Егэ расставил ловушки. Материалы для подготовки к егэ по литературе Как называется значимая подробность

Вот мы и дома, – промолвил Николай Петрович, снимая картузи встряхивая волосами. – Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.

– Поесть действительно не худо, – заметил, потягиваясь, Базаров и опустился на диван.

– Да, да, ужинать давайте, ужинать поскорее. – Николай Петрович без всякой видимой причины потопал ногами.

– Вот кстати и Прокофьич.

Вошёл человек лет шестидесяти, беловолосый, худой и смуглый, в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. Он осклабился, подошёл к ручке к Аркадию и, поклонившись гостю, отступил к двери и положил руки за спину.

– Вот он, Прокофьич, – начал Николай Петрович, – приехал к нам наконец… Что? как ты его находишь?

– В лучшем виде-с, – проговорил старик и осклабился опять, но тотчас же нахмурил свои густые брови. – На стол накрывать прикажете? – проговорил он внушительно.

– Да, да, пожалуйста. Но не пройдёте ли вы сперва в вашу комнату, Евгений Васильич?

– Нет, благодарствуйте, незачем. Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одежонку, – прибавил он, снимая с себя свой балахон.

– Очень хорошо. Прокофьич, возьми же их шинель. (Прокофьич, как бы с недоумением, взял обеими руками базаровскую «одежонку» и, высоко подняв её над головою, удалился на цыпочках.) А ты, Аркадий, пойдёшь к себе на минутку?

– Да, надо почиститься, – отвечал Аркадий и направился было к дверям, но в это мгновение вошёл в гостиную человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, чёрные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов.

Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, – руку, казавшуюся ещё красивей от снежной белизны рукавчика, застёгнутого одиноким крупным опалом, и подал её племяннику. Совершив предварительно европейское «shake hands», он три раза, по-русски, поцеловался с ним, то есть три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щёк, и проговорил: «Добро пожаловать».

Николай Петрович представил его Базарову: Павел Петрович слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил её обратно в карман.

– Я уже думал, что вы не приедете сегодня, – заговорил он приятным голосом, любезно покачиваясь, подёргивая плечами и показывая прекрасные белые зубы. – Разве что на дороге случилось?

– Ничего не случилось, – отвечал Аркадий, – так, замешкались немного

Вопрос 5:

Как называется значимая подробность, являющаяся средством
художественной характеристики (например, отмеченные автором
базаровский балахон и английский сьют Павла Петровича)?

Объяснение:

Для ответа на этот вопрос вначале, внимательно прочитайте вопрос, в вопросе есть подсказка «значимая подробность, являющаяся средством художественной характеристики «. Знание терминологии данного в кодификаторе поможет вам при ответе на этот вопрос.

Ответ : деталь

КИМ ЕГЭ 2016 (досрочный период)

– …Нил Павлыч, а Нил Павлыч! как его, джентльмена-то, о котором сообщили давеча, застрелился-то на Петербургской?
– Свидригайлов, – сипло и безучастно ответил кто-то из другой
комнаты.
Раскольников вздрогнул.
– Свидригайлов! Свидригайлов застрелился! – вскричал он.
– Как! Вы знаете Свидригайлова?
– Да… знаю… Он недавно приехал…
– Ну да, недавно приехал, жены лишился, человек поведения
забубённого, и вдруг застрелился, и так скандально, что представить нельзя…
оставил в своей записной книжке несколько слов, что он умирает в здравом рассудке и просит никого не винить в его смерти. Этот деньги, говорят, имел.
Вы как же изволите знать?
– Я… знаком… моя сестра жила у них в доме гувернанткой…
– Ба, ба, ба… Да вы нам, стало быть, можете о нём сообщить. А вы и не подозревали?
– Я вчера его видел… он… пил вино… я ничего не знал.
Раскольников чувствовал, что на него как бы что-то упало и его
придавило.
– Вы опять как будто побледнели. У нас здесь такой спёртый дух…
– Да, мне пора-с, – пробормотал Раскольников, – извините,
обеспокоил…
– О, помилуйте, сколько угодно! Удовольствие доставили, и я рад
заявить…
Илья Петрович даже руку протянул.
– Я хотел только… я к Заметову…
– Понимаю, понимаю, и доставили удовольствие.
– Я… очень рад… до свидания-с… – улыбался Раскольников.
Он вышел, он качался. Голова его кружилась. Он не чувствовал, стоит ли он на ногах. Он стал сходить с лестницы, упираясь правою рукой об стену.
Ему показалось, что какой-то дворник, с книжкой в руке, толкнул его, взбираясь навстречу ему в контору, что какая-то собачонка заливалась-лаяла где-то в нижнем этаже и что какая-то женщина бросила в неё скалкой и закричала. Он сошёл вниз и вышел во двор. Тут на дворе, недалеко от выхода, стояла бледная, вся помертвевшая, Соня и дико, дико на него посмотрела. Он остановился перед нею. Что-то больное и измученное
выразилось в лице её, что-то отчаянное. Она всплеснула руками.
Безобразная, потерянная улыбка выдавилась на его устах. Он постоял, усмехнулся и поворотил наверх, опять в контору.Илья Петрович уселся и рылся в каких-то бумагах. Перед ним стоял тот
самый мужик, который только что толкнул Раскольникова, взбираясь по лестнице.
– А-а-а? Вы опять! Оставили что-нибудь?.. Но что с вами?
Раскольников с побледневшими губами, с неподвижным взглядом тихо приблизился к нему, подошёл к самому столу, упёрся в него рукой, хотел что-то сказать, но не мог; слышались лишь какие-то бессвязные звуки.
– С вами дурно, стул! Вот, сядьте на стул, садитесь! Воды!
Раскольников опустился на стул, но не спускал глаз с лица весьма
неприятно удивлённого Ильи Петровича. Оба с минуту смотрели друг на друга и ждали. Принесли воды.
– Это я… – начал было Раскольников.
– Выпейте воды.
Раскольников отвёл рукой воду и тихо, с расстановками, но внятно проговорил:
Это я убил тогда старуху-чиновницу и сестру её Лизавету топором
и ограбил.
Илья Петрович раскрыл рот. Со всех сторон сбежались.
Раскольников повторил своё показание.
(Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»)

Типичные вопросы по эпическим произведениям

(// - такими двумя вертикальными косыми линиями отмечены варианты формулировки одного и того же задания)

    Как в литературном произведении называется монолог, который произносит герой «про себя»? Внутренний монолог

    Как в литературоведении называют средство, помогающее описать героя («слабый», «тщедушный»)? // Как называются образные определения, являющиеся традиционным средством художественной изобразительности? Эпитет

    События в произведении излагаются от лица вымышленного персонажа. Как называется персонаж произведения, которому доверяется повествование о событиях и других персонажах? Рассказчик

    Какую фамилию носит герой данного произведения?

    Как называется род литературы, которому принадлежит произведение? Эпос

    Как называется намеренное употребление в тексте одинаковых слов, усиливающее значимость высказывания? Повтор

    Каким термином обозначается способ отображения внутреннего состояния героев, мыслей и чувств? // Как называется способность автора передавать чувства и мысли, владеющие героями, их внутреннюю жизнь? Психологизм

    Как называется выразительная подробность, несущая в художественном тексте важную смысловую нагрузку?// Как называется значимая подробность, являющаяся средством характеристики героя? Деталь

    Фрагмент начинается и заканчивается описанием пожара в Смоленске т.п. Укажите термин, которым обозначается расположение и взаимосвязь частей, эпизодов, образов в художественном произведении.// Каким термином обозначают организацию частей произведения, образов и их связей? Композиция

    Укажите вид тропа, в основе которого перенос свойств одних предметов и явлений на другие («пламя таланта»). Метафора

    Укажите жанр, к которому относится произведение. Роман, рассказ, повесть, сказка…

    В начале фрагмента даётся описание внешности персонажа. Как называется это средство характеристики персонажа? Портрет

    В начале эпизода даётся описание ночной станицы. Каким термином обозначается подобное описание?// Каким термином принято обозначать описание природы? Пейзаж

    К какой жанровой разновидности относится роман? Социально-философский, психологический, социально-бытовой…

    Укажите троп, представляющий собой замену имени собственного описательным оборотом. Перифраз /Например, Страна Восходящего Солнца – Япония/

    Знаковый образ, смысл которого выходит за пределы предметного значения. Символ

    Каким термином принято обозначать часть произведения, где изображаются обстоятельства, предваряющие основные события сюжета? Экспозиция

    Каким термином обозначают совокупность событий, повороты и перипетии действия в произведении? Сюжет

    Каким термином обозначается заключительный компонент произведения? Эпилог

    Художественное время и пространство – важнейшие характеристики авторской модели мира. Какой традиционный пространственный ориентир использует Гончаров для создания образа символически насыщенного замкнутого пространства? Дом

    Как называют форму иносказания, характерную для басен, притчей? Аллегория

    Укажите название приёма художественного преувеличения, при котором правдоподобие уступает место фантастике, карикатуре. Гротеск

    Как в литературных произведениях называется разновидность описания, позволившая автору воссоздать обстановку жилищ а? Интерьер

    Как называются слова и выражения, отступающие от норм литературного языка («запеснячивают», «могём») Просторечные/Диалектные

    Фамилия какого русского критика, революционера-демократа созвучна фамилии Добросклонова? (это у Некрасова в поэме «Кому на Руси жить хорошо Доборолюбов.

    Фамилии героев произведения, заключающие в себе скрытый смысл (Кабанова, Дикой, Правдин, Скотинин, Раскольников). // Следуя традиции, автор наделяет героев своего произведения именами и фамилиями, несущими в себе некие характеристики. Как называются такие имена и фамилии? Говорящие.

Типичные вопросы по драматическим произведениям

    В рамках какого литературного направления создавалось данное произведение? Классицизм, реализм

    Каким термином обозначается форма речи персонажей, представляющая собой обмен репликами? Диалог

    Определите жанр произведения.

Фонвизин «Недоросль» - комедия
Грибоедов «Горе от ума» - комедия
Гоголь «Ревизор» - комедия
Островский «Гроза» - драма
Чехов «Вишневый сад» - комедия
Горький «На дне» - драма

    Одним из характерных приёмов классицизма является раскрытие характера героя посредством его фамилии. Как называются такие фамилии? Говорящие

    Как в литературоведении называют персонажей, которые не появляются на сцене? Внесценические

    Во фрагменте изображено острое столкновение позиций героев. Как называется такое столкновение, противоборство персонажей, лежащее в основе развития действия литературного произведения? Конфликт

    Тип конфликта? Общественный, любовный, социальный

    К какому этапу в развитии действия относится данный фрагмент? Завязка, кульминация, развязка

    Укажите название рода литературы, к которому принадлежит пьеса…? Драма

    Как называется развернутое высказывание одного героя? Монолог

    Назовите термин, которым обозначается высказывание героев в пьесе. // Как в драматургии называется отдельно взятая фраза собеседника в сценическом диалоге? Реплика

    Как называется часть акта (действия) драматического произведения, в которой состав действующих лиц остаётся неизменным? Сцена

    Назовите термин, который используется в литературоведении для обозначения выражения, ставшего крылатым? // Актер произносит емкую, лаконичную фразу: «Без имени – нет человека». Как называется такой вид изречений?// Как называются изречения героев, отличающиеся краткостью, емкостью мысли и выразительностью? Афоризм

    В приведённой сцене содержатся сведения о персонажах, месте и времени действия, описаны обстоятельства, имевшие место до его начала. Укажите этап в развитии сюжета, для которого характерны названные признаки.// Каким термином принято обозначать часть произведения, где изображаются обстоятельства, предваряющие основные события сюжета? Экспозиция

    Что является главным средством характеристики в данном фрагменте пьесы? Речь

    Назовите средство художественной изобразительности

Типичные вопросы по лирическим произведениям

    Как называется разновидность лирики, к которой принадлежит данное стихотворение?// К какой жанрово-тематической разновидности поэзии относится данное стихотворение?

Пейзажная, гражданская, любовная, дружеская, медитативная (Тютчев «Певучесть есть в морских волнах…»), философская…

    Как называется стилистическая фигура, основанная на изменении прямого порядка слов?// Какую стилистическую фигуру, состоящую в нарушении общепринятого порядка слов, использует поэт для создания …? Инверсия

    Термин, которым в литературоведении называют изобразительно-выразительное средство, позволяющее переносить значение по сходству с одного предмета на другой? (Средство иносказательной выразительности). Метафора

    Укажите название стилистического приёма, который использует поэт, начиная строки с одного и того же слова. Анафора

    Как называется характер рифмовки? Кольцевая, перекрёстная, смежная

    К какому поэтическому жанру относится данное стихотворение?

Ола, элегия, посвящение, эпиграмма…

    Как называется поэтический приём, основанный на повторении гласных звуков? Ассонанс

    Как называется поэтический приём повтора одинаковых согласных звуков?

Аллитерация

    Определите стихотворный размер, которым написано стихотворение.

Ямб (2 4 6 8) хорей (1 3 5 7), дактиль (1 4 7 10), амфибрахий (2 5 8 11), анапест (3 6 9 12)

КАК ЭТО СДЕЛАТЬ ГРАМОТНО?

Записываем строки из стихотворения, разбивая их на слоги;

Ставим ударения в словах;

Записываем цифры под ударными слогами;

Смотрим на предыдущие схемы и выбираем размер.

В `э-той де-ре`в-не ог-ни` не по-га`-ше-ны

1 4 7 10

Т`ы мне тос-ку` не про-ро`чь…

1 4 7 10 э то дактиль.

Еще один пример!

Нет, т`ы не П`уш-кин. Но по-ку´-да

Не ви´д-но со´лн-ца ни-от-ку´-да 2 4 8

2 4 8 это ямб

    Впишите термин, которым называют художественное определение. Эпитет

    Как называется приём, позволяющий наделить окружающий мир человеческими чувствами и переживаниями? Олицетворение

    Как называется система стихосложения, в которой написано данное стихотворение?

Тоническая, силлабо-тоническая

    Как в литературоведении называется сочетание строк, скрепленных общей рифмовкой и интонацией? Строфа

    Назовите термин, которым обозначают созвучие концов стихотворных строк? Рифма

Бывает:

СМЕЖНАЯ (ААББ),

ПЕРЕКРЁСТНАЯ ( АБАБ),

КОЛЬЦЕВАЯ(АББА)

    Как называется приём, основанный на сочетании несочетаемых понятий? Оксюморон

    Назовите вид тропа, основанный на сопоставлении предметов или явлений. Сравнение

    Как называется простейшая единица сюжетного развития? Мотив

    Каким термином называется комплекс строк, состоящий из четверостиший, каждое из которых представляет собой организованное объединение стихотворных строк. Катрен

    Как называется способ иносказания, заключающийся в изображении абстрактной идеи через конкретные образы? Аллегория

    Как называется обобщенный образ, включающий множество ассоциативных признаков. Символ

    Как называется приём, состоящий в замене слова описательным выражением, указывающим на важные свойства, качества, признаки предмета или явления? Перифраз

    Для усиления эмоциональной значимости высказывания автор использует форму вопроса, не требующего ответа. Как называется это средство выразительности? Риторический вопрос

    Назовите вид композиции, характеризующийся повторением в начале и конце произведения одного и того же мотива, строки и т.д. Кольцевая

    К какому литературному направлению относится творчество…?

Классицизм, романтизм, реализм, символизм, футуризм, акмеизм, имажинизм

    Как называется художественный прием, основанный на резком противопоставлении? Антитеза//контраст

    Вторая и третья строфа построены на сопоставлении картин природы и состояния человека. Как в литературоведении называется этот приём?

Сравнение//Параллелизм

    Вторая и четвёртая строфы почти совпадают по содержанию. Как называется этот прием? Повтор

    Как называется поэтическая концепция, утверждающая самоценность художественного творчества? Искусство для искусства (свобода искусства от политики).

    Укажите классический лирический жанр (грустное размышление о бренности бытия, ушедшей любви и т.п.), черты которого присутствуют в стихотворении… Элегия.

    Какое название получила строфа, использованная автором в произведении? (речь идет о романе в стихах «Евгений Онегин») Онегинскаястрофа/Онегинская

    Стихотворение «Гамлет» Б.Л. Пастернак «приписал» герою своего известного романа. Укажите название этого произведения. ДокторЖиваго.

    К какому средству выражения собственной позиции прибегает поэт, подвергая своих персонажей не скрытому, а явному осмеянию, обличению? Сарказм/ Инвектива

1. Проверьте, адекватно ли вы поняли задание . Проанализируйте вопрос, выделив в нем ключевые слова . Разберитесь в значениях терминов, использованных в формулировке вопроса.

2. Проделайте аналитическую работу с текстом задания, которое по сути служит планом ответа : сначала назовите авторов и произведения (не менее двух позиций сопоставления ), а затем обоснуйте свой выбор, прокомментировав эти произведения в соответствии с заданием.

3. Включайте в работу только тот текстовый материал , который служит точным комментарием ваших тезисов.

4. Отредактируйте ответ, уберите избыточные рассуждения и примеры, внесите необходимые дополнения в ответ на главную (сопоставительную) часть вопроса .

5. Избегайте общих рассуждений .

6. Проанализируйте логику ответа , проверьте речевое оформление , устраните речевые недочеты.

Примеры анализа стихотворений.

Тютчев Ф.И.

С поляны коршун поднялся,

Высоко к небу он взвился;

Всё выше, дале вьется он -

И вот ушел за небосклон!

Природа-мать ему дала

Два мощных, два живых крыла -

А я здесь в поте и в пыли.

Я, царь земли, прирос к земли!..

1.Тема стихотворения - коршун в небе, человек, наблюдающий за полетом коршуна. Человек и природа.

2.Стихотворение делится на две части, два четверостишия

3.Первая часть - характерна повествовательная интонация. Поэт рисует начало полёта коршуна, который устремился к небу. Эти стихи звучат свободно, спокойно, размеренно, передавая картину полета.

В 1-м стихе слово коршун - предмет описания, во 2-м стихе - словосочетание к небу, которое указывает на движение коршуна в пространстве.

В 3–4-м стихах пространство расширяется, в котором летит коршун, на это указывают слова выше, дале.

В первом четверостишии рисуется реальная картина природы, которую читатель видит вместе с автором.

Первая строфа читается плавно, спокойно. Чувствуется неторопливость и спокойствие в природе.

4. Грамматические основы ясно выделяются в 1-3 строчках стихотворения. Глаголы «поднялся, взвился, вьется» передают динамику движения. Взгляд лирического героя движется снизу вверх, коршун постепенно уменьшается, но человек наоборот чувствует себя обделенным, «приросшим к земли», то есть несмотря на то, что по размеру человек, конечно, больше коршуна, но из-за невозможности взмыть в небо как птица, он уступает птице. Представим взгляд коршуна с неба на землю - он видит маленькую точку, которая есть « царь природы», Коршун «убежден», что царь природы - он, коршун, парящий в небе.

С интонацией грусти звучат финальные 7–8-й стихи, образующие вторую часть тихотворения. В ней звучит сожаление лирического героя о человеке, который лишён крыльев, лишён полёта и вынужден жить на земле “в поте и в пыли”.

5-6 . Языковые средства – поэт использует архаические формы слов:

к земли” - делает рассуждения поэта подчёркивает извечную и неизменную слабость человека по отношению к могуществу природы.

Архаическая форма дале придаёт тексту приподнятость, торжественность и приближает речь к высокому стилю.

Глаголы «поднялся, взвился, вьется» передают движение, таким образом, картина стихотворения живая, динамичная.

Природа- мать - приложение показывает на связь природы и коршуна, её «сына».

7. Художественная картина стихотворения - человек, наблюдает за полетом птицы, видит парящего коршуна в небе и думает о том, что он, «царь земли» не может подняться в небо.

8 . Глядя на летящих птиц, невольно задумываешься о невозможности подняться в небо. А ведь это давняя мечта человека (вспомним Икара и Дедала). Полет- это свобода. Герой очерка Короленко «Парадокс», человек, лишенный рук (- крыльев?) говорит: « Человек рожден для счастья, как птица для полета». Катерина в «Грозе» Н.А.Островского говорит: « Почему люди не летают, как птицы?». Для каждого из героев произведений- стихотворения Тютчева, Яна Залуского, Катерины- понятие свободы, счастья- это возможность « летать», причем не в прямом смысле слова.

9-10-11 . Стихотворение Тютчева- размышление о возможностях человека. Он, «царь земли»- но почему же не может подняться в небо? Мы находим ответ- человек- « царь на земле», а коршун- царь неба. Но человек так хочет покорить и небо!.. Об этом - последняя строчка стихотворения, она звучит и как отчаянное восклицание, и как горечь, осознание невозможности преодолеть земное притяжение и взмыть в небо «выше, далее». Коршун с высоты полета может «оглядеть» свои владения как настоящий царь, а человек не может окинуть землю взглядом, несмотря на то, что он «царь земли». Что же мешает?- а то, что «царь земли» прирос к земле. Человек в поте и пыли вынужден постоянно трудиться на земле, чтобы прокормить себя. Как не вспомнить Библию и изгнание человека из Рая за то, что вкусил запретный плод! Поэтому человек наказан тем, что он «прирос к земле», трудится в поте и пыли и жадно наблюдает за птицами в небе!

Свободный анализ стихотворения Ф.И. Тютчева

"С поляны коршун поднялся"

Стихотворение написано в 1835 году. Человек для Ф. И. Тютчева такая же тайна, как природа. Перед поэтом встает вопрос о соотношении природы и человека. Человек - существо мыслящее. Благодаря тому что он наделен разумом, он выделен из природы. В стихотворении «С поляны коршун поднялся» человеческая мысль неудержимо стремится постичь неизведанное, однако ей никак невозможно выйти за пределы «земного круга». Для разума человека есть граница, предо­пределенная и неизбежная. Вид коршуна, поднявшегося с поля и исчезнувшего в небе, наводит поэта на такие думы: «Природа-мать ему дала / Два мощных, два живых крыла - / А я здесь в поте и в пыли, / Я, царь земли, прирос к земли!..»

С этим стихотворением Ф. И. Тютчева созвучен переведенный им монолог Фауста из сцены «У ворот», в котором говорится о присущем природе человека стремлении «ввысь и вдаль». И характерно, что пробуждение этого врожденного в нем чувства герой трагедии Гете связывает с образами птиц: звенящего в небе жаворонка, парящего над вершинами деревьев орла или спе­шащего на родину журавля.

Клише для анализа

Определение жанра (любовная, философская, гражданская, пейзажная, символистская)

Стихотворение «…» принадлежит к …лирике

Стихотворение представляет собой яркий пример.. лирики

Стихотворение может быть отнесено к … лирике

Выявление лирического сюжета, переживания лирического героя

Можно сказать, что лирический герой

Идейный уровень(идея, эмоция)

В стихотворении четко улавливается настроение (радость, уныние, восторг, надежда)

… звучит мотив грусти…

Выделение композиционных частей(если есть) – кульминационная часть, отступления, противопоставления частей, кольцевая композиция

Стихотворение состоит из … строф…

Произведение построено…

Оно имеет четкую структуру..

Кульминация стихотворения приходится на…

Истолкование названия

Стихотворение названо так потому, что…

Характеристика образов(существительные-образы)-

В первой строфе возникают образы (существительные)…

Художественно-выразительные средства

Действия и состояния(глаголы-проблемы)

... отмечает (что?) ...описывает (что?) ...касается (чего?) ... обращает внимание (на что?) ... напоминает (о чем?)

Пространство, время

Пространство представлено весьма интересно…(описание комнаты и всего что в ней, от общего к частному, от частного к общему, описание представлено сверху вниз, описание пространства в ширину, выход на уровень неба, космоса…)

Стилистический уровень (лексика, рифма, синтаксис)

В стихотворении использованы такие синтаксические средства, как…(повторы: анафоры, эпифоры, инверсия, параллелизм, риторические вопросы, восклицания, умолчания)

Используемые предложения построены …

Фонический уровень (размер стиха, звукопись: аллитерация, ассонанс)

…В основе ритмического рисунка – пятистопный хорей…

В основе ритма стихотворения – пятистопный хорей…Размер стихотворения - ...

Специальный подбор созвучных гласных (согласных) усиливает впечатление…

Итак, в нашем варианте ЕГЭ по литературе задание 5 посвящено композиции произведения.

5. Как называется значимая подробность, являющаяся средством художественной характеристики (например, «тулуп», « сапоги», «платье»)?
Ответ:___________________________

Подробный разбор задания 5 вы можете посмотреть на видео.

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

В современном литературоведении термин «КОМПОЗИЦИЯ» произведения понимается по-разному. Не будем вдаваться в подробности каждого мнения литературоведческих школ, а только обозначим, что мы понимаем композицию в двух вариантах.

Первый вариант - широкое понимание композиции

Композиция - это общее построение художественного произведения - смысловые части, авторские деление на части и тому подобное.

Исходя из этого понимания композиции, мы можем обозначить в «Капитанской дочке» следующие композиционные части:

1. Деление на композиционные части по географическому принципу:

2. Деление на композиционные части по принципу взросления главного героя:

Как видно из приведенных примеров деления на композиционные части, широкое понимание термина КОМПОЗИЦИИ для точной работы с художественным текстом просто не годится. Каждый прочитавший в зависимости от понимания прочитанного составит свою, ни на что не похожую, композицию. Из этого можно сделать вывод, что широкое понимание термина КОМПОЗИЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ отличается субъективизмом, т.е. неточностью.

Второй вариант - узкое понимание композиции

Композиция - это расположение структурных элементов произведения, которые, служа авторскому замыслу, создают цельные художественные образы.

Какие основные структурные элементы произведения стоит выделить при анализе композиции произведения?

Название произведения - это элемент композиции, который служит основным ориентиром и смысловым акцентом произведения. В нашем случае название - «Капитанская дочка». А.С. Пушкин специально вынес в название вымышленного персонажа - капитанскую дочку Марью Ивановну Миронову.

Этот элемент композиции настраивает читателя на восприятия художественного замысла писателя. Это произведение не исторический труд, художественная реконструкция исторических событий.

Названия глав - это также структурный элемент композиции. С помощью этих названий писатель даёт читателю чувство предвкушения следующих событий. Например: название главы «Сержант гвардии» настраивает мысль читателя на кардинальные изменения в жизни главного героя.

Эпиграфы - это одновременно структурный элемент сюжета и композиции произведения. Эпиграф в сжатом виде даёт основной смысл произведения или его части. Особенностью композиции «Капитанской дочки» является обилие эпиграфов (эпиграф ко всему произведению и к каждой главе в отдельности).

Повествование - это цепочка событий, которые являются основой развития действия всего произведения. В «Капитанской дочке» повествование последовательно, без временных перестановок.

Описание - это вид речи художественного произведения, который отличается статичностью, обилием деталей, портретов, пейзажей и пр. Описание замедляет пространственно-временной континуум произведения, даёт возможность читателю осмыслить уже прочитанное.

Деталь - это важный для создания целостного художественного образа предмет (явление, подробность, вещь). В «Капитанской дочке» обилие деталей. с одной стороны, воссоздает быт того времени, например «кастрюлька с вареньем», «тулуп», «банные принадлежности»; с другой стороны, создают неповторимые художественные образы «красные сапоги», «белое утреннее платье» и пр.

Портрет - это совокупность деталей, которые создают внешность художественного образа, например: портрет Пугачева, портрет Гринева и пр.

Пейзаж - это совокупность деталей, которые создают образ природы. Особенность природных деталей может добавить характер пейзажу, например: враждебный пейзаж (метель, буран) во время езды Петра Гринева из дома в Оренбург. Обычно характер пейзажа предвосхищает последующие события.

Интерьер - это совокупность деталей внутреннего убранства помещения, например: интерьер избы, в которую их привел вожатый.

Экстерьер - это совокупность деталей внешнего состояния строения, здания, дома, например: экстерьер Белогорской крепости.

Рассуждение - это тип речи, который характеризуется отступлением от повествования. В рассуждении выясняются причинно-следственные связи описываемых в произведении событий. Например: рассуждения отца Гринева о судьбе своего сына.

Внутренний монолог - это рассуждения героя, которые не должны услышать другие герои произведения. Внутренний монолог, с точки зрения читателя, характеризует его психологическое состояние, например: внутренний монолог Петра Гринева на допросе.

Монолог - это рассуждения героя произведения. Монолог не рассчитан на ответ тех, к кому монолог обращен, например: монолог Марии Ивановны.

Диалог - это рассуждение двоих героев, которое осуществляется путем обмена репликами, например: диалог Петра Гринева и Пугачева по пути в Белогорскую крепость.

Полилог - это рассуждение нескольких (более двух) героев произведения, которое так же, как и диалог, осуществляется с помощью обмена репликами, например: полилог на военном совете Пугачева, на котором присутствовал Гринев.

Письмо - это разновидность монолога, которое дано в виде записи, т.е. письма, например: письмо отца Гринева Савельичу.

Также в качестве композиционных частей можно считать фольклорные элементы: песни, сказки, легенды, пословицы, загадки и пр. Например: песня «Не шуми, мати зеленая дубровушка…» или калмыцкая сказка, которую рассказал Пугачев Гриневу.

Всем перечисленным композиционные элементы не исчерпываются. В каждом отдельном произведении наличие композиционных частей будет своим собственным, в этом и будет проявляться особенность композиции.

Вконтакте

Как на­зы­ва­ет­ся зна­чи­мая подробность, яв­ля­ю­ща­я­ся сред­ством ху­до­же­ствен­ной ха­рак­те­ри­сти­ки (например, от­ме­чен­ные ав­то­ром ба­за­ров­ский ба­ла­хон и ан­глий­ский сьют Павла Петровича)?


Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1-В7; С1-С2.

Да, надо почиститься, - отвечал Аркадий и направился было к дверям, но в это мгновение вошёл в гостиную человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, чёрные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов.

И. С. Тургенев «Отцы и дети»

Пояснение.

Такая по­дроб­ность на­зы­ва­ет­ся де­та­лью или ху­до­же­ствен­ной деталью. Дадим определение.

Художественная деталь - особо значимый, вы­де­лен­ный эле­мент ху­до­же­ствен­но­го образа, вы­ра­зи­тель­ная по­дроб­ность в произведении, не­су­щая зна­чи­тель­ную смыс­ло­вую и идейно-эмоциональную нагрузку.

Ответ: художественная деталь.

Ответ: деталь|ху­до­же­ствен­наядеталь

1. Как называют форму иносказания, характерную для басен, притчей? (Аллегория )

2. Назовите термин, который используется в литературоведении для обозначения выражения, ставшего крылатым? ИЛИ: В речи героев пьесы много кратких, образных изречений, выражающих оригинальные мысли (например, в речи Пепла: «Ты – не гвоздь, я – не клещи…»). Как называются такие высказывания? ИЛИ: Многие реплики героев пьесы стали общеупотребительными (например: "Не всегда правдой душу вылечишь"). Укажите термин, которым обозначаются меткие образные выражения, содержащие законченную философскую мысль. (Афоризм )

3. Как в литературоведении называют персонажей, которые не появляются на сцене? ИЛИ: В рассказах г-жи Простаковой и Скотинина фигурируют «покойник батюшка» и дядя Вавила Фалелеич. Как называются персонажи, упоминаемые в речи героев, но не появляющиеся на сцене? (Внесценические )

4. Как в литературном произведении называется монолог, который произносит герой «про себя»? (Внутренний монолог )

5. Желая показать свою значимость, Хлестаков использует явное преувеличение: «тридцать пять тысяч одних курьеров». Как называется художественный приём, основанный на преувеличении? (Гипербола )

6. Одним из характерных приёмов классицизма является раскрытие характера героя посредством его фамилии. Как называются такие фамилии? ИЛИ: В фамилии Хлестакова, как и в фамилиях других действующих лиц пьесы, заложена определённая образная характеристика. Как называются такие фамилии? (Говорящие )

7. Укажите название приёма художественного преувеличения, при котором правдоподобие уступает место фантастике, карикатуре. (Гротеск )

8. Как называется выразительная подробность, несущая в художественном тексте важную смысловую нагрузку? ИЛИ: Укажите название подробности, придающей повествованию особую выразительность (например, слеза, выкатившаяся у Чичикова. ИЛИ: Каким термином обозначается значимая мелкая подробность, заключающая в себе важный смысл (например, батюшкин сундук из рассказа г-жи Простаковой)? (Деталь )

9. Каким термином обозначается форма речи персонажей, представляющая собой обмен репликами? ИЛИ: Текст фрагмента представляет собой чередование обращённых друг к другу высказываний героев. Как называется такая форма речевого общения? (Диалог )

10. Укажите жанр , которому относится произведение. (Эпические жанры: Роман, рассказ, повесть, сказка, басня, былина, новелла, очерк... Драматические жанры: драма, комедия, трагедия...

11. Определите жанр произведения . Фонвизин «Недоросль» – комедия. Грибоедов «Горе от ума» – комедия. Гоголь «Ревизор» – комедия. Островский «Гроза» – драма.Чехов «Вишневый сад» – комедия. Горький «На дне» – драма.

12. К какой жанровой разновидности относится роман? (Социально-философский, психологический, социально-бытовой… )

13. К какому этапу в развитии действия относится данный фрагмент? (Завязка, кульминация, развязка ). ИЛИ: Как называется момент наивысшего напряжения в развитии драматического сюжета. (Кульминация ).

14. Свободный, непринужденной характер речи персонажей подчеркнут в данном фрагменте при помощи нарушения прямого порядка слов в их фразах: «Я вам за них дам деньги»; «Ведь я мертвых никогда еще не продавала». Назовите этот прием. (Инверсия )

15. Как в литературных произведениях называется разновидность описания, позволившая автору воссоздать обстановку жилища? ИЛИ: Укажите термин, которым в литературоведении называется описание обстановки действия, внутреннего убранства помещений («… в углу, перед черной доской иконы Богородицы троеручицы, горела лампадка, сели за длинный стол на черный кожаный диван...»). (Интерьер )

16. Назовите художественный прием, заключающийся в том, что подразумеваемый смысл слова или фразы противоположен буквально высказанному («Мастерица толковать указы»). (Ирония )

17. Фрагмент начинается и заканчивается описанием пожара в Смоленске т.п. Укажите термин, которым обозначается расположение и взаимосвязь частей, эпизодов, образов в художественном произведении. ИЛИ: Каким термином обозначают организацию частей произведения, образов и их связей? (Композиция )

18. Во фрагменте изображено острое столкновение позиций героев. Как называется такое столкновение в произведении? ИЛИ: Столкновения между героями обнаруживаются с самого начала пьесы. Как называется непримиримое противоречие, лежащее в основе драматургического действия? (Конфликт )

19. Тип конфликта ? (Общественный, любовный, социальный ). ИЛИ: Конфликт, связанный с отношениями между героем и героиней, определяет сюжетное действие «Чистого понедельника» И.А. Бунина. Дайте определение этого конфликта. (Любовный )

20. В рамках какого литературного направления создавалось данное произведение? (Сентиментализм, классицизм, реализм, символизм... ). ИЛИ: Укажите название литературного направления XVIII в., традицию которого продолжает Грибоедов, наделяя некоторых героев своей реалистической пьесы «говорящими» фамилиями – характеристиками. (Классицизм ) ИЛИ: Как называется литературное направление, принципы которого отчасти сформулированы во второй части представленного фрагмента («вызвать наружу всё, что ежеминутно пред очами и чего не зрят равнодушные очи, - всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь»)? (Реализм )

21. Укажите вид тропа, в основе которого перенос свойств одних предметов и явлений на другие («пламя таланта»). ИЛИ: Каким термином обозначают средство иносказательной выразительности, к которому обращается автор, описывая гигантский корабль «Атлантида»: «… этажи… зияли огненными несметными глазами»? (Метафора )

22. Как называется развернутое высказывание одного героя? (Монолог )

23. В начале эпизода даётся описание ночной станицы. Каким термином обозначается подобное описание? ИЛИ: Каким термином принято обозначать описание природы? (Пейзаж )

24. Укажите троп, представляющий собой замену имени собственного описательным оборотом. (Перифраз )

25. Как называется намеренное употребление в тексте одинаковых слов, усиливающее значимость высказывания? ИЛИ: «Да постыл он мне, постыл..», «Уж так тяжело, так тяжело». Как называется этот приём? (Повтор )

26. Назовите художественное средство, основанное на изображении внешности человека, его лица, одежды и т.д. («Пушок на ее верхней губе был в инее, янтарь щек слегка розовел, чернота райка совсем слилась с зрачком…»). ИЛИ: В начале фрагмента даётся описание внешности персонажа. Как называется это средство характеристики персонажа? (Портрет )

27. Речь героев изобилует словами и выражениями, нарушающими литературную норму («така дрянь», «обойми меня» и т.п.). Укажите этот вид речи. (Просторечие )

28. Каким термином обозначается способ отображения внутреннего состояния героев, мыслей и чувств? ИЛИ: Как называется изображение внутренних переживаний героя, проявляющихся в его поведении? («смешался, весь покраснел, производил головою отрицательный жест»)? (Психологизм )

29. События в произведении излагаются от лица вымышленного персонажа. Как называется персонаж произведения, которому доверяется повествование о событиях и других персонажах? (Рассказчик )

30. Как называется герой, который выражает авторскую позицию? (Резонёр )

31. Первый акт пьесы М. Горького «На дне» открывает авторское пояснение: «Подвал, похожий на пещеру. Потолок – тяжелые каменные своды, закопченные, с отвалившейся штукатуркой…». Как называется авторское пояснение, предваряющее или сопровождающее ход действия в пьесе? ИЛИ: Укажите термин, которым в пьесах называют краткие авторские замечания («Дразнит его», «Со вздохом» и др.). (Ремарка )

32. Назовите термин, которым обозначается высказывание героев в пьесе. ИЛИ: Как в драматургии называется отдельно взятая фраза собеседника в сценическом диалоге? (Реплика )

33. Укажите название рода литературы, к которому принадлежит произведение? (Эпос, драма )

34. Как в литературоведении называется особый вид комического: высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни, изображение их в нелепом карикатурном виде (например, изображение генералов в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»?) (Сатира )

35. Описывая трактир, в который приехали герои, И.А. Бунин использует образное выражение, построенное на соотнесении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком («было парно, как в бане»). Как называется этот художественный прием? ИЛИ: Укажите приём, использованный автором в следующей фразе: «...парящим высоко над всеми другими гениями мира, как парит орёл над другими высоко летающими». (Сравнение )

36. Как называется часть акта (действия) драматического произведения, в которой состав действующих лиц остаётся неизменным? (Сцена )

37. Каким термином обозначают совокупность событий, повороты и перипетии действия в произведении? (Сюжет )

39. Художественное время и пространство – важнейшие характеристики авторской модели мира. Какой традиционный пространственный ориентир использует Гончаров для создания образа символически насыщенного замкнутого пространства? (Дом )

41. В приведённой сцене содержатся сведения о персонажах, месте и времени действия, описаны обстоятельства, имевшие место до его начала. Укажите этап в развитии сюжета, для которого характерны названные признаки. ИЛИ: Каким термином принято обозначать часть произведения, где изображаются обстоятельства, предваряющие основные события сюжета? (Экспозиция )

42. Каким термином обозначается заключительный компонент произведения? (Эпилог )

43. Как в литературоведении называют средство, помогающее описать героя («слабый», «тщедушный»)? ИЛИ: Как называются образные определения, являющиеся традиционным средством художественной изобразительности? (

Экзаменационная работа по литературе состоит из 3 частей.

  • Часть 1 включает в себя анализ фрагмента эпического, или лироэпического, или драматического произведения: 7 заданий с кратким ответом (В1-В7), требующих написания слóва, или сочетания слов, или последовательности цифр, и 2 задания с развёрнутым ответом (С1-С2), в объёме 5-10 предложений.
  • Часть 2 включает в себя анализ лирического произведения: 5 заданий с кратким ответом (В8-В12) и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5-10 предложений (С3-С4). Выполняя задания С1-С4, постарайтесь сформулировать прямой связный ответ на поставленный вопрос, избегая пространных вступлений и характеристик, соблюдая нормы речи. Указание на объём развёрнутых ответов в частях 1 и 2 условно; оценка ответа зависит от его содержательности.
  • Часть 3 включает 3 задания, из которых нужно выбрать только ОДНО и дать на него развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения на литературную тему объёмом не менее 200 слов.

При выполнении заданий с развёрнутым ответом опирайтесь на авторскую позицию, формулируйте свою точку зрения, используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения.

Продолжительность ЕГЭ по литературе - 4 часа (240 минут). Рекомендуем не более 2 часов отвести на выполнение заданий частей 1 и 2, а на часть 3 - 2 часа.

Ответы в бланках ЕГЭ записываются чётко и разборчиво яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручек.

При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком, но записи в нем не будут учитываться при оценке работы.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Часть 1

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания B1-B7; C1, C2.

Вот мы и дома, - промолвил Николай Петрович, снимая картуз и встряхивая волосами. - Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.
- Поесть действительно не худо, - заметил, потягиваясь, Базаров и опустился на диван.
- Да, да, ужинать давайте, ужинать поскорее. - Николай Петрович без всякой видимой причины потопал ногами. - Вот кстати и Прокофьич.
Вошел человек лет шестидесяти, беловолосый, худой и смуглый, в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. Он осклабился, подошел к ручке к Аркадию и, поклонившись гостю, отступил к двери и положил руки за спину.
- Вот он, Прокофьич, - начал Николай Петрович, - приехал к нам наконец... Что? как ты его находишь?
- В лучшем виде-с, - проговорил старик и осклабился опять, но тотчас же нахмурил свои густые брови. - На стол накрывать прикажете? - проговорил он внушительно.
- Да, да, пожалуйста. Но не пройдёте ли вы сперва в вашу комнату, Евгений Васильич?
- Нет, благодарствуйте, незачем. Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одежонку, - прибавил он, снимая с себя свой балахон.
- Очень хорошо. Прокофьич, возьми же их шинель. (Прокофьич, как бы с недоумением, взял обеими руками базаровскую «одежонку» и, высоко подняв её над головою, удалился на цыпочках.) А ты, Аркадий, пойдёшь к себе на минутку?
- Да, надо почиститься, - отвечал Аркадий и направился было к дверям, но в это мгновение вошел в гостиную человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, чёрные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов.
Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, - руку, казавшуюся ещё красивей от снежной белизны рукавчика, застёгнутого одиноким крупным опалом, и подал её племяннику. Совершив предварительно европейское «shake hands», он три раза, по-русски, поцеловался с ним, то есть три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щёк, и проговорил: «Добро пожаловать».
Николай Петрович представил его Базарову: Павел Петрович слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил её обратно в карман.
- Я уже думал, что вы не приедете сегодня, - заговорил он приятным голосом, любезно покачиваясь, подёргивая плечами и показывая прекрасные белые зубы. - Разве что на дороге случилось?
- Ничего не случилось, - отвечал Аркадий, - так, замешкались немного.

(И.С. Тургенев, «Отцы и дети».)

Ответом к заданиям B1-B7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

В1 Назовите литературное направление, в русле которого развивалось творчество И.С. Тургенева и принципы которого нашли своё воплощение в «Отцах и детях».

В2 К какому жанру относится произведение И.С. Тургенева «Отцы и дети»?

В3 Как называется средство характеристики персонажа, строящееся на описании его внешности («На вид ему было лет сорок пять…»)?

Ответ: ___________________________.

В4 Установите соответствие между персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ запишите цифрами в таблице и перенесите в бланк ответов № 1.

А Б В

В5 Как называется значимая подробность, являющаяся средством художественной характеристики (например, отмеченные автором базаровский балахон и английский сьют Павла Петровича)?

Ответ: ___________________________.

В6 Старший Кирсанов и Базаров с первых страниц произведения даны в противопоставлении. Как называется приём резкого противопоставления, используемый в художественном произведении?

Ответ: ___________________________.

В7 В начале приведённого фрагмента герои общаются между собой, обмениваясь репликами. Как называется данный вид речи?

Ответ: ___________________________.

Для выполнения заданий С1 и С2 используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём - 5-10 предложений).
Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения.
Выполняя задание С2, приведите не менее двух позиций сопоставления (позицией сопоставления считается указание автора и названия художественного произведения с обязательным обоснованием Вашего выбора; можно приводить в качестве позиций сопоставления два произведения одного автора за исключением того автора, чьё произведение рассматривается в задании).

С1 Как в данном эпизоде «Отцов и детей» намечается основной конфликт произведения?

С2 В каких произведениях русской классики отображён конфликт между представителями разных поколений и в чём эти произведения можно сопоставить с тургеневскими «Отцами и детьми»?

Часть 2

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания B8-B12; C3, C4.

Опять, как в годы золотые,
Три стёртых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи...

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые -
Как слёзы первые любви!

Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу...
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет, -
Не пропадёшь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты...

Ну что ж? Одно заботой боле -
Одной слезой река шумней,

Да плат узорный до бровей...

И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснёт в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..

(А.А. Блок, 1908)

Ответом к заданиям B8-B12 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

В8 Назовите модернистское поэтическое течение начала XX в., одним из ярких представителей которого являлся А.А. Блок.

Ответ: ___________________________.

В9 Укажите номер строфы (порядковое числительное в именительном падеже), в которой поэт использует анафору.

Ответ: ___________________________.

В10 Укажите приём, к которому прибегает автор в строках:

Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые -
Как слёзы первые любви !

Ответ: ___________________________.

В11 Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в четвёртой строфе данного стихотворения.

1) гипербола
2) инверсия
3) ирония
4) эпитет
5) звукопись

Впишите соответствующие номера в таблицу в порядке возрастания и перенесите в бланк ответов № 1.

В12 Укажите размер, которым написано стихотворение А.А. Блока «Россия» (без указания количества стоп).

Ответ: ___________________________.

Для выполнения заданий С3 и С4 используйте бланк ответов № 2.
Запишите сначала номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём - 5-10 предложений).
Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения. Выполняя задание С4, приведите не менее двух позиций сопоставления (позицией сопоставления считается указание автора и названия художественного произведения с обязательным обоснованием Вашего выбора; можно приводить в качестве позиций сопоставления два произведения одного автора за исключением того автора, чьё произведение рассматривается в задании).
Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

С3 Каким чувством проникнуто обращение поэта к России?

С4 В каких произведениях русских поэтов создан образ России и в чём их сходство и различие со стихотворением А.А. Блока?

Часть 3

Для выполнения задания части 3 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (С5.1, С5.2, С5.3).
В бланке ответов №2 укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).
Опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).
Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения.
Продумывайте композицию сочинения.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

С5.1 Как в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» отражено столкновение мечты с действительностью?

С5.2 В чем смысл сопоставления образов Катерины и Варвары? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза».)

С5.3 Как в прозе М.А. Булгакова раскрывается тема нравственного выбора человека? (По роману «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита».)

Система оценивания экзаменационной работы по литературе

За правильный ответ на задания В1-В12 ставится 1 балл, за неверный ответ или его отсутствие - 0 баллов.

Ответы к заданиям В1-В12

№ задания Ответ
В1 реализм
В2 роман
В3 портрет
В4 341
В5 деталь
В6 антитезаконтраст
В7 диалог
В8 символизм
В9 шестая
В10 сравнение
В11 245
В12 ямб

Критерии проверки и оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом

Оценка выполнения заданий С1 и С3, требующих написания развёрнутого ответа в объёме 5-10 предложений

Указание на объём условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме; при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).

Критерии Баллы

Включение произведения в литературный контекст и убедительность аргументов

а) экзаменуемый отвечает на вопрос, опираясь на авторскую позицию, указывает названия двух произведений и их авторов*, убедительно обосновывает выбор каждого произведения;
фактические ошибки в ответе отсутствуют;

4

б) экзаменуемый отвечает на вопрос, опираясь на авторскую позицию, указывает названия двух произведений и их авторов,
но
не всегда убедительно обосновывает выбор каждого произведения;
и / или убедительно обосновывает выбор одного из произведений;
и / или допускает 1 фактическую ошибку;

3

в) экзаменуемый отвечает на вопрос, опираясь на авторскую позицию;
но
указывает название только одного произведения и его автора, убедительно обосновывает свой выбор;
и / или допускает 2 фактические ошибки;

2

г) экзаменуемый, отвечая на вопрос, не опирается на авторскую позицию,
и/ или указывает названия двух произведений и их авторов,
но
не обосновывает свой выбор
и / или допускает 3 фактические ошибки;

1

д) экзаменуемый не отвечает на вопрос, или даёт ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей и не опирается на авторскую позицию;
и/или указывает название одного произведения и его автора, но не обосновывает свой выбор;
и / или допускает более 3 фактических ошибок.

0
Максимальный балл 4

*Допустимо указание двух произведений одного автора за исключением того автора, чьё произведение рассматривается в задании.

Оценка выполнения заданий С5.1, С5.2, С5.3,
требующих написания развёрнутого аргументированного ответа в жанре
сочинения объёмом не менее 200 слов

Среди пяти критериев, по которым оценивается сочинение, первый критерий (содержательный аспект) является главным. Если при проверке работы эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, задание части 3 считается невыполненным и дальше не проверяется. По четырём другим (2, 3, 4, 5) в «Протокол проверки ответов на задания» бланка № 2 выставляется 0 баллов.

Оценка по первой позиции оценивания задания части 3 ставится в колонку 7 протокола, по второй позиции - в колонку 8, по третьей - в колонку 9, по четвёртой - в колонку 10, по пятой - в колонку 11.

При оценке выполнения заданий части 3 следует учитывать объём написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объём не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (подсчёт слов включает все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

При объёме сочинения от 150 до 200 слов предельное количество ошибок для каждого балльного уровня не меняется.

Критерий Баллы
1.Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов

а) экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию, при необходимости формулирует свою точку зрения; убедительно обосновывает свои тезисы, подтверждает свои мысли текстом, не подменяет анализ пересказом текста; фактические ошибки и неточности отсутствуют;

3

б) экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию, при необходимости формулирует свою точку зрения, не подменяет анализ пересказом текста,
но
при ответе не все тезисы убедительно обосновывает; и / или допускает 1 фактическую ошибку;

2

в) экзаменуемый понимает суть вопроса,
но
не даёт прямого ответа на вопрос;
и (или) не опирается на авторскую позицию, ограничиваясь
собственной точкой зрения;
и (или) неубедительно обосновывает свои тезисы;
и (или) частично подменяет анализ текста его пересказом;
и (или) допускает 2 фактические ошибки;

1

г) экзаменуемый не справляется с заданием:
не даёт ответа на вопрос;
и (или) подменяет анализ пересказом текста;
и (или) допускает 3 фактические ошибки и более.

0
2. Уровень владения теоретико-литературными понятиями
а) экзаменуемый использует теоретико-литературные понятия для анализа произведения; ошибки и неточности в использовании понятий отсутствуют 2

б) экзаменуемый включает в текст сочинения теоретико- литературные понятия,
но
не использует их для анализа произведения,
и / или допускает 1 ошибку в их употреблении

1

в) экзаменуемый не использует теоретико-литературные понятия;
или допускает более 1 ошибки в их употреблении.

0
3. Обоснованность привлечения текста произведения

а) текст рассматриваемого произведения привлекается разносторонне и обоснованно (цитаты с комментариями к ним, краткий пересказ содержания, необходимый для доказательства суждений, обращение к микротемам текста и их интерпретация, разного рода ссылки на изображённое в произведении и т.п.)

3

б) текст привлекается разносторонне,
но
не всегда обоснованно,
и / или имеются отдельные случаи привлечения текста вне прямой
связи с выдвинутым тезисом

2
в) текст привлекается только как пересказ изображённого 1
г) текст не привлекается, суждения текстом не обосновываются 0
4. Композиционная цельность и логичность изложения

а) сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов

3

б) сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически связаны между собой,
но
внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы

2

в) в сочинении прослеживается композиционный замысел,
но
есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями,
и (или) мысль повторяется и не развивается

1

г) в сочинении не прослеживается композиционного замысла, допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения

0
5. Следование нормам речи
а) речевых ошибок нет, или допущена 1 речевая ошибка; 3
б) допущены 2-3 речевые ошибки; 2
в) допущены 4 речевые ошибки; 1

г) количество допущенных речевых ошибок существенно затрудняет понимание смысла высказывания (допущено 5 и более речевых ошибок)

0
Максимальный балл 14

Часть 1. Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1-9.

Вот мы и дома, - промолвил Николай Петрович, снимая картуз и встряхивая волосами. - Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.

Поесть действительно не худо, - заметил, потягиваясь, Базаров и опустился на диван.

Да, да, ужинать давайте, ужинать поскорее. - Николай Петрович без всякой видимой причины потопал ногами. - Вот кстати и Прокофьич.

Вошёл человек лет шестидесяти, беловолосый, худой и смуглый, в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. Он осклабился, подошёл к ручке к Аркадию и, поклонившись гостю, отступил к двери и положил руки за спину.

Вот он, Прокофьич, - начал Николай Петрович, - приехал к нам наконец... Что? как ты его находишь?

В лучшем виде-с, - проговорил старик и осклабился опять, но тотчас же нахмурил свои густые брови. - На стол накрывать прикажете? - проговорил он внушительно.

Да, да, пожалуйста. Но не пройдёте ли вы сперва в вашу комнату, Евгений Васильич?

Нет, благодарствуйте, незачем. Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одежонку, - прибавил он, снимая с себя свой балахон.

Очень хорошо. Прокофьич, возьми же их шинель. (Прокофьич, как бы с недоумением, взял обеими руками базаровскую «одежонку» и, высоко подняв её над головою, удалился на цыпочках.) А ты, Аркадий, пойдёшь к себе на минутку?

Да, надо почиститься, - отвечал Аркадий и направился было к дверям, но в это мгновение вошёл в гостиную человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, чёрные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов. Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, - руку, казавшуюся ещё красивей от снежной белизны рукавчика, застёгнутого одиноким крупным опалом, и подал её племяннику. Совершив предварительно европейское «shake hands», он три раза, по-русски, поцеловался с ним, то есть три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щёк, и проговорил: «Добро пожаловать» Николай Петрович представил его Базарову: Павел Петрович слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил её обратно в карман.

Я уже думал, что вы не приедете сегодня, - заговорил он приятным голосом, любезно покачиваясь, подёргивая плечами и показывая прекрасные белые зубы. - Разве что на дороге случилось?

Ничего не случилось, - отвечал Аркадий, - так, замешкались немного. (И.С. Тургенев, «Отцы и дети»)

Назовите литературное направление, в русле которого развивалось творчество И.С. Тургенева и принципы которого нашли своё воплощение в «Отцах и детях».

1. К какому жанру относится произведение И.С. Тургенева «Отцы и дети»?

2. Как называется средство характеристики персонажа, строящееся на описании его внешности («На вид ему было лет сорок пять...»)?

3. Установите соответствие между персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ. ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА

A. Евгений Базаров

Б. Николай Кирсанов

B. Павел Кирсанов

1) получает ранение на дуэли

2) женится на сестре Одинцовой

3) умирает от тяжёлой болезни

4) женится на Фенечке

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А Б В

4. Как называется значимая подробность, являющаяся средством художественной характеристики (например, отмеченные автором база- ровский балахон и английский сьют Павла Петровича)?

5. Старший Кирсанов и Базаров с первых страниц произведения противопоставлены друг другу. Как называется приём резкого противопоставления, используемый в художественном произведении?

6. В начале приведённого фрагмента герои общаются между собой, обмениваясь репликами. Как называется данный вид речи?

Для выполнения заданий 8 и 9 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.Запишите сначала номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём - 5-10 предложений).

Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения. Выполняя задание 9, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

8. Как в данном эпизоде «Отцов и детей» намечается основной конфликт произведения?

9. В каких произведениях русской классики отображён конфликт между представителями разных поколений и в чём эти произведения можно сопоставить с тургеневскими «Отцами и детьми»?

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10-16.

Опять, как в годы золотые,

Три стёртых треплются шлеи,

И вязнут спицы росписные В расхлябанные колеи...

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые - Как слёзы первые любви!

Тебя жалеть я не умею И крест свой бережно несу...

Какому хочешь чародею Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет, - Не пропадёшь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты...

Ну что ж? Одно заботой боле - Одной слезой река шумней,

А ты всё та же - лес, да поле,

Да плат узорный до бровей...

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснёт в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка,

Когда звенит тоской острожной Г лухая песня ямщика!..

А.А. Блок, 1908

10. Назовите модернистское поэтическое течение, одним из ярких представителей которого являлся А.А. Блок.

11. Укажите номер строфы (порядковое числительное в именительном падеже), в которой поэт использует анафору.

Мне избы серые твои,

Т вои мне песни ветровые - Как слёзы первые любви!

13. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в четвёртой строфе данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) гипербола, 2) инверсия, 3) ирония, 4) эпитет, 5) звукопись.

14. Укажите размер, которым написано стихотворение А.А. Блока «Россия» (без указания количества стоп).

Для выполнения заданий 15 и 16 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ №

Запишите сначала номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём - 5-10 предложений).Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения.

Выполняя задание 16, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

15. Каким чувством проникнуто обращение поэта к России?

16. В каких произведениях русских поэтов создан образ России и в чём сходство и различие этих произведений со стихотворением А. А. Блока?

Часть 2. Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (17.1-17.3). В БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2 укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов). Опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения.

Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения.

17.1. Как в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» отражено столкновение мечты с действительностью?

17.2. В чём противопоставлены друг другу образы Катерины и Варвары? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза».)

17.3. Как в прозе М.А. Булгакова раскрывается тема нравственного выбора человека? (По роману «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита».)

Итак, в нашем варианте ЕГЭ по литературе задание 5 посвящено композиции произведения.

5. Как называется значимая подробность, являющаяся средством художественной характеристики (например, «тулуп», « сапоги», «платье»)?
Ответ:___________________________

Подробный разбор задания 5 вы можете посмотреть на видео.

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

В современном литературоведении термин «КОМПОЗИЦИЯ» произведения понимается по-разному. Не будем вдаваться в подробности каждого мнения литературоведческих школ, а только обозначим, что мы понимаем композицию в двух вариантах.

Первый вариант - широкое понимание композиции

Композиция - это общее построение художественного произведения - смысловые части, авторские деление на части и тому подобное.

Исходя из этого понимания композиции, мы можем обозначить в «Капитанской дочке» следующие композиционные части:

1. Деление на композиционные части по географическому принципу:

2. Деление на композиционные части по принципу взросления главного героя:

Как видно из приведенных примеров деления на композиционные части, широкое понимание термина КОМПОЗИЦИИ для точной работы с художественным текстом просто не годится. Каждый прочитавший в зависимости от понимания прочитанного составит свою, ни на что не похожую, композицию. Из этого можно сделать вывод, что широкое понимание термина КОМПОЗИЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ отличается субъективизмом, т.е. неточностью.

Второй вариант - узкое понимание композиции

Композиция - это расположение структурных элементов произведения, которые, служа авторскому замыслу, создают цельные художественные образы.

Какие основные структурные элементы произведения стоит выделить при анализе композиции произведения?

Название произведения - это элемент композиции, который служит основным ориентиром и смысловым акцентом произведения. В нашем случае название - «Капитанская дочка». А.С. Пушкин специально вынес в название вымышленного персонажа - капитанскую дочку Марью Ивановну Миронову.

Этот элемент композиции настраивает читателя на восприятия художественного замысла писателя. Это произведение не исторический труд, художественная реконструкция исторических событий.

Названия глав - это также структурный элемент композиции. С помощью этих названий писатель даёт читателю чувство предвкушения следующих событий. Например: название главы «Сержант гвардии» настраивает мысль читателя на кардинальные изменения в жизни главного героя.

Эпиграфы - это одновременно структурный элемент сюжета и композиции произведения. Эпиграф в сжатом виде даёт основной смысл произведения или его части. Особенностью композиции «Капитанской дочки» является обилие эпиграфов (эпиграф ко всему произведению и к каждой главе в отдельности).

Повествование - это цепочка событий, которые являются основой развития действия всего произведения. В «Капитанской дочке» повествование последовательно, без временных перестановок.

Описание - это вид речи художественного произведения, который отличается статичностью, обилием деталей, портретов, пейзажей и пр. Описание замедляет пространственно-временной континуум произведения, даёт возможность читателю осмыслить уже прочитанное.

Деталь - это важный для создания целостного художественного образа предмет (явление, подробность, вещь). В «Капитанской дочке» обилие деталей. с одной стороны, воссоздает быт того времени, например «кастрюлька с вареньем», «тулуп», «банные принадлежности»; с другой стороны, создают неповторимые художественные образы «красные сапоги», «белое утреннее платье» и пр.

Портрет - это совокупность деталей, которые создают внешность художественного образа, например: портрет Пугачева, портрет Гринева и пр.

Пейзаж - это совокупность деталей, которые создают образ природы. Особенность природных деталей может добавить характер пейзажу, например: враждебный пейзаж (метель, буран) во время езды Петра Гринева из дома в Оренбург. Обычно характер пейзажа предвосхищает последующие события.

Интерьер - это совокупность деталей внутреннего убранства помещения, например: интерьер избы, в которую их привел вожатый.

Экстерьер - это совокупность деталей внешнего состояния строения, здания, дома, например: экстерьер Белогорской крепости.

Рассуждение - это тип речи, который характеризуется отступлением от повествования. В рассуждении выясняются причинно-следственные связи описываемых в произведении событий. Например: рассуждения отца Гринева о судьбе своего сына.

Внутренний монолог - это рассуждения героя, которые не должны услышать другие герои произведения. Внутренний монолог, с точки зрения читателя, характеризует его психологическое состояние, например: внутренний монолог Петра Гринева на допросе.

Монолог - это рассуждения героя произведения. Монолог не рассчитан на ответ тех, к кому монолог обращен, например: монолог Марии Ивановны.

Диалог - это рассуждение двоих героев, которое осуществляется путем обмена репликами, например: диалог Петра Гринева и Пугачева по пути в Белогорскую крепость.

Полилог - это рассуждение нескольких (более двух) героев произведения, которое так же, как и диалог, осуществляется с помощью обмена репликами, например: полилог на военном совете Пугачева, на котором присутствовал Гринев.

Письмо - это разновидность монолога, которое дано в виде записи, т.е. письма, например: письмо отца Гринева Савельичу.

Также в качестве композиционных частей можно считать фольклорные элементы: песни, сказки, легенды, пословицы, загадки и пр. Например: песня «Не шуми, мати зеленая дубровушка…» или калмыцкая сказка, которую рассказал Пугачев Гриневу.

Всем перечисленным композиционные элементы не исчерпываются. В каждом отдельном произведении наличие композиционных частей будет своим собственным, в этом и будет проявляться особенность композиции.

Вконтакте