Что значит для меня быть работником культуры? Тесты по литературе

Подробное решение параграфы §17 по обществознанию для учащихся 9 класса, авторов А.И. Кравченко, Е.А. Певцова 2015

Вопросы и задания

1. В каких значениях употребляется слово «культура»? Как вы думаете, в чем заключаются такие явления, как культура быта и культура личности?

Слово «культура» употребляется в следующих значениях:

1. в переводе с латинского «культура» (cultura) означает «возделывание», «развитие», «образование», «воспитание», «почитание». В Древнем Риме под культурой понимали возделывание земли.

2. культура как совершенствование человеческих качеств (в XVIII в Европе), культурным называли человека начитанного и утонченного в манерах поведения. Такое понимание «культуры» сохранилось до сегодняшнего дня и связано у нас с изящной словесностью, картинной галереей, консерваторией, оперным театром и хорошим воспитанием.

3. как синоним «культурности» - «культурный человек», «культурно вести себя».

4. как система норм и ценностей, выраженная через соответствующий язык, песни, танцы, обычаи, традиции и манеры поведения, с помощью которых упорядочивается жизненный опыт, регулируются взаимодействие людей.

Культура личности – в данном случае понятие культура фиксирует качества человека, способ ее поведения, отношения к другим людям, к деятельности.

Культура быта представляет собой особенности уклада жизни, ведения деятельности в различные периоды истории.

2. Что такое элементы культуры? Входят ли в их число добывание огня, обычай дарить подарки, язык, искусство прически, траур? Или это культурные комплексы?

Элементы, или черты, культур – это исходные точки культуры, то, из чего создавалась культура на протяжении тысячелетий. Делятся на материальную и нематериальную культуру.

Добывание огня, обычай дарить подарки, язык, искусство прически, траур - все это элементы культуры. Однако, к культурным комплексам можно отнести траур и искусство прически, так как они включают в себя несколько элементов культуры. Если рассматривать обычай дарить подарки в современном обществе, то его тоже можно отнести к культурным комплексам, т. к. мы используем несколько элементов (подарочная упаковка, открытка и сам подарок, т. е. есть минимальные условия для данного обычая). Если добывание огня относить ко времени первобытных людей, то это элемент культуры, т. к. человек использовал то, что ему дала природа (дерево, камень). Язык тоже можно рассматривать как культурный комплекс. Он служил для накопления, хранения и передачи знаний. Со временем звукам в языке придумывают графические знаки. В данном случае для записи языка используется несколько отдельных элементов культуры (то, чем пишут и то, на чем пишут).

3. Расскажите о культурных универсалиях и их предназначении.

Культурные универсалии – нормы, ценности, правила, традиции, и свойства, присущие всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства.

Культурные универсалии включают в себя спорт, нательные украшения, календарь, приготовление пищи, ухаживание, танцы, декоративное искусство, гадание, толкование снов, образование, этика, этикет, вера в чудесные исцеления, празднества, фольклор, похоронные ритуалы, игры, жестикулирование, приветствие, гостеприимство, домохозяйство, гигиена, шутки, суеверия, магия, брак, время принятия пищи (завтрак, обед, ужин), медицина, благопристойность в отправлении естественных надобностей, музыка, мифология, личное имя, послеродовый уход, обращение с беременными, религиозные ритуалы, учение о душе, изготовление орудий труда, торговля, хождение в гости, наблюдение за погодой и др.

Семья, существует у всех народов, но в разной форме. Традиционная семья в нашем понимании – муж, жени и дети. В некоторых народах мужчина может иметь несколько жен, а в других женщина может быть замужем за несколькими мужчинами.

Культурные универсалии возникают потому, что все люди, независимо от места проживания, физически устроены одинаково, имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человечеством окружающая среда. Люди рождаются и умирают, поэтому у всех народов существуют обычаи, связанные с рождением и смертью. Так как он живут совместной жизнью, у них появляются разделение труда, танцы, игры, приветствие и т. п.

4. * Свойственны ли русскому народу такие универсалии, как жестикулирование, нательные украшения, мифология, приготовление пищи? В чем они выражаются?

Да, русскому народу свойственный такие универсалии, как жестикулирование, нательные украшения, мифология, приготовление пищи. Выражаются они в следующем:

Жестикулирование- например, для того, чтобы ответить на уроке, мы поднимаем руку тем самым обращая на себя внимание.

Нательные украшения – например, обручальные кольца, которые одевают молодожены как знак того что они женаты; крестик как признак принадлежности к православной вере.

Мифология – в современное время к мифологии можно отнести астрологические прогнозы, вера в сверхъестественные способности человека (ясновидение, телекинез), использование нетрадиционных методов лечения, использование различных оберегов и др.

Приготовление пищи – например до сих пор использование квашения и соления как способов заготовки продуктов на зиму.

5. Что такое культурный комплекс? Приведите примеры из повседневной жизни. Можно ли отнести к культурному комплексу компьютерное пиратство, науку, обучение в школе?

Культурный комплекс – совокупность культурных черт или элементов, возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанных.

1. Образование, которое включает в себя детский сад, школу, университет, столы, стулья, доска, мел, книги, воспитатель, учитель, ученик и др.

2. Спорт: стадион, болельщики, рефери, спортивная одежа, мяч, пенальти, форвард и др.

3. Приготовление пищи: повар, кухня, посуда, плита, продукты питания, специи, кулинарные книги и др.

Да, к культурному комплексу можно отнести компьютерное пиратство, науку и обучение в школе, потому что эти понятия включают в себя несколько культурных элементов, связанных между собой.

6. * Что такое культурное наследие? Как государство и рядовые граждане его охраняют? Приведите конкретные примеры.

Культурное наследие – это часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое.

Охрана культурного наследия закреплена в нормативно-правовых актах разных государств. В РФ это Конституция Российской Федерации, ст. 44, в которой говорится, что «каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям; каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры». Также существуют различные Федеральные закон и акты, которые помогают в охране культурного наследия РФ. Например, «Основы законодательства о культуре Российской федерации» (1992 г.), «Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской федерации»» (2002 г.), «Положение и государственной историко-культурной экспертизе» (2009 г.), «Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» (2008 г.) и др.

Рядовые граждане могут участвовать в охране культурного наследия следующим образом:

1. Приобщение людей к творчеству и культурному развитию, любительским искусствам (народные танцы, народные песни), ремеслам (гончарство, кузнечное дело).

2. Благотворительность, меценатство и спонсорство в области культуры, т. е. покупка картин для музеев, поддержка деятелей искусства, организация гастролей театров.

А также обычаи и памятники культуры передаются из поколения в поколение.

В качестве примеров участия граждан в охране распространения культурного наследия страны можно привести народные хоры, которые есть на территории РФ – Кубанский казачий хор, Сибирский народный хор, Русский народный хор и др. А также различные ансамбли русских народных танцев, которые занимаются распространением и пропагандой народного фольклора.

7. Чем отличается материальная и нематериальная культура? К какому виду относятся: театр, авторучка, книга, приветствие, улыбка, обмен подарками?

Материальная культура – это то, что было создано руками человека (книга, дом, одежда, украшение, машина и др.).

Нематериальная культура, или духовная культура – результат деятельности разума человека. Нематериальные объекты существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением (нормы, правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык).

Театр как здание относится к материальной культуре, а театр как вид искусства – к нематериальной культуре.

Приветствие, улыбка, обмен подарками – элементы нематериальной культуры.

8. Расскажите о тех нормах этикета, которые вам приходится соблюдать в повседневной жизни.

Утром мы говорим своим родным «доброе утро», здороваемся с соседями, учителями, друзьями. Во время приема пищи мы используем тарелку, вилку, ложку, нож, а не едим руками. Все мы помним, как родители нам говорили не чавкать, не ставить локти на стол. Мы поддерживаем порядок в своих комнатах и в квартире в целом. В школе на уроках мы не должны шуметь и не выкрикивать с места, а поднять руку для ответа, не разговаривать, уважительно относится к одноклассникам, учителям и не портить школьное имущество. И в школу мы должны приходить подготовленными к урокам и в школьной форме.

Когда мы обращаемся с просьбой к кому-либо - говорим «пожалуйста», а после выполнения нашей просьбы говорим «спасибо».

9. * Считаете ли вы соблюдение этикета важным в жизни? Аргументируйте свою точку зрения.

Да, я считаю соблюдения этикета важным в жизни. Правила хорошего поведения помогают людям чувствовать себя уверенней в любой ситуации. Хорошие манеры помогают приобрести людей. Вежливые и доброжелательные люди пользуются наибольшей популярностью. Хорошие манеры помогают получать удовольствие от общения с родственниками, друзьями и просто незнакомыми людьми.

Проблема. Культурное наследие способствует дальнейшему развитию общества или, наоборот, затормаживает его?

Культурное наследие способствует развитию общества. Человечество имеет огромный опыт в разных областях, таких как строительство, приготовление пищи, искусство, воспитание детей и др. В уже имеющиеся знания современные люди привносят нечто новое, тем самым совершенствуясь и развиваясь. Например, строительство домов. Используются уже накопленные знания, но и привноситься нечто новое, что способствует улучшению качеств современных домов по сравнению с домами предыдущих эпох. То же самое и с воспитанием детей. Люди используют то, что досталось им от предыдущих поколений, корректируя методы воспитания исходя из современных реалий.

Практикум

1. Ученые часто определяют культуру как форму и результат приспособления к окружающей среде. Не вызывает ли у вас недоумение подобная простота в обращении с понятиями? Что общего, спросим мы ученых, между народным эпосом, сонатами Прокофьева и Сикстинской Мадонной Рафаэля, с одной стороны, и суровой, но очень приземленной необходимостью добывать пропитание, согреваться, строить жилье, копаться в земле? Дайте обоснованный ответ.

В современном понимании окружающая среда – это не только природные условия, в которых живет человек, но и среда деятельности человека, которая включает в себя и взаимодействие с другими людьми или группами людей. И если изначально слово «культура» связывалось только с возделыванием земли, то со временем оно приобретает и другие значения. Первоначально у людей была цель выжить. Но со временем общество развивалось, и кроме строительства жилья люди начали украшать его; одежда начала выполнять другую функцию – она уже не только согревала человека, но и украшала его, соответственно появляется мода. А это тоже своеобразные способ приспособления к окружающей среде, способ вписаться в общество, приспособиться к новым условиям. То же самое и живописью. Наскальные рисунки носили ритуальный характер и должны были способствовать удачной охоте. Со временем люди одомашнили животных, научились их разводить, освоили возделывание сельскохозяйственных культур. И со временем живопись приобретает эстетический характер, но при этом не уходит от своих основ (роспись храмов библейскими сюжетами). Это же относится и к музыке. Первоначально она используется в ритуалах (религиозных, во время свадьбы, похорон, колыбельные для детей) и со временем также приобретает эстетический характер.

Таким образом, общим между данными примерами то, что все они – явления культуры, но явления разных периодов истории, развивавшихся на протяжении всей истории человечества.

2. Определите, к материальной или духовной культуре относятся: дуэль, медаль, карета, теория, бокал, магия, амулет, диспут, револьвер, гостеприимство, крещение, глобус, свадьба, закон, джинсы, телеграф, святки, карнавал, школа, сумка, кукла, колесо, огонь.

К материальной культуре относятся: медаль, карета, бокал, амулет, револьвер, глобус, джинсы, телеграф, школа, сумка, кукла, колесо, огонь.

К нематериальной культуре относятся: дуэль, теория, магия, диспут, гостеприимство, крещение, свадьба, закон, святки, карнавал.

Что значит для меня быть работником культуры?

Дом, дарующий творчество

Сегодня меняется понимание культурного досуга. И современные клубы вынуждены искать новые формы общения с аудиторией, переосмысливать накопленный опыт, использовать новые механизмы и принципы работы для привлечения зрителей, для организации самодеятельного творчества, для создания комфортного культурного пространства.
Для меня дом культуры - это место, где я проработала более 38 лет. На протяжении их я стараюсь запечатлеть интересные моменты тех или иных мероприятий, праздников, событий, чтобы отразить в памяти чувства людей, когда они раскрывают свои таланты, демонстрируя радость, грусть и другие эмоции, например, в песне, танце….
Признаться, я и сама на протяжении многих лет воплощала мечту своей юности - пение в ансамбле народной песни.
Дом культуры, я считаю, это место, где можно отдохнуть душой, пообщаться, встретиться с друзьями, побывать в роли артиста или посмотреть творчество своих детей на сцене. А кто-то просто приходит отдохнуть от повседневного быта.
В наше время, когда жизнь наполнена бесконечными трудностями, проблемами и заботой, хочется чего-то особенного - светлого и доброго.
В преддверии профессионального праздника работников культуры хочу пожелать коллегам идти в ногу со временем, здоровья, творческих успехов во всех начинаниях, вдохновения и счастья.

Любовь Кайгородова, ведущий методист по социо-культурной деятельности МБУК КРДКиД.

Дарим людям радость

Для меня работник культуры - это настоящее призвание, трудное, но захватывающее, творческое и всепоглощающее. Главное предназначение нашей профессии - дарить людям радость.
Профессия сложная, но прекрасная, которой я отдала более 20 лет. Кто работает в культуре, тот знает, какой это тяжелый труд. Ежедневно быть у всех на виду, общаться и находить контакт с людьми всех возрастов, взглядов и убеждений. Вечерами, в выходные и праздничные дни находиться на работе, даже дома на отдыхе, в гостях, просто, когда идешь по улице, придумывать что-то новое и интересное.
Своим творчеством и любовью к своей профессии мы зажигаем сердца, дарим людям радость и хорошее настроение, создаем праздник, открывая заветные двери в мир прекрасного. А наша любовь к зрителю эхом отзывается в сердцах слушателей.
Нам не дарят песни и сонеты,
Не слагают оды в нашу честь.
Может быть не слышали поэты
Что на свете культработник есть!
Не встают артисты на катурны,
Чтоб воспеть великие дела
Скромного работника культуры,
Славного работника села!
Впрочем, не за строчку же в куплете
И не в благодарность от лица.
Делаем мы дело, мы в ответе
За людские души и сердца.

Татьяна Кулакова, заведующая
методическим отделом МБУК КРДКиД.

Пусть сияют глаза зрителей

Как показывает практика, очень важными для клубного работника оказываются организаторские способности, умение налаживать и поддерживать контакты с людьми. Клубный работник должен иметь «психологическое чутье»: быстро и правильно понимать людей, находить к ним индивидуальный подход, быть тактичным и проявлять педагогическую находчивость.
Во всем этом мне помогает мое педагогическое образование и образование психолога, а также многолетний управленческий опыт. В наше время не просто наладить работу трех домов культуры и вызвать у людей желание идти в клубы. В этом мне помогают наши специалисты-стажисты: Николай Васильевич Черемных и Татьяна Ивановна Баранова. Очень ценю позитив и желание работать наших молодых девушек, которые только-только начинают делать первые шаги в нашей сфере, а работают в ней только самоотверженные и преданные своему делу люди, а другие просто не выдерживают. А ведь временные трудности ничто по сравнению с тем ощущением удовлетворенности, которое ты испытываешь после удачно проведенного мероприятия и сияющих глаз своих односельчан.
В профессиональный праздник желаю всем коллегам оптимизма, терпения, творческих задумок и полные залы благодарных зрителей.

Нина Норова, директор Рождественского
центрального дома культуры.

Ради этого следует жить

Всемирно известный французский писатель и поэт Антуан де Сент-Экзюпери считает, что культура - это внутреннее содержание человека, которое открывается ему через упорный труд, верования, обычаи и знания, накопленные веками. И я разделяю его точку зрения.
Для меня культура - это внутренняя, душевная составляющая, при которой человек живет в гармонии с окружающим миром и самим собой, осознает свою значимость. Такому человеку для счастья достаточно лишь заниматься любимым делом.
Если человек делает что-то от чистого сердца, с вдохновением, то это не может оставить равнодушным, это завораживает.
Именно такой принцип лежит в основе моей работы - с полной самоотдачей служить культуре. Это то, ради чего следует жить.

Галина Пендюр, заведующая отделом
по культурно-досуговой
деятельности МБУК КРДКиД.

Гореть самим - зажечь других

Быть работником культуры - это настоящее призвание, профессия - не из легких: попробуйте каждый день зажигать других оптимизмом, добротой, любовью и надеждами!
Моя профессия захватывающая, творческая и звездная. Работник культуры на селе - это самый публичный человек. Если он идет на выборы, его обязательно изберут жители, и он будет депутатом. Это очень универсальный человек, потому что найдет подход ко всем. Это очень чуткий человек, который может достучаться до каждого, и его все знают. А если настоящий профессионал возглавляет учреждение культуры, то такому учреждению обеспечен успех. В 2014 году, в Год культуры, мы получили Диплом лучшего учреждения культуры РФ, находящегося на территории сельского поселения, и вошли в 100 лучших учреждений культуры РФ.
Для меня работа директора учреждения культуры - это постоянный творческий поиск, в этом году я отмечаю 30-летний стаж работы в отрасли.
Поздравляю с праздником своих коллег - ярких звездочек. И желаю гореть самим - зажечь других!

Марина Иванова, директор МБУ
«Культурно-спортивный комплекс»
Менделеевского сельского поселения.

Жить работой, дышать творчеством

Быть работником культуры - это значит успешно заниматься любимым и понятным для себя делом. Жить работой, дышать творчеством, отдыхать задумками!
Это значит быть в центре самых интересных, увлекательных дел и ярких событий! Общаться с людьми разного возраста: идти в ногу с активной и творческой молодёжью, набираться мудрости и опыта от людей старшего поколения, зажигать маленькие звёздочки таланта в детях и помогать разгореться всем ярким пламенем творчества перед любознательным и взыскательным зрителем.
Быть работником культуры - значит опираться в своей работе на сплочённый круг единомышленников и почти 30 лет быть руководителем хорового коллектива, где каждая участница-певунья по-особенному дорога тебе и незаменима!
Быть работником культуры - это значит увлекать и вести за собой всех к намеченной цели, невзирая на усталость или домашние заботы. Это значит, что вся твоя семья живёт клубными проблемами и нуждами. Это значит - твои родные дети с самых малых лет находятся в гуще культурной жизни и всегда на сцене рядом! Это значит, что все праздничные мероприятия дома культуры - это, по сути, твои семейные праздники!
Быть работником культуры, значит стараться всегда находить что-то новое, необычное, чтобы в очередной раз дарить людям бурю положительных эмоций, впечатлений, удивлять и радовать всех окружающих!
Это значит, на протяжении стольких лет быть коллегой самых активных и позитивных людей, знающих и умеющих сделать жизнь простого человека разнообразной и незабываемой!
Дорогие мои коллеги-клубники! От всей души искренне поздравляю вас с Днём культуры! Желаю вам здоровья, благополучия, семейного тепла и уюта! Пусть каждый день приносит вам улыбки, радость и любовь!

Говоря о современной народной культуре, поневоле переходишь на вопросительные интонации: а существует ли она сегодня? если существует, то какая она? и что такое сегодня народ – единая нация или просто рассыпанное по территории население? На подобные вопросы не всегда и не так скоро находятся успокаивающие ответы.

По общему признанию, «мы сейчас переживаем смутное время», когда потеряны смыслонесущие мировоззренческие ориентиры, когда обостряется отчаяние от все увеличивающегося экзистенциального вакуума, когда тоска по Правде заполняет человеческую душу» (25, 195). Причины этого кризиса глубоки и неоднозначны, назовем лишь главные, на которые указывают многие публицисты и писатели: усталость народа от войн и социальных катаклизмов ХХ века, крушение одних идеалов и навязывание других, противоречащих традиционным эстетическим и нравственным ценностям народа. К тому же в результате гонений и запретов, многолетнего «организованного упрощения культуры» произошли кардинальные изменения в самой ее структуре: развенчаны и умерли многие обряды и обычаи, жанры фольклора, архаизировались формы одежды и предметы быта, прикладное искусство, пришел всемогущий упроститель всего и вся – стандарт.

В широком смысле культура – «это все, созданное рукой и духом человека», однако»только хорошо сделанное дело можно назвать культурой» (4,36). То есть, созданное в творческом порыве, во вдохновении, с готовностью всячески соответствовать своим образом

жизни воплощенным ценностям. Золотой век русской литературы, во многом образовавший наш духовный состав и наши нравственные идеалы, взошел на плечах русской народной культуры. Каждый из нас помнит пушкинское «что за прелесть эти сказки!», гоголевские восторги русским словом – удалым и метким, горьковские гимны фольклору. Не случайно именно в пору расцвета русской классики интенсивно собирается, изучается и издается русская народная классика: пословицы и поговорки, песни, былины, сказки. Высшим проявлением этого процесса можно назвать «Пословицы русского народа» и «Толковый словарь живого великорусского языка» В.Даля, «Русские народные сказки» и

«Поэтические воззрения славян на А.Н.Афанасьева, нашего выдающегося земляка.

природу»

Можем ли мы говорить о каком-то духовном, творческом порыве народа сегодня? Отовсюду слышатся буквально отходные, панихидные песни не только литературе (в особенности поэзии), не только фольклору, но и самому русскому народу: дескать, исчерпал он себя, выдохся и должен вообще сойти с исторической сцены. «Погиб ли русский народ?», «Исчерпала ли Россия свою миссию?» и т.п. вопросы часто и кричаще залетают на газетные и журнальные страницы (да и на книжные тоже). Конечно, они не остаются без утешительных ответов, но само их появление говорит о предельной фазе духовного кризиса, который не настигал нас даже в годы военных поражений. «Сегодня родина в беде, – пишет известный философ А.Гульга... – Народ бедствует, страна расчленена и подавлена иноземцами и мнимыми русскими.<...> Живем. Как в условиях оккупации. Чего фашисты не добились силой оружия, навязано нам силой денег и антинациональной политикой. Люди озлоблены и развращены» (4, 439-440). Впрочем, сто пятьдесят лет

назад великий «печальник горя народного» Некрасов задавал те же вопросы.

Сердечный! бесконечный?

Где народ, там и стон... Эх, Что же значит твой стон

Ты проснешься ль, исполненный сил, Иль, судеб повинуясь закону,
Все, что мог, ты уже совершил, – Создал песню, подобную стону,

И духовно навеки почил?.. (10-а; I,

304).
Но тогда эта пророческая тревога была, наверно,

преувеличенной: многим казалось, что достаточно освободить народ от крепостных цепей, и он явит миру золотые запасы души и всю свою творческую энергию. Ныне цепи иные, часто невидимые, но сбросить их ещё труднее. Где же выход? Спасение видится только в национальном единении и вере, в осознании себя народом, нацией, достойной других.

Какие-то намеки на оптимизм можно расслышать в трактовке самого типа русской культуры – парадоксальной, противоречивой, взрывчатой. А.Андреев и А. Селиванов определяют ее как «дионисическую»: «Культура, устроенная дионисически, на пульсирующем духе, имеет прерывистый характер. Это культура постоянного возникновения, вечного рождения и гибели, развивающаяся как последовательность вспышек творения, нового рождения, по типу постоянного воскрешения» (1, 206). В такой культуре, по природе своей эсхатологической, «эпохи духовного подъема, творческого взлета сменяются периодами апатии, усталости, которые могут быть длительными и мучительными, но вновь и вновь сменяются подъемами, взрывами» (1, 207). Мы

сейчас в нижней точке этой амплитуды, где утвердилось не «царство духа», а «царство кесаря» – суета обустройства земной жизни, потеря смысла существования, утрата общей идеи, угасание творческих импульсов. «Действительная история всей русской культуры, – подтверждает М.Маслин, – вомногом история потерь и последующих попыток вернуть утерянное» (17,4). Однако равноценны ли взлеты провалам? Все ли утраченное удается вернуть или хотя бы сохранить в памяти? Об этом может сказать только очередной взлет, на который надлежит надеяться.

Исходя из динамики мирового художественного развития, а также из «дионисической» природы русской культуры (да и вся мировая культура вряд ли развивается непрерывно вверх), можно говорить о культуре восходящей и нисходящей. Первая зарекомендовала себя как общепризнанная традиционная народная культура, вторая – как культура промежуточная, ситуативная, массовая, вызывающая довольно противоречивые оценки. Традиционная культура складывалась как эстетическое, этическое и речевое самовыражение народа, как духовное и художественное самообслуживание трудящихся. На этапе всеобщей грамотности, развернутой сети учреждений культуры, информационного насыщения эти функции народной культуры отпали, она стала расслаиваться и дробиться, обретая преимущественно демонстрационный, сувенирно-выставочный характер, будто в музее. Видные фольклористы признают, что у фольклора осталась одна действенная функция – эстетическая.

Традиционная народная культура формировалась на базе высоких нравственных ценностей и представлений о добре и социальной справедливости, ее воодушевляющим запевом всегда был народный идеал, реализующий в себе

все мечтания и ожидания. «Культура, – полагает Г.Федотов, – имеет отношение не к счастью человека, а к его достоинству или призванию. Не в удовлетворении потребностей, а в творчестве, в познании, в служении высшему творится культура» (17, 403). Массовая культура профанирует высокие ценности и представления, нейтрализует их пародийной игрой и чрезмерными преувеличениями, отдающими пошлостью. И толпа не восстает, ибо уже успела отречься от этих ценностей ради выгод и удовольствий. Именно в кризисную эпоху (первая мировая война и революция0 «с необычайной мощью заявили о себе низшие, элементарные стихи культуры» (17, 403), даже самые утонченные умы «возжаждали грубости и простоты». С утратой веры в Бога и его наместника на земле – царя начинается неотвратимое обмирщение и рационализация народного сознания, оно все более зависит от злобы дня вопреки глубинной связи с вечностью, с космосом. С горечью наблюдает издалека это «усыхание» человека Г.Федотов: «Могучий процесс рационализации убивает безжалостно все подсознательно-стихийное, засыпает все глубокие колодцы, делает русского человека поверхностным и прозрачным» (17, 395). Нынешнее массовое отрезвление от былых легенд и утопий, доходящее порой до цинизма, беспринципности и продажности, отпугивает всякие поэтические воззрения на природу и общество, всякие творческие бескорыстные порывы, а без этого невозможна культура в прежнем ее значении. Способен ли усталый, сбитый с толку, духовно обезоруженный человек противостоять ширпотребу и пошлости, всему низкопробному и ложнокрасивому, всему, что несет в себе массовая культура? Хотя она, быть может, остается последним прибежищем ото всего отпавшего постсоветского индивида.

Промышленность, конвейерное производство вещей и предметов быта поглотили сегодня ремесла, прикладное искусство, те виды труда, которые были питательной базой народной культуры, ее стимулом и реализацией, а СМИ буквально заглушили народную речь слэнгом и штампами. Жизнь четко разделилась на производство и досуг, труд и развлечение; ранее это было не столь заметно, одно переходило в другое: человек дело делал и песню пел, что- то мастерил и одновременно красоту творил. Более того, произошло невиданное обесценивание самого труда, утрачена любовь к нему – все сместилось в сторону праздности и ловли удовольствий. Ушло любование сделанным, самим процессом работы (вспомним косаря Кольцова или булочника Горького). Надо всем, что выходит за пределы усредненного, нередко смеются, ненавидят отличников и мастеров своего дела, хотя и втайне завидуют им.

Школа, печать, книга, телевидение, компьютер – вот откуда, а не из живых человеческих уст получает теперь информацию каждый. Но записанное (на пленке ли, на бумаге или на диске) – не мое, а чье-то, ни принимать его к сердцу, ни запоминать, ни передавать кому-то по эстафете не обязательно. А тем более следовать ему как мудрому совету и жизненному уроку. Иначе было, когда изустно исполняемое воспринималось слушателями как истинное и неоспоримое, а многочисленные табу внушали, что нарушение заветов и правил грозит бедой и наказанием. Не пережитое лично, не задевшее всех струн души быстро формализуется и вылетает из памяти, количество не переходит в качество, то есть не прибавляет культурных накоплений.

Распад коллектива, кризис роевого, соборного начала, выход на сцену из кельи анонимности, преодоление властных заповедей, традиции – все это означало

завершение этапа культурного самообслуживания народа и приход на смену ему культуры классической и массовой. Последняя зиждется прежде всего не на создании художественных ценностей, а на их адаптации и исполнительстве, пытаясь присвоить себе то, что ей не принадлежит. Массовая культура постоянно переходит за черту дозволенного, игнорирует должное, завещанное традицией и игриво разрушает высокий и серьезный настрой народной культуры. Наблюдается резкая переакцентировка с духовных ценностей на телесно- материальные (порой даже грубо животные), культура сужается до внешних проявлений

Акаткин В.М. (ВГУ)

Сергей Черняховский

Культура – это не некая сфера изысканный удовольствий. Культура – это система запретов. Культурного человека от дикаря отличает не отрешенность от жизни и погружение в мир эстетического удовольствия – а знание того, что делать нельзя. Обладание и владение «системой табу». Казалось бы, наличие «табу» – элемент мира примитивных цивилизаций. Это отчасти верно – в том смысле, что именно с осознания существования запретов – начинается цивилизованность.

То есть цивилизованный и культурный человек – это не человек, который утверждает вое право жить без ограничений, а человек – который знает, что есть вещи, которые делать нельзя и не принято: то есть, принимает над собой власть тех или иных запретов.

Отсюда культурная политика, тем более культурная политика государства – это не некая сфера обслуживания мира тех, кто объявляет себя творцами искусства. Хотя поддержка тех, кто действительно создает культуру и искусство – естественная задача государства. В сути своей – это содействие распространению культуры – и просвещение, создание для каждого человека возможности доступа к миру культуры – и погружения в нее – то есть знания и погружения в систему запретов.

С точки зрения системной политической теории – культура это не некая «организация досуга и развлечений», культура – это производство того, что называется латентными образцами – то есть сохранение и утверждение норм и обычаев своей страны – вместе со знакомством с нормами и обычаями других стран. И государственная политика в этой сфере – это организация такого производства. Но организация не в смысле менеджерства – а в смысле поощрения производства тех образцов поведения и ценностных норм, которые решают задачи, стоящие перед страной, усиливают страну и воспроизводят ее ценности и начала самоидентификации.

Это не значит, что государство лишь охраняет обычаи – если оно начинает ограничиваться этим, утверждаемая и распространяемая культура может оказаться неспособна выдерживать ценностную конкуренцию с иными, внешними культурами, окажется неспособна обеспечивать адаптацию в меняющийся мир.

Но проблема состоит в том, что обеспечивать эту адаптацию она должна в рамках целей своего развития, с сохранением своей значимости, памяти и идентификации.

В этом отношении задача государственной политики в области культуры, – это просвещение, доведение «до масс» того, что формирует человека, знакомого с достижениями культуры мировой – но в первую очередь признающего значимость культуры своей. И культуру мировую умеющую рассмотреть с точки зрения преимуществ своей – одновременно вписывая новые образцы в свои – как развивающие и укрепляющие именно свои. Точка зрения, согласно которой задача государственной политики в этой сфере – не вмешиваться и не мешать возникать и развиваться тому, что возникает само по себе – неверна просто потому, что «само по себе» вообще ничего не возникает и не развивается – все это происходит под влиянием тех или иных распространяемых образцов.

И эти образцы могут с одной стороны, отражать некую практику «облегчения запретов» к которой всегда существует определенное тяготение – просто потому, что делать то, что делать легче – проще и удобнее.

Но распространение практики такого «облегчения», расширение зоны разрешенного – как раз и разрушает то, в чем стоит и значимость, и сила сложившейся национальной культуры. Не мыть руки перед едой – всегда легче, чем их мыть. Не чистить зубы – легче, чем их чистить. Биться в истерики – легче, чем держать себя в руках. А плеснуть на полотно краску, предложив зрителям любоваться узорами – много легче, чем учиться классической живописи.

С другой стороны, – если рассмотреть культуру и искусство с точки зрения доставляемого наслаждения – то более просты и соответствуют более «примитивному уровню».

Стриптиз проще для восприятия, чем классический балет, бульварный роман – нежели роман Бальзака или Достоевского. А Пелевин воспринимается легче, чем «Евгений Онегин».

И третий аспект – в условиях того, что принято называть «Открытым обществом» и свободы распространения информации – уже иные субъекты и иные государства могут осуществлять распространение в твоей стране тех «латентных образцов», которые выгодны им – либо чтобы привить твоей стране свою систему ценностей, либо чтобы ослабить систему твоих мотиваций, твоей готовности защищать свою страну и ценить твою культуру.

То есть сфера культуры страны – это не сфера развлечений и углубления комфорта. И министерство культуры любой страны – особенно в нынешних условиях – России – это ведомство защиты духовного и интеллектуального национального суверенитета.

То есть – ведомство политическое. Ведомство – которое ведет борьбу за страну и за ее суверенитет – возможно на наиболее сложном участке.

И одновременно – ведомство производственное. Потому что оно, обеспечивая производство латентных образцов поведения и жизни – производит и воспроизводит страну. И его задача – не «не мешать художникам». Его задача – содействовать производству и принятию тех образцов и тех запретов в области интеллектуально жизни – которые усиливают страну и ее граждан – и препятствовать создавать те, которые могут ее ослабить.

То есть в конечном счете, Министерство Культуры любой страны – это в еще большей степени министерство безопасности, чем ФСБ.

В условиях России, ценностная жизнь и смысловые с основы которой поверглись жесткой агрессии в конце 1980-х гг. – это Министерство Восстановления страны – и сохранения и ее памяти, и ее исторической самоидентификации.

Только ему работать – сложнее, чем КГБ или ФСБ. Потому что те, кто разрушают страну в ценностном плане и осуществляют интеллектуальную и смысловую агрессию против нее – формально в большинстве случаев юридически ничего не нарушают. И формально – с правовой точки зрения неподсудны.

Хотя может быть стоит задуматься и о том, правильно ли такое положение дела.

Знаешь ли ты традиции своего народа?

Социологическое исследование о традициях народа предполагалось сделать несколько шире и приурочить его к масштабным программам (в частности, «Год национальных сказок»). Однако пока мы решили ограничиться пилотным исследованием, разведкой почвы, так сказать.

Данная тема весьма интересна в любом ключе и ракурсе. Особенно для полиэтнического Северного Кавказа, где веками проживали сотни разных народов и где сплетена не одна культурная ветвь. В регионе, в котором проживают рядом сотни больших и малых народов, у каждого есть свои традиции, передаваемые от родителей к детям.Узнать, к какой культуре себя относят читатели детской библиотеки и как выстраивать комплектование в соответствии с запросами – не менее важная задача.

Анкета была разработана по нескольким блокам и ключевым позициям: знание о традициях и обычаях своей культуры; отношение к культуре и традициям другого народа; интересы в отношении своей и чужой культуры. Всего в анкете было 26 вопросов, не считая вопросов о возрасте и поле («паспортичка»).

Всего было опрошен 31 человек. Из них 23 девочки и 8 мальчиков. Средний возраст опрошенных – 13 лет.

Большинство опрошенных читателей библиотеки являются русскими по национальности, двое назвали себя славянами, один – армянином, один – осетином. Это несколько сузило рамки данного исследования и позволило говорить в большинстве своем лишь о русских традициях и культуре. Хотя они столь разнообразны, что включают в себя богатый сплав обычаев.

Под словом «традиция» респонденты понимают следующее:

· «традиция» объединяет в себе всё перечисленное – 11 чел.

· то, что переходит или перешло от одного поколения к другому – 10 чел.

· определённые нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д. – 5 чел.

· обычай, укоренившийся порядок в чем-нибудь (в поведении, быту и т.д.) – 3 чел.

· определённый уклад жизни, идущий из глубокой древности – 3 чел.

Таким образом, треть респондентов считает, что традиция вмещает в себя всё многообразие понятий, треть – что это нечто переходящее от поколения к поколению. Часть голосов было отдано другим ответам.

Читатели библиотеки считают, что традицией того или иного народа является:

· национальные праздники, обряды и обычаи – 14 чел.

· всё вместе – 14 чел.

· национальная кухня, язык – 2 чел.

· национальные костюмы, танцы, песни, сказки – 1 чел.

Таким образом, часть респондентов склоны считать традицией народа праздники, обряды и обычаи, часть – всё вместе взятое. Несколько человек выбрали другие варианты ответа.

Респонденты считают, что изучение традиций и обычаев ведет к:

· знанию и пониманию культуры своего народа – 21 чел.

· любви к своей Родине – 6 чел.

· культурному развитию – 7 чел.

· ни к чему не ведёт – 0 чел.

Большая часть опрошенных считает, что знакомство с традициями и обычаями народа может привести к пониманию культуры своего народа. Часть считает, что таким образом формируется любовь к Родине и расширяются рамки культурного развития человека.

Что такое традиции народа – музейная редкость или спящая реальность, которая может снова стать актуальной, зримой, действенной? Народная мудрость гласит: «Плох и невежественен тот народ, который не помнит и не чтит своих обычаев и традиций». Именно традиции – своеобразный мостик между нашим прошлым и будущим. И сегодня важно сохранять те очаги культурной жизни, которые ещё живы у народа.

Один из ключевых вопросов анкеты: знают ли респонденты традиции своего народа:

· да, знаю хорошо – 8 чел.

· немного знаю – 18 чел.

· не знаю – 5 чел.

Большая часть опрошенных знакомы с традициями своего народа, но не настолько хорошо, чтобы быть в этом гуру. 5 человек вовсе не знакомы со своей культурой. Лишь восемь человек хорошо знают традиции своей культуры. Это может говорить о недостаточных знаниях, получаемых и усваиваемых детьми в семье, школе, библиотеке – важнейших социальных институтах, призванных знакомить подрастающее поколение с культурой страны.

Из традиций своего народа дети вспоминали следующие:

· Масленица (блины, сжигание чучела) – 6 чел.

· Пасха – 5 чел.

· Рождество – 4 чел.

· Новый год – 3 чел.

· песни – 3 чел.

· колядки – 3 чел.

· кухня, рецепты – 3 чел.

· разные праздники – 3 чел.

· танцы, пляски, хороводы – 3 чел.

· обряд «хлеб да соль» – 2 чел.

· сказки – 2 чел.

· Ивана Купала – 1 чел.

· варить борщ – 1 чел.

· христианские праздники – 1 чел.

· религиозные праздники – 1 чел.

· воспитательные праздники – 1 чел.

· ярмарки – 1 чел.

· гостеприимство – 1 чел.

· святцы – 1 чел.

· костюмы – 1 чел.

· обряды – 1 чел.

· вешать подкову над дверью – 1 чел.

· не ответили – 10 чел.

Таким образом, несколько детей назвали Масленицу, Пасху, Рождество и Новый год – наиболее известные у русского народа праздники, сохранившиеся в том или ином виде с давних времен. Впрочем, к традициям народа можно отнести не только праздники, и дети вспоминали также о песнях, костюмах, обычаях, культах, ярмарках, гостеприимстве. Также были упомянуты традиционные современные праздники – 8 марта и 23 февраля – хотя их нельзя в полной мере отнести к культуре нашего народа. А вот праздник Иван Купала, обряд «хлеб да соль», такое блюдо национальной кухни как борщ имеют прямое отношение к нашей культуре и приятно, что молодое поколение об этом не забывает.

Конечно, хотелось бы, чтобы дети лучше знали лучше свои традиции. Но, к сожалению, это общероссийская традиция, подтверждающаяся другими исследованиями: из двух десятков русских традиций подрастающее поколение способно вспомнить и назвать от силы две-три (в частности, Масленицу, коляды, Иван Купалу). И ещё, к сожалению: традиции остаются в основном в литературе, в книгах, без них традиции и обряды в народе воспроизводятся слабо.

Стоит немного рассказать об упомянутом обряде вешания подковы над дверью. Считать подкову символом счастья было принято еще в Древнем Египте. Причем объяснение этому было весьма простое: все лошади, запряженные в колесницу фараона, имели на копытах золотые подковы. При передвижении экипажа фараона по улицам подковы иногда терялись, и находившие их люди становились если не счастливыми, то богатыми уж точно. С тех пор традиция хранить дома подкову перешла ко многим народам. Чаще всего считалось, что ее необходимо прибить у входа в жилище: или над дверью, или к порогу.

Особо почитаемыми традициями респонденты посчитали следующие:

· семейные традиции (гостеприимство, хлебосольство, уважение старших и др.) – 14 чел.

· религиозные традиции (Рождество, Пасха, Рамадан, Курбан-байрам, Ураза-байрам, Песах и др.) – 16 чел.

· культурные традиции (народные песни, праздники, пословицы, рецепты, сказки, колядки, хороводы, ярмарки и др.) – 11 чел.

· образовательные (быт, ремёсла, профессии и др.) – 5 чел.

· воспитательные (уважение к предкам, нравственные и моральные идеалы – патриотизм, коллективизм, честность, добросердечность) – 8 чел.

Наблюдается примерно равное распределение ответов, с небольшим уклоном в пользу религиозных праздников, которые можно считать наиболее устойчивыми в традициях того или иного народа.

Ответы на вопрос о том, в каких праздниках принимали участие респонденты, показали:

· Масленица – 10 чел.

· Пасха – 5 чел.

· Рождество – 4 чел.

· Новый год – 3 чел.

· Коляда – 1 чел.

· на свадьбе – 2 чел.

· во многих – 2 чел.

· на дне рождения – 1 чел.

· в религиозных праздниках – 1 чел.

· ни в каких – 1 чел.

· не ответили – 10 чел.

Треть респондентов ответили, что участвовали в Масленице, часть – праздновали Рождество и Пасху. Несколько человек запомнили празднование Нового года. Другие ответы не так популярны. Треть респондентов не дали ответа.

Национальный язык – важнейшая часть культуры народа. Процессы, происходящие с ним, влияют на весь спектр народных традиций, их устойчивость и развитие.

По мнению опрошенных, язык того народа, который они представляют (а это чаще всего русский):

· развивается – 15 чел.

· деградирует – 15 чел.

· его уже нет – 1 чел.

Таким образом, мнения о судьбе языка разделились – половина считает, что он развивается, половина – что деградирует. Лишь один человек выбился из общей массы и сказал, что не о том идет спор – языка уже давно нет в живых.

Респонденты отмечали, что особенно им нравится в своей национальной культуре:

· сказки – 19 чел.

· пословицы, поговорки, загадки – 12 чел.

· игры – 5 чел.

· другое (сказки, гостеприимство) – 2 чел.

Гордость за традиции своего народа – хорошее качество. Когда есть и кем гордиться, это усиливает национальное самосознание, позволяет говорить о силе традиций. На вопрос «Гордишься ли ты традициями своего народа?» респонденты ответили так:

· очень горжусь – 16 чел.

· отношусь с уважением, но не более – 13 чел.

Таких, кто не гордится своими традициями, не выявлено, есть те, кто относится к ним с разной степенью любви и уважения. До фанатизма здесь, наверное, тоже не стоит доходить.

Традиции народа отражены не только в песнях, сказаниях, верованиях и обычаях. Культура в разных ее проявлениях, входит в наш дом и в нашу жизнь с колыбелью мамы, с бабушкиных сказок. Традиции устойчивым образом закреплены в национальной литературе, которая должна быть широко представлена в библиотеках. Респонденты, отвечая на вопрос про прочитанные ими книги о своем народе, отметили, что читали:

· сказки – 9 чел.

· былины – 4 чел.

· о войне – 2 чел.

· мне всё рассказывала моя бабушка – 2 чел.

· "Слово о полку Игореве" – 1 чел.

· "Давид Сасунский" – 1 чел.

· "История древней Руси" – 1 чел.

· "Культура и обычаи на Руси" – 1 чел.

· "Древняя Россия" – 1 чел.

· фольклор – 1 чел.

· рассказы – 1 чел.

· учебник истории – 1 чел.

· никакие – 1 чел.

Большинство читали сказки, а также былины, в которых, наверное, наиболее выпукло и доступно показаны традиции народа. Остальные отмечали как общие рассказы, так и конкретные книги – например, "Культура и обычаи на Руси" , "Слово о полку Игореве", "Давид Сасунский". Последняя книга представляет собойсредневековый армянский эпос, повествующий о борьбе богатырей из Сасуна (область в исторической Армении , ныне в Турции ) против арабских захватчиков.

При этом те книги, которые хотелось бы прочитать, назвали немногие:

· не знаю 3 чел.

· многие 2 чел.

· древние традиции 2 чел.

· история России – 2 чел.

· сказки – 1 чел.

· как развивался наш народ – 1 чел.

· любые (увлекаюсь историей) – 1 чел.

· "Великие русские полководцы" – 1 чел.

· о верности, любви, уважении – 1 чел.

· книги о старорусских племенах – 1 чел.

· все, которые существуют – 1 чел.

Таким образом, видна заинтересованность в исторической литературе, с которой хотели бы ознакомиться читатели. Например, ребята хотели бы подробнее узнать о русских племенах и великих полководцах. Однако есть потребность у подрастающего поколения и в иной литературе: о любви, верности, уважении, сказках.

На вопрос, поддерживается ли в твоей семье интерес к историческому прошлому твоего народа, респонденты ответили следующим образом:

· да, мы по мере сил сохраняем свои традиции – 18 чел.

· в нашей семье об этом часто забывают – 5 чел.

· мы давно потеряли связь с прошлым – 1 чел.

· затрудняюсь ответить – 7 чел.

Ответы свидетельствуют, что по мере сил в семьях опрошенных сохраняются традиции, часть опрошенных заявила, что в их семьях об этом иногда забывают, часть – затруднилась ответить.

С данным вопросом коррелирует и следующий, о том, можно ли забыть свои традиции? Респонденты считают, что:

· да, иногда так происходит – 17 чел.

· сильные традиции всё равно переживут тяжёлые времена – 11 чел.

· затрудняюсь ответить – 3 чел.

Опрошенные считают, что иногда традиции могут оставаться лишь в прошлом, предаваться забвению. Однако довольно весомая часть наших читателей считает по-другому, отмечая, что сильные традиции, несмотря на все катаклизмы, идеологию и общественное мнение, переживут века и останутся в культуре народа.

На вопрос стоит ли знать и следовать традициям своего народа, респонденты ответили:

· да, это поможет моему народу сохраниться и пережить века – 19 чел.

· нет, это совсем не обязательно – 6 чел.

· затрудняюсь ответить – 6 чел.

По мнению большинства респондентов, людям стоит сохранять традиции своего народа, поскольку это будет способствовать сохранению культуры во времени и укрепит корни народа. В то же время, часть опрошенных высказала мнение, что сохранять традиции совсем не обязательно, часть – затруднилась с ответом.

Следующий вопрос: «Как ты считаешь, могут ли старые, устоявшиеся традиции твоего народа входить в противоречие с твоими современными взглядами на жизнь?»

· да – 18 чел.

· нет – 5 чел.

· затрудняюсь ответить – 8 чел.

Большинство опрошенных считает, что традиции, своим происхождением обязанные прошлому, вполне могут противоречить взглядам на жизнь современных людей. И этому есть немало примеров (достаточно вспомнить ношение в Европе и др.). Значительно меньше респондентов считает иначе.

На вопрос о том, могут ли у народа появляться новые традиции, респонденты ответили следующим образом:

· да – 24 чел.

· нет – 4 чел.

· затрудняюсь ответить – 4 чел.

Таким образом, подавляющее большинство опрошенных считают, что с течением времени у того или иного народа могут появляться новые традиции.

В вопросе о том, можно ли отнести к традициям присущие народу качества, респонденты высказались следующим образом:

· да, можно так утверждать – 14 чел.

· нет, это не совсем верно – 11 чел.

· затрудняюсь ответить – 6 чел.

В целом мнение по этому поводу можно разделить на положительное и отрицательное, однако чуть больше тех, кто относит к традициям присущие народу качества: лень, хлебосольство, гостеприимство, педантичность и т.д.

В следующем вопросе была возможность согласиться или поспорить с мнением писателя Евгения Кулькина о том, что «Умрет традиция – умрет народ». Опрошенные высказались так:

· да – 18 чел.

· нет – 8 чел.

· затрудняюсь ответить – 4 чел.

Таким образом, большинство респондентов поддержали позицию писателя про опору народа на свои традиции. Менее трети не согласились с данным мнением.

В конце анкеты мы попросили респондентов высказать свое мнение в отношении культуры и традиций других народов – аккуратно, взвешенно, чтобы никого не оскорбить и не задеть.

Один из вопросов – о знакомстве читателей библиотеки с традициями других народов, в том числе кавказских. Опрошенные ответили так:

· да, немного знаю – 16 чел.

· нет, но хочу знать – 10 чел.

· мне бы со своими традициями разобраться… – 5 чел.

В мире существует множество стран, культур, традиций. Интересно, что из этого разнообразия знают читатели детской библиотеки. Вот что они отвечали:

· выкуп невесты – 2 чел.

· традиции мусульман – 2 чел.

· Рамадан – 2чел.

· Курбан-Байрам – 1 чел.

· День благодарения – 1 чел.

· поедание блинов на Масленицу – 1 чел.

· смена караула в Лондоне – 1 чел.

· бразильские карнавалы – 1 чел.

· танец с корзиной на армянской свадьбе – 1 чел.

Таким образом, из традиций других народов наиболее известными являются мусульманские традиции и обычаи. Из других традиций респонденты вспомнили День благодарения – государственный праздник в и отмечает начало Великого поста , а также армянскую свадьбу , где несколько женщин с красиво оформленными белыми свадебными корзинами начинают танцевать прямо во дворе и образуют танцевальный хоровод, в ходе которого каждая свадебная корзина в танце обменивается на красивый подарок.

Также была отмечена красивая церемония смены караула в Лондоне (эта традиция начинается в 1660 году). Это красивейшее театрализованное действо можно наблюдать не только у Букингемского дворца (хотя именно эту церемонию чаще всего показывают по телевизору), но и еще в нескольких местах Лондона. Денег за лицезрение старинного ритуала, как и за многое другое в Лондоне, платить не нужно. Главное прийти пораньше и занять лучшие места. Суть церемонии состоит в замене старой охраны на новую. Длится церемония 45 минут и проходит под звуки оркестра.

На вопрос о том, хотел бы ты познакомиться с культурой и традициями других народов, респонденты ответили следующим образом:

· да – 24 чел.

· нет – 7 чел.

То есть большая часть опрошенных желает подробнее ознакомиться с культурой и традициями других народов, узнать про обычаи других стран.

На вопрос, с какой именно культурой ты хотел бы познакомиться, опрошенные ответили так:

· русской культурой – 5 чел.

· культурой и традициями народов Кавказа – 7 чел.

· европейской культурой – 19 чел.

· другой – 3 чел.

Большинство хотело бы познакомиться с культурой европейских стран, поскольку, видимо, считает ее близкой к русской. С русской культурой и традициями народов Кавказа хотело бы познакомиться значительно меньше читателей библиотеки. Среди других вариантов: египетская, американская и китайская культура.

Следующий вопрос: могут ли традиции одного народа входить в противоречие с традициями другого народа? Ответы респондентов показали следующее:

· да – 22 чел.

· нет – 6 чел.

· затрудняюсь ответить – 3 чел.

Большинство респондентов считает, что одни традиции могут противоречить других, если речь идет о разных культурах. И таких примеров также немало, поскольку в мире великое множество культурных традиций, обычаев, которые могут поняты и восприняты иначе.

Последний вопрос: как ты относишься к обычаям народов, проживающих рядом с тобой? Распределение ответов:

· хорошо, если они не входят в противоречие с традициями моего народа – 14 чел.

· уважаю, но отношусь равнодушно – 15 чел.

· не принимаю – 2 чел.

Мнения на этот счет разделились, однако лишь двое из опрошенных не принимают традиции другого народа, остальные относятся к другим традициям либо хорошо, либо равнодушно.

В целом исследование показало, что основную этническую группу читателей детской библиотеки составляют русскоязычные граждане, относящие себя к русской культуре и в той или иной степени знакомые с русскими традициями. Однако есть представители и других культур, в том числе народов Кавказа.

Читатели неплохо знают основные русские традиции (во всяком случае, основные – те, которые известны, разрекламированы, поддерживаются в семьях). В то же время, у ребят есть определенный недостаток знаний о своей культуре, в связи с чем читатели хотели бы ближе познакомиться с книгами по истории, культуре России и других стран. Привлекает внимание читателей культура других стран, в особенности европейских.

Библиотеке стоит обратить внимание на подобные тенденции, организовать соответствующие выставки, сделать закупки интересных книг по данной тематике, чтобы удовлетворить интерес подрастающего поколения в изучении традиций различных народов мира и помочь ребятам лучше узнать о людях, живущих вместе с нами в нашем общем Доме – на планете Земля.

Для того чтобы для маленького ребенка понятия «Родина» и «Россия» не стали абстрактными, основной упор необходимо делать на знакомство детей с историческим и культурным прошлым малой родины. Это должно происходить в процессе приобщения детей ко всем видам народного искусства, в том числе и к фольклору, бытовавшему на территории родного края.