Порядок ликвидации автономной некоммерческой организации. Последний этап ликвидации некоммерческой организации. Образец протокола о ликвидации некоммерческой организации

Ликвидация некоммерческой организации - пошаговая инструкция 2018-2019 годов, которой посвящена наша статья. Мы расскажем обо всех основных действиях при ликвидации и особенностях, предусмотренных для НКО. Они касаются имущественных вопросов.

Пошаговая инструкция по ликвидации НКО в 2018-2019 годах

Общие положения о ликвидации НКО

Ликвидация НКО (некоммерческой организации) может проводиться как по решению ее участников (добровольно), так и принудительно — по инициативе госорганов. Общие нормы, касающиеся ликвидации НКО, содержатся в ст. 61 Гражданского кодекса и ст. 18 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (далее — закон № 7-ФЗ), процедурные требования — в гл. VII закона «О госрегистрации…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ (далее — закон № 129-ФЗ).

Поскольку НКО является юрлицом по законодательству РФ, ее деятельность официально не считается прекращенной до внесения записи о ликвидации в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Помимо гражданских, НКО участвуют и в других правоотношениях:

  • налоговых;
  • трудовых и т. д.

В соответствии с п. 11 ст. 89 Налогового кодекса ликвидация является основанием для внеплановой выездной проверки организации, проведение которой может растянуться на длительное время (см. статью «Каковы сроки проведения налоговой проверки?»). Ее завершение является необходимым условием для составления промежуточного ликвидационного баланса (п. 4 ст. 20 закона № 129-ФЗ).

В нашей статье рассматривается последовательность действий при добровольном завершении деятельности НКО, которая выглядит следующим образом.

Пошаговая инструкция по ликвидации НКО

Пошаговая инструкция по ликвидации НКО предусматривает следующие этапы:

  1. Принятие решения о ликвидации оформляется в виде протокола общего собрания участников (учредителей). Целесообразно включить в этот же протокол пункт об избрании ликвидационной комиссии (ликвидатора, п. 4 ст. 62 ГК РФ). Подробности — в статье «Ликвидационная комиссия - формирование, состав, полномочия» .
  2. В течение 3 рабочих дней о принятом решении уведомляется территориальный орган Минюста РФ (п. 1 ст. 20 закона № 129-ФЗ, уведомление по ф. P15001, утв. приказом ФНС РФ «Об утверждении форм и требований…» от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@, далее — приказ № ММВ-7-6/25@). Особенность ликвидации НКО — необходимость подачи документов не в ФНС РФ непосредственно, а в территориальный орган (управление) Минюста РФ или в сам Минюст РФ в зависимости от того, какой из этих органов является регистрирующим. В этот же орган представляется уведомление по ф. P15002 о создании ликвидационной комиссии или избрании ликвидатора.
  3. Сообщение о ликвидации публикуется в «Вестнике государственной регистрации». Направляются письменные уведомления кредиторам, определенным по данным бухучета.
  4. Утверждается промежуточный ликвидационный баланс (ЛБ), который представляется с уведомлением по ф. Р15003.
  5. Проводятся расчеты с кредиторами, формируется ЛБ (пп. 4, 6 ст. 63, ст. 64 ГК РФ). В Пенсионный фонд представляются сведения о страховом стаже и страховых взносах работников.
  6. В Минюст подается заявление по ф. Р16001 для внесения записи о ликвидации НКО в ЕГРЮЛ.

Особенности ликвидации НКО отдельных видов

Законом № 7-ФЗ и другими законодательными актами предусматриваются особенности процедуры ликвидации для НКО отдельных видов. В частности:

  • Фонд ликвидируется согласно судебному акту (ст. 123.20 ГК РФ, п. 2 ст. 18 закона № 7-ФЗ) в соответствии с процедурой, предусмотренной гл. 27 Кодекса административного судопроизводства (см., например, решение Приволжского районного суда г. Казани от 18.01.2018 по делу № 2-1124/18).
  • Для ликвидации отделения иностранной неправительственной НКО предусмотрены дополнительные основания, указанные в п. 2.1 ст. 18 закона № 7-ФЗ.
  • Действие порядка ликвидации по закону № 7-ФЗ не распространяется на религиозные организации, бюджетные и казенные учреждения, автономные учреждения (пп. 4, 4.1, 4.2, 5 ст. 1, ст. 19.1 закона № 7-ФЗ). Например, религиозные НКО ликвидируются по основаниям, указанным в ст. 14 закона «О свободе совести…» от 26.09.1997 № 125-ФЗ (см. решение ВС ЧР от 02.02.2018 по делу № 3а-15/2018).

Независимо от применения закона № 7-ФЗ, на все виды юрлиц распространяются нормы ГК РФ при отсутствии специальных норм. Полномочия и обязанности при ликвидации, предусмотренные законодательством, возложены на ликвидатора.

При невыполнении им обязанностей по завершению ликвидации в установленный срок возможно обращение Минюста в суд в порядке, предусмотренном гл. 27 КАС РФ, для принудительной ликвидации (см. апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 03.11.2016 по делу № 33-28666/2016).

Полномочия ликвидационной комиссии (ликвидатора)

Основные обязанности ликвидатора сведены в таблицу.

Полномочие

Срок осуществления

Уведомление Минюста об избрании ликвидатора

После ее создания

П. 3 ст. 20 закона № 129-ФЗ

Публикация объявления о начале процедуры

После направления уведомления о ликвидации

П. 1 ст. 63 ГК РФ, п. 1 ст. 19 закона № 7-ФЗ

Управление делами НКО, выступление от ее имени в суде

В период от назначения до завершения процедуры или возбуждения дела о банкротстве

П. 4 ст. 62, п. 7 ст. 63 ГК РФ

Выявление и уведомление кредиторов в индивидуальном порядке

По истечении 2 месяцев после публикации

Получение дебиторской задолженности

П. 2 ст. 63 ГК РФ, п. 2 ст. 19 закона № 7-ФЗ

Подготовка промежуточного ЛБ, его представление в Минюст

Не ранее обстоятельств, перечисленных в п. 4 ст. 20 закона № 129-ФЗ

П. 3 ст. 19 закона № 7-ФЗ, п. 3 ст. 20 закона № 129-ФЗ

Проведение расчетов с кредиторами

П. 5 ст. 63, ст. 64 ГК РФ, пп. 4, 5 ст. 19 закона № 7-ФЗ

Исполнение налоговых обязательств

П. 1 ст. 49 НК РФ

Обращение с заявлением о банкротстве, уведомление кредиторов о банкротстве

При недостаточности имущества

Пп. 3, 4 ст. 63 ГК РФ

Подготовка ЛБ и его представление с заявлением по ф. 16001 в Минюст

П. 6 ст. 19 закона № 7-ФЗ, ст. 21 закона № 129-ФЗ, прил. 9 к приказу № ММВ-7-6/25@

В отношениях с третьими лицами ликвидатор действует на основании решения (протокола) о его избрании.

Участники (учредители) обязаны:

  • В 3-дневный срок сообщить о принятом решении (п. 1 ст. 20 закона № 129-ФЗ).
  • Утверждать ЛБ (пп. 3, 6 ст. 19 закона № 7-ФЗ). При уклонении от этого ликвидатор вправе обратиться в суд (см. решение Снежинского горсуда Челябинской обл. от 21.09.2017 по делу № 2а-482/2017).

Решения при недостаточности средств ликвидируемой НКО

Очередность погашения долгов определяется ст. 64 ГК РФ. Также в ГК РФ есть указание о том, что при отсутствии средств у НКО затраты по процедуре несут солидарно участники или учредители (п. 2 ст. 62 ГК РФ).

При установлении нехватки средств ликвидационная комиссия уполномочена распродавать имущество НКО, руководствуясь при этом процедурой, установленной для исполнения судебных решений (п. 4 ст. 19 закона № 7-ФЗ). Однако вырученных средств также может не хватить.

Возникает вопрос: как поступить в этом случае?

Существует общее правило, предусматривающее отдельную имущественную ответственность юрлица и его учредителей без возможности возложения ее друг на друга (п. 2 ст. 56 ГК РФ). Однако для некоторых НКО сделаны исключения и установлена дополнительная ответственность учредителей:

  • для потребкооператива — в размере неоплаченной части взноса (п. 2 ст. 123.3 ГК РФ);
  • ассоциации или союза — согласно уставу (п. 4 ст. 11 закона № 7-ФЗ, п. 3 ст. 123.8 ГК РФ);
  • частного, казенного учреждения — всегда (п. 4 ст. 123.22, п. 2 ст. 123.23 ГК РФ), бюджетного, автономного — по требованиям физлиц, вытекающим из деликта (пп. 5, 6 ст. 123.22 ГК РФ).

Предъявление требований в порядке применения субсидиарной ответственности относится к полномочиям кредиторов, но не ликвидатора (см. п. 7 ст. 63 ГК РФ, статью «Что такое субсидиарная ответственность по ГК РФ?»). Ликвидатор вправе только инициировать банкротство.

Распределение имущества НКО после ликвидации

Общее правило, действующее при распределении остатков имущества НКО после завершения расчетов, установлено п. 8 ст. 63 ГК РФ: они должны быть направлены на уставные или благотворительные цели. Правило, предусмотренное ст. 20 закона № 7, гласит, что при невозможности направления на уставные цели средства должны быть обращены в доход государства.

Для некоторых НКО существуют изъятия из общего порядка:

  1. Общественная организация. Оставшиеся после погашения требований средства направляются на уставные цели, а при их отсутствии — на цели, которые будут определены общим собранием или конференцией участников общественной организации. В спорных случаях цели определяются решением суда. Принятое решение подлежит опубликованию ликвидационной комиссией. В случае ликвидации по основаниям, предусмотренным законом «О противодействии…» от 25.07.2002 № 114-ФЗ, оно обращается в собственность РФ (ст. 26 закона «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ).
  2. Некоммерческое партнерство. Оставшиеся средства распределяются между членами в размере имущественных взносов. Остаток направляется на уставные цели (п. 2 ст. 20 закона № 7-ФЗ, данное правило не распространяется на иные ассоциации и союзы, к числу которых (как отдельный вид) относится некоммерческое партнерство согласно подп. 3 п. 3 ст. 50 ГК РФ).
  3. Учреждение. Оставшееся имущество передается собственнику (пп. 3, 4 ст. 20 закона № 7-ФЗ).

Полное распределение имущества должно быть проведено до завершения процедуры путем регистрации ликвидации. При наличии между участниками спорных вопросов о вещи она продается ликвидатором с торгов (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

Порядок регистрации ликвидации НКО

Завершая процедуру, ликвидатор обязан представить в Минюст:

  • заявление по ф. 16001, подпись в котором должна быть заверена нотариусом;
  • квитанцию или платежное поручение, подтверждающее оплату госпошлины в размере 400 руб. (подп. 1, 3 п. 1 ст. 333 НК РФ);
  • подтверждение подачи в ПФ РФ сведений пенсионного учета (согласно п. 3 ст. 11 закона «Об индивидуальном учете…» от 01.04.1996 № 27-ФЗ представляются в течение 1 месяца после утверждения промежуточного ЛБ) и информации о допвзносах, перечисленных в соответствии с законом «О дополнительных страховых взносах…» от 30.04.2008 № 56-ФЗ.

Существует также вариант запроса этого документа по системе межведомственного взаимодействия в случае непредставления заявителем. В любом случае данная обязанность должна быть исполнена до обращения с заявлением.

Административный регламент Минюста РФ, утв. приказом от 30.12.2011 № 455 (далее — Адмрегламент), предусматривает для процедур регистрации единый срок в 33 дня для общественной организации и 17 рабочих дней для иных НКО (п. 22 Адмрегламента), не включая срок для регистрации ФНС РФ (5 рабочих дней, ст. 8 закона № 129-ФЗ). Порядок взаимодействия Минюста и ФНС РФ утв. приказом Минюста РФ от 12.11.2010 № 343.

Отказ в приеме документов не допускается (п. 47 Адмрегламента), однако возможен отказ в предоставлении госуслуги по регистрации ликвидации в случае, если решение принято неуполномоченным органом и по др. основаниям, предусмотренным ст. 23 закона № 129-ФЗ. Отказ может быть обжалован в судебном порядке.

Таким образом, добровольная ликвидация НКО проводится на основании решения ее учредителей (участников). Основные действия при проведении процедуры (публикация, расчеты, распродажа имущества, представление документов и др.) возлагаются на избранного участниками ликвидатора.

При недостатке имущества он обязан инициировать банкротство. Оставшееся после ликвидации имущество, как правило, не распределяется между участниками, а направляется на уставные или благотворительные цели, если иное не предусмотрено специальными нормами.

Иногда возникает необходимость закрыть автономную некоммерческую организацию. Дилетантам может показаться, что процесс ликвидации проще , что в корне неверно. Чтобы ликвидация автономной некоммерческой организации прошла быстро и на законных основных, нужно знать много нюансов. О них мы расскажем ниже.

Автономная создается не с целью зарабатывания денег создателем, а для общественно значимой работы. Функционировать такие компании могут в сферах спорта, науки, медицины, права.

Пошаговая инструкция

Ликвидация АНКО может осуществляться или государственными органами. В первом случае закрытие считается добровольным, а во втором – вынужденным. Первым делом, должно быть принято решение о закрытии. Оно принимается на собрании учредителей большинством голосов или государственными учреждениями, которые на это уполномочены. Чтобы ликвидация была законной, необходимо разослать уведомления всем учредителям. И только после этого можно начинать процедуру.

На первом этапе происходит сбор необходимых для ликвидации документов. Сюда входит подготовка следующих бумаг:

  • Госсвидетельство о регистрации.
  • Состав аппарата руководителей.
  • Сведения обо всех учредителях.
  • Выписка из ЕГРЮЛ (ксерокопия документа).
  • Телефон, почта и факс организации.

Если отчетность за последний год перед закрытием была нулевой, потребуются контактные данные бухгалтера. Далее последовательно проводится следующее:

  1. Собрание ликвидационной комиссии, которая возьмет на себя процедуру закрытия АНКО. Совет учредителей выбирает лицо, которое будет считаться (ликвидатором). Оно будет нести ответственность за прохождение каждого этапа ликвидации.
  2. Размещение информации в СМИ о начале процесса закрытия. Для этого нужно напечатать объявление в юридической газете, предназначенной для таких целей. Это нужно, чтобы все контрагенты, взаимодействующие с организацией, могли быть уведомлены о начале процесса закрытия. У них должно быть время, чтобы предъявить претензии и требования, если таковые имеются.
  3. Далее составляется так называемый промежуточный баланс, и занимается этим бухгалтер. Здесь выявляются все задолженности автономной некоммерческой организации, уплачиваются налоги и выполняются обязательства перед контрагентами.
  4. По истечении двух месяцев с момента публикации информации о ликвидации составляется заявление о закрытии. Документы передаются в государственный архив.

Это, собственно, и всё. Хотя сдавать старые документы в архив необязательно, это может быть сделано на усмотрение компании. Еще нужно будет получить выписки из фондов, которые подтвердят, что задолженностей у организации перед своим персоналом нет.

Хотя сдавать старые документы в архив необязательно, это может быть сделано на усмотрение компании.

Когда с рабочими произведен окончательный расчет, можно закрывать банковский счет. В самом конце, когда вся процедура пройдена, уполномоченный госорган тщательно проверяет представленную документацию. Если он не выявляет проблем, то выдает выписку о закрытии. Копию такого документа также можно сдать в архив, где она будет храниться и где ее можно будет при необходимости получить.

В заключение

Ликвидация АНКО – процедура непростая, требующая сбора множества документов и времени. Чтобы ускорить процесс, нужно заранее, еще до начала закрытия, подготовить пакет документов и убедиться, что в нем нет ошибок. Тогда данная процедура пройдет успешно, и контролирующие органы ее примут, а учредители смогут избежать проблем с законом.

Что такое АНО? Эта аббревиатура переводится как автономная некоммерческая организация. Как правило, она не имеет членства. Такую организацию обычно создают юридические или же физические лица с помощью благотворительных имущественных взносов. Зачем все же нужны такие фирмы? Все дело в том, что они предоставляют определенные услуги в различных сферах жизни: в образовании, культуре, здравоохранении, науки и так далее.

Если вы решили учредить Автономную некоммерческую организацию, то должны знать, что порядок ее создания регулируется Гражданским кодексом, некоторыми важными законами, в частности, «О некоммерческих организациях». Тем, кто хочет стать учредителем, стоит знать несколько важных правил.

Первое касается адреса организации, в качестве него довольно часто создатели указывают арендованный офис, либо то помещение, в котором на данный момент никто не живет. Иногда АНО регистрируют по юридическому адресу, но следует понимать, что это бывает довольно редко. Эту информацию нужно будет предоставить, если будет происходить ликвидация АНО.

Второе правило касается учредителей. Их количество, исходя из законов Российской Федерации, касающихся НКО, не должно быть ограничено. Поэтому у во главе НКО может стоять столько человек, сколько им будет угодно. Допускается, чтобы создатели организации пользовались услугами своего АНО точно так же, как и другие жители страны.

Самым важным документом считается Устав. Однако при желании учредители могут заключить между собой еще и учредительное соглашение. Так как организация создается на базе благотворительных имущественных взносов, то все имущество с того момента, как оно было передано в автономную НКО, считается ее собственностью.

Структура автономной некоммерческой организации

Стоит поговорить и о ее структуре. В каждой организации обязан быть высший орган управления. Порядок его формирования должен определяться согласно Уставу. Этому высшему органу нужно решать все важные вопросы, которые возникают в жизни организации, кроме того, на одном из собраний он должен назначить исполнительный орган. Тот, в свою очередь, обязан руководить деятельностью организации и решать многие вопросы, которые должны касаться высшего органа.

Россиянам, которые решили создать АНО, нужно знать, что зарегистрировать организацию можно в Управлении Министерства юстиции. Во время регистрации учредителям нужно будет заплатить государственную пошлину, как правило, она составляет около 4000 рублей.

Как происходит ликвидация?

Однако далеко не всегда Автономная некоммерческая организация способна работать так, как нужно, и приносить пользу россиянам. В таком случае происходит ликвидация автономной некоммерческой организации. Как правильно это сделать, чем в первую очередь нужно заняться учредителям?

Первым делом создатели АНО должны обратиться в Минюст по региону, в котором была создана данная организация.

Там создатели должны будут предъявить оригиналы некоторых важных документов. К ним относится уведомление о том, что было принято столь важное решение прекратить действие организации. Также создатели должны предоставить уведомление, в котором будет сказано о создании ликвидационной комиссии и назначении ликвидатора.

В нем необходимо предоставить все (какие возможно) сведения. В Минюст учредители АНО, которое должно закрыться, должны принести решение или же протокол высшего органа данной организации о том, что начат процесс ликвидации, заявление о том, что членами ликвидационной комиссии был составлен промежуточный баланс, предъявить его.

Спустя 2 месяца после этого, учредители должны вновь прийти в Управление Министерства юстиции и принести с собой еще несколько важных документов. Среди них должно быть заявление о государственной регистрации, выписка из протокола высшего органа организации, в котором должны быть . Стоит принести ликвидационный баланс, на котором обязана стоять отметка налогового органа.

У создателей АНО, которое должно в скором времени исчезнуть, должна быть на руках квитанция об уплате госпошлины, документ, подтверждающий факт сдачи печати, а также объявление в печатных органах о том, что данное Автономное некоммерческая организация ликвидируется.

Порядок ликвидации АНО

Конечно же, есть определенный порядок ликвидации АНО. Его должны отлично знать учредители этой Автономной некоммерческой организации, так как при создании неизвестно, как долго она будет существовать. Первый этап — это принятие решения о ликвидации данной Автономной некоммерческой организации. Это решение должно быть принято на собрании высшего органа в соответствии с уставом этой организации.

После того как решение о ликвидации было принято, учредители должны письменно сообщить об этом в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по нужному региону. Срок, в который нужно подать уведомление, — 3 дня после того, как решение о ликвидации было принято на собрании с участием высшего органа. Кстати, во время этого заседания члены Совета должны создать ликвидационную комиссию и назначить ее председателя — ликвидатора.

Он должен установить порядок и организации. После этого учредителям необходимо направить уведомление в Управление министерства юстиции по нужному им региону и уведомить их о том, кто назначен ликвидатором.

Стоит опубликовать в органах печати, например в журнале «Вестник государственной регистрации», информацию о ликвидации АНО. После этого должны быть приняты все необходимые меры по выявлению кредиторов. Важно также получить дебиторскую задолженность и уведомить кредиторов о том, что данная Автономная некоммерческая организация ликвидирована.

После этого специальная комиссия должна составить промежуточный ликвидационный баланс. Это должно произойти не позже, чем через 2 месяца после собрания, на котором было принято решение о том, что работу фирмы нужно прекратить. Баланс должен быть утвержден Советом организации, а уведомление о его составлении нужно передать в Минюст. Следом ликвидационная комиссия должна рассчитаться с кредиторами и составить следующий баланс уже после того, как все дела с кредиторами будут завершены. Последним этапом ликвидации считается государственная регистрация АНО в связи с ликвидацией.

Примеры работы АНО

В качестве примера НКО можно привести Всемирную Ассоциацию Женщин-предпринимателей FCEМ, Ассоциацию менеджеров, Российскую библиотечную Ассоциацию. Это лишь малая часть подобных сообществ, которые официально зарегистрированы на территории страны. Отдельно следует сказать немного о последней указанной Ассоциации. Ее члены поддерживают и координируют действия многих российских библиотек и школ.

Все это делается ради того, чтобы как можно лучше сохранять и развивать библиотечное дело в России, хотя в последнее время, после появления компьютеров и интернета, оно стало не слишком популярным. Для этой организации важно повышение престижа библиотек, защита интересов этих учреждений образования и их работников. Вот так работает данная некоммерческая организация.

Популярные статьи

Упразднение автономной некоммерческой организации выполняется по разным причинам. Чаще всего, это достижение целей, ради которых создано учреждение. Ликвидация АНО выполняется в соответствии с нормами ГК РФ. Процедура предполагает прохождение ряда обязательных этапов. Решение о закрытии принимается владельцами некоммерческой организации. В процессе требуется уведомить общественность об упразднении. Однако закон не обязывает руководителей сообщать о причинах принятого решения.

Причины упразднения автономной некоммерческой организации

может выполняться по следующим причинам:

  • Невозможность достичь целей, для которых создавалось учреждение;
  • Финансовая несостоятельность;
  • Отсутствие желания заниматься прежней деятельностью.

Процедура может выполняться по решению суда. Однако для этого требуются основания. К примеру, нарушение законодательства.

Разновидности процедуры закрытия АНО

Закрытие некоммерческой автономной организации может осуществляться следующими методами:

  • Добровольное, при котором процедура выполняется на основании решения учредителей;
  • Принудительное, при котором мероприятие проводится на основании судебного решения;
  • Банкротство, если имеются признаки несостоятельности.

Это официальные методы закрытия. Они сопровождаются тратой большого количества времени и средств. Если требуется ускорить мероприятие, можно обратить внимание на альтернативные способы:

  • Смена состава учредителей, при которой права на организацию передаются правопреемникам на основании передаточного акта;
  • Поглощение или реструктуризация, которые могут осуществляться при наличии задолженностей.

При упразднении автономной некоммерческой организации вдвойне важно следить за оформлением всей документации. Если будут допущены ошибки, это может повлечь за собой проверки, которые затянут ликвидацию на неопределённый срок.

В том случае, если на расчётных счетах организации имеются активы, они не могут передаться владельцам компании. Средства переводятся на благотворительные счета или распределяются в соответствии с уставом некоммерческой организации.

Необходимая документация

Для проведения ликвидации потребуется собрать следующий пакет документации:

  • Свидетельство о регистрации АНО;
  • Заявление о намерении провести ликвидацию;
  • Промежуточный и окончательный баланс, на которых имеется отметка налоговой инспекции;
  • Квитанция об уплате пошлины;
  • Справка об изъятии печати;
  • Справки из пенсионного и страхового фонда;
  • Копия сообщения в СМИ о планируемой ликвидации;
  • Состав лиц, управляющих АНО;
  • ИНН учредителей и паспортные данные;
  • Копия бумаг, свидетельствующих об изменениях состава учредителей или об их отсутствии;
  • Копия устава АНО.

Все бумаги должны быть правильно составлены. Часто к этому привлекают юристов, так как закравшиеся ошибки могут значительно затянуть процесс закрытия.

Принудительное упразднение выполняется только на основании решения суда

Порядок проведения ликвидации

Добровольное закрытие некоммерческой организации предполагает прохождение ряда обязательных этапов. Они устанавливаются ГК РФ. Имеется и принятая очерёдность процедуры:

В течение пяти дней после предоставления документов, налоговый орган должен внести данные о закрытии автономной некоммерческой организации в реестр. После этого подтверждающие бумаги направляются в Минюст. Он, в течение трёх дней, предоставляет документы владельцу закрываемой фирмы. Если вас интересует , то эту информацию можно узнать в предыдущей статье.

Орган Минюст представляет собой структуру, контролирующую НКО. С его стороны можно ожидать тщательных проверок предоставленной документации и деятельности некоммерческой организации. Через этот орган проходят практически все документы. Структура является ключевой при проведении закрытия.

Стоимость процедуры

Стоимость процедуры зависит от того, каким образом она будет проводиться. При самостоятельном закрытии нужно сделать минимум платежей:

  • Пошлина (около 400 рублей);
  • Уплата сообщения об упразднении в «Вестнике государственной регистрации» (стоимость зависит от размера объявления).

Однако не всегда возможно провести закрытие своими силами. Это просто только в том случае, если компания небольшая и у неё отсутствуют проблемы. В иной ситуации, придётся обращаться за помощью к профессионалам.

Стоимость услуг юридических компаний значительно варьируется в зависимости от сложности положения закрываемой фирмы. Она может составлять от 30 до 150 тысяч рублей. Стоимость закрытия предприятия с задолженностями будет большой, так как юристам, в этом случае, придётся выполнять больше работы. Полная ликвидация будет выполнена только в том случае, если сведения об этом будут внесены в реестр.

Документы представляются в Минюст в течение 3 дней после решения о ликвидации.

Проведение закрытия по решению судебного органа

Принудительное упразднение может быть выполнено только на основании решения суда. При этом от организации не требуется осуществление внутренних мероприятий по подготовке к ликвидации. Инициатором дела могут выступать уполномоченные органы. Для этого потребуется подать заявление в судебный орган. Если решение вступит в силу, в адрес АНО будет направлена копия постановления судебного органа. На его основании выполняется регистрация упразднения и снятия компании с реестра.

Сколько времени займёт закрытие автономной некоммерческой организации? Это зависит от многих факторов: наличие задолженностей, проблемных контрактов. Много времени уйдёт на ликвидацию крупного образования с множеством филиалов и представительств. В этом случае, в обязательном порядке, потребуется помощь профессионалов. Это затратное мероприятие и в плане времени, и в плане средств.