Конспект и презентация к уроку по художественной культуре на тему: Арабская художественная культура". Реферат: Арабо-мусульманская культура

1. Арабские племена и зарождение ислама.

Аравия и те страны, которые подверглись влиянию арабской культуры – Иран, Сирия, Египет, Палестина, а также государства Северной Африки имели длительную предысторию. Племена, населявшие основную территорию Аравии. – кочевники-бедуины, называвшие себя арабами (в переводе «араб» означает «лихой наездник»),являлись грозной силой для оседлого населения. Именно в среде кочевых племен зародился ислам (по-арабски – «покорность»).

Основателем Ислама был пророк Мухаммед (Магомет). В VIIв.. в 622 г. Мухаммед выступил с проповедью в Мекке, затем в Медине – городе, вошедшем в историю как город пророка. Этот год считается началом мусульманского летоисчисления. В 630 г., победив Мекку, Мухаммед вернулся в Медину, ставшую центром ислама. В то же время создается Арабский Халифат, и Мухаммед становится его верховным руководителем, в руках которого соединились духовная и светская власть. Его сподвижники, а затем и преемники провели целый ряд завоевательных походов, расширивших территорию Халифата. Ислам (или мусульманство) стало государственной религией Арабского востока. К VIII в. арабы подчинили Сирию, Палестину, Египет, Иран, Ирак, часть Закавказья, Средней Азии, Испании. Северной Африки, а к X в. образовались Эмираты – самостоятельные части этого политического образования.

2. Расцвет арабской культуры.

Наибольший расцвет арабской культуры относится к VIII – XI вв. В эпоху раннего Средневековья у каждого арабского племени был свой поэт. Сложились разнообразные фольклорные традиции. Поэты, писавшие ритмизированной прозой, воспевали своих современников, или клеймили их врагов. Арабские города отличались разнообразной и богатой архитектурой. При их строительстве, как правило. Использовались образцы архитектуры завоеванных стран – особенно греческой и римской традиции (храмы, церкви, рынки, бани). Символом величия ислама стал купол мечети Скалы в Иерусалиме. Мечеть Скалы и сам купол были воздвигнуты на том месте, где ранее находился камень, на котором Авраам должен был принести в жертву своего любого сына Исаака. Чтобы доказать свою веру. Архитектурный памятник был воздвигнут в честь Авраама и Соломона – в этом заключался его религиозный смысл. Форма восьмигранника и купол шли от раннехристианских церковных традиций, а мозаичные панно были выполнены с использованием византийский образцов. И все же храм «Купол Скалы» в Иерусалиме был задуман как символ победы ислама над иудаизмом и христианством. Новые святилища возникали повсеместно. Мечеть выполняла особенно важную функцию. Как правило, в размерах и богатстве убранства воплощалась сама мощь ислама. Магомет запрещал человеческие изображения во избежание идолопоклонничества. В мусульманской религии нет священников, но есть учителя.

В VIII в. в столице династии Омейядов – Дамаске – была построена мечеть на месте античного храма времен Августа. Утверждая мощь Халифата и прославление ислама, архитекторы использовали во внутреннем убранстве классические мраморные колонны, инкрустации на стенах и мозаичные украшения необыкновенной тонкости и красоты.

В 750 г. к власти пришли Аббасиды, они объявили Халифат благословенным. В управлении Халифатом принимали участие многочисленные чиновники. Столица переносится из Дамаска в Багдад. Город был построен по плану круга, в центре которого находился дворец халифата. Вокруг мечети располагались улицы, рынки, лавки торговцев. Таким образом утверждалась власть халифа, в руках которого находилось все вокруг, а также политика и религия – вся структура мусульманского общества.

3. Распространение научных знаний и заветы ислама.

Позже Багдад был оставлен Халифом, но и тогда этот город остается одним из важнейших центров исламской культуры. Халиф-аль-Мамун (813-833) построил обсерваторию и университет, называемый Домом Мудрости. Распространению научных знаний способствовали переводы на арабский язык трудов Аристотеля, Архимеда, Платона, Евклида. В IX в. были переведены на арабский язык труды Птолемея по географии, из Китая завезена бумага, что способствовало распространению письменных текстов. Писцы – переписчики текстов на арабский язык, пользовались особым уважением. Их каллиграфия должна была быть безупречной. Текст Корана долгие годы оберегался от перевода – слова пророка Магомета были святыми, они имели свое религиозное значение, так как были средством обобщения человека с богом.

Центрами арабской средневековой науки являлись Багдад, Харон, Басра и Куфа. В Багдаде был создан «Дом науки», объединивший ученых из разных областей знания, включавший в себя библиотеку и обсерваторию. К X в. были открыты медресе – средние и высшие мусульманские школы, а «арабские цифры» пришли в X-XIII вв. в Европу. В то же время появилась и арабская грамматика, ставшая основой словесности на многие столетия. Начиная с IX в. создаются исторические труды, посвященные арабской истории.

4. Арабская литература.

Арабская поэзия Средневековья представлена несколькими именами. Поэзия Себу Нуваса (747-762) основана на совершенной форме, воспевает веселье, любовь к жизни, а подчас иронична. Абу-аль-Атахия (XII в.), впротивоположность ему, видел основу поэзии в вере и аскетизме и отрешенности от мира. Он писал о суетности жизни, противопоставляя ей идеи нравственности. Жизнь и творчество другого поэта, Аль-Мутанабби (XII в.) прошла в поисках и скитаниях, он посвящал свои стихи владыкам Сирии, Ирана, Египта. Многие стих со временем превращались в афоризмы. Вершиной арабской средневековой поэзии считается творчество сирийца Абу-аль-Алааль Маари (973-1057). Будучи с детства слепым, поэт сумел изучить Коран. Знал богословие, старые арабские предания и современную поэзию.

К X-XV вв. сложился сборник арабских народных сказок – «Тысяча и одна ночь». В него входят переработанные сюжеты персидских, индийских, греческих сказаний. Образы Алладина, Али-Бабы, Синдбада-морехода, бедуинов, купцов, султанов вошли в сокровищницу арабской и мировой литературы.

Вершиной поэзии Средневековья является творчество Омара Хайяма (1048-1122). Прославленный персидский поэт и ученый создал свои философские и вольнодумные, часто гедонистические рубаи (особая форма стиха). Его произведения переведены многими поэтами мира, в том числе и русскими.

5. Законы шариата.

Коран влиял не только на облик произведений искусства, он определял также нормы поведения, быт и нравы арабов. Шариат – свод морали и нрава – регламентировал личную и общественную жизнь мусульманина. Коран определял повседневную жизнь мусульманина, регламентируя нормы права, брак, разводы. Женщина в семье занимала подчиненное положение, а мужчина (он мог иметь четыре жены) был главным в семье. Важную роль играло учение о джиннах (существа, сотворенные Аллахом из бездымного огня). Джинны уступали человеку и ангелам, сотворенным из света. Считалось, что они постоянно подстерегают человека, поэтому прежде, чем совершить какой-либо поступок, он должен просить у аллаха защиты от демонов. Хотя гадания имели место. Причем дозволялась высокая (белая) магия, которая помогала в благородных целях. Черная магия шла от злых шайтанов и была запрещена.

Тема: «Художественная культура мусульманского Востока логика абстрактной красоты».

Дата: «___»_______________ 20 «___». Класс: 10.

Урок 8.

Цель : изучить особенности искусства исламского Востока; сформировать представление о национальных чертах храмового зодчества.

Тип урока : Комбинированный.

Оборудование : компьютер, презентация, учебник МХК.

Ход урока.

I . Организационный момент.

II . Актуализация знаний учащихся.

Проверка докладов.

План:

1. Иллюстрации арабески.

2. Искусство мусульманского Востока.

3. Арабская архитектура.

4.Альгамбра с высоты птичьего полета

III . Подготовка к изучению нового материала.

Мусульманский Восток – огромный регион, объединивший разные народы на основе самой молодой из мировых религий – ислама.

Средневековая культура мусульманских стран занимает одно из важнейших мест в истории мировой цивилизации. Сохранились многочисленные памятники Средневековья, свидетельствующие о единой самобытной художественной традиции, которая родилась под влиянием учения об Аллахе. Связь религии с искусством в мусульманской культуре нерасторжима.

IV . Изучение нового материала.

Изобразительное искусство Арабского Востока представлено различными видами орнамента, каллиграфией и замечательной книжной миниатюрой. Самой ранней формой орнаментального искусства является арабеска (от французского «арабский»). Арабеска - европейское название сложного восточного средневекового орнамента, линейно-геометрического узора, состоящего, в основном, из геометрических, каллиграфических и растительных элементов и созданного на основе точного математического расчета.

1. Иллюстрации арабески

Узор включал в себя растительные мотивы, в него вплетались надписи, изображения животных, птиц, людей и фантастических существ. Арабеска служила прекрасным фоном, заполняющим всю пустоту пространства. В них соблюдается мерный ритм, повторяемость рисунка в пределах всей композиции.

Восточные мыслители сравнивали арабеску с музыкой, призванной «создавать новую и более совершенную красоту». Как и в музыке, орнамент обладает большой эмоциональной выразительностью, порождает сложную гамму чувств, настроений и мыслей. Арабеске присущи цвета: яркий кобальт, изумрудно-зеленый, красный и желтый. Восточный орнамент называют «музыкой для глаз».

Коран учит, что Аллаха невозможно видеть или осязать. Поэтому Коран никогда не иллюстрировался. Отсюда же вытекает запрет на изображение видимого мира и живых существ в религиозном искусстве. Главным украшением священных текстом было само письмо – знаменитая арабская каллиграфия. В культуре мусульманского Востока особенно высоко ценилось это искусство. В VII веке возник прямолинейный, угловатый почерк куфи. Куфическое письмо украшает стены монументальных архитектурных сооружений.

Цели урока:

  1. Познакомить детей с шедеврами исламской архитектуры, с творчеством поэта, ученого, философа Омара Хайяма, с древней формой персидской поэзии – рубаи;
  2. Развивать любовь к прекрасному, прививать эстетический вкус, умение работать с текстами;
  3. Воспитывать любовь и уважение к культурному наследию человечества.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор,
  • мультимедийная презентация ,
  • индивидуальный раздаточный материал,
  • книжная выставка по теме,
  • структурно-логическая схема по исламу.

Ход урока

1. Организационный момент.

Слово учителя: Ассалям алейкум! Здравствуйте! Я не случайно начала наш урок с восточного приветствия.

Восток издавна пленял путешественников самобытной культурой, богатством и какой-то тайной. Восточная красавица, восточные песни, танцы, стихи – всё это поражало побывавших в восточных странах. Утончённость во всём: в ароматах, в одежде, в манерах.

Многие называют Восток мудрым, кто-то коварным, многие прекрасным! Сегодня мы попытаемся заглянуть под таинственное покрывало восточной культуры.

1-й слайд – объявляется тема урока:

«Художественная культура исламского Востока»

Но прежде, чем мы будем говорить о культурных достижениях, давайте вспомним о религии, которая господствовала на Востоке.

3. Проверка домашнего задания.

Задание №1. Блиц – опрос.

  • назовите самую молодую религию мира (Ислам)
  • когда она появилась? (В VII в. н. э.)
  • где зародился ислам? (На Аравийском полуострове)
  • ислам – это вера в единого бога или в многобожие? (В Аллаха, 1 бог)
  • главные центры ислама? (Мекка и Медина)
  • священная книга мусульман (Коран)
  • назовите пять столпов ислама (исповедание веры; хадж; пятикратная молитва; закят (милостыня, садака); пост).
  • священный для мусульман день (пятница)

Задание №2. Исправьте в тексте ошибки (выявленные ошибки подчеркните)

Ислам, как религия появился в III тысячелетии до н.э.. Зародился он в Междуречье и распространился по всему миру. Основателем ислама стал Синдхартха Гаутама. Во время медитаций ему превидился аллах, который говорил пророчества. В дальнейшем данные пророчества составили священную книгу мусульман «Талмуд». Главными мусульманскими центрами являются Афины и Рим, куда один раз в год съезжаются мусульмане. Гаутаму назвали пророком. Все мусульмане должны соблюдать 10 заповедей. (Впишите их в пустые строки).

В священной для всех мусульман день в воскресенье, верующие должны пребывать в молитвах и соблюдать пост.

4. Новая тема.

Слово учителя: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, не встретиться им никогда…». Эти слова, сказанные Р.Киплингом, к счастью не оказались пророческими. Восточная культура развивалась не изолированно от культуры европейских стран. Вобрав в себя многие её черты, она в тоже время оказала существенное влияние на общий характер культуры народов Европы. По Великому шелковому пути, проходившему в древности через многие государства, в течение двух тысячелетий осуществлялся не только обмен товаров, но и шло взаимопроникновение культур народов Востока и Запада. Долгое время восточная культура оставалась за семью печатями. Изучать её начали сравнительно недавно, в XIX веке. И сейчас мы сделаем шаг в сторону познания загадочной и неповторимой восточной, исламской культуры.

Слайд 2: Арабский халифат (учитель рассказывает детям об образовании Арабского халифата) .

Слайд 3: Медресе Улугбека в Самарканде

Ребята, мы сейчас проведём небольшую исследовательскую работу. Перед вами тексты, вы их прочитайте и ответьте на вопросы, которые даны после текста. Некоторые архитектурные элементы мечети нужно показать на экране.

Лист №2

Самым ранним созданием мусульманской архитектуры была мечеть, где собирались верующие для молитвы. Первоначально она представляла собой квадратный двор или зал, окруженный галереями на столбах или колоннах. Балочные перекрытия галерей располагаются на стрельчатых или подковообразных арках, опирающихся на небольшие колонны. На одной из стен находится алтарная ниша (михраб), обращенная в сторону Мекки – священного города мусульман. Главный фасад всего сооружения со стороны улицы оформлялся айваном, т.е. арочным порталом больших масштабов. Кроме того, он дополнялся минаретами – стройными башнями, с верхней площадки которых священник (муэдзин) пять раз в день созывал верующих на молитву.

Медресе – это духовное, учебное заведение, отличается от мечети тем, что галерея двора делится на мелкие помещения – худжры, в которых живут семинаристы.

Вопросы к тексту:

  1. Где проходила молитва у мусульман?
  2. Что мечеть представляет собой, как она выглядит?
  3. Как называется алтарная ниша?
  4. В какую сторону обращена алтарная ниша?
  5. Как оформлялся главный фасад с улицы?
  6. Чем дополнялась мечеть?
  7. Кто созывал на молитву?

5. Учитель: Ребята, вы дома провели исследовательскую работу и подготовили сообщения о жемчужинах исламской архитектуры.

Выступления детей:

  • 4-й слайд: «Тадж - Махал» - Яковщенко Анастасия.
  • 5-й слайд: «Биби - ханым» - Серединская Анастасия.
  • 6-й слайд: «Кааба» - Кисметов Аман.

6. Релаксация.

Учитель: Восток славен не только памятниками, но ещё есть прекрасная музыка и танцы. Вашему вниманию предлагается посмотреть такой танец.

(Дети танцуют танец).

7. Работа по слайду 7:

На экране высвечивается рубаи Омара Хайяма, учитель читает: -

Мы цель созданья, смысл его отменный,
Взор божества и сущность зрящих глаз.
Окружность мира – перстень драгоценный,
А мы в том перстне- вправленный алмаз.

Вопрос учителя: Как вы думаете, кому принадлежат эти слова?

(Ответы детей).

Учитель: действительно, эти слова принадлежат Омару Хайяму.

(Учитель читает стихотворение):

Перо рождает слово, а само
Все тем же словом произнесено.
Посредством слова слава оживала,
Снимало слово с тайны покрывало.
Без слов живых и песнь мертва,
Коль выбросишь из музыки слова.
Под небом совершенством назовёшь.
Дыханье – жизнь, закон живого,
Мысль эту потверждает слово.

Учитель: Слово, особенно поэтическое, на Востоке ценилось всегда. Когда наступало мирное время, поэты выступали на народных праздниках со своими импровизациями, соревнуясь в этом умении с пришельцами из других городов. Особенно ценили знатоки отточенность и краткость поэтических форм (рубаи, газель, касыда), получившие распространение во всём арабском мире. В коротких стихотворных строчках поэты стремились передать законченную мысль и дать описание целой гаммы чувств и настроений, свойственных человеку.

8. Учитель: Ребята вы подготовили биографию Омара Хайяма. Давайте послушаем, кем же он был и заполним таблицу, которая так и называется «Биография Омара Хайяма» Откройте лист № 3.

Биография Омара Хайяма.

(Идёт выступления учащихся и заполнение таблицы).

9. Работа по слайду 8:

Учитель: Что же такое рубаи? Давайте обратимся к толковому словарю

Рубаи – философские сентеции. Слово «сентенции» имеет 2 значения.

  1. Изречение морального характера, нравоучение;
  2. Юридический приговор.

Учитель: Рубаи называли летучей формой персидской поэзии. Представляя собой одну из древнейших форм персидской поэзии, четверостишие пришло в письменную литературу из устного народного творчества.

Рубаи Хайяма изумляют своей предельной логической точностью, философской весомостью, мрачной и дерзкой иронией. Эти стихи – спор с Богом о разумности и справедливости мироустройства, спор, который бесстрашный учёный, вечно сомневающийся и бунтующий, вёл всю свою жизнь. Хайям насыщает народную песенную форму не свойственными ей ранее темами рефлективной лирики, характерными для иных видов поэзии. Он был первооткрывателем этих тем в рубаи, освоив крошечное замкнутое пространство четырёх строк для разговора с богом о месте человека во вселенной. Малая поэтическая форма требует чрезвычайной экономности в применении средств поэтической выразительности и высокой концентрации смысла. Опираясь на свой аналитический, острый ум, используя опыт народного и литературного красноречия. Хайям создал удивительно гибкую жанровую форму, способную вмещать глубины философской мысли, злую эпиграмму, застольный куплет, любовную зарисовку.

10. Самостоятельная работа. Лист №4.

Вашему вниманию предлагается рубаи. Вам надо внимательно их прочитать и распределить их в таблицу по номерам.

11. Работа по слайдам №9, №10, №11.

Чтение и анализ рубаи.

12. Итог урока.

Учитель: Рубаи Омара Хайяма представляют собой яркое явление в культуре мусульманского Востока. Они поражают своей мудростью и стремлением к гармонии, которую великий мастер умел видеть в мире. Многое в творчестве великого гения ещё не понято до конца и не оценено по достоинству, загадкой остаётся его личность. Этот урок – только «глазок» в мир одного из титанов удивительной эпохи. Я желаю вам распахнуть «двери во Вселенную, имя которой - Омар Хайям».

Какое влияние оказал ислам на развитие архитектуры и изобразительного искусства мусульманских народов?

Охарактеризуйте разнообразие стилей мусульманской архитектуры средневековья. Перечислите названия знаменитых архитектурных памятников

Какое место в искусстве мусульманских народов занимает орнамент? Назовите его основные виды

Какую роль в художественной культуре играла поэзия? Каковы ее характерные черты?

В чем особенность поэзии Омара Хайяма? Почему его стихи и сегодня не потеряли своей притягательности?

Ислам в Башкортостане

Как проходило распространение ислама в Башкортостане, и как долго оно продолжалось? В чем состоят особенности этого процесса?

Какое влияние мусульманская религия оказала на развитие письменности и образования башкирского и татарского народов?

Как ислам повлиял на архитектуру, изобразительное искусство и литературу Башкортостана?

Какое место наряду с исламом в сознании и образе жизни башкир занимало язычество? Назовите конкретные примеры

Как развивались государственно-исламские отношения в Башкортостане с XVI по начало XXI века?

Темы сообщений

1) Книга М. Уотта «Влияние ислама на средневековую Европу»

2) Ислам и экономика

3) Шариат – закон жизни мусульманской общины

4) Мусульманский этикет

5) Жизнь и творчество великого ученого и поэта Омара Хайяма

Контрольные тесты

1. Заповедями, или столпами ислама, не являются…

а) пятикратная молитва

б) посещение мечети

г) паломничество в Мекку и Медину

д) война за веру

2. Арабеской является…

а) один из мусульманских праздников

б) тончайший орнамент в искусстве мусульманских стран

в) иноверец принявший ислам

г) культовая башня, с которой мусульманский священнослужитель призывает верующих на молитву

3. Рифмованными четверостишиями в арабской поэзии называются…

г) хадисы

4. Ибн Сина (Авиценна) был…

а) халифом, который покровительствовал науке и искусству

б) пророком

в) философом, врачом, поэтом и государственным деятелем

г) известным средневековым архитектором

5. Видами и жанрами изобразительного и декоративно-прикладного искусства, получившими развитие в странах мусульманского Востока в средние века являются…

а) скульптура

б) портретная живопись

в) книжная миниатюра

г) каллиграфия

д) графика

е) орнамент

6. «Сунна» - это…

а) ритуал приема пищи

б) мусульманский праздник

в) мусульманский календарь

г) священное предание мусульман

7. Особенностью мусульманского искусства является…

а) единый для всех исламских государств стиль

б) запрет на изображение Бога и живых существ

в) признание человека центром Вселенной

г) аскетизм, простота, однообразие

8. Шариатом является…

а) жертвоприношение

б) религиозная секта

в) мусульманский суд

г) свод религиозно-этических и правовых предписаний ислама

9. К характерным чертам исламского менталитета относится…

а) индивидуализм и рациональность

б) мистицизм и оккультизм

в) общинность и религиозность

г) аскетизм и фатализм

10. К основным типам мусульманской архитектуры относятся…

а) мечеть

б) медресе

в) пирамида

г) мавзолей

д) минарет

е) зиккурат

11.Характерной чертой арабо-исламской научной мысли является…

а) атеизм

б) мифологичность

в) энциклопедичность

г) антропоцентризм

12.Памятниками мусульманской архитектуры на территории Башкортостана являются…

а) мавзолей Хусейн-бека

б) поселение Аркаим

в) Первая соборная мечеть в Уфе

г) мавзолей Тадж-Махал

КУЛЬТУРА ЗАПАДА

Первое занятие

Античная культура и ее роль в становлении

Основ западной цивилизации

Назовите и охарактеризуйте систему ценностей античной культуры. Какой фактор оказался самым важным для ее развития?

В чем различия между культурами Древней Греции и Рима? Каковы особенности менталитета древних греков и римлян?

Назовите особенности древнегреческой религии и мифологии. Каково их место и роль в европейском искусстве?

Перечислите наиболее известные памятники культуры античного мира.

Какие ценности античности унаследовала индустриальная цивилизация Запада?

Приведите примеры освоения античного наследия в культуре России

Культура европейского средневековья. Христианство как духовная основа культуры

Когда появился термин «средние века»? Каковы хронологические рамки европейского средневековья?

Какие факторы определили своеобразие культуры средневековой Европы?

Назовите и охарактеризуйте основные догматы христианства и покажите их влияние на менталитет европейцев

Какова сущность нравственного учения христианства? Какая главная идея лежит в основе этого учения? Вспомните известные библейские истины, которые касаются человеческой нравственности

Какое влияние христианская религия оказала на менталитет и образ жизни европейцев? Как христианство и Римско-католическая церковь повлияли на развитие науки и образования?

Кратко охарактеризуйте первые общеевропейские художественные стили - романский и готический

Какое место занимает христианство в современной западной культуре?

8.3 Культура Возрождения (Ренессанса)

Что такое Возрождение? Назовите его характерные черты и ценности

Что привлекало деятелей Ренессанса в культуре античности?

Какое значение в эпоху Возрождения придавалось человеческой личности? Какие требования к ней предъявлялись?

Какова роль идеологии гуманизма в становлении и развитии современной западной цивилизации?

Назовите имена наиболее известных архитекторов, скульпторов и художников Итальянского Возрождения. Перечислите их знаменитые творения

Что такое Северное Возрождение? Назовите его основные центры. Каковы отличительные черты культуры Северного Возрождения?

Темы сообщений

1) Религия и мифология Древней Греции

2) Роль зрелища в античной культуре

3) Бытие и ментальность средневекового европейца

4) Титаны Возрождения: Микеланджело, Рафаэль, Леонардо да Винчи

Второе занятие

Реформация идеологическая база

Современной западной культуры

Дайте определение Реформации, кратко охарактеризуйте ее ход и итоги

Какие новые представления о церкви и мирской жизни выработал протестантизм? В чем состоит сущность протестантской трудовой этики?

Каково влияние протестантизма на культуру личности Нового времени?

Приведите доказательства в пользу того, что протестантизм способствовал утверждению индустриальной цивилизации Запада.

Просвещение как важнейший этап в развитии

Индустриальной цивилизации Запада

Что такое Просвещение? Назовите и охарактеризуйте его идеи и ценности. Перечислите имена наиболее известных просветителей.

Какое воздействие идеи Просвещения оказали на развитие науки и образования? Как они повлияли на художественную культуру Запада?

Какие фундаментальные принципы и ценности современной западной цивилизации утвердились благодаря идеям Просвещения?

8.3 Постиндустриальное (информационное) общество:

Тенденции изменения культуры

Что такое постиндустриальная (информационная) культура? Назовите ее черты.

Какие изменения наблюдаются в таких сферах постиндустриального общества, как производство и управление, наука и образование?

Какую роль в современном мире играет информация?

Как стандартизация, унификация быта и условий труда отражается на культуре?

Как изменяются мировоззрение и духовный мир человека?

Темы сообщений

2) М. Вебер о протестантской этике

3) Роль науки и техники в культуре ХХ – ХI вв

4) Постмодернизм в культуре XX – начала XXI в

5) Авангард и традиции в современной культуре

Контрольные тесты

1. Характерной чертой западного типа культуры является…

а) фатализм

б) рационализм

в) коллективизм

г) стремление к постоянству и стабильности

2. Исследовательская позиция, согласно которой европейская культура является образцом или эталоном для изучения любой другой культуры, называется…

а) европоцентризм

б) антропоцентризм

в) западничество

г) социоцентризм

3. Характерной чертой культуры античной Греции является…

а) элитарность

б) агональность

в) символизм

г) догматизм

4. Индульгенцией называется…

а) процесс реформирования католической церкви

б) религиозный обряд в католичестве

в) бумага, дарующая отпущение грехов

г) борьба против реформирования католической церкви

5. Библию с латыни на немецкий язык перевел…

а) Цвингли

б) Ж. Кальвин

в) М. Лютер

6. Представителями протестантизма являются…

а) люди, протестующие против церковной реформы

б) люди, протестующие против чего-либо

в) представители средневекового искусства

г) приверженцы ветви христианства

7. Учением деизма является…

а) учение о Божественном предопределении человеческой жизни

б) учение М. Лютера и Ж. Кальвина

в) направление в средневековой церковной живописи

г) учение о Боге, как о творце, после чего, он не вмешивается в земную жизнь

8. Доминирующая роль христианской церкви характерна для…

а) античной культуры

б) средневековой культуры

в) культуры эпохи Просвещения

г) культуры Ренессанса

9. Барокко - это…

а) течение в модернизме

б) архитектурное направление 20-х гг. ХХ в., разработавшее принципы постройки общественных зданий с помощью железобетонных конструкций, строго геометрических, упрощенных форм

в) основное стилевое направление в художественной культуре Европы конца ХV1-середины ХV111 вв., тяготеющее к торжественности, пышности и многообразию форм

10. Классицизм - это:

а) направление в художественной культуре начала ХХ в. противостоящее модернизму

б) стиль в живописи

в) направление в художественной культуре ХVII - начала X1Х в., обращенное к античному искусству как к эстетическому эталону

11. Художественное направление в культуре XIX века, связанное со стремлением осмыслить действительность во всей её полноте и разнообразии называют…

а) романтизмом

б) экспрессионизмом

в) реализмом

г) барокко

12. Для культуры постмодернизма характерны… (не менее двух вариантов)

а) отрицание традиционной культуры

б) эклектика, смешение и сосуществование всех жанров, стилей и направлений

в) отрицание массовой культуры

г) регулирование культурных процессов со стороны государства