История возникновения жанра урбанистического пейзажа. Графические пейзажи елены ковалевой Материалы и оборудование

Тема урока:

« Пейзаж в графике »

6 класс

Учитель ИЗО Дзасохова Т.Г.

Цель :

Познакомить учащихся с видами пейзажной графики (зарисовки и наброски) выполненные мастерами-графиками, дать понятие о линейной воздушной перспективе, обобщить знания по теме «Графика», сформировать работы в технике граттажа.

Познакомить с графическими произведениями осетинских и русских художников.

Сформировать навыки передачи настроения в рисунке.

Задачи:

1. Обучающие:

Формировать умения чувствовать и определять красоту линий как средства художественной выразительности, использовать её возможности в собственном творчестве. Познакомить с особенностями некоторых приемов в искусстве;

Познакомить с некоторыми произведениями художников;

2. Развивающие:

Овладевать новыми инструментами и техниками (заострённая палочка, перо), продолжать развивать умения пользоваться выразительными средствами графики (точкой, штрихом, линией ), передавать свои умения в рисунке.

3, Воспитывающие:

Воспитать эстетическое отношение к окружающему миру и любовь к прекрасному.

Воспитание аккуратности.

4.Организационный момент.

Оборудование:

Информационный материал к уроку, рисунки пейзажа в графике, репродукции картин художников (русских и осетинских) в презентации.

Материал для работы (заострённые палочки, перо).

Зрительный ряд:

Чёрно – белые иллюстрации (пейзажи, деревья, особенно зимой), репродукции печатной графики.

Дидактический материал к уроку: презентация «Пейзаж в графике».

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Беседа по основному материалу урока:

а) закрепление пройденного материала по видам ИЗО

б) вводная информация

в) демонстрация материала, объяснение.

3. Практическая работа

4. Итог урока (выставка работ учащихся, заключительная речь учителя)

5. Домашнее задание

Методы: Словесный (рассказ), иллюстративный.

Формы: Коллективная, индивидуальная

Деятельность учителя:

Сообщение темы урока. Проводится показ подобранного материала по теме урока (живая речь учителя и демонстрация презентации)

Деятельность учащихся:

Демонстрационный материал. На протяжении беседы учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

Учитель: Рассказ-беседа по теме:

2 Беседа:

Ранее мы с вами говорили о графическом натюрморте и портрете, а на этом уроке мы будем говорить о графическом пейзаже.

- Чем отличается такой пейзаж от обычного?

\Графический пейзаж воспроизводится при помощи линий - прямых, кривых, волнистых. Основным материалом является карандаш или уголь./

Что является основой языка графики?

/Основой графического языка являются работы черным по белому или белым по черному./

Самый распространенный вид пейзажной графики - это зарисовки и наброски, которые художники делают постоянно, фиксируя свои впечатления. Такие рисунки, сделанные карандашом, пером, углем, разнообразные по мотивам и авторскому видению и служат ему творческой кладовой, то есть материалом для создания произведений.

Развитие графики тесно связано с искусством создания книги. Когда с конца ХV века появляются печатные книги, гравюры становятся доступными широкому кругу людей. Мастера-граверы все большее внимание уделяли разнообразию и выразительности штриха – графической разнообразности. Со временем самостоятельное значение графики только возрастало.

В каждом рисунке началом всех начал является первое прикосновение к листу. Чёрно-белое пятно, линия, штрих, точка – это стихия из которой возникает образ.

Художники графики передают свои впечатления о мире с помощью чёрного и белого цветов на бумаге. Посмотрите вокруг и назовите предметы белого и чёрного цветов. (Белый снег, звёзды, невеста, чёрные горы, чёрные туч.) Эти цвета по отношению друг к другу контрастны, противоположны.

Большую роль играет передача освещения пейзажа. В зависимости от освещения в различное время суток: утром, днем, вечером, ночью – пейзаж меняет свои очертания.

Утром контуры пейзажа окутаны дымкой. Рисуя пейзаж утром, надо стушевать контуры заднего плана. Подчеркнуть контуры переднего плана.

Вечером наблюдается обратное явление: все предметы на фоне неба вырисовываются отчетливо, в виде силуэтов, тени ложатся гуще, плотнее, формы предметов выглядят четче. В серый пасмурный день земля вместе с находящимися на ней предметами почти всегда темнее неба. В солнечный день земля и растительность темнее неба, светлые предметы, освещенные прямым светом, могут быть светлее неба. Контраст света и тени различны в солнечный и облачный день, утром и в полдень, вечером и в лунную ночь.

Сегодня на уроке вы будете выполнять пейзаж, пользуясь выразительными средствами графики: точкой, штрихом, линией, пятном, продолжать овладевать различными инструментами: заостренной палочкой, пером. В конце урока мы устроим выставку ваших работ.

Тема нашего урока: «Пейзаж в графике».

Давайте же сегодня вспомним, что такое графика .

(Графика – это вид изобразительного искусства, в котором основными средствами выразительности являются линия, точка, штрих, пятно, тон).

Какие материалы используют художники-графики?

/ Тушь, акварель, пастель, мел, уголь, сангину, карандаш, фломастеры и т.д. /

Какие виды гравюр вам запомнились и что такое гравюра?

/ Гравюра - это оттиск с поверхности, на которой выполнен рисунок. Можно делать гравюру на дереве, линолеуме, металле./

Гравюра относится к печатной графике. Книжная графика (иллюстрации).

Промышленная графика или прикладная (открытки, этикетки, конверты, календари).

3. Практическая работа.

Цель этапа:

Выявить степень усвоения знаний об этапах выполнения рисунка.

Умения:

Находить гармонию и красоту в изображении пейзажа в графике.

Деятельность учителя:

Организует выполнение практического задания.

Деятельность учащихся:

Выполняют практическую работу в графической технике (граттаж).

Задание:

Выполнить пейзаж в графической технике граттажа.

Материал:

Карандаш, альбом, затонированные альбомные листы черной гуашью. Заострённые палочки, перо.

Выполните весенний графический пейзаж карандашом (на белом фоне черный рисунок) и технике граттажа (на черном фоне белый или цветной).

Прежде чем приступить к заданию, определитесь с замыслом своей будущей картины, составьте композицию.

Учитывать перспективу в композиции рисунка, использовать средства художественной выразительности, пропорции светлого и темного, передавать пространство в рисунке.

С помощью линии, штриха, пятна - художники создают разнообразное восприятие мира.

Как нужно изображать предметы, расположенные на переднем плане? (Чем ближе от нас предмет, тем больше подробностей мы на нем изображаем).

Как изображают предмет вдали?

/При удалении предмета детали заметны меньше, предметы, удаляясь, не только уменьшаются, но и как бы тают в воздухе, приобретают менее чёткие очертания./

При работе необходимо соблюдать технику безопасности.

4.Итог урока.

Просмотр работ.

Ребята давайте посмотрим, какие разные, интересные работы получились. Какие выразительные средства вы использовали?

В какой работе лучше всего использовался штрих?

В какой - линия?

В какой – точка?

Какая работа вам больше всего понравилась?

Почему?

Выставка работ учащихся.

5. Домашняя работа

Объяснение домашнего задания.

Изобразить городской пейзаж в карандаше, в технике граттажа и

монотипии, учитывая перспективное решение рисунка.

Найти репродукции художников-рисунки в разных техниках, иллюстрации, гравюры и др. принести на следующий урок.


Элементы пейзажа встречаются в искусстве глубокой древности. Пейзаж постепенно формируется как самостоятельный жанр в искусстве, в котором основным предметом изображения является природа. Вначале бытует чисто видовой пейзаж, преобладавший в основном в графике, где вечно обновляющаяся природа считалась наиболее наглядным воплощением жизни.

Позднее в нем находят отражение мотивы и настроения, характерные для того или иного художественного направления - классицизма, романтизма и других.

В XX столетии получают развитие такие разновидности пейзажа, как городской и индустриальный.

Термин урбанизамция (от лат. urbanus -- городской) -- процесс повышения роли городов в развитии общества. Предпосылки урбанизации -- рост в городах промышленности, развитие их культурных и политических функций, углубление территориального разделения труда. Для урбанизации характерны приток в города сельского населения и возрастающее маятниковое движение населения из сельского окружения и ближайших малых городов в крупные города (на работу, по культурно-бытовым надобностям и пр.).

Графический пейзаж

Пейзаж -- изображение природы в литературе и живописи, иначе -- образ природы в художественном произведении (слово П. происходит от французского pays -- страна, местность). Из области пространственных искусств термин «П.» перешел в литературоведение. Историки искусства, подходившие к П. со стороны формальной и эстетической, конечно не могли дать удовлетворительного объяснения как причине появления интереса к П., так и характеру изменений в его трактовке. Они рассматривали П. как нечто оторванное от человеческого общества и изображаемое художником с «объективной» свободой, без всякой «заинтересованности» в изображаемом. Пейзаж - жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта.

Пейзаж - традиционный жанр станковой живописи и графики. Пейзаж может носить исторический, героический, фантастический, лирический, эпический характер. В зависимости от характера пейзажного мотива можно выделить: сельский, городской, индустриальный пейзаж. Для изображения пейзажа необходимы знания наблюдательной и воздушной перспективы. Надо научиться определять масштаб изображения, выделять главное в рисунке пейзажа. Успех во многом будет зависеть от правильной последовательности работы. Важно выбрать выразительные пейзажные мотивы. Далее следует подумать о выборе высоты линии горизонта. Один и тот же пейзаж будет выглядеть величественно при низкой точке зрения и обычно, если линия горизонта будет проходить через центр листа. Высокое расположение линии горизонта или вынесение ее за пределы листа позволяет показать большую часть земной поверхности.

В рисунке пейзажа изображение неба во многом определяет настроение всего пейзажного мотива. Над земной поверхностью небо образует купол, полусферу.

Это лучше под черкнуть расположением облаков. Одинаковые по форме и находящиеся на одной высоте облака кажутся меньше и ближе друг к другу по мере удаления их к горизонту. Светотеневые эффекты на облаках значительным образом изменяются в зависимости от времени дня. Именно облака, закрыв солнце и отбрасывая тень, могут значительным образом изменить впечатление. Очертания легких облаков могут придать романтическую атмосферу рисунку. Учебное рисование включает быстрые наброски пейзажа, его отдельных деталей, а также рисунки, выполняемые в течение нескольких часов. Линейный рисунок призван запечатлеть объемный объект. Для обозначения контуров и светотени используют линии и штрихи. Например, этот быстрый линейный набросок деревни значительным образом отличается от светотеневого его изображения. В линейном наброске основное внимание художник сосредоточил на перспективных сокращениях дороги, столбов и домов. А в светотеневом изображении важно было показать игру пятен света, полутонов и теней. Яркое солнце усиливает световые контрасты. Наиболее удачное композиционное решение можно использовать для выполнения длительного рисунка. В число учебных задач, решаемых пейзажистом, может входить передача определенного времени суток, состояния природы или времени года. Также используются различные художественные материалы, такие как грифельный и угольный карандаш, перо, фломастер, геливая и шариковая ручка Большой интерес в рисунке представляет зарисовка памятников архитектуры. Например, наброски городов с различными архитектурными сооружениями передают очарование русской старины.

Эти рисунки выполнены палочкой и тушью с учетом тональных отношений.

Графитный карандаш позволяет более тонко, чем тушь, передавать тональные различия в пейзаже. Улицы города полны движения, наброски фломастером фиксируют его.

Работа над длительным рисунком пейзажа начинается с композиционных эскизов небольшого размера. Лучше использовать различные форматы и художественные материалы. Наиболее удачное композиционное решение можно использовать для выполнения длительного рисунка.






Плановость Плановость Основные признаки перспективного изображения пространства Отношение вышины к ширине предметов остается неизменным, радикальным образом меняются только все отношения третьего измерения. Все масштабы предметов по мере удаления от зрителя уменьшаются; предметы, находящиеся один за другим, скрывают друг друга (пересечение). Все линии, удаляющиеся от плоскости картины, сокращаются (ракурс). Если эти линии в действительности параллельны друг другу, то на изображении они сходятся в одной точке на горизонте. Не следует, однако, думать, что абсолютно правильное геометрическое построение перспективы достаточно для убедительного впечатления глубины.


Плановость Плановость Как известно, два наших глаза видят в натуре два различных изображения, тогда как художник дает только одно построение. Кроме того, центральная перспектива рассчитана на вертикальное положение картины и на совпадение глаза зрителя с точкой зрения в картине, между тем как в действительности картина может быть повешена под сильным углом к стене и ее горизонт может совсем не совпадать с реальным горизонтом зрителя. Поэтому художник часто отступает от абсолютно правильного построения, подчеркивая одни эффекты, заглушая другие во имя художественной правды (два горизонта у Веронезе). Не следует также думать, что так называемая центральная перспектива - единственный способ восприятия мира и передачи пространства. Прежде чем он был открыт и отчасти параллельно с ним художники пользовались и другими приемами изображения пространства.


Законы линейной перспективы Перспектива (фр. p erspective от лат. p erspicio ясно вижу) (1) явление кажущегося искажения пропорций и формы тел при их визуальном наблюдении. Например, два параллельных рельса кажутся сходящимися на горизонте в двух точках (спереди и сзади наблюдателя) (2) способ изображения объемных тел на плоскости, передающий их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве. В изобразительном искусстве возможно различное применение перспективы, которая используется как одно из художественных средств, усиливающих выразительность образов.




Офорт Офорт (фр. eau-forte азотная кислота, буквально «крепкая вода»), также аквафорта разновидность гравюры, художественная техника, позволяющая получать оттиски с печатных форм, изготовленных путём травления металлической поверхности кислотами. Известен с XV века. Первая датированная гравюра относится к 1513 году.фр.азотная кислотагравюрыпечатных формтравленияметаллической кислотамиXV века Для изготовления печатной формы металлическая пластина покрывается кислотоупорным лаком, на котором специальной иглой (пунктиром) процарапывается рисунок будущей гравюры. Пластина затем помещается в кислоту, которая вытравливает углубления, куда впоследствии закатывается краска. При печати краска из углублённых печатающих элементов изображения переносится на бумагу (таким образом, техника офорта является разновидностью глубокой печати).лакомпунктиромгравюры глубокой печати


Линогравюра Линогравюра способ гравирования на линолеуме. Возник на рубеже XIXXX с изобретением линолеума.XIXXX линолеума Линолеум представляет собой хороший материал для гравюр большого размера. Для гравирования применяют линолеум толщиной от 2,5 до 5 мм. Инструменты для линогравюры используют те же, что и для продольной гравюры: угловые и продольные стамески, а также нож для точной обрезки мелких деталей.гравюр При печати линогравюры используют те же типографские краски, что и при печати ксилографии. Накатывать краску на линолеум лучше всего вальцмассовым валиком, при этом важно отрегулировать количество краски, наносимой на линогравюру: к ее не должно быть много, чтобы не залить мелкий штрих, и не должно быть мало, чтобы не возникли непропечатки ксилографии


Литография Возникновение литографии Литография (от греческих «lithos» камень и «grapho» пишу, рисую) была создана в 1798 году Алоизием Зенефельдером (Alois Senefelder) в Богемии, и это была первая принципиально новая техника печати после изобретения гравюры в XV веке.1798Алоизием ЗенефельдеромAlois SenefelderБогемиигравюрыXV веке [править] Вид тиражной графики, основанный на технике плоской печатиправитьтиражной графикиплоской печати [править] Создание исходного изображенияправить Исторически художник создавал литографию, рисуя на зернистой поверхности специального литографского камня жирным литографским карандашом. Впоследствии литографский камень практически повсеместно был заменен на металлические пластины из-за большей легкости обработки. Для передачи полутонов используется отмывка жирной литографской тушью. Также для создания исходного изображения может использоваться специальная литографская бумага корнпапир, с которой рисунок уже передавливается на подготовленный литографский камень или пластину. После создания изображения камень протравливается кислотой, воздействующей на не покрытую жиром поверхность.литографского камнялитографским карандашомлитографской тушьюлитографская бумага корнпапир


Ксилография Ксилография В «Алмазной сутре» (датированной 868 годом н. э.), которая ныне хранится в Британской библиотеке, указано, что мастер Ван Чи вырезал доски и напечатал книгу «ради поминовения усопших родителей своих».868 годом н. э. Британской библиотеке History of British Birds (1847). Ксилография Т. Бьюика1847Т. Бьюика Первые образцы западноевропейской гравюры, выполненные в технике обрезной гравюры на дереве, появились на рубеже XIVXV веков. В 1780-х годах художник и гравер Томас Бьюик изобрел способ торцовой гравюры на дереве (на поперечном срезе ствола твердых пород). Он сам создал иллюстрации к «Общей истории четвероногих» и двухтомной «Истории птиц Британии».гравюрыXIVXV1780-х [править] Техникаправить В обрезной гравюре использую доски продольного распила ствола дерева. На отшлифованную поверхность доски (если предполагается тиражировать гравюру в типографском станке, то толщиною около 2,5 см) наносится рисунок, после чего линии этого рисунка обрезаются с обеих сторон острым ножом, а фон выбирается широкими стамесками до глубины 2-5 мм. После этого доску можно прокатывать краской и выполнять оттиск на бумаге.


Монотипия Монотипия Монотипия (от м оно… и греч. τυπος отпечаток) вид печатной графики. Техника монотипии заключается в нанесении красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим печатанием на станке; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным. В 2000 г. была установлена фрактальная природа значительной части монотипий и введен термин фрактальная монотипия.


Декоративность эстампа Декоративность эстампа Эстамп обладает особым свойством, в наибольшей степени отличающим его от всех других видов художественного творчества. Это свойство - тиражность. По самому своему определению отпечаток, сделанный с особым образом обработанной деревянной, металлической или каменной доски, эстамп всегда существует в нескольких, а часто во многих экземплярах. Нередко задают вопрос: не лишает ли это эстамп оригинальности, позволяет ли это ему числиться среди основных видов художественного творчества, не низводит ли это его до уровня репродукции? Тут надо в первую очередь отметить, что отпечаток на бумаге и есть цель всего творческого процесса художника, сама доска играет роль, сравнимую с материалами и инструментами в живописи, не более. С самого своего возникновения эстамп заговорил на особом языке, стал применять специфические средства, резко отличающие его от рисунка и живописи.



















Граттаж Граттаж (франц. grattage, от gratter – скрести, царапать), способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью по воску. Процесс работы в Г. напоминает выскребание по асфальту в литографии. Произведения, выполненные в технике Г., отличаются контрастом белых линий рисунка и чёрного фона и похожи на ксилографию или линогравюру. Г. встречается в графике 20 в. В России Г. под названием граттографии впервые использован М. В. Добужинским в работах 1920-х гг. Граттаж (имитация гравюры). Бумагу или картон покрывают воском или парафином, грунтуют каким-либо тоном (чаще темным) и процарапывают открывая белую бумагу (или наоборот). Вещь очень хрупкая и непрочная. На мой лично взгляд хороша для применения в детском саду в комплексе с выжиганием и чеканкой, хотя есть люди, которые это дело чувствуют и создают очень красивые и интересные вещи.




Увидев однажды замечательное творчество Елены Ковалевой хочется возвращаться к нему снова и снова. Подолгу вглядываться в каждый штрих пера и оттенки чернил. Во всех ее пейзажах присутствует неповторимая легкость, что-то неуловимое, что заставляет её работы оживать.

Свой творческий путь молодая и талантливая художница из Санкт-Петербурга начала еще в раннем детстве. Елена рисует примерно с семи лет и за плечами у нее 8 лет художественной школы и художественно-графический факультет Университета.


Талант - это не божья благодать, а постоянный кропотливый труд. Ежедневно она оттачивает свое мастерство и выкладывает новые работы у себя на странице.



"Огромное впечатление на меня произвел литовский художник Стасис Красаускас, с творчеством которого я и познакомилась в юном возрасте - дома был альбом с его работами. И первая моя работа была копией с одной из его иллюстраций. Так и пошло: графика, тушь, перо. Черно-белое"



В своих работах художница постоянно движется вперед, ищет новые техники, приемы и материалы. Например стандартные для графики тушь, перо, она обыгрывает немного экотическими, - чаем или кофе.




Рисунки Елены можно было встретить в оформлении недавней выставке "Высотный Петербург" проходившей в стенах Российского Географического Общества.


В настоящее время она активно работает. В Июне стартует Международный экономический форум на котором её работы тоже будут использованы в оформлении. Помимо частных заказов в скором времени должна пройти её большая персональная выставка.

Более подробно о творчестве Елены можно узнать

Тема урока: «Пейзаж в графике»

6 клас c

Цель :

Познакомить учащихся с видами пейзажной графики (зарисовки и наброски) выполненные мастерами-графиками, дать понятие о линейной воздушной перспективе, обобщить знания по теме «Графика», сформировать работы в технике граттажа.

Познакомить с графическими произведениями русских художников.

Сформировать навыки передачи настроения в рисунке.

Задачи:

1. Обучающие:

Формировать умения чувствовать и определять красоту линий как средства художественной выразительности, использовать её возможности в собственном творчестве. Познакомить с особенностями некоторых приемов в искусстве;

Познакомить с некоторыми произведениями художников;

2. Развивающие:

Овладевать новыми инструментами и техниками (заострённая палочка, перо), продолжать развивать умения пользоваться выразительными средствами графики (точкой, штрихом, линией ), передавать свои умения в рисунке.
3, Воспитывающие:

Воспитать эстетическое отношение к окружающему миру и любовь к прекрасному.

Воспитание аккуратности.

4.Организационный момент.

Оборудование:

Информационный материал к уроку, рисунки пейзажа в графике, репродукции картин художников (русских и осетинских) в презентации.

Материал для работы (заострённые палочки, перо, гелиевая ручка).

Зрительный ряд:

Чёрно – белые иллюстрации (пейзажи, деревья, особенно зимой), репродукции печатной графики.

Дидактический материал к уроку: презентация «Пейзаж в графике».

Структура урока:

    Организационный момент

    Беседа по основному материалу урока:

а) закрепление пройденного материала по видам ИЗО

б) вводная информация

в) демонстрация материала, объяснение.

3. Практическая работа

4. Итог урока (выставка работ учащихся, заключительная речь учителя)

5. Домашнее задание

Методы: Словесный (рассказ), иллюстративный.

Формы: Коллективная, индивидуальная

Деятельность учителя:

Сообщение темы урока. Проводится показ подобранного материала по теме урока (живая речь учителя и демонстрация презентации)

Деятельность учащихся:

Демонстрационный материал. На протяжении беседы учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

Учитель: Рассказ-беседа по теме:

2 Беседа:

Ранее мы с вами говорили о графическом натюрморте и портрете, а на этом уроке мы будем говорить о графическом пейзаже.

- Чем отличается такой пейзаж от обычного?

Графический пейзаж воспроизводится при помощи линий - прямых, кривых, волнистых. Основным материалом является карандаш или уголь.

Что является основой языка графики?

Основой графического языка являются работы черным по белому или белым по черному.

Самый распространенный вид пейзажной графики - это зарисовки и наброски, которые художники делают постоянно, фиксируя свои впечатления. Такие рисунки, сделанные карандашом, пером, углем, разнообразные по мотивам и авторскому видению и служат ему творческой кладовой, то есть материалом для создания произведений.

Развитие графики тесно связано с искусством создания книги. Когда с конца ХV века появляются печатные книги, гравюры становятся доступными широкому кругу людей. Мастера-граверы все большее внимание уделяли разнообразию и выразительности штриха – графической разнообразности. Со временем самостоятельное значение графики только возрастало.

В каждом рисунке началом всех начал является первое прикосновение к листу. Чёрно-белое пятно, линия, штрих, точка – это стихия из которой возникает образ.

Художники графики передают свои впечатления о мире с помощью чёрного и белого цветов на бумаге. Посмотрите вокруг и назовите предметы белого и чёрного цветов. (Белый снег, звёзды, невеста, чёрные горы, чёрные тучи.) Эти цвета по отношению друг к другу контрастны, противоположны.

Большую роль играет передача освещения пейзажа. В зависимости от освещения в различное время суток: утром, днем, вечером, ночью – пейзаж меняет свои очертания.

Утром контуры пейзажа окутаны дымкой. Рисуя пейзаж утром, надо стушевать контуры заднего плана. Подчеркнуть контуры переднего плана.

Вечером наблюдается обратное явление: все предметы на фоне неба вырисовываются отчетливо, в виде силуэтов, тени ложатся гуще, плотнее, формы предметов выглядят четче. В солнечный день земля и растительность темнее неба, светлые предметы, освещенные прямым светом, могут быть светлее неба. Контраст света и тени различны в солнечный и пасмурный день, утром и вечером.

Сегодня на уроке вы будете выполнять пейзаж, пользуясь выразительными средствами графики: точкой, штрихом, линией, пятном, продолжать овладевать различными инструментами: заостренной палочкой, пером. В конце урока мы устроим выставку ваших работ.

Тема нашего урока: «Пейзаж в графике».

Давайте же сегодня вспомним, что такое графика .

(Графика – это вид изобразительного искусства, в котором основными средствами выразительности являются линия, точка, штрих, пятно, тон).

Какие материалы используют художники-графики? Тушь, акварель, пастель, мел, уголь, сангину, карандаш, фломастеры и т.д.

Какие виды гравюр вам запомнились и что такое гравюра?

Гравюра - это оттиск с поверхности, на которой выполнен рисунок. Можно делать гравюру на дереве, линолеуме, металле.

Гравюра относится к печатной графике.

Книжная графика (иллюстрации).

Промышленная графика или прикладная (открытки, этикетки, конверты, календари).

3. Практическая работа.

Цель этапа:

Выявить степень усвоения знаний об этапах выполнения рисунка.

Умения:

Находить гармонию и красоту в изображении пейзажа в графике.

Деятельность учителя:

Организует выполнение практического задания.

Деятельность учащихся:

Выполняют практическую работу в графической технике (граттаж).

Задание:

Выполнить пейзаж в графической технике граттажа.

Материал:

Карандаш, альбом, затонированные альбомные листы черной гуашью. Заострённые палочки, перо.

Выполните весенний графический пейзаж карандашом (на белом фоне черный рисунок) и технике граттажа (на черном фоне белый или цветной).

Прежде чем приступить к заданию, определитесь с замыслом своей будущей картины, составьте композицию.

Учитывать перспективу в композиции рисунка, использовать средства художественной выразительности, пропорции светлого и темного, передавать пространство в рисунке.

С помощью линии, штриха, пятна - художники создают разнообразное восприятие мира.

Как нужно изображать предметы, расположенные на переднем плане?

(Чем ближе от нас предмет, тем больше подробностей мы на нем изображаем).

Как изображают предмет вдали?

(При удалении предмета детали заметны меньше, предметы, удаляясь, не только уменьшаются, но и как бы тают в воздухе, приобретают менее чёткие очертания.)

При работе необходимо соблюдать технику безопасности.

4.Итог урока.

Просмотр работ.

Ребята давайте посмотрим, какие разные, интересные работы получились. Какие выразительные средства вы использовали?

В какой работе лучше всего использовался штрих?

В какой - линия ?

В какой – точка ?

Какая работа вам больше всего понравилась?

Выставка работ учащихся.

5. Домашняя работа

Объяснение домашнего задания.

Изобразить городской пейзаж в карандаше, в технике граттажа и

монотипии, учитывая перспективное решение рисунка.

Найти репродукции художников-рисунки в разных техниках, иллюстрации, гравюры и др. принести на следующий урок.