Буквенное обозначение струн на гитаре. Какие струны лучше подойдут под определенный строй? Открытый ре мажор Open D - DADF#AD

Если уж было решено начать играть на гитаре, то первое, что потребуется сделать, взяв в руки инструмент, так это настроить гитару. О том как осуществляется настройка 6 струнной гитары и повествует данная статья. Рассмотрим, как настроить гитару при помощи тюнера и без него. Никогда не играйте на расстроенной гитаре — это напрочь портит слух!

Стандартный строй гитары

Настройка гитары предполагает, что каждая струна должна звучать с определенной нотой. Набор нот всех струн называется строем гитары. Настройка 6 струнной гитары может быть осуществлена в разном строе, но мы остановимся на самом распространенном — классическом строе, который чаще называется стандартным строем гитары.

Сокращенно любой строй записывается последовательностью нот звучания открытых струн с первой по шестую. Стандартный строй записывается так:

E B G D A E

Что на русском языкеозначает:

Ми Си Соль Ре Ля Ми

Как видно, первая и шестая струны звучат нотой Ми , но в случае шестой струны это Ми второй октавы (толстая струна), а первая струна издает Ми четвертой октавы (тонкая). Подробнее об этом будет чуть позже.

Тюнер для настройки гитары

В век технологий было бы странно, если бы не было гаджета для настройки гитары. Но он есть и вариантов просто уйма. Мало того, что это очень удобная штучка, так она еще и очень дешевая.

Это небольшая прищепка, которая цепляется к головке грифа, т.е. тому месту, где на гитаре колки. В прищепке располагается датчик, который распознает звуковые колебания идущие о т струн. Благодаря этому тюнер не улавливает внешний шум.

Что это за странные буковки на экране мы еще рассмотрим, а пока хочу Вас порадовать. Стоимость этого чуда на АлиЭкспресс всего 3$. В музыкальных магазинах такие тюнеры продаются в разы дороже. Рекомендую прикупить при случае. Пригодится, сам таким пользуюсь. Покупать лучше в этом магазине .

Тюнер для настройки гитары на телефон

Сегодня существует не один онлайн сервис для настройки гитары. Есть так же и достаточно программ для ПК, например тот же Guitar Pro позволяет это сделать. Но гораздо удобнее установить приложение на свой смартфон и не зависеть от интернета и/или компьютера.


Приложений для настройки гитары для смартфона тьма. Но самым полноценным и передовым среди них всех был и остается по сей день тюнер для настройки гитары gStrings. Пользуюсь им уже лет 5.

Скачать его можно с Google Play Market а.

После всех проделанных разработчиками изменений, приложение стало максимально адаптированным к жизненным условиям. Достаточно просто достать из кармана телефон, открыть приложение и начать дергать струны, при том не обязательно гитарные. Приложение всеядно и отлично подходит как для настройки гитары, так и для настройки бас-гитары, скрипки и любого другого инструмента. Даже барабаны как-то раз по нему подтягивали.

В верхней части экрана тюнера располагаются идущие подряд ноты. В центре — настраиваемая нота, а стрелкой указывает, что с этой нотой делать. Если стрелка левее центра экрана — значит нота недотянута. Если правее — то перетянута.


Настроенной, нота считается, если стрелка указывает на центр, т.е. на саму ноту, при этом меняется ее цвет, в данном случае с серого на белый. Сегодня все тюнеры имеют аналогичный интуитивно понятный интерфейс.

Как уже было показано выше, ноты обозначаются первыми буквами английского алфавита. Буквы идут как в английском алфавите, по порядку, но начиная с ноты Ля:

  • До — C
  • Ре — D
  • Ми — E
  • Фа — F
  • Соль G
  • Ля — А
  • Си — B

Когда речь шла про стандартный строй были упомянуты октавы. То к какой октаве относится нота, в программе обозначается цифрой, рядом с нотой. Под нотой указывается ее частота в Герцах(Hz). В центре экрана показывается частота звучания в данный момент. Для стандартного строя это:

  • 1 струна E 4 329.63 Hz
  • 2 струна B 3 246.94 Hz
  • 3 струна G 3 196.00 Hz
  • 4 струна D 3 146.83 Hz
  • 5 струна A 2 110.00Hz
  • 6 струна E 2 82.41 Hz

Не перепутайте! а то в лучшем случае струну порвете, в худшем — гитаре навредите.


Настройка 6 струнной гитары по нотам

Сегодня, ввиду наличия у каждого в кармане смартфона или двух, такой вариант настройки гитары можно считать устаревшим, но не стоит списывать его со счетов. Так или иначе знать его должен каждый, кто планирует и дальше играть на гитаре. Мало ли, вдруг батарейка сядет на смартфоне)


Способ основан на том, что каждая следующая струна настраивается по предыдущей на слух, по резонансу. Как мы уже знаем, открытая первая струна дает ноту Ми . Если зажать вторую струну на пятом ладу, то мы так же получим ту же самую ноту Ми и между ними возникнет резонанс, т.е. они начнут усиливать звучание друг друга.

Значит, для того чтобы настроить вторую струну нужно, чтобы она на пятом ладу звучала так же, как открытая первая струна. Поэтому зажимаем вторую струну на пятом ладу, дергаем первую струну, а затем вторую и пытаемся определить выше или ниже звучит вторая струна.

При этом, чтобы было проще определить недотянута или перетянута вторая струна можно от пятого лада двигаться на другие лады и искать на каком ладу возникнет резонанс. Если он возникает на более высоких ладах (6,7,8….) значит вторую струну следует еще больше подтянуть. Если же резонанс возникает если зажать вторую струну на более низких ладах (1-4), то вторая струна перетянута.

Биения и настройка гитары

Когда вы вплотную подходите к нужной ноте и разница между нотами очень близка, то возникают так называемые биения. Биения это результат небольшого различия двух близких частот, которые пытаются резонировать, но из за небольшой разницы звук то усиливается, то ослабляется. Графически это выглядит следующим образом:


При настройки акустической гитары, биения не только уловимы на слух, но и отчетливо чувствуются телом при касании деки (корпуса) гитары. Особенно это ощутимо на верхних басовых струнах, ввиду их толщины и более низкой частоты звучания.

Чем ближе будут соответствовать друг другу звучания двух нот (второй струны на пятом ладу и открытой первой) тем быстрее будут происходить биения. И когда ноты будут совпадать биения прекратятся вовсе. Это просто следует прочувствовать и далее можно будет настраивать не задумываясь.

По аналогии и для остальных струн. Третья струна должна звучать так же, как вторая открытая, если зажать ее на четвертом ладу. Для настройки 4, 5 и 6 струны следует зажимать их на пятом ладу и сравнивать их звучание со звучанием предыдущей струны.


Получается, что все струны кроме третьей настраиваются по резонансу между ними на пятом ладу и предыдущей струной, а третья струна аналогично, но зажимается на четвертом ладу.

Ноты для настройки гитары

Таким образом можно настроить гитару и в обратном порядке или начиная с любой струны, но в этом методе есть одно слабое место. Изначально какая-то из струна должна быть настроена из вне. Для этих целей и был придуман камертон. Стандартный камертон выдает ноту ля частотой 440Гц. Т.е. это первая струна на пятом ладу.


Специально для Вас в аудиоредакторе Audacity был создан 20-секундный файл с нотой ля(440Гц) которую издает стандартный камертон. Ну и заодно 20 секунд звучания первой струны.

Скачать или слушать онлайн ноты для настройки гитары:


Вы можете и сами создать звучание любой ноты в программе Audacity. Как это сделать читайте в статье:

В качестве эталона может выступать и другой инструмент, например пианино или вторая гитара. Но лучше, для себя заучить какую-либо мелодию, желательно задействующую все струны по отдельности, сыграв которую вы бы могли точно определить расстроен ли инструмент, и какие струны следует настроить.

Лично для меня такой мелодией служит вступление песни Виктора Цоя «Алюминиевые огурцы». Если развить слуховую память, и помнить звучание нот, то можно без камертона, а уж тем более без тюнеров настраивать гитару без каких либо проблем. Просто нужна практика и регулярная игра.

Ну и напоследок видео, на котором показан еще один вариант настройки гитары:

Статья была написана исключительно для сайта

Возникает закономерный вопрос:"как настроить гитару 6 струнную новичку?" . Если у вас большие планы и вы хотите стать гитаристом от бога, как минимум вам нужно уметь правильно настраивать гитару . Но даже если таких планов нет, то настраивать гитару всё равно придётся).

"Не могу настроить гитару" - такую фразу можно часто услышать от начинающего гитариста, но для начала давайте разберёмся, как должны быть настроены струны. Струны на гитаре нумеруются снизу вверх, от самой тонкой струны до самой толстой .

10 советов: как играть на гитаре с хорошей техникой

При классическом строе гитары 6-я струна настраивается на , часто используют латинское обозначение "E". Обычно сначала настраивают шестую струну, а от неё все остальные, но об этом чуть позже. Вот как должны быть настроены струны при классическом строе:

  • e (первая, самая тонкая струна - нота "ми")
  • B (вторая струна, нота "си")
  • G (третья струна, нота "соль")
  • D (четвёртая струна, нота "ре")
  • A (пятая струна, нота "ля")
  • E (шестая, самая толстая струна - нота "ми")

Теперь, зная как должны быть настроены струны, давайте попробуем их настроить. Кстати, вы знаете ? Для этого будем использовать колки или как некоторые новички их называют "крутилки"). можно поворачивать как в одну, так и в другую сторону.

Поворачивая колок по часовой стрелке мы натягиваем струну, придавая ей более высокое звучание и соответственно поворачивая против часовой мы ослабляем струну и она звучит более низко.

При настройке 6 струнной гитары крутить нужно аккуратно, дабы не порвать струну, особенно это касается начинающих гитаристов. С опытом вы будете гораздо точнее чувствовать натяжение струны, ну а пока будьте внимательнее и крутите "крутилки" аккуратно.

Настраиваем 6-ую струну

Первым делом настраиваем шестую струну на гитаре . Для этого нам понадобиться так называемое эталонное звучание, конкретно нота "ми". Где её взять? можно послушать у нас на сайте, взять на другом настроенном музыкальном инструменте, можно использовать камертон, либо зайти на YouTube и написать в поиске "нота ми для настройки гитары " или что-то вроде этого.

Некоторые люди обладают абсолютным слухом и могут определить высоту ноты , не используя вышеперечисленные способы. Это качество слуха можно развить, но как правило оно является врождённым. Однако даже далеко не у всех профессионалов есть подобные навыки, поэтому предложенным ниже способом пользуются как опытные гитаристы, так и новички.

И так, "образец" ноты мы нашли, приступаем к настройке. Настройка 6 струнной гитары, как впрочем и игра на любом другом музыкальном инструменте подразумевает наличие хоть какого-то мало-мальского слуха. Наличие слуха у новичка определяется очень просто , если вы в состоянии отличить какая из двух нот звучит выше, а какая ниже, то слух у вас определённо присутствует. Вот он то нам сейчас и понадобится.

Как научиться играть на гитаре с нуля в домашних условиях?

Включите на воспроизведение эталонную ноту "ми" и одновременно начинайте дёргать шестую струну своей гитары. Чувствуете разницу? Струна вашей гитары звучит ниже эталонной ноты? Значит нужно немного её подтянуть, плавно крутим и продолжаем настраивать 6-ю струну пока наша струна и эталонная нота не зазвучат . Пробуйте немного подтягивать и ослаблять струну пока не добъётесь необходимого звучания.

Настройка остальных струн

можно настроить аналогично, использую эталонные ноты, но как правило "в быту" их настраивают относительно 6-ой струны. Порядок действий следующий:

Будем использовать 6-ю струну зажатую на 5-ом ладу и 5-ю струну открытую(то есть не зажатую ни на каком ладе). Поочерёдно дёргаем пятую и шестую струны и корректируем звучание пятой струны до получения унисона.

Оставшиеся струны настраиваются по аналогичной схеме , но с не большой поправкой(обратите внимание на настройку второй струны). Опишу всю схему настройки струн целиком:

  • Шестая струна - настраиваем либо по эталонной ноте, либо на слух.

На свете есть куча групп, которые играют в самых разных строях. Кажется, что можно запутаться в таком многообразии. Но если присмотреться, то оказывается, что почти все строи относятся к одному из нескольких распространённых типов, которые я сейчас опишу.

На картинках ниже я изобразил «формулы» этих типов. Не сильно наглядно, зато красиво и по новогоднему. Цифры обозначают интервал между соседними струнами. Например, в стандартном строе вторая струна на 5 полутонов ниже, чем первая, третья на 4 полутона ниже, чем вторая, и так далее.

Эта последовательность хорошо знакома любому, кто настраивал гитару «саму по себе»:

Любой строй с той же последовательностью интервалов (5-5-5-4-5, если считать снизу вверх) - это тоже стандартный строй, только пониженный (или повышенный). В нём будут работать все те же аппликатуры аккордов и ладов. Любую партию, написанную в E standard, можно играть в строе D standard, она просто прозвучит на тон ниже. Сама суть строя - интервалы между соседними струнами - остаётся той же.

С точки зрения «просто поиграть» EADGBE - это то же самое, что DGCFAD . Хочется поиграть что-нибудь из Death , а гитара в стандартном строе - не проблема, ищем табу и играем. Просто звучать будет на тон выше. Потому что ТИП строя - тот же. Другие варианты:
- повысить оригинал на тон в аудиоредакторе и играть под него.
- понижать гитару питчшифтером в реальном времени и играть под неизменённый оригинал.
- записать минус в стандартном строе и играть под него.

А если интервалы другие - то речь уже о другом ТИПЕ строя. Хочется поиграть что-то из Killswitch Engage - нужно понять, к какому типу относится строй. И окажется, что их CGCFAD - это то же, что DADGBE , но на тон ниже. Так что достаточно перестроиться в старый добрый DropD.

Самый простой способ определить тип строя - это прочесть этот пост, а потом забить строй в guitarpro и повышать-понижать целиком, пока не появится что-то знакомое или максимально близкое к стандарту:

К каждому типу строя я указал примеры. Если я пишу только название группы, значит, этот строй для неё - основной. С альбомами то же самое. Если указана песня, значит, группа сделала одну или несколько песен в этом строе, но чаще использовала другие.

Потом я указываю плюсы и минусы строя и какой его вариант ближе всего к стандартному строю («на пробу»). Если «на пробу» не указано, значит, строй требует кастомного набора струн в любом своём варианте.

Стандартный строй

Стандартный строй - это строй, у которого все интервалы между струнами равны 5 полутонам, и только между 2й и третьей - 4 полутона. Самый стандартный вариант (который и называют просто стандартным строем) - это тот, который начинается и заканчивается Ми - EADGBE . Все остальные варианты называются по открытой ноте, которая получается на первой или шестой струне: например, Ре стандарт.

E standard EADGBE Подавляющее большинство всех групп на свете. Правда, не так то просто найти крупную/известную группу, которая играла бы ТОЛЬКО в Ми стандарте. Все герои рока - Beatles, Rolling Stones, Pink Floyd и так далее, хоть иногда да обращались к другим строям. Даже у AC/DC есть несколько песен в Eb standard. Пожалуй, из классики рока можно привести только Queen, и то я не вполне уверен (update: Queen тоже отпадают: у них Headlong в DropD).
C металлистами ещё сложнее. Все основные группы либо изначально играли в пониженных строях, либо перешли к ним со временем. Ну опять же, у Burzum и Darkthrone наверняка всё в стандартном строе.
Eb standard EbAbDbGbBbEb Jimi Hendrix, Stevie Ray Vaughan, Black Sabbath, Motorhead, Guns"n"Roses
D standard DGCFAD Death, Children Of Bodom, Nightwish, Gojira, Ghost, Nirvana в "Lithium", Metallica в "Sad But True"
C# standard C #BEG # Black Sabbath на альбоме «Master Of Reality», My Dying Bride, Limp Bizkit, Dying Fetus
C standard CFBbEbGC Dethklok, High on Fire, In Flames, Queens of the Stone Age, Kyuss
B standard BEADF Amon Amarth, Crowbar, Soilwork, Carcass, Type O Negative, Sepultura в "Roots"
Bb standard BbEbAbDbFBb Cannibal Corpse в "Blowtorch Slaughter"
A standard ADGCEA KYPCK

Некоторые группы (Placebo, Vektor), наоборот, повышают стандартный строй на полтона. Джонни Марр из Smiths в некоторых песнях ("This Charming Man") использовал строй на тон выше стандартного.

+ Стандартный строй - идеальный компромисс между диапазоном, удобством игры аккордов и мелодий. Дружит со многими тональностями. Это делается особенно наглядно после того, как попробуешь несколько альтернативных строёв: многие из них лучше стандартного по какому-то из параметров, но обязательно хуже по другому или нескольким. Стандарт не зря стал стандартом - он самый практичный и универсальный.
Иногда хочется чего-то другого)

Drop-строи

Drop-строй - это стандартный строй у которого шестая струна спущена на тон.
Называются они по открытой ноте, которая получается на шестой струне. Например, DropD - это DADGBE .

+ Расширение диапазона вниз, power-аккорды одним пальцем, и их расширения вверх (типа 447454), первые пять струн настроены как в стандарте - играй соляки сколько хочешь
Чуть меньшая универсальность, чем у стандартного строя. Увеличенный «разрыв» между 5 и 6 струной несколько ограничивает игру в нижнем диапазоне.
На пробу: DropD (DADGBE)

Открытые строи

Получаются, когда все струны настроены в ноты какого-то аккорда. Обычно мажорного или минорного. Называются они по имени аккорда. Здесь нет однозначной связи между названием строя и строем. Например, «открытый Ля-мажор» - это любой строй, где есть открытые струны A, C# и E (и нет никаких других). Это может быть и EAEAC и EAC#AC или вообще пониженный AEAEAC# .

Самые распространённые варианты:

5-7-5-4-3

Open G DGDGBD Rolling Stones в "Brown Sugar" и "Start Me Up", Alter Bridge в "Watch Over You"
Open A: EAEAC Led Zeppelin в "In My Time of Dying", White Stripes в "Seven Nation Army"
Open F: CFCFAC Led Zeppelin в "When the Levee Breaks"

7-5-4-3-5

Open D DADF#AD Joni Mitchell в Big Yellow Taxi
Open E EBEG#BE Derek Trucks

7-5-7-5-4

>
Open C CGCGCE Devin Townsend
Open B BF#BF #BD #

На пробу: Open G, Open D, Open C

+ Годятся для игры слайдом
Дружелюбны к одной-двум тональностям, могут быть очень неудобны в других, не всегда дружат с гаммообразными пассажами.

Модальные строи

Так называют открытые строи, основанные на аккорде, не являющемся мажорным или минорным. Как правило, это sus2 или sus4 аккорд.

Самый известный из них - «кельтский строй» (открытый Dsus4):


Стандартный вариант - DADGAD (Led Zeppelin в "Kashmir", Staind в "Epiphany"). Пониженные версии этого строя использовал Марк Тремонти в Creed и Alter Bridge, группы Russian Circles и Sevendust.

Drone-строи

Строи, где все или почти все струны настроены в одну ноту (не обязательно в одной октаве).

DDDDDD - The Velvet Underground в "Venus In Furs"
BDDDDD - Goo Goo Dolls в "Iris"

+ Сильно другие
Очень специфические

«Семиструнка без шестой»


Это стандартный строй, в котором шестая струна спущена не на тон, как в дроп-строях, а на 5 полутонов. Получается как бы семиструнка с пропущенной шестой струной. А аппликатура, которая обычно даёт на 5 и 6 струнах квинту, теперь даёт октаву.

+ Аппликатуры можно перемещать куда угодно по грифу, не подстраивая их. Полная симметрия.
Придётся забыть про открытые аккорды и аккорды с баррэ.
На пробу: EADGCF или D #BE (если не хочется перестраивать первую и вторую струны выше)

Квинтовый строй (all Fifths)


Каждая следующая струна на квинту (7 полутонов) выше предыдущей.

Одна из основных версий - CGDAEB . Нижняя До тогда получается не слишком низкой для акустики, но верхняя Си получается очень высокой - на квинту выше, чем стандартная верхняя Ми. На гитаре со стандартной мензурой и обычными струнами эта Си недостижима: струна просто порвётся, не дойдя до неё.
Этот парень с ютуба аккуратно использовал очень тонкую струну для получения верхней Си.
А вот этот поставил на классическую гитару вместо первой струны рыболовную леску сечением 0,5мм, в сочетании с пятью нейлоновыми струнами из обычного комплекта.

Другая крайность - начать со стандартной верхней «ми» и откладывать квинты от неё вниз. Получится FCGDAE , первая струна - как в стандартном строе, а шестая - почти на октаву ниже, чем шестая в стандартном. Это слишком низко, чтобы получить на этой струне чистые ноты на гитаре со стандартной мензурой. Понадобится баритон или мультимензурная гитара.

+ Полная симметрия, как и в квартовом строе. Огромный диапазон (почти на октаву шире, чем у стандартного строя).
Нужен кастомный комплект струн и готовность идти на компромиссы (или заказывать инструмент с мультимензурой). Придётся забыть про маленькиме интервалы и аккорды, в которых ноты находятся близко друг к другу. Игра гамм и мелодий потребует повышенной растяжки.

Кстати, в квинтовый строй настраивают мандолину (GDAE ), и все смычковые инструменты, кроме контрабаса: например, скрипку в GDAE , а виолончель в СGDA . Кроме того есть четырехструнные тенор-гитары , которые имеют 4 струны и настраиваются в квинтовый строй CGDA .

«Новый стандартный строй» (New Standard Tuning)


Строй, который придумал Роберт Фрипп, чтобы решить проблему квинтового строя. Верхнюю квинту он заменил на малую терцию, получилось CGDAEG . Верхняя Соль - это тоже высоко, но уже достижимо. Можно использовать стандартные струны 9 или 10-го калибра. Но лучше собрать кастомный комплект.

«Нэшвильский строй» (Nashville tuning)


-8 в формуле означает, что 2-я струна настроена не выше третьей, а на 8 полутонов НИЖЕ. «Нэшвильский строй» обычно получается так: берём комплект струн для 12-струнки и ставим на 6-струнку только «тонкую» его половину, настраиваем так же, как на 12-струнке. Теперь первая и вторая струна настроены так же, как в стандартном строе, а все остальные - на октаву выше. Получается «звенящий» строй с уменьшенным диапазоном, в котором в аккордах некоторые ноты будут дублироваться. Этот строй годится для наложений и всяких дополнительных партий. Например, можно записать одну и ту же аккордовую партию на 6-струнке в стандартном строе и её же в нэшвильском. По сути получилась 12-струнка, но с той лишь разницей, что это не одно исполнение, а два немного разных, что даст больше объёма, к тому же это два отдельных трэка и их можно панорамировать в разные стороны.

Double-drop строи


Получаются, когда в стандартном строе понижают на тон не только шестую, но и первую струну.

Double Drop D DADGBD Neil Young в "Cortez The Killer", Led Zeppelin в "Going To California"
Double Drop B BF#BEG Isis

На пробу: DADGBD. Забавно что этот строй находится «в одном шаге» от каждого из трёх вышеперечисленных - DropD (DADGBE), Open G (DGDGBD) и DADGAD.

Теперь про семиструнную гитару.

Стандартный строй семиструнки - шестиструнный Ми-стандарт плюс 7-я струна в Си.





Семиструнный B standard BEADGBE Dream Theater в "Caught In A Web", Steve Vai в "Riddle", Joe Satriani в "Mind Storm", Fallujah
Семиструнный Bb standard BbEbAbDbGbBbEb Morbid Angel, ранние Meshuggah, Nevermore
Семиструнный A standard ADGCFAD Fear Factory, Korn
Семиструнный Ab standard AbDbGbBEAbDb Deftones на "Hexagram"

Семиструнный Drop-строй - это семиструнный стандарт, на котором седьмая струна понижена на тон.






Семиструнный DropA AEADGBE Suicide Silence, Whitechapel, поздние Scar Symmetry. Джазовый гитарист George Van Eps, который ещё в 60-е играл на семиструнной электрогитаре, тоже использовал этот строй.
Семиструнный DropAb AbEbAbDbGbBbEb Periphery на семиструнных песнях
Семиструнный DropG GDGCFAD Vildhjarta, Emmure
Семиструнный DropF# F #BEG # Rivers Of Nihil, Deftones на альбоме Saturday Night Wrist
Семиструнный DropD DADGCEA Black Tongue

Некоторые берут шестиструнный дроп-строй и добавляют седьмую струну снизу. Она может быть на терцию ниже:



Шестиструнный DropD + нижняя B BDADGBE Animals As Leaders в "Cafo"
Шестиструнный DropС# + нижняя A# A

В данной статье сайта сайт речь пойдет об альтернативных гитарных строях.

Необычная настройка гитары – это такой вид строя, который отличается от классического и общепринятого строя по квартам.

Важно понимать, что речь здесь именно об открытых струнах, то есть ноты будут извлекаться из открытых струн без прижатия.

Классическая настройка шестиструнной гитары в нотах выглядит так (от первой струны – к шестой): E (ми), H (си), G (соль), D (ре), A (ля), E (ми).

Этот строй используется гитаристами в 95% случаев и считается стандартным по умолчанию.

Например, если вы видите сетку аккорда с указанным расположением пальцев, значит – подразумевается вот эта классическая настройка, и использовать нужно только ее.

С другой стороны, есть масса музыкальных групп, которые пользуются своей индивидуальной настройкой инструментов. Зачастую такой альтернативный строй мало отличается от общепринятого, и изменения затрагивают только отдельные струны.

Например, шестая басовая струна в тяжелых музыкальных стилях нередко опускается на тон ниже – из МИ – в РЕ, добавляется дополнительная седьмая струна СИ (самая толстая).

Аналогичные приемы альтернативного строя используются и на бас-гитаре, в особенности, пятиструнном, где в басах вместо классической МИ лежит СИ или даже СИ-бемоль.

Если вы просмотрите табы тех же Korn, Sepultura или Cannibal Corpse, то обязательно заметите использование альтернативного гитарного строя.

Однако нестандартная настройка гитары не ограничивается только одной струной. Те же металлические команды, чтобы придать музыке больше тяжести и мрака, перестраивают всю гитару.

Например, классический гитарный строй часто весь смещается на полтона-тон вниз, переходит из общего строя квартами МИ – в общую настройку РЕ.

Реализуется все это просто: все струны гитары опускаются на одинаковый интервал ниже, чем добивается особый пониженный звук.

С другой стороны, альтернативный строй гитары часто используется и в других стилях.

В дажзе, в блюзе, в гранже и даже в роке.

Например, при игре слайдером (особый наконечник, одеваемый на палец гитариста) очень удобно выстроить гитару квинтами, чтобы при пережимании лада звучал целый аккорд без диссонирующих нот. Аналогичная практика встречается и в других стилях музыки.

Необычный строй гитары, альтернативная настройка

Чтобы не томить читателя долгими рассказами, приведем несколько вариантов альтернативного строя для шестиструнной гитары. Использовать эти вариации настройки вы можете по собственному усмотрению.

Например, чтобы разнообразить свою игру, чтобы найти новые музыкальные идеи, чтобы сменить однообразное классическое звучание инструмента…

Альтернативная настройка гитары обычно реализуется так, чтобы все открытые струны инструмента создавали конкретный минорный или мажорный аккорд.

При игре в таком строе вы можете просто зажимать целые лады гитары и получать новые аккорды.

Например, настроив гитару в РЕ-мажор и пережав все струны на пятом ладу, вы получите чистый СОЛЬ-мажор, а на седьмом ладу – ЛЯ-мажор.

Примечание: в примерах ниже указывается альтернативный порядок нот от ШЕСТОЙ струны – к ПЕРВОЙ (шестая – крайняя слева, а первая – крайняя справа).

Чтобы выполнить правильную настройку вам придется или подтянуть или попустить отдельные струны, выйти за пределы общепринятой настройки.

1. Альтернативная настройка гитары в РЕ-мажор (D):

2. Необычная настройка гитары в СОЛЬ-мажор (G):

3. Настройка шестиструнной гитары в тональность ДО-мажор (C):

4. Альтернативный строй МИ-мажор (E):

5. Нестандартный строй СОЛЬ-минор (Gm):

6. Альтернативная настройка гитары в РЕ-минор (Dm):

7. Необычный строй шестиструнной гитары в тональности ЛЯ-минор (Am):

И еще несколько совершенно необычных вариантов настройки:

8. Строй СОЛЬ-ладовый (G):

9. Альтернативная настройка в РЕ-ладовый (D):

10. Стой гитары ЛЯ-мажор (A dur):

11. Настройка гитары с басами СОЛЬ:

12. Необычный строй инструмента с басами ДО:

13. Басы перестроены в РЕ (D):

14. Строй гитары с пониженной первой струной:

Примечание: «B» – это обозначение СИ-бемоля, а просто СИ записывается как «H». При этом на картинках к этой статье «B» обозначает ноту СИ.

Такая путаница связана с обозначением ноты СИ в различных вариантах нотной записи, но пускай это вас не пугает. В статье чистая нота СИ обозначается исключительно как «Н».

Как можно заметить, существуют разные подходы к перестройке шестиструнного инструмента. В некоторых случаях изменяются все ноты, а в отдельных ситуациях – подкручиваются только некоторые струны (не все).

Например, изменения нередко вносятся в басовые струны, и этот вариант вы можете встретить особенно часто. Наиболее проблематичным видом настройки гитары является добавление струн.

Чтобы реализовать такой строй потребуется или использовать семиструнный инструмент, или сместить все струны, добавив в басах толстую струну СИ.

В общем, такие альтернативные настройки вы могли бы придумать и самостоятельно, экспериментируя с различными гитарными строями.

Не стоит думать, что все возможные варианты ограничиваются только 14-ю вышеописанными примерами. На самом деле альтернативных способов настройки намного, намного больше!

Неклассические настройки используются для удобства игры в отдельных музыкальных жанрах или музыкальных произведений .

Классический метод настройки

  1. камертона
  2. По 1-й струне настраивается 2-я струна, которая, будучи прижатой на V ладу, должна звучать одинаково с 1-й открытой (не прижатой) струной.
  3. 3-я струна, прижатая на IV ладу, настраивается по 2-й открытой струне.
  4. 4-я струна, прижатая на V ладу, настраивается по 3-й открытой струне.
  5. 5-я струна, прижатая на V ладу, настраивается по 4-й открытой струне.
  6. 6-я струна, прижатая на V ладу, настраивается по 5-й открытой струне.

Настройка флажолетами с темперацией

Позволяет производить намного более точную настройку, так как точность ладов не всегда достаточна.

  1. Настройка 1-й струны производится по контрольному звуку - звуку камертона - или по звуку уже настроенного музыкального инструмента.
  2. 6-я струна настраивается так, чтобы её флажолет на V ладу звучал в унисон с 1-й струной.
  3. 5-я струна настраивается так, чтобы её флажолет на VII ладу звучал в унисон с 1-й струной, а потом чуть подтягивается, чтобы возникли биения частотой 0,372 Гц (одно биение за 2,7 секунды).
  4. 4-я струна настраивается так, чтобы её флажолет на VII ладу звучал в унисон с флажолетом 5-й струны на V ладу, а потом чуть подтягивается, чтобы возникли биения частотой 0,497 Гц (одно биение за 2,01 секунды).
  5. 3-я струна настраивается так, чтобы её флажолет на VII ладу звучал в унисон с флажолетом 4-й струны на V ладу, а потом чуть подтягивается, чтобы возникли биения частотой 0,664 Гц (одно биение за 1,51 секунды).
  6. 2-я струна настраивается так, чтобы её флажолет на V ладу звучал почти в унисон с флажолетом 1-й струны на VII ладу, но чуть недотягивается, чтобы слышались биения частотой 1,12 Гц (одно биение за 0,9 секунды).

При настройке по камертону A («ля») первой настраивается 5-я струна (флажолет на V ладу в унисон с камертоном), затем 1-я и 6-я, а потом 4-я, 3-я и 2-я.

При хорошем слухе, накопив достаточный опыт, можно обойтись без взятия флажолетов, улавливая биения обертонов в звучании открытых струн.

Поскольку изменение натяжения струны ведёт к деформации корпуса гитары и расстройке остальных струн, рекомендуется настраивать гитару в 2-3 итерации, первую из которых можно делать без темперации (без тщательного подсчёта частоты биений).

Пониженные строи шестиструнной гитары

Пониженные (то есть ниже обычного строя EBGDAE) строи применяются для более удобной игры в определённой тональности, либо для получения более низкого «тяжелого» звука. В частности, многие рок-гитаристы любят т. н. Drop-строи, которые именуются с дописыванием к «Drop» ноты на 6-й струне, которая опускается на 1 тон ниже первой (например: Drop C = DAFCGC). Для перестройки из классического строя в какой-либо пониженный, все струны гитары опускаются на определённый интервал (например чтобы перестроиться в строй D необходимо все струны гитары опустить на тон). Для понижения строя гитары более чем на тон может понадобиться смена струн на более толстые из-за ослабления их натяжения. Также для строя ниже B (си) используются в основном баритон-гитары .

Струна Строй E♭ (ми-бемоль) Строй D (ре) Строй D♭ (ре-бемоль) Строй C (до) Строй B (си)
Нота Частота (в герцах) Нота Частота Нота Частота Нота Частота Нота Частота
Первая e♭¹ (ми-бемоль первой октавы) 311.13 d¹ (ре первой октавы) 293.66 d♭¹ (ре-бемоль первой октавы) 277.18 c¹ (до первой октавы) 261.63 b (си малой октавы) 246.94
Вторая b♭ (си-бемоль малой октавы) 233.08 a (ля малой октавы) 220.00 a♭ (ля-бемоль малой октавы) 207.00 g (соль малой октавы) 196.00 g♭ (соль-бемоль малой октавы) 185.00
Третья g♭(соль-бемоль малой октавы) 185.00 f (фа малой октавы) 174.62 e (ми малой октавы) 164.81 e♭ (ми-бемоль малой октавы) 155.56 d (ре малой октавы) 147.83
Четвёртая d♭ (ре-бемоль малой октавы) 138.59 c (до малой октавы) 130.82 B (си большой октавы) 123.48 B♭ (си-бемоль большой октавы) 116.54 A (ля большой октавы) 110.00
Пятая A♭ (ля-бемоль большой октавы) 103.80 G (соль большой октавы) 98.00 G♭ (соль бемоль большой октавы) 92.50 F (фа большой октавы) 87.31 E (ми большой октавы) 82.41
Шестая E♭ (ми-бемоль большой октавы) 77.78 D (ре большой октавы) 73.91 D♭ (ре-бемоль большой октавы) 69.30 C (до большой октавы) 65.41 B¹ (си контроктавы) 61.74
Ноты



Open C

Одной из характерных особенностей является легкость извлечения основных мажорных аккордов. Простое барре на 2 м ладу даст «Ре», 4м - «Ми», 5м - «Фа» и так далее. Открытые струны предоставят вам «До».

Дла того чтобы настроить гитару в «Open C», надо (отталкиваясь от «стандартного строя»): 1-я струна (тонкая) Оставить как в «стандартном строе» - «Ми»(«E»)
2-я струна. Поднять на полшага до «До»(«C»)
3-я струна. Оставить как в «стандартном строе» - «Соль»(«G»)
4-я струна. Опустить на шаг до «До»(«C»)
5-я струна. Опустить на шаг до «Соль»(«G»)
6-я струна (толстая). Опустить на два шага c «Ми» до «До»(«C»)

Повышенные строи шестиструнной гитары

Повышение строя гитары, особенно классической , может привести к повреждению инструмента , а также к травмам из-за внезапного обрыва перетянутой струны.

Для повышения строя можно использовать каподастр . Если перестройка гитары все же необходима, рекомендуется использовать более тонкий набор струн.

Струна Строй F (фа) Строй F# (фа-диез) Строй G (соль) Строй G# (соль-диез) Строй A (ля)
Нота Частота (в герцах) Нота Частота Нота Частота Нота Частота Нота Частота
Первая f¹ (фа первой октавы) 349.23 f¹# (фа-диез первой октавы) 369.99 g¹ (соль первой октавы) 392.00 g¹# (соль-диез первой октавы) 415.30 a¹ (ля первой октавы) 440.00
Вторая с¹ (до первой октавы) 261.63 с¹# (до-диез первой октавы) 277.18 d¹ (ре первой октавы) 293.66 D¹# (ре-диез первой октавы) 311.13 e¹ (ми первой октавы) 311.13
Третья g# (соль-диез малой октавы) 207.00 a (ля малой октавы) 220.00 a# (ля-диез малой октавы) 233.08 b (си малой октавы) 246.94 c¹ (до первой октавы) 261.63
Четвёртая d# (ре-диез малой октавы) 155.56 e (ми малой октавы) 164.81 f (фа малой октавы) 174.62 f# (фа-диез малой октавы) 185.00 g (соль малой октавы) 196.00
Пятая A# (ля-диез большой октавы) 116.54 B (си большой октавы) 123.48 c (до малой октавы) 130.82 c# (до-диез малой октавы) 138.59 d (ре малой октавы) 147.83
Шестая F (фа большой октавы) 87.31 F# (фа-диез большой октавы) 92.50 G (соль большой октавы) 98.00 G# (соль-диез большой октавы) 103.80 A (ля большой октавы) 110.00
Ноты




Строй «Drop D»

Этот строй отличается от классического опущенной на тон шестой струной. Он часто используется музыкантами играющими в стиле хард-рок на электрогитаре , так как облегчает игру квинт-аккордов (англ. power-chord ), также для него написаны некоторые произведения классической гитары (в тональностях ре-мажор и ре-минор).

Строй «Drop C»

Используется для получения ещё более низкого и «тяжелого звука» на электрогитаре. В отличие от классического строя, все струны кроме шестой настраиваются на тон ниже, а шестая струна - на два тона .
Как и строй Drop D используется для игры квинтаккордов.

Строй «Double Drop-D»

Строй похожий на Drop D, отличающийся тем что первая струна опускается на тон. Для настройки из классического строя первая и шестая струна опускаются на тон .
В этом строе четыре верхние открытые струны гитары образуют аккорд соль-мажор, что облегчает игру слайдом . Двойной drop D часто использовался исполнителем Нилом Янгом .

Строй «DADGAD»

Строй наиболее часто используемый в фолк-музыке . Изобрел его британский гитарист Дэвид Грэм для более удобной игры по нотам записанным для скрипки или волынки .
Для перестройки в строй «DADGAD» из классического необходимо опустить на тон первую , вторую и шестую струны.

Строй «DADDAD»

Строй «Papa-Papa», наиболее подходящий как для использования в фолк-музыке (кельтской), так и для исполнения партий ритм-гитары в «тяжелой» (альтернативной музыке) по 4-е ноты одновременно. Для перестройки в строй «DADDAD» из классического необходимо опустить на тон первую , вторую и шестую струны. а третью настроить в унисон с четвертой .

Строй «Open D»

В этом строе открытые струны образуют аккорд ре-мажор. Он используется в основном на слайд-гитарах .
Для перестройки в этот строй из классического первая , вторая и шестая струны опускаются на тон , третья опускается на полутон .

Строй «Open G»

В этом строе открытые струны образуют аккорд соль-мажор.
Для перестройки в строй «Open G» из классического первая , пятая и шестая струны опускаются на тон .

«Новый стандартный строй»

Также известный как «Crafty tuning». Строй разработанный музыкантом Робертом Фриппом и используемый им с 1983 года. В отличие от классического «квартового » строя, строй предложенный Робертом Фриппом ближе к смычковым струнным инструментам , причем первая , вторая и третья струны настраиваются аналогично скрипке . Настройка в этот строй может потребовать замены нижних струн на более толстые, а верхних - на тонкие.

«Альтернативный строй Cross A»

E-A-E-A-E-A ."Sitar A" - альтернативный пониженный гитарный строй. Напоминает звучание индийского ситара. Отлично подходит для создания индийской (восточной) музыки.

Семиструнные строи

Стандартный

Строй струн семиструнной гитары смешанный - терцово-квартовый, таким образом аккорд открытых струн является консонирующим (мажорный квартсекстаккорд), в отличие от шестиструнной гитары. Этот строй считается классическим (академическим).