«Слово» или «Моление» Даниила Заточника. Появление жанра моления. виверны - мертвые драконы, возвращенные к жизни темной магией и служащие стражами некрополей нежити. Обреченные на страдания посмертной жизни, они являются средоточием злобы и жажды мести.

Впервые термин «миниатюра» в России появился в 1925 году. Благодаря малой форме, изяществу и тщательности исполнения многие произведения стали называться миниатюрами.

Энциклопедичный YouTube

Виды миниатюр

Короткие рассказы, лаконичные по объёму, но чрезвычайно ёмкие по содержанию, называют литературными миниатюрами. Часто в миниатюрах практически нет действия, а существует лишь зарисовка, картинка. Но, используя ёмкость образов, сравнений, эпитетов, автор несколькими фразами создает целую человеческую судьбу. Жанр миниатюры начал развиваться давно, но чётких границ у него до сих пор не выявлено. Миниатюра понимается как новелла, эссе, повесть или рассказ, которые сильно «сжаты». Термин, в сущности, до сих пор условен. Миниатюры в прозе часто носят название «картинок», «сценок». Миниатюра может быть лирической (стихотворной). В драматургии миниатюрой называли монодраму и одноактную или многоактную пьесу, представление которой занимало лишь часть театрального вечера.

Специфические признаки

Не имея четких границ, миниатюра дает волю авторам, и это составляет одно из ее основных отличий от других малых прозаических жанров, а также позволяет обращаться к различным сторонам жизни и ставить в центр бытовые, социальные, философские вопросы. Избежать повторения помогает малый объем произведения (5-10 страниц), при этом отчетливо видна идея: миниатюра характеризуется четкой передачей любого авторского замысла. Зафиксированный автором в миниатюре момент наиболее соответствует правдивости изображения бытия, художественный материал подается субъективно, а автор чаще всего является повествователем.

Как специфические признаки миниатюры выделяются: малый текстовый размер; обязательное наличие сюжетного начала; четкий авторский смысл; субъективизм; явная и яркая динамика; четко поставленная задача; в основе одинаково допускаются и глобальная проблема и частный вопрос; организация текста обязательно включает в себя законченность и пропорциональность; допускаются символизм и аллегоричность; миниатюра едина в своем естестве и неделима; ее форма изящна, ритмична и мелодична (желательно); в миниатюре взаимодействуют лирика и эпос.

Ю.Б. Орлицкий характеризует миниатюру как жанр с выраженной ритмической организацией.

В произведениях миниатюрного жанра во всем сквозит отчетливо выраженное субъективное начало. В большинстве миниатюр именно субъект, т.е. конкретная личность, представляет собой центр, вокруг которого происходят все действия и развивается композиция, в них реализуется субъективное восприятие, некое переживание.

Однако существуют миниатюры с четко выраженной фабулой, в которых весомое значение несет в себе настроение, которым проникнуто произведение. В них часто используется «скрытый сюжет», когда внешняя интрига отступает на второй план и главенствующую роль приобретает изменение психологического состояния героя, его нравственное самопознание.

Миниатюра отличается лаконичностью, четкостью и отточенностью сюжета, особенной смысловой нагрузкой, которая вкладывается в некоторые слова и детали.

Внутренний монолог может свободно существовать в миниатюрах одновременно с образно-логическим рядом. Интерес у автора при этом могут вызывать и философско-этическим проблемы, которые, несмотря на малый объем, способны быть раскрыты в жанре миниатюры, при этом в произведениях присутствует высокая степень художественности.

Субъективизм же отличает миниатюру от простого эссе, хоть некоторые миниатюры написаны в эссеистической форме, однако, жанр эссе предполагает несколько большую строгость и логичность в рассуждениях и аргументации, и достаточно развернутую цепочку умозаключений.

Столь развернутое и в чем-то противоречивое определение жанра объясняется тем, что миниатюра предоставляет авторам экспериментировать и выражать свое я. Отсутствие жестких рамок, сложившихся канонов составляет основное отличие миниатюры от других малых прозаических жанров.

Активно развиваться жанр стал в 90-е годы ХХ века. Ю.Орлицкий отмечает следующие особенности современной прозаической миниатюры: миниатюра может быть и нарративной, и лирической, и драматической, и эссеистической, и философской, и юмористической, а не только лирической, как было раньше, причем эти качества могут образовывать некий синтез. В современной русской литературе - это чаще всего «проза поэта», об этом свидетельствуют отказ от заглавий (как в лирике) и публикация миниатюр в составе стихотворных книг и журнальных подборок стихов. Последовательно менялась строфика миниатюры - тяготение к одному равному предложению.

Таким образом, в процессе своего развития жанр миниатюры активно взаимодействовал с другими малыми жанрами (с рассказом, новеллой, с эссе), в результате чего появились названные выше жанровые разновидности, поэтому иногда сложно разграничить где собственно миниатюра, а где короткий рассказ, новелла или эссе.

Жанр миниатюры все еще формируется, поэтому не признается многими исследователями каноничным.

Появление жанра в России

Считается, что в России впервые этот жанр был представлен у Тургенева ("Стихотворения в прозе"). Но схожие аналогии можно найти у Батюшкова , Жуковского, Теплякова , Сомова , Глинки , который явил своими произведениями в 1826 году 25 прозаических миниатюр впервые в России ("Опыты аллегорий, или иносказательных описаний, в стихах и прозе").

На рубеже веков и во времена серебряного века в литературе жанр пользовался особой популярностью, однако в советское время оказался в тени. Интерес к нему стал возвращаться только в 70-е годы ХХ века.

Авторы

В конце XIX – начале ХХ в жанре миниатюры свои произведения создавали Бунин , Случевский и Тургенев .

Вообще же в начале ХХ века без прозаических миниатюр не обходился ни один журнал, их писали многие авторы, например, Соловьева ,

Эстетика эстрадного жанра

Каучук.

Выполнила:

Студентка 4 курса 423 группы

Бобошко Маргарита

Проверил: Профессор

Андрачников С.Г.

Москва 2012 год.

Введение

Каучук- изначально считается цирковым жанром, но давно уже занял свою нишу на подмостках эстрады. Давайте же разберемся в чем привлекательность этого жанра, что позволят ему существовать за пределами арены. По научным сведениям этот жанр называется конторсия- английское слово contortion обозначает гибкость во всех проявлениях. Именно от него пошло название конторсия, характеризующее удивительное и поистине потрясающее исполнительское искусство. Этот оригинальный жанр сценического мастерства основан на уникальных способностях человека трансформировать свое тело: складываться пополам, закручиваться в кольца, причудливым образом изгибаться.

"Каучук"-(англ. саоutchouc) как цирковой термин встречается в специальной литературе лишь в самом конце прошлого века. Надо думать, что его возникновение связано с расцветом автомобильной и авиационной промышленности, потребовавшей для шин огромного количества каучука. Густой вязкий сок каучуконосов сделался самым выгодным из колониальных товаров. Слово «каучук» стало модным. Видимо из-за свойств этого материала стали так называть людей владеющих в совершенстве гибкостью своего тела.

История возникновения жанра.

Самые ранние сведения о нем относятся к временам весьма и весьма отдаленным.

В древнем Египте во время пиршеств фиванских вельмож и жрецов выступали акробаты, наряду с арфистками и танцовщицами со знаменитыми гладиаторами и зверобойными. По рисункам в гробницах можно воссоздать картину выступления акробаток прошлого. Оно начиналось с того, что на длинной доске укреплялась вереница мечей остриями кверху. Чтобы показать, как остры мечи, акробатка бросала яблоко на острие меча. Половинки рассеченного яблока подносились потом публике как высоко ценимое угощение. Дошедшие до наших дней памятники старины - рельефы и стенные росписи - хранят различные изображения «мостиков» - основной позы «каучука».

Демонстрирование гибкости тела, подобно танцу и пантомиме, можно считать одним из истоков сценического искусства, праотцом всех цирковых жанров.

Как же зародился этот вид акробатики? Точные сведения на этот счет отсутствуют. Думается, зачатки его уходят к тем далеким временам, когда в языческих храмах совершались ритуальные пляски. Возможно, что во время такой пляски вокруг пламени жертвенного огня одна из жриц в экстазе глубоко откинулась назад, красиво изогнув спину в позе, которая могла привлечь своей необычностью и вызвать подражание.



Гибкое, тренированное человеческое тело, кажущееся как бы лишенным костной основы {отчего артисты, выступавшие в этом жанре, рекламировались как «люди без костей»), во все времена привлекало к себе внимание. Это, собственно, и обусловило то, что жанр оказался столь живучим, прошел через века, не поблекнув и в наши дни. В древнем Риме на амфорах мы можем увидеть красочные изображения гибких акробаток, вот искусная артистка, став на руки и круто выгнув спину, начинала осторожно продвигаться вдоль доски, и не просто продвигаться, не шагом, а «передними мостиками», или, как говорят в профессиональной среде, «стойкой с богеном», стараясь при этом не коснуться опасного препятствия - мечей.

Если для акробатов Рима традиционным было демонстрировать гибкость над остриями мечей, для древнегреческих - на щите, который держал в руках атлет, то китайские артисты еще тысячелетия назад ввели самобытную, разошедшуюся по всей земле манеру пластической акробатики. Стоя на скамеечке, расписанной национальным орнаментом, акробат плавно отклонял корпус назад, опускаясь все ниже и ниже, и вот уже его голова и плечи прошли за ступни ног. Но это лишь начало, главное же заключалось в том, что акробат должен был изогнуться таким образом, чтобы без помощи рук-ртом поднять с ковра алый цветок мака. Этот подъем, медленный, напряженный подъем, в котором выразительно переплелись из ряда вон выходящая эластичность тела с легко угадываемой силой ног, и поныне смотрится с захватывающим интересом.

Несколько иначе, но тоже в своей национально-самобытной манере строились номера узбекских артистов , гибких подростков-муаллакчи. С медным тазом, наполненным водой, муаллакчи обходил зрителей, бросавших, как издревле повелось, в таз монеты. И хотя каждому было хорошо известно, что произойдет дальше, это тем не менее нисколько не отражалось на пристальном внимании, с каким сотни глаз следили за всеми приготовлениями, за тем, как, поставив таз на землю, муаллакчи (чаще всего они выступали вместе со своим учителем по двое, по трое) принимались, проделывать «мостики», «колеса», «перекаты с локтей на ноги». Но это - всего лишь «разминка». Затем начиналось основное - самый подготовленный из муаллакчи, встав к тазу спиной, еще и еще раз примеряясь, опускался на «мостик», погружал лицо в воду и умудрялся веками глаз доставать со дна монеты.

"Фэнтези (англ. Fantasy) - вид фантастической литературы, или литературы о необычайном, основанной на сюжетном допущении иррационального характера. Это допущение не имеет логической мотивации в тексте, предполагая существование фактов и явлений, не поддающихся, в отличие от научной фантастики, рациональному объяснению" .

"В самом общем случае фэнтези - это произведение, где фантастический элемент несовместим с научной картиной мира" .

"Фэнтези - это описание миров подобно нашему, миров с работающей в них магией, миров с чёткой границей между Тьмой и Светом. Эти миры могут быть какими-то вариациями Земли в далёком прошлом, далёком будущем, альтернативном настоящем, а также параллельными мирами, существующими вне связи с Землёй" .

Ряд исследователей склоняется к определению фэнтези как разновидности литературной сказки. "По внешним параметрам фэнтези является разновидностью фантастической сказки" . "Сказочной фантасмагорией вымышленных миров" называет фэнтези писатель Э. Геворкян .

"Сказка. От научной фантастики этот жанр отличается отсутствием нравоучения и потуг на мессианство. От традиционной сказки - отсутствием деления на плохих и хороших", - говорится в статье Ника Перумова .

Дж. Р.Р. Толкин в своём эссе "О волшебных сказках" рассуждает о роли фантазии в создании чудесных вторичных миров. Толкин превозносит фантазию, подобно романтикам начала XIX в. Но, в отличие от них, писатель считает фантазию не иррациональной, а рациональной деятельностью. По его мнению, автор фантастического произведения должен сознательно добиваться установки на реальность. Необходимо придать вымышленному внутреннюю "логику реального", начиная с того, что сам автор должен верить в существование Фэери (созвучно фэнтези), "вторичного мира, основанного на мифологическом воображении" . Ещё одна тенденция - определение фэнтези через миф. Это вполне закономерно, поскольку фантастическая литература всегда имеет мифологическую основу.

"Этот жанр возник на основе переосмысления авторами традиционного мифологического и фольклорного наследия. И в самых лучших образцах данного жанра можно обнаружить ряд параллелей между авторским вымыслом и мифо-ритуальными представлениями, легшими в его основу" .

"Мир фэнтези - это пропущенные через современное сознание и ожившие по воле автора древние мифы, легенды, сказания" . Наиболее чёткое определение фэнтези предлагает справочник "Русская фантастика ХХ века в именах и лицах": "Фэнтези - это своеобразное сращение сказки, фантастики и приключенческого романа в единую ("параллельную", "вторичную") художественную реальность с тенденцией к воссозданию, переосмыслению мифического архетипа и формированию нового мира в её границах.

Фантастика предполагает содержание элемента необычайного, т.е. повествования о том, чего не бывает, не было и не может быть. Основное значение терминов фантастика и фантастическое - это особый способ отображения реальности в несвойственных ей формах. Особенности фантастики: 1) посылка необычайного, т.е. формирующее сюжет допущение о реальности необычайных событий; 2) мотивация необычайного; 3) форма выражения необычайного .

Фантазия вторична по отношению к воображению, это продукт воображения, она изменяет облик действительности, отражаемый в сознании. В этом случае речь также идет о субъективном начале, некой подмене. Современное понимание фантазии опирается также на учение К.Г. Юнга, и тогда фантазия - это самоизображение бессознательного; фантазия наиболее активна при падении интенсивности сознательного, в результате нарушается барьер бессознательного.

Фантастика - понятие, применяемое для обозначения разряда художественных произведений, изображающих явления, подчёркнуто отличающиеся от явлений действительности. Для образности фантастической литературы характерна высокая степень условности, которая может проявляться в нарушении логики, принятых закономерностей, естественных пропорций и форм изображаемого. В основе любого фантастического произведения заложена оппозиция "реальное - фантастическое". Основной чертой поэтики фантастического является так называемое "удвоение" реальности, достигающееся либо за счёт создания иной реальности, совершенно отличной от реальности действительной, либо за счёт формирования "двоемирия", заключающегося в параллельном сосуществовании реального и ирреального миров. Выделяются такие типы фантастики, как явная и неявная.

Истоки фантастического лежат в мифопоэтическом сознании человечества. Эпохой расцвета фантастического традиционно принято считать романтизм и неоромантизм. Фантастика порождает особый характер художественных произведений, прямо противоположных реализму. Фантастика не воссоздаёт действительности в её законах и устоях, но свободно нарушает их; она образует своё единство и цельность не по аналогии с тем, как это совершается в действительном мире. По своей природе закономерность мира фантастического совсем иная, чем закономерность реалистическая. Фантастика творчески воспроизводит не действительность, но сновидения, грезы во всём своеобразии их качеств. Такова существенная основа фантастики или её чистый вид.

Существует три вида фантастических произведений. Произведения фантастики первого вида - вовсе отрешённые от действительности, - это чистые сны, в которых не дано непосредственного усмотрения реальных поводов к ним или причин. Фантастические произведения второго вида, в которых даётся тайная основа для повседневных явлений, это такие сны, когда мы непосредственно усматриваем реальные поводы к чудесным образам и событиям или вообще их связь с реальностью, т.е. когда мы в самом сновидении созерцаем не только фантастические картины, но и реальных возбудителей их или вообще прямо связанные с ними элементы действительного мира - причём реальное оказывается в роли подчинённой фантастическому. Наконец, фантастические произведения третьего вида, в которых мы непосредственно созерцаем уже не реальных возбудителей или спутников таинственных явлений, но именно реальные последствия их. Это те сонные состояния, когда мы в первые мгновения пробуждения, ещё находясь во власти сонных видений, видим их внедрёнными так или иначе в действительном мире, - сошедшими в жизнь яви. Все три вида фантастики одинаково часто встречаются в художественных произведениях, но они не являются равноценными .

Жанр фэнтези является разновидностью фантастического рода литературы. По объёму изданий и популярности у рядового читателя фэнтези оставил далеко позади все прочие направления фантастики. Среди всех литературных течений именно фэнтези наиболее быстро развивается, осваивая новые территории и привлекая всё больше читателей.

Фантастика как прием была известна искусству с незапамятных времен. Собственно, в той или иной мере она присуща любому виду искусства. В литературе же она прошла очень долгий путь: от первобытного мифа к волшебной сказке, от сказки и легенды - к литературе Средневековья, а затем и романтизма. Наконец, в современной литературе пришла очередь научной фантастики и фэнтези. Эти жанры развивались параллельно, подчас в чем-то соприкасаясь .

Вопрос отношений между научной фантастикой и фэнтези не решен до сих пор. С одной стороны, и то, и другое объединяется в одном понятии "фантастика" и воспринимается как ее модификации. С другой стороны, фэнтези явно противостоит той литературе, которую условно обозначают термином "научная фантастика".

Так же, как историк, писатель может воссоздать облик и события прошлого, хотя художественное воспроизведение их, конечно, отличается от научного. Автор, опираясь на данные истории, включает в свои труды также творческий вымысел - он изображает то, что могло быть, а не только то, что было в действительности.

Лучшие произведения, представляющие жанр исторический, имеют не только эстетическую ценность, но также и историко-познавательную. Художественная литература может нарисовать в цельном облике ушедшую эпоху, раскрыть идеологию, общественную деятельность, психику, быт в живых образах. Исторический и бытовой жанры тесно связаны, поскольку быт - это часть истории. Рассмотрим историю формирования исторических жанров в литературе.

Исторические приключения

Не любое произведение, описывающее события прошлого, стремится воссоздать их такими, какими они были в действительности. Иногда это лишь материал для красочных картин, острого сюжета, особенного колорита - экзотического, возвышенного и т.д. Этим характеризуются исторические приключения (например, произведения А. Дюма "Асканио", "Эрминия", "Блэк", "Граф Монте-Кристо", "Корсиканские братья" и другие). Главная их задача - создать занимательный сюжет.

Возникновение исторического жанра

Начала складываться к рубежу 18-19 века. В это время создается исторический роман - особый жанр, ставящий перед собой цель напрямую изобразить жизнь прошедших эпох. Он (как и появившаяся позднее историческая драма) в корне отличается от произведений, посвященных событиям предшествующих эпох. Художественная историческая литература начинает складываться в связи со значительным переломом в историческом знании, то есть процессом становления его как науки. Именно благодаря этому появляются данные виды жанров.

Первые авторы, творившие в новых жанрах

Первым писателем, начавшим создавать произведения интересующей нас тематики, является В. Скотт. До этого свой вклад в становление литературы внесли И. Гете и Ф. Шиллер, великие В творчестве первого историческая драма представлена произведениями "Эгмонт" (1788 год) и "Гец фон Берлихинген" (1773). Второй создал "Валленштейн" (1798-1799), "Вильгельм Телль" в 1804 году, а также "Марию Стюарт" в 1801. Однако настоящим рубежом было именно творчество Вальтера Скотта, которого считают родоначальником жанра исторического романа.

Ему принадлежит целая серия произведений, изображающих период крестовых походов ("Ричард Львиное Сердце", "Айвенго", "Роберт, граф Парижский"), а также время формирования в Европе национальных монархий ("Квентин Дорвард"), в Англии ("Вудсток", "Пуритане"), крушение в Шотландии клановой системы ("Роб Рой", "Уэверли") и др. Впервые в его произведениях воссоздание прошлого пером писателя основывается на изучении исторических источников (в то время как раньше художник в основном ограничивался воспроизведением общего хода событий и самых характерных для деятелей прошлого черт). Творчество данного писателя оказало влияние на дальнейшее развитие, которое претерпели различные виды жанров.

Многие писатели-классики обращаются к исторической тематике. К ним относится В. Гюго, перу которого принадлежат различные книги. Исторические романы, созданные этим автором - "Кромвель", "Девяносто третий год", "Собор Парижской богоматери" и другие.

Данной темой интересовался А. де Виньи ("Сен-Мар"), Мандзони, создавший в 1827 году "Обрученные", а также Ф. Купер, М. Загоскин, И. Лажечников и другие.

Особенности произведений, созданных романтиками

Жанр исторический, представленный произведениями романтиков, не всегда имеет историческую ценность. Мешает этому и субъективная трактовка событий, и замена действительных социальных конфликтов борьбой добра со злом. Чаще всего главные герои романов являются лишь воплощением идеала писателя (например, Эсмеральда в произведении Гюго), а не конкретными историческими типами. Сказываются во многом и политические убеждения создателя. Так, А. де Виньи, который симпатизировал аристократии, программным героем своего произведения сделал представителя так называемой феодальной фронды.

Реалистическое направление

Но не стоит оценивать достоинства этих произведений по степени исторической достоверности. Например, романы Гюго обладают огромной эмоциональной силой воздействия. Однако важный этап в дальнейшем развитии в литературе 19 века исторического жанра был связан с победой в нем реалистических принципов. Реалистические произведения стали изображать социальные характеры, роль народа в историческом процессе, проникновение в непростой процесс борьбы различных участвующих в нем сил. Эти эстетические моменты были во многом подготовлены школой Вальтера Скотта ("Жакерия" Мериме, "Шуаны" Бальзака). Жанр исторический в реалистическом преломлении в России одержал победу в творчестве Александра Сергеевича Пушкина ("Арап Петра Великого", "Борис Годунов", "Капитанская дочка").

Углубление психологического анализа

В 19 веке, в 30-40-е годы, новым стало углубление в произведениях психологического анализа (например, изображение Ватерлоо в произведении Вершина исторического жанра в 19 веке - эпопея "Война и мир" Толстого Л. Н. У этого произведения историзм проявляется в создании различных исторических типов, масштабном осознании хода истории, а также в точной передаче бытовых, социальных, языковых, психологических и идеологических особенностей изображаемого времени.

Исторический жанр в середине 19 века

В середине 19 века, после многочисленных достижений реалистической школы, самые выдающиеся из которых на историческом материале поднимали вопросы судеб нации и народной жизни, наблюдается регресс в дальнейшем развитии художественной исторической литературы. Связано это в основном с общей тенденцией буржуазной идеологии к усилению реакционности в конце 19 - начале 20 века, а также со все более сильным отходом от историзма общественной мысли. Модернизируют историю авторы различных исторических романов. Например, А. Франс в своем написанном в 1912 году произведении "Боги жаждут", посвященном периоду французской революции, проводит мысль о том, что человечество в своем развитии топчется на месте.

Большое распространение получает так называемая символическая литература, претендующая порой на глубокое понимание исторического процесса, но на деле создающая лишь субъективистские построения, имеющие мистический характер. Примеры можно привести следующие: созданное в 1901 году А. Шницлером произведение "Покрывало Беатрисы", в 1908, Мережковским, - "Павел I" и "Александр I".

Исторический жанр на Востоке

В некоторых странах Восточной Европы, напротив, в это время приобретает большое общественное звучание и значение жанр исторический. Это связано с тем, что в данный период начиналась в этих государствах освободительная борьба. Иногда историческая литература приобретает романтический характер. Например, в произведениях польского романиста: "Потоп", "Огнем и мечом", "Камо грядеши", "Пан Володыевский", "Крестоносцы".

Во многих странах Востока национально-освободительное движение явилось основой становления исторического романа. В Индии, например, его создателем является Б.Ч. Чоттопадхай.

Развитие жанра после Октябрьской революции

В после Октябрьской революции начинается новый виток развития исторического реалистического романа. Она позволила реалистам Запада написать ряд произведений, являющихся выдающимися образцами художественной исторической литературы. Обращение к прошлому при этом было связано с необходимостью защиты традиций и культурного наследия, с выступлениями против фашистов писателей-гуманистов. Например, это написанная в 1939 году повесть Т. Манна "Лотта в Веймаре", многочисленные романы Фейхтвангера. Эти отличающиеся демократической, гуманистической направленностью, связанные тесно с современностью произведения характеризуются в то же время кропотливой работой автора над различными историческими источниками. Но и в них иногда имеется отпечаток концепций, характерных для исторической буржуазной науки. Например, у Фейхтвангера порой имеется представление о прогрессе истории как борьбе косности и разума, недооценивается в нем также роль народа, проявляется порой субъективизм.

Социалистический реализм

С социалистическим реализмом связан новый этап, в который вступает исторический жанр в литературе. Философия его утверждала, что историческое бытие является коллективным творчеством народа, поэтому литература в то время имела все условия для развития, опираясь на принципы историзма. На этом пути она добилась выдающихся результатов. Важнейшими темами стали изображение значительных, переломных эпох. Характерно для исторической литературы того времени стремление к большим обобщениям, эпичности. В качестве примера можно привести роман А. Н. Толстого, изображающий образ этого правителя, но в то же время повествующий о судьбах народа нашей страны в переломный период развития.

Важнейшими темами советской литературы являлась борьба против монархии, судьбы в царской России передовой культуры, а также период подготовки революции и описание ее самой. К исторической литературе в значительной мере принадлежит созданное М. Горьким произведение "Жизнь Клима Самгина", М. А Шолоховым - "Тихий Дон", А.Н. Толстым - "Хождение по мукам" и другие.

Сегодня весьма популярным становится исторический детектив - жанр, представленный в творчестве Бориса Акунина, Умберто Эко, Агаты Кристи, Александра Бушкова и других авторов.

Определения жанра рассказа. Рассказ и новелла, их соотношение.

Б.В.Томашевский: «Новелла (рассказ) - произведение с простой фабулой, <…> с короткой цепью сменяющихся ситуаций или, вернее, с одной центральной сменой ситуаций (Томашевский Б.В. Поэтика).

Г.Н.Поспелов: «Рассказ - малая эпическая жанровая форма художественной литературы - небольшое по объему изображенных явлений жизни, а отсюда и по объему текста, прозаическое произведение. <...> Существует еще одна разновидность малого прозаического жанра - новелла. Видимо, правильнее было бы понимать рассказ как малую прозаическую форму вообще и различать среди рассказов произведения очеркового(описательно-повествовательного) типа и новеллистического (конфликтно-повествовательного) типа» (Поспелов Г.Н. Рассказ // Литературный энциклопедический словарь).

Ю.Нагибин: «Рассказ однолинеен, в нем один драматический узел, один конфликт» (Нагибин Ю. Не чужое ремесло).

В.П.Скобелев: «Рассказ (новелла) представляет собой интенсивный тип организации художественного времени и пространства, предполагающий центростремительную собранность действия, в ходе которого осуществляется испытание, проверка героя или вообще какого-либо значимого явления с помощью одной или нескольких однородных ситуация. Так что читательское внимание сводится к решающим моментам в жизни действующего лица или явления в целом. Отсюда концентрированность сюжетно-композиционного единства, одноплановость речевого стиля и малый /на фоне романа и повести/ объем как результат этой концентрации» (Скобелев В.П. Поэтика рассказа).

История возникновения жанра. Появление первых произведений с подзаголовком «рассказ» в середине 1820-х годов и закрепление этого определения за повествовательными произведениями малой формы с середины 1840-х годов (см. подробно об истории возникновения жанра и термина в работах Э.Шубина, А.В.Лужановского и др.). Активное развитие малых прозаических жанров в середине 1840-х годов. Связь возникновения жанра и его развития с историей реализма в русской литературе. «Повести Белкина» А.С.Пушкина и «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В.Гоголя как важный момент в истории русского рассказа. Большая роль «Записок охотника» И.С.Тургенева в становлении жанра (см. статью В.Г.Белинского «Взгляд на русскую литературу 1847 года», где автор писал, что рассказ, давно существовавший в литературе как «младший брат» повести, получил право самостоятельного жанра).

Рассказ в творчестве Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина и др. Широкое распространение жанра в литературе серебряного века. Судьба рассказа и метаморфозы этого жанра в литературе 20 – начале 21 века.

Тема 2. Е.Замятин – новеллист .

Е.Замятин как один из ярких представителей малого эпического жанра в литературе 20 века, талантливый писатель-экспериментатор. Автобиография писателя. Политехническое образование и его роль в жизни и творчестве Е.Замятина. Увлечение идеями социализма и непосредственное участие в революционных событиях в России.

Обращение Е. Замятина к жанру рассказа в начале ХХ в. Мотив уездной Руси как основной в его творчестве. Сатирический характер творчества, традиции Н.В.Гоголя, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Н.С.Лескова. Северная тема в произведениях писателя (рассказы «Африка», «Север», «Ёла»).

Командировка в Англию в 1916 году и ее роль в жизни и творчестве Е.Замятина. Критика английского буржуазного общества и западного рационализма в духе О.Шпенглера (рассказ «Ловец человеков»). Увлечение модернизмом.

Е. Замятин и революция 1917 года. Просветительская практика, участие во многих культурных проектах советской России. Теоретические работы Е.Замятина о неореализме и экспрессионизме («О синтетизме», «Я боюсь», «Новая русская проза», «О литературе, революции, энтропии и о прочем»). Основное в стиле: подчеркнутый рационализм, геометрия формы, искажение образа, использование гротеска, трагической иронии: «синтетический образ в символике, синтезированный быт, синтез фантастики и быта, опыт художественно-философского синтеза» («Новая русская проза»).

Воплощение основных принципов новой поэтики в его новеллистике («Пещера», «Русь», «Дракон», «Мамай», «Рассказ о самом главном», «Ёла» и др.). Интерес к фантастике. Влияние Г.Уэллса и А.Франса на творчество Е.Замятина. Новейшая литература о Замятине.