Роль певческой деятельности дошкольников в современных условиях. Вокально-хоровое воспитание. Понятие вокально-хоровых навыков. Планируемые результаты обучения

Альбина Шакирова
Пение как основной вид музыкальной деятельности дошкольников

МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ на тему :

«»

В последнее время многие педагоги дошкольных учреждений уделяют много внимания постановке танцев, театрализованных представлений, а на формирование навыков правильного звукообразования на занятиях почти не остается времени. Во многих детских садах репертуар песен для праздников и развлечений подбирается сложный, не доступный диапазону детского голоса. Часто пение детей крикливое , фальшивое. Это в свою очередь, вредит развитию музыкального слуха детей , развитию эстетического вкуса. Очень важно, чтобы дети пели естественным голосом, чисто интонируя, выразительно и эмоционально передавая характер и настроение песен.

Пение является самым доступным видом детского исполнительства, т. е. каждый ребенок с рождения обладает готовым «музыкальным инструментом » , а именно – певческим голосом. Дальнейшее совершенствование певческих навыков ребенка способствует его общему развитию, становлению его личностных качеств, таких, как отзывчивость и способность сопереживать чувствам, переданным песнями, также помогает формированию эстетического отношения к музыке , а через нее – и к окружающей действительности.

ПЕНИЕ – КАК ОСНОВНОЙ ВИД МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ .

Огромную роль в обучении пению играют навыки восприятия музыки . Поэтому в первую очередь на музыкальных занятиях у детей необходимо развивать эмоциональную отзывчивость на музыку .

Пение – основное средство музыкального воспитания . Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку , активно выражают свои переживания и чувства.

Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает чёткому произношению отдельных звуков и слогов. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности :

Музыкальный слух

Чувство ритма

Текст песни помогает им понять содержание музыки и облегчает усвоение мелодии.

СЛАЙД 2 и 3

ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ :

ЗАДАЧИ ПЕВЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ : Методика работы в основном направлена на то , чтобы как можно лучше развить в детях самостоятельность, активность, инициативу, осознанность в восприятии и исполнении музыкального произведения . Песни поются всей группой, подгруппами, индивидуально, по ролям, по музыкальным фразам , по куплетам поочередно, каждой подкупной и т. д. Добиваясь интонационно и ритмически точного исполнения мелодии, педагог всегда обращает внимание на трудные мотивы, фразы и работает над ними. Часто перед исполнением песни он дает тонику на инструменте для ладовой настройки. В процессе обучения применяет дирижерские жесты.

Поэтому с самого раннего дошкольного возраста надо учитывать специфику детского голоса, чтобы избежать ошибок в работе по формированию певческих навыков. Детский голос очень хрупок и раним, голосовые связки короткие и тонкие. Гортань, легкие детей малы. Мышцы голосового аппарата также слабы, в результате чего детский голос высокий и не очень сильный. Диапазон детского голоса небольшой, который при правильной организации певческой деятельности расширяется . Работа по развитию певческих навыков у детей будет более результативной, если учитывать эти особенности детского голоса.

Этому во многом содействует продуманный подбор музыкального материала – РЕПЕРТУАР, соответствующий певческим возрастным возможностям детей.

При выборе песенного репертуара необходимо учитывать, чтобы содержание песен отражало круг интересов ребенка. Подходящий репертуар для всех возрастов – народные попевки, песни, хороводы. Их мелодии и содержание просты и доступны, формируют музыкальный вкус и могут применяться в различных жизненных ситуациях. Тексты песен должны быть доступны для понимания детьми. Если в содержании песен есть сложные для понимания детьми слова, их нужно обязательно объяснить ребенку.

Песни, которые предлагаются детям во всех группах, должны быть высокохудожественными, познавательными в отношении содержания текста. Тематика песен разнообразная, но близкая и понятна детям : песни о природе, труде детей, детском саде, школе, временах года; шуточные, игровые, праздничные, песни на общественную тематику.

Мелодии песен должны быть простые, яркие и разнообразные по характеру. Также должны соответствовать вокальным возможностям детей с точки зрения диапазона, который не должен превышать указанного в программе воспитания в детском саду.

Диапазон песен не должен превышать возможности певческого диапазона детского голоса. Фразы песен должны быть короткими, т. к. объем детского дыхания невелик. В мелодии песен важно отметить простые интонационные и ритмические ходы.

ПЕСЕННЫЙ РЕПЕРТУАР И ТРЕБОВАНИЯ К ЕГО ПОДБОРУ :

При выборе песен надо исходить из :

плана педагогической работы и интересов детей, которыми они живут в данное время.

Ведь дети должны осмыслить содержание текста и требования к исполнению песни, уметь исполнить песни самостоятельно - соло и хором.

Песни также должны отвечать дидактическим требованиям, т. е.

доступности,

систематичности и последовательности,

сознательности,

активности.

Поэтому постепенное усложнение песен должно идти от более легких к более трудным по мелодии, гармонизации, структуре.

Пение по праву считается первичным из всех видов музыкального исполнительства , одним из первых проявлений музыкальности ребенка . Пение представляет собой психофизиологический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как, дыхание, кровообращение, эндокринная система. Поэтому важно, чтобы ребенок при пении чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием. Именно непринужденность является важнейшим физиологическим критерием работы голосового аппарата. Но детский голос сильно отличается от голоса взрослых. У детей дошкольного возраста голос еще не сформирован и слаб, поэтому звук детского голоса отличается мягкостью, «серебристостью» , головным звучанием и ограниченностью силы звука.

Дети подражают речевой и певческой интонации взрослых людей, пытаются воспроизвести звуки, издаваемые домашними животными, птицами. При этом слух контролирует правильность звукоподражания.

Слух совершенствуется, если обучение ведётся правильно. В младших группах детского сада внимание ребят привлекается к точному воспроизведению мелодии : петь простые попевки, песенки, построенные на двух-трёх нотах. Ребёнок слушает, затем поёт вместе со взрослым. Постепенно вырабатывается устойчивость слухового внимания и развивается ладовысотный слух.

Обучение детей певческим умениям связано с задачей очень осторожного развития детского голоса и сохранения его естественного звучания. Поэтому нужно обращать внимание на основы физиологии детского голоса, чтобы исключить ошибки.

Детский голос обладает особыми качествами, отличающими его от голоса взрослых. Детские голосовые связки короткие по сравнению со связками взрослых – отсюда особое звучание детских голосов, особенно в младших группах. Гортань с голосовыми связками в несколько раз меньше, чем у взрослого. Звук, образовавшийся в гортани очень слабый, но он усиливается резонаторами : верхний головной (полости носа, рта и глотки) и нижний грудной (трахея, бронхи, грудная клетка) . Легкость, звонкость детского голоса зависит от слабого развития грудного резонатора, так как у детей преобладают головные резонаторы.

Певческий диапазон – это объем звуков, который определяется интервалом (расстоянием) от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос. Возрастные особенности певческих диапазонов детей изучались многими исследователями. Н. Д. Орлова определяет рабочий диапазон “звучащую зону”, в пределах “ми I окт – си I окт”, хотя многие ребята могут воспроизводить и более высокие звуки.

Важно перед началом обучения дошкольников определить диапазон голоса каждого ребенка (диагностические обследования) и на занятиях стремиться систематически его укреплять с помощью различных упражнений, чтобы дети могли свободно владеть своим голосом.

Вокально-артикуляционные упражнения, активно используемые на музыкальных занятиях , представляют собой специально организованные упражнения, направленные на развитие и овладение навыками певческой дикции и артикуляции, а так же являются здоровьеберегающим технологиям :

Песенки-распевки. Цель распевок – подготовить голосовые связки к пению и упражнять в чистом интонировании определенных интервалов.

Дыхательная гимнастика – способствует развитию и укреплению лёгких и диафрагмы.

Дыхательную гимнастику мы выполняем стоя или сидя, в зависимости от состояния и настроения детей, но обязательно сохраняя осанку (развёрнутые плечи, прямая спина, подобранный живот) .

Логопедическая гимнастика и речевые игры Незаменимым материалом в работе являются «Логопедические распевки» . Они основаны на пропевании чистоговорок и попевок, направленных на овладение различными звуками. Т. С Овчинникова советовала, «осваивая артикуляцию гласных, полезно каждый звук показывать руками и пропевать их с артикуляторными жестами. Движения выполняются одновременно обеими руками». Пропевание и проговаривание скороговорок в разном темпе, характере также приводит к замечательным результатам, улучшая дикцию детей.

- "Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Валеологические песенки попевки Это доступные для восприятия и воспроизведения тексты распевок (авторы М. Л. Лазарев, М. Ю. Картушина) и приятная мелодия (мажорный лад) поднимают настроение, создают позитивный тон. Улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голосовой аппарат к пению .

Артикуляционная гимнастика способствует активному задействованию лицевой мускулатуры, её разогреву.

Ритмодекламация и скороговорки. «Ритмодекламация» подчёркивает именно ритмизацию текста при выразительном речевом интонировании. Для развития гибкости и подвижности артикуляционного аппарата используются скороговорки.

Развитие детского голоса и его совершенствование зависит не только от разнообразных методических приёмов, но и от знаний, которые даются детям на занятиях музыки . Но эти знания сами по себе не могут обеспечить красивое звучание голоса. Нужны специальные и длительные упражнения, чтобы знания перешли в необходимые умения, которые после неоднократных повторений становятся навыками. К простейшим певческим навыкам относятся такие как :

1. певческая установка,

2. звукообразование,

3. правильное дыхание,

4. хорошая дикция,

5. чистота интонации,

6. чувство ритма,

7. слаженность ансамбля.

Все певческие навыки тесно связаны между собой и должны развиваться у детей в системе.

Вокальная работа, проведённая над песней (над её элементами) делает её ярче, интереснее. А главное, голосовой аппарат ребёнка крепнет, а сам он становится музыкальнее . Негромкий серебристый звук детского голоса характеризует его эстетический эталон. И к его достижению необходимо стремиться в певческой практике.

Хорошая песня развивает и воспитывает ребёнка, она источник интереса к музыкальной деятельности , в которой формируются вокально-певческие навыки и умения.

На одном занятии, кроме разучиваемой песни, должны звучать песни ранее выученные. При их исполнении от детей следует добиваться точной интонации, выразительности, естественного звучания, пения без поддержки взрослого. Всего на каждом занятии может прозвучать 1-2 упражнения, 1-песня разучиваемая, 1-песня повторная. Исключение составляют занятия, проводимые непосредственно перед праздничным утренником, когда повторяют 3-4 песни.

Работу над песней можно разделить на три этапа – ознакомление, разучивание и закрепление.

1 этап – ознакомление с новым музыкальным произведением .

На первом этапе важно заинтересовать детей, пробудить в детях желание выучить и исполнить песню.

Начинать разучивать с дошкольниками любую песню следует с целостного её восприятия, т. е. первый раз она должна прозвучать выразительно, со вступлением, с полным аккомпанементом. Важно обратить внимание детей на содержание песни, её характер, изобразительность. На первых занятиях лучше не пользоваться аккомпанементом, а играть только мелодию или предлагать запомнить её с голоса взрослого. Нельзя разучивать сразу весь текст хором, иначе дети будут плохо интонировать, петь «речитативом» .

Краткое вступительное слово о данном произведении (название песни, авторы музыки и текста ) ;

Пояснение непонятных слов;

Чтение стихотворений и мини-рассказа, которые настраивают детей на более глубокое восприятие музыкального образа ;

Разгадывание загадок, ребусов;

Вовлечение детей в диалог при обсуждении песенного образа.

Задача этого этапа – создать атмосферу сопереживания данному произведению. Очень важно, при восприятии детьми музыки , развивать их воображение, эмоциональный отклик, мышление, суждение. Необходимо петь так красиво, эмоционально чтобы заинтересовать детей новой песней.

Второй этап связан с ее разучиванием. Здесь также идет работа над формированием и развитием вокально-певческих навыков. Перед пением необходимо «разогреть» голос ребенка, используя небольшие распевки со словами или на слог (на 2-3 звука.)

При разучивании песни важно сосредоточить внимание ребенка на мелодии, которую лучше начать осваивать без текста на слог. Так внимание ребенка будет сосредоточено на звуковысотных и ритмических особенностях мелодии. Можно разучивать мелодию без фортепианного сопровождения. Сложные по ритмическому рисунку фрагменты песни необходимо поучить отдельно. Ритмический рисунок можно прохлопать, затем одновременно прохлопать и пропеть на слог. В работе над дикцией обратить внимание на выразительное исполнение текста в соответствии с его смыслом. В работе над дыханием необходимо разъяснить, что дышать нужно спокойно, не поднимая плеч, не делая шумных вздохов перед фразами, сохраняя воздух до окончания фраз. Педагогу необходимо помнить, что певческие навыки и умения формируются успешнее, если они окрашены эмоционально. Поэтому с самого начала разучивания песни необходимо искать выразительный звук, отвечающий ее характеру, необходимо, чтобы фразировка была логична, а штрих, динамика и темповые отклонения соответствовали эмоционально-образному содержанию песни.

Беседа – анализ произведения

Упражнения для развития певческих навыков

Песенки – попевки и песенки - распевки

Разучивание трудных мелодических ходов

Разучивание сложных ритмических рисунков

Работа над вступлением в песни

Работа над текстом

Каждая песня требует своего сценического воплощения. На третьем этапе идет закрепление песни. Дети уже овладели певческими навыками и свободно исполняют выученный материал. Здесь можно и важно проверить, как песня усвоена каждым ребенком. Для этого можно петь подгруппами, индивидуально, по «цепочке» . Пение с сопровождением можно чередовать с исполнением без инструмента.

Показателем усвоения песни будет ее исполнение детьми в самостоятельной деятельности , в свободное время, по собственной инициативе. Если песня полюбилась, дети поют ее по собственному желанию не только на занятиях. Они надолго запоминают ее, включают в игры, с удовольствием «выступают» перед зрителями. Критерием музыкального развития при этом будет не количество разученных песен, а красивое, выразительное пение , любовь к песням и потребность в нем.

Наталья Апанасова

«Значимость пения в дошкольном возрасте

«Образные приёмы для развития певческих навыков детей дошкольного возраста

Современные научные исследования свидетельствуют о том , что развитие музы-кальных способностей , формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте . Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возмож-ность ее прочувствовать.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее разви-тие : формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.

В пении , как и в других видах исполнительства, ребенок может активно проявить свое отношение к музыке. Пение играет важную роль в музыкальном и личностном разви-тии .

Только в деятельности совершенствуется восприятие, память, мышление, воображе-ние , ощущения, приобретаются знания, возникают новые потребности, интересы, эмоции, развиваются способности . В любой деятельности необходимы сознательность и целена-правленность. Сознание ребенка формируется в совместной деятельности со сверстника-ми и взрослыми. Так дети приобретают опыт, учатся познавать себя и других, оценивать поступки, действия.

Певческий голос сравнивают с музыкальным инструментом, которым ребенок может пользоваться с малых лет. Выразительное исполнение песен помогает более ярко и углуб-ленно переживать их содержание, вызывать эстетическое отношение к музыке, к окру-жающей действительности. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей : эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, так как знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.

«Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке; обогащаются пережива-ния ребенка; активно формируются музыкально-сенсорные способности и особенно му-зыкально-слуховые представления звуковысотных отношений.» (Ветлугина Н. А.)

Пение тесно взаимосвязано с общим развитием ребенка и формированием его лично-стных качеств. В пении развиваются эстетические и нравственные представления, активи-зируются умственные способности , заметно положительное влияние на физическое раз-витие детей .

Формирование музыкальных способностей неразрывно связано с умственными про-цессами. Восприятие музыки требует внимания, наблюдательности. Ребенок, слушая му-зыку, сравнивает звуки ее мелодии, аккомпанемента, постигает их выразительное значе-ние , разбирается в структуре песни, сравнивает музыку с текстом.

Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей . Пение влияет на общее состояние организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообраще-ния , дыхания. Влияние музыки на организм человека установили физиологи В. М. Бехте-рев, И. Б. Павлов.

Специфика пения дошкольников исследовалась в разных аспектах. Еще в 1940 году Н. А. Метлов в своей диссертации «Обучение пению детей старшей группы детского сада» ставил и решал вопросы, связанные с охраной детского голоса, разработкой методики обучения детей пению . Им были определены удобные для каждой возрастной группы пев-ческие диапазоны, выработаны рекомендации по овладению певческой установки , во-кальными и хоровыми навыками (звукообразованием , дыханием, дикцией, чистотой инто-нации, ансамблем). Проблему развития чистоты интонации в старшем дошкольном воз-расте проанализировала А. Д. Войнова. Особенности развития музыкального слуха , мето-ды и приемы обучения пению , роль упражнений и их систематизация, развитие самостоя-тельности , творчества в пении , необходимость индивидуально-дифференцированного подхода исследованы Н. А. Ветлугиной и ее учениками (А. Катинене, Р. Т. Зинич, Т. В. Вол-чанская, А. И. Ходькова, М. Ю. Викат, М. А. Медведева).

Певческую деятельность можно определить как одну из важнейших форм проявле-ния активного отношения детей к песням и пению в процессе различных жизненных си-туаций (А. Катинене) .

К пению можно относиться по-разному. Детей начинают учить пению с детского са-да . В школе музыке и ритмике тоже уделяется немаловажное значение , хотя ясно, что по-давляющее большинство детей , не будет после школы заниматься музыкой профессио-нально. И все- таки даже детям, не проявляющим склонности к музыке, пытаются привить основы музыкальной грамоты. Играют ли здесь роль представления о гармоничном разви-тии личности , или же элементарное музыкальное образование имеет практическое значе-ние в жизни ? Размышляя над этим вопросом, необходимо взвесить все «за» и «против» . В любом случае пение (рисование, танец, любой вид творческой работы) развивают ребенка , позволяют ему сказать о себе нечто большее, чем просто назвать свое имя, адрес и год рождения.

Основная задача музыкальных занятий в дошкольном возрасте – научить непринуж-денному и выразительному пению . Дети способны почувствовать и передать настроение песни. Для этого необходимо обучать простейшим певческим навыкам . Конечно, на пер-вых порах маленькие дети лишь подтягивают отдельные звуки, слоги, подражая пению взрослого , но постепенно их пение становится более самостоятельным, и к школьному возрасту (а часто и раньше) они способны правильно и стройно исполнять несложную ме-лодию, вовремя начинать и заканчивать ее, соблюдать указанный темп и его изменения, точно исполнять ритмический рисунок и динамические оттенки.

Все это общие, давно известные положения, которые необходимо знать каждому пе-дагогу. Но как сделать так, чтобы ребёнку было интересно, чтобы он с удовольствием шел на занятия!

Для меня нет ничего неприятнее, чем сознание того, что детям скучно, неинтересно… И вот тогда на помощь приходит образное слово и игра , но главное образность . Любое, даже самое скучное, упражнение можно преподнести весело и интересно. Вот несколько образных приёмов , из практики моей работы, которые очень помогают заинтересовать ребят, донести до них нужную мне информацию в интересной форме :

«Воздушный шарик» - очень сложно объяснить даже 6-7летним детям, что значит правильно дышать ! Тем более невозможно произнести такие страшные слова как нижне-реберно-диафрагмальное дыхание! На помощь приходят знакомые и понятные образы . Все дети любят воздушные шарики, которые используются в данном случае. Вместе с детьми мы надуваем воздушные шары и смотрим, что с ними происходит - если выпус-кать воздух. Ну, а если одеть на шарик писчик, получится незаменимое пособие по изуче-нию техники дыхания! Далее мы представляем, что шарики находятся внутри нас. Глубо-ко вдыхаем, на плечи «кладём кирпичи» -чтобы они не поднимались и потихоньку выпус-каем воздух…-«греем брошенного котенка в руках» . Чем дольше будем дуть теплым воз-духом, тем быстрее согреется котенок. То есть каждую фразу, каждое упражнение я ста-раюсь превратить в игру, чтобы оно не звучало сухо и скучно.

«Бутерброд с маслом» - очень нравится детям «намазывать масло на бутерброд» . Ну, а масло это наш голос! Пение на легато один из самых сложных видов пения в этом воз-расте , но благодаря такому простому сравнению дети очень быстро и легко понимают, как нужно петь.

«Стеклянные вазочки» - непросто объяснить порою и пение на стаккато . В таком случае, я прошу детей «взять в руки маленькие вазочки – из самого тонкого стекла и каж-дую, очень аккуратно, чтобы не разбить, поставить на свою ступеньку». Использование образных движений помогает детям лучше координировать силу голоса, понять, как ис-полнить этот приём .

Ну, и самый любимый детьми приём - «Поющий страус» - приём , неизменно вызы-вающий улыбку у детей ! Поющий страус это не что иное, как вытянутая вверх рука, изображающая голову страуса . Сомкнутые четыре пальца вверху и большой внизу – клюв страуса, который очень любит петь вместе с детьми. Этот приём оказался очень действенным - и поэтому, как-то само собой получилось, что страус материализовался вот в такого импозантного итальянского певца – синьора Форте! (показ куклы)

Конечно, петь с ним очень весело и интересно, что и требовалось! С помощью этого замечательного помощника я решаю много педагогических задач, которые воспринима-ются детьми очень легко и весело!

Таким образом , занятия проходят легко, весело и без напряжения со стороны детей . Развитие музыкального вкуса , эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем. Мне кажется, занимаясь с ребенком, важно помнить, что наиболее благоприят-ного периода для развития музыкальных способностей , чем детство, трудно представить.

2. Добровольская Н., Орлова Н. «Что надо знать учителю о детском голосе» . Мо-сква : Музыка, 1972

3. Макарова Е. С. «Развитие певческого голоса у детей на начальном этапе обуче-ния». Москва, 1990

4. Михайлова М. А. «Развитие музыкальных способностей детей » . Ярославль, 1984

5. Радынова О. П., Катинене А. И. «Музыкальное воспитание дошкольников » . М.: Просвещение, 1994

6. Сергеева Б. Программа обучения по специальности «Пение » . Санкт-Петербург, 2003 г.

7. Халабузарь П. В., Попов В. С. «Теория и методика музыкального воспитания» . Санкт-Петербург, 2000

Задачи:

· работать над осмысленным и эмоциональным исполнением песни;

· разучить и озвучить на элементарных музыкальных инструментах ритмическую партитуру сопровождения;

· целостно воплотить музыкальный образ песни, реализуя идею исполнительского развития.

У: Вернемся из Франции в Россию и попробуем придумать варианты хорового исполнения русской народной песни «Калинка».

Для начала давайте споем первый куплет.

Выстраиваем первый звук. Добиваюсь округлого звука, хорошей кантилены в запеве, прошу петь нежно, плавно, красиво, так, чтобы мелодия напоминала колыбельную. Особое внимание уделяю работе над фразировкой. Повторяю с детьми партию альтов. Соединяю партии, работаю над строем и ансамблем в двухголосии, вслушиваемся в сочетание голосов, работаем над ансамблем и строем. Затем исполняем весь куплет и припев.

У: А теперь предложите мне свой вариант исполнения второго куплета!

Д: Пусть запев споет солист, а в припеве мы будем играть на наших музыкальных инструментах.

Раздаю учащимся инструменты. Разучиваем ритмическую партитуру сопровождения к припеву по партиям, опираясь на запись на доске. Назначаю солистов. Прошу детей встать.

Концертное исполнение всей песни.


VI. ОБОБЩЕНИЕ.

Задачи:

· обобщить представление детей о вариантно-вариационном принципе развития музыки;

· подвести итог урока.

У: С какими понятиями, которые определяют развитие музыки, мы сегодня познакомились?

Д: Вариант, вариации.

У: Совершенно верно!

ВАРИАНТЫ

Слайд: ТЕМА

ВАРИАЦИИ

У: А кто понял, на что был похож наш урок?

Д: На вариации!

ПРИМЕЧАНИЯ

Представлена расшифровка видеозаписи примеров импровизации на тему французской народной песни «Пастушья песня» и «Вариаций на тему Пачини» Ш. Данкля (фрагмент темы Пачини) на уроке, проходившем в рамках второго тура международного конкурса «Учитель музыки XXI века».

Е.А. ГОЛОВАНОВА

дипломант

Международного конкурса

«Педагог-музыкант в контексте современной культуры».



Научный руководитель:

Заслуженный учитель РФ, доцент Рачина Б.С.

МУЗЫКА НАШЕЙ РОДИНЫ

КЛАСС: 3.

ТЕМА УРОКА: Музыка нашей Родины.

ЦЕЛЬ: формировать отношение детей к Родине в процессе эмоционального восприятия красоты и многообразия образов русской музыки.

Планируемые результаты обучения:

Учащиеся должны:

Знать: жанры русских народных песен;

· черты стиля русской музыки:

Уметь:

· определять на слух лад (мажорный, минорный, переменный).

· МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

· воспитывать любовь к музыке и потребность в общении с искусством на основе восприятия музыки М. Мусоргского и А. Бородина;

· в ходе сравнительного анализа выявлять интонационные и другие особенности национального стиля русской музыки;

· на основе имеющейся у детей информации сделать вывод о существенных особенностях русского народного песенного творчества;

· оценивать собственную и коллективную музыкальную деятельность.

ПРЕДМЕТНЫЕ:

· воплощать музыкальный образ в осмысленном и эмоциональном интонировании в процессе исполнения разучиваемых песен;

· стимулировать творческие проявления детей в ходе импровизации мелодии в стиле русской песенности;

· формировать культуру пластической деятельности детей, осваивая элементы русского народного танца.

ТИП УРОКА: комбинированный.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: виды (жанры) русских народных песен (плясовая песня, протяжная песня); черты стиля русской музыки (распевы, поступенность, переменный лад, «мелостность», вариантное развитие); интонация; двухголосие; мажор; минор.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:

· М. Мусоргский. «Богатырские ворота»;

· А. Бородин. «В монастыре»;

· русская народная песня «Как по морю»;

· русская народная песня «Я с комариком».

МЕТОДЫ:

· метод эмоциональной драматургии;

· метод сравнения;

· метод установления взаимосвязи художественного и технического на интонационной основе;

· метод слуховой наглядности;

· метод зрительной наглядности;

· словесные методы (беседа, рассказ, объяснение, пояснение);

· практические методы (певческие упражнения, пластическое интонирование).

ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

· внимательно вслушиваться в музыку, сопереживая эмоциональному содержанию музыкального образа;

· в процессе анализа выявить содержание музыкального образа пьесы А. Бородина «В монастыре»;

· в новом музыкальном материале выявить черты стиля русской музыки;

· выявить в музыкально-пластическом этюде свое понимание жанра русской плясовой песни;

· раскрыть красоту и мелодичность русской песни, выразительно исполняя ее a capella;

· осваивать в певческой деятельности двухголосный строй;

· сочинить мелодию в стиле русской народной песни.

ОБОРУДОВАНИЕ: рояль, компьютер, проектор, портреты композиторов, подготовленные презентации.

СТРУКТУРНЫЙ ПЛАН УРОКА:

Вид деятельности Музыкальный материал Время (мин.)
I. Организационный момент. М. Мусоргский. «Богатырские ворота».
II. Музыкально-слушательская деятельность. А. Бородин. «В монастыре».
III. Певческая деятельность. 1. Распевание. Упражнение «Солнышко - туча».
2. Работа над песней. Русская народная песня «Как по морю».
IV. Музыкально-пластическая деятельность. Музыкально-пластический этюд на основе русской народной песни «Я с комариком».
V. Певческая деятельность. Русская народная песня «Я с комариком».
VI. Музыкально-творческая деятельность. Вокальная импровизация в стиле русской народной песни.
VII. Обобщение. Материал урока.

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Пение в хоре объединяет детей, создает условия для их музыкального эмоционального общения. Выразительное исполнение песен помогает наиболее ярко и углубленно переживать их содержание, вызывает эстетическое отношение к окружающей действительности. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, т.к. знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.

Ветлугина Н.А. считает, что ”пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются переживания ребенка, активно формируются музыкально–сенсорные и, особенно, музыкально–слуховые представления звуковысотных отношений” 1 .

Пение тесно связано с общим развитием ребенка и формированием его личностных качеств. В процессе пения активизируются умственные способности детей. Восприятие музыки требует внимания, наблюдательности. Ребенок, слушая музыку, сравнивает звуки ее мелодии, аккомпанимента, постигает их выразительное значение, разбирается в структуре песни, сравнивает музыку с текстом.

Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей. Пение влияет на общее состояние организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.

Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса. Правильная поза влияет на равномерное и более глубокое дыхание. Пение, развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь. Метлов Н.А. в своей книге ”Музыка детям” пишет об основных качествах детского голоса, о том, что ”голосовой аппарат очень хрупкий, нежный, непрерывно растет в соответствии с развитием всего организма ребенка… Голосовые связки тонкие, короткие, поэтому звук детского голоса высокий и очень слабый. Он усиливается резонаторами. Различают верхний головной резонатор (полости глотки, рта и придаточные полости носа) и нижний грудной (полости трахеи и бронхов)… У детей грудной резонатор слабо развит, преобладает головной. Поэтому голос несильный, но звонкий. Резонаторы придают звуку разную окраску. При форсировании звука во время пения у детей развивается неприятное, несвойственное им низкое звучание” 3 .

Проблема постановки певческого голоса ребенка–дошкольника – одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкальной педагогической теории и практике. В то же время это одна из самых важных проблем практики музыкального воспитания дошкольников.

Ее важность определяется сензитивностью этого возраста в отношении становления певческих навыков, связью со здоровьем ребенка, значением вокализации для развития музыкального слуха, влиянием певческой деятельности на формирование у ребенка системы музыкальности в целом.

Опираясь на исследования и опыт ведущих музыкантов–теоретиков и практиков, широко используя новейшие достижения музыкальной педагогики, выстроила систему развития певческих навыков детей дошкольного возраста.

Данную работу начинаю с детьми трехлетнего возраста. Особое внимание уделяю звукообразованию: учу петь протяжно, естественным, светлым звуком без напряжения и крика.

В средней, старшей и подготовительной группах работа над певческими навыками продолжается.

Более углубленную работу в этом направлении веду на занятиях вокального кружка, который посещают дети 5-7-летнего возраста.

В основе моих занятий лежат идеи детского музыкального воспитания Карла Орфа, Огороднова Д.Е. и Емельянова В.В.

Условно занятия можно разделить на 4 раздела, которые взаимосвязаны и взаимодействуют между собой:

1. Фонопедические упражнения Емельянова В.В. Для правильного звукообразования большое значение имеет четкая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ,мягкого неба с маленьким язычком), поэтому для достижения этой цели на каждом занятии провожу разминку – артикуляционную гимнастику по системе Емельянова В.В. Эти упражнения не только развивают певческий голос, но и способствуют его охране, укрепляют здоровье ребенка.

В артикуляционную гимнастику входит:

работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т.д.);

с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки), массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.

Упражнения на артикуляцию детям интересны, доступны, т.к. провожу их в игровой форме.

Игра – любимый вид деятельности ребенка. В игре он самоутверждается как личность, у него развивается фантазия. Сами того не замечая, дошкольники решают в игре сложные задачи по развитию дикции и артикуляции.

После проведения артикуляционной гимнастики, использую интонационно–фонетические упражнения, которые помогают преодолеть дефекты речи, выравнивают гласные и согласные звуки. При пении упражнений из ряда гласных с целью их выравнивания один гласный звук следует как бы вливать в другой плавно, без толчка (уууаааооо). Пение гласных в той или иной последовательности преследует определенную цель в зависимости от того, на какое тембровое звучание нужно настроить голос. Для формирования звучания детского голоса ближе к фальцетному звучанию следует использовать гласные звуки [у], [о], [а] (среди которых гласный [у] наиболее предпочтителен). В практической работе с детьми за основу певческой артикуляции принято расположение губ в полуулыбке. При таком расположении гортань поднимается, голосовые связки работают в более тонком режиме, голос звучит легко, светло. Расположение губ в полуулыбке способствует нахождению близкой вокальной позиции, которая характеризует правильное звукообразование. Особое внимание необходимо обращать на раскрепощение подбородка. ”Проверка” осуществляется открыванием рта руками, приложенными к щекам (пальцы сквозь щеки лежат на нижних зубах), при этом звучит гласный звук [у].

2. Игры со звуком являются непременным условием на наших занятиях. Ребенок должен получить о нем совершенно точное представление. Мы говорим о том, что звук обладает определенными свойствами. Его нельзя потрогать, можно лишь услышать. Звук может быть плоский, круглый, высокий, низкий, сердитый, ласковый, нежный. Материалом для звука может служить все, что угодно: элементарные инструменты, нитки, воздушные шары, обручи, мячи, мыльные пузыри – в общем, все то, что подскажет фантазия педагога. Часто провожу игру ”Волшебная коробочка”

Детям нравится тянуть ниточку из коробочки. Они видят, как тянется ниточка, а с ней и звук. Понимают, что у звука есть начало и конец. Дети тянут ниточку на любой гласный звук; по ней можно спеть сверху вниз и наоборот. Ниточка ровная, шелковистая и звук тоже должен быть ровным. Если ниточка совершает волнообразные движения, то и звук может быть волнистым и т.д.

3. Работа с руками – обязательное условие на занятиях. Руки “отвечают” за определенные участки коры головного мозга. Они помогают осуществить музыкальные действия более осмысленно, эстетично, выразительно и разнообразно, что позволяет достичь успехов даже с самыми слабыми детьми. На занятиях создаю ситуации, когда ребенок обязательно начинает работать руками. Руки внизу – низкий звук, вверху – высокий, руки совершают отрывистые движения – звук отрывистый на стаккато , мягкие движения рук – плавный звук. Этот прием помогает детям сознательно управлять процессом звукоизвлечения. (Рисунок 1 ).

В вокальной работе использую упражнения с ладовокальными жестами. При помощи жестов дети учатся петь устойчивые ступени от любого звука. (Рисунок 2 ).

На занятиях люблю использовать такой прием, как выразительное чтение стихотворения. Работу над стихами провожу таким образом: группа читает стихотворение под мое дирижирование (как будто музыкальное произведение). Каждый ребенок повторяет эти движения, которые предлагают несколько вариантов контрастных образов (добрый, злой, плаксивый, радостный и т.д.). Для занятий подбираю стихи, содержащие яркий игровой образ или диалог.

Красивые, пластичные движения рук, качественное дирижирование, активные, широкие движения, положительные эмоции – все это оказывает благотворное влияние на психологическое и физическое здоровье детей.

Пальчиковые игры – еще один необходимый прием на занятиях вокального кружка. Они развивают мелкую моторику, отвечают за речь, развивают творчество, фантазию, вырабатывают выразительность речи. То быстрый, то размеренно неторопливый, иногда распевный темп рифмованных строк воспитывает плавность, размеренность, ритм речи, развивает дыхание.

4. Большое значение для закрепления певческих навыков имеют игры с пением. Игровая ситуация усиливает интерес детей к певческой деятельности, делает более осознанным восприятие и содержание песни.

Для формирования ладотонального звука незаменимыми являются задания на развитие песенного творчества “Что ты хочешь, кошечка” Г.Зингера, “Зайка, зайка, где ты был?” и др. Детям предлагаю поиграть в музыкальные вопросы и ответы. Вопросно-ответная форма упражнения или задание закончить мелодию, начало которой спел педагог, способствует активизации внутреннего слуха, развитию творческой инициативы.

Фантазия, воображение, элементы творческих проявлений сопровождают каждую игру, а возможность играть без сопровождения, под собственное пение, делает эти игры наиболее ценным музыкальным материалом. В играх с пением дети упражняются петь а капелла . Под влиянием эмоций, вызываемых игрой, ребенок старается точно передать мелодию, текст, а, главное, то настроение, которое несет в себе данная песня. Общее воодушевление в игре, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей. Важно в каждом ребенке поддерживать заинтересованность, помогать детям приобретать веру в себя, освобождаться от напряжения, стеснения.

Таким образом, использование системы специальных упражнений различных игр, индивидуальная и кружковая работа с детьми – все это позволило добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста. Музыка прочно вошла в быт ребят. Они поют в группе, дома для родителей и вместе с родителями, не только в сопровождении инструмента, но и самостоятельно без чьей-либо помощи.

Список использованной литературы

Ветлугина Н.А. ”Методика музыкального воспитания в детском саду”, М., ”Просвещение”, 1989г.

Емельянов В.В. ”Фонопедический метод развития голоса”, 1999 г.

Метлов Н.А. ”Музыка детям”, М., ”Просвещение”, 1985 г.

Орлова Т.М., Бекина С.М. ”Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5 – 6 лет”, М., ”Просвещение”, 1987 г.

Орлова Т.М., Бекина С.М. ”Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6 – 7 лет” М., 1988 г.

Традиционно в отечественной системе музыкального воспитания певческая деятельность занимает ведущее место. Это объясняется рядом причин (М. С. Осеннева, Л. А. Безбородова и др.):.

■ песенным началом российской музыкальной культуры: все на­родные праздники, обряды, все церковные богослужения сопро­вождались пением;

■ адекватностью пения психолого-возрастным особенностям де­тей, их стремлению к активным формам освоения искусства, их деятельностной природой;

■ особой доступностью для восприятия в силу синтеза слова и му­зыки;

■ значимостью воспитания чувств человеческой общности в со­временном мире - пение объединяет людей, создавая условия для эмоционального общения.

Значение певческой деятельности трудно переоценить и в лич­ностном развитии ребенка. Пение развивает эстетическое вос­приятие, эстетические чувства, художественный вкус, музыкаль­ные и музыкально-сенсорные способности и прежде всего музыкально-слуховые представления. Оно способствует формиро­ванию эстетического отношения к окружающему, обогащению переживаний ребенка, его умственному развитию. Расширяет кругозор, объем знаний об окружающем. Обогащает словарный за­пас ребенка, совершенствует его артикуляционный аппарат и речь.


Занятия пением помогают развивать социально-личностные и коммуникативные качества, объединять детский коллектив, вос­питывать волю, организованность, выдержку. Влияние пения на нравственное развитие выражается в том, что в песнях передано определенное содержание и отношение к нему. Пение рождает спо­собность переживать настроения, отраженные в песнях.

Пение рассматривают как средство укрепления организма до­школьников. Оно формирует правильное дыхание, укрепляет легкие и голосовой аппарат. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Певческая деятельность способ­ствует формированию правильной осанки.

В области музыкальной психологии пение рассматривают как одну из форм музыкотерапии, влияющей на возникновение различ­ных эмоциональных состояний.

Традиционно в качестве задач обучения пению дошколь­ников выделяют следующие (А. Н. Зимина, О. П. Радынова и др.):

■ воспитывать основы певческой и общемузыкальной культуры: формировать эстетические эмоции, интересы и вокально-хоровые умения и навыки;

■ развивать музыкальные способности и прежде всего различение интонационно точного и неточного пения звуков по высоте, дли­тельности;

■ способствовать всестороннему духовному и физическому раз­витию детей.