Художественный замысел и значение "повести о житии александра невского". Старт в науке

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Александр Ярославович Невский - князь, который занимает в российской истории особое место. В древнерусской истории он самый популярный персонаж. Описание Александра Невского говорит о том, что он был защитником Отечества, бесстрашным рыцарем, который посвятил жизнь своей родине. невский литературный агиографический жанр

Актуальность данного исследования определяется тем, что вплоть до XVI века «Повесть о житии Александра Невского» являлась своего рода эталоном для изображения русских князей при описании их воинских подвигов. Данное произведение примечательно тем, что написано современником событий, и следовательно, имеет огромное значения для понимания того, как оценивалась личность Александра Невского в те далекие времена, и каково было значение тех событий, участником которых он являлся.

Житие Александра - это не биография, а описание самых значительных событий, которые воссоздают героический образ князя-воина, доблестного полководца и мудрого политика. При этом в Житии много канонического, традиционного для этого жанра, поскольку проводится мысль о священности княжеской власти. Главная мысль Жития: «Не в силе Бог, но в правде».

Цель настоящей работы - рассмотреть житие Александра Невского как разновидность княжеских житий.

1. История написания Жития

«Житие» - жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых. Житие создавалось после смерти святого, но не всегда после формальной канонизации. Для жития характерны строгие содержательные и структурные ограничения (канон, литературный этикет), сильно отличающие его от светских биографий. Изучением житий занимается агиография.

Повесть дошла до нас в различных редакциях XIII-XVIII вв. История ее текста необычайно сложна, многое остается пока спорным. На протяжении нескольких веков первая редакция («жития») неоднократно перерабатывалась. В настоящее время известно 13 редакций произведения. До конца не выяснены взаимоотношения между старшими редакциями и редакцией Софийской первой летописи.

Автором повести был вероятно книжник из окружения владимирского митрополита Кирилла, пришедшего из Галицко-Волынской Руси в 1246 году, поэтому в повести отражены сложившиеся литературные традиции Юго-Запада и Северо-Востока Руси. Автор, сообщает, лично знал Александра Невского и был свидетелем его деяний Самовидець есмь возраста его

По предположению академика Д.С. Лихачёва, в создании произведения принимал участие митрополит Кирилл: Вне всякого сомнения, - Кирилл имел отношение к составлению жизнеописания Александра. Он мог быть и автором, но, вернее всего, он заказал житие кому-нибудь из проживавших на севере галицких книжников

По композиции, манере описания военных столкновений, отдельным стилистическим приёмам и некоторым фразеологизмам «Повесть о житии Александра Невского» близка к другому произведению «Летописцу Даниила Галицкого». То, что Кирилл имел отношение к составлению «Летописца Даниила Галицкого», аргументировал Л. В. Черепнин: Митрополит умер в 1280 году, и, следовательно, время возникновения «Повести о житии Александра Невского» нужно относить к периоду между 1263-1280 годами.

После сообщения о дне смерти Александра приводятся слова митрополита Кирилла и суздальцев, когда до них дошла горестная вестьМитрополит же Кирил глаголаше:

Чада моя, разумейте, яко уже зайде солнце земли Суздальской!

Уже бо не обрящется таковый князь ни един в земли Суздальстей!

Иереи и диакони, черноризци, нищий и богатии, и вси людие глаголааху:

Уже погыбаемь!

Завершается повесть рассказом о «дивном» и «достойном памяти» чуде, свершившемся во время погребения князя. Когда умершему Александру хотели вложить в руку «прощальную грамоту», тосам, акы жив сущи, распростер руку свою и взят грамоту от рукы митрополита .

Вплоть до XVI века «Повесть о житии Александра Невского» являлась своего рода эталоном для изображения русских князей при описании их воинских подвигов.

Данное произведение примечательно тем, что написано современником событий, и следовательно, имеет огромное значения для понимания того, как оценивалась личность Александра Невского в те далекие времена, и каково было значение тех событий, участником которых он являлся.

Житие Александра Невского, вероятнее всего, создано в конце XIII в., и было написано человеком лично знавшим князя. Здесь мы не видим четкого хронологического построения, подробного описания важных исторических, но видим восхваление мужественного война, защитника Русской земли - Александра Невского. Выбрав для описания два победоносных сражения русского войска под началом Александра - картину сражений русских со шведами на реке Неве и с немецкими рыцарями на льду Чудского озера, автор постарался представить потомкам Великого князя и его войско, как наделенных героизмом, самоотверженностью и стойкостью во имя интересов русского народа мифических воинов - героев .

Не сколько не умоляя литературно-исторического значения Жития, написанного просто и лирично в традициях воинской повести Древней Руси, необходимо отметить некоторый односторонний подход к описанию современниками событий тех лет. Задачу, стоящую перед авторами, на соответствующем их современности историческом рубеже они выполнили. Возвеличивание русского народа, развитие чувства патриотизма и ненависти к врагам, поддержание авторитета военачальников отголоском эха пронесется по истории России вплоть до наших дней.

Житие Александра - это не биография, в которой полно, подробно, последовательно повествуется о всей жизни князя. Автор отбирает только самые значительные события (битва со шведами на Неве, освобождение Пскова, Ледовое побоище, поход в литовские земли, дипломатические отношения с Ордой и папой римским), которые воссоздают героический образ князя-воина, доблестного полководца и мудрого политика.

С исторической точки зрения в Житии много неточностей.

Например, шведский король не принимал участия в походе 1240 г. и битве на Неве, во время набега на Суздальскую землю в 1252 г. ханом Золотой Орды был Сартак, а не Батый. В Житии нет ни одной даты, события порой описываются без необходимой конкретизации: не сразу ясно, кто такой «король страны Римской из полуночной земли», о каком городе, построенном некими «от Западной стороны», идет речь и т. д. Но не эти подробности были важны для автора, а впечатление, производимое его героем.

В Житии много канонического, традиционного для этого жанра. Следуя канонам жития, автор начинает свое повествование с самоуничижения, называет себя худым и многогрешным, малосмыслящим. Приступая к описанию «святой, и честной, и славной» жизни князя, автор приводит слова пророка Исайи о священности княжеской власти и внушает мысль об особом покровительстве князю Александру небесных сил. Восторгом и восхищением полна следующая затем характеристика князя. Александр красив, как Иосиф Прекрасный, силен, как Самсон, премудр, как Соломон, он непобедим, побеждая всегда. Мысль о священности княжеской власти и сравнения с библейскими героями определяют интонацию всего дальнейшего повествования, несколько патетическую, торжественно-величавую. «Услышав о доблести Александра, король страны Римской из северной земли...» - так начинается рассказ о Невской битве. Автор не упоминает, что в это время (1240 г.) Александру было всего 19 лет, а современники это хорошо знали. В Житии изображается зрелый муж, о котором послы других стран говорят: «Прошел я страны и народы, но не видел такого ни царя среди царей, ни князя среди князей». Александр узнает о том, что шведы пришли в Неву, «пыхая духом ратным», «шатаясь от безумия», угрожая: «Если можешь, защищайся». Он разгорается сердцем, выступает в поход с малой дружиной, в бою «на лице самого короля оставляет след своего копья». Прекрасна речь князя, обращенная к дружине, лаконичная, суровая, мужественная: «Не в силе Бог, но в правде». Решителен, храбр Александр и в битве на Чудском озере. Князь не может снести похвальбы немцев: «Покорим себе славянский народ!» Он освобождает Псков, воюет немецкие земли, воплощая собою возмездие за гордость и самонадеянность врагов. Они пришли, хвастаясь: «Пойдем и победим Александра, и захватим его». Но гордые рыцари были обращены в бегство и взяты в плен, и «вели босыми подле коней тех, кто называет себя «божьими рыцарями».

Как и в описании сражения на Неве, автор не дает подробной картины битвы, только несколько образов, которые помогают представить, какой жестокой была сеча: «Казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью». Слава о победах Александра разнеслась повсюду. «И прославилось имя его во всех странах, от моря Хонужского и до гор Араратских, и по ту сторону моря Варяжского и до великого Рима».

Во всем подобны князю и его воины. Автор Жития включает в описание битвы на Неве рассказ о шести храбрецах, которые бились, «не имея страха в сердце своем». У каждого из шести свой ратный подвиг. Так, например, новгородец Миша потопил три шведских корабля, Сава обрушил шатер великий златоверхий, Сбыслав Якунович бился одним топором так, что все дивились силе его и храбрости. Ученые считают, что в этом рассказе о шести храбрецах отразилось устное предание о битве на Неве или дружинная героическая песня. Чтобы передать величие духа и красоту мужества, автор обращается не только к русским эпическим традициям, но и библейским. Воины Александра сравниваются в своей храбрости и стойкости с воинами царя Давида, сердца их как сердца львов, они исполнены духа ратного и готовы положить свои головы за князя. Библейские сравнения и аналогии стали одним из главных элементов художественной системы Жития. Деяния князя осмысляются в сопоставлении с библейской историей, и это придает жизнеописанию особую величавость и монументальность. Постоянные уподобления и упоминания о Давиде, Езекии, Соломоне, Иисусе Навине и самого Александра возвышают до библейского героя. Указания на помощь свыше (явление Бориса и Глеба Пелгусию перед Невской битвой, чудесное избиение шведов ангелами за рекой Ижорой, помощь Божия полка в сражении на Чудском озере) убеждают, в особом покровительстве Александру божественных сил.

Как умный политик и дипломат предстает Александр Невский во взаимоотношениях с Ордой и папой римским. Достойно, учено и мудро звучит ответ мужей Александра послам папы. Перечислив основные этапы в истории человечества и христианства, они завершили его словами: «А от вас учения не примем». Описание взаимоотношений с Ордой должно убедить, что на Руси остались князья, мужество и мудрость которых могут противостоять врагам Русской земли. Победы Александра внушают страх восточным народам, жены татарские пугают своих детей его именем. Даже Батый признает величие Александра: «Истину мне сказали, что нет князя, подобного ему». И это помогает Александру «отмолить» русские полки от участия в походах монголо-татар.

Взволнован и лиричен рассказ о смерти князя. Автор не в силах сдержать своих чувств: «О горе тебе, бедный человече!.. Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами, как не вырвется сердце твое вместе с корнем!» Смерть князя всеми воспринимается как величайшее горе. «Уже зашло солнце земли Суздальской!» - говорит митрополит Кирилл (Александр умер великим князем Владимирским), «Уже погибаем!» - вторит ему весь народ. Рассказ о чуде, когда Александр как живой простирает руку и принимает грамоту из рук митрополита, - кульминация в этом возвышенном, приподнятом повествовании «о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра». Не точные исторические сведения хотел сообщить о князе автор, а воодушевить лицезрением мужественной красоты, праведности и милосердия.

Все исследователи отмечают литературную одаренность автора Жития, его ученость. Среди литературных источников, к которым обращался составитель Жития, «История иудейской войны» Иосифа Флавия, «Хронографическая Александрия», «Девгениево деяние». Предполагают, что непосредственное отношение к составлению жизнеописания Александра имел митрополит Кирилл, который в 1250 г. переехал с юга, от Даниила, к Александру Невскому.

Житие Александра Невского XIII в. явилось основой для всех последующих редакций памятника в XIV-XVI вв. (их более десяти). На долгое время Житие стало образцом для княжеских жизнеописаний и воинских произведениях древнерусской литературы.

2. Житие Александра Невского в русской литературе XIII--XVIII веков

Герой Невской и Ледовой битв князь Новгородский Александр Ярославич, второй сын великого князя Владимирского и князя Переяславского Ярослава Всеволодовича, внук Всеволода Большое Гнездо, правнук Юрия Долгорукого, навечно вошел в отечественную историю как организатор сильного государства на Северо-Востоке Руси, Выдающийся полководец и тонкий дипломат, он вел политику умиротворения и сдерживания татаро-монголов, которую передал своим потомкам -- московским князьям от Даниила Александровича до Ивана Калиты и Димитрия Донского.

Сохранение русского рода и Русской земли было конечной целью его политики. За это его безмерно почитал народ, а Бог прославил угодника своего необыкновенной святостью. Когда князь Александр умер, его кончина была воспринята современниками как тяжелейшая утрата для всей Русской земли. «Заиде солнце земли Суждольской!», -- воскликнул митрополит владимирский Кирилл, и вслед за ним люди горестно запричи­тали: «Уже погыбаем!».

В русскую литературу князь Александр вошел как национальный герой. Недаром первое о нем произведение -- Житие -- переписывалось весьма часто и было предметом многих литературных переработок. Русская церковь также относилась к имени Невского героя с большим благоговением и старалась окружить его ореолом святости и приписать ему качества идеального христианского святого.

Так, в стенах Владимирского Рождественского монастыря, где он был похоронен, первоначально возникла, со слов митрополита Кирилла и эконома Севастьяна, легенда о чуде с духовной грамотой, совершившемся при погребении тела 23 ноября 1263 г. А в начале 1280-х годов один из монахов этого же монастыря составил Первую редакцию его Жития. Написанное в духе житий светских властителей (например, Vita Constantini Евсевия Памфила) и под влиянием галицкой литературной школы воинских повестей, Житие Невского героя состояло из монашеского предисловия и десятка отдельных эпизодов из жизни князя, носивших характер свидетельств «самовидцев»; в конце был приписан плач по умершему, включая описание погребения тела во Владимире и посмертного чуда с духовной грамотой. Последний эпизод свидетельствовал о его безусловной святости, в то время как весь текст говорил о нравственной чистоте и высоте духовного подвига героя.

В последующие столетия русской истории в Связи с возраставшей популярностью Александра Невского как заступника Русской земли и основателя династии -- московской ветви Рюриковичей -- были предприняты дальнейшие шаги по мифологизации его личности и оцерковливанию всех его поступков. После открытия его мощей при митрополите Киприане (весна 1381 г.) и особенно после общерусской канонизации в 1547 г. почитание этого князя как святого распространилось повсеместно, при этом текст Первой редакции Жития неоднократно переделывался, дополнялся, изменялся; иногда менялся стиль всего повествования, отдаляясь от стиля воинской повести и приближаясь к каноническому, житийному, иногда изменялись ком­позиция, стиль и почти всегда -- идеи произведения.

Все авторы многочисленных житий Александра Невского, пользуясь для типизации известными топосами, не стремились изобразить этого князя таким, каким он был в жизни, а конструировали идеальный тип доброго христианина, Божьего угодника, преподобного, ко­торый верил во Христа и поэтому побеждал врагов Руси. Обращает на себя внимание иной, по сравнению с литературой Возрождения, принцип построения образа героя: восхождение к прототипу через деконкретизацию, диспропорциональность, итеративность, подобие. Потому автор Первой редакции Жития стремится изобразить не реаль­ного человека, а идеализированный тип, персонифицирующий некую отвлеченную идею Мира. Деконкретизация образа шла и за счет ис­пользования топосов, и путем приравнивания князя Александра Ярославича к общепризнанным героям минувшего: Иосифу Прекрасному, богатырю Самсону, императору Веспасиану, песнотворцу Давиду, царю Соломону, пророкам Моисею и Иисусу Навину. Это про­исходило потому, что древнерусский книжник разделял господствовавшие в средние века представления трансцендентальной эстетики, когда предметом искусства объявляется не доступный органам чувств человека быстро меняющийся реальный мир, а вечная и неизменная идея, открывающаяся лишь умственному взору. При этом художественный образ представлялся неким подобием этой идеи Мира и выглядел в глазах древнерусского человека большей реальностью, чем открытый его чувствам мир.

Неудивительно поэтому, что венцом творчества художника было не стремление к реалистическому искусству, а создание новых ценностей, отражающих божественный смысл мироздания, а в художественном восприятии древнерусского книжника образы действительности превращаются в сим­волы, максимально близкие идее Мира. Потому-то князь Александр Ярославич -- это не реальный человеческий характер, а средоточие идеальных качеств, которые проявляются в его деяниях -- воинских подвигах и мудром княжении.

Очень мало исторического оставалось в житийном образе Александра Невского. Из-под пера древнерусского книжника вырастала идея-символ, дайная под знаком вечности и охраняемая Провидением. Провиденция была основой «философии истории» русских средних веков. Разум, чувство и воля героя не выделялись, их проявления были строго обусловлены «Божественной волей».

Все древнерусские редакции Жития Александра Невского не только читались в XVIII в., но и часто переписывались, благодаря чему русские читатели многое узнали о князе Александре, чьи авторитет и репутация как святого воителя, покровителя столицы, империи и правящей династии были безупречны.

В начале века Просвещения Петр Великий возводит почитание Александра Невского в официальный общегосударственный культ, особенно после основания Санкт-Петербурга (1703) и Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря (1710). Останки святых мощей князя переносятся из Владимира в Петербург (1723--1724), и день их упокоения на новом месте 30 августа (12 сентября по новому стилю) -- день заключения Ништадтского мира -- объявляется днем его церковного празднования. Придворный проповедник Гавриил Бужинский написал и издал 16-ю редакцию Жития; в Елизаветинское время возникают новые литературные редакции. Предпоследняя создается в 1797 г. в стенах Александро-Невской лавры и последняя, Двадцатая, старообрядческая -- в конце XVIII--начале XIX в. В XVIII в. берет свое начало российская историография, которая не прошла мимо попыток создания подробных жизнеописаний Невского героя (Герард Миллер, Федор Туманский, Екатерина II).

На примере истории текста Жития Александра Невского на протяжении шести столетий ясно видно следующее: во-первых, истори­ко-литературное развитие легенды (мифа) об Александре Невском, которая полностью срастается с национальной историей, с самосознанием и самопознанием русского народа; во-вторых, историко-литературное развитие жанра, композиции и стиля агиографического произведения в тот самый период, когда народность великороссов превращалась в мощную свободолюбивую нацию. В этой связи образ святого благоверного князя Александра Невского полностью отвечал Русской идее, всегда прекрасной в своем развитии.

Сущность движения Русской идеи могла бы быть выражена в двух словах: во-первых, это глубокая и высокая нравственность русских, преданных своим Роду, Очагу и своей Земле; во-вторых, это не менее высокий уровень утопичности идеи национального спасения, заключающейся в вере в древнерусскую государственность -- Царство Мос­ковское -- и в государство нового времени -- Империю Российскую, основателем которой был Петр Великий.

Великая одухотворяющая Идея добра, противостоящая Царству зла, вот главная идея жизнеописаний Александра Невского на протяжении шести веков, в которых его образ раскрывается через искусно организованную художественную словесную ткань.

Подробное конкретное изучение текстов более чем двадцати редакций Жития по 500 рукописям - это наша следующая задача.

Заключение

Таким образом, подводя итог данной работы, можно сделать такие выводы. Молодой князь Александр был политиком, который по-новому взглянул на город. При тогдашнем воспитании сильные характеры складывались в княжеской среде очень рано: исторически произошло формирование личности широко мыслящего, чуждого горемычной замкнутости мелких князьков общерусского радетеля.

Во-вторых, в Житии много канонического, традиционного для этого жанра, проводится мысль о священности княжеской власти и внушает мысль об особом покровительстве князю Александру небесных сил.

В своей деятельности князь Александр исходит из того, что: «Не в силе Бог, но в правде». Во всем подобны князю и его воины. Деяния князя осмысляются в сопоставлении с библейской историей, и это придает жизнеописанию особую величавость и монументальность.

Как умный политик и дипломат предстает Александр Невский во взаимоотношениях с Ордой и папой Римским. Достойно, учено и мудро звучит ответ мужей Александра послам папы. Перечислив основные этапы в истории человечества и христианства, они завершили его словами: «А от вас учения не примем». Описание взаимоотношений с Ордой должно убедить, что на Руси остались князья, мужество и мудрость которых могут противостоять врагам Русской земли. Победы Александра внушают страх восточным народам, жены татарские пугают своих детей его именем. Даже Батый признает величие Александра: «Истину мне сказали, что нет князя, подобного ему».

Взволнован и лиричен рассказ о смерти князя.

Все исследователи отмечают литературную одаренность автора Жития, его ученость. Предполагают, что непосредственное отношение к составлению жизнеописания Александра имел митрополит Кирилл, который в 1250 г. переехал с юга, от Даниила, к Александру Невскому.

«Житие Александра Невского» XIII в. явилось основой для всех последующих редакций памятника в XIV-XVI вв. (их более десяти). На долгое время житие стало образцом для княжеских жизнеописаний и воинских повестей, его влияние ощутимо в «Сказании о Мамаевом побоище», в «Слове о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича Донского» и многих других произведениях древнерусской литературы.

Александр Невский, так же как и его соратники, принадлежал к поколению новых людей, их поведение отличалось от поведения удельных князей. Патриотизм Александра на несколько столетий определил принципы устроения Руси. Заложенные князем традиции, основанные на национальной и религиозной терпимости, вплоть до нашего времени привлекали к России народы, жившие на сопредельных территориях.

Список использованной литературы

1. Аветисян С.А., Синегубов С.Н., Тепер Е.М. История отечества в лицах. - М.: Росс. нац. библиотека, 1993. - 540 с.

2. Бегунов Ю.К. Памятник русской литературы XIII века: «Слово о погибели Русской земли» - М., Л., 1965. - 600 с.

3. Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность: учеб. пособие. - М.: Юрайт, 1998. - 576 с.

4. Гнедич П.П. История искусств с древнейших времен. - М.: ООО Изд. дом Летопись-М, 2000. - 479 с.

5. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Т. 1. - М.: Высшая школа, 1987. - 348 с.

6. Петрухинцев Н.Н. XX лекций по истории мировой культуры. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 400 с.

7. Рыбаков Б.А. Древняя Русь. Сказания, былины, летописи. - М.: Наука, 1963. - 290 с.

8. Хрестоматия по древнерусской литературе: Житие Александра Невского/ Сост. М.Е. Федорова, Т.А. Сумникова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 1985. - 430 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Художественный замысел, содержание и обстоятельства написания "Повесть о житии Александра Невского". Исторический период княжения Александра Невского. Специфика и особенности изучения жанра литературного источника на уроках истории и литературы в школе.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2011

    Эволюция житий и особенности образования агиографического жанра на русской почве. Житие как жанр литературы XVIII века. Направления эволюции агиографического жанра. Особенности женских образов в литературе XVII в. Ульяния Лазаревская как святая.

    курсовая работа , добавлен 14.12.2006

    Характеристика описания жития - жанра древнерусской литературы, описывающего жизнь святого. Анализ агиографических типов жанра: житие - мартирия (рассказ о мученической смерти святого), монашеское житиё (рассказ обо всём пути праведника, его благочестии).

    контрольная работа , добавлен 14.06.2010

    Определение жанра утопии и антиутопии в русской литературе. Творчество Евгения Замятина периода написания романа "Мы". Художественный анализ произведения: смысл названия, проблематика, тема и сюжетная линия. Особенности жанра антиутопии в романе "Мы".

    курсовая работа , добавлен 20.05.2011

    Историко-литературный процесс XI - начала XVI веков. Художественная ценность древнерусской литературы, периодизация ее истории. Литература Древней Руси как свидетельство жизни, место человека среди ее образов. Произведения агиографического жанра.

    реферат , добавлен 06.10.2010

    Жизненный и творческий путь Александра Вампилова. Формирование как личности и художника. Драматургия Александра Вампилова в аспекте интертекстуальных связей. Межтекстовые корреляции драматургии А. Вампилова с произведениями Н.В. Гоголя и А.П. Чехова.

    реферат , добавлен 02.05.2011

    "Благополучные" и "неблагополучные" семьи в русской литературе. Дворянская семья и ее различные социокультурные модификации в русской классической литературе. Анализ проблем материнского и отцовского воспитания в произведениях русских писателей.

    дипломная работа , добавлен 02.06.2017

    Этапы развития агиографической литературы. Причины возникновения жанра жития, их особенности. Исследование "Житие протопопа Аввакума, им самим написанное" как автобиографического жанра. Анализ литературных памятников Нестора и Епифания Премудрого.

    дипломная работа , добавлен 30.07.2010

    Поэма "Медный всадник" - грандиозное философское раздумье Александра Сергеевича Пушкина о поступательном ходе русской истории. История создания произведения, анализ его композиции и особенностей литературного стиля. Исследование системы образов в поэме.

    реферат , добавлен 06.11.2015

    Жанрообразующие черты литературного путешествия, история появления жанра в зарубежной литературе. Функционирование жанра литературного и фантастического путешествия. Развитие жанра путешествия в американской литературе на примере произведений Марка Твена.

С половины XII в. под влиянием княжеских междоусобиц, нападений кочевников, усиления феодальной раздробленности начинается оскудение древнерусского государства. Киевское княжество теряет свое общегосударственное значение. В 1240 г. Киев пал под ударом татар; культурный центр переходит из Киева на северо-восток, во Владимиро-Суздальскую землю, а затем в Москву. Княжеские междоусобицы, не прекращавшиеся первое время и под гнетом татар, усиливали замкнутость отдельных «уделов». Литературное развитие в XIII-XIV вв. носит поэтому областной характер.Но в лучших литературных памятниках по-прежнему ставятся проблемы общерусского значения и отражаются события важные для судеб всей Руси. Татаро-монгольское нашествие было воспринято на Руси как мировая катастрофа, искусственно затормозившая развитие культуры. Однако, культура русского народа, его свободолюбивый дух не были уничтожены.В литературных памятниках периода татаро-монгольского нашествия вновь прозвучали идеи единства Руси. В таких произведениях, как «Слово о погибели Русской земли», «Житие Александра Невского» и в ряде летописных повестей, мы встречаем идеи, которые восторжествуют в литературе конца XIV - начала XVI вв., периода объединения русской земли.

Из литературных памятников, связанных с татарским нашествием, наибольший интерес представляют повести. «Повесть о битве на реке Калке», «Повесть о приходе Батыя на Рязань» созданы как предполагают исследователи, не позднее середины XIV в. и являются по своим художественным достоинствам незаурядным произведением. Главная идея, пронизывающая литературные памятники периода татарского нашествия, - борьба с поработителями русской земли, защита родины от татарского ига. Как и литературным памятникам периода Киевской Руси, памятникам, отражающим нашествие татар, присуща тема общенародного единства.

Анализируя «Повесть о приходе Батыя на Рязань», основанную на эпических сказаниях, возникших в среде дружинников, необходимо обратить внимание на описание переживаний русского народа, вызванных нападением кочевников. Публицистическая направленность повести заключается в осуждении автором братоубийственных раздоров князей. Он понимает, что княжеские междоусобицы являются причиной разорения и ослабления Руси. Это несомненно облегчило победу Батыя.

Следует ознакомиться и со «Словом о погибели Русской земли», где воспоминания о былом могуществе и богатствах являются как бы залогом освобождения Руси от татарского владычества.

В повести присутствуют элементы воинской повести, жития и следы влияния библейской письменности, которые заключает в себе этот прекрасный памятник героического прошлого нашей Родины.

2. Анализ «жития александра невского».

Рассматривая «Житие Александра Невского», следует указать, что исторический воинский элемент занимает в повести главенствующее место, что свидетельствует об эволюции жанра жития в сторону большего сближения с конкретной реальной действительностью. Образ Александра Невского идеализирован: князь наделен лучшими чертами воина и гражданского деятеля, который в тяжелое для Руси время явился победителем шведов и немцев и защитником русской земли от татарских насилий…

Первое жизнеописание князя Александра Ярославича Невского (1221-1262) было составлено, как считают ученые, в 80-е гг. XIII в. книжником Владимирского Рождественского монастыря. Здесь было погребено тело князя, и в конце XIII в. началось его почитание как святого. В списках житие не имеет устойчивого заголовка и называется “Повесть о житии и храбрости”, “Слово о великом князе”, “Житие блаженного великого князя”.Автор жития называет себя современником Александра, “самовидцем” его жизни и создает жизнеописание князя по своим воспоминаниям и рассказам его соратников.

Житие Александра - это не биография, в которой полно, подробно, последовательно повествуется о всей жизни князя. Автор отбирает только самые значительные события (битва со шведами на Неве, освобождение Пскова, Ледовое побоище, поход в литовские земли, дипломатические отношения с Ордой и папой римским),которые воссоздают героический образ князя-воина, доблестного полководца и мудрого политика. История и сама деятельность Александра Ярославича в житии предстает в преображенном виде, не столько в своих конкретных проявлениях и событиях, сколько в вечной сущности, не в житейских подробностях, а в житийном облике.

В житии много канонического, традиционного для этого жанра. Следуя канонам жития,автор начинает свое повествование с самоуничижения, называет себя худым и многогрешным, малосмыслящим. Приступая к описанию “святой, и честной, и славной” жизни князя, автор приводит слова пророка Исайи о священности княжеской власти и внушает мысль об особом покровительстве князю Александру небесных сил. Восторгом и восхищением полна следующая затем характеристика князя. Александркрасив, как Иосиф Прекрасный, силен, как Самсон, премудр, как Соломон, он непобедим, побеждая всегда. Мысль о священности княжеской власти и сравнения с библейскими героями определяют интонацию всего дальнейшего повествования, несколько патетическую, торжественно-величавую.

Автор не упоминает, что в это время (1240 г.) Александру было всего 19 лет, современники это хорошо знали. В житии же изображается зрелый муж. Александр узнает о том, что шведы пришли в Неву, “пыхая духом ратным” угрожая: “Если можешь, защищайся”. Он разгорается сердцем, выступает в поход с малой дружиной, в бою “на лице самого короля оставляет след своего копья”. Прекрасна речь князя, обращенная к дружине, лаконичная, суровая, мужественная: “Не в силе Бог, но в правде”. Решителен, храбр Александр и в битве на Чудском озере. Князь не может снести похвальбы немцев: “Покорим себе славянский народ!” Он освобождает Псков, воюет немецкие земли, воплощая собою возмездие за гордость и самонадеянность врагов. Они пришли, хвастаясь: “Пойдем и победим Александра, и захватим его”. Но гордые рыцари были обращены в бегство и взяты в плен, и “вели босыми подле коней тех, кто называет себя “божьими рыцарями”. Как и в описании сражения на Неве, автор не дает подробной картины битвы, только несколько образов, которые помогают представить, какой жестокой была сеча: “Казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью”.

Во всем подобны князю и его воины. Автор жития включает в описание битвы на Неве рассказ о шести храбрецах, которые бились, “не имея страха в сердце своем”. У каждого из шести свой ратный подвиг. Так, например,новгородец Миша потопил три шведских корабля,Сава обрушил шатер великий златоверхий,Сбыслав Якунович бился одним топором так, что все дивились силе его и храбрости. Ученые считают, что в этом рассказе о шести храбрецах отразилось устное предание о битве на Неве или дружинная героическая песня. Чтобы передать величие духа и красоту мужества, автор обращается не только к русским эпическим традициям, но и библейским. Воины Александра сравниваются в своей храбрости и стойкости с воинами царя Давида, сердца их как сердца львов, они исполнены духа ратного и готовы положить свои головы за князя.Библейские сравнения и аналогии стали одним из главных элементов художественной системы жития.

Как умный политик и дипломат предстает Александр Невский во взаимоотношениях с Ордой и папой римским.

Взволнован и лиричен рассказ о смерти князя. Автор не в силах сдержать своих чувств: “О горе тебе, бедный человече!.. Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами, как не вырвется сердце твое вместе с корнем!” Смерть князя всеми воспринимается как величайшее горе. “Уже зашло солнце земли Суздальской!”- говорит митрополит Кирилл (Александр умер великим князем Владимирским), “Уже погибаем!” - вторит ему весь народ. Рассказ о чуде, когда Александр как живой простирает руку и принимает грамоту из рук митрополита,- кульминация в этом возвышенном, приподнятом повествовании “о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра”.

Введение

Александр Ярославович Невский - князь, который занимает в российской истории особое место. В древнерусской истории он самый популярный персонаж. Описание Александра Невского говорит о том, что он был защитником Отечества, бесстрашным рыцарем, который посвятил жизнь своей родине. невский литературный агиографический жанр

Актуальность данного исследования определяется тем, что вплоть до XVI века «Повесть о житии Александра Невского» являлась своего рода эталоном для изображения русских князей при описании их воинских подвигов. Данное произведение примечательно тем, что написано современником событий, и следовательно, имеет огромное значения для понимания того, как оценивалась личность Александра Невского в те далекие времена, и каково было значение тех событий, участником которых он являлся.

Житие Александра - это не биография, а описание самых значительных событий, которые воссоздают героический образ князя-воина, доблестного полководца и мудрого политика. При этом в Житии много канонического, традиционного для этого жанра, поскольку проводится мысль о священности княжеской власти. Главная мысль Жития: «Не в силе Бог, но в правде».

Цель настоящей работы - рассмотреть житие Александра Невского как разновидность княжеских житий.

История написания Жития

«Житие» - жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых. Житие создавалось после смерти святого, но не всегда после формальной канонизации. Для жития характерны строгие содержательные и структурные ограничения (канон, литературный этикет), сильно отличающие его от светских биографий. Изучением житий занимается агиография.

Повесть дошла до нас в различных редакциях XIII-XVIII вв. История ее текста необычайно сложна, многое остается пока спорным. На протяжении нескольких веков первая редакция («жития») неоднократно перерабатывалась. В настоящее время известно 13 редакций произведения. До конца не выяснены взаимоотношения между старшими редакциями и редакцией Софийской первой летописи.

Автором повести был вероятно книжник из окружения владимирского митрополита Кирилла, пришедшего из Галицко-Волынской Руси в 1246 году, поэтому в повести отражены сложившиеся литературные традиции Юго-Запада и Северо-Востока Руси. Автор, сообщает, лично знал Александра Невского и был свидетелем его деяний Самовидець есмь возраста его

По предположению академика Д.С. Лихачёва, в создании произведения принимал участие митрополит Кирилл: Вне всякого сомнения, - Кирилл имел отношение к составлению жизнеописания Александра. Он мог быть и автором, но, вернее всего, он заказал житие кому-нибудь из проживавших на севере галицких книжников

По композиции, манере описания военных столкновений, отдельным стилистическим приёмам и некоторым фразеологизмам «Повесть о житии Александра Невского» близка к другому произведению «Летописцу Даниила Галицкого». То, что Кирилл имел отношение к составлению «Летописца Даниила Галицкого», аргументировал Л. В. Черепнин: Митрополит умер в 1280 году, и, следовательно, время возникновения «Повести о житии Александра Невского» нужно относить к периоду между 1263-1280 годами.

После сообщения о дне смерти Александра приводятся слова митрополита Кирилла и суздальцев, когда до них дошла горестная вестьМитрополит же Кирил глаголаше:

Чада моя, разумейте, яко уже зайде солнце земли Суздальской!

Уже бо не обрящется таковый князь ни един в земли Суздальстей!

Иереи и диакони, черноризци, нищий и богатии, и вси людие глаголааху:

Уже погыбаемь!

Завершается повесть рассказом о «дивном» и «достойном памяти» чуде, свершившемся во время погребения князя. Когда умершему Александру хотели вложить в руку «прощальную грамоту», тосам, акы жив сущи, распростер руку свою и взят грамоту от рукы митрополита .

Вплоть до XVI века «Повесть о житии Александра Невского» являлась своего рода эталоном для изображения русских князей при описании их воинских подвигов.

Данное произведение примечательно тем, что написано современником событий, и следовательно, имеет огромное значения для понимания того, как оценивалась личность Александра Невского в те далекие времена, и каково было значение тех событий, участником которых он являлся.

Житие Александра Невского, вероятнее всего, создано в конце XIII в., и было написано человеком лично знавшим князя. Здесь мы не видим четкого хронологического построения, подробного описания важных исторических, но видим восхваление мужественного война, защитника Русской земли - Александра Невского. Выбрав для описания два победоносных сражения русского войска под началом Александра - картину сражений русских со шведами на реке Неве и с немецкими рыцарями на льду Чудского озера, автор постарался представить потомкам Великого князя и его войско, как наделенных героизмом, самоотверженностью и стойкостью во имя интересов русского народа мифических воинов - героев .

Не сколько не умоляя литературно-исторического значения Жития, написанного просто и лирично в традициях воинской повести Древней Руси, необходимо отметить некоторый односторонний подход к описанию современниками событий тех лет. Задачу, стоящую перед авторами, на соответствующем их современности историческом рубеже они выполнили. Возвеличивание русского народа, развитие чувства патриотизма и ненависти к врагам, поддержание авторитета военачальников отголоском эха пронесется по истории России вплоть до наших дней.

Житие Александра - это не биография, в которой полно, подробно, последовательно повествуется о всей жизни князя. Автор отбирает только самые значительные события (битва со шведами на Неве, освобождение Пскова, Ледовое побоище, поход в литовские земли, дипломатические отношения с Ордой и папой римским), которые воссоздают героический образ князя-воина, доблестного полководца и мудрого политика.

С исторической точки зрения в Житии много неточностей.

Например, шведский король не принимал участия в походе 1240 г. и битве на Неве, во время набега на Суздальскую землю в 1252 г. ханом Золотой Орды был Сартак, а не Батый. В Житии нет ни одной даты, события порой описываются без необходимой конкретизации: не сразу ясно, кто такой «король страны Римской из полуночной земли», о каком городе, построенном некими «от Западной стороны», идет речь и т. д. Но не эти подробности были важны для автора, а впечатление, производимое его героем.

В Житии много канонического, традиционного для этого жанра. Следуя канонам жития, автор начинает свое повествование с самоуничижения, называет себя худым и многогрешным, малосмыслящим. Приступая к описанию «святой, и честной, и славной» жизни князя, автор приводит слова пророка Исайи о священности княжеской власти и внушает мысль об особом покровительстве князю Александру небесных сил. Восторгом и восхищением полна следующая затем характеристика князя. Александр красив, как Иосиф Прекрасный, силен, как Самсон, премудр, как Соломон, он непобедим, побеждая всегда. Мысль о священности княжеской власти и сравнения с библейскими героями определяют интонацию всего дальнейшего повествования, несколько патетическую, торжественно-величавую. «Услышав о доблести Александра, король страны Римской из северной земли...» - так начинается рассказ о Невской битве. Автор не упоминает, что в это время (1240 г.) Александру было всего 19 лет, а современники это хорошо знали. В Житии изображается зрелый муж, о котором послы других стран говорят: «Прошел я страны и народы, но не видел такого ни царя среди царей, ни князя среди князей». Александр узнает о том, что шведы пришли в Неву, «пыхая духом ратным», «шатаясь от безумия», угрожая: «Если можешь, защищайся». Он разгорается сердцем, выступает в поход с малой дружиной, в бою «на лице самого короля оставляет след своего копья». Прекрасна речь князя, обращенная к дружине, лаконичная, суровая, мужественная: «Не в силе Бог, но в правде». Решителен, храбр Александр и в битве на Чудском озере. Князь не может снести похвальбы немцев: «Покорим себе славянский народ!» Он освобождает Псков, воюет немецкие земли, воплощая собою возмездие за гордость и самонадеянность врагов. Они пришли, хвастаясь: «Пойдем и победим Александра, и захватим его». Но гордые рыцари были обращены в бегство и взяты в плен, и «вели босыми подле коней тех, кто называет себя «божьими рыцарями».

Как и в описании сражения на Неве, автор не дает подробной картины битвы, только несколько образов, которые помогают представить, какой жестокой была сеча: «Казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью». Слава о победах Александра разнеслась повсюду. «И прославилось имя его во всех странах, от моря Хонужского и до гор Араратских, и по ту сторону моря Варяжского и до великого Рима».

Во всем подобны князю и его воины. Автор Жития включает в описание битвы на Неве рассказ о шести храбрецах, которые бились, «не имея страха в сердце своем». У каждого из шести свой ратный подвиг. Так, например, новгородец Миша потопил три шведских корабля, Сава обрушил шатер великий златоверхий, Сбыслав Якунович бился одним топором так, что все дивились силе его и храбрости. Ученые считают, что в этом рассказе о шести храбрецах отразилось устное предание о битве на Неве или дружинная героическая песня. Чтобы передать величие духа и красоту мужества, автор обращается не только к русским эпическим традициям, но и библейским. Воины Александра сравниваются в своей храбрости и стойкости с воинами царя Давида, сердца их как сердца львов, они исполнены духа ратного и готовы положить свои головы за князя. Библейские сравнения и аналогии стали одним из главных элементов художественной системы Жития. Деяния князя осмысляются в сопоставлении с библейской историей, и это придает жизнеописанию особую величавость и монументальность. Постоянные уподобления и упоминания о Давиде, Езекии, Соломоне, Иисусе Навине и самого Александра возвышают до библейского героя. Указания на помощь свыше (явление Бориса и Глеба Пелгусию перед Невской битвой, чудесное избиение шведов ангелами за рекой Ижорой, помощь Божия полка в сражении на Чудском озере) убеждают, в особом покровительстве Александру божественных сил.

Как умный политик и дипломат предстает Александр Невский во взаимоотношениях с Ордой и папой римским. Достойно, учено и мудро звучит ответ мужей Александра послам папы. Перечислив основные этапы в истории человечества и христианства, они завершили его словами: «А от вас учения не примем». Описание взаимоотношений с Ордой должно убедить, что на Руси остались князья, мужество и мудрость которых могут противостоять врагам Русской земли. Победы Александра внушают страх восточным народам, жены татарские пугают своих детей его именем. Даже Батый признает величие Александра: «Истину мне сказали, что нет князя, подобного ему». И это помогает Александру «отмолить» русские полки от участия в походах монголо-татар.

Взволнован и лиричен рассказ о смерти князя. Автор не в силах сдержать своих чувств: «О горе тебе, бедный человече!.. Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами, как не вырвется сердце твое вместе с корнем!» Смерть князя всеми воспринимается как величайшее горе. «Уже зашло солнце земли Суздальской!» - говорит митрополит Кирилл (Александр умер великим князем Владимирским), «Уже погибаем!» - вторит ему весь народ. Рассказ о чуде, когда Александр как живой простирает руку и принимает грамоту из рук митрополита, - кульминация в этом возвышенном, приподнятом повествовании «о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра». Не точные исторические сведения хотел сообщить о князе автор, а воодушевить лицезрением мужественной красоты, праведности и милосердия.

Все исследователи отмечают литературную одаренность автора Жития, его ученость. Среди литературных источников, к которым обращался составитель Жития, «История иудейской войны» Иосифа Флавия, «Хронографическая Александрия», «Девгениево деяние». Предполагают, что непосредственное отношение к составлению жизнеописания Александра имел митрополит Кирилл, который в 1250 г. переехал с юга, от Даниила, к Александру Невскому.

Житие Александра Невского XIII в. явилось основой для всех последующих редакций памятника в XIV-XVI вв. (их более десяти). На долгое время Житие стало образцом для княжеских жизнеописаний и воинских произведениях древнерусской литературы.

Александру Невскому как мудрому государственному деятелю и великому полководцу посвящено житие. Произведение это было написано в Рождественском монастыре во Владимире, где был погребен князь. Его роль в истории Руси заключается в том, что он возглавил борьбу с немецко-шведскими захватчиками.

В 1240 году шведские рыцари вторглись в пределы северо-западных земель Руси. Они вошли на кораблях в реку Неву и остановились в устье ее притока Ижоры. С небольшой дружиной князь Александр Ярославич 15 июня 1240 года напал на неприятеля и одержал блестящую победу. Отсюда и прозвище Александра — Невский.

В 1241-1242 годах он возглавил борьбу с войсками литовских рыцарей, захватившими псковские и новгородские земли. 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера произошло решительное сражение, окончившееся разгромом врагов и вошедшее в историю под названием "Ледовое побоище".

Александр Невский был выдающимся дипломатом. Понимая бесплодность в обстоятельствах того времени военных действий против Золотой Орды, он поддерживал мирные отношения с ханом, проводил политику объединения северо-восточной и северо-западной Руси и укрепления великокняжеской власти. Князь несколько раз ездил в Золотую Орду, сумел даже добиться освобождения русских от обязанности поставлять войска татарам.

Житийный рассказ об Александре Невском должен был показать, что, несмотря на подчинение русских княжеств монголо-татарам, на Руси остались князья, мужество и мудрость которых могут противостоять врагам. Даже Батый признавал величие Александра.

Автор жития знал князя, был свидетелем его государственных дел и ратных подвигов. Ученые полагают, что житие написано митрополитом Кириллом. Чувство живой симпатии рассказчика к Александру, преклонение перед его ратной и государственной деятельностью обусловили особую искренность и лиричность повествования.

Характеристика князя в житии очень разнопланова. С одной стороны, он исполнен церковных добродетелей - тих, кроток, смиренен, с другой, — мужественный и непобедимый воин, в бою стремителен, самоотвержен и беспощаден к противнику. Так создается идеал мудрого князя, правителя и храброго полководца.

Так, в сражении на Неве "он крепко верил в помощь святых и мучеников Бориса и Глеба", лики которых представились в видении посланному в дозор старейшине земли Ижорской Пелгую. В судне, плывущем по морю, Пелгуй увидел Бориса и Глеба "в одеждах червленых, держащих руки на плече друг друга, а гребцы сидели, словно мглою одеты. И сказал Борис: “Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему, князю Александру”" 1 . Воодушевясь этим видением, князь решил с малочисленным войском напасть на врага. "И была крепкая сеча с римлянами (шведскими рыцарями); побил он бесчисленное множество врагов и самого короля ранил в лицо острым своим копьем" 2 .

В эпизоде, посвященном битве на Неве, рассказывается об отличившихся в сражении шести героях, которые "бились, не имея страха в душе своей". "Здесь же в полку Александровом явились шесть мужей храбрых и сильных, которые бились вместе с ним крепко. Один — Гаврило, по прозвищу Алексич; увидев короля, которого тащили под руки, напал он на судно, въехал по доске до самого корабля, и побежали все от него, затем оборотились и с доски, по которой всходили на корабль, сбросили его с конем в море; он же с помощью божьей выбрался из моря невредимым и снова напал на них и бился крепко с самим воеводою среди полков их. Другой же — новгородец, по имени Збыслав Якунович; этот не раз нападал на врагов, не имея страха в сердце своем и сражаясь одним топориком, и многие пали от его топорка; дивился князь Александр Ярославич силе его и храбрости. Третий — Яков, родом полочанин, был он ловчим у князя; этот напал на полк вражеский с мечом и мужественно бился, и похвалил его за это князь. Четвертый же — новгородец, по имени Миша; был он пеш и с дружиною своею потопил три корабля римлян. Пятый — из младшей дружины князя, именем Савва; этот наехал на большой шатер королевский златоверхий и подрубил столп шатерный; полки же Александровы очень радовались, когда увидели, как развалился этот шатер. Шестой же из слуг князя — по имени Ратмир; пешего окружили его враги, и от многих ран пал он и скончался" 3 .

В житии изображена и битва с немецкими рыцарями на Чудском озере, которые хотели "посрамить народ славянский". "Собрались немцы и, похвалясь, сказали: “Пойдем, победим князя Александра, поймаем его руками”... князь Александр собрал войско и пошел навстречу врагам. И встретились они на Чудском озере — многое множество... Когда взошло солнце, полки сошлись. И затрещали копья, и звон мечей раздался, и была сеча столь злая, что лед на озере задвигался: льда не было видать, весь покрылся он кровью" 4 .

Автор обращается к свидетельству очевидца: "видели мы на небе полк божий, пришедший на помощь князю Александру", и продолжает рассказ: "...и победил Александр врагов с помощью божьей и обратились они в бегство. Так гнали и рубили врагов полки Александровы, словно неслись они по воздуху: и некуда было тем бежать" 5 .

Эта победа принесла Александру Невскому великую славу. Автор восхищается князем, приписывает ему лучшие человеческие качества: он красив, силен, премудр, храбр.

Часто автор жития обращается к библейским мотивам: в изображении битв и побед Александра он видит божественное предначертание, в портрете князя подчеркиваются черты сходства с персонажами священного писания. Красота лица его подобна красоте Иосифа, сила — силе Самсона, премудрость — Соломона, храбрость — римского императора Веспасиана.

Особой торжественностью и лиричностью пронизана заключительная часть жития — рассказ о смерти князя. На обратном пути из Орды Александр Невский заболел и вскоре умер. Завершается повесть рассказом о "дивном" и "достойном памяти" чуде, совершившемся во время погребения князя. Когда мертвому Александру хотели вложить в руку "прощальную грамоту", то он сам, словно живой, протянул руку и взял грамоту у митрополита. Автор предается скорби и печали по поводу смерти князя: "О горе тебе, бедный человек! Как можешь описать ты кончину господина своего! Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами! Как не разорвется сердце от горькой печали" 6 .

Вплоть до XVI века "Житие Александра Невского" являлось своего рода образцом для изображения русских князей.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1. Приведите исторические сведения о битвах на Неве и Чудском озере.
  2. Что известно в науке об авторе "Жития Александра Невского"?
  3. Как автор оценивает роль князя в сохранении единства Руси?
  4. Как создается идеал мудрого правителя и храброго полководца?
  5. Как описывается битва на Неве, героические подвиги воинов? Приведите рассказ о шести храбрецах. Как автор относится к их подвигу?
  6. С какой целью автор вводит библейскую легенду?
  7. Опишите битву на Чудском озере. Какова роль божественного предзнаменования?
  8. С какой целью автор вводит явление святых мучеников Бориса и Глеба перед битвой?
  9. Как оплакивает автор Александра в заключительной части "Жития"?
  10. В чем патриотический пафос "Жития" и как выражается стремление автора прославить служение родной земле, создать образ идеального князя?