Сборник идеальных эссе по обществознанию. Уровень владения теоретико-литературными знаниями

Назовите ли­те­ра­тур­ное направление, рас­цвет ко­то­ро­го при­шел­ся на вто­рую по­ло­ви­ну XIX века и прин­ци­пы ко­то­ро­го нашли свое во­пло­ще­ние в горь­ков­ской пьесе.


Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

«Пустырь» — засоренное разным хламом и заросшее бурьяном дворовое место. В глубине его — высокий кирпичный брандмауер. Он закрывает небо. Около него — кусты бузины. Направо — темная, бревенчатая стена какой-то надворной постройки: сарая или конюшни. А налево — серая, покрытая остатками штукатурки стена того дома, в котором помещается ночлежка Костылевых. Она стоит наискось, так что ее задний угол выходит почти на средину пустыря. Между ею и красной стеной — узкий проход. В серой стене два окна: одно — в уровень с землей, другое — аршина на два выше и ближе к брандмауеру. У этой стены лежат розвальни кверху полозьями и обрубок бревна, длиною аршина в четыре. Направо у стены — куча старых досок, брусьев. Вечер, заходит солнце, освещая брандмауер красноватым светом. Ранняя весна, недавно стаял снег. Черные сучья бузины еще без почек. На бревне сидят рядом Наташа и Настя. На дровнях — Лука и Барон. Клещ лежит на куче дерева у правой стены. В окне у земли — рожа Бубнова.

Настя (закрыв глаза и качая головой в такт словам, певуче рассказывает) . Вот приходит он ночью в сад, в беседку, как мы уговорились... а уж я его давно жду и дрожу от страха и горя. Он тоже дрожит весь и — белый, как мел, а в руках у него леворверт...

Наташа (грызет семечки) . Ишь! Видно, правду говорят, что студенты — отчаянные...

Настя. И говорит он мне страшным голосом: «Драгоценная моя любовь...»

Бубнов. Хо-хо! Драгоценная?

Барон. Погоди! Не любо — не слушай, а врать не мешай... Дальше!

Настя. «Ненаглядная, говорит, моя любовь! Родители, говорит, согласия своего не дают, чтобы я венчался с тобой... и грозят меня навеки проклясть за любовь к тебе. Ну и должен, говорит, я от этого лишить себя жизни...» А леворверт у него — агромадный и заряжен десятью пулями... «Прощай, говорит, любезная подруга моего сердца! — решился я бесповоротно... жить без тебя — никак не могу». И отвечала я ему: «Незабвенный друг мой... Рауль...»

Бубнов (удивленный) . Чего-о? Как? Краул?

Барон (хохочет) . Настька! Да ведь... ведь прошлый раз — Гастон был!

Настя (вскакивая) . Молчите... несчастные! Ах... бродячие собаки! Разве... разве вы можете понимать... любовь? Настоящую любовь? А у меня — была она... настоящая! (Барону.) Ты! Ничтожный!.. Образованный ты человек... говоришь — лежа кофей пил...

Лука. А вы — погоди-ите! Вы — не мешайте! Уважьте человеку... не в слове — дело, а — почему слово говорится? — вот чем дело! Рассказывай, девушка, ничего!

Бубнов. Раскрашивай, ворона, перья... валяй!

Наташа. Не слушай их... что они? Они — из зависти это... про себя им сказать нечего...

Настя (снова садится) . Не хочу больше! Не буду говорить... Коли они не верят... коли смеются... (Вдруг, прерывая речь, молчит несколько секунд и, вновь закрыв глаза, продолжает горячо и громко, помахивая рукой в такт речи и точно вслушиваясь в отдаленную музыку.) И вот — отвечаю я ему: «Радость жизни моей! Месяц ты мой ясный! И мне без тебя тоже вовсе невозможно жить на свете... потому как люблю я тебя безумно и буду любить, пока сердце бьется во груди моей! Но, говорю, не лишай себя молодой твоей жизни... как нужна она дорогим твоим родителям, для которых ты — вся их радость... Брось меня! Пусть лучше я пропаду... от тоски по тебе, жизнь моя... я — одна... я — таковская! Пускай уж я... погибаю, — все равно! Я — никуда не гожусь... и нет мне ничего... нет ничего...» (Закрывает лицо руками и беззвучно плачет.)

Наташа (отвертываясь в сторону, негромко) . Не плачь... не надо!

Лука, улыбаясь, гладит голову Насти.

М. Горький «На дне»

Укажите жанр, к ко­то­ро­му от­но­сит­ся пьеса М. Горь­ко­го «На дне».

Пояснение.

Пьеса М. Горь­ко­го «На дне» от­но­сит­ся в жанру драмы. Дадим определение.

Драма — ли­те­ра­тур­ный (драматический), сце­ни­че­ский и ки­не­ма­то­гра­фи­че­ский жанр. По­лу­чил осо­бое рас­про­стра­не­ние в ли­те­ра­ту­ре XVIII-XXI веков, по­сте­пен­но вы­тес­нив дру­гой жанр дра­ма­тур­гии - трагедию, про­ти­во­по­ста­вив ему пре­иму­ще­ствен­но бы­то­вую сю­же­ти­ку и более при­бли­жен­ную к обы­ден­ной ре­аль­но­сти стилистику.

Ответ: драма.

Гость 12.02.2015 00:47

Если я не ошибаюсь, Драма это род литературы, а жанр - Пьеса

Татьяна Стаценко

Всё верно, в пояснении правильно всё разъяснено.

Юлия Худякова 18.12.2016 22:35

Ответ социально-философская драма будет верным?

Татьяна Стаценко

Чаще обращайтесь к кодификатору: в нём нет такого деления.

Начало фраг­мен­та пред­став­ля­ет собой раз­вер­ну­тое ав­тор­ское описание, вос­со­зда­ю­щее обстановку, в ко­то­рой про­ис­хо­дит действие. Как на­зы­ва­ют­ся по­доб­ные за­ме­ча­ния или по­яс­не­ния ав­то­ра ха­рак­те­ри­зу­ю­щие про­ис­хо­дя­щее на сцене или ком­мен­ти­ру­ю­щие дей­ствия персонажей?

Пояснение.

Такие за­ме­ча­ния или по­яс­не­ния ав­то­ра на­зы­ва­ют­ся ремарками. Дадим определение.

Ремарка — ука­за­ние ав­то­ра в тек­сте дра­ма­ти­че­ско­го про­из­ве­де­ния на по­ве­де­ние героев: их жесты, мимику, интонации, тип речи и паузы, об­ста­нов­ку действия, смыс­ло­вое под­чер­ки­ва­ние тех или иных высказываний.

Наташа (грызет семечки). Ишь! Видно, прав­ду говорят, что сту­ден­ты - отчаянные...

Ответ: ремарка.

Ответ: ремарка|ремарки

В при­ве­ден­ном фраг­мен­те раз­ви­тие дей­ствия про­ис­хо­дит бла­го­да­ря че­ре­до­ва­нию ре­плик дей­ству­ю­щих лиц. Ука­жи­те термин, ко­то­рым обо­зна­ча­ет­ся такая форма ху­до­же­ствен­ной речи.

Пояснение.

Такая форма об­ще­ния на­зы­ва­ет­ся диалогом. Дадим определение.

Диалог - раз­го­вор между двумя или не­сколь­ки­ми ли­ца­ми в ху­до­же­ствен­ном произведении. В дра­ма­тур­ги­че­ском про­из­ве­де­нии диа­лог дей­ству­ю­щих лиц - одно из ос­нов­ных ху­до­же­ствен­ных средств для со­зда­ния образа, характера.

Ответ: диалог.

Ответ: диалог|полилог

В дан­ной сцене про­ти­во­по­став­ле­ны «мечтания» Насти и обстановка, в ко­то­рой зву­чит ее рассказ. Как на­зы­ва­ет­ся прием, ос­но­ван­ный на рез­ком про­ти­во­по­став­ле­нии пред­ме­тов или явлений?

Пояснение.

Такой прием на­зы­ва­ет­ся антитеза. Дадим определение.

Антитеза - сти­ли­сти­че­ский прием, ос­но­ван­ный на рез­ком про­ти­во­по­став­ле­нии по­ня­тий и образов, чаще всего ос­но­вы­ва­ет­ся на упо­треб­ле­нии антонимов.

Пустырь - за­со­рен­ное раз­ным хла­мом и за­рос­шее бу­рья­ном дво­ро­вое место. «…» А на­ле­во - серая, по­кры­тая остат­ка­ми штукатурки стена того дома, в ко­то­ром по­ме­ща­ет­ся ноч­леж­ка Костылевых. «…»Направо у стены - куча ста­рых досок, брусьев.

И вот - от­ве­чаю я ему: «Радость жизни моей! Месяц ты мой ясный! И мне без тебя тоже вовсе не­воз­мож­но жить на свете... по­то­му как люблю я тебя безум­но и буду любить, пока серд­це бьет­ся во груди моей! Но, говорю, не лишай себя мо­ло­дой твоей жизни... как нужна она до­ро­гим твоим родителям, для ко­то­рых ты - вся их радость... Брось меня! Пусть лучше я пропаду... от тоски по тебе, жизнь моя... я - одна... я - таковская! Пус­кай уж я... погибаю, - все равно! Я - ни­ку­да не гожусь... и нет мне ничего... нет ничего...»

Убогая об­ста­нов­ка и про­ти­во­по­став­ле­на неж­но­му рас­ска­зу Насти.

Ответ: антитеза или контраст.

Ответ: антитеза|контраст

lidana dronenko 08.12.2016 18:57

почему антитеза, а не контраст, по сути же одно и тоже???

Татьяна Стаценко

Верно, ответ добавлен.

Как на­зы­ва­ет­ся зна­чи­мая подробность, яв­ля­ю­ща­я­ся сред­ством вы­ра­же­ния ав­тор­ско­го от­но­ше­ния к изоб­ра­жа­е­мо­му (например, семечки, ко­то­рые гры­зет Наташа, слу­шая На­сти­ну историю)?

Пояснение.

Такая по­дроб­ность на­зы­ва­ет­ся де­таль или ху­до­же­ствен­ная деталь. Дадим определение.

Художественная де­таль - особо значимый, вы­де­лен­ный эле­мент ху­до­же­ствен­но­го образа, вы­ра­зи­тель­ная по­дроб­ность в произведении, не­су­щая зна­чи­тель­ную смыс­ло­вую и идейно-эмоциональную нагрузку.

Ответ: деталь.

Ответ: деталь|детальхудожественная|художественнаядеталь

Кристина Воздушная 11.05.2016 14:53

Здравствуйте. Если я напишу "Художественнаядеталь" вместо "деталь" это будет ошибкой?

Татьяна Стаценко

Дарья Колюкаева 25.09.2016 13:54

Здравствуйте, простите меня, но я слегка запуталась.

Разве не ремаркой зовется значимая подробность с выражением авторского отношения?

Татьяна Стаценко

По сути Вы правы. Ремаркой можно назвать композиционный прием, который включает в себя отстранение литератора от сюжетной линии. Это отстранение имеет буквальное или опосредованное отношение к изображенным явлениям, героям. Но если внимательно изучить кодификатор ЕГЭ по литературе, то мы с Вами не найдём в нём такого элемента содержания, как ремарка, а вот деталь есть. Советую Вам чаще обращаться к кодификатору - это позволит снять некоторые спорные вопросы.

Реплики персонажей, их ре­ак­ции на про­ис­хо­дя­щее пе­ре­да­ют внут­рен­нее со­сто­я­ние героев, их ду­шев­ные движения. Как на­зы­ва­ет­ся изоб­ра­же­ние внут­рен­ней жизни че­ло­ве­ка в ху­до­же­ствен­ном произведении?Пояснение.

Горький мастерски раскрывает основной конфликт пьесы, показывая отношение обитателей ночлежки к рассказу Насти. Главный вопрос, который стоит перед автором: «Правда или сотрадание?», предстает перед нами с разных сторон, обнажая мысли каждого персонажа. Лука замечает в Насте сострадание, стремление осуществить свою мечту и хоть понимает, что многое в рассказе девушки - выдумка, все равно продолжает поддерживать ее. Барон жалеет Настю, считая ее глупой, но очень доброй, что говорит о его нейтральном отношении к вопросу о важности правды. И, конечно, крайне интересно мнение Бубнова: он насмехается над девушкой, так как всякая ложь ему противна. Лишь Сатин считает, что любая жалость унижает человека, ведь с ней всегда следует презрение, хуже которого ничего не может быть.

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ской клас­си­ки изоб­ра­же­ны «книжные» ге­ро­и­ни и в чем их можно со­по­ста­вить с горь­ков­ской Настей?

Пояснение.

##«Книжные героини» - тра­ди­ция сентиментализма. Де­вуш­ки с воз­вы­шен­ны­ми чувствами, с ра­ни­мой душой, вос­пи­тан­ные на лю­бов­ных ро­ма­нах и свято ве­ря­щие в необыкновенную, «неземную» лю­бовь - это Лиза Ка­рам­зи­на («Бедна Лиза»), это Настя Горь­ко­го («На дне»), это в какой-то мере и пуш­кин­ская Татьяна.

Пояснение.

В горь­ков­ской пьесе нашли свое во­пло­ще­ние прин­ци­пы реализма. Дадим определение.

Реализм — прав­ди­вое изоб­ра­же­ние ре­аль­ной действительности. Во вся­ком про­из­ве­де­нии изящ­ной сло­вес­но­сти мы раз­ли­ча­ем два не­об­хо­ди­мых элемента: объ­ек­тив­ный - вос­про­из­ве­де­ние явлений, дан­ных по­ми­мо художника, и субъ­ек­тив­ный - нечто, вло­жен­ное в про­из­ве­де­ние ху­дож­ни­ком от себя. Оста­нав­ли­ва­ясь на срав­ни­тель­ной оцен­ке этих двух элементов, тео­рия в раз­лич­ные эпохи придаёт боль­шее зна­че­ние то одному, то дру­го­му из них (в связи с ходом раз­ви­тия искусства, и с иными обстоятельствами). От­сю­да два про­ти­во­по­лож­ных на­прав­ле­ния в теории; одно - ре­а­лизм - ста­вит перед ис­кус­ством за­да­чу вер­но­го вос­про­из­ве­де­ния действительности; дру­гое - иде­а­лизм - видит на­зна­че­ние ис­кус­ства в «пополнении действительности», в со­зда­нии новых форм. Причём ис­ход­ным пунк­том слу­жат не столь­ко на­лич­ные факты, сколь­ко иде­аль­ные представления.

Ответ: реализм.

Ответ: Реализм



Лирические отступления

связанные с сюжетом прямо не связанные с сюжетом
Функции: - переход от одного повествовательного плана к другому; - приостановка действия перед кульминационными моментами (перед объяснением Татьяны с Евгением, сном Татьяны, дуэлью); - обращение к читателю, связь лирического и эпического планов повествования
Могут состоять из одной строчки («Как Дельвиг пьяный на пиру »), из нескольких строф (прощание с читателем)
Тематика: о дружбе, женщинах, юности, ирония над завистью и душевной ленью, споры о литературном языке и т. д.
С помощью лирических отступлений вводится среднерусский пейзаж: «волшебница» зима, «мелькнувшее» лето, осень - «довольно скучная пора», весна - грустное время любви. Пушкин-реалист рисует картины природы, играющие важную композиционную роль, просто, без традиционных метафор и эпитетов
I В тот год осенняя погода Стояла долго на дворе, Зимы ждала, ждала природа. Снег выпал только в январе На третье в ночь. Проснувшись рано, В окно увидела Татьяна Поутру побелевший двор, Куртины, кровли и забор, На стеклах легкие узоры, Деревья в зимнем серебре, Сорок веселых на дворе И мягко устланные горы Зимы блистательным ковром. Все ярко, все бело кругом. II Зима!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетется рысью как-нибудь; Бразды пушистые взрывая, Летит кибитка удалая; Ямщик сидит на облучке В тулупе, в красном кушаке. Вот бегает дворовый мальчик, В салазки жучку посадив, Себя в коня преобразив; Шалун уж заморозил пальчик: Ему и больно и смешно, А мать грозит ему в окно... III Но, может быть, такого рода Картины вас не привлекут: Все это низкая природа; Изящного не много тут. Согретый вдохновенья богом, Другой поэт роскошным слогом Живописал нам первый снег И все оттенки зимних нег; {27} Он вас пленит, я в том уверен, Рисуя в пламенных стихах Прогулки тайные в санях; Но я бороться не намерен Ни с ним покамест, ни с тобой, Певец финляндки молодой! {28} IV Татьяна (русская душою, Сама не зная почему) С ее холодною красою Любила русскую зиму, На солнце иний в день морозный, И сани, и зарею поздной Сиянье розовых снегов, И мглу крещенских вечеров. По старине торжествовали В их доме эти вечера: Служанки со всего двора Про барышень своих гадали И им сулили каждый год Мужьев военных и поход.

А. С. Пушкин «Евгений Онегин»

В2. Назовите литературное направление, расцвет которого пришёлся на вторую половину 19 века и принципы которого нашли своё отражение в «Евгении Онегине».


В3. Текст «Евгения Онегина» членится на 14-строчные пронумерованные строфы, имеющие сходную ритмическую структуру. Какое название получила такая строфа?

В4. В первой строфе даётся описание зимней природы. Как называется такое описание в художественном произведении?

В6. Укажите фамилию героини, о которой говорится в приведённом фрагменте.

В7. Каким размером написан пушкинский «Евгений Онегин»?

С2. В каких произведениях русских писателей отображены картины русской природы? Что сближает эти произведения с соответствующими страницами «Евгения Онегина»?

В1. Роман в стихах

В2. Реализм

В3. Онегинская

В4. Пейзаж

В5. Эпитеты

В6. Ларина

Но Ленский, не имев конечно
Охоты узы брака несть,
С Онегиным желал сердечно
Знакомство покороче свесть.
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
Сперва взаимной разнотой
Они друг другу были скучны;
Потом понравились; потом
Съезжались каждый день верхом,
И скоро стали неразлучны.
Так люди (первый каюсь я)
От делать нечего друзья.

XIV
Но дружбы нет и той меж нами.
Все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех нулями,
А единицами - себя.
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно;
Нам чувство дико и смешно.
Сноснее многих был Евгений;
Хоть он людей конечно знал
И вообще их презирал,-
Но (правил нет без исключений)
Иных он очень отличал
И вчуже чувство уважал.

XV
Он слушал Ленского с улыбкой.
Поэта пылкий разговор,
И ум, еще в сужденьях зыбкой,
И вечно вдохновенный взор,-
Онегину всё было ново;
Он охладительное слово
В устах старался удержать
И думал: глупо мне мешать
Его минутному блаженству;
И без меня пора придет;
Пускай покамест он живет
Да верит мира совершенству;
Простим горячке юных лет
И юный жар и юный бред.

XVI
Меж ими всё рождало споры
И к размышлению влекло:
Племен минувших договоры,
Плоды наук, добро и зло,
И предрассудки вековые,
И гроба тайны роковые,
Судьба и жизнь в свою чреду,
Всё подвергалось их суду.
Поэт в жару своих суждений
Читал, забывшись, между тем
Отрывки северных поэм,
И снисходительный Евгений,
Хоть их не много понимал,
Прилежно юноше внимал.

(А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». )

B1 . Назовите имя героини, из-за которой так трагично сложилась дружба Онегина и Ленского.

ВЗ. Представленный фрагмент делится на части, озаглавленные римскими цифрами. Как называют такое сочетание нескольких стихов, объединенных общей мыслью?

B4 . В основе приведенного для анализа эпизода лежит рассказ о дружбе между Онегиным и Ленским. Как называется рад связанных между собой и последовательно развивающихся жизненных событий, составляющих содержание эпического произведения?

B5 . Каким термином обозначают резкое противопоставление предметом и явлений в художественном произведении:
Они сошлись. Волна и пламень.
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.

B6. Укажите название стилистической фигуры, оборотов поэтической речи, использованного автором, чтобы подчеркнуть молодость Ленского:
Простим горячке юных лет
И юный жар и юный бред.

B7 . Каким размером написан «Евгений Онегин»?

С1. Можно ли назвать подлинной дружбой взаимоотношения Онегина и Ленского? (Ответ обоснуйте.)

С2. В каких произведениях русской литературы звучит тема дружбы и в чем эти произведения можно сопоставить с пушкинским "Евгением Онегиным"?


B2 роман в стихах

B5 антитеза


"Теперь сходитесь".

Хладнокровно,

Еще не целя, два врага

Походкой твердой, тихо, ровно

Четыре перешли шага,

Четыре смертные ступени.

Свой пистолет тогда Евгений,

Не преставая наступать,

Стал первый тихо подымать.

Вот пять шагов еще ступили,

И Ленский, жмуря левый глаз,

Онегин выстрелил... Пробили

Часы урочные: поэт

Роняет молча пистолет,

На грудь кладет тихонько руку

И падает. Туманный взор

Изображает смерть, не муку.

Так медленно по скату гор,

На солнце искрами блистая,

Спадает глыба снеговая.

Мгновенным холодом облит,

Онегин к юноше спешит,

Его уж нет. Младой певец

Нашел безвременный конец!

Дохнула буря, цвет прекрасный

Увял на утренней заре,

Потух огонь на алтаре!..

Приятно дерзкой эпиграммой

Взбесить оплошного врага;

Приятно зреть, как он, упрямо

Склонив бодливые рога,

Невольно в зеркало глядится

И узнавать себя стыдится;

Приятней, если он, друзья,

Завоет сдуру: это я!

Еще приятнее в молчанье

Ему готовить честный гроб

И тихо целить в бледный лоб

На благородном расстоянье;

Но отослать его к отцам

Едва ль приятно будет вам.

(А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)

В1. Какое жанровое определение дал своему произведению Автор «Евгения Онегина»?

В2. Назовите персонажа произведения, которому принадлежит первая реплика в XXX строфе?

В3. В каком эпизоде произведения уже была предсказана гибель Ленского?

В4. В соответствии со стилистикой какого лирического жанра дано описание смерти Ленского (концовка XXXI строфы)?

В5. Каким элементом композиции является XXXIII строфа?

В6. Подчёркивая психологическую напряжённость, сопровождающую сближение противников, А.С.Пушкин разделяющие их «четыре шага» определяет ещё и как «четыре смертные ступени». Укажите средство художественной выразительности, которое использует А.С.Пушкин в выделенном обороте.

С1. Почему победа на дуэли приводит Онегина в отчаяние?

В1. Роман в стихах

В2. Зарецкий

В3. Сон Татьяны

В4. Элегия

В5. Лирическим отступлением

В6. Метафора

ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ С1

А) Почему в изображении дуэли столь большое место А.СПушкин отводит лирическим размышлениям о дружбе и вражде?

Б) В приведённом фрагменте по отношению к недавним друзьям А.С.Пушкин использует оборот «два врага». Почему оказалось невозможным примирение Онегина и Ленского?

ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ С2

А) В каких произведениях русской литературы тема дуэли получает пародийно-ироническое освещение? Укажите, что сближает их с пушкинским изображением дуэли и в чём состоят различия.

Б) В каких произведениях русской литературы дуэль происходит с нарушением правил дуэльного кодекса? В чём сходство и различие в изображении подобных поединков с пушкинской трактовкой темы?

Вот пистолеты уж блеснули.

Гремит о шомпол молоток.

В гранёный ствол уходят пули,

И щёлкнул в первый раз курок.

Вот порох струйкой сероватой

На полку сыплется. Зубчатый,

Надёжно ввинченный кремень

Взведён ещё. За ближний пень

Становится Гильо смущённый,

Плащи бросают два врага.

Зарецкий тридцать два шага

Отмерил с точностью отменной,

Друзей развёл по крайний след,

И каждый взял свой пистолет

"Теперь сходитесь".

Хладнокровно,

Еще не целя, два врага

Походкой твердой, тихо, ровно

Четыре перешли шага,

Четыре смертные ступени.

Свой пистолет тогда Евгений,

Не преставая наступать,

Стал первый тихо подымать.

Вот пять шагов еще ступили,

И Ленский, жмуря левый глаз,

Стал также целить - но как раз

Онегин выстрелил... Пробили

Часы урочные: поэт

Роняет молча пистолет,

На грудь кладет тихонько руку

И падает. Туманный взор

Изображает смерть, не муку.

Так медленно по скату гор,

На солнце искрами блистая,

Спадает глыба снеговая.

Мгновенным холодом облит,

Онегин к юноше спешит,

Глядит, зовет его... напрасно:

Его уж нет. Младой певец

Нашел безвременный конец!

Дохнула буря, цвет прекрасный

Увял на утренней заре,

Потух огонь на алтаре!..

В1. Как называется представленный в данном фрагменте элемент сюжета, в основе которого лежит момент наивысшего напряжения действия, предельного обострения противоречий?

В2. Назовите имя героини, из-за которой произошла дуэль Ленского и Онегина.

В3. Назовите литературное направление, черты которого нашли воплощение в «Евгении Онегине» А.С.Пушкина.

В5. Представленный фрагмент делится на части, озаглавленные римскими цифрами – XXIX, XXX, XXXI. Как называется такое сочетание нескольких стихов, объединённых общей мыслью и представляющих ритмическое и синтаксическое целое?

В6. Укажите каким термином обозначают стилистический приём, заключающийся в одинаковом начале каждой строке («Четыре перешли шага,//Четыре смертные ступени»,

«Стал первый тихо подымать...// Стал также целить - но как раз…»).

В7. Как называется стилистический приём, основанный на повторе согласных звуков («Гр емит о шомпол мол оток.//В гр анёный ствол уходят пул и…»)?

С1. Какую роль сыграла эта дуэль в судьбе Онегина?

С2. В каких произведениях русской классики присутствуют сцены дуэлей и как эти эпизоды соотносятся с содержанием представленного фрагмента из «Евгения Онегина»?

В1. Кульминация

В3. Реализм

В4. Роман в стихах

В5. Строфа

В6. Анафора

В7. Аллитерация


Деревня, где скучал Евгений,

Была прелестный уголок;

Там друг невинных наслаждений

Благословить бы небо мог.

Господский дом уединенный,

Горой от ветров огражденный,

Стоял над речкою. Вдали

Пред ним пестрели и цвели

Луга и нивы золотые,

Мелькали селы; здесь и там

Стада бродили по лугам,

И сени расширял густые

Огромный, запущенный сад,

Приют задумчивых дриад.

Почтенный замок был построен,

Как замки строиться должны:

Отменно прочен и спокоен

Во вкусе умной старины.

Везде высокие покои,

В гостиной штофные обои,

Царей портреты на стенах,

И печи в пестрых изразцах.

Все это ныне обветшало,

Не знаю, право, почему;

Да, впрочем, другу моему

В том нужды было очень мало,

Затем, что он равно зевал

Средь модных и старинных зал.

Он в том покое поселился,

Где деревенский старожил

Лет сорок с ключницей бранился,

В окно смотрел и мух давил.

Все было просто: пол дубовый,

Два шкафа, стол, диван пуховый,

Нигде ни пятнышка чернил.

Онегин шкафы отворил;

В одном нашел тетрадь расхода,

В другом наливок целый строй,

Кувшины с яблочной водой

И календарь осьмого года:

Старик, имея много дел,

В иные книги не глядел.

Один среди своих владений,

Чтоб только время проводить,

Сперва задумал наш Евгений

Порядок новый учредить.

В своей глуши мудрец пустынный,

Ярем он барщины старинной

Оброком легким заменил;

И раб судьбу благословил.

Зато в углу своем надулся,

Увидя в этом страшный вред,

Его расчетливый сосед;

Что он опаснейший чудак.

Сначала все к нему езжали;

Но так как с заднего крыльца

Обыкновенно подавали

Ему донского жеребца,

Лишь только вдоль большой дороги

Заслышат их домашни дроги, -

Поступком оскорбясь таким,

Все дружбу прекратили с ним.

"Сосед наш неуч; сумасбродит;

Он фармазон; он пьет одно

Стаканом красное вино;

Он дамам к ручке не подходит;

Все да да нет; не скажет да-с

Иль нет-с". Таков был общий глас.

В свою деревню в ту же пору

Помещик новый прискакал

И столь же строгому разбору

В соседстве повод подавал:

По имени Владимир Ленской,

С душою прямо геттингенской,

Красавец, в полном цвете лет,

Поклонник Канта и поэт.

Он из Германии туманной

Привез учености плоды:

Вольнолюбивые мечты,

Дух пылкий и довольно странный,

Всегда восторженную речь

И кудри черные до плеч.


(А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)

В1. Укажите жанр произведения.

В2. Какой этап развития действия представляет данный фрагмент?

В3. Откуда герой прибыл в деревню?

В4. Как в литературоведении называется скрытая насмешка, к которой прибегает Пушкин:

«…деревенский старожил // Лет сорок с ключницей бранился, // В окно смотрел и мух давил…»?

В5. Как называется значимая подробность, использованная в описании интерьера дома дяди Онегина: «Нигде ни пятнышка чернил»?

В6. Укажите название изобразительного средства, использованного Пушкиным при создании образа Ленского в VI строфе:

Он из Германии туманной

Привез учености плоды:

Вольнолюбивые мечты,

Дух пылкий и довольно странный ,

Всегда восторженную речь

И кудри черные до плеч.

В7. Онегин «Скучал», «зевал» - у Ленского «дух пылкий», «всегда восторженная речь».

Как называется этот изобразительный и композиционный приём?

С2. Почему Пушкина интересует судьба молодого дворянина и в каких ещё произведениях

Пушкина герой – модой дворянин?

Но вот уж близко. Перед ними

Уж белокаменной Москвы

Как жар, крестами золотыми

Горят старинные главы.

Ах, братцы! как я был доволен,

Когда церквей и колоколен,

Садов, чертогов полукруг

Открылся предо мною вдруг!

Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе!

Москва... как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

Вот, окружен своей дубравой,

Петровский замок. Мрачно он

Недавнею гордится славой.

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Отселе, в думу погружен,

Глядел на грозный пламень он.

Прощай, свидетель падшей славы,

Петровский замок. Ну! не стой,

Пошел! Уже столпы заставы

Белеют: вот уж по Тверской

Возок несется чрез ухабы.

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики,

Бульвары, башни, казаки,

Аптеки, магазины моды,

Балконы, львы на воротах

И стаи галок на крестах.

В сей утомительной прогулке

Проходит час-другой, и вот

У Харитонья в переулке

Возок пред домом у ворот

Остановился.

(А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)

В1. Назовите литературное направление, в основе которого лежит объективное отображение действительности и принципы которого нашли своё воплощение в «Евгении Онегине».

В2. Укажите жанр, к которому относится пушкинский «Евгений Онегин».

В3. Назовите приём образного соотнесения предметов и явлений, использованный автором в сроках: «Как жар, крестами золотыми // Горят старинные главы».

В4. Как называется отступление от основного сюжета, в котором автор раскрывает свои мысли и чувства?

В5. В начальной строфе предложенного фрагмента встречается множество эмоциональных восклицаний и обращений, не требующих отклика. Как они называются?

В6. Как называется образное определение, служащее средством художественной изобразительности («старинные главы»; «грозный пламень»)?

В7. Какое название получила строфа, использованная автором в этом произведении?

С2. В каких произведениях отечественной классики создан образ Москвы и чем эти произведения близки предложенному фрагменту «Евгения Онегина»?

В1. Реализм

В2. Роман в стихах

В3. Сравнение

В4. Лирическое

В5. Риторические

В6. Эпитет

В7. Онегинская строфа

Демонстрационный вариант (IV)

(ответы в конце теста)

Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы после текста.

Лопахин. Мне хочется сказать вам что-нибудь очень приятное, весёлое. (Взглянув на часы.) Сейчас уеду, некогда разговаривать... ну, да я в двух-трёх словах. Вам уже известно, вишнёвый сад ваш продаётся за долги, на двадцать второе августа назначены торги, но вы не беспокойтесь, моя дорогая, спите себе спокойно, выход есть... Вот мой проект. Прошу внимания! Ваше имение находится только в двадцати верстах от города, возле прошла железная дорога, и если вишнёвый сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода.
Гаев. Извините, какая чепуха!
Любовь Андреевна. Я вас не совсем понимаю, Ермолай Алексеич.
Лопахин. Вы будете брать с дачников самое малое по двадцать пять рублей в год за десятину, и если теперь же объявите, то, я ручаюсь чем угодно, у вас до осени не останется ни одного свободного клочка, все разберут. Одним словом, поздравляю, вы спасены. Местоположение чудесное, река глубокая. Только, конечно, нужно поубрать, почистить... например, скажем, снести все старые постройки, вот этот дом, который уже никуда не годится, вырубить старый вишнёвый сад...
Любовь Андреевна. Вырубить? Милый мой, простите, вы ничего не понимаете. Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишнёвый сад.
Лопахин. Замечательного в этом саду только то, что он очень большой. Вишня родится раз в два года, да и ту девать некуда, никто не покупает.
Гаев. И в "Энциклопедическом словаре" упоминается про этот сад.
Лопахин (взглянув на часы). Если ничего не придумаем и ни к чему не придём, то двадцать второго августа и вишнёвый сад и все имение будут продавать с аукциона. Решайтесь же! Другого выхода нет, клянусь вам. Нет и нет.
Фирс. В прежнее время, лет сорок-пятьдесят назад, вишню сушили, мочили, мариновали, варенье варили, и, бывало...
Гаев. Помолчи, Фирс.
Фирс. И, бывало, сушёную вишню возами отправляли в Москву и в Харьков. Денег было! И сушёная вишня тогда была мягкая, сочная, сладкая, душистая... Способ тогда знали...
Любовь Андреевна. А где же теперь этот способ?
Фирс. Забыли. Никто не помнит.
Пищик (Любови Андреевне). Что в Париже? Как? Ели лягушек?
Любовь Андреевна. Крокодилов ела.
Пищик. Вы подумайте...
Лопахин. До сих пор в деревне были только господа и мужики, а теперь появились ещё дачники. Все города, даже самые небольшие, окружены теперь дачами. И можно сказать, дачник лет через двадцать размножится до необычайности. Теперь он только чай пьёт на балконе, но ведь может случиться, что на своей одной десятине он займется хозяйством, и тогда ваш вишнёвый сад станет счастливым, богатым, роскошным...
Гаев (возмущаясь). Какая чепуха!

(А.П.Чехов, "Вишнёвый сад")

1. Назовите литературное направление, расцвет которого пришёлся на вторую половину ХIХ века и принципы которого нашли своё отражение в пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад».

3. Приведённая сцена передаёт разговор героев между собой. Каким термином обозначается данная форма общения персонажей в художественном произведении?

4. Укажите фамилию персонажа, внутренне не подключённого к обсуждаемой героями проблеме и вызывающего соответствующую реакцию Любови Андреевны.

5. Как называется значимая подробность, служащая средством характеристики персонажа например, часы, на которые неоднократно взглядывает Лопахин)?

7. В основе спора о судьбе имения и сада лежит острое столкновение позиций, предопределяющее финал пьесы. Укажите термин, которым обозначается подобное противоречие, движущее сюжет к развязке.

8. Назовите приём одушевления неживого предмета, использованный Ф.И. Тютчевым в приведённом стихотворении («…дышит полдень…»).

ПОЛДЕНЬ
Лениво катится река;
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.

И всю природу, как туман,
Дремота жаркая объемлет;
И сам теперь великий Пан
В пещере нимф покойно дремлет.
(Ф.И. Тютчев, конец 1820-х гг.)

9. К какому средству художественной выразительности прибегает автор в строках: «И всю природу, как туман, // Дремота жаркая объемлет»?

10. Каким термином обозначается повторение начальных частей строк в стихотворении:

Лениво дышит полдень мглистый;
Лениво катится река…?

11. Как называются образные определения, служащие выразительно-изобразительным средством («полдень мглистый», «дремота жаркая»)?

12. Определите размер, которым написано стихотворение «Полдень» (без указания количества стоп).

№ вопроса

Ответы

№ вопроса

Ответы

конфликт

олицетворение

сравнение

Пищик или Симеонов-Пищик

анафора или единоначатие

Экзаменационная работа по литературе состоит из 3 частей. На её выполнение даётся 4 часа (240 минут). Рекомендуем распределить время на выполнение работы следующим образом: на части 1, 2 - не более 2 часов, на часть 3 - 2 часа.

Части 1 и 2 включают в себя анализ художественного текста: фрагмента эпического, лироэпического или драматического произведения, а также лирического произведения. Внимательно прочитайте каждый из предложенных текстов и последовательно выполните ряд заданий, направленных на выявление особенностей содержания и формы рассматриваемых произведений, а также их связей с произведениями других авторов.


  • Анализ текста эпического (или драматического) произведения имеет следующую структуру: 7 заданий с кратким ответом (В), требующих написания слóва или сочетания слов, и 2 задания с развёрнутым ответом (С1-С2), требующие написания ответа в объёме 5-10 предложений.

  • Анализ лирического произведения включает в себя 5 заданий с кратким ответом (В) и 2 задания с развёрнутым ответом (С3-С4) в объёме 5-10 предложений.Выполняя задания С1-С4, постарайтесь сформулировать прямой ответ на поставленный вопрос, избегая пространных вступлений и характеристик.

Для экономии времени при выполнении заданий с кратким ответом пропускайте те из них, которые вызывают у вас затруднение: к ним вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время.

  • Приступая к выполнению задания части 3, выберите один из трёх предложенных проблемных вопросов и дайте на него письменный развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения (в объёме не менее 200 слов).

За каждый правильный ответ в зависимости от уровня сложности задания можно получить один и более баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

ЧАСТЬ 1

Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1-В7; С1-С2.

Лопахин. Мне хочется сказать вам что-нибудь очень приятное, весёлое. (Взглянув на часы.) Сейчас уеду, некогда разговаривать... ну, да я в двух-трёх словах. Вам уже известно, вишнёвый сад ваш продаётся за долги, на двадцать второе августа назначены торги, но вы не беспокойтесь, моя дорогая, спите себе спокойно, выход есть... Вот мой проект. Прошу внимания! Ваше имение находится только в двадцати верстах от города, возле прошла железная дорога, и если вишнёвый сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода.

Гаев. Извините, какая чепуха!

Любовь Андреевна. Я вас не совсем понимаю, Ермолай Алексеич.

Лопахин. Вы будете брать с дачников самое малое по двадцать пять рублей в год за десятину, и если теперь же объявите, то, я ручаюсь чем угодно, у вас до осени не останется ни одного свободного клочка, все разберут. Одним словом, поздравляю, вы спасены. Местоположение чудесное, река глубокая. Только, конечно, нужно поубрать, почистить... например, скажем, снести все старые постройки, вот этот дом, который уже никуда не годится, вырубить старый вишнёвый сад...

Любовь Андреевна. Вырубить? Милый мой, простите, вы ничего не понимаете. Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишнёвый сад.

Лопахин. Замечательного в этом саду только то, что он очень большой. Вишня родится раз в два года, да и ту девать некуда, никто не покупает.

Гаев. И в "Энциклопедическом словаре" упоминается про этот сад.

Лопахин (взглянув на часы ). Если ничего не придумаем и ни к чему не придём, то двадцать второго августа и вишнёвый сад и все имение будут продавать с аукциона. Решайтесь же! Другого выхода нет, клянусь вам. Нет и нет.

Фирс. В прежнее время, лет сорок-пятьдесят назад, вишню сушили, мочили, мариновали, варенье варили, и, бывало...

Гаев. Помолчи, Фирс.

Фирс. И, бывало, сушёную вишню возами отправляли в Москву и в Харьков. Денег было! И сушёная вишня тогда была мягкая, сочная, сладкая, душистая... Способ тогда знали...

Любовь Андреевна. А где же теперь этот способ?

Фирс. Забыли. Никто не помнит.

Пищик (Любови Андреевне ). Что в Париже? Как? Ели лягушек?

Любовь Андреевна. Крокодилов ела.

Пищик. Вы подумайте...

Лопахин. До сих пор в деревне были только господа и мужики, а теперь появились ещё дачники. Все города, даже самые небольшие, окружены теперь дачами. И можно сказать, дачник лет через двадцать размножится до необычайности. Теперь он только чай пьёт на балконе, но ведь может случиться, что на своей одной десятине он займется хозяйством, и тогда ваш вишнёвый сад станет счастливым, богатым, роскошным...

Гаев озмущаясь ). Какая чепуха!

(А.П.Чехов, "Вишнёвый сад")

Ответом к заданиям В1-В7 является слово или словосочетание. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

В1 Назовите литературное направление, расцвет которого пришёлся на вторую половину XIX века и принципы которого нашли своё отражение в пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад».

В3 Приведённая сцена передаёт разговор героев между собой. Каким термином обозначается данная форма общения персонажей в художественном произведении?

Ответ:_______________

В4 Укажите фамилию персонажа, внутренне не подключённого к обсуждаемой героями проблеме и вызывающего соответствующую реакцию Любови Андреевны.

Ответ:_______________

В5 Как называется значимая подробность, служащая средством характеристики персонажа (например, часы, на которые неоднократно взглядывает Лопахин)?

Ответ:________________

В6 Каким термином обозначаются авторские замечания и пояснения по ходу действия пьесы (Гаев (возмущаясь) и т. п.)?

Ответ:________________

В7 В основе спора о судьбе имения и сада лежит столкновение позиций, мнений. Укажите термин, которым обозначается подобное столкновение, лежащее в основе сюжета.

Ответ:________________

Для выполнения заданий С1 и С2 используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений. Ответы записывайте четко и разборчиво.

С1 Чем объясняется негативная реакция Раневской и Гаева на лопахинский проект спасения имения?

С2 В каких произведениях русской классики основу сюжета составляет столкновение представителей разных эпох и в чём эти произведения можно сопоставить с «Вишнёвым садом»? (Приведите 2-3 примера с указанием авторов.)

ЧАСТЬ 2

Прочитайте приведённое ниже стихотворение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.

Лениво дышит полдень мглистый;
Лениво катится река;
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.

И всю природу, как туман,
Дремота жаркая объемлет;
И сам теперь великий Пан
В пещере нимф покойно дремлет.

(Ф.И. Тютчев, конец 1820-х гг. )

Ответом к заданиям В8-В12 является слово или словосочетание. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

В8 Назовите приём одушевления неживого предмета, использованный Ф.И. Тютчевым в приведённом стихотворении («... дышит полдень...»).

Ответ:________________

В9 К какому средству художественной выразительности прибегает автор в строках: «И всю природу, как туман, // Дремота жаркая объемлет»?

Ответ:_________________

В10 Каким термином обозначается повторение начальных частей строк в стихотворении:

Лениво дышит полдень мглистый;
Лениво катится река... ?

Ответ:_________________

В11 Как называются образные определения, служащие выразительно- изобразительным средством («полдень мглистый», «дремота жаркая»)?

Ответ: _________________

B12 Определите размер, которым написано стихотворение «Полдень» (без указания количества стоп).

Ответ:__________________

Для выполнения заданий СЗ и С4 используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений. Ответы записывайте четко и разборчиво.

С3 Как в стихотворении «Полдень» выражена мысль поэта об одушевлённости природы?

С4 Кто из русских поэтов отобразил богатство мира природы и в чём стихотворение Ф.П. Тютчева «Полдень» созвучно произведениям этих поэтов? (Приведите 2-3 примера.)

ЧАСТЬ 3

Для выполнения задания части 3 используйте бланк ответов № 2. Выберите только ОДНО из предложенных ниже заданий (С5.1, С5.2, С5.3). В бланке ответов запишите номер выбранного вами задания. Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос (в объеме не менее 200 слов), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы. Ответ записывайте четко и разборчиво.

С5.1 Каково место и значение образа Савельича в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?

С5.2 Какую роль в судьбе Родиона Раскольникова сыграл следователь Порфирий Петрович? (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».)

С5.3 В чём проявляется сложность, драматизм внутреннего мира лирической героини М.И. Цветаевой?

Система оценивания экзаменационной работы по литературе

За правильный ответ на задания В1-В12 ставится 1 балл, за неверный ответ или его отсутствие - 0 баллов.

Ответы к заданиям В1-В12

№ задания

Ответ

Пищик<или>Симеонов-Пищик

конфликт

олицетворение<или>метафора

сравнение

анафора<или>единоначатие

КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ

Внимание! При выставлении баллов за выполнение задания в «Протокол проверки ответов на задания» бланка № 2 следует иметь в виду, что если ответ отсутствует (нет никаких записей, свидетельствующих о том, что экзаменуемый приступал к выполнению задания), то в протокол проставляется «X», а не «0».

Оценка выполнения заданий С1 и СЗ

Точность и полнота ответа

Баллы

а) экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания: аргументированно отвечает на вопрос, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы и делая соответствующие выводы, фактические ошибки в ответе отсутствуют;

б) экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания, но при ответе не демонстрирует достаточной обоснованности суждений,
и/или частично подменяет рассуждения пересказом текста,
и/или допускает фактическую ошибку;

в) экзаменуемый упрощенно понимает задание, рассуждает поверхностно, неточно, слабо аргументируя ответ, подменяя анализ пересказом,
и/или допускает 2 фактические ошибки;

г) экзаменуемый неверно отвечает на вопрос,

и/или подменяет рассуждения пересказом текста,
и/или допускает 3 фактические ошибки и более.

Максимальный балл

Оценка выполнения заданий С2, С4

Развёрнутый ответ ограниченного объёма (5-10 предложений). Указание на объём условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить и в меньшем объёме).

Точность и полнота ответа

Баллы

экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания: отвечает на вопрос, требующий привлечения литературного контекста, приводит не менее двух позиций сопоставления

экзаменуемый отвечает на вопрос, приводит две позиции сопоставления (указывает произведения и авторов), для одной из которых даёт развёрнутое аргументированное обоснование;
и/или допускает 1 фактическую ошибку;

экзаменуемый отвечает на вопрос, приводит две позиции сопоставления, ни для одной из них не давая развёрнутого аргументированного обоснования или не давая обоснования;
или приводит одну позицию сопоставления и даёт для неё аргументированное обоснование;
и/или допускает 2-3 фактические ошибки;

экзаменуемый не отвечает на вопрос,
или даёт ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей;
или приводит одну позицию сопоставления без обоснования; и/или допускает более 3 фактических ошибок.

Максимальный балл

Оценка выполнения заданий С5.1, С5.2, С5.3

Среди пяти позиций, по которым оценивается выполнение заданий части 3, первая позиция (содержательный аспект) является главной. Если при проверке экзаменационной работы эксперт по первому (содержательному) аспекту оценивания ответа ставит «0» баллов, задание части 3 считается невыполненным. Задание дальше не проверяется. По четырём другим аспектам (позициям) оценивания (2, 3, 4, 5) в «Протокол проверки ответов на задания» бланка № 2 выставляется «0» баллов.

Оценка по первой позиции оценивания задания части 3 ставится в колонку 5 протокола, по второй позиции - в колонку 6, по третьей - в колонку 7, по четвёртой - в колонку 8, по пятой - в колонку 9.

При оценке выполнения заданий части 3 следует учитывать объём написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объём не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (подсчёт слов включает все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается нулём баллов.

При объёме работы от 150 до 200 слов и более предельное количество ошибок для каждого балльного уровня не меняется.

1. Глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в вопросе

Баллы

а) экзаменуемый обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе;
формулирует своё мнение с учетом позиции автора, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы и аргументы и делая соответствующие выводы; демонстрирует знание проблематики произведения и умение обосновывать свои суждения;
фактические ошибки отсутствуют;

б) экзаменуемый обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе, и предлагает объяснение её смысла, но ограничивается общими тезисами, связанными с проблематикой произведения, не во всех случаях подкрепляя суждения необходимыми доводами и выводами,
и/или допускает 1-2 фактические ошибки;

в) экзаменуемый обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе, но объясняет её смысл поверхностно или крайне упрощённо,
и/или допускает 3-4 фактические ошибки;

г) экзаменуемый не обнаруживает понимания проблемы, предложенной в вопросе,
и/или даёт ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей,
и/или допускает 5 и более фактических ошибок.

2. Уровень владения теоретико-литературными знаниями

Баллы

а) экзаменуемый обнаруживает высокий уровень владения теоретике-литературными знаниями, проявляющийся в уместном применении соответствующих литературоведческих терминов при анализе литературного материала и объяснении функций тех или иных литературных приёмов;

б) экзаменуемый обнаруживает достаточный уровень владения теоретике-литературными знаниями, но допускает отдельные неточности в употреблении терминов при анализе литературного материала, не объясняет функциональную роль тех или иных литературных приёмов;

в) экзаменуемый не обнаруживает достаточный уровень владения теоретико-литературными знаниями, допускает ошибки в употреблении терминов при анализе литературного материала;

г) экзаменуемый не владеет теоретико-литературными знаниями, не использует литературоведческие термины при анализе литературного материала.

3. Обоснованность привлечения текста произведения

Баллы

а) текст рассматриваемого произведения привлекается обоснованно и достаточно разносторонне (цитаты с комментариями к ним, краткий пересказ содержания, необходимый для доказательства суждений, обращение к микротемам текста и их интерпретация, разного рода ссылки на изображённое в произведении и т.п.);

б) текст привлекается достаточно разносторонне, но не всегда целесообразно и обоснованно,
и/или имеются отдельные случаи привлечения текста вне прямой связи с выдвинутым тезисом;

в) текст привлекается только как пересказ изображённого, без необходимого комментария;

г) текст не привлекается, суждения текстом не обосновываются.

4. Последовательность и логичность изложения

Баллы

а) части высказывания логически связаны, мысль развивается от части к части, нет нарушений последовательности внутри смысловых частей высказывания и необоснованных повторов;

б) части высказывания логически связаны между собой, мысль развивается от части к части, но есть повторы и нарушения последовательности внутри смысловых частей высказывания;

в) части высказывания логически связаны между собой, но мысль повторяется и не развивается, есть отступления от основной проблемы, предложенной в вопросе;

г) грубые нарушения последовательности, необоснованные повторения, отсутствие связи между частями и внутри частей,
и/или общей логики высказывания.

5. Следование нормам речи

Баллы

а) допустима 1 речевая ошибка;

б) допущены 2-3 речевые ошибки;

в) допущены 4 речевые ошибки;

г) количество допущенных речевых ошибок существенно затрудняет понимание смысла высказывания (допущено 5 и более речевых ошибок).

Максимальный балл

Министерство образования Республики Башкортостан

ГБПОУ C ПО C терлитамакский индустриально-промышленный колледж

Тесты по литературе

Зотова Наиля Рашитовна,

преподаватель

Вариант 1

1. Назовите литературное направление, расцвет которого пришелся на вторую половину 19 века и нашел свое отражение в творчестве И.С.Тургенева, А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского.

    классицизм;

    сентиментализм;

    романтизм;

2. В ком из героев романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» воплощен авторский идеал?

А. Евгений Онегин Б. Татьяна Ларина

В.Владимир Ленский

3. Укажите название стиха Пушкина, в котором звучит призыв

Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порыв!

    «К Чаадаеву»;

    «Вольность»;

А.С.Пушкина, написанные в 1825 г.

а. любви; б. лицейской дружбе; в. поэта и поэзии

5. С какой целью М. Ю. Лермонтов нарушает хронологический порядок построения романа «Герой нашего времени»?

а. даёт возможность объективно раскрыть «историю дуэли» человека;

б. стремление к оригинальности;

в. чтобы пробудить интерес читателя к герою;

г. для постепенного – от «внешнего к внутреннему» - раскрытию характера главного героя

6. Как можно объяснить смысл заглавия поэмы «Мёртвые души» Н. В. Гоголя?

    определение, обозначающее умершего крестьянина;

    бездуховный, погрязший в заботах о суетном герой; обозначение «омертвения» помещиков и чиновников;

    противопоставление в художественном мире произведения понятий «мёртвого» и «живого»

7. Какое произведение не было написано А.Н. Островским?

а. «Ревизор»; в. «Снегурочка»;

б. «Бесприданница»; г. «Банкрот»

8. Какой предмет не является характерной деталью для создания образа Обломова в романе

А. С. Гончарова?

    большой диван;

    кожаное кресло;

    удобный халат;

    мягкие туфли

9. Что в образе Базарова было чуждо автору романа «Отцы и дети»?

а. отрыв от какой-либо практической деятельности;

б. нигилистическое отношение к культурному наследию России;

в. непонимание роли народа в освободительном движении;

10. Кого считает счастливым в поэме Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»?

а. царя; б. попа; в. Гришу Добросклонова; г. пьяного.

11. Щедринские сказки о животных близки к такому жанру, как

  1. фельетон;

12. Кем является Порфирий Петрович из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»?

а. следователем; б. письмоводителем; в. Судьей.

13. Лирический герой – это

    специфический образ человека в лирическом произведении;

    все герои произведения.

14. Как называется разговор двух действующих лиц?

15. Как называется изображение природы в художественном произведении?

Вариант 2

1. Какому литературному направлению русской литературы XIX века присуще отображение действительности, указывающее важные, типические черты жизни, описанные объективно?

А. классицизм;

Б. сентиментализм;

В. романтизм;

г. реализм

2. К какому типу людей относится главный герой романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»:

А. «лишний человек» ; Б. «новый человек»;

В. «маленький человек»

3. Какой теме посвятил А.С.Пушкин строчки

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал…»

    памяти;

    дружбе;

в. любви

4. Кому посвящены стихи А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновение…»

    А.П.Керн

    Н.Н.Н.Гончаровой

в . М.Н.Раевской

5. Описание внешности, портрета Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» дан «проезжим офицером», а не Максимом Максимычем, потому что он (М. М.)

    не наблюдателен;

    не способен к обобщениям;

    не мог быть объективен в описании внешности Печорина;

    слишком прост, не может понять Печорина, т. к. тот – человек другого круга

6. Почему Н. В. Гоголь расположил посещение Чичиковым помещиков именно в такой (Манилов – Коробочка – Ноздрёв – Собакевич – Плюшкин) последовательности?

    герои располагаются по степени деградации, омертвления;

    герои располагаются по принципу «оживления»;

    каждый последующий помещик противопоставлен предыдущему;

    посещение Чичиковым помещиков не построено по схеме

7. Яркими представителями «темного царства» в пьесе «Гроза» являются (найдите лишнее):

а. Тихон; б. Кабаниха; в. Дикой; г. Кулигин

8. Каково происхождение героя романа «Обломов» А. С. Гончарова Обломов?

    дворянин; б. мещанин; в. купец

9. Основой конфликта романа «Отцы и дети» является:

а. ссора между П. П. Кирсановым и Е. В. Базаровым;

б. конфликт, возникший между Е. В. Базаровым и Н. П. Кирсановым;

в. борьба дворян и разночинцев - демократов

10. О ком эти строки Н.А. Некрасова из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»?

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь

а. о Ермиле Гирине; б. о Савелии; в. о Григории Добросклонове

11. Какая из приведенных ниже сказок не принадлежит М.Е. Салтыкову-Щедрину?

а. «Карась-идеалист»; б. «Три медведя»; в. «Премудрый пескарь»; г. «Дикий помещик»

12. Какую часть в романе «Преступление и наказание» занимает подготовка «преступления» Раскольникова, а какую – наказание его?

а. одну часть; б. пять частей

13. К родам литературы относятся

    роман, повесть, трагедия;

    стихи, проза, драматургия;

в. эпос, лирика, драма

14. Речь героя представляет высказывание,

обращенное к людям. Назовите термин

15. Как называется описание внешнего облика героя?