать в себе реалистический уровень притязаний на общественное признание. Этого нелегко достигнуть, но я буду помогать.

Врач: Я плохо училась в мединституте. Больше мечтала о крахмальном халате, открытии новых лекарств (достаёт из карманов лекарства и даёт их актрисе) . А тут пролежни лежачего больного, неукротимая рвота, необходимость успокоить больного, объяснить родным безысходность положения близкого им человека, выслушивать справедливые жалобы больных. Но я не потеряла человеколюбия, душевной щедрости, бескорыстия!

Учительница: А я буду воспитывать, и учить подрастающее поколение!

Психолог: Следует учесть, что наша учительница по состоянию здоровья не может продолжить человеческий род. А я тоже педагог, плюс обладаю знаниями детской и возрастной психологии…

Ведущий напоминает, что дышать становится всё труднее, потому что воздух в убежище заканчивается. «Вы определились, кому следует покинуть бункер?» Если группа так и не определилась, даётся ещё 2–3 минуты на обсуждение. Если и после этого группа не пришла к консенсусу, то дискуссия останавливается и участники, которые должны покинуть бункер, определяются путём открытого голосования.

Боевой офицер: Давайте подведём итог. Наверное, я выскажу мнение большинства, что нас должны покинуть пожарный, у которого конфликтный характер и которого смогу заменить я, профессор, страдающий сердечным заболеванием, и учительница по состоянию здоровья, её сможет заменить психолог.

Профессор (и другие ): Нам неприятно, но мы вынуждены подчиниться общему решению (покидают бункер) .

Обсуждение

Ведущий: Наша игра завершена. Я прошу вернуться покинувших нас игроков. Теперь Вы вновь ученики. Выскажите свои впечатления об игре, мнение о своём герое. Какие обитатели бункера остались в живых, а какие «отправлены на тот свет»? Каждый из выборов нужно аргументировать.

Следует делать акцент на том, что в игре оценивается не личность участников, а умение отстаивать свою позицию на примере абстрактных ролей и «обрекаются на гибель» не участвующие в игре подростки, а придуманные персонажи, интересы которых они представляют.

Пожарный: Мне жаль, что мой герой вынужден был покинуть бункер только из-за конфликтного характера. На будущее надо иметь в виду, что всем необходимо быть доброжелательными.

Профессор: Надо следить за своим здоровьем. Не допускать перегрузок организма.

Боевой офицер: Я согласен с этим мнением. И из опыта моего героя хочу добавить, что надо отказываться от вредных привычек.

Врач: Следует всегда и везде хорошо учиться!

Фото Марии Абросимовой,
ученицы 10-го «А» класса
МБОУ «СОШ № 37»

Психологическое сопровождение профориентационной работы в школе.

Никитина Елена Владимировна, педагог-психолог

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №2

с углубленным изучением английского языка»

Великого Новгорода

Психологическое сопровождение системы профориентационной работы осуществляется психологической службой школы, основной задачей кото-рой в данном направлении деятельности является постепенноеформирование у ученика внутренней готовности к осознанному и самостоятельному плани-рованию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и пер-спектив.

Строя работу по профориентации, психологическая служба не только ориентирует учащегося на определенную профессию или ряд родственных специальностей, но и показывает ему, что высококвалифицированный специа-лист должен быть готовым приобретать на базе имеющихся у него знаний и навыков такие же знания и навыки в близкой и даже совершенно новой для него специальности, быть психологически готовым к смене специальности. Это остается актуальным даже в тех случаях, когда выбирается относительно стабильная профессия, поскольку в современном обществе все более широко применяются гибкие коллективные формы труда и предпринимательства, ко-гда необходимо владение несколькими специальностями.

Основным принципом психологического сопровождения системы профориентационной работы в рамках школы является отход от директивно-диагностического подхода, целью которого является поиск соответствия меж-ду требованиями профессии и индивидуальными особенностями ученика, в сторону развивающей (активизирующей) профконсультации, не исключающей активности самого субъекта из процесса решения жизненно важной задачи и рассматривающей ее как главный фактор правильного выбора.

Основная цель развивающей профконсультации - это активизация про-цесса формирования психологической готовности учащегося к профессио-нальному самоопределению, которая включается в учебно-воспитательный процесс. Причем деятельность по системе развивающих профконсультаций подразумевает работу с учащимися разного возраста

Главный принцип развивающей профконсультации - перенесение ак-цента с акта выбора профессии на подготовку к ней путем правильной оценки природных особенностей и направленного формирования необходимых ка-честв и свойств личности.

Основными формами деятельности психологической службы в рамках сопровождения профориентационной работы школыявляются:

1) психологическая диагностика с целью:

Использования ее результатов для выявления недостатков, пробелов в развитии тех или иных качеств, способностей, которые важны для будущей профессиональной деятельности;

Учета ее результатов при принятии решения о характере коррекционно-развивающей работы с целью подготовки к будущей профессии;

Учета результатов диагностического обследования для определения ограничений в выборе сфер профессиональной деятельности, предъяв-ляющей жесткие требования к психофизиологическим особенностям индивида;

Использования результатов для стимулирования потребностей учаще-гося к самопознанию и самосовершенствованию в ходе подготовки к своему профессиональному трупу в будущем.

В основе диагностического комплекта:

Комплексная методика Л.А. Ясюковой «Профессиональное самоопределение старшеклассников» (позволяет получить "интеллектуальный профиль" испытуемого, степень выраженности гуманитарных, математических, технических и других способностей, а также способностей к различным сферам профессиональной деятельности),

Школьный тест умственного развития (ШГУР) помогает определить выраженность способностей к трем циклам дисциплин: гуманитарных, естест-венно-научных, физико-математических;

- «Карта, интересов» А.Е.Голомштока» методика Л. А Верещагина, опрос-ник ДДО Е А Климова - помогают выявить сферу познавательных и профессио-нальных интересов учеников,

Опросник Дж.Хэлланда помогает исследовать взаимосвязи типа лично-сти и сферы профессиональной деятельности;

Личностный опросник Айзенка.

2) Развивающая профконсультация для учащихся, построенная на принципе сотрудничества, цель которой — активизировать учащегося, сформировать у него стремление к самостоятельному выбору профессии с учетом полученных с помощью психолога знаний о себе, своих способностях и перспективах их развития.

Структура развивающей профконсультации:

Констатация стадии профессионального плана учащегося;

Проведение диагностического обследования интересов, склоннотей, способностей, типологических особенностей ученика;

Оценка вместе с учащимся полученных результатов, совместная разра-ботка плана подготовки к профессиональному выбору,

Подготовка для учащегося индивидуальной системы коррекционно-развивающих мероприятий по самовоспитанию, развитию необходи-мых качеств;

Проведение контроля за тем, как осуществляется намеченный план подготовки к профессии;

Завершающая беседа с обсуждением всей проведенной работы, совме-стное принятие решения о продолжении выполнения намеченного плана либо о пересмотре первоначально избранных сфер деятельности, корректировка профнамерений, смена их, переориентация на другую профессию.

  1. групповая работа:

Профориентацинные игры (8-9 классы),

Курс «Твои дороги, выпускник» для 9 классов,

Групповые занятия по построению временной перспективы для 8-9 классов,

Элективный курс «Психология общения» (10-11 классы).

  1. участие в проведении родительских собраний по вопросам профориента-ции;

Вопросы, обсуждаемые с родителями на собраниях могут не только напрямую касаться вопросов выбора профессии, но и рассматривать различные проблемы подросткового и юношеского возраста, так или иначе влияющие на подготовку школьника к самостоятельному выбору профессии.

Собрания начинают проводиться с 7 класса. Приблизительная тематика собраний может быть такой:

Эффективные способы общения с подростком.

О чем можно и необходимо разговаривать с подростком.

Почему учиться трудно?

Какие факторы оказывают значительное внимание навыборпрофессии

Временная жизненная перспектива. Что это такое?

Психологические особенности подросткового периода. Роль семьи в формировании чувства взрослости и стремления к самостоятельности.

Как помочь подростку приобрести уверенность в себе.

Склонности и интересы подростков в выборе профессий.

Как научиться быть ответственным за свои поступки.

Как правильно выбрать профессию.

Что необходимо знать родителям старшеклассников.

«Юношеский возраст: самоопределение, надежды, поиск».

Профессии, которые выбирают наши дети.

  1. аналитическая деятельность и деятельность по проведению мониторинга состояния профориентационной работы в школе

Критерии и показатели готовности учащихся

к профессиональному самоопределению

критерии

показатели

Методики изучения

1) Когнитивный

1. знания о профессиях

2. знания о своих
профессиональных
качествах

3. знания о возможных
путях профессионального самоопределения

Опросник временной перспективы;

Опросник своих знаний о профессиях

2) Мотивационно-ценностный

1.наличие адекватной
самооценки

2.мотивы выбора
профессии

3.творческое отношение к
деятельности

Методика Л. А Верещагина "Профессиональная мотивация",

Опросник Дж.Холланда "Взаимосвязь типа личности и сферы Профессиональных интересов",

тест Торренса,

карта интересов Голомштока, тест ДДО Климова

3) Деятельностно-практический

1. способность к реализации своих целей

2. ориентация на самоопределение

3. способность к рефлексии

Различные опросники достижений, экспертные оценки, опросники рефлексии.

Профориентационные игры - эффективная форма профориентационной работы со старшеклассниками.

Игровые методы профориентационной работы направлены на активизацию учащихся в профессиональной самоопределении. Игра связана с освоением социальных и профессиональных ролей, с выбором жизненного профессионального пути, поскольку во время игры подросток проигрывает социальные и профессиональные отношения взрослых.

Именно игровые методы оказываются своеобразным противовесом общепринятым стандартным формам профориентационной работы в школе, отличающимся не интересностью, заорганизованностью профориентационных мероприятий, недостаточной активностью подростков в самоопределении.

Актуальная особенность метода профориентацинных игр:

  • созда-ние более непринужден-ной, доброжелательной и естест-венной, чем обычно, атмосферы работы со старше-классниками
  • моделирование от-дельных элементов професси-онального, жизненного и личностного самоопределения.

Условия проведения профориентационных игр:

  • высокая динамика проведения игр (упражнения должны проводитьсякак бы «на одном дыхании»), что позволяет не только лучше осознавать моделируемую про-блему в целостности, но и поддерживать дисциплину в плохо ор-ганизованных груп-пах, т.к. участники в таком случае просто не успевают отвлекаться на посторонние вопросы;
  • акцентировать внимание участников не на ошибках (не-удачах) кого-либо из игроков, а на положительных, ин-тересных и правильных высказываниях и действиях;
  • соблюдать принцип добровольности участия в игровых процедурах и заданиях (если кто-то захочет просто «по-наблюдать» за игрой со стороны, лучше разрешить ему это, но при условии, что остальная играющая группа не станет возражать);
  • даже если игровое упражнение простое и не занимает много времени, проигры-вать его следует не более 3-5 раз, иначе игроки самине заметят, как потеряют к этому упражнению интерес;
  • стараться поменьше высказываться самому (ведущему), давая возможность проявить себя игрокам;
  • при планировании игрового занятия всегда иметь в запасе несколько «запас-ных» игровых упражнений на случай, если участники без особого энтузиазма вос-примут то, что Вы предложите им первоначально;
  • не следует стремиться подводить обстоятельный «итог» каждому игровому уп-ражнению, ведь нередко более важным в психологическом плане оказывается эффект после-действия, когда участники по-своему (самостоятельно) осознают проблему, смоделированную в данном упражне-нии, а может даже откроют для себя такую ис-тину, кото-рую и ведущий-то еще по-настоящему не осознал...

Можно назвать следующие конкретные игровые методики. Ценностно-нравственные профориентационные игры; "Пришельцы", "Три ветерана" ("Три судьбы"), "Остров", "Спящий город", "Существо" (с элементами экологическою воспитания). Пробно-ознакомительные игры: "Стажеры-инопланетяне", "Ассоциации" (профориента-ционный вариант). "Угадай профессию", "Вакансия", "Новичок-Наставник". "Завод" ("Кооператив". "Музеи"). Игры, где отрабатываются навыки принятия решений и поведения при ответственных собеседованиях: "Профконсультация", "Приемная комиссия", "Пять шагов", "Советчик". Важным условием проведения этих игр является их высокая динамика (темп), что позволяет решать и проблемы, связанные с организацией дисциплины учащихся на уроке, чего больше всего обычно боятся психологи перед выходом в школьный класс.

Профориентационная игра «Один день из жизни…»

Цель игры: повысить уровень осоз-нания участниками типи-ческого и специфического в про-фессиональной деятельности того или иного специа-листа.

Упражнение проводится в кругу. Количество играющих - от 6-8 до 15-20. Время - от 15 до 25 минут. Основные этапы игры:

1. Ведущий определяет вместе с остальными игроками, какую профессию инте-ресно было бы рассмотреть. Напри-мер, группа захотела рассмотреть профессию «фо-томо-дель».

2. Общая инструкция: «Сейчас мы совместными усилия-ми постараемся составить рассказ о типичном трудовом дне нашего работника - врача. Это будет рассказ только из существительных. Например, рассказ о трудовом дне учителя мог бы быть таким: звонок - завтрак - звонок - урок - двоечники - вопрос - ответ - тройка - учительская - директор - скандал - урок - отличники - звонок - дом - по-стель. В этой игре мы посмотрим, на-сколько хорошо мы представляем себе работу врача, а также выясним, способны ли мы к коллективному творче-ству, ведь в игре существует серьезная опасность каким-то неудачным штришком (неуместно на-званным "ради хох-мы", дурацким существительным) испортить весь рассказ.

Важное условие: прежде, чем назвать новое существи-тельное, каждый игрок обя-зательно должен повторить все, что было названо до него. Тогда наш рассказ будет воспри-ниматься как целостное произведение. Чтобы лучше было запоминать назван-ные существительные, советую внима-тельно смотреть на всех говорящих, как бы свя-зывая слово с конкретным человеком».

3. Ведущий может назвать первое слово, а остальные игроки по очереди назы-вают свои существительные, обяза-тельно повторяя все, что называлось до них.

4. При подведении итогов игры можно спросить у участ-ников, получался целост-ный рассказ или нет? не испортил ли кто-то общий рассказ своим неудачным сущест-витель-ным? Если рассказ получился путаным и сумбурным,томожно попросить кого-то из игроков своими словами рас-сказать, о чем же был составленный рассказ, что там про-исходило (и происходило ли?). Можно также обсудить, насколько правдиво и ти-пично был представлен трудовой день рассматриваемого профессионала.

Особенно полезными как для школьного профконсультанта, так и для профкон-сультанта службы занятости были бы игровые упражнения на темы «День из жизни безработ-ного» и «Сон из жизни безработного» (выпускника школы эпохи «демокра-тических преобразований» и безработного взрослого из той же эпохи...).

Занятие «Социальные роли человека. Жизнь как смена социальных ролей».

  1. Упражнение- приветствие: «Пожелай соседу доброго утра…»

(упражнение выполняется в кругу)

  1. Упражнение-разминка : «Луноход».

В кругу назначаются два наблюдателя. По условиям игры никто не должен смеяться или даже улыбаться. Кто первый не выдержит, идет, полуприсев, по кругу, повторяя: «Я - луноход «один». Следующий - «Я - луноход «два» и т.д.

Выигрывает оставшийся последним участник.

  1. Слово ведущего.

Поразмышляйте над словами Шекспира. Почему он считает, что весь мир - театр, а люди в нем - актеры?

Какие жизненные роли вам приходилось исполнять?

В социальной психологии понятие «роль» служит для описания поведения личности в различных социальных функциях.

Социальная роль - это выработанная обществом программа действий человека в определенных обстоятельствах. Например, один и тот же человек в разных ситуациях жизни может быть учеником, сыном (дочерью), родителем, начальником, подчиненным, учителем и т.д.

В этом она похожа на театральную.

Приняв на себя определенную функцию, человек начинает действовать по заданной программе.

  1. Упражнение «Турнир ораторов».

На столе лежит яблоко.

Ученикам раздаются карточки с названием социальных ролей (садовод, токарь, врач, дворник, директор школы, художник, поэт, следователь, политик).

Описать яблоко, чтобы все поняли, какую социальную роль вы играете.

При оценке выступления следует обратить внимание на

  • логику выступления
  • художественность речи
  • общение с публикой
  • этичность
  • выразительность речи
  • умение демонстрировать наглядный материал.
  • Мое слово.

Самая трудная роль на сцене - роль актера. Самая трудная роль в жизни - роль самого себя.

Отличие роли сценической от роли жизненной:

Сценические роли

Жизненные роли

  1. Исполняется для зрителей.

«Для себя» - вторично.

Могут выбираться.

  1. Исполняются и для «зрителей» и «для себя». В разных соотношениях, но «для себя - первично».

В основном не выбираются, даются судьбой, обстоятельствами, навязываются и внушаются.

  1. Четко определены и ограничены друг от друга.
  1. Совмещаются и переходят друг в друга (отец, супруг, ученик, милиционер)
  1. Один человек - одна роль.
  1. Один человек - много ролей.
  1. Текст задан.

Импровизация допускается лишь как исключение.

  1. Задан только контекст - общий смысл ролевых действий и их ожидаемые результаты.
  1. Встречные роли партнеров известны наперед.

Неожиданности сведены к минимуму.

  1. Встречные роли полны неожиданностей.
  1. Игровая условность всеми принимается и осознается, забывается. Но во время игры создается впечатление реальности происходящего.
  1. Условность осознается редко.

Каждая ситуация жизни содержит ряд определенных ролей.

Их знание и выполнение обеспечивает индивиду эффективный результат взаимодействия с окружающими людьми.

Большое значение для успешного общения имеет осознание человеком характера и особенностей в выполнении своих межличностных ролей.

  1. Упражнение «Проверка наших возможностей»

(текст стихотворения).

  • «Прочесть как иностранец, плохо владеющий русским языком»
  • «Прочесть при условии, чтобы остальные - иностранцы - все поняли»
  • «Прочесть так, как если бы вдруг пропал голос»
  • «Прочитайте от лица школьного учителя»
  • «Прочитайте так, как если бы вас заставили читать это в 49 раз»
  • «Прочитайте так, как если бы вам захотелось понравиться девушке»
  • «Прочитайте так, как если бы в зале было очень холодно»
  • «Прочитайте так, как если бы в зале было очень жарко»
  • «Прочитайте текст, как объявление»
  • «Прочитайте текст, как очень смешную историю»
  • «Прочитайте текст, как очень грустную историю»
  • «Прочитайте текст, как детектив».

Групповое обсуждение упражнения.

  1. Упражнение «Ранжирование».

Попробуйте записать основные жизненные роли в порядке их ценности для вас.

Занятия по проектированию временной жизненной перспективы.

Самоопределение в современном изменяющемся мире выступает важнейшим аспектом личностного развития и полноценной жизнедеятельности человека. Учитывая, что наиболее ярко самоопределение личности актуализируется в старшем подростковом и раннем юношеском, а школа выступает важнейшим институтом социализации, представляется актуальным исследовать технологию социально-педагогической помощи в самоопределении старшеклассников.

Результатом профессионального самоопределения старшеклассников в современных условиях должна стать не узко направленная профессиональная специализация, а готовность учащегося к профессиональному и карьерному росту, а также образованию в течение всей жизни, способность самостоятельно ставить цели и определять этапы их достижения, оптимально используя при этом имеющиеся ресурсы. Важнейшей целью социально-педагогической помощи является помощь личности в правильном построении жизни и реализации личных планов.

Успешность формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению предполагает реализацию следующих подходов:

деятельностный подход означает, что деятельность - основа, условие и средство профессионального самоопределения и развития старшеклассников;

активизирующий подход предполагает рассмотрение ученика не как объекта профориентационных воздействий, а как субъекта собственного профессионального самоопределения и развития;

развивающий подход означает перенос акцента с оказания помощи в конкретном профессиональном выборе на развитие тех качеств и умений, которые дают возможность в будущем самостоятельно строить и корректировать свой выбор с учетом изменений ситуации;

психологический подход предполагает построение профориентационной работы на основе психологических знаний о закономерностях процесса профессионального самоопределения и развития, о методах исследования личности, о методах коррекции личности;

возрастной подход означает реализацию профориентационных воздействий с учетом специфики различных возрастных периодов развития человека;

личностный подход в профориентации предполагает ориентацию на личностные особенности старшеклассника, прежде всего в индивидуальных формах работы;

опережающий подход означает, что в процессе формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению необходимо учитывать не только существующую ситуацию на рынке труда и в мире профессий, но и прогнозируемые изменения мира профессий и рынка труда, что связано с направленностью профориентационной работы на будущее.

Занятие: проектирование профессионального жизненного пути.

Цель: дать учащимся представление об основах стратегии выбора профессии, различных факторах, которые нужно учесть при выборе профессии;

  • Хотите ли вы все то, о чем написали, иметь уже завтра или, напротив, ваши цели относятся к отдаленному будущему?

2) Теперь из всего того, что вы написали, выберите четыре самых важных на этот год цели.

Выберите то, что в случае реализации, достижения цели доставит вам самое большое удовольствие, то, что вас больше всего волнует.

Выпишите эти 4 цели.

А затем напишите, почему вы так уверены, что это для вас так важно.

Вы можете добиться всего, чего угодно, если у вас есть для этого серьезные внутренние основания, уверенность в необходимости достижения определенной цели, результата.

Эти основания отличают простой интерес от субъективной необходимости, обязательности этого достичь.

Если вы точно знаете, почему нечто так для вас важно, то вы найдете, как к этому прийти.

3) Просмотрите ваши цели через призму следующих правил:

  • сформулирована ли каждая цель в позитивных терминах
  • конкретна ли формулировка
  • есть ли ясное представление о результате
  • подконтрольно ли достижение этой цели вам лично
  • насколько сформулированная цель удовлетворяет этическим принципам.

4) Опишите, что у вас уже есть (какие то черты характера, друзья, которые вам помогут, финансовые ресурсы, уровень вашего образования, ваша энергия, время, которым вы располагаете и т.д.)

5) Припомните те случаи из своей жизни, когда вы чувствовали себя абсолютно успешным.

Использовали ли вы тогда какие-нибудь ресурсы из перечисленного выше?

Если да, то какие наиболее эффективно?

Это может быть любое событие, от удачного ответа на уроке, до вечера, проведенного с друзьями.

Припомните 3-5 таких случаев.

6) Опишите, каким человеком вы должны были бы быть, чтобы достигнуть своих целей.

Может быть, следовало бы быть более собранным, дисциплинированным, а быть может, напротив, более раскованным, спонтанным.

Может быть, вы хотели бы научиться лучше распоряжаться своим временем или повысить свою самооценку, стать высокого о себе мнения.

7) Сформулируйте в нескольких тезисах то, что препятствует иметь все то, о чем вы мечтатете, к чему стремитесь, прямо сейчас.

Что конкретно вам мешает?

Что вас ограничивает?

Возможно, вы не умеете планировать ваше время. Или план есть, но вы никак не можете приступить к его реализации.

Может быть, вы делаете слишком много дел одновременно, а может быть, напротив, чрезмерно сосредоточены на чем-то одном и упускаете остальное?

Может быть, вы просто боитесь, что у вас ничего не получится?

Вспомните, бывало ли так раньше в вашей жизни, что вы изначально представляли себе самый плохой исход какого-то дела и именно поэтому за него вообще не брались.

8) Составьте пошаговый план для реализации каждой цели.

Начните с конечного результата, а потом шаг за шагом спланируйте весь пути вплоть до того, что вы можете сделать по этому плану прямо сегодня.

Если у вас нет уверенность в том, каким должен быть этот план, спросите себя вновь, что же тогда мешает сегодня иметь все то, над чем уже сейчас можно работать, чтобы это изменить.

Б) РАЗРАБОТКА СОБСТВЕНОЙ СТРАТЕГИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА.

(нейролингвистическая технология моделирования кого-то, кто уже достиг желаемой цели).

  1. Представьте себе такого человека, который олицетворяет собой тот уровень достижений, ту область, в которой вы хотели бы преуспеть.

Моделями могут служить как хорошо знакомые вам люди, так и просто люди известные, добившиеся значительных успехов.

Запишите имена 3-5 человек, которые уже добились того, к чему вы стремитесь.

В нескольких словах опишите их личностные качества и поведение, которые привели к спеху.

  1. Представьте, что каждый из обозначенных вами людей собирается дать вам совет, как лучше всего достичь цели.

Запишите основную идею того, что они скажут.

Может быть, это о том, как избежать ложного пути, может быть, о том, на что в первую очередь обратить внимание, а может быть, о том, как освободиться от своих собственных ограничений.

Даже если вы лично не знаете этих людей, они могут быть прекрасными советчиками.

  1. Вспомните случай из своей жизни, когда вы переживали какой-то абсолютный успех.

Закройте глаза и представьте себе это предельно ярко.

Обратите внимание на то, где у вас помещается эта картинка: слева, справа, вверху, внизу, посередине….

Обратите внимание также на размер, точность и качество этой картинки, на те движения, звуки, переживания, которые ее создают.

Теперь подумайте о тех целях, которые вы записали.

Создайте внутреннюю картину - что будет, если вы достигните этого результата.

Мысленно поместите эту картинку туда же, где была предыдущая, и сделайте ее того же размера, яркости, раскрашенности.

Заметьте, как вы себя при этом чувствуете.

Это упражнение надо повторять как можно чаще, чтобы мозг мог создавать картину будущего успеха даже с большей легкостью, чем предыдущего.

Ясная внутренняя картина и переживание «потребного будущего» чрезвычайно важны.

  1. Нарисуйте свой идеальный день.

Каждый должен задуматься и отчетливо представить себе, кто в этот идеальный (желанный, чудесный) день находится рядом с ним, чем заняты участники этой картины.

Вообразите этот день в мельчайших подробностях, начиная с момента пробуждения и заканчивая тем, что происходит, какие переживания имеют место вечером, перед самым сном.

Представляя себе все это, опишите (нарисуйте) на бумаге свой идеальный день.

  1. «Ощутите себя королем и опишите свое идеальное окружение».

Акцентируйте значение места, не ставя себе при этом никаких ограничений.

Где вы - в лесу, на берегу озера, в шикарном офисе или в своей квартире?

Что под рукой - компьютер, рояль, чашка кофе?

Какие люди вас окружают?

Конечно, проще просто жить, чем создавать, сознательно конструировать свою жизнь.

Но надо понимать, что в жизни всякий успех - результат тяжелого труда.

Необходимо также отдавать себе отчет в том, что если вы не задаете собственной программы достижения результатов, к которым стремитесь, то кто-то другой сделает это за вас, включит вас в свой план.

И тут каждый волен выбирать.

Всякому человеку полезно регулярно просматривать (с карандашом и бумагой) свои жизненные цели и менять их, если что-то в жизни, в себе изменилось.

Иногда необходимо остановиться и подумать, а к тому ли я сегодняшний в действительности стремлюсь.

Японцы, которые умеют добиваться своего, 95% времени, тратят именно на планирование и лишь 5% - на реализацию этих планов.

В период обучения в старших классах будущему выпускнику очень важно понять и определиться, по какой дороге он хочет пойти в дальнейшем. Безусловно, в первую очередь это зависит от того, какой склад ума имеет школьник, а также от его склонностей, предпочтений и интересов.

Вместе с тем, девушки и юноши должны обязательно понимать, в каких профессиях они могут состояться, и какая работа принесет им истинное удовлетворение. Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо многократно взвесить все «за» и «против» и очень хорошо подумать.

В силу возрастных особенностей старшеклассник может сделать неправильный что непременно отразится на качестве его дальнейшей жизни. Чтобы такого не произошло, и родители, и педагоги обязательно должны принимать посильное участие и помогать детям определяться со своим предназначением. Именно с этой целью в большинстве школ сегодня проводится профориентационная работа со старшеклассниками, о которой мы расскажем вам в данной статье.

Программа профориентационной работы со старшеклассниками в школе

Организация профориентационной работы со старшеклассниками в школе осуществляется психологом, заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями и другими педагогами. Кроме того, нередко для знакомства ребят с определенными профессиями и сферами деятельности привлекаются и родители учеников.

Поскольку для таких не выделяется отдельных уроков, у многих мам и пап возникает вопрос, как провести профориентационную работу в школе. В большинстве учебных заведений лекции, игры и занятия по профориентации проводятся в рамках классного часа, предназначенного для решения организационных вопросов.

Безусловно, любые подобные мероприятия лучше всего проводить в форме деловой игры, которая заинтересует ребят и наглядно продемонстрирует им то, что пытаются донести взрослые. Также широко распространены различные тесты, групповые обсуждения, моделирование идей и ситуаций. Хотя старшеклассники и считают себя взрослыми, все же не стоит забывать, что они являются детьми, поэтому длительные лекции могут их утомить и не принесут желаемого результата.

Цель профориентационной работы родителей и педагогов в школе сводится к следующему:

Как правило, в результате проведения подобных мероприятий подавляющее большинство детей к моменту окончания школы прекрасно понимают, чем они хотят заниматься в дальнейшем и совершенно осознанно выбирают учебное заведение для получения профильного образования.

Термин «профессиональная ориентация» впервые вошел в употребление в начале ХХ века во Франции и Бельгии. Идея профориентации получила широкое признание в мире, стала важным элементом государственной политики развитых стран. Однако попытки найти наиболее оптимальное решение вопросов распределения людей по различным сферам деятельности возникли задолго до этого. Платон писал: «Каждый отдельный индивид должен заниматься чем-нибудь одним из того, что нужно государству, и притом как раз тем, к чему он по своим природным задаткам больше всего способен» 25. Таким образом, почти за 2,5 тысячелетия до наших дней, Платон верно подметил неизбежность разделения труда, качественной дифференциации деятельности людей в процессе развития общества, использование индивидуальных особенностей каждого человека.

В нашей стране профессиональная ориентация как научная проблема и определенная совокупность практических мероприятий имеет глубокие исторические корни. Она привлекала внимание многих поколений ученых и вызывала живой интерес у психологов и педагогов.

В 1918 году заведующий Педологическим Музеем Н.А. Рыбников в книге «Психология и выбор профессии», оценивая состояние профориентационной работы в России на тот период, отмечает: «Выбор занятия, профессии в современном обществе исключительно дело случая. В этой области царит полнейший хаос, объясняющийся тем, что необходимость заработка заставляет браться за первое подвернувшееся под руку дело. При таком положении вещей общество не получает и доли того, что могла бы дать личность при более правильной организации распределения труда. Еще больший терпит ущерб сама личность, … ибо труд без творчества есть рабство. Человек становится неудачником зачастую лишь потому, что ему в свое время не помогли найти его место, на котором он смог бы творчески выяснить себя, испытать радость и свободу от труда по призванию» 31.

Особенностью нынешних задач профориентационной работы стала реально возникшая перед значительными массами людей проблема свободы выбора. В связи со свободой выбора возникают некоторые этические проблемы профориентации.

В психолого-педагогическом словаре понятие «профориентационная работа» определено как «обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развитии природных дарований, а также проведение комплекса мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуацией на рынке труда».

В этом же словаре определены и цели профориентационной работы:

1) обеспечение социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений;

2) достижение сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда;

3) прогнозирование профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности;

4) содействие непрерывному росту профессионализма личности, как важнейшего условия ее удовлетворения трудом и собственным социальным статусом, реализации индивидуального потенциала.

Профориентационная работа составляет систему совместных мероприятий школы, родителей, внешкольных учреждений по оказанию помощи учащимся в выборе сферы труда и профессии в соответствии с призванием личности и потребностями общества в квалифицированных кадрах.

С.Н. Сазонов выделяет ряд принципов, которыми руководствуются (или должны руководствоваться) старшеклассники, выбирая себе профессию и место в социальной структуре общества. Принцип сознательности в выборе профессии выражается в стремлении удовлетворить своим выбором личностные и общественные потребности. Принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностями личности. Принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. Принцип развития отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка, по мере роста опыта и профессионального мастерства .

Р.В. Овчарова отмечает, что успешность выбора профессии означает оптимальное согласование общественных потребностей в сфере труда с планами профессионального и личностного развития учащихся. Поэтому, чем больше профессиональный выбор соответствует структуре требуемых в современном обществе кадров профессий, тем успешнее осуществлялась профориентационная работа .

Общая цель системы профориентационной работы - подготовка учащихся к обоснованному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности.

Система профориентационной работы является подсистемой общей системы трудовой подготовки школьников, непрерывного образования и воспитания, цель которых в концепции модернизации Российского образования определена следующим образом: создать в системе профессиональной ориентации условия для психологической поддержки молодежи, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определение реальных возможностей в освоении той или иной профессии.

В концепции также отмечается, что современное общество нуждается в подготовке квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готовые к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Для решения этой основной цели профессионального образования необходимо уже в школе создать условия для профессионального самоопределения старшеклассников, усилить профориентационную работу.

Профориентационная работа, являясь целостной системой, состоит из взаимосвязанных подсистем (компонентов), объединенных общностью целей, задач и единством функций.

Организационно-функциональная подсистема - деятельность различных институтов, ответственных за подготовку старшеклассников к сознательному выбору профессии, выполняющих свои задачи и функциональные обязанности на основе принципа координации.

Личностная подсистема - личность старшеклассника рассматривается в качестве субъекта развития профессионального самоопределения. Последнее характеризуется активной позицией, т.е. стремление к творческой деятельности, самовыражением и самоутверждением в профессиональной деятельности; направленностью, т.е. устойчивой доминирующей системой мотивов, убеждений, интересов, отношением к усваиваемым знаниям и умениям, социальным нормам и ценностям; развитием самосознания; представлением о себе, своих способностях, особенностях характера.

Управленческая подсистема предполагает сбор и обработку информации о процессах, явлениях или состоянии системы профориентационной работы, выработку программы действий, регулирование процесса реализации и разработку рекомендаций по ее совершенствованию. Программа управления профориентационной работы школы является составной частью управления социально-экономическим развитием района, города, региона.

Все подсистемы профориентационной работы со старшеклассниками взаимосвязаны между собой и в этой взаимосвязи приобретают новые, интегративные качества. Профориентационная работа выполняет диагностическую, обучающую. формирующую и развивающую функции.

В настоящее время профориентационная работа со старшеклассниками включает в себя следующие направления:

1. Профессиональная информация снабжает старшеклассника сведениями о профессиях, профессиональном образовании, рынке труда, реальном и ожидаемом спросе на конкретные профессии к личности и организму человека.

2. Профессиональная диагностика, которая направлена на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии.

3. В процессе профессиональной консультации изучаются и сопоставляются возможности и желания старшеклассника с требованиями профессии к его здоровью, знаниям, личностными качествами с целью выработки рекомендаций о наиболее предпочтительных путях профессионального самоопределения.

4. Профессиональный отбор, в ходе которого оформляется заключение о пригодности к определенному виду деятельности.

5. Социально-профессиональная адаптация, приспособление старшеклассника к содержанию и условиям конкретного вида деятельности.